16.5. Конституционный статус президента Италии

Конституционный статус президента определяется пар­ламентской формой правления Итальянской Республики. Конституцией предусмотрен непрямой порядок избрания президента. Он избирается парламентом на совместном заседании палат с участием представителей областей, из­бираемых областными советами. От одной малочислен­ной области Балле д’Аоста направляется один делегат, от остальных — по три делегата. Избрание проводится тай­ным голосованием, квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Главой государства становится, как правило, популярный политик общенационального уровня, поль­зующийся доверием парламента и общественности.

Президентом может быть избран любой гражданин, ко­торому исполнилось 50 лет (по новым конституционным поправкам — 40 лет, но они еще не вступили в силу) и ко­торый обладает гражданскими и политическими правами. Пост главы государства несовместим с какой-либо другой должностью. Срок его полномочий —

семь лет. Допускает­ся неоднократное переизбрание.

По Конституции Италии президент «является гла­вой государства и представляет национальное единство» (ст. 87). Помимо выполнения обязательных церемониаль­но-представительных функций президент наделен зна­чительными полномочиями. Он является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном совете обороны и Высшем совете магистратуры. Функции президента, когда он не в состоянии их выполнять, осу­ществляются председателем сената.

Как глава государства президент назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает выборы обеих палат парламента, ратифицирует международные договоры с предварительной санкции пар­ламента, обладает правом помилования.

В законодательной области президент промульгирует (обнародует) принятые парламентом законы, издает одоб­ренные правительством декреты, обладающие силой закона. Следует обратить внимание на прямое указание в Консти­туции Италии (ст. 89) об обязательности контрасигнатуры актов президента, т.е. все акты, издаваемые главой госу­дарства, должны быть подписаны соответствующими ми­нистрами, ответственными за этот акт.

В отношении парламента у него две основные прерога­тивы — право роспуска одной или обеих палат парламента и право требовать повторного рассмотрения законопроек­тов.

В соответствии с конституционными нормами законо­проект может быть отвергнут только на стадии его рас­смотрения палатами. Президент не вправе отказаться про-мульгировать законопроект, одобренный обеими палатами парламента, а лишь может потребовать его повторного рас­смотрения. Однако это отлагательное вето преодолевается простым большинством голосов.

В области функционирования исполнительной власти президент назначает и освобождает от должности предсе­дателя Совета министров (председателя правительства), назначает по представлению последнего министров и госу­дарственных секретарей.

В сфере регулирования вопросов регионального разви­тия президент наделен правом роспуска представительных органов областей — областных советов при условии выне­сения соответствующего постановления совместной комис­сией представителей обеих палат парламента.

В соответствии со ст. 90 Конституции Италии президент Итальянской Республики не ответственен за действия, со­вершенные при исполнении своих обязанностей. Президент несет ответственность только в случае государственной из­мены или посягательства на Конституцию Республики.

studfiles.net

порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.

Президент Итальянской Республики (итал. Presidente della Repubblica Italiana) — глава государства, представитель национального единства и гарант конституции 

ИталииПрезидент является конституционным органом государства, который избирается на совместном заседании палат Парламента Италии. Срок полномочий президента — 7 лет.

В конституции Италии установлено, что президентом может быть гражданин Итальянской Республики не моложе 50-ти лет и обладающийгражданскими и политическими правами.

Пост президента республики несовместим с какой-либо другой должностью.

Резиденция президента Италии находится в Риме, в Квиринальском дворце. Президенты располагают поместьем в Кастель Порциано, вблизи Рима, и Виллой Росбери в Неаполе.

В настоящее время президентом Италии является Джорджо Наполитано, 11-й человек, занимающий эту должность.

После отставки президенты Италии получают должность пожизненного сенатора и почётную должность Почётного президента Итальянской Республики.

Выборы

Президента избирает специальная коллегия выборщиков, состоящая из сенаторовидепутатовПарламента, заседающих вместе с представителями провинций. В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства. ОбластьВалле-д’Аостаимеет одного делегата.

В первых трёх турах голосования требуется не менее 2/3 голосов для избрания кандидата. Если президент не избран в течение трёх туров, в последующих требуется простое большинство голосов (50% + 1 голос).

За тридцать дней до истечения этого срока председатель Палаты депутатов созывает Парламент и делегатов от областей на совместное заседание для избрания нового президента республики.

Если палаты распущены или когда до истечения их полномочий остается меньше трех месяцев, выборы проводятся в течение пятнадцати дней после созыва новых палат. На это время продлеваются полномочия президента, находящегося в должности.

Если президент Италии не может исполнять свои обязанности, то его полномочия переходят к председателю Сената.

Президент вступает в должность после принятия Присяги.

Полномочия президента

В конституции перечислены все полномочия президента.

К компетенции главы государства относятся следующие вопросы:

  1. Может направлять палатам послания.

  2. Назначает выборы палат Парламента и определяет день их первого заседания.

  3. Санкционирует представление палатам правительственные законопроекты.

  4. Подписывает законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления. (Акты президента Италии не действительны, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны, а акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются такжепредседателем Совета министров).

  5. Назначает народный референдумв случаях, предусмотренных конституцией.

  6. Назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства.

  7. Аккредитует и принимает дипломатических представителей,

  8. Ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях — с предварительного разрешения палат Парламента.

  9. Объявляет, по решению палат Парламента, состояние войны.

  10. Осуществляет помилованиеи смягчение наказания.

  11. Награждает государственными наградами Италии.

  12. Заслушав председателей палат Парламента, может распустить обе палаты или одну из них. (Не может воспользоваться этим правом в последние шесть месяцев своих полномочий.)

  13. Назначает 1/3 судей Конституционного суда Италии.

Президент является:

  1. Командующим Вооружёнными силами,

  2. Председателем Верховного совета обороны,

  3. Председателем Высшего совета магистратуры.

Президент Италии не ответствен за действия, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену или посягательство на конституцию. В таких случаях он предается суду Парламентом на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов его членов.

studfiles.net

55. Парламент Италии и его постоянные комиссии.

Высшая законодательная власть при­надлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат — Палаты депута­тов и Сената.

Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирает­ся на основе всеобщего, равного, пря­мого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритар­ной системе относительного большин­ства, 155 мест — по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты — 5 лет. Полномочия могут быть продле­ны «только в законодательном порядке и лишь в случае войны» (ст. 60 Консти­туции). Первое заседание палаты прово­дится не позднее 20-го дня после выбо­ров; на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента на­делены правом не только рассматри­вать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодатель­ную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.

Сенат республики — верхняя палата Парламента, 315 членов которой изби­раются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относитель­ного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по про­порциональной системе (до референду­ма 1993 г. по этому вопросу система вы­боров в Сенат была чисто пропорцио­нальной). Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не от­кажется от этого» (ст. 59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат по­жизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину дости­жениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному прин­ципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные ко­миссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов.

Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как прави­ло, в первый будний день февраля и ок­тября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако, каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст. 64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательст­ва, на равных началах ежегодно утвер­ждают бюджеты и отчеты об их испол­нении (ст. 81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление со­стояния войны и наделение Правитель­ства необходимыми полномочиями. Па­латы ратифицируют международные до­говоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представ­ляющим общественный интерес.

Для руководства своей работой каждая палата избирает из своих членов председателя, четырех его заместителей, трех кве­сторов и трех секретарей. Все они образуют Бюро палаты. Со­гласно регламентам Палаты депутатов и Сената Республики в Бюро должны быть представлены все парламентские группы.

Бюро утверждает проект бюджета Парламента, решает вопро­сы, связанные с формированием парламентских групп и комис­сий, устанавливает правила внутреннего распорядка, функцио­нирования различных служб.

Для создания парламентской группы, представленной в парла­менте партии, необходимо, как правило, не менее 20 членов в Палате депутатов и 10 в Сенате. Допускается образование парла­ментских групп и в меньшем составе, если ее члены представля­ют партию, которая на выборах получила не менее 300 тыс. голо­сов избирателей по стране в целом.

Депутаты и сенаторы, не вошедшие в ту или иную партийную парламентскую группу, могут образовать единую смешанную груп­пу, которая пользуется теми же правами, что и другие парламент­ские группы.

В каждой палате образуются постоянные комиссии. Главной функцией постоянных комиссий Парламента, которые форми­руются на основе пропорционального представительства парла­ментских групп, является подготовка, рассмотрение и одобрение законопроектов для их последующего направления в палаты. Постоянные комиссии палат парламента получили право окончательно принимать законопроекты и тем самым превратились в своеобразные законодательные собрания. На практике «принятие законов комиссиями стало правилом, в то время как принятие законов парламентом- исключением».

Основное правомочие Парламента — принятие законов. В осуществлении законодательной функции совместно и по­следовательно участвуют обе палаты Парламента. Предусмотрен и соответствующий двойной порядок одобрения рассмотрения законопроектов и, собственно, одобрения законопроектов.

Любой законопроект первоначально рассматривается в одной из палат Парламента и в случае его одобрения направляется для прохождения аналогичной процедуры в другую палату. Сама же процедура утверждения законов в каждой из палат состоит из трех последовательных этапов: законодательной инициативы, утверждения законопроекта в одной из палат и его принятия в другой палате.

Законопроект прохо­дит несколько чтений. В ходе первого оглашаются наименование и цель зако­нопроекта, и решается вопрос о приня­тии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее за­конопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит вто­рое чтение, — комиссия обсуждает за­конопроект, вносит в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение — обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосова­ние по нему. В случае разногласий меж­ду палатами для выработки общего мне­ния создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По ре­шению палат третье чтение законопро­екта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законо­проекты, законопроекты об утвержде­нии бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную ко­миссию. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон поступает на ут­верждение Президента. Закон публику­ется в месячный срок со дня утвержде­ния и вступает в силу на 15-й день по­сле опубликования, если в самом зако­не не установлено иное.

Еще одно важное правомочие парла­мента — контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (ин­терпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, произ­водимых следственными комиссиями.

Конституция предусматривает две процедуры принятия зако­нов: обычную, согласно которой законопроект после его обсуж­дения в соответствующих комиссиях палаты утверждается самой палатой, и срочную. В этом случае, как рассмотрение, так и утвер­ждение законопроекта осуществляется непосредственно в ко­миссиях, если иного порядка не потребует правительство или одну десятую часть членов палаты.

Итальянская конституционная практика в целом последова­тельно следует принципу разделения властей, вместе с тем в от­дельных случаях уполномочивает правительство в случае необхо­димости и срочности принимать временные декреты, наделенные силой закона. Однако такие декреты должны быть в день их при­нятия представлены в Парламент для последующего утвержде­ния. В этом случае Парламент, даже если он распущен, должен собраться в течение пятидневного срока. Если правительствен­ный декрет не получит законодательного утверждения в течение 60 дней, то он теряет силу уже с момента опубликования. Тем не менее палаты Парламента могут регулировать законом правовые отношения, возникшие на основе декрета, даже не получившего силу закона.

В определении статуса депутатов Парламента Конституция следует утвердившемуся в европейской конституционной прак­тике принципу, согласно которому каждый член Парламента представляет нацию и не связан так называемым «обязываю­щим мандатом» при выполнении своих парламентских функций (ст. 67).

Члены Парламента не могут подвергаться преследованию за выраженные ими мнения и за свое голосование при выполнении парламентских функций. Конституция предоставляет парламен­тариям самые широкие иммунитеты от уголовной ответственно­сти. Запрещается, в частности, привлекать члена Парламента к уголовной ответственности без санкции соответствующей пала­ты Парламента.

Работа Палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На со­вместные заседания Парламент собирается только в случаях, ус­тановленных Конституцией. Это — избрание президента Рес­публики, принятие им присяги на верность Республике, рас­смотрение обвинений президента в государственной измене и в посягательстве на Конституцию, предание суду Парламента председателя Совета министров и членов правительства за пре­ступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, формирование Конституционного суда.

Глава государства ИталииПрезидент Рес­публики. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большин­ством голосов. Срок президентских полномочий — 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст. 84) Президентом мо­жет быть избран любой гражданин, дос­тигший 50 лет и пользующийся граж­данскими и политическими правами. Правомочия главы государства установ­лены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц го­сударства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верхов­ным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей ино­странных государств. Президент облада­ет также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует за­коны, принятые Парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских зако­нов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время ис­полнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Кон­ституцию. Акты Президента должны быть скреплены подписью соответст­вующего министра, который несет за них ответственность.

studfiles.net

Президент Италии распустил парламент страны — Международная панорама

ТАСС, 28 декабря. Президент Италии Серджо Маттарелла подписал указ о роспуске парламента республики. Об этом говорится в распространенном в четверг заявлении пресс-службы президента.

«Президент республики Серджо Маттарелла, заслушав спикеров двух палат парламента, в соответствии с 88 статьей конституции, подписал указ о роспуске Сената (верхней палаты парламента — прим. ТАСС) и Палаты депутатов (нижней палаты парламента — прим. ТАСС), который также был подписан председателем Совета министров Италии (Паоло Джентилони — прим. ТАСС)», — говорится в сообщении.

Маттарелла также подписал указ о проведении парламентских выборов в стране 4 марта 2018 года. 

О возможном роспусе парламента на протяжении нескольких недель писали итальянские СМИ. При этом, как подтвердил ранее в ходе пресс-конференции по итогам года премьер-министр Паоло Джентилони, правительство Италии подавать в отставку не будет.

Нынешний роспуск носит технический характер, и даже несмотря на то, что формально срок этого созыва парламента истекает в марте 2018 года, по сути его мандат завершен с принятием закона о бюджете. На стадии обсуждения остался лишь законопроект о предоставлении гражданства детям мигрантов, рожденным или живущим и учащимся в Италии на протяжении более пяти лет (ius soli — лат. по праву земли). Этот документ, предложенный правящей Демократической партии (ДП), вызвал серьезную полемику среди политических сил и в результате был заблокирован в верхней палате (Сенате).

Никто не ожидал, что нынешний парламент, избранный в 2013 году в результате голосования, в котором фактически не оказалось победителя, проработает весь положенный срок. Этот созыв вошел в республиканскую историю как «самый сложный и непредсказуемый, рожденный мертвым после «непобеды» ставшей правящей ДП» (которой в итоге пришлось пойти на коалиционное правительство с оппонентами из правого центра, также в свою очередь на определенном этапе расколовшегося). За время работы этого созыва парламента сменилось три премьера — Энрико Летта, Маттео Ренци и Паоло Джентилони.

Несмотря на противоречия, этот вариант итальянского парламента, как отмечает газета La Stampa, смог одобрить ряд важных реформ, чего ранее не удавалось ни разу в течение одного мандата. Одной из одобренных обеими палатами была избирательная реформа, предполагавшая устранение двухпалатной системы, которая в итоге не получила поддержки итальянцев на референдуме. В результате закон пришлось снова корректировать, и по нему состоятся новые выборы. Учитывая нынешний расклад политических сил и рейтинги популярности, есть риск, что повторится ситуация 2013 года, когда ни одна партия и коалиция не смогла самостоятельно сформировать правительство.

tass.ru

В каких странах должность Президента-номинальная? Реально не управляет государством?

В государствах, являющихся по своему конституционному строю ПАРЛАМЕНТСКИМИ РЕСПУБЛИКАМИ, где вся полнота власти принадлежит ПРАВИТЕЛЬСТВУ во главе с ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ.
Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль) .
Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах) , является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и не обязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

otvet.mail.ru

особенности избрания и статус — КиберПедия

 

Главой государства в Италии является президент, который избирается на 7-летний срок с возможностью неограниченного переизбрания (однако на практике в истории Италии все президенты избирались только на один срок). Президента Италии избирает особая коллегия, в состав которой входят все члены парламента (Палаты депутатов и Сената), а также представители областей (по 3 от каждой и 1 от области Валле д’Аоста), избираемые областными советами.

В отличие от аналогичной коллегии в ФРГ, где число членов парламента равно числу представителей земель, в Италии наблюдается явная диспропорция – 945 членов парламента (без учета пожизненных сенаторов) против 58 представителей областей. Фактически президент Италии избирается членами парламента, однако символическое присутствие делегатов от областей придает итальянскому президенту большую легитимность, чем если бы он избирался только парламентом. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать не менее 2/3 голосов членов коллегии. После трех голосований для избрания достаточно более 50% от общего числа членов коллегии. Особенностью Италии является то, что в этой стране установлен самый высокий возрастной ценз для занятия должности президента – 50 лет.

Президент Италии представляет государство как внутри страны, так и за рубежом; формально назначает премьер-министра и министров (по воле парламента), иных должностных лиц; выполняет церемониальные функции; имеет право роспуска парламента либо одной из его палат; промульгирует законы, издает декреты, издает декреты, имеющие силу закона;[11] в предусмотренных конституциях случаях назначает референдум; является главнокомандующим

В отношениях с судебной властью – председательствует в Высшем совете магистратуры, а также имеет право помилования и смягчения наказаний.

Поскольку для Италии характерны частые правительственные кризисы, неразрешимые межпартийные противоречия, парализующие работу парламента, периодически возникает необходимость либо в арбитре, либо в досрочном роспуске парламента и проведении новых выборов. Здесь роль президента незаменима. За последние 50 лет именно президент принимал окончательное решение – добивался отставки непопулярных премьер-министров, мирил фракции и очень часто шел на крайнюю меру – распускал парламент и назначал новые выборы.

Все акты президента (кроме акта о роспуске парламента) должны подвергнуться контрассигнации (совместной подписи) премьер-министра или соответствующего министра.



Теоретически конституция предусматривает ответственность президента за нарушение конституции и государственную измену. В этом случае парламент на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа его членов принимает решение о предании президента суду.

Парламент Италии не может быть распущен в последние 6 месяцев полномочий президента. Это правило не действует, если последние 6 месяцев полномочий президента «пересекаются» с последними 6 месяцами полномочий парламента.

 

Правительство Италии

 

Высшую исполнительную власть в Италии осуществляет Совет министров (правительство) Италии. Председатель правительства назначается на должность президентом Италии с учетом расстановки политических сил в обеих палатах парламента (поскольку обе палаты избираются почти по одинаковой системе, то в них представительство партий примерно одинаковое и должность главы правительства предлагается лидеру победившей партии или представителю коалиции, имеющей большинство). Затем президент по представлению премьер-министра назначает министров, после чего Совет министров представляется для утверждения парламенту.

Особенности формирования правительства Италии заключаются в том, что правительство сначала формируется, а затем утверждается парламентом. Правительство также утверждается в обеих палатах парламента (в других странах правительство обычно утверждается только в одной – «нижней» палате). Совет министров Италии несет ответственность перед обеими палатами парламента, и если хотя бы одна из палат вынесет вотум недоверия правительству, оно уходит в отставку.

Несмотря на то, что указанная система государственных органов Италии («сильный» двухпалатный парламент, правительство, «церемониальный», но достаточно «сильный» президент) существует более 50 лет, в Италии назревает политическая реформа.



В 2002-2005 гг. был разработан проект конституционной реформы, который предусматривал расширение прав премьер-министра, повышение самостоятельности регионов и изменение баланса полномочий между верхней и нижней палатами парламента. В 2006 г. В Италии был проведен референдум по вопросу об изменении итальянской конституции. Его результаты показали, что две трети избирателей проголосовали против предложенных изменений, и реформа не состоялась.

 

cyberpedia.su

В чём разница между президентской республикой и парламентской республикой?

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты такой формы правления:

Внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США) ,
внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США) , или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку) , но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству.

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль) . Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *