ЧЕЧЕНЦЫ — ШИИТЫ ИЛИ СУННИТЫ?

Кто такие сунниты?

Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм — доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

Кто такие шииты?

Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и «сунны», в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

e-chechnya.ru

Кавказский Узел | Кадыров запретил шиитские ритуалы самоистязания в Чечне

Группа последователей шиитского ритуала забивания в голову ножей выявлена в Чечне. Рамзан Кадыров в присутствии журналистов провел профилактическую беседу с самопровозглашенным халифом общины. В чеченском муфтияте верования группы назвали противоречащими исламу. Ученые же недоумевают, как культ религиозного самоистязания проник в Чечню.

В конце января в Интернете появилась видеозапись того, как группа мужчин в одной из стран Ближнего Востока проводит некий обряд. Пяти мужчинам, сидящим на корточках в окружении порядка десятка человек в помещении, сначала металлический чашей, а затем бруском забивают совсем неглубоко в голову ножи. При этом на лицах тех, кому проводят этот обряд, не видно боли, у них нет крови. По окончании обряда все пятеро с торчащими в головах ножами встают с улыбками, их снимают на мобильные телефоны.

Кадыров запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне последователю шиитского ритуала забивания в голову ножей

На видео, распространенном в сети, оказались и чеченцы, что вызвало общественный резонанс в Чечне.

Одним из тех, кто запечатлен на видео с ножом в голове, был московский чеченец Асламбек Зубайраев. С ним 2 февраля встретились Рамзан Кадыров, муфтий Чечни Салах Межиев и другие представители духовенства. Репортаж об этой встрече был показан на телеканале «Грозный».

Асламбек Зубайраев назван лидером группы чеченцев, участвовавших в обряде, — последователей одной из ветвей шиизма, возникшей в Ираке и возглавляемой шейхом Мухаммедом аль Касназани.

На встрече, показанной по чеченскому телевидению, Рамзан Кадыров и чеченские богословы заявили Зубайраеву, который, как оказалось, объявил себя «халифом», что его действия не соответствуют исламу.

«Ты оттуда приехал, воткнув себе в голову нож, чтобы, как ты говоришь, принести благо исламу и чеченскому народу. Порежь себе руку, и если ты состоявшийся халиф, сделай так, чтобы из нее не потекла кровь», — предложил Зубайраеву Кадыров.

Зубайраев на это предложение промолчал. Чеченские богословы однозначно осудили Зубайраева, а Кадыров заявил ему, что он не позволит вводить в заблуждение жителей Чечни и запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне.

«Я не хочу хоронить людей, не хочу, чтобы в Чечне была Сирия», — подчеркнул глава республики.

Зубайраев, несмотря на словесные выпады в его адрес, держался на встрече достаточно уверенно и пытался высказать свою точку зрения. В частности, в ответ на обвинения в том, что он не является знатоком ислама и шариата, не знает арабский язык, он заявил, что этого не знали ни Кунта-хаджи Кишиев, ни сам Пророк Мухаммад, однако тем не менее им обоим было ниспослано божественное откровение. Также он подтвердил, что является представителем шейха Касназани.

В конце беседы Кадыров заявил следующее: «Учи свою семью. Изучай религию… Передай это и своим мюридам, своему халифату. В моем халифате, в этой республике я халиф. Я не признаю… не разрешаю вам этим здесь заниматься, потому что у вас нет знаний. Приедет Касназани, мы дадим ему выступить, проводить беседы, выслушаем его, посадим на телевидение, потому что он знает религию».

В чеченском муфтияте сочли показанный на видео обряд противоречащим нормам ислама.

В чеченском муфтияте считают, что действия Зубайраева и его последователей противоречат нормам ислама.

«Мухаммед Касназани — довольно известная на Ближнем Востоке личность. Раньше он жил в Багдаде, а после начала войны в Ираке перебрался в Иорданию. Среди его последователей есть и шииты, и сунниты. Его адепты проводят различные обряды, которые не имеют никакого отношения к исламу, такие как забивание в голову кинжалов, или протыкание щек и шеи острыми предметами», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» представитель Духовного управления мусульман Чечни

.

По его словам, указанные обряды эти люди называют «караматом», то есть чудотворным явлением.

«Последователи этой секты недавно объявились и у нас, а ее глава, проживающий в Москве Асламбек Зубайраев, кстати, имеющий ученую степень кандидата экономических наук, даже объявил себя «халифом», — отметил представитель муфтията.

Он отметил, что в свое время в Чечне уже объявлялся подобный «халиф» — житель селения Автуры Шалинского района Адам Дениев.

«Зубайраев и его группа — это последователи печально известного у нас «халифа Адама», который после завершения первой чеченской войны объявился в республике и сеял смуту. Он тоже собирался творить чудеса, а однажды пообещал воскресить молодого человека из числа своих родственников, чтобы доказать свою избранность. Воскрешение, конечно же, не состоялось, «халиф» просто объяснил, что «умерший отказался возвращаться в грешный мир». Теперь последователи этого «чудотворца» снова у нас объявились», — сказал представитель муфтията.

По его словам, проведение обрядов самоистязания недопустимы с точки зрения мусульманской религии.

«Ислам запрещает человеку наносить себе вред. Это относится и к различным обрядам самоистязания, которые есть у шиитов. В том числе это касается и вбивания ножей в голову и прочих «чудес». Такие вещи просто недопустимы», — подчеркнул представитель муфтията.

Он отметил также, что после появления в Интернете видеозаписи с обрядом забивания ножей в голову к богословам стали поступать многочисленные обращения от верующих.

«Люди поражены происходящим. Они опасаются, что эта секта может получить распространение в республике и требуют не допустить этого», — рассказал представитель муфтията.

Жители Чечни обеспокоены распространением различных религиозных течений

Жители республики также говорят о своем беспокойстве в связи с видео с обрядом вбивания в головы ножей и распространением в республике различных религиозных течений.

«Я смотрел это видео с участием Зубайраева, ничего кроме отвращения оно не вызывает. Как человек, называющий себя мусульманином, тем более достаточно образованный мужчина в возрасте, может участвовать в подобном обряде? Это же явное сектантство. То, что Зубайраев называет «караматом», уже давно распространено на Востоке. Протыкание частей тела острыми предметами — это никакое не божественное чудо, а проявление неверия», — считает грозненец Алавди.

«Наша власть и духовенство просто зациклились на борьбе с ваххабизмом, и на этом фоне у нас активно стали распространяться другие религиозные течения. Теперь вот даже шиитская группа возникла. Все они ничуть не лучше радикальных исламистов, поскольку вносят смуту и раздор среди мусульман, и им должно оказываться такое же противодействие», — убежден местный житель Ваха.

«У нас в республике всевозможные течения не особо распространены, власти пока удается держать ситуацию под контролем. Но вот в других местах с этим очень сложно. Мой сын учится в Москве, он рассказывает, что много молодых чеченцев вовлечено в различные секты. Есть, например, так называемые «кораниты», которые утверждают, что они признают только Коран и отрицают хадисы Пророка Мухаммада, считая, что они не могут быть достоверными, так как написаны людьми. Боюсь, что, вернувшись домой, эта молодежь начнет распространять здесь свои убеждения, а это ни к чему хорошему не приведет», — полагает имам мечети в Грозном

Муса.

«Во все времена были суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом»

В Чечне опасаются крайностей в исповедании ислама как со стороны радикального салафизма, так и со стороны радикального традиционализма, считает замдиректора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.

«Ведь и так называемый традиционный ислам тоже может быть радикальным в каких-то практических проявлениях», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Аликбер Аликберов.

Он отметил, что не изучал вероучительные и ритуальные особенности данной конкретной группы, но, добавил эксперт, существуют ответвления суфийских орденов, которые имеют синтез суннитских и шиитских воззрений и практик в своем арсенале.

«Я бы подумал, что это именно такая группа. В истории бывало, что суннитская в основе группа становилась шиитской и наоборот. Например, Сефевиды, восстановившие фактически в 16 веке Персидскую монархию, принадлежали изначально к суннитскому суфийскому братству, а в итоге стали основоположниками шиитского Ирана. В рамках сближения суннитских и шиитских суфийских орденов формировалось братство Ниматуллахи. В период Османской империи, которая была суннитской, тоже были обновленческие суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом. Влияние такого направления имело место на Балканах и на Кавказе», — рассказал Аликбер Аликберов.

По его словам, в настоящее время еще существуют суфийские шейхи, идущие этим путем.

«Один из самых известных — это лидер группы братства Накшбандия-Хаккания Низам Кыбрыслы из турецкого Кипра. На его англоязычном сайте чуть ли не на главной странице сказано, что «мы из тех, кто любит Ахли Бейт» (Ахли Бейт — принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммеда (потомков его дочери Фатимы и зятя Али), почитаемого как шиитами, так и суннитами — прим. «Кавказского узла»). Однако теперь в связи с политическим противостоянием в суннитской среде идет полное размежевание с шиизмом. Даже то, что было принято в традиционном суннизме, — проявление особой любви к Ахли Бейт, сейчас многими воспринимается как нежелательное влияние шиизма», — подчеркнул Аликбер Аликберов.

С ним частично согласен и директор Фонда «Марджани» Игорь Алексеев. Он отмечает, что в Ираке, в восточной Турции, в отдельных районах Ирана, в основном в регионах, населенных курдами, имеется похожая практика ордена Кадирия с втыканием ножей, хождением по горящим углям и прочим.

«Вообще, действия, напоминающие самоистязания, довольно давняя традиция, распространенная преимущественно в иранском ареале. Причем в различных формах. Например, в северо-восточном Иране — Хорасане, в Средней Азии был такой орден маламатия. Они занимались провоцированием людей в общественных местах. Выходили на публику и вели себя неподобающе, могли даже громко ругать ислам. Их за это били, а они отрабатывали методику быстрого заживления ран», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Игорь Алексеев.

Он отметил, что в Египте наблюдал практику ордена Рифаия, которые ходят и лежат на углях, подобно индийским йогам.

«При этом каких-то травм, ожогов они не получают. Это своего рода демонстрация экстраординарных способностей человеческого организма. В оправдание таких практик суфиям служит рассказ Корана о пророке Ибрахиме (Аврааме). Царь Вавилона приказал его сжечь, Ибрахим в огонь вошел, но огонь его не тронул. Концепция такова, что они должны дойти до уровня пророка Ибрахима, чтобы огонь их не жег, кинжал не колол и т. д.», — сообщил эксперт.

Алексеев оговорился, что, возможно, данная практика восходит к доисламскому периоду Ирана, но нынешние кадирийа — это мусульмане-сунниты, и к шиитам формально не относятся.

«Чеченские суфии последователи Кунта-хаджи тоже относятся к ордену кадирийа. Правда, аналогичных практик у них нет, но зато есть танец во время зикра, что не делают никакие другие кадириты, распространенные от Алжира до Китая», — пояснил ученый.

Кунта-хаджи Кишиев родился предположительно в 1830 году в селении Мелч-Хи (по другим данным — в селении Истси-Сув). В 18 лет он совершил хадж в Мекку, тогда же вступил в суфийский орден Кадирия. Последователи Кунта-хаджи Кишиева, к которым относится и глава республики Рамзан Кадыров, считают, что перед наступлением конца света он вместе с Пророком Исой (Иисус Христос) и имамом Махди явится на землю, чтобы низвергнуть Сатану (Даджала), и установить на земле мир и спокойствие. Кунта-хаджи жив, говорят его мюриды, и продолжает совершать добрые дела, особо подчеркивая, что он не умер в ссылке, а скрылся, чтобы в определенный час вернуться назад. Кишиев был основателем зикризма и суфийского ордена на территории Чечни и Ингушетии. В разделе «Персоналии» опубликована биография Кишиева. 

Что касается родства с шиитскими концепциями, то в том ответвлении традиционного ислама, кадиритском тарикате, что исповедуют в Чечне, по мнению Алексеева, этого не меньше.

«По их воззрениям, Кунта-хаджи не умер, а вознесся живым, перешел в некое состояние, схожее с шиитской идеей «сокрытия имама». Поэтому в Чечне нет преемственности тариката от учителя к ученику в разных поколениях. У всех чеченских кадиритов один учитель — «вечно живой» Кунта-хаджи. Типологически небесное правление Кунта-хаджи и «сокрытый имам» шиитов похожи, хотя невозможно точно сказать — оформилась ли эта идея «прямой теократии» в Чечне под влиянием шиизма или нет», — рассказал Игорь Алексеев.

По его мнению, группа Зубайраева — абсолютно новое явление для Чечни.

«О ней ничего неизвестно ученым и любопытно, конечно, какими путями проникли эти практики в Чечню, и их дальнейшее развитие. Вполне возможно, что эти альтернативные практики пришли в Чечню на волне «глобализации суфизма», — считает Игорь Алексеев.

Что касается Адама Дениева, которого упомянули в чеченском муфтияте в связи с группой Зубайраева, этот человек, по словам ученого, производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина.

«Адам Дениев развивал какую-то историческую концепцию, но при этом производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина. Он вряд ли выходил за пределы традиционного чеченского зикра с танцами, никакой экзотики в его практике не было замечено», — полагает Алексеев.

Дениев был приближенным Ахмата Кадырова

Адам Дениев стал известен в конце 80-х годов, когда на съезде Исламской партии возрождения России в Астрахани был избран эмиром мусульман Северного Кавказа, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» политолог Тимур Алхастов.

«Не спрашивайте о репрезентативности этого мероприятия. Так формировались новые политические фигуры, когда, окружив себя десятком-другим сторонников, объявляли себя общероссийскими деятелями. Правда, эмиром он пробыл недолго. Скорее всего, этому посодействовали Джохар Дудаев и Зелимхан Яндарбиев, считавшие действия Дениева и ему подобных деструктивными», – предположил Алхастов.

Лишившись эмирского звания, Адам Дениев отправился в Багдад для обучения теологии. Посетивший в тот период Багдад Джохар Дудаев не преминул подпортить авторитет Дениева, сообщив местным властям о связях религиозного деятеля с российскими спецслужбами, отметил эксперт.

«В 1994 году Адам Дениев вернулся в свое родное село Автуры. И не просто так, а с бумагой, дающей право представлять в России и во всем бывшем СССР одного известного шейха из Ирака. Имея достаточно большие финансы, он организовал группу поддержки, которую он расквартировал в двух заброшенных пионерских лагерях. Его отряд был прекрасно вооружен. Тогда же он сблизился с Русланом Лабазановым (одним из лидеров антидудаевской оппозиции — прим. «Кавказского узла»)», – добавил Алхастов.

Затем Дениев организовал свое движение «Адамалла» («Человечность»), действовавшее под лозунгом «В мире есть три истины – Коран, Конституция России и Адамалла», продолжил политолог.

«Перед первой чеченской войной Дениев продолжал формировать ряды своих сторонников и находил поддержку в определенных федеральных структурах. Считается, что во время первой чеченской войны Дениев был человеком Доку Завгаева (глава пророссийского правительства Чечни в период первой военной кампании — прим. «Кавказского узла»). Однако он вел свою игру, пытаясь расширить с помощью админресурса число своих сторонников и свое влияние в республике», – рассказал Алхастов.

Он также сказал, что между двумя чеченскими войнами, Дениев пытался влиять на московских чеченцев, в прессе были материалы о причастности Дениева к попыткам давления на бизнес. Летом 2000 года он был одним из претендентов на пост полномочного представителя президента России в Чечне, но тогда выбор пал на Ахмата Кадырова как на более авторитетного, влиятельного и предсказуемого человека.

«А Дениев был назначен заместителем Кадырова, в аппарате которого он отвечал за связи со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Также, по некоторым сведениям, Адам поддерживал процесс установления конституционного порядка в Чечне, выявлял пособников боевиков, примирял кровников», – сообщил Алхастов.

Отношения Ахмата Кадырова с Адамом Дениевым были достаточно сложными, особенно с учетом того, что Кадыров проповедовал суфизм традиционного, вайнахского толка, а у Дениева духовным лидером был шейх из Ирака.

«Братство Касназани известно в Ираке своими мистическими церемониями, в ходе которых адепты режут себе язык бритвой, прокалывают иглами щеками, занимаются прочими самоистязаниями. Подобные ритуалы чужды нашим вайнахам. Поэтому духовные ценности, проповедуемые шейхами, подобными Мухаммеду Касназани, в основном неприемлемы для вайнахов и вызывают раскол в обществе», – считает Тимур Алхастов. .

Он также уточнил, что Адам Дениев погиб 12 апреля 2001 года от взрыва заложенной на чердаке мины во время телетрансляции собственной проповеди по сельскому телевидению в его родном селе Автуры.

«Ахмат Кадыров тогда заявил, что смерть его заместителя – заказное убийство, совершённое по приказу экс-президента Чечни Аслана Масхадова», – заключил Алхастов.

Как писал «Кавказский узел», 27 августа 2016 года по итогам исламской конференции «Кто они – последователи сунны?», прошедшей в Грозном, была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России. Однако 26 ноября 2016 года в ходе своего визита в Саудовскую Аравию и встречи с наследным принцем королевства Мухаммадом ибн Салманом Аль-Саудом Рамзан Кадыров, по информации арабских СМИ, извинился за исламскую конференцию в Грозном и признал, что салафиты не являются сектантами. В ДУМ Чечни информацию об извинениях назвали «абсолютной ложью и неправдой».

www.kavkaz-uzel.eu

Чечню закрыли для шиитских проповедников / Вера и общество / Независимая газета

Ситуация вокруг Катара настроила Грозный против аятолл

Муфтий Чечни Салах Межиев. Фото с официального сайта Духовного управления мусульман Российской Федерации

Шииты России обеспокоены недавним заявлением муфтия Чечни Салаха Межиева по поводу их религии. По окончании месяца Рамадан Межиев выступил с видеообращением, где сказал, что под видом своей культуры Иран распространяет шиитскую литературу, тем самым искажая истинный путь ислама.

«Такие книги, как «Сборник фетв» аятоллы Сайида Али Систани, «Личность пророка ислама» Хусейна Сайиди, «Личность Али ибн Абу Талиба» и многие другие сбивают с толку молодежь. Существуют и переводы на русский язык, выпущенные шиитами, нельзя их читать и руководствоваться ими! Со всей уверенностью заявляю, что в Чеченской Республике не пройдет ни шиизм, ни ваххабизм!» – заявил Межиев.

Основная часть шиитского населения России – азербайджанцы. Как сказал «НГ» директор Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиль Тагиев, заявление муфтия Чечни поднимает давний вопрос – об отношении властей ряда регионов РФ, где абсолютное большинство – мусульмане-сунниты, к проживающему там шиитскому меньшинству: «Такая проблема есть на Северном Кавказе, в Татарстане, в Москве. После реставрации в 2015 году Соборной мечети Москвы шиитов перестали пускать молиться в эту мечеть, хотя до 11 сентября 2011 года (дата предшествующего реставрации сноса мечети. – «НГ») шииты свободно там молились. Есть вопрос отношения региональных властей и духовенства к местным шиитам. Высказывались претензии насчет того, что в регионе с суннитским большинством продают книги шиитского содержания. Но если книга не входит в Федеральный список экстремистских материалов, ее можно свободно распространять и читать». В Чечне, по словам Тагиева, ранее он не замечал неприязненного отношения к шиитам. «Я сам шиит, в Грозном свободно молился в мечети «Сердце Чечни». В Чечне живут и работают азербайджанцы-шииты. Рамзан Кадыров, как и его отец Ахмат Кадыров, очень уважает нашего шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, шиита. Президента Азербайджана Ильхама Алиева Кадыров называет братом, а наш предыдущий президент Гейдар Алиев назвал Ахмата Кадырова достойным сыном Кавказа», – говорит представитель азербайджанской диаспоры.

«Заявление муфтия Чечни в шиитском сообществе воспринимают как недоразумение, – считает Тагиев. – Салах Межиев упоминает книгу Сайида Али Систани – одного из крупнейших шиитских лидеров нашего времени. Муфтий Чечни недоволен распространением иранских книг, но аятолла Систани не иранец, а иракец. Иракская шиитская школа отличается от иранской в богословии, образовании, политической идеологии и многих других областях. Поэтому культурные центры Ирана никогда не будут распространять книг Систани. В остальных книгах, которые читают шииты России, нет места политике. Эти книги содержат рисалят – советы для повседневной жизни. Похожие книги выпускает каждое суннитское духовное управление мусульман в России, они везде свободно продаются. Может быть, муфтий Чечни имел в виду не рисаляты, а экстремистскую литературу, но тогда ему стоило бы пояснить это. Тревожно, что муфтий, говоря, что шиизм, как и ваххабизм, в Чечне не пройдет, поставил шиитов на одну доску с ваххабитами».

Антишиитская риторика муфтия Чечни на Азербайджан не распространяется, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. «Азербайджанцы для властей Чечни – это «свои», «мягкие» шииты, в отличие от иранцев или арабов, – сказал «НГ» Рощин. – В муфтияте могут быть не очень довольны тем, что на Кавказе имеет широкое распространение богословская литература издательства «Садра», которое спонсирует один ведущий иранский фонд. Но в целом антишиитский настрой Грозного скорее всего обусловлен нынешней ситуацией вокруг Катара. Чечня давно сотрудничает в сферах экономики и образования с Саудовской Аравией и Эмиратами – участниками блокады Катара. Катар эти страны, в свою очередь, обвиняют в сотрудничестве с Ираном и группировкой «Хезболла». Для Грозного, который в плане развития своей экономики ориентируется на антикатарскую коалицию, сейчас важно показать своим партнерам, что Чечня максимально дистанцируется от шиизма и Ирана». 

www.ng.ru

шииты в чечне видео Смотреть лучшее видео

2 меc назад

Сходка Шиитов в Чечне! Это что такое ?

1 лет назад

Нас ищут по запросам кадыров в узбекистане, кадыров в бухаре, кадыров в самарканте, кадыров в ташкенте,…

1 лет назад

Нас ищут по запросам кадыров в узбекистане, кадыров в бухаре, кадыров в самарканте, кадыров в ташкенте,…

2 лет назад

О боже, что творят эти ШИИТЫ. Часть 1.

3 меc назад

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Данный канал создан с целью опровержения, исправления, а также…

5 лет назад

14 ноября шииты всего мира вспоминают гибель внука пророка Мухаммеда имама Хусейна. Он пал жертвой борьбы…

2 лет назад

Муфтий Чечни Салах Межиев записал срочное обращение, в котором запретил шиитскую литература на территории…

8 меc назад

Главу офиса «Мемориала» в Грозном Оюба Титиева полиция в Чечне задержала с марихуаной. Правозащитники увере…

1 лет назад

Прокляты Шииты Построили Свою Каабу В Иране.

7 меc назад

Описание С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Данный канал создан с целью опровержения, исправления,…

2 лет назад

В Чечне группа военнослужащих готовится к отправке с российской базы в Ханкале (пригород Грозного). Военнос…

2 лет назад

Корреспонденты BBC Pop Up посетили московскую мечеть, чтобы узнать больше о Зикре, исламской духовной практике…

smotretvidos.ru

чеченец шиит видео Смотреть лучшее видео

2 лет назад

О боже, что творят эти ШИИТЫ. Часть 1.

1 лет назад

Подписывайтесь на канал!!! иначе пропустите новые видео про Кавказ,Махачкалу,Дагестан ищут по запросам…

4 меc назад

Подписывайтесь: http://goo.gl/ULFodW Telegram : https://t.me/historyyoutube VK : https://vk.com/history_of_everything Реклама и сотрудничество …

5 лет назад

14 ноября шииты всего мира вспоминают гибель внука пророка Мухаммеда имама Хусейна. Он пал жертвой борьбы…

4 лет назад

Християни про Католиков так не говорят как Сунниты про Шиитов. они так друг друга ненавидят как мы друг…

2 лет назад

Муфтий Чечни Салах Межиев записал срочное обращение, в котором запретил шиитскую литература на территории…

2 лет назад

Гомосекское общество или непонятный концерт хоменеи.

3 меc назад

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Данный канал создан с целью опровержения, исправления, а также…

4 лет назад

КТО ТАКОЙ АБУ АЗРАИЛ? Абу Азраил (настоящее имя Абу Мухаммад Реза) — герой сопротивления иракских шиитов…

1 лет назад

Нас ищут по запросам кадыров в узбекистане, кадыров в бухаре, кадыров в самарканте, кадыров в ташкенте,…

4 нед назад

Лекции предназначены только для совершенно летних, рейтинг 15+ Все лекции об основах шиитов тут: https://www.youtube.c…

4 лет назад

Дискуссия между суннитами и шиитами на тему власти в Исламе. Часть 9 азербайджанец против чеченцев,…

5 лет назад

Один из сподвижников его светлости Имама Садыка (мир ему) Сахил ибн Хасан Хорасани спросил: «Что останавлив…

3 меc назад

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Данный канал создан с целью опровержения, исправления, а также…

1 лет назад

Прокляты Шииты Построили Свою Каабу В Иране.

smotretvidos.ru

РАМЗАН КАДЫРОВ шиитам Чечни: В этой республике

Кадыров запретил шиитские ритуалы самоистязания в Чечне

Группа последователей шиитского ритуала забивания в голову ножей выявлена в Чечне. Рамзан Кадыров в присутствии журналистов провел профилактическую беседу с самопровозглашенным халифом общины. В чеченском муфтияте верования группы назвали противоречащими исламу. Ученые же недоумевают, как культ религиозного самоистязания проник в Чечню.

Кадыров запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне последователю шиитского ритуала забивания в голову ножей

На видео, распространенном в сети, оказались и чеченцы, что вызвало общественный резонанс в Чечне.

Одним из тех, кто запечатлен на видео с ножом в голове, был московский чеченец Асламбек Зубайраев. С ним 2 февраля встретились Рамзан Кадыров, муфтий Чечни Салах Межиев и другие представители духовенства. Репортаж об этой встрече был показан на телеканале «Грозный».

Асламбек Зубайраев назван лидером группы чеченцев, участвовавших в обряде, — последователей одной из ветвей шиизма, возникшей в Ираке и возглавляемой шейхом Мухаммедом аль Касназани.

На встрече, показанной по чеченскому телевидению, Рамзан Кадыров и чеченские богословы заявили Зубайраеву, который, как оказалось, объявил себя «халифом», что его действия не соответствуют исламу.

«Ты оттуда приехал, воткнув себе в голову нож, чтобы, как ты говоришь, принести благо исламу и чеченскому народу. Порежь себе руку, и если ты состоявшийся халиф, сделай так, чтобы из нее не потекла кровь», — предложил Зубайраеву Кадыров.

Зубайраев на это предложение промолчал. Чеченские богословы однозначно осудили Зубайраева, а Кадыров заявил ему, что он не позволит вводить в заблуждение жителей Чечни и запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне.

«Я не хочу хоронить людей, не хочу, чтобы в Чечне была Сирия», — подчеркнул глава республики.

Зубайраев, несмотря на словесные выпады в его адрес, держался на встрече достаточно уверенно и пытался высказать свою точку зрения. В частности, в ответ на обвинения в том, что он не является знатоком ислама и шариата, не знает арабский язык, он заявил, что этого не знали ни Кунта-хаджи Кишиев, ни сам Пророк Мухаммад, однако тем не менее им обоим было ниспослано божественное откровение. Также он подтвердил, что является представителем шейха Касназани.

В конце беседы Кадыров заявил следующее: «Учи свою семью. Изучай религию… Передай это и своим мюридам, своему халифату. В моем халифате, в этой республике я халиф. Я не признаю… не разрешаю вам этим здесь заниматься, потому что у вас нет знаний. Приедет Касназани, мы дадим ему выступить, проводить беседы, выслушаем его, посадим на телевидение, потому что он знает религию».

В чеченском муфтияте сочли показанный на видео обряд противоречащим нормам ислама.

В чеченском муфтияте считают, что действия Зубайраева и его последователей противоречат нормам ислама.

«Мухаммед Касназани — довольно известная на Ближнем Востоке личность. Раньше он жил в Багдаде, а после начала войны в Ираке перебрался в Иорданию. Среди его последователей есть и шииты, и сунниты. Его адепты проводят различные обряды, которые не имеют никакого отношения к исламу, такие как забивание в голову кинжалов, или протыкание щек и шеи острыми предметами», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» представитель Духовного управления мусульман Чечни.

По его словам, указанные обряды эти люди называют «караматом», то есть чудотворным явлением.

«Последователи этой секты недавно объявились и у нас, а ее глава, проживающий в Москве Асламбек Зубайраев, кстати, имеющий ученую степень кандидата экономических наук, даже объявил себя «халифом», — отметил представитель муфтията.

Он отметил, что в свое время в Чечне уже объявлялся подобный «халиф» — житель селения Автуры Шалинского района Адам Дениев.

«Зубайраев и его группа — это последователи печально известного у нас «халифа Адама», который после завершения первой чеченской войны объявился в республике и сеял смуту. Он тоже собирался творить чудеса, а однажды пообещал воскресить молодого человека из числа своих родственников, чтобы доказать свою избранность. Воскрешение, конечно же, не состоялось, «халиф» просто объяснил, что «умерший отказался возвращаться в грешный мир». Теперь последователи этого «чудотворца» снова у нас объявились», — сказал представитель муфтията.

По его словам, проведение обрядов самоистязания недопустимы с точки зрения мусульманской религии.

«Ислам запрещает человеку наносить себе вред. Это относится и к различным обрядам самоистязания, которые есть у шиитов. В том числе это касается и вбивания ножей в голову и прочих «чудес». Такие вещи просто недопустимы», — подчеркнул представитель муфтията.

Он отметил также, что после появления в Интернете видеозаписи с обрядом забивания ножей в голову к богословам стали поступать многочисленные обращения от верующих.

«Люди поражены происходящим. Они опасаются, что эта секта может получить распространение в республике и требуют не допустить этого», — рассказал представитель муфтията.

Жители Чечни обеспокоены распространением различных религиозных течений

Жители республики также говорят о своем беспокойстве в связи с видео с обрядом вбивания в головы ножей и распространением в республике различных религиозных течений.

«Я смотрел это видео с участием Зубайраева, ничего кроме отвращения оно не вызывает. Как человек, называющий себя мусульманином, тем более достаточно образованный мужчина в возрасте, может участвовать в подобном обряде? Это же явное сектантство. То, что Зубайраев называет «караматом», уже давно распространено на Востоке. Протыкание частей тела острыми предметами — это никакое не божественное чудо, а проявление неверия», — считает грозненец Алавди.

«Наша власть и духовенство просто зациклились на борьбе с ваххабизмом, и на этом фоне у нас активно стали распространяться другие религиозные течения. Теперь вот даже шиитская группа возникла. Все они ничуть не лучше радикальных исламистов, поскольку вносят смуту и раздор среди мусульман, и им должно оказываться такое же противодействие», — убежден местный житель Ваха.

«У нас в республике всевозможные течения не особо распространены, власти пока удается держать ситуацию под контролем. Но вот в других местах с этим очень сложно. Мой сын учится в Москве, он рассказывает, что много молодых чеченцев вовлечено в различные секты. Есть, например, так называемые «кораниты», которые утверждают, что они признают только Коран и отрицают хадисы Пророка Мухаммада, считая, что они не могут быть достоверными, так как написаны людьми. Боюсь, что, вернувшись домой, эта молодежь начнет распространять здесь свои убеждения, а это ни к чему хорошему не приведет», — полагает имам мечети в Грозном Муса.

«Во все времена были суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом»

В Чечне опасаются крайностей в исповедании ислама как со стороны радикального салафизма, так и со стороны радикального традиционализма, считает замдиректора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.

«Ведь и так называемый традиционный ислам тоже может быть радикальным в каких-то практических проявлениях», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Аликбер Аликберов.

Он отметил, что не изучал вероучительные и ритуальные особенности данной конкретной группы, но, добавил эксперт, существуют ответвления суфийских орденов, которые имеют синтез суннитских и шиитских воззрений и практик в своем арсенале.

«Я бы подумал, что это именно такая группа. В истории бывало, что суннитская в основе группа становилась шиитской и наоборот. Например, Сефевиды, восстановившие фактически в 16 веке Персидскую монархию, принадлежали изначально к суннитскому суфийскому братству, а в итоге стали основоположниками шиитского Ирана. В рамках сближения суннитских и шиитских суфийских орденов формировалось братство Ниматуллахи. В период Османской империи, которая была суннитской, тоже были обновленческие суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом. Влияние такого направления имело место на Балканах и на Кавказе», — рассказал Аликбер Аликберов.

По его словам, в настоящее время еще существуют суфийские шейхи, идущие этим путем.

«Один из самых известных — это лидер группы братства Накшбандия-Хаккания Низам Кыбрыслы из турецкого Кипра. На его англоязычном сайте чуть ли не на главной странице сказано, что «мы из тех, кто любит Ахли Бейт» (Ахли Бейт — принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммеда (потомков его дочери Фатимы и зятя Али), почитаемого как шиитами, так и суннитами — прим. «Кавказского узла»). Однако теперь в связи с политическим противостоянием в суннитской среде идет полное размежевание с шиизмом. Даже то, что было принято в традиционном суннизме, — проявление особой любви к Ахли Бейт, сейчас многими воспринимается как нежелательное влияние шиизма», — подчеркнул Аликбер Аликберов.

С ним частично согласен и директор Фонда «Марджани» Игорь Алексеев. Он отмечает, что в Ираке, в восточной Турции, в отдельных районах Ирана, в основном в регионах, населенных курдами, имеется похожая практика ордена Кадирия с втыканием ножей, хождением по горящим углям и прочим.

«Вообще, действия, напоминающие самоистязания, довольно давняя традиция, распространенная преимущественно в иранском ареале. Причем в различных формах. Например, в северо-восточном Иране — Хорасане, в Средней Азии был такой орден маламатия. Они занимались провоцированием людей в общественных местах. Выходили на публику и вели себя неподобающе, могли даже громко ругать ислам. Их за это били, а они отрабатывали методику быстрого заживления ран», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Игорь Алексеев.

Он отметил, что в Египте наблюдал практику ордена Рифаия, которые ходят и лежат на углях, подобно индийским йогам.

«При этом каких-то травм, ожогов они не получают. Это своего рода демонстрация экстраординарных способностей человеческого организма. В оправдание таких практик суфиям служит рассказ Корана о пророке Ибрахиме (Аврааме). Царь Вавилона приказал его сжечь, Ибрахим в огонь вошел, но огонь его не тронул. Концепция такова, что они должны дойти до уровня пророка Ибрахима, чтобы огонь их не жег, кинжал не колол и т. д.», — сообщил эксперт.

Алексеев оговорился, что, возможно, данная практика восходит к доисламскому периоду Ирана, но нынешние кадирийа — это мусульмане-сунниты, и к шиитам формально не относятся.

«Чеченские суфии последователи Кунта-хаджи тоже относятся к ордену кадирийа. Правда, аналогичных практик у них нет, но зато есть танец во время зикра, что не делают никакие другие кадириты, распространенные от Алжира до Китая», — пояснил ученый.

Что касается родства с шиитскими концепциями, то в том ответвлении традиционного ислама, кадиритском тарикате, что исповедуют в Чечне, по мнению Алексеева, этого не меньше.

«По их воззрениям, Кунта-хаджи не умер, а вознесся живым, перешел в некое состояние, схожее с шиитской идеей «сокрытия имама». Поэтому в Чечне нет преемственности тариката от учителя к ученику в разных поколениях. У всех чеченских кадиритов один учитель — «вечно живой» Кунта-хаджи. Типологически небесное правление Кунта-хаджи и «сокрытый имам» шиитов похожи, хотя невозможно точно сказать — оформилась ли эта идея «прямой теократии» в Чечне под влиянием шиизма или нет», — рассказал Игорь Алексеев.

По его мнению, группа Зубайраева — абсолютно новое явление для Чечни.

«О ней ничего неизвестно ученым и любопытно, конечно, какими путями проникли эти практики в Чечню, и их дальнейшее развитие. Вполне возможно, что эти альтернативные практики пришли в Чечню на волне «глобализации суфизма», — считает Игорь Алексеев.

Что касается Адама Дениева, которого упомянули в чеченском муфтияте в связи с группой Зубайраева, этот человек, по словам ученого, производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина.

«Адам Дениев развивал какую-то историческую концепцию, но при этом производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина. Он вряд ли выходил за пределы традиционного чеченского зикра с танцами, никакой экзотики в его практике не было замечено», — полагает Алексеев.

Дениев был приближенным Ахмата Кадырова

Адам Дениев стал известен в конце 80-х годов, когда на съезде Исламской партии возрождения России в Астрахани был избран эмиром мусульман Северного Кавказа, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» политолог Тимур Алхастов.

«Не спрашивайте о репрезентативности этого мероприятия. Так формировались новые политические фигуры, когда, окружив себя десятком-другим сторонников, объявляли себя общероссийскими деятелями. Правда, эмиром он пробыл недолго. Скорее всего, этому посодействовали Джохар Дудаев и Зелимхан Яндарбиев, считавшие действия Дениева и ему подобных деструктивными», – предположил Алхастов.

Лишившись эмирского звания, Адам Дениев отправился в Багдад для обучения теологии. Посетивший в тот период Багдад Джохар Дудаев не преминул подпортить авторитет Дениева, сообщив местным властям о связях религиозного деятеля с российскими спецслужбами, отметил эксперт.

«В 1994 году Адам Дениев вернулся в свое родное село Автуры. И не просто так, а с бумагой, дающей право представлять в России и во всем бывшем СССР одного известного шейха из Ирака. Имея достаточно большие финансы, он организовал группу поддержки, которую он расквартировал в двух заброшенных пионерских лагерях. Его отряд был прекрасно вооружен. Тогда же он сблизился с Русланом Лабазановым (одним из лидеров антидудаевской оппозиции — прим. «Кавказского узла»)», – добавил Алхастов.

Затем Дениев организовал свое движение «Адамалла» («Человечность»), действовавшее под лозунгом «В мире есть три истины – Коран, Конституция России и Адамалла», продолжил политолог.

«Перед первой чеченской войной Дениев продолжал формировать ряды своих сторонников и находил поддержку в определенных федеральных структурах. Считается, что во время первой чеченской войны Дениев был человеком Доку Завгаева (глава пророссийского правительства Чечни в период первой военной кампании — прим. «Кавказского узла»). Однако он вел свою игру, пытаясь расширить с помощью админресурса число своих сторонников и свое влияние в республике», – рассказал Алхастов.

Он также сказал, что между двумя чеченскими войнами, Дениев пытался влиять на московских чеченцев, в прессе были материалы о причастности Дениева к попыткам давления на бизнес. Летом 2000 года он был одним из претендентов на пост полномочного представителя президента России в Чечне, но тогда выбор пал на Ахмата Кадырова как на более авторитетного, влиятельного и предсказуемого человека.

«А Дениев был назначен заместителем Кадырова, в аппарате которого он отвечал за связи со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Также, по некоторым сведениям, Адам поддерживал процесс установления конституционного порядка в Чечне, выявлял пособников боевиков, примирял кровников», – сообщил Алхастов.

Отношения Ахмата Кадырова с Адамом Дениевым были достаточно сложными, особенно с учетом того, что Кадыров проповедовал суфизм традиционного, вайнахского толка, а у Дениева духовным лидером был шейх из Ирака.

«Братство Касназани известно в Ираке своими мистическими церемониями, в ходе которых адепты режут себе язык бритвой, прокалывают иглами щеками, занимаются прочими самоистязаниями. Подобные ритуалы чужды нашим вайнахам. Поэтому духовные ценности, проповедуемые шейхами, подобными Мухаммеду Касназани, в основном неприемлемы для вайнахов и вызывают раскол в обществе», – считает Тимур Алхастов. .

Он также уточнил, что Адам Дениев погиб 12 апреля 2001 года от взрыва заложенной на чердаке мины во время телетрансляции собственной проповеди по сельскому телевидению в его родном селе Автуры.

«Ахмат Кадыров тогда заявил, что смерть его заместителя – заказное убийство, совершённое по приказу экс-президента Чечни Аслана Масхадова», – заключил Алхастов.

Как писал «Кавказский узел», 27 августа 2016 года по итогам исламской конференции «Кто они – последователи сунны?», прошедшей в Грозном, была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России. Однако 26 ноября 2016 года в ходе своего визита в Саудовскую Аравию и встречи с наследным принцем королевства Мухаммадом ибн Салманом Аль-Саудом Рамзан Кадыров, по информации арабских СМИ, извинился за исламскую конференцию в Грозном и признал, что салафиты не являются сектантами. В ДУМ Чечни информацию об извинениях назвали «абсолютной ложью и неправдой».

ontv.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *