Т-33 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2017; проверки требуют 3 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
Т-33
Т-33
Боевая масса, т 3
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 2
История
Количество выпущенных, шт. 1
Размеры
Длина корпуса, мм 3654
Ширина, мм 1948
Высота, мм 1843
Клиренс, мм 270
Бронирование
Тип брони гомогенная
Днище, мм 4
Крыша корпуса, мм 6
Маска орудия, мм/град. 10 (щиток пулемёта)
Вооружение
Пулемёты 1
Подвижность
Тип двигателя карбюраторный
Модель двигателя АМО-2
Мощность двигателя, л. с. 63-66
Скорость по шоссе, км/ч 42
Запас хода по шоссе, км 200
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,66

ru.wikipedia.org

Т-33 “Селезень” Легкий плавающий танк

Разработчик: КБ завода «Большевик»
Год начала работ: 1931
Год выпуска первого прототипа: 1933
Причина завршения работ: отсутствие преимуществ перед танками Т-37А.

Не успели остыть страсти вокруг британской танкетки Carden-Lloyd Mk.VI, послужившей основой для её советского аналога Т-27, как в конце 1931 г. из Великобритании поступили новые сведения. На этот раз речь шла об абсолютно новой боевой машине – легком амфибийном танке фирме Vickers, основой для которого послужило шасси армейского тягача VCL (Vickers-Carden-Loyd), выпущенного небольшой партией и в дальнейшем оказавшимся практически невостребованным. Информация, которой тогда располагали советские инженеры, была довольно скудна. В их распоряжении находилось лишь несколько фотографий и общие тактико-технические характеристики “виккерса”. Не имея на тот момент большого опыта в постройке танков такого типа специалисты из ОКМО, по поручению УММ РККА, решили создать аналог британской машины. Работы по первому советскому плавающему танку, получившему индекс

Т-33 и собственное имя “Селезень”, проводил конструкторский коллектив под руководством С.Гизбурга.

От “виккерса” переняли конструкцию корпуса, бортовых поплавков, а также компоновку боевого отделения. Шасси Т-33, как и на британском танке, практически без изменений позаимствовали от тягача VCL. Применительно на один борт оно состояло из 4-х опорных катков сблокированных в тележки по два и переднего ведущего колеса. Функции направляющего колеса выполнял задний каток.

Корпус больше напоминал корпус танка А11Е1, предложенного британской армии в 1932 г. Он сбирался методом клёпки из броневых листов толщиной от 4 до 9 мм и имел весьма угловатые формы. Поскольку внутреннего объема танка явно не хватало для поддержания его плавучести пришлось использовать массивные бортовые деревянные поплавки с пробковым наполнителем, обитые жестью. Этого вполне хватало, чтобы Т-33 держался на воде, но для перевозки какого-либо дополнительного груза было недостаточно.

Двигатель АМО-3 (63 л.с.) и радиатор для него устанавливались вдоль правого борта. В передней части корпуса находилась трансмиссия, бортовые фрикционы и КПП (от автомобиля АМО-3). С левого борта располагались места экипажа, состоявшего из 2-х человек. Ближе к передней части находилось место механика водителя, для большего удобства которого подбашенная коробка была немного удлиненна. За ним размещался командир танка, обслуживавший единственный 7,62-мм танковый пулемет ДТ. Стрелковое вооружение устанавливалось в цилиндрической башне с круговым вращением. Поворот башни осуществлялся вручную. Движение по воду танк осуществлял при помощи трехлопастного винта и руля направления, установленного в кормовой части корпуса.

Прототип танка Т-33 был готов в конце марта 1932 г. Завершающий этап его проектирования и изготовления опытного образца проходил уже под руководством инженера М.Зигеля на заводе ‘Большевик” в Ленинграде. Выполнив несколько предварительных “пробежек” удалось установить, что “Селезень” по ходовым характеристикам не многим уступает “виккерсу”. При движении по шоссе его скорость составила 42 км\ч, на воде – 4 км\ч.

В апреле танк был продемонстрирован высшему командному составу РККА, среди которых находился замнаркома Тухачевский. Наибольшее впечатление произвел “заплыв” Т-33 по Неве – танк уверенно шел среди больших льдин и без особого труда преодолел водную преграду. Хотя по скоростным данным советский танк проигрывал “виккерсу”, на Тухачевского он произвел большое впечатление. Через несколько дней, в телеграмме с рекомендациями закупочной комиссии в Италии, где в это время находился Гинзбург, замнаркома сообщал, что в целом Т-33 испытания выдержал. Однако распоряжения о серийной постройке “Селезня” не последовало.

Причин для этого было несколько. Планировавшаяся в скором времени замена Т-27 на более современную разведывательную машину предполагала, что последняя будет лучше предшественника. В данном случае Т-33 имел лишь два преимущества: возможность кругового обстрела и передвижения по воде. Однако и здесь было не всё гладко. Чрезмерно тесное боевое отделение не располагало к комфортным условиям для работы экипажа, а установить в небольшой башне хотя бы два пулемета или мелкокалиберную пушку привело бы к её перепроектированию. Кроме того, по такому важному показателю, как подвижность плавающий танк оказался на одном уровне с танкеткой. Окончательную точку в вопросе о выпуске Т-33 поставили испытания его “прародителя” – плавающего танка Vickers-Carden-Loyd. Партия из восьми британских танков была закуплена в феврале 1932 г. и прибыла в СССР спустя 9 месяцев. Имея в своем распоряжение сведения об испытаниях обеих плавающих танков в УММ РККА пришли к выводу, что танковым войскам требуется более совершенная боевая машина. На этом все работы по Т-33 были завершены, а “виккерсы” разбросали по учебным подразделениям различных военных округов, где они продолжали эксплуатироваться вплоть до начала Второй Мировой Войны.

Источники:
М.Коломиец «Фронтовая Иллюстрация. Танки-амфибии Т-37,Т-38,Т-40». Москва. Стратегия-КМ. 2003 г.
Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

Чертежи плавающего танка Т-33

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛАВАЮЩЕГО ТАНКА
Т-33 “Селезень” обр.1933 г.

БОЕВАЯ МАССА 3050 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3802
Ширина, мм 2105
Высота, мм 1845
Клиренс, мм 280
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДТ в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 2520 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 9 мм
борт корпуса – 7 мм
корма корпуса — 7 мм
башня – 7 мм
крыша – ?
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Т-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 97 л.с. при 2200 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 6-скоростной КПП (5 передачи вперед и 1 назад), редуктором, главным и бортовыми фрикционами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с вертикальной пружинной амортизацией, один поддерживющий ролик, переднее ведущее и заднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 27 км\ч (по шоссе)
13 км\ч (среднетехническая)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 172 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м 0,78
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ

aviarmor.net

Малый плавающий танк Т-33 | Танки, модели танков, всё о бронетехнике и военных машинах.

Разработчик: ОКМО завода «Большевик». Ведущий конструктор С.Гинзбург

Начало работы над проектом: осень 1931

Изготовление первого опытного прототипа: апрель 1932

Судьба проекта: Проект рекомендовано было переработать с целью устранения выявленных недостатков

Советский Союз внимательно следил за всеми разработками, касающимися создания новых образцов вооружений и военной техники в других государствах. Поэтому, как только командование РККА получило информацию об успешных испытаниях британского танка-амфибии «Vickers-Carden-Loyd», УММ РККА осенью 1931 года поручает ведущему на то время конструкторскому коллективу танкостроителей, ОКМО завода «Большевик», в безотлагательном порядке приступить к разработке аналогичной советской машины. Работы возглавил С.Гинзбург.

Рис. 191 Опытный экземпляр танка Т-33

На момент начала работ советская сторона не располагала абсолютно никакой конкретной информацией о новой боевой машине, кроме нескольких фотографий и общих ТТХ, озвученных в средствах массовой информации. например, было известно, что танк разрабатывался на базе армейского тягача марки VCL. Поэтому все работы начались «с чистого листа». Ввиду отсутствия необходимого опыта решено было просто скопировать этот танк.

 

Рис. 192 Модель-копия танка Т-33

Рис. 193   Танк «Селезень» (Т-33). Основные проекции.

 

В качестве базового шасси использовали имеющийся «Карден-Ллойд» (легкий трактор-тягач производства этой же фирмы Vicers). Три таких машины были закуплены СССР в 1930 году. Важно подчеркнуть, что данная машина проектировалась именно как сельскохозяйственная и изначально не предназначалась ни для чего иного. Но наши конструкторы пошли на этот шаг, и даже сохранили компоновку, оставив двигатель в том же положении, вдоль правого борта. Данное решение было принято после внимательного изучения полученных фотографий, на которых явно можно было определить, что британская амфибия имеет ходовую часть с компоновкой, аналогичной тракторной.

Проекту было присвоено наименование «Селезень». Позднее машина стала именоваться Т-33.

Рис.194   Т-33. Вид сзади.

 

Первый опытный танк был готов к испытаниям только весной 1932 г. Завершал работы над проектом уже конструктор М.Зигель, так как Гинзбург в составе закупочной комиссии СССР убыл в длительную зарубежную командировку с целью приобретения новейших образцов военной техники.

Рис.195   Т-33 на испытаниях. Нева, апрель 1932г.

Испытания начались в конце марта. Внешне новая машина была почти точной копией британской амфибии. Правда её корпус больше напоминал другую машину, танк А4Е11, который рассматривался для принятие на вооружение британских сухопутных войск в 1932 г. Она получила противопульную защиту, собранную клёпкой из листов гомогенной брони толщиной от 4 до 9 мм. После сборки машины стыки проходили дополнительную герметизацию. Чтобы Т-33 обрёл большую плавучесть, конструкторы установили вдоль его бортов обитые жестью деревянные поплавки, придав последним корытообразную форму. Поплавки набивались изнутри сушёными водорослями или пробкой. Машина стала достаточно устойчиво держаться на воде, но её плавучести хватало только для себя. Транспортировать грузы и десант машина на плаву не могла.

 

Рис.196  Модель-копия Т-33

 

В качестве двигателя новый танк получил отечественный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, «АМО-2» , имевший мощность 63 л.с. (по другим источникам – «Форд-АА» мощностью 40 л.с.).

Вместе с радиатором он размещался справа по ходу. Трансмиссия, боковые и главный фрикцион и КПП устанавливались в передней части танкового корпуса. Запас возимого топлива составлял 110 л, а расчётная дальность перегона по шоссе – 200 км.

Блокированную подвеску машины оснастили листовыми рессорами. Ходовая часть побортно получила по паре двухкатковых тележек. Задние опорные катки являлись одновременно направляющими. Роликов и катков поддерживающих не устанавливали. Ведущие колёса разместили впереди. Экипаж машины состоял из двух человек, рабочие места которых находились друг за другом вдоль левого борта корпуса танка. Танк был вооружён пулемётом ДТ-29, установленным во вращающейся башне, конструктивно смещённой к левому борту ближе к корме. Вращение башни осуществлялось вручную. Возимый боекомплект размещался в 40 снаряженных дисках. На крыше башни был спроектирован откидной колпак, имевший смотровые щели, и предназначавшийся для наблюдения за полем боя. ходовую часть танка спроектировали аналогично его британскому прототипу. На плаву машина перемещалась, используя для этого вертикальный руль и трёхлопастной винт. В передней части корпуса перед башней монтировался щиток волноотражатель.

Рис.197 Т-33. Вид слева-сзади. Хорошо виден винт и руль.

Масса Т-33 составила около 3000 кг. В ходе испытаний им была показана следующая скорость: на воде – 4 км/час, на суше – около 42 км/час. В апреле 32 года машину представили высшему командованию РККА. Она совершила показательное форсирование Невы и была весьма благосклонно ими оценена.

Рис. 198 Модель-копия Т-33 с дополнительными поплавками

Однако принимать этот танк на вооружение было крайне преждевременно, ввиду огромного количества присущих машине технических недостатков.  Кроме того, танк Т-33 рассматривался как один из вариантов замены в войсках танкетки Т-27. но крайняя теснота боевого отделение отрицательно сказывалась на качестве боевой работы экипажа, а об установке второго пулемёта или малокалиберной пушки речь не шла вообще. Так как для этого необходимо было бы полностью перепроектировать Т-33. Последним аргументом явилось совместное испытание Т-33 и его британского прототипа, 8 экземпляров которого были закуплены у англичан в феврале 1932 года (первая из закупленных машин поступила в СССР в июне. уже ПОСЛЕ того, как Т-33 прошёл испытания). Представители УММ приняли решение о том. что армии необходима более совершенная техника. Проект отправили на доработку.

Рис.199 Т-33. Вид на левый борт.

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star » Военное обозрение

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А, производимый компанией «ЛОКХИД», - это один из тех долгожителей, на котором начиналась карьера нескольких поколений пилотов.


Он создан на основе реактивного истребителя первого поколения F-80 «Шутинг Стар», но сумел пережить своего прародителя.

Разработка истребителя F-80 Shooting Star началась весной 1943 года, после появления данных о разработке Германией реактивных истребителей.

Тогда состоялась встреча главного конструктора компании Lockheed Даниеля Русса с представителями командования американских ВВС на авиабазе Райт Филд. По итогам встречи было написано официальное письмо, в котором фирме поручалась разработка реактивного истребителя, использующего английский двигатель H.1B Goblin компании De Havilland.

Первый полет опытного образца XP-80 прошел 8 января 1944 года, а 10 июня 1944 года был выпущен второй опытный образец. После успешного завершения испытаний, компания начала подготовку к серийному производству. Правда, было одна проблема с двигателем - Allis Chalmers не смогла выдержать сроки поставки, поставив программу под угрозу срыва. Руководство Lockheed решает устанавливать на серийные самолеты силовые агрегаты I-40 компании General Electric. Позже серийным производством этих двигателей займется компания Allison, они получат обозначение J-33.

Для установки нового двигателя понадобилось увеличить длину фюзеляжа на 510 мм, изменить форму воздухозаборников, а также поставить перед ними отсекатель пограничного слоя. Кроме того была увеличена площадь крыльев.

ВВС торопили запуск самолета в серийное производство, так как им был необходим достойный противник для немецких Ме-262. Четыре предсерийных самолета YP-80 отправились на боевые испытания на территорию Европы: два отправились в Великобританию, а еще два – в Италию. Правда, ни один из этих истребителей так и не повстречал противника.

В марте 1945 года первые серийные образцы начали поступать на вооружение армейских подразделений. Стоит отметить, что освоение новых самолетов сопровождал очень высокий уровень аварийности.

В начале карьеры истребитель Shooting Star вряд ли можно было назвать безопасным и надежным самолетом, хотя именной эти качества были присущи другой технике фирмы. Причем основной проблемой стали не конструкторские ошибки, а новизна самого класса реактивной техники.

6 августа 1945 года погиб известный летчик ВВС США Ричард Бонг, который являлся самым результативным пилотом в истории США. На его счету 40 японских самолетов, сбитых на самолете P-38 «Лайтнинг». Последним для него стал очередной облет серийного образца F-80А.

В 1947 году в ВВС США изменилась система обозначений, поэтому с этого момента самолет получил наименование - F-80 Shooting Star. Производство последней серийной модификации F-80C началось в феврале 1948 году. Ее оснастили еще более мощным двигателем J33-A-23 с, тяга которого достигала 2080 кгс. Также были существенно подняты боевые качества машины. В частности, под крыльями появились два бомбовых пилона, в которые также можно установить неуправляемые ракеты. В составе встроенного вооружения F-80 присутствовало шесть 12.7-мм пулеметов М-3, которые обеспечивали скорострельность в 1200 выстрелов в минуту при боезапасе в 297 патронов на один ствол.

Летом 1950 года завершилось серийное производство этих самолетов. Всего было выпущено 798 единиц.


Стоит отметить, что боевая карьера F-80 не стала слишком удачной. Во время столкновений в Корее выяснилось, что они не являются конкурентами для советских МиГ-15. Для уничтожения МиГов использовались более подходящие F-86 «Сейбр», а все имеющиеся в наличии F-80C переквалифицировали в истребители-бомбардировщики.

В 1958 году самолеты F-80C окончательно сняли с вооружения резерва ВВС и национальной гвардии. 113 единиц получили южноафриканские ВВС по программе военной помощи США. А с 1958 по 1963 года 33 F-80C передали в бразильские ВВС. В это же время 16 машин получили ВВС Перу. Также эти самолеты стояли на вооружении ВВС Колумбии, Чили и Уругвая. В 1975 году их окончательно сняли с вооружения, когда ВВС Уругвая обменяли их на Цессны А-73В.

Создание учебно-тренировочного Т-33А началось, когда стало очевидно, что в виду высокой аварийности новых реактивных машин, потребуется двухместная модель. Эту разработку компания Lockheed провела в инициативном порядке.

В августе прямо со сборочной линии был снят почти готовый Р-80С, который собирались переделать в двухместный. Засекреченность разработки сделала свое дело, компания Lockheed первой предложила подобную машину, хотя рост рынка учебно-тренировочных самолетов был прогнозируем.

В процессе переделки пришлось разобрать серийный вариант Р-80С, чтобы «врезать» вторую приподнятую кабину, позволяющую осуществлять двойное управление. В фюзеляже появилась вставка в 75 см перед крылом, а также еще одна в 30 см за ним. Также пришлось вдвое сократить объем топливного бака в фюзеляже, но общая емкость осталась неизменной, благодаря замене крыльевых протектированных баков на мягкие из нейлона. Законцовки крыла позволяли разместить под ними 230-галонные баки, которые крепились по линии симметрии.

Практически без изменений остались катапультные кресла для новой машины, получившей обозначение ТР-80С. При этом кабина получила единый фонарь, который теперь не откидывался вбок, а поднимался вверх электромотором.

Самолет получил вооружение в составе двух 12.7-мм пулеметов с боезапасом в 300 патронов на каждый.

Первый испытательный полет прошел 22 марта 1948 года. В воздухе самолет мало чем отличался от одноместного варианта. Более того, удлиненная форма фюзеляжа немного увеличила летные характеристики.

Самолет обладал следующими техническими особенностями. Его длина составляла 11.5 метров, высота – 3.56 метра, размах крыла – 11.85 метра, а площадь крыла – 21.8 кв.м.

Масса пустого самолета составляла 3 667 кг, а максимальная взлетная масса – 6 551 кг при массе полезной нагрузки в 5 714 кг.

Максимальная скорость самолета достигала 880 км/ч, при этом крейсерская скорость составляла 720 км/ч при практической дальности полета в 2050 км. Практический потолок высоты – 14 630 м.

Для войсковых испытаний было выпущено 20 единиц ТР-80С. Была организована серия ознакомительных полетов на различных базах ВВС для пилотов и техников. 11 июня 1948 года машина получила обозначение TF-80C, а 5 мая 1949 года - привычное Т-33А.

Кроме ВВС интерес к новой учебной машине проявило командование флота, так как там тоже остро стояла проблема аварийности при освоении образцов реактивной техники. Всего через год на флот были переданы 26 учебных самолетов Т-33А. А в следующем году морские летчики получили еще 699 самолетов.

В общей сложности за все время производства было выпущено 5691 Т-33А разных модификаций. Еще 656 машин выпустила канадская компания «Канадэйр», а японская «Кавасаки» увеличила количество еще на 210. Большая часть самолетов американского производства ушла за рубеж, попав в более двадцати стран мира.

В течение полувека Т-33А являлся «учебной партой» для тысяч пилотов.

Также Т-33А активно использовали в качестве боевого во время множества региональных конфликтов, где ему повезло намного больше, чем прародителю - F-80 "Шутинг Стар".

Пилоты Т-33А сбили несколько Б-26 «Инвейдер» войск вторжения во время воздушных боев над кубинским заливом Свиней.

Но основным предназначением Т-33А стали «противопартизанские» удары по наземным целям.

Специально под зарубежные заказы были разработаны несколько модификаций: разведчик RT-33А, оснащенный фотокамерами в передней части фюзеляжа и увеличенными баками, а также штурмовик АТ-33А, на который устанавливалось более совершенное навигационное и прицельное оборудование, а также усиленные держатели для боевой нагрузки.

В настоящий момент лишь в ВВС Боливии остались АТ-33А производства Канады, которые используются для рейдов на наркоторговцев и леворадикальных повстанческих группировок.

18 Т-33 стоят на вооружении двух подразделений: «Воздушная группа 32» в Санта Крус де ла Сиерра и «Воздушная группа 31» в Эль Альто.

Большая часть вылетов совершается в районе Вилла Тунари – это неофициальная столица производства коки в Боливии.

Стоит отметить, что это очень долговечный самолет. К примеру, его ровесник и аналог, разработанный в СССР - учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ – активно использовался до начала 80-х годов. А Т-33А числился в американских ВВС вплоть до 1996 года.

Т-33А, которые снимались с вооружения, превращались в дистанционно управляемые мишени с обозначением QT-33А. В первую очередь их использовали для имитации полета маневренных и низколетящих воздушных целей, так как и крылатые ракеты.

topwar.ru

Плавающий танк Т-33 "Селезень": фото, описание, характеристики

Опытный танк Т-33 стал первый советским плавающим танком с гусеничным ходом. Экипаж танка состоит из командира-пулеметчика и механика-водителя. 

Поводом появления танка стала разработка в конце 1930 года в Англии опытного образца 6-и тонного танка Vickers Model A. На базе опытного танка Vickers Model A в сентябре 1931 года были созданы плавающие танки A4E11 и A4E12 (отличались гребными винтами и рулями управления воды). Фирма Vickers стала предлагать приобрести свои танки Англии, Китаю, Финляндии, Голландии, Сиам и СССР. В июне 1932 СССР приобрел 8 танков A4E11, а 22 октября они были доставлены в СССР. По прибытию танки были отправлены на полигон НИБТ под Москвой и в танковые части для изучения реальных боевых характеристик. Сразу надо отметить, что в СССР уже были первые опытные образцы плавающих танков Т-33, Т-41 и Т-37. Данный факт говорит, что у СССР был уже не значительный опыт в проектировании плавающих танков и A4E11 не является копией Т-33

Первый опытный Т-33 был представлен маршалу Тухачевскому в Ленинграде 10 апреля 1932 году, а закупленные танки A4E11 прибыли в СССР из Англии 22 октября 1932 года, что так же опровергает копирование A4E11. На М. Тухачевского и других высших военных плавающий танк произвел хорошие впечатления. Танк Т-33 уверено маневрировал по реке среди льдин на Неве. После увиденного М.Тухачевский спустя несколько дней передал телеграмму в Италию, где находился конструктор Семен Гинзбург для закупки военной техники, что испытания самые благоприятные и дал указания для закупок. Не смотря на удовлетворительные испытания танк не пошел в серию, так как имел большое количество недоработок и недостатков. Было изготовлено 8 опытных танков, которые не были приняты на вооружение, один из уцелевших плавающих танков Т-33 находится в бронетанковом музее в Кубинке (Подмосковье).

При проектировании танка были использована ходовая от английского военного трактора-тягача «Carden-Loyd» (Light Dragon Mk.1- фото выше). Танк проектировался и собирался в Ленинграде на заводе №185 «Большевик» под руководством Семена Александровича Гинзбурга. На танк был установлен 63-сильный бензиновый двигатель от грузовика АМО-2, который позволял разгонят танк до 42 км/час по шоссе, 16 км/час по пересеченной местности и до 4км/час на воде. Скорость на воде планировалось увеличить до 7-9 км/час после замены на новый гребной винт. Корпус танка изготавливался из противопульной брони толщиной 4-9-мм. На внешней стороне танка над гусеницами устанавливались коробчатые бревна обитые жестью, которые выполняли роль поплавков и роль брызговиков-защиты. Внутри танка находились поплавки, наполненные пробкой. Водитель-механик располагался спереди, за ним командир. Командир являлся пулеметчиком, пулемет ДТ устанавливался в башне с ручным вращением. Для обзора поля боя на башне находился колпак-люк, в котором располагались смотровые щели. 
Хоть танк и не пошел в серию, опыт его создания был реализован при создании следующих опытных образцов танков Т-37 и Т-38, которые пошли в серию.

P.S. Если смотреть правде в глаза, то опытный танк Т-33 по конструктивному виду на 90% является копией английского плавающего танка A4E11 и отрицать копирование танка нет смысла. В то время про авторские права речи и не уделяли внимание и Т-33 был не первой копией английского/французского танка. Создать копию в те времена-тоже большой результат. Так же стоит обратить внимание, что первые опытные были по внешнему виду близнецами Т-33. При этом у в других источниках указывается, что советская фирма "Аркос" собирала информацию (газеты, фото, ТТХ) по данному танку. 

 

ТТХ плавающего танка Т-33 "Селезень"
 Колесная формула  гусеничное шасси
 Тип подвески  тележки, листовые рессоры 
 Двигатель  АМО-2
 Объем двигателя  нет данных
 Мощность   62-64 л.с.
 Топливо бензин
 Объем бака   нет данных
 КПП  четыреступенчатая
 Габариты  длина 3654-мм, ширина 1948-мм, высота 1843-мм
 Колея  нет данных
 Клиренс  270-мм
 Базовая масса  3000 кг, по некоторым данным 4500 кг
 Снаряженная масса  нет данных
 Грузоподъемность  нет данных
 Масса буксируемого прицепа  нет данных
 Экипаж 
 2 человека (водитель-механик и командир-пулеметчик)
 Скорость  максимальная 42 км/час, крейсерская 10-16 км/час, 3-4 км/час на плову 
 Запас хода  200 км по шоссе
 Расход топлива   нет данных
 Преодолеваемое препятствие 
 подъем-30 гр., стенка 0,5 метра, ров 1,2 метра, плавает
 Броня  противопульная
 Вооружение  Пулемет 7,62-ДТ, 2520 патронов

warbook.info

Учебно-боевой самолет Т-33 | Военное оружие и армии Мира

Карьера первого американского крупносерийного реактивного истребителя F-80 оказалась сравнительно короткой. А вот созданный на его базе двухместный учебно-боевой самолет Т-33 прослужил очень долго.

Начало освоения реактивного истребителя F-80 в ВВС США сопровождалось настоящей эпидемией катастроф. Стало понятно, что для освоения реактивной техники нужен соответствующий тренировочный самолет. На поршневых машинах нельзя ознакомиться со многими аспектами поведения в воздухе их реактивных «собратьев». Однако этот, казалось бы очевидный, вывод столкнулся с суровой реальностью бюджетных процессов — на новый реактивный учебный самолет попросту не нашлось денег. В такой ситуации руководство фирмы «Локхид» приняло решении в инициативном порядке разработать тренировочную машину на базе F-80.

В мае 1947 года фирма приступила к работе над «моделью 580». Через три месяца проект был готов, со сборочной линии забрали почти готовый истребитель F-80C для переделки в двухместный вариант.

Самолет частично разобрали и приступили к «врезке» второй, слегка приподнятой кабины с двойным управлением. Перед крылом в фюзеляж была сделана вставка длиной 75 см и еще одна 30-см вставка за крылом. Емкость фюзеляжного бака пришлось сократить более чем вдвое. Правда, общую емкость баков удалось сохранить, заменив крыльевые протектированные баки на мягкие нейлоновые. Дополнительно под законцовками крыла можно было подвесить 165-галлонные баки, позже замененные концевыми 230-галлонными  баками, крепящимися по линии симметрии. Самолет получил катапультируемые кресла. Общий для инструктора и курсанта фонарь кабины поднимался вверх посредством электропривода. Вооружение ограничили парой 12,7-мм пулеметов с боекомплектом 300 патронов на ствол — этого сочли вполне достаточным для отработки учебно-боевых задач.

Опытный экземпляр двухместного самолета впервые поднялся в воздух 22 марта 1948 года. Первые же полеты показали, что самолет удался — он мало отличался по поведению от одноместного истребителя. Более того, благодаря большему удлинению фюзеляжа летные данные чуть-чуть улучшились. Уже 7 апреля ВВС США заказали 20 предсерийных машин TF-80C но вскоре обозначение самолета сменили на ставшее привычным Т-33А. До 1959 года фирма «Локхид» построила 5691 самолет. Еще 656 машин выпустила по лицензии канадская фирма «Канадэйр» и 210 — японская «Кавасаки».

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Основным и наиболее массовым вариантом стал Т-33А — двухместный учебно-боевой самолет, оборудовавшийся турбореактивным двигателем «Аллисон» J33-A-35 максимальной тягой 2085 кгс. Самолет поставлялся в ВВС США, а также за рубеж. На его базе разработали самолет-разведчик RT-33A (изготовлено 85 единиц, в основном на экспорт) и легкий штурмовик АТ-33А (переоборудовался из Т-33А, также в основном на экспорт). Впоследствии часть машин переоборудованы в самолеты управления беспилотными летательными аппаратами DT-33A, беспилотные самолеты-мишени QT-33A, а также исследовательские самолеты NT-33A.

Для авиации ВМС был создан минимально отличающийся по составу оборудования самолет TV-2 (с 1962 года обозначался Т-33В). Флот получил 699 таких самолетов. Существенным недостатком TV-2 была невозможность эксплуатации на авианосцах. Идя навстречу пожеланиям военных моряков, фирма «Локхид» в 1953 году создала радикально переработанный вариант T2V-1, приспособленный для старта с катапульты и посадки с применением аэрофинишера. В 1956-1957 годах выпустили 150 таких самолетов, с 1962 года обозначавшихся Т-1А.

Канадская версия Т-33А получила фирменное обозначение CL-30, а в ВВС Канады называлась СТ-133 «Сильвер Стар». Вместо американского двигателя «Аллисон» на ней применили британский ТРД «Роллс-Ройс Нин» 10 максимальной тягой 2720 кгс. Помимо ВВС Канады такие самолеты поставлялись во Францию, Турцию, Грецию, Португалию.

СЛУЖБА

В ВВС США самолеты Т-33А уже в начале 1960-х годов были заменены в учебных авиачастях новыми машинами Т-37 и Т-38. Однако впоследствии много таких машин использовалось в боевых авиачастях (в том числе в ВВС Национальной гвардии) в качестве тренировочных. Последние самолеты семейства (экспериментальные NT-33A) летали до 1997 года.

Сотни Т-33 поставлялись союзникам США. Франция получила 163 Т-33А и RT-33A, а также 61 канадский СТ-133, ФРГ — 192 Т-33А, Югославия — 125 самолетов различных модификаций, Италия — 64, Нидерланды — 63, Мексика — 50. В настоящее время несколько бывших канадских и французских Т-33 остаются в строю ВВС Боливии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛОКХИД Т-33

  • Тип: двухместный учебно-боевой самолет
  • Двигатель: ТРД «Аллисон» J33-A-35 максимальной тягой 2085 кгс
  • Размеры, м:
    длина: 11,51
    высота: 3,55
    размах крыла: 11,85
    площадь крыла, м²: 21,81
  • Вес, кг:
    пустого самолета: 3794
    взлетный: 5478
    максимальный взлетный: 6832
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 965
    дальность полета, км: 2050
    практический потолок, м: 14630
  • Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемета, до 907 кг боевой нагрузки на внешних узлах, включая НАР и авиабомбы