Средний танк Т-54 » Военное обозрение
Танк Т-54 разработали в 1946 году в Нижнем Тагиле в КБ под руководством А.А. Морозова. За основу был взят средний танк Т-44. В процессе разработки танку было присвоено обозначение «Объект 137». На вооружение Армии СССР он был принят в 1946 году. Серийное производство организовали в Омске, Нижнем Тагиле и Харькове. В ходе производства танка проводилась модернизация танка, однако марка не изменялась.В танке была реализована классическая схема компоновки и традиционное размещение экипажа в башне: командир и наводчик находились слева от пушки, заряжающий – справа. Двигатель располагался в кормовой части поперечно, что позволило за счет сокращения размеров моторно-трансмиссионного отделения увеличить боевое отделение и установить на средний танк 100-миллиметровую пушку.
В отличие от всех предыдущих танков при установке пушки она заводилась в амбразуру башни дульным срезом вперед. Амбразура башни наклонена в сторону носовой части корпуса, поэтому она имела небольшую ширину, равную 400 миллиметрам. Таким образом, была улучшена защищенность лобовой части башни, но при этом усложнялась замена пушки в «полевых» условиях.
Благодаря общей схеме компоновки танка башня была смещена в сторону кормы и расположить люк механика-водителя на подбашенном листе корпуса. Это позволило в значительной степени усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия в верхнем лобовом листе люка, его толщина увеличилась до 120 миллиметров, а угол наклона составлял 60 градусов. При этом смещение влево от продольной оси корпуса люка механика-водителя потребовало от водителя определенных навыков вождения во время преодоления ограниченных проходов.
Полусферическая литая башня первоначально имела в нижней части «заман» (обратный скос) по всему периметру. Обратный скос являлся ослабленной зоной броневой защиты, поэтому его устранили на последующих выпусках танков во время модернизации. Повышение защищенности танка с условием ограниченности массы в 36 т. было достигнуто и плотной компоновкой систем и агрегатов.
Вооружение танка включало спаренные 100-миллиметровую нарезную пушку Д-10Т и пулемет СГ-43, пару 7,62-миллиметровых курсовых пулеметов СГ-43, размещенных на надгусеничных полках в броневых коробках, и 12,7-миллиметровый зенитный пулемет ДШК. В боекомплект пушки входило 34 выстрела с бронебойными и осколочными снарядами. Бронебойным снарядом на дальности 2 тыс. метром пробивалась вертикально расположенная броня толщиной 155 миллиметров. Конструкция пушки была настолько удачной, что ее более 40 лет без особых изменений устанавливали на серийных модификациях Т-54 и Т-55.
Двигатель В-54 являлся развитием конструкции дизельного двигателя типа В-2. Запас хода танка равнялся 330 километрам при запасе топлива 730 литров.
Танки первых выпусков оснащались механической трансмиссией состоящей из входного редуктора со стальным картером и принудительной смазкой, сухого многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач имеющей два инерционных синхронизатора, простых однорядных бортовых редукторов и механизма поворота. В качестве механизма поворота применялись двухступенчатые планетарные механизмы, которые обеспечивают получение двух расчетных радиусов поворота и возможность увеличения силы тяги (кратковременного) при прямолинейном движении за счет одновременного перевода в первое положение рычагов управления без переключения передач.
Торсионная индивидуальная подвеска танка с лопастными гидроамортизаторами на задних и передних узлах. Мелкозвенчатая 90 траковая гусеница с открытым металлическим шарниром имела развитые грунтозацепы и цевочное зацепление с ведущим колесом. Первоначально ширина гусеницы составляла 500 миллиметров.
В танке применялась полуавтоматическая углекислотная система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса были установлены две дымовые шашки МДШ. Средствами связи являлись радиостанция 10-РТ-26, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-47. Средний танк Т-54 разрабатывали без учета возможности передвижения под водой.
Модернизация Т-54
Во время модернизации среднего танка Т-54 на нем была установлена новая башня, которая не имела по нижнему периметру обратных скосов, и оснащалась одним курсовым пулеметом в отделении управления вместо пары пулеметов, которые размещались на надгусеничных полках. Телескопический прицел ТШ-20 заменили на прицел ТШ2-22 имеющий 3, 5 и 7-кратное увеличение. Кроме того, с 51-го года были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель, имеющий эжекционный отсос пыли, гусеницы шириной 580 миллиметров и измененную конструкцию гитары. Для сохранения заданной массы среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 с 120 миллиметров. Максимальную толщину лобовой части башни (200 миллиметров) и бортовых листов корпуса (80 миллиметров) не изменяли.
На базе Т-54 создали огнеметный танк ТО-54 и командирский танк Т-54К. Командирский танк разработали в 54-м году и приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танка он отличался наличием коротковолновой радиостанции Р-112 а также бензоэлектрического зарядного агрегата который служил для питания потребителей в случае длительной работы на стоянке. Был сохранен курсовой пулемет СГМТ.
С использованием агрегатов и узлов танка Т-54 разработали и серийно производились ЗСУ-57-2 и СУ-122, мостоукладчик МТУ, самоходный кран СПК-12Г и бронетягач БТС-2. Часть танков приспособили для навешивания каткового минного трала ПТ-54, снегоочистителя СТУ, танкового бульдозера БТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54.
Было создано две модификации танк Т-54 – Т-54А и Т-54Б. Танк Т-54 а также его модификаций экспортировался в 39 стран.
Средний танк Т-54А
В Нижнем Тагиле КБ под руководством Л.Н. Карцева разработали средний танк Т-54А, который в 1955 году был принят на вооружение. Серийное производство велось с 55-го по 57-й годы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.
Впервые в отечественном танкостроении на серийно выпускаемый танк установили пушку Д-10ТГ имеющую стабилизатор в вертикальной плоскости «Горизонт» СТП-1 и эжектор для продувки ствола после выстрела. Данные тех. решения стали началом большой работы конструкторских коллективов в данной области и в конце первого послевоенного периода танки, которые стояли на вооружении Советской Армии, оснащались двухплоскостным стабилизатором пушки для ведения прицельного огня во время движения и эжектор снижающий загазованность боевого отделения.
В силовую установку ввели ступенчатый воздухоочиститель, а также управляемые жалюзи радиаторов позволяющие поддерживать оптимальный режим работы двигателя.
Для механика-водителя ввели инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, который был принят в 1951 году на вооружение. Средствами связи являлись радиостанции ТПУ Р-120 и Р-113.
На базе танка Т-54А создали командирский танк Т-54АК, принятый в 1958 году на вооружение. Данный танк производился серийно и от линейной модели отличался наличием у командира машины доп. радиостанции Р-112 и в отделении управления зарядного агрегата. Установку курсового пулемета СГМТ сохранили.
Средний танк Т-54Б
В Нижнем Тагиле в конструкторском бюро возглавляемый Л.Н. Карцевым был разработан средний танк Т-54Б. Приказом Минобороны СССР от 11.09.1956 году данный танк приняли на вооружение. Серийное производство организовали в период с 1957 по 1959 года в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.
Основным вооружением являлась пушка Д-10Т2С имеющая двухплоскостной стабилизатор СТП-2 «Циклон». В боекомплект пушки, входили осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и бронебойно-кумулятивные снаряды.
Ввели: инфракрасные ночной прибор командира ТКН-1 и ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, вращающийся полик боевого отделения, который улучшил условия работы в башне, новую конструкцию механизма поворота башни. Кроме того в оснащение танка были введены инфракрасные прожекторы: смонтированным на командирской башенке ОУ-З, на орудийной маске Л-2.
В топливную систему добавили третий наружный бак, поэтому запас возимого топлива увеличился до 1212 литров, а запас хода – до 430 километров. На данном серийном танке впервые в отечественном танкостроении было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), которое позволяло преодолевать по дну преграды, максимальная глубина которых составляет 5 метров, а ширина 700 метров. Время движения под водой было ограничено, так как существовала опасностью перегрева двигателя, поскольку при установке ОПВТ герметизировали крышу моторно-трансмиссионного отделения. Некоторые танки приспособили для работы с минными тралами КМТ-4М и -5М.
Танк Т-54Б послужил основой для создания командирского танка Т-54БК, который приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танк отличался установкой доп. коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата АБ-1-П/30 и навигационного оборудования. Сохранили установку курсового пулемета СГМТ.
Средний танк ОТ-54
На базе танков Т-54 и Т-55 был создан танк ОТ-54 имевший автоматические огнеметы АТО-54 и АТО-200 установленные в башне танка вместо спаренного пулемета. Выброс огнеметной смеси производился порционно струйно, при одном выстреле выбрасывалось около 6-8 литров смеси. Такая конструкция давала возможность расширить огневые возможности при сохранении всех характеристик линейного танка по вооружению, подвижности и защите, без изменения его внешнего вида.
Танки, которые оснащались данными огнеметными системами, были способны метать огнесмесь на дальность 160 метров со скоростью до двадцати выстрелов в минуту.
Средний танк Т-54M
Модернизированным вариантом Т-54 являлся средний танк Т-54М. 18.03.1977 года данный танк приняли на вооружение приказом Минобороны СССР и выпускался заводами кап. ремонта.
Модернизированный танк отличался использованием агрегатов, приборов и систем, разработанных для Т-55 к которым относились 100-миллиметровая нарезная пушка Д-10-Т2С (боекомплект составлял 43 выстрела), лазерный дальномер КДТ-1, стабилизатор вооружения «Циклон» М, прицел наводчика имеющий стабилизированную линию прицеливания, ночные ИК-приборы наводчика и командира, два пулемета ПКТ (боекомплект 3, 5 тыс. патронов) и зенитный пулемет ДШКМ (боекомплект 300 патронов).
В танке были установлены двигатель В-55 (В-55В) мощностью 580 лошадиных сил (426 кВт), а также системы ТДА, ППО и ПАЗ. Все танки приспосабливались для навешивания минных тралов КМТ-4 или -6. Боевой вес модернизированных машин увеличился до 36,5 тонн.
Танк Т-54М являлся базой для командирского танка Т-54МК. Среди отличий: дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, ТНА-4 и зарядного агрегата.
Танк Т-54А прошел аналогичную модернизацию и получил называние Т-54АМ.
Тактико-технические характеристики:
Боевая масса 36,4 т;
Экипаж 4 человека;
Длина с пушкой вперед — 9000 мм;
Длина корпуса – 6040 мм;
Ширина – 3270 мм;
Высота по крышу башни – 2400 мм;
Клиренс – 425 мм;
Пушка – Д-10ТГ;
Калибр – 100 мм;
Боекомплект:
100-мм снаряд – 34;
12.7-мм патрон – 200;
7.62-мм патрон – 3500;
Марка двигателя – В-54;
Тип двигателя – дизельный;
Мощность двигателя – 520 л. с.;
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Запас хода – 440 км;
Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
Преодолеваемая стенка – 800 мм;
Преодолеваемый ров – 2700 мм;
Преодолеваемый брод – 1400 мм.
topwar.ru
Танки Самолеты | Еще в 1944 году, когда серийно выпускался танк Т-44, конструкторское бюро А. Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины. Учитывая короткие сроки, отведенные на проектно-конструкторские работы (серийный выпуск новых танков планировалось начать во второй половине 1945 года), было принято решение взять за основу корпус существующего Т-44, усилив его лобовое бронирование до 100-мм. В 1945 году был изготовлен опытный образец новой машины (объект 137). В отделении управления было изменено расположение приборов наблюдения механика-водителя. Вместо смотровой щели в лобовой плите корпуса непосредственно перед люком появились два перископа. Такое решение положительно сказалось на прочности передней верхней плиты и улучшило обзор местности с места механика-водителя. Наиболее существенным изменениям подверглось силовое отделение. Вместо старого дизеля В-2 на машине была установлена его модернизированная модель В-54 V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения мощностью 520 л. с. Запуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера, но возможен был и аварийный пуск с помощью сжатого воздуха. Силовая передача осталась такой же, как и на Т-44, но с планетарным механизмом поворота. На Т-54 сохранилась и ходовая часть его предшественника. Увеличение массы до 35,4 т не повлекло за собой необходимости усиления торсионных валов. Удельное давление на грунт также изменилось в допустимых пределах. В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Уже теперь, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда Т-54 поступил на вооружение частей Советской Армии, он значительно превосходил все существовавшие машины своего класса.В 1951 году была установлена литая полусферическая башня без обратных скосов с улучшенным уплотнением погона и устройство для крепления минного трала. Модель Т-54 образца 1951 года получила распространение за пределами СССР и производилась по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае. После проведенной модернизации танк получил пушку Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатор пушки в вертикальной плоскости «Горизонт», что позволило увеличить точность огня. Был введен также автоматизированный электропривод поворота башни с двойным управлением от наводчика и командира. Наведение пушки в вертикальной плоскости стало осуществляться с помощью электрического привода. Боевая масса танка незначительно возросла. Модернизированная таким образом машина получила обозначение Т-54А. Постепенно до уровня Т-54А были доведены все Т-54. В новой модели танка наводчик располагал модернизированным прицелом-дальномером ТШ-2А-22. На машине стала применяться активная система ночного видения, которая при необходимости устанавливалась вместо снимавшихся перископов. Т-54А мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, хотя процесс подготовки занимал довольно много времени. Для откачивания воды, которая могла проникнуть в корпус машины, предусматривался водяной насос. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме. Герметизация силового отделения вела к перегреву двигателя, что ограничивало ширину преодолеваемых водных преград до 1000 м. Повышение безопасности экипажа обеспечивала новая полуавтоматическая система пожаротушения. Благодаря сети тепловых датчиков о пожаре становилось известно в самые короткие сроки — система автоматически сигнализировала о возникновении очага пожара, после чего механик-водитель вручную приводил в действие систему тушения огня. В 1956 году на вооружение был принят танк Т-54Б, оснащенный друхплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. Если механику-водителю приходилось заменять один из своих перископов на прибор ночного видения, то командир танка и наводчик располагали комбинированными дневно-ночными приборами наблюдения В качестве стандартного оборудования появился инфракрасный прожектор. Башню оборудовали вращающимся поликом. Изменения по сравнению с предыдущей модификацией касались лишь внутренней части машины и были вызваны установкой стабилизатора и связанных с ним агрегатов. Стабилизированная 100-мм пушка получила обозначение Д-10Т2С. В 1952 году был создан и спустя два года принят на вооружение ОТ-54 (огнеметный) с боевой массой 36,5 т. На нем вместо спаренного с пушкой пулемета устанавливался автоматический пороховой огнемет АТО-1. Из-за резервуара на 460 л огнесмеси боекомплект пушки Д-10Т сократился до 19 выстрелов Танк мог произвести 20 огневыстрелов по 20 л на дальность 160 м.Модернизированные Т-54М получили лазерный дальномер, новые ночные и дневные приборы прицеливания и наблюдения, стабилизатор вооружения «Циклон-М», гирополукомпас, двигатель В-55В мощностью 580 л. с., системы противоатомной защиты и противопожарного оборудования, а также термодиффузионную дымовую аппаратуру. В 1949 году на базе танка Т-54 изготовили самоходную артиллерийскую установку СУ-122/54. Ее полностью закрытый корпус был сварен из броневых катаных плит. 122-мм пушку впервые в советском танкостроении снабдили эжектором. Интересной особенностью было использование 14,5-мм пулеметов КПВТ в качестве зенитного и спаренного с пушкой. В состав экипажа входили два заряжающих. СУ122/54 была принята на вооружение в 1954 году и выпускалась с 1955 по 1977 год. На базе Т-54 создали бронированный тягач БТС-2 (1951 г.), самоходный кран СПК-12Г (1961 г.) и мостоукладчик МТУ (мостоукладчик танковый универсальный). С 1947 по 1958 год выпущено около 17000 Т-54 всех модификаций. Эти машины состояли на вооружении в армиях стран — участниц бывшей организации Варшавского договора. Кроме того, они поставлялись в Албанию, Конго, Египет, Эфиопию, Финляндию, Гвинею, Анголу, Гвинею-Бисау, Индию, Лаос, Северную Корею, Ливию, Мали, Марокко, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Нигерию, Пакистан, Сомали, Судан, Сирию, Уганду, Вьетнам, Йемен, Югославию, Афганистан, Алжир, Бенин, Центрально-Африканскую Республику, Того, Ирак, Замбию и Зимбабве. Как ни один другой танк послевоенного периода, Т-54 имеет богатую боевую биографию. В составе египетской и сирийской армий Т-54 участвовали в арабо-израильских войнах 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. В 1971 году они воевали в составе индийских войск против пакистанцев. В 1980-1988 годах Т-54 участвовали в боевых действиях на ирано-иракском фронте. Во время сомалийско-эфиопского конфликта в 1978 году Т-54 находились на вооружении обеих сторон. В начале 70-х годов Т-54 широко применялись Народно-освободительной армией ДРВ против американцев и войск Южного Вьетнама, а в 1979 году отражали вторжение китайских войск. Характеристики среднего танка Т-54/Т-54Б
Модификации танка Т-54:
Источники:
|
wikiwar.ru
Т-54 — советский средний танк послевоенного периода
История создания Т-54
История танка начинается в 1944 году, когда началась работа по модернизации Т-44, на базе которого в итоге и был создан Т-54.
Главный инженер танка — А.А. Морозов. Главные отличия от Т-44 — обновленная ходовая часть, новая форма башни, усиленное бронирование корпуса и башни и 100-мм орудие Д-10Т. Первый опытный образец закончили в январе 1945 года. Далее он проходил испытания в Кубинке до апреля того же года. При увеличении размеров танка и толщины бронирования, масса машины по сравнению с Т-44 возросла только на 3,7 тонны, что поразило всю комиссию.
Чуть позже, в июле, по итогам первых испытаний был изготовлен второй образец. Согласно отчету, во втором образце исправили все ошибки первого образца. Испытания нового варианта Т-54 проводились очень долго и тщательно, вплоть до апреля 1946 года. Танк достойно выдержал их и 29 апреля 1946 года был принят на вооружение Советской Армии. Серийное производство в СССР продолжалось до 1959 года. Всего было выпущено 20 375 Т-54.
Снят с вооружения Российской федерации в 1994 году, однако в 1998 году 300 машин вернули на вооружение с пометкой «в резерве». Некоторые модификации Т-54 до сих пор состоят на вооружении многих стран.
Вооружение
Основное вооружение Т-54 — это 100-мм пушка Д-10Т.
- Масса орудия, кг – 3795
- Боекомплект, сн. — 34
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 897
- Начальная скорость полета осколочно-фугасного. снаряда, м/с, — 892
- Прицельная дальность, м, — 6000
- Углы вертикальной наводки, град.: -5°..+18°
- Скорострельность, выстр./мин – до 6
Бронебойный снаряд этой пушки был способен пробивать вертикальный лист брони толщиной 125 мм на дистанции 2 км.
Дополнительное вооружение
Два СГМТ и один ДШК. Первый СГМТ спарен с орудием, второй — курсовой, находится в маленькой «дырочке» во лбу корпуса. ДШК установлен на крыше башни в качестве турели.
Тактико-Технические Характеристики (ТТХ) Т-54
- Масса, т — 36
- Экипаж, ч — 4.Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель.
- Длина корпуса, мм — 6002
- Ширина корпуса, мм — 3270
- Высота, мм — 2218
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 55° |
Борт корпуса, мм/град. | 80 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 45 / 17° |
Днище, мм | 20 |
Лоб башни, мм/град. | 200 / 0°106 / 60° |
Борт башни, мм/град. | 160 / 0°85 / 60° |
Корма башни, мм/град. | 65 / 0°56 / 30° |
Крыша башни, мм | 30 |
Ходовые кач-ва
- Мощность двигателя, л. с. — 520
- Максимальная скорость, км/ч — 50
- Запас хода по шоссе, км — 300
- Удельная мощность, л. с./т — 14,4
- Преодолеваемый подъём, град. — 30°
Модификации
- Т-54 обр.1949 г. — новая башня. Бронирование корпуса снижено до 100 мм.
- Т-54 обр.1951 г. — опять же новая форма башни. Установлены новые прицелы.
- Т-54К — «Командирский». Дополнительная радиостанция и навигационное оборудование. Принят на вооружение в 1954 году.
- Т-54А — Модернизированное орудие Д-10ТГ со стабилизатором вертикальной наводки. Новые прицелы. Прибор ночного видения для мехвода. Принят на вооружение в 1955 году.
- Т-54АК — “Командирский” Т-54А. Доп. радиостанция и навигационное оборудование. Принят на вооружение в 1958 году.
- Т-54АМ — Новый двигатель, мощностью в 580 л.с. Боекомплект возрос до 43-х выстрелов. Катки от танка Т-55. Новая система подводного вождения и связи. Дальномер. Также еще очень много изменений, которые особо незначительны.
- Т-54Б — Новое орудие Д-10Т2С со стабилизатором. Инфракрасный прицел ночного видения для наводчика. Прибор ночного видения установленный в командирской башне. Вращающийся пол боевого отделения. Запас топлива возрос до 1212 л, что дает возможность преодолеть 430 км пробега без дозаправки. Принят на вооружение 11 сентября 1956 года.
- Т-54БК — «Командирский» Т-54Б. Доп. радиостанция и навигационное оборудование.
- Т-54М («Объект 139») — Разрабатывался в 1954 году. Новое орудие Д-54ТС. Изменено доп. вооружение. Новая ходовая часть, которая впоследствии будет применена на Т-55. Новые прицелы и приборы ночного видения. На вооружение не принят по причине сложности производства пушки Д-54ТС и боеприпасов к ней.
- Т-54М («Объект 137М») — Отличается от «Объекта 139» пушкой Д-10Т и наличием лазерного дальномера. Новые гусеницы. Принят на вооружение 18 марта 1977 года. До его уровня были модернизированы все Т-54.
- Т-54МК — «Командирский» Т-54. Доп. радиостанция и навигационное оборудование.
- Тиран 4 — Израильская модификация. Новый двигатель, мощностью в 610 л.с. На правом борту башни установлены 60-мм минометы.
- Type 62 — Китайский легкий танк. Установлена более слабая броня и 85-мм пушка Type 62-85ТС. Принят на вооружение в 1963 году.
- Type 59 — Китайский средний танк. Должен был быть полностью идентичный Т-54А. Однако в Китае комплектовался чем угодно. Принят на вооружение в 1958 году.
- Type 69 — Китайский основной боевой танк. Принят на вооружение в 1982 году.
- Type 79 — Китайский основной боевое танк. Принят на вооружение в 1984 году.
- Type 80 — Китайский основной боевой танк. Принят на вооружение в 1988 году.
Машины на базе Т-54
- ОТ-54 — Огнеметный танк. Комплектовался огнеметом АТО-1. Внешне ничем от Т-54 не отличался. Принят на вооружение 14 мая 1954 года.
- «Объект 483» — Огнеметный танк. Вместо орудия установлен огнемет ОМ-250 и и противотанковый комплекс 9К116 «Кастет». Не принят на вооружение из-за отсутствия пушки.
- «Объект 530» — Зенитная самоходная установка. Оборудован двумя 57-мм зенитными пушками «Ока-1». Не принят на вооружение по причине начал работ над более совершенным 30-мм и 37-мм зенитными установками.
- «Объект 560» — Спец. машина. Отсутствовала башня с вооружением. Вместо нее устанавливался комплекс пуска крылатых ракет. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км. На вооружение не принята по причине начале работ по более совершенному проекту П2П.
- БМР-2 — Бронированная машина разминирования. Принята на вооружение в 1980-х годах.
- БТЛ-1 — Бронелетучка. Устанавливалась на бронепоезде БП-1. Принята на вооружение 1 марта 1971 года.
- БТС-2 — Тягач. Принят на вооружение в феврале 1955 года.
- БТС-4А — Тягач. Принят на вооружение после 1955 года.
- БРЭМ-3 — Ремонтно-Эвакуационная машина. Принята на вооружение в 1980 году.
- ГПМ-1 — Гусеничная пожарная машина. Принята на вооружение в 1986 году.
- ЗСУ-57-2 — Зенитная самоходная установка. Оснащена двумя 57-мм зенитными пушками. Принята на вооружение в 1955 году.
- МТУ — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1982 году.
- СПК-12Г — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение 21 сентября 1967 года.
- СУ-122-54 — Самоходная артиллерийская установка. Орудие — 122-мм Д-49.
- Т-54-Т — Тягач. Разработан в ГДР. Принят на вооружение в 1965 году.
- Ахзарит — БМП. Разработана в Израиле. Принята на вооружение в 1987 году.
Боевое применение
В скобках указаны годы войны и стороны, применявшие Т-54 и его модернизации.
- Венгерское восстание (1956, СССР)
- Шестидневная война (1967, Египет, Израиль, Сирия)
- Операция «Дунай» (1968, СССР)
- Война во Вьетнаме (1957-1975, Северный Вьетнам)
- Гражданская война в Камбодже (1967-1975, Северный Вьетнам)
- Третья индо-пакистанская война (1971, Индия)
- Арабо-израильская война (1973, Египет, Сирия, Ирак, Израиль)
- Гражданская война в Анголе (1980-е, народная армия Анголы, ЮАР)
- Война за Огаден (1977—1978, Сомали)
- Китайско-вьетнамская война (1979, Вьетнам, Китай)
- Афганская война (1979—1989, СССР)
- Ирано-иракская война (1980—1988, Ирак)
- Ливанская война (1982, Сирия, Израиль)
- Война в Персидском заливе (1991, Ирак)
Фотографии Т-54
Танк в культуре
Танк Т-54 можно встретить в многопользовательских онлайн-играх War Thunder и World of Tanks.
Память о танке
Сегодня Т-54 сохранился во множестве музеев по всему миру.
В танковом музее в Пароле он выставлен со спиленными наружными элементами, чтобы показать внутреннее строение танка.
comments powered by HyperCommentstanki-tut.ru
Фото Т-54Б
Фото Т-54Б
Автор: Сергей (interest68)
1- Т-54Б (один из вариантов)
2 – МТО Т-54Б
3 — Укладка брезента и колпака механика водителя. На задней части башни находятся скобы и планки установки турели с зенитным пулеметом в транспортном положении.
4 — Левая надгусеничная полка, за ящиком ЗИП арт. системы уложены троса для установки бревна самовытаскивания – это их штатное место.
1,2 – Т-54Б
3 – Башня Т-54Б
1, 2 -Люк командира танка.
3, 4 — Люк заряжающего. Турель зенитного пулемета (отличная от Т-55) в походном положении, обратите внимание, что люк при этом стопорится боком.
1 — Место механика водителя танка Т-54Б. Триплекса опущены.
2 — Вид на место механика водителя со стороны боевого отделения. Слева два пятилитровых баллона воздушной системы, рядом нагнетающий насос системы коллективной защиты.
3 — Правый задний угол боевого отделения, баллоны системы ППО.
1, 2 — На переднем плане стеллаж для установки АКБ, за ним установлен стеллаж укладки боеприпасов.
На Т-55 и Т-54М установлены баки-стеллажи, а на Т-54Б просто стеллажи.
3 — Подогреватель, на Т-54Б устанавливались как большие там и малые подогреватели, большой производительности. Над подогревателем установлен стеллаж, а над ним рукоятка сброса левой БДШа.
4 — Левый задний угол. Вытяжной вентилятор, под ним отсутствует перегородка, ее сняли для доступа к ручному топливному насосу РНМ, там же находится топливный распределительный кран (очень неудобное расположение для механика-водителя). Подогреватель, над ним находится спидометр. У водителя, где на средних машинах установлен спидометр, слева от триплексов, на Т-54 установлен тахометр.
5- «Малый» подогреватель, хорошо видно спидометр прикрытый специальным ограждением.
www.btvt.narod.ru
Боевая масса – 36 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 100-мм пушка Д10Т1, два 7,62-мм пулемета, один 12,7-мм зенитный пулемёт. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 80 мм, башня – 200 мм. Двигатель – В-54, 520 л. с. Скорость по шоссе – 50 км/ч. Запас хода – 350-440 км.
Если попросить специалиста назвать три лучших в мире танка, созданных в послевоенные годы, то среди них наверняка будет упомянут советский Т-54. Ведь в нем наиболее полно был осмыслен опыт применения бронетанковой техники во второй мировой войне. «Танк Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением, чем у машин этого класса других государств,– отмечал, к примеру, западногерманский эксперт Ф. Зенгер-унд-Эттерлин. – Форма башни заслуживает самой положительной оценки!» Усиление бронезащиты танков и самоходок вермахта в последний период второй мировой войны заставило советских конструкторов повышать огневую мощь боевых машин, в том числе наиболее массовых – средних танков. В 1944 году сотрудники конструкторского бюро Уральского танкового завода разработали самоходную артиллерийскую установку СУ-100 с дальнобойной 100-мм пушкой Д-10С, которая прекрасно зарекомендовала себя в боях. Было решено поместить Д-10С во вращающуюся башню танка, и в следующем году изготовили несколько Т-34-100. Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров обеспечивала начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню. Но на испытаниях выявилось неприятное обстоятельство – трансмиссия машины оказалась слабой для такой артсистемы, экипаж не мог вести огонь на ходу. Однако опыт, накопленный в ходе создания усиленной тридцатьчетверки, помог при работе над модернизированным Т-44-100, а также новым танком.
После испытаний и неизбежных доводок его приняли на вооружение под обозначением «Т-54 образца 1946 года». Простой и технологичный корпус Т-54 в основном заимствовали у Т-44. Как и у того, на лобовом листе не было смотровой щели для механика-водителя, а вместо нее на крыше корпуса установили два призменных, перископических прибора наблюдения МК-1К. Лобовой лист, став монолитным, лучше переносил попадания снарядов. Более крупную башню улучшенной конфигурации, у которой толщина брони в лобовой части достигала 200 мм, также разместили в центре танка. Она несколько выходила за габариты корпуса, поэтому по бортам сделали местные утолщения. В цилиндрической маске установили пушку Д-10Т и спаренный с нею 7,62-мм пулемет СГ-43. Вертикальная наводка осуществлялась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, управляемым командиром и наводчиком. Впервые на советском среднем танке установили на турели зенитный пулемет ДШК, который обслуживал заряжающий. Два курсовых пулемета СГ-43 разместили не в лобовом листе, а в бронированных коробах на гусеничных полках, оборудовав их дистанционным управлением.
Т-54 первых выпусков
Почти без изменений применили отработанную на Т-44 схему моторно-трансмиссионного отделения, но использовали дизель В-54 с увеличенным крутящим моментом и планетарные, двухступенчатые механизмы поворота– Напомним, что в танках с бортовыми фрикционами водители-механики при поворотах должны были неоднократно притормаживать гусеницу или пробуксовывать фрикцион, перегревая диски. А на Т-54, поставив рычаг в первое фиксированное положение, можно было разворачивать машину с постоянным радиусом около 9 м, во второе – тормозить гусеницу, а в промежуточное – плавно вести танк. Добавим, планетарный механизм позволял преодолевать без переключения передач внезапно появлявшиеся препятствия и участки тяжелого грунта– поставив рычаг в первое положение, механик-водитель увеличивал крутящий момент на ведущих колесах в 1,42 раза.
Хотя Т-54 был тяжелее предшественника, он отличался лучшими тяговыми и динамическими характеристиками, что удалось добиться после серьезной переделки ходовой части. Например, гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами, опорные катки усилили. Для парирования угловых колебаний впервые в стране на первом и последнем узлах торсионной подвески поставили лопастные гидроамортизаторы. В таком виде машину выпускали до модернизации в 1949 году.
Статистика показала, что 45% попаданий в танки приходилось в башню, поэтому решили прежде всего улучшить форму последней. На первых Т-54 ее снимали с маской, теперь, приподняв башню сзади, выкатывали спаренную установку на корму. башня, имевшая приближенную к полусферической форму в лобовой части, обеспечивала не только снижение массы, но и лучшую защиту. Кроме этого, ширина орудийной амбразуры на ней была уменьшена с 1000 до 400 мм, что позволило поднять монолитность башни и как следствие, защищённость. Достигнуть этого удалось за счёт замены общей маски для орудийной установки отдельными узкими прорезями для ствола орудия, пулемёта и прицела. Пулеметы на гусеничных полках убрали, а зенитный оборудовали улучшенной турелью. В силовой установке применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, а также форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к запуску в холодную погоду. Позже подобными агрегатами оснащали все образцы бронетанковой техники. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление машины на грунт, а верхнюю лобовую деталь, чтобы разгрузить ходовую часть, сделали тоньше – 100 мм против 120.
Т-54-3 образца 1951 года В 1951 году, в разгар корейской войны, когда на вооружение армии США поступило тактическое ядерное оружие, в том числе и ядерные артиллерийские снаряды, Т-54 вновь модифицировали. Эта модификация называлась Т-54-3. Новая полусферическая башня без замана – обратного скоса стала прочнее и проще в производстве. На танке появился новый прицел и улучшенные уплотнения трущихся частей, подшипников и электроприборов, защищавшие их от пыли, а также детали, к которым крепили трал.
В том же 1951 году появился танк Т-54А. Танк Т-54А отличался от Т-54 установкой вместо Д-10С 100-мм нарезной пушки Д-10ТГ со стабилизатором СТП-1 «Горизонт» в вертикальной плоскости и эжектором на стволе пушки для удаления пороховых газов из канала ствола при выстреле и уменьшения загазованности боевого отделения. В конструкцию силовой установки, агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части были внесены некоторые изменения, направленные на повышение надежности их работы, а также связанные с совершенствованием технологии изготовления. Основные боевые и технические характеристики сохранились на уровне характеристик танка Т-54. Теперь танкисты могли вести прицельный огонь и на ходу. В силовой установке установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы дизеля.
В 1952 году провели новую, теперь уже комплексную модернизацию машины, завершившуюся появлением Т-54Б, отличавшегося от предыдущих наличием «Циклона» – стабилизатора вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это значительно повысило точность огня из пушки, которая теперь называлась Д-10Т2С, на ходу. Места командира, наводчика и механика-водителя оборудовали инфракрасными приборами ночного видения и ночным прицелом, Кроме того, Т-54 последних серий оснащались комплектом для самостоятельного форсирования водных преград. Это были труба-воздухозаборник, крепившаяся на вентиляторе, клапан для выброса за борт отработавших газов, водоотливной насос, гирокомпас и комплект для уплотнения крыши моторно-трансмиссионного отделения, маски и погона башни и амбразур. Экипированный ими танк мог, что называется, вброд преодолевать реки глубиной до 5 м и шириной 700 м. С 1954 года небольшой серией общий тир/аж — 100 штук) производили командирский танк Т-54К, имевший в отличие от базового образца две радиостанции Р-113, зарядный агрегат, навигационное оборудование и другую аппаратуру, из-за размещения которой пришлось несколько уменьшить боекомплект.
Кроме того, двумя годами раньше создали ТО-54. У него вместо спаренного с пушкой пулемета стоял автоматический пороховой огнемет АТО-1, а в носовой части размещался бак, вмещавший 460 л огнесмеси. В связи с установкой огнеметного оборудования масса танка возросла до 36,45 т. Благодаря установке огнемёта в башню танка ТО-54, прицельное огнеметание могло вестись с использованием штатного прицела ТШ2-22, углы обстрела огнемётом были такие же как и для пушки. Максимальная дальность огнеметания составляла 200 м. Емкость огнеметного выстрела составляла 20-25 литров, а процесс огнеметания был полностью автоматизирован. Огнесмесь подавалась в АТО-1, и когда на его поршень давили пороховые газы, образовавшиеся после последовательного подрыва спецпатронов, он выбрасывал струю пламени на 200-метровую дистанцию. Боекомплект танка состоял из 19 выстрелов к пушке, 1500 патронов к курсовому пулемету, 200 патронов к зенитному пулемету ДШКМ, 20 пороховых патронов к огнемету и 20 зажигательных патронов. Емкость бака для огнесмеси обеспечивала производство 20 огнеметных выстрелов. Автоматическая перезарядка позволяла танкистам в буквальном смысле слова вести огонь очередями по 15-20 выстрелов в минуту. Серийно танк изготовлялся в Харькове на Заводе № 75 с 1955 по 1959 год. Огнемёт АТО-1 изготавливался на заводах в Свердловске и Омске. Всего было изготовлено 110 огнемётных танков ТО-54. С 1946 года Т-54 и его модификации по всем параметрам превосходили иностранные средние танки, а его орудие было самым мощным. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную танковую пушку калибром 105 мм. На базе Т-54 у нас выпускали самоходную артиллерийскую установку СУ-122, тягач БТС-2 и подъемный кран СПК-12Г. Производившиеся массовой серией Т-54 поставлялись странам – членам Варшавского Договора и в некоторые государства Ближнего Востока, где, кстати, успешно прошли боевое крещение. А в КНР эта машина выпускалась под маркой Т-59.
|
www.anaga.ru
Средний танк Т-54 (СССР)
Средний танк Т-54 — это первый серийный советский массовый танк послевоенного выпуска. Разработан в 1945-1946 годах в КБ-520 завода № 183 (Нижний Тагил) на базе корпуса, трансмиссии и ряда других технических решений среднего танка Т-44. При проектировании изначально задавались более высокие тактико-технические характеристики, чем у Т-34 и Т-44, а также учитывался опыт Второй мировой войны. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году. Серийное производство танков Т-54 разных модификаций осуществлялось с 1947 по апрель 1959 года на трех заводах Министерства транспортного машиностроения: №183 в Нижнем Тагиле, №75 в Харькове и №174 в Омске.
При этом последний главным образом занимался изготовлением различных боевых и специальных машин на базе танка Т-54: САУ, ЗСУ и инженерной техники. На заводе №75 параллельно с танком осуществлялся серийный выпуск тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т на его базе. Причем в отдельные периоды объем выпуска тягачей превышал выпуск танков. Точное количество выпушенных танков указать затруднительно. Можно говорить примерно о 17-17.5 тыс. изготовленных танков Т-54.
По советской лицензии производство танка Т-54А осуществлялось в Польше и Чехословакии. В Польше танки Т-54А выпускались заводом Bumbar-Labedy в г. Гливице с 1956 до конца 1963 года. За время производства в Польше изготовили около 3 тыс. танков Т-54А и Т-54АМ. Чехословакия получила лицензию на производство танков Т-54А в 1958 году. Их производством занимался завод ZTS (Zavod Trucanske Strojarne) в Г.Мартин в Словакии. До 1964 года из его цехов вышли около 2.5 тыс. боевых машин.
Танк Т-54 имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссиоиного отделения. Корпус сварен из броневых катаных листов и имеет острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности имеет корытообразную форму (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса имеет толшину 120 мм и расположен под углом 60° к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляет 80 мм, крыши и днища корпуса — 30 и 20 мм соответственно.
Башня — литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части 200 мм. Поворотный механизм башни с электроприводом управляется с помошью контроллера наводчиком, а с помошью системы командирского управления — командиром.
100-мм пушка Д-10Т была спарена с 7.62-мм пулеметом СГ-43. Углы вертикального наведения пушки — от -5″ до +18″. Прицел спаренной установки — ТШ-20, телескопический, шарнирный. Два пулемета СГ-43 смонтированы в броневых коробках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из них ведет механик-водитель. Над люком заряжающего на турели аналогичной применявшимся на танках ИС-2 и ИС-3 устанавливается 12,7-мм зенитный пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т. Углы вертикального наведения пулемета от -4,5″ до +82″. Боекомплект танка включает 34 унитарных 100-мм выстрела (20 — в отделении управления справа от механика-водителя. 14 — в боевом отделении), 200 патронов калибра 12.7 мм н 4500 патронов калибра 7.62 мм.
Приборы наблюдения: командира, наводчика и заряжающего — перископические типа МК-4. Механик-водитель для наблюдения за полем боя располагает двумя приборами МК-4, установленными под утлом 165° друг к другу.
На танке Т-54 установлен двигатель В-54 мощностью 520 л .с. Для максимального сокращения размера занимаемого МТО по длине машины, двигатель установлен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором — так называемой «гитарой». Топливные баки емкостью 520 л располагаются в боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках установлены дополнительные баки цилиндрической формы не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода танка 110 топливу составляет 330 км.
Коробка передач танка — пятиступенчатая, с двумя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма поворота применены двухступенчатые планетарные механизмы. обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворота. Бортовые передачи — однорядные. Ведущие колеса — литыe со съемными зубчатыми венцами. Зацепление — цевочное.
В ходовой части с каждого борта имеется пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения — червячного типа. Гусеница мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Ширина гусеницы — 500 мм. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы.
Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме, напряжение 24 В, четыре аккумуляторные батареи соединены параллельно и последовательно, генератор имел мошность 1,5 кВт, стартер — 15 л.с.
Средства связи состояли из радиостанции 10-PT-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме танка крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запалa и сброса.
Модификации
Т-54-1 (объект 137. Т-54 обр. 1946 г.) — первый серийный вариант. Серийное производство с 1947 по 1949 год. Изготовлено 769 единиц.
Т-54-2 (Т-54 обр. 1949 г.) — литая башня полусферической формы с узкой амбразурой и с обратным скосом только в кормовой части, курсовой пулемет СГ-43 в лобовом листе корпуса (пулеметы на надгусеничных полках изъяты), новая турель зенитного пулемета, лобовой лист корпуса толщиной 100 мм, изменения в агрегатах силовой установки и трансмиссии, гусеница шириной 580 мм. Боевая масса 35,5 т. Серийное производство c 1949 по 1951 год. Изготовлены 2573 единицы.
Т-54-3 (Т-54 обр.1951 г.) — литая башня полусферической формы без обратных скосов, прицел ТШ-2-22 с переменным 3,5 и 7-кратным увеличением, улучшенная пылезашита агрегатов танка. Серийное производство с 1952 по 1954 год.
Т-54К — командирский вариант. Оснашен дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством. Боекомплект пушки уменьшен.
ОТ-54 (объект 481, 1952 г.) — огнеметный танк. Вместо спаренного пулемета установлен автоматический пороховой огнемёт АТО-1. Запас огнесмеси 460-470 л. дальность огнеметания 160 м. Боекомплект пушки — 19 выстрелов, пороховых патронов к огнемёту — 20, патронов к пулеметам; СГМ-43 — 1500, ДШК — 200. Боевая масса 36.45 т.
Т-54А (объект 137Г, 1955 г.) -электрогидравлический стабилизатор пушки в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт», пушка Д-10ТГ с эжекционным устройством для продувки канала ствола, автоматизированный электропривод поворота башни с дублированным управлением, прицел ТШ-2А-22. ИК-прибор водителя ТВН-1, радиостанция Р-113. ОПВТ. Серийное производство с 1955 по 1956 год.
Т-54АК — командирский вариант Т-54А. Дополнительная радиостанция Р-112, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядное устройство АБ-1-П/30.
Т-54Б (объект 137Г2, 1956 г.) -двухплосткостной стабилизатор вооружения СТП-2 «Циклон», пушка Д-10Т2С (или Д-10Т с противовесом на дульном срезе ствола), вращающийся пол боевого отделения. ИК-прицел ТПН-1-22-11 (до апреля 1959 г. ИК-осветитель прицела Л-2 устанавливайся на стволе пушки, затем — на башне), ИК-прибор водителя ТВН-2. Серийное производство с 1956 по 1959 год. В дальнейшем, мри модернизации на танк установили двигатель В-55 мощностью 580 лс, опорные катки Т-55, гусеницы с РМШ, прицел ГШ-2Б-32, радиостанцию Р-123, боеукладку на 43 выстрела, лазерный дальномер КДТ-1 (на части машин). Некоторое количество машин оборудовали под установку универсальных плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63.
Т-54БК — командирский вариант Т-54Б. Дополнительная радиостанция Р-112, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядное устройство АБ-1-Г1/30.
Т-54М (обьект 137М. 1977 г.) -модернизированный вариант танка Т-54. Двухплоскостной стабилизатор СТП-2, ИК-прицел ТПН-1. прицел ТШ-2Б-32, радиостанция Р-123. двигатель В-55. гусеницы с РМШ, ОПВТ, боеукладка на 43 выстрела, на части машин лазерный дальномер КДТ-1 и опорные катки от Т-55.
Т-54МК — командирский вариант Т-54М. Дополнительная коротковолновая радиостанция Р-130М, зарядный агрегат АБ-1-П/30 и навигационное оборудование ТНА-4.
Т-54АМ — модернизированный вариант танка Т-54А по той же программе, что и Т-54.
Производство танков Т-54 завершено. Танки Т-54 различных модификаций активно использовались в локальных войнах и военных конфликтах, в том числе на Ближнем Востоке и в Индокитае. В составе Советской Армии в боевых действиях не участвовали. Использовались в советских танковых частях при вводе войск в Венгрию в 1956 году и в Чехословакию в 1968 году.
Согласно данным, заявленным советской стороной на венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской части территории СССР, а также в войсках, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 1379 танков Т-54Б. Т-54М и Т-54МК. В 1994 году эти танки были сняты с вооружения Российской Армии.
По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-54 различных модификаций находятся на вооружении (данные ориентировочные) в Алжире, Анголе, Армении (8 ед.), Бангладеш, Боснии и Герцеговине (12 ед.), Вьетнаме. Гвинее (8 ед.), Египте (на хранении), Иране, КНДР, Ливии, Мозамбике (более 60 ед. на 2007 г.). Монголии. Перу. Конго, Руанде, Сирии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-54-3
БОЕВАЯ МАССА, т: 36.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 9000, ширина — 3270. высота -2750, клиренс — 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т калибра 100 мм. 2 пулемета СГМТ обр. 1943 г. калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр. 1938/46 г. калибра 12.7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 34 выстрела. 3500 патронов калибра 7,62 мм, 200 патронов калибра 12,7 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2-22, боковой уровень.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса -100, борт -80, корма — 30-45, крыша и днише — 20-30. башня — 65-200.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный. жидкостного охлаждения; мошность 520 л.с. (382,5 кВт) при 2000 об./мин., рабочий объем 38 880 см’.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направлнюшее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм
СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 360.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.- 30; ширина рва, м — 2,7; высота стенки, м — 0,8; глубина брода, м — 1.3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ; радиостанция 10-РТ-26, переговорное устройство ТПУ-47.
www.dogswar.ru
54 — гордость советского танкостроения » Военное обозрение
Если спросить военного специалиста назвать несколько лучших танков, созданных после Второй мировой войны, то среди них обязательно будет советский средний Т-54.
В нем наиболее полно был осмыслен опыт применения танков в прошедшей мировой войне.
Усиление броневой защиты немецкой бронетехники, в конце войны, заставляло советских конструкторов повышать уровень огневой мощи нашей техники. В 1944 году конструкторское бюро Уральского танкового завода разработало самоходку СУ-100, с 100-мм орудием Д-10 С, САУ себя хорошо показала в боях. Опыт перенесли на танк, поместив 100-мм орудие на Т-34, были созданы несколько Т-34-100. Но на полигонных испытаниях выявилась ошибка – трансмиссия не выдерживала такую мощную артиллерийскую систему.
Однако опыт помог в создании танка Т-44-100, а затем и Т-54 («Т-54 образца 1946 года»). Простой и технологичный корпус взяли от Т-44. Как и на Т-44 лобовой лист сделали монолитным, убрав смотровую щель механика-водителя, этим улучшив защиту лобового листа. На крыше корпуса разместили 2-ва перископических прибора наблюдения МК-1К.
Более крупную башню улучшенной конфигурации разместили в центре танка, ее лобовая броня достигла 200 мм. В цилиндрической маске поставили пушку Д-10Т и спаренный с ней пулемет СГ-43 7,62 мм. Вертикальная наводка проводилась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, которым управлял командир и наводчик.
Впервые, на среднем советском танке, установили зенитный пулемет ДШК, да курсовых пулемета установили в бронированных коробах, на гусечных полках, с дистанционным управлением.
Почти не тронули, испытанную на Т-44, схему моторно-трансмиссионного отдела, но поставили дизель В-54.
Т-54 был тяжелее Т-44, но ходил лучше – гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и хорошими грунтозацепами, опорные катки усилили, для парирования угловых колебаний. Установили лопастные гидроамортизаторы.
В 1949 году была проведена первая модернизация, по статистике 90% попаданий в танк было в метре от земли, поэтому толщину лобового листа уменьшили с 120 мм до 100 мм. Убрали пулеметы на гусеничных полках, улучшили зенитную турель. В силовом агрегате применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, поставили форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к пуску в холодную погоду. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление на грунт.
В 1951 году провели вторую модернизацию. Поставили новую полусферическую башню, новый прицел, улучшили уплотнения трущихся частей, подшипников, электроприборов, для защиты от пыли. В 1951 году выпустили Т-54А, который оснастили «Горизонтом», стабилизатором пушки в вертикальной плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным устройством для продувки ствола. Теперь можно было вести прицельный огонь на ходу.. В моторе установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы.
В 1952 году проведена еще одна модернизация, приведшая к появлению Т-54Б. он был оборудован «Циклоном» — стабилизатором вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Появились инфракрасные приборы ночного видения, ночные прицелы. Танки были оснащены комплектами для самостоятельного преодоления водоёмов. С помощью них танк мог преодолеть водоем глубиной 5 м, шириной 700 м.
В этом же 1952 году, создан ОТ-54, у него вместо спаренного с пушкой пулемета, установили огнемёт АТО-1 (автоматический пороховой огнемет). В носовой части был установлен бак с 460 л огнесмеси.. Он мог выбрасывать струю пламени на 160 метров
С 1954 года небольшой партией были созданы командирские Т-54К, имевшие две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование.
Т-54 были лучшими танками в своём классе, с 1946 года, лишь в 1958 году Англия создала более мощную 105 мм пушку. На базе Т-54 были созданы САУ СУ-122, тягач БТС-2, кран СПК-12Г.
Танки массово поставлялись странам Варшавского договора, союзникам на Ближнем Востоке, где и прошли боевое крещение. В Китае танк скопировали и выпускали под названием Т-59.
Т-54 и его модернизация Т-55 до сих пор стоят на вооружении многих стран.
Тактико-технические характеристики Т-54 (Т-54А)
Масса, т – 36 (36,4)
Длина с пушкой, мм – 9000 (9000)
Длина корпуса, мм – 6270 (6040)
Ширина, мм – 3150 (3270)
Высота, мм – 2400 (2400)
Клиренс, мм – 425 (425)
Вооружение – 100 мм пушка Д-10Т, 3 пулемета СГ-43, 1-н ДШК (100 мм пушка Д-10ТГ, 2 пулемета СГМТ, 1 ДШК.)
Бронирование, лоб корпуса – 120 мм (100 мм)
Борт – 80 (80)
Корма – 45 (45)
Лоб башни – 200 (200)
Крыша – 30 (30)
Днище – 20 (20)
Удельное давление, кг. см2 – 0,93 (0,81)
Запас хода, км – 330 (440)
Двигатель (520 л. с.) – В-54 (В-54)
Удельная мощность, л. с., т – 14,4 (14,3)
Ширина гусеницы, мм – 500 (580)
Радиостанция – 10-РТ-26 (Р-113)
Экипаж – 4 (4)
topwar.ru