Осада и взятие Иерусалима (70 год)
В конце XIII века до н. э. в Палестине появились еврейские племена, вытесненные из верхней Месопотамии. Они создали довольно сильное государство Израиль, которое в 925 году до н. э. распалось на два независимых царства: южное — Иудею, и северное — Израиль.
В 63 году до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпеи. После трехмесячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией с прокураторским управлением. Тяжелые налоги и поборы, произвол чиновников вызывали недовольство населения, неоднократно поднимавшего восстания против римского владычества.
В 66 году (н. э.) началась освободительная война иудеев против римлян. Главной движущей силой стали городская беднота, средние слои горожан и крестьянство, действия которых возглавляли зелоты (ревнители) и сикарии (кинжальщики), демократические религиозно-политические группировки.
Восставшие уничтожили в Иерусалиме римский гарнизон, местную знать и овладели городом.
Римская армия численностью около 20 тысяч человек под командованием префекта Сирии Гая Цестия Галла подошла к Иерусалиму и заняла часть города, но после неудачного штурма Храмовой горы вынуждена была отступить, потеряв около 6 тысяч человек. Тогда римский император Нерон направил в Иудею для подавления восстания армию численностью около 60 тысяч человек под командованием Флавия Веспасиана. Так началась Иудейская война 66–73 годов.
В 67 году римляне вторглись в Галилею и встретили упорное сопротивление иудейского войска во главе с Йосефом бен Маттитайхом (Иосифом Флавием), который происходил из знатной еврейской семьи. Впоследствии он сдался в плен к римлянам и помогал им в покорении Иудеи, а потом ярко описал ход войны в своем сочинении «Иудейская война», ставшем ценным историческим источником.
В 69 году Веспасиан стал императором и передал командование своему сыну Титу, который не уступал отцу в военных талантах и к тому же был отличным инженером.
В апреле 70 года Тит осадил Иерусалим, в котором к власти пришли представители зелотов и сикариев. Иерусалим к тому времени представлял собой огромную и сильную крепость, имевшую тройную линию стен. Вдоль одной стены тянулись неприступные обрывы, другую защищал ров. Над стенами возвышались четырехугольные массивные башни, которые были сложены из обтесанных белых мраморных глыб, так тщательно соединенных между собой, что казались одной скалистой массой. (Флавий И. Иудейская война. СПб, 1991. С. 399.)
Внутри города находились хорошо укрепленные замок Антония и храм Соломона, окруженный четырьмя стенами. Гарнизон Иерусалима насчитывал до 24 тысяч воинов. В городе было изготовлено 300 копьеметалок и 40 камнеметов. Население Иерусалима к моменту осады достигало почти 1 млн. человек.
Для обороны города были созданы две группировки: одна под руководством Симона, примерно 5 тысяч человек; вторая — примерно 6 тысяч тяжеловооруженных воинов под руководством Иоанна. К нему примкнули также 2400 зелотов. Обе эти группировки враждовали между собой. (Флавий И. Иудейская война. С. 408.)
Римская армия состояла из четырех легионов и большого числа войск союзников-сирийцев. Общая численность войска — 60 тысяч человек (Харботл. Битвы мировой истории. М., 1993. С. 174.) Римляне имели большое количество метательных машин.
Римские легионы разместились в трех лагерях в 1–1,5 км от города, а вспомогательные войска расположились между лагерями. В промежутках между валами находились лучники и пращники, перед фронтом установлены метательные машины.
Иудеи в свою очередь установили на стенах свои метательные машины, которыми обстреливали римлян, мешая им вести работы.
Римляне окрашивали камни, которые метали в иудеев, в темный цвет, чтобы их не было видно в воздухе, и поэтому их стрельба из метательных машин наносила иудеям большой урон. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 411.)
Тит разделил войска на три части: одна часть строила подступы к стенам города, другая ее прикрывала, а третья в это время отдыхала.
Подступы были крытые, из бревен, сверху их накрывали землею и сырыми кожами, чтобы защитники Иерусалима не смогли их поджечь. Под самыми стенами были сооружены четыре насыпи, на которых располагались четыре башни. Внутри них размещались тараны, приводимые в движение с помощью веревок и колес. Бревно одного такого тарана имело семь сажен длины, а железный баран, посаженный на конце бревна, весил 5 тысяч пудов. Его доставляли 30 лошадей, и приводили в движение 700 человек. (Герои и битвы. М., 1995. С. 41.)
Защитники города обвешивали стены кожаными мешками, наполненными шерстью, чтобы уменьшить удары таранов; перерезали косами канаты, ловили таран и оттягивали его особыми захватами и даже сделали вылазку и подожгли одну из башен. Во время боя, завязавшегося при этом, был ранен Тит.
Самый большой таран римляне назвали Никон («Победоносный»). С его помощью удалось пробить отверстия в первой стене. На пятнадцатый день осады римляне овладели ею.
Войдя через проломы в город, Тит приказал разрушить стену, надеясь, что иудеи прекратят сопротивление. Но защитники города стали нападать на римских солдат на улицах, обстреливать их из домов и одновременно делать вылазки против римлян, находившихся вне стен. Тесный проход в стене не давал возможности римлянам отступить сразу, тогда Тит расположил стрелков на концах улиц и сам стал в центре страшной давки, стреляя из лука до тех пор, пока его солдаты не отступили. Таким образом, римляне были отброшены от второй стены, но через три дня вновь заняли северную часть стены, а в южной части разместился гарнизон. После этого Тит стал разрабатывать план взятия приступом третьей стены.
Основной задачей был захват цитадели Антония, которая господствовала над местностью; она была очень хорошо укреплена, поэтому целых 17 дней против нее продолжались осадные работы. В то же время Тит посылал Иосифа Флавия для предложения мира при условии капитуляции Иерусалима, но иудеи не согласились на это, хотя понимали, что город ждут страшные испытания. Многие бежали из города.
В результате больших усилий римляне построили четыре вала, на которых были поставлены стенобитные машины. Тогда Иоанн приказал провести под укрепления, находившиеся напротив цитадели Антония, подземный ход и подпереть его изнутри столбами, заложить туда дрова, обмазанные смолой и асфальтом, и поджечь. Когда подпоры сгорели, в провал обрушились машины и воины.
Спустя два дня иудеи напали на другие валы и в ожесточенной схватке добрались даже до лагеря римлян, но часовые удержали свои посты. Отчасти их стойкость объяснялась тем, что по закону покинувших пост наказывали смертью.
Тит решил установить блокаду города. Специальная линия протяженности около 10 км отрезала Иерусалим от внешнего мира; перебежчиков и торговцев овощами казнили. В Иерусалиме начался жестокий голод.
Страшную картину осады запечатлел И. Флавий: «Голод похищал у народа целые дома и семейства. Крыши были покрыты изможденными женщинами и детьми, а улицы — мертвыми стариками. Мальчики и юноши, болезненно-раздутые, блуждали, как призраки, на площадях города и падали на землю там, где их заставала голодная смерть» (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 436).
Люди гибли, их трупы распространяли заразу. Живые питались травой, кожей, падалью. Бывали случаи, когда матери убивали и поедали своих младенцев.
Римляне возвели напротив цитадели Антония новый вал, хотя им приходилось доставлять лес издалека, так как все деревья вокруг Иерусалима были вырублены до этого. Иудеи пытались разрушить и поджечь вал, но эти попытки не принесли успеха.
С помощью стенобитных орудий римляне обрушили стену в том месте, где Иоанн прокопал ход под прежний вал римлян. Но напротив пролома иудеи быстро соорудили новую стену, хотя и слабее первой. Римляне начали осадные работы снова.
Захватить цитадель Антония помогла вылазка нескольких римских солдат: 5 июля в третьем часу утра двадцать два солдата и один трубач тайно проникли через развалины в цитадель Антония, убили спавшую передовую стражу, заняли стену и велели трубачу дать сигнал. Остальные стражники бросились бежать, а Тит, услышав сигнал, скомандовал к оружию и во главе отборного отряда вошел в замок. Иудеи бросились в храм, римляне устремились за ними по подземному ходу. Иудеи понимали, что с падением храма наступит конец, и сражались с удивительным мужеством. Им удалось с большими жертвами оттеснить римлян к замку Антония.
Тит приказал разрушить фундамент цитадели Антония, чтобы открыть своему войску широкую дорогу к храму. Эта работа заняла семь дней. Затем римляне начали строить валы вокруг храма для установки осадных машин.
Иудеи отчаянно обороняли Иерусалимский храм, красу и гордость Иерусалима. Действие таранов здесь было мало эффективным, так как стены были выложены из огромных по величине камней. Тогда Тит приказал поджечь ворота, а затем загорелся и сам беломраморный храм, от которого остались только часть ограды да пара дверей. Римляне подожгли даже казнохранилище, в котором находились огромные богатства, и галерею, где спасались женщины и дети. По данным Флавия, там погибло 5 тысяч человек. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 484.) При этом солдаты грабили все попадавшееся им на пути.
Иоанн Гисхала, Симон сын Гиора и другие воины-иудеи успели пробиться в Верхний город, или Сион, где организовали последний очаг сопротивления.
Римляне окружили Сион валом, установили тараны и пробили бреши в стене. Сион был взят, его защитники бежали в подземные ходы, надеясь там спастись. Симон и Иоанн, предводители иудеев, были взяты в плен, Иерусалим разграблен и разрушен до основания.
Так исполнилось предсказание Иисуса Христа, который сказал ученикам, показывая на здания города: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено».
Поданным Иосифа Флавия, предсказание было, возможно, преувеличенным, во время осады погиб 1 миллион 100 тысяч человек, 97 тысяч было взято в плен. Всех, кто не достиг 17 лет, продали в рабство, остальных отправили в египетские рудники, раздарили в провинции, где они нашли смерть в гладиаторских театрах от меча или от хищных животных. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 484.)
В июне 71 года в Риме было пышно отпраздновано покорение Иерусалима, в честь этой победы установили триумфальную арку. Пленников, в том числе Иоанна Гисхала и Симона Гиора, провели по улицам в роскошных одеждах, были пронесены трофеи, взятые из храма: золотой стол, золотой семисвечник, пурпурные завесы и Святая Святых и книга законов Тора. Симон Гиор был принесен в триумфальную жертву, его сбросили с Тарпейской скалы.
За всю свою историю Иерусалим подвергался более чем 30 осадам. Но эта превзошла по своим масштабам все предыдущие.
Оборона Иерусалима носила активный характер, она включала в себя общие и частные вылазки, защиту подступов к стенам с помощью < метательных машин, оборону крепостных стен и башен, устройство | подкопов с целью разрушения осадных сооружений противника, воз- . ведение отсеченных стен в проломах, устройство всевозможных засад и ловушек.
Только большое численное превосходство войск и наличие мощной осадной техники обеспечило римлянам победу. (Разин Е. А. История военного искусства. М., 1994. С. 435.)
После взятия Иерусалима римляне утвердились в Галилее, но сопротивление иудеев продолжалось до 73 года, когда пала их последняя твердыня — крепость Масада.
Победа над Иудеей была настолько важна для Рима, что в ее память были отчеканены монеты с надписями: «Иудея побежденная», «Иудея плененная». В течение долгих веков римские евреи обходили триумфальную арку Тита, чтобы не видеть позора своей отчизны. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 502.)
agesmystery.ru
Разрушение Иерусалима в 70 году по Р. Х. Войны библейской истории
Разрушение Иерусалима в 70 году по Р. Х
После евангельских событий ожидание мессии было особенно напряженным. Отверженный Богом народ еврейский должен был терпеть правление жестоких прокураторов. После Порция Феста прокуратором Палестины (в Иудею) Нерон назначил Альбина. Гессий Флор, сменивший Альбина, превзошел жестокостью своего предшественника. «Флор был тот, который довел нас до того, что мы предприняли войну с римлянами, – пишет Иосиф Флавий, – ибо мы решились лучше сразу погибнуть, чем капля по капле истекать кровью» (12-й год правления Нерона, 65 год по Р. X.).
Отвергнувшие истинного Мессию Христа, иудеи видели «Божьего помазанника» земным царем, который явится к своему народу, поведет его против могущественных римлян, соберет в Палестину всех иудеев из рассеяния, изведет из ада и воскресит всех умерших, восстановит царство Давидово, обновит Иерусалим, устроит новый великолепный храм, покорит под власть Израиля все народы мира. Ослепленные жаждой земной власти и славы, поверившие явным обманщикам как пророкам, иудеи вступили в войну против римлян (66–70 по Р. X.).
Многие страницы иудейского историка Иосифа Флавия написаны, кажется, именно для того, чтобы свидетельствовать перед потомством, как верно исполнились слова Иисуса Христа, сказанные Им перед крестными страданиями: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне, все будет разрушено (Лк. 21, 6).
Было определено и время разрушения Иерусалима: не прейдет род сей, то есть настоящее поколение людей, как все сие будет (Мф. 24, 34; см. Мк. 13, 30; Лк. 21,32). За некоторое же время до этих событий, предрекал Спаситель, «приидут многие обманщики, которые будут говорить: я Христос» (см. Мф. 24, 5).
«Затем вы услышите, – говорил Божественный Учитель апостолам, – о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо сему надлежит быть, но не тотчас конец храму и городу» (см. Мф. 24, 6; Мк. 13, 7; Лк. 21, 9). Небольшие возмущения иудеев против прокураторов становились нередким явлением, но Иерусалим и храм до времени оставались целыми и неповрежденными.
Затем, предупреждал Христос учеников, восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней (Мф. 24, 7–8). О морах, то есть повальных болезнях, в описываемое время упоминают Иосиф Флавий и Тацит. Города Лаодикия, Иераполь и Колоссы были разрушены землетрясениями. Землетрясения были также в Смирне, Милете, Хиосе и Самосе. Продолжались гонения на христиан. Апостолы Иаков Зеведеев, Иаков, брат Господень, Петр и Павел приняли мученическую кончину. Евангелие было проповедано во всем известном тогда мире (см. Рим. 10, 18; Кол. 1, 23).
Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, – предвозвещал Спаситель, – что приблизилось время запустения его (Лк. 21, 20). Когда мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, станет на месте святом (см. Мф, 24, 15), тогда каждый должен оставить надежду на спасение отечества и думать только о своей собственной безопасности, спасаясь бегством. И христиане, побуждаемые таинственным голосом, в должное время уйдут в Пеллу (город в горах по левую сторону Иордана), по реченному: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него (Лк. 21, 21). Тогда наступят дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся бремена язычников (Лк. 21, 22–24).
Предсказанные события развивались следующим образом. Умертвив в Святом городе римлян, восставшие избрали руководителем сначала разбойника Менаима, потом атамана разбойничьей партии Симона. В Иерусалиме появились две враждующие партии, проливающие кровь. Одна, под предводительством левита Иоанна, занимала центр города и первую ограду храма; другая, с Елеазаром во главе, располагалась во внутренней ограде храма.
Сначала правитель Сирии Цестий Галл выступил с легионами и при помощи Агриппы Младшего вошел даже в Иерусалим и осадил храм. Но потерпел поражение и отступил в Антипатриду. На просьбу Цестия о помощи Нерон послал Веспасиана, лучшего полководца, какого мог представить тогдашний Рим. Веспасиан отправился в Иудею со своим сыном Титом и тремя легионами свежего, хорошо вооруженного войска.
В продолжение трех лет этот талантливый военачальник со всем своим искусством и храбростью солдат, воодушевляемых ненавистью к иудеям, сделал не более половины дела. Иудеи укрепляли и мужественно защищали каждое местечко. Веспасиан дошел уже до Иерусалима и хотел предпринять осаду самого города, как вдруг в военном лагере было получено известие об избрании его римским императором на место погибшего Нерона. Начальство над войском и продолжение войны он поручил своему сыну Титу, а сам, прибавив к прежним трем легионам, назначенным для завоевания Палестины, еще один, уехал в Рим, чтобы принять в свои руки управление всемирной монархией.
После пятилетних кровопролитий, упоивших кровью ту землю, которая текла некогда медом и млеком, римское войско под предводительством Тита двинулось к Иерусалиму и осадило его в то самое время, когда иудеи стекались в город на праздник пасхи, а по Промыслу Всевышнего – для того, чтобы никто не избежал праведного Суда Божия. В Иерусалиме собрались тысячи тысяч народа, прокричавшего некогда: кровь Его на нас и на чадах наших (Мф. 27, 25).
Перед великим же разрушением Иерусалима были ужасные явления, по реченному Господом: будут… ужасные явления, и великие знамения с неба (Лк. 21, 10). В храме ночью виден был необыкновенный свет, подобный дневному, продолжавшийся около часа; в праздник опресноков жертвенная овца разрешилась от бремени овном перед самым жертвенником; в тот же праздник, в полночь, медные восточные ворота – двери храма, которые с трудом могли отворять двадцать человек, отворились сами собой. В праздник Пятидесятницы, при входе священников в храм, был слышен необыкновенный шум и голос: «Пойдем отсюда!» За семь лет до войны и осады города некий житель Иерусалима, по имени Иисус, как бы вдохновленный свыше, стал пророчествовать, ходя по городу: «Горе Иерусалиму, храму и гражданам!» И продолжал делать это до самой осады города. Наконец, сказав: «Горе и мне!» – был убит в ту же минуту камнем, брошенным осаждавшими. На небе перед разрушением города целый год являлась комета в виде меча; по воздуху длительное время носились видимые всеми таинственные колесницы и полки. Гнев Господень готовился на народ за его грехи, и в первую очередь за убиение Мессии.
Бедствия, сопровождавшие осаду, были ужасны. От многочисленного стечения народа в городе начался необыкновенный голод. Различные партии производили в городе величайшие беспорядки и совершали неслыханные злодеяния в самом храме. От голода и меча крамольников иудеи ежедневно гибли тысячами. Кожа со щитов и обуви служила пищей для осажденных, а с увеличением голода ели сено, падаль. Дошло до того, что мать съела своего ребенка. Не было места в Иерусалиме для погребения умерших. Их выбрасывали за городские стены, и скоро мертвыми телами наполнились рвы. Надеясь избежать смерти, многие убегали из города, но там находили другую, еще более лютую смерть. Всех пойманных Тит повелевал вешать на крестах. Ежедневно распинали по несколько сот иудеев, так что в окрестностях Иерусалима не стало дерева для крестов. Подметив, что беженцы из города проглатывали золото и драгоценности, римские воины вскрывали внутренности пленников.
Тит, взирая на ужасную картину разрушения и смерти и сожалея о страждущих иудеях, не раз предлагал им мир с обещанием пощады. Но осажденные не хотели и слышать о мирных предложениях и твердо решили лучше всем погибнуть в стенах Святого города, нежели добровольно отдать его врагам на опустошение. Поэтому Тит принял решение скорее окончить тягостную для него самого войну.
Огромные стены Иерусалима пали, и он со своим войском явился перед храмом. Тит дал строгое повеление сохранить от разрушения великолепный храм даже против воли иудеев. Но может ли человек сохранить то, что давно осуждено Богом на разрушение? Один воин, движимый некой невидимой силой, бросил горящую головню в окно храма, и в несколько минут святыня Иерусалимская была объята пламенем. Все усилия потушить огонь остались без успеха. Храм, пылавший десять дней, был обращен в груду камней и пепла. Только самые бесстрашные римские воины успели похитить из всепожирающего огня драгоценности храма. Так верно исполнилось пророчество Иисуса Христа!
Храм сгорел 10 августа 70 года. В сентябре весь город был взят и превращен в развалины. Тит приказал разрыть и сровнять с землей основания города. Воины с такой верностью исполнили приказание, что не только на месте храма не остался камень на камне, но и на всем обагренном пепелище Иерусалима не было и признаков существования пышного города. Во время этой осады, по исчислению Иосифа Флавия, погибли от голода и меча 1 млн 100 тыс. евреев; 97 тыс. пленников было продано в рабство в страны Европы и Азии. Девушки и юноши моложе 17 лет продавались по 30 человек за один сребреник! Остальные иудеи рассеялись по разным странам.
Кровь Праведника была продана в Иерусалиме за 30 сребреников, и народ вопил: Кровь Его на нас и на чадах наших (Мф. 27, 25). Это проклятие совершилось при разрушении Иерусалима так разительно, что сами римляне видели в своей победе казнь небесную за какой-то великий грех иудеев и называли себя только орудием Божественного правосудия.
Позднее император Юлиан разрешил строить храм. Тысячи иудеев со всех сторон света явились в Палестину. Они раскопали уже самые остатки прежнего храма и даже свезли к ним многие десятки тысяч медимнов алебастра и извести, но вдруг поднялись сильные ветры, вихри, бури, ураганы, и все это скоро было развеяно.
Наконец, произошло сильнейшее землетрясение, что и вовсе чуждых Божественной веры привело в немалое изумление. Однако строители упорствовали. «…Тогда-то уже из раскопанных оснований исторгся огонь и пожег большую часть копателей, а остальных рассеял», – свидетельствует о происшедшем в «Церковной истории» блаженный Феодорит Кирский[2].
Мусульмане построили на месте храма Соломона мечеть.
librolife.ru
Осада Иерусалима (70). История — Путеводитель по Израилю
Осада Иерусалима — осада римскими войсками Иерусалима, одно из важнейших событий первой Иудейской войны. Римляне взяли город, спустя почти 5 месяцев осады.
После захвата города был разграблен и сожжен Иерусалимский храм, главная святыня иудаизма. Почти весь город был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.
Осада Иерусалима была описана еврейским историком Иосифом Флавием в произведении Иудейская война.
Исторический фон
После смерти Ирода Великого в 4 г. до н. э. его сыновья отправились в Рим, чтобы римский император Октавиан Август подтвердил завещание их отца, в котором Ирод делил между сыновьями своё царство на три части.
Области Идумея, Иудея и Самария достались Ироду Архелаю, Галилею и Перею получил Ирод Антипа, а Итурею и Трахонитиду получил Ирод Филипп II.
В 6 году император Октавиан объединил владения Ирода Архелая в единую провинцию, которая получила название Иудея. В период с 6 года н.э по 66 год в Иудее не случалось крупных восстаний, хотя провинция и была довольно непокорна, это выразилось в первых столкновениях между евреями и римскими властями в период с 25 год по 36 год.
В эти годы усилилось недовольство римским правлением, возникли разнообразные мессианские движения и учащаются беспорядки.
В 66 году н. э. прокуратор Иудеи Гесcий Флор потребовал от Иерусалимского Храма заплатить в казну 17 талантов, однако в этом ему было отказано. Тогда Флор лично пришел в Иерусалим и ему снова отказали в уплате налога.
После этого Гессий Флор приказал войскам напасть на евреев, было убито более 3600 человек, был разграблен Храм.
После этого началось восстание, которое вскоре распространилось по всей Иудее. Для подавления восстания, римский наместник Гай Цестий Галл Сирии послал отряд воинов, который был разбит еврейскими повстанцами.
Узнав о поражении войск, римский император Нерон послал одного из лучших военачальников империи Веспасиана во главе с 60 тыс. воинов подавить восстание, в 67 г. римские войска вторглись в Галилею.
Силы еврейских повстанцев
Точное число жителей Иерусалима и солдат находящихся в городе, трудно оценить. Иосиф Флавий сообщает о миллионе жителей, а древнеримский историк Тацит сообщает о 600 тыс. человек. На самом деле эти оценки сильно преувеличены, людей в городе было гораздо меньше.
Осада
С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.
Согласно описанию событий у Иосифа Флавия, первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца таммуз).
На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид, — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала.
Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота.
На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал.
Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины.
Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 тыс. жителей.
Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.
Таким образом, в середине лета 70 г. Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.
Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.
guide-israel.ru
Разрушение Иерусалима и Храма ⋆ Господь грядет !
«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матф.24:1,2). За ожесточение сердец народа Израиля и отвержение своего Машиаха, Христос предупредил: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его… потому что это дни отмщения» (Лук.21:20,22). Это исполнилось в 70 году, когда Римский полководец Тит, сын императора Веспасиана, осадил Иерусалим и почти год держал в осаде, после чего Иерусалим был захвачен. Евреи были изгнаны из Палестины и Иерусалима, и таким образом их «дом» остался пуст, наступили «время язычников».
Весной 68 (3828) года, Веспасиан с сыном Титом подтянули свои войска к Иерусалиму. После первых боевых столкновений римляне терпели убытки и решили отступить доколе не подойдут осадные орудия. В это время легионы провозгласили Веспасиана (9-79гг) императором и сняв осаду легионы отправились в Рим. После смерти Нерона в Риме царила конкуренция между четырьмя претендентами на престол. Военным путем к власти на год пришел Вителлий, но после противостояния легионам Веспасиана был убит. Тит Флавий Веспасиан не принадлежал аристократическому обществу и был из крестьянской семьи, но при Калигуле и Клавдии сделал карьеру военного и политика. Последние годы он был проконсулом в Африке, но в 66 году был вызван для подавления восстания в Иудеи.
Христиане вспомнили предупреждение Машиаха Иисуса (Лук.21:20-24), и бежали в горы, единственное место где можно было укрыться от римских легионов, а Иудеи зная что римляне возвратятся чтоб окончить репатриацию Израиля, собрались в Иерусалим как самую надежную крепость. В 70 (3830) году Тит возвратился с отборными легионами и приступил к осаде Иерусалима. Несколько раз отряды евреев выходили за стены Иерусалима и сжигали осадные орудия римлян. Поняв, что силой ему не удастся захватить город, Тит решил уморить жителей голодом. Крыши иерусалимских домов заполнились трупами. Женщины и дети умирали от голода, тела стариков валялись в городских дворах. Молодежь в отчаянии бродила по городу и, падая от слабости, умирала на улицах. Иерусалимцы жевали солому и кожу своих сандалий. Но оставшиеся в живых защищали город из последних сил. Римляне соорудили огромные вышки на большом расстоянии от городских стен и, поставив там метательные орудия, обрушивали град камней на защитников Иерусалима, выходивших за пределы города. Таким образом римляне сумели подтянуть осадные орудия к стене. День и ночь эти орудия долбили городскую стену, пока через пятнадцать дней не пробили в ней брешь в районе Нового города. Еще через пять дней стена была пробита в другой части. В течение четырех дней отважные защитники Иерусалима закрывали проходы своими телами, пока не были вынуждены покинуть Новый город. В их руках остались лишь хорошо укрепленные крепости, расположенные на Храмовой Горе, и крепость Антония. Тит разрушил дома в новом городе и крепость Антония со всеми укрывшимися в ней. Остаток вооруженных евреев скрылись на храмовой горе, за стенами храма. В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу сообщил евреям волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан первосвященник ответил категорическим «нет». Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм.
Девятого ава 70 (3830) года, именно в тот же день, когда был сожжен вавилонянами первый Храм, римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Около шести тысяч евреев скрылись в зале, не затронутом огнем, но римляне подожгли его, и все, собравшиеся там, сгорели. Группа коэнов, которая спряталась было в одном из помещений Храма, не выдержала голода и сдалась на милость победителя. Однако разъяренный Тит приказал убить всех до единого. Огонь захватил деревянную обшивку стен храма, золото которым были обложены стены храма поверх досок. Весь храм и даже притвор высотой более 55 метров, обложенные листами резного золота, от большой температуры растопило золото, которое залило щели пола. Римские легионеры разворотили каменные блоки чтобы достать золото, чем исполнили слова Христа: «не останется здесь камня на камне».
Завершающим актом трагедии было взятие римлянами крепости Мецады (Масады), находившейся в сердце Иудейской пустыни. После длительных приготовлений римляне подтянули к крепости осадные и метательные снаряды. Когда ее защитники увидели, что не осталось надежды спасти город, они решили предпочесть смерть. Чтобы спастись от ужасов и унижений рабства, каждый воин убил своих жен и детей, а потом покончил жизнь самоубийством. Когда победители вошли в Мецаду, их встретило гробовое молчание. Они пересекли весь город и не увидели ни одной живой души; затем подошли к пылающему дворцу, подожженному последним из героев. Пробившись через огонь, они вошли во внутренние покои дворца. Здесь царила смерть — на трупах женщин и детей лежали трупы мужчин. Даже римские солдаты, закаленные в боях и не боявшиеся смерти, были потрясены картиной разыгравшейся здесь трагедии.
Иосиф Флавий, в книге «Иудейская война» пишет что, за этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение. В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где их следы затерялись. Это произошло в 455 (4215) году.
Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме (где изображено триумфальное шествие Тита с трофеями). После разрушения Иерусалимского храма, все чаяния Иудеев связаны с восстановлением третьего храма, который посетит их Машиах. Триумфальная арка Тита — арка, состоящая из одного пролета и находящаяся на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Арка была построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. Посвятительная надпись на аттике гласит: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS DIVO TITO DIVI VESPASIANI F(ILIO) VESPASIANO AVGVSTO – «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».
Свидетелем былого величия Рима остался Колизей, он был воздвигнут императором Веспасианом. Он вмещал почти 50 000 зрителей, а на арену можно было выпустить одновременно 30 000 гладиаторов. Колизей построен из бетона и камня, в отличие от большинства амфитеатров того времени, которые просто вырывали в склонах холмов. Длина сооружения эллиптической формы — 188 метров, ширина — 155 метров, а высота — 48 метров, что делает его крупнейшим амфитеатром в мире.
После осады Иерусалима в 69 г. н.э., Веспасиан пустил часть золота из Иерусалимского Храма на начало работы над амфитеатром для развлечения римских граждан. Но Веспасиан умер не закончив его (в 79г). Сын Веспасиана Тит, сразу после коронации продолжил и за год завершил строительство амфитеатра – Колизея, в 80 г. н.э. На что он употребил все сокровища Иерусалимского храма и рабочую силу пленных Иудеев. Так как он принадлежал к династии Флавиев, Колизей часто называли «амфитеатром Флавиев». Здесь, со времен Нерона, были казнены десятки тысяч последователей еврейского Машиаха- Иисуса Христа.
maranafa.net
Как Рим разрушил главную еврейскую святыню
Вадим МАЛЕВ
НА СОВЕЩАНИИ КОМАНДИРОВ ТИТ ОДОБРИЛ РЕШЕНИЕ СЖЕЧЬ ХРАМ
В какун Судного Дня предлагаем ознакомиться с версией взятия римлянами Храмовой горы писателя Михаила Каменецкого. Читайте пролог его книги «Сын Звезды».
Иллюстрация: Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850 — Википедия
В конце лета 66 года нашей эры одна из сорока пяти провинций Римской империи, самая маленькая из них – Иудея восстала против римского гнёта. Народ, доведенный до отчаяния непомерными поборами, жестокостью и издевательствами римского прокуратора Гессия Флора, взялся за оружие. Восстание, начавшееся стихийно, вскоре переросло в настоящую войну. После того, как три легиона во главе с наместником Сирии Цестием Галлом, прибывшие в Иудею на помощь Гессию Флору, ворвались в Иерусалим, сожгли Верхний город, но были отброшены повстанцами, обращены в бегство и понесли сильный урон, император Нерон послал в Палестину опытных военачальников Веспасиана Флавия и его сына Тита для принятия командования тремя сирийскими легионами. Огнём и мечом, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей и обращая в руины города и селения, Веспасиан к зиме 67 года усмирил северную часть провинции – Галилею, сокрушив главную её твердыню – крепость Иотапату, и двинулся в Иудею, где захватил Лидду и Ямнию. Штурмом силами XV Легиона он овладел Эммаусом, а затем занял Бетлетефу, а за ней Иерихон, находившейся в двадцати восьми километрах от Иерусалима, обеспечив, таким образом, свободное движение армии к столице Иудеи. Однако, в связи с начавшейся в Риме борьбой претендентов на императорский трон после самоубийства Нерона в 68 году, Веспасиан, провозглашенный императором подчинёнными ему легионами, прибыл зимой 69 г. в Александрию, послав своего полководца, наместника Сирии Муциана с войсками в Италию против захватившего трон командующего придунайскими легионами Вителлия. Осаду Иерусалима император Веспасиан поручил своему сыну Титу. Двадцатого апреля семидесятого года нашей эры новый командующий римской армией осадил Иерусалим. Город, окруженный с трёх сторон глубокими ущельями и стеной, а с четвёртой, северо-западной, тремя стенами, расположенными одна за другой, казался неприступным. Пять месяцев продолжалась осада. С апреля по сентябрь город, осыпаемый тысячами стрел и камней, под грохот сотрясаемых мощными таранами стен, истекающий кровью и вымирающий от голода, ожесточённо сопротивлялся. Отряды зелотов – непримиримых врагов Рима, убивавших римлян при каждой возможности, руководимые Иоанном Гисхальским, и самые крайние из них, которыми командовал могучий Шимон бар Гиора, человек невероятной храбрости и силы, прекратив жестокую междоусобную борьбу за власть, унёсшую многие тысячи жизней и лишившие город запасов зерна, сожженного в Верхнем городе при их столкновениях, объединили свои силы перед лицом внешнего врага и отражали атаки римлян с отчаянным мужеством и отвагой.
Голод уносил сотни тысяч жизней горожан и паломников, пришедших в Иерусалим на праздник Песах, совпавший с началом осады. Более двух с половиной миллионов человек оказались запертыми в городе и римлянами, окружившими его обводной стеной, и зелотами, закрывшими все ворота. Голод пришёл через два месяца осады, как враг невидимый, но жестокий и беспощадный, не различавший ни воина, ни старика, ни женщины, ни ребёнка. Умирали семьи, дома, улицы. Первые шестьсот тысяч были вынесены за пределы городских стен и оставлены без погребения. Следующих за ними уже не выносили за город и, в нарушение всех человеческих законов, сбрасывали тысячами в ущелья, окружавшие город. А когда не стало сил и на это, люди оставались лежать там, где их застала смерть – в домах, на узких улицах и на площадях, у городских стен и в подземельях, где они скрывались от вражеских стрел и камней.
На пятнадцатый день осады, 7 мая, через бреши, пробитые тараном в третьей стене на холме Бецета, самом высоком из четырёх холмов, на которых расположен Иерусалим, римляне ворвались в Новый город. Через пять дней, 12 мая, войска Тита овладели второй стеной, тянувшейся от башни Гиппика, построенной царём Иродом, до крепости Антония, и хотя были отбиты с большими потерями, но уже 16 мая Тит предпринял новый штурм, овладев снова третьей стеной, которую римляне разрушили до основания, и второй, в башнях которой разместили гарнизон.
Четыре дня Тит не штурмовал город. Под предлогом выдачи солдатам жалования он устроил для устрашения повстанцев, чтобы склонить их к сдаче Иерусалима, демонстрацию силы и множества своего войска. Легион за легионом, центурия за центурией с золотыми орлами и значками манипул на длинных древках, рядами по шесть человек в сверкающих на солнце доспехах и в полном вооружении проходили перед усеявшими древнюю стену иудеями, молча наблюдавшими за их слаженной мерной поступью, за двигавшимися следом бесчисленными таранами, катапультами, баллистами, обозами со снаряжением… Осаждённые безмолвствовали…
На пятый день, 21 мая, Тит приказал возводить насыпи против замка Антония, где засели сикарии Шимона бар Гиоры, и против древней стены у гробницы первосвященника Иоанна Гиркана. 5 июля Тит овладел крепостью Антония и по подземному ходу, прорытому к римским валам повстанцами, его солдаты ринулись вслед за отступавшими иудеями к Храму. Но зелоты Иоанна Гисхальского и сикарии Шимона бар Гиоры бросились навстречу римлянам. Ожесточённое кровопролитное сражение в тесном пространстве, где отступление было невозможно, продолжалось с девяти часов вечера до семи утра. Понимая, что нельзя дать римлянам проникнуть в Храм, ибо его падение было бы падением всего святого города, иудеи бились насмерть, не щадя ни себя, ни врага, топча в темноте тела и оружие павших товарищей и римских легионеров. Римляне, в свою очередь, понимали, что проникнув в Храм, они будут в одном шаге от победы, и в ожесточении свалки не уступали иудеям. И всё же евреи одержали победу, оттеснив римлян к крепости Антония.
27 июля защитники Храма, имитируя отступление, заманили в восточную галерею нижнего двора Храма преследователей и подожгли галерею со всех сторон, мечами предупреждая любую попытку к бегству. Галерея сгорела дотла вместе с сотнями римских солдат. 8 августа, когда легионы окончили строить валы против западной галереи внутреннего двора Храма, Тит Флавий приказал установить тараны. Но шестидневные усилия стенобитных машин успеха не имели. Тогда римляне подожгли галереи.
На следующий день на совещании римских командиров было принято решение, одобренное Титом, сжечь Храм. Но провидение опередило намерения командования.
10 августа – 9 числа месяца Ава по еврейскому лунному календарю, в тот самый день, что и в 586 году до нашей эры, когда царём Вавилона Навуходоноссором был сожжён Первый храм, один из легионеров, прорвавшихся во внутренний двор Храма, взобравшись на плечи товарищу, бросил сквозь золотую решётку окна с северной стороны Храма пылающую головню с догоравшей северной галереи в помещение, где хранились заготовленные для жертвоприношений сухие дрова. Огонь, вспыхнувший в подсобном помещении, вскоре распространился на всё здание. Два жутких, далеко слышных вопля, потрясли окрестность.
Один – вопль отчаяния вырвался из груди защитников Храма, другой – вопль радости и торжества исторгнули из себя тысячи римлян, ринувшихся к Храму беспорядочной толпой, обнажив мечи, не слушая или не в силах услышать команд командиров в сплошном рёве, в давке, обуянные жаждой мщения. Защитники Храма в огне и дыму дрались с небывалым ожесточением. Но силы были неравными. Охваченные ненавистью к иудеям, солдаты врывались в помещения, грабили всё, что попадалось на глаза, и в ярости убивали всех, попадавшихся им на пути: защитников Храма, священников, мирян, стариков и детей. Раненые и мертвые падали под ноги нападавшим, кровь текла ручьями по мозаичному полу Храма. Положение усугубилось тем, что римляне, вытеснив последних защитников из Храма, бросились вслед за ними по склонам Храмовой горы в город, откуда навстречу врагу двигались беспорядочные толпы мирных горожан с плачем и горестными криками, привлечённые морем огня, объявшего святыню, так, что казалось, что горит весь холм. Даже умиравшие от голода на городских улицах, объятые ужасом от увиденного святотатства, собрав последние силы, вкладывали их в предсмертный отчаянный крик. Во власти неистовства римляне подожгли всё, что ещё не было охвачено огнём: хранилище с деньгами, храмовой одеждой и драгоценностями, храмовые ворота, последнюю галерею наружного притвора, где спасались старики, женщины и дети. Шесть тысяч человек сгорели заживо.
Двадцать священников – коэнов спасались на западной стене Храма. На пятый день, отощавшие от голода, они сошли вниз и были приведены на суд к Титу, к которому они взывали о помиловании. «Священникам подобает погибнуть вместе со своим храмом!» – воскликнул Тит и приказал их всех казнить. Так погиб Второй Храм – беломраморный, обшитый золотыми листами, высотой около сорока пяти метров, сиявший в лучах солнца белизной и золотом и ещё издали слепивший глаза путникам, приближавшимся к Иерусалиму.
Римляне уничтожили святыню иудеев всего мира, к которой были обращены их глаза и души в час молитвы и в смертный час, когда срывались с уст последние слова «Шма, Исраэль!» – «Слушай, Израиль!» После гибели Храма Тит приказал солдатам жечь и грабить Нижний город. Повстанцы, теснимые римлянами, отступали в Верхний город. Солдаты Тита предали огню весь Нижний город от Ксиста до Силоамского источника. Двадцатого августа командующий приказал строить валы против укреплений Верхнего города. Седьмого сентября работы были окончены и на валы установили тараны и метательные машины.
Изможденные от голода, измотанные боями, защитники Иерусалима не оказали должного сопротивления, и римляне овладели стеной без потерь. С обнажёнными мечами бросились они в тесные улицы по трупам тысяч умерших от голода, поджигая дома и безжалостно убивая каждого, кто ещё попадался им на пути, не щадя ни женщины, ни старика, ни ребёнка.
Врываясь в дома, они грабили всё, что могло ещё привлечь их алчные взгляды, хотя почти везде они находили только мёртвые распухшие тела. Темнота погасила мстительный пыл римлян. Резня прекратилась, но долго ещё на чёрной траурной кайме сгоревшего накануне Нижнего города плясали кровавые отблески горящего Верхнего города. И снопы искр поднимались над рушащимися догоревшими домами жутким фейерверком во славу римского оружия. На следующий день Тит приказал армии срыть стены Иерусалима и руины храма до основания, а сам город сравнять с землей, чтоб и памяти не осталось о столице непокорных иудеев. Весть о победе Тита быстро дошла до Рима по огневой сигнализации, вызвав ликование плебса, ужас и смятение еврейской общины. Сенат в срочном порядке собрался на заседание, приняв решение о триумфе для Веспасиана и Тита и о выпуске специальных монет, посвященных победе, с девизом «Иудеа капта» – «поверженная Иудея».
Рим торжествовал победу, хотя Иудейская война не окончилась со взятием Иерусалима, а продолжалась ещё почти три года, пока не были взяты крепости Иродион, Махерон и самая неприступная из них – Масада, последний оплот восстания, которая пала 15 апреля 73 года нашей эры, осаждённая войсками нового прокуратора Флавия Сильвы. Чтобы не сдаться римлянам и не отдать в рабство своих жён и детей, когда положение стало безвыходным, защитники крепости, вдохновлённые словами предводителя Элазара, убили своих жён и детей, а потом друг друга. Ворвавшиеся в крепость римляне застали в живых двух женщин с пятью детьми и дивились отчаянному мужеству иудеев, предпочетших самоубийство унижению и неволе рабства.
В Иерусалиме вынуждены были сдаться римлянам вожаки зелотов и сикариев Иоанн из Гисхалы и Шимон бар Гиора. Их судьбу решил сам Тит, определив Иоанну вечное тюремное заключение, а Шимону – казнь во время триумфального шествия в Риме.
За время осады Иерусалима из более чем двух с половиной миллионов евреев местных жителей и паломников, прибывших в столицу к Храму на праздник Песах, оказавшихся запертыми в городе после начала осады, было убито и пало от голода свыше одного миллиона ста тысяч человек. Более ста тысяч были взяты римлянами в плен, казнены и проданы в рабство, брошены на арены на растерзание диким животным. Только на празднике в Кесарии в честь дня рождения отца Тита – Веспасиана и брата Домициана были растерзаны на арене три тысячи молодых евреев.
Весной 71 года Тит Флавий передал командование новому прокуратору Иудеи Хуцилию Басу, а сам, погрузив на корабли два легиона и две тысячи пленных евреев с их вожаками, отправился в Рим по вызову отца.
Ещё с ночи, задолго до наступления дня триумфального шествия, римский плебс стал занимать места внизу, между трибунами, построенными для римской знати вдоль центральной улицы, ведущей к Форуму. К десяти часам утра трибуны и промежутки между ними были заполнены до отказа. В десять часов по знаку императора Веспасиана триумфальная колонна пришла в движение. Первыми шли музыканты. За ними в красных тогах следовали император и его сыновья Тит и Домициан. За ними несли бесчисленные сокровища, взятые римлянами в Храме и во дворцах царя Ирода и царей Хасмонейской династии: золотые столы, светильники, чаши, кадильницы, кувшины и множество разнообразных предметов, применявшихся при богослужении – все из чистого золота. Они сияли на солнце, слепя глаза, вызывая всеобщее восхищение красотой и изысканностью отделки.
Следом шли воины Пятого и Пятнадцатого легионов в парадной одежде, в полном вооружении и в сияющих на солнце шлемах. Они двигались в походном строю по шесть человек в ряд. За ними, с вожаками восстания во главе, следовала беспорядочная толпа пленных иудеев, сопровождаемая насмешками, свистом и улюлюканьем. Пленные шли молча, понурив головы, не глядя по сторонам. И только вожди восстания Иоанн и Шимон со связанными руками, шагали с высоко поднятыми головами, не обращая никакого внимания на беснование толпы. На подходе к Форуму, у Мамертинской тюрьмы, два вооружённых легионера выхватили из толпы пленников Шимона бар Гиору и погнали его к тюремным воротам. Повернувшись к Иоанну, он успел сказать: – Мы наделали много ошибок с тобой, Иоанн. Наша вражда и борьба за власть погубили Иерусалим. И я очень сожалею об этом. Мы были глупцами, враждуя между собой. Мои люди сожгли склады с зерном, которого хватило бы на два года. Но то, что римляне не убьют тебя, мой Иоанн, для меня большое утешение, ибо наша война не кончена, и те, кто придут после нас, многому научатся на наших ошибках…
Шимон был казнён тут же, в городской тюрьме, и весть об этом римляне встретили с ликованием.
Указом Веспасиана евреям было запрещено приближаться к Иерусалиму. И только один раз в году, 9 Ава им разрешалось приходить и оплакивать свою судьбу возле уцелевшей части западной стены Храма, которую Тит оставил специально для того, чтобы потомки увидели, какая неприступная твердыня была взята римлянами, а евреи – убивались о том, что они потеряли из-за своей непокорности.
источник
ilterritory.com
Искоренение храма. Почему римляне сожгли Иерусалимский храм.
Искоренение храма. Почему римляне сожгли Иерусалимский храм.
Согласно пророку Иеремии, Первый Храм, выстроенный царем Соломоном, был разрушен тоже девятого ава (586 год до н. э.) по приказу вавилонского царя Навуходоносора. Но прошло полвека, персидский царь Кир, покоривший Вавилон, вернул евреев в родные края, и те вновь воздвигли Храм на старом месте. Римская же империя оказалась куда долговечнее Вавилонской — и во второй раз дом Господень так и не был восстановлен. Что же подвигло римлян на уничтожение главной иудейской святыни? Ведь они, как известно, уважали религии и обычаи покоренных народов, иначе бы им просто не удалось создать великую империю.
Под властью Рима
Иудея была покорена войсками Помпея Великого и включена в состав римских владений в 63 году до н. э. До поры римляне предпочитали править через зависимых от них местных царей, самым знаменитым из которых был Ирод Великий. Но постепенно они перешли в Иудее к прямому правлению, сажая в Иерусалиме своих прокураторов. Впрочем, римляне вели себя лучше многих иных завоевателей. В отличие от греков (Селевкидов), под чьей властью евреям тоже довелось пожить, в дела религии римляне до поры до времени не вмешивались, разрешая иудейским общинам в городах империи жить по закону Моисееву. Юлий Цезарь весьма благоволил иудеям, и в толпе, присутствовавшей на церемонии сожжения тела убитого диктатора, их, по некоторым свидетельствам, было немало.
Ряд историков вообще считают, что восстание, вспыхнувшее в Иудее, было обусловлено в значительной мере случайными причинами. Эту точку зрения навязывает читателю и первый историк войны Иосиф Флавий. Но биография этого человека заставляет относиться к каждому его слову с осторожностью. Один из вождей иудейского восстания, перешедший на сторону врага, Иосиф хотел оправдаться перед своими соплеменниками, но при этом и римлянам угодить. Поэтому ему выгодно было все объяснять цепью случайностей — римский наместник Гессий Флор оказался неразумным, а среди евреев возобладали фанатики. А если бы все были поумереннее, глядишь, и Иудейской войны не было бы.
На самом же деле конфликт тлел уже давно. Другим народам империи ничто не мешало отождествлять своих богов с римскими (финикийцам — Мелькарта с Геркулесом, германцам — Вотана с Меркурием) и исполнять обряды государственной религии. Их интеграция в римскую жизнь протекала сравнительно безболезненно. Иудеям же слиться с языческим окружением не позволяли вера в единого Бога и строгие религиозные ограничения. Они не могли покупать мясо на рынках языческих городов, соблюдали субботу, на глазах у сборщиков налогов отправляли золото в иерусалимский Храм. У Тацита читаем: «Иудеи считают богопротивным все, что мы признаем священным, и наоборот — все, что у нас запрещено как преступное и безнравственное, у них разрешается». Правда, историк представления об обычаях иудеев имел смутные — он, например, верил, что те втайне поклоняются изображениям ослов. Впоследствии этот поклеп перенесли и на христиан — на Палатинском холме был раскопан барак, где содержали рабов, на стене которого нашли грубо намалеванное изображение распятого осла с надписью: «Алексамен поклоняется своему богу». Находились среди римлян и такие, кого привлекала вера иудеев. Например, Поппею, жену Нерона, причисляли к так называемым «боящимся Бога», прозелитам, уверовавшим в иудейского Бога, но не готовых соблюдать все религиозные ограничения. Однако в целом над иудейскими обычаями, в частности над соблюдением субботы, в Риме было принято смеяться. Особенно же плохие отношения у иудеев сложились с соседями — греками, населявшими многочисленные города Восточного Средиземноморья, которые основал Александр Великий и его преемники. Ненавидевшие иудаизм греки пользовались каждым случаем, чтобы поиздеваться над чуждой им верой.
Впрочем, знатные и богатые иудеи при желании могли беспрепятственно ассимилироваться. Многие из них, подобно Савлу, будущему апостолу Павлу, были римскими гражданами. Принцы и принцессы из династии Ирода Великого принимались римскими аристократами как равные. А Тиберий Александр, еврей-отступник из богатого александрийского семейства, вообще сделал головокружительную карьеру: в 66 году стал префектом Египта, ключевой римской провинции — от нее зависело снабжение столицы хлебом. Но чтобы стать полноценным римлянином, нужно было отказаться от веры отцов. Основная масса иудеев не могла на это пойти и ждала мессию, который освободит их от чужеземного гнета. Особенным радикализмом отличались зелоты («ревнители»), считавшие, что римскую власть нужно свергнуть, а те, кто с ней сотрудничает, — предатели.
Следствия коррупции
Дополнительное напряжение в непростые отношения между иудеями и метрополией вносили римские прокураторы, расположившиеся в Кесарии — римской столице Иудеи. Даже Понтий Пилат, правивший Иудеей с 26 по 36 год, о котором Тацит писал, что при нем в провинции царил покой, сильно поспособствовал росту напряженности. Он, в частности, внес в Иерусалим значки легионов, которые иудеи считали идолами. При Нероне римские наместники вовсе распоясались. Одного из них, Лукцея Альбина, обвиняли в том, что он за деньги выпускает разбойников из тюрем, и те держат в страхе всю страну. Другой, Гессий Флор, взял с евреев Кесарии огромную взятку, обещая защитить их от греческого погрома, а потом встал на сторону греков. Но последней каплей стало изъятие из священной и неприкосновенной казны Храма 17 талантов (около 500 килограммов серебра) на казенные нужды. Еврейская молодежь стала ходить по людным местам с корзинами, выкрикивая: «Подайте бедному, несчастному Флору!» Взбешенный прокуратор обвинил жителей в мятеже. Еврейская царица Береника тщетно пыталась его урезонить. Но Гессий Флор был непреклонен. Сначала прокуратор потребовал выдачи оскорбивших его юнцов, когда же священники попросили их простить, приказал разграбить городской рынок и выпороть всех, кто попадется под руку. Возмущенные евреи вооружились, обратили в бегство римских легионеров, посланных на разгон толпы, и закрепились на Храмовой горе, где можно было наладить оборону.
Иерусалим в 70 году н. э. (современная реконструкция ) |
Победы еврейского оружия
На первых порах еврейская аристократия надеялась сохранить мир. Люди с широким кругозором, они прекрасно понимали, что выдержать противостояние с Римом шансов нет. Из Александрии спешно вернулся царь Агриппа и вместе со своей сестрой Береникой попытался успокоить сограждан, добившись даже того, что город подтвердил верность императору и возобновил сбор налогов в римскую казну. Однако когда Агриппа предложил вновь признать власть Флора, царя с позором изгнали, а в Храме перестали приносить жертвы за благополучие императора, что расценивалось как акт открытого неповиновения Риму.
После этого Агриппа и лидеры «мирной партии» среди фарисеев попытались взять Иерусалим силой. Агриппа выслал трехтысячный конный отряд, который во взаимодействии с римской когортой (около 1000 пеших воинов) должен был привести город к покорности. Но повстанцев было уже не остановить. После нескольких недель боев восставшие овладели крепостью Антония и дворцом Ирода. Дворцы Агриппы и Береники были сожжены. Когда римская когорта сдалась, ее всю вырезали, несмотря на то что гарнизону был обещан свободный выход из города. К ужасу священников, это избиение состоялось в субботу.
Вскоре под стенами Иерусалима появилась римская армия. Префект Сирии Цестий Галл привел с собой два легиона (около 12 000 человек), а также вспомогательные войска, в том числе присланные соседними царями. Он встал лагерем на горе Скопус, господствующей над Иерусалимом, и попытался овладеть городом. Однако после нескольких неудачных приступов он решил, что город не взять, и отправился восвояси. Это укрепило веру иудеев в то, что сам Господь держит над ними руку. Отступающее войско двигалось через горы, где его со всех сторон атаковали иудеи, и в столицу Сирии Антиохию вернулось сильно потрепанным.
Тяжкая поступь Веспасиана
Слух о еврейских победах разнесся по всей империи. Среди богатых александрийских евреев тоже началось брожение. Но префект Египта, Тиберий Юлий Александр, пресек волнения в зародыше, введя на территорию еврейского квартала римские войска. Саму восставшую Иудею раздирали противоречия. Простые люди, задавленные тяжелыми податями, хотели драться, а аристократы, которым при римлянах жилось не так плохо, надеялись уладить дело миром. До поры до времени во главе движения стояли знатные люди, но зилоты все меньше доверяли им, обвиняя в измене общему делу. Самые радикальные призывали установить Царство Божие на земле немедленно, для начала поделив имущество богатых.
По всему побережью Средиземного моря начались столкновения греков с евреями. В греческих городах громили евреев, лишившихся защиты римлян, а там, где иудеи оказывались в большинстве, доставалось грекам. Наконец в начале 68 года Нерон отправил в поход на Иудею громадное по меркам того времени, почти 60-тысячное, войско, оснащенное множеством осадных машин. Во главе него стоял опытный полководец Флавий Веспасиан, прославившийся в свое время при завоевании Британии.
Силы были слишком неравны. Сначала армия Веспасиана заняла Галилею, потом завладела побережьем Мертвого моря, постепенно сжимая кольцо вокруг Иерусалима. Возможно, все закончилось бы уже в 68 году, но евреи получили передышку: 9 июня покончил с собой Нерон, и в Риме началась борьба за власть. У Веспасиана неожиданно появились шансы самому сделаться императором. И выдвинул его не кто иной, как Тиберий Александр. 1 июля 69 года он провозгласил Веспасиана императором. Полководец отбыл в Рим, передав командование своему 29-летнему сыну Титу.
Падение Иерусалима
1 мая 70 года четыре легиона Тита разбили лагерь под стенами Иерусалима. В римском войске находилось немало иудейских аристократов: Тиберий Александр, ставший правой рукой Тита, царица Береника, сделавшаяся любовницей Тита, и будущий знаменитый историк Иосиф Флавий, взятый в плен и согласившийся служить римлянам. Защитники Иерусалима сражались с отчаянной храбростью: их дерзкая атака на римские позиции на Масличной горе едва не завершилась уничтожением целого легиона. Но римская военная машина работала как часы: на пятнадцатый день пала первая из трех стен города, спустя еще пять дней легионеры прорвали второе кольцо, а затем и третье. После того как римляне захватили крепость Антония, Храмовый холм оказался последним очагом еврейского сопротивления.
Тит собрал совет, чтобы решить, как поступить со святыней врага. Иосиф Флавий пишет, что Храм было решено пощадить, и то, что он сгорел, — чистая случайность. Похоже, историк хотел оправдать своих римских покровителей в глазах иудеев. У Тацита читаем, что многие в окружении Тита выступали за то, чтобы сохранить Храм, но полководец был неумолим: «Если вырвать корень, стебель умрет сам». Рим для Тита олицетворял собой всепобеждающее будущее — будущее, в котором для иудейской религии не было места. Ее следовало уничтожить.
Девятого ава римляне пошли на приступ Второго Храма и подожгли его зажигательными стрелами. Новое здание Храма, законченное всего за шесть лет до этого, исчезло в пламени. Римские солдаты поджигали и грабили окрестные дома, в которых жили священники и их родня. Один из таких домов, принадлежавший некоему Бар-Катросу, родичу первосвященника, был раскопан в Еврейском квартале Иерусалима. Сейчас в нем устроен подземный музей «Сожженный дом». Среди руин были найдены обуглившаяся отрубленная рука и римское копье.
В сентябре римляне захватили Верхний город и Иерусалим полностью перешел в их руки. Хотя несколько крепостей в Иудее еще держались (последнюю из них, неприступную Масаду в пустыне у Мертвого моря, римляне захватят лишь 2 мая 73 года), исход борьбы был предрешен. Веспасиан и Тит могли торжествовать.
Рассеяние
Триумф был отпразднован в июне следующего, 71, года. Шествие возглавляли на колесницах Веспасиан и Тит, облаченные в туники, расшитые пальмовыми ветвями, и пурпурные тоги. За триумфаторами гнали стада жертвенных животных, вели толпы пленников. Легионеры несли добычу: золото, драгоценности, шелковые ковры и отдельно то, что было взято в иерусалимском Храме, в частности огромный золотой семисвечник. Эту сцену и поныне можно увидеть на триумфальной арке Тита.
Римский мир победил. А для иудеев наступили суровые времена. В их городах были размещены римские гарнизоны. По всей империи евреев обязали платить налог на восстановление храма Юпитера Капитолийского, пострадавшего от пожара в тот же год, когда римляне овладели Иерусалимом. Как это обычно бывает, храм восстановили, а «иудейский налог» остался. В 115 году произошло восстание евреев диаспоры Египта, Кирены и Кипра, казалось, уже давно ассимилировавшихся. А в 132 году вновь поднялось население Иудеи. Но оба восстания, как и следовало ожидать, были подавлены. На Кипре, как сообщает историк Кассий Дион, евреи были перебиты все, и закон обрекал смерти каждого еврея, который покажется на острове. «И по сей день, — писал он в III веке, — если еврея выбросит на берег Кипра кораблекрушение, его предают смерти». Закон, не имевший аналогов до времени немецких нацистов. А на место, где когда-то стоял Иерусалим, евреям было запрещено даже ступать.
Юрий Дьяконов
Журнал «Вокруг света»
www.mosadvent.ru
Мария Игнатова — 15 Предметов Могущества и Удачи
Верное обращение. Советы и запретыПостарайтесь, чтобы Рябиновая Гроздь случайно не намокла, если такое все же произойдет, хорошенько ее высушите, а потом заново активизируйте.
Ни в коем случае не вешайте Рябиновую Гроздь на грязное немытое окно. Знайте, что в этом случае никакой помощи от Рябиновой Грозди вы не дождетесь.
А еще помнить следует, что этот Предмет Могущества совершенно с алкоголем не сочетается.
Нельзя спиртное принимать, если за помощью к Рябиновой Грозди обращаешься, можно даже навредить себе при этом.
Алкогольные напитки также не стоит держать в том же помещении, где находится Рябиновая Гроздь.
Сила Рябиновой Грозди увеличивается, если в помещении много красивых вещей. Также она положительно реагирует на хорошую музыку.
Что еще этот Предмет Могущества можетЭнергетика рябины очень сильная, можно сказать, жесткая, это дерево-воин, она замечательно очищает от любого вида энергетической грязи. Именно поэтому она нашла такое широкое применение как в народной медицине, так и в разнообразных магических очистительных обрядах. Иногда бывает достаточно нескольких ее ягод, чтобы защитить себя от действия разрушительных
энергетических сил или направленного черного магического воздействия.
За Рябиновой Гроздью обязательно следить нужно – если какая ягода на ней почернела или сгнила, значит, в доме не все ладно с энергетикой, возможно, нарушена защита дома или кому-то из людей, в этой квартире живущих, кто-то пытается навредить.
Ягоды с такой Грозди можно отрывать и для разных целей использовать. Так, к примеру, если у вас или кого-то из вашей семьи разлад любовный случился и помириться нужно срочно, следует отщипнуть две ягодки, заварить обычный чай и в заварочный чайник бросить эти ягодки со словами:(Имя) (имя) крепко люби,
С (имя) не расставайся,
Не ссорься, не ругайся.
И потом такой чай влюбленным нужно вместе выпить. После этого они обязательно помирятся.
Предметы Могущества для того, чтобы удача всегда и во всех делах сопутствовала
– Почему так бывает, – спросила я Анастасию, – у одного все получается, любое дело спорится, за что бы он ни взялся, все удачно выходит, а другой спотыкается по жизни постоянно, неудачи его преследуют, ничего он толком добиться не может, как ни пытается. Получается, чтобы многого добиться, нужно обязательно родиться под счастливой звездой?
– Нет, не обязательно. В другом все дело. Человек ведь достигает многого не тогда только, когда сам чего-то захочет, пусть даже сильно очень, а тогда, когда его личное желание желанию мира соответствует. Это когда миру тоже нужно для его правильного существования и развития, чтобы человек чего-то там добился. Вот в таком случае мир человеку помогает, и на жизненном пути у человека даже малых препятствий быть не может – ровной дорожкой это путь перед ним стелется.
– А если человек хочет добиться того, чего миру и не нужно совсем? Как же тогда, так и не добьется он этого никогда?
– Не добьется, – кивнула Анастасия. – Так что же выходит, если у меня что-то не получается сразу, мне нужно рукой на это махнуть, не ставить перед собой цели трудно достижимые и ни к чему, чего сложно добиться, и не стремиться совсем? А как же тогда те люди известные, которые огромное количество препятствий на своем пути преодолели, а потом всего добились? Как тогда с ними быть?
– А в этом случае не мир сам по себе им мешал, здесь силы разрушения в дело включились. Твой следующий вопрос я предвижу. Спросить ты меня хочешь – как же тогда понять, совпадают или нет твои цели с целями мира.
Я молча кивнула, действительно, об этом как раз и хотела я спросить Анастасию.
– Несложный это вопрос. Дело в том, что есть Предметы Могущества особые, которые в этом деле подсказку дают, помогают путь свой истинный осознать и удачу возле себя удержать. И о них сегодня мы с тобой говорить станем.
Посох. Чтобы выбрать себе путь истинный
– Раньше, когда путник в дальний путь из дома уходил, он обязательно с собой посох брал. Посох тот был не простой, а сделанный из ветки дерева, что росло рядом с его домом, – начала свой рассказ Анастасия. – А почему так делалось? Да потому, что такой посох служил не только физической опорой и защитой, но и энергетической, при помощи такого посоха человек поддерживал постоянную связь с родным домом, а через него с миром. Я тебе объясняла уже, как это важно, связь с родиной своей поддерживать. Но вот того ты еще не знаешь, что на самом деле связь с родным домом важна еще и потому, что человек, в этот мир приходя, знает точно, зачем он здесь,
но потом большинство людей об этом забывают, оттого много бед в их жизни происходит. Ведь препятствия, горькие происшествия или неудачи зачастую оттого в жизни случаются, что не по своему пути человек идти начинает. А этот Предмет Могущества, который Посохом называется, помогает человеку истинного пути в жизни придерживаться, не забывать, зачем он здесь. А если человек по истинному пути своему идти станет, то все у него получится.
В Книге вот что о Посохе таком сказано:
Посох с собою возьмешь в дальние страны чужие. Будешь уверен в Пути, не собьешься с него никогда.
– Так что же получается, чтобы удачу свою защитить и с пути не сбиться, нужно с посохом ходить? Анастасия, по-моему, этот Предмет Могущества сложно в мире современном использовать. Ну, вот сама ты как себе это представляешь?– Это ты, Маша, себе многое еще не представляешь, – рассмеялась Анастасия, – да кто ж тебя, глупенькую, с настоящим-то посохом ходить заставляет? Это Предмет Могущества просто так называется, да, он по виду своему похож на посох настоящий, но только маленький он совсем. Легко его можно в сумку положить или в карман, к примеру.
Как Предмет Могущества создать и помощи у него попросить– Чтобы изготовить такой Посох, нужно выбрать дерево, находящееся рядом с домом, – сказала Анастасия. – Причем не обязательно, чтобы человек в том доме родился, достаточно будет, если он просто тут живет сейчас. Дерево для таких дел нужно выбирать живое, здоровое, ни в коем случае не сухое и не поврежденное. При этом важно помнить, что хвойные деревья для этой цели не подойдут, даже если это сам кедр будет. С дерева следует срезать ветку где-то с карандаш толщиной, обязательно применив Ритуал Живое Дерево (см. Приложение). Когда ветка будет срезана, следует сразу приступить к созданию Посоха.
Анастасия стала в подробностях мне рассказывать, как это делать следует, а я за ней все записывала. И вот что у меня получилось.
Для изготовления Посоха вам понадобятся:
нож с деревянной или цельнометаллической ручкой
чашка освященной в церкви воды
щепотка Четверговой Соли (см. Приложение)
катушка толстых хлопчатобумажных красных ниток
большая фаянсовая или керамическая мискаПосох готовится в два этапа. В первый день вам потребуется только освященная вода, нож и миска. Отрежьте ножом от ветки ровный, без ответвлений, кусок длиной с карандаш. Налейте в миску воду – сначала освященную, а потом долейте водой из-под крана. Произнесите следующую словесную формулу:
Вода-Водица, Чистая Сестрица!
Очисти и сохрани!
Подари радость, подари счастье,
Подари удачу,
Вода-Водица, Чистая Сестрица,
Помоги!
Затем положите подготовленный кусок ветки в воду и оставьте в ней на сутки. После этого достаньте ветку из воды, мысленно разделите ее на три равные части, а потом возьмите и аккуратно согните одну треть, так, чтобы не сломать ветку. Древесина к этому времени должна размокнуть и стать более эластичной. Затем возьмите нитки и зафиксируйте согнутую часть, придав ветке форму посоха. Затем положите Посох на подоконник и слегка посыпьте его Четверговой Солью, произнося при этом:Всех Солей Соль, от Страстного Четверга,
Всем нам дорога́,
Как ты к нам пришла,
Так горька беда ушла.
Защити и помоги,
Нас от лиха сбереги.
Затем оставьте Посох на несколько дней до полного высыхания. С готового Посоха удалите веревку и закопайте ее возле дерева, с которого была срезана ветка. Посох нужно носить с собой, упаковав при этом в полотняный мешочек.
Что еще этот Предмет Могущества можетКак и к некоторым другим Предметам Могущества, к Посоху можно и нужно обращаться за помощью, когда возникнет такая необходимость. Делать это следует тогда, когда возникают сомнения в правильности выбора, когда вы не знаете, как вам поступить, когда вам необходимо принять какое-то важное решение. Лучше делать это таким образом, чтобы никто вам не смог помешать. Останьтесь наедине с Посохом, возьмите его в руки, обязательно достав его при этом из мешочка, в котором он хранится, поскольку очень важен ваш непосредственный контакт с этим Предметом Могущества. Закройте глаза, мысленно поздоровайтесь с Посохом, в произвольной форме попросите у него совета, расскажите Посоху о своей проблеме. Затем сами предложите ему все ваши варианты решения этой проблемы. Формулируйте эти варианты разрешения сложной для вас ситуации по очереди, каждый раз делая паузу и прислушиваясь к своим внутренним ощущениям. Когда вы почувствуете, что вот оно, верное решение, значит, Посох вам подсказал, как нужно поступить. Хотя, как объяснила мне Анастасия, бывают такие случаи, что за один раз вы вместе с Посохом не придете к верному решению, тогда просьбу о помощи следует повторить через несколько дней.
profilib.org