Содержание

Современные формы и модели организаций

Количество просмотров публикации Современные формы и модели организаций — 601

Понятие и классификация организаций.

Понятие организации и ее общие характеристики.

Что такое организация? Что общего в мире организаций, к которым относят и фабрики, и заводы, и школы, и университеты, и футбольные команды, и церкви, и военные подразделœения, и министерства, и магазины, и клубы, и сельхозкооперативы, и больницы, и почтовые отделœения и многие другие.

Общие у них то, что везде работают люди. Οʜᴎ могут иметь или не иметь общей собственности, у них бывают, а может и не быть техники и оборудования, но у них обязательно есть общие цели. Вместе с тем, каждый идет к цели не самостоятельно, а совместно, у них общий путь к цели. По этой причине организация — ϶ᴛᴏ группа людей, деятельность которых сознательно координируется

для достижения общей цели (или целœей).

Приведенное определœение характерно и справедливо для формальной организации, специально созданной и координируемой для достижения поставленной цели (целœей). Существуют также неформальные группы, организации, которые возникают стихийно, спонтанно, но где люди выступаю во взаимодействии друг с другом по интересам достаточно регулярно. В управлении понятие ʼʼорганизацияʼʼ обычно используется для обозначения именно формальной организации.

Организации создаются для достижения самых разных целœей, удовлетворения различных потребностей людей, в связи с этим они так разнообразны, имеют различное назначение, расположение, размеры, внешний вид, строение, поведение и другие характеристики. Это играет важную роль при рассмотрении организаций как объектов управления, чтобы использовать эффективные методы и приемы координации деятельности людей.

Большинство организаций являются сложными системами

, состоящими из подразделœений (частей организации), имеющих свою цель работы, увязанную с общей целью.

Сложные организации вне зависимости от их конкретного назначения имеют общие характеристики, черты, параметры или исходные принципы. К таким параметрам относят:

· наличие общих целœей;

· преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, — это люди (трудовые ресурсы), капитал (денежные средства, основные фонды), материалы, технология и информация;

· зависимость организации от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителœей. Внешняя среда включает экономические условия, потребителœей, законодательство, правительственные акты, конкурентов, общественные ценности и взгляды, технику и технологию и др.
Размещено на реф.рф
Эта среда оказывает существенное влияние на организацию;

· разделœение труда. Разделœение всœей работы на части принято называть

горизонтальным разделœение труда. К примеру, работу по управлению парусным судном можно разделить на такие части: управление парусами, управление рулем. Отделœение работы по координированию действий от самих действий принято называть вертикальным разделœением труда;

· образование подразделœений в сложных организациях. Такие подразделœения называются отделами, службами, цехами, участками и т.п. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделœения представляют из себягруппы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели;

· крайне важно сть и наличие управляющего органа.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по сути большие и сложные организации имеют общие характеристики и состоят из нескольких специально созданных для конкретных целœей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. К примеру, учебная группа студентов является одним из подразделœений учебного заведения. Уже после нескольких совместных занятий самопроизвольно создается несколько сплоченных группировок – неформальных групп.

Классификация организаций

Для эффективного управления организацией важно знать, какое место занимает она в системе аналогичных объектов, существует ли ниша, которую занимает организация, и как определить те организации, которые сравнимы с управляемым объектом по тем или иным параметрам, чтобы использовать их опыт. Эти и другие вопросы идентификации бизнеса напрямую связаны с классификацией организаций, их группировкой по тем или иным признакам.

Классификация организаций в экономике представлена в табл.1 (стр.3).

Многообразие целœей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

Таблица 1 – Классификация организаций в экономике

Признак классификации Виды организаций
Критерий формализации (принцип построения и функционирования организаций) Формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят всœе организации бизнеса, государственные и международные институты и органы.
Неформальные организации, работающие без четко определœенных целœей, правил и структур; сюда относят всœе институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
Критерий формы собственности Частные
Государственные и муниципальные
Иные
Критерий численности занятых, объём продаж и стоимость активов Крупные
Средние
Малые
Критерий участия в различных секторах производства (по виду и характеру хозяйственной деятельности) Организации отраслей первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного, рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.
Организации отраслей вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, к примеру, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.
Организации отраслей третичного цикла, организации и предприятия которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, транспортные предприятия, образовательные учреждения, туристские агентства, розничная торговля и др.
Организации и институты четвертого сектора
экономики, которые занимаются такой прогрессивной и быстроразвивающейся сферой человеческой деятельности, как информационные технологии. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всœем мире увеличивается роль информации в управлении сложными системами.
Признак классификации Виды организаций
Критерий отношения к прибыли Коммерческие, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целœей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Критерий принадлежности к основным структурным элементам общества
Государственные организации
Организации гражданского общества (коммерческие и некоммерческие)
Критерий сферы и масштаба деятельности Национальные
Иностранные
Смешанные
Международные коммерческие организации

В теории организаций выделяют четыре типа моделœей, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и доминирующие функции менеджмента͵ а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности.

Первая модель. Известна под названием ʼʼмодель механистической конструкции организацииʼʼ, сформировалась в конце XIX в. и получила широкое распространение в первой четверти ХХ в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Родоначальник этого научного направления Ф.У. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Другой представитель этого теоретического направления немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой организации является рациональная бюрократия[1].

Механистическая модель организации (или модель рациональной бюрократии) позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства, и это составляет ее сильную сторону. В то же время в ней недостаточно учитываются роль и значение человеческого фактора в эффективной работе организации.

Вторая модель. Эта модель построена на определœении организации как коллектива, сформированного по принципу разделœения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именами таких известных ученых, как Э.Мэйо, Д. МакГрегор, Ч. Барнард, Ф.Селзник, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук. Модель организации строится, исходя из главного положения теории о том, что

важнейший фактор производительности на предприятии – человек как социальный деятель. По этой причине элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обе модели (первая и вторая) могут рассматриваться как закрытые, то есть не учитывающие воздействие факторов внешней среды на эффективность. В свою очередь, это привело к созданию новых, открытых моделœей.

Третья модель. В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем. Ее главная идея состоит в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всœей системы с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах:

· во внешней, из которой она получает всœе виды ресурсов, включая информацию, то есть знание,

· во внутренней (сильные и слабые стороны, которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию или услуги).

Четвертая модель. Эта модель представляет предприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий состоит по сути в том, что они (для коллективного, основанного на разделœении труда производства товаров и услуг) используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются продукцией предприятий.

Основу этой модели (она формируется с 80-х гᴦ. ХХ в.) составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых должна быть довольно широким. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителœей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом.

referatwork.ru

Современные формы организаций.

Количество просмотров публикации Современные формы организаций. — 453

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — совокупность юридических лиц, либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединœение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

1) интеграция входящих в них звеньев не только через объединœение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;

2) наличие общей стратегии;

3) добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;

4) структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединœениях.

Траст— это система отношений, при которой имущество, изначально принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника (управляющего или попечителя), но доход с него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Учредитель (который может одновременно быть и выгодоприобретателœем и/или, в ряде случаев, и управляющим) в рамках специального соглашения передает принадлежащие ему ценности под контроль попечителя, который обязан совершать с ними операции, приносящие выгодоприобретателям максимальную прибыль или соответствующие другим инструкциям учредителя.

Ассоциация (Союз) (лат. associo — присоединять) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединœением юридических лиц.

В Российской Федерации деятельность ассоциаций регламентируется Гражданским Кодексом и законом ʼʼО некоммерческих организацияхʼʼ.

Юридические лица могут создавать объединœения в форме ассоциаций или союзов коммерческих или некоммерческих организаций, в т.ч. учреждений.

Целью создания ассоциации является координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих, в т.ч. имущественных интересов.

Ассоциации — объединœения, основанные на членстве. Члены ассоциации, при этом, сохраняют свою юридическую самостоятельность, однако, несут субсидиарную ответственность по её обязательствам.

Фонд— это не имеющая членства некоммерческая организация, основанная на добровольных имущественных взносах граждан или организаций и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Передаваемое фонду имущество становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, крайне важно й для достижения уставных целœей. Об использовании своего имущества фонд обязан ежегодно публиковать отчет.

Система франчайзинг — это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуг под своим товарным знаком. Франчайзи обязуется продавать данный продукт или услуги по заранее определœенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор.
Размещено на реф.рф
Плата за соблюдение правил системы франчайзинг — ϶ᴛᴏ право использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, механизмы поддержки и развития.

Би́ржа— юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Раньше биржей называли место или здание, где собираются в определённые часы торговые люди и посредники, биржевые маклеры для заключения сделок с ценными бумагами или товарами.

Консорциум — организационная форма временного объединœения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Трест — одна из форм монополистических объединœений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.

Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Холдинговая компания (холдинг) — это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Виртуальная компания — организация, компания, действующая в виртуальной реальности, к примеру в сети Интернет. Весь процесс ее функционирования проходит в этой виртуальной реальности, а управление ею ведется как в виртуальном пространстве, так и в реальной действительности. Такое управление носит название «параллельный менеджмент». Виртуальные компании действуют, к примеру, в сфере торговли компьютерными программами, отдельными неосязаемыми благами, в консалтинге, а также в рекламном бизнесе.

ТЕМА 5: ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

referatwork.ru

Современные формы воспитательной работы

Современные формы воспитательной работы (по Куприянову)

  1. Игра

  2. Инсценирование

  3. Экскурсии

  4. Встречи с интересными людьми

  5. Имитационный анализ жизненных ситуаций

  6. Фольклорный праздник; Музей

  7. Кружки

  8. Библиотечные чтения

  9. День дерева

  10. Вахта памяти

  11. Эстафета милосердия

  12. Комлексно-ролевая игра

  13. Подслушанные диалоги

  14. Пресс-конференции

  15. Творческая мастерская

  16. Информационный час

  17. Эрудит-кросс

  18. Телепередача

  19. Этические диалоги

  20. Альманах нравственных ценностей

  21. День воспоминаний

  22. Ретро-выставка

  23. Консилиум

Защита» — каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» — совместно-последовательная деятельность, группы (школьники) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» — соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН),

«Хеппинг»- одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

Новые формы воспитательной работы (Степанов).

Метод всех возможных вариантов («дерево решений»).
Так называется техника, используемая для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Данная методика применяется также при анализе ситуаций и помогает достичь полного понимания причин, которые привели к принятию того или иного важного решения в прошлом.
Эта методика позволяет учащимся лучше понять механику принятия сложных решений, «переварить» противоречивые данные. Участники обсуждения детально анализируют все возможные варианты решений и выписывают в колонки преимущества и недостатки каждого из них, а также те проблемы, которые они могут за собой повлечь. В ходе обсуждения участники заполняют таблицу:


Проблема


Вариант 1

Вариант 2

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

Методика :

Вначале ставится задача для обсуждения.

  • Участникам дается базовая информация по проблеме, факты и т. д.

  • Учащиеся делятся на группы по четыре-шесть человек. Каждой группе раздаются таблицы и яркие фломастеры, определяется время на выполнение задания (10–20 мин.).

  • Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в колонки преимущества и недостатки каждого варианта, и принимают решение по проблеме.

  • Представители каждой группы рассказывают о результатах.


Свободные дебаты (все участники имеют равное право голоса)

Свободные дебаты в больших аудиториях (до нескольких десятков участников) позволяют учащимся продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями. К сожалению, опыт проведения таких дискуссий показывает, что их организаторы сталкиваются с практически непреодолимыми трудностями, возникающими в силу следующих причин:
– нередко некоторые участники дискуссии (2–4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова;
– участники дискуссии часто отклоняются от заданной темы;
– сложно вести логически связную запись всех предложений и идей, высказываемых участниками свободных дебатов;
– непредсказуемость развития дискуссии препятствует достижению конструктивных решений.
Практика проведения подобных мероприятий показывает, что достичь оперативного обсуждения можно в группе, в которой не более двадцати человек. Обсуждение должен проводить хорошо подготовленный, опытный руководитель, обладающий значительным авторитетом среди участников.
Таким образом, свободными дебатами не следует злоупотреблять. Дальше мы расскажем о других формах проведения дискуссии, имеющих меньше недостатков. Время проведения свободных дебатов не должно превышать 45 минут.
Методика
1. При подготовке свободных дебатов ведущему (учителю) следует спланировать общий ход беседы. Он также должен сообщить участникам тему планирующейся дискуссии.
2. Открывая дискуссию, учитель (или другой специально подготовленный человек) рассказывает о ее теме и представляет план проведения обсуждения. Это вступительное слово не должно превышать 3–5 минут.
3. Ведущий следит за регламентом и ограничивает выступления участников 3–5 минутами (5 минут на первое выступление, 3 минуты на каждое последующее). Он старается вовлечь в дискуссию как можно большее количество участников, предоставляя им слово. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
4. По ходу дискуссии ведущий выносит на обсуждение последующие пункты повестки дня и подводит итоги по каждому пункту.
5. По окончании обсуждения ведущий подводит итог всему сказанному (или предоставляет такую возможность одному из участников), анализируя сходство и различие позиций по каждому вопросу. Подводя итоги, можно использовать таблицу, составленную во время дискуссии, начертив ее на большом листе бумаги или увеличив с помощью проектора.


Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (Panel Debate)
(несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории)

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трех-пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже, они или высказывают мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу дает возможность четко выразить разные точки зрения по заданной теме. Однако не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимание от темы дискуссии и чтобы все участники имели равные возможности высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3–5 минут). Ведущий должен следит за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.

Методика
1. Ведущий определяет тему дискуссии, приглашает основных участников, оговаривает условия проведения дискуссии (продолжительность выступлений и т. д.).
2. Ведущий рассаживает участников дискуссии таким образом, чтобы «зрители» сидели вокруг стола основных действующих лиц (т. е. столы «зрителей» должны быть расставлены буква «П»).
3. Ведущий начинает дискуссию: представляет основных участников дискуссии и объявляет ее тему.
4. Первыми выступают основные участники. Их выступления продолжаются не более двадцати минут, после чего ведущий приглашает остальных участников принять участие в обсуждении. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
5. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.


Обсуждение в форме дебатов

Дискуссия в форме дебатов может быть использована в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участника уже четко определены и резко отличаются друг от друга. Цель использования этой формы дискуссии – научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере и форме. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» или «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто наброситься на них с нападками (вот почему очень важно пресекать любые персональные выпады в сторону собеседников).
Время выступления каждого участника во время дебатов ограниченно одинаково для всех. Решившись на такую форму проведения дискуссии, мы должны быть готовы к тому, что оценки многих участников будут носить субъективный характер. В условиях современной демократии телевизионные дебаты стали одной из наиболее распространенных форм знакомства избирателей с кандидатами во время предвыборных кампаний.

Методика проведения дискуссии в форме дебатов.
1. Ведущий делит участников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Участники или сами выбирают, какую точку зрения они буду отстаивать, или распределяются по группам по жребию.
2. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах (10–15 минут), общее время на выступление группы в дебатах (15 минут). Представители групп выступают поочередно, каждая группа имеет право на три выступления.
3. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другие наглядные пособия. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.
4. Ведущий начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.
5. В завершении дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.


Дискуссия в форме симпозиума

Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.
Два или три лектора (специалисты или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на общее обсуждение.
Дискуссия в форме симпозиума особенно эффективна тогда, когда обходимо поделиться опытом, рассказать о результатах работы целой группы и т. д. В этом случае можно организовать целую конференцию, состоящую из нескольких логически дополняющих друг друга тематических блоков.

Проведение дискуссии в форме симпозиума
1. Для того, чтобы подготовить симпозиум, ведущий должен встретиться с лекторами и договориться о плане проведения презентаций, их тематике, регламенте.
2. Ведущий официально открывает дискуссию, рассказывает о предмете обсуждения и предоставляет слово основным участникам. Ведущий также следит за регламентом.
3. После выступлений лекторов ведущий предлагает всем желающим принять участие в дискуссии. Общее обсуждение продолжается 20–30 минут, причем одно выступление не должно превышать 2–3 минут. Ведущий старается вовлечь в беседу как можно большее число участников. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
4. По окончании общего обсуждения ведущий подводит итоги дискуссии в целом. Лекторы могут ответить на вопросы.


«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.
Этот метод был впервые использован около десяти лет назад сотрудником рекламного агентства Batter, Barton, Durstine and Osborn Алексом Ф. Осборном. Он определил «мозговой штурм» как метод, позволяющий группе людей использовать свои интеллектуальные возможности для быстрого и эффективного решения поставленных задач на манер войск быстрого реагирования (коммандос).
Принцип «мозгового штурма» прост. Вы собираете группу людей, ставите им задачу и просите всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи. Никто не имеет права высказывать на этом этапе свое мнение об идеях других участников «штурма» или давать им оценку.
Как показывает практика, путем «мозгового штурма» всего за несколько минут можно получить несколько десятков идей. Количество идей не является самоцелью, а лишь служит основой для выработки наиболее разумного решения. В «мозговом штурме» без какого-либо давления должны принять участие все присутствующие. По мнению специалистов «мозговой штурм» можно считать удавшимся, если высказанные во время первого этапа пять или шесть идей послужат впоследствии базой дли потенциальных решений проблемы.

Методика проведения «Мозгового штурма»

1. Ведущий выбирает тему и приглашает участников.
2. Ведущий ставит участникам «мозгового штурма» задачу, рассказывает о его правилах:

  • цель «штурма» – предложить наибольшее количество вариантов решения задачи;

  • заставьте работать свое воображение; не отвергайте никакую идею лишь потому, что она противоречит общепринятому мнению;

  • развивайте идеи других участников;

  • не пытайтесь дать оценку предложенным идеям – этим вы займетесь немного позже.

3. Ведущий назначает секретаря, который будет записывать все возникающие идеи. Во время обсуждения он устанавливает порядок выступлений, старается вовлечь в дискуссию всех присутствующих, следит за тем, чтобы все участники имели равные возможности высказать свое мнение. При нарушении кем-либо из участников правил проведения «мозгового штурма» ведущий немедленно вмешивается в обсуждение. Первый этап продолжается до тех пор, пока появляются новые идеи.
4. Ведущий объявляет короткий перерыв, чтобы участники перестроились на критический лад мышления. После перерыва начинается второй этап. Теперь участники «мозгового штурма» группируют и развивают идеи, высказанные во время первого этапа (причем список идей можно распечатать и раздать участникам). Рассортировав идеи по группам, участники приступают к их анализу, выбирая из большого числа лишь те, которые, по их мнению, могут помочь найти ответы на поставленные вопросы.
Теперь ведущий может подвести итоги дискуссии. Он спрашивает у участников, старались ли они действовать в командном ключе во время поисков решения. Если «мозговой штурм» не принес желаемого результата, следует обсудить причины неудачи.

infourok.ru

Современные формы обучения в школе

Современная система образования шагнула далеко вперед: стала более компьютеризированной, интерактивной, познавательной и увлекательной, в ней появилось много интересных подходов к обучению детей, разработанных опытными педагогами и профессорами. В нашей статье вы сможете познакомиться с новыми формами школьного образовательного процесса.

Классификация современного школьного очного обучения

Обучение, проходящее в очной форме, классифицируют на следующие образовательные программы:

  • информационно-коммуникационная;
  • развитие критического мышления;
  • проектно-документационная;
  • развивающее обучение;
  • здоровьесберегающая;
  • проблемное обучение;
  • игровая;
  • модульная;
  • творческая мастерская;
  • интегрированное обучение;
  • сотрудничество;
  • уровневая дифференциация;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа;
  • фронтальная;
  • традиционная классно-урочная система.

Далее более подробно будет рассмотрен каждый из вышеперечисленных аспектов.

Информационно-коммуникационная программа

Информационно-коммуникационная программа подразумевает использование во время обучения различных современных технологий и интерактивных систем. К ним относятся:

  • стационарные компьютеры;
  • ноутбуки;
  • планшеты;
  • интерактивные доски.

При помощи данной программы занятие проходит с применением вышеперечисленных устройств. Ребенок учится работать с современной техникой, получает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем (например, при обучении в ВУЗе). Также у школьников развивается интерес к самообразованию, происходит формирование коммуникативной компетенции. Применение высоких технологий проводится с 1 класса.

существует много образовательных программ

Фронтальная программа

Фронтальная программа — очного обучения, во время которого педагог перед классом объясняет определенный материал, а затем, примерно в середине урока, дает задание по пройденной информации, предоставляя ученикам возможность самостоятельной работы. По окончании урока дети должны сдать тетради с выполненной работой для проверки на оценку. Данный метод является широко распространенным во многих российских школах и применяется с 1 класса.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа — образовательная программа с учетом личностных и психологических особенностей каждого ученика. Педагог во время урока выдает детям индивидуальные задания, подходящие под их умственные способности.

Развитие критического мышления

Критическим называют мышление, помогающее строить свои мысли таким образом, чтобы каждая услышанная информация подкреплялась не только словесными домыслами, но и доказательной базой и фактами. Детей учат мыслить критически, то есть доверять своему рассказчику после доскональной проверки его слов. Такой метод позволяет закрепить пройденный материал и помогает ребенку лучше запомнить его. Работа по данному направлению начинается с 4 класса.

Проектно-документационная программа

Проектно-документационная программа подразумевает обучение школьников на основании выполнения различных проектов, презентаций и сопроводительной документации к ним (докладов, рефератов) по заданной тематике. Данная работа обычно проводится в группах по несколько человек или в сольной форме. Школьники учатся контактировать друг с другом, выступать на публике, искать необходимую информацию и правильно преподносить свои идеи. Этот образовательный метод предназначается для детей с 5 класса.

Развивающее обучение

Развивающее обучение — это образовательная программа, на основании которой школьникам предлагается выполнение различных творческих заданий, для них организуются и проводятся разнообразные экскурсионные туры в другие города с целью наглядно-исторического изучения своей родины. Данная методика формирует у детей общее представление о мире, развивает навыки общения со сверстниками и логическое мышление. Работа по этой программе начинается с 3 класса.

Здоровьесберегающая программа

Здоровьесберегающая — направлена на изучение со школьниками основ первой медицинской помощи. Главная цель данной методики — научить детей самостоятельно принимать сложные решения, помогать другим и в том числе себе в тяжелой чрезвычайно ситуации. Данная форма обучения проводится с 7 класса.

Проблемное обучение

Проблемное обучение — это высокоинтеллектуальная форма занятия, согласно которой школьников «погружают» в определенную смоделированную проблему и предлагают им решить ее при помощи своих собственных навыков и умений. Такой метод учит детей работать слажено в коллективе, заставляет думать и понимать себя. Проблемное обучение проводится с детьми после 6 класса.

Игровая программа

Игровая программа — это развивающе-творческая форма обучения, которая проводится для школьников младших классов (с 1 по 5 класс) с целью развития у детей новых знаний и навыков, которые в силу своего возраста им тяжелого запомнить в теоретической форме. Например, в настоящее время применяется методика игровой математики или изучения алфавита. Педагоги утверждают, что такая игровая программа позволяет ученикам начальной школы легче и быстрее усваивать материал.

Модульная программа

Модульная программа подразумевает формирование у школьников способностей к самостоятельной работе и самообразованию (с некоторой помощью со стороны педагогов и родителей). Данная методика основана на развитие механизма мышления и навыков построения логической последовательности собственных действий у ребенка. Программа проводится с 7 класса.

Творческая мастерская

Творческая мастерская предоставляется возможность выражения собственных идей и мыслей при помощи карандашей, красок, фломастеров, цветной бумаги и других материалов. Это необычный и уникальный урок изобразительного искусства, который стал более свободным, интересным и развивающим. Данные занятия проводятся, начиная с 3 класса.

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение помогает совмещать на одном занятии несколько направлений из разных областей. Например, биологию и химию, русский и английский языки, рисование и труд. Во время такого необычного урока ребенок учится быстрее и более координированно воспринимать, и усваивать информацию. Данная методика применяется с 8 класса.

Программа-сотрудничества

Программа-сотрудничества подразумевает активную школьную внеклассную работу учеников с различными благотворительными организациями, младшими детьми, в том числе и дошкольниками, ветеранами ВОВ. Классный руководитель совместно с другими педагогами организует со своими учениками какой-либо план-проект, к примеру, для поздравления пожилых людей с Днем Победы, просвещения дошколят по пожарной безопасности

Кейс-технология

Это образовательный метод, в ходе которого педагог рассказывает ученикам различные истории и ситуации, случившиеся в прошлом, то есть детям предлагается «складывать полученную информацию в свой кейс» и запоминать ее. На следующем уроке учитель просит вспомнить и воспроизвести пройденный материал. Данный метод применяется как в гуманитарных науках, так и в точных. Например, для младших школьников урок математики проходит в форме увлекательных историй и рассказов, помогающих ребенку быстрее освоить новые знания. Кейс-программа проводится с 3 класса.

Уровневая дифференциация

Методика уровневой дифференциации подразумевает выделение главных и второстепенных учебных материалов. Вначале педагог объясняет ученикам основную информацию по той или иной теме, а затем — второстепенную, то есть дополнительную. Затем проводится повторение изученного с целью закрепления. Данная программа применяется с 5 класса.

Групповая работа

Групповая деятельность проводится с целью сплочения детского коллектива, а также обучения школьников умению работать со сверстниками, находить общий язык, доказывать собственное мнение и правильно преподносить идеи. Такое метод используется с 5 класса.

Классно-урочная система

Классно-урочная методика — это традиционно сложившаяся образовательная программа, согласно которой занятия проводятся в форме урока по определенному предмету на заданную тематику.

Заочное школьное обучение

Бывают такие жизненные ситуации, когда ребенок не справляется со школьной программой или же в силу состояния здоровья он не может посещать образовательное учреждение, имеет плохие отношения с педагогами или одноклассниками, из-за сильной занятости родителей или опекунов, которые не могут отводить и забирать ученика из школы, а также по причине опережения по развитию умственных способностей своих сверстников. В таких ситуациях школьника переводят на заочное обучение, которое бывает:

  • дистанционным;
  • домашним;
  • семейным;
  • экстернативным.

Дистанционный тип

Подразумевает участие школьника в учебном процессе путем подключения через сеть интернет, а также видеосвязь. Такой метод может применяться даже в случае, если ребенок находится, например, в лечебном учреждении, за пределами Российской Федерации.

Домашний тип

Педагоги приходят к ученику домой, занимаются с ним по индивидуально подобранной программе и составленному графику с учетом физиологических и умственных способностей ребенка. Разумеется, из программу исключаются такие предметы, как музыка, физическое воспитание, труд и изобразительное искусство. Учитель оставляет школьнику домашние задание, правильность которых проверяет при следующем посещении.

Семейный тип

Заключается в прохождении обязательной школьной программы учеником совместно с родителями, которые предварительно консультируются с педагогами и берут необходимые материалы и учебники для занятий. Учебные пособия доступны в школьной библиотеке.

Экстернат

Экстернат — это образовательная форма обучения, за счет которой у способных и одаренных учеников есть возможность получить аттестат об окончании 9 или 11 классов в сжатые сроки намного раньше своих сверстников. Для такого ребенка педагоги готовят отдельную программу и задания, которые он должен выполнить до экзаменов. Экзаменационные испытания проводятся на 3-4 месяца раньше, чем для остальных школьников.

Мы рассмотрели основные программы школьного обучения, позволяющие развивать у детей самостоятельность мышления, логику, терпение, умение общения и взаимодействия с одноклассниками. Каждая методика была разработана грамотными и профессиональными педагогами, психологами и методистами, поэтому их качество и положительное действие гарантировано. За счет них большинство школьников стало гораздо лучше учиться и быстрее осваивать полученный материал.

mixfacts.ru

Современные формы и модели организаций

В теории организаций выделяют четыре типа моделей, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и доминирующие функции менеджмента, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности.

Первая модель. Известна под названием «модель механистической конструкции организации», сформировалась в конце XIX в. и получила широкое распространение в первой четверти ХХ в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Родоначальник этого научного направления Ф.У. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Другой представитель этого теоретического направления немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой организации является рациональная бюрократия[58].

Механистическая модель организации (или модель рациональной бюрократии) позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства, и это составляет ее сильную сторону. В то же время в ней недостаточно учитываются роль и значение человеческого фактора в эффективной работе организации.

Вторая модель. Эта модель построена на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именами ученых, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук. Модель организации строится, исходя из главного положения теории о том, что важнейший фактор производительности на предприятии – человек как социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений.

Таким образом, обе модели могут рассматриваться как закрытые, то есть не учитывающие воздействие факторов внешней среды на эффективность. В свою очередь, это привело к созданию новых, открытых моделей.

Третья модель. В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем. Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах:

· во внешней, из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, то есть знание,

· во внутренней (сильные и слабые стороны, которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию или услуги).

Четвертая модель. Эта модель представляет предприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий заключается в том, что они (для коллективного, основанного на разделении труда производства товаров и услуг) используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются продукцией предприятий.

Основу этой модели (она формируется с 80-х гг. ХХ в.) составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Таким образом, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом.

 




infopedia.su

Современные формы организации обучения.

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие — изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

Урок как основная форма обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).

Есипов выделяет:

  • комбинированные, или смешанные, уроки;

  • уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

  • уроки закрепления и повторения знаний;

  • уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

  • уроки выработки и закрепления умений и навыков;

  • уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Этот тип урока называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности, учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, решают новые задачи на известные им правила, устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т. п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к Уроку материал усложняется. Структура: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.

Обобщающими уроками являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщении, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки позволяют учителю выявить уровень сформированное ЗУН учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его ЗУН по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Дополнительные формы организации обучения. Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. Они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т. п.).

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции, как правило, вводные и обобщающие.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Вспомогательные формы организации обучения. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т. п.

studfiles.net

Известные и современные формы обучения


⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 27Следующая ⇒

Формы организаций обучения выступают в качестве одного из компонентов систем обучения − как простых, так и сложных. Они представляют собой внешнее выражение согласованной деятельно­сти учителя и учащихся. В них выражена четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учащихся, взаимосвя­занная с деятельностью учителя. Специфические особенности той или иной системы обучения определяются фактически ведущими формами организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в рамках функционирования данной системы. Истории известны несколько систем обучения, среди которых основными являются: а) индивидуальное обучение; б) классно-урочная и в) лекционно-семинарская. Все остальные системы органи­зации являются производными от них, так как представляют собой лишь варианты сочетаний признаков, характерных для указанных трех систем.

Классно-урочная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Создателем ее как развернутой системы был Я.А. Коменский, в XVII веке. Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная сис­тема характеризуется такими особенностями: учащиеся приблизитель­но одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который со­храняет в основном постоянный состав в период школьного обучения. Класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий являет­ся урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме. Рабо­той учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает результаты учебы по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переходе учеников в следующий класс. Учебный год, день, расписа­ние уроков, каникулы — это тоже признаки классно-урочной системы.

Ее достоинства: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспита­ние их в учебном процессе, экономичность.

Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по со­держанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организацион­ная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыка­ет его на школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения, вот некоторые из них.

В начале XIX века была система взаимного обучения (белл-ланкастерская): старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.

По мангеймской системе (20-е годы XIX века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учени­ков, — слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. Ее элементы сохраняются в некоторых школах Запада.

В Европе и США в начале ХХ века было опробовано много систем обучения, направленных на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы. Наиболее радикальная из них Дальтон-план, согласно которому учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время — индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультации с учителями. В СССР в 20-е годы использо­валась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторная система. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях, отчиты­вались коллективно, учителя давали консультации. Эта система, раз­вивая самостоятельность учеников, снижала, однако, уровень подготов­ки, что прекратило ее существование в СССР в 1932 году.

В 50-е годы ХХ века возник план Трампа — система, стимулирую­щая индивидуальное обучение, использующая гибкие формы обучения. Она включала три формы работы: лекции с применением технических средств для больших групп в 100-150 учеников, 40% времени; работа в группах 10-15 человек, 20% времени; индивидуальная работа в школь­ных кабинетах, 40% времени. При этом классов не существует, малые группы меняют свой состав. Система требует слаженной команды учителей, четкой организации, материального обеспечения, имеет опреде­ленные достоинства.

В настоящее время идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем. На Западе в развитие плана Трампа имеются «неградуированные классы»: ученик по одному предмету может учить­ся по программе 5-го класса, а по другому предмету быть в 3-ем классе. Име­ются проекты и эксперименты по созданию «открытых школ»: обуче­ние проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ве­дет к разрушению самого института «школа». В целом поиски форм обучения идут в направлении индивидуализации, психологизации, технизации обучения.

Урок, его структура и типы

Как было сказано, урок − это форма организации обучения с груп­пой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердо­му расписанию и с единой для всех программой обучения. В отечест­венной школе урок остается основной формой обучения.

Имеется наиболее употребительная классификация уроков по ди­дактической цели. Выделены такие типы уроков: урок овладения новыми знаниями; урок формирования и совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок повторения, закрепления знаний; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.

Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исклю­чением комбинированного, но классификация помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру. Структура урока − совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня под­готовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащих­ся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепле­ние его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствования структуры урока.

Ученые исходят из того, что урок имеет дидактический, методиче­ский, психологический, гигиенический аспекты. Дидактическая под­структура включает три этапа: актуализацию знаний и способов дея­тельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Это дидактиче­ская логика обучения. Методическая подструктура обязывает планиро­вать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, реше­ние задач, ответы учеников; объяснение материала с применением аде­кватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей. Вместе с тем надо видеть и психологию урока: создание мотивации, психологическо­го комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, характер психологических операций усвоения знаний. Гигиеническая наука тоже предъявляет требования к уроку. Учет всех аспектов урока заставляет учителя искать оптимальную структуру.

В проведении урока важен вопрос об организации учебной дея­тельности детей. Выделяют три ее формы: фронтальную, индивидуаль­ную, групповую. Первая предполагает совместные действия всех уча­щихся класса под руководством учителя. Вторая означает самостоя­тельную работу каждого ученика. Эффективной является организация групповой работы на уроке. Учащиеся работают в группе 4-7 человек или в парах, задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп мо­жет быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в груп­пах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, взаимообучение, создает психологический комфорт, особенно для слабых учени­ков.

В теории и практике урока важное место занимают вопросы подго­товки учителя к уроку, планирования урока и их системы. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения, пред­метную методику, педагогическую психологию.


Читайте также:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *