Содержание

2C1 122мм, самоходная артиллерийская установка, характеристики (ТТХ), дальность стрельбы

Самоходная артиллерийская установка (САУ) или в разговорном языке просто самоходка появилась вместе с первыми танками. По современной классификации первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» танками и не являются. Это обычные полевые пушки, поставленные на самоходные шасси и защищенные тонкой броней. Отличие танка от САУ в том, что на танк ставится свое, разработанное именно для данного танка орудие. Кроме того САУ, как правило, дополнительным вооружением (пулеметами, минометами, зенитными установками и т.д.) не оборудуется.

Первые САУ появились еще до Первой мировой, однако полномасштабного распространения не получили. Настоящий расцвет САУ наступил во время Второй мировой. Но речь пойдет о САУ «Гвоздика», которая была принята на вооружение в 1970-м и до сих пор не снята с боевого дежурства.

Содержание статьи

История создания

Штурмовые и противотанковые САУ появляются на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (первенство все же за танками), но для поддержки пехоты и наступающих танков они были очень эффективны. С началом Холодной войны у потенциального противника появились совершенные артиллерийские системы калибра 105 мм, которые по многим показателям превосходившие советские САУ.

Но доктрина у СССР была нацелена на применение ракет и самоходки не получали развития. После ухода с поста Хрущева среди трезвых умов появилась доктрина о том, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожения не только врага, но и самого себя. А вот использование разрушительного оружия в тактических целях вполне вероятно. В этом смысле использование САУ было одним из самых лучших способов доставить тактический ядерный заряд в нужное место.

Исходя из этого утверждения, разработкой новой самоходки, получившей название САУ 2С1 «Гвоздика», занялись, учитывая возможность использования подобных зарядов.

Решением Коммунистической партии и постановлением правительства Союза с 1967 г. началась разработка артсистемы калибра 122 мм.

Это решение было основано на исследовательской базе ВНИИ-100. Именно эти исследования определили базовые характеристики будущей самоходной гаубицы.

Исследовательский институт предложил три варианта шасси: «БМП-1, МТ-ЛБ тягач и «Объект-124». Выбрали тягач, на основе которого и конструировалась самоходка «Гвоздика».Тракторному заводу в Харькове поручили разрабатывать новую систему.

1969 г. начало испытаний четырех опытных образцов 122 мм «Гвоздики» и 152 мм 2С3. Выбор был остановлен на «Гвоздике».1970 г. правительство СССР, после годовых испытаний и необходимых доработок, принимает на вооружение самоходку «Гвоздика».

Новая самоходка начала поступать в военные части, а экипажи постепенно осваивать эту систему. Серийное производство окончательно освоено в 1971 г. Выпускалась в Польше (с 1971г.) и в Болгарии (с 1979г.). В 1991 г. самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 г. было выпущено около десять тысяч машин.

Конструкция

Компоновка корпуса этой артсистемы была выполнена по башенной схеме. Все сварено из листов катаной стали. Сам корпус абсолютно герметичен, а толщина броневых листов 20 мм. Это достаточно надежная защита от осколков и пуль, но не от снарядов. Моторный отсек находится с правой стороны, здесь расположено и место водителя-механика.

Боевое отделение находится в средней части и корме. На корпусе размещена башня, а в ней орудие. В башне с правой стороны заряды и заряжающий. Слева наводчик и прицел для точной наводки. Место командира за наводчиком. У командира собственная поворотная башенка с люком для визуального контроля. В нише самой башни размещаются кумулятивные снаряды и заряды к ним. Остальные боеприпасы находятся на корме.

У САУ 2С1 есть специальный люк, через который возможен прием снарядов прямо с грунта.

Ходовая часть. В основе модифицированные шасси МТ-ЛБ. Его хорошо переработали, установив пару опорных катков дополнительно. А вот число обрезиненных катков увеличилось до семи пар. В задней части находятся направляющие колеса, в передней ведущие. Гусеница собрана из звеньев (траков). Звенья довольно мелкие (350*111), соединены металлическими пальцами.

При ширине трака 350 мм и массе 15,7 тонны, машина чувствует себя уверенно на любом грунте. У артсистемы «Гвоздика» подвеска на торсионах, индивидуальная. Гидроамортизаторы установлены на седьмом и первом опорных катках.

Двигатель и трансмиссия. На машине установлен двигатель ЯМЗ-238Н мощностью в 300 л.с. Работает на дизельном топливе. Двигатель V-образный, 8-цилиндровый четырёхтактный с жидкостным охлаждением. Наддув газотурбинный. Что касается трансмиссии, то она двухпоточная и механическая. Механизмов поворота два и они планетарно-фрикционные. Передних передач шесть при одной задней.

Вооружение. 122 мм нарезная гаубица это основа огневой мощи установки.

Тормоз дульный, эжектор, казенник и труба соединены в ствол, длинной больше 4 метров. Внутри ствола 34 нареза. Используется в этом орудии вертикально-клиновой затвор. Имеется полуавтоматический механизм повторного взведения.

Чтобы снаряд не выпадал в случаях, когда ствол находится на высоких углах возвышения, установлен специальный лоток с устройством удержания.

У противооткатного устройства установлен специальный гидравлический тормоз, тип его веретенный. Также есть пневматический накатник с заправкой воздухом или же азотом. На тормозе отката установлен компенсатор.

Средства наблюдения и связи. ТКН-3Б, прицел, который находится на командирском месте. Прицел ОУ-3ГА2 установлен для того чтобы осуществлять ночное наблюдение за местностью. ТНПО-170А, прицел перископического, призменного типа, а 1ОП40 панорамного типа, оба расположены в месте наводчика. ОП5-37, для ведения огоня из укрытия. МК-4 вращающегося типа размещен с правой стороны башни. У механика есть прибор ТНПО-170А для наблюдения днем и для ночного наблюдения ТВН-2Б.

На месте водителя-механика устроено стекло с броневой крышкой для непосредственного наблюдения за местностью. Р-123М радиостанция с помощью, которой осуществляется внешняя связь. Она работает на УКВ волнах, радиус действия до 28 км. Для связи экипажа между собой в самоходке установлен аппарат Р-124.

ТТХ «Гвоздики» и зарубежных аналогов

Тактико-технические характеристики установки более всего оцениваются в сравнении с другими самоходками аналогичного типа.

ТТХСАУ 2С1 «Гвоздика»М-108
(США)
Тип-86 (Япония)АМХ-105В (Франция)
Год выпуска1970196219741960
Масса, т15,72116,517
Экипаж, чел4565
Калибр, мм122105122105
Боезапас, высДальность стрельбы, кмтрелов40864037
Дальность стрельбы, км1511,51515
Скорость, км/ч60566060

Как видно из показателей ТТХ «Гвоздика» ничем не уступала своим зарубежным аналогам. Как видно из таблицы у сил самообороны Японии аналогичная машина появилась только спустя 4 года.

Модификации «Гвоздики» и машины на базе

На основе машины созданы следующие варианты:

  • 2С15 «Норов», с 100 мм орудием предназначалась для борьбы с танками, но когда в 1983 г. был создан опытный образец, а необходимость в таком типе самоходок отпала;
  • 2С17 «Нона-СВ», самоходка с орудием 120 мм, до серийного производства не дошла;
  • 2С8 «Астра», это самоходный миномет, его разработка велась в 1970-е годы, но все работы были закрыты по этому миномету в 1977 г., так как переключились на создание артсистемы 2С17 «Нона-СВ»

Из модификаций этой системы наиболее известны следующие установки:

  • Raad-1, самоходка, разработана, в Иране в этом варианте используется шасси БМП, калибр орудия 122 мм;
  • 2С34 «Хоста» создана в 2003 г. в России установлена на ней гаубица 2А80-1 и пулемёт ПКТ в командирской башенке, принята на вооружение ВС РФ в 2008 году;
  • 2С31«Вена», 120-мм самоходное артиллерийское орудие, ходовые испытания в 2007 году, принята на вооружение ВС РФ;
  • Rak-120, польский вариант самоходки 2009 г., в котором вместо гаубицы используется 120 мм миномет;
  • Model 89, это румынский вариант «Гвоздики»;
  • 2C1T Goździk, польская переработка классической модели советской самоходки, в ней используется автоматическая система для управления огнем.

В 2015 году на Украине планировали усовершенствовать «Гвоздику», установив на нее двигатель «Volvo», а также более совершенные системы управления и связи.

Боевое применение

Самоходка прошла через несколько локальных конфликтов, первый из них это Афганистан. В этой войне, как правило, САУ применялись для подавления огня противника прямой наводкой, это значительно снижало потери в войсках. Самые успешные операции с применением установке были проведены в период захвата Шингара, Хаки-Сафеда, а также в 1986 г., в период наступления на Кандагар.

В Чечне в обеих военных компаниях во время боевых операций «Гвоздика» использовалась активно и успешно справлялась с поставленными задачами.

Самоходка использовалась в Приднестровском конфликте, в Югославии, на юго-востоке Украины, причем обеими противоборствующими сторонами. Во время ирано-иракской войны 2С1 и 2С3 применялись иракской армии.

В период гражданской войны в Ливии 2010–2011 гг., правительственные войска активно применяли установку против мятежников.

Война в Сирии выявила применение этой установки практически всеми противоборствующими сторонами, как правительственными войсками, так и различными террористическими группировками, в том числе ИГИЛ. Установка используется хуситами в Йемене в борьбе с интервентами, вторгшимися в страну.

Интересные факты

При всей своей массе и величине самоходка способна плавать, однако разработчики гарантируют преодоление водной преграды шириной 300 м при волне не более 15 см, при этом машина развивая скорость до 4,5 км/ч. Все это благодаря герметическому корпусу и гусеницам, которые в данном варианте перемещения выполняют роль лопастей.

Гаубица для стрельбы использует большое разнообразие снарядов, помимо кумулятивных, осколочно-фугасных, могут использоваться также дымовые, химические, снаряды с радиоэлектронным противодействием и со стреловидным поражающим элементом. И даже осветительные и агитационные.

Относительно небольшой вес позволяет перевозить самоходку на самолетах Ил-74, Ан-12.

А также на десантных морских кораблях. «Гвоздика» состояла на вооружении всех армий стран, которые входили в объединение Варшавского договора. Во многих из них она и до сих пор находится на вооружении.

Для этой артсистемы был разработан специальный снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», который способен попадать в цель с высокой точностью используя головку самонаведения. Снаряд высокоточный, только вот цель должна подсвечиваться лазерным лучом с самой артустановки или корректировщиком огня.

Хорваты разработали заряд «super charge», благодаря которому снаряды «Гвоздики» улетали на 17,1 км.

В 1997-м для «Гвоздики» был разработан и опробован осколочно-фугасный активно-реактивный снаряд. Дальность стрельбы увеличилась почти до 22-х км.

Видео

warbook.club

САУ 2С1 «Гвоздика». Часть 2

К моменту начала серийного производства САУ 2С1 на вооружении стран НАТО уже находились различные 105-мм самоходные артиллерийские установки аналогичного класса, созданные в 1950-х–1960-х гг., например, американская M108 или британская FV433. Пусть читателя не смущает разница в калибрах, связано это с тем, что 122-мм гаубицы существовали только в России, а на Западе для гаубиц дивизионного звена общепринятым был калибр 105 мм. К тому же осколочно-фугасное действие у цели советских 122-мм снарядов и западных 105-мм снарядов было сопоставимо. Так, приведенная площадь поражения открыто расположенной живой силы в положении лежа у 122-мм снаряда 53-ОФ462 составляла 310 м2, а у фугасного 105-мм снаряда M1 — 285 м2. Только в начале 1970-х гг. на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24, начиненные более мощным взрывчатым веществом, благодаря чему их эффективность увеличилась примерно в 1,5 раза.

Модернизированная САУ 2С34 «Хоста» с 120-мм нарезной пушкой-минометом 2А80-1.
Принята на вооружение ВС РФ в 2008 г.

С вышеупомянутыми заграничными ровесниками и можно сравнить «Гвоздику». На момент принятия на вооружение САУ 2С1 превосходила своего американского конкурента M108 по дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом — 15,2 км против 11,5 км, но существенно проигрывала в максимальной скорострельности — 4–5 выстрелов в минуту против 10 выстрелов в минуту. Обе самоходки были плавающими, но 2С1 была легче на 5 т и плавала самостоятельно, а для M108 пришлось разрабатывать индивидуальное плавсредство (шесть надувных прорезиненных контейнеров). Максимальные скорости движения 2С1 и М 108 были примерно одинаковы — 60 и 56 км/ час, соответственно. Однако запас хода у советской машины благодаря дизельному двигателю был существенно больше — 500 км против 350 км. Кроме основного вооружения, М 108 имела и вспомогательное — 12,7-мм зенитный пулемет на командирской башенке, тогда как САУ 2С1 оборонительного пулемета не имела вообще.

САУ 2С1 (справа) одной из воинских частей КСИР во время смотра после учений.
Иран 2009 г.

Азербайджанские САУ 2С1 на параде в Баку, 2013 г.

Британская САУ FV433 Abbot («аббат») построенная на базе универсального гусеничного шасси FV430, была вооружена 105-мм орудием X24. Заряжание орудия раздельное полуавтоматическое — снаряд досылался в канал ствола механизмом заряжания, заряд вкладывался заряжающим. В результате скорострельность САУ Abbot  достигала 12 выстр./мин, у 2С1 — 4–5 выстр./ мин. Со снарядом L31 массой 16,1 кг максимальная дальность стрельбы составляла 17 км, у 2С1 — 15,2 км. В качестве вспомогательного вооружения на башне САУ был установлен 7,62-мм пулемет «Брен». По подвижности английская САУ уступала 2С1, имея максимальную скорость по шоссе 48 км/ч (у 2С1 — 60 км/час) и запас хода — 390 км (у 2С1 — 500 км). Для преодоления водных препятствий Abbot был вынужден применять индивидуальное плавсредство — водонепроницаемый брезентовый кожух, его крепили по периметру верхней плиты корпуса, натягивая на раздвижной каркас.

 

Таким образом, к бесспорным преимуществам САУ 2С1 по сравнению с ее современными зарубежными аналогами можно отнести высокую маневренность и сравнительно небольшую массу, позволяющие применять 2С1 совместно с плавающими БМП и БТР. Недостатками САУ 2С1 можно считать низкую скорострельность, отсутствие зенитного пулемета, ограниченный правый сектор обзора у механика водителя.

 

Технические характеристики  САУ 2С1 «Гвоздика» 

Экипаж, чел.

4

Масса, т

15,7

Длина, м

7,26

Высота, м

2,74

Ширина, м

2,85

Максимальная скорость:

 

по шоссе, км/ч

60

на плаву, км/ч

4,5

Запас хода по шоссе, км

500

Вооружение

122-мм гаубица Д-32 (2А31)

Боекомплект, снарядов

40

Тип пушки

нарезная гаубица

Дальность стрельбы, км

До 15,2

Двигатель

ЯМЗ-238Н

Мощность двигателя, л. с.

300

Бронирование

противопульное

 

Боевой путь самоходных гаубиц 2С1 начался в Афганистане. Правда, тактика их применения в афганской войне отличалась от той, для которой они, собственно, разрабатывались, — 2С1 вели огонь не с закрытых позиций, а использовались как штурмовые орудия. Например, в операции по захвату базовых районов Хаки-Сафед и Шингар батареи 2С1 выдвигались за атакующими штурмовыми группами, уничтожая пункты сопротивления противника огнем прямой наводкой. Подобная тактика, опробованная еще во время Второй мировой войны, существенно снижала потери личного состава. На сложных участках местности при сопровождении штурмовых групп для огневой поддержки также задействовались специально выделенные резервные батареи 2С1.

 

В 1986 г. САУ 2С1 использовались в ходе наступления в провинции Кандагар. Батальонам, выдавливавшим засевших в «зеленке» моджахедов, оказывал дополнительную огневую поддержку специально выделенный взвод самоходных гаубиц. В ходе наступления этот взвод САУ уничтожил семь огневых точек противника, еще девять огневых точек было уничтожено двумя взводами 82-мм минометов. В целом можно сказать, что, учитывая сложные условия Афганистана, первое боевое применение САУ 2С1 оказалось вполне успешным.

САУ 2С1 на автотранспортере в Дамаске.
Сирия, сентябрь 2012 г.

САУ 2С1 на понтоне, военные соревнования «Открытая вода».
Россия, 2016 г.

После распада СССР самоходные гаубицы 2С1 участвовали практически во всех конфликтах, вспыхнувших на его обширной территории. Так, например, 2С1 применялись в Приднестровье в ходе вооруженного конфликта между войсками непризнанной Приднестровской республики (ПМР) и вооруженными силами Молдовы. Причем решения об оказании помощи ПМР не только техникой, но даже огнем вверенных им артиллерийских подразделений офицеры 14-й армии принимали иногда даже без согласования с начальством. Так, 20 июня 1992 г. «в первой половине дня в учебном центре 59-й мотострелковой дивизии подполковник «Н» и майор «В» самостоятельно вывели батарею 122-мм самоходных гаубиц 2С1 (на тот момент в батарее насчитывалось всего четыре орудия) и открыли огонь, уничтожив сосредоточение живой силы и техники армии Молдовы в районе телевышки (Гербовецкий лес) и возле поста ГАИ на трассе Кишинев — Бендеры».

Дивизион САУ 2С1, во время учений войск Южного военного округа России, август 2016 г.

Украинская САУ 2С1 в парадной окраске

Использовали 2С1 и в Карабахе, и в ходе гражданской войны в Таджикистане, и во время грузино-осетинских конфликтов. В 2007 г. Грузия располагала 35 САУ 2С1, а после войны августа 2008 г. в Грузию было поставлено еще 12 САУ 2С1 из Болгарии.

 

Российские федеральные войска активно применяли 2С1 в двух чеченских кампаниях. Так, например, самоходные гаубицы 2С1 морской пехоты осенью 1999 г. осуществляли артиллерийскую поддержку 100-й дивизии особого назначения внутренних войск России. Известно, что в 1992–1993 гг. чеченским сепаратистам удалось захватить несколько САУ «Гвоздика» вместе с боекомплектом, которые они задействовали против федералов.

 

С 1979 г. осуществлялись поставки САУ 2С1 в Ирак. До 1989 г. в эту страну было отправлено 150 самоходок, которые позволили существенно нарастить мощь иракской артиллерии, активно применявшейся в ходе Ирано-иракской войны 1980–1988 гг. Справедливости ради нужно отметить, что СССР поставлял вооружение обеим сторонам этого конфликта. САУ 2С1 применялись иракскими военными не только против иранских войск, но и против сил международной коалиции во время их сухопутной наступательной операции по освобождению Кувейта — «Меч пустыни». Правда, в этом случае САУ 2С1 особо себя не проявили, впрочем, как и вся иракская армия. Силам коалиции удалось в ходе предварявшей наземное наступление широкомасштабной воздушной атаки — «Буря в пустыне» — практически полностью разрушить систему управления и снабжения иракских войск. О применении САУ 2С1 в ходе вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 г. практически ничего неизвестно.

 

В настоящее время небольшое количество САУ 2С1  имеется в армии Ирана, по всей вероятности, эти самоходки были захвачены у Ирака во время войны  1980–1988 гг.

 

В 2011 г. в ходе гражданской войны в Ливии САУ 2С1 использовались правительственными войсками против повстанцев. В больших количествах САУ 2С1 поставлялись в Сирию. Но за годы гражданской войны самоходки правительственных войск не раз попадали в качестве трофеев в руки различных оппозиционных сил (включая Фронт ан-Нусра и ИГИЛ), так что теперь их применяют по обе стороны фронта.

Боевики «Исламского государства» на захваченной САУ 2С1 «Гвоздика», 2014 г. Обратите внимание на оригинальный камуфляж

Судя по некоторым сообщениям, САУ 2С1 использовалась и повстанцами-хуситами во время боевых действий в Йемене — в эту страну было поставлено 25 САУ.

 

Возвращаясь к европейскому континенту, можно упомянуть, что САУ «Гвоздика» использовались во время югославских войн всеми участниками противостояния. Армии Югославии в 1982–1983 гг. было поставлено из СССР 100 единиц 2С1, которые затем достались образовавшимся на территории бывшей Югославии государствам.

 

Несмотря на надежность и неприхотливость  САУ 2С1, их значительный возраст дает о себе знать, и некоторые страны — эксплуатанты этих самоходок уже подыскивают им замену. В их числе, например, Финляндия, которая на сегодняшний день располагает 72 САУ 2С1 (в финской армии имеют обозначение PSH 74).  В июле 2016 г. Министерство обороны Финляндии сообщило, что ведет переговоры о приобретении в Южной Корее 155-мм самоходных гаубиц К9 Thunder. Согласно неофициальным источникам, планируется приобрести около 50 гаубиц К9 с соответствующим количеством боеприпасов. Общий бюджет закупки составляет около 100 миллионов евро.

САУ 2С1 «Стелла» из 3-й батареи 128-й горно-пехотной бригады стояла до начала боевых действий в пункте постоянной дислокации части на постаменте

Финская САУ 2С1, в ходе зимних учений, район Парола. САУ 2С1 в финской армии имеют обозначение PSH 74

Министерство обороны Украины еще в 2013 г. приняло решение о снятии САУ 2С1 с вооружения Сухопутных войск как устаревших. Если в 1992 г. Украина располагала 563 САУ 2С1, то к 2014 г. их оставалось 312 единиц (по данным «Military Balance — 2014»). В 24-й, 30-й, 72-й и 93-й механизированных бригадах артиллерийские дивизионы были уже полностью расформированы, в других частях — находились на различных стадиях расформирования. К весне 2014 г. 159 САУ было отправлено на базы хранения, еще 12 самоходных гаубиц 36-й отдельной бригады береговой обороны после аннексии Крыма РФ так и не были возвращены Украине.

 

С началом боевых действий на Донбассе большинство украинских САУ 2С1 вернули в строй, но подготовка экипажей для них затянулась. В результате значительная часть САУ 2С1 попала на фронт только осенью 2014 г. Известно, что, по крайней мере, пять САУ 2С1 51-й отдельной механизированной бригады были захвачены противником в 2014 г. на Иловайском направлении.

 

 

За долгие годы службы САУ 2С1 у этой удачной машины было не так уж много модификаций. Да и те в основном появились уже после окончания ее серийного производства и были направлены на то, чтобы поддержать машину на современном уровне.

 

Так, например, в Польше была разработана модификация — 2C1T Goździk с улучшенной системой управления огнем TOPAZ производства WB Electronics (эта же система устанавливалась на 152-мм самоходной пушкегаубице Dana-Т). Более кардинальную модернизацию 2С1 поляки предложили в 2009 г. — в новой Rak-120 заменили родное 122-мм орудие на 120-мм миномет с автоматом заряжания. Боекомплект установки составлял 60 выстрелов.

Польская 2C1T Goździk

Похожая модернизация САУ была проведена в России. Здесь в 2003 г. разработали вариант самоходки, получивший обозначение 2С34 «Хоста», принятый на вооружение Вооруженных сил Российской Федерации в 2008 г. Первые серийные 2С34, передали в войска, вероятно, в 2010 г.

 

Модернизация САУ 2С1 в вариант 2С34 осуществлялась на пермском ОАО «Мотовилихинские заводы». На машине вместо 122-мм гаубицы устанавливалась 120-мм нарезная полуавтоматическая пушка-миномет 2А80-1 с дульным тормозом, а также современная автоматическая система управления наведением и огнем (АСУНО) 1В168-1 со вспомогательным вооружением — 7,62-мм пулемет ПКТ на командирской башенке.

 

Современная пушка-миномет 2А80, позволяет вести огонь снарядами повышенного могущества, всеми видами 120-мм оперенных мин советского/российского производства, а также 120-мм высокоточными управляемыми снарядами. Орудию были обеспечены вертикальные углы наводки от –2° до +80°, а установка АСУНО позволила автоматизировать управление его наведением в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Также машина получила автоматическую систему топопривязки и ориентирования.

 

После модернизации эффективность боевого применения САУ 2С34 «Хоста» по сравнению со старой 2С1 возросла примерно в 3 раза. По информации разработчика, этот результат был достигнут благодаря повышению прицельной скорострельности с 4–5 выстр./ мин до 7–9 выстр./мин (унитарный выстрел, автоматическое восстановление наводки), увеличению могущества боеприпасов до 2 раз, улучшению режима ведения огня (охлаждение ствола, наличие индикатора перегрева ствола, исключение загазованности), улучшению условий обитаемости расчета, уменьшению времени подготовки первого выстрела.

 

Известно, что САУ «Хоста» входили в состав самоходно-артиллерийской батареи 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады в Тоцкое (Оренбургская область).

 

Технические характеристики САУ 2С34 «Хоста»

Масса, т

16

Экипаж, чел.

4

Бронирование

противопульное

Силовая установка

дизельный двигатель  жидкостного охлаждения ЯМЗ-238Н

Мощность, л.с.

300

Удельная мощность,  л.с./т

18,75

Максимальная скорость:

 

по шоссе, км/ч

60

на плаву, км/ч

4,5

Запас хода (по шоссе), км

500

Вооружение

120-мм нарезная пушка 2А80-1; 7,62-мм пулемет ПКТМ

Дальность стрельбы, км

0,5-14

Боекомплект

40 выстрелов 120-мм

 

В последнее время появилась информация о попытке модернизации 2С1 и на Украине. Для этой цели в начале 2016 г. Министерство обороны Украины отправило три САУ 2С1 «Гвоздика» на Харьковский тракторный завод. По информации руководства завода, у 2С1 «заменят устаревшие средства связи, электрооборудование, установят современную отечественную систему навигации, которая существенно уменьшит время, необходимое на подготовку экипажа к стрельбе. Также будут капитально отремонтированы боевой модуль и вооружение». Предусматривается замена двигателя — вместо ЯМЗ будет установлен один из европейских образцов (предварительно планируется дизель Volvo). Предполагалось, что уже летом 2016 г. обновленные «Гвоздики» пройдут практические испытания. Однако пока этого не произошло.

 

Кроме модернизации самой самоходки, велись работы и по совершенствованию 122-мм боеприпасов, использовавшихся 2С1. Так, еще в 1997 г. был разработан активно-реактивный осколочно-фугасный 122-мм снаряд с готовыми нарезами, с которым максимальная дальность стрельбы 2С1 увеличивалась с 15,2 до 21,9 км.

 

Также для увеличения максимальной дальности стрельбы в Хорватии был создан 122-мм артиллерийский снаряд M95 с зарядом super charge, благодаря которому снаряд разгоняется до 718 м/с и улетает на 17,1 км.

Схема применения управляемого снаряда «Китолов-2М» с наведением по отраженному лазерному лучу

Учитывая интерес к внедрению высокоточных артиллерийских боеприпасов с наведением на цель на конечном участке траектории, подобные снаряды были разработаны и для 2С1. В 2002 г.у в России был принят на вооружение комплекс управляемого вооружения «Китолов», разработанный Тульским конструкторским бюро приборостроения, включавший корректируемые осколочно-фугасные снаряды с пассивной головкой самонаведения (принимает отраженный сигнал от подсветки цели лазерным целеуказателем-дальномером) калибров 120 и 122 мм.

 

САУ 2С1 «Гвоздика» может вести огонь 122-мм осколочно-фугасными снарядами «Китолов-2М» на максимальную дальность 13,5 км. Длина снаряда — 1 190 мм, масса — 28 кг, из которых на боевую часть приходится 12,25 кг, масса взрывчатого вещества — 5,3 кг. Вероятность поражения целей — не менее 0,8. Управление снарядом на траектории его полета реализуется при помощи аэродинамических рулей, оснащенных специальным приводом, работающим за счет энергии набегающих потоков воздуха. Головки самонаведения для боеприпасов «Китолов-2» производятся ОАО «ЛОМО».

Британская 105-мм САУ FV433 «Abbot»

В отличие от обыкновенных артиллерийских снарядов того же калибра, которые эффективны только при стрельбе по площадям, «Китолов-2М» позволяет поражать конкретные одиночные цели, ведя огонь с закрытых огневых позиций без предварительной пристрелки. Однако для этого невдалеке от цели должен находиться наблюдатель-наводчик с лазерным устройством подсветки. Это делает наводчика уязвимым, особенно при наличии у противника датчиков лазерного облучения (подсветка цели должна осуществляться в течение десятка секунд). Существенную роль играют и погодные условия, — например, при низкой облачности снаряд может просто «не успеть» навестись на отраженный луч.

САУ 2С19 «Мста-С» — наследница советских самоходок «Гвоздика» и «Акация»

В общем, несмотря на то, что еще в 1990 гг. САУ 2С1 считалась устаревшей, «срывать копыта» (как говорил герой старого советского фильма «Экипаж») и отправлять ее в окончательную отставку время пока еще не пришло. «Гвоздика» продолжает находиться на вооружении армий России и других стран СНГ, а также с успехом эксплуатируется во многих государствах дальнего зарубежья.

 


Понравилась статья? Не забудьте поделиться ею:

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

naukatehnika.com

САУ 2С1 «Гвоздика». Часть 1

В ходе Второй мировой войны танковые и механизированные части Красной армии (РККА) начали широко применять самоходные противотанковые и штурмовые орудия (САУ), которые, в отличие от буксируемой артиллерии, могли поддержать танки и мотопехоту при быстром продвижении вглубь вражеской обороны. Уже исходя из названий — «противотанковые» и «штурмовые», понятно, что они предназначались для ведения огня прямой наводкой либо по танкам противника, либо же по вражеским укрепленным пунктам на переднем крае. В то же время самоходных артиллерийских систем, пригодных для ведения огня с закрытых позиций, РККА практически не имела. Единственная более или менее подходящая для этого самоходная гаубица  ИСУ-152 использовалась для стрельбы с закрытых позиций крайне редко, так как, в отличие от буксируемого варианта орудия МЛ-20, имевшего угол возвышения 65°, на ИСУ-152 он был ограничен 20°. Соответственно, самоходка не могла вести огонь по навесным траекториям с высокой крутизной, а это существенно сужало область ее применения в качестве самоходной гаубицы. Кроме того, возможности ИСУ-152 по стрельбе с закрытых позиций сильно ограничивались низкой скоростью загрузки снарядов.

Что касается союзников и противников СССР во Второй мировой войне, то они располагали самоходными гаубицами, способными вести огонь с закрытых позиций, и активно их использовали. Здесь можно вспомнить американские 8-дюймовую самоходную гаубицу M43 и 105-мм «Прист» или 150-мм германскую самоходную гаубицу Hummel.

Было очевидно, что послевоенной Советской армии также были необходимы самоходные гаубицы, способные, в отличие от буксируемых, не отставать от танков в ходе быстрых, сокрушительных ударов и стремительных рейдов по тылам противника. Соответственно, с конца 1940-х гг. в СССР велись исследовательские работы по определению возможного облика будущих самоходных гаубиц. Правда, шли они ни шатко, ни валко, а тем временем армия эксплуатировала парк САУ еще военного выпуска. Ситуация еще ухудшилась с приходом к власти Н. С. Хрущева, который бросил все ресурсы страны на создание ракетной техники. Казалось, что время артиллерии и танков безвозвратно прошло, а все задачи на поле боя можно решить с помощью ракетного оружия. Развитие ствольной артиллерии практически остановилось — в ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны) даже отсутствовал специальный отдел, занимавшийся соответствующими вопросами.

Буксируемая 122-мм гаубица Д-30 (на первом плане) и самоходная 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика» (на заднем плане)

Тем временем на Западе самоходная артиллерия продолжала развиваться и совершенствоваться. Правильность такого подхода наглядно продемонстрировал боевой опыт армии Израиля. В многочисленных конфликтах 1950-х–1960-х гг. израильская армия для огневой поддержки своих механизированных частей применяла различные типы несамоходных артиллерийских орудий, однако вскоре стало очевидным, что такая артиллерия не успевает за высокомобильными силами, движущимися по пустыне. Поэтому в Израиле начался массовый переход на самоходную артиллерию — было приобретено большое количество старых американских 105-мм самоходных гаубиц «Прист», превращались в самоходки и танки-старички «Шерманы», с которых снимались башни, а вместо них в открытых рубках устанавливались гаубицы.

 

В США к началу 1960-х гг. была завершена разработка целой линейки самоходных орудий — 105-мм самоходной гаубицы М108, 155-мм самоходной гаубицы М109, 175-мм самоходной пушки М107 и 203-мм самоходной гаубицы М110. В Великобритании в 1964 г. была принята на вооружение 155-мм самоходная гаубица Abbot, а Франция заменяла свои 105-мм самоходные гаубицы Мк 61 более мощными 155-мм АМХ-13F3.

Самоходное орудие СУ-100П

Вооружение 2С1 — 122-мм гаубица, устанавливалась во вращающейся башне

К середине 1960-х гг. серьезное отставание СССР от стран НАТО в создании самоходно-артиллерийских систем стало вопиющим. Однако работы по созданию самоходной артиллерии в СССР смогли возобновить только после отставки Н. С. Хрущева.

 

В 1965 г. под Львовом, были проведены масштабные армейские учения, в ходе которых применялись артиллерийские установки времен Второй мировой войны. Их результаты наглядно показали несоответствие находящихся на вооружении Советской Армии самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. Необходимо было наверстывать упущенное. Усилиями НТК ГРАУ, которым в то время руководил генерал-лейтенант А. А. Григорьев, уже в 1965 г. была разработана концепция новых типов самоходных установок. Советскую армию предлагалось оснастить линейкой артсистем различного назначения, начиная со 122-мм гаубицы и заканчивая 203-мм орудием и 240-мм самоходным минометом. Тактико-технические требования к будущим САУ различного назначения подготовил НИИ-3 Сухопутных войск. Итогом всех этих работ стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 609–201 от 4 июня 1967 г. В соответствии с ним для ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от стран НАТО для сухопутных войск Советской Армии создавалась целая гамма различных САУ, в том числе 122-мм САУ 2C1 «Гвоздика» (2С2 «Фиалка» для ВДВ), 152-мм САУ 2СЗ «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан». Они должны были обладать сопоставимой с танками и БМП мобильностью и обеспечивать постоянную огневую поддержку наступающих мотострелковых и танковых подразделений. Позже за этими смертоносными машинами с названиями нежных садовых растений закрепилось прозвище — «цветочная серия».

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» на параде в Москве, 7 ноября 1986 г.

Батарея САУ 2С1 на огневой позиции. Машины стоят в отрытых укрытиях

Проработка конструкции 122-мм САУ началась в профильном Всесоюзном научно-исследовательском танковом и дизельном институте (ВНИИ-100). Рассматривалось три варианта. Один — на базе шасси «Объекта 124» (созданного еще в 1947 г. для самоходки СУ-100П и имевшего для своего времени превосходные маневренные качества, позже это шасси использовалось в зенитном ракетном комплексе «Круг»). Второй — на базе многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ, выпускавшегося ХТЗ (о МТ-ЛБ мы рассказывали в НиТ №№ 5, 6 2014г.). И последний вариант — на базе только что запущенной с серийное производство боевой машины пехоты БМП-1. В качестве вооружения для всех вариантов была принята 122-мм гаубица с баллистикой буксируемой гаубицы Д-30, находящейся на вооружении и хорошо себя зарекомендовавшей.

 

По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» имеет избыточные грузоподъемность и массу, соответственно такой САУ практически невозможно было обеспечить плавучесть, а возможность форсировать водные преграды вплавь было одним из требований военных. Шасси МТ-ЛБ не хватало устойчивости при стрельбе, а уровень нагрузок на ходовую часть превышал допустимые пределы. Самым оптимальным вариантом представлялось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако большая потребность армии именно в БМП и довольно высокая стоимость такого шасси поставили крест на такой возможности. К тому же подобный вариант не поддерживал и Главный конструктор БМП-1 П. П. Исаков.

Задняя дверь в корпусе 2С1, через которую загружается боекомплект

Внутреннее устройство кормовой части корпуса, видны крепления для укладки выстрелов

В результате пришлось остановиться на шасси многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ. Но не обычного, а с удлиненной ходовой частью, имевшей не 6, а 7 опорных катков. Такое шасси уже ранее прорабатывалось на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ им. С. Орджоникидзе) для размещения командно-штабных машин различного уровня и установки различных комплексов вооружения, получив внутризаводское обозначение «изделие 10» (впоследствии было принято на вооружение под наименованием МТ-ЛБу). Использование удлиненной ходовой части позволило не только снизить нагрузку на опорный каток и улучшить ходовые качества (увеличилась плавность хода) — более вместительный корпус дал возможность оптимизировать компоновку боевого отделения.

 

Полученные во ВНИИ-100 наработки и легли в основу опытно-конструкторских работ над 122-мм самоходной гаубицей «Гвоздика» (индекс ГРАУ — 2С1). Главным разработчиком 2С1 был назначен ХТЗ (завод относился к Министерству сельскохозяйственного машиностроения СССР, и как тут не вспомнить старый анекдот о «мирном советском тракторе, ответным огнем с которого был уничтожен вражеский танк»). Артиллерийской частью занималось ОКБ-9 (Уралмаш) под руководством главного конструктора генерал-лейтенанта Ф.Ф. Петрова. Здесь для самоходки испытали опытную гаубицу Д-12, которой после доработок был присвоен внутризаводской индекс Д-32 (индекс ГРАУ — 2А31).

Загрузка снаряда в лоток

Ящик со 122-мм выстрелами

Благодаря тому, что шасси и пушка не разрабатывались «с чистого листа» удалось построить новую 122-мм САУ в весьма сжатые сроки. Уже в августе 1969 г. первые четыре опытных машины поступили на полигонные испытания. Но здесь конструкторов ожидал весьма неприятный сюрприз, едва не кончившийся трагически. После проведения серии из восьми выстрелов экипаж, находившийся в боевом отделении, получил сильное отравление продуктами сгорания пороховых зарядов, его пришлось госпитализировать. Это стало результатом высокой загазованности боевого отделения. При стрельбе из буксируемых гаубиц Д-30 на открытом пространстве данной проблемы не возникало — пороховые газы уносились в сторону ветерком, однако в стесненном, замкнутом объеме боевого отделения просачивающиеся туда после выстрела пороховые газы представляли реальную опасность для экипажа. Положение не спасало и установленное на стволе гаубицы эжекционное устройство.

 

ТТХ проектов 122-мм самоходной гаубицы,выполненных ВНИИ-100

База

Объект 124

MT-ЛБ

Объект 765

Экипаж, чел.

4

4

4

Боевая масса, т

22,2

15,84

15,16

Марка орудия

Д-30

Д-30

Д-30

Боекомплект, выстр.

100

60

60

Пулемет

1 x 7,62-мм ПКТ

1 x 7,62-мм ПКТ

1 x 7,62-мм ПКТ

Марка двигателя

В-59

ЯМЗ-238

УТД-20

Мощность двигателя, л. с.

520

240

300

Максимальная скорость

по шоссе, км/ч

63-70

60

65

Запас хода по шоссе, км

500

500

500

 

За снижение загазованности взялись с разных сторон. Конструкторы машины рассматривали различные варианты улучшения вентиляции боевого отделения — увеличенный эжектор, улучшенную вентиляцию, устройство выброса гильз. Артиллеристы же занялись самим орудием. В соответствии с приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 11 декабря 1967 г., для самоходки 2С1 была разработана модификация гаубицы Д-16 с картузным заряжанием (порох вкладывался в камору без гильзы — в зарядном картузе). Д-16 получила полуавтоматический поршневой затвор (на Д-32 стоял клиновой) и заряды в картузах вместо гильз. Однако испытания выявили неудобство работы с пеналами зарядов, кроме того, не лучшим образом работал новый пневматический досылатель. Поэтому появился модернизированный вариант гаубицы — Д-16М. На нем был увеличен объем каморы для размещения большего заряда и использовался снаряд с улучшенной аэродинамикой. В результате дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась на 3 км (до 18 км).

 

Результаты работ над картузными вариантами 122-мм гаубицы были рассмотрены и проанализированы в 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие». Вывод был неутешительным — так как разработать и наладить выпуск надежных и безопасных зарядов в жестком картузе или сгорающей гильзе в то время было нереально, то дальнейшие работы над гаубицей Д-16 были признаны нецелесообразными и в 1972 г. эту тему закрыли.

САУ 2С1 ведет огонь

Самоходка морской пехоты покидает с десантный корабль

Проблему загазованности боевого отделения 2С1 в конце концов удалось решить за счет применения более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией (обтюрация — обеспечение герметизации канала ствола при выстреле). После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 самоходная гаубица 2С1 была принята на вооружение. Надо сказать, не все это приветствовали — отдельные высокопоставленные советские военачальники из Главного бронетанкового управления (ГБТУ) возражали против серийного производства САУ, считая, что САУ — это «испорченный» танк, и предлагая направить освободившиеся средства на производство танков. Чтобы поставить точку в этом споре, были даже организованы специальные учения в Прикарпатском ВО, в ходе которых сравнивалось поражение типичных целей дивизионом самоходных орудий и взводом танков. 

 

Серийное производство САУ 2С1 началось на ХТЗ в 1971 г. и продолжалось до конца 1991 г. Кроме СССР, 2С1 выпускались по лицензии в Польше с 1971 г. и в Болгарии с 1979 г. Специалисты ХТЗ оказали большую помощь болгарам в налаживании производства САУ, за что завод в 1975 г. даже был награжден высшим болгарским орденом — орденом Димитрова. САУ болгарской сборки попадали и в некоторые артиллерийские части Советской армии, правда, по воспоминаниям служивших на них артиллеристов качество их изготовления все же уступало советским, и, соответственно, их надежность была хуже. Всего за годы производства было изготовлено более 10 тыс. самоходок 2С1.

САУ 2С1 демонстрирует свою отличную проходимость

Боевой путь самоходных гаубиц 2С1 начался в Афганистане — взвод 2С1 из состава 395-го мсп
совершает марш по руслу реки Андараб, провинция Баглан, 1984 г.

В Советской армии самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» начала поступать на вооружение артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых (на БМП) полков для замены буксируемых 122-мм гаубиц М-30 и Д-30. Дивизион состоял из трех батарей, в каждой из которых было по шесть самоходок, всего 18 САУ, а общее число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54. Помимо сухопутных войск 2С1 поступали на вооружение морской пехоты ВМФ. САУ «Гвоздика» была авиатранспортабельной – ее могли брать на борт самолеты Ан-12, Ил-76 или Ан-124. При перевозке самолетом для уменьшения высоты самоходку можно было заставить «присесть» — приподняв и закрепив с помощью специальных устройств ее опорные катки. Озаботились и возможностью десантирования 2С1 парашютным способом. Для этого в 1972 г. была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, которая имела полетную массу с грузом до 20,5 т. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ так и не поступила, так как специально для десантников была готова 122-мм САУ 2С2 «Фиалка».

САУ «Гвоздика» в ходе одного из учений. Хорошо виден поднятый стопор ствола и внутренняя часть люка механика-водителя

САУ 2С1 «За Бендеры» Приднестровской гвардии на огневой позиции, июнь 1992 г.

САУ 2С1 в Чечне. Вторая чеченская война, зима 1999–2000 гг.

Иракская САУ захваченная силами международной коалиции в ходе сухопутной наступательной операции
по освобождению Кувейта — «Меч пустыни», 1991 г.

***

Каково же было внутреннее устройство «Гвоздики»? Самоходная гаубица создавалась по башенной схеме, с задним расположением боевого отделения. Кроме боевого отделения, имелось еще два — управления и моторно-трансмиссионное. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса по правому борту, слева от него находилось отделение управления с местом механика-водителя и органами управления шасси.

 

Корпус машины, сваривался из стальных броневых катаных листов, толщиной до 20 мм. Это обеспечивало экипажу защиту от пуль и осколков. Броня «держала» винтовочную пулю Б-32 калибра 7,62 мм с расстояния 300 м. Корпус был полностью герметичен, что позволяло машине преодолевать водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществлялось с помощью перемотки гусениц. САУ могла преодолевать водные преграды шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм.

 

Основное вооружение машины — 122-мм гаубица Д-32 была установлена в башне. Ее ствол оснащался двухкаморным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Гаубице обеспечивались углы обстрела по вертикали в диапазоне от — 3 до +70° и круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Перевод гаубицы из походного положения в боевое занимал не более 2 минут. Боекомплект САУ составлял 40 выстрелов. Обычно это были 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов, но могли также использоваться и другие боеприпасы: химические, агитационные, дымовые, осветительные. Снаряды могли оснащаться различными типами взрывателей. Боекомплект внутри машины располагался следующим образом: 16 снарядов вдоль боковых стенок корпуса и 24 — вдоль боковой и задней стенок башни (здесь обычно хранились снаряды для кумулятивных боеприпасов). Для облегчения заряжания гаубицы был предусмотрен механизм досылания электромеханического типа. Прицельная скорострельность при стрельбе с использованием выстрелов из боеукладки, прямой наводкой составляла 4–5 выстр./мин, а при стрельбе с изменением угла возвышения орудия падала до 1,5–2 выстр./ мин. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществлялась через большую кормовую дверь с помощью транспортировочного устройства (лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих).

 

Слева от орудия в башне располагалось место наводчика с прицельными приспособлениями, а позади него — командира САУ. Справа от орудия — сиденье заряжающего. Для предохранения экипажа машины от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделялась от экипажа неподвижным и откидным ограждениями.

 

Над местом командира на крыше башни была установлена поворотная башенка с люком. Система управления огнем САУ включала комбинированное прицельное приспособление ТКН-3Б, которое можно использовать в любое время суток, а также двух перископических прицелов ТНПО-170А. Все они размещались в командирской башенке. Наводчик располагал панорамным прицелом 1ОП40 (использовался для стрельбы с закрытых позиций) и прицелом ОП5-37, который применялся во время стрельбы прямой наводкой.

 

В движение САУ 2С1 приводил V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода, мощностью 300 л. с. Коробка передач имела 11 передних скоростей и две задние.  

 

Продолжение следует

 

 


Понравилась статья? Не забудьте поделиться ею:

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

naukatehnika.com

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» — самоходная гаубица калибр 152-мм

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-90 и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). По сравнению с танком Т-90 передняя часть корпуса существенно видоизменена для размещения в ней отделения управления.

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» — видео

По середине отделения управления расположено место механика-водителя с органами управления шасси, а слева и справа от него соответственно размещены места командира орудия и наводчика. В средней части корпуса располагается безлюдное боевое отделение. Процесс формирования выстрела и заряжание орудия производятся в полностью автоматическом режиме. В поворотной башне САУ установлена 152-мм гаубица 2А88. По левому и правому борту башни, а также на крыше установлены гранатомёты системы 902 для постановки дымовых завес. В передней и задней частях крыши находятся по два датчика предупреждения о лазерном облучении САУ. В корме находится моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой. Габаритно-массовые характеристики САУ 2С35 позволяют транспортировать её самолётами типа Ил-76 и Ан-124.

Основным вооружением САУ 2С35 является 152-мм гаубица 2А88. На дульном срезе трубы 2А88 закреплён дульный тормоз. Заряжание орудия модульное. Досылка снаряда в канал ствола производится с помощью пневматического механизма заряжания. Конструкция механизма заряжания обеспечивает заряжание САУ при любых углах вертикального наведения без возвращения ствола на линию заряжания. Выстрел осуществляется микроволновой системой инициирования заряда.

Благодаря применённой конструкции механизмов заряжания на САУ 2С35 обеспечен высокий темп стрельбы с максимальной скорострельностью 16 выстрелов в минуту. В основной боекомплект самоходной гаубицы 2С35 входят осколочно-фугасные снаряды, а также управляемые снаряды, созданные на основе снаряда «Краснополь», и использующие коррекцию траектории полёта с помощью ГЛОНАСС. Кроме того, предусмотрено использование снарядов специального назначения, таких как осветительные, дымовые и зажигательные. Максимальная дальность стрельбы составляет 70 км.

 

Возимый боекомплект САУ составляет по разным данным от 50 до 70 выстрелов. Для снабжения самоходных гаубиц 2С35 выстрелами конструкторским бюро центрального научно-исследовательского института «Буревестник» на базе грузового автомобиля КамАЗ-6560 была разработана универсальная транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1, способная перевозить снаряды калибра 120—155 мм. Общий возимый боекомплект составляет более 90 выстрелов, а время загрузки САУ занимает менее 15 минут.

В качестве дополнительного вооружения на крыше башни самоходной гаубицы 2С35 установлена дистанционно-управляемая турельная установка 6С21 с 12,7-мм пулемётом КОРД. Установка состоит из блока вооружения приводов наведения и лазерного дальномера. Управление осуществляется через телевизионные каналы, углы вертикального наведения составляют от −5° до +75°. Боекомплект в патронной коробке — 200 патронов.

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» оснащена системой автоматизированного управления процессами наведения орудия, выбора цели, навигации и позиционирования САУ. Рабочие места наводчика и командира оснащены дисплеями, на которых отображается информация единой информационно-командной системы. Интеграция самоходных артиллерийских установок 2С35 в Единую систему управления тактического звена позволяет принимать целеуказания по цифровому каналу связи, осуществлять круглосуточный обзор местности как днём, так и в тёмное время суток, выполнять автономный расчёт установок для стрельбы и корректировать свой огонь.

 

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» предназначена для вооружения артиллерии тяжёлых механизированных и мотострелковых бригад Сухопутных войск на замену 152-мм гаубицам 2С19 «Мста-С». В то время как колёсная гаубица 2С35-1 должна будет поступать на вооружение средних мотострелковых бригад Сухопутных войск на замену 152-мм гаубицам 2А65 «Мста-Б». Кроме того, колёсные САУ могут поступить на вооружение десантно-штурмовых и горных бригад.

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» планируется к принятию на вооружение для замены САУ предыдущего поколения 2С19 «Мста-С». По сравнению с «Мстой-С», «Коалиция-СВ» обладает существенно увеличенной максимальной дальностью стрельбы (70 км против 29 км) и повышенной в 1,5 раза скорострельностью. Так же, как и САУ 2С19М2, в самоходной гаубице 2С35 реализована функция «одновременного огневого налёта», которая позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ и находящимися на разных траекториях полёта. Кроме того, в боекомплект 2С35 входят снаряды повышенного могущества. Экипаж САУ сокращён до трёх человек. Ведение стрельбы полностью автоматизировано и не требует наличия членов расчёта орудия в боевом отделении самоходной гаубицы 2С35, благодаря новой компоновке увеличена боевая эффективность САУ.

По оценкам Министерства обороны Российской Федерации по комплексу характеристик САУ 2С35 «Коалиция-СВ» превосходит аналогичные системы в 1,5—2 раза. По сравнению с состоящими на вооружении армии США буксируемыми гаубицами M777 и самоходными M109 самоходная гаубица «Коалиция-СВ» имеет более высокую степень автоматизации, повышенную скорострельность и дальность стрельбы, отвечающую современным требованиям ведения общевойскового боя.

 

Тактико-технические характеристики 2С35 «Коалиция-СВ»

Боевая масса, тне более 48
Экипаж, чел.3
Вооружение152-мм нарезная гаубица 2А88
Боекомплект пушки: 50—70
Углы ГН, град.: 360
Пулемёты: 1 × 12,7-мм Корд
Дальность стрельбы, кмдо 70
Боевая скорострельность, выстр/мин16
ДвигательВ-92С2
Мощность двигателя, л.с.1,000

big-army.ru

САУ 2С1 «Гвоздика» — самоходная гаубица калибр 122-мм ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 г. в ОКБ-9 завода «Уралмаш» спустя два года после выхода в свет постановления Совета министров. В процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны самоходные установки выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны они на долгое время были вытеснены более эффективными, хотя и дорогостоящими танками. Только в 1965 г. самоходная артиллерия возродилась, когда конструкторы принялись за работу над созданием САУ нового поколения.

Видео гаубицы 2С1 «Гвоздика» на учениях

При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.

Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.

Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.
Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач включает 11 передних и две задние скорости. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.

«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.

Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.

 

Схема 2С1 «Гвоздика»

Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.

Тактико-технические характеристик САУ 2С1 «Гвоздика»

Боевая масса, т……………15,7
Компоновочная схема……………переднемоторная
Экипаж, чел……………4

Габаритные размеры 2С1 «Гвоздика»
Длина корпуса 7260мм; Длина с пушкой вперёд 7260мм; Ширина корпуса 2850мм; Высота 2725мм; База 4445мм; Колея 2500мм; Клиренс 400мм
Бронирование
Тип брони………..стальная катаная, противопульная
Лоб корпуса, мм/град……………15
Лоб башни, мм/град……………20

Вооружение 2С1 «Гвоздика»
Калибр и марка пушки……………122-мм 2А31
Тип пушки……………нарезная гаубица
Длина ствола, калибров……………35,0
Боекомплект пушки……………40
Углы ВН, град……………−3…+70°
Углы ГН, град……………360°
Дальность стрельбы, км     до……………15,2

Двигатель ЯМЗ-238Н; Мощность двигателя 300 л. с.
Скорость по шоссе, км/ч……………60
Скорость по пересечённой местности, км/ч……………26—32; 4,5 на плаву
Запас хода по шоссе, км……………500
Ёмкость топливных баков, л……………550

Фото 2С1 «Гвоздика»

 

Высадка из ДКВП «Зубр» САУ 2С1 «Гвоздика»

 

Внутри 2С1 «Гвоздика»

Источник



Это интересно

info-leaks.ru

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм ТТХ. Фото. Фидео

САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 г. в ОКБ-9 завода «Уралмаш» спустя два года после выхода в свет постановления Совета министров. В процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны самоходные установки выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны они на долгое время были вытеснены более эффективными, хотя и дорогостоящими танками. Только в 1965 г. самоходная артиллерия возродилась, когда конструкторы принялись за работу над созданием САУ нового поколения.

Съемка внутри 2С1 Гвоздика во время стрельбы

При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.

Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.

Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.

Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач имеет 6 передних и 1 заднюю передачу. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.

«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.

Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.

Схема 2С1 «Гвоздика»

 

Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.

Варианты и модификации

2С1М1 — российская модернизированная версия с установкой АСУНО 1В168-1.

2С34 «Хоста» — российский модернизированный вариант 2С1, в котором гаубица 2А31 заменена на орудие 2А80-1, а на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Разработана в 2003 году и в 2008 году поступила на вооружение Российской Армии.

2C1T Goździk — польский модернизированный вариант с установкой АСУНО TOPAZ.

Rak-120 — разработанный в 2008—2009 гг. польский модернизированный вариант с заменой орудия 2А31 на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 до 60 выстрелов, однако данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Model 89 — вариант, разработанный в Румынии в 1980-х годах. От 2С1 отличается базовым шасси — вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84.

Raad-1 (араб. الرعد-1‎, Гром-1) — иранская 122-мм самоходная гаубица, разработанная в 1996 году и с 2002 года запущенная в массовое производство. От 2С1 отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Тактико-технические характеристики 2С1 Гвоздика

— Компоновочная схема: переднемоторная
— Разработчик: ХТЗ Завод № 9
— Годы производства: с 1969 по 1991
— Годы эксплуатации: с 1971
— Количество выпущенных, шт.: более 10 000

— Экипаж, чел.: 4

Размеры 2С1 Гвоздика

— Длина корпуса, мм: 7260
— Длина с пушкой вперёд, мм: 7260
— Ширина, мм: 2850
— Высота, мм: 2725
— База, мм: 4445
— Колея, мм: 2500
— Клиренс, мм: 400

Вес 2С1 Гвоздика

— Боевая масса, т: 15,7

Бронирование 2С1 Гвоздика

— Тип брони: стальная катаная, противопульная
— Лоб корпуса, мм/град.: 15
— Лоб башни, мм/град.: 20

Вооружение 2С1 Гвоздика

— Калибр и марка пушки: 122-мм 2А31
— Тип пушки: нарезная гаубица
— Длина ствола, калибров: 35,0
— Боекомплект пушки: 40
— Углы ВН, град.: −3…+70°
— Углы ГН, град.: 360°

Дальность стрельбы 2С1 Гвоздика

— до 15,2 км

— Прицелы: ПГ-2, ОП5-37, ТКН-3Б

Двигатель 2С1 Гвоздика

— Тип двигателя: ЯМЗ-238Н
— Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость 2С1 Гвоздика

— Скорость по шоссе, км/ч: 60
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 26—32, 4,5 на плаву

— Запас хода по шоссе, км: 500
— Ёмкость топливных баков, л: 550
— Удельная мощность, л. с./т: 19,1
— Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,492

— Преодолеваемый подъём, град.: 35°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,7
— Преодолеваемый ров, м: 3,0
— Преодолеваемый брод, м: плавает

 

Фото 2С1 Гвоздика

 Высадка из ДКВП «Зубр» САУ 2С1 «Гвоздика»

 

 

Внутри 2С1 Гвоздика

Добавить комментарий

oruzhie.info

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Фото. ТТХ. История

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

oruzhie.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *