Наследие янычар (холодное оружие)
Янычарский топор и топорики младших офицеров. XVI-XVIII в.
Кроме топоров рядовых янычар, в музеях России находится большое количество небольших топориков, богато украшенных и с боевой точки зрения абсолютно нефункциональных. Они были принадлежностью невысоких офицерских чинов турецкой армии. Сохранились рисунки и гравюры с изображениями младших офицеров с такими топориками. Этот обычай полностью соответствует тому, как аналогичные топорики использовались в Польше, на Дону, на Украине, в Чехии и т.д. Старшие же командиры, высшие чины турецкой армии, и, в частности янычарского корпуса, в качестве символа своей власти имели булавы. Некогда булавы применялись для проламывания доспехов противника, но с ликвидацией таковых они стали богато декорироваться и превратились в наиболее эффектные принадлежности высших командиров.
Символ власти высших чинов турецкой армии — булава. XVIII век.
Вызывают интерес навершия в виде двойного топора, которые являются чисто декоративными и к оружию прямого отношения не имеют. Тем не менее их форма дает право внести данные предметы именно в этот раздел. (вверху страницы)
Основная масса казенного и, следовательно, янычарского вооружения хранилась в арсенале, устроенном турками в церкви Св. Ирины в Константинополе. Арсенал имел свое клеймо в виде круга с тремя чуть расходящимися полосами и полумесяцем на верхней части центральной полосы. Э. Ленц, приводя это клеймо в своем труде, пишет, что такими клеймами помечали оружие, хранившееся во всех правительственных складах Турции.
Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар ятаган. Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?
В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом. Э.Г. Аствацатурян, крупнейший специалист в области восточного оружия, в одном из своих устных выступлений в начале 1970х годов убедительно доказала, что ятаган не являлся оружием. Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик. Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган, опубликованный в ньюйоркском издании «Swords and Hilt Weapons» («Мечи и ручное холодное оружие»), атрибутирован как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году. Необходимо также отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.
Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости. Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IVIII веками до н. э. В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а «лучшим оружием кавалериста» стала несколько позже. Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.
Кукри — традиционное вооружение гуркхов
Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад. Объяснить это лишь генетической памятью сложно, и поэтому возникает необходимость выяснить, не встречается ли подобная форма в рукоятях ножей еще гделибо и когдалибо. При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора VIV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает «длинный нож».
«Уши» кавказских шашек
Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем это бык (точнее, тур ископаемый бык). Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка. Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) это не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка тотема своего племени.
После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор на севере. Так, на знамени великого моурави Георгия Саакадзе (15801629) был изображен бык. Да и недаром такой ответственный, если так можно сказать, ритуал в Грузии, как возлияние, не обходится без рога. Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов. Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, кадж изготавливался в форме кошачьего клыка. Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога. Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов «танцующих дервишей», как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.
Не меньший интерес вызывает обычно и сабля, носящая имя «меч зульфикар» и являющаяся одним из главных символов ислама. Согласно мусульманскому преданию, пророк Мухаммед вынужден был вести войны с племенами, не желавшими принимать новую веру. Через два года после хиджры бегства Мухаммеда из Мекки, вероятно, в сражении при Бадре (624), ему удалось отнять у вождя противников меч с двумя клинками. В руках пророка этот клинок приобрел неслыханную силу, отчего позднее его и назвали «зульфакар» (то есть «имеющий спинной хребет»). Впоследствии Мухаммед подарил его своему племяннику Али, и поэтому меч также называют «мечом Али». «И он, как рассказывают, имел саблю, которую называл Зульфикари, дивной остроты и такой твердости, как они рассказывают, что на что бы Али ее ни обрушил, будь то железо или сталь, все перед ней было, как паутина. А другие рассказывают, что его жена Фатима была великая чародейка и онато своим волшебством и придавала такую остроту этой сабле». Взятые из Корана слова «Нет богатыря, кроме Али, нет меча, кроме зульфакар» часто встречаются выгравированными на предметах оружия. Что представлял собой трофей пророка, сказать трудно, ибо описание его в Коране отсутствует. Вероятнее всего, это могло быть двуклинковое оружие, получившее некоторое распространение в Африке. Тем не менее его стали изображать в виде сабли с раздвоенным примерно от середины клинком.
Сабля «зульфикар». Златоуст, 1837 год. Нам не удалось обнаружить монографий, которые рассматривали бы частные вопросы вооружения какихлибо турецких подразделений или даже освещали бы самые общие вопросы происхождения восточного оружия, перечисляли бы их различные национальные или хронологические признаки. Этот факт может быть связан с разного рода религиозными запретами, до сих пор существующими в некоторых мусульманских странах. Европейские исследования о восточном оружии довольнотаки поверхностны и противоречивы. Все это и подтолкнуло нас к тому, чтобы предложить вниманию читателя в описании янычарского оружия не только проверенную информацию, но и гипотезы, сколь бы невероятными на первый взгляд они ни выглядели.
1 2
Вас может заинтересовать:
Оставить сообщение:
К сведению…
Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, влечет уголовную ответственность по статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вас может заинтересовать:
© 2018 pro-kop.ru • Карта • Почта
www.pro-kop.ru
Старинное холодное оружие Турции | Русский Париж
Виртуальная галерея старинного антикварного оружия Дарданелльской операции союзников 1915 года и Русской Армии в Галлиполи 1920-1923 гг.
Ятаган начала XIX века
Ататюрк, подполковник Мустафа Кемаль в Первую Мировую с уставным холодным оружием
Во время Дарданелльской операции (Первая Мировая война) большинство военнослужащих турецкой армии использовало «уставное» холодное оружие — сабли и штык-ножи. Но турки глубоко чтят свои традиции предков. Посещение кладбищ в памятные дни происходит и по сей день. Во время Первой Мировой войны турецкая армия уже скажем так, «отставала» по вооружению от армии союзников, использовала устаревшие модели вооружения и техники. Но был и другой аспект — «морально-политический». Многие солдаты и офицеры турецкой армии имели сильные семейные военные традиции, когда отцы, деды и прадеды служили и воевали за свою Империю. Вместе с семейными традициями передавалось и оружие отцов-дедов следующему поколению турецких воинов. Такая же традиция существовала и в Российской Империи, когда казаки использовали «оружие дедов». Это было почетно, престижно и вдохновляло воинов на подвиги и продолжение воинских традиций семьи. Для России «национальным» оружием казаков были шашка и кинжал. Для Турции — ятаган, большой кривой турецкий кинжал. Состоял на вооружении стран Ближнего Востока, Балканского полуострова, Южного Закавказья и Крымского Ханства (!).
Ятаган. Фрагменты истории
В основном ятаган известен как специфическое оружие турецких янычар. По легенде, султан запретил янычарам носить в мирное время сабли. Янычары обошли этот запрет, заказывая боевые ножи длиной в руку. Так и появился турецкий ятаган. Ятаганы использовали пехотинцы (янычары именно и были гвардейской пехотой) в ближнем бою.
Ятаган, казаки и «трофеи дедов»
Ятаганы попадали к запорожцам как трофеи после удачных походов. С тех пор ятаган стал считаться одним из главных «казачьих трофеев дедов».
Ятаганы в Первую Мировую войну, Дарданелльская операция.
Известно несколько случаев, когда при отсутствии патронов турецкие воины с криком «Имши Ялла» бросались в рукопашную на войска британцев и АНЗАК. Штыки, сабли и ятаганы были основным оружием таких атак. В Военном Музее Гелиболу имеются ятаганы, найденные на месте сражений Галлиполийской битвы.
Старинное холодное оружие, найденное на местах боев Первой Мировой войны в Гелиболу.
Как видно на фото, состояние у такого старинного оружия — «археологическое». В нашей галереи старинного оружия Гелиболу мы приводим ятаганы в том состоянии, в каком они были в Первую Мировую войну и ранее. И конечно, прежде всего «ятаганы дедов», скажем так, «не простых турок», а из древних известных родов с воинскими традициями.
Ятаган начала XIX века.
Ятаганы такого типа использовались (ну конечно, ВИП-воинами) во всех войнах XIX века и даже в Первую Мировую войну.
Ятаган. Начало XIX века. Турция (Османская Империя)
Ятаган -клинковое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком, имеющим двойной изгиб; нечто среднее между саблей и тесаком. В ножнах ятаган выглядит вот так. Еще один вид ятагана в ножнах с другой стороны.
Ятаган в ножнах
Форма рукояти ятагана не дает оружию вырваться из руки при рубящем ударе (как на казачьей шашке). Ятаган при нанесении рубящих ударов под действием центробежной силы стремится «вырваться» из рук. Чтобы воин мог дольше наносить рубящие удары, рукоять полностью охватывала нижнюю часть ладони, образуя специфические расширения («уши»), а иногда продолжалась и упором под вторую руку, который располагался и вовсе перпендикулярно прямой части клинка.
Предмет очень интересный. На лезвии вытравлены даже цитаты из Корана (?)
На клинке ятагана вытравлены арабской вязью имя мастера, может владельца и видимо, цитата из Корана. Современные турки не могут читать надписи до 1923 года арабскими буквами. 🙁 Будем признательны за перевод 🙂
рукоять ятагана и Травление на клинке
Ятаган предоставлен галереей “Военная мысль” ( www.milart.ru ) Похожий имеется в коллекции ГИМ.
paris1814.com
Турецкие доспехи и оружие » Страница 4 » SwordMaster
загрузка…
Немного турецкого оружия
Основным оружием ближнего Оттоманской империи являлась сабля-Килидж (турецк. Kılıç буквально переводится как меч), характеризующаяся широким толстым искривленным у последней трети клинком. Клинок этой сабли также очень часто имел расширение у острия и сильное расширение у обуха. Рукоять турецкой сабли выделялась навершием загнутым к мизинцу, а также наличием перекрестья у гарды. Изгиб навершия позволял держать саблю даже очень уставшей в бою рукой практически на мизинце, а перекрестье надежно удерживало клинок в ножнах и позволяло во время боя перехватывать клинки противника.
В качестве вспомогательного оружия использовались различные виды кинжалов, конечно короткие рубяще-режущие мечи и кинжалы (в зависимости от размера) ятаганы (турецк. yatağan).
Самым известным турецким оружием является турецкий сложносоставной лук (турецк. Yay).
Подробное описание османского турецкого оружия выходит за рамки данной публикации.
Турецкие щиты
Турецкие щиты были в основном двух видов плетенный из ивовых прутьев и цельностальной. Прутья ивовых щитов сплетались нитью, а в центре всегда крепился стальной умбон. Турецкие щиты традиционно называли калкан (kalkan) от монгольского глагола означающего «плести», даже когда они были полносттью стальные. Стальне щиты чаще всего не имеют умбонов, потому что такой щит сам по себе весь умбон.
Щиты с внутренней стороны имеют подушку под руку и как минимум пару ремешков.
Стальные щиты, украшенные воронением, золочением, омеднением. 16-17 век. Музей Топкапу-Сарай. Стамбул |
Литература
Рассел Робинсон. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения Издательство: Центрполиграф. 2006 год.
Э. Г. Аствацатурян. Турецкое оружие. Атлант. 2002 год.
Джордж Камерон Стоун. Оружие и доспехи всех времен и народов. Астрель. 2010 год.
загрузка…
swordmaster.org
Ятаган турецкий старинный Османской империи
Описание:
Экспертное заключение.
Ятаган турецкий.
Османская империя, Балканы (Босния и Герцеговина),
1863/64 гг.
Размеры ятагана:
Общая длина – 700 мм.
Длина клинка с рукоятью – 644 мм.
Длина клинка без рукояти – 532 мм.
Ширина клинка у пяты – 32 мм.
Длина ножен – 668 мм.
Сталь, серебро, латунь, медь, железо, олово, кость, дерево, кожа.
Сохранность: отсутствует правая пяточная накладка на клинок, потёртости ножен, ослаблено крепление рукояти.
Описание ятагана:
Клинок.
Клинок ятагана стальной, двудольный (два узких мелких дола проходят вдоль края широкого обуха на неполную длину клинка) с характерным обратным изгибом и заточкой по вогнутой стороне (боевой конец на линии обуха), эффективно обеспечивающий режущее и рубящее действия оружия.
На клинке с левой стороны под долами в насечном картуше сложной декоративной формы инкрустирована серебряной наводкой надпись арабской графикой:Сделал Мухамад, владелец Али, 1279. На противоположной стороне выгравирована 6-конечная звезда в медальоне – традиционный элемент тюркского орнамента. На обухе четыре проточенных желобка, сгруппированные по два.
Эфес.
Гарда ятагана отсутствует. Рукоять костяная, цельная, с Т-образными скошенными выступами-«ушами» на конце, предохранявшими руку бойца от соскальзывания в момент режущего удара, закреплена на плоском хвостовике тремя заклёпками. По заглублённым торцевым поверхностям рукояти (поверх, снизу и между «ушами») проложен широкий листовой оклад из лужёной меди, украшенный напаянным филигранным орнаментом, выпуклыми розетками и кастами с алыми кораллами.
Часть хвостовика ниже костяной рукояти забрана медной лужёной втулкой-обоймицей округлого сечения, спаянной оловом с окладом и пяточной накладкой на клинок (правая накладка не сохранилась). Их поверхности также украшены поясками филигранного орнамента, розетками, вставкой зелёного стекла в касте (на пяточной накладке).
Ножны.
Ножны ятагана деревянные, обтянутые зашитой на левой стороне кожей и украшенные металлическим (железным) прибором – устьем и завершением с коническим наконечником. К устью с левой стороны припаяна петля для подвеса.
Выводы экспертизы:
По характерным формам клинка и рукояти, а также особенностям орнамента данное изделие может быть атрибутировано как османский (турецкий) ятаган, изготовленный, согласно надписи на клинке, в 1279 году. Хиджры (1863/64 гг. Р.Х.) мастером Мухаммадом для некоего Али. Судя по характеру филигранного орнамента, местом изготовления ятагана, скорее всего, являлся Балканский полуостров (области Боснии и Герцеговины).
Ятаганы (тур. Yatağan, букв. «укладывающий») были клинковым оружием янычарского корпуса в Османской империи и известны с XVI века. Благодаря двойному изгибу клинка они совмещают типологические признаки меча и сабли, будучи равно пригодными для нанесения режущих и рубящих ударов в ближнем бою. Свою характерную форму они приобрели ко второй половине XVII века, а массовое производство ятаганов достигло пика на рубеже XVIII-XIX столетий. После уничтожения корпуса янычар в 1826 году ятаганы продолжали использоваться в османской армии до конца 70-х гг. XIX века., когда были вытеснены сабельным оружием европейского типа.
Ятаганы были предметом личного вооружения, поэтому на их клинках рядом с именем мастера нередко вырезалось имя владельца; кроме того, они часто украшались цитатами из Корана и благочестивыми надписями.
Ятаган представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования турецкого холодного оружия.
Атрибуция турецкого (османского) выполнена на основании визуального обследования пред-мета, без полного либо частичного демонтажа.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – ятаган османский 1863/64 гг. – представляет собой культурную ценность.
Купить ятаган в подарок мужчине это значит сделать ему более нечто чем приятное, каждый из них слышал в детстве о страшных турецких ятаганах рубящих всех и вся. Турецкое холодное оружие весьма разнообразно и изысканно, турецкий ятаган один из них. Магазин военного антиквариата Ватерлоо представляет только подлинные предметы антикварного холодного оружия с экспертными заключениями аттестованных экспертов Министерства Культуры РФ.
waterloo-collection.ru
Ятаган
Ятаган – это колюще-режущее длинноклинковое оружие, «турецкий меч», имеющее одностороннюю заточку и двойной изгиб клинка. Первый известный ягатан относится к 1526 году, принадлежал он султану Османской империи Сулейману Великолепному.
Слово ятаган в переводе с турецкого языка означает «укладывающий спать». История появления ятагана связана с запретом повседневного ношения сабель янычарами – гвардейскими пехотинцами османов – в мирное время. Янычары, чтобы обойти этот запрет, заказывали у оружейных мастеров боевые ножи длиной не больше руки – напоминающие нечто среднее между саблей и тесаком. Роскошное украшение ятаганов поражало даже богатейшие оружейные дома Европы.
Изогнутые клинки с внутренней заточкой были известны и раньше – древнегреческий копис, непальский кукри, дрвенерусский подсаадачный нож, испанская фальката и другие виды холодного оружия. Главным отличием ятагана является его одинаковая ширина по всей длине клинка (чего не наблюдается у упомянутых ножей и мечей), но общая конструкция у них схожая – так что ятаган вовсе не является абсолютно уникальным в своем роде оружием. Также ошибочным является мнение, что ятаган – оружие исключительно турецкий меч: его использовали многие армии Ближнего и Среднего Востока, балканцы, казаки и запорожцы.
Ятаган предназначен для нанесения всех видов ударов, причем для режущего – использовалась вогнутая часть клинка, а для рубящего – выпуклая дуга лезвия, что обеспечивало этому оружию великолепные характеристики ближнего боя и давало возможность в одном рубяще-режущем ударе нанести два типа повреждений. Некоторые источники указывают на прекрасные возможности ятагана, как метательного оружия – благодаря специфической форме клинка и «ушкам» (расширениям) характерной формы на навершии костяной рукояти, ятаган был неплохо стабилизирован в полете, правда эта его особенность не подтверждается современными метателями.
Ну и, конечно, у конструкции имелись и недостатки – в отличие от сабельного клинка, ятаганом невозможно было осуществить скользящий отбив и нанести мгновенный контрудар. Носился ятаган за поясом, как кинжал, в деревянных ножнах, куда он помещался вместе с частью рукояти из-за отсутствия гарды.
www.holodnoe-oruzhie.ru
холодное оружие. Оружие и военная техника. Добавил Сергей — VilingStore.net
Ятаган — клинковое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком , имеющим двойной изгиб; нечто среднее между саблей и тесаком . Форму клинка нельзя назвать уникальной, поскольку вогнутый клинок с заточкой на вогнутой стороне имели махайра, фальката, подсаадачный нож , кукри , тесак, но именно у ятагана клинок не расширяется к острию, а сохраняет одинаковую ширину. Небольшой вес оружия (около 800 г) и достаточно длинный клинок (около 65 см) позволяет наносить рубяще-режущие и колющие удары сериями. Форма рукояти не дает оружию вырваться из руки при рубящем ударе. Металлический доспех высокой степени защиты ятаганом пробить проблематично, ввиду небольшого веса и конструктивных особенностей клинка.
Ятаган начал использоваться в XVI веке. Имеет клинок с односторонней заточкой на вогнутой стороне (так называемый обратный изгиб). Эфес ятагана лишён гарды, рукоять у оголовья имеет расширение для упора кисти руки. Клинок турецкого ятагана вблизи эфеса отклонялся под значительным углом вниз от рукоятки, затем был прямым, вблизи острия снова изламывался, но уже вверх. Таким образом, острие оказывалось направлено параллельно рукояти и затачивалось с двух сторон, что позволяло наносить удары вперёд. Обратный излом клинка одновременно позволял наносить режущие удары от себя и увеличивал эффективность как рубящего, так и режущего удара. Прямая же форма клинка в среднем притяжении увеличивала его устойчивость к поперечному изгибу. Кроме того, замена плавного изгиба изломом позволяла достичь большей эффективной длины оружия.
Ятаган, имея обратный изгиб, при ударе стремился «вырваться» из руки. Поэтому ему не требовалась развитая гарда. Зато, чтобы боец не потерял оружие, были приняты весьма изощрённые меры: рукоять полностью охватывала нижнюю часть ладони, образуя специфические расширения («уши»), а иногда продолжалась и упором под вторую руку, который располагался и вовсе перпендикулярно прямой части клинка. Клинок и рукоять имели разнообразные украшения — резьбу, насечки и гравировку. Ятаганы хранились в ножнах и носились за поясом как кинжалы.
В основном ятаган известен как специфическое оружие турецких янычар. По легенде, султан запретил янычарам носить в мирное время сабли. Янычары обошли этот запрет, заказывая боевые ножи длиной в руку. Так и появился турецкий ятаган. Некоторые ятаганы имеют двояковогнутый клинок (наподобие египетского хопеша) — обратный у основания клинка и сабельный у острия. Ятаган обычно имеет костяную или металлическую рукоять. Ножны ятагана деревянные, обтянуты кожей или облицованы металлом. Так как гарда отсутствует, клинок ятагана входит в ножны с частью рукояти. Общая длина ятагана — до 80 см, длина клинка около 65 см, масса без ножен — до 800 г, с ножнами — до 1200 г. Помимо Турции ятаган применялся в армиях стран Ближнего Востока, Балканского полуострова, Южного Закавказья и Крымского Ханства.
Ятаганы попадали к запорожцам как трофеи после удачных походов. Во времена Задунайской Сечи они получили большее распространение среди задунайских запорожцев, которые состояли на военной службе у турецких султанов.
Ятаганы использовали пехотинцы (янычары именно и были гвардейской пехотой) в ближнем бою.
Атакующие ударные действия ятагана выполняли преимущественно остриём и вогнутым лезвием. Конструктивные особенности этого лезвия позволяли мастеру наносить одновременно две раны во время выполнения рубяще-режущего удара. Защитные отбивы осуществляли как лезвием, так и не заострённой выпуклой стороной. При отбивании удара вогнутым лезвием обеспечивалось значительно более надёжное удержание вражеского клинка, но при этом терялась возможность за счёт скользящих отбивов, присущих сабле, наносить молниеносные контрудары. Таким образом ятаган имел как преимущества, так и недостатки. Казаки, как и подавляющее большинство тогдашних европейских воинов, отдавали преимущество выгнутым или прямым клинкам.
vilingstore.net
Сабли, палаши, шашки и оружие с изогнутым лезвием » Виталий Чуяков и Co
I. Определения.
1) Сабля (венг. — czablya, от szabni — резать; sabre) — рубящее, рубяще-режущее или коляще-рубяще-режущее (в зависимости от степени кривизны клинка и устройства его конца) холодное оружие с изогнутым клинком, у которого лезвие на выпуклой стороне, а обух — на вогнутой. Разновидности сабель различаются размерами, радиусом кривизны клинка, устройством эфеса (рукояти). Характерное отличие от другого длинноклинкового оружия с рукояткой — центр тяжести расположен на значительном удалении от эфеса (чаще на уровне границы первой и второй трети от острия клинка), что при рубящих ударах вызывает дополнительное режущее действие. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивает силу удара и площадь поражаемого пространства. Эта особенность сабли была наиболее эффективна при клинках из твердых сталей, обладавших большой упругостью и вязкостью. Эфес имеет рукоять с темляком и крестовину с перекрестьем (восточные сабли) или иную гарду (европейские сабли). Ножны бывают деревянные, обтянутые кожей, сафьяном и бархатом или металлические (XIX — XX вв.), воронёные, хромированные и никелированные с наружной стороны.
Сабля появилась на Востоке и получила широкое распространение у кочевников Восточной Европы и Средней Азии в VII — VIII вв. Сабля этого народа рубяще-колющая. В XIV в. на сабле появляется елмань. Сабля приобрела свойства преимущественно рубящего оружия. Наиболее характерными саблями этого типа были турецкая и персидская. В европейских армиях XVIII — XIX вв. сабли имели клинки средней кривизны (4,5 – 6,5 см), эфесы с громоздкими гардами в виде 1 – 3 дужек или чашеобразные, ножны с XIX в. обычно металлические. Общая длина достигала 1,1 м, длина клинка 90 см, масса без ножен до 1,1 кг, масса с металлическими ножнами до 2,3 кг. В конце XIX в. кривизна уменьшается до 3,5 – 4 см. и сабля вновь приобретает колюще-рубящие свойства.
2) Палаш (венг. — pallos; backsword, broadsword) — колюще-рубящее холодное оружие со сложным эфесом, с рукояткой и с прямым или слегка изогнутым клинком широким к концу, полуторной заточки (реже обоюдоострым). Сочетает в себе качества меча и сабли. Эфес палаша состоит из рукояти с головкой и гарды (обычно включавшей в себя чашку и защитные дужки).
У западноевропейских палашей эфес обычно асимметричный с сильно развитой защитой руки в виде крестовины или чаши с целой системой дужек. Длина клинка от 60 до 85 см. Появление палаша в качестве военного оружия относится к концу XVI — началу XVII вв., когда в Западной Европе появляются регулярные кавалерийские части. С XVIII в. на вооружении тяжелой конницы.
3) Шашка (кабардино-черкес. — са’шхо – (букв.) длинный нож) – рубяще-колющее холодное оружие с рукояткой. Клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом. Общая длина 95-110 см, длина клинков 77-87 см. Отличается от сабли несколько более прямым клинком. Ее особенность — отсутствие медной дужки, которая защищает кисть руки. Первоначально на вооружении русской иррегулярной кавалерии состояла шашка кавказского типа, имевшая клинок небольшой кривизны и эфес, состоящий из одной рукояти с раздваивающейся головкой, без каких-либо защитных приспособлений.
Такой типично кавказский эфес вообще можно считать одним из основных отличительных признаков шашки как вида холодного оружия. Русские армейские образцы шашек (например: драгунская образца 1881 г.) отличались от шашки кавказского типа устройством эфеса и ножен. Клинки первых армейских шашек имели среднюю кривизну, и по форме приближалась к сабельным. В 1881 г. была проведена реформа вооружения, целью которой было установление для всех родов войск единого образца холодного оружия. За образец для клинка был взят кавказский клинок, известный под названием «волчок». Эфес вначале предполагался единого образца, с защитой передней дужкой, но затем было решено оставить для казачьих шашек традиционные эфесы, состоящие из одной рукояти. В результате на вооружение русской армии были приняты драгунская (офицерская и солдатская) и казачья (офицерская и солдатская) шашки. Артиллеристы получили укороченный вариант драгунской шашки. Характерным отличием шашки от сабли всегда было наличие у шашки деревянных ножен, обтянутых кожей, с кольцом (реже с двумя кольцами) для пасовых ремней портупеи на выпуклой стороне (то есть она подвешивалась по-кавказски лезвием назад), тогда как у сабли кольца всегда на вогнутой стороне ножен, в XIX — нач. XX в., как правило, стальных. Кроме того, шашка носилась чаще на плечевой портупее, а сабля на поясной.
4) Ятаган (тур. — Yatagan) — колюще-рубяще-режущее холодное оружие с клинком внутренней заточки (на вогнутой стороне клинка). Среднее между мечом и саблей. Рукоять костяная (реже металлическая) с раздвоенной головкой, без гарды или упора ограничителя. Головка расширяется в виде «ушей» для упора основания кисти руки.
Так как эфес ятагана не имеет гарды, то клинок входит в ножны вместе с частью рукояти. Ножны ятагана деревянные, обтянуты кожей, могут быть облицованы металлом. Длина до 80 см, длина клинка около 65 см, масса без ножен до 0,8 кг (с ножнами до 1,2 кг). Применялся с XVI в. в Турции, странах Ближнего и Среднего Востока, Балканского полуострова и Южного Закавказья. Ятаган в основном известен как специфическое оружие турецких янычар. Оружие подобной конфигурации использовалось в Древнем Египте как большой метательный нож. Другое название – Скимитар.
5) Сабля абордажная (cutlass) — сабля небольшой кривизны с укороченным массивным лезвием и сильно развитой гардой. Применялось в XVIII-XIX веках в абордажных боях.
6) Палаш абордажный — длинноклинковое рубяще-колющее абордажное оружие с прямым широким клинком без долов, имеющим одностороннюю или полуторную заточку.
Рукоять деревянная или металлическая с гардой типа дужка, крестовина, щиток. В России был принят на вооружение матросов в 1856 г. В отличие от строевых палашей, которые имели только металлические ножны, абордажный палаш был с кожаными ножнами. Применялся до конца XIX в. Длина клинка до 80 см, ширина — ок. 4 см.
7) Шамшер (шамшир) — арабская (или иранская) сабля с узким клинком сильной кривизны, плавного изгиба, без елмани. Рукоять тонкая с небольшой крестовиной и головкой. Ножны деревянные, оклеены кожей. Прибор ножен обычно состоит из двух металлических обоймиц с кольцами и нередко наконечника. Был распространен от Марокко до Индии и Пакистана включительно.
8) Кхопеш (хопеш, хепеш, хепеш скимитар) (Khopesh — слово обозначало переднюю ногу животного) – холодное клинковое оружие в Древнем Египте, которое можно отнести к ятаганам (хотя некоторые относят его к боевым секирам). Состоял из серпа (полукруглого лезвия) и рукояти. Мог иметь, как внутреннею заточку, так и внешнею. Бывала заточка двойная – ближняя к рукояти часть клинка – заточка внешняя, дальняя часть клинка — внутренняя. Рукоять – двуручная, около 50 см. Кхопеш, в Древнем Египте был оружием элитных воинов и искусных бойцов. Длина кхопеша позволяла работать им и с колесницы.
9) Дюсак — разновидность сабли, появившаяся в Венгрии и бытовавшая в Богемии и Германии в XVI в. Клинок короткий, изогнутый, однолезвийный, сужающийся к острию. Роль черена играет стержень, загнутый в виде петли, обращенной к лезвию. Использовался крестьянами и ремесленниками. При работе дюсаком на руку надевалась толстая кожаная рукавица.
II. Страны и разновидности.
1) Европа.
А) Бадлер (беджелер) – албанская, широкая, тяжелая сабля.
Б) Бутуровка — венгерская сабля.
В) Венгерская сабля — сабля малой кривизны со слабо выраженной елманью.
Г) Гаддарэ — сабля с коротким широким клинком и утолщенным тупьем.
Д) Карабела — польская сабля.
Е) Копис (kopis) – изогнутый меч, который был распространен в Греции и Испании с VI по III вв. до н.э. Скорее всего был скопирован с персидского копида. Лезвие имело внутреннею заточку. Этрусские и ранние греческие мечи этого типа были длинным рубящим оружием с длиной клинка около 60-65 см (хотя длина могла достигать 72 см). Более поздние македонские и испанские образцы были коротким рубяще-колющим оружием, длина клинка которого не превышала 48 см.
Ж) Корделач — большая, часто двуручная сабля. Специфическое оружие «Марковых братьев». Один из первых профессиональных союзов «мастеров меча». Был основан в Нюрнберге: «Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка», или, сокращенно, «Марковы братья». 10 августа 1487 года Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, «Марковы братья» получили право именоваться «мастерами меча». Вскоре «Марковы братья» переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. На некоторое время, этот союз занял монопольное положение.
З) Кортелас (итал. cortelas – большой нож) — итальянская сабля с тяжелым широким клинком средней кривизны. Был широко распространен в XIV – XV вв. в Генуе и Венеции.
И) Кракемарт – короткая, тяжелая сабля с обоюдоострым клинком. Была распространена у французских и английских моряков в XV в.
К) Малкус (малхус) (итал. – malchus) – кривой короткий меч с сильным скосом обуха. Был распространен в Европе в XIV – XV вв.
Л) Махайра — кривой серповидный (менее серпа загнут и более вытянут), древнегреческий меч с лезвием на внутренней стороне клинка. Длинна — 50-65 см.
М) Скаллоп (дузегги) — разновидность палаша с гардой в виде раковины. Подобные тесаки применяли в XVI-XIX вв. Часто использовался моряками в абордажных командах.
Н) Фальката (фалката, фалкта) (falcata) — испанский (иберийский) колюще-рубящий меч с изогнутым лезвием, длина клинка около 45 см. По строению напоминает — махайру.
О) Хиршфангер — охотничий палаш.
2) Русь.
На Руси сабля известна с IX в., в Новгородской земле сабля вошла в обиход позже — примерно с XIII века, а с XIV в. стала господствующим видом оружия (в Западной Европе — с конца XVI в.). В XV — XVII вв. саблями были вооружены воины русской поместной конницы, стрельцы, казаки. С XVIII в. в европейских и русской армиях сабля состояла на вооружении личного состава легкой кавалерии и офицеров в других родах войск. В 1881 г. в русской армии сабля была заменена шашкой и сохранилась лишь в гвардии, как парадное оружие, а также у некоторых категорий офицеров для ношения вне строя.
А) Адамашка — украинский термин, обозначающий саблю, из дамасской стали.
Б) Клыч — сабля, турецкого происхождения распространенная среди казаков.
В) Шашка казачья нижних чинов образца 1881 г. — шашка, являвшаяся армейским оружием с 1881 по 1917 г. Общая длина 102 см, длина клинка 87 см, ширина 3,3 см, вес с ножнами 1,35 кг.
Г) Шашка казачья офицерская образца 1838 г. — шашка, являвшаяся армейским оружием с 1838 по 1881 г. Общая длина 96 см, длина клинка 82 см, ширина 3,5 см, вес с ножнами 1,4 кг.
3) Турция.
А) Килич (клыч) (kilic, kilij – меч или клинок) — сабля, оказавшая большое влияние во время турецкого нашествия XV века на форму европейских сабель. Характерна большая кривизна клинка.
Б) Мамелюк — сабля сильной кривизны, бывшая на вооружении в отрядах мамелюков.
В) Сейф — сабля с клинком малой кривизны.
Г) Турецкая сабля — сабля, у которой кривизна клинка начинается со второй трети, верхняя треть клинка прямая. Сабля носится на шелковой перевязи, идущей справа налево; подвешена свободно, так что острие ее направлено вверх. Прямая рукоять, крестовина с перекрестьем на эфесе. Масса без ножен 0,85 – 0,95 кг, с ножнами – 1,1 – 1,25 кг. Большая кривизна кл
chuyakov.ru