Органы управления в области обороны и их полномочия в государственном управлении

Министерство обороны РФ согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.

Руководство деятельностью Министерства обороны осуществляет Президент РФ.

В структуру Министерства обороны входят службы, центральные органы военного управления и иные подразделения.

Состав центрального аппарата Министерства обороны РФ включает управления Минобороны и Генерального штаба, главные командования и главные штабы видов Вооруженных Сил, а также командование и штабы родов Вооруженных Сил.

Минобороны является органом управления Вооруженными Силами РФ.

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Минобороны России являются:

  1. выработка и проведение государственной политики в области обороны;
  2. нормативное правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил, координация и контроль подведомственных Минобороны федеральных органов исполнительной власти;
  3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;
  4. организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России;
  5. поддержание в необходимой готовности и осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
  6. обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  7. выработка и реализация государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Министерство обороны РФ в своей деятельности руковод­ствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации и Положением о министерстве.

Положением о Министерстве обороны РФ определены его полномочия и права, организация деятельности, компетенция министра по решению поставленных задач. В частности, министр обороны РФ: осуществляет управление Вооруженными Силами через Минобороны России; представляет Президенту РФ, а по вопросам, относящимся к компетенции Правительства РФ, – в Правительство предложения по выработке и реализации государственной политики в области обороны; представляет Президенту на утверждение концепцию и планы строительства и мобилизации, применения Вооруженных Сил, планы оперативного оборудования территории страны в целях обороны, дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, предложения по структуре, составу Вооруженных Сил от соединения и выше, штатной численности военнослужащих Вооруженных Сил, проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военном округе, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

Министр издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные правовые акты, в необходимых случаях – совместно с федеральными органами исполнительной власти – дает указания, организует и проверяет их исполнение; отменяет правовые акты органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащие законам, актам Президента, Правительства РФ и Минобороны; издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами; организует инспектирование (проверку) состояния Вооруженных Сил, в том числе боевой и мобилизационной готовности, ядерной и радиационной безопасности; руководит работой с кадрами в Вооруженных Силах. Он организует проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, стратегическое и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; осуществляет координацию деятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы.

Военный округ является основной военно-административ­ной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты России, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.

В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные организации и военные комиссариаты, находящиеся на его территории.

Границы военного округа как военно-административной единицы и их число устанавливаются Президентом РФ.

Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению министра обороны. Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны. Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за выполнение всех задач, поставленных перед округом.

Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование). Управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на округ задач во взаимодействии с главными командованиями видов и командованиями родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны и Тылом Вооруженных Сил РФ.

Флоты (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский) являются оперативными объединениями сил Военно-Мор­ского Флота. Во главе флота стоит командующий флотом, которому подчинены штаб флота, соответствующие управления и службы, через которые осуществляется оперативное управление силами флота.

Органы строевого военного управления командования объединениями (армией), соединениями (корпусом, дивизией) и воинскими частями (например, полком). Командующие армиями, командиры корпусов, дивизий управляют подчиненными войсками через соответствующие штабы, управления, отделы и службы.

Структура управления отдельной воинской частью (полком) и основные обязанности должностных лиц полка определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Военные комиссариаты – это территориальные органы военного управления Министерства обороны в субъектах Федерации, а также в районах и городах, входящие в состав военных округов, на территории которых они находятся.

Военный комиссар согласно должности имеет права заместителя главы соответствующего органа исполнительной власти или исполнительного органа местного самоуправления по вопросам обороны.

Положение о военных комиссариатах устанавливает основные задачи этих органов военного управления, права и обязанности военных комиссаров. Так, важными задачами военных комиссариатов являются организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет, организация совместно с главой органа местного самоуправления призыва граждан на военную службу и отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту.

Военные комиссариаты являются органами административной юрисдикции, а военные комиссары уполномочены от имени Министерства обороны РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания на основании и в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Начальник гарнизона (старший морской начальник). Комендант гарнизона. Гарнизоном признается постоянное или временное расположение воинских частей в населенном пункте или вне его. В целях поддержания порядка, воинской дисциплины и обеспечения необходимых условий для повседневной жизни и подготовки войск, а также в целях организации гарнизонной и караульной служб приказом командующего военным округом (флотом) назначается начальник гарнизона (старший морской начальник), а также военный комендант гарнизона, другие должностные лица. Военный комендант отвечает за поддержание воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами, патрулями и контрольными постами ВАИ.

investobserver.info

Тема 2. Организационно-правовые основы государственного руководства и управления ВС РФ. Военная организация государства

1. Правовые основы организации обороны страны и полномочия органов государственной власти в области обороны

2. Понятие, характерные черты и принципы военного управления

3. Система и полномочия органов военного управления по вопросам обороны и деятельности ВС РФ

4. Территориальные органы военного управления: военные комиссариаты, начальники гарнизонов и военные коменданты

Но сперва – структура ВС РФ.

Виды войск:

— сухопутные войска

— военно-воздушные силы

— военно-морской флот

Рода войск:

— ракетные войска стратегического назначения

— космические войска

— воздушно-десантные войска

 

Подробнее информацию о структуре, задачах видов и родов войск читать на сайте минобороны

 

Сухопутные войска включают в себя:

— главное командование СВ

— мотострелковые войска

— танковые войска

— ракетные войска и артиллерия

— войска противовоздушной обороны

— разведывательные соединения и воинские части

— инженерные войска

— войска РХБЗ

— войска связи

 

ВВС:

— главное командование ВВС

— авиация

— зенитно-ракетные войска

— радиотехнические войска

— специальные войска

 

ВМФ:

— главное командование ВМФ

— надводные силы

— подводные силы

— морская авиация

— береговые войска флота

— морская пехота

 

РВСН:

— командование РВСН

— три ракетные армии

— государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр

— учебные центры и школы техников

— арсеналы

 

Космические войска:

— командование

— космодром Плесецк

— ГИЦИУ КС им. Г.С. Титова

— Главный центр прежупреждения о ракетном нападени

— Главный центр контроля космического пространства

— Соединение противоракетной обороны

— Управление по вводу новых систем и комплексов космических войск

— Арсенал

 

ВДВ

— командование ВДВ

— воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения

— воинские части обеспечения

— учебное соединение

 

Структура западного военного округа – его войска и силы дислоцируются в границах 3 федеральных округов и 29 субъектов

 

НПА и литература

— Конституция

— ФЗ «Об обороне»

— Указ Президента «О военной доктрине РФ»

— Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к ФЗ «Об обороне»

— Корякин В.М., Кудашкин А.В. «Военно-административное право». Учебник

 

Понятие обороны (ФЗ Об обороне) – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите (1) и вооружённая защита РФ, целостности и неприкосновенности её территории (2)

 

В соответствии со ст. 51 Устава ООН закреплено право государств на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии.

 

Агрессия – применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН

 

Самим:

1. Перечислить действия, совершение которых составляет акт агрессии

2. На основе норм Конституции, за исключением полномочий высших должностных лиц, высших органов власти, выписать и указать нормы Конституции в области обороны и военного строительства. Касаться Президента, Федерального собрания, Правительства не нужно

 

В случае угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ либо на отдельных её территориях военной положение с незамедлительным сообщением Совфеду. Мероприятия не должны осуществляться спонтанно, хаотично, они должны соответствовать НПА.

 

Меры по организации обороны могут быть классифицированы в зависимоти от предмета:

— политические

— экономические

— военные

— социальные

— правовые

— иные

 

Политические меры, связанные с организацией обороны

1. Объявление состояния войны

2. Введение военного положения

3. Прогнозирование и оценка военной опасности, военной угрозы

4. Разработка основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ

5. Обеспечение сведений, составляющих государственную тайны в области обороны

6. Координация деятельности органов государственной власти РФ, субъектов, ОМСУ в области обороны (одна из задач, выполняемых ФЗ «Об обороне)

7. Международное сотрудничество в целях коллективной безопасности, совместной обороны

 

Все вопросы, кроме первых двух пунктов, сейчас свойственны любому государству, в том числе РФ.

 

Экономические меры, связанные с организацией обороны страны

1. Развитие науки в интересах обороны

2. Финансирование расходов на оборону и контроль выделяемых на неё средств – отдельная составляющая бюджета РФ

3. Производство и совершенствование системы управления ВС РФ, вооружения и военной техники, создание их запасов, планирование использования в интересах обороны

 

Военные меры

1. Строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности ВС РФ

2. Планирование их применения

3. Их применение в целях обороны РФ

 

Социальные меры

1. Предоставление военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей комплекса льгот, гарантий и компенсаций и обеспечение других мер социальной защиты указанных лиц (ФЗ О статусе военнослужащих, проекты двух ФЗ на сайте Минобороны – «О военной службе» и «О воинской обязанности», а с 1 января вступает в силу закон «О денежном довольствии военнослужащих» и закон о внесении изменений в законодательство в связи с ним)

 

Мобилизационные меры

1. Перевод органов власти и экономики страны на работу в условиях военного времени

2. Мобилизационная подготовка органов власти, организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны

3. Создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва

4. Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне

5. Оперативное оборудование территории России в целях обороны

 

Ноября

 

Полномочия высших органов государственной власти в области обороны

 

Полномочия Президента прослушали не под запись

 

Общая функция Федерального Собрания – участие в бюджетном процессе. Это как СФ, так и ГД.

 

Конкретные полномочия Совета Федерации:

— рассмотрение расходов на оборону (федеральный бюджет)

— рассмотрение принятых ГД законов в области обороны

— утверждает указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории РФ, в отдельных её местностях, а также о привлечении ВС РФ с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению

— решает вопрос о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ

 

Госдума:

— утверждение расходов на оборону путём принятия закона о бюджете

— принятие федеральных законов в области обороны

 

Правительство РФ прежде всего отвечает за состояние военной организации государства

— деятельность по осуществлению руководства оборонным и военным строительством (самое общее)

— разработка и преставление в Госдуму предложений по расходам на оборону

— осуществление руководства мобилизационной подготовкой

— установление мобилизационных заданий федеральным органам исполнительной власти (они будут связаны с учётом людских ресурсов, с транспортом, инфраструктурой и т.д.)

— принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации государственных организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК)

— определение условий финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооружённых Сил

— принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации военных вузов, факультетов военного обучения и военных кафедр при ФГОУВПО

— разработка и выполнение госпрограмм вооружения и развития ОПК

— разработка и выполнение мобилизационных планов в условиях военного времени

— установление штатной численности гражданского персонала Вооружённых Сил

— организация, определение задач и планирование гражданской и территориальной обороны

— порядок предоставления для нужд ВС РФ земель, лесов, вод и других природных ресурсов

— порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники

— организация контроля за экспортом вооружения и военной техники

— определение порядка расходования средств, выделяемых на оборону, а также источников финансирования ВС РФ

— ведение международных переговоров по вопросам военного сотрудничества

— установление порядка компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с использованием их имущества для нужд обороны

 

Исполнительную функцию Правительства РФ можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера

 

Понятие, характерные черты и принципы военного управления

Военное управление – организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учреждённых государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на ВС РФ, на основе и во исполнение законов и иных НПА по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами

 

Военное управление по своей правовой природе является сферой государственного управления. Осуществляется ОИВ, должностные лица являются государственными служащими на военной или государственной гражданской службе

 

Виды военного управления

1. Административно-хозяйственное – по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим отраслям; включает в себя организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими

2. Оперативное – наиболее ярко выраженная особенность военного управления; включает в себя управление боевыми действиями войск (сил). Основой оперативного управления является командование. Основные правовые формы – боевой приказ и боевое распоряжение

 

Оперативное управление наиболее ярко проявляется в основных формах применения ВС РФ

1. Стратегические операции, операции и боевые действия – свойственны крупномасштабным и региональным войнам

2. Операции и боевые действия – локальные войны и международные вооружённые конфликты

3. Совместные специальные операции – внутренние вооружённые конфликты

4. Контртеррористические операции – при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством

5. Миротворческие операции

 

Цели применения ВС

— в крупномасштабной (региональной) войне – защита независимости и суверенитета, территориальной целостности РФ и её союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и её союзников

— в локальных войнах и международных вооружённых конфликтах – локализация очага напряжённости, создание предпосылок для прекращений войны, вооружённого конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам РФ и её союзников

— для внутренних вооружённых конфликтов – разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и федерального законодательства

— в операциях по поддержанию и восстановлению мира – разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования

 

Управление боевыми действиями регламентируется воинскими уставами, конкретизируется приказами и директивами Верховного главнокомандующего, а также теми приказами и распоряжениями, которые полномочны давать соответствующие военачальники

 

Принципы оперативного управления

1. Единоначалие (вспоминаем уставы)

2. Централизация управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач

3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений

4. Оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки

5. Личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач

6. Высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов

Все принципы действуют в совокупности друг с другом, они едины

 

Требования к управлению войсками

1. Устойчивость

2. Непрерывность

3. Оперативность

4. Скрытность

Во всех звеньях управления должны быть данные 4 основы. Кроме этого, органы управления призваны обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки

 

Чем достигается устойчивость управления:

— правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником

— настойчивым проведением в жизнь принятых решений

— созданием, своевременным развёртыванием пунктов и средств управления, поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы офицеров штабов и служб

— проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от воздействия противника и противодействию его средствам поражения

— поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчинёнными и взаимодействующими соединениями и частями

— умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и боевого применения средств управления

 

Непрерывность обеспечивается:

— своевременным сбором данных, постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки (мониторинг)

— своевременным принятием решений и чёткой постановкой задач подчинённым (не тормозить с принятием и исполнением решения)

— комплексным использованием всех технических средств управления и связи, а также средств автоматизации управления войсками

— своевременным перемещением пунктов управления (маневренность)

— быстрой передачей (при необходимости) управления с одного пункта на другой и восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки

 

Оперативность управления – способность командиров и штабов осуществлять весь цикл управления в сроки, позволяющие подчинённым:

— производить необходимую подготовку и выполнять поставленные им задачи

— быстро реагировать на изменения обстановки

— своевременно влиять на действия войск в интересах выполнения поставленных задач (путём отдавания соответствующих приказов, боевых распоряжений)

— применять средства автоматизации управления войсками и оружием

 

Скрытность управления достигается

— скрытным размещением и перемещением пунктов управления

— использование для постановки задач подчинённым метода личного общения

— комплексностью применения средств скрытой связи

— мерами по обеспечению, защите информации

— ограничением круга лиц, имеющих допуск к пользованию средств автоматизации управления

— правильной организацией делопроизводства, в первую очередь секретного, в целях защиты государственной тайны

— бдительностью как элементом воспитания личного состава

— своевременным вскрытием каналов утечки (в том числе возможных) информации и их закрытием

 

Основные принципы военного управления

1. Централизация руководства:

a. Установление единого и общего для всех видов ВС РФ и родов войск командования

b. Наделение центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчинёнными войсками, объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления

c. Безусловная обязательность правовых актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинение последних по вертикали.

2. Единоначалие на правовой основе – командир (начальник) при исполнении своих обязанностей наделён функциями представителя исполнительной власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, обеспечен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и на него возлагается персональная ответственность перед государством ща все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего

3. Воинская дисциплина

 

Формы подчинения, управления:

1. Прямое подчинение

2. Непосредственное – ближайший к данному военнослужащему прямой командир (начальник)

3. Оперативное – подчинение подразделения либо военнослужащего конкретному должностному лицу либо органу управления на определённый срок, связанный с выполнением задачи

4. По специальным вопросам – подчинение по отдельным вопросам либо по специальному кругу деятельности лицу, которое не является прямым начальником

 

Военная организация государства – часть государственного механизма РФ, предназначенная для решения задач в области обороны и обеспечения военной безопасности военными методами и средствами вооружённой борьбы

 

Короче – ВС РФ и иные органы, где предусмотрено прохождение военной службы

 

 

studopedya.ru

§3. Система и правовое положение органов военного управления : Административное право России. Часть вторая

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из цент­ральных органов военного управления, объединений, соедине­ний, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Си­лами.

77

 

Министерство обороны является федеральным органом ис­полнительной власти, отвечающим за развитие и состояние Воо­руженных Сил, их боеготовность, воинскую дисциплину, подчиняясь в своей деятельности Президенту Российской Феде­рации. В соответствии с федеральным законодательством и По­ложением о Минобороне России, которое определяет правовой статус Министерства, последнее осуществляет следующие основ­ные функции:

участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и военной доктрине России;

разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил, координирует в целях обороны разработку концепций строи­тельства и развития Вооруженных Сил, других войск, воин­ских формирований и органов;

разрабатывает федеральную государственную программу во­оружения и развития военной техники, а также предложе­ния по государственному оборонному заказу;

разрабатывает предложения по расходам на оборону в проек­те федерального бюджета, порядку расходования Миноборо­ны выделенных средств и представляет их в Правительство России;

организует научные исследования в целях обороны, заказы­вает и финансирует на договорной основе научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы в области обороны;

заказывает и финансирует производство и закупку вооруже­ния и военной техники, продовольствия, вещевого и другого j имущества, материальных и иных ресурсов для Вооружен-» ных Сил, других войск, воинских формирований и органов; «* обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных j Сил Российской Федерации.

Минобороны России обеспечивает социальную защиту воен­нослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, граж­дан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Оно представляет Президенту России проекты общевоинских уставов и других нормативных актов, регулирующих управление в обла­сти обороны; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Россий­ской Федерации по вопросам обороны; сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет

78

 

иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерст­ве обороны Российской Федерации.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации разрабатывает предложения по военной доктрине, план строи­тельства Вооруженных Сил и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил. других войск, во­инских формирований и органов; разрабатывает с участием фе­деральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирова­ния и органы, План применения Вооруженных Сил, Мобилиза­ционный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории России в целях обороны.

Генеральный штаб координирует оперативную и мобилиза­ционную подготовку войск, организует планирование и осущест­вление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия. Он анализирует и координирует проведение в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к воен­ной службе и их призыву на военную службу и военные сборы.

Генеральный штаб осуществляет разведывательную деятель­ность в целях обороны и безопасности; организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готов­ности Вооруженных Сил Российской Федерации; участвует в разработке Плана гражданской обороны; организует мобилиза­ционное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также осу­ществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Россий­ской Федерации.

Органы управления родами войск, военными округами, окру­гами противовоздушной обороны, флотами, войсковыми соедине-ннями и частями. Управление сухопутными войсками, ракетными войсками стратегического назначения, войсками противовоздушной обороны, воздушно-десантными войсками, Военно-Морским Флотом, соответственно, осуществляют главно­командующие .

Во главе военных округов, округов противовоздушной оборо-[ны и флотов стоят командующие войсками округов (флотов).

Военный округ — это территориальное объединение воин-Цских частей, соединений, военных учебных заведений, военных

79

 

учреждений. При этом территория военного округа не совпадает с той или иной национально-территориальной или административ­но-территориальной единицей, а может охватывать территории, нескольких республик, краев, областей. В отличие от военного округа флот является не территориальным, а оперативным объедь нением Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Командующий военным округом (флотом) осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота), подчиняясь министру обороны и коман­дующему соответствующим видом Вооруженных Сил.

Важная роль в руководстве Вооруженными Силами принадле­жит военным советам, которые действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, на флотах. Военные советы разрабатывают предложения и рекомендации, связанные с реали­зацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством Вооруженных Сил, с проведением в жизнь мероприятий по обеспечению боевой готовности войск, с укрепле­нием правопорядка и повышением воинской дисциплины.

Военные советы взаимодействуют с соответствующими тер­риториальными органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения нормативных правовых актов в обла­сти обороны, социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и др.

Управление войсковыми соединениями и частями (армиями, дивизиями, полками и др.) осуществляют командиры соответст­вующих соединений, воинских частей, их заместители и подчи­ненные им штабы и службы. Обязанности и права указанных военных должностных лиц, осуществляющих функции командо­вания, определены воинскими уставами. Органы управления соединений и частей несут полную ответственность за боеспособ­ность соединения (части), за боевую подготовку, за организацию войскового хозяйства и сохранность имущества. Основным орга­ном командира по управлению соединением (частью) является штаб, который непосредственно и оперативно организует управ­ление соединением (частью).

Военные комиссариаты. В систему органов управления обо­роной входят военные комиссариаты, создаваемые в субъектах Российской Федерации, городах и районах. Они возглавляются соответствующими военными комиссарами, которые являются

80

 

организаторами военной работы в республике, крае, области, городе, округе, районе. В тесной связи с государственными орга­нами и общественными организациями военные комиссары осу­ществляют учет военнообязанных, организуют проведение призывов на военную службу, военные сборы, а также работу с гражданами, пожелавшими служить в Вооруженных Силах по контракту.

Важными функциями военных комиссариатов являются также подготовка молодежи к военной службе, проведение обо­ронно-массовых и военно-патриотических мероприятий, оказа­ние социальной помощи уволенным офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей и членам семей погибших воинов, в том числе оказание содействия вышеуказанным лицам в трудо­устройстве, получении жилья, решении иных вопросов социаль­ного характера.

www.adhdportal.com

Административно-правовое регулирование управления в области обороны

      Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности в соответствии с действующим законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. СИСТЕМА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС ОРГАНОВ  ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

        Система органов  военного управления создаётся на основе организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и состоит:

  1. Центральные органы (Министерство обороны).
  1. Органы управления объединений, воинских соединений, и частей (штаба).
  1. Военные комиссариаты (территориальные органы военного управления).
  2. Начальники гарнизонов (старшие морские начальники).
  3. Военные коменданты.

      Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации  осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

      Непосредственное  управление  Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

      Министерство  обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.

      Минобороны  России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

      Минобороны  России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и „ Положением о Министерстве обороны  Российской Федерации “, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.

      В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

      Минобороны  России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства. 

      Минобороны  России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные  органы (военные комиссариаты).

      Минобороны  России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

      Минобороны  России является центральным органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Министерство обороны возглавляет Министр, который непосредственно подчиняется Президенту РФ, а по вопросам, отнесенным законодательством к ведению Правительства – Председателю Правительства РФ.

      Министр обороны осуществляет свои функции  на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство обороны  и Вооруженные силы.

      Основными задачами Минобороны России являются:

 1) выработка  и проведение государственной политики в области обороны;

 2) нормативно-правовое  регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое  регулирование деятельности Вооруженных  Сил и подведомственных Минобороны  России федеральных органов исполнительной  власти;

4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация  и контроль деятельности подведомственных  Минобороны России федеральных  органов исполнительной власти;

6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

 7) поддержание  в необходимой готовности Вооруженных  Сил;

 8) осуществление  мероприятий по строительству Вооруженных Сил.

      В соответствии с Положением о Генеральном  штабе, утвержденным Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года, он является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами, осуществляющим координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны.

      Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений. Его возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, который  подчиняется Министру обороны, является по должности его первым заместителем и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Генеральный штаб.

      Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации:

1) разрабатывает  предложения по военной доктрине  РФ;

2) разрабатывает  план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

3) разрабатывает  с участием федеральных органов  исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

5) готовит  предложения по численности граждан  Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные сборы, с распределением их между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

6) устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

7) организует  планирование и осуществление  мероприятий по обеспечению ядерной  безопасности и предотвращению  несанкционированного применения  ядерного оружия;

8) организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны;

9) координирует  оперативную и мобилизационную  подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов создаваемых на военное время специальных формирований;

10) осуществляет  разведывательную деятельность  в целях обороны и безопасности;

11) осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Росийской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств;

12) организует  проведение мероприятий по поддержанию  боевой и мобилизационной готовности  Вооруженных Сил Российской Федерации;

13) организует  взаимодействие Вооруженных Сил  Российской Федерации с другими войсками, воинскими формированиями и органами;

14) участвует  в разработке Плана гражданской  обороны и др.

      В соответствии с Положением о военном  округе Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 27июля 1998 года военный округ является основной военно-административной единицей РФ, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты России, целостности и неприкосновенности её территории в установленных границах ответственности.

      В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные организации  и военные комиссариаты, находящиеся  на его территории.

      Управление  военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра обороны.

      Военные комиссариаты – это территориальные  органы военного управления Министерства обороны в субъектах Федерации, а также в районах и городах, входящие в состав военных округов, на территории которых они находятся. Согласно Положению «О военных комиссариатах», утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 года, эти органы военного управления совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления в Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы.

      Важными задачами военных комиссариатов  является:

  1. организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет;
  2. организация совместно с главой органа местного самоуправления призыва граждан на военную службу;
  3. отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту;
  4. участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих

первоначальной  постановке на воинский учет или призыву на военную службу;

5) содействие образовательным учреждениям  в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.

     Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей.

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ  ОБОРОНОЙ С ОРГАНАМИ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,  ПОГРАНИЧНЫМИ ОРГАНАМИ, А ТАКЖЕ С ОРГАНАМИ  СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. 

      Во  многих государствах имеются войсковые  формирования, предназначенные для  обеспечения внутренней безопасности граждан, общества и государства, конституционного строя в условиях социальных, техногенных катаклизмов, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельствах.

      Внутренние  войска входят в систему МВД России и включены в общегосударственную  правоохранительную систему России. Задачи, обязанности, права внутренних войск, порядок прохождения в  них службы регламентируются Федеральным законом «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года. В соответствии с назначением внутренних войск на них возлагаются следующие задачи:

student.zoomru.ru

Система органов управления обороной. — КиберПедия

Министерство обороны РФ согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 16 августа 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.

Руководство деятельностью Министерства обороны осуществляет Президент РФ.

В структуру Министерства обороны входят службы, центральные органы военного управления и иные подразделения.

Состав центрального аппарата Министерства обороны РФ включает управления Минобороны и Генерального штаба, главные командования и главные штабы видов Вооруженных Сил, а также командование и штабы родов Вооруженных Сил.

Минобороны является органом управления Вооруженными Силами РФ.

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Минобороны России являются:

выработка и проведение государственной политики в области обороны;

нормативное правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил, координация и контроль подведомственных Минобороны федеральных органов исполнительной власти;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;



поддержание в необходимой готовности и осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

выработка и реализация государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Министерство обороны РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации и Положением о министерстве.

Положением о Министерстве обороны РФ определены его полномочия и права, организация деятельности, компетенция министра по решению поставленных задач.

В частности, министр обороны РФ: осуществляет управление Вооруженными Силами через Минобороны России; представляет Президенту, а по вопросам, относящимся к компетенции Правительства, — в Правительство предложения по выработке и реализации государственной политики в области обороны; представляет Президенту на утверждение концепцию и планы строительства и мобилизации, применения Вооруженных Сил, планы оперативного оборудования территории страны в целях обороны, дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, предложения по структуре, составу Вооруженных Сил от соединения и выше, штатной численности военнослужащих Вооруженных Сил, проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военном округе, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.



Министр издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные правовые акты, в необходимых случаях — совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение; отменяет правовые акты органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащие законам, актам Президента, Правительства и Минобороны; издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами; организует инспектирование (проверку) состояния Вооруженных Сил, в том числе боевой и мобилизационной готовности, ядерной и радиационной безопасности; руководит работой с кадрами в Вооруженных Силах. Он организует проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, стратегическое и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; осуществляет координацию деятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы.

Органы управления военных округов, флотов. В соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. <*>, военный округ является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты России, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.

В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные организации и военные комиссариаты, находящиеся на его территории.

Границы военного округа как военно-административной единицы и их число устанавливаются Президентом. Согласно Указу Президента РФ «О военно-административном делении Российской Федерации» от 27 июля 1998 г. (в ред. от 24 марта 2001 г.) <*> установлены Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный военные округа. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов Вооруженных Сил РФ, является Калининградский особый район в административных границах Калининградской области.

Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению министра обороны. Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны. Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за выполнение всех задач, поставленных перед округом.

Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование). Управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на округ задач во взаимодействии с главными командованиями видов и командованиями родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны и Тылом Вооруженных Сил РФ.

Флоты (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский) являются оперативными объединениями сил Военно-Морского Флота. Во главе флота стоит командующий флотом, которому подчинены штаб флота, соответствующие управления и службы, через которые осуществляется оперативное управление силами флота.

Органы строевого военного управления командования объединениями (армией), соединениями (корпусом, дивизией) и воинскими частями (например, полком). Командующие армиями, командиры корпусов, дивизий управляют подчиненными войсками через соответствующие штабы, управления, отделы и службы.

Структура управления отдельной воинской частью (полком) и основные обязанности должностных лиц полка определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Военные комиссариаты — это территориальные органы военного управления Министерства обороны в субъектах Федерации, а также в районах и городах, входящие в состав военных округов, на территории которых они находятся.

Согласно Положению «О военных комиссариатах», утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. <*>, эти органы военного управления совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления в Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы.

Военный комиссар по должности имеет права заместителя главы соответствующего органа исполнительной власти или исполнительного органа местного самоуправления по вопросам обороны.

Положение о военных комиссариатах устанавливает основные задачи этих органов военного управления, права и обязанности военных комиссаров. Так, важными задачами военных комиссариатов являются организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет, организация совместно с главой органа местного самоуправления призыва граждан на военную службу и отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту.

Военные комиссариаты являются органами административной юрисдикции, а военные комиссары уполномочены от имени Министерства обороны РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания на основании и в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Начальник гарнизона (старший морской начальник). Комендант гарнизона. Гарнизоном признается постоянное или временное расположение воинских частей в населенном пункте или вне его. В целях поддержания порядка, воинской дисциплины и обеспечения необходимых условий для повседневной жизни и подготовки войск, а также в целях организации гарнизонной и караульной служб приказом командующего военным округом (флотом) назначается начальник гарнизона (старший морской начальник), а также военный комендант гарнизона, другие должностные лица. Военный комендант отвечает за поддержание воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами, патрулями и контрольными постами ВАИ.

cyberpedia.su

Система и компетенция органов государственного управления военной организацией государства

Рассмотрим систему и компетенцию органов государственного управления военной организацией государства.

Руководство строительством и подготовкой, применение военной организации государства, обеспечение военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Президент РФ:

— определяет основные направления военной политики и утверждает Военную доктрину РФ;

— осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

— в установленных законом случаях объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий;

— утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

— утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

— издает указы о призыве российских граждан на военную службу и ряд других полномочий (в ст. 4 Закона «Об обороне» перечисляется 20 наименований).

Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории РФ в интересах обороны, а также иные установленные федеральным законодательством функции и полномочия по обеспечению военной безопасности (ст. 6 Закона «Об обороне» включает в себя 27 наименований).

Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.

Оно является центральным органом военного управления и состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру. Деятельностью Министерства обороны руководит Президент РФ.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности органов и войск Федеральной пограничной службы РФ, внутренних войск МВД РФ, Железнодорожных войск РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

Основными задачами и функциями Генерального штаба являются:

стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны;

оперативная и мобилизационная подготовка Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также контроль за состоянием мобилизационной готовности;

— проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и перевод их на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

— координация деятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан России к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;

разведывательная деятельность в целях обороны и безопасности;

организация службы войск, осуществление контроля за их состоянием;

разработка и координация планов строительства и развития Вооруженных Сил, а также мобилизационного и стратегического их развертывания и ряд других функций.

Военный округ Вооруженных Сил РФ — основная военно-административная единица — является общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности, которые устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил.

Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра обороны РФ.

Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.

В состав Вооруженных Сил РФ входят также военные комиссариаты, которые являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, областях, городах и районах.

Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом через командующих войсками соответствующих военных округов. Руководство военным комиссариатом возлагается на военного комиссара.

К задачам и функциям военных комиссариатов относятся:

— разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на основе действующего законодательства;

— проведение призыва граждан на военную службу;

— осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;

— осуществление контроля и оказание необходимой помощи предприятиям и организациям в выполнении федерального законодательства, решений органов исполнительной власти и местного самоуправления по оборонным вопросам и некоторые другие организационные и военно-учетные функции и полномочия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции осуществляют следующие функции:

— организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны;

— участвуют в разработке федеральной государственной программы оперативного оборудования территории и обеспечивают ее выполнение в пределах своих территорий;

— организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

— обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны;

— участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и ряд других функций, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об обороне».

newinspire.ru

Правовой статус Министерства обороны России

Содержание

Введение

Глава 1. Основные элементы организационного статуса Министерства обороны РФ

Глава 2. Элементы правового статуса Министерства обороны РФ

Глава 3. Классификация Министерства Обороны как исполнительного органа государственной власти

Глава 4. Признаки Министерства обороны РФ как военного ведомства

Заключение

Список источников и литературы

Военная организация государства является составной частью органов исполнительной власти и именно это во многом определяет ее правовую природу. В частности, в Вооруженных Силах Российской Федерации однозначно к государственным органам можно отнести Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти[1] и военные комиссариаты (прямо обозначенные в качестве его территориальных органов[2] ).

Итак, министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Минобороны России является органом управления вооружёнными силами России; возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

В силу особенностей Российского законодательства следует отличать (в качестве омонима, дефиниции) два значения понятия Минобороны России:

— структурно (де-юре) Минобороны России- федеральный орган исполнительной власти, орган управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, юридическое лицо, учреждение в составе министра, подразделений, имущества и личного состава министерства; имеет почтовый адрес, флаг и эмблему; возглавляется Министром обороны, руководится Президентом Российской Федерации;

— собственно (де-факто) Минобороны России — совокупность объектов, органов военного управления и личного состава Вооружённых Сил, находящихся в ведении Министра обороны и решающих задачи в интересах министерства и государства.

Основной целью курсовой работы является комплексное теоретическое изучение организационного и правового статуса Министерства обороны РФ. Указанная цель предопределила постановку следующих задач:

— раскрыть элементы организационного и правового статуса Минобороны;

— классифицировать Министерство обороны как исполнительный орган власти;

— доказать, что Министерство обороны является военным ведомством.

Глава 1. Основные элементы организационного статуса Министерства обороны РФ

Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и Положением о Министерстве обороны РФ.

Советские ученые, занимающиеся правовыми проблемами государственного управления, значительное внимание уделяют структуре органов управления. «Под структурой понимается распределение функций данного органа между его отдельными организационно-оформленными частями (отделами, секторами, группами и т. п.) и самое установление состава (перечня) внутренних подразделений данного аппарата». Ц. А. Ямпольская включает в структуру: «1) разделение государственного органа на звенья, в той или иной форме обособленные внутри органа; 2) назначение отдельных звеньев и особенности их компетенции; 3) характер взаимоотношений этих звеньев; 4) объем обязанностей и прав личного состава государственного органа, вытекающий из правового положения данного органа»[3] .

«Основными организационно-техническими принципами управления являются линейный, функциональный и линейно-функциональный. Они связаны с различными способами разделения труда между органами и внутри органов. Соответственно существуют три типа их структуры: линейный, функциональный, линейно-функциональный. Каждый имеет свою качественную определенность, специфические черты».

И хотя В. Г. Вишняков говорит здесь о структурах органов управления, его выводы могут быть использованы и при изучении структуры аппарата. Плодотворен вывод о том, что различные принципы построения структур связаны с разнообразием способов разделения управленческого труда. В. Г. Вишняков отметил, что для классификации организационных структур нужно выделить их основные типы. К такому же мнению пришел и В. М. Манохин, который при этом указал на «необходимость разделения существующих организационных структур на типы и виды». О двух основных теоретически мыслимых типах структуры аппарата управления — линейном и функциональном, — пишет Г. С. Яковлев. При этом он подчеркивает, что системообразующим признаком является именно тип дифференциации аппарата.

Основными задачами Минобороны России являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее — международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее — военно-техническое сотрудничество).

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2003 N 821[4] описание военного геральдического знака – эмблемы Министерства обороны выглядит следующим образом: Серебряный, увенчанный короной двуглавый орел с распростертыми крыльями. В правой лапе орла — меч, в левой — дубовый венок. На груди орла — красный, треугольный, вытянутый книзу щит со штоком, восходящим к короне. В поле щита — всадник, поражающий копьем дракона. Военный геральдический знак — эмблема Министерства обороны Российской Федерации может выполняться в одноцветном изображении. В Приложение 1 находится Рисунок военного геральдического знака – эмблемы Министерства обороны Российской Федерации.

В Минобороны России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первых заместителей и заместителей, начальников служб Минобороны России, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Количество членов коллегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минобороны России.

Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы и директивы Министра.

В случае разногласий между Министром и другими членами коллегии Министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии вправе доложить о своем мнении Президенту Российской Федерации.

При необходимости проводятся совместные заседания коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти, оформляются протоколами и при необходимости реализуются совместными приказами Министра и руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Минобороны России является государственным заказчиком в области обороны.

Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *