Количество Самолетов Ту 160 В России. Военные технологии. informatik-m.ru
количество самолетов ту 160 в россииОбещанного три года ждут
Отгремели супермасштабные авиационные праздники и выставки. Однако обещанный третий модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160 так и не покинул территорию Казанского авиационного завода.
В марте этого года командующий 37-й воздушной армией стратегического назначения Игорь Хворов заявил, что в 2007 году ВВС России получат два самолета Ту-160. И еще добавил, что обновленные самолеты оснащены новым прицельно-навигационным комплексом, оборудованием кабины и более экономичными двигателями. Они могут атаковать цели как с использованием крылатых ракет большой дальности, так и с помощью корректируемых авиабомб.
В августе этого года это заявление было подкреплено теперь уже другим командующим дальней авиацией ВВС РФ — Павлом Андросовым. Новый стратегический командарм сообщил журналистам, что Ту-160, прошедший глубокую модернизацию, поступит на вооружение в ближайшее время. По его словам, «этот самолет уже стоит на стоянке и проходит испытания. По их результатам будет продолжена модернизация парка самолетов дальней авиации».
А воз, как говорится, и ныне там. В настоящее время российская стратегическая авиация располагает 15 бомбардировщиками Ту-160. По заявлениям военного ведомства, ежегодно 1-2 бомбардировщика проходят модернизацию. Также получают новые машины этого типа темпом по 1-2 машины каждые два года. В целом, Министерство обороны России планирует довести численность Ту-160 в составе ВВС аж до 30 машин. Правда, к какому сроку такая численность будет достигнута, не указывается (к 2020 году? — А.Н.). Так ли это в действительности?
Вначале вкратце рассмотрим биографию Ту-160. В начале 80-х годов на опытном заводе в Москве были построены 2 опытные машины («70-01» и «70-03») и один самолет для статических испытаний («70-02»). Серийное производство этих машин было начато в 1984 году на Казанском авиационном заводе им. Горбунова. Всего до 1993 года на этом предприятии были построены 29 самолетов Ту-160, включая 8 машин двух опытных серий. В марте Ту-160 с заводским номером «01-02» был потерян в аварии в марте 1987 года. Самолет не подлежал восстановлению. Как говорится, разбился в дым. К сожалению. По состоянию на 1993-й год, в цехах Казанского авиазавода находились 5 недостроенных Ту-160.
В момент распада СССР на территории «незалэжной» Украины оказались 19 Ту-160 в составе 184-го тяжелобомбардировочного авиаполка в Прилуках, России – 10 машин. Все российские самолеты были приписаны к ОКБ им. А.Н. Туполева (летно-испытательная станция в Жуковском) и учебному центру в Рязани (43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации, Дягилево), т.е. все они были опытными машинами или самолетами опытных серий ранних выпусков. Только в 1992 году российская Дальняя авиация получила новый (серийный) полноценный боевой самолет. Как известно, после долгих переговоров Украина в ноябре 1999-феврале 2000 гг. передала России 8 строевых самолетов Ту-160 в счет погашения задолженности за энергоносители, остальные самолеты были утилизированы в 1998-2001 гг. на радость американским гильотинам.
В 1992 году начинается «черная страница» в биографии Ту-160 – указом президента Б. Ельцина прекращается серийное строительство самолетов. В знак протеста свертыванию производства Ту-160 в 1995 году застрелился на своем рабочем месте генеральный директор Казанского авиационного производственного объединения Н. Копылов. Ценой жизни директора завода медленно, но все же возобновляется производство Ту-160 и в 1997 году в Казани достроен и передан Дальней авиации один самолет.
Таким образом, в 2000 году Дальняя авиация России располагала уже 15 строевыми самолетами Ту-160, из них 5 машин были переданы из испытательных и учебных центров в Жуковском и Рязани. Кроме них, в Жуковском находились 5 машин, 1 опытный самолет проходил модернизацию на Казанском авиазаводе. В мае 2000 года российская стратегическая авиация пополнилась одним Ту-160 с заводским номером «802». Этот самолет был заложен в Казани в 1995 году и совершил первый полет 10 ноября 1999 года. В Дальней авиации самолет получил собственное имя «Александр Молодчий» и бортовой номер «07». 18 сентября 2003 года Дальняя авиация России понесла потерю — Ту-160 №01 «Михаил Громов» потерпел аварию. В 2005 году модернизированный бомбардировщик Ту-160 официально принимается на вооружение Дальней авиации. Напомним, что к этому времени модернизацию прошла всего 1 машина – «Александр Молодчий».
В июле 2006 года в Казани в торжественной обстановке прошла церемония передачи Военно-воздушным силам второго модернизированного Ту-160 с заводским номером «202». На этой церемонии тогдашний заместитель председателя правительства – министр обороны Сергей Иванов сообщил, что Министерство обороны РФ к концу текущего года планирует получить еще один абсолютно новый самолет-ракетоносец этого типа. «Не часто, особенно в последние годы, у Вооруженных Сил и ВВС России случаются такие праздники, — напомнил вице-премьер. — Мы пережили тяжелые 90-е годы, сегодня ситуация в Казанском авиационном производственном объединении начинает улучшаться. Наглядный пример этому — самолет-красавец, который стоит перед вами».
Однако «абсолютно новый ракетоносец» оказался модернизированным самолетом выпуска 1986 года (4-я серийная машина). Самолет получил собственное имя «Валентин Близнюк» (в честь главного конструктора Ту-160) и бортовой номер «19». Самолет проходил модернизацию аж с 2000-го года, до этого он пылился на летном поле в Жуковском. Интересно отметить, что этот самолет был принят на вооружение ВВС годом раньше – в конце 2005 года.
Как видим, на высоком уровне 32-й серийный казанский самолет обещали сдать ВВС еще к концу 2006 года. С тех пор срок сдачи модернизированного Ту-160 переносился неоднократно. В настоящее время на Казанском авиазаводе находятся три недостроенных Ту-160. Об их скорой достройке в командовании ВВС РФ говорили в 2004 году (ИА «Интерфакс»). Обещанного три года ждут?
Именные самолеты Ту-160
01 «Михаил Громов» (потерпел аварию в сентябре 2003 г .)
05 «Александр Голованов» (раньше тоже имел имя «Илья Муромец»)
06 «Илья Муромец»
07 «Александр Молодчий»
12 «Александр Новиков»
Возобновляется производство ракетоносцев Ту-160
Верховный главнокомандующий принял решение о возобновлении производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М. По словам главкома ВВС генерал-полковника Виктора Бондарева, будет закуплено не менее пятидесяти этих самолетов.
Особенность Ту-160 — изменяемая геометрия крыла, позволяющая выбирать оптимальный режим полета и экономить топливо. А еще тяжелый стратег отличается на редкость изящными обводами фюзеляжа и, можно сказать, грациозными крыльями.
Самолет действительно красив, не случайно летчики сразу стали звать свои машины Белым лебедем .
И трудно поверить, что этот летающий красавец в реальности самый мощный в мире самолет стратегического назначения. Кстати, на Западе Ту-160 получил почти пиратское имя Blackjack — Черный Джек.
Модернизированный Ту-160М относится к классу бомбардировщиков-ракетоносцев. Конечно, основное его вооружение — высокоточные крылатые ракеты большой дальности полета. В том числе с ядерными боеголовками.
Однако если потребуется, во вместительный фюзеляж можно загружать и авиабомбы, как обычные, так и ядерные, а также сверхмощные с системами самонаведения или телеуправления. Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка — сорок тонн.
читайте также
Дальность полета Ту-160М с максимальным по весу боезапасом — 10500 км. С нормальной нагрузкой — 14000 км. При этом дальность полета крылатых ракет, которые он несет на борту, достигает 10000 км.
Сверхзвуковая скорость самолета — свыше 2000 км/час. Потолок -15600 метров. Экипаж — 4 человека. Первоначально Ту-160 должен был доставить в зону пуска 12 крылатых ракет Х-55 большой дальности с термоядерными боеголовками. Модернизированный самолет будет нести обычные ракеты и авиабомбы.
Специально под Ту-160М разрабатываются гиперзвуковые крылатые ракеты. Это оружие будущего. Сейчас же основное вооружение Белого лебедя — это крылатая ракета Х-555 и новейшая Х-101 в неядерном снаряжении.
Х-555 дозвуковая ракета. Летит на дальность 2000 км со скоростью около 900 км/час. Высота полета варьируется от 40 до 110 метров, что делает практически невозможным ее обнаружение и перехват средствами ПВО.
Пролетев 2000 км, ракета отклоняется от цели, которую должна поразить, всего на 5 метров. При мощности боевой части свыше 400 кг в тротиловом эквиваленте любая цель гарантированно уничтожается.
Х-101 — тоже дозвуковая ракета со схожими летными характеристиками. Отличается большей дальностью полета — до 10000 км. При этом на дальности 5000 км круговое вероятное отклонение составляет 5 метров, на 10000 км — 10 метров. Более точной ракеты в мире нет. К тому же ракета имеет систему самонаведения и может поражать даже подвижную цель, например, авианосец.
Х-555 и Х-101 штатно оснащены обычными боеголовками. Но в случае критической ситуации на них можно установить и специально разработанные ядерные заряды мощностью 200 тысяч тонн в тротиловом эквиваленте.
Интересна история принятия на вооружение первых Ту-160. Наши ракетоносцы создавались в противовес американским В-1. Они даже внешне чем-то похожи. Американцы так разрекламировали свою машину, что в Москве не на шутку обеспокоились и решили отправить в войска новые ракетоносцы еще до завершения полного цикла государственных испытаний. Естественно, их отправляли поближе к западным границам, на Украину. Первые два самолета Ту-160 (N 1-01 и N 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках в апреле 1987 года. Потом выяснилось, что зря волновались и спешили. В реальности, а не в рекламе американский В-1 абсолютно во всем уступил нашему Ту-160.
К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолетов, из которых были сформированы две эскадрильи. После распада Советского Союза все эти ракетоносцы остались на территории ставшей независимой Украины. В 1999-2000 годах была достигнута договоренность, по которой Украина передала России восемь Ту-160 взамен списания части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине Ту-160 были уничтожены.
С 2001 года Россия имеет в боевом строю 15 самолетов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев, в соответствии с Договором ОСВ-2, официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами с ядерными боеголовками.
Глубоко модернизированные Ту-160М, выпускать которые будет Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова, во многом станут самолетами нового поколения.
Полностью обновится бортовое оборудование, оно станет цифровым. Классические стрелочные приборы в кабине заменят экраны мониторов. На ракетоносце установят новейшие системы закрытой спутниковой связи и навигации. Были сообщения, что покрытие фюзеляжа и крыльев тоже обновится, и Белый лебедь станет почти незаметным для самых чувствительных радаров.
На Ту-160М нет пушек для самообороны. Но на нем установят самые мощные системы радиоэлектронной борьбы — габариты машины позволили это сделать. А значит, поразить самолет управляемым ракетным оружием станет невозможно.
Более того, радары вражеских истребителей в упор не увидят нашего лебедя . Скоростные же характеристики позволят тяжелому ракетоносцу уйти от перехватчиков задолго до выхода на визуальный контакт.
РЭБ настолько мощное, что его не включают и на среднюю мощность даже во время учений.
Подтверждением высочайших характеристик Ту-160 являются 44 мировых рекордов по высоте и дальности полета. В том числе беспосадочный перелет на 18 тысяч километров за 24 часа и 24 минуты. Его совершили два Ту-160 10 июня 2010 года.
Так что когда в небо смогут подняться не несколько Ту-160 — сейчас их в строю всего полтора десятка — а стаи Белых лебедей , у многих ястребов воинственного пыла поубавится.
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. чтобы сообщить нам о ней.
Источники: http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/81/, http://www.rg.ru//05/29/raketonosci.html
Комментарии: 1
informatik-m.ru
Технические характеристики ракетоносца Ту-160. Справка
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Полномасштабная разработка сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту‑160 была начата в ОКБ Туполева в 1975 году. На основе предложений и рекомендаций ЦАГИ была разработана аэродинамическая компоновка многорежимного самолета, практически объединявшего в себе возможности самолета Ту-95 со стреловидным крылом большого удлинения, с изменением угла стреловидности консолей крыла в полете, отработанная на дальнем бомбардировщике Ту-22М, в сочетании с центральной интегральной частью самолета, частично реализованной на СПС Ту-144.
Самолет Ту-160 сохранил характерные черты тяжелого классического бомбардировщика — схему свободнонесущего моноплана, крыло большого удлинения, четыре двигателя, установленные на крыле (под его неподвижной частью), трехопорное шасси с носовой стойкой. Все ракетно-бомбовое вооружение размещено внутри в двух одинаковых отсеках вооружения. Экипаж воздушного стратегического корабля в составе четырех человек находится в герметичной кабине, расположенной в носовой части самолета.
Первый полет самолета Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем ведущего летчика-испытателя Бориса Веремея. Летные испытания подтвердили обеспечение требуемых характеристик, и с 1987 года самолеты начали поступать в строй.
В НАТО машине присвоили предварительное обозначение «RAM-P», позднее самолету дали новое кодовое название — «Blackjack».
Летно-технические характеристики:
Размеры. Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1 м, площадь крыла 360/400 кв. м.
Число мест. Экипаж — четыре человека.
Двигатели. Под крылом в двух мотогондолах помещены четыре ТРДДФ НК‑32 (4х14.000/25.000 кгс). За нишей левой опоры основного шасси расположена ВСУ. Система управления двигателями ‑ электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил‑78 или Ил‑78М).
Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 275 000, нормальная взлетная 267 600, пустого самолета 110 000, топлива 148 000, нормальная боевая нагрузка 9000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000.
Летные данные. Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, посадочная скорость (при посадочной массе 140 000 — 155 000 кг) 260-300 км/ч, максимальная скороподъемность 60-70 м/с, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой 13 200 км, с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м, длина пробега (посадочная масса 140 000 кг) 1800 м.
Вооружение. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).
В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.
Самолет имеет высокий уровень компьютеризации бортового оборудования. Информационная система в кабинах представлена электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Традиционные для больших машин штурвалы заменены на ручки управления, подобные используемых на истребителях.
На вооружении военно-воздушных сил РФ сейчас находятся 15 Ту-160. Руководство ВВС РФ планирует довести количество таких самолетов до 30.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Ту-160М2 — потенциально удачный бомбардировщик » Военное обозрение
«Стратег» на все временаПо состоянию на 2017 год ВКС уже получили пять Ту-160М. Это, можно сказать, экономичная модернизация, призванная расширить боевой потенциал самолета. Пользу от промежуточных модернизаций оценить сложно: достаточно вспомнить демонтированный (вероятно) оптико-телевизионный прицел: это при том, что роль бомбардировщиков в локальных конфликтах сейчас возрастает. А без применения относительно дешевых «умных» бомб, которые нужно наводить не только с помощью GPS/ГЛОНАСС, сделать по-настоящему полезный самолет затруднительно.
В свою очередь, серийный Ту-160М2 будет не просто машиной новой постройки: он станет совершенно новым самолетом в старой «обертке». Бомбардировщик получит новые вычислительные и бортовые системы и средства контроля, современную бесплатформенную инерциальную навигационную систему, усовершенствованные комплекс РЭБ и топливомерно-расходомерные системы, а также продвинутые системы управления вооружением. Будет, вероятно, «стеклянная кабина»: к слову то, чем не может похвастаться легендарный B-52. Новый двигатель НК-32 серии 02 будет более экономичным, нежели базовая версия, а значит, вырастет боевой радиус крылатой машины. Сейчас он составляет 7300 километров. В общем и целом, Ту-160М2 должен получить все то, чего так не хватало его предшественнику. Всего на первом этапе должны построить десять новых самолетов.
Замена задержится
Ранее проект Ту-160М2 столкнулся с жесткой критикой в свой адрес. Так, например, некоторые эксперты пытались навести на мысль, что России нужен не модернизированный «Белый лебедь», а Перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Чисто концептуально он и правда смотрится выигрышней: при сопоставимых крейсерской скорости, дальности и (возможно) боевой нагрузке, ПАК ДА будет малозаметным, то есть, выполненным с широким применением технологии стелс.
Однако советы советами, а создание с нуля малозаметного стратегического бомбардировщика — архисложная задача, даже для США. Напомним, американцы произвели всего лишь 21 «стратег» B-2. При этом цена одной машины при столь малой серии достигла немыслимых двух миллиардов долларов. Проект можно назвать почти провальным, особенно с учетом того, что американцы, как ранее сообщили некоторые западные СМИ, уже готовятся к списанию этих самолетов. Можно почти не сомневаться, что «старик» B-52 переживет невидимку, которая создавалась, чтобы его заменить. Забавное обстоятельство.
По аналогии с B-2, бомбардировщик ПАК ДА должен стать самым сложным боевым авиационным комплексом во всей русской истории. Это означает, что сроки его принятия на вооружение могут сдвигаться еще множество раз: если самолет начнут эксплуатировать в 2030-м, это можно будет считать огромным успехом. Но вообще-то, для начала было бы неплохо его создать, а для этого нужно сделать сразу несколько технологических прорывов, в частности, в вопросе снижения радиолокационной заметности. Как мы знаем, к Су-57 в этом отношении есть целый ряд вопросов. С ПАК ДА все может быть еще сложней.
При всем при этом советские самолеты стареют. Нужно отметить и то, что для России стратегический бомбардировщик — не роскошь, а одно из важных средств защиты региональных и геополитических интересов. Поэтому производство глубоко модернизированных Ту-160 выглядит неплохим вариантом.
Что делать с существующим парком бомбардировщиков — другой вопрос. Проблема в том, что построенные еще в советские годы самолеты Ту-160 уже выработали часть ресурса, а кроме того, их обще количество составляет всего лишь шестнадцать единиц. Многочисленные Ту-95МС сильно устарели морально. Скорее всего, для них изберут вариант очень экономной модернизации, которая не позволит поставить машины в один ряд с B-52H. Ну и конечно следует сразу отмести в сторону абсурдный тезис о том, что заменить стратегические и дальние бомбардировщики смогут Су-34. По всем характеристикам эти ударные самолеты находятся намного ближе к Су-27, чем к «стратегам». В силу всего вышесказанного видится, что создание Ту-160М2 может, как минимум, подстраховать на случай разного рода непредвиденных ситуаций.
Цели и задачи
Другой аспект критики касался непосредственно боевых возможностей самолета Ту-160М2. Стоит сразу сказать, что критика применения стратегической авиации в гипотетическом ядерном конфликте во многом справедлива. Стратегические возможности крылатых ракет авиационного базирования несравнимо скромнее возможностей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Это касается как скорости полета ракет и их дальности, так и массы боевой части. Поэтому бомбардировщики сейчас видятся не столько как средство ядерного сдерживания, сколько как орудие для локальных войн. Такое оружие может быть очень эффективным, даже несмотря на высокую стоимость эксплуатации «стратегов» в сравнении с истребителями-бомбардировщиками. Один пример: с октября 2014 года по январь 2016 года бомбардировщики B-1B ВВС США участвовали в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани. Тогда доля их вылетов составила 3% от общего числа вылетов авиации, противостоящей ИГИЛ. При этом доля сброшенных бомб и других боеприпасов равнялась 40%.
Конечно, для успешного поражения наземных целей стратегический бомбардировщик должен иметь современные продвинутые прицельные комплексы, такие как американский Sniper Advanced Targeting Pod, а ВПК должна предоставить военным не только точные, но и дешевые бомбы, такие как GBU-31, выполненные с использованием комплектов JDAM. Важно и то, что в борьбе с разношерстными группами плохо обученных боевиков, сводится на «нет» фактор малозаметности. Так что отсутствие технологии стелс не станет для Ту-160М2 серьезным недостатком, как это не стало недостатком для B-52H и B-1B.
Для противостояния с противником, который оснащен лучше, чем боевики в Сирии, Ту-160М2 может использовать крылатые ракеты, такие как уже испытанная в деле Х-101. Может показаться, что большой и хорошо заметный на радарах самолет — идеальная мишень. Однако на самом деле, это не совсем так, ведь бомбардировщик может действовать, не входя в зону действия каких-либо противовоздушных комплексов обороны. Даже перспективных. Важно отметить, что в борьбе с ПВО почти всё будут решать характеристики крылатых ракет, такие как дальность, скорость и малозаметность, а не характеристики самого носителя. Те же американцы, например, не сильно «комплексуют» от того, B-52 видно за «тридевять земель», хотя и грозятся в случае большой войны сделать ставку на малозаметные «Спириты».
Разберем этот вопрос более детально. Максимальная дальность запуска уже упомянутой Х-101, по имеющимся данным, составляет 5500 километров. У перспективной Х-БД этот показатель должен быть еще выше. Проще говоря, если у противника будут хотя бы намеки на ПВО, Ту-160М2 сможет выполнять поставленные задачи, находясь очень далеко от опасной зоны. И относительно высокая радиолокационная заметность, как уже отмечалось, не станет серьезным недостатком. Конечно, мы не подразумеваем гипотетический конфликт России и NATO: если он произойдет, то вряд ли будет локальным, а имеющихся у США и России ядерных арсеналов хватит для взаимного уничтожения. Тут уже будет не до прорыва ПВО на каком-то условном участке линии фронта. Война с Китаем вследствие наличия у обеих стран больших арсеналов ядерного оружия тоже маловероятна.
Проще говоря, Ту-160М2 может быть полезным и нужным для России самолетом, который сможет играть роль как «бомбовоза» (если у противника не будет ПВО), так и роль ракетоносца (если таковая будет). Американцы показали неплохой пример модернизации своих бомбардировщиков. И вряд ли сейчас в США найдется много критиков B-52H или даже некогда нелюбимого летчиками B-1B Lancer.
topwar.ru
Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь». Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ
Вечером в среду, 17 февраля, британские истребители «Тайфун» были подняты по тревоге для сопровождения двух российских бомбардировщиков Ту-160, которые направлялись в сторону воздушного пространства Англии. Позднее министерство обороны Соединенного Королевства объявило, что самолеты ВКС РФ в ходе инцидента не пересекли границу территории страны.
Ту-160 — это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. До 40 000 кг бомб и крылатых ракет этот борт может доставить до восточного побережья Северной Америки всего в течение 5 часов.
После чего бомбардировщик с одной дозаправкой в воздухе может вернуться обратно в «домашний» аэропорт. При этом полет для экипажа будет происходить в максимально комфортных условиях: на борту есть туалет, кухня со шкафом для разогрева пищи, а также откидная койка для отдыха.
Смотрите в инфографике АиФ.ru, что представляет собой легендарный бомбардировщик.
Дитя гонки вооружений
В 1960-х годах СССР активно развивал стратегические ракетные вооружения. Страна обзавелась самой передовой системой ракетно-ядерного сдерживания, а в области же стратегической авиации в результате такого «перекоса» наметился серьёзный кризис. Дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 к тому моменту уже совершенно не подходили для прорыва противовоздушной обороны США. В результате советское правительство в 1967 году издало директиву в кратчайшие сроки создать принципиально новый самолет стратегической авиации, который смог бы конкурировать с сверхзвуковым B-1 Lancer, разрабатываемым американцами.
Подковерные баталии
В авиации существует следующая шутка: «Белого лебедя» никто никогда не разрабатывал, он вылупился как-то сам». На самом деле, конечно же, над проектом Ту-160 работали лучшие советские инженеры, но вот только создавался этот уникальный самолет, действительно, при очень странных обстоятельствах.
Дело в том, что заниматься проектом сверхзвукового бомбардировщика первоначально поручили лишь специалистам ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева, а такой гигант конструкторской мысли, как ОКБ Туполева, почему-то остался в стороне. Некоторые объясняют такой выбор большой загруженностью этого бюро в тот период, другие уверяют, что советское руководство просто не очень любило Андрея Туполева, который всегда был готов очень жестко отстаивать собственное мнение.
К началу 70-х годов участвовавшие в конкурсе разработчики представили свои проекты. Сухой презентовал Т-4МС, который в целом удовлетворял заявленным характеристикам, но являлся чересчур дорогостоящим проектом — корпус бомбардировщика предполагалось изготавливать из титана. Мясищев же представил более бюджетный М-18.
В конкурсе тогда, вроде как, побеждал М-18, но реализовать свой проект ОКБ Мясищева не дали. Советское правительство неожиданно для всей авиастроительной отрасли решает вовсе отстранить это бюро от участия в создании сверхзвукового самолета. О причинах такового поворота спорят до сих пор. Официально сообщалось лишь, что ОКБ Мясищева в то время не обладало достаточными ресурсами для реализации столь масштабного проекта.
Казалось бы, что теперь-то разработка сверхзвкового бомбардировщика точно должна была достаться ОКБ Сухого, но нет. По какой-то также не самой очевидной причине власти решили, что новый самолет должно строить ОКБ Туполева, а специалистам Сухого посоветовали бросить все силы на создание многоцелевого истребителя Су-27.
В результате все бумаги как по М-18, так и по Т-4МС оказались в ОКБ Туполева. Взяв за основу проект ОКБ Мясищева, бюро создало легендарный ТУ-160, который за грациозный внешний вид и «машущие» крылья пилоты прозвали «Белым лебедем».Стреловидное преимущество
Крыло Ту-160 имеет изменяемую стреловидность. Взлет и посадку самолет производит с разведенными крыльями. Большая часть полёта обычно осуществляется на скорости 900 км/ч с почти прямыми крыльями, а на «сверхзвук» бомбардировщик выходит, уже сложив их. Такое решение позволяет максимально снизить аэродинамическое сопротивление и достичь наибольшей скорости.
Ельцину вопреки
До распада СССР было создано 34 сверхзвуковых бомбардировщика, после распада на территории новообразованной Российской Федерации осталось лишь шесть Ту-160. Большинство машин же в количестве 19 единиц оказались на Украине.
Дальняя стратегическая авиация абсолютно не вписывалась в оборонительную безъядерную доктрину Украины. Поэтому молодая республика начала дорогие в обслуживании бомбардировщики уничтожать. Ликвидация происходила на выделенные американцами по программе Нанна-Лугара* средства.
Не многим лучше к Ту-160 в то время относились и в России. Президент Борис Ельцин приказал прекратить серийный выпуск сверхзвуковых бомбардировщиков. Ельцин высказывался тогда в том духе, что после роспуска организации Варшавского договора стратегическая авиация никому уже не нужна.
Ситуация для Ту-160 стала меняться в лучшую сторону лишь в конце 90-х. К тому моменту Украина, освоив около 2,5 млн долларов, уничтожила лишь два бомбардировщика. Еще 9 машин были приведены в негодность. В 1999 году Украина, нарушая заключённые с американцами соглашения, самовольно останавливает процесс ликвидации самолетов и передает России в счет списания части долга за газ 8 исправных Ту-160.
При сборе Ту-160 по всем странам бывшего СССР, на вооружении ВВС РФ оказались 16 единиц Ту-160. И эти машины с середины нулевых уже не ржавеют на аэродромах, а совершают регулярные полёты. Так, в 2006 году экс-командующий Дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов сообщил, что в ходе учений группа Ту-160 на некоторое время зашла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.
В 2015 году министр обороны России Сергей Шойгу объявил о планах возобновить серийное производство Ту-160, которое должно начаться в 2023 году. Вопрос о том, сколько именно новых сверхзвуковых бомбардировщиков необходимо ВКС РФ, пока находится на стадии согласования. Сообщается лишь, что Ту-160 в варианте «М2» будет сочетать в себе последние инновации в авионике, что позволит значительно повысить эффективность самолета.
Первое боевое крещение
В 2015 году Ту-160, никогда до этого не участвовавший в военных конфликтах, получил своё первое боевое применение. Бомбардировщики из акватории Средиземного и Каспийского морей начали наносить удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по важнейшим объектам террористов «Исламского государства»** в Сирии.
В результате массированной атаки бомбардировщиков удалось уничтожить пункты управления незаконными вооружёнными формированиями в провинциях Идлиб и Алеппо. Также ударами крылатых ракет были взорваны склады боеприпасов, лагеря подготовки боевиков и логистические пункты, участвовавшие в незаконном экспорте нефти в страны Ближнего Востока.
*Программа Нанна-Лугара — неофициальное название американской Программы совместного уменьшения угрозы (англ. Cooperative Threat Reduction Program), которую разработали сенаторы Сэмьюэл Нанн и Ричард Лугар. Эта инициатива реализуется США с 12 декабря 1991 года в отношении России и стран СНГ. Одна из главных целей — уничтожение «в интересах безопасности» военной техники, а также ядерного и других видов оружия массового поражения.
**Террористическая группировка «Исламское государство» запрещена на территории России.
www.aif.ru
Крылатая гордость России: ракетоносец Ту-160
Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160.
Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».
Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А.Н.Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета.
Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.
Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси – в Горьком.
Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.
Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б.И.Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.
В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.
Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском.
В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».
Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км, имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высоты полета в 11250 м.
В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.
В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.
На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог – многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.
Особенности конструкции
Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.
Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.
Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине. В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.
Шасси самолета трёхопорное, с 2-мя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.
Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н.Д.Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 – один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности.
Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.
Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ.
Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа.
В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.
Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн. Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб.
В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.
Тактико-технические характеристики Ту-160:
Размеры:
— размах крыла максимальный – 55,7 м, минимальный – 35,6 м;
— длина – 54,1 м;
— высота – 13,2 м;
Площадь крыла – 360,0 кв. м.
Масса самолета:
— пустого – 110.000 кг
— нормальная взлетная – 267.600 кг
— максимальная взлетная – 275.000 кг
Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32;
— бесфорсажная тяга –4х137,2 кН;
— тяга на форсаже – 4х247,5 кН.
Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч;
Крейсерская скорость – 917 км/ч;
Практическая дальность полета без дозаправки: 12.300 км;
Боевой радиус: 6.000 км;
Практический потолок – 15.000 м;
Экипаж – 4 человека
Вооружение: в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная – до 40 000 кг. В состав вооружения входят тактические и стратегические крылатые ракеты X-55 и X-55M, а также аэробаллистические гиперзвуковые УР малой дальности X-15 (M=5) с ядерными и неядерными БЧ, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов до КАБ-1500, обычные виды бомб, а также мины.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
army-news.ru
Ту160М2 — смертоносный Белый Лебедь
Техническое оборудование бомбардировщика Ту160М2 заставит супостатов сильно задуматься о том, стоит ли совершать акты агрессии против России. Это прежде всего уникальные Стелс технологии и скоростные возможности машины. Многие эксперты отмечают, что снижение заметности Ту160М2 в воздухе может сыграть с вражеской ПВО злую шутку.
Предприятия КРЭТ ведут разработку начинки нового Ту160М2: вычислительных бортовых систем и средств контроля, а также топливо/расходо/мерных модулях и систем управления оружием.
Новый Ту160М2 будет серьезно отличаться обычных Ту160. Можно сказать, что в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Так будет значительно расширена номенклатура вооружения и серьезно улучшены точностные ТТХ.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик будет оснащен РЛС с АФАР, новым пилотажным комплексом с самыми современными средствами навигации (в том числе современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.
У самолета будет и новая система управления оружием. Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения. Расстояния до объектов поражения будут измеряться многими тысячами км. Поэтому чем четче будет произведен «отцеп изделия», тем точнее оно будет доставлено к цели. Это очень важно. Стратегический ракетоносец должен из любой точки планеты отправлять БЧ по назначению с высокой точностью.
Возрастут не только боевые мощности Белого Лебедя, но и возможности машины по собственной защите. На основании самых современных наработок создается принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. С учетом тех заделов, которые уже есть по ПАК ФА, других средств защиты, КРЭТ делает так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. Новый комплекс самообороны Ту160М2 будет способен обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета.
Перед КРЭТ стоит также задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже существующих Ту160, Ту-95 и Ту-22М3: заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек. В первую очередь производится замена продукции украинских предприятий, которые еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей.
«И ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Мы украинские блоки снимаем и на их место ставим совершенно новые собственной разработки. Это не просто продление ресурса, это совершенно новые характеристики. Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому мы ставим современное оборудование, которое выводит этот самолет на качественно новый уровень. Все шестнадцать Ту160, которые стоят на вооружении, будут модернизированы», — подчеркивают в КРЭТ. Аналогичная работа идет и по Ту-95, и по Ту-22М3. МО хочет все машины дальней авиации привести к одному облику.
Ранее на каждый самолет отдельно ставились или блоки управления ракетами, или блоки управления бомбами. «Сейчас на их места ставятся цифровые блоки небольшого размера, которые сами определяют тип оружия, которое подвешено в бомболюках, — ракета это, или бомба, или какие-то другие средства поражения. В зависимости от этого соответствующим образом и планируется боевое применение. Все это будет осуществляться автоматически. Закрепили вооружение, система его опознает, сравнивает его с поставленной задачей, при необходимости корректирует ее. На самом деле все гораздо сложнее. Но сам принцип выглядит примерно так», — уточняют в КРЭТ.
youinf.ru
Ту-160. Стоит ли возобновлять производство? Итоги дискуссии » Военное обозрение
Исходная статья «Ту-160 стоит ли возобновлять производство?» была опубликована на «Военном обозрении» 23.03.18 г. На нее последовало более 150 комментариев, на которые автор решил дать обобщенный ответ в статье «Ту-160. Стоит ли возобновлять производство? Ответ критикам». Несмотря на то, что во второй статье было дано подробное разъяснение спорных вопросов, количество комментариев к ней превысило 200. Отсюда следует, что необходимо подвести итоги дискуссии по обеим статьям вместе.1. Область применения Ту-160
Необходимо четко разделять применения стратегической авиации (СА) в условиях ядерных и обычных войн.
1.1. Использование СА в ядерных конфликтах
В 70-е годы, во время начала проектирования Ту-160 преобладала концепция, согласно которой СА должна была выполнять роль второго ответного удара, так как первый удар противника мог уничтожить наши МБР, находящиеся в шахтах. Считалось, что самолеты СА успеют взлететь и оказаться вне зон поражения первого удара противника. СА как компонента ядерной триады использовалась только в СССР и США. С тех времен развились технологии мобильных МБР скрытно перемещаемы на большие расстояния. Сегодня мобильные МБР типа Тополь-М и Ярс, так же железнодорожный комплекс Баргузин (в случае его принятия на вооружение) вполне способны решать задачу второго ответного ядерного удара даже в отсутствии СА. В США давно уже подсчитали, что наибольшую угрозу для них представляют именно МБР, то есть угроза СА отошла на второй план. В результате количество РЛС на территории США, предназначенных для обнаружения атакующих бомбардировщиков, стало сокращаться.
Основным аргументов против использования СА в качестве компоненты ядерной триады служит то, что имеющегося у нас количества МБР с большим запасом достаточно для нанесения США неприемлемого ущерба. Система ПРО американского континента в случае массированного налета сможет поразить не более 1% из имеющихся у нас 650 МБР. Если будет запущено 10% наших МБР, то США будет полностью разгромлены, так как жизнь превратится в полный хаос. В этих условиях добавка еще нескольких десятков стратегических крылатых ракет (СКР) не может принципиально изменить общую картину. Естественно нельзя забывать про то, что ответный удар со стороны США будет не менее мощным. Количество МБР у них равно нашему, а бомбардировщики B-2 гораздо лучше могут проникать в ПВО.
Нанесение ядерных ударов с помощью СКР невыгодно еще и потому, что за время длительного полета (4-5 ч) над территорией противника значительная их часть будет сбита. Наши СКР типа Ха-101 по своему типу близки к американским СКР Томагавк. И те, и другие являются легкой целью для системы ПВО, так как летят на дозвуковой скорости и не выполняют противоракетных маневров. Опыт последнего налета Томагавков на Сирию наглядно это подтверждает, то есть даже устаревшие ЗРК легко сбивают Томагавк, если только он попадает в их зону обнаружения.
Все СКР рассчитаны на полет над сухопутной территорией, где они могут спрятаться от обнаружения наземными РЛС в складках местности. Попытки их пускать с самолетов, летящих над океаном, особенно нерациональны. Береговая линия США настолько насыщена РЛС обнаружения, что СКР трудно от них спрятаться. В настоящее время, для защиты береговой линии от СКР поставляются аэростатные РЛС с дальностью обнаружения маловысотных СКР более 200 км. В мирное время дальнее обнаружение самолетов обеспечивается загоризонтными РЛС., которые не смогут работать в военное время, если противник подавит их помехами. В угрожаемый период к береговым РЛС добавляется передовой рубеж обнаружения, обеспечиваемый самолетами ДРЛО АВАКС. Дальность обнаружения АВАКСом тяжелых бомбардировщиков составляет 700-800 км, а СКР 100 км. Отсюда следует, что атака Северной Америки с помощью СКР возможна только со стороны Северного Ледовитого океана. Проход через Северную Атлантику исключен за счет наличия многочисленных РЛС НАТО, а через Тихий океан – за счет перехвата СКР на линии береговой обороны. Следовательно, в ядерной триаде СКР будут играть самую малозначительную роль, так как вероятность донести ядерный заряд до цели на территории США у них гораздо меньше, чем у МБР. Более того, 5-7 тяжелых МБР типа Сармат или Воевода смогут доставить к целям больше боевых блоков, чем все имеющиеся у нас 16 Ту-160, несущие по 12 СКР. При этом стоимость удара, нанесенного МБР, будет в несколько раз дешевле, чем удар СА.
1.2. Использование СА в обычных конфликтах
Известно, что СА должна применяться только для поражения самых значимых целей. На суше к ним относятся командные пункты, узлы связи, важнейшие энергетические объекты и тд. В океане в качестве целей рассматриваются авианосные ударные группы (АУГ) и корабельные ударные группы (КУГ). В исходной статье было показано, что нанесение ударов по территории США малоэффективно из-за наличия нескольких линий ПВО в Канаде и объектового ПВО внутри США. Процент обычных СКР дошедших до цели, окажется еще меньше, чем СКР с ядерными БЧ. Это объясняется тем, что ядерные СКР должны преодолевать ПВО районной и наносить удары по рассредоточенным целям. Обычные СКР должны наносить удары по особо важным объектам, которое в большинстве случаев охраняются еще и объектовыми ЗРК малой дальности. Количество СКР, пораженных на этом этапе, будет особенно велико, так как при подходе к цели СКР в большинстве случаев попадает в зону обнаружения ЗРК. Наносимый ущерб будет недостаточно силен из-за того, что при стартовой массе СКР Х-101 2300 кг ее боевая часть невелика – порядка 400 кг, что соответствует типовой авиабомбе. Наносить удары по АУГ и КУГ с помощью СКР не предполагается, так как СКР не рассчитаны на поражение мобильных целей. Для уничтожения кораблей применяются противокорабельные ракеты (ПКР). Для пуска ПКР самолеты СА должны обнаружить корабли противника с помощью собственных БРЛС. При атаке АУГ сделать это в большинстве случаев не удастся из-за наличия эшелонированной ПВО АУГ. Таким образом, единственной серьезной целью остаются КУГ, но атаковать их так же будет сложно, так как они едва ли будут присутствовать в районе Северного Ледовитого океана или доступной для нашей СА северной части Тихого океана. В Берингово море для нашей СА тоже влетать нежелательно из-за наличия большого число РЛС на Алеутских островах. Для действий против кораблей противника вблизи территории России гораздо лучше подходит фронтовая авиация (ФА), так как выживаемость самолетов ФА при борьбе с ПВО противника в несколько раз выше, чем у СА.
Самолеты Ту-160 базируются на аэродроме в Энгельсе и не могут действовать в акватории Тихого океана. Чтобы обеспечить им такую возможность необходимо дооборудовать авиабазу Украинка в Амурской области, на которой расположены самолеты Ту-95, для базирования Ту-160. Однако и с этой базы долетать до брегов США им удаться только в случае использования дозаправки в воздухе.
2. Преимущества, создаваемые использованием технологии «стелс» для повышения выживаемости самолетов
Типовые ЗРК большой дальности работают по одной схеме. РЛС ЗРК сопровождает цель и определяет ее трассу, затем ЗУР пускается в упрежденную точку где, по расчетам, произойдет встреча ЗУР с целью. При сближении ЗУР с целью на определенное небольшое расстояние ЗУР переходит на использование собственной головки самонаведения (ГСН). При этом мощности РЛС должно хватать для вывода ЗУР с требуемой точностью даже на дальней границе зоны поражения ЗРК. Чем меньше ЭПР цели, тем меньше оказывается дальняя граница , а при использовании технологии «стелс» дальность пуска ЗУР может упасть в 2-3 раза. Особенно ухудшаются характеристики самой ЗУР, так как ее ГСН уже не может переходить на самонаведение на прежних дальностях. Чтобы подвести ЗУР к цели на меньшую дальность чем прежде, требуется повышать угловую точность сопровождения цели, то есть увеличивать мощность отраженного от цели сигнала. Это еще больше уменьшит дальность пуска.
ВВС США провели сравнение эффективности обычного истребителя F-15 и истребителя «стелс» F-22. Оказалось, что в дуэльном бою вероятность выигрыша F-22 у F-15 в 15 раз больше, чем наоборот. Учитывая то, что характеристики F-15 и линейки самолетов типа Су-27 достаточно схожи, становится ясно на сколько снижение ЭПР играет важную роль.
3. О возможностях модернизации самолета Ту-160
В комментариях чаще всего формулировались различные предложения по улучшению боевых возможностей Ту-160. Из них можно выделить два основных направления : скрытие Ту-160 от РЛС противника за счет увеличения мощности комплекса радиоэлектронного противодействия (РЭП) и уменьшение заметности (ЭПР) Ту-160 за счет нанесения различных радиопоглощающих покрытий. На эти два вопроса следует привести развернутый ответ, чтобы в дальнейшем иллюзии не сохранялись.
3.1 Снижение ЭПР Ту-160
В процессе проектирования B-1b было решено, что он будет «практически дозвуковым». В связи с чем, снижению его ЭПР по сравнению с B-52, было уделено большое внимание. Особенно тщательно уменьшалось ЭПР основных отражающих элементов — воздухозаборников. Для Ту-160 была выбрана максимальная скорость 2200км/ч, и считалось, что это даст ему некоторую возможность уходить от атакующих истребителей. Для повышения мощности двигателей воздухозаборники были расширены по сравнению с B-1b. На сверхзвуковых скоростях возникали технологические трудности при нанесении покрытий и покрытия нанесены не были. В результате ЭПР Ту-160 оказалась в несколько раз выше, чем у B-1b. Неудачные попытки нанести покрытие в процессе эксплуатации предпринимались несколько раз. Удалось ли провести эти мероприятия сейчас — мне неизвестно. По величине ЭПР Ту- 160 оказывается ближе к старым бомбардировщиком B-52 и Ту-95, чем к B-1b. В результате, наземные РЛС противника могут обнаруживать его на всех дальностях, вплоть до радиогоризонта (400-500 км в зависимости от высоты полета). Самолет ДРЛО АВАКС обнаруживает тяжелые бомбардировщики на дальностях 700-800 км.
В комментариях многие авторы указывали, что эту проблему можно решить, так как в настоящее время появились эффективные радиопоглощающие покрытия. К сожалению, для того чтобы такие покрытия работали в широком диапазоне длин волн они должны быть «толстыми» с плавным увеличением величины поглощения от наружного слоя к внутреннему. Вес таких покрытий оказывается значительным, и обеспечивать их целостность в процессе эксплуатации — является трудной технологической задачей. Большее применение такие покрытия нашли на кораблях, где вес покрытия не является столь критической величиной. Другие авторы сообщают, что уже разработаны электронно-управляемые покрытия, свойство которых можно менять в процессе полета. На это можно ответить, что такие работы начались еще в СССР и были получены хорошие результаты на экспериментальных образцах, но из-за технологических трудностей и дороговизны, внедрение эти покрытия так и не получили.
Таким образом, приходим к выводу, что снижать ЭПР самолета следует только в процессе проектирования и опытной отработки. Ту-160 и в нынешнем его состоянии оказался самой дорогостоящей авиационной разработкой СССР. Для его отработки были построены новые большие корпуса в ОКБ им. Туполева и НИИ авиационных систем. В настоящее время не приходится рассчитывать на то, что для устранения недостатков старого планера, и проведения полного комплекса новых летных испытаний, будет выделено огромное финансирование.
Выходом из создавшейся ситуации явилось бы построением нового самолета по программе ПАК ДА, хотя бы и с уменьшенными требованиями по снижению заметности. Если нет возможности достигнуть в ближайшее время тех же результатов, что и у бомбардировщика B-2, то снизить ЭПР до величин 0.1-0.3 м. кв., реально и для самолетов традиционной конфигурации. Главное обеспечить малую заметность в нижней полусфере, для чего воздухозаборники необходимо поместить наверх.
3.2. О возможностях повышения энергопотенциала (ЭП) комплекса РЭП
На ударных самолетах, как правило, не удается разместить комплексы РЭП с высоким ЭП. В результате, используется два вида комплексов РЭП — индивидуальной защиты (ИЗ), размещенных на каждом самолете группы, и групповой защиты (ГЗ), размещаемых на постановщиках помех. Для ГЗ в США используются специализированные дозвуковые самолеты. В России постепенно перешли на специализированые вертолеты. Это объясняется тем, что противник в первую очередь стремится поразить именно постановщики помех. Поэтому они действуют, как правило, вне зон поражения ЗРК и, обладая высоким ИП, должны препятствовать обнаружению ударных самолетов. Получение высоких значений ЭП возможно только за счет использования высоконаправленных антенн на основе ФАР. Чтобы сконцентрировать излучаемую помеху точно на РЛС противника, размер антенны должен много кратно превосходить длину волны, на которой работает РЛС. Поэтому разместить такие антенны на ударных самолетах не удается. В частности, на Ту-160 свободное место присутствует только в носках крыла. Создать комплексы ГЗ для сопровождения ТУ-160 пытались еще в 90-е годы, но для этого не оказалось подходящего носителя. В результате, Ту-160 должны прикрывать друг друга только комплексами ИЗ. Создать такие комплексы с малоразмерными антеннами, размещаемыми в носках крыла крайне трудно. Например, комплекс ИЗ самолета B-1b –ALQ-161, маскирующий ЭПР в несколько раз меньшую, чем у Ту-160, по стоимости оказался самой дорогостоящей подсистемой этого самолета (около 10% полной цены). Создать новые комплексы ИЗ для ТУ-160 будет еще труднее, так как их мощность должна в несколько раз превосходить мощность ALQ-161. Использование комплексов ГЗ, разработанных для других задач, на Ту-160 невозможно из-за нехватки мест для их размещения.
Современное состояние РЛС ПВО еще более осложнило задачу комплексов РЭП. РЛС с АФАР могут формировать сразу несколько приемных лучей, каждый из которых будет сопровождать каждый источник помех по отдельности. В результате, наводить ЗУР можно даже в том случае, когда сигнал, отраженный от цели еще мал, то есть сигнал помехи будет служить радиомаяком, по которому дальность определения пеленга цели возрастает тем больше, чем мощнее сигнал помехи. При наличии двух РЛС, они могут определить грубую дальность до цели триангуляционным методом. Следовательно, снижение ЭПР самолета гораздо важнее, чем повышение ЭП его комплекса РЭП.
3.3. Модернизация бортового оборудования
Миноборны заявило, что модернизация ТУ-160 до модели Ту-160м2 повысит ее боевую эффективность на 60%. При этом не было разъяснено за счет каких средств предполагается эту эффективность обеспечить. Реальное улучшение может быть достигнуто только за счет разработки новой БРЛС и комплекса РЭП. Обе эти разработки чрезвычайно дорогостоящие и потребуют более 5 лет. Остальные объявленные методы модернизации не играют существенной роли. Например, модернизация навигационного комплекса не столь важна, потому что при работоспособной системе ГЛОНАСС нужная точность обеспечивается и без дорогостоящей инерциальной навигационной системы. При подавлении ГЛОНАССа помехами противника ориентировка производится по карте местности с помощью БРЛС. Над океаном ориентируются по астронавигационному комплексу, уже применяемом на Ту-160 или островам,. Замены индикаторов кабины летчиков тем более играет вспомогательную роль, так как только уменьшает напряженность работы экипажа. Будет ли улучшен комплекс связи так же не сообщается.
4. О тактике использования Ту-160 на второстепенных театрах военных действий (ТВД)
В исходной статье указывалось, что применение Ту-160 на центрально-европейском ТВД невозможно из-за большой насыщенности его ЗРК. Некоторые авторы заявляли, что это не является проблемой, так как для Ту-160 можно прорубать коридоры с помощью ФА. На это можно возразить, что ни один командующий ПВО не будет вводить в действие все средства одновременно. Если ударная группа сумеет поразить несколько работающих ЗРК, то остальные, находящиеся «В засаде», будут дожидаться появления наиболее важных целей, а учитывая малую маневренность Ту-160, пуск ЗУР по ним может осуществляться на заметно большую дальность, чем по самолетам ФА.
Применение СА по Азиатским и Африканским ТВД еще более затруднено, так как в каждом случае придется получать разрешение транзитных стран на пролет.
Применение СА в локальных войнах тоже мало оправдано, так как основное применение тяжелых бомбардировщиков состоит в ковровом бомбометании по площадным целям с помощью неуправляемых бомб. Если требуется поражать точеные объекты, то точность применения неуправляемых бомб определяется высотой их сброса. Пускать Ту-160 на высотах равных единицы километров небезопасно, так как зенитные установки противника могут поразить такую крупноразмерную и маломаневренную цель. То есть и в этом случае самолеты ФА имеют преимущество.
5. Выводы
Из вышесказанного вытекает, что самолет Ту-160 относится к классу авиации прошлого века. В современных условиях он не может входить в боевое соприкосновение ни с какими средствами ПВО противника. Модернизация Ту-160 с целью уменьшить его ЭПР невозможна, так как легче построить самолет малозаметных форм, чем заниматься нанесением радиопоглощающих покрытий на Ту-160. Данный самолет не способен выполнять основные задачи, которые традиционно ставятся пред СА, а именно: наносить удары по территории наиболее сильных противников и по авианосным группам. Для применения в локальных конфликтах гораздо лучше подходит фронтовая авиация.
Стоимость самолета Ту-160 равноценна стоимости корвета для ВМФ. Положение, сложившееся в нашем надводном кораблестроении, плачевно. Желающие могут ознакомиться со статьей автора «ПРО прорвана, а что осталось нашему флоту?», опубликованной 25.04.18. на сайте «Военного обозрения».
В итоге приходим к выводу, что распределение финансов в нашем ОПК явно перекошено. На поддержание ядерного щита, и так хорошо работающего, расходуется большая часть военного бюджета. На обычные вооружения корабли, беспилотники и т. д. средств явно не хватает.
topwar.ru