Содержание

СУ-57: характеристики и история создания

Су-57 – истребитель 5-го поколения, разработанный в ОКБ им. Сухого в рамках проекта ПАК ФА. До конца лета 2017 года машина была более известна под индексом Т-50, пока не получила свое серийное название. Данная машина разрабатывалась как более современная замена истребителю Су-27 и противовес американскому F-22. По конструкции и характеристикам Су-57 полностью соответствует пятому поколению. В 2010 году он впервые поднялся в небо. В 2013-м было запущено мелкосерийное производство пробных версий, необходимых для испытаний. В 2016 году появилась официальная информация о том, что серийные поставки самолета начнутся уже в 2018 году. Давайте познакомимся с техническими и тактическими характеристиками Су-57 и историей создания этого самолета.

Разработка

Прежде чем приступить к обзору характеристик Су-57 и его особенностей, познакомимся с историей создания первого самолета пятого поколения, построенного в РФ. Еще в конце 1990-х ВВС СССР определились с требованиями, выдвигаемыми к истребителю нового поколения, который должен был сменить модели Су-27 и Миг-29. Опираясь на эти требования, КБ им. Сухого создало прототип самолета Су-47, а РСК «Миг» – 1.44. Распад Советского Союза привел к экономическому спаду и остановке работ по созданию нового истребителя. Вскоре проект 1.44 перестали финансировать и закрыли, а Су-47 начали использовать как летающую лабораторию.

Лишь в 2002 году работы по проекту принципиально новой машины были восстановлены. Так началась история Су-57, характеристики которого мы сегодня рассмотрим. Разработку самолета поручили КБ Сухого. В своем детище оно должно было опираться на конструкторские решения проектов Су-47 и Миг 1.44, а также современные технологии, которые с конца 90-х, конечно же, сделали решительный шаг вперед. В 2004 году президент России В. Путин познакомился с макетом самолета, а через год разработка начала активно финансироваться.

Испытания

В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан — заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.

В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.

В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

Конструкция: общие сведения

С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.

Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Кабина

Из-за особенных характеристик и типа Су-57 ширина его одноместной кабины больше, нежели у модели Су-27. Оборудование во многом унифицировано с истребителем Су-35С, который относят к поколению «4++». Кабина пилота оснащается генератором кислорода.

Информация отображается посредством 2 15-дюймовых многофункциональных индикаторов МФИ-35, одного МФИ меньшего размера (справа снизу), одного резервного индикатора, отображающего текущую полетную информацию (справа сверху), коллимационной системы ШКС-5 и речевого информатора. Кроме того, часть данных отображается прямо на стекле шлема летчика.

Фонарь кабины состоит из передней (козырек) и задней частей. Чтобы его открыть, нужно сдвинуть заднюю часть назад, подобно тому, как это делается в модели Т-10. 1-я и 3-я версии Т-50 имели продольный переплет на задней части, в остальных моделях его нет. На внутренней стороне фонаря нанесено радиопоглощающее покрытие, которое снижает заметность самолета на 30%. Известно, что в недалеком будущем фонарь истребителя может получить значительные изменения.

По данным Сергея Позднякова – гендиректора и главного конструктора проектного предприятия «Звезда», Су-57 получит совершенно новое катапультное кресло. Оно будет превосходить предыдущие варианты кресел, используемые в ВВС РФ по всем параметрам.

Главная особенность новой катапульты – использование малогабаритной системы электронного управления движением кресла, которая может взаимодействовать с информационной системой истребителя. Система способна автоматически анализировать скорость движения самолета, высоту полета, углы крена и прочие параметры. Кроме всего прочего, она учитывает вес и рост летчика. Новое кресло испытывалось параллельно с самолетом. Система жизнеобеспечения, кислородная система и прочее снаряжение также были разработаны с чистого листа.

Планер

Интегральный планер истребителя Су-57 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет среднерасположенное трапециевидное крыло, которое плавно сопрягается с фюзеляжем. Широкий фюзеляж составляет порядка 45% размаха крыла. Угол стреловидности равен 48 градусам по передней кромке и 14 градусам — по задней. Механизация крыла представлена элеронами, флаперонами и носками крыла. Приводы элеронов и флаперонов располагаются под крылом и скрываются под продолговатыми обтекателями, слегка выступающими с основной плоскости. На концах крыльев есть скосы.

Крыло оборудовано развитым наплывом, передняя часть которого поворотная. Когда моторы самолета заглушены, поворотные части наплыва пребывают в висячем состоянии. В случае отказа во время полета они принимают отклоненное нерабочее положение. На предыдущих истребителях семейства Су (30-я, 33-я и 34-я модели) ПГО (переднее горизонтальное оперение) использовалось для повышения маневренности ввиду отсутствия моторов с УВТ (управлением вектором тяги). Наличие ПГО позволяет повысить маневренные характеристики самолета в вертикальной плоскости, в особенности на передних углах атаки. Благодаря ему увеличивается диапазон критических режимов до момента срыва потока с управляющих и несущих плоскостей. В целом же, эффективность ПГО по сравнению с моторами, оснащенными УВТ, ниже.

Хвостовое оперение истребителя Су-57, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, представлено цельноповоротными трапециевидными стабилизаторами и килями, развал которых для уменьшения заметности равен примерно 26°. У основания килей находятся небольшие воздухозаборники, необходимые для охлаждения различных систем самолета. Аэродинамическое торможение достигается путем отклонения килей, увеличивающего лобовое сопротивление.

У моторов есть также дополнительные воздухозаборники, расположенные под фюзеляжем. Мотогондолы размещаются по обе стороны плоского днища фюзеляжа на расстоянии примерно 1,3-1,4 метра друг от друга. Подобным образом располагаются две пары створок отсеков с вооружением. Под местами соединения фюзеляжа и консолей крыла установлены два гребня с треугольным сечением. На их наружной поверхности установлены также створки отсеков вооружения.

В задней части самолета, между соплами моторов, выступая за них (как у самолета Су-27), располагается хвостовая балка, в которую вмонтирован контейнер парашютно-тормозной системы. На носовой части справа находится авиапушка, а слева – выдвижная штанга, с помощью которой истребитель может дозаправиться топливом в воздухе.

Самолет Су-57 имеет трехстоечное шасси, по конструкции похожее на аналогичный элемент модели Су-27. Все стойки складываются в сторону, противоположную направлению движения. Благодаря широкому фюзеляжу колея шасси составила целых 5,5 м. Двухколесная носовая стойка имеет пару посадочных фар и грязеотбойник. Основные стойки имеют по одному колесу диаметром в 1 м. При уборке в ниши, расположенные около наружных сторон воздухозаборников, они осуществляют поворот по двум осям.

Форма планера была выбрана из соображений малозаметности – важнейшей характеристики для Су-57 и всех современных истребителей. Что касается массы планера, то она была существенно снижена (по сравнению с предшественниками) за счет широкого использования композитных материалов (КМ). По словам А. Давиденко – главного конструктора самолета, на КМ приходится 25% массы пустого самолета и 70% площади. Давиденко также отметил, что у планера Су-57 в 4 раза меньше элементов по сравнению с Су-27. Последняя особенность позволяет сделать процесс сборки более быстрым и менее трудоемким, что существенно сказывается на цене самолета. Рассматривая характеристики Су-57, нельзя не отметить, что углепластиковые детали корпуса получили специальное молниестойкое покрытие.

Моторы

Прототип Су-57 и первые серийные образцы оснащались двигателями модели АЛ-41Ф1, которые получили рабочее название «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный мотор имеет форсажную камеру и управляемый вектор тяги. Он был создан в НПО «Сатурн». Силовая установка позволяет развить сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Она оснащается полностью цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от моторов самолета F-22, российский двигатель оснащается круглыми, а не прямоугольными соплами. От двигателя, используемого в самолете Су-35С, его отличает увеличенная сила тяги, сложная система автоматизации, новая турбина, пониженный расход горючего и цифровая система управления.

«Тип 30»

В рамках программы «ПАК ФА» также разрабатывается силовая установка 2-го этапа, получившая рабочее наименование «Тип/Изделие 30». В сентябре 2016 года опытные образцы этого мотора были построены и поступили на первые испытания. Этот двигатель был создан с нуля. По словам создателей, в нем внедрено множество новшеств и некоторые из них не имеют аналогов. Первый полет Су-57 с новыми двигателями, характеристики которых пока не разглашаются, запланирован на четвертый квартал 2017 года.

Вооружение

Истребитель будет вооружаться 30-миллиметровой авиационной пушкой модели 9-А1-4071К, которая представляет собой усовершенствованную версию пушки ГШ-30-1, выпускаемой для самолетов Миг-29 и Су-27. Эта пушка способна отработать весь боекомплект в любом режиме огня. Во внутренние бомбоотсеки будут закладываться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» разной дальности. Они отличаются от предшественников повышенной чувствительностью, помехозащищенностью и возможностью обнаружения и захвата вражеской цели прямо во время автономного полета. Вероятно также, что на внешних узлах подвески будут использоваться ракеты «воздух-воздух» модели КС-172. В общей сложности, истребитель пятого поколения получил 14 типов вооружения.

Электронные системы

Радиолокационная система истребителя принципиально отличается от авиационной РЛС в традиционном понимании. Вместе с основной РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) на борт самолета установлен ряд вспомогательных станций, как активных, так и пассивных. Будучи разнесенными по всей поверхности фюзеляжа, они представляют собой так называемую «умную обшивку». Интегрированная многофункциональная РЛС получит 5 встроенных антенн.

Малозаметность

Для истребителей 5-го поколения такой показатель, как малозаметность, является одним из принципиальных и включает в себя ряд мер, снижающих вероятность обнаружения истребителя в инфракрасном, видимом световом и радиодиапазоне, а также акустически.

Снижение заметности самолета Су-57 в радиодиапазоне достигается не только за счет его формы и использования особых материалов (поглощающих и отражающих), но и за счет средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Кромки отдельных элементов планера ориентированы в строго ограниченных направлениях, а углы между поверхностями имеют определенный диапазон. Дабы избежать эффекта уголкового отражателя, инженеры исключили расположение деталей конструкции под углом 90° друг к другу. Кроме того, для снижения радиозаметности основное количество вооружения было спрятано во внутренние отсеки самолета.

Благодаря удачному маскировочному (камуфляжному) окрашиванию корпуса удалось снизить заметность истребителя в видимом диапазоне. Снижение инфракрасной (тепловой) заметности самолета достигается благодаря особой конструкции моторов.

Немаловажную роль в малозаметности современного истребителя играет способность получать данные о вражеских объектах, не выдавая при этом себя. С этой целью самолет оснащается системой пассивных датчиков и сенсоров, а также надежным каналом обмена информацией.

Технические характеристики истребителя Су-57

Параметры, приведенные ниже, частично являются предположительными (расчетными), так как точных данных в общем доступе нет.

Итак, основные характеристики Су-57:

  1. Длина – 19,7 м.
  2. Высота – 4,8 м.
  3. Размах крыла – 14 м.
  4. Колея шасси – 5 м.
  5. База шасси – 6 м.
  6. Масса пустого самолета – 18,5 т.
  7. Нормальная взлетная масса с полным топливным баком – 30,61 т.
  8. Максимальная взлетная масса – 37 т.
  9. Масса мотора – 1,35 т.
  10. Максимальная тяга – 880 (на «Тип 30» — порядка 11000) кгс.
  11. Тяга на форсаже – 15000 (на «Тип 30» — порядка 18000)кгс.

Летные характеристики Су-57:

  1. Предельная скорость – 2600 км/ч.
  2. Предельная бесфорсажная крейсерская скорость – 2100 км/ч.
  3. Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости – 4300 км; на сверхзвуковой бесфорсажной скорости – 2000 км.
  4. Практический потолок – 20 км.
  5. Длина пробега/разбега – 350 м.

Экспортная версия

Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.

Сравнение с F-22

Пока что в мире есть только один истребитель пятого поколения – американский F-22. Перспектива принятия Россией в скором времени на вооружение своего самолета 5-го поколения не могла не вызвать резонанс в экспертных кругах. Издание National Interest (США) опубликовало детальное сравнение технических характеристик Су-57 и F-22. По результатам исследования был обнаружен целый ряд преимуществ российского истребителя. Если говорить коротко, то Су-47 сильнее в условиях ближнего боя, а F-22– дальнего.

Кроме того, экспертная комиссия сделала такие выводы:

  1. В крыльях Су-57 установлен радар L-диапазона. Стелс-средства американского истребителя против него бессильны. Вместе с тем, этот радар нуждается в доработке, так как обладает недостаточной точностью для наведения ракет исключительно по его данным. Для F-22 в ближайшем времени не планируется создание такого радара.
  2. Су-57 будет оснащаться инфракрасным радаром обнаружения с первых экземпляров, а F-22 получит схожую систему лишь к 2020 году.
  3. Оба самолета оснащаются далеко не самой современной электроникой, поэтому традиционное превосходство американской авиации в авионике в этом случае не реализовано в полной мере. Американцы не скрывают, что многие системы их истребителя уже считаются устаревшими.
  4. F-22 может брать на борт шесть тяжелых дальних ракет, в то время как Су-57 только четыре. Вместе с тем, дальность пуска у российских ракет в два раза больше.
  5. Стелс-оборудование обоих истребителей ставит под сомнение целесообразность использования дальних ракет – велика вероятность промаха при выстрелах с большой дальности, а также вероятность быстрого сближения, которое приводит к маневренному бою.
  6. За счет смены вектора тяги в 3 измерениях Су-57 обладает лучшими показателями маневренности. Американский истребитель способен менять вектор тяги лишь в двух измерениях, что в условиях ближнего боя может принести ему поражение.
  7. Российский военно-промышленный комплекс уже много лет превосходит американский за счет использования системы управления запуском ракет ближнего боя посредством специального шлема. Последний может производить пуск ракеты Р-73 по взгляду пилота. Подобная система для американских ВВС будет создана лишь к 2020 году.

Отдельно эксперты отмечают стоимость истребителей 5-го поколения. Независимо от страны-производителя, она слишком велика. Получается, что тактико-технические характеристики Су-57 и F-22 не имеют значения в силу сверхмалых объемов производства этих самых самолетов. Иными словами, обсуждать, какая машина лучше можно долго, но то количество экземпляров, которое России и Америке по карману произвести, вряд ли сможет оказать существенное влияние на исход крупного сражения.

Заключение

Рассмотрев историю производства и характеристики Су-57 – первого российского истребителя 5-го поколения, можно сделать вывод, что машина получилась очень достойной. Из-за распада СССР ее создание сильно затянулось (американский F-22 был пущен в серию в 2005 году), однако результат того стоил. На сегодняшний день по своим характеристикам самолет Су-57 не имеет аналогов в мире.

fb.ru

технические характеристики, скорость, новейший российский самолёт, напугал британцев

ПАК ФА Т-50 – многоцелевая машина нового поколения, полностью разработанная в современной России. Имеет ряд преимуществ, характерных как для ударного самолета, так и для истребителя.

Т-50 — хороший компромисс между отличными летными показателями и малозаметностью, что в совокупности с современными бортовыми средствами обнаружения (РЛС, ОЛС), комплексом обороны и новым ракетным оружием сделает возможным завоевание превосходства в небе над всей существующей в данный момент авиацией. Планируется, что Т-50 станет прямой заменой морально устаревшего Су-27 в российских ВВС.

Содержание статьи

История создания

Начальной точкой к появлению боевых машин пятого поколения явилось противостояние в небе СССР и Америки. В конце 70-х — начале 80-х годов были созданы по два истребителя четвертого поколения от каждой страны: тяжелые Су-27 и F-15 и легкие МиГ-29 и F-16. На основе полученного опыта в 1990 в США создаются и тестируются первые прототипы самолета нового поколения F-22. Доработка и постановка на серию займет почти 12 лет, позже данная машина получит обозначение Raptor.

В Советском Союзе разработку перспективного истребителя поручили РСК «МиГ». Команда конструкторов разработала самолет МиГ 1.44. Но из-за политического, а затем и экономического кризиса в стране все испытания прототипа отменили, проект заморозили на неопределенный срок.

Новая жизнь истребителя МиГ 1.44 началась в 2000 году уже в другой стране.

Серия летных испытаний показала, что машина перестала соответствовать современным требованиям по маневренности, малозаметности на радарах, способности поражать различные виды целей. Разработку МиГ 1.44 окончательно прекратили.

В 2001 году высшее военное руководство России сосредоточило все старания на выпуске совершенно нового перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Главным его создателем выступило ОКБ «Сухого».

С 2002 по 2005 гг. бюро создает эскизный проект под названием Т-50, на основе которого разрабатывается технологическая документация на сборку самолета. Внедрение новейшего метода конструирования позволило значительно ускорить выпуск первого прототипа машины. В январе 2010 года был создан истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.

КОНСТРУКЦИЯ

Единый корпус образован фюзеляжем и крылом с передним наплывом. Внедрение данного решения позволило ощутимо увеличить маневренность самолета. Само крыло оборудовано отклоняемыми носками, элеронами и флапперонами. Фронтальная часть передних наплывов сделана поворотной для дополнительного управления. Вертикальное оперение машины составляют два цельноповоротных киля.

Горизонтальное оперение представляет собой цельноповоротный стабилизатор.

Теплообменники системы кондиционирования и воздухозаборники мотогондол расположены на фронтальной части пилонов. Воздухозаборники двигателей с мотогондолами разнесены на расстоянии 0,6-0,7 метра от центральной оси самолёта, где располагаются несколько отсеков для скрытого размещения ракет и бомб. Связь всех органов управления самолета в одну систему обеспечивает высокую маневренность при всевозможных углах атаки, исключает как явление вхождение самолета в штопор.

Компоновка планера с почти полным отсутствием прямых углов, специальное покрытие радиопоглощающими материалами, использование в конструкции композитных материалов снизили видимость Т-50 на радарах. Данный показатель улучшился в 20 раз в сравнении с 4 поколением. Превосходный обзор летчика истребителя обеспечивается продуманной конструкцией остекления фонаря. Также с левой стороны кабины, внизу от пилота, располагается выдвижная штанга для заправки топливом.

Шасси ПАК ФА Т-50 унифицировано с шасси самолетов четвертого поколения. Носовая стойка состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, грязезащитного щитка и фар. Задние стойки – по одному колесу диаметром около 1 метра с тормозами. Все опоры шасси складываются вперед по направлению полета.

Одна из самых главных характеристик боевого самолета – соотношение тяги двигателя к массе самолета (тяговооруженность). Ее повышение увеличивает маневренность и скорость разгона как на земле, так и в воздухе. Начиная с истребителей поколений 4 и 4+ этот показатель превышает 1, то есть суммарная тяга, создаваемая двигателем, выше снаряженной массы машины.

Основной установкой в настоящее время является турбореактивный двигатель с двумя контурами.

Его особенность состоит в том, что часть нагнетаемого воздуха направляется по второму контуру вокруг камеры сгорания. На создание тяги уходит меньше топлива, соответственно снижается расход и повышается экономичность установки.

Все это характерно для бесфорсажного режима. При включении форсажа в три раза увеличивается расход топлива, обеспечивая лишь 70% прирост тяги. Однако данный режим работы двигателя крайне полезен. С его помощью можно сократить длину разбега при взлете, быстрее выполнить опасные маневры во время боя.

Почти все самолеты предыдущих поколений не могли преодолеть звуковой барьер без форсажа, не говоря о постоянном полете на скорости более одного Мах. Вот почему важнейшее требование к новому двигателю — способность крейсерского полета на сверхзвуке без использования режима форсажа, что также позволит уменьшить инфракрасный след от машины. Согласно заявленным требованиям на ПАК ФА Т-50 установили два двухконтурных турбореактивных двигателя.

Для начальных испытаний был выбран ТРДД АЛ-41Ф1 с тягой 9500 кгс в крейсерском режиме и 15000 кгс при форсаже, с изменяемым вектором тяги и системой зажигания на основе плазмы. Пара таких двигателей позволяет развить самолету максимальную скорость в 2400 км/ч.

Главным разработчиком силовой установки второго этапа является НПО «Сатурн».

Планируется, что двигатель этого поколения станет на 3-8% лучше АЛ-41Ф1 по основным параметрам, до 20% по вспомогательным. Установка изделия 30 (предварительное название) на Т-50 начнется в 2023-25 гг.

Основа системы управления вооружением самолета ПАК ФА Т-50 — радиолокационный комплекс Ш-121. В его состав входят: бортовая радиолокационная станция дальнего обнаружения Н036 Белка с пятью антеннами, оптиколокационная станция (ОЛС-50М), система Н036УВС. БРЛС Н036 Белка произведена в НИИП им. В.В. Тихомирова и оснащена локатором с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). На поверхности антенны равномерно распределены 1526 небольших приёмо-передающих модулей.

Конструкция такого типа позволила увеличить надежность станции.

Оптиколокационная станция (ОЛС-50М) расположена спереди от кабины. Она предназначена для нахождения цели по инфракрасному следу, а также для измерения расстояния до нее с помощью лазерного дальномера-целеуказателя. Возможна совместная работа с нашлемной системой целеуказания пилота во время ближнего боя.

Многофункциональная радиоэлектронная система самолета позволяет обнаруживать малозаметные объекты; осуществлять навигацию, разведку и выполнять радиоэлектронное противодействие самолетам противника.

Вооружение

Истребитель оснащается 30-мм встроенной пушкой 9А1-4071К. Она служит для атаки по земле или для ближнего боя. Предельная боевая нагрузка Т-50 составляет 10 тонн. Для снижения заметности весь боезапас располагается во внутренних контейнерах.


Ракетное (бомбовое) вооружение делится на несколько классов:

  1. Ракеты «воздух-воздух» малой дальности — РВВ-МД с ИК головкой наведения (К-73Э, К-74МЭ).
  2. Ракеты «воздух-воздух» средней дальности (РВВ-СД). В настоящее время на ракеты средней дальности (до 100 км) устанавливают головки с активной радиолокационной системой нового поколения. На первом этапе после пуска ракета определяет точку включения комплекса самонаведения, а затем сама себе начинает подсвечивать цель. Реализуется цель «пустил и забыл».
  3. Ракеты «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности (РВВ-БД). Данный тип вооружения используется на внешних точках подвески из-за больших габаритов. Примерами таких ракет — изделие 180-БД, КС-172. Дальность поражения – до 400 км.
  4. Противокорабельные ракеты/
  5. Различные модификации ракет «воздух-поверхность».
  6. Корректируемые авиабомбы.

Комплекс обороны

Главной задачей оборонного комплекса является предоставление полного контроля над ситуацией на ближнем и дальнем расстоянии от самолета. С его помощью возможно вывести из строя или повредить систему наведения противника, снизив до минимума шанс любой атаки.

Множество датчиков сигнализирует пилоту о пуске ракет, о лазерном или радиоэлектронном облучении. Система противодействия истребителя в автоматическом режиме запускает постановку помех при обнаружении какой-либо угрозы.

Прототипом кабины самолета ПАК ФА Т-50 стала кабина истребителя четвертого поколения Су-35.

В ней установлены два больших цветных экрана, на которые выводится вся информация. Была реализована возможность размещения нужных сведений индивидуально для каждого летчика. Основная прицельная информация находится на широкоформатном индикаторе лобового стекла машины.

С развитием авиации и вычислительной техники улучшалась и система управления самолетом. В настоящее время боевые операции подразумевают, что пилот истребителя должен обладать полной информацией о воздушной и наземной обстановке. Сведения поступают как от собственной станции обнаружения, так и от наземных средств.

Система «электронного пилота» Т-50 проводит анализ и предлагает летчику лучший вариант, с которым он может согласиться или ввести иные вводные данные и получить другие рекомендации.

Сравнение самолетов пятого поколения

Основные конкуренты ПАК ФА Т-50 — американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lighting. Их сводные данные представлены в таблице.

 Т-50 ПАК ФАF-22 RaptorF-35 Lighting II
ЭПР, м20.005−0.50.005−0.30.001−0.1
Масса пустого, кг18 50019 70013 300
Макс. взлетная масса, кг37 00038 00031 800
Макс. скорость, км/ч250021001900
Крейсерская скорость, км/ч210018501300
Дальность полета, км270019002200
Боевая нагрузка, кг10 00090007700
Точек подвески ракет, шт10 внутренних8 внутренних4 внутренних
6 внешних4 внешних
Дальность обнаружения целей
Истребители 4-го поколения330 км165 км220 км
Истребители 5-го поколения90 км90 км110 км

Тяговооруженность Т-50 при средней взлетной массе с двумя модернизированными двигателями на 10% больше, чем у F-22 и почти в 1,5 раза больше, чем у F-35. Дальность действия самолета ПАК ФА Т-50 при полной загрузке составляет 2700 км, у Раптора она не превышает 2500 км.

Эффективная площадь рассеивания (ЭРП) у Т-50 около 0,5м2, что несколько хуже, чем у американских истребителей. Но это компенсируется гораздо лучшей маневренностью и максимальной скоростью изменения вектора тяги (60о в секунду при 20о у американцев).

По количеству вооружения преимущество на стороне истребителя ПАК ФА Т-50. С учетом внешних подвесок – максимальное количество ракет составляет 16 штук. У F-22 – 12 штук, F-35 – 4 штуки.

Гипотетически, воздушную битву Т-50 и F-22 Raptor можно представить так. На расстоянии в 60-70 км F-22 первый обнаружит самолет противника и выпустит по нему ракету. ПАК ФА сможет от нее уклониться за счет своей сверманевренности, а после заметит Raptor, выпустив по нему ракету в ответ. На дальнейший исход боя повлияет только подготовка пилотов и их опыт ведения боя. У F-35 практически нет шансов на победу из-за низкой скорости полета, плохой маневренности и небольшого количества ракет.

Т-50 ПАК ФА – прекрасное воплощение инженерной мысли российских ученых.

Несмотря на все препятствия (отсутствие финансирования, отток квалифицированных инженеров и конструкторов за рубеж) разработка, а затем и выпуск самолета на авиазаводе были выполнены в кратчайшие сроки. Как итог — Т-50 опередил время, задав тем самым вектор развития мировой авиации вперед на ближайшие годы.

С 2018 года началось серийное производство истребителя. Ему было присвоено новое название Су-57. Планируется, что поставки в российские войска начнутся в 2019 году с первой установочной партии в 12 машин.

Видео

warbook.club

скорость, вооружение и особенности конструкции

string(10) "error stat"

Пять букв, за которыми скрывается будущий российский истребитель. ПАК ФА — Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации. Новый истребитель 5 поколения, заступает на службу предположительно в 2020 году. Сроки уже переносились два раза, поэтому есть шансы что их перенесут еще раз. Несколько слов о том, что такое пятое поколение. Поколение истребителей — это список характеристик, которыми должна обладать боевая машина. Такой список был сформирован уже в 80ые годы и работы по созданию 5ого поколения начали одновременно в США и СССР еще в 81ом году. В 90ые в Штатах уже были готовы летные прототипы, но из-за ряда проблем разработка затянулась и первый истребитель сошел с конвейера только в 1997ом, при том что первый полет прошел ее в начале десятилетия, а в серию самолет пустили лишь в 2001. С отечественной «пятеркой», как известно, все шло еще медленнее. Развал СССР и кризис 90ых стал серьезным ударом по авиапромышленности России. Прототипами для будущего поколения истребителей были в разное время МиГ 1.44, работы над которым были закрыты из-за прекращения финансирования, вторым кандидатом был СУ-47 «Беркут». Этот самолет, с обратной стреловидностью крыла, не соответствовал требованиям пятого поколения, поэтому работы над ним были прекращены, был построен один прототип «Беркута», который сейчас используется как экспериментальный самолет.

Разработка ПАК-ФА

Работы над ПАК ФА начались в 2002 в стенах КБ Сухого. Имея неудачный опыт работы над су-47, в конструкторском бюро планировали провести детальную работу над ошибками. Новая машина получила заводской номер Т-50 и уже в 2004 был продемонстрирован первый макет самолета, который был одобрен, началось финансирование проекта и масштабные работы по его реализации. Первый летный прототип взмыл в небо в 2011 году. Летом 2017 года наконец то новейший истребитель получил свое официальное имя — Су-57. На сегодняшний день остаются нерешенными ряд проблем с двигателями и разработкой нового вооружения, которое должно принципиально отличаться от имеющихся сейчас ракет Р-73, а так же оружия для поражения различных целей. Пока что вооружение Су-57 и его особенности остаются предметом для спекуляций.

СУ-57 против F-22 «Раптор»

В общем доступе нет тактико-технических характеристик новейшей отечественной разработки, но уже некоторое время аналитики сравнивают ПАК ФА с F-22 «Раптор». Штаты выпустили два истребителя пятого поколения F-22 и F-35 «Лайтнинг», но вторая машина является лёгким истребителем и ее будут противопоставлять скорее будущему МиГ-57, если такой удастся построить. Сравнение с F-22 логично, ведь истребитель Су-57 готовится как отечественный ответ на перспективный истребитель США. Что же может «Раптор»? Так как это «пятерка», то само собой это крейсерская сверхзвуковая скорость, АФАР, малозаметность и самое главное это многофункциональность. Благодаря продвинутой электронике самолет 5 поколения должен уметь выполнять роли истребителя, разведчика, штурмовика, наведения других самолетов на цель и так далее. F-22 может засекать цели на расстоянии 500км, наводится и сопровождать на 380км, одновременно может вести около 20и целей. Современное вооружение позволяет поражать цели на таких дистанциях и даже больше. Поэтому от Су-57 следует ожидать как минимум характеристики не хуже чем у «Раптора». F-35 обладает более скромными характеристиками и стоит на вооружении у ряда стран НАТО, «Рапторы» же есть только у США.

ТТХ СУ-57 ПАК-ФА

Описание и технические характеристики есть лишь приблизительные. На данный момент достоверно известна лишь конструкция планера, приблизительный вес, информация о двигателе электронике и вооружении. По состоянию на сегодняшний день в испытаниях Су-57 все еще используют двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 — турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. На испытаниях он смог без труда выйти на сверхзвуковую скорость. Однако уже в этом году запланирована установка нового двигателя, не модификации, а принципиально нового образца. По заявлениям конструкторов двигатель будет обладать повышенным уровнем тяги, новой турбиной, полностью цифровой системой управления, так же планируется повысить экономичность нового двигателя.

АФАР — Активная Фазированная Антенная Решетка. Неотъемлемый атрибут любого истребителя нового поколения. От пассивной версии ФАР отличается более высоким уровнем технологического процесса при производстве, который позволяет превратить каждый элемент решетки в как бы отдельный радар. Это и позволяет АФАР вести одновременно множество целей, в перспективе АФАР может вести более 30 целей и сканировать поверхность для обнаружения наземных целей одновременно. Подобная система очень дорога в производстве, поэтому установка ее на другие самолеты в виде модернизации вряд ли представляется возможным, ввиду экономической нецелесообразности. По данным на 2015 год РЛС Су-57 будет состоять из двух АФАР X и L диапазонов и двух радаров бокового обзора.

Перспективы СУ-57

С момента выхода F-22 в свет были проведены ряд тестов и симуляций боя «Раптора» с другими истребителями, в том числе Су-35, на данный момент «флагманской» машиной отечественных ВКС. Напомним, Су-35 это глубока модернизация Су-27, являющаяся поколением 4++, максимально близко к пятому поколению. Так вот по мнению экспертов бой 1 на 1 F-22 проиграет, в некоторых источниках пишут, что с большой вероятностью в каких-то с меньшей. Это объясняется более совершенной маневренностью «сушки». И это действительно так — отечественная машина обходит западный истребитель в этом плане. Так же Су-35 несет больше вооружения, что повышает шансы удачного попадания по цели. Как всегда, есть одно «но». «Раптор» крайне тяжело обнаружить из-за его «стелс» технологий и радаров, которые практически не создают излучения. Тем самым F-22 сможет вступить в бой первым, что в большинстве случаев будет являться решающим фактором, ведь «сушка» не сможет обнаружить крадущегося «Раптора» дальше чем несколько километров с помощью инфракрасного радара. С другой стороны, если пилот F-22 допустит ошибку и демаскирует себя, то у него начнутся проблемы. Но факт остается фактом. Ставка на «стелс» технологию в современной военной доктрине определенно оправдает себя. Современное вооружение, его будущие модификации, а так же новейшие разработки позволят истребителям стрелять все дальше, делая ближний бой пережитком прошлого, о котором в будущем будут шутить лётные инструкторы.

На вооружение перспективному авиационному комплексу требуются не менее перспективные ракеты, которых пока что мы не имеем. Несмотря на то что Су-35 обладает более чем грозным оружием, сама конструкция ракет предусматривает их размещение вне истребителя, в то время как самолет пятого поколения, ПАК ФА, обладает возможностью нести боекомплект внутри корпуса. Это требует создания новых видов ракет специально для новейшей отечественной машины. Уже точно известно, что для выполнения функции штурмовика в вооружение Су-57 будет включена 30-мм авиапушка.

ПАК ФА, Т-50, Су-57 — это будущее наших ВКС. Су-35 — отличная боевая машина и очевидно, что 5 поколение во многом будет превосходить 4++, поэтому скорейшая поставка на вооружение новеньких «сушек» будет являться приоритетом Сухого на ближайшие пару лет. В будущем мы возможно увидим аналог «Лайтнинга» в лице МиГ и уже заявлено о начале работ над ПАК ДА, новым стелс-бомбардировщиком для нужд дальней авиации в конструкторском бюро Туполева, первый полет этой машины ожидаем в 2025.

warways.ru

Су-57: официальное наименование серийного варианта истребителя Т-50

В последнем номере журнала «Air&Cosmos» опубликована статья Piotr Butowski и Antony Angrand «Du PAK FA au Su-57», в которой приводятся интересные сведения относительно российской программы создания истребителя пятого поколения по теме ПАК ФА.  Интернет-портал bmpd приводит перевод данного материала.

ПАК ФА скоро получит новое наименование, теперь истребитель пятого поколения будет называться Су-57

. Однако производство этого двухмоторного истребителя было пересмотрено в сторону снижения объемов. В течение двух лет прототипы истребителя прошли процедуру усиления планера, а также ряд доработок.

В ходе первого дня Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 президент России Владимир Путин должен был посетить ангар, в котором находился [восьмой летный] прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА – экземпляр Т-50-9. При этом предполагалось совершить процедуру подписания документа об окончании первого этапа испытаний и рекомендацию приступить к выпуску серийно партии самолетов. Однако Владимир Путин решил изменить свой маршрут и в ангар не зашел. Новое обозначение ПАК ФА озвучено не было и истребитель ждет другой оказии для того, чтобы его официальное наименование было названо.

Восьмой летный опытный образец истребителя ПАК ФА — самолет Т-50-9 (бортовой номер «509»), Жуковский, июль 2017 года

С 1982 года

Сухой Су-57 станет будущим серийным истребителем завоевания господства в воздухе с большим радиусом действия, при этом значительно улучшенным по сравнению с имеющимися самолетами. Су-27 пошел в серию в 1982 году и до сих пор остается основным истребителем ВКС России. Су-37 был экспериментальным Су-27М с номером «711», выпущенным в 1994 году, и был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги. Су-47 «Беркут» был другим опытным самолетом, созданным в 1997 году и стал первой попыткой ОКБ Сухого создать истребитель пятого поколения с крылом обратной стреловидности. Предшествующие самолеты – Су-7 (1958 год) и Су-17 (1970 год) не относились к этой линии развития самолетов ОКБ Сухого.

В ходе МАКС-2017 два истребителя Т-50 выполняли синхронные маневры, за которыми последовал учебный воздушный бой. Как и в прошлые годы публика не смогла увидеть их на земле, они были доступны взору только в воздухе. Два года, прошедшие с момента окончания МАКС-2015, были потрачены на доработку фюзеляжа самолета после тех проблем, с которыми столкнулись в ходе испытаний прототипов. Также испытывалась возможная конфигурация системы управления полетом. Производство серийных самолетов будет осуществляться в текущей конфигурации, хотя работа по доработке машины, включая установку новых двигателей, продолжится.

Три других прототипа ПАК ФА приступили к программе испытаний уже после МАКС-2015, что довело их общее число до восьми. Шестой самолет Т-50-6-2 (бортовой номер «056») совершил свой первый полет 27 апреля 2016 года, за ним 17 ноября 2016 года последовал Т-50-8 (бортовой номер «058»), а Т-50-9 взлетел 24 апреля 2017 года. Между шестым Т-50-6-2 и предшествующим Т-50-5 (первый полет — 27 октября 2013 года) прошло два с половиной года, и в проект были внесены существенные доработки. Прототип Т-50-7 не летал и используется для статических испытаний измененного фюзеляжа.

Три новых экземпляра отличаются от пяти предшествующих прототипов внутренними усилениями фюзеляжа. Панели, которые закрывают фюзеляж, частично заменены изделиями из композиционных материалов. Задняя часть фюзеляжа (в которой находится комплекс РЭБ) была удлинена, форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия также были изменены. Размах крыла увеличился с 14 метров до 14,1 метра, а длина фюзеляжа выросла с 19,7 метров до 20,1 метра. Эти данные всего лишь оценки, так как «официальные» цифры никогда не озвучивались разработчиком.

Изменения в проекте самолета были вызваны техническими сложностями, среди которых трещины в конструкции фюзеляжа, выявленные в ходе испытаний первых прототипов Т-50. Именно поэтому первый летный прототип Т-50-1 долгое время находился на доработке, которая продлилась почти год в период с августа 2011 года по сентябрь 2012 года после полученных повреждений в ходе авиасалоне МАКС-2011. На этом самолета появились дополнительные усиления фюзеляжа. Несколько раз у него были проблемы с двигателями, и он должен был совершать посадку с одним работающим двигателем.

В ходе того же салона МАКС-2011 второй летный прототип Т-50-2 стал жертвой помпажа в компрессоре двигателя в ходе взлета. За самолетом тянулся снов пламени длиной несколько метров, и пилот прекратил взлет. Пятый летный прототип Т-50-5 загорелся на взлетной полосе 10 июня 2014 года после посадки в ходе демонстрации индийской делегации. Ремонт был осуществлен в Комсомольске-на-Амуре в течение 16 месяцев. Самолет, получивший индекс Т-50-5Р, приступил к полетам после ремонта 16 октября 2015 года.

За исключением полетов, которые проводил разработчик в Жуковском, с февраля 2014 года прототипы самолета Т-50 проходят испытания в испытательном центра Министерства обороны России в Ахтубинске под управлением военных летчиков. В марте 2016 года бывший главком ВВС России Владимир Михайлов заявил по российскому телевидению, что Т-50 впервые применил оружие из внутренних отсеков.

Конфигурация после установки электронного оборудования

На последнем экземпляре Т-50-9 установлен комплект бортового оборудования, который будет устанавливаться на серийном Су-57. На предыдущих прототипах комплект был установлен частично, поэтому некоторые машины несли только муляжи электронного оборудования.

Расположение элементов БРЭО истребителя Су-57

Все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. ОКБ Сухого отвечает за интеграцию систем, что происходит впервые. В прошлом за интеграцию системы управления огнем и навигационной системы отвечали их разработчики. На истребителях Сухого эта работа обычно велась АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро». Электронные системы включают в себя радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 и оптико-электронную интегрированную систему 101КС.

Система Ш121 разработана АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 «Белка» включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета). Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух-воздух» является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. По словам директора НИИП Юрия Белых, последняя РЛС Н036, выпущенная опытном производством института, установлена на самолете Т-50-9. Будущие самолеты будут оснащаться РЛС производства АО «Государственный Рязанский приборный завод».

Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал» имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.

Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенную перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик – 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.

Планы производства малой серии

Согласно официальному документу «Программа действий Министерства обороны России на период 2013-2020», опубликованном в 2013 году, достижение начальной операционной готовности и начало серийного производства были запланированы на 31 декабря 2016 года. Этот срок не был выдержан, хотя в документе не было сказано, кто за это отвечает. Глава ОАК Юрий Слюсарь перед открытием МАКС-2017 заявил, что еще три прототипа Т-50 будут собраны в рамках контракта на осуществление НИОКР, и что в 2019 году завод в Комсомольске-на-Амуре начнет поставки первой партии истребителей.

Согласно пресс-релизу компании «Сухой» в связи с авиасалоном МАКС-2017, «первый этап Государственных испытаний подходит к своему завершению… Показатели устойчивости и управляемости на дозвуковой и сверхзвуковой скорости на больших и малых высотах, а также на сверхкритических углах атаки были подтверждены». Первый этап Государственных испытаний является весьма продвинутым в летных испытаниях. Но только прохождения второго этапа испытаний, в ходе которого испытываются системы управления полетом и вооружением. Позволяет официально принять самолет на вооружение ВКС России.

Планы закупки Су-57 ВКС России также были пересмотрены в сторону сокращения. 23 марта 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов посетил завод в Комсомольске-на-Амуре, где он заявил, что ВКС России смогут закупить меньшее число Т-50, по сравнению с запланированным в ГПВ-2020 объемом, и закупать истребители Су-30 и Су-35, не столь дорогие. Российские СМИ ссылались на источник в Министерстве обороны России, который сообщил, что ВКС до 2020 года закупят только одну эскадрилью Т-50 (12 машин), вместо 60 самолетов, предусмотренных в ГПВ-2020.

Одной из причин сокращения числа закупаемых Су-57 является внутренняя конкуренция между истребителями поколения 4+, в первую очередь, Су-35, чей потенциал сопоставим с Су-57, за исключением показателей малозаметности. В развитие заявления Юрия Борисова можно добавить, что «истребители Су-35 поколения 4+ , по словам военных летчиков, продемонстрировали очень хорошие характеристики». Министерство обороны России уже заказало в общей сложности 98 Су-35С и 116 Су-30СМ.

ПАК ФА 2.0

В уже упомянутом выше пресс-релизе ОКБ Сухого отмечается, что ПАК ФА станет «номером один на рынке авиационных технологий после 2020 года». В этот момент будет готов второй вариант самолета «второго этапа». Его принципиальным отличием станет установка двигателей «изделие 30», так как двигатели АЛ-41Ф («изделие 117») фактически являются модернизированными двигателями АЛ-31, установленными на истребителях Су-27 предыдущего поколения.

В интересной презентации ОАК от 2013 года были указаны планы производства. До 2025 года был предусмотрен выпуск 150 двигателей «изделие 117» и 340 – «изделие 30». Что позволяет говорить о том, что производство истребителя Т-50 «первого этапа» не превысит изначально предусмотренных 60 экземпляров (в настоящее время сокращенных до 12 машин). 30 оставшихся двигателей будут достаточными для опытных самолетов и других испытаний. Другое число – 340 единиц «изделия 30» весьма интересно. За вычетом 20 двигателей для проведения испытаний, можно говорить о запланированном выпуске 160 Т-50 «второго этапа» в период 2020-2025 годов. На сегодняшний день эти планы, без сомнения, пересмотрены в сторону понижения.

Первый демонстратор двигателя «изделие 30» был передан на испытания 11 ноября 2016 года. Испытания двигателя на летающей лаборатории должны начаться в 2017 году, — по крайней мере, так заявляется.

«Изделие 30» создается исходя из концепции «чистого листа» и должно выдать тягу 16-17 тонн, по сравнению с 14,5 тоннами в настоящее время. При этом будет снижена масса, сокращено количество деталей и затраты на эксплуатацию. Двигатель будет отличаться определенной малозаметностью. Холодная часть двигателя будет состоять из трехступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть будет оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Новые истребители

В ходе авиасалоне МАКС-2017 различные официальные лица несколько раз говорили о новых программах создания истребителей в России. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в ГПВ-2025 включена программа разработки легкого истребителя. Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко добавил, что его компания работает над таким проектом, возможно, в одно- и двухдвигательном варианте. Заместитель министра обороны Юрий Борисов в ходе МАКС-2017 заявил, что ВКС России закупят истребитель МиГ-35 поколения 4+ в рамках ГПВ-2025. Первоначальный контракт будет касаться закупки 24 самолетов.

Юрий Борисов также высказался и относительно палубного истребителя для будущих авианесущих кораблей. Это будет самолет вертикального взлета, разрабатываемый ОКБ Яковлева. В прошлом это КБ разработало самолеты Як-38 и два прототипа легендарного сверхзвукового Як-41М. В настоящее время КБ неспешно реализует начальный этап ОКР по разработке самолета вертикального взлета и посадки. В 2015 году министром обороны Сергеем Шойгу был упомянут ПМКИ (перспективный многофункциональный корабельный истребитель).

Характеристики Су-57:
Размах — 14,1 метра
Длина — 20,1 метра
Высота — 4,6 метра
Масса пустого самолета — 18 тонн
Нормальная вздетная масса — 25 тонн
Максимальная взлетная масса — 35 тонн
Максимальная скорость — 2М
Крейсерская скорость на сверхзвуковой скорости — 1,3М
Дальность полета на сверхзвуке — 1500 км
Дальность полета максимальная — 3500 км.

/По материалам bmpd.livejournal.com/

army-news.ru

На что способен истребитель пятого поколения Су-57

 

Российский истребитель пятого поколения Су-57 приступил к очередной фазе лётных испытаний с применением новейших авиационных средств поражения. Эксперты отмечают, что тесты такого рода являются одним из заключительных этапов разработки самолётов. Ожидается, что Су-57 может поступить в войска уже в 2018 году.

Новый этап

Российский истребитель пятого поколения Cу-57 (до августа 2017 года — Т-50, ПАК-ФА) приступил к очередной фазе испытаний. Об этом в интервью журналу «Военно-техническое сотрудничество» сообщил Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ). По его словам, комплекс вооружения для Су-57, разрабатываемый компанией, в настоящее время проходит лётную проверку.

«Мы перешли к практическим полётам. Думаю, что в недалёком будущем увидим и результат», — говорит гендиректор ТРВ.

Разрабатывать Су-57 начали почти 20 лет назад, ещё в 1999 году. Тогда проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК-ФА). Новый самолёт разработки ОКБ им. Сухого должен заменить стоящие на вооружении ВКС России истребители Су-27 и перехватчики МиГ-31. Среди иностранных аналогов российского самолёта пятого поколения истребитель F-22 Raptor и универсальный ударный самолёт F-35, поступившие на вооружение ВВС США.

Свой первый полёт воздушное судно под заводским индексом Т-50, построенное на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, совершило в 2010 году. По данным на август прошлого года, было произведено 11 самолётов. А в декабре прошли испытания предназначенного для Су-57 нового двигателя с увеличенной тягой и топливной эффективностью, известного как «изделие 30». Прежде на Су-57 ставили модернизированную версию двигателя АЛ-31Ф. Её же используют на самолётах Су-35С.

Как заявил в августе 2017 года главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, Минобороны получит новую машину уже в 2018 году.

«Т-50, или Су-57, скоро, со следующего года, начнёт поступать в войска, и пилоты будут его осваивать и эксплуатировать», — сообщил тогда Бондарев.

Однако, как отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, это не значит, что самолёт в текущем году поступит в боевые части.

«Самолёт полетел с двигателем второго этапа в декабре 2017-го. Доводка двигателя, тем более с новым газогенератором и новой горячей частью, — это очень длительный процесс, — объясняет эксперт. — Поэтому, думаю, 12 самолётов будет закуплено, и все они пойдут формально в ВКС, но на деле в ГЛИЦ (929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова в г. Ахтубинск Астраханской области. — RT), может быть, в Липецк (Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В.П. Чкалова. — RT), там, где отрабатывают уже не самолёт, а тактику боевого применения».

По словам эксперта, Су-57 ещё несколько лет будет находиться на этапе испытаний в структуре ВКС. Кроме тестирования нового двигателя будет отрабатываться и использование новых авиационных средств поражения (АСП).

«Применение АСП — это тоже непростая вещь. Нужно это отработать в разных режимах, разных ситуациях, нанести удары по разным мишеням», — отмечает эксперт.

Говоря о целях создания Су-57, Макиенко заявил, что этот истребитель призван «усилить позиции РФ в воздухе».

«Этот истребитель нужен для того, чтобы держать воздух», — резюмировал эксперт. 

Ударная сила

Особенность Су-57 — сочетание функций ударного самолёта и истребителя. Это отражено и в системах вооружений. Су-57 может быть оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К, ракетами класса «воздух — воздух»: Р-73/РВВ-МД (малой дальности), К-77-1/РВВ-АЕ/СД (средней дальности), К-37М/РВВ-БД (большой дальности), а также ракетами класса «воздух — поверхность»: Х-38МЭ (малой дальности), Х-58УШКЭ (противорадиолокационной), Х-35УЭ (тактической противокорабельной) —и корректируемыми авиационными бомбами КАБ-500С. Максимальная боевая нагрузка самолёта — 10 тонн.

«Если говорить о пушке, то это в принципе известная автоматическая 30-миллиметровая пушка КБ Шипунова (ГШ-30-1. — RT), — рассказал RT об особенностях вооружения Су-57 главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Но используются новые боеприпасы, например с пластиковым ведущим устройством, что повышает их начальную скорость, а ресурс ствола пушки увеличивает в несколько раз».

Авиационная пушка ГШ-30-1 © Wikipedia


Кроме того, по словам Мураховского, предполагается использовать и снаряды с дистанционным подрывом на различных участках траектории их полёта.

Испытания пушки начались в 2016 году в Подмосковье на Государственном казённом научно-испытательном полигоне авиационных систем в Фаустове. Скорострельность изделия, предназначенного для поражения всех современных бронированных целей, достигает 30 выстрелов в минуту.

Что касается управляемых авиационных средств поражения, то они, как отмечает Мураховский, составят основу боекомплекта Су-57.

«Это новое поколение ракет «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и новое поколение высокоточных авиационных средств поражения категории «воздух — поверхность». Это и противокорабельные ракеты, и противорадиолокационные», — отмечает эксперт.

Виктор Мураховский подчёркивает, что корректируемые авиабомбы этого самолёта будут наводиться по лазерному лучу или использовать для самонаведения систему инерциально-спутниковой навигации. По словам эксперта, будут применяться и авиабомбы малого калибра — менее 100 кг, необходимость в появлении которых продемонстрировала операция в Сирии.

«Разрабатываются и барражирующие боеприпасы, и целый ряд других изделий», — говорит эксперт.

Умная мощь

По словам Макиенко, всё, что касается ракет или АСП, — это очень закрытая тема. В самом общем виде совершенствование АСП, отмечает эксперт, заключается в усилении помехозащищённости, увеличении дальности, может быть, уменьшении габаритов, «поскольку всё это надо помещать в закрытые отсеки».

Последнее требование, по словам экспертов, обусловлено необходимостью сделать самолёт малозаметным. Для этого почти все вооружения спрятаны внутри борта. 

«Су-57 как комплекс пятого поколения может обеспечить маршевый сверхзвуковой полёт без форсажа штатного двигателя самолёта, — отмечает Мураховский. — Конфигурация планера Су-57 такова, что он имеет меньшую эффективную площадь рассеяния (ЭПР), чем самолёты предыдущих поколений».

Показатели заметности самолёта Су-57 для радаров российские и зарубежные специалисты оценивают в диапазоне от 0,1 кв. м до 0,4 кв. м. Для сравнения: ЭПР Су-27 — более 10 кв. м.

«Также отличительной особенностью Су-57 является использование так называемого цифрового борта», — сказал Мураховский.

На самолёте есть электронный второй пилот — бортовой компьютер, который может взять на себя часть функций по управлению самолётом и ведению боя. Так, боевая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой позволяет одновременно распознать до 60 целей и навести оружие сразу на 16 мишеней. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» с функцией умной обшивки, в свою очередь, создаёт помехи головкам самонаведения ракет противника.

Всё радиоэлектронное оборудование, все системы вооружений, силовая установка Су-57, по словам Мураховского, имеют цифровое управление и «заведены на общую цифровую шину».

«Узлы агрегата имеют модульную конструкцию, что позволяет реализовать новые режимы управления полётом, функционирования силовой установки, применения вооружения, систем связи», — рассказал военный эксперт.

По словам Мураховского, модульная схема позволяет интегрировать истребители в единую систему управления авиацией и противовоздушной обороной и использовать их в составе так называемых разведывательно-ударных контуров (объединённые под одним руководством средства ведения разведки и поражения).

«Это снижает время цикла боевого управления в ходе боевых действий и, соответственно, время реакции на появление противника примерно в три-пять раз по сравнению с существующими вариантами», — отмечает эксперт.

По словам Мураховского, теперь предстоит тщательная отработка всех систем Су-57.

«Новый боевой комплекс от пушки до высокоточных средств поражения требует полной отработки на этом самолёте не только в том, что касается применения самого изделия, но и интеграции с системами управления и вооружения не только ВКС, но и других видов войск», — подчеркнул эксперт.

Александр Бовдунов

tehnowar.ru

Истребитель Су-57 оказался России не нужен

Министерство обороны тормозит истребитель пятого поколения на взлете

Массовых поставок в ВКС истребителей пятого поколения Су-57 в ближайшие годы не будет, заявил вице-премьер Юрий Борисов, совсем недавно занимавший пост заместителя министра обороны. Конкретная цифра поставок этого самолета, согласно подписанному контракту до 2027 года, удручает — 12 единиц. Тут бессмысленного говорить не только о массовости, но и о приемлемом количестве, необходимом даже не для освоения новой машины российской истребительной авиацией, а для ознакомления с ней.

Как правило, сообщения о количестве закупок Су-57 в рамках текущего гособоронзаказа на этом месте обрываются. Борисов же решил пояснить причину такого минимализма. Хоть она и очевидна — сокращение финансирования военных программ в связи с кризисом.

Однако Борисов решил объяснить. И лучше бы он этого не делал. Оказывается, Су-57, первый российский самолет пятого поколения, малозаметный, способный совершать сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме, оснащенный уникальным высокоточным вооружением и РЛС с активной фазированной антенной решеткой, ВКС не очень-то и нужен.

Этот вывод напрямую следует из интервью Юрия Борисова телеканалу «Россия-24»: «Вы знаете, что у нас сегодня Су-35 считается одним из самых лучших самолетов в мире, поэтому у нас нет смысла сегодня форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения. Это наш такой козырёк, который мы всегда сможем разыграть, когда самолёты предыдущего поколения будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолетов ведущих стран мира».

Чтобы разыграть этот «козырёк», необходим целый ряд условий. И прежде всего, нужно, чтобы было кому летать на новом самолете, существенно отличающемся от машин предыдущего поколения, если этот самый «козырек» вдруг понадобится. Когда Су-57 начнут выпускать более крупными сериями, пилотов в достаточном количестве взять будет негде. Они должны не только владеть всеми тонкостями пилотирования, а у Су-57, несомненно, есть множество секретов, неведомых летчикам, работающим на Су-30 и Су-35, но и быть натренированными в тактике воздушного боя, а также в нанесения ударов по наземным целям, прорыву системы ПВО противника и во взаимодействии с другими родами войск.

На двенадцати самолетах необходимое количество летчиков не подготовишь. Правда, есть еще 10 прототипов, которые частично переданы в ВКС. Но у половины из них уже не за горами исчерпанность ресурсов. К тому же у каждого из них есть свои особенности, отличные от «манеры поведения в воздухе» серийных машин.

На самолетах не только летают в небе, но их еще обслуживают на земле. Этим занимается технический состав авиационных баз, который должен обеспечивать подготовку к полетам, проводить регламентные работы и выполнять прочую необходимую работу. Его тоже необходимо готовить не только за счет штудирования эксплуатационной документации. Необходима работа с «живыми» машинами, чтобы все освоить на уровне тактильных ощущений и определения нюансов работы систем по звуку. Этому тоже за месяц не научиться.

Так что большее количество Су-57 необходимо для того, чтобы в будущем было кому на них летать и их обслуживать.

Ну, и, конечно же, тут есть момент, который человеку, мыслящему в системе классической логики, понять невозможно. Зачем делать самолет, по подавляющему большинству свидетельств, лучший в мире, чтобы тут же «положить его на полку»? При этом делали Су-57 стремительно, чтобы завершить работу пораньше. Действительно, с момента первого полета прошло меньше восьми лет. Циклы от первого полета до принятия на вооружение F-22 и F-35, также истребителей пятого поколения, были длиннее. И вдруг — мы в нем не нуждаемся!

Конечно, нас не слишком волнует то, что, несомненно, начнутся разговоры на тему «а товар-то с гнильцой». Первыми эту тему затронули индийцы, заявившие, что выходят из проекта совместной разработки истребителя пятого поколения на базе ПАК ФА, потому что у него и малозаметности не хватает, и все остальное не на должном уровне. Хоть у них были совсем другие мотивы. Теперь эту тему подхватят «эксперты», состоящие на службе у «Локхид Мартин» и «Боинга». На международном авиационном рынке законы суровые — надо топить конкурентов всеми правдами и неправдами. И пусть мы пока не собираемся никому продавать Су-57, но мазать будут и другие самолеты, поскольку российская авиационная промышленность «не обладает современными технологиями».

Справедливости ради следует сказать, что 12 первых серийных самолетов не дотягивают до уровня, который задуман конструкторами ОКБ Сухого. На них установлен двигатель первой очереди. Он полностью соответствует требованиям, предъявляемым к пятому поколению. И по управлению, и по ресурсу, и по экономичности, и по ремонтопригодности. Однако на следующих самолетах должен стоять двигатель второй очереди. Который с конца прошлого года проходит летные испытания на одном из прототипов. У этого двигателя более высокая тяга и в бесфорсажном режиме, и на форсаже, чем у двигателя первой очереди. Соотношение тут такое: 11000 кгс против 9500 кгс, и на форсаже 18000 кгс против 15000 кгс. При этом и двигателя первой очереди достаточно для обеспечения сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме, что требуется от самолета пятого поколения.

Новый двигатель будет полностью готов через три года. И вот тогда можно было бы выпускать для ВКС новую серию Су-57, которые полностью соответствовали бы летно-техническим требованиям. Но — не судьба. Вероятно, это событие произойдет в рамках следующего гособоронзаказа, который начнется в 2028 году. И вот это совсем плохо. Потому что к этому моменту, по прошествии двадцати лет со времени первого полета, самолет уже нельзя будет считать новым, отвечающим вызовам времени, которые, несомненно, возникнут в 30-е годы.

Собственно, это сейчас можно наблюдать в отношении самого прямого конкурента Су-57 — американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor, который в первую очередь тоже создан для завоевания господства в воздухе. Впрочем, вся нынешняя создаваемая авиатехника — многоцелевая. «Раптор», действительно, отличный истребитель. Но у него крайне ограниченные возможности работать в качестве ударного самолета. Он способен брать лишь две корректируемые 450-килограмовые бомбы типа JDAM, поскольку обязан иметь полный комплект ракет «воздух-воздух». Корректируемые бомбы имеют малую дальность полета, в связи с чем «Раптор» должен входить в зону действия ПВО противника. Правда, есть вариант вооружения шестью планирующими бомбами GBU-39 с дальностью 110 км. Но они не способны нанести большой урон противнику, поскольку масса их боевой части равна лишь 17 кг.

У F-22 в силу различных причин отсутствует ряд элементов бортового радиоэлектронного оборудования, без которых сложно считать самолет полностью современным. Например, нет оптико-локационной станции, которая работает при отключенном радаре, снижая заметность самолета. Нет также нашлемного целеуказателя, на что жалуются пилоты «Рапторов», выполняющие полеты в Сирии. Нам очень сложно отслеживать перемещения российских самолетов, утверждают они.

Так что затягивание с внедрением в войска новейшего Су-57 способно сделать его в будущем не таким уж и новым. Наверняка в авиации в будущем появятся новые тренды. И «золотое время» истребителя будет упущено.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Су-57 лучший в мире самолёт пятого поколения

Паника в руководстве НАТО началась, как только истребитель пятого поколения Су-57 поднялся впервые в воздух с новой силовой установкой, позволяющей достигнуть скорости звука без применения форсажа. Издание на немецком языке Contra Magazin признаёт Су-57 выдающейся машиной пятого поколения и большой проблемой для НАТО, поскольку у Североатлантического блока лучшим является истребитель четвёртого поколения Eurofighter, американские F-22 и F-35 из-за их недоработок не берутся в расчёт и даже китайские самолёты нового поколения остаются далеко позади.

Подробнее о характеристиках и вооружении самолёта Су-57 можно прочитать здесь.

Новый двигатель российского истребителя

Январским морозным утром 2010 года под заводским обозначением Т-50 впервые оторвался от бетонки аэродрома и совершил пробный полёт новый самолёт пятого поколения. Общественности он был продемонстрирован на МАКС-2011, а в 2017 году машина получила новый индекс – Су-57, с которым продолжает испытательные полёты.

В конце 2017 года 5 декабря в течение 17 минут продолжался испытательный полёт с мотором второго этапа, так называемым «изделием 30», который прошёл успешно, тестирование и испытания в воздухе нового двигателя будут продолжаться ещё три года.

Накопленный огромный потенциал в авиастроительной области был успешно востребован при создании двигателя второго этапа для Су-57 и это ещё раз доказало, что задел, который российская авиационная отрасль получила в советские времена не растерян и применяется для создания высокоинтеллектуальных цифровых систем.

Двигатель второго этапа для СУ-57

В этой силовой установке сопло имеет внутри ровную поверхность и зубчатую кромку по внешнему контуру, что важно для получения наилучшей незаметности по стелс-технологии и сохранения высоких возможностей при маневрировании.

Смешивание горячего воздуха от силовой установки с внешним холодным потоком происходит интенсивнее при маневрировании машины и заставляет холодную струю проходить между внешней кромкой и внутренней поверхностью, что значительно снижает видимость самолёта в инфракрасном диапазоне.

Сжатие-расширение силового привода является особенностью конструкции сопла двигателя российского Су- 57 и американских машин пятого поколения.

Несмотря на эту схожесть в российской силовой установке крыльчатки компрессора конструктивно выполнены из радиопоглощающих элементов, что наиболее эффективно увеличивает незаметность и повышает маневренность российского самолёта и делает возможным в крейсерском режиме выполнять полёт на сверхзвуке. По мнению экспертов, эти качественные изменения доказывают превосходство Су-57 над «Раптором».

Су-57 оснастили новейшим вооружением

На российском Су-57 начались испытания авиационного вооружения нового поколения. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» разработала и создала новейший комплекс высокоточного вооружения для истребителя пятого поколения, который размещён как внутри фюзеляжа, так и на точках внешней подвески Су-57. В настоящее время оружие проходит испытания в воздухе и результаты будут скоро известны.

В создании высокоточного оружия для новой машины задействованы КБ «Радуга» и «Вымпел», но, по соображениям секретности, пока неизвестно каким именно будет это вооружение. Эти конструкторские бюро предполагают оснастить сверхзвуковой самолёт нового поколения ракетами класса «воздух – воздух» средней и большой дальности РВВ-СД и РВВ-БД.

Новейшее ракетное вооружение Су-57

КБ «Радуга» планирует поставить для Су-57 оружие «воздух – поверхность» состоящее из ракет Х-58УШК и Х-38. НПО «Новатор» имеет планы на поставку оружия сверхдальнего действия класса «воздух – воздух», к которому относится ракета КС-172.

Немного ранее в 2016 году испытывали на макете передней части боевого самолёта пушечную установку ННПУ-50, бомбовая и ракетная нагрузка Су-57 только внутри фюзеляжа составит 4.2 тонны, ещё для авиационного вооружения на внешней поверхности будут задействованы восемь точек подвески. Испытания оружия для истребителя – это заключительный цикл, в 2018 году ожидается поступление в строевые части Су-57, но пока с двигателем первого этапа.

Подробнее о характеристиках и вооружении самолёта Су-57 можно прочитать здесь.

Заключение

Очевидно, что Североатлантический блок ничего не может пока противопоставить нашему самолёту и надо признать, что революция в США в области авиастроения поставила на грань разрушения американскую авиацию, поскольку был нарушен эволюционный процесс создания новых самолётов. В России последовательно разрабатывали всю цепочку машин КБ Сухого от Су-24 до Су-57, а в США этим пренебрегли, за что и поплатились.

The following two tabs change content below.

Информация об авторе

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *