Содержание

Государственные символы России: история создания и значение

У России, как и у любой другой страны, есть три официальных символа: флаг, герб и гимн. Все они сформировались в результате множества исторических кульбитов. Эволюция российских государственных символов противоречива и богата событиями. Зачастую новые решения кардинально противопоставлялись старым. В целом развитие отечественной геральдики можно разделить на три этапа: княжеский (царский), советский и современный.

Флаг России

Современные государственные символы России начинаются с флага. Прямоугольное бело-сине-красное полотнище знакомо каждому жителю страны. Утверждено оно было относительно недавно: в 1993 году. Знаменательное событие произошло накануне принятия конституции нового государства. При этом за время своего существования демократическая Россия имела два флага. Первый вариант использовался в 1991–1993 гг. Между двумя версиями знакомой композиции есть два главных отличия. Флаг 1991–1993 гг. имел пропорции 2:1 (отношение длины и ширины) и характеризовался как бело-лазорево-красный, а его преемник получил пропорции 2:3 и в законе поныне описывается как бело-сине-красный.

Сегодняшние государственные символы России сформировались не на пустом месте. К примеру, трехцветный флаг граждане начали использовать на митингах, захлестнувших РСФСР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Но даже и эту приблизительную дату нельзя назвать истоком появления важного национального символа.

Петровское полотнище

Впервые трехцветный флаг был поднят в далеком 1693 году. Полотнище развевалось на корабле Петра I. Помимо трех полос на нем присутствовал двуглавый орел. Так впервые не только была использована бело-сине-красная палитра, но и встретились российские государственные символы. Флаг Петра I сохранился до наших дней. Сейчас он хранится в Центральном военно-морском музее. Это место выбрано не случайно. В своих письмах самодержец называл введенный им флаг «морским». Действительно, с того момента трехцветная композиция оказалась крепко связанной с флотом.

Все тот же Петр Алексеевич стал создателем Андреевского флага. Косой крест, приходящийся отсылкой к распятию Андрея Первозванного, является символом флота уже современного. Так в нашей стране причудливым образом переплелись военно-государственные символы России. Что касается бело-сине-красного флага, то в имперскую эпоху он приобрел серьезного конкурента.

Черно-желто-белые цвета

Первые сведения о черно-желто-белых знаменах относятся к эпохе Анны Иоанновны (1730 гг.). Всплеск интереса к подобному флагу произошел после Отечественной войны против Наполеона, когда его начали прилюдно вывешивать по праздникам.

При Николае I эта палитра стала популярной не только в армии, но и у гражданских. Окончательно официальный статус черно-желто-белый флаг получил в 1858 году. Царь Александр II издал Указ, согласно которому это полотнище приравнивалось к гербовому имперскому, и с тех пор фактически стало использоваться как национальный флаг. Так еще одним знаком пополнились государственные символы России.

Имперский флаг

Указом 1858 года имперский флаг стали использовать повсюду: на официальных демонстрациях, торжествах, парадах, около казенных зданий. Черный цвет являлся отсылкой к гербовому черному двуглавому орлу. Желтый имел корни, относившиеся к византийской геральдике. Белый цвет считался цветом Георгия Победоносца, вечности и чистоты.

По решению специального геральдического совещания в 1896 году в качестве российского и национального был признан прежний петровский флаг. Коронация Николая II, состоявшаяся через несколько месяцев, отмечалась в бело-сине-красных цветах. Впрочем, желто-черные полотнища продолжали пользоваться популярностью в народе (например, у черносотенцев). Сегодня флаг XIX века прежде всего ассоциируется с русскими националистами и эпохой Романовых.

Советская эпоха

Все 3 государственных символа России пережили советскую эпоху, во время которой прежние идеи были полностью отметены и преданы забвению. После 1917 года оба российских флага оказались под фактическим запретом. Гражданская война придала им новое значение: теперь эти цвета ассоциировались с белым и просто антисоветским движением.

Государственные символы России использовались многими противниками СССР, желавшими вопреки классовой идеологии подчеркнуть свою национальную принадлежность. Во время Великой Отечественной войны бело-сине-красный флаг эксплуатировался власовцами (а Андреевский флаг – некоторыми другими коллаборационистами). Так или иначе, но, когда настал момент распада СССР, россияне вновь вспомнили о петровском полотнище. Судьбоносными в этом смысле стали дни Августовского путча. В августе 1991 года противники ГКЧП массово использовали бело-сине-красные цвета. После поражения путчистов эта комбинация была принята на федеральном уровне.

В Советском Союзе же в 1924-1991 гг. официальным считался красный флаг с серпом и молотом. РСФСР параллельно имела собственный опознавательный знак. В 1918-1954 гг. это был красный флаг с надписью «РСФСР». Затем буквы исчезли. В 1954-1991 гг. использовалось красное полотнище с серпом, молотом, звездой и синей полосой по левому краю.

Двуглавый орел

Без герба история государственных и военных символов России была бы неполноценной. Его современную версию утвердили в 1993 году. Основа композиции – двуглавый орел. На щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змею (дракона). Два других обязательных атрибута – держава и скипетр. Официальный автор современного герба – Народный художник Российской Федерации Евгений Ухналев. В своем рисунке он обобщил идеи, которые находили свое воплощение в самых разных эпохах истории страны.

Символы государственной власти России нередко противоречили друг другу. Так, в 1992-1993 гг. официальным гербом было изображение серпа и молота в венке колосьев. В этот короткий период на практике использовался как этот знак, так и тот, который использовался еще в РСФСР.

Княжеские печати

Герб, как и другие государственные и военные символы России, имеет глубокие исторические корни. Они уходят в эпоху зарождения княжеской власти. Специалисты относят к первым гербам средневековые изображения, использовавшиеся на печатях. Московские князья с этой целью обращались к силуэтам своих христианских заступников.

В 1497 году в русской геральдике появился двуглавый орел. Первым его в своей печати применил великий князь Иван III. Он понимал, как важны государственные символы России. История страны была тесно связана с православной Византией. Именно у греческих императоров Иван III и позаимствовал мифическую птицу. Этим жестом он подчеркивал, что Россия – преемница недавно канувшей в Лету Византии.

Герб Российской империи

В Российской империи герб никогда не был статичным. Он менялся множество раз и постепенно становился все сложнее и сложнее. Романовский герб воплотил в себе многие черты, которыми отличались прежние государственные символы России. История «созревания» этого знака связана с территориальными приобретениями империи. К рисунку черного двуглавого орла со временем добавлялись малые щиты, олицетворяющие присоединенные царства: Казанское, Астраханское, Польское и т. д.

Сложность композиции герба привела к утверждению в 1882 году сразу трех версий этого государственного символа: Малого, Среднего и Большего. Тогдашний орел, как и современный, получил скипетр и державу. Другими примечательными особенностями стали: Георгий Победоносец, шлем Александра Невского, изображения Архангелов Гавриила и Михаила. Рисунок венчала червленая подпись «Съ Нами Богь!». В 1992 году Конституционная комиссия одобрила проект имперского черного орла в качестве герба Российской Федерации. Идея не была реализована из-за провалившегося голосования в Верховном Совете.

Серп, молот и звезда

Пришедшие к власти после революции большевики утвердили советский герб в 1923 году. Общий его вид не менялся вплоть до распада СССР. Единственными нововведениями были добавления новых красных лент, на которых согласно количеству языков союзных республик писался призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1923 году их насчитывалось 6, с 1956 – уже 15. До вхождения Карело-Финской ССР в состав РСФСР лент было даже 16.

Основой герба было изображение серпа и молота в лучах солнца и на фоне земного шара. По краям композиция обрамлялась колосьями, вокруг которых вились ленты с заветным лозунгом. Центральная нижняя из них получила надпись на русском языке. Верх герба венчался пятиконечной звездой. Изображение имело собственный идеологический смысл, как и остальные государственные символы России. Значение рисунка было известно всем гражданам страны – Советский Союз являлся движущей силой объединений пролетариата и крестьян по всему миру.

Гимн Российской Федерации

Официальные государственные символы России, значение, история создания и другие их аспекты изучаются наукой геральдикой. Однако помимо изображений флага и герба существует еще и гимн. Без него невозможно представить ни одно государство. Современный гимн России – наследник гимна советского. Он был утвержден в 2000 году. Это самый «молодой» государственный символ России.

Автор музыки гимна – композитор и Народный артист СССР Александр Александров. Мелодия была написана им в 1939 году. 60 лет спустя за нее проголосовали депутаты Госдумы, принявшие законопроект президента России Владимира Путина о новом государственном гимне.

Некоторая заминка произошла при определении текста. Стихи для советского гимна писал поэт Сергей Михалков. В конце концов специально созданная комиссия приняла его же новый вариант текста. При этом рассматривались заявки всех граждан страны.

«Боже, Царя храни!»

Первым государственным гимном России в общепринятом смысле этого слова стала песня «Боже, Царя храни!». Она использовалась в 1833–1917 гг. Инициатором появления имперского гимна стал Николай I. В своих путешествиях по Европе он постоянно попадал в неловкую ситуацию: оркестры гостеприимных стран исполняли только собственные мелодии. Россия же своим «музыкальным лицом» похвастаться не могла. Самодержец повелел исправить неприглядную ситуацию.

Музыку для гимна империи написал композитор и дирижер Алексей Львов. Автором текста стал поэт Василий Жуковский. С приходом советской власти имперский гимн был на долгое время вычеркнут не только из обихода, но и из памяти многих миллионов людей. Впервые после длительного перерыва «Боже, Царя храни!» заиграл в 1958 году в художественном фильме «Тихий Дон».

«Интернационал» и гимн СССР

До 1943 года советская власть в качестве своего гимна использовала международный и пролетарский «Интернационал». Под эту мелодию совершалась революция, под нее же во время Гражданской войны в бой шли красноармейцы. Оригинал текста был написан французским анархистом Эженом Потье. Произведение появилось в 1871 году в судьбоносные дни социалистического движения, когда терпела крах Парижская коммуна.

17 лет спустя фламандец Пьер Дегейтер сочинил под текст Потье музыку. В результате получился классический «Интернационал». На русский язык текст гимна был переведен Аркадием Коцем. Плод его работы попал в печать в 1902 году. «Интернационал» использовался в качестве советского гимна в тот период, когда большевики все еще грезили мировой революцией. Это была эпоха Коминтерна и создания коммунистических ячеек в чужих странах.

С наступлением Великой Отечественной войны Сталин решил поменять идеологическую концепцию. Он больше не хотел мировой революции, зато собирался строить новую жестко централизованную империю, окруженную множеством сателлитов. Изменившиеся реалии потребовали другого гимна. В 1943 году «Интернационал» уступил место новой мелодии (Александрова) и тексту (Михалкова).

«Патриотическая песня»

В 1990-2000 гг. в статусе российского гимна пребывала «Патриотическая песня», написанная композитором Михаилом Глинкой еще в 1833-м. Парадоксален тот факт, что за время пребывания в официальном статусе мелодия так и не приобрела общепризнанный текст. Из-за этого гимн исполнялся без слов. Отсутствие внятного текста стало одной из причин замены мелодии Глинки на мелодию Александрова.

fb.ru

История государственных символов России

К государственным символам относятся Государственный гимн, Государственный флаг и Государственный герб. Существует вербальная (или словесная) форма обозначения государства – это его название. И существует его знаковое обозначение – это его герб и флаг. Существует музыкальное обозначение государства – это его гимн. Иногда эти символы используются в тех или иных сочетаниях, но более правильно, когда каждый из них используется самостоятельно.

В России, как и во многих других государствах, своеобразная триада – герб, флаг и гимн – законодательно сложились к XIX веку. Наиболее старым, как правило, является герб, затем появились флаги, а затем – гимны. Выбор из тысяч эмблем, определенных изображений, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, не был случайным в каждом из государств. Флаги, гербы и гимны нередко принимались в подражание передовой или сильной стране, либо были схожими в связи с политической или родственной близостью народов.

Россия имеет многовековую историю и на протяжении многих веков имела свои государственные символы. Двуглавый орел олицетворял нашу державу с конца XV века до начала XX века. Он был символом Великого княжества Московского, Московского царства, Российской империи, Российской республики в 1917 году и РСФСР до принятия нового герба. Бело-сине-красный флаг являлся символом России с XVII века. Музыка нашего гимна написана в середине XX века.

Изображения, цвета, составляющие герб и флаг России, имеют символическое значение. Существуют определённые общие правила, которые сформировались ещё в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций и особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, чем, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орёл австро-венгерской империи из-за особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.

В новое тысячелетие Россия вошла с обновленной государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. И мы должны с достоинством хранить нашу историческую память, которая в значительной степени и выражается государственной символикой.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Знания о государственной символике составляют основу формирования уважительного отношения к ней.


Штандарт Президента Российской Федерации

Используемые материалы:

Проект выполнен учеником 11 класса МБОУ Грушевской СОШ Письменским Андреем
под руководством учителя информатики Чайченкова С.В.

grusosh.narod.ru

Флаг России-история создания, история флага России,символ России флаг, государственный флаг России, значение флага России, цвета флага России,

Флаг России-история создания

22 августа День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации. Дата праздника связана с событиями Августовского путча, когда 22 августа 1991 года во время траурного митинга по погибшим, манифестанты вынесли огромное бело-сине-красное полотнище, а Президент РСФСР Б. Н. Ельцин объявил об установлении нового государственного флага России.

Подъем российского флага обычно сопровождается исполнением государственного гимна России, что обычно происходит в рамках крупных государственных мероприятиях с участием первых лиц государства, эта церемония знаменует величие государства и его истории. За преднамеренную порчу флага и тем более его уничтожение предусмотрена специальная статья в Уголовном Кодексе России, которая рассматривает такой акт вандализма как уголовное преступление.

Флаг (нем. Flagge, англ. flag) — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.

В переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть».
Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, с полосками и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба.Для знатока шеренга флагов перед зданием ООН — вечное соперничество и война этносов, идеалов, и государственных амбиций. Нет на земле ни одного флага, который бы заявлял: мы ни на что не претендуем.
Так какова же история флага нашей огромной, великой страны?

Первые пятьсот лет своей истории Россия не имела ни герба, ни флага, ни гимна.

Роль флага в средние века исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины. Обычно перед походом или боем у чудотворной иконы совершалась общая молитва. Так, благословляя князя Дмитрия Донского на решающее сражение с татарами, святой Сергий Радонежский вручил воину икону с изображением Богородицы. Такую икону берегли как зеницу ока.

Также на хоругвях, стягах либо знаменах изображались иконописные лики, правда чаще всего это было изображение головы Христа, или Спас Ярое око, как говорили на Руси,- отличающаяся особо строгим, проницательным выражением глаз.
«Всевидец Господь в одном акте Божественного видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может! Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Изд. Мос. Патриархата, 1992., с. 84»

Немного позднее уже встречаются православные кресты нашитые на знамена, а на знаменах первых полков иноземного строя в эпоху Петра I были изображены грифоны, кентавры, единороги, причем каждый полк использовал изображение своего зверя.

следующая страница>>

xn--c1acka2adbjffahn4l.xn--p1ai

История создания символики России

История создания Российского герба

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались на классный час, тема которого «Государственная история России и история ее развития». Сегодня мы рассмотрим историю Государственного герба России.

Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав и т.д. существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика.

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. В самом своем начале (вплоть до 16 века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Но при Иване III в качестве герба выступала его печать(рис.1). На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной – двуглавый орел. Орел на печатях Ивана III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться.

рисунок 1

В царствование ВасилияIII Иоанновича двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Россия того времени укрепляет свои позиции, становится центром православия рис.3)

В царствование Иоанна IV Васильевича Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней.(рис.4)

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. В этот период Россия полностью закончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо восьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалась многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.(рис.5)

В 1682 году на престол взошел Петр I .Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств. При нем гербовой орел стал изображаться черным (до него, как правило, орел изображался золотым).Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами великих княжеств и Царств. На правом крыле были размещены щиты с гербами Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле :Владимирским, Казанским и Сибирским. (рис.6)

рисунок 6

Взойдя на престол, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Так как он был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.(рис.7)

Современный Государственный герб России был принят в декабре 2000 года. Государственный герб России представляет собой четырехугольный красный геральдический щит с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности. На нем изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, соединенными лентами. Над ними – одна большая корона. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, на красном щите – серебряный всадник, поражающий копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Этот геральдический образ символизирует единство Запада и Востока, западной и восточной культур. Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света с тьмой. Всадник – змееборец – это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской аристократии, и символическое изображение князя, чьим покровителем считался св.Георгий. дракон – чудище с лапами грифа, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом – олицетворяет невежество, язычество, нечистую силу

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА.

В летописях сохранились упоминания о стягах – первых русских знаменах. Стяг – это длинный шест с укрепленными на верхушке ветками деревьев, пучками травы, конскими хвостами. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы. С принятием христианства на Руси на стягах появилось изображение креста. У каждого князя был свой стяг и не малый по размеру – до шести метров в длину. Носить такой стяг было трудно, поэтому в стяговники (знаменоносцы) подбирали самых сильных людей. Во время сражения княжеский стяг устанавливался в центре войска на возвышении. Враги стремились пробиться к стягу и захватить его.

Сохранились предания о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступил на Куликово поле. Этот стяг был черного цвета с изображением Иисуса Христа. Именно тогда стяг впервые в летописи назван знаменем.

Появление в России трехцветного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича (рис. 1). Впервые флаг был поднят на первом отечественном корабле «Орел». Почти десятилетие на рубеже XVII – XVIII веков бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. Народная молва связывает бело-сине-красный флаг с именем Петра Великого. Такой флаг был утвержден в 1700 году царским указом. Петр I даровал бело-сине-красный флаг сухопутной армии и торговому флоту. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг.

Алексей Михайлович

Бело-сине-красными цвета Российской символики оставались и при императорах Александре III (рис.2) и Николае II.(рис.3)


АлександрIII

Николай II

После Октябрьской революции 1917 года был утвержден государственный флаг России красного цвета. В 1918 году первая Советская Конституция установила официальный образец Государственного флага РСФСР. Вначале он состоял из красного полотнища с золотыми буквами «РСФСР». Государственный флаг СССР был принят в 1923 году.

5 ноября 1990 года правительство РФ постановило создать новую российскую символику. Чрезвычайная сессии Верховного совета РФ 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России – прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красного цвета, официальным флагом РФ. Отношение ширины флага к его длине – 2:3.

Цвета государственного флага не выбираются просто так. Издавна каждый цвет имеет свое особое значение. Что означают цвета Российского флага?

Красный цвет обозначает отвагу, мужество. Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обвешивались изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом.

Синий цвет – это символ неба. Еще этот цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви. Небесного цвета балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей. Синий цвет также означает верность.

Белый цвет был символом благородства, совершенства, свободы и величия. Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, которому принадлежит этот флаг.

Государственный гимн России

Гимны, как торжественные культовые песнопения, зародились в глубокой древности и очень долго оставались таковыми. В России до XVII века торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями. Особое место, начиная с петровских времен, занимали военные марши, особенно «Преображенский», ставший по сути главным маршем России.

В 1833 году Николай I (рис1) поручил А.Ф.Львову написать гимн. К тому времени Львов был всемирно известным музыкантом (скрипачом, дирижером и композитором). Сочинив мелодию, он пошел к В.А.Жуковскому, который и написал слова гимна.

Впервые гимн был исполнен в Москве в Большом театре 11 декабря 1833 года, а затем 25 декабря в Санкт — Петербурге. Данный официальный гимн просуществовал почти век.

Боже, Царя храни.

(Муз. Алексея Львова, сл. Василия Жуковского)

Боже, Царя храни

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на Земли!

Гордых смирителю:

Слабых хранителю,

Всех утешителю –

Все ниспошли!

Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное,

Все ж недостойное

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на Земли!

Принятый в 1833 году гимн просуществовал до Февральской революции 1917 года. Тогда в качестве гимна стали использовать мелодию «Марсельезы», главной песни Великой французской революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие – не перевод, но не менее революционные.

Отречемся от старого мира

(Руже де Лиль – П. Лавров)

Отречемся от старого мира!

Отряхнем его прах с наших ног!

Нам враждебны златые кумиры,

Ненавистен нам царский чертог!

Мы пойдем в ряды страждущих братий,

Мы к голодному люду пойдем;

С ним пошлем мы злодеям проклятья,

На борьбу мы его позовем.

Припев:

Вставай, подымайся, рабочий народ!

Вставай, на врагов, брат голодный!

Раздайся, крик мести народной!

Вперед!

Богачи, кулаки жадной сворой

Расхищают тяжелый твой труд,

Твоим потом жиреют обжоры;

Твой последний кусок они рвут.

Голодай, чтоб они пировали!

Голодай, чтоб в игре биржевой

Они совесть и честь продавали,

Чтоб ругались они над тобой!

Припев.

Тебе отдых – одна лишь могила!

Каждый день – недоимку готовь.

Царь – вампир из тебя тянет жилы,

Царь – вампир пьет народную кровь!

Ему нужны для войска солдаты:

Подавай же сюда сыновей!

Ему нужны пиры да палаты:

Подавай ему крови твоей!

Припев.

Не довольно ли вечного горя?

Встанем, братья, повсюду за раз!

От Днепра и до Белого моря,

И Поволжье, и Дальний Кавказ!

На воров, на собак – на богатых

Да на злого вампира – царя!

Бей, губи их, злодеев проклятых!

Засветись, лучшей жизни заря!

Припев.

И взойдет за кровавой зарею

Солнце правды и братства людей.

Купим мир мы последней борьбою,

Купим кровью мы счастье детей.

И настанет година свободы,

Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,

И сольются в едино народы

В вольном царстве святого труда…

С 1918 по 1943 гг. в качестве гимна вновь использовалась «космополитическая» песнь, на этот раз революционно – пролетарская — !Интернационал».

Интернационал

(сл. Эжен Потье, муз. Пьера Дегейтера)

Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим

Кто был ничем, тот станет всем!

Припев:

Это есть наш последний и решительный бой.

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья –

Ни Бог, ни царь и ни герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,

Отвоевать свое добро,

Вздувайте горн и куйте смело,

Пока железо горячо!

Припев.

Лишь мы, работники всемирной

Великой армии труда,

Владеть землей имеем право,

Но паразиты – никогда!

И если гром великий грянет

Над сворой псов и палачей,

Для все так же солнце станет

Сиять огнем своих лучей.

В 1943 году Сталин поставил вопрос об изменении гимна. Новый гимн Александрова на слова Михалкова и Эль-Регистана впервые прозвучал по радио 1 января 1944 года.

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует, созданный волей народов

Великий могучий Советский Союз.

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил,

Нас вырастил Сталин, на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил.

Мы армию нашу растили в сраженьях,

Захватчиков подлых с дороги сметем,

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе отчизну свою поведем.

В 1977 году текст гимна был изменен. Михалков, автор первого варианта текста, подправил строки второго куплета, исключив из них упоминание о Сталине, и полностью переделал третий куплет, так как война закончилась, и роль армии в жизни страны значительно снизилась

Гимн СССР

(муз. Г.Александрова, сл. С.Михалкова)

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует, созданный волей народов

Единый могучий Советский Союз.

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Партия Ленина – сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин Великий нам путь озарил:

На правое дело он поднял народы,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

Припев.

В победе бессмертных идей коммунизма

Мы видим грядущее нашей страны,

И красному знамени нашей Отчизны

Мы будем всегда беззаветно верны!

25 декабря 2000 года были подписаны Федеральные законы о государственной символике, и в частности закон «О Государственном гимне Российской Федерации»

Гимн России

(муз. Г.Александрова, сл. С.Михалкова)

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

infourok.ru

Флаг и герб Российской Федерации

Каждая страна имеет свои официальные символы: флаг и герб, которые являются её визитной карточкой.

Государственный флаг Российской Феде­рации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней — белого, средней — голубого, нижней — красного цвета.

История флага ведётся с XVII в., когда был спущен на воду первый русский военный корабль «Орёл» с первым корабельным знаменем. Оно и стало первым русским национальным флагом. На выбор цветов, по-видимому, повлияла расцветка имеющегося тогда московского герба.

Государственный герб представлен в виде золотого двуглавого орла, помещён­ного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны (две малые и одна большая), в лапах орла — скипетр и держава, в центре — на красном щите — всадник, поражающий копьём дра­кона. Двуглавый орёл — символ духовной и светской власти. Три короны олицетворя­ют суверенитет как всей Российской Феде­рации, так и её частей. Скипетр с державой означают государственную власть и еди­ное государство.

Россия — одна из влиятельных стран мира — является президентской респуб­ликой. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Рис. 24. Флаг и герб Российской Федерации
На этой странице материал по темам:
  • Доклад на тему герб российской федерации

  • Флаг россии кратко

  • Лекция конспект герб российской федерации

  • Доклад о флаге российской федерации

  • Флаги и гербы субъектов российской федерации доклад скачать

doklad-referat.ru

История российского герба и флага

История российского герба и флага 8 дек. 2014 г.

                  
Государственные символы Российской Федерации
   

Краткий очерк истории российского герба

[spoiler]

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича (род. 1440, правил с 1462, сконч. 1505), приложенной к меновой и отводной грамоте, данной Великим князем его двоюродным братьям – князьям Федору и Ивану Борисовичам.

На первый взгляд рядовое событие – появление нового изображения на великокняжеской печати – имеет принципиальное значение не только для истории российской государственной геральдики, но и для истории нашей страны в целом. Великий князь Иван III Васильевич является одним из трех величайших деятелей российской истории. Значение Ивана III в истории нашей страны определяется тем, что им было создано единое российское государство.

В этой работе огромное значение принадлежало деятельности символической. В ту пору, когда создавалось российское государство, не так важно было присоединить ту или иную территорию, заключить тот или иной дипломатический договор, выиграть войну, сколько добиться того, чтобы в сознание людей прочно вошла мысль: возникло принципиально новое политическое образование – единое российское государство, русские земли объединены и не разделятся более, что бы ни случилось, как бы не менялись исторические и политические судьбы. Добиться этого поворота в сознании во многом помогали именно формы символические.

Созданное Иваном III и существующее до наших дней единое российское государство нуждалось в главном символе, обозначающем его существование – названии. Название рождалось очень долго и при самом Иване III так и не сформировалось окончательно. Подобное явление характерно не только для России, но и для многих других государств. Именно поэтому в XV-XVI веках принципиальную важность имело другое средство определения государства – герб. Названия складывались медленно, изменялись, по-разному звучали в разных языках и традициях. Изобразительное же средство идентификации страны – герб – узнавался вне зависимости от того, в какой языковой среде он появлялся, изменялся значительно менее решительно и четко указывал на своего обладателя в любых ситуациях.

Это значение изобразительного символа сумел понять и оценить Великий князь Иван III. И потому не случайно и глубоко символично, что именно в его время, а точнее – в 1490-х гг., когда процесс объединения российских земель в основном состоялся и единое российское государство стало реальностью, началась история российского государственного герба. Таким образом, российское государство и российский государственный герб являются ровесниками. Изобразительная форма имени нашей страны – герб – родилась значительно раньше, чем сформировалось ее название.

Культура российского средневековья знала достаточно развитую и своеобразную знаковую традицию. Идентифицирующими знаками пользовались те, кто обладал суверенитетом – князья, земли имевшие республиканские формы правления, некоторые церковные иерархи. Такие знаки размещались прежде всего на монетах и печатях – тех важнейших атрибутах, на которых следовало ясно показать, кому они принадлежат.

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, относительно часто пользовался фигурой всадника. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны «мечник» (всадник с мечом в руке), «сокольник» (всадник с соколом на руке), «копейщик» (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения. В 1460-80 гг. Иван III чаще других использовал изображение всадника с копьем, иногда – всадника поражающего копьем дракона (этот тип всадника назывался «ездец»).

Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. Большинство монет и печатей имели изображения на двух сторонах. И если на одной стороне помещался знак князя (например, ездец), то на другой – какой-либо иной символ связанный с ним, например, изображение его святого покровителя.

В системе атрибутов власти XV века печать занимала особо важное место. В то время не существовало института подписи и именно печать исполняла функцию удостоверения документа, сообщения о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать, что приложивший печать соглашается с документом и подчиняется ему. Именно с момента приложения печати документ вступал в силу и считался действующим.

Этим принципиально важным значением печати определяется то обстоятельство, что именно на печати впервые появляется изображение государственного герба. Утвердив свою власть в принципиально новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. Такой принципиально новой печатью и является печать 1497 года.

Печать 1497 года имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной.

Структура этой печати является принципиально новой для российской традиции. Лицевая сторона обычна: на ней знак князя, понимавшийся как собственно изображение князя-обладателя печати. Но изображение на оборотной стороне – двуглавый орел – несет значение совершенно новое. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати.

Итак, в 1497 году (или несколькими годами ранее) Великим князем Иваном III был введен в обращение принципиально новый символ – символ единого российского государства. Этим символом – изобразительным именем новой российской страны – стал двуглавый орел. Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен и однозначно дать его невозможно: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение.

Двуглавый орел как различительный знак имеет долгую и богатую историю, которую можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа.

В арабском и персидском мире двуглавый орел использовался как один из многих опознавательных знаков.

В Византии двуглавый орел в последние века ее существования использовался как один из важнейших государственных знаков, но служил не символом государства, а символом императорской династии и связанных с ней семейств.

На Балканах, под влиянием византийской традиции, широко распространенный символ двуглавого орла служил в разных качествах, в том числе как знак царей, и в некоторых странах со временем обрел статус государственного герба, сохраняющийся доныне.

В Западной Европе двуглавый орел использовался в многочисленных гербах, преимущественно правителей и высшей знати, и впервые в истории – в 1434 году – официально стал использоваться как государственный герб (в Священной Римской Империи).

Двуглавые орлы изображались в разном начертании и с разными атрибутами. Характерной особенностью византийской традиции является золотой орел на красном поле, обыкновенно – увенчанный коронами. В традиции западноевропейской символики орел обыкновенно изображался черным на золотом поле.

На основе сведений о бытовании двуглавого орла, историками высказываются три предположения о причинах, побудивших Ивана III принять данный знак в качестве государственной эмблемы своей страны.

Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии.

Двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи.

Двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран.

Каждое из этих предположений имеет более или менее серьезные основания и, вместе с тем, возражения.

Безусловно Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и в этой связи не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III.

Взаимоотношения России Ивана III с западными странами развивались весьма активно, и немалое место здесь занимали контакты со Священной Римской Империей. Иван III добивался признания равного статуса России с другими странами, и, познакомившись с геральдической традицией Священной Римской Империи мог принять ее символ как собственную государственную эмблему, дабы еще раз подчеркнуть равенство России и наиболее авторитетного из существовавших в то время государственных образований Европы. Но при этом Россия восприняла не ту форму и расцветку двуглавого орла, который был распространен на Западе.

Наконец, в правление Ивана III Россия действительно активно развивала связи с Балканскими странами и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Сын Ивана III – Великий князь Василий III Иванович (род. 1674, правил с 1505, сконч. 1533) унаследовал введенный отцом государственный знак и использовал прежний принцип построения великокняжеской печати. Василию III наследовал сын, названный в честь деда Иваном – Иван IV Васильевич (род. 1530, правил с 1533, сконч. 1584), оставивший мрачный след в истории нашей страны и получивший прозвище Грозный.

Вид и геральдическое наполнение государственного символа при Иване IV менялись и дополнялись. Начиная с 1539 года двуглавый орел начинает изображаться с раскрытыми клювами и высунутыми языками. Такое изображение орла (и в целом хищных птиц и животных) является традиционным для западноевропейской геральдики (орел с открытым клювом (пастью) и высунутым языком называется в геральдике «вооруженным»).

В 1560-х годах государственный и царский знаки соединяются в одном символе. Для этого царский знак (всадник) располагался на груди двуглавого орла.

Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах: вместо двух корон, венчавших головы орла с самого начала его использования в России, помещена одна большая пятизубцовая корона, венчающая сразу обе головы орла. Возможно, таким образом Иван IV желал продемонстрировать свое единовластие, показать, что в его государстве есть только одна корона и только один носящий ее – сам царь.

Вторым новшеством печати 1577-58 гг. стало размещение вокруг двуглавого орла двадцати четырех (по двенадцать на каждой стороне печати) эмблем земель, входящих в состав российского государства. Избраны эти эмблемы были, в основном, произвольно (в последствии многие из них стали прообразом гербов соответствующих территорий и городов): российские земли не имели устоявшейся традиции обозначения их определенными знаками. Однако сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать насколько велика его держава и какие именно основные земли входят в ее состав. Эта тенденция со временем стала традиционной.

Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (род. 1557, царствовал с 1584, сконч. 1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе. И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом.

Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (дата рожд. неизвестна, царствовал с 1605, убит в 1606). Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа, на которой двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями: двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями. Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо).

Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Последовал новый, самый тяжелый период Смуты, завершившийся в 1613 году, когда всенародным Земским Собором на российский престол был возведен царь Михаил Федорович (род. 1596, сконч. 1645). Михаил Федорович постарался восстановить на своих печатях традиционного российского двуглавого орла. Однако за период Смутного времени многие представления о старине были искажены, иные забыты и в результате типы российского государственного символа, использовавшиеся в течении XVII века, объединили в себе и обычаи старины, и новшества периода Смуты, и дополнения, привнесенные уже в течении самого XVII века.

Михаилом Федоровичем использовались весьма разнообразные формы двуглавого орла. Как и в давние времена, орел изображался с расправленными и направленными вниз крыльями. Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба. На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону).

В 1650-х годах окончательно установился базовый тип государственной эмблемы: уже на большой государственной печати 1645 года орел изображен с поднятыми вверх крыльями, тремя коронами и ездецом на груди. На печати 1654 года двуглавый орел получил еще одно дополнение: в его лапах помещены скипетр и держава. С этого времени знаковый состав государственного герба – двуглавый орел под тремя коронами, с ездецом в щите на груди, скипетром и державой в лапах – остается неизменным до наших дней.

Такова долгая история российского государственного герба, не так давно – в 1997 году – отметившего полутысячелетний юбилей своего существования. За пять веков исторические судьбы России многократно менялись, но государственный герб нашей страны – ее изобразительное имя – неизменно служил Родине, и остается ее главным символом в наши дни.

Более подробная информация на официальном портале «Российская символика».

Источники: Официальный портал «Российская символика»

[/spoiler]

Хронология основных этапов исторического развития российского герба

Краткий очерк истории российского флага [spoiler]

Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска — полководца, обыкновенно стоявшего в строю рядом со знаменем. Таким образом, знамя обозначало место, откуда исходят приказы, помогало поддерживать равнение в бою, указывало пункт, вокруг которого бойцам следует сплачивать ряды, направление, в котором следует двигаться воинам. Пробиться к неприятельскому знамени и захватить его в большинстве случаев означало выиграть битву: когда знамя бывало повергнуто, воины лишались своего главного руководящего знака, а полководец, обычно находившийся у знамени, если знамя оказывалось захвачено, чаще всего погибал или попадал в плен. В этой связи, знамена с древнейших времен стали считаться самым желанным и достойным трофеем, потеря знамени — высшим воинским позором, а охрана знамени — одной из важнейших задач военного дела.

Исход войны, сражения очень часто зависит от случайного стечения обстоятельств, многочисленных, подчас невероятных превратностей судьбы. В этой связи, люди всегда с особым старанием искали помощи высших сил. Мало кто берет с собой столько оберегов, амулетов как воин, отправляющийся в сражение. Таким образом, уже в доисторические времена знамена становятся святынями. Их окружают почетом и охраной не только потому, что это необходимо в бою, но и потому, что знамя служит духовной ценностью, вызывает почитание само по себе, является предметом мистическим, помогающим победе, а потому заслуживающим почестей не только в военную пору, но и в мирное время.

В 1688 году юный царь Петр I увлекся морским делом. В 1693 году небольшой отряд специально построенных малых судов Петра I спустился по Северной Двине к Белому морю и совершил поход на Соловецкие острова. В этом путешествии Петром I использовался флаг, сохранившийся до наших дней (в конце путешествия Петр подарил флаг со своего судна в один из архангельских монастырей, где тот сохранялся до начала XX века, а затем поступил в Военно-морской музей в Петербурге, где находится и сегодня). Флаг представлял собой прямоугольное полотнище из равных горизонтальных белой, синей и красной полос. В центре полотнища — герб России: золотой двуглавый орел под тремя коронами со щитом со всадником на груди. Этот флаг получил название «Флаг царя Московского» и до начала XVIII века исполнял одновременно функции российского государственного флага и личного флага (штандарта) Петра I.

Однако, «Флаг царя Московского» был не единственным флагом, применявшимся в 1690-х — 1700-х гг. Сохранилось немало различных упоминаний о флагах первых российских кораблей, собственноручные проектные рисунки Петра I. В 1697-1700 на первых русских военных кораблях употреблялись полосатые бело-сине-красные флаги. Первые торговые корабли должны были использовать белый флаг с двуглавым орлом, однако упоминаний о действительном использовании такого флага не сохранилось: уже с конца 1690-х гг. российские торговые корабли ходили под бело-сине-красным флагом.

Юридически положение бело-сине-красного флага, как флага гражданского флота было зафиксировано в указе от 20 января 1705 года, а позднее подтверждено главным морским законодательным актом России — Уставом Морским 1720 года.

Флаги родились на море, и до XIX века оставались принадлежностью главным образом флотской культуры. Тем не менее, бело-сине-красное сочетание цветов использовалось в государственной эмблематике России и на суше. Так, с петровских времен до 1740-х гг. знаком различия офицеров сухопутной армии служили чрезплечные шарфы, состоявшие из белой, синей и красной полос. Встречались сочетания белого, синего и красного цвета при оформлении государственных церемоний и дворцовых праздников. Однако, время распространения государственных флагов на суше еще не пришло (и не только в России — это было характерно для всей Европы).

Первые применения российского бело-сине-красного флага на суше оказались связаны с географическими открытиями русских мореплавателей. Прежде в знак присоединения земель к России моряки, обыкновенно, водружали на новом берегу памятный крест. Но в 1806 году было положено начало новой традиции: русская морская экспедиция, обследовавшая побережье Южного Сахалина, в знак присоединения этой новой земли к России подняла на берегу залива Анива два флага: Андреевский и бело-сине-красный. Применение двух флагов в данном случае весьма символично: Андреевский флаг указывал на то, что заслуга открытия новой земли принадлежит военному флоту, государственный флаг — на то, что отныне она считается принадлежащей России. С этого времени поднятие бело-сине-красного флага на вновь присоединяемых землях постепенно получает распространение как на море, так и на суше.

Тот же 1806 год чрезвычайно важен еще и потому, что в этом году впервые было явно продемонстрировано, что именно бело-сине-красный флаг считается основным российским флагом за рубежами нашей страны.

Впервые широкое распространение внутри страны русский государственный флаг получил в годы тяжелой и безуспешной для России Восточной (Крымской) войны 1853-56 гг. Патриотический подъем всколыхнул всю страну, и флаги национальных бело-сине-красных цветов стали всенародно используемыми.

В 1914 году Россия вступила в Первую Мировую войну. Начало войны сопровождалось широчайшим патриотическим подъемом. Бело-сине-красные флаги поднимались по всей стране. Отвечая на национальный подъем, правительство в первые дни Мировой войны приняло ряд мер, направленных на поддержание народного единства. В частности, в августе 1914 года был введен в употребление особый флаг. Этот флаг представлял собой российский бело-сине-красный флаг в крыже (верхнем углу у древка) которого располагался императорский штандарт — черный двуглавый орел на желтом поле. Флаг этот, призванный продемонстрировать единство царя и народа, получил название «флага для использования в частном быту» и предназначался для свободного неофициального использования всеми россиянами по их усмотрению. В годы войны и государственный — бело-сине-красный, и «частный» — бело-сине-красный с императорским штандартом в крыже — флаги получили широкое распространение и использовались в самых разных ситуациях.

Роковой 1917 год открыл новую страницу нашей истории. Временное правительство, захватившее власть в феврале 1917 года, изменило герб и гимн России, но традиционный бело-сине-красный флаг был сочтен историческим всенародным символом и сохранен. Однако, власть Временного правительства была непрочной и недолгой в октябре 1917 года Временное правительство было свергнуто.

Новое большевистское правительство использовало в государственной символике интернациональные символы революционной борьбы. Поэтому не случайно, что флагом молодой советской республики стало красное полотнище.

Первый флаг РСФСР был утвержден в июле 1918 года. В окантованном желтым кантом крыже на красном фоне располагались крестообразно буквы «РСФСР», а под ними надпись, расшифровывающая данную аббревиатуру: «Российская советская федеративная социалистическая республика». Этот флаг был принят как единый: и государственный, и военный, и морской (в том числе военно-морской). В том же 1918 году флаг был изменен: аббревиатура РСФСР была расположена в одну строку и начертана оригинальным шрифтом. В таком виде флаг просуществовал до 1937 года.

С 1922 года РСФСР вошла в качестве составной части в единое большевистское государство – СССР – претендовавшее на мировое господство и имевшее безликую милитаристскую символику. Вся полнота власти сосредоточилась в структурах союзного центра, и флагу РСФСР почти не было практического применения.

В 1954 году флаг РСФСР изменился. Основным цветом полотнища остался красный. Вдоль древка была пущена синяя вертикальная полоса. А в крыже на красной части полотнища поместили государственную эмблему СССР — желтые серп и молот под контурной пятиконечной звездой.

С изменением исторической парадигмы, а затем и в связи с крахом советской системы, поменялась и символика российского государства. Уже в 1988 году демократические движения — клуб «Перестройка», организация «Демократический союз» и другие начали использовать традиционный российский бело-сине-красный флаг. А в 1990 году вопрос о российском флаге был поставлен на рассмотрение в государственных органах РСФСР. В ноябре 1990 года была образована правительственная комиссия по разработке новой государственной символики. Вопрос о государственном гербе России вызвал горячие споры, но проблема флага была решена быстро и почти без разногласий: Россия имела исторический бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться к своей стране.

15 декабря 1990 года было принято решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России — бело-сине-красного флага.

Процесс законодательного оформления Государственного флага был завершен 25 декабря 2000 года, когда накануне нового века и нового тысячелетия был принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации», подтвердивший существующий бело-сине-красный флаг и уточнивший порядок его использования.

Более подробная информация на официальном портале «Российская символика».

Источники: Официальный портал «Российская символика»

[/spoiler]

alushta-adm.ru

«Из истории герба и флага России»

МОУ «Бишкильская средняя общеобразовательная школа»

Чебаркульский муниципальный район

Челябинской области

Областной конкурс на лучшее знание Государственной символики России

среди обучающихся образовательных организаций

Номинация: Исследовательские работы

Тема: «Из истории герба и флага России»

Выполнила:

Низамутдинова Олеся Нурисламовна

13 июня 2002 года рождения

п. Ключи, улица Совхозная дом 15 кв.1

ученица 6-а класса МОУ «Бишкильская

средняя общеобразовательная школа»

п. Бишкиль, улица Савельева, дом 35

Чебаркульского района

Челябинской области

Руководитель:

Приданников Владимир Михайлович

учитель истории и обществознания

МОУ «Бишкильская

средняя общеобразовательная школа»

п. Бишкиль, улица Савельева, дом 35

Чебаркульского района

Челябинской области

2014 год

Актуальность данной работы состоит в исключительной важности знания и изучения государственных символов России. В настоящее время на Украине (в Украине) происходят события, ужасающие своим трагизмом и чудовищностью. В прошлом наша страна переживала подобные времена раскола общества: средневековую раздробленность, Смуту начала 17 века, Гражданскую войну начала 20 столетия. Чтобы избежать подобных трагедий в будущем, представляется важным изучение прошлого нашей страны, привитие ее гражданам уважения к ее истории, чувства патриотизма. В этом большую роль может сыграть история государственной символики.

В этом исследовании сделана попытка описания истории создания и эволюции государственных символов России путем анализа информации Интернет-ресурсов и литературы. Методом выбран сравнительный анализ государственной символики, изменявшейся во времени.

Цель: описать историю создания современных символов России, определить истоки и преемственность государственных символов России — герба и флага, их историческое значение для общества и государства.

Задачи:

1) дать описание истории появления герба России в его нынешнем варианте, выявить его органическую связь с символикой Византийской империи;

2) проследить истоки знамен России, определить их взаимосвязь с геральдическими символами;

3) характеризовать значение государственных символов России для ее истории.

Объектом исследования является история создания государственных герба и флага России, предметом — государственные символы РФ — герб и флаг.

Основу герба России составляет печать Великого князя Московского Ивана III Васильевича, созданная в 1497 году (см. Приложение рис.1). До этого на Руси на протяжении четырех веков использовались металлические печати – буллы. Русские князья, использовали буллы для скрепления грамот. 1497 год считается годом возникновения государственного герба России. В XVI веке двуглавый орёл и всадник соединяются в одной печати – эмблеме: всадник помещается на груди двуглавого орла. 03 февраля 1561 г. учинена новая государственная печать – «орёл двоеглавый, а среди его человек на коне».

Сам Иван III был женат на Софье Палеолог — дочери последнего императора Византии. Именно по этой причине в его печати был использован двуглавый орел Палеологов (см. Приложение рис. 2). Со времени своего возникновения Русь имела тесные экономические, политические, культурные и, как следствие, родственные связи с Византийской империей. Креститель Руси Владимир Святой был женат на сестре византийских императоров Константина VIII и Василия II Анне. Православное христианство, принятое Русью при князе Владимире имело громадное влияние, как в Византии, так и на Руси. Скорее всего, двуглавый орел Палеологов ведет свое происхождение от символики Константинопольской патриархии (см. Приложение рис. 3). Две головы орла символизируют собой две ветви власти Византии — власть светскую — власть императора и власть духовную — власть патриарха, так называемую «симфонию» — единозвучие — единогласие государственной власти.

Всадник — это образ Георгия Победоносца, святого мученика христианской церкви. На герб России он помещен как символ Москвы — столицы. Москва была основана Юрием (Георгием) Долгоруким в 1147 году. Во время правления Дмитрия Донского герб с изображением св. Георгия становится официальным символом столицы. На этом гербе изображен всадник поражающий копьем змия. Так же как и в случае с орлом, прослеживаются христианско-византийские корни происхождения этого символа. По сути образ Георгия на гербе является копией православных икон IX — XIV веков (см. Приложение рис. 4).

Св. Георгий почитается не только в Православии, но католической церковью. Легенды о нем относятся к III веку, когда христианская церковь была единой. Более того Георгий почитается в исламе под именами Джирджис, Гиргис, Эль-Худи. Сказания повествуют о героической жизни и мученической смерти святого во время правления императора Диоклетиана. Не смотря на жестокие пытки и испытания колесом, негашеной известью, огнем, кольями Георгий не отрекся от Христа, выжил и совершил несколько чудес, например воскрешение вола (см. Приложение рис.5).

Но главные чудеса святой совершил после смерти. К их числу относится убийство змия, событие, нашедшее отражение на гербе Москвы и, соответственно, России. Эта метафора истолковывается как спасение Георгием царевны (церкви) от рук змия (язычества). Образ Георгия нашел воплощение не только в православной иконописи, но и в живописи эпохи западного Возрождения (см. Приложение рис.6).

Герб России за свою многовековую историю подвергался неоднократным изменениям, которые носили чисто внешний декоративный характер, но главные его составляющие — двуглавый орел и Георгий Победоносец остаются неизменными (см. Приложение рис. 7 — 11). Среди гербов Российской империи 18-19 веков особое внимание привлекает большой герб 1882 года (см. Приложение рис. 12). Он включил в себя, помимо традиционных орла и всадника, христианские образы архистратига Михаила и архангела Гавриила, а так же гербы вошедших в империю стран: Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, царств Херсонеса Таврического, Польского и Грузинского, княжеств Финляндского, Киевского, Новгородского, Псковского и других, герб рода Романовых. И венчает это собрание гербов девиз: «С нами бог».

Таким образом, символы, изображенные на гербе нашего государства, имеют христианско-византийские корни. Россия как защитник православной веры является наследницей Византийской империи. Герб России в строгой лаконичной форме отражает геральдическую символику русского государства со дня принятия христианства, практически со дня его основания (см. Приложение рис.13).

Флаг России, утвержден 11декабря 1993 г. (см. Приложение рис.14), так же имеет многовековую историю.

Со дня принятия христианства на Руси князья, подобно Константину Равноапостольному, на знаменах — хоругвях изображали символы православной веры: крест либо изображение Спасителя. Примером служат знамена Ивана IV Грозного дошедшие до наших дней (см. Приложение рис. 15-16). Это еще одно свидетельство тесной связи России с византийским православным христианством. В Оружейной палате хранятся также стяги покорителя Сибири Ермака и спасителя Отечества 1612 г. Дмитрия Пожарского, которые так же пронизаны христианской символикой (см. Приложение рис. 17-18). Это еще раз доказывает глубинные христианские корни российской государственной символики.

Создание современного флага России исследователи связывают с именем Петра Великого. Сохранился большой флаг, подаренный Петром I архангельскому архиепископу Афанасию в 1693 г. (см. Приложение рис. 19). Это полотнище с равными бело-сине-красными горизонтальными полосами, в центре которого нашит золотой двуглавый орел со скипетром и державой в лапах под тремя коронами: двумя царскими и одной императорской.

Хотя существуют версии, что подобные флаги появились в России раньше, еще при отце Петра Алексее Михайловиче (см. Приложение рис. 20). В 1668 году был спущен на воду первый русский военный корабль «Орёл». Доподлинно известно, что в строительстве «Орла» принимали участие голландцы, в частности купец Иоганн ван Сведен. Он подал царю «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опречь того, что ныне куплено за морем», в которой просил отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов, при этом уточнял, что «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя». Флаг Нидерландов имеет те же цвета, что и российский, только эти цвета расположены в ином порядке. Большинство исследователей сходятся на варианте заимствования цветов флага. В «потешных» играх малолетнего Петра так же использовались бело-сине-красные стяги.

Утвержденные Петром I российские флаги сохранились надолго. Под их славными бело-сине-красными полотнищами 27 июня 1709 г. русская армия разгромила Карла XII под Полтавой, в годы Семилетней войны с боями прошли Восточную Пруссию и 9 октября 1760 г. вошли в Берлин. Немеркнущей славой озарили русские стяги богатыри А.В. Суворова. Под русскими флагами 26 августа 1812 г. войска Кутузова насмерть выстояли в Бородинском сражении. Флаг с белой, синей и красной горизонтальными полосами долгое время являлся национальным, государственным. Лишь во второй половине 19 века при Александре II был учрежден новый черно- золотисто- серебристый флаг Российской империи (см. Приложение рис. 21). Бело — сине — красный флаг с этого времени оставался символом русского торгового флота. В качестве государственного он вернулся с распадом СССР и образованием новой России в 1991году.

В данной работе предпринята попытка описать историю происхождения и эволюцию государственных символов России. Наш герб и флаг имеют славную многовековую историю. Герб нашей страны ведет свое происхождение от символов восточно-христианской Православной церкви и отличительных знаков императоров Византии. Не случайно орел на гербе изображен двуглавым. Изображенный на гербе образ Георгия Победоносца — Святого великомученика, почитаемого и католической церковью, и в Православии, и даже в исламе, так же свидетельствует о преемственной связи наших геральдических символов с ранним христианством, которое утвердилось в восточно-римской империи при императоре Константине в IV веке.

Тесная связь с Византией прослеживается и в знаменах русских князей и царей вплоть до правления Алексея Михайловича. Петр Великий официально закрепил бело-сине-красное знамя, появившееся во время правления своего отца. Цвета этого флага скорее всего заимствованы из Голландии — мирового лидера того времени в экономическом развитии, в военном деле и, главное, в мореплавании. Под этим знаменем одержаны великие победы в морских и сухопутных сражениях 18-19 веков, под этим знаменем Россия стала великой европейской и мировой державой.

В государственных символах Росси отражена ее тысячелетняя героическая история. Мы вправе гордиться нашим прошлым. И чтобы в нашей стране больше не было никаких смут — наша задача свято хранить и оберегать традиции и символику наследованные нами от наших предков.

  1. Государственные символы России: история и современность: занятия, праздники, игры. 7-9 кл. авт.-сост И.Н. Клочкова. Волгоград: Учитель, 2009. -168с.

  2. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учебное пообие. 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово» РС», 2004. 136с.

  3. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуман. изд. Центр Владос. 2003.-208с.

  4. http://simvolika.rsl.ru/index.php?f=41

  5. http://www.intur.biz/Russian/tcal/Russia/flag/flag.htm

  6. http://www.constitution.ru/symbols/

  7. http://geraldika.ru/symbols/29

  8. http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/

Печать Ивана III 1497г.

рис.1

герб Палеологов

рис.2

символ Константинопольской православной церкви (Стамбул)

рис.3

Герб Москвы, утвержден 23 ноября 1993 года

рис.3

«Чудо Георгия о змие» (икона, конец XIV века)

рис.4

Дамиан. «Св. Георгий воскрешает павшего вола», Грузия

рис.5

Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием»

рис.6

Герб с Большой государственной печати царя Ивана IV Васильевича, 1578 гг.

рис.7

Герб с Большой государственной печати царя Алексея Михайловича, 1667 г.

рис.8

Герб Петра I

рис.9

Герб времён Екатерины I

рис.10

Малый герб Российской империи

рис.11

Большой герб Российской империи

рис.12

Герб России

рис.13

Флаг РФ

рис.14

Стяг «Всемилостивейшего Спаса» (1552)

рис.15

Великий стяг Ивана Грозного 1560 г. Лазоревое полотнище с откосом сахарного цвета, кайма брусничного цвета, а вокруг откоса — макового. На полотнище большой темно-голубой круг с образом Христа Спасителя и белый круг с изображением св. Михаила на коне. (Оружейная палата).

рис.16

Знамя Ермака (1582)

рис.17

Знамя Дмитрия Пожарского (1612)

рис.18

Фотография флага царя Московского, старейшего из сохранившихся российских флагов (1693). Центральный военно-морской музей

рис.19

Флаги царя московского (XVII век)

рис.20

Государственный флаг (1858—1883)

рис.21

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *