Самолет — СМ-92Т Турбо-Финист
СМ-92Т «Турбо-Финист» является более совершенной модификацией самолета СМ-92, он оснащен турбовинтовым двигателем М-601F мощностью 750 л.с. и воздушным винтом V508E/99B. Это легкий многоцелевой самолет.
Назначение | Интерьер | |
Многоцелевой СМ-92Т «Турбо-финист» предназначен для перевозки 6 пассажиров с багажом, перевозки грузов, десантирования парашютистов, воздушного патрулирования, фэрофотосъемки, мониторинга, поисково-спасательных операций, перевозки двух носилочных больных в сопровождении двух медработников в санитарном варианте, для обучения и тренировки летчиков, буксировки спортивных планеров | Интерьер кабины самолета оснащен по требованию заказчика системой вентиляции и отопления, различным бортовым оборудованием, что обеспечивает комфорт пилоту м пассажирам. Салон самолета имеет декоративную отделку стен и потолка, ковровое покрытие на полу. Элементы интерьера выполнены о индивидуальному заказу. Подробнее | |
Дополнительное оборудование | Технические характеристики | |
Самолет может быть оснащен дополнительным оборудованием для десантирования, автопилотом, метео-локатором, кислородной системой, противообледенительной системой, санитарным оборудованием, подвесным грузовым контейнером, дополнительными топливными баками. Возможна установка различного вида шасси: амфибийного, поплавкового, лыжного. Подробнее | Длина самолета — 9,97 м.; высота самолета — 3,15 м.; размах крыла без доп. баков — 14,60 м.; колея шасси — 3,84 — 4,18 м. Самолет оснащен турбиновым двигателем «Walter» M-601F мощностью 580 кВт (780 л.с.), воздушным винтом V-508E/99B. Вид используемого топлива: авиационный керосин ТС-1, Т-1, Jet A-1. Подробнее |
sm-92t.ru
СМ-92 Финист Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Финист.СМ-92 «Финист» — многоцелевой транспортный легкомоторный самолет, спроектированный фирмой Техноавиа. Производится Смоленским авиационным заводом.
История
Первый полет прототипа состоялся 28 декабря 1993 года спустя полтора года с начала работ над проектом.
Самолёт СМ-92 — цельнометаллический высокоплан. Силовая установка состоит из воздушного винта и двигателя М-14П[1] (позднее — М-14Х[2]). Доступ в салон осуществляется через грузопассажирскую дверь, находящуюся на левом борту фюзеляжа. При открывании она сдвигается назад, открывая проём размером 1100×1200 мм.
В 1995 году на СМ-92 был осуществлён кругосветный перелёт, в ходе которого пройдено около 30 тысяч километров за 160 часов[1].
СМ-92, в целом хоть и показал себя перспективной разработкой, долгое время не мог пройти сертификацию. Плюс к этому устанавливающийся на машину бензиновый двигатель М-14 (альтернативы которому в России не производилось[3]) имел недостаточную мощность для самолётов подобного типа. А для установки подходящего зарубежного двигателя с последующей сертификацией у фирмы «Техноавиа» не хватало средств. Поэтому разработчики были вынуждены продать проект сторонней фирме с условием совместной сертификации. За работу взялась словацкая авиастроительная компания «Aerotech Slovakia», которая в итоге сертифицировала СМ-92 по европейским нормам, установив на него двигатель Walter M-601 [4]. Словацкий SMG-92 Turbo Finist совершил первый полёт 6 ноября 2000 года.
В настоящее время АО «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ» разрабатывает отечественный двигатель ТВ-500С мощностью 630 л.с., которым будет оснащаться самолеты СМ-92Т.[5]
Модификации
- СМ-92 — базовая модель.
- СМ-92П — модификация для Пограничной службы РФ. Выпущено 5 единиц[2].
- СМ-92Т — модификация с двигателем Walter M-601F (780 л.с.)
- SMG-92 Turbo Finist — модификация с двигателем Walter M-601D2, производимая фирмой Aerotech Slovakia. Часть выпущенных ранее СМ-92 были дооборудованы до этой модификации.
- Zlín Z-400 — чешский многоцелевой самолёт на базе СМ-92 с двигателем Orenda OE600A. Построен 1 прототип. Первый полёт 23 мая 2002 года. В настоящее время проект приостановлен
Лётно-технические характеристики (СМ-92Т «Турбо-Финист»)
Приборная панель СМ-92ТИсточник данных: Сайт ОАО «Смоленский авиационный завод»[7]
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 325 км/ч
- Крейсерская скорость: 190-210 км/ч
- Скорость сваливания: 108 км/ч
- Практическая дальность: 880 км
- Скороподъёмность: 6,8 м/с
- Длина разбега: 340 м
- Длина пробега: 530 м (580 м без реверса тяги)
Потери
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
13.02.1999 | около Орла | 4/4 | Вероятная причина катастрофы — обледенение. Погибли два пилота и пассажиры[8]. | |
13.12.2009 | близ Калачёво | 8/8 | Свалился в штопор во время набора высоты из-за перегруза. Пилот и 7 парашютистов погибли[9] |
Операторы
Примечания
Литература
- Александр Лягушкин. Незаменимый «Финист» (рус.) // Самолёты мира. — М., 1997. — № 3-4. — С. 36-41.
Ссылки
wikiredia.ru
Летно-технические характеристики — Самолет — Сайт СМ-92Т Турбо-Финист
- Самолет
- Лётно-технические характеристики
Общие данные | |
Длина самолета, м | 9,974 |
Высота на стоянке, м | 3,15 |
Высота в линии полета, м | 4,182 |
База шасси, м | 6,46 |
Минимальный радиус разворота на земле (по внешнему концу крыла), м | 9,2 |
Фюзеляж | |
Общая длина, м | 8,58 |
Максимальная ширина, м | 1,38 |
Максимальная высота, м | 1,65 |
Длина пассажирского салона, м (с кабиной летчика и багажным отсеком) | 3,40 |
Ширина пассажирского салона, м | 1,26 |
Высота пассажирского салона, м | 1,2 |
Габариты грузовой двери (ширина х высота), м | 1,2х1,1 |
Крыло | |
Размах крыла, м | 14,6 |
Геометрическая площадь, м2 | 20,4 |
Длина САХ, м | 1,40 |
Закрылки | ||
Общая площадь двух закрылков, м2 | 3,22 | |
Размах, м | 3,62 | |
Хорда, м | 0,445 | |
Углы отклонения, град | на взлете | на посадке |
20°+1 | 40°+1 |
Вертикальное оперение | |
Высота, м | 2,50 |
Площадь, м2 | 3,76 |
Площадь руля направления, м2 | 1,63 |
Углы отклонения руля, град | 15° ±1 |
Горизонтальное оперение | ||
Размах, м | 5,53 | |
Площадь, м2 | 6,64 | |
Угол отклонения руля высоты, град | вверх | вниз |
15°+1 | 31°+1 |
Шасси | |
Колея на стоянке, м | 3,84-4,18 |
База на стоянке, м | 6,46 |
Обозначение и размеры основных колес, м | Cleveland 40-179А 0,736х0,279 |
Обозначение и размеры хвостового колеса, м | К- 44-1 0,400х0,150 |
Развал основных колес, град | 4° |
Характеристики | |
Максимальная взлетная и посадочная масса, кг | 3000 |
Масса пустого самолета, кг | 1650 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 900 |
Максимальная масса топлива, кг(л.) | 608(780) |
Масса масла, кг | 9 |
Характеристики | |||
Допустимый диапазон центровок при взлете, в полете и на посадке | предельная передняя, % САХ | предельная задняя, % САХ | Допустимые углы крена — от |
25 | 40 | + 60° до-60° | |
Центровка пустого самолета, % САХ | 30 (+1/-2) |
Скорости полета | |
Максимальная скорость горизонтального полета, км/час | 325 |
Максимальная крейсерская скорость, км/час | 310 |
Наивыгоднейшая скорость набора высоты, км/час | 170-180 |
Наивыгоднейшая скорость полета на дальность, км/час | 190-210 |
Скорость сваливания в посадочной конфигурации при макс. взлетной массе, км/час | 108 |
Набор высоты и снижение | |
Скороподъемность на Н=500 м, режим двигателя максимальный длительный, м/с | 6,8 |
Время набора высоты от 500 м до 3000 м с максимальной взлетной массой, мин | 7,5 |
Время снижения с высоты 4 км на скорости 250 км/час, мин | 4 |
Вертикальная скорость планирования с зафлюгированным винтом, V=1.3VS, не более, м/с | 4 |
Дальность и продолжительность полета | |
Практическая дальность полета на высоте 3000 м. на максимальной приборной скорости 260 км/ч с максимальным запасом топлива (608 кг) и коммерческой нагрузкой 656 кг с учетом АНЗ на 45 минут полета, км | 775 |
Практическая дальность полета на высоте 3000 м. на режиме максимальной дальности на приборной скорости 205 км/ч максимальным запасом топлива (608 кг) и коммерческой нагрузкой 656 кг с учетом АНЗ на 45 минут полета, км | 880 |
Характеристики | |
Длина разбега (G=3000 кг, МСА, Н=0, безветрие), м | 340 |
Длина пробега (G=3000 кг, МСА, Н=0, безветрие) с применением реверса тяги, м | 530 |
без применением реверса тяги, м | 580 |
Характеристики | |
Максимальная высота полета с пассажирами на борту, м | 3000 |
Максимальная высота аэродрома над уровнем моря, м | 1000 |
пределы изменения температуры наружного воздуха при эксплуатации, °С от | — 15 до +30 |
Полеты на самолете СМ-92Т «Турбо-Финист» могут выполняться: в простых метеоусловиях, днем по Правилам визуальных полетов, в том числе над водным пространством в соответствии с положениями ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», 2008 г.
Авиационный турбовинтовой двигатель WALTER М-601F является двухвальным двигателем со свободной приводной турбиной и обратным потоком воздуха и газов.
Характеристики | ||
Изготовитель двигателя | General Electric Aviation Czech, Чехия | |
Мощность, кВт (л.с.) | 580 (780) | |
Сертификат типа | № СТ 120-Д от 06.06.1997 г. | |
Тип | двухвальный турбовинтовой | |
Ресурсные данные | Ресурс до первого ремонта | межремонтный ресурс |
3000 летных часов / 5 лет | 2000 летных часов / 5 лет |
Воздушный винт V508Е/99В – трехлопастный, гидравлически управляемый, постоянных оборотов, с реверсом и флюгированием, ограничителем оборотов, механическим управлением в реверсном режиме и плавным изменением углов установки лопастей во всем диапазоне, оснащен электрической противообледенительной системой.
Характеристики | ||
Изготовитель винта | AVIA PROPELLER, Чехия | |
Сертификат типа | СТ262-ВВ от 22.01.2007 г. | |
Тип | тянущий, флюгируемый, трехлопастной, реверсивный, изменяемого шага | |
Ресурсные данные | назначенный ресурс | ресурс до первого ремонта |
8000 л.ч | 2000 летных часов / 6 лет | |
Диаметр винта | 2500 мм |
Топливо | Масло |
|
|
sm-92t.ru
Самолет СМ-92Т Финист
- Подробности
- Категория: Гражданские самолеты
- Опубликовано: 13.03.2017
СМ-92 Т «Финист» — многоцелевое воздушное транспортное судно первый раз поднялось в небо в 1993 году. Базовая модель легкомоторного самолета создана по заказу компании НКФ АО Техноавиа на смоленском авиационном заводе. В ноябре 2000 года самолет совершил первый вылет.
- Назначение
- Конструкция
- Силовая установка
- Технические характеристики
Предназначение
Финист, по замыслам Техноавиа, позиционировался как:
- пассажирский
- десантный
- сельскохозяйственный
- санитарный
- учебный
- транспортный
- самолет для аэро – фотосъемок, поисково-спасательных операций.
Модификация Финиста СМ-92 ТП используется в пограничных войсках РФ в качестве патрульно-боевого варианта службы. На устанавливаемой подвеске можно размещать контейнеры с оружием, небольшие бомбы весом до 500 кг и др. В сдвигаемой двери самолета размещается пулемет крупного калибра на турельной установке для ведения стрельбы.
После оснащения более мощным двигателем его полезная нагрузка возросла. В воздухе он стал себя чувствовать намного уверенней.
Конструкция
Наличие мощного мотора в 750 л. с. дает возможность разбега на коротких дорожках аэродромов и совершать посадку с крутых виражей с применением реверса воздушного винта при полете и приземлении. Конструкция шасси и опоры хвоста позволяет при взлетно-посадочных действиях использовать грунтовые поверхности с низкой прочностью. Возможна установка на креплении лыжного, поплавкового и амфибийно-поплавкого шасси.
class=»eliadunit»>Материалом для фюзеляжа стали алюминиевые сплавы. В носовой части расположены кабина экипажа, грузопассажирское отделение. Цельнометаллическое хвостовое окончание имеет стабилизатор с рулем высоты и киль с направляющим рулем.
СМ-92 Т один из немногих турбовинтовых воздушных судов, обладающих подобными летно-техническими характеристиками. Многофункциональность в использовании «Финиста» и его надежность подтверждает сертификат от Межгосударственной организации МАК, учрежденный бывшими республиками СССР.
Силовая установка
Двигатель М 14П, установленный на базовой модели, не соответствовал по мощности типу самолета. На более сильный мотор у Техноавиа не хватало финансов. Пришлось искать спонсоров и партнеров. Они нашлись в лице фирмы Aerotech Slovakia, которая установила новый двигатель Walter M-601 с более весомыми техническими показателями и помогла пройти сертификацию воздушного транспортного средства в соответствии с международными нормами.
Технические характеристики
Турбо – Финист не имеет неуклюжий вид, несмотря на большие хвост, колеса, размашистые крылья. Перед нами мощное красивое воздушное судно.
- длина 9 800 мм
- высота – 3 180 мм
- размах крыльев – 1 486 мм.
- Максимальный вес загруженного самолета – 2 700 кг.
- Крейсерская скорость 295 км/час при максимальном потолке 315 км/час.
- Полет возможно осуществлять (с дополнительными баками под топливо) до 2 100 км,
- Практическая дальность – 1 330 км.
- Потолок – до 6 000 км.
- Мощность двигателя — 750 л.с.
СМ-92 Т при управлении одним летчиком может забрать на борт шесть человек или 900 кг груза. В санитарном варианте СМ-92 Т может разместить двух больных на носилках и двух санитаров сопровождения.
class=»eliadunit»>tehnorussia.su
СМ-92 Финист — Gpedia, Your Encyclopedia
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2014; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2014; проверки требуют 7 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Финист.СМ-92 «Финист» — многоцелевой транспортный легкомоторный самолет, спроектированный фирмой Техноавиа. Производится Смоленским авиационным заводом.
История
Первый полет прототипа состоялся 28 декабря 1993 года спустя полтора года с начала работ над проектом.
Самолёт СМ-92 — цельнометаллический высокоплан. Силовая установка состоит из воздушного винта и двигателя М-14П[1] (позднее — М-14Х[2]). Доступ в салон осуществляется через грузопассажирскую дверь, находящуюся на левом борту фюзеляжа. При открывании она сдвигается назад, открывая проём размером 1100×1200 мм.
В 1995 году на СМ-92 был осуществлён кругосветный перелёт, в ходе которого пройдено около 30 тысяч километров за 160 часов[1].
СМ-92, в целом хоть и показал себя перспективной разработкой, долгое время не мог пройти сертификацию. Плюс к этому устанавливающийся на машину бензиновый двигатель М-14 (альтернативы которому в России не производилось[3]) имел недостаточную мощность для самолётов подобного типа. А для установки подходящего зарубежного двигателя с последующей сертификацией у фирмы «Техноавиа» не хватало средств. Поэтому разработчики были вынуждены продать проект сторонней фирме с условием совместной сертификации. За работу взялась словацкая авиастроительная компания «Aerotech Slovakia», которая в итоге сертифицировала СМ-92 по европейским нормам, установив на него двигатель Walter M-601[4]. Словацкий SMG-92 Turbo Finist совершил первый полёт 6 ноября 2000 года.
В настоящее время АО «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ» разрабатывает отечественный двигатель ТВ-500С мощностью 630 л.с., которым будет оснащаться самолеты СМ-92Т.[5]
Модификации
- СМ-92 — базовая модель.
- СМ-92П — модификация для Пограничной службы РФ. Выпущено 5 единиц[2].
- СМ-92Т — модификация с двигателем Walter M-601F (780 л.с.)
- SMG-92 Turbo Finist — модификация с двигателем Walter M-601D2, производимая фирмой Aerotech Slovakia. Часть выпущенных ранее СМ-92 были дооборудованы до этой модификации.
- Zlín Z-400 — чешский многоцелевой самолёт на базе СМ-92 с двигателем Orenda OE600A. Построен 1 прототип. Первый полёт 23 мая 2002 года. В настоящее время проект приостановлен[6].
Лётно-технические характеристики (СМ-92Т «Турбо-Финист»)
Приборная панель СМ-92ТИсточник данных: Сайт ОАО «Смоленский авиационный завод»[7]
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 325 км/ч
- Крейсерская скорость: 190-210 км/ч
- Скорость сваливания: 108 км/ч
- Практическая дальность: 880 км
- Скороподъёмность: 6,8 м/с
- Длина разбега: 340 м
- Длина пробега: 530 м (580 м без реверса тяги)
Потери
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
13.02.1999 | около Орла | 4/4 | Вероятная причина катастрофы — обледенение. Погибли два пилота и пассажиры[8]. | |
13.12.2009 | близ Калачёво | 8/8 | Свалился в штопор во время набора высоты из-за перегруза. Пилот и 7 парашютистов погибли[9] |
Операторы
Примечания
Литература
- Александр Лягушкин. Незаменимый «Финист» (рус.) // Самолёты мира. — М., 1997. — № 3-4. — С. 36-41.
Ссылки
www.gpedia.com
СМ-92Т Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Финист.СМ-92 «Финист» — многоцелевой транспортный легкомоторный самолет, спроектированный фирмой Техноавиа. Производится Смоленским авиационным заводом.
История
Первый полет прототипа состоялся 28 декабря 1993 года спустя полтора года с начала работ над проектом.
Самолёт СМ-92 — цельнометаллический высокоплан. Силовая установка состоит из воздушного винта и двигателя М-14П[1] (позднее — М-14Х[2]). Доступ в салон осуществляется через грузопассажирскую дверь, находящуюся на левом борту фюзеляжа. При открывании она сдвигается назад, открывая проём размером 1100×1200 мм.
В 1995 году на СМ-92 был осуществлён кругосветный перелёт, в ходе которого пройдено около 30 тысяч километров за 160 часов[1].
СМ-92, в целом хоть и показал себя перспективной разработкой, долгое время не мог пройти сертификацию. Плюс к этому устанавливающийся на машину бензиновый двигатель М-14 (альтернативы которому в России не производилось[3]) имел недостаточную мощность для самолётов подобного типа. А для установки подходящего зарубежного двигателя с последующей сертификацией у фирмы «Техноавиа» не хватало средств. Поэтому разработчики были вынуждены продать проект сторонней фирме с условием совместной сертификации. За работу взялась словацкая авиастроительная компания «Aerotech Slovakia», которая в итоге сертифицировала СМ-92 по европейским нормам, установив на него двигатель Walter M-601[4]. Словацкий SMG-92 Turbo Finist совершил первый полёт 6 ноября 2000 года.
В настоящее время АО «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ» разрабатывает отечественный двигатель ТВ-500С мощностью 630 л.с., которым будет оснащаться самолеты СМ-92Т.[5]
Модификации
- СМ-92 — базовая модель.
- СМ-92П — модификация для Пограничной службы РФ. Выпущено 5 единиц[2].
- СМ-92Т — модификация с двигателем Walter M-601F (780 л.с.)
- SMG-92 Turbo Finist — модификация с двигателем Walter M-601D2, производимая фирмой Aerotech Slovakia. Часть выпущенных ранее СМ-92 были дооборудованы до этой модификации.
- Zlín Z-400 — чешский многоцелевой самолёт на базе СМ-92 с двигателем Orenda OE600A. Построен 1 прототип. Первый полёт 23 мая 2002 года. В настоящее время проект приостановлен[6].
Лётно-технические характеристики (СМ-92Т «Турбо-Финист»)
Приборная панель СМ-92ТИсточник данных: Сайт ОАО «Смоленский авиационный завод»[7]
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 325 км/ч
- Крейсерская скорость: 190-210 км/ч
- Скорость сваливания: 108 км/ч
- Практическая дальность: 880 км
- Скороподъёмность: 6,8 м/с
- Длина разбега: 340 м
- Длина пробега: 530 м (580 м без реверса тяги)
Потери
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
13.02.1999 | около Орла | 4/4 | Вероятная причина катастрофы — обледенение. Погибли два пилота и пассажиры[8]. | |
13.12.2009 | близ Калачёво | 8/8 | Свалился в штопор во время набора высоты из-за перегруза. Пилот и 7 парашютистов погибли[9] |
Операторы
Примечания
Литература
- Александр Лягушкин. Незаменимый «Финист» (рус.) // Самолёты мира. — М., 1997. — № 3-4. — С. 36-41.
Ссылки
wikiredia.ru
История — Самолет — Сайт СМ-92Т Турбо-Финист
История самолета СМ-92Т «Турбо Финист» началась в 1992 году, когда в инициативном порядке конструкторским бюро НКФ «Техноавиа» под руководством Главного конструктора Вячеслава Петровича Кондратьева был разработан прототип этого самолета с обозначением СМ-92 «Финист» Летательный аппарат был оснащен поршневым двигателем М14Х Воронежского механического завода и разрабатывался в соответствии с нормами и требованиями АП-23.
Машина предназначалась для перевозки пяти-шести пассажиров, мелких грузов общей массой до 600 кг, патрулирования сухопутных границ, лесных массивов, линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, обучения и тренировки летчиков и парашютистов.
21 мая 1992 года было принято решение о постройке СМ-92 на Смоленском авиационном заводе.
28 декабря 1993 года в 16 часов СМ-92 «Финист» заводской номер 00-001, пилотируемый летчиком-испытателем 1 класса М.Б. Молчанюком, взлетел с аэродрома «Смоленск Северный». Полет продолжался около 20 минут. Благополучно совершив посадку, самолет зарулил на стоянку.
Первый полет показал, что замысел конструкторов оправдался. Ожидаемые расчетные летные характеристики подтвердились.
После этого в течение месяца продолжались испытательные полеты, оперативно в конструкцию вносились изменения, повышающие надежность работы систем и комфортность в кабине, выявлялись и устранялись дефекты.
После завершения этапа летных испытаний на заводе самолет передали на базу разработчика. В это же время для проведения различных испытаний изготавливались очередные машины. Все работы по разработке самолета и организация его производства были проведены без привлечения государственных средств.
Первый самолет Финист был куплен Майклом Кримблом (шеф — пилотом Английской Королевы) для личных нужд. Второй самолет приобрел аэроклуб г. Брюсселя.
В январе 1995 года по предложению командования погранвойск началась разработка модификации самолета СМ-92. Это должен быть специализированный самолет, предназначенный для патрулирования сухопутных и прибрежных морских границ, уничтожения малоразмерных наземных целей, оперативной доставки наряда пограничников, проведения поисково-спасательных работ. Этот вариант получил обозначение СМ-92П. От гражданского он отличался установкой легкосъемного вооружения. Конструкторская документация на доработку самолета начала поступать на завод в июне. К августу машина была доработана в погранично-патрульном варианте. В сжатые сроки были проведены испытательные полеты, и самолет перелетел на аэродром города Жуковский для участия в МАКС — 1995.
Директор Федеральной пограничной службы генерал армии А.И.Николаев, посетивший наш завод, готов был выдать заказ на строительство 100-150 таких самолетов, но дальше опытных образцов дело не пошло из-за отсутствия государственного финансирования.
2 августа 1995 года, через полтора года после своего первого полета, самолет СМ-92 стартовал с аэродрома «Смоленск Северный» в кругосветный перелет. Вокруг земного шара его повели летчики-испытатели 1 класса В.П. Макагонов, М.Б. Молчанюк и бортинженер В.И.Алексеенко. Цель полета — рекламно-испытательная. Маршрут был проложен из Смоленска через Брест, Лондон, Рейкьявик, затем полторы тысячи километров над Атлантическим океаном. Посадка в Ванкувере (Канада), где самолет принял участие в авиасалоне «Эйршоу Канада». Далее перелет проходил через Аляску до российской бухты Провидения, затем через Магадан — Якутск — Мирный — Красноярск — Новосибирск — Ульяновск в Москву. 3 сентября самолет благополучно приземлился на аэродроме в Тушино.
Общее время перелета составило один месяц. Совершался он в трудных метеоусловиях Северного полушария Земли. Самолет находился в воздухе 160 часов, протяженность маршрута составила 33 тыс. км., было выполнено 30 посадок. Перелет показал высокую надежность конструкции самолета, им заинтересовались за рубежом и у нас в стране.
В октябре 1997г. в г. Якутске самолет СМ-92 демонстрировался на авиасалоне «Дни Арктики-97». По результатам демонстрационных полетов и замечаниям специалистов Министерства транспорта Республики Саха (Якутия), авиакомпании «Полярные авиалинии» было доработано колесное шасси, увеличен диаметр колес.
В целом было получено положительное заключение о возможности использования самолета в условиях Республики Саха (Якутия), самолет был включен в Государственную целевую программу «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)».
Одновременно с изготовлением поршневого варианта самолета СМ-92 велась работа по его глубокой модернизации в турбовинтовой вариант. Причин для такой доработки было несколько: возможность улучшения практически всех летно-технических характеристик, проблемы с поставкой поршневого двигателя М-14П, трудности с авиационным бензином, необходимым для поршневого двигателя. После тщательного изучения поставщиков выбор был остановлен на двигателе чешской фирмы Walter M-601 с винтом V508T/99B чешского производства.
Первый свой полет турбовинтовой вариант самолета совершил 6 марта 2002 года на аэродроме Смоленского авиационного завода. Самолет получил авторское название — СМ-92Т «Турбо-Финист» и уже в сентябре 2002 года был представлен на Гидроавиасалоне в г. Геленджике, а в августе 2003 — на авиационно-космическом салоне «МАКС — 2003».
2004-2005 года стали заметными вехами в истории самолета. В течение 2004 года было изготовлено, испытано и передано заказчику поплавковое шасси для поршневого варианта самолета. Испытания прошли успешно, но еще раз подтвердили необходимость оснащения самолета более мощным двигателем. Был изготовлен и поставлен для АК ЧЕЛАВИА СМ-92Т 02-005, в конце года заключен Государственный контракт на поставку самолета в турбовинтовом варианте для нужд ФСБ РФ.
В 2005 году для нужд АК ЧЕЛАВИА было изготовлено и испытано первое амфибийное шасси. На МАКС-2005 самолет 02-005 демонстрировался уже на амфибийном шасси, совершив самостоятельный перелет.
В течение 2006 года были заключены два Государственных контракта с авиацией ФСБ: на поставку 2-х самолетов СМ-92Т и на изготовление амфибийного шасси для самолетов авиации ФСБ.
В 2007 году заключен Госконтракт на поставку еще 2-х самолетов для авиации ФСБ.
sm-92t.ru