Содержание

Основной танк из среднего. Модернизация Т-55 » Военное обозрение

За двадцать лет, в течение которых велось производство средних танков Т-54 и Т-55, советские и зарубежные танкостроители построили свыше 23 тысяч таких боевых машин. Танки Т-54/55 давно уже считаются устаревшими, но, тем не менее, до сих пор находятся на вооружении полусотни государств. Эти страны в основном относятся к третьему миру, поэтому по экономическим причинам не могут заменить старую технику на новую и заинтересованы в модернизации имеющегося парка машин. В 2001 году омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) впервые представило свой новый проект модернизации танка Т-55. Новая боевая машина Т-55М6 полностью соответствовала критериям основного боевого танка и могла стать весьма интересным предложением на рынке модернизации имеющейся бронетехники.
Обычно в ходе подобных модернизаций танки получают новый комплекс вооружения и электроники, но омские конструкторы пошли по более трудному пути. Они переделали почти все основные элементы конструкции. Для увеличения уровня защиты лобовой проекции заметной доработке подвергся бронированный корпус. Поскольку исходный Т-55 имел гомогенное бронирование, защиту улучшили путем установки на его переднюю часть специального агрегата. Он представлял собой металлическую конструкцию, навариваемую на лоб модернизируемого танка. Длина корпуса после этого увеличивалась, но обводы передней его части оставались прежними. В образовавшуюся полость между собственной броней Т-55 и листами наваренного агрегата помещался некий заполнитель. Таким образом, Т-55М6 имел композитную лобовую броню, что в разы увеличило его уровень защиты. Кроме того, на верхней детали нового лба были отчетливо видны блоки системы динамической защиты.

Стоит отметить, дополнительное бронирование добавило к весу исходного танка пару тонн. Поэтому для сохранения правильного распределения веса по опорной поверхности в состав ходовой части ввели еще одну пару опорных катков. Их торсионы разместили внутри агрегата дополнительного бронирования. Направляющие колеса, в свою очередь, перенесли с бортов собственного корпуса танка на боковые части дополнительного бронирования. Таким образом, удалось доработать бронирование и ходовую часть исходного танка Т-55, не внося никакие серьезные коррективы в его конструкцию. Интересно, что выставочный образец танка Т-55М6 имел только четыре «родных» опорных катка (по два на борт) от Т-55. Остальные были набраны с других танков – по два с Т-72 и по два с Т-80. Этим конструкторы КБТМ демонстрировали, что в ходовой части нового танка могут применяться почти любые имеющиеся катки, вне зависимости от их «происхождения».

После всех доработок танк Т-55М6, по сравнению с оригинальной бронемашиной, потяжелел почти на восемь тонн. Родной дизельный двигатель – В-55 мощностью 580 лошадиных сил – при возросшей боевой массе уже не мог обеспечить необходимую подвижность. Поэтому Т-55М6 получил форсированную версию старого дизеля мощностью в 690 л.с. Тем не менее, удельная мощность танка осталась примерно на старом уровне – около 15-16 л.с. на тонну веса. При таких показателях мощности обновленная бронемашина сократила все ходовые качества исходной версии. Максимальная скорость танка Т-55М6 при движении на шоссе равнялась 50 километрам в час. Емкость топливных баков позволяла проехать около 500 км. В ряде источников утверждается, что рассматривались варианты установки на Т-55М6 более мощных газотурбинных двигателей. Однако вся информация о такой доработке так и осталась на уровне неподтвержденных слухов.

Наиболее интересной частью модернизации старых Т-55 стала новая башня. Вместо доработки имеющегося боевого модуля был создан новый. За основу для него взяли башню основного танка Т-72Б. Башня сохранила часть конструкции, вооружение и ряд специального оборудования, как то комплекс управления оружием или прицельная аппаратура. В результате такого выбора основы для новой башни Т-55М6 получил 125-мм орудие-пусковую установку 2А46, что значительно повысило его боевые качества. Спаренный с пушкой пулемет сохранил свои основные характеристики. На задней части новой башни конструкторы разместили бронированный короб боеукладки. Внутри него, изолированно от боевого отделения, могло находиться до 22 раздельных выстрелов. Утверждалось, что для повышения живучести боевой машины на верхней части короба предусмотрены вышибные плиты. Для подачи боеприпасов к пушке омские инженеры создали собственный автомат заряжания.

Автомат заряжания омского ФГУП КБ «Трансмаш»(http://alternathistory.org.ua)

Омский вариант перекомпоновки при модернизации устаревших танков. На танке Т-55 установлена новая башня с автоматом заряжания в кормовой нише башни, значительно увеличено лобовое бронирование, для этого впереди добавлен еще один опорный каток (http://alternathistory.org.ua)

Модернизация старого танка Т-55 действительно получилась оригинальной и интересной. Она сразу же привлекла к себе внимание тем фактом, что после не слишком сложной доработки средний танк становится основным с соответствующими техническими и тактическими последствиями. Однако Т-55М6 так и не стал предметом контрактов. Главная причина этого – сравнительно высокая стоимость ремонта и переоснащения старых танков. Согласно некоторым данным, в 2001 году переделка одного Т-55 в Т-55М6 стоила не менее полумиллиона долларов. За эти же деньги в то время можно было купить несколько бывших в употреблении Т-72, по своим характеристикам близких к обновленному Т-55. Кроме того, Т-72 даже ранних модификаций имел ряд преимуществ перед Т-55М6. Поэтому после внимательного рассмотрения модернизация Т-55 переставала интересовать потенциальных заказчиков.

Как выяснилось немного позже, демонстрировавшийся на выставках Т-55М6 был всего лишь ходовым макетом. Он получил обновленный бронекорпус и силовую установку, но вместо автомата заряжания и ряда другого оборудования на нем стояли весовые имитаторы. Поскольку никто так и не заинтересовался предложенным проектом модернизации устаревшей техники, ходовой макет Т-55М6 остался в единственном экземпляре и постепенно ушел с выставочных площадок. Информация о дальнейшем применении каких-либо технических решений этого проекта – нового автомата заряжания, дополнительного блока лобовой брони с опорными катками и т.д. – отсутствует.


По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://vestnik-rm.ru/

http://alternathistory.org.ua/
http://otvaga2004.ru/

topwar.ru

Танк Т-55М / Т-55АМ (Россия)


Модернизированные «пятьдесятпятки» после соответствующих испытаний с апреля 1983 года стали поступать на вооружение, получив обозначение
Т-55М
/ Т-55АМ. Основное внимание конструкторы уделили усилению огневой мощи и защищённости танков при сохранении прежнего уровня подвижности. Задача повышения дальности и эффективности огня решалась в основном за счет применения управляемых боеприпасов. Работы по их созданию велись в тульском КБ под руководством А.Г. Шипунова на базе спроектированного здесь же комплекса 9К116 «Кастет». Благодаря этому разработка танкового комплекса с близкими к 9К116 характеристиками была завершена в сжатые сроки — к 1983 году. Изменения в основном коснулись гильзы с метательным зарядом, адаптированной под камору пушки Д-10Т.

Комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион» включал выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117, которая была заимствована от комплекса «Кастет» без изменений, и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел ЗУБК10-1 массой 26,7 кг не отличался от обычного артиллерийского и помещался в стандартной танковой боеукладке. Метательный заряд ракеты сообщал ей начальную скорость около 500 м/с, которая поддерживалась в полёте за счёт работы маршевой двигательной установки. Дальность действия ракеты: 4000 м — днём и 1200 м — ночью,бронепробиваемость ее кумулятивной боевой части — 550 мм брони. Для управления ракетой применялась полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность; ее малый объём позволил размещение в боевом отделении машины. К недостаткам системы следует отнести то, что она не обеспечивала применение ракет во время движения танка.

Задача повышения точности огня, в том числе и обычными снарядами, решалась установкой системы управления огнём «Волна». В её состав входили лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения «Циклон» М1. Диапазон измерения дальностей лазерного дальномера КДТ-2 составлял 500 — 4000 м при точности измерения 10 м. Автоматическая выработка углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов обеспечивалась баллистическим вычислителем БВ-55. Прицел ТШСМ-32ПВ имел независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, которая работала и при блокировке пушки. Стабилизатор пушки «Циклон» М1 обладал улучшенными эксплуатационными характеристиками, благодаря использованию более прогрессивной элементной базы. Кроме этого, ствол пушки укрыли теплозащитным кожухом, устранившим в большой степени неравномерный нагрев ствола. Это позволило значительно уменьшить разброс углов вылета снаряда; в результате улучшились кучность и точность стрельбы.

Защищённость танка Т-55М / Т-55АМ повысили за счёт установки элементов дополнительного бронирования корпуса и башни. К верхнему лобовому листу корпуса приварили металлополимерный модуль: коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Удалось обеспечить «прирост защиты» от бронебойных подкалиберных снарядов на 120 мм, от калиберных — на 200-250 мм. Дополнительная защита лобовой части башни состояла из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки (блоки за характерный внешний вид получили в войсках прозвище «хомуты», или «брови Ильича»). Конструктивно это были литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиурета новым наполнителем. Борта танка Т-55М / Т-55АМ прикрыли противокумулятивными резинотканевыми секционными экранами. Однако ширина танка теперь стала превышать установленные при перевозках по железной дороге предельные габариты — в таких случаях экраны приходилось просто снимать.

Опыт боевых действий в Афганистане, где широкие масштабы получила так называемая «фугасная война», заставил усилить защиту танка и его экипажа от подрыва на минах. Для этого днище танка дополнительно бронировали — в районе расположения сиденья механика-водителя приварили защитный модуль: каркас из стального швеллера толщиной 80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной 20 мм. Кроме того, между днищем и крышей корпуса справа за сиденьем водителя установили силовой пиллерс — распорку, препятствующую прогибу днища при взрыве мины. На аварийном люке в днище смонтировали 20-мм броневую крышку.

Защищённость танка Т-55М / Т-55АМ повысили и за счёт использования системы запуска дымовых гранат 902Б, обеспечивавшей постановку дымовой завесы длительностью 1—2 мин на дальности 200-350 м от машины; при залповом пуске четырёх гранат ширина ее фронта составляла 100-120 м, а средняя высота — 8 м. В состав системы входили восемь пусковых установок на правом борту башни, дымовые гранаты ЗД6 калибра 81 мм и пульт управления, расположенный у наводчика. В целях усиления радиационной безопасности члены экипажа получили индивидуальные противорадиационные жилеты, а рабочие места танкистов дополнили локальной защитой от проникающей радиации. Для защиты от зажигательного оружия — типа напалма — танк Т-55М / Т-55АМ оборудовали системой «Сода»: поставили сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии, упрятали наружную электропроводку в стальные трубки, соединительные шланги внешних топливных баков проложили асбестовой тканью в металлическом каркасе.

В результате всех этих мер боевая масса Т-55М возросла до 40,9 т, а Т-55АМ — даже до 41,5 т. Поэтому для сохранения подвижности на танк пришлось поставить более мощные двигатели — В55У (620 л.с.), а позже и В-46-5М (690 л.с.). Двигатель В-55У с инерционным наддувом отличался от В-55В конструкцией впускных коллекторов, в которых была установлена перегородка, разделяющая всасываемый воздух на два потока: один поступал в первые три цилиндра двигателя, другой — в остальные три цилиндра. Кроме того, повысили давление впрыска топлива за счет регулировки топливной помпы и модифицировали воздушный фильтр. В итоге мощность двигателя возросла на 40 л.с.

Для улучшения плавности движения танка динамический ход опорных катков увеличили со 135-149 мм до 162-182 мм за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. Повысили сцепление гусеницы с грунтом, увеличив высоту грунтозацепов и изменив рисунок опорной поверхности трака, а для предохранения ее от сбрасывания к ступице ведущего колеса приварили ограничительный диск.

Модернизации подверглось и радиооборудование — вместо радиостанции Р-123М установили Р-173 и радиоприемник Р-173П. Образцы Т-55 с двигателем В-46-5М получили индекс Т-55М-1. Танки без комплекса управляемого вооружения — Т-55М1, а те из них, что оснащались двигателем В-46-5М, — Т55М1-1. Варианты машин без дополнительного бронирования, но с навесной динамической защитой имели обозначение Т-55МВ, с двигателем В-46-5М — Т-55МВ1-1.

Тактико-технические характеристики Т-55М / Т-55АМ
Масса, т: 41,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 352
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 42 выстрела
Пулемёты: 1 x 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54

www.dogswar.ru

технические характеристики, фото и история создания

Советский танк Т-55 выпускался серийно в период с 1958 по 1979 год. Является преемником боевой машины Т-54, однако превосходит ее по многим параметрам. Новая модель отличается более мощной силовой установкой (тяга увеличилась сразу на 60 лошадиных сил). Модернизированный двигатель танка Т-55 добавил машине маневренность. Скорость передвижения по пересеченной местности также увеличилась.

Дальнейшая модернизация

Перед разработчиками стояла задача – в кратчайшие сроки создать версию танка с повышенной боеспособностью. В рамках дальнейших усовершенствований в корпусе были установлены дополнительные баки-стеллажи, за счет чего значительно возрос резерв топлива. Боекомплект главного орудия увеличили с 34 до 43 выстрелов. Вместо воздушных ресиверов, используемых при запуске двигателя, установили компрессор. В башне танка появилась еще одна новинка того времени — автоматическая противопожарная система «Роса», которая при появлении открытого пламени мгновенно находила источник огня и направленной струей гасила очаг возгорания.

Радиация

Но самым главным усовершенствованием стала установка системы противоядерной защиты с комплектом счетчиков Гейгера, фиксирующих уровень рентгеновского излучения. Боеспособность танка при атакующем потоке радиации не страдала, однако экипаж мог потерять физическую возможность выполнять свои функции. Из этих соображений башня Т-55 экранировалась изнутри специальными модулями из свинцовых пластин, отражающих гамма-лучи.

Зенитное стрелковое оружие

Защита боевой машине нужна всесторонняя, в том числе и от нападения сверху. Тем не менее наружное стрелковое оружие упразднили, поскольку штатный зенитный пулемет марки ДШКМ в условиях возросших скоростей военных самолетов устарел и стал бесполезным атрибутом. Однако спустя десять лет, когда появились боевые вертолеты, несущие противотанковые бомбы, пулемет вернули. Винтовые машины летали низко, и сбить бомбардировщик не составляло труда.

Немного истории

Полномасштабное серийное производство танка Т-55 было развернуто в СССР в 1958-м на оборонных заводах № 75, № 174 и № 183. Выпуск продолжался до 1979 года. Всего с конвейера сошло около двадцати тысяч машин. Танк Т-55, фото которого размещены на странице, широко экспортировался. Современную боевую машину советского производства охотно покупали все страны Варшавского договора, а также арабские государства.

Эффективный средний танк Т-55, кроме как в СССР, стали производить в некоторых других странах, дружественных Советскому Союзу. Выпуск был налажен в Польше, в период с 1964 по 1978 год собрано 1500 единиц. В Румынии с 1970 по 1977 год — 400 боевых машин. В Чехословакии, на заводе в городе Мартине, с 1964 по 1973 год по лицензии было выпущено 1700 единиц.

Танк Т-55: характеристики

У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.

Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.

Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:

  • количество человек в экипаже — 4;
  • масса боевая — 36,5 тонны;
  • длина танка с пушкой — 9000 мм;
  • длина только корпуса — 6200 мм;
  • высота по линии люка башни — 2218 мм;
  • ширина — 3270;
  • дорожный просвет — 500 мм;
  • тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
  • пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
  • комплект боевой — 43 выстрела;
  • боезапас пулеметный — 3500 патронов;
  • силовая установка — марка В-54, дизель;
  • мощность двигателя — 580 л. с.;
  • скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
  • запас хода — 480 километров;
  • давление удельное — 0,81 кг/см2;
  • уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
  • преодоление брода — 1,5 метра;
  • спуск — 30 градусов;
  • подъем — 32 градуса.

Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.

Модификации

В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.

Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.

Измерительные приборы

Кроме поражающего вооружения, танк Т-55М оснащается дальномером КТД-2, баллистическим вычислителем БВ-55, прицелом 32ПВ-ТШСМ и стабилизатором М1 «Метеор». Танк Т-62 комплектуется прицелом 41ПВ-ТШСМ и вычислителем баллистики БВ-62. Лазерные дальномеры на обоих танках покрывают расстояние от 500 до 4000 метров с точностью измерения до 10 метров.

Баллистические вычислители обеспечивают автоматическое определение углов прицеливания вместе с данными бокового упреждения во время стрельбы артиллерийскими снарядами, но не могут рассчитать траекторию полета управляемой ракеты.

Зенитный пулемет при стрельбе в горизонтальном ракурсе может быть привязан к данным баллистических вычислителей, но направление стрельбы в большей степени должно определяться визуальным наблюдением.

Недостатки

Крупнокалиберная зенитная пушка, установленная на башне, снабжается боекомплектом из трехсот патронов в лентах, разложенных по коробкам. Стрелок проинструктирован в плане стрельбы небольшими очередями, поскольку тонкий и длинный ствол пулемета может неравномерно нагреваться от продолжительных очередей и деформироваться. Для стабилизации температуры на вооружение установлен теплозащитный кожух.

Бронирование

В дополнение к существующей защите танк Т-55 за все время производства модернизировался несколько раз в плане ее усиления. В последний раз добавочная бронезащита устанавливалась в 1985 году. Верхний лобовой сектор продублировали листами толщиной 30 миллиметров. Добавочная броня расположена по обе стороны от амбразуры главного орудия, вплотную к стволу. Угол ее наклона предполагает отражение любых снарядов противника, кроме кумулятивных, разрушительное действие которых невозможно нейтрализовать.

Однако вскоре танк Т-55М стали оснащать противокумулятивными резино-тканевыми экранами, которые в несколько слоев укладывались по всей передней части боевой машины. Эффективность такой защиты косвенно подтверждается испытаниями на полигоне. Снаряды, выпущенные с расстояния 150 метров, врезаясь в резиновые «коврики», теряли около тридцати процентов своей силы, и основные слои бронезащиты оставались без сквозных пробоин.

Оснащение экипажа

Особое внимание разработчиков танка Т-55 было уделено радиационной защите. Цель — сохранение жизни и здоровья людей. Все члены экипажа экипированы специальными противорадиационными жилетами, каждое сиденье тоже прикрывалось со всех сторон свинцовыми модулями в тканевой обшивке.

Зона расположения механика-водителя снизу усилена 20-миллиметровыми листами брони, которые приварены к днищу. Получается эффективная противоминная защита. Остальные члены экипажа располагаются на марше в задней, наиболее безопасной части внутрибашенного пространства.

Средства маскировки

Танк Т-55, фотография которого сделана в пустыне, знакомит с принципами маскировки. Броня боевой машины, выкрашенная в песочный цвет, позволяет слиться с окружающей средой. Танк становится неразличимым для наблюдателей противника, и его боевой расчет может воспользоваться этим для перемены места дислокации, а также спонтанной атаки.

Другие стандарты

Для маскировки в европейском ландшафте применяется камуфляж, зеленовато-серая раскраска или сетка такого же цвета, натянутая над местом нахождения танка. В условиях боя применяется дымовая завеса, которая возможна в любое время благодаря штатному устройству 902Б, расположенному на правой стороне башни. Система состоит из восьми пусковых стволов, выбрасывающих дымовые гранаты калибром 81 мм. Зона задымления позволяет укрыться не только танку, но и нескольким пехотным подразделениям, которые участвуют в бою, при условии, что у личного состава есть респираторные средства. Эффективность такого маневра несомненна.

Зона задымления при пуске четырех зарядов залпом составляет 120 метров в ширину и 8 метров в высоту. Запуск одной гранаты охватывает зону радиусом 60 метров вокруг танка. Активируются дымовые гранаты сигналом с пульта командира танка. У системы есть только один недостаток – во время боя перезарядка дымовой пушки невозможна, так как для этого нужно покинуть башню танка и провести несколько минут на открытой броне, что весьма рискованно под перекрестным огнем противника. Но некоторые экипажи нашли выход из сложной ситуации. Стрелок выходит на броню в момент наибольшего задымления от действия двух последних гранат, когда видимость равна нулю, и перезаряжает систему.

Танк Т-72

В 1967 году началась разработка самого массового, основного боевого танка вооруженных сил СССР, который был принят на боевое дежурство в 1973 году и по настоящее время находится в строю, в российских танковых войсках. По своим характеристикам Т-72 превосходит все прежние модификации из категории боевых бронированных машин. Отличие танка Т-55 от Т72 заключается в большей огневой мощи последнего, габаритная длина у семьдесят второго составляет 9530 мм против 9000 мм у Т-55. Экипаж Т-72 состоит всего из трех человек, обязанности, обеспечивающие жизнедеятельность машины, равномерно распределяются на троих без ущерба для боевого регламента.

Прототип советского танка Т-55

Оказывается, двойники есть и в танковой промышленности. Еще до развала СССР в Восточной Германии был создан танк Т-55А. Это почти полный аналог советского Т-54/55. Немцы не стали запускать свою разработку в серийное производство, так как им это было невыгодно по экономическим соображениям. Кроме того, танковые войска ГДР не нуждались в таком количестве боевых машин, ради которых стоило затевать масштабное производство.

Вместе с тем в Советском Союзе почти такой же танк производили в огромном количестве, и после недолгих переговоров немецкую модель стали выпускать в СССР параллельно с советскими танками. Т-55 А, немецкий танк среднего класса, поставлялся небольшими сериями в армию ГДР. Технические характеристики модели были неплохими, машина отличалась крепкой башней, хорошей маневренностью и высокоточным орудием. Стоили танки немецкой стороне недорого, так как учитывалась политическая составляющая проекта, Восточная Германия была в то время «близким другом» СССР.

Модели

Танк Т-55 высоко котируется как исходный материал для моделирования в сфере военной техники. Умельцы используют образ популярной боевой машины для создания миниатюрных копий, полностью идентичных оригиналу. Китография такой модели, как танк Т-54/55, представляет собой целый ряд модельных разработок в масштабе 1:35 с проработкой мельчайших деталей. Модели танка Т-55 считаются наиболее интересными в процессе изготовления после американского «Шермана».

fb.ru

Т-55АМ. Новый вариант модернизации устаревших танков » Военное обозрение

Средний танк Т-55 был одной из самых массовых машин своего класса и смог стать основным типом бронетехники в армиях нескольких десятков стран. Даже спустя полвека после начала производства танки Т-55 остаются на вооружении множества армий и вряд ли будут полностью списаны в обозримом будущем. Тем не менее, танки Т-55 давно устарели и морально, и физически, из-за чего требуют замены. Далеко не все страны, эксплуатирующие технику этой модели, могут позволить себе приобрести современные бронемашины с высокими характеристиками ввиду их не менее высокой стоимости. Поэтому им могут быть интересны различные проекты, подразумевающие ремонт и модернизацию имеющейся техники. Один из вариантов обновления танков Т-55 с заметным повышением характеристик предлагает омское КБ транспортного машиностроения, входящее в состав корпорации «Уралвагонзавод».
Проект Т-55АМ подразумевает проведение капитального ремонта серийных танков и установку большого количества нового оборудования. Благодаря этому, как утверждается, у модернизированного танка улучшаются все основные параметры: огневая мощь, уровень защиты, подвижность и командная управляемость.

Необходимо отметить, что предлагаемый «Уралвагонзаводом» проект модернизации машин Т-55 не имеет почти никакого отношения к танку Т-55АМ, разработанному в начале восьмидесятых годов. Эти два проекта похожи друг на друга подходом к модернизации, а именно заменой устаревших компонентов оборудования на новые и некоторыми мерами, направленными на повышение защищенности и огневой мощи танка. Тем не менее, проекты отличаются используемым при модернизации оборудованием.

Для упрощения переоборудования серийной техники проект Т-55АМ подразумевает использование различного дополнительного оборудования и систем, для установки которых не требуется вносить в конструкцию машины серьезные коррективы. К примеру, для значительного повышения уровня защиты предлагается использовать дополнительные модули бронирования, устанавливаемые на родную гомогенную броню танка. Лоб корпуса предлагается дополнительно защитить несколькими съемными блоками динамической защиты. Из подобных блоков должна собираться клиновидная защита лба и скул башни. Лобовая часть корпуса получает дополнительную защиту общим весом около 800 кг, состоящую из 152 элементов системы 4С22 «Контакт-5». На башне монтируются поддерживающие конструкции и 81 элемент 4С22 общим весом около 920 кг.

Для дополнительной защиты корпуса предлагается использовать съемные бортовые резинотканевые экраны с установленными на них блоками динамической защиты. Каждый такой экран весит более 460 кг и несет 48 элементов системы «Контакт-5». Утверждается, что при обстреле с использованием кумулятивных боеприпасов при угле встречи до 20° уровень защиты бортов корпуса, прикрытых новыми экранами, увеличивается примерно в два раза в сравнении с базовой броней танка Т-55.

Использование дополнительных модулей защиты и другого нового оборудования увеличивает массу модернизируемого танка. По официальным данным, боевая масса обновленного танка достигает 40 тонн. Для сохранения подвижности машины на приемлемом уровне в проекте было предусмотрено обновление силовой установки.

В корме танка Т-55АМ устанавливается 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-5МС с турбонаддувом мощностью 690 л.с. Кроме того, в моторно-трансмиссионном отделении должны монтироваться блок циклонов и кассетный блок воздухоочистителя. Базовый вариант танка Т-55 оснащался 580-сильным двигателем В-55, из-за чего замена силовой установки позволяет сохранить удельную мощность машины на прежнем уровне.

Для улучшения проходимости и плавности хода модернизируемый танк Т-55АМ получает ходовую часть обновленной конструкции. Новым проектом предусматривается использование кормового ведущего колеса с новыми венцами и усиленным креплением. Также усиливаются диск направляющего колеса и подшипниковый узел первого опорного катка. Опорные катки предлагается оснащать обновленными гидроамортизаторами с повышенной энергоемкостью и торсионами из иного сорта стали. Благодаря этим нововведениям динамический ход опорных катков увеличивается до 186 мм, что должно положительно сказаться на плавности хода и, как следствие, на точности стрельбы в движении. Дополнительным фактором, влияющим на проходимость, стала новая гусеница с резинометаллическим шарниром, снижающая удельное давление на грунт до 0,76 кг/кв. см.

Использование обновленной силовой установки и ходовой части позволяет сохранить характеристики танка Т-55АМ на требуемом уровне. Скорость машины на шоссе достигает 50 км/ч, запас хода с дополнительными баками-бочками – 610 км. Танк может преодолевать 32-градусный подъем, двигаться с креном до 30°, подниматься на стенку высотой 0,8 м и пересекать ров шириной 2,7 м. Без подготовки машина может двигаться по броду глубиной до 1,4 м. При использовании оборудования для подводного вождения глубина допустимой водной преграды увеличивается до 5 м.

В соответствии с проектом Т-55АМ основным оружием модернизируемого танка является 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С, использующая унитарные боеприпасы. В ходе модернизации пушка получает трехсекционный термозащитный кожух, закрывающий трубу ствола от маски орудия до эжектора. Для уравновешивания ствола с кожухом на ограждении казенной части пушки предлагается устанавливать сравнительно компактные противовесы требуемой массы. Использование кожуха приводит к заметному повышению точности стрельбы. Утверждается, что разброс по углам вылета снаряда уменьшается в 2-3 раза, техническое рассеивание сокращается в 2-4 раза. В результате расход боеприпасов на поражение цели сокращается на 20%.

Другим методом повышения огневой мощи танка является использование новых боеприпасов. В боекомплект орудия Д-10Т2С предлагается включить осколочно-фугасный снаряд ОФ70. Этот боеприпас производится по новой технологии, благодаря чему повышается точность изготовления корпусов и отпадает необходимость в применении иных весовых знаков помимо нулевого («Н»). Все это должно упрощать использование снарядов, уменьшать время подготовки к выстрелу, а также повышать точность стрельбы. Снаряд весом 13,28 кг несет 2,24 кг взрывчатого вещества. При начальной скорости 960 м/с снаряд способен лететь на дальность до 13 км. При подрыве корпус снаряда разрывается на 3393 осколков, поражающих цели на площади более 320 кв. м.

Для эффективного поражения бронетехники и укреплений противника на дистанциях до 4 км танк Т-55АМ сможет использовать выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117М. Запуск управляемой ракеты должен производиться через ствол пушки. Для управления ракетой предлагается специальная лазерная система. Наведение ракеты на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме: наводчик должен удерживать лазерный луч на цели, а ракета самостоятельно удерживается в луче. Кумулятивная боевая часть ракеты 9М117М способна пробить до 550 мм гомогенной брони.

В качестве зенитного вооружения танк Т-55АМ получает установку с крупнокалиберным пулеметом «Корд». Пулеметная установка монтируется над левым люком башни и обеспечивает круговое наведение по горизонтали. Для наведения пулемета предлагается использовать коллиматорный прицел К10-Т.

На кормовой части башни устанавливаются 8 дымовых гранатометов 902Б «Туча». Пульт управления гранатометами размещается на рабочем месте командира танка. Гранаты могут выстреливаться по одной или залпом.

Основой системы управления огнем модернизированного танка является прицельно-наблюдательный комплекс «Омь». В его состав включены несколько многоканальных прицелов с увеличенной кратностью и полем зрения. Утверждается, что применение комплекса «Омь» позволяет значительно сократить время, требуемое для поиска целей, повысить точность стрельбы и почти на треть сократить расход боеприпасов.

Для наблюдения за окружающей обстановкой командир танка Т-55АМ должен использовать прибор ТКН-1СМ, установленный в командирской башенке. Этот прибор построен по двухканальной схеме и позволяет производить наблюдение днем и ночью. При использовании канала ночного видения обеспечивается наблюдение за объектами на дальности более 600 м. Предусмотрен помехозащищенный режим работы, предназначенный для наблюдения за обстановкой при появлении световых помех.

На рабочем месте наводчика должны устанавливаться два прицельных прибора: перископический прицел 1П3-7Д и тепловизионный 1ПН-96МТ. Первый оснащен встроенным лазерным дальномером и баллистическим вычислителем и обеспечивает обнаружение танков противника (в боковой проекции) на дальностях до 10 км. Дальномер прицела 1П3-7Д способен измерять расстояние на дистанциях до 8 км. Прицел 1ПН-96МТ тоже построен по перископической схеме, но оснащается тепловизионным каналом. В пассивном режиме работы этот прибор позволяет заметить цель типа «танк» (боковая проекция) на расстоянии до 3 км. Оба прицела автоматически рассчитывают поправки и смещают прицельную марку в зависимости от дальности до цели и других условий.

На рабочем месте механика-водителя танка Т-55АМ предлагается устанавливать перископический прибор наблюдения ТВК-3. Прибор имеет дневной и ночной каналы, обеспечивающие вождение танка в любое время суток. Ночной канал прибора ТВК-3 позволяет наблюдать за обстановкой на удалении до 250 м и не нуждается в дополнительном осветителе. Важной особенностью прибора ТВК-3 является возможность вождения танка днем и ночью без замены средств наблюдения.

Связь танка Т-55АМ с другими боевыми машинами обеспечивается при помощи радиостанции Р-173, устанавливаемой в башне. По желанию заказчика боевая машина может получить средства связи с использованием цифровой радиостанции Р-168. Новые радиостанции обеспечивают качественную аналоговую и цифровую связь, а также менее сложны в эксплуатации и обслуживании.

Известно о существовании, как минимум, одного прототипа танка, модернизированного в соответствии с омским проектом Т-55АМ. Эта машина демонстрировалась на некоторых выставках, а также фигурирует в рекламных материалах корпорации «Уралвагонзавод». Тем не менее, информация о заказах на ремонт и обновление техники по новому проекту отсутствует. Вероятно, предложенные методы модернизации строевых бронемашин пока не заинтересовали потенциальных заказчиков.

По материалам:
http://army-guide.com/
http://kbtm-omsk.ru/
http://computerland-spb.ru/images/pdf_uvz/T55-AM_spreads.pdf

topwar.ru

Танк Т-55 ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

Т-55 был создан на основе Т-54 и принят на вооружение в 1958 г. Практически одновременно было запущено серийное производство этой машины. За время производства было создано более 60 000 таких машин. Т-55 отличался от своих предшественников рядом новшеств. В первую очередь следует отметить повышение мощности двигателя с 520 до 580 л. с., для более эффективного пуска которого на машине был установлен воздушный компрессор. Компрессор позволял также сохранять ресурс аккумуляторных батарей, не заменяя отработанные воздушные баллоны на заряженные.

Видео взрыва в танке Т-55 во время боев в Ливии

Запас топлива и боекомплекта существенно увеличился за счет использования баков-стеллажей, установленных в носовой части корпуса. Здесь можно было разместить 18 снарядов к пушке и 300 л топлива. Использование плотной компоновки обусловило увеличение суммарной емкости забронированных топливных баков до 680 л. Боекомплект увеличился с 34 до 43 снарядов.

Т-55 обладал полностью герметизированным корпусом, что позволяло ему не только успешно преодолевать водные преграды, но и защищало в условиях ядерного излучения. Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало машине свободное прохождение через водные преграды, ширина которых достигала 1000 м. Трансмиссия танка включала комбинированные двухрядные бортовые редукторы, в которых один из рядов являлся планетарным. На машине была установлена система противоатомной защиты со счетчиком рентгеновского излучения, термодымовая аппаратура. Конструкторы также оснастили Т-55 автоматической системой ППО «Роса», которая использовала более эффективный, чем углекислота, огнетушащий состав «3,5». На танке были установлены планетарный бортовой редуктор и гидропневматическая очистка смотрового прибора механика-водителя.

В 1960 г. в конструкцию танка были внесены изменения, благоприятно отразившиеся на его технических характеристиках. Именно с этого года в Т-55 стали устанавливаться дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом и призменный прибор у наводчика. В 1965 г. изменение претерпела конструкция съемных венцов ведущих колес, поскольку на танке были установлены гусеницы с РМШ. Если первоначально вооружение Т-55 составляли 2 пулемета СГМТ 7,62-мм калибра и пушка Д-10Т2С, у которой пробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 390 мм, то позднее к ним присоединился зенитный пулемет ДШКМ. Значительно позднее на танке был установлен лазерный дальномер КДТ-1 «Нева», а также прицел наводчика ТШС-32ПМ. На основе Т-55 российские конструкторы создали еще несколько удачных моделей.

Командирский танкТ-55К был принят на вооружение в 1959 г. и оснащен дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-112, а также бензоэлектрическим агрегатом. Боекомплект этой модели уменьшили на 6 выстрелов и убрали курсовой пулемет.

Средний танк Т-55А. Модель была принята на вооружение в 1962 г. На ней конструкторы установили противорадиационные материалы как снаружи, так и внутри корпуса, что существенно повысило уровень противоатомной защиты машины. На Т-55А не было курсового пулемета. На базе этой машины выпускался командирский танк Т-55АК, который имел усиленную противорадиационную защиту. Средний танк Т-55АМ является модернизацией Т-55А. Здесь установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». На машине получили дополнительное бронирование корпус и лобовая часть башни. Еще один вариант Т-55АМ, получивший название Т-55АМВ, лишен дополнительного бронирования и оснащен навесной динамической защитой.

На среднем танке Т-55АД впервые в мире была установлена активная защита, что повысило уровень защищенности танка в несколько раз, сильно не увеличив при этом его массу. На вооружение эта машина была принята в 1983 г. Т-55АД оснастили комплексом активной защиты 1030-М «Дрозд», действие которого заключалось в подрыве, механическом повреждении или отклонении от заданной траектории ПТУР неприятеля. Немаловажное значение при этом приобретал радиолокационный способ обнаружения и сопровождения подлетающего к танку снаряда или гранаты.

По бортам башни располагалось по два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом. Здесь же находились и две радиолокационные станции, размещенные в герметичных броневых корпусах. Подрыв снаряда противника осуществлялся на расстоянии 6,6 м от танка. Комплекс активной защиты работал, как правило, в автоматическом режиме, однако можно было перейти и на ручное управление выстрелом для ликвидации живой силы неприятеля, которая могла находиться вблизи танка.

Огнеметный танк ТО-55 был принят на вооружение в 1960 г. Серийное ее производство стало осуществляться с 1968 г. В отличие от исходной модели танк обладал новой базой и огнеметным вооружением. Вместо спаренного пулемета на ТО-55 в башне был установлен автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях наведения. Именно поэтому прицельное огнеметание можно было производить с места и с ходу со скорострельностью до 8 выстрелов в минуту. Вместо топливных баков-стеллажей в носовой части корпуса был расположен бак для огнесмеси емкостью 460 л. Подвод огнесмеси в башню осуществлялся через вращающееся жидкостное устройство, находящееся на днище в средней части корпуса. Таким образом, боекомплект ТО-55 состоял из 25 выстрелов к пушке, 12 огневых выстрелов к огнемету и 750 патронов к курсовому пулемету. По остальным боевым и техническим данным машина практически не отличалась от Т-55.

Т-55М — результат значительной модернизации среднего танка Т-55. Существенные изменения были внесены в систему защиты танка. К верхнему лобовому листу корпуса здесь приварена специальная конструкция, представляющая собой коробку из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой на расстоянии 30 мм друг от друга расположены 5-мм стальные пластины. Пространство между ними заполнено пенополиуретаном. Дополнительная защита лобовой части башни осуществляется посредством двух блоков, размещенных по краям от амбразуры пушки. Эти конструкции повторяют строение дополнительной брони лобовой части корпуса. На Т-55М также установлены противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны толщиной 10 мм.
От действия мин механика-водителя защищает дополнительное бронирование днища, к которому снаружи привариваются каркас и броневые листы толщиной 20 мм. Защита аварийного люка усилена броневой крышкой, перекрывающей его контуры и крепящейся изнутри с помощью гайки через отверстие в основном люке. Между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем установлен вертикальный брус.
Мощность двигателя В-55У, установленного на Т-55М, достигает 620 л. с. с инерционным наддувом штатными обслуживающими системами. На 40 л. с. мощность двигателя повышает новое устройство впускных коллекторов. В таком коллекторе существует перегородка, которая разделяет поток поступающего воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая — в оставшиеся три цилиндра.

Динамический ход опорных катков увеличен до 162—182 мм вследствие использования торсионных валов, сделанных из стали электро-шлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. Это позволило существенно улучшить плавность хода машины. Сбрасыванию гусеницы с РМШ мешает специальный ограничительный диск, приваренный к ступице ведущего колеса. Кроме того, из-за повышения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности гусеницы Т-55М имеют значительный коэффициент сцепления с грунтом. Длительность ее использования увеличена путем усиления резинометаллических шарниров.
Т-55М сильно отличается от своего предшественника своим вооружением. Он оснащен комплексом управляемого вооружения 9К11С «Бастион», который включает в себя выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. При этом выстрел ЗУБК10-1 можно разместить в любой боеукладке. Начальная скорость ракеты 400—500 м/с удерживается с помощью маршевой двигательной установки. Ракета управляется посредством полуавтоматической системы наведения по лучу лазера, имеющей усиленную помехозащищенность.

Т-55М оснащен также СУО «Волна», состоящей из лазерного дальномера КДТ-2, баллистического вычислителя БВ-55, прицела ТШСМ-32ПВ и стабилизатора «Циклон» Ml. При этом диапазон измерения КДТ-2 варьируется от 500 до 4000 м, а точность измерения — 10 м.
На вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего находится зенитный пулемет, боекомплект для которого, состоящий из 300 патронов, располагается снаружи на правом борту башни. Пушка снабжена теплозащитным кожухом, который снижает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола.
Модели Т-55М, оснащенные двигателем В-46-5М, получившие название Т-55М-1, имели навесную динамическую защиту.
Т-55 послужил базой и для создания специальных военных машин. Так, шасси танка использовались для создания мостоукладчика МТУ-20. Некоторые Т-55 переконструировали для работы с минным катковым тралом ПТ-55, бульдозером БТУ-55, плавсредствами ПСТ-63. Сам Т-55 и его варианты экспортировались в 40 стран мира. Танк долгое время выпускался по лицензии в Чехословакии и Польше. Только в 1994 г.
Т-54 и Т-55 были сняты с вооружения. Всего было произведено около 70 000

 

Тактико-технические характеристики танка Т-55

 

Фото танка Т-55

 

Источник



Это интересно

info-leaks.ru

характеристики, устройство, эксплуатация :: SYL.ru

Т-55 – советская модель легкого танка, созданная на базе версии Т-54. Стал первым в мире серийным танком, оснащенным системой противоатомной защиты и первым боевым, оснащенным комплексом активной защиты «Дрозд». Танк Т-55 и его модификации до сих пор стоят на вооружении многих стран мира. Об этом и многом другом пойдет речь в данной статье.

Предпосылки для создания

В начале 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе, во время тестирования ядерного оружия, неоднократно проверялось влияние поражающих факторов атомных взрывов на всяческие виды боевой техники. В ходе неоднократных испытаний было доказано, что танк может в значительной степени ослабить действие ударной волны и приникающей радиации, а также полностью защитить экипаж от светового излучения. Но здесь были некоторые нюансы. Даже на значительном расстоянии от эпицентра ядерного взрыва, башня Т-54 застопоренная в походном положении, разворачивалась на 90 градусов. Стопор башни при этом выламывал погонные зубья и приводил танк в полную небоеспособность.

На расстоянии до 300 метров от эпицентра взрыва мощностью до 15 килотонн Т-54 выходил из строя. На больших расстояниях он оставался исправным, но подопытные животные, использующиеся в ходе испытаний вместо членов экипажа, погибали даже на удалении до 700 метров от точки взрыва. Так встал вопрос о необходимости создания автоматической системы, обеспечивающей противоатомную защиту. Вскоре советские конструкторы разработали такую систему, но для ее установки на машину Т-54 необходимо было коренным образом модернизировать ее. Танковое конструкторское бюро, базирующееся на заводе №183, уже имело разработки по существенному повышению боевых и технических характеристик танка. В результате было принято решение внедрить одновременно все новшества и оформить эту работу не как доработку модели Т-54, а как создание принципиально новой боевой машины. Так появился танк Т-55, фото которого узнают во всем мире. На вооружение машину приняли в конце мая 1958 года.

Характеристика

По сравнению с версией Т-54Б, внешний вид, компоновка, и устройство танка Т-55 практически не изменились. Боекомплект пушки увеличили до 43 выстрелов, а пулеметов – до 3500 патронов. Двигатель танка Т-55 развивал мощность в 580 л. с. Были внедрены планетарные бортовые передачи. Танк Т-55 достигал скорости в 50 км/ч. Объем топливной системы увеличили до 960 литров, а запас хода возрос до 500 км. Систему питания дооборудовали блоками-стеллажами. На танк было установлено автоматическое противопожарное оборудование, система ПАЗ, а вместо дымовых шашек – термодымовое оборудование многократного действия. Были применены: модернизированные приборы ночного видения, оборудование подвижного вождения и гирополукомпас модели ГПК-48. Воздушный компрессор обеспечивал основной запуск мотора воздухом. Срок гарантийной службы машины был увеличен до 2 тысяч километров, в то время как у предшественника он был вдвое меньше.

С 1960 года танк Т-55, характеристики которого не единожды дорабатывались, стали оборудовать гирополукомпасом ГПК-59 и прицелом ТШ-2Б-32П. В 1970 году на машину был установлен пулемет ДШК, а в 1974 году – лазерный дальномер КДТ-1. Кроме приобретений, были и некоторые потери, по сравнению с моделью Т-44. В частности, зенитный пулемет калибром 12,7 пришлось изъять. Он плохо показал себя в сражении с низколетящими реактивными самолетами, а боевых вертолетов в то время еще не было. Но с 1970 года Т-55 вновь оснастили зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШКМ.

Танк Т-55: модификации

Вскоре на вооружении стран НАТО появились новые танки, обладающие улучшенными характеристиками защищенности и боевой мощи. Советские танкостроители были вынуждены усовершенствовать танк Т-55. Модернизация впервые состоялась в 1961 году. В результате появилась версия Т-55А. От базовой она отличалась лучшими показателями защиты. Кроме того, для танковой пушки калибром 100 мм разработали усовершенствованные бронебойные снаряды.

В 1983 году на основе боевого опыта, полученного во времена войны в Афганистане, модель танка Т-55 подверглась глубокой модернизации. Так на свет появились версии танка с дополнительными индексами «М» и «АМ». Ценой умеренных затрат конструкторы смогли повысить эффективность танка в бою. Основное внимание уделили усилению защищенности танка и его огневой мощи. При этом принципиальным моментом было сохранение прежней подвижности машины. Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион». В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении.

Прицел модели ТШСМ-32ПВ, которым оснастили модернизированный танк Т-55, отличался от штатного прицела базовой версии функцией независимой стабилизации поля зрения по вертикали. Кроме того, модернизированную машину оснастили теплозащитным кожухом пушки, который нивелировал влияние неравномерного нагрева пушки на изгиб ствола.

Так как боевая масса версии Т-55 АМ стала превышать массу базовой модели, чтобы сохранить динамические показатели машины, на нее установили мотор В-55У, развивающий мощность в 620 лошадиных сил. Чтобы сделать ход танка более плавным, конструкторы увеличили динамический ход опорных катков. С этой целью были применены торсионные валы, сделанные по новой технологии.

Защита

Дополнительное бронирование башни и корпуса обеспечивало танку повышение защищенности. Дополнительная защита корпуса представляла собой сварную коробчатую конструкцию, выполненную из броневых 30-миллиметровых листов. Внутри нее с зазором в 30 мм размешались 5-миллиметровые пластины. Полости между ними заполнялись пенополиуретаном. Конструкция приваривалась к верхнему лобовому листу снаружи.

Дополнительная защита передней части башни выполнялась из двух блоков, размещенных справа и слева от амбразуры. Эти блоки обладают таким же уровнем защиты и схемой бронирования, как и верхний лобовой отдел танка. Что касается бортов машины, то их защищали противокумулятивные резинотканевые экраны, расположенные по всей его длине. Членам экипажа полагались индивидуальные жилеты с противорадиационными функциями. Рабочие места танкистов имели дополнительную локальную защиту от радиации. Модель танка Т-55 также получила защиту от напалма.

За чет дополнительного покрытия днища броней, была повышена противоатомная защита для механика-водителя. К днищу снаружи приварили каркас из листов брони толщиной 20 мм. За механиком-водителем, с правой стороны, между днищем и крышей установили пиллерс.

Для увеличения уровня маскировки танка использовалась система запуска дымовых гранат модели 902Б. Она состояла из восьми пусковых установок, расположенных на правом борту башни. Система одинаково хорошо могла работать с дымовыми и аэрозольными гранатами.

Т-55АД

Позже на базе версии Т-55 был разработан и пущен в серийное производство танк Т-55АД, который стал первым в мире танком, оборудованным активной защитой. Комплекс «Дрозд» состоял из двух радиолокационных станций миллиметрового диапазона, аппаратуры управления и четырех блоков с парой 107-миллиметровых защитных снарядов.

В 1988 году, с принятием на вооружение танковых войск СССР навесной динамической защиты, ее начали использовать и на модернизированных моделях Т-55, которые получили название Т-55МВ и Т-55АМВ. Внедрение этих мер в значительной степени повысило стойкость боевых машин к поражению боевыми кумулятивными боеприпасами. Более того, некоторые модернизированные танки семейства Т-55 стали оснащаться мотором В-46-5М, мощность которого составляла 780 л. с. Эти модели получили в конце названия индекс «М-1», к примеру, Т-55М-1.

Международное производство

Кроме СССР, танк Т-55 в разных модификациях производился по лицензии в ЧССР и ПНР. В этих странах, а позже и в ряде других: Ирак, Израиль, Египет, Румыния и Финляндия, проводили глубокую модернизацию боевых машин. Доработки коснулись огневой мощи, защищенности и динамичности танков. В несколько видоизмененном варианте танк также производился в Китае. Коротко разберем наиболее значимые иностранные модели.

Т-55АМ1

Чехословацкая модификация, которая отличается от базовой модели новой системой огневого управления, а также системой обнаружения облучения машины лазерным прицелом. Вслед за ней появилась версия Т-55АМ2, которая получила более весомые доработки: дополнительная броня, бортовые противокумулятивные экраны, лазерная подсветка, 620-сильный мотор, дымовые гранаты, усиленная ходовая часть и модернизированная топливная система.

Т-55АМ Merida

Польская версия танка, оснащенная: дополнительной броней, бортовыми противокумулятивными экранами, стальными листами для защиты топливных баков, гусеничной лентой РВШ, системой управления огнем Merida, дымовыми гранатометами, рентгенометром, оборудованием для обеззараживания машины, а также системой обнаружения облучения танка лазерным прицелом. Система Merida оснащалась: лазерным дальномером, ночным прицелом, датчиком показателей атмосферы и баллистическим вычислителем.

Т-55АГМ

Украинская версия советского танка. Масса машины была увеличена до 48 тонн. Она оснащалась двумя моторами: на 850 и 1050 лошадиных сил. Благодаря столь мощным двигателям, танк мог достичь скорости в 75 км/ч на шоссе, и 55 км/ч – на бездорожье. При этом задним ходом он разгонялся до 30 км/ч. Экипаж модернизированной версии уменьшился с 4-х до 3-х человек, из-за установки автоматического заряжения. Боекомплект основного орудия составил 31 выстрел. Кроме того, украинские инженеры усовершенствовали ходовую часть, установили автоматизированную систему управления движителем, усилили пассивную защиту, оснастили танк современной системой управления огнем и зенитной установкой закрытого типа.

М-55S

Словенский вариант танка. Его оснастили: израильской навесной динамической защитой «Блайзер», резинотканевыми противокумулятивными экранами, 105-милиметровым орудием, модульной турелью с пулеметом ДШК на башне, новой системой управления огнем с интегрированным баллистическим компьютером, командирской системой наблюдения, лазерным дальномером, прицелом наводчика с датчиком атмосферных параметров и двухплоскостным стабилизатором, перископом механика-водителя, а также парой шестиствольных дымовых гранатометов. Мощность мотора была увеличена до 600 лошадиных сил. Гусеничная лента получила возможность оснащения съемными асфальтоходными башмаками.

Т-55М3

Израильско-словенская доработка вьетнамских танков. Танк получил израильскую навесную динамическую защиту «Блейзер»; противокумулятивные резинотканевые экраны на лбу корпуса и башне, прикрытые стальными экранами; орудие М68 калибром 105 мм; гранатомет калибром 60 мм; новую систему управления огнем; командирскую систему наблюдения; перископ для механика-водителя; два дымовых гранатомета.

Т-55 (танк): боевое применение

Танки данного семейства не единожды выходили победителями в сражениях с машинами стран НАТО в разных уголках планеты. Зачастую танк Т-55, фото которого можно встретить в военных изданиях разных стран, противостоял более современным машинам. Тем не менее при хорошем уровне подготовки экипажа, советские танки оказывали достойное сопротивление.

Больше всего эти боевые машины применялись в арабо-израильских, ирано-иракских, афганистанских, югославских противостояниях, а также в операции «Буря в пустыне». В этих сражениях советскому танку приходилось воевать с американскими «Амбрамсами» (М60А1, М60А3 и М1А1), английскими «Центурионами» (Мк10, Мк13) и «Чифтенами», а также с израильскими «Мервавами». Танкисты, поучаствовавшие в перечисленных войнах, в основном положительно отзывались о работе Т-55.

К примеру, капитан Мухаммед – участник арабско-израильских противостояний, бывший командир танковой бригады Египта, на вопрос о бронетанковой технике, с которой ему довелось столкнуться в ходе войны, ответил так: «Если бы мне пришлось воевать на английских или американских танках, а не на Т-55, то я сейчас не стоял бы перед вами». По словам капитана, все потери танков со стороны египтян происходили из-за низкой квалификации экипажей и командиров, которые попросту не умели грамотно пользоваться техникой. Когда М60А1 и «Центурионы» сталкивались со специалистами на Т-55, первым приходилось отступать.

На поле боя ирано-иракской войны иракские бойцы на Т-55 с успехом противостояли английским «Чифтенам». В операции «Буря в пустыне» борьба иракских машин Т-55 с новыми американскими танками на «Абраме» была неравной. Тем не менее американские танкисты, участвующие в этой операции, в последующих интервью признавались, что в большинстве случаев, обнаружив иракских танкистов, они старались не вступать с ними в прямой бой. Для уничтожения Т-55 американцы прибегали к артиллерийскому огню или армейской авиации. В крайнем случае, они обходили противника со стороны и атаковали огнем с ПТРК с дальности, на которой ответный огонь Т-55 был малоэффективен. Статистика поражений иракских танков подтверждает эти данные – 75% поражений приходилось на тыльные и бортовые проекции. Таких показателей не было в истории предшествующих войн, в которых массово использовались танки.

Эксплуатация танка Т-55 в югославских сражениях началась осенью 1991 года. Несмотря на то, что на тот момент эти машины считались устаревшими, они хорошо себя показали на поле боя. Экипажи компенсировали слабость бортовой броневой защиты, с помощью навешивания на корпуса и башни простых мешков с песком. Часто эта нехитрая мера сказывалась на исходе боя. К примеру, средний танк т-55 под именем MARINA, защищенный мешками, однажды выдержал попадание двух ПТУР. Более того, после этого экипаж танка нейтрализовал два вражеских бронированных авто, грузовик и танк.

На сегодняшний день танк Т-55, характеристики которого мы рассмотрели, широко применяется в Афганистане. Несмотря на то что с момента поставки в Афганистан советских танков прошло более двух десятков лет, они до сих пор находятся в строю и активно используются на поле боя. Это при том, что с тех пор, как боевые машины поступили в страну, к ним не поставлялись запчасти, а качественного обслуживания и регламентных работ не проводилось. Афганские танкисты в один голос твердят, что танк Т-55, технические характеристики которого всегда были на высоте, является лучшим в своем классе.

Благодаря мощной нарезной пушке танка, его можно применять в гористой местности для атаки как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. При этом дальность стрельбы этой машины составляет немногим более 15 километров. Высокий уровень защищенности и точности стрельбы из всех видов вооружения сделали из танка одно из наиболее эффективных средств поражения укрепленных огневых позиций талибов в горах.

Танк Т-55 является легендарной машиной. Лучшим подтверждением тому выступают восторженные отзывы военных и огромное количество модернизаций, которые он пережил.

www.syl.ru

Танк Т-55 СССР характеристики

Танки

Самолеты

Одновременно с танком Т-54Б на вооружение Советской Армии был принят и созданный на его базе танк Т-55. Первые машины поступили в войска в 1958 году, а первый публичный показ Т-55 состоялся в ноябре 1961 года во время военного парада в Москве. Боевая масса, вооружение и бронирование Т-55 не изменились, зато использование баков-стеллажей позволило увеличить боекомплект пушки до 43 выстрелов и запас топлива до 680 литров. Зенитного пулемета не было. Новая машина имела полностью герметизированный корпус и была конструктивно подготовлена к преодолению глубоких водных преград. Полная герметизация стала возможной благодаря устранению вентилятора, который размещался раньше в крыше башни перед сиденьем заряжающего. В свою очередь, герметизация корпуса позволила установить на танке систему защиты от оружия массового поражения. В машине находился счетчик рентгеновского излучения.

Введение гидроусилителей в систему управления существенно облегчило работу механика-водителя и дало возможность управления на протяжении длительного времени. В мае 1963 года появилась следующая модификация танка, получившая обозначение Т-55А. Главным нововведением стало применение противорадиационного подбоя, которым была выстлана изнутри броня.

Модернизации подверглись также средства связи, был установлен более мощный генератор и усовершенствованные приборы наблюдения и наведения. Одной из последних моделей, поступивших в войска, была модификация Т-55АМ, принятая на вооружение в 1983 году, она отличается установкой на башне экранов из многослойной комбинированной брони. Дополнительное комбинированное бронирование имеет и лобовая часть корпуса. Помимо этого, машина оснащена дополнительным бронированием днища корпуса под местом механика-водителя и резиновыми бортовыми экранами. Дополнительное бронирование существенно увеличило боевую массу — с 36 т она возросла почти до 42 т.

Чтобы сохранить подвижность танка на прежнем уровне, пришлось еще раз модернизировать двигатель. Его мощность увеличилась до 620 л. с. Значительное увеличение массы сказалось и на удельном давлении на грунт, величина которого у Т-55АМ составляет 0,93 кг/см2. Дополнительное бронирование днища привело к уменьшению клиренса до 350 мм, что может отрицательно сказаться на проходимости машины и ее устойчивости против действия противоднищевых мин. В ходовой части использована новая гусеница с резинометаллическим шарниром, имеющая пробег до 7000 км против 3000 км гусеницы старого типа.

Машина оснащена системой управления огнем «Волна», основными элементами которой являются лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Ствол орудия покрыт термозащитным кожухом. В 1985 году на вооружение была принята очередная модификация Т-55АМВ. Машина отличалась установкой навесной динамической защиты, бортовых резиновых экранов и комплекса управляемого вооружения, способного вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами 9К116 «Бастион». Частью системы является новое оптическое устройство, связанное с лазером и пушкой. Установка устройства над пушкой позволяет обеспечить его стабилизацию она самостоятельно корректируют траекторию полета по испускаемому лазерному лучу. Наводчику остается только удерживать цель в окуляре прицела. В зависимости от условий ведения наблюдения дальность стрельбы системы «Бастион» составляет 4000 м днем и 1200 м ночью. До цели, находящейся на максимальном удалении, ракета долетает за 12 секунд.

Новое вооружение увеличило боевые возможности танка, который может стать грозным соперником даже самых современных машин. Машины семейства Т-54Д-55 являются самыми распространенными в мире. Всего их было выпущено более 70000 единиц, из них 50000 в Советском Союзе. К этому числу следует прибавить танки тип 59 и Тип 64 китайского производства, которые являются не чем иным, как копиями советских Т-54 и Т-55. Можно даже отважиться на утверждение, что число выпущенных Т-54 и Т-55 сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после второй мировой войны. Причина этого феномена кроется в простоте конструкции, низкой цене и высокой эффективности машин данного типа.

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-55/Т-55АМВ
Боевая масса, т 36,5/37,4
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 9000/8618
ширина 3270/3526
высота 2218/2350
клиренс 425-500/392

Броня, мм

лоб корпуса 100/250
лоб башни 115-160 (105-200)/200

Вооружение:

  Т-55 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ
Т-55АМВ 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет ДШК-М

Боекомплект:

  Т-55 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62-мм;
Т-55АМВ 43 выстрела, 3000 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм, УР 9К116 «Бастион»
Двигатель Т-55 В-55В, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 580л.с.;
Т-55АМВ В-55У, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 620 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,81
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 480/290

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,40 (с ОПВТ -5м)

Танки Т-54/55 приняли участие в следующих вооруженных конфликтах:

  • Венгерское восстание 1956 года
  • Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961-1975)
  • Шестидневная война (1967)
  • Операция «Дунай» (1968)
  • Война на истощение (1969-1970)
  • Война во Вьетнаме — в составе войск Северного Вьетнама
  • Гражданская война в Камбодже
  • Арабо-израильская война 1973 года — в составе войск Египта и Сирии.
  • Первая гражданская война в Анголе (1975-1991)
  • Ливийско-египетский конфликт (1977) — в составе войск Ливии.
  • Эфиопо-сомалийская война (1977-1978) — в составе войск Сомали.
  • Китайско-вьетнамская война (1979).
  • Афганская война (1979-1989) — успешно применялись в качестве орудия поддержки пехоты.
  • Ирано-иракская война (1980-1988) — применялись иракской армией.
  • Война в Ливане (1982) — в составе сирийской группировки в Ливане.
  • Война в Персидском заливе (1991) — применялись иракской армией.
  • Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991-1994)
  • Косовская война — использовались югославской армией.
  • Иракская война (2003) — применялись иракской армией.
  • Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались вооружёнными силами Южной Осетии.

Источники:

  • МО СССР, МО Польши Танк Т-55. Коллекция технической документации;
  • Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55;
  • Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов «Основные боевые танки»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. «Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг»;
  • Christoper Chant «World Encyclopedia of the Tank»;
  • Грин Майкл, Браун Джеймс, Валлье Кристоф «Танки. Стальная броня стран мира»;
  • С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин «Средний Танк Т-55» [Бронеколлекция 2008 04];
  • Zaloga, Steven; Hugh Johnson (2004). T-54 and T-55 Main Battle Tanks 1944–2004;
  • Czołg średni T-55A i czołg dowódczy T-55AD. Opis i użytkowanie, Warszawa 1969;
  • Jörg Siegert, Helmut Hanske: Kampfpanzer der NVA. Motorbuch, Stuttgart 2011.

wikiwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *