Маршал Устинов — ракетный крейсер: модернизация, история создания, атлант, проект 1164, конструкция, применение
Северный флот – возможно, самый мощный в составе военно-морских сил России. Именно там служат тяжёлый крейсер «Пётр Великий» и авианосец «Адмирал Кузнецов». С севером связана и служба ракетного крейсера «Маршал Устинов», который являлся его флагманом до ввода в строй «Петра».
Этот корабль, построенный по проекту 1164 «Атлант», сыграл важную роль в поддержании боеспособности российского флота во времена, тяжёлые для экономики государства. В 90-е годы именно «Атланты» были крупнейшими и сильнейшими российскими кораблями, находящимися в боевом строю.
Содержание статьи
Предыстория
К 1970 году надводные силы ВМФ СССР состояли в основном из кораблей противолодочного назначения. Исключение составляли ракетные крейсера проекта 58. Однако их было мало, и значительной угрозы растущему авианесущему флоту США они не представляли. Чтобы исправить такое положение, конструкторы начали работы над новым ракетным крейсером, который мог бы уничтожать любые корабли противника, и при этом был бы дешевле в строительстве и эксплуатации, чем огромные атомоходы проекта «Орлан».
Разрабатывающиеся крейсера получили номер проекта 1164 и шифр «Атлант». Головной корабль – «Слава» — заложили в Николаеве в 1976 году. Следующий – «Адмирал флота Лобов» — начал строиться в 1978 году. Этот корабль и станет впоследствии «Маршалом Устиновым».
Конструкция
Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.
Назначение «Атланта» – уничтожение любых кораблей вероятного противника – определило тип его основного оружия.
Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».
Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.
Артиллерийское вооружение — универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.
Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.
Изначально «Маршал Устинов» нёс уже устаревший вертолёт Ка-25,в российское время его заменили на более современный и мощный Ка-27.
После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.
Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.
Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.
История службы
Крейсер спустили на воду в 1982 году, а флоту сдали только в 1986 году. А всего через месяц после приёмки корабля произошло значимое событие. Все «Атланты» впоследствии переименовывались, но с «Адмиралом Лобовым» это случилось сразу. Ему присвоили новое имя – «Маршал Устинов», в честь покойного министра обороны СССР. С этим именем крейсер ушёл на Северный флот.
До 1991 года крейсер «Маршал Устинов» успел поучаствовать в двух боевых походах в Средиземное море и совершить официальный визит в США.
После развала Советского Союза крейсер остался служить на севере и продолжал наносить «визиты дружбы». В это время флагман Северного флота – атомный «Киров» — был отправлен в резерв (а фактически – в отстой). То же произошло и с другими «Орланами».
Корабли проекта «Атлант» оказались самыми мощными из боеспособных российских кораблей и адмиралы стали переносить флаги на них. Крейсер «Маршал Устинов», вернувшись из ремонта, возглавил Северный флот. Позже он снова уступил этот пост «Орлану» — на этот раз «Петру Великому». Служба от этого легче не стала – начало нового века крейсер провёл в очередных походах. А в 2011 году встал на модернизацию.
«Капремонт» «Устинова» затянулся на шесть лет. Сроки завершения откладывались и даже просачивались слухи, что модернизировать крейсер слишком накладно и его дешевле заменить, выкупив у Украины недостроенный четвёртый корабль проекта. Но ремонт закончился благополучно, и крейсер «Маршал Устинов» в 2017 году вернулся в Североморск.
Технические характеристики
Ближайшим по размерам и водоизмещению аналогом «Маршала Устинова» являются американские ракетные крейсера «Тикондерога». Однако по предназначению корабли отличаются довольно серьёзно. Американский крейсер задумывался как оборонительный, прикрывающий от субмарин и авиации авианосцы.
Боевые задачи «Маршала Устинова» мыслились, как прямо противоположные «Тикондероге».
Это «Атлант» должен был стать главной ударной силой эскадры, а прикрывать его должна была палубная авиация. Несмотря на наличие мощных зенитных ракет «Форт», их количество на «Атлантах» меньше, чем на атомных «Орланах» и меньше, чем ракет «Стандарт» на «Тикондерогах».
Кроме того, РЛС системы «Иджис» на американских крейсерах могут одновременно выпустить по цели до 18 ракет. Единственный радар наведения «Форта» мог одновременно наводить всего две ракеты на одну цель. Критиковались и устаревшие установки «Игла».
Больший интерес представляет и сопоставление с новейшим эсминцем ВМФ США «Замволт». Хотя он и считается эсминцем, но по габаритам превосходит большинство крейсеров.
«Маршал Устинов» | USS Zumwalt | |
---|---|---|
Водоизмещение, тонн | 11280 | 15995 |
Длина, метров | 186,5 | 190 |
Скорость хода, узлов | 32 | 30 |
Экипаж, человек | 510 | 170 |
Вооружение | ПКР «Вулкан», ЗРК «Форт», 130мм артустановка, 6шт 30мм зенитных автоматов, реактивные бомбомёты | 20 универсальных пусковых установок (общий боезапас – 80 ракет). Артиллерийские орудия предусмотрены, но не установлены |
Говоря про «Замволт», приходится рассуждать не столько о его боевых качествах, сколько о боеготовности. Эсминец, числясь в строю с 2016 года, уже успел побывать на ремонтах и остаётся мишенью для критики. Осуждаются его высокая стоимость, сложность и пресловутая неопределённость боевых качеств.
До сих пор на эсминце не введена в строй артиллерия, да и сам предполагаемый состав артиллерийского вооружения постоянно изменялся. Бесспорно только то, что у «Замволта» – беспрецедентно высокий уровень автоматизации. А неоспоримым преимуществом «Устинова», по сравнению с «Замволтом», является то, что он дешевле и давно освоен моряками.
Интересные факты
Первоначальное имя «Маршала Устинова» — «Адмирал Лобов» — было передано четвёртому кораблю проекта. А когда «Устинов» стоял на модернизации, четвёртый «Атлант» снова появился в его истории – как возможная замена.
Последний «Атлант» тоже недолго проходил «Лобовым» — после распада СССР он, недостроенный, стал единственным крейсером украинского флота.
За 20 лет его, названного «Украиной» неоднократно пытались достроить и ввести в строй, но от стенки завода он так и не отошёл. В последнее десятилетие речь велась уже не о достройке, а о том, «куда бы его деть».
Ракетному крейсеру проекта 1164 “Маршал Устинов” не довелось повоевать. Конечно, вряд ли стоит сожалеть о том, что ему не удалось потопить ни один авианосец. Но ни разу он не обстреливал наземные цели, не участвовал в операциях по борьбе с пиратами.
Впрочем, пока боевые действия ведутся, а крейсер остаётся в строю – вероятность его боевого применения остаётся. Без сомнения, по эксплуатационным качествам «Атланты» оказались удачными кораблями. А вот вопросы о слабости зенитного и уместности противолодочного вооружения, очевидно, останутся без ответов.
Видео
warbook.club
«Маршал Устинов» — истребитель авианосцев
Блогер kuleshovoleg сделал репортаж о том, как корабелы северодвинской судостроительной верфи «Звёздочка» завершили ремонт и модернизацию ракетного крейсера «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант». И вот 30 октября крейсер вышел в Белое море для выполнения программы заводских ходовых испытаний.
Посмотрите этот репортаж у автора. А мы давайте с вами вспомним историю этого корабля:
Фото 1.
Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть: название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания, как новенький, оставив из «прошлой жизни», пожалуй, только корпус да прежнее название.
Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже, наверное, многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 год. Его коньком были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.
Фото 2.
Но и про ВМФ Устинов не забывал: в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя устиновцами.
В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта: «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшего» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.
Фото 3.
Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всегда безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.
«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2-го ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние устиновцы – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.
Фото 4.
Надо ли говорить, что крейсер, который постоянно находился в дальних походах, был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться, как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.
К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».
Фото 5.
Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений с использованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (шесть раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.
В 1987–1988 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил немало.
Фото 6.
Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).
Это ракета массой шесть тонн и скоростью полета 3077 километров в час с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 килограммов) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 килограммов) боевой частью, способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.
Фото 7.
Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000), поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности шесть километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса Virginia способна погрузиться максимум на 488 метров). Десять торпед калибра 533 миллиметра уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 километров в час.
Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающими воздушные цели по горизонтальной дальности 90 и вертикальной 25 километров. Плюс шесть зенитных 30-миллиметровых установок АК-630 со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130-миллиметровые пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.
Фото 8.
В ходе модернизации на «Маршале Устинове» были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющих сделать корабль невидимым для средств наведения противника.
Фото 9.
Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей и заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость 32 узла. Крейсер с экипажем почти 500 человек обладает автономностью плавания 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.
Фото 10.
«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.
Фото 11.
АПД: в комментариях к статье практически сразу вспомнили про «Легенду», которая давале целеуказание «Базальту»/»Вулканам» и что мол этого всего теперь нет и все крышка оружию.
Однако, во-первых РКР «Маршал Устинов» станет первым кораблём пр. 1164, вооружённым полноценным комплексом «Вулкан» с дальностью действия 1000 км.
Фото 12.
А во-вторых еще в прошлом году Машиностроительный завод «Арсенал» приступил к производству новых космических аппаратов серии «Лиана»
В 2018 году Роскосмос и Минобороны России завершат создание на орбите новейшей российской системы спутниковой разведки «Лиана». Она будет состоять из четырех новейших спутников радиолокационной разведки, которые будут базироваться на высоте около 1 тыс. км над поверхностью планеты и постоянно сканировать наземное, воздушное и морское пространство на наличие вражеских объектов.
Санкт-Петербургский «Арсенал» — одно из старейших предприятий России. Основные направления деятельности завода: производство космической техники, морских артиллерийских и пусковых установок, а также продукции общегражданского машиностроения. В советское время завод выпускал аппараты системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда», предназначенные для наведения на цель подлодок и надводных кораблей с крылатыми ракетами, а также самолетов морской ракетоносной авиации. Сейчас проект участвует в создании новейшего МКРЦ «Лиана». Экспериментальный образец спутника «Лотос-С» выведен на орбиту 20 ноября 2009 года под индексом «Космос-2455».
Фото 13.
После выхода на расчетный режим «Лиана» полностью заменит устаревшую систему «Легенда»-«Целина», построенную еще в советское время, которая перестала функционировать в 2008 году из-за выработки ресурсов спутников.
По мнению обозревателя профильного издания «Новости космонавтики» Игоря Лисова, «Лиана» в несколько раз увеличит возможности Вооруженных сил РФ по обнаружению и поражению объектов противника.
— После вывода из эксплуатации «Легенды» у Минобороны возникла большая потребность в средствах наблюдения и целеуказаниях. Сейчас «Лиана» сможет ее удовлетворить. «Легенда» создавалась для узкой задачи — слежения за американскими боевыми кораблями, в частности авианосцами. Ее радары могли обнаруживать объекты длиной в несколько десятков метров. «Лиана» же решает более широкий круг задач и может обнаруживать малоразмерные цели, — пояснил Игорь Лисов.
[источники]источники
Автор: Виктор Сокирко http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201611010735-1url.htm
http://kuleshovoleg.ru/?p=259
http://rusvesna.su/future/1424042635
Давайте еще вспомним тему — Атомный крейсер «Петр Великий» против системы «Иджис» или например Как угоняли авианосец. Или например вот Самая большая подводная лодка в мире и что это за Атомная глубоководная станция «Лошарик»
masterok.livejournal.com
зачем из «Маршала Устинова» сделали совершенно новый крейсер
«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» корабль первого ранга «Маршал Устинов» возвращается после длительного ремонта к несению боевой службы в составе Северного флота. Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.
Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть: название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания, как новенький, оставив из «прошлой жизни», пожалуй, только корпус да прежнее название.
Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже, наверное, многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 год. Его коньком были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.
Но и про ВМФ Устинов не забывал: в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя устиновцами.
В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта: «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшего» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.
Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всегда безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.
«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2-го ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние устиновцы – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.
Надо ли говорить, что крейсер, который постоянно находился в дальних походах, был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться, как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.
К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».
Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений с использованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (шесть раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.
В 1987–1988 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил немало.
Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).
Это ракета массой шесть тонн и скоростью полета 3077 километров в час с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 килограммов) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 килограммов) боевой частью, способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.
Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000), поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности шесть километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса Virginia способна погрузиться максимум на 488 метров). Десять торпед калибра 533 миллиметра уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 километров в час.
Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающими воздушные цели по горизонтальной дальности 90 и вертикальной 25 километров. Плюс шесть зенитных 30-миллиметровых установок АК-630 со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130-миллиметровые пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.
В ходе модернизации на «Маршале Устинове» были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющих сделать корабль невидимым для средств наведения противника.
Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей и заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость 32 узла. Крейсер с экипажем почти 500 человек обладает автономностью плавания 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.
«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.
И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера «Москва», в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».
Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.
Автор: Виктор Сокирко
tvzvezda.ru
Ракетный крейсер «Маршал Устинов» после модернизации сменит порт приписки
Ракетный крейсер «Маршал Устинов», модернизация которого на судоремонтном предприятии «Звездочка» ведется уже порядка четырех лет, является заметной боевой единицей Северного флота. Если говорить конкретнее, таких единиц в российском ВМФ всего три, по одной на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах, причем две из них, «Москва» и «Варяг», являются флагманами Черноморского и Тихоокеанского флотов соответственно.
Перевод к новому месту службы
Относительно недавно в средствах массовой информации со ссылками на источники в военной промышленности и министерстве обороны стали появляться сведения о намерении командования ВМФ переназначить ракетный крейсер «Маршал Устинов» после окончания ремонта на Тихоокеанский флот. Это важное решение, поскольку оно существенно меняет распределение российских военно-морских сил в сторону дальневосточного театра военных действий.
Состояние Тихоокеанского флота
Если же разбираться более детально, то подобное решение назрело довольно давно. С развалом Советского Союза Тихоокеанский флот начал стремительно терять корабли. Недостаток финансирования на содержание, проведение текущих ремонтов и модернизация кораблей привели к выводу из строя наиболее крупных и значимых кораблей – авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Следует также отметить, что ТОФ лишился (хоть и не окончательно) крейсера «Адмирал Лазарев», а также большей части эскадренных миноносцев и десантных кораблей. Помимо вывода кораблей из строя проблемой стало и поддержание судов в боевой готовности. Вышеупомянутый «Варяг», а также большие противолодочные корабли проекта 1155 – практически единственные крупные машины, оставшиеся в строю. В таком состоянии флота ни о каком полноценном присутствии в океане не могло идти и речи.
Пополнение Тихоокеанского флота крейсером «Маршал Устинов» вкупе с выполнением капитальных ремонтов находящихся в запасе эскадренных миноносцев 956 проекта позволяет развертывать одновременно две достаточно мощные противолодочные группировки в дальней морской зоне. При повторном вводе в строй атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» в 2018 году и пополнении флота строящимися корветами Тихоокеанский флот после долгих столь долгих лет перерыва сможет выполнять практические любые задачи в регионе.
Инфраструктура
Возникающие сложности обеспечения инфраструктурой базирования такого крупного корабля сводятся к минимуму по причине срыва сделки по приобретению «Мистралей». Для размещения вертолетоносцев была построена пристань, размеры которой позволяют принимать и ракетные крейсеры. Учитывая что, скорее всего, передача вертолетоносцев не состоится, логичным решением будет использовать созданную инфраструктуру для размещения ракетного крейсера «Маршал Устинов».
Описание проекта 1164
Ракетные агрегаты проекта 1164, к которому и относится крейсер «Маршал Устинов», играют важнейшую роль в российских военно-морских силах как в дальней, так и ближней морских зонах. Они способны поражать любые надводные корабли противника, включая авианосцы, используя основное вооружение – ракетные комплексы П-1000 «Вулкан». Также в круг их задач входит обеспечение противовоздушной обороны в составе морских соединений флота. Средства ПВО данных кораблей представлены наиболее тяжелым на сегодняшний день российским корабельным комплексом ПВО «Форт», а также комплексами «Оса — МА» в качестве вспомогательных комплексов ПВО ближней зоны.
Артиллерийское вооружение корабля представлено одной установкой АК-130 в носовой части корабля, а также шестью автоматическими зенитными артиллерийскими комплексами АК-630. В качестве противолодочного вооружения имеется реактивно-бомбовая установка РБУ-6000. В целом ракетные крейсеры данного проекта являются недорогой альтернативой атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Наибольшую ценность этим кораблям придает наличие мощного наступательного противокорабельного комплекса, а также возможность создания (в комплексе с другими, менее оснащенными средствами ПВО кораблями) эшелонированной системы ПВО благодаря наличию ЗРК «Форт» с достаточно большим боезапасом ракет.
Модернизация
Итак, что же будет представлять собой ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов» после ремонта и модернизации? Точной информации о конкретных элементах, подлежащих замене и модернизации, конечно же, нет. Однако достоверно точно известно, что в ходе капитального ремонта замене подлежит более пятидесяти процентов корабельной проводки, элементная база навигационных систем, антенные группы, а также радиолокационные станции. Вооружение и силовая установка модернизированы не будут, однако выполняются существенные ремонтные работы. Стоит отметить, что ремонт ракетного крейсера «Маршал Устинов» является приоритетной задачей судоремонтного завода «Звездочка».
В целом крейсер «Маршал Устинов» не претерпит значительных изменений, и круг решаемых им задач кардинально не изменится. Однако нельзя не отметить то, что четырехлетний ремонт наверняка положительным образом отразится на общей боеготовности корабля, снижении количества неисправностей, а также повышении общей надежности систем и агрегатов корабля.
Заключение
В качестве заключения следует отметить, что решение о передислокации ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» на Тихоокеанский флот также символизирует особое внимание, уделяемое развитию вооруженных сил в столь напряженном регионе, как Дальний Восток. Наличие неразрешенных территориальных споров, массовое военно-морское присутствие США, развитие ВМС НОАК и многие другие факторы вынуждают военное руководство Российской Федерации также наращивать группировку войск и сил на данном направлении.
fb.ru
Маршал Устинов (ракетный крейсер) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Устинов.«Маршал Устинов» — советский и российский ракетный крейсер, второй корабль проекта 1164 «Атлант», входит в состав Северного флота. Построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Назван в честь Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова. Находится в строю с 1986 года. В 1994—1997, 2001 и 2011—2016 годах проходил ремонт и модернизацию.
История
5 октября 1978 года крейсер заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов». 25 февраля 1982 года — спущен на воду, 15 сентября 1986 года — вступил в строй. 5 ноября 1986 года крейсер переименован в «Маршал Устинов» и включён в состав Краснознамённого Северного флота.
С 1994 года по 17 декабря 1997 года крейсер проходил плановый ремонт на Петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.
Январь 2001 года — навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка. 21 февраля 2001 года над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.
12 мая 2017 года крейсер «Маршал Устинов» с крылатыми ракетами на борту отправился на учения в Баренцево море[4].
4 июля 2017 года совместно с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совершил переход из Североморска на Балтику и 29 июля 2017 года принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь Дня военно-морского флота[5][6].
5 декабря 2017 года выполнил учебно-боевые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море по отражению условных воздушных атак истребителей Су-33 [7].
Видео по теме
Капитальный ремонт и модернизация
С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые[8]. Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались. Так 1 декабря 2014 года объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года[9][10]. В декабре 2015 года источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесен на осень 2016 года[11][12][13]
В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй[18].
Командиры
- Верегин Владимир Дмитриевич (1984—1989), капитан 1 ранга
- Фрунза Г. И. (1989—1991), капитан 2 ранга
- Авакянц Сергей Иосифович (1991—1996), капитан 1 ранга
- Кулиев И. Н. (1996—1998), капитан 1 ранга
- Собгайда А. В. (1998—2002), капитан 1 ранга
- Жуга С. Ю. (2002—2005), капитан 1 ранга
- Кравченко П. М. (2005—2008), капитан 1 ранга
- Неклюдов И. В. (2008—2011), капитан 1 ранга
- Алантьев С. Г. (2011—2018), капитан 1 ранга
- Кузьмин В. В. (2018—н.в.), капитан 1 ранга
Параметры
- Кораблестроительные элементы
- Водоизмещение — 11280 т
- Длина — 186,5 м
- Ширина — 20,8 м
- Высота от киля до клотика — 42,5 м
- Осадка наибольшая — 7,6 м
- Мощность ГЭУ (главной энергетической установки) — газотурбинный, 4х22500 л.с + COGAS 2 х 10000 л. с. (ГЭУ разработана и изготовлена ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект»)
- Ходовые характеристики
- Скорость хода — 32 узла (60 км/ч)
- Дальность плавания — 7500 миль (13900 км)
- Автономность — 30 суток
- Экипаж — 476 (510) человек, в том числе 62 офицера.
Вооружение
Главное оружие корабля — 16 пусковых установок крылатых ракет «Вулкан»[19].
Фотогалерея
«Маршал Устинов» в Мейпорте (США), 16 июля 1991 года.
«Маршал Устинов» в северной Атлантике, июнь 1993 года.
Примечания
Источники
wiki2.red
Зачем из «Маршала Устинова» сделали совершенно новый крейсер?
01.11.2016, ТРК «Звезда».
«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» – корабль первого ранга «Маршал Устинов» возвращается после длительного ремонта к несению боевой службы в составе Северного флота. Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.
Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть – название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания как новенький, оставив из «прошлой жизни» пожалуй только корпус да прежнее названия.
Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже наверняка многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 годы. Его «коньком» были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.
Но и про ВМФ Устинов не забывал – в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал Флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя «устиновцами».
В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта – «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшей» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.
Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всякий – безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.
«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2 ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние «устиновцы» – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.
Надо ли говорить, что крейсер, который «не вылезал» из дальних походов был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.
К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».
Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений сиспользованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (6 раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.
В 1987-88 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил не мало.
Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).
Это ракета массой в 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч, с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кг) боевой частью и способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.
Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000) поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности 6 километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса «Вирджиния» способна погрузиться максимум на 488 метров). 10 торпед калибром 533 мм уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 км/ч.
Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающих воздушные цели по горизонтальной дальности в 90 и вертикальной в 25 километров. Плюс 6 зенитных 30 мм установок АК-630 со скорострельностью в 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130 мм пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.
В ходе модернизации на «Маршале Устинове», были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющими сделать корабль невидимым для средств наведения противника.
Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей, заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость в 32 узла. Крейсер с экипажем почти в 500 человек, обладает автономностью плавания в 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.
«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с Севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.
И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера «Москва», в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».
Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.
Автор: Виктор Сокирко
agitpro.su
РКР «Маршал Устинов» СФ
Одно из суден Северного флота – крейсер «Маршал Устинов» является вторым объектом, построенным по проекту 1164 «Атлант». Корабль был заложен и построен на строительном заводе в Николаеве, спущен на воду в 1982 году и включен в состав флота в 1986 году.
Характеристики и строительство
Ракетный крейсер Маршал Устинов Северного флотаСудно имеет достаточно большие габариты – 186 м в длину. Дальность плавания при скорости 63 км/ч – около 8 тысяч миль. Строительные работы по закладке корабля начались в 1978 году. Экипаж корабля – более 500 человек. ВМФ России обладает только еще двумя кораблями с подобным вооружением и функциями – «Москва» (Черноморский флот) и «Варяг» (Тихоокеанский флот). 16 установок сверхзвукового типа, выпускающие противокорабельные установки, являются лишь частью арсенала, которым вооружен «Маршал Устинов» — ракетный крейсер, который модернизировался с 1994 по 1997 год в Санкт-Петербурге. На современном этапе судно вновь проходит модернизацию.
История
С 1987 по 1989 гг. совершал походы в Средиземное море. Дважды (1989 и 1991 г.) посещал с деловым визитом базы ВМФ США в Мэйпорте и Норфолке. Был участником парада в честь 300-летия флота России как флагман (1996 г., Санкт-Петербург). После подписания договора в Минске стал подшефным Белоруссии (2001 г.). По окончанию договора участвовал в походе на территорию Северо-Восточной Атлантики (2004 г.). С лета 2008 г. по лето 2011 г. находится на вахте в Антарктике (сменил корабль «Североморск» у архипелага Шпицберген).
С 2011 года и по настоящее время крейсер «Маршал Устинов» проходит модернизацию на заводе «Звездочка» в г. Северодвинске Архангельской области.
Ход модернизации
Корабль пришвартовался к «Звездочке» еще летом 2011 года для прохождения планового ремонта. Через год, в 2012 г. крейсер был установлен на твердое основание и подвергся ряду мероприятий по устранению неполадок в осушительных, водосливных, противопожарных коммуникациях, основных механизмов. Были окрашены наружная часть корпуса, грот- и фок-мачты, топливные цистерны.
Корабль уже оснастили трехкоординатной РЛС «Подберезовик», РЛС «Фрегат-М2М», обнаруживающей цели низкого полета ( находится на носу судна), новыми радарами.
С середины лета 2013 года манипуляции по модернизации продолжаются. Выход в открытое море планировался на 2015 год, но перенесен на 2016 год. Крейсер «Маршал Устинов» и аналогичные ему корабли ранее проходили плановое техобслуживание или ремонтировались на местах дислокации.
По окончанию капремонта:
- Будет заменено более 50 % проводки;
- Установятся инновационные навигационные приборы, высокочастотные антенны и станции радиолокации;
- Вооружение и силовая установка модернизацию не пройдут, но подвергнутся ремонту;
- Будет установлен новый ракетный комплекс «Вулкан» дальностью действия до 1000 км;
- Отремонтируются основные газотурбогенераторы;
- Модернизируются системы связи и разведки;
- Будут проведены электромонтажные работы в 5 отсеках корабля.
Кардинально крейсер «Маршал Устинов» не заменит свое вооружение. Однако ремонт, длящийся 4 года, должен положительно сказаться на боеготовности судна. Планируется уменьшить количество неисправностей, повысить надежность рабочих систем. Модернизация коснется и мест проживания экипажа, будут обновлены кубрики на 12 и 18 мест.
Крейсер «Маршал Устинов» также ждет обновление компонентов базового вооружения – установка плазменных дисплеев и микропроцессоров. Окончание ремонтных работ планируется на конец 2016 года и судно будет направлено в ЗАТО Североморск Мурманской области (в/ч 70195).
voinskayachast.net