Дмитрий Татаренко — биография и семья

Биография

Гвардии Капитан Д. М. Татаренко совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 8 в составе группы. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 23 Мая 1921 года в посёлке Новоантоновский, ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончил школу № 20 в городе Шахты ( Ростовская область ). Работал и учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С Июня 1941 года в действующей армии. Сражался в составе 5-го и 11-го истребительных авиационных полков. Защищал Ленинград.

К Марту 1943 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Капитан Д. М. Татаренко совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 8 в составе группы. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году Военно — Морскую академию, в 1962 году Военную академию Генерального штаба. С 1967 года Генерал — Майор авиации Д. М. Титаренко — в запасе. Жил в Кисловодске ( Ставропольский край ). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Нахимова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями и иностранным орденом. Почётный гражданин городов Ленинград и Таллин.

* * *

О Дмитрии Митрофановиче Татаренко снимали фильмы, рассказывали известные писатели, сверстники — однополчане с благоговением говорили о нём как о герое Гангута, Ханко, рыцаре Балтийского неба…

Дмитрий Татаренко родился 23 Мая 1921 года в посёлке Новоантоновка, ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончив среднюю школу, работал навалоотбойщиком в шахте, учился в аэроклубе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил Ейскую военно — морскую авиациионную школу лётчиков. Закалка, которую Татаренко получил в шахтах Донбасса, вскоре пригодилась ему в дни суровых испытаний в блокадном Ленинграде и небе Балтики.

С первого дня Великой Отечественной войны — на фронте. О лётчиках, охранявших небо над городом на Неве с гордостью и восхищением говорили тогда ленинградцы и красноармейцы Волховского и Ленинградского фронтов. Не случайно одного из героев своего романа «Балтийское небо» Николай Чуковский назвал Татаренко. Будучи корреспондентом газеты «Лётчик Балтики», писатель не раз бывал в авиационном полку, встречался с однополчанами пилота. Здесь от Сергея Рябушкина он впервые услышал ласковое «наши цыганчата» ( за пышные, чёрные кудри товарищи часто называли Дмитрия Татаренко «цыгончонком» ). Их, мужественных и смелых соколов, было в полку 19.

Даже после войны Дмитрий Митрофанович с теплотой и благодарностью вспоминал Лунина, Кузнецова, Рябушкина, чьи находчивость и мужество были для него примером. Много героических страниц в боевой истории Гвардейского полка, но одна из них памятна особо — защита полуострова Ханко, именовавшегося в прошлом Гангутом.

Ханко оказался для противника крепким орешком, хотя его гарнизон состоял лишь из стрелковой бригады, инженерно — строительной части, погранотряда, береговой артиллерии и небольшой авиационной группы. В первые дни войны вражеские самолёты совершали беспрерывные налёты на базу. Однажды 8 «Юнкерсов» прорвали наш противовоздушный заслон и устремились к Ханко. Неожиданно навстречу им из — за облаков вынырнули краснозвёздные истребители. Впереди группы шли Дмитрий Татаренко и Василий Голубев.

Дмитрий уже видел, как на фюзеляже и плоскостях одного из «Юнкерсов» всё отчётливее вырисовываются недавно совсем незаметные, расплывчатые кресты. Вот враг под крылом самолёта Татаренко. Дмитрий немного сбавил газ и нажал гашетку пулемётов. Огрызаясь очередями, «Юнкерс» увертывался от атак истребителя. Маленький юркий «ястребок» сновал вокруг тяжёлой машины, пока она не вспыхнула. «Ещё один закончил свои «победные» виражи в балтийском небе», — подумал, провожая взглядом падающую в море машину, Татаренко.

Ни на один день не оставлял противник в покое защитников Ханко: с земли их обстреливала артиллерия, с воздуха терзали самолёты. По первому зову балтийские лётчики поднимали в воздух свои машины, не давали немецким бомбардировщикам сбрасывать бомбы на землю героического полуострова… Много дней и ночей шли кровопролитные бои за Ханко. В Ноябрьские дни 1941 года защитники Москвы, восхищаясь подвигами гангутцев, писали в «Правду»: «Пройдут десятилетия, века пройдут, а человечество не забудет, к

ак горстка храбрецов, патриотов земли Советской показывала примеры невиданной отваги и героизма».

А вот что писала о нём газета «Правда» от 3 Сентября 1941 года:

«Был жестокий воздушный бой, вспоминая который даже и повидавшие виды лётчики потом покачивали головами: «Каша в воздухе была…» Немцы устроили звёздный налёт — бешеную попытку прорваться к объекту, охраняемому балтийскими лётчиками. В воздухе дралось одновременно более сотни самолётов.

В этой труднейшей обстановке массового боя спокойно и отважно действовал Младший лейтенант Дмитрий Татаренко, самый молодой лётчик в полку. Этот бой был у него одним из первых — до этого он отлично показал себя на штурмовках, ухитряясь из самого пекла выводить машину без единой пробоины.

В этой кипящей «каше», помогая своим, огрызаясь от чужих, Татаренко нацелился на вражеский бомбардировщик и погнался за ним — упорно и неотступно. Так молодой кречет, ворвавшись в стаю ворон, гонит и клюёт жертву, исполненный ярости и восторга, чувствуя подмывающую силу в своих, вчера лишь окрепших крыльях, — гонит, не видя других, весь охваченный страстным желанием — догнать и закогтить…

Чёрный сильный ворон — вражеский «Мессер» заметил опасного птенца. Он стал бить по нему изо всех своих пулемётов и пушек, он падал вниз в пике, стремясь отклеиться от насевшего «ястребка». Затем, он пополз вверх, отыскивал своих, чтобы навести под их огонь яростного преследователя. Но тот, жужжа, неотвязно крутился возле, скупо и точно поражая его короткими очередями пуль, пока те не нашли опасных щелей в бронированном теле и не сбросили огромную машину в последний безнадёжный штопор…

В кипящей в небе «каше» стремительно взмывающих и пикирующих самолётов Татаренко увидел проносившийся вплотную мимо него ураган их трёх машин: наш «ястребок» гнался за «Мессером», не видя в горячке боя, что за ним самим гонится второй немецкий истребитель. Ещё секунда — и эта бешено мчащаяся цепочка машин скрылась бы из поля обстрела. Решать нужно было мгновенно.

Татаренко изловчился и из всех своих пулемётов дал с 50 метров губительный огонь по проносящемуся над ним концевому самолёту. Пули врезались в чёрное пузо. Что было дальше, Татаренко не успел заметить, ибо сам уже висел вниз головой, гоня своего «ястребка» назад, вдогонку за промчавшимся врагом. Но когда он выровнял самолёт и ринулся в атаку, «Мессер», уже пылая, падал вниз, туда, где ждала его твёрдая, жестокая к таким пришельцам земля».

…Бои шли уже на подступах к Ленинграду, 3-й Гвардейский авиаполк, в котором служил Дмитрий, был переброшен на его защиту. Гвардии Лейтенант Татаренко водил уже в это время звено «Лавочкиных». В ожесточённых боях в районе Синявина «Юнкерсы» в сопровождении «Мессеров» пытались прорвать оборону, чтобы бомбить наши аэродромы, артиллерийские и зенитные позиции.

Однажды утром, когда над горизонтом ещё висела сизая дымка тумана, восьмёрка наших истребителей взмыла ввысь. У командира звена Татаренко ведомым на этот раз был Сергей Рябушкин. Долгие дни и месяцы войны они не расставались друг с другом, делили радости и невзгоды, научились понимать друг друга без слов.

Как только «Лавочкины» оказались в заданном квадрате, из — за облаков вывалилась десятка «Юнкерсов» в сопровождении «Мессеров». На раздумья времени уже не оставалось: надо принимать бой, враг не должен долететь до Ленинграда. Командир эскадрильи покачал крыльями — атакуем ! Разделившись на два звена, «Лавочкины» набирали высоту. Звено Татаренко отсекало «Мессеров» от бомбардировщиков, другое вступило в схватку с «Юнкерсами».

В клочьях седых туч сновал один из «Мессеров». «Что за виражи он там выделывает ? — мелькнула мысль у Дмитрия. — Перехитрить хочет, отвлечь. Не выйдет». Круто развернув свой истребитель, Татаренко пошёл в лоб ведущему Ме-109. Пальцы привычно нажали гашетку, и длинная очередь настигла врага. Его машина вспыхнула и, объятая пламенем, упала на землю.

Татаренко продолжал атаку. Ему удалось зайти в хвост другому вражескому истребителю. Вот он в сетке прицела. Казалось, точная очередь прошила самолёт противника — он перевернулся через крыло и камнем полетел вниз. Но нет, враг схитрил, сделал вид, что подбит. Развернувшись, он пошёл на боевой разворот, приближаясь к нашему истребителю. Противник умело маневрировал, уводя свою машину от огня, стремясь выйти в хвост «Лавочкину». Татаренко резко развернул самолёт и снова пошёл в лоб «Мессеру». Противник пытался свернуть, но в это мгновение Рябушк

н точной очередью поразил врага.

В тот день ни один вражеский самолёт так и не долетел до цели, не сбросил бомбы на город. А на аэродроме с нетерпением ждали возвращения смелых соколов. В воздух полетели пилотки, когда они приземлились. Никто не обратил внимания, как к Дмитрию подошёл Николай Чуковский, по — братски обнял героя: «Ленинградцы благодарят вас». Потом крепко пожал руки боевым друзьям Татаренко.

В потрёпанной лётной книжке Дмитрия появлялись новые строчки и цифры боевых вылетов, уничтоженных самолётов. После прорыва блокады Ленинграда на его счету числилось 9 побед ( 2 из них — в группе ). При этом 2 бомбардировщика Ju-88 были сбиты им в один день — 27 Января 1943 года. После этого наступил период ожесточённых боёв, и к Марту его боевой счёт возрос до 22 сбитых самолётов ( 8 из них — в группе ). 24 Июля 1943 года отважный воздушный боец был удостоен звания Героя Советского Союза.

…Вновь и вновь уходили крылатые парни за облака, в голубизну балтийского неба, дерзко и смело сражались, легко и радостно вздыхали, когда под крылом самолёта показывалась родная база, под колесами шуршала земля. Но тяжело было на душе, когда сгорали в небе, не долетев до дома, боевые друзья…

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись — «Эскадрилья «Валерий Чкалов», на одной из сторон фюзеляжа.

Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись — «От колхозников и колхозниц Горьковской области» — на другой стороне. Одна из таких машин, с жёлтым номером «62», была передана в Августе 1943 года Дмитрию Татаренко. На этом самолёте он одержал несколько побед. При этом, в число его жертв иногда попадали довольно «матёрые воздушные волки»…

Так, 22 Сентября 1943 года заместитель командира 4-го ГвИАП Гвардии Капитан Д. М. Татаренко ( к тому времени он был переведён в состав уже этого полка ), сбил в районе Новой Ладоги новый немецкий истребитель FW-190. Пилот «Фоккера» — унтерофицер Фридрих Розенталь ( имевший 45 побед ) из состава 5/JG 54, совершил вынужденную посадку на советской территории и попал в плен.

24 Мая 1944 года звено FW-190 из состава 5/JG 54 вылетело на «охоту» за небольшими судами Балтийского Флота. Для уничтожения противника была поднята четвёрка Ла-5ФН из 4-го Гвардейского авиационного полка. В завязавшемся бою над Финским заливом ( севернее острова Котлин ), один из немецких пилотов — унтерофицер Хейнц Бузхан ( имевший 21 победу ), пропустил атаку из задней полусферы и его «Фокке — Вульф», сбитый заместителем командира полка Героем Советского Союза Гвардии Капитаном Д. М. Татаренко, упал в море и затонул.

7 Августа 1944 года лётчики 4-го Гвардейского авиаполка, севернее Чудского озера провели очередной воздушный бой с четвёркой «Фокке — Вульфов» известной немецкой истребительной эскадры JG 54 «Grunherz». В ходе этой схватки замкомполка 4-го ГвИАП Герой Советского Союза Капитан Д. М. Татаренко, верно рассчитав манев, сбил ведущего немецкой четвёрки. Им оказался командир I-й Группы JG 54 Майор Хорст Адамейт ( фото слева внизу ), имевший на своем счету 166 побед. Немецкий ас покинул горящий «Фоккер», спасся на парашюте и попал в плен. Ведущий второй пары, сбитый Героем Советского Союза Капитаном Е. Т. Цыгановым — унтер — офицер Ханс Лорр ( имевший 41 победу ) погиб.

…Война откатывалась на запад, к границам Германии. Авиаполк, в котором командовал теперь эскадрильей Дмитрий Татаренко, оказывался всегда в самых горячих точках. Долог был путь к Победе. И когда из репродуктора донёсся знакомый голос Левитана, все замерли на аэродроме, затаив дыхание. Они стояли и смотрели на ликующую счастливую толпу, а в груди звенело: Победа ! Победа !

Это и он приблизил заветный час нашей Победы: 587 успешных боевых вылетов совершил к концу войны лётчик — истребитель Дмитрий Титаренко, в воздушных боях он сбил 14 самолётов лично и 11 в группе с товарищами ( другие источники указывают на 15 личных и 8 групповых побед ).

После войны Дмитрий Митрофанович ещё долгие годы не расставался с авиацией, окончил две академии. Он командовал авиационным соединением, летал на реактивных машинах, заботливо растил молодую смену авиаторов. В 1967 году Генерал — Майор авиации Д. М. Титаренко вышел в запас и поселился в Кисловодске ( Ставропольский край )

facecollection.ru

Татаренко Дмитрий Митрофанович Википедия

Дмитрий Митрофанович Татаренко
Дата рождения 23 мая 1921(1921-05-23)
Место рождения пос. Новоантоновский, Новониколаевский уезд, Томская губерния, РСФСР
Дата смерти 14 марта 1995(1995-03-14) (73 года)
Место смерти город Кисловодск, Ставропольский край, Россия
Принадлежность СССР СССР
Род войск ВВС ВМФ СССР
Годы службы 1939—1967
Звание
Командовал 216-я истребительная авиационная дивизия
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Орден Красной Зв

ru-wiki.ru

ТАТАРЕНКО ДМИТРИЙ МИТРОФАНОВИЧ | Новосибирская Книга Памяти

Родился 23 мая 1921 года в поселке Ново-Антоновка ныне Коченевского района Новосибирской области в крестьянской семье. Русский.

Окончил в 1938 году школу № 20 в городе Шахты Ростовской области. Работал навалоотбойщиком в шахте и учился в аэроклубе.

В Красную Армию призван Шахтинским горвоенкоматом Ростовской области 2 октября 1939 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище, после чего служил летчиком ВВС Тихоокеанского флота в авиационной части, дислоцировавшейся в г. Советская Гавань.

В боях Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.

В годы войны командовал эскадрильей 3-го истребительного авиационного полка Балтийского флота.

Летал  на  истребителях  И-16,  Ла-5. Участвовал  в  охране Ледовой дороги по Ладожскому озеру в окруженный Ленинград, в разгроме фашистского десанта, высадившегося на острове Сухо в 1942 году, в прорыве блокады города Ленина. Прикрывал с воздуха наземные войска и корабли Краснознаменного Балтийского флота и Кронштадт. За мужество и отвагу, проявленные в боях при обороне Ленинграда, награжден тремя орденами Красного Знамени. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

К марту 1943 года совершил пятьсот пятьдесят боевых вылетов, в ста двух воздушных боях сбил лично четырнадцать самолетов противника и восемь в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Татаренко Дмитрию Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Был тяжело ранен 23 мая 1943 года в воздушном бою под г. Ленинградом.

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского летчика, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Одна из таких машин, Ла-5 с желтым номером «62», была передана в августе 1943 года Дмитрию Татаренко. На этом самолете он одержал несколько побед.

До конца войны летчик-истребитель Дмитрий Титаренко совершил 587 успешных боевых вылетов, сбил в групповых боях еще 3 самолета противника.

После войны отважный летчик-истребитель продолжал службу в ВВС СССР. В 1945 году он окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году – Военно-морскую академию, в 1962 году – Военную академию Генерального штаба.

Генерал-майор авиации Д.М. Татаренко командовал 216-й истребительной авиационной дивизией (10-я отдельная армия ПВО страны).

С 1967 года генерал-майор авиации Д.М. Татаренко – в запасе, а затем в отставке.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, 14 медалями.

Президент США Ф. Рузвельт лично наградил его американским орденом Морской крест за совместные боевые действия с союзными летчиками. Удостоен званий почетного гражданина города-героя Ленинграда и столицы Эстонии – города Таллина.

О Дмитрии Митрофановиче Татаренко писали центральные газеты, снимали фильмы, рассказывали известные писатели; однополчане говорили о нем как о герое Гангута, Ханко, рыцаре Балтийского неба.

Заслуженный ветеран жил в городе Кисловодске Ставропольского края. Скончался 14 марта 1995 года.

В Новосибирске имя Героя Советского Союза Дмитрия Митрофановича Татаренко увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы [75, 174, 179, 194, 241, 425, 492, 684, 732, 734, 763, 765, 893, 906, 926, 955, 957, 999, 1229].

www.sibmemorial.ru

Татаренко, Дмитрий Митрофанович — это… Что такое Татаренко, Дмитрий Митрофанович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Татаренко.

Дмитрий Митрофанович Татаренко (1921—1995) — участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 3-го истребительного авиационного полка 61-й авиационной бригады военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, капитан. Герой Советского Союза (1943).

Биография

Родился 23 мая 1921 года в посёлке Новоантоновский ныне Коченевского района Новосибирской области в крестьянской семье. Русский.

Окончил школу № 20 в городе Шахты Ростовской области. Работал навалоотбойщиком в шахте, учился в Шахтинском аэроклубе.

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище[1], после чего служил лётчиком ВВС Тихоокеанского флота в авиационной части, дислоцировавшейся в Советской Гавани. По другим данным — получил назначение на Балтику, в 13-ю отдельную Краснознаменную истребительную эскадрилью, базировавшуюся в Купле, близ южного берега Финского залива. Начал летать на истребителе «И-16». Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 3-го истребительного авиационного полка капитан Дмитрий Татаренко к марту 1943 года совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 8 самолётов — в группе. Всего за годы войны совершил 587 боевых вылетов, одержал 14 индивидуальных побед и 11 в группе.

После войны Татаренко продолжал службу в ВВС СССР. В 1944—1945 годах — заместитель командира 4-го ГИАП КБФ.[2] В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году — Военно-морскую академию, в 1962 году — Военную академию Генерального штаба.

Генерал-майор авиации Татаренко Д. М. командовал 216-й истребительной авиационной дивизией (10-я отдельная армия ПВО страны). С 1967 года находился в запасе, а затем в отставке. Жил в Ленинграде, Таллине и окончательно в Кисловодске (Ставропольский край).

Умер 14 марта 1995 года.

Память

  • Герой Советского Союза Д. М. Татаренко стал прообразом старшего лейтенанта Титаренко — героя книги Николая Корнеевича Чуковского «Балтийское небо».

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Татаренко Дмитрию Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 885).
  • Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, иностранным орденом США «Военно-морской крест».
  • Удостоен званий Почётного гражданина города-героя Ленинграда и города Таллина.

Примечания

Ссылки

 Татаренко, Дмитрий Митрофанович на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru

Дмитрий Татаренко — летчик истребитель

Родился 23 Мая 1921 года в посёлке Новоантоновский, ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончил школу № 20 в городе Шахты ( Ростовская область ). Работал и учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С Июня 1941 года в действующей армии. Сражался в составе 5-го и 11-го истребительных авиационных полков. Защищал Ленинград.

К Марту 1943 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Капитан Д. М. Татаренко совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 8 в составе группы. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году Военно — Морскую академию, в 1962 году Военную академию Генерального штаба. С 1967 года Генерал — Майор авиации Д. М. Титаренко — в запасе. Жил в Кисловодске ( Ставропольский край ). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Нахимова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями и иностранным орденом. Почётный гражданин городов Ленинград и Таллин.

* * *

О Дмитрии Митрофановиче Татаренко снимали фильмы, рассказывали известные писатели, сверстники — однополчане с благоговением говорили о нём как о герое Гангута, Ханко, рыцаре Балтийского неба…

Дмитрий Татаренко родился 23 Мая 1921 года в посёлке Новоантоновка, ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончив среднюю школу, работал навалоотбойщиком в шахте, учился в аэроклубе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил Ейскую военно — морскую авиациионную школу лётчиков. Закалка, которую Татаренко получил в шахтах Донбасса, вскоре пригодилась ему в дни суровых испытаний в блокадном Ленинграде и небе Балтики.

С первого дня Великой Отечественной войны — на фронте. О лётчиках, охранявших небо над городом на Неве с гордостью и восхищением говорили тогда ленинградцы и красноармейцы Волховского и Ленинградского фронтов. Не случайно одного из героев своего романа «Балтийское небо» Николай Чуковский назвал Татаренко. Будучи корреспондентом газеты «Лётчик Балтики», писатель не раз бывал в авиационном полку, встречался с однополчанами пилота. Здесь от Сергея Рябушкина он впервые услышал ласковое «наши цыганчата» ( за пышные, чёрные кудри товарищи часто называли Дмитрия Татаренко «цыгончонком» ). Их, мужественных и смелых соколов, было в полку 19.

Даже после войны Дмитрий Митрофанович с теплотой и благодарностью вспоминал Лунина, Кузнецова, Рябушкина, чьи находчивость и мужество были для него примером. Много героических страниц в боевой истории Гвардейского полка, но одна из них памятна особо — защита полуострова Ханко, именовавшегося в прошлом Гангутом.

Ханко оказался для противника крепким орешком, хотя его гарнизон состоял лишь из стрелковой бригады, инженерно — строительной части, погранотряда, береговой артиллерии и небольшой авиационной группы. В первые дни войны вражеские самолёты совершали беспрерывные налёты на базу. Однажды 8 «Юнкерсов» прорвали наш противовоздушный заслон и устремились к Ханко. Неожиданно навстречу им из — за облаков вынырнули краснозвёздные истребители. Впереди группы шли Дмитрий Татаренко и Василий Голубев.

Дмитрий уже видел, как на фюзеляже и плоскостях одного из «Юнкерсов» всё отчётливее вырисовываются недавно совсем незаметные, расплывчатые кресты. Вот враг под крылом самолёта Татаренко. Дмитрий немного сбавил газ и нажал гашетку пулемётов. Огрызаясь очередями, «Юнкерс» увертывался от атак истребителя. Маленький юркий «ястребок» сновал вокруг тяжёлой машины, пока она не вспыхнула. «Ещё один закончил свои «победные» виражи в балтийском небе», — подумал, провожая взглядом падающую в море машину, Татаренко.

Ни на один день не оставлял противник в покое защитников Ханко: с земли их обстреливала артиллерия, с воздуха терзали самолёты. По первому зову балтийские лётчики поднимали в воздух свои машины, не давали немецким бомбардировщикам сбрасывать бомбы на землю героического полуострова… Много дней и ночей шли кровопролитные бои за Ханко. В Ноябрьские дни 1941 года защитники Москвы, восхищаясь подвигами гангутцев, писали в «Правду»: «Пройдут десятилетия, века пройдут, а человечество не забудет, как горстка храбрецов, патриотов земли Советской показывала примеры невиданной отваги и героизма».

А вот что писала о нём газета «Правда» от 3 Сентября 1941 года:

«Был жестокий воздушный бой, вспоминая который даже и повидавшие виды лётчики потом покачивали головами: «Каша в воздухе была…» Немцы устроили звёздный налёт — бешеную попытку прорваться к объекту, охраняемому балтийскими лётчиками. В воздухе дралось одновременно более сотни самолётов.

В этой труднейшей обстановке массового боя спокойно и отважно действовал Младший лейтенант Дмитрий Татаренко, самый молодой лётчик в полку. Этот бой был у него одним из первых — до этого он отлично показал себя на штурмовках, ухитряясь из самого пекла выводить машину без единой пробоины.

В этой кипящей «каше», помогая своим, огрызаясь от чужих, Татаренко нацелился на вражеский бомбардировщик и погнался за ним — упорно и неотступно. Так молодой кречет, ворвавшись в стаю ворон, гонит и клюёт жертву, исполненный ярости и восторга, чувствуя подмывающую силу в своих, вчера лишь окрепших крыльях, — гонит, не видя других, весь охваченный страстным желанием — догнать и закогтить…

Чёрный сильный ворон — вражеский «Мессер» заметил опасного птенца. Он стал бить по нему изо всех своих пулемётов и пушек, он падал вниз в пике, стремясь отклеиться от насевшего «ястребка». Затем, он пополз вверх, отыскивал своих, чтобы навести под их огонь яростного преследователя. Но тот, жужжа, неотвязно крутился возле, скупо и точно поражая его короткими очередями пуль, пока те не нашли опасных щелей в бронированном теле и не сбросили огромную машину в последний безнадёжный штопор…

В кипящей в небе «каше» стремительно взмывающих и пикирующих самолётов Татаренко увидел проносившийся вплотную мимо него ураган их трёх машин: наш «ястребок» гнался за «Мессером», не видя в горячке боя, что за ним самим гонится второй немецкий истребитель. Ещё секунда — и эта бешено мчащаяся цепочка машин скрылась бы из поля обстрела. Решать нужно было мгновенно.

Татаренко изловчился и из всех своих пулемётов дал с 50 метров губительный огонь по проносящемуся над ним концевому самолёту. Пули врезались в чёрное пузо. Что было дальше, Татаренко не успел заметить, ибо сам уже висел вниз головой, гоня своего «ястребка» назад, вдогонку за промчавшимся врагом. Но когда он выровнял самолёт и ринулся в атаку, «Мессер», уже пылая, падал вниз, туда, где ждала его твёрдая, жестокая к таким пришельцам земля».

…Бои шли уже на подступах к Ленинграду, 3-й Гвардейский авиаполк, в котором служил Дмитрий, был переброшен на его защиту. Гвардии Лейтенант Татаренко водил уже в это время звено «Лавочкиных». В ожесточённых боях в районе Синявина «Юнкерсы» в сопровождении «Мессеров» пытались прорвать оборону, чтобы бомбить наши аэродромы, артиллерийские и зенитные позиции.

Однажды утром, когда над горизонтом ещё висела сизая дымка тумана, восьмёрка наших истребителей взмыла ввысь. У командира звена Татаренко ведомым на этот раз был Сергей Рябушкин. Долгие дни и месяцы войны они не расставались друг с другом, делили радости и невзгоды, научились понимать друг друга без слов.

Как только «Лавочкины» оказались в заданном квадрате, из — за облаков вывалилась десятка «Юнкерсов» в сопровождении «Мессеров». На раздумья времени уже не оставалось: надо принимать бой, враг не должен долететь до Ленинграда. Командир эскадрильи покачал крыльями — атакуем ! Разделившись на два звена, «Лавочкины» набирали высоту. Звено Татаренко отсекало «Мессеров» от бомбардировщиков, другое вступило в схватку с «Юнкерсами».

В клочьях седых туч сновал один из «Мессеров». «Что за виражи он там выделывает ? — мелькнула мысль у Дмитрия. — Перехитрить хочет, отвлечь. Не выйдет». Круто развернув свой истребитель, Татаренко пошёл в лоб ведущему Ме-109. Пальцы привычно нажали гашетку, и длинная очередь настигла врага. Его машина вспыхнула и, объятая пламенем, упала на землю.

Татаренко продолжал атаку. Ему удалось зайти в хвост другому вражескому истребителю. Вот он в сетке прицела. Казалось, точная очередь прошила самолёт противника — он перевернулся через крыло и камнем полетел вниз. Но нет, враг схитрил, сделал вид, что подбит. Развернувшись, он пошёл на боевой разворот, приближаясь к нашему истребителю. Противник умело маневрировал, уводя свою машину от огня, стремясь выйти в хвост «Лавочкину». Татаренко резко развернул самолёт и снова пошёл в лоб «Мессеру». Противник пытался свернуть, но в это мгновение Рябушкин точной очередью поразил врага.

В тот день ни один вражеский самолёт так и не долетел до цели, не сбросил бомбы на город. А на аэродроме с нетерпением ждали возвращения смелых соколов. В воздух полетели пилотки, когда они приземлились. Никто не обратил внимания, как к Дмитрию подошёл Николай Чуковский, по — братски обнял героя: «Ленинградцы благодарят вас». Потом крепко пожал руки боевым друзьям Татаренко.

В потрёпанной лётной книжке Дмитрия появлялись новые строчки и цифры боевых вылетов, уничтоженных самолётов. После прорыва блокады Ленинграда на его счету числилось 9 побед ( 2 из них — в группе ). При этом 2 бомбардировщика Ju-88 были сбиты им в один день — 27 Января 1943 года. После этого наступил период ожесточённых боёв, и к Марту его боевой счёт возрос до 22 сбитых самолётов ( 8 из них — в группе ). 24 Июля 1943 года отважный воздушный боец был удостоен звания Героя Советского Союза.

…Вновь и вновь уходили крылатые парни за облака, в голубизну балтийского неба, дерзко и смело сражались, легко и радостно вздыхали, когда под крылом самолёта показывалась родная база, под колесами шуршала земля. Но тяжело было на душе, когда сгорали в небе, не долетев до дома, боевые друзья…

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись — «Эскадрилья «Валерий Чкалов», на одной из сторон фюзеляжа.

Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись — «От колхозников и колхозниц Горьковской области» — на другой стороне. Одна из таких машин, с жёлтым номером «62», была передана в Августе 1943 года Дмитрию Татаренко. На этом самолёте он одержал несколько побед. При этом, в число его жертв иногда попадали довольно «матёрые воздушные волки»…

Так, 22 Сентября 1943 года заместитель командира 4-го ГвИАП Гвардии Капитан Д. М. Татаренко ( к тому времени он был переведён в состав уже этого полка ), сбил в районе Новой Ладоги новый немецкий истребитель FW-190. Пилот «Фоккера» — унтерофицер Фридрих Розенталь ( имевший 45 побед ) из состава 5/JG 54, совершил вынужденную посадку на советской территории и попал в плен.

24 Мая 1944 года звено FW-190 из состава 5/JG 54 вылетело на «охоту» за небольшими судами Балтийского Флота. Для уничтожения противника была поднята четвёрка Ла-5ФН из 4-го Гвардейского авиационного полка. В завязавшемся бою над Финским заливом ( севернее острова Котлин ), один из немецких пилотов — унтерофицер Хейнц Бузхан ( имевший 21 победу ), пропустил атаку из задней полусферы и его «Фокке — Вульф», сбитый заместителем командира полка Героем Советского Союза Гвардии Капитаном Д. М. Татаренко, упал в море и затонул.

7 Августа 1944 года лётчики 4-го Гвардейского авиаполка, севернее Чудского озера провели очередной воздушный бой с четвёркой «Фокке — Вульфов» известной немецкой истребительной эскадры JG 54 «Grunherz». В ходе этой схватки замкомполка 4-го ГвИАП Герой Советского Союза Капитан Д. М. Татаренко, верно рассчитав манев, сбил ведущего немецкой четвёрки. Им оказался командир I-й Группы JG 54 Майор Хорст Адамейт ( фото слева внизу ), имевший на своем счету 166 побед. Немецкий ас покинул горящий «Фоккер», спасся на парашюте и попал в плен. Ведущий второй пары, сбитый Героем Советского Союза Капитаном Е. Т. Цыгановым — унтер — офицер Ханс Лорр ( имевший 41 победу ) погиб.

…Война откатывалась на запад, к границам Г

ермании. Авиаполк, в котором командовал теперь эскадрильей Дмитрий Татаренко, оказывался всегда в самых горячих точках. Долог был путь к Победе. И когда из репродуктора донёсся знакомый голос Левитана, все замерли на аэродроме, затаив дыхание. Они стояли и смотрели на ликующую счастливую толпу, а в груди звенело: Победа ! Победа !

Это и он приблизил заветный час нашей Победы: 587 успешных боевых вылетов совершил к концу войны лётчик — истребитель Дмитрий Титаренко, в воздушных боях он сбил 14 самолётов лично и 11 в группе с товарищами ( другие источники указывают на 15 личных и 8 групповых побед ).

После войны Дмитрий Митрофанович ещё долгие годы не расставался с авиацией, окончил две академии. Он командовал авиационным соединением, летал на реактивных машинах, заботливо растил молодую смену авиаторов. В 1967 году Генерал — Майор авиации Д. М. Титаренко вышел в запас и поселился в Кисловодске ( Ставропольский край ).

biozvezd.ru

Дмитрий Митрофанович Татаренко — биография и семья

Биография

Родился 23 мая 1921 года в посёлке Новоантоновский ныне Коченевского района Новосибирской области в крестьянской семье. Русский.

Окончил школу № 20 в городе Шахты Ростовской области. Работал навалоотбойщиком в шахте, учился в Шахтинском аэроклубе.

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище, после чего служил лётчиком ВВС Тихоокеанского флота в авиационной части, дислоцировавшейся в Советской Гавани. По другим данным — получил назначение на Балтику, в 13-ю отдельную Краснознаменную истребительную эскадрилью, базировавшуюся в Купле, близ южного берега Финского залива. Начал летать на истребителе «И-16». Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 3-го истребительного авиационного полка капитан Дмитрий Татаренко к марту 1943 года совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 8 самолётов — в группе. Всего за годы войны совершил 587 боевых вылетов, одержал 14 индивидуальных побед и 11 в группе.

После войны Татаренко продолжал службу в ВВС СССР. В 1944—1945 годах — заместитель командира 4-го ГИАП КБФ. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году — Военно-морскую академию, в 1962 году — Военную академию Генерального штаба.

Генерал-майор авиации Татаренко Д. М. командовал 216-й истребительной авиационной дивизией (10-я отдельная армия ПВО страны). С 1967 года находился в запасе, а затем в отставке. Жил в Ленинграде, Таллине и окончательно в Кисловодске (Ставропольский край).

Умер 14 марта 1995 года.

Память

  • Герой Советского Союза Д. М. Татаренко стал прообразом старшего лейтенанта Титаренко — героя книги Николая Корнеевича Чуковского «Балтийское небо».

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Татаренко Дмитрию Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 885).
  • Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, иностранным орденом США «Военно-морской крест».
  • Удостоен званий Почётного гражданина города-героя Ленинграда и города Таллина.

people-archive.ru

биография дизайнеров бренда Tata-Polina & Dima Kamma

Имя участника: Полина и Дмитрий Татаренко

Город: Нальчик/Москва

Образование: МГГУ имени Шолохова

Работа: дизайнеры

Нашли неточность? Исправим анкету

Полина и Дмитрий Татаренко в социальных сетях:

Полина Татаренко и Дмитрий Камма – родные брат и сестра, которых объединяет не только кровное родство, но и желание творить. Камма – эксцентричный московский перформер, эпатирующий элиту столицы своими постановками и творениями на протяжении десяти лет. Талантливый парень является автором оригинальных вечеринок, выставок.

Камма создал несколько успешных шоу-проектов, которые активно гастролируют по городам России и Ближнему зарубежью. Также Дмитрий выступает в качестве резидента популярных клубов Москвы: «Pasha Moscow», «Premier Lounger», «ICON», «ART Бессонница».

Авторские коллаборации молодого дизайнеры были представлены на таких модных мероприятиях, как: pre-party «Sensation white», pre-party и after-party «Каннского кинофестиваля в Москве», «Volvo Fashion Week 2011». Дмитрий также участвует в международных клубных фестивалях: «World Party Travel 2013» и «World Party Travel 2014».

Полина Татаренко – успешный дизайнер концертной и сценической одежды, работающий в направлении ивент и сфере клубной индустрии. Стильная девушка позиционируется как художник и светский модельер. Несмотря на молодой возраст, она является создателем собственного бренда «Tata-Polina», который уже пользуется спросом. Татаренко выступает вместе с известным братом в топовых клубах столицы, а также театральных подмостках, приняла участие в таких постановках, как: «Щелкунчик» и «Русалочка».

Полина закончила с красным дипломом специализированный ВУЗ «College of Design», выбрав направление «Дизайн костюма». Сейчас Татаренко пополняет знания и совершенствует свое мастерство в МГГУ имени Шолохова на факультете «Дизайн и визуальные искусства». Молодой дизайнер является создателем анимационного театра «Haevens Queens», основанного на футуристичной и невесомой атмосфере.

В 2018 году творческий тандем Полина и Дмитрий успешно прошли кастинг в ток-шоу «Подиум» на канале «Пятница».

Проект является адаптацией американской версии, который на протяжении многих лет вела именитая модель Хайди Клум. В первом задании Татаренко и Камма должны были сшить элегантное платье из полотна картины и занавески.

Узнав о предстоящей работе, которую необходимо выполнить за ограниченное количество времени брат с сестрой изрядно запаниковали, но быстро взяли себя в руки. Несмотря на возникшие разногласия, Дмитрий и Полина пошили вечернее платье. Верх наряда украшало полотно картины, а юбка в пол выполнена из глянцевой занавески. Члены жюри высказали свои замечания, но в целом остались довольны нарядом.

uchastniki.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о