Смерч (РСЗО) Википедия

Боевая машина 9А52-2 реактивной системы залпового огня «Смерч»

Боевая машина 9А52-2 на доработанном шасси грузового автомобиля МАЗ-543М, 2016 год на форуме «Армия-2016»
Шасси МАЗ-79111 (9А52)
МАЗ-543М (9А52-2), КамАЗ-6350
История
Страна-разработчик
Годы эксплуатации 1987 — наши дни
Размеры
Масса без снарядов и расчета 33 700 кг
Масса в боевом положении 43 700 кг
Длина в походном положении 12 370 (9А52)
12 100 (9А52-2) мм
Ширина в походном положении 3050 мм
Высота в походном положении 3050 мм
Вооружение
Калибр 300 мм
Количество направляющих 12
Дальность стрельбы минимальная 20 тыс. м
Дальность стрельбы максимальная 120 тыс. м
Площадь поражения
672 тыс. м²
Максимальный угол возвышения 55 °
Точность (рассеивание) до 0,3 %[1] м
Расчёт БМ 4 чел.
Перевод системы из походного положения в боевое не более 3 мин
Время залпа не более 40 с
Подвижность
Тип двигателя V-12 дизельный Д12А-525А
Мощность двигателя 525 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч
Запас хода по шоссе 900 км
Колёсная формула 8×8
 Смерч на Викискладе

РСЗО 9К58 «Смерч» — советская и российская реактивная система залпового огня калибра 300 мм.

С декабря 2016 года началась замена РСЗО «Смерч» и РСЗО «Град» на РСЗО семейства «Торнадо», где боевые машины в целом сконструированы аналогично предшественникам, но оборудованы навигацией ГЛОНАСС и новой компьютеризированной системой управления огнем.[2][3] ГЛОНАСС также используется в управляемых ракетах для РСЗО Торнадо-С, что подтверждено экспертами Международного Института Стратегических Исследований

[4] и производителем.[3]

РСЗО «Смерч» может использовать специальную ракету, которая выпускает над целью БПЛА для разведки и корректировки огня в течение 20-30 минут.[5][6]

Состав комплекса[ |

ru-wiki.ru

Тест-драйв военной машины под кодовым названием

Вот скажите, какой же водитель не желает протестировать новое авто или, еще лучше, внедорожник соседа? Конечно же, для проведения различных тестов с нашим МАЗом, на котором смонтировано спецоборудование реактивной системы залпового огня «Смерч», к нам не приезжали представители программы Top Gear. Без них все понятно.







Полноприводный МАЗ-79111 с колесной формулой 8х8, разработанный белорусским автопромом, хорошо себя чувствует и на шоссе, и в условиях бездорожья. Оснащенный быстроходным дизельным мотором V12 с углом развала блока цилиндров 60° и мощностью в 650 «лошадей», он способен развивать скорость около 80 км/ч.







Да, военную тяжелую технику нельзя сравнивать со штатской, но очень хочется похвастаться — примерно такие же характеристики имеют двигатели, установленные в автомобилях семейства Ferrari (пускай МАЗ и не развивает 330—350 км/ч). Однако разве последние способны преодолевать снежные покровы белорусских полей с где-то присыпанными рвами шириной около трех метров или астраханские степи полигона Ашулук, местами с неровностями до 35° вверх и вниз? И все это в условиях предельных перепадов температур.









Для проезда по «грязевым ваннам» МАЗ оснащен системой регулировки давления в шинах — это сделано для уменьшения давления на грунт. Благодаря установленным широкопрофильным шинам на «литых» дисках (обычными стальными их не назовешь) и независимой торсионной подвеске, при движении по бездорожью чувствуешь себя как в корабле, плавно качающемся на гребнях морских волн.







Что нужно водителю для счастья? Комфортный салон, стильный дизайн и хороший климат-контроль. Да нет же! К военному автомобилю такие требования не предъявляются, тем более если он разрабатывался в 80-х.







Минимально необходимый набор опций позволяет водителю чувствовать себя уверенно при управлении и эксплуатации вверенной ему машины. Для поддержания микроклимата кабина оборудована эффективным «кондиционером» в виде отопителя и простого вентилятора, солнцезащитными козырьками. Имеется место для крепления радиоприемника, но, к сожалению, в базовую комплектацию он не входит…







А как продуман и вопрос шумоизоляции! Корпус кабины МАЗа выполнен из полиэфирной смолы, что позволяет водителю слышать лишь равномерное биение «сердца» его автомобиля. Никакого постороннего шума! С такими характеристиками водитель «Смерча» чувствует себя полноправным хозяином дороги на всем пути следования.











Поначалу «Смерч» создавался как оружие резерва Верховного Главнокомандующего СССР. Его задача — вступать в бой только в наиболее опасные моменты. Но время идет. В настоящее время «Смерч» уже трудно назвать реактивной системой залпового огня (РСЗО). Она превратилась в совершенно новый вид оружия.







Подготовка к бою РСЗО «Смерч» после получения целеуказания занимает всего 3 минуты. Но слаженный расчет боевой машины успевает за это время выполнить немало важных и ответственных операций. Команда на пуск... Здесь сразу вспоминаю свои первые боевые пуски, когда я сам занимал место в ячейке управления подразделением. Ох уж эти трепетные моменты после проделанной кропотливой работы от подачи команды на пуск и до доклада о поражении цели! А ведь точность попаданий в большой степени зависит от человеческого фактора. Но взаимодействие системы «человек — машина — снаряд» дает отличный результат — цель поражена!







Момент схода снарядов из пакета направляющих РСЗО «Смерч» не схож ни с одним пейзажем боевых стрельб, особенно если это залп четырех пусковых из состава комплекса. Четко направленный рев работы реактивных двигателей, свечение пламени ракетного топлива, облако отработавших пороховых газов — все это дает понять о подчинении неизведанной стихии…



Проходит 38 секунд, и к цели стремятся все 12 реактивных снарядов весом по 800 кг каждый. При дальности полета в 70 км они накрывают площадь в 40 га. Внушительно, не правда ли? Через небольшой промежуток времени, где-то 3—5 минут, комплекс покидает позицию, что позволяет быстро уйти из-под возможного удара противника. По прибытии в специально назначенное место проводится подготовка к выполнению следующих задач. Благодаря помощи специальной транспортно-заряжающей машины, через 20—25 минут «Смерч» снова готов выйти на огневой рубеж. При четкой организации и выполнении всех операций комплекс становится практически неуязвимым для противника.



В начале 80-х годов появилась необходимость создания совершенно нового вида вооружения для артиллерийских подразделений. Наиболее уязвимым местом всех реактивных систем залпового огня, начиная с «Катюш», были большие отклонения как по направлению, так и по дальности. Создав РСЗО «MLRS», американцы пришли к выводу, что дальность стрельбы в 30—40 км является предельной для реактивных систем залпового огня. Дальнейшее ее увеличение приводит к слишком большому рассеиванию снарядов.



Перед конструкторским бюро научно-производственного предприятия «Сплав», которому была поручена разработка системы, стояла непростая задача. Впервые в советских снарядах была применена инерционная система управления полетом. Ранее она использовалась только в управляемых баллистических ракетах. В результате, в отличие от предшественников («Град» и «Ураган»), точность попаданий «Смерча» повышена в два раза (не превышает величину 0,21% от дальности залпа, то есть около 150 м, что приближает его по меткости к артиллерийским орудиям), а кучность стрельбы — в три раза. И все это на дальности 70 км! В итоге принятия в 1987 году на вооружение новая дальнобойная система «Смерч» стала самым грозным в мире видом не ядерного оружия.






Источник: auto.onliner.by

fishki.net

БМ-30 "Смерч"

Главная
Форум Галерея Контакты Правила
Статистика
RSS 2.0

warshistory.ru

НОВЫЕ БОЕВЫЕ МАШИНЫ 9А52-4 РСЗО «СМЕРЧ»

 

Боевая машина 9А52-4 со съемным контейнером МЗ-196 РСЗО «Смерч»

 

Основные характеристики:

Время полного залпа, с., не более

20

Калибр БМ 9А52-4 с контейнером МЗ-196, мм

300

Количество направляющих в контейнерах

6

Максимальная скорость движения с полной нагрузкой по дорогам с твердым покрытием, км/ч

90

Запас хода по контрольному расходу топлива, км

1000

Наибольшая глубина брода при твердом грунте, м

1,5

Габаритные размеры:

• Длина в походном положении, мм

• Ширина в походном положении, мм

• Высота в походном положении, мм

-

11200

2500

3150

Масса заряженной БМ 9А52-4 с контейнером МЗ-196 с расчетом, кг., не более

24650

Масса БМ 9А52-4 с контейнером МЗ-196 без снарядов и расчета, кг., не более

19650

Расчет, человек

2

 


БМ 9А52-4 РСЗО «Смерч» – фотодетализация


   

 

Транспортно-заряжающая машина 9Т234-4 РСЗО «Смерч»

 

Основные характеристики:

Количество возимых снарядов, шт

6

Время заряжания БМ 9А52-4, мин

8

Максимальная скорость движения по асфальтированному шоссе, км/ч

90

Запас хода по контрольному расходу топлива, км

1000

Максимальная глубина брода, при твердом грунте, м

1,5

Габаритные размеры:

• Длина в походном положении, мм

• Ширина в походном положении, мм

• Высота в походном положении, мм

-

12200

2500

3150

Масса со снарядами и расчетом, кг, не более

22500

Масса без снарядов и расчета, кг, не более

17500

Расчет, человек

2

 

Транспортно-пусковой контейнер 9Я295

 

Основные характеристики:

Калибр, мм

300

Количество направляющих, шт

6

Длина, мм

7512

Ширина, мм

1130

Высота, мм

996

Масса снаряженного контейнера, кг., не более

6220

Масса контейнера без снарядов, кг., не более

1420

 


ТЗМ 9Т234-4 РСЗО «Смерч» – фотодетализация



Рекламные щиты РСЗО семейства «Смерч»



Фото © Алексея Хлопотова и Вячеслава Вовнова


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Смерч (РСЗО) — WiKi

РСЗО 9К58 «Смерч» — советская и российская реактивная система залпового огня калибра 300 мм.

Боевая машина 9А52-2 реактивной системы залпового огня «Смерч»

Боевая машина 9А52-2 на доработанном шасси грузового автомобиля МАЗ-543М, 2016 год на форуме «Армия-2016»
Шасси МАЗ-79111 (9А52)
МАЗ-543М (9А52-2), КамАЗ-6350
История
Страна-разработчик
Годы эксплуатации 1987 — наши дни
Размеры
Масса без снарядов и расчета 33 700 кг
Масса в боевом положении 43 700 кг
Длина в походном положении 12 370 (9А52)
12 100 (9А52-2) мм
Ширина в походном положении 3050 мм
Высота в походном положении 3050 мм
Вооружение
Калибр 300 мм
Количество направляющих 12
Дальность стрельбы минимальная 20 тыс. м
Дальность стрельбы максимальная 120 тыс. м
Площадь поражения 672 тыс. м²
Максимальный угол возвышения 55 °
Точность (рассеивание) до 0,3 %[1] м
Расчёт БМ 4 чел.
Перевод системы из походного положения в боевое не более 3 мин
Время залпа не более 40 с
Подвижность
Тип двигателя V-12 дизельный Д12А-525А
Мощность двигателя 525 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч
Запас хода по шоссе 900 км
Колёсная формула 8×8
 Смерч на Викискладе

С декабря 2016 года началась замена РСЗО «Смерч» и РСЗО «Град» на РСЗО семейства «Торнадо», где боевые машины в целом сконструированы аналогично предшественникам, но оборудованы навигацией ГЛОНАСС и новой компьютеризированной системой управления огнем.[2][3] ГЛОНАСС также используется в управляемых ракетах для РСЗО Торнадо-С, что подтверждено экспертами Международного Института Стратегических Исследований[4] и производителем.[3]

РСЗО «Смерч» может использовать специальную ракету, которая выпускает над целью БПЛА для разведки и корректировки огня в течение 20-30 минут.[5][6]

  БМ-30 «Смерч», установленная в качестве памятника А. Н. Ганичеву рядом с ГНПП «Сплав», Тула

Реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана в СССР специалистами ТулгосНИИточмаш (затем НПО «Сплав», а ныне АО «НПО „Сплав“», город Тула) под руководством главного конструктора Геннадия Алексеевича Денежкина, а также смежных предприятий. До разработки в 1990 году Китаем WS-1[8] являлась наиболее дальнобойной системой.

Артиллерийская часть монтируется на модифицированном шасси грузового автомобиля МАЗ-79111 или МАЗ-543М. Для Индии был создан вариант боевой машины на базе грузового автомобиля повышенной проходимости Tatra 816 6ZVR8T10x10.1 R/41T.

Подготовка «Смерча» к бою после получения целеуказания занимает три минуты; полный залп производится в течение 38 секунд. После стрельбы батарея готова к маршу через одну минуту, что позволяет оперативно уйти из-под ответного удара противника.

  ТЗМ 9Т234-4 и БМ 9А52-4 из состава РСЗО «Кама»

Дальнобойная реактивная система залпового огня предназначена для поражения на дальних подступах практически любых групповых целей. РСЗО 9К58 за счёт дальности и эффективности близок к тактическим ракетным комплексам. По точности комплекс близок к артиллерийским орудиям. Точность попадания в 2—3 раза превышает аналоги[37]. Залп батареи из шести БМ способен остановить продвижение мотострелковой дивизии[44].

9К58 на шасси МАЗ-543М

РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М

Дальность стрельбы увеличилась с 70 до 90 км, боевой расчёт уменьшился с четырёх до трёх человек, увеличилась автоматизация системы, в частности, топопривязка стала осуществляться в автоматическом режиме через спутниковые системы. Принят на вооружение в 1989 году. Площадь поражения 67,2 Га[37]. Время подготовки к залпу 3 минуты, перезарядки 13 минут[45].

9К58 «Кама»

РСЗО 9К58 «Кама» на шасси КамАЗ-6350

На авиационно-космическом салоне «МАКС-2007» впервые был продемонстрирован опытный образец боевой машины 9А52-4 с шестиствольным пакетом направляющих в составе артиллерийской части, смонтированной на базе четырёхосного полноприводного шасси семейства «КАМАЗ». Использование такой системы позволяет рассредоточенным расчётам вести скоординированный огонь. Основная цель модернизации — повысить мобильность комплекса за счёт снижения веса и габаритов. Предполагается, что это позволит расширить экспортные возможности. Новый вариант опытного образца боевой машины, а также опытный образец транспортно-заряжающей машины были продемонстрированы в 2009 году на выставке вооружений REA-2009 в Нижнем Тагиле (Свердловская область).

9К515 «Торнадо-C»

РСЗО 9К515 «Торнадо-C». На предприятии «Сплав» были созданы РСЗО нового поколения серии «Торнадо».

«Торнадо-C» представляет собой глубокую модернизацию 9К58 «Смерч». Предназначена для поражения на дальних подступах групповых целей (живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника), тактических ракет, зенитных комплексов, вертолетов на стоянках, командных пунктов, узлов связи, военно-промышленной инфраструктуры.

Боевая машина 9А54 оснащена аппаратурой бортового управления и связи (АБУС), автоматизированной системой управления наведением и огнем (АСУНО), наземной аппаратурой потребителей спутниковых навигационных систем (НАП СНС), что позволяет: автоматизированно принимать-передавать информацию с защитой от несанкционированного доступа, отображать информацию на табло и хранить её; автономно осуществлять топопривязку, навигацию и ориентирование боевой машины на местности с отображением на электронной карте; автоматический наводить пакет пусковых направляющих без выхода расчета из кабины с возможностью ручного наведения при необходимости (для защиты личного состава от пороховых газов во время стрельб предусмотрено подача в кабину сжатого воздуха из баллонов).

Оснащена системой автономной коррекции траектории полета реактивных снарядов по углам тангажа и рысканья, осуществляемой по сигналам системы управления газодинамическими устройствами (корректируемые боеприпасы)[46][47][48]. Стабилизация снарядов происходит за счёт их закручивания по пусковым направляющим, и поддерживания в полете раскрывающимися лопастями оперения. При стрельбе залпом рассеивание снарядов не превышает 0,3 % от дальности стрельбы. Для обеспечения целеуказания может использоваться БПЛА (также запускаемый с боевой машины — реактивный снаряд 9М534). Реактивные снаряды могут оснащаться головной частью моноблочного или кассетного типа. Залп одной боевой машины реактивными снарядами калибра 300 мм, оснащенными кассетной головной частью с 72 кумулятивно-осколочными элементами, поражает площадь до 67,2 га. Дальность ведения огня до 120 км, в перспективе с возможностью увеличения до 200 км.

Время свёртывания и покидания огневой позиции боевой машиной комплекса БМ 9А54 после залпа составляет около 1 минуты. Экипаж боевой машины сокращён до 3 человек.

Может поражать цели как залпом, так и одиночными высокоточными ракетами, и по сути, стала универсальной тактической ракетной системой. Также Торнадо-С может использовать корректируемые боеприпасы[12][49].

Состав РСЗО 9К515 «Торнадо-С»:

  • боевая машина (БМ) 9А54;
  • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т255;
  • учебно-тренировочный комплекс, средства автоматической системы управления огнем (АСУНО), автомобиль топографической привязки (топопривязчик) и метеорологическая машина.

Разработчик: АО НПО «Сплав» (г. Тула), ЗАО «СКБ» ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь). Изготовитель (капитальный ремонт и модернизация) БМ и ТЗМ: ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь).

На вооружение начало поступать с конца 2016 года[50][51]. В ноябре 2016 г. были проведены испытания на полигоне Капустин Яр[52].

Варианты боевых машин

  9А52-2Т РСЗО на шасси Tatra в параде ВС Индии (на направляющие установлены декоративные конусовидные колпачки)
  • 9А52 — базовый вариант на шасси МАЗ-79111
  • 9А52Б — боевая машина автоматизированной системы управления формированиями РСЗО 9К58Б
  • 9А52-2 — боевая машина на шасси МАЗ-543М комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2К — командирская боевая машина на шасси МАЗ-543М модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2Т — боевая машина на шасси Tatra модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-4 — облегчённая боевая машина РСЗО «Кама» на шасси КамАЗ
  • 9А53 — боевая машина комплекса РСЗО 9К512 «Ураган-1М» с установленным транспортно-пусковым контейнером с 300-мм реактивными снарядами.
  • 9А54 — боевая машина модернизированной системы 9К515 «Торнадо-С»

Варианты транспортно-заряжающих машин

  • 9Т234 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52 на шасси МАЗ-79112
  • 9Т234-2 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2 на шасси МАЗ-543А[53]
  • 9Т234-2Т — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2Т на шасси Tatra
  • 9Т234-4 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-4 на шасси КамАЗ
  • 9Т255 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А54

ru-wiki.org

Смерч (РСЗО) — википедия орг

РСЗО 9К58 «Смерч» — советская и российская реактивная система залпового огня калибра 300 мм.

Боевая машина 9А52-2 реактивной системы залпового огня «Смерч»

Боевая машина 9А52-2 на доработанном шасси грузового автомобиля МАЗ-543М, 2016 год на форуме «Армия-2016»
Шасси МАЗ-79111 (9А52)
МАЗ-543М (9А52-2), КамАЗ-6350
История
Страна-разработчик
Годы эксплуатации 1987 — наши дни
Размеры
Масса без снарядов и расчета 33 700 кг
Масса в боевом положении 43 700 кг
Длина в походном положении 12 370 (9А52)
12 100 (9А52-2) мм
Ширина в походном положении 3050 мм
Высота в походном положении 3050 мм
Вооружение
Калибр 300 мм
Количество направляющих 12
Дальность стрельбы минимальная 20 тыс. м
Дальность стрельбы максимальная 120 тыс. м
Площадь поражения 672 тыс. м²
Максимальный угол возвышения 55 °
Точность (рассеивание) до 0,3 %[1] м
Расчёт БМ 4 чел.
Перевод системы из походного положения в боевое не более 3 мин
Время залпа не более 40 с
Подвижность
Тип двигателя V-12 дизельный Д12А-525А
Мощность двигателя 525 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч
Запас хода по шоссе 900 км
Колёсная формула 8×8
 Смерч на Викискладе

С декабря 2016 года началась замена РСЗО «Смерч» и РСЗО «Град» на РСЗО семейства «Торнадо», где боевые машины в целом сконструированы аналогично предшественникам, но оборудованы навигацией ГЛОНАСС и новой компьютеризированной системой управления огнем.[2][3] ГЛОНАСС также используется в управляемых ракетах для РСЗО Торнадо-С, что подтверждено экспертами Международного Института Стратегических Исследований[4] и производителем.[3]

РСЗО «Смерч» может использовать специальную ракету, которая выпускает над целью БПЛА для разведки и корректировки огня в течение 20-30 минут.[5][6]

  БМ-30 «Смерч», установленная в качестве памятника А. Н. Ганичеву рядом с ГНПП «Сплав», Тула

Реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана в СССР специалистами ТулгосНИИточмаш (затем НПО «Сплав», а ныне АО «НПО „Сплав“», город Тула) под руководством главного конструктора Геннадия Алексеевича Денежкина, а также смежных предприятий. До разработки в 1990 году Китаем WS-1[8] являлась наиболее дальнобойной системой.

Артиллерийская часть монтируется на модифицированном шасси грузового автомобиля МАЗ-79111 или МАЗ-543М. Для Индии был создан вариант боевой машины на базе грузового автомобиля повышенной проходимости Tatra 816 6ZVR8T10x10.1 R/41T.

Подготовка «Смерча» к бою после получения целеуказания занимает три минуты; полный залп производится в течение 38 секунд. После стрельбы батарея готова к маршу через одну минуту, что позволяет оперативно уйти из-под ответного удара противника.

  ТЗМ 9Т234-4 и БМ 9А52-4 из состава РСЗО «Кама»

Дальнобойная реактивная система залпового огня предназначена для поражения на дальних подступах практически любых групповых целей. РСЗО 9К58 за счёт дальности и эффективности близок к тактическим ракетным комплексам. По точности комплекс близок к артиллерийским орудиям. Точность попадания в 2—3 раза превышает аналоги[37]. Залп батареи из шести БМ способен остановить продвижение мотострелковой дивизии[44].

9К58 на шасси МАЗ-543М

РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М

Дальность стрельбы увеличилась с 70 до 90 км, боевой расчёт уменьшился с четырёх до трёх человек, увеличилась автоматизация системы, в частности, топопривязка стала осуществляться в автоматическом режиме через спутниковые системы. Принят на вооружение в 1989 году. Площадь поражения 67,2 Га[37]. Время подготовки к залпу 3 минуты, перезарядки 13 минут[45].

9К58 «Кама»

РСЗО 9К58 «Кама» на шасси КамАЗ-6350

На авиационно-космическом салоне «МАКС-2007» впервые был продемонстрирован опытный образец боевой машины 9А52-4 с шестиствольным пакетом направляющих в составе артиллерийской части, смонтированной на базе четырёхосного полноприводного шасси семейства «КАМАЗ». Использование такой системы позволяет рассредоточенным расчётам вести скоординированный огонь. Основная цель модернизации — повысить мобильность комплекса за счёт снижения веса и габаритов. Предполагается, что это позволит расширить экспортные возможности. Новый вариант опытного образца боевой машины, а также опытный образец транспортно-заряжающей машины были продемонстрированы в 2009 году на выставке вооружений REA-2009 в Нижнем Тагиле (Свердловская область).

9К515 «Торнадо-C»

РСЗО 9К515 «Торнадо-C». На предприятии «Сплав» были созданы РСЗО нового поколения серии «Торнадо».

«Торнадо-C» представляет собой глубокую модернизацию 9К58 «Смерч». Предназначена для поражения на дальних подступах групповых целей (живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника), тактических ракет, зенитных комплексов, вертолетов на стоянках, командных пунктов, узлов связи, военно-промышленной инфраструктуры.

Боевая машина 9А54 оснащена аппаратурой бортового управления и связи (АБУС), автоматизированной системой управления наведением и огнем (АСУНО), наземной аппаратурой потребителей спутниковых навигационных систем (НАП СНС), что позволяет: автоматизированно принимать-передавать информацию с защитой от несанкционированного доступа, отображать информацию на табло и хранить её; автономно осуществлять топопривязку, навигацию и ориентирование боевой машины на местности с отображением на электронной карте; автоматический наводить пакет пусковых направляющих без выхода расчета из кабины с возможностью ручного наведения при необходимости (для защиты личного состава от пороховых газов во время стрельб предусмотрено подача в кабину сжатого воздуха из баллонов).

Оснащена системой автономной коррекции траектории полета реактивных снарядов по углам тангажа и рысканья, осуществляемой по сигналам системы управления газодинамическими устройствами (корректируемые боеприпасы)[46][47][48]. Стабилизация снарядов происходит за счёт их закручивания по пусковым направляющим, и поддерживания в полете раскрывающимися лопастями оперения. При стрельбе залпом рассеивание снарядов не превышает 0,3 % от дальности стрельбы. Для обеспечения целеуказания может использоваться БПЛА (также запускаемый с боевой машины — реактивный снаряд 9М534). Реактивные снаряды могут оснащаться головной частью моноблочного или кассетного типа. Залп одной боевой машины реактивными снарядами калибра 300 мм, оснащенными кассетной головной частью с 72 кумулятивно-осколочными элементами, поражает площадь до 67,2 га. Дальность ведения огня до 120 км, в перспективе с возможностью увеличения до 200 км.

Время свёртывания и покидания огневой позиции боевой машиной комплекса БМ 9А54 после залпа составляет около 1 минуты. Экипаж боевой машины сокращён до 3 человек.

Может поражать цели как залпом, так и одиночными высокоточными ракетами, и по сути, стала универсальной тактической ракетной системой. Также Торнадо-С может использовать корректируемые боеприпасы[12][49].

Состав РСЗО 9К515 «Торнадо-С»:

  • боевая машина (БМ) 9А54;
  • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т255;
  • учебно-тренировочный комплекс, средства автоматической системы управления огнем (АСУНО), автомобиль топографической привязки (топопривязчик) и метеорологическая машина.

Разработчик: АО НПО «Сплав» (г. Тула), ЗАО «СКБ» ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь). Изготовитель (капитальный ремонт и модернизация) БМ и ТЗМ: ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь).

На вооружение начало поступать с конца 2016 года[50][51]. В ноябре 2016 г. были проведены испытания на полигоне Капустин Яр[52].

Варианты боевых машин

  9А52-2Т РСЗО на шасси Tatra в параде ВС Индии (на направляющие установлены декоративные конусовидные колпачки)
  • 9А52 — базовый вариант на шасси МАЗ-79111
  • 9А52Б — боевая машина автоматизированной системы управления формированиями РСЗО 9К58Б
  • 9А52-2 — боевая машина на шасси МАЗ-543М комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2К — командирская боевая машина на шасси МАЗ-543М модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2Т — боевая машина на шасси Tatra модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-4 — облегчённая боевая машина РСЗО «Кама» на шасси КамАЗ
  • 9А53 — боевая машина комплекса РСЗО 9К512 «Ураган-1М» с установленным транспортно-пусковым контейнером с 300-мм реактивными снарядами.
  • 9А54 — боевая машина модернизированной системы 9К515 «Торнадо-С»

Варианты транспортно-заряжающих машин

  • 9Т234 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52 на шасси МАЗ-79112
  • 9Т234-2 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2 на шасси МАЗ-543А[53]
  • 9Т234-2Т — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2Т на шасси Tatra
  • 9Т234-4 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-4 на шасси КамАЗ
  • 9Т255 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А54

www-wikipediya.ru

Смерч (РСЗО) - это... Что такое Смерч (РСЗО)?

Боевая машина 9А52-2 реактивной системы залпового огня "Смерч"
Боевая машина 9А52-2 на доработанном шасси грузового автомобиля МАЗ-543М, Парад Победы-2010
Шасси МАЗ-79111 (9А52)
МАЗ-543М (9А52-2)
История
Страна-разработчик
Год(ы) эксплуатации 1987 — наши дни
Размеры
Масса без снарядов и расчета, кг 33700
Масса в боевом положении, кг 43700
Длина в походном положении, мм 12370 (9А52)
12100 (9А52-2, 9А52-3)
Ширина в походном положении, мм 3050
Высота в походном положении, мм 3050 (9А52, 9А52-2)
3220 (9А52-3)
Вооружение
Количество направляющих 12 (9А52, 9А52-2)
4 (9А52-3)
6 (9А52-4)
Дальность стрельбы минимальная, м 20000
Дальность стрельбы максимальная, м 90000
Площадь поражения, м² 672000
Максимальный угол возвышения, град 55
Точность (рассеивание), м 0,21 %[1]
Расчёт БМ, чел. 3
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин. 3
Время залпа, с не более 40 (9А52, 9А52-2)
не более 12 (9А52-3)
Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин. 2,83
Подвижность
Тип двигателя V-12 дизельный Д12А-525А
Мощность двигателя, л.с. 525
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 (9А52, 9А52-3)
65 (9А52-2)
Запас хода по шоссе, км 900 (9А52)
850 (9А52-2, 9А52-3)
Колёсная формула 8x8

РСЗО 9К58 «Смерч» — советская реактивная система залпового огня калибра 300 мм.

История создания

БМ-30 Смерч, установленная в качестве памятника А. Н. Ганичеву рядом с ГНПП Сплав, Тула

Реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана в СССР специалистами ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (затем НПО «Сплав», а ныне ФГУП «ГНПП „Сплав“», г. Тула), а также смежных предприятий. До разработки в 1990 году Китаем WS-1[2] являлась наиболее дальнобойной системой.

Артиллерийская часть монтируется на модифицированном шасси грузового автомобиля МАЗ-7911 или МАЗ-543М повышенной проходимости[3]. Также для индийской стороны был создан вариант боевой машины на базе грузового автомобиля повышенной проходимости Tatra 816 6ZVR8T10x10.1 R/41T[4].

Подготовка к бою «Смерча» после получения целеуказания занимает всего три минуты. Полный залп — тридцать восемь секунд. А уже через минуту машина снимается с места, поэтому система практически неуязвима для ответного огня противника.

Боеприпасы

  • 9М55К — 300-мм реактивный снаряд с кассетной головной частью (ГЧ) 9Н139 с осколочными боевыми элементами (ОБЭ) 9Н235. Содержит 72 боевых элемента (БЭ), несущих 6912 готовых тяжёлых осколков, предназначенных для поражения небронированной техники, и 25920 готовых лёгких осколков, предназначенных для поражения живой силы противника в местах их сосредоточения; всего — до 32832 осколков.Площадь поражения элемента 300-1100 м².Бронепробиваемость на дистанции 10 м 5-7 мм, на дистанции 100 м- 1-3 мм. В 16 снарядах содержится 525312 готовых осколков. Наиболее эффективен на открытой местности, в степи и пустыне. Cерийное производство 9М55К9М55К-ИН — c инертным снаряжением БЭ) начато в 1987 году . Поставлялся в Алжир и Индию.
  • 9М55К1 — реактивный снаряд с кассетной ГЧ (КГЧ) 9Н142 с самоприцеливающимися боевыми элементами (СПБЭ). Кассетная ГЧ несёт 5 СПБЭ «Мотив-3М» (9Н349)[5], оснащённых двухдиапазонными инфракрасными координаторами, ищущими цель под углом 30°. Каждый из них способен пробить под углом в 30° с высоты 100 метров броню в 70 мм[6]. Подходит для применения на открытой местности, в степи и пустыне, почти невозможно использование в лесу, затруднено использование в городе. Предназначен для поражения сверху группировок бронетехники и танков. Испытания завершены в 1994 году. Поставлялся в Алжир.
  • 9М55К4 — реактивный снаряд с КГЧ 9Н539 для противотанкового минирования местности. Каждый снаряд содержит 25 противотанковых мин «ПТМ-3» с электронным неконтактным взрывателем, всего в одном залпе установки — 300 противотанковых мин. Предназначен для оперативной дистанционной постановки противотанковых минных полей перед подразделениями боевой техники противника, находящимися на рубеже атаки, или в районе их сосредоточения.
  • 9М55К5 — реактивный снаряд с КГЧ 9Н176 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами (КОБЭ). Кассетная ГЧ содержит 646 боевых элементов массой по 240 г, имеющих цилиндрическую форму. По нормали способны пробивать до 120 мм гомогенной брони. Максимально эффективен против мотопехоты на марше, находящейся в БТР и БМП. Всего в 16 снарядах содержится 10336 боевых элементов. Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы и легкобронированной военной техники.
  • 9М55Ф — реактивный снаряд с отделяемой осколочно-фугасной ГЧ. Предназначен для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной военной техники в местах их сосредоточения, для разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов инфраструктуры. На вооружение Российской армии принят в 1992 году, а с 1999 года находится в серийном производстве. Поставлялся в Индию.
  • 9М55С — реактивный снаряд с термобарической ГЧ 9М216 «Волнение». Взрыв одного снаряда создаёт термическое поле диаметром не менее 25 м (в зависимости от рельефа местности). Температура поля — свыше 1000 °C, время существования — не менее 1,4 с.[7] Предназначен для поражения живой силы, открытой и укрытой в фортификационных сооружениях открытого типа и объектах небронированной и легкобронированной военной техники. Максимально эффективен в степи и пустыне, городе, расположенном на нехолмистой местности. Испытания боеприпаса были закончены в 2004 году. Приказом Президента РФ № 1288 от 7 октября 2004 года 9М55С принят на вооружение Российской армии.
  • 9М528 — реактивный снаряд с осколочно-фугасной ГЧ. Взрыватель контактный, мгновенного и замедленного действия. Предназначен для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной военной техники в местах их сосредоточения, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов инфраструктуры.
  • 9М534 — опытный реактивный снаряд с малогабаритным разведывательным беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) типа «Типчак». Предназначен для ведения оперативной разведки целей в течение двадцати минут. В районе цели БПЛА опускается на парашюте, сканируя при этом обстановку и передавая информацию по координатам разведанных целей на комплекс управления на расстояние до 70 км, для оперативного принятия решения на уничтожение доразведанного объекта.

Основные ТТХ указанных выше реактивных боеприпасов смотрите в таблице:

Обозначение
снаряда
9М55К 9М55К1 9М55К4 9М55К5 9М55Ф 9М55С 9М528 9М534
Тип ГЧ Кассетная Отделяемая
осколочно-фугасная
Термобарическая Осколочно-фугасная С БПЛА-разведчиком
Тип БЭ Осколочные 9Н235 Самоприцеливающиеся
9Н142 «Мотив-3М»
Противотанковые мины
«ПТМ-3»
Кумулятивно-осколочные
Масса снаряда, кг 800 810 800 815 815
Длина снаряда, мм 7600 неизвестно
Масса ГЧ, кг 243 258 243 258 243
Длина ГЧ, мм 2049 неизвестно 2049 2049 неизвестно 2049
Количество БЭ, шт 72 5 25 646
Масса БЭ (БПЛА), кг 1,75 15 4,85 0,24 40
Габариты БЭ, мм 69×263 284×255×186 330x84x84 43×118 200 (фюзюляж)
Масса взрывчатого вещества
(смеси) БЭ (ГЧ), кг
0,32 4,5 1,85 0,035 (0,046) 95 100 95
Характеристики
поражающих элементов
Готовые осколки:
* 96 шт. по 4,5 г
* 360 шт. по 0,75 г
Бронепробиваемость[8]:
70 мм гомогенной брони
Бронепробиваемость:
120 мм
гомогенной брони
(по нормали)
Готовые осколки:
1100 шт. по 50 г
Диаметр поля
с Т>1000°С: 25 м
Длительность поля:
1,44 с
Готовые осколки:
800 шт. по 50 г
Время полета: 20 мин
Высота полета: 500 м
Площадь обзора: 25 км²
Дальность передачи: 70 км
Время самоликвидации БЭ (ГЧ) 110 с 60 с 16-24 часа 130-260 с 110..160 с
Дальность стрельбы, м:
* максимальная
* минимальная

70 000
20 000

70 000
25 000

90 000
25 000

90 000
20 000

Оценка системы

БМ 9А52-2 РСЗО «Смерч» в походном положении.

На вооружении

  •  Азербайджан — 12 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[9]. Поставлены из Украины в 2004—2005 годах[10]
  •  Алжир — 18 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[11]
  •  Белоруссия — 40 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[12]
  •  Венесуэла — 12 единиц 9А52 заказано в 2009 году[13]
  •  Грузия — 3 комплекса «Смерч» поставлены из Украины[14]
  •  Индия — 42 комплекса «Смерч-М» по состоянию на 2009 год[сн 1][15]
  •  Казахстан — 6-15 единиц на 2010 год
  •  КНР — производит копию РСЗО на своём шасси. (Информация на 2007 год).[16]
  •  Кувейт — 27 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[17]
  •  ОАЭ — 6 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[18]
  •  Перу — по данным ОАО «Мотовилихинские заводы»[19] поставлено 10 РСЗО «Смерч». По другой информации 25 РСЗО поставлено в 1998 году из Белоруссии, (возможно реэкспорт из России)[20][21]
  •  Россия — 106 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[22]
  •  Туркмения — от 6 до 8 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[23][24]
  •  Украина — 80 единиц 9А52, по состоянию на 2010 год[25], всего поставлено 95 РСЗО «Смерч»[19]

Экспорт

В 2008—2010 гг. предусмотрены экспортные поставки в Индию еще 18 единиц РСЗО «Смерч»[26]. Ожидается, что Венесуэла купит у России реактивную систему залпового огня «Смерч». 6 декабря 2010 года источник в Южном военном округе подтвердил Интерфаксу-АВН, что «В составе российской 4-й военной базы, дислоцирующейся в республике Абхазия, имеется дивизион РСЗО „Смерч“, который является штатным подразделением соединения (базы)».

Экспортная стоимость РСЗО «Смерч-М» составляет порядка 12,5 млн долларов США[27].

Модернизация

ТЗМ 9Т234-4 и БМ 9А52-4 из состава РСЗО «Кама»

РСЗО

  • РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М

Дальность стрельбы увеличилась с 70 до 90 км, боевой расчёт уменьшился с четырёх до трёх человек, увеличилась автоматизация системы, в частности, топопривязка стала осуществляться в автоматическом режиме через спутниковые системы.

  • РСЗО 9К58 «Кама» на основе КамАЗ-6350

На авиационно-космическом салоне «МАКС-2007» впервые был продемонстрирован опытный образец боевой машины 9А52-4 с шестиствольным пакетом направляющих в составе артиллерийской части, смонтированной на базе четырёхосного полноприводного шасси семейства «КАМАЗ». Использование такой системы позволяет рассредоточенным расчётам вести скоординированный огонь. Основная цель модернизации — повысить мобильность комплекса за счёт снижения веса и габаритов. Предполагается, что это позволит расширить экспортные возможности. Новый вариант опытного образца боевой машины, а также опытный образец транспортно-заряжающей машины были продемонстрированы в 2009 г на выставке вооружений REA-2009 в Нижнем Тагиле (Свердловская область).

  • РСЗО 9К515 «Торнадо-C»

В настоящее время на предприятии «Сплав» создается РСЗО нового поколения — «Торнадо». Автоматизация стрельбы достигнет такого уровня, что установка сможет покидать позицию ещё до того, как снаряд достигнет цели. Достоверной информации о ней нет, но предполагается, что «Торнадо» сможет поражать цели как залпом, так и одиночными высокоточными ракетами, и по сути, станет универсальной тактической ракетной системой.

Варианты боевых машин

  • 9А52 — базовый вариант на шасси МАЗ-79111
  • 9А52Б — боевая машина автоматизированной системы управления формированиями РСЗО 9К58Б
  • 9А52-1 — опытная модификация на шасси МАЗ-543М
  • 9А52-2 — боевая машина на шасси МАЗ-543М комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2А — боевая машина на шасси МАЗ-543М с установкой аппаратуры передачи данных Т-237 и автоматизированной системы управления огнём «Багет-41»
  • 9А52-2ВТ — боевая машина на шасси МАЗ-543М с дополнительно установленными системами АСУНО, АБУС и АПП модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2К — командирская боевая машина на шасси МАЗ-543М модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2Т — боевая машина на шасси Tatra модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-3 — опытная облегчённая модификация боевой машины на шасси МАЗ-543М с чертырьмя направляющими комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-4 — облегчённая боевая машина РСЗО «Кама» на шасси КамАЗ
  • 9А54 — боевая машина модернизированной системы 9К515 «Торнадо-С»

Варианты транспортно-заряжающих машин

  • 9Т234 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52 на шасси МАЗ-79112
  • 9Т234-1 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-1
  • 9Т234-2 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2 и 9А52-3 на шасси МАЗ-543А
  • 9Т234-2Т — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2Т на шасси Tatra
  • 9Т234-4 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-4 на шасси КамАЗ
  • 9Т255 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А54

Интересные факты

  • По оценкам журнала «Джейнс дефенс уикли», стоимость одного залпа из двенадцати стволов составляет 1,68 миллиона долларов[28]
  • В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033», гнездо черных уничтожается именно с помощью РСЗО «Смерч».

Примечания

Сноски

  1. В 2009 поставлено 38 Смерч-М по контракту 2005,+ 4 из 18 по контракту от 2007.

Литература

  • 9А52.00.000ТО Боевая машина 9А52. Техническое описание. — Пермь, 1983. — 100 с.
  • 9А52-3.00.000ТО-Э Боевая машина 9А52-3. Техническое описание. — Пермь, 1983. — 96 с.
  • 9А52-2Т.00.000ВП Изделие 9А52-2Т. Ведомость покупных изделий. — Пермь, 2008. — С. 1. — 107 с.

Ссылки

См. также

Артиллерия резерва
Верховного
Главнокомандования Зенитная артиллерия Морская артиллерия Корабельная
артиллерия Береговая
артиллерия

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *