Перспективный штурмовик поступит в ВВС к 2020 году » Военное обозрение
Штурмовики Су-25 имеют репутацию неприхотливых и надёжных боевых машин. В 2008 г. Су-25 прошёл глубокую модернизацию и получил индекс «СМ».
От стандартной машины Су-25СМ отличается современной системой вооружения, позволяющей применять куда более широкий спектр средств поражения. Глубокая модернизация коснулась и радиолокационного оборудования, комплексов связи, а также прицельно-навигационного комплекса. Живучесть штурмовика возросла вдвое, а эффективность применения — в четыре раза.
На сегодня в частях Военно-воздушных сил уже модернизировано более тридцати штурмовиков Су-25. К 2020 г. запланирована модернизация около восьмидесяти единиц.
Новейшие требования к ведению боевых действий вынуждают российских авиаконструкторов находить и новые способы реагирования на потенциальные угрозы. В итоге стала вырабатываться теория создания перспективного самолёта-штурмовика.
Напомним, что первый Су-25 поднялся в воздух 37 лет назад, 22-го февраля 1975 г. Весной 1980 г. первые опытные штурмовики прошли испытания в Афганистане — в боевых условиях.
Высокая маневренность Су-25, качественная защита систем, основных агрегатов и кабины Су-25 получили заслуженное уважение лётчиков. Лобовое бронестекло и титановый бронекороб не пробили пули стрелкового оружия и ДШК. Известно, что на бортах Су-25 попадались следы от размазанных пуль. Эти штурмовики за первые пятнадцать месяцев боевой работы совершили более двух тысяч вылетов, не получив при этом боевых потерь. Су-25 полностью оправдывали своё прозвище — «Грач» (первоначально «Грач» был их радиопозывным в операции «Ромб») — умением «клевать добычу».
За год на самолёт приходилось до 360 вылетов. Однако встречались и Су-25, слетавшие на задания 950 раз. Случалось, «Грачи» возвращались домой с иссеченным осколками фонарём, на одном двигателе, с отказавшей гидросистемой, покалеченным шасси, а также с оторванными хвостами и дырами в борту. Не один десяток летчиков спасла невероятная живучесть легендарного Су-25!
topwar.ru
Новый штурмовик Су-25СМ3
«Летающий танк» советской эпохи хорошо послужит и в XXI веке. Су-25СМ3 будет модернизирован и увеличит свою смертоносную мощь. Модернизированная версии самолета непосредственной авиационной поддержки Су-25СМ3.
Если этот модернизированный вариант штурмовика будет принят на вооружение, то первые действующие Су-25СМ3, как ожидается, появятся в летных частях еще до окончания этого года. По данным российских военно-воздушные сил, около 40 самолетов Су-25 будут модернизированы на 121-ом авиаремонтном заводе в городе Кубинке, расположенном недалеко от Москвы.
«Комплексные испытания штурмовика Су-25СМ3 начнутся в апреле нынешнего года, — сообщил представитель российских воздушно-космических сил в интервью выходящей на русском языке газете „Известия“. — Мы также рассчитываем, что первые модернизированные штурмовики поступят в войска до конца нынешнего года». Модернизация Су-25СМ3 включает в себя установку целого ряда более современных комплексов обнаружения и защитных систем, которые, как полагают российские военные, позволят этому летающему танку активно действовать над современным полем боя.
Центральное место в наборе усовершенствований занимает система радиоэлектронной борьбы «Витебск», разработанная Самарским научно-исследовательским институтом («Экран»).
Установка «Витебск» включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, а также мощную установку по установке помех. По данным источника, мнение которого приводит газета «Известия», комплекс радиоэлектронного противодействия включает в себя не только станцию предупреждения об облучении, но также установку для ослепления управляемых в инфракрасном диапазоне ракет — подобную той, что производит компания Northrop-Grumman — в дополнении к тепловым ловушкам. Эта система призвана защитить Су-25СМ3 от любых атак — начиная от переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger до зенитно-ракетных комплексов Patriot.
По данным газеты «Известия», установка «Витебск» также предназначена для автоматической идентификации и определения точных координат источников опасности. Эти координаты затем могут быть переданы оружейным системам — таким, например, как противорадиолокационная ракета Х-58 — для последующего уничтожения угрозы. Потенциально это может дать Су-25 некоторую возможность в случае необходимости подавлять системы противовоздушной обороны противника.
Ударные возможности Су-25СМ3 также увеличиваются. Русские установили на нем новую систему электронно-оптического наведения СОЛТ-25. Новые прицельные приборы позволят пилоту Су-25СМ3 обнаруживать и отслеживать вражеские наземные цели на расстоянии «нескольких километров» — днем и ночью, и даже во время сильного дождя или снежней бури. По данным газеты «Известия», русским, судя по всему, удалось встроить систему передачи видеоинформации в реальном времени на штурмовик Су-25СМ3, что даст ему такие же возможности, которые имеются у системы Пентагона ROVER (Remotely Operated Video Enhanced Receiver), которой оснащены все модернизированные американские истребители четвертого поколения.
Модернизированный российский штурмовик получит целый набор новых вооружений, включая новое поколение российского управляемого высокоточного оружия. Среди этих новых видом оружия будут также бомбы типа РБК-500 СПБЭ-Д, которые недавно применялись в Сирии сверхзвуковыми бомбардировщиками Су-24. Речь идет о стандартных российских 500-килограммовых кассетных бомбах с умными дополнительными суббоеприпасами СПБЭ-Д. Каждый дополнительный боевой элемент представляет собой противотанковую кассетную бомбу с инфракрасным наведением и образующимся в результате взрыва ударным ядром, способным пробить катаную гомогенную броню толщиной 150-160 миллиметров — этого достаточно также для того, чтобы пробить крышу танка. Каждая бомба РБК СПБЭ 500-Д имеет шесть суббоеприпасов СПБЭ-Д.
Таким образом, штурмовик Су-25 советской эпохи, вероятно, хорошо послужит и в XXI веке, тогда как его американский аналог A-10 («Бородавочник») в 2022 году будет выведен из военно-воздушных сил США.
Дейв Маджумдар является редактором по военным вопросам журнала National Interest.
РАЗРАБОТЧИК ОКБ Сухого
СТРАНА Россия
ТИП Штурмовик
ЭКИПАЖ 1 чел.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Два ТРД Р-195
Тяга, kN 2 х 44,13
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Длина самолета, м 15,36
Высота самолета, м 4,80
Размах крыла, м 14,36
Площадь крыла, м2 33,70
ВЕСОВЫЕ ДАННЫЕ
Максимальная взлетная, кг 17.600
Нормальная взлетная, кг 14.600
Масса пустого снаряженного, кг 9.500
Внутреннее топливо, кг 5.000
ЛТХ
Максимальная скорость, км/ч М=0,82
— на уровне моря —
Крейсерская скорость, км/ч —
Максимальная скороподъемность, м/сек —
Практический потолок, м 5.000-10.000
Практическая дальность, км —
Дальность действия, км 1.850
Макс. эксплуатационная перегрузка 6,5
Боевая нагрузка, кг 6.000 кг на 10 узлах подвески
ВООРУЖЕНИЕ
Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
Бомбовая нагрузка : До 8 бомб с лазерным наведением,
8-10 х 500-,250-кг бомбы, 32 х 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм)
или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм). УР: воздух-воздух Р-3 (АА-2) или Р-60 (АА-8). воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л. Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.
Источник: National Interest, Дейв Маджумдар (Dave Majumdar)
Штурмовик Су-25СМ
Модернизированная версия хорошо зарекомендовавшего себя штурмовика Су-25.
Су-25СМ — модернизация заслуженного штурмовика Су-25, которая позволит этому самолету достойно прослужить еще как минимум десять лет. После этого ВВС собираются получить принципиально новую машину непосредственной поддержки войск — так называемый «Перспективный самолет-штурмовик» (ПСШ).
Но до того поддержку сухопутчикам будут оказывать Су-25 — «грачи», как их прозвали еще в 1980-е года. Это достойные наследники знаменитого Ил-2: сильно бронированная машина с двумя двигателями, удобная в эксплуатации, с потрясающей живучестью, неоднократно подтверждавшейся в Афганистане, конфликтах на территории бывшего СССР, а также в Африке, где эта недорогая и неприхотливая машина очень пришлась ко двору.
Фото: Rust Airfield
Однако самолет разработки 1970-х годов уже устарел, в первую очередь — по составу бортового радиоэлектронного оборудования и из-за невозможности применять современное высокоточное оружие. Именно эта проблема и решалась при создании Су-25СМ.
Су-25СМ получил новый прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ «Барс» и новую бортовую вычислительную машину ЦВМ-90, у самолетов переделана авионика, добавилась система индикации на лобовом стекле (ИЛС), в кабине появились традиционные для современных боевых самолетов многофункциональные дисплеи для вывода полетной информации. поставлена новая система управления вооружением.
На машинах устанавливается станция предупреждения о радиолокационном облучении Л-150 «Пастель». В носовой части штурмовика смонтирована лазерная станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», обеспечивающая, помимо всего прочего, наведения управляемых ракет с лазерными головками самонаведения.
Первые серийно модернизированные Су-25СМ. Фото: Евгений Ерохин
Машины, модернизируемые с 2013 года (в версии Су-25СМ3), получают новейшую станцию РЭБ «Витебск-25», а также могут использовать корректируемые авиабомбы с лазерным и телевизионным наведением.
Число Су-25СМ в ВВС к 2020 году превысит 130 единиц. Машины не строятся заново, а модернизируются вместе с капитальным ремонтом из самолетов Су-25, имеющихся в наличии.
Штурмовик Су-25 имеет максимальную взлетную массу свыше 17 тонн и способен действовать в боевом радиусе 300 км, развивая максимальную скорость 975 км/ч у земли. Самолет несет спаренную 30-мм автоматическую пушку ГШ-2−30 и имеет десять подкрыльевых узлов подвески, на которых могут размещаться бомбы (в т. ч. корректируемые), неуправляемые и управляемые ракеты класса «воздух-земля», ракеты ближнего воздушного боя, подвесные топливные баки и контейнеры малогабаритных грузов (например, применяются для минирования с воздуха).
defendingrussia.ru
Новые штурмовики Су-25СМ3 получил ЮВО
Первую партию штурмовых самолетов Су-25СМ3 в количестве десяти единиц, в рамках поставки новой техники согласно гособоронзаказу, получила авиабаза Южного военного округа в Краснодарском крае. Вместе с этим в ЮВО осуществляется переобучение летного состава на управление новым типом самолета. В данное время 60% служащих прошли переподготовку. Ожидается, что во второй половине февраля 2013 года состоятся первые плановые полеты на самолетах Су-25СМ3. Сейчас все поступившие на авиабазу самолеты проходят регламентные работы. Об этом в пятницу сообщило РИА Новости.
Представитель Южного военного округа сообщил, что самолет Су-25СМ3 — глубокомодернизированная версия Су-25, который может поражать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные цели круглосуточно и без визуальной видимости.
Су-25СМ3 оснащается системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), дающей возможность с точностью до десяти метров запрограммировать конечную точку на карте, и благодаря которой пилоты смогут работать вне зависимости от наземных служб поддержки. По мнению военных, в три раза увеличилась боевая эффективность модернизированного Су-25.
Серийное производство глубоко модернизированного штурмовика Су-25, который должен был получить новый индекс, началось в конце 2012 года. Вместе с тем подчеркивалось, что речь не шла о версии Су-25СМ, до которой планируется модернизировать 80 штурмовиков к 2020 году, а в настоящее время военные получили уже более 30 модернизированных самолетов данной модификации.
Также были сообщения, что новый штурмовик получит:
- улучшенный комплекс радиоэлектронной борьбы «Витебск-25»;
- прицельно-навигационный комплекс, позволяющий применять управляемые ракеты Х-29 класса «воздух-поверхность»;
- корректируемые бомбы с телевизионным наведением КАБ-КР;
- авиабомбы с коррекцией по ГЛОНАСС.
Самолет планировали оснастить новой системой связи с дальностью действия до тысячи километров и возможностью шифрования. Модернизированный самолет Су-25 должен был получить новую электронно-оптическую тепловизионную камеру, которая дублирует уже существующие оптические и радиоэлектронные системы поиска и наведения. Штурмовик, благодаря модернизации, сможет поражать укрепленные объекты вне пределов досягаемости системы противовоздушной обороны противника.
Уже сообщалось, что 17 февраля 2013 года должны быть объявлены итоги конкурса на разработку и создание новейшего штурмовика, который должен будет заменить все существующие Су-25. Есть предположения, что новый самолет создадут на базе учебно-боевого Су-25УБ, у которого место второго пилота будет занято дополнительным топливным баком. Боевой радиус новейшего штурмовика России составит тысячу километров. Самолет сможет выполнять полеты на высоте до 11 тысяч метров.
Имеются предварительные данные, что новая глубокая модернизация Су-25 получит оптическую, лазерную и тепловую систему СОЛТ-25, благодаря которой самолет сможет поражать не менее четырех целей с одного захода. Грузоподъемность нового самолета составит около шести тонн. Штурмовик также предполагается оснастить радаром с активной фазированной антенной решеткой. Ожидается, что в производство перспективный штурмовик будет запущен не позднее 2020 года.
Читайте также:
< Назад | Вперед > |
---|
pro-samolet.ru
Летно-технические характеристики штурмовика Су-25 — РИА Новости, 12.06.2012
Штурмовик Су-25 разбился во вторник в Новогрудском районе Белоруссии, пилот погиб, сообщает агентство БЕЛТА со ссылкой на Минобороны республики.
Штурмовик Су-25 разбился во вторник в Новогрудском районе Белоруссии, пилот погиб, сообщает агентство БЕЛТА со ссылкой на Минобороны республики.
Су-25 «Грач» (по кодификации НАТО: Frogfoot) — бронированный дозвуковой самолет-штурмовик, предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.
Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году.
Постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку.
С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.
Официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане.
Летно-технические характеристики Су-25
Габариты:
длина — 15,53 м
высота — 4,8 м
размах крыла — 14,36 м
площадь крыла — 30,1 кв. м
Масса:
пустого — 9315 кг
взлетная нормальная — 14600 кг
взлетная максимальная — 17533 кг
Боевая нагрузка:
нормальная — 1400 кг
максимальная — 4400 кг
Скорость:
максимальная у земли — 970 км/ч
крейсерская — 750 км/ч
посадочная — 210 км/ч
Дальность полета максимальная:
у земли — 750 км
на высоте — 1250 км
Радиус действия — 300 км
Практический потолок — 7000 м
Экипаж — 1 человек
Запас топлива — 3000 кг
Самолет имеет несколько модификаций:
Су-25 — первая серийная модификация штурмовика; Су-25УБ — двухместные учебно-боевые самолеты; Су-25УТ, Су-28 — двухместная учебная версия; Су-25УБК — экспортный вариант самолета Су-25УБ; Су-25УТГ — двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров; Су-25БМ — самолет-буксировщик мишеней; Су-25К — экспортный вариант Су-25; Су-25Т — противотанковый штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением; Су-25ТК — экспортный вариант Су-25Т; Су-25ТМ, Су-39 — всепогодный противотанковый штурмовик.
Вооружение серийного армейского самолета-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.
Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 кг, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных — управляемые ракеты (УР) воздух-воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.
Су-25 рассчитан на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом. Время подготовки самолета к вылету незначительно.
Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК-8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.
Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 году и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций.
Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) — в Улан-Удэ.
В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака и др.
До 2020 года в войска должен начать поступать новый самолет-штурмовик с двойным управлением на базе Су-25. Он будет рассчитан на двух летчиков: штурмана и оператора.
Перспективная машина должна прийти на смену Су-25СМ, который, в свою очередь, явился результатом глубокой модернизацию Су-25.
Су-25СМ от стандартной машины отличает значительно более широкий спектр вооружения. Модернизация коснулась комплексов связи радиолокационного оборудования и прицельно-навигационного комплекса.
В частях ВВС РФ модернизировано свыше 30 штурмовиков Су-25, и до 2020 года планируется модернизировать около 80 этих боевых машин.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Су-25СМ, штурмовик
В 1999 году концерн «Штурмовики Сухого» планирует подготовить 2 самолета Су-25 — один Су-25СМ (боевой) и один Су-25УБМ (учебно-боевой, модернизированный). В качестве первого шага считается необходимым выполнение модернизации двухместного самолета в Су-25УБМ. Такое мнение обусловлено необходимостью увеличения экипажа до 2-х человек для оптимизации решения задач самолетовождения и применения вооружения, в том числе высокоточного. Кроме того, модернизировав первой двухместную машину, можно ускорить подготовку летчиков для Су-25СМ.
При модернизации штурмовиков решено сохранить силовую установку — два ТРД Р-95Ш тягой по 4100 кг, доказавшую высокую надежность и живучесть. Кроме того, двигатель имеет большие резервы по повышению его ресурса. Масса пустого самолета после модернизации не изменится. Модернизированные машины должны иметь комплекс бортового оборудования «Пантера» с высокопроизводительной БЦВМ, радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-25СМ на базе РЛС «Копье» и комплекс средств РЭБ. Установка комплекса «Пантера» обеспечивает повышение точности навигации, максимальную автоматизацию поиска, распознавания и поражения цели, применения управляемого оружия высокой точности с лазерными и телевизионными ГСН и др. Бортовая РЛС способна картографировать подстилающую поверхность. Она служит для обнаружения и целеуказания в режимах «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и «воздух-море», «воздух-РЛС».
Су-25СМ отличается от Су-25ТМ наличием бортовой РЛС не в подвесном контейнере, а встроенной, в носовой части фюзеляжа. Комплекс средств РЭБ позволяет осуществлять радиотехническую разведку, предупреждать летчика о степени угрозы, производить прицеливание УР с ПРГС по излучающим РЛС противника, создавать уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие радиопомехи, управлять работой устройства выброса ложных тепловых целей. Для снижения нагрузки на летчика в кабине самолета создано современное информационно-управляющее поле с цветными многофункциональными индикаторами и индикатором на лобовом стекле. Изменена компоновка приборной доски самолета и пульты управления самолетом, установлена новая система индикации и управления САУ-25.
Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс». В его состав входят системы обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, самолетный ответчик, автоматический радиокомпас, цифро-аналоговая система управлением оружием, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации «Карат-Б-25» и ряд других систем.
Встроенная система контроля бортового оборудования позволяет значительно снизить трудозатраты при подготовке самолета к повторному вылету. Благодаря этому время на техобслуживание нового штурмовика сократилось на 25-30% по сравнению с базовой моделью.
Кабина штурмовика оснащена многофункциональным цветным дисплеем, на который выводится цифровая карта местности и маршрут полета.
Точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения возросла в два-три раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых средств поражения. Благодаря использованию современной инерциально-навигационной системы достигнута точность определения координат порядка 15 м со спутниковой коррекцией и 200 м — без нее.
При проведении летных испытаний неоднократно доработывалось программное обеспечение. Впервые на самолетах фронтовой авиации применен переменный темп стрельбы из пушечной установки, что значительно увеличивает возможности по количеству атак на цель.
Реализованы новые режимы боевого применения, которые позволяют использовать управляемые ракеты «воздух — поверхность» с горизонтального полета за счет использования точного программно-корректируемого сопровождения цели. Су-25СМ способен поразить две цели в одной атаке, а использование навигационного бомбометания ночью и в сложных метеоусловиях является для него, в отличие от «обычного» Су-25, стандартной боевой задачей.
В результате модернизации ВВС получили самолет поколения 4+, который может решать больше задач, чем решал Су-25 и со значительно большей результативностью. Заметно возросла точность применения неуправляемых ракет С-8, С-13, С-24 и С-25, обеспечена возможность использования управляемых ракет Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС (МЛ).
Особенностью самолета является его вооружение УР класса «воздух-воздух» не только малой, но и средней дальности. Самолет сможет нести УР Р-27Р(Э), РВВ-АЕ (Р-77) и Р-73.
Конструктивно должна быть доработана носовая часть фюзеляжа под установку бортовой РЛС при полностью сохраненной системе пассивной безопасности. Модификация позволит снизить трудозатраты на обслуживание самолетов Су-25СМ на 25-30% (по сравнению с Су-25).
После модернизации самолетов, прослуживших 17-18 лет, срок их эксплуатации продлевается еще на 30 лет.
Испытания Су-25СМ завершились в 2000 г. В 2006-2007 годах на вооружение российских ВВС поступило 12 таких машин, прошедших модернизацию на Авиационном ремонтном заводе (АРЗ) — 121. В 2008 году намечена передача в войска еще восьми самолетов.
Глубокая модификация самолета на базе Су-25 СМ который оснащен системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. Кабина самолета оснащена цифровым дисплеем, с возможностью отображения наземной и воздушной обстановке. Боевая эффективность машины улучилось в 3 раза по сравнению с другими модификациями. Первые модифицированные штурмовики Су-25СМ3 поступили на вооружение на авиабазу в Южный военный округ. К 2020 г. планируется модернизировать около 80 Су-25СМ, к настоящему времени на вооружение поступили уже более 30 модифицированных штурмовиков.
Су-25СМ3 в отличии от своих предшественников, способен уничтожать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные объекты вне их визуальной видимости в сложных метеоусловиях а также воздушные цели. Модернизированный одноместный штурмовик, создаваемый в качестве боевого штурмовика для замены всех имеющихся Су-25 до модификации Су-25СМ3 (на базе Су-25УБ), в котором место второго летчика будет установлен дополнительный топливный бак который позволит увеличить боевой радиус до 3000 км. По предварительным данным, модернизированные Су-25 получит новую оптическую, лазерную и тепловую систему СОЛТ-25 и также предлагается установить бортовую РЛС с фазированной антенной решеткой.
www.arms-expo.ru
Су-25 — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Су-25Су-25Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot ) — советский/российский фронтовой штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в ДРА в ВВС СССР получил прозвище «Грач».
Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года[2]. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России[3].
История создания
Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999)
При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.
Доводка и модернизация
Конструкция
|
|
|
Планер
Двигатели
Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником[1]. Межремонтный ресурс составляет 500 часов[4].
Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском[1].
Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш[5]. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях[4]. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения[6].
Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе[6].
Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.
Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый[7]. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.
Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения
Су-25 является в целом высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг.[1] Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными.[8]
Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов — кабины пилота и топливной системы.
Кабина пилота выполняется сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм[1]. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.[9]
Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта[1]. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые необходимо потянуть обеими руками.
Вооружение
Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений[1]. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60[1].
Артиллерийское вооружение
Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2[1][* 1] (индекс ГРАУ 9А623[10]), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт[10]. Полный боезапас составляет 250 снарядов[11], причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с[10]. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов[10]:
Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 снарядов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров[11].
Неуправляемые авиабомбы
В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:
Неуправляемое ракетное оружие
Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:
Высокоточные бомбы и ракеты
Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:
Оружие «воздух-воздух»
Основная статья: Р-60Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крылом.
Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.
Навигационное и вспомогательное оборудование
Модификации
wiki-org.ru