В боях на «Шилке» » Военное обозрение


О том, что предстоит ехать на войну, он узнал на медицинской комиссии. Медики, улыбаясь, говорили: «Отбираем вас, ребята, на экспорт». Особого страха не было – хотелось себя испытать. Потом была учебка в Узбекистане, где отцы-командиры готовили из новобранцев расчеты для зенитных самоходок «Шилка». Впервые увидев эту машину, рядовой Иван Чучкин испытал чувство восторга – сидеть за броней и управлять пушками гораздо лучше, чем служить в пехоте и ползать по горам…

ЗСУ-23-4 сопровождает колонну, 1985 г. (фото из коллекции автора)

Три месяца учебки пролетели быстро. Афганистан. Кандагарский аэродром встретил их боевой суетой: взлетали и садились самолеты, сновали машины, спешили по своим делам военные. Они думали, что сразу пойдут в бой, но выстрелов слышно не было, и нахлынувшее было ощущение тревоги исчезло. В феврале 1986 года я попал в зенитно – ракетную батарею 70-й Кандагарской мотострелковой бригады, – вспоминает Иван. – У «духов» не было авиации, но все равно четыре «Шилки» и зенитные комплексы «Стрела-10» круглые сутки охраняли небо над аэродромом. Несколько раз засекались неопознанные цели. Наверное, это были пакистанские самолеты. Правда, они не демонстрировали враждебных намерений. Понятно почему, – кроме «Стрел» и «Шилок» у кандагарцев были еще и более мощные комплексы «Оса».

Быть в Кандагаре долго нам не пришлось – послали служить за двадцать километров от города на заставу. Когда ехали туда, поразило большое количество техники, ржавеющей у обочины дороги. Специально не подсчитывал, но на глаз можно было прикинуть, что «духи» уничтожили здесь несколько сотен автомобилей различных марок, танков и бронетранспортеров. Первая мысль: «Господи, куда я попал?» Вскоре состоялось боевое крещение. Когда стемнело, афганцы начали обстрел. Я находился рядом с «Шилкой». У этой машины не было специального ночного прицела, пришлось пользоваться обычным оптическим. По месту, откуда велась стрельба, выпустил сразу 400 снарядов. Почти сразу же в бой вступила пехота, начал стрелять танк. Получив свое, «духи» заткнулись.

Ствол ЗСУ мог пригодиться и для физических упражнений, 1985 г. (фото из коллекции автора)

Кроме этой заставы, Ивану приходилось воевать и на других участках. Например – застава ГСМ. Ее название расшифровывалось просто: горюче-смазочные материалы. И действительно, объект располагался рядом со складом горючего: здесь до войны находился весь запас топлива города Кандагар. Вот как описывал это место писатель Александр Проханов в рассказе «Кандагарская застава»:

«Огромные серебристые баки мерцали на солнце. Склад ГСМ был построен еще американцами, но с начала войны все цистерны были многократно прострелены. Застава при переговорах в эфире имела позывной «Альфа». В просторечье же у водителей военных машин, у солдат батальона, охранявших дорогу, у всех, кто служил в Кандагаре, звалась «гэсээм». Имела репутацию одной из самых воюющих – зона непрерывной кровавой борьбы». Что же представляли из себя армейские заставы? Это был, как правило, маленький пятачок на возвышенности, позволявший контролировать участок прилегающей местности, в том числе и кандагарскую трассу, по которой шли колонны с топливом, боеприпасами, продовольствием для дислоцированного там гарнизона. Обычно на заставе размещались взвод пехоты и силы усиления: танк, «Шилка», миномет. Заставы располагались по всей трассе приблизительно в двух километрах друг от друга. Раньше на месте заставы ГСМ стоял пост правительственных войск. Однажды ночью «духи» напали на него и полностью вырезали, из гранатомета подбили танк, который к приезду Ивана все еще находился на заставе, напоминая всем, что может случиться, если потерять бдительность.

Жизнь здесь была однообразной, но не скучной. По ночам доставали обстрелы из миномета, а днем – снайперы. К тому же с интервалом в два-три дня, а то и чаще шли колонны автомобилей. И личный состав ГСМ делал все, чтобы обезопасить их проход. В Кандагар, где на аэродроме помимо другой авиатехники базировалась штурмовики СУ-25, регулярно уходило до 40 груженых КамАЗов. Однако добиралось около 30 машин. Поэтому авиабаза постояно испытывала недостаток в топливе и боеприпасах.

Кандагарская застава ГСМ, 1986 г. «Урал» привез бочки с топливом. На позиции танк Т-62М и ПРП-4. Стрелкой помечено расположение ЗСУ Ивана Чучкина. В левом нижнем углу подбитый афганский танк Т-54. (фото из коллекции автора)

Излюбленными мишенями афганцев были «наливники» – машины с топливом (чаще всего КамАЗы с тремя бочками на полуприцепе). Душманский гранатометчик бил среднюю бочку, и она, загоревшись, воспламеняла другие. Чтобы колонна не останавливалась, опытные водители старались отвести горящую машину на обочину. Малейшее замедление – и на дороге могут появиться другие пылающие «наливники». Однажды отчаянный водила гнал объятый пламенем, похожий на гигантский факел, КамАЗ почти километр, прежде чем ему удалось удачно поставить машину на обочину. Судьба пощадила храбреца – он не сгорел в кабине своего тягача. Иногда из-за того, что за рулем был новичок или у машины останавливался двигатель, грузовик преграждал путь колонне. По рации передавался приказ, и уцелевшие машины останавливались на безопасном расстоянии. В это время по выявленным огневым точкам били артиллерия и авиация. Свою долю в огневое подавление засад вносила самоходка Ивана. Очень веселило зенитчиков, когда их просили добить пылающую машину, чтобы вытекшее из поврежденных баков топливо быстрее сгорело. Не меньше, чем ГСМ, запомнилась Ивану еще одна застава – «Остров». По этой заставе «духи» очень часто открывали огонь. Однажды погиб командир заставы. Прилетевшая откуда-то мина задела его осколком. Еще одна мина влетела в открытый люк стоявшего на позиции танка Т-62. Хорошо, что в это время в боевой машине никого не было. Танк взорвался через пару минут. Башня отлетела метров на семь, в воздухе закувыркались металлические детали. От взрыва погиб техник роты. Еще несколько солдат получили ранения. Застава «Остров» стала проклятым местом. Здесь Иван прослужил семь месяцев. Все это время ребят обстреливали по пять-шесть раз в сутки.

Кандагарская 70-я отдельная мотострелковая бригада, в которой служил Иван, время от времени совершала рейды к Пакистанской границе. Правда, эффективность этих операций была невелика. Вот как описывает в журнале «Солдат удачи» очевидец майор спецназа Сергей Крылов, одну из таких вылазок: «Всегда потрясало, с каким однообразием 70-я бригада готовилась к очередным боевым действиям. Всегда все начиналось со строевых смотров, повторявшихся до пяти раз за двое суток. Вытягивалась колонна боевой техники и машин тыловых подразделений. Все это было отчетливо видно «духам» с ближайшей горы, и вычислить момент начала операции не составляло труда. К тому времени, как бригаду выгоняли в «зеленую зону» Кандагара, моджахеды минировали дороги, организовывали засады, выводили основной личный состав в безопасные зоны. Во время рейда к Пакистанской границе 1986 года только на минах бригада потеряла 20 единиц боевой техники. Столько же машин было потеряно во время движения к местам дислокации».

«Шилка» на позиции у Кандагарского аэродрома. 1986 г. (фото из коллекции автора)


Несмотря на то, что Иван частенько оказывался в самом пекле, ему везло. Ранения, полученные им, не были серьезными. Как-то после минометного обстрела у «Шилки» заклинило пушку. Вылез он из люка, стал разбираться – а тут новый взрыв. Осколком слегка задело живот. Чуть в сторону – и ранение было бы более серьезным. Второй осколок получил во время дежурства на посту. По ним выстрелили из гранатомета – сначала ничего не почувствовал, только рука стала почему-то липкой. Поднес ее к глазам и увидел кровь. Врач, осмотревший руку, операцию делать не стал. Пообещал, что осколок мешать не будет. «Боюсь, расковыряем тебе руку, – сказал хирург, – и на здешней жаре начнется воспалительный процесс». Больше всего досталось Ивану не от моджахедов. Как-то раз шел мимо стоявшего на пригорке советского танка. В этот момент боевая машина произвела выстрел буквально в нескольких метрах от его головы. Звуковая волна так сильно ударила по барабанным перепонкам, что он потерял слух на целую неделю. Последствия контузии – головные боли – мучают до сих пор.

Прослужив восемь месяцев в Афганистане, Иван Чучкин стал командиром зенитной самоходки. О своей машине он до сих пор высокого мнения, восхищается ее огневой мощью. У них был специальный афганский вариант, с демонтированным радиоприборным оборудованием и увеличенным до 4 тысяч снарядов, боекомплектом. В отражении душманских атак она оказывалась эффективнее танка Т-62. Пока танк с его относительно невысокой скорострельностью только пытался накрыть цель, экипаж Ивана уже обрушивал на противника море огня. Правда, у самоходки постоянно перегревался двухсотвосьмидесятисильный дизель. Летом при высокой температуре приходилось делать остановки через несколько километров пути. Ребята даже возили с собой специальную бочку, водой из которой охлаждали закипевший радиатор. Газотурбинный двигатель системы электропитания практически не использовался. Башней и стволами работали «вручную».

ЗСУ-23-4 «Шилка» во время кандагарской операции 1986 года. Боевая машина прикрывала командный пункт бригады. (фото из коллекции автора)

От высокой температуры страдала не только техника, но и сам экипаж. Температура внутри машины поднималась до 60 градусов. Люди были вынуждены находиться там, в одних трусах. Очень тщательного ухода требовали малокалиберные пушки, часто выходившие из строя. Однажды во время стрельбы один из стволов оторвался от машины и улетел за много метров. Хорошо, что никого не задело. Зенитные самоходки кандагарской бригады внешне выглядели достаточно скучно. Они были выкрашены в стандартный темно-зеленный цвет, на броне не было ни каких особых опознавательных знаков, отсутствовали даже номера.

К сожалению, в Афганистане солдаты порой гибли в результате несчастных случаев. Вовремя одного из своих выступлений перед личным составом комбриг 70-й Кандагарской бригады отметил, что в 1986 году бригада потеряла около 100 человек вовремя боевых действий, а 86 человек – в результате несчастных случаев. Свою лепту в кровавый счет афганской войны вносила и «дедовщина». Одному молодому солдату-танкисту надоело выполнять прихоти трех «дедов» – членов своего экипажа. Он расстрелял своих обидчиков. В другой раз «деды» послали за виноградом двух недавно прибывших солдат. Их захватили душманы. Парней убили, их трупы изуродовали.

Еще одной опасностью в Афганистане стала угроза различных инфекционных заболеваний – брюшного тифа, холеры. Многие служивших там переболели гепатитом. Сам Иван почувствовал свою болезнь уже в вагоне поезда, который вез его домой. Выписался из больницы как раз перед Новым, 1988 годом. Так началась для него мирная жизнь.

ИЗ ДОСЬЕ «ОТВАГИ»: ЗСУ-23-4 «Шилка»

Серийные модификации «Шилки»:
• ЗСУ-23-4, принята на вооружение в 1962 году. Вооружалась счетверенной 23-мм пушкой АЗП-23 «Амур» (автоматы 2А7).
• ЗСУ-23-4В, модернизированная машина с повышенной надежностью некоторых узлов и агрегатов, кожух системы вентиляции расположен на правом борту корпуса.
• ЗСУ-23-4В1, повышена надежность радиоприборного комплекса, кожухи системы вентиляции расположены на скулах башни.
• ЗСУ-23-4М «Бирюса», принята на вооружение в 1972 г. Имела модернизированные автоматы 2А7М и гибкие трубки подвода охлаждающей жидкости.
• ЗСУ-23-4 («афганский» вариант), начало 1980-х гг. За счет демонтажа РПК боекомплект увеличен до 4000 выстр., установлен ночной прицел.
• ЗСУ-23-4МЗ («с запросчиком»), начало 1980-х гг. Установлена система опознавания «свой–чужой».

ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.

Основные тактико-технические характеристики


topwar.ru

Афганские Шилки. — Альтернативная История

Данная статья содержит в себе перечень модификаций Шилок, применявшихся в вооруженных конфликтах на территории Афганистана начиная с ввода советских войск и заканчивая настоящим моментом. В статье так же даны краткие замечания о боевом применении, камуфляже и тактических обозначениях “афганских” Шилок. 

 

Вооруженные силы СССР.
Модификации.
В ДРА Вооруженные силы СССР использовали Шилки самых различных модификаций, начиная с немодернизированных машин модификации В и заканчивая новейшими на тот момент М3 и М2. На иллюстрациях ниже приведен в хронологическом порядке перечень модификаций, для которых на текущий момент нашлись фото-подтвержения их использования.

Машина модификации В, на врезке – машина модификации В, модернизированная до уровня В1 (обратите внимание на скобы авиатранспортировки).

Источники: www.ruswar.com, otvaga2004.narod.ru.

 

Машина модификации В1 проходит пограничный КПП в процессе вывода советских войск из Афганистана.

Источник: Concord Publications. Armor of the Afghanistan War.

 

Поздняя В1 (обратите внимание на кожух вентиляции на башне), приданная группе “Зенит” во время штурма дворца Тадж-Бек (т.н. “дворец Амина”)

 

Бойцы ведут обслуживание машины модификации М. Источник: pzaku.net.

 

Машина модификации М3 готовится к сопровождению колонны.

Источник: pzaku.net.

 

Подбитая душманами машина модификации М2. Демонтированный радар с этого ракурса не виден, зато хорошо просматривается кронштейн крепления РЛС “Кредо” на крыше башни. Источник: 101msp.ru.

 

Шилка модификации М модернизированная до М3 (обратите внимание на кольцевую вставку на кожухе антенны радара и блок системы “свой-чужой” на крыше башни.

Источник: pzaku.net.

Боевое применение, камуфляж, тактические обозначения.

В процессе боевого применения Шилки применялись в трех основных ролях. Во-первых они обеспечивали ПВО войск от возможных налетов ВВС Пакистана. Нередки фотографии машин модификаций М3 с установленными блоками системы “свой-чужой”.

 

Шилка прикрывает мост через Амударью во время вывода советских войск из Афганистана.

Источник: Concord Publications. Armor of the Afghanistan War.

Во-вторых Шилки обеспечивали сопровождение колонн в качестве средств уселения. Большой угол возвышения орудий машин позволял вести огонь по целям на крутых склонах гор. В-третьих Шилки обеспечивали огневую поддержку подразделений во время операций по штурму позиций противника. Для этих целей войскам в Афганистане поставлялись машины модификации М2.

Подорвавшаяся на мине Шилка модификации М.

Как правило, машины несли стандартную для ВС СССР одноцветную зашитную окраску, но в некоторых частях машины получали камуфляжную ораску – широкие полосы песочного цвета по базовому защитному.
 Тактические обозначения, как правило состояли из трехзначного номера (номер батареи-номер взвода-номер машины). Номера наносились на борта корпуса или башни с двух сторон, иногда на передний бронелист справа сверху. В некоторых подразделениях наносились дополнительные тактические знаки на борта корпуса или на башню.

 

На марше экипаж, кроме механика-водителя, часто располагался снаружи машины (даже зимой). Для комфорта на броню башни стелили матрацы. Кроме того, машины часто везли на себе дополнительный груз (личные вещи экипажа, ящики с пищей). При этом груз располагали таким образом, чтобы не мешать вращению башни и подъему антенны радара.

 

Некоторые замечания о “полевых” модификациях. 

Согласно воспоминаниям ветеранов войны в Афганистане, некоторые Шилки проходили полевую модификацию. В процесса модификации демонтировалось оборудование РПК (Радарный Приборный Комплекс) и СРП (Счетно Решающий Прибор), за счет чего увеличивался возимый боекомплект, а машина превращалась в средство огневой поддержки:

…Снимали РПК и СРП тем самым увеличивая короба, вместо РПК иногда ставили короб возимого БК, уже снаряженного в ленты, тем самым увеличивая его прим до 6 тыс снар.

попытка реконструкции “полевой” модификации. На схеме красным цветом обозначено исходное положение бронестенки, синим – положение бронестенки после модификации, розовым – демонтированные блоки СРП, желтым – демонтированные блоки РПК.

Источник исходной схемы: Широкоград.

Так же, согласно свидетельствам, в процессе “полевой” модификации повышалась защищенность и огневая мощь машины.

…почти все машины обваривали траками по башне (увеличивая броне-пробиваемость) и лоб БМ (там передний бак). Гидропривода ессно оставляли как и блок обратной связи, кроме того вместо зеркала радара иногда ставили блок от вертолетных НАРов, с наводкой от ручек гидроприводов (так же как вращался радар)

 …Траки располагали вдоль башни пытаясь прикрыть экипаж и БК(но на крышки коробов не варили (иначе их не поднять) сверху башни если не мешают визирам ,на люк не наваривали)и сзади,кроме того обваривали корпус БМ на лобовом листе справа от механика и места расположения аккумуляторов и турбогенератора(впрочем при наличии обваривали всю БМ по обводу,на жалюзи двигательного отсека наваривали иногда)…

Модификации подвергались машины из состава зенитных ракетно-артиллерийских дивизионов (ЗРАД), обычно для модификации брались наиболее старые машины (возможно ранних модификаций):

…Все доделки делались на части машин штатного ЗРАДа а по штату вообщет о войсковую ПВО никто не отменял к томуж ходили слухи о налетах ВВС Пакистана или возможных налетах.

…Кстати “апгрейду” почти всегда подвергались машины уже “походившие” -типа не жалко:) И естественно там снималось все лишнее навесное в том числе и эти колпаки и блоки на башне (там один по моему блок опознавателя свой-чужой и еще что то),Кстати вспомнил что бывало обваривали отрезками брони кроме траков но в основном траками.

 

Из вышеприведенных цитат и рисунка можно сделать следующие выводы:
Полевые модификации, связанные с демонтажем РПК, если и имели место быть, то касались исключительно внутреннего устройства машин и фотографиями, к сожалению, подтверждены быть не могут;

Полевые модификации, связанные с заменой зеркала антенны блоком НАР в настоящий момент не имеют фотографических подтверждений, хотя есть фото, подтверждающие установку НАР на другой технике;

 

*Возможно упоминается  этот вариант. 

Полевые модификации, связанные обваркой машин траками для повышения защищенности подтверждаются частично – есть фотографии экранирования траками лобовых бронелистов машин.

Кроме того, встречаются упоминания о якобы имевших место заводских переделках Шилок, связанных с демонтажем РПК. “Заводская” версия выглядит чуть более правдоподобной чем “полевая” т.к. радар является наиболее секретной частью машин и процесс его демонтажа в полевых условиях с точки зрения секретности выглядит сомнительно. Тем не менее, нет уверенности, что свидетели не называют “заводской” модификацией обычные машины модификации М2.

 

Вооруженные силы Афганистана.

Вооруженным силам ДРА поставлялись две модификации Шилок: В1 и М. В1 поставлялись еще до ввода советских войск, а М были поставлены уже после. В армии ДРА машины выполняли, вероятней всего, функции ПВО. Нет подтверждений их участия в боевых операциях в качестве средств огневой поддержки. Машины оставались в стандартной советской окраске, на правый борт наносилась эмблема ВС ДРА.

 Афганская машина модификации В1, дожившая до наших дней.

После вывода советского контингета и падения режима Наджибулы в 90-х оставшиеся Шилки достались талибам (возможно, часть машина досталась и частям антиталибской опозиции). О применении ЗСУ талибами ничего достоверно неизвестно. Фотографии показывают, что предпринимались попытки камуфлировать машины, а так же наносить на них тактические знаки.

 

 

Талибская Шилка модификации М едет сдаваться.

Талибские Шилки успешно дожили до начала 21 века и, после американской операции по разгрому движения “Талибан”, вернулись уже в армию нового Афганистана. Новая афганская армия красит свои машины разнообразно – встрачаются как машины в стандартной одноцветной окраске, так и достаточно экзотические варианты камуфляжа (на фото). Иногда на машины наносятся трехзначные номера и тактические знаки.

 

 

Камуфлированная афганская машина модфикации М.

Источник: www.primeportal.net.

 

Источник

 

ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.

P/S

Как то пришлось везти свою раздолбанную в конец «Двоечку» на ремонт в Балаклею.

Прохаживаясь по площадке где стояли в  очереди различные «железяки», обратил внимание на «Афганские Шилки».

Расцветка в основном светлая ( скорее всего выгоревшая  от солнца ) или песчнная, РПК снят, пробоины различного каллибра заварены до прибытия на завод. 

PPS

Приношу извинения за картинки незагруженные на сервер.

Что то случилось со скриптами и форма загрузки файла на сервер перестала открываться.

 

 

alternathistory.com

В БОЯХ НА «ШИЛКЕ» « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

 

 

О том, что предстоит ехать на войну, он узнал на медицинской комиссии. Медики, улыбаясь, говорили: «Отбираем вас, ребята, на экспорт». Особого страха не было – хотелось себя испытать. Потом была учебка в Узбекистане, где отцы-командиры готовили из новобранцев расчеты для зенитных самоходок «Шилка». Впервые увидев эту машину, рядовой Иван Чучкин испытал чувство восторга – сидеть за броней и управлять пушками гораздо лучше, чем служить в пехоте и ползать по горам…

Три месяца учебки пролетели быстро. Афганистан. Кандагарский аэродром встретил их боевой суетой: взлетали и садились самолеты, сновали машины, спешили по своим делам военные. Они думали, что сразу пойдут в бой, но выстрелов слышно не было, и нахлынувшее было ощущение тревоги исчезло. В феврале 1986 года я попал в зенитно – ракетную батарею 70-й Кандагарской мотострелковой бригады, – вспоминает Иван. – У «духов» не было авиации, но все равно четыре «Шилки» и зенитные комплексы «Стрела-10» круглые сутки охраняли небо над аэродромом. Несколько раз засекались неопознанные цели. Наверное, это были пакистанские самолеты. Правда, они не демонстрировали враждебных намерений. Понятно почему, – кроме «Стрел» и «Шилок» у кандагарцев были еще и более мощные комплексы «Оса».

Быть в Кандагаре долго нам не пришлось – послали служить за двадцать километров от города на заставу. Когда ехали туда, поразило большое количество техники, ржавеющей у обочины дороги. Специально не подсчитывал, но на глаз можно было прикинуть, что «духи» уничтожили здесь несколько сотен автомобилей различных марок, танков и бронетранспортеров. Первая мысль: «Господи, куда я попал?» Вскоре состоялось боевое крещение. Когда стемнело, афганцы начали обстрел. Я находился рядом с «Шилкой». У этой машины не было специального ночного прицела, пришлось пользоваться обычным оптическим. По месту, откуда велась стрельба, выпустил сразу 400 снарядов. Почти сразу же в бой вступила пехота, начал стрелять танк. Получив свое, «духи» заткнулись.

Кроме этой заставы, Ивану приходилось воевать и на других участках. Например – застава ГСМ. Ее название расшифровывалось просто: горюче-смазочные материалы. И действительно, объект располагался рядом со складом горючего: здесь до войны находился весь запас топлива города Кандагар. Вот как описывал это место писатель Александр Проханов в рассказе «Кандагарская застава»:

«Огромные серебристые баки мерцали на солнце. Склад ГСМ был построен еще американцами, но с начала войны все цистерны были многократно прострелены. Застава при переговорах в эфире имела позывной «Альфа». В просторечье же у водителей военных машин, у солдат батальона, охранявших дорогу, у всех, кто служил в Кандагаре, звалась «гэсээм». Имела репутацию одной из самых воюющих – зона непрерывной кровавой борьбы». Что же представляли из себя армейские заставы? Это был, как правило, маленький пятачок на возвышенности, позволявший контролировать участок прилегающей местности, в том числе и кандагарскую трассу, по которой шли колонны с топливом, боеприпасами, продовольствием для дислоцированного там гарнизона. Обычно на заставе размещались взвод пехоты и силы усиления: танк, «Шилка», миномет. Заставы располагались по всей трассе приблизительно в двух километрах друг от друга. Раньше на месте заставы ГСМ стоял пост правительственных войск. Однажды ночью «духи» напали на него и полностью вырезали, из гранатомета подбили танк, который к приезду Ивана все еще находился на заставе, напоминая всем, что может случиться, если потерять бдительность.

Жизнь здесь была однообразной, но не скучной. По ночам доставали обстрелы из миномета, а днем – снайперы. К тому же с интервалом в два-три дня, а то и чаще шли колонны автомобилей. И личный состав ГСМ делал все, чтобы обезопасить их проход. В Кандагар, где на аэродроме помимо другой авиатехники базировалась штурмовики СУ-25, регулярно уходило до 40 груженых КамАЗов. Однако добиралось около 30 машин. Поэтому авиабаза постояно испытывала недостаток в топливе и боеприпасах.

Излюбленными мишенями афганцев были «наливники» – машины с топливом (чаще всего КамАЗы с тремя бочками на полуприцепе). Душманский гранатометчик бил среднюю бочку, и она, загоревшись, воспламеняла другие. Чтобы колонна не останавливалась, опытные водители старались отвести горящую машину на обочину. Малейшее замедление – и на дороге могут появиться другие пылающие «наливники». Однажды отчаянный водила гнал объятый пламенем, похожий на гигантский факел, КамАЗ почти километр, прежде чем ему удалось удачно поставить машину на обочину. Судьба пощадила храбреца – он не сгорел в кабине своего тягача. Иногда из-за того, что за рулем был новичок или у машины останавливался двигатель, грузовик преграждал путь колонне. По рации передавался приказ, и уцелевшие машины останавливались на безопасном расстоянии. В это время по выявленным огневым точкам били артиллерия и авиация. Свою долю в огневое подавление засад вносила самоходка Ивана. Очень веселило зенитчиков, когда их просили добить пылающую машину, чтобы вытекшее из поврежденных баков топливо быстрее сгорело. Не меньше, чем ГСМ, запомнилась Ивану еще одна застава – «Остров». По этой заставе «духи» очень часто открывали огонь. Однажды погиб командир заставы. Прилетевшая откуда-то мина задела его осколком. Еще одна мина влетела в открытый люк стоявшего на позиции танка Т-62. Хорошо, что в это время в боевой машине никого не было. Танк взорвался через пару минут. Башня отлетела метров на семь, в воздухе закувыркались металлические детали. От взрыва погиб техник роты. Еще несколько солдат получили ранения. Застава «Остров» стала проклятым местом. Здесь Иван прослужил семь месяцев. Все это время ребят обстреливали по пять-шесть раз в сутки.

Кандагарская 70-я отдельная мотострелковая бригада, в которой служил Иван, время от времени совершала рейды к Пакистанской границе. Правда, эффективность этих операций была невелика. Вот как описывает в журнале «Солдат удачи» очевидец майор спецназа Сергей Крылов, одну из таких вылазок: «Всегда потрясало, с каким однообразием 70-я бригада готовилась к очередным боевым действиям. Всегда все начиналось со строевых смотров, повторявшихся до пяти раз за двое суток. Вытягивалась колонна боевой техники и машин тыловых подразделений. Все это было отчетливо видно «духам» с ближайшей горы, и вычислить момент начала операции не составляло труда. К тому времени, как бригаду выгоняли в «зеленую зону» Кандагара, моджахеды минировали дороги, организовывали засады, выводили основной личный состав в безопасные зоны. Во время рейда к Пакистанской границе 1986 года только на минах бригада потеряла 20 единиц боевой техники. Столько же машин было потеряно во время движения к местам дислокации».

Несмотря на то, что Иван частенько оказывался в самом пекле, ему везло. Ранения, полученные им, не были серьезными. Как-то после минометного обстрела у «Шилки» заклинило пушку. Вылез он из люка, стал разбираться – а тут новый взрыв. Осколком слегка задело живот. Чуть в сторону – и ранение было бы более серьезным. Второй осколок получил во время дежурства на посту. По ним выстрелили из гранатомета – сначала ничего не почувствовал, только рука стала почему-то липкой. Поднес ее к глазам и увидел кровь. Врач, осмотревший руку, операцию делать не стал. Пообещал, что осколок мешать не будет. «Боюсь, расковыряем тебе руку, – сказал хирург, – и на здешней жаре начнется воспалительный процесс». Больше всего досталось Ивану не от моджахедов. Как-то раз шел мимо стоявшего на пригорке советского танка. В этот момент боевая машина произвела выстрел буквально в нескольких метрах от его головы. Звуковая волна так сильно ударила по барабанным перепонкам, что он потерял слух на целую неделю. Последствия контузии – головные боли – мучают до сих пор.

Прослужив восемь месяцев в Афганистане, Иван Чучкин стал командиром зенитной самоходки. О своей машине он до сих пор высокого мнения, восхищается ее огневой мощью. Уних был специальный афганский вариант, с демонтированным радиоприборным обурудованием и увеличенным до 4000 тысяч снарядов, боекомплектом. В отражении душманских атак она оказывалась эффективнее танка Т-62. Пока танк с его относительно невысокой скорострельностью только пытался накрыть цель, экипаж Ивана уже обрушивал на противника море огня. Правда, у самоходки постоянно перегревался двухсотвосьмидесятисильный дизель. Летом при высокой температуре приходилось делать остановки через несколько километров пути. Ребята даже возили с собой специальную бочку, водой из которой охлаждали закипевший радиатор. Газотурбинный двигатель системы электропитания практически не использовался. Башней и стволами работали «вручную».

От высокой температуры страдала не только техника, но и сам экипаж. Температура внутри машины поднималась до 60 градусов. Люди были вынуждены находиться там, в одних трусах. Очень тщательного ухода требовали малокалиберные пушки, часто выходившие из строя. Однажды во время стрельбы один из стволов оторвался от машины и улетел за много метров. Хорошо, что никого не задело. Зенитные самоходки кандагарской бригады внешне выглядели достаточно скучно. Они были выкрашены в стандартный темно-зеленный цвет, на броне не было ни каких особых опознавательных знаков, отсутствовали даже номера.

К сожалению, в Афганистане солдаты порой гибли в результате несчастных случаев. Вовремя одного из своих выступлений перед личным составом комбриг 70-й Кандагарской бригады отметил, что в 1986 году бригада потеряла около 100 человек вовремя боевых действий, а 86 человек – в результате несчастных случаев. Свою лепту в кровавый счет афганской войны вносила и «дедовщина». Одному молодому солдату-танкисту надоело выполнять прихоти трех «дедов» – членов своего экипажа. Он расстрелял своих обидчиков. В другой раз «деды» послали за виноградом двух недавно прибывших солдат. Их захватили душманы. Парней убили, их трупы изуродовали.

Еще одной опасностью в Афганистане стала угроза различных инфекционных заболеваний – брюшного тифа, холеры. Многие служивших там переболели гепатитом. Сам Иван почувствовал свою болезнь уже в вагоне поезда, который вез его домой. Выписался из больницы как раз перед Новым, 1988 годом. Так началась для него мирная жизнь.

 


 

  

ИЗ ДОСЬЕ «ОТВАГИ»:  ЗСУ-23-4 «Шилка»

 

Серийные модификации «Шилки»:

• ЗСУ-23-4, принята на вооружение в 1962 году. Вооружалась счетверенной 23-мм пушкой АЗП-23 «Амур» (автоматы 2А7).

• ЗСУ-23-4В, модернизированная машина с повышенной надежностью некоторых узлов и агрегатов, кожух системы вентиляции расположен на правом борту корпуса.

• ЗСУ-23-4В1, повышена надежность радиоприборного комплекса, кожухи системы вентиляции расположены на скулах башни.

• ЗСУ-23-4М «Бирюса», принята на вооружение в 1972 г. Имела модернизированные автоматы 2А7М и гибкие трубки подвода охлаждающей жидкости.

• ЗСУ-23-4 («афганский» вариант), начало 1980-х гг. За счет демонтажа РПК боекомплект увеличен до 4000 выстр., установлен ночной прицел.

• ЗСУ-23-4МЗ («с запросчиком»), начало 1980-х гг. Установлена система опознавания «свой–чужой».

 

ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.

 

Основные тактико-технические характеристики

 ЗСУ-23-4 «Шилка»
Боевая масса, тонн19
Экипаж, чел4
Длина наибольшая, мм6535
Ширина, мм3125
Высота, мм2576
Клиренс, мм400
Вооружение (боекомплект, выстр.)23-мм счетверенная пушка
АЗП-23 «Амур»
(2000)
Углы вертикальной наводки, град.-4…+85
Скорость наведения, град./сек:
— по вертикали
— по горизонтали
 
60
70
РЛСРПК-2 «Тобол»
Двигатель:
— тип
— мощность, л.с.
дизельный
В-6Р
280
Максимальная скорость по шоссе, км/ч50
Запас хода по шоссе, км450
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град.
— стенка, м
— ров, м
— брод, м
30
0,7
2,5
1

Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

ЗСУ-23-4 «Шилка» — она пленила 39 государств

Сегодня мы посмотрим на уникальное зенитное средство противовоздушной обороны несколько с иной стороны. СОВЕТСКОЙ зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне — в ходе войны на Ближнем Востоке.

В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная зенитная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. ЗСУ «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.

Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием — он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск: «Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23-мм и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним — ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого — мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места…

Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4… «ШИЛКА»… «ШАЙТАН-АРБА».

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия… Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься — трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!..

А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле… Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».

Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах. Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка».

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров, при скорости цели до 450 м/с.

ЗСУ «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

«Шилка» на Ближнем Востоке.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент — радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор — это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты.

Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет — тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем.

Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска — наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже — испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову: «В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним…»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене. «В создаваемом колледже, — рассказывал он, — преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское — самое лучшее.

Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.

И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше. А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов…»

ЗСУ-23-4М армии ГДР

Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.

Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.

Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название — ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский — для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно — «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».

В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами — взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям — бронетранспортерам, машинам…

У КАЖДОГО оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5…7 лет — и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход В-52 на малых высотах, ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.

Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия… А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».

У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным — до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения — цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350—400 м/с; дальность ее стрельбы — до 4 километров.

Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность— 1100 выстрелов в минуту против — 3400 («Вулкан» — до 3000), он более чем вдвое тяжелее — 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.

Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе — Российской.

/Анатолий Докучаев, topwar.ru/

army-news.ru

Темпераментная «Шилка» « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

Прежде чем приступить к рассказу об этой боевой машине, хочу привести фразу одного из армейских офицеров, брошенную им в разговоре со мной в ночной палатке в аэропорту Северный города Грозного. Шел январь 1995-го. Всего три недели прошло после гибели Майкопской бригады… «Жаль парней, – сказал, сжимая в руке стакан со спиртом, немолодой уже капитан. – Бросили ребят на заклание. Танками и «бэхами» только в поле воевать, в городе им делать нечего. Было бы у наших побольше «Шилок», глядишь, и не мочили бы «духи» «коробочки» из гранатометов с верхних этажей зданий…»

 

Впоследствии мне часто приходилось слышать подобные высказывания от разных людей. Трудно сказать, спасли бы дополнительные «Шилки» погибшую бригаду. Те машины, которые имелись в наличии, в том числе и более современные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Тунгуска», хотя и могли вести подавляющий огонь по всем этажам, все-таки с задачей защитить мотострелков от действий гранатометчиков, засевших в зданиях, не справились. По мнению многих специалистов, сделать им это было крайне сложно именно из-за специфики боевых действий в городе: во-первых, боевиков локатором не обнаружишь, а стрелять вслепую смысла нет, во-вторых, как отметил бывший начальник штаба Северо-Кавказского военного округа генерал-лейтенант В. Потапов, «ЗСУ «Шилка» из-за своих габаритов, плохого обзора через прицелы являются первоочередной мишенью для поражения из гранатометов и крупнокалиберных пулеметов, поэтому их применение в населенных пунктах для поддержки действий войск в составе бронегрупп не эффективно».

Собственно, иначе и быть не могло, ведь «Шилки» создавались совершенно для других целей. И хотя эти зенитные самоходные установки уже давно сняты с производства, они в своей области применения полностью себя оправдали и до сих пор считаются одним из лучших средств борьбы с низколетящими скоростными воздушными целями.

Их появление, как и появление любой другой боевой техники, было вызвано велением времени. Уже к концу Второй Мировой войны стало ясно, что ствольная зенитная артиллерия солидных калибров, хорошо «работающая» по целям на больших и средних высотах, не способна уничтожать низколетящие самолеты и к тому же представляет опасность для своих войск: осколки, к примеру, 85-мм зенитного снаряда, взорвавшегося на небольшой высоте, могли поразить собственных солдат. Из-за повышения скорости самолетов снизилась и эффективность стоявших на вооружении малокалиберных 25-мм и 37-мм зенитных пушек. Не справлялась с задачами прикрытия войск с воздуха и ЗСУ-57-2. Ситуация усугублялась и тем, что к началу 1960-х годов, с появлением высокоточных зенитных ракет, пилотам было рекомендовано как можно ближе прижиматься к земле. Именно поэтому потребовалось оружие, которое прежде всего само могло быстро обнаруживать скоростные (до 450 м/с) низколетящие цели на дальностях 2500 м и высотах до 1500 м и уничтожать их. И такое оружие – зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» – появилось.

Изначально, правда, у «Шилки» был конкурент – скорострельная ЗСУ «Енисей». Задание на их разработку было дано Советом Министров СССР в апреле 1957 года. Однако уже через четыре года, летом 1961 года, стало ясно, что показатели у «Шилки» лучше. Именно она и была принята на вооружение в далеком 1962 году, а через два года началось ее серийное производство. К концу 1960-х годов среднегодовой выпуск «Шилок» составлял около 300 машин.

Базой для создания ЗСУ-23-4 стала гусеничная машина ТМ-575. Ее сварной корпус был разделен на три отделения: управления, боевое и силовое. В качестве двигателя выбрали дизель типа 8Д6. Его «довели до ума» и под индексом В-6Р установили на «Шилку». Этот шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения имел мощность 280 л.с. Впоследствии его несколько модернизировали. Топливо поступало к двигателю из двух баков, изготовленных из алюминиевого сплава, – переднего на 405 л и заднего на 110 л.

Ходовая часть машины включала два задних ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмом натяжения гусениц и двенадцать опорных катков. Металлическая гусеничная цепь состоит из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина траков равняется 382 мм. Подвеска машины торсионная, независимая, с гидравлическими амортизаторами и пружинными упорами.

Теперь о главном – вооружении. На несущий корпус гусеничной машины установлена сварная башня с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Они укреплены на расстоянии 320 мм одна над другой, и на такое же расстояние нижняя люлька выдвинута вперед по отношению к верхней. На каждой люльке установлены два автомата 2А7 с пушками 2А10 калибра 23 мм. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм. Длина нарезной части 1730 мм. Охлаждение стволов – водяное. Вес одного автомата – 85 кг, вес всей артиллерийской части из четырех орудий – 4964 кг. Боезапас пушки – две коробки по 1000 снарядов. Имеется пневматическая система для взведения автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

Автоматические пушки имеют скорострельность 11 выстрелов в секунду каждая. «Шилка» может вести огонь как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка способна эффективно уничтожать противника в движении. На цель пушки наводятся гидроприводами, также есть возможность осуществлять наводку вручную с помощью маховиков.

Боекомплект пушки состоит из 23-мм бронебойно-зажигательных трассирующих (БЗТ) и осколочно-фугасных зажигательных трассирующих (ОФЗТ) снарядов. Бронебойные снаряды не имеют взрывчатого вещества, но в них находится зажигательный состав, который обеспечивает трассирование и поджог легковоспламеняющихся целей. Вес такого снаряда 190 г. Осколочно-фугасные снаряды весят чуть меньше – 188,5 г, имеют головной взрыватель МГ-25 и самоликвидатор, который срабатывает через 5-11 секунд. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый – 77 г пороха. Вес патрона – 450 г. Гильза стальная, однократного использования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы – начальная скорость – 980 м/с, эффективная стрельба ведется на высоту до 1500 м и по дальности на 2500 м. Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. Подаются они в стволы в такой последовательности: четыре осколочно-фугасных – один бронебойно-зажигательный.

Стрельба из пушек может вестись в четырех режимах. Первый, он же основной, обеспечивает автосопровождение целей с выдачей необходимых данных на приводы наведения орудий. Командиру и наводчику остается лишь произвести стрельбу. Остальные три режима используются, когда автосопровождение невозможно из-за появления помех или повреждений.

Огнем пушек управляет радиолокационно-приборный комплекс РПК, расположенный в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство.

Особо стоит сказать о радиолокационной станции «Шилки». Она работает в диапазоне 1–1,5-сантиметровых волн. Выбор диапазона был обусловлен целым рядом причин. Во-первых, такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками; во-вторых, РЛС этого диапазона менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, обладают значительной скоростью обработки принимаемой информации; в-третьих, эти РЛС обеспечивают распознавание и классификацию целей за счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, такие станции дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стелс». И, наконец, в-четвертых, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. В качестве недостатка таких радиолокационных станций можно отметить относительно небольшую дальность действия, которая колеблется в диапазоне 10–20 км и очень сильно зависит от погоды: обильные осадки сильно снижают возможности РЛС.

Если учитывать обилие всевозможной аппаратуры, установленной на «Шилке», то можно безошибочно определить, что энергопотребление боевой машины весьма значительное. И действительно, в ней имеется целых три цепи энергопитания: на 55 и 27,5 вольта постоянного тока и на 220 вольт переменного. Энергопитание обеспечивается при помощи газотурбинного двигателя мощностью 74 л.с.

Для связи ЗСУ-23-4 имеет стандартную коротковолновую радиостанцию Р-123 с радиусом действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех – до 23 км, а при включенном подавителе шумов – до 13 км. Для внутренней связи также используется стандартное танковое переговорное устройство P-124. Оно рассчитано на четверых абонентов. Для привязки к местности «Шилка» имеет навигационную аппаратуру ТНА-2.

ЗСУ-23-4 снабжена стандартным набором средств пожаротушения, имеет систему ПАЗ (противоатомная защита). Защита экипажа от радиоактивной пыли происходит путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сепарацией воздуха.

За время своей службы в войсках «Шилка» несколько раз модернизировалась. Были модернизированы газотурбинный агрегат (его ресурс увеличили в 2 раза – с 300 часов до 600 часов), счетно-решающий прибор, появился командирский прибор наведения. Наиболее существенной переделке подверглись автоматы 2А7 и пушки 2А10, ненадежную пневмозарядку автоматов заменили пирозарядкой. Замена сварной трубки отвода охлаждающей жидкости на гибкий трубопровод позволила увеличить ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году ЗСУ-23-4М приняли на вооружение под другим именем – «Бирюса», хотя для всех военных она по-прежнему оставалась «Шилкой». Последняя модернизация прошла незадолго до снятия «Шилки» с производства. На ней была установлена аппаратура распознавания «свой–чужой». С 1982 года ЗСУ-23-4 прекратила поступать в войска.

За свою долгую войсковую жизнь «Шилки» поучаствовали во многих вооруженных конфликтах. Они активно использовались в арабо-израильских войнах, в Анголе, в ливийско-египетском конфликте и эфиопско-сомалийской войне, в ирано-иракской войне и боевых действиях на Балканах, в последних войнах в Персидском заливе и других конфликтах. Примечательный факт: в ходе арабо-израильской войны 1973 года на долю «Шилок» пришлось около 10 процентов всех авиационных потерь Израиля. Казалось бы, цифра незначительная. Однако израильские летчики в один голос заявляли: наши «зэсэушки» создавали такое море огня, что они предпочитали не летать над районами их боевого применения.

В Афганистане «Шилка» широко применялась нашими войсками в качестве оружия поддержки пехоты, наводя ужас на душманов. Так как непосредственной угрозы с воздуха для наших войск не существовало, многие «Шилки» были модернизированы именно для стрельбы по наземным целям. С них снимали радиолокационные комплексы, в два раза увеличивали боезапас (с 2000 выстрелов до 4000), устанавливали ночные прицелы, навешивали дополнительные броневые листы. ЗСУ-23-4, как уже отмечалось, принимали участие в обеих чеченских кампаниях.

И последнее. Частенько приходилось слышать вопрос, а почему все-таки «Шилку» назвали «Шилкой»?

Откуда появилось такое название? А взялось оно с карты России. Кто-то очень удачно высмотрел на ней реку с таким именем – левую составляющую Амура. Если и есть названия боевой техники, полностью соответствующие ее «темпераменту», то «Шилка» здесь будет в первых рядах – своими мощными снарядами, вылетающими из четырех стволов с огромной скорострельностью, она действительно способна прошивать, а иногда и просто разрезать цели противника.

 

Основные характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка»

Общие технические характеристики

Боевая масса, т

20

Броневая защита

противопульная

Экипаж, чел

4

Максимальная скорость, км/ч

60

Запас хода, км

450

Двигатель

дизель водяного охлаждения

Максимальная мощность / частота оборотов двигателя, л.с./об./мин

280 / 2000

Силовая передача

механическая с гидрообъемным механизмом поворота

Тормоза

дисковые, сухого трения

Подвеска

независимая торсионная

Система электропитания

3-фазная переменного и постоянного токов

Номинальная мощность по переменному току, кВт

20

Номинальная мощность по постоянному току, кВт

8

Габаритные размеры, мм:

 

– длина

6535

– ширина

3125

– высота в походном положении

2576

– высота в боевом положении

3572

– клиренс

400

Преодолеваемые препятствия, м

 

– высота стенки

1,1

– ширина рва

2,8

– глубина брода

1,07

Система вооружения

Калибр/количество автоматов, мм/шт.

23 / 4

Наклонная дальность стрельбы, м

2500

Боекомплект, выстрелов

2000

Длина максимальной очереди одного автомата, выстр.

150

Зона обнаружения радиолокационной станции, км

20

Зона сопровождения радиолокационной станции, км

10

Зона обнаружения оптико-локационной станции, км

8

Зона сопровождения оптико-локационной станции, км

7,5

Вспомогательное оборудование

Противоатомная защита

коллективная

Противопожарная защита

автоматическая

Холодопроизводительность кондиционера, ккал/ч

4000

 


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

на что еще способна «Шилка»

Зенитно-ракетное вооружение — это, вне всякого сомнения,  гордость отечественной оружейной мысли. Это один из видов вооружений, в котором сначала Советский Союз, а затем и Россия всегда занимали лидирующие позиции. Однако во всем многообразии зенитно-ракетного и пушечного вооружения в нашей стране есть и заслуженные, или, если точнее, почетные зенитные комплексы. Несмотря на довольно разную судьбу, всех их объединяет одно — разработчиком этих комплексов является Тульское «КБ Приборостроения»  — коллектив людей, для которых слово «качество» всегда стояло и стоит на первом месте.

«Пленившая страны»

ЗСУ 23-4, или «Шилка», в ряду отечественных зенитных самоходных установок, пожалуй, самая известная. Пальцев рук, ног и других частей тела не хватит, чтобы сосчитать, в скольких вооруженных конфликтах этому грозному оружию удалось проявить себя. О впечатлениях и ощущениях работы из «Шилки» встречается такое количество материалов, что с уверенностью можно сказать: ЗСУ 23-4 — это настоящий повелитель боя. Четыре ствола, 23-мм боеприпас и невероятный темп стрельбы в 3400 выстрела в минуту делают из «Шилки» самое настоящее оружие для уничтожения всего живого: летающего, передвигающегося по земле или расположенного в укрытиях и зданиях.

С момента принятия на вооружение в 1962 году ЗСУ 23-4 стала настоящим «дамокловым мечом» для любой авиации или живой силы противника, постоянно напоминая врагу, что он находится на волосок от гибели. Самоходная установка, названная в честь одной из сибирских рек, своими нарезными стволами и мощными боеприпасами приводила военных в неописуемый восторг, когда в радиостанции экипажа «зенитки» звучала команда: «Огонь».

Воспоминания очевидцев, служивших непосредственно в экипажах «Шилки», или солдат, чьи марш-броски этот комплекс сопровождал, примерно одинаковы, однако уникальных случаев, связанных с применением уникальной разработки тульских оружейников множество.

Вооруженных конфликтов, в которых применялась советская «Шилка» не счесть. Авиация, живая сила противника, в том числе и укрытая в небольших зданиях — всё это «Шилке» было под силу. Боекомплекта на 2000 выстрелов хватало, чтобы превратить в равнину небольшой холм или проделать в горной каменистой породе внушительный кратер, попутно уничтожив всё живое. Созданием «Шилки» тульские оружейники создали такую головную боль потенциальным противникам по блоку НАТО, что завладеть секретами советской «циркулярной» зенитки разведки западных стран пытались с самого момента ее появления на вооружении. Однако первые данные о серьезном оружии с «красной звездой» пришли к западным странам 7 октября 1973 года, когда сирийский расчет ЗСУ 23-4 «распилил» в воздухе два израильских «Фантома», а всего в ходе «октябрьской» войны «Шилки» уничтожили 12 самолётов противника. Весной 1974-го «Шилки», развернутые на удалении 600-800 метров от защищаемых объектов, уничтожили еще пять самолётов.

Афганская «Шилка»

В Афганистане советская «Шилка» встала в полный рост. Помимо движения в составе колонн и их прикрытия на марше, именно в стране, которую так никто и не смог завоевать, «Шилка» показала себя как самостоятельная боевая единица. Ветераны войны в Афганистане вспоминают, что «работу» четырех стволов «Шилки» можно было определить по звуку.

«Вот если представить себе рой пчёл, рокот пушки, визг или скрежет — и всё это одновременно, сразу можно было понять, что именно «адская колесница» работает», — рассказывает в интервью «Звезде» Олег Гаранин, член союза ветеранов Афганистана и советский спецназовец в отставке.

«Шилку» нельзя было спутать ни с чем. Афганские моджахеды, ожесточенно сражавшиеся против советских войск, издалека могли определять, есть у объекта, на который они собираются напасть, «Шилка» в составе охраны или нет.

«Хитрые были вояки, — рассказывает ветеран спецназа Олег Гаранин, — Вычисляли зенитку по радиолокатору, который то забывали убирать, то просто замаскировать забывали. Если видели, что «Шилка» стоит и готова к работе — нападение откладывали, а то и вовсе от этой затеи отказывались. Боялись очень. Пленные «духи» с выражением ужаса на лице рассказывали, что в «железе живёт дьявол»», — рассказ ветерана советского спецназа заканчивается широкой улыбкой.

За ненадобностью советскую установку для борьбы с летательными аппаратами противника именно в Афганистане переделали под сугубо «пехотные» нужды — сняли РЛС, с помощью которой «Шилка» наводилась на вражескую авиацию, а к оптическому визиру добавили прибор ночного видения, делавший из установки эффективный инструмент для решения проблем даже ночью. Полевые «доработки дьявольской машины» позволили увеличить боекомплект с двух до четырёх тысяч выстрелов, что позволяло не просто отражать вражеские атаки, но и «разбирать» на составляющие горный массив Афганистана.

Однажды на марше между «кордонами» (постами, расставленными по маршруту движения колонн) советская пехота и сопровождавшая ее бронетехника наткнулись на засаду, к которой афганские моджахеды по всем признакам готовились не одну неделю. Рассказывает Николай Юров, ветеран-афганец и командир роты советских войск в Афганистане.

«Хитро продумали, конечно, — вспоминает он. — Головную машину подорвали, движение заблокировано было. Сели они под таким углом, что достать их из БМП было невозможно, угол подъема ствола не позволял. Ну и тогда я скомандовал обстрелять позицию из ЗСУ, которые нас сопровождали. Две установки быстро определили откуда именно ведется огонь, прицелились и вмазали. Вмазали так, что от горы вместе со всеми «духами» ничего не осталось. В прямом смысле слова. Была большая горка, а остался маленький холмик. Сравняли, в общем. И «духов» и горку вместе с ними. Два часа еще стояли в ожидании повторной атаки — но нет. Закончились у них вояки».

Тунгусский выстрел

Из данных, добытых о советской зениткой установке, западные партнеры Советского Союза сделали правильные выводы и бронированию своих самолетов-штурмовиков и другой авиации начали уделять весьма серьезное внимание. Однако и тульские оружейники на месте стоять отказались и на усиление бронирования «пернатой» техники ответили созданием другой, превосходящей «Шилку» по всем показателям, — зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска».

От предшественника «Тунгуске» досталось не только серьезное поле для деятельности, но и характерные черты, которые делают и без того грозную боевую машину настоящей «мясорубкой» для противника. Звук стрельбы 30-мм пушек 2А38 — не из приятных. Ощущение, что тебя дробит на части, одновременно выворачивая наружу, — примерно так можно охарактеризовать скорострельный ад, который обрушивается на любую цель, будь то учебная или боевая.

Однако стрельба автоматических пушек — это всего один из «козырей» сменившего «Шилку» на боевом посту комплекса. Чтобы гарантированно выводить из строя или уничтожать, «Тунгуску» оснастили еще и зенитными управляемыми ракетами 9М311 в количестве восьми ракет, бережно «упакованных» в пусковые контейнеры. Комплекс 2К22 получился по-настоящему внушающим ужас. Суммарного темпа стрельбы в пять тысяч выстрелов «Тунгуске» хватало, чтобы нанести любой воздушной цели серьезные повреждения. Тульские мастера из КБП в очередной раз доказали, что «нечего у нас летать». Не заставил себя ждать и модернизированный вариант этого комплекса, названный «Тунгуска-М1».

У военных, которые на «Тунгусках» служили, о комплексе исключительно теплые воспоминания.

«Любые стрельбы, в любом месте, в любое время… всегда отрабатывала штатно. Автоматы 30-мм всегда работали без задержек. Были случаи когда времени на развертывание у срочников уходило больше, чем положено — но в конце концов в нормативы укладывались все», — вспоминает подполковник Вооруженных Сил России и командир расчета комплекса Вячеслав Соловец.

Несмотря на явный противовоздушный «характер», применяли 2К22 еще и для поражения защищенных целей, находящихся на земле. Первая чеченская кампания, в которой «Тунгуске» удалось повоевать «рука об руку» с «Шилкой» показала, что эффективность установок, передаваемых частям ВДВ, внутренних войск и другим передовым группам — чрезвычайно высока. Пушечное вооружение «Тунгуски» эффективно разносило опорные пункты, огневые точки и подавляло личный состав боевиков настолько хорошо, что зачастую поддержка с воздуха по позициям боевиков уже не требовалась.

Однако случались и неприятности. Повышенная огневая мощь комплекса 2К22 сыграла злую шутку с военными: из-за высокой опасности комплекс становился первоочередной целью для выстрела из РПГ и другого противотанкового вооружения, которого у боевиков на момент первой чеченской кампании хватало с избытком. Основной проблемой было поражения РЛС комплекса. Однако даже при попадании в РЛС или, что еще хуже, в корпус зенитных 30-мм автоматов из крупнокалиберного оружия или выстрелов от РПГ «Тунгуска» всё равно была способна продолжать стрельбу в режиме коротких очередей. Наличие комплекса в составе мотострелковой бригады, по воспоминаниям военных, упрощало выполнение любой задачи — будь то уничтожение опорного пункта боевиков или зачистка сектора. «Тунгуска» прикрывала всегда.

Непробиваемый «Панцирь»

Среди всех комплексов, разработанных ТКБП, «Панцирь» стоит особняком. Долгое время не то, что информация, сам факт разработки зенитно-ракетного пушечного комплекса был известен лишь избранным. Завеса тайны пала в 2008 году, когда «Панцирь» был принят на вооружение. Едва ознакомившись с его внешним видом и характеристиками, специалисты нарекли его не иначе как «убийца Томагавков» — крылатых ракет американского производства.

Еще на этапе испытаний тульский «Панцирь» подвергали самым разным проверкам на прочность —  жарили при температурах в +50, а потом резко замораживали до температуры  -50. Его использовали в проливной дождь и имитировали условия самой сильной песчаной бури, и в каждой из этих ситуаций «Панцирь» срабатывал отлично. О надежности и уникальности этих машин, помимо зарубежных заказчиков, говорят и отечественные военные эксперты. Уникальная технология комбинирования ракетного зенитного вооружения и 30-мм автоматов, по мнению российских военных экспертов, — главный козырь тульских конструкторов.

«В период, когда нам довелось побывать на производстве этих комплексов, нам как раз и поведали, что никто в этом плане нас так и не догнал», — рассказывает в интервью «Звезде» авторитетный военный эксперт и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

«Именно сочетание пушечного вооружения, способного на упреждающий огонь и наличие ракет делает «Панцирь» самой желанной техникой для обороны стратегически важных объектов — будь то завод или военная часть на финальном этапе полета любой крылатой ракеты», — рассказывает Мураховский. 

«Панцирь» — уникальная разработка. Ни одной другой стране в мире подобных успехов в области комплексов ПВО достичь так и не удалось. Судя по всему, в ближайшее время не удастся точно.

«Суть в том, что разработкой таких комплексов, насколько мне известно, сейчас никто из серьёзных «игроков» не занят. А это значит, что ближайшие годы конкурентов у «Панциря» не будет. Слишком сложная тема и большая работа, чтобы за год получить хорошие результат», — заявил Виктор Мураховский в интервью «Звезде».

Тульскому КБП удалось за короткий срок не просто создать уникальный образец вооружения, способный практически в одиночку противостоять крылатым ракетам, но и обеспечить колоссальный технологический задел. Если первые комплексы были направлены лишь на противодействие крылатым ракетам, самолетам и вертолетам противника, то комплекс, который должен поступить в войска в 2015 году, будет способен не только на это. Беспилотники, малые разведывательные аппараты — обнаруживать и сбивать их новый комплекс ПВО ближнего действия будет как в полуавтоматическом, так и в полностью автоматическом режиме. Еще одной характерной чертой новых комплексов будет возможность объединения батареи ракетно-пушечных комплексов в единую сеть для максимально эффективного противодействия вражеской авиации.

Слава тульского оружия гремит по всему миру. Алжир, Иран, Ирак, Сирия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты — все эти страны уже знают, что для надежной защиты от противника стоит выбирать российское оружие. Однако, по словам специалистов, поставленные за рубеж «Панцири» — это лишь малая часть того, что получит в  своё распоряжение  российская армия. Помимо новых ракет с увеличенной дальностью стрельбы и новых систем по захвату, сопровождению и уничтожению целей «Панцирь» в скором времени получит и новые системы связи. Инновационные технологии, которые будут в скором времени применены в новых тульских комплексах, вне всякого сомнения, не оставят ракетному вооружению и авиации противника ни единого шанса на выживание.

Автор: Дмитрий Юров

Фото: Минобороны России

tvzvezda.ru

ЗСУ-23-4 Шилка — самая распространенная в мире

ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» — модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи в качестве командного пункта подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» и внедрение в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП.

Замена аналогового счетно-решающего прибора на современную ЦВС.
Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и маневренности самохода и снижения трудоемкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения, новые средства связи, кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.

ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» — модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

ЗСУ-23-4 стали поступать в войска в 1965 году, и к началу 1970-х полностью вытеснили ЗСУ-57-2 из подразделений ПВО. Первоначально танковому полку по штату полагался дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 1960-х годов часто одна батарея в дивизионе вооружалась «Шилками», а другая — ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, куда входили два взвода. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой — четыре самоходных ЗРК «Стрела-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

«Шилки» широко применялись Советской армией в Афганистане. Причем в условиях отсутствия воздушных целей эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Появился специальный «афганский вариант» — за ненадобностью на нем демонтировали РПК, за счет чего удалось увеличить боекомплект до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел. Аналогично «Шилки» использовались Российской армией и в Чечне.

ЗСУ-23-4 широко экспортировались в страны Варшавского договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне, а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

КОНСТРУКЦИЯ ЗСУ-23-4

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 относится к типу закрытых самоходных установок с кормовым расположением МТО.

В средней части корпуса установлена вращающаяся башня, в которой размещена счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка АЗП-23 «Амур» с приводами наведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 «Тобол», боеприпасы и три члена экипажа. Вращающаяся башня повышенной точности изготовления установлена на шариковой опоре башни танка Т-54. Корпус и башня сварены из 6- и 8-мм броневых листов.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *