В чем разница между суннитами и шиитами? — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Предыстория борьбы между суннитами и шиитами
  2. Принципиальные различия между суннитами и шиитами
  3. Сунниты и шииты в современном мире

Ислам сплачивает мусульман всех стран, однако, противоречий внутри исламской религии меньше не становится. Вследствие разногласий между исламистами были образованы два независимых течения – суннизм и шиизм. Главное различие между суннитами и шиитами состоит в отрицании первыми возможности посредничества между Богом и людьми. То есть сунниты строго следуют учению Пророка, а шииты наравне с его учением признают значимость исламского духовенства, которому позволено принимать решения в области мусульманского права.  Большинство суннитов считает, что их религиозные оппоненты не являются истинными мусульманами. В открытый конфликт стороны стараются не вступать. Численность шиитов довольно мала, из-за чего они избегают прямого противоборства со своими братьями по религии.

Предыстория борьбы между суннитами и шиитами

Начало разделению положила смерть пророка Мухаммеда, после которого возникла борьба за власть между духовными наследниками.  Большинство выступило за кандидатуру друга Пророка Абу Бакра, который являлся его тестем. Абу Бакра получил титул халифа и возглавил исламское большинство, получившее впоследствии название сунниты.

Вторым претендентом на власть был двоюродный брат Пророка и его сподвижник Али ибн Абу Талиб. Именно его, по одной из версий пророк Мухаммед назвал своим преемником. Сторонники Али, ставшие впоследствии шиитами, указывали на кровное родство своего избранника с Пророком и требовали сделать халифом именно его. Сунниты убили сына Али ибн Абу Талиба, что привело к открытому противоборству, в котором победу одержали сунниты.

В дальнейшем противоречия между суннитами и шиитами укрепились. В настоящее время разница между суннитами и шиитами в исламе прослеживается более четко. Помимо догматических расхождений добавились обрядовые и идеологические различия. Шииты допускают существование «временного брака», выполняют иные молитвы, не входящие в перечень обязательных, имеют иное положение рук при молитве и самое главное – ожидают прихода мессии, которым станет один из потомков Пророка.

Принципиальные различия между суннитами и шиитами

Нельзя сказать, что разница между суннитами и шиитами огромна. В том же христианстве имеются куда более серьезные различия между православными и католиками. Независимо от принадлежности к той или иной ветви ислама, все мусульмане почитают Коран, который не имеет различий в текстовом написании у обоих течений. Существует ошибочное мнение, что шиитский Коран дополнен десятью сурами. В действительности, текст Корана на арабском языке одинаков для всех.

Видео о разнице между суннитами и шиитами

Сунниты зачастую обвиняют своих оппонентов в том, чего они никогда не делали. В частности, существует мнение, что шииты:

  • Считают истинным пророком не Мухаммеда, а Али – это утверждение в корне неверно. Ни один добропорядочный шиит не посмеет такого сказать. Авторитет пророка Мухаммеда не подлежит сомнению. Шииты признают власть Али только потому, что он принадлежит к кровным родственникам самого Мухаммеда. 12 последователей Али также принадлежали к роду пророка Мухаммеда.
  • Признают имамов равными Пророку – ещё одно ложное утверждение. Шииты признают значимость имамов, но ни в коей мере не умаляют авторитет Пророка. Многие различия между суннитами и шиитами религиозного плана основаны именно на этом заблуждении. 12 потомков Мухаммеда, ставших правыми имамами, почитаются и уважаются шиитами. Это были не просто дети Али, но и прямые потомки самого Пророка, рожденные от его дочери Фатимы. Получается, что имамы именно потому и обладают таким авторитетом, что помимо их религиозных убеждений, они имеют кровную связь с Мухаммедом, умалить достоинства которого значит подорвать авторитет самих имамов.
  • Отказываются платить закят – закят представляет собой обязательное пожертвование, которое обычно выплачивается сборщикам закята, распределяющим полученные средства на нужды бедных. Шииты не отказываются давать закят, однако, предпочитают выплачивать его не посредникам, которые нередко используют полученные средства в «государственных» нуждах, а напрямую нищим. Также шииты выплачивают хумс – пятую часть освобожденных от обязательных расходов средств, которая направляется в счет имама.

Нельзя сказать, что эти особенности шиизма в корне противоречат учению суннитов. Не зная особенностей духовной жизни представителей этих течений, невозможно понять, какая разница между суннитами и шиитами. В настоящий момент представители обоих течений живут в относительном согласии. И все же некоторые сунниты называют последователей Али неверными. Связано это с ростом экстремистских настроений, которые появляются как в суннизме, так и в шиизме. Представители сектантских шиитских группировок требуют поклонения не только не признанным в исламе богословам, но и самим себе. Помимо религиозных расхождений, существует и политический фактор, который значительно усугубляет положение дел и укрепляет раскол внутри ислама.

Сунниты и шииты в современном мире

Военные столкновения, имеющие место в арабском мире, зачастую проходят под лозунгом суннитско-шиитского противостояния. Хотя порой даже сами мусульмане не могут сказать, какие различия между суннитами и шиитами заставляют их браться за оружие.

Первыми на открытый конфликт идут обычно сунниты, что объясняется их численным превосходством. Претензии, которые они выдвигают шиитам, зачастую не имеют реальной почвы, по крайней мере, если речь идет об истинном шиизме, а не о его сектантских осколках. Камнем преткновения между суннитами и шиитами является текст декларации веры, в котором шииты добавляют к основному содержанию фразу: «…Али — друг Аллаха». Это, мягко говоря, раздражает последователей учения Пророка, но все-таки не настолько, чтобы вступать в физическое противоборство.

Политические мотивы и этнические разногласия добавляют масла в огонь. Особенно рьяно защищают «истинный ислам» так называемые радикальные сунниты. Их представители, ваххабиты, открыто называют учение шиитов ересью, несмотря на то, что и те, и другие, почитают Коран, признают авторитет Мухаммеда, следуют пяти столпам ислама и называют Аллаха единственным Богом.

Видео о том, какая разница между суннитами и шиитами

Основная претензия шиитов к суннитам – излишний догматизм, который провоцирует развитие экстремистских группировок. При этом в рамках шиизма была созданная известная на весь мир экстремистская организация – Хезбола. Но, как известно, в своем глазу соринку увидеть сложно. Поэтому шииты предпочитают обвинять в агрессии исключительно своих собратьев по вере.

У суннитов к своим оппонентам куда больше претензий:

  • Либеральное отношение к правилам исламской жизни – поведение шиитов и их бытовая жизнь имеет значительно меньше ограничений. Представители данного течения не столь строги в отношении питания и алкоголя, менее подвергают осуждению прелюбодеяние, которое называют «временным браком».
  • Открыто призывают помогать сторонникам пророка Али – вместо того чтобы подчерчивать значимость Мухаммеда, шииты в равной степени поддерживают обоих пророков.
  • Повсеместно используют изображения своего пророка – считается, что это противоречит корану. Размещать изображения Али ибн Абу Талиба в мечети недопустимо.
  • Ложность убеждений – только на основании отхождения от главного учения ислама сунниты считают шиитов неверными, а их убеждения ложными.

Складывается мнение, что прямое противостояние суннитов и шиитов не столь опасно, сколько внешние воздействия, раздувающие внутренний конфликт. Именно это, по мнению экспертов, привело к образованию «Исламского государства», деятельность которого запрещена во многих странах мира. Религиозные разногласия всегда были благоприятной почвой для разжигания геополитических конфликтов.

Думается, если бы не вмешательство иностранных игроков, заинтересованных в противоборстве исламских религиозных течений, то сами сунниты и шииты быстрее бы нашли общий язык. Или, по крайней мере, развили ту форму отношений, которая позволила бы обеим сторонам избегать открытых военных конфликтов.

Сунниты и шииты имеют слишком много общего, чтобы воевать. Критических разногласий в обоих течениях веры не существует. Однако на протяжении веков противоборство братьев по вере постоянно подогревалось как извне, так и изнутри. Пока мусульмане позволяют политическим деятелям играть на своих религиозных чувствах, противоборство между суннитами и шиитами будет сохраняться.

А Вы знали разницу между суннитами и шиитами? Как Вы относитесь к обеим течениям исламской религии? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

В чём разница между суннитами и шиитами

Хотя шииты и сунниты боролись между собой более тысячи лет, в основном, они довольно мирно сосуществовали до недавнего времени. Как же получилось, что на сегодняшний день многие из их стран оказались участниками открытой войны?
Не секрет, что современная геополитика во многом направляется углеводородами, то есть нефтью и газом. Справедливо ли это для войны между шиитами и суннитами? Да, справедливо. США и их союзники поддерживают суннитов против шиитов в рамках войны за нефть. Дело в том, что львиная доля ближневосточной нефти находится в шиитских странах… или на тех участках стран с суннитским большинством, где проживают шиитские меньшинства.

В частности, вот что на этой неделе отметил Джон Шварц на страницах издания Intercept:

Большую часть конфликтов можно объяснить с помощью интереснейшей карты, созданной М.Р. Изади, картографом и адъюнкт-профессором Школы специальных операций ВВС США.

Как показывает карта, из-за своеобразного соотношения между религиозной историей и анаэробным разложением планктона почти все ископаемые виды топлива Персидского залива оказались во власти шиитов. Это верно даже для суннитской Саудовской Аравии, основные нефтяные месторождения которой расположены в Восточной провинции, где большинство населения является шиитами.

Вследствие этого самый глубокий страх королевской семьи Саудовской Аравии состоит в том, что в один прекрасный день саудовские шииты отделятся вместе со всей своей нефтью и вступят в союз с шиитским Ираном. Эти опасения только усилились после вторжения США в Ирак в 2003 году, когда был свергнут суннитский режим Саддама Хусейна, в результате чего укрепились позиции проиранского шиитского большинства. Так, ещё в 2009 году влиятельный религиозный деятель местной шиитской общины Нимр ан-Нимр заявил, что саудовские шииты выступят за отделение, если саудовское правительство не станет лучше к ним относиться.

На карте показаны расселение религиозных групп на Ближнем Востоке и расположение достоверных разработанных запасов нефти и газа. Темно-зелёные участки обозначают преобладание шиитов; светло-зеленые – суннитов; фиолетовые – ваххабитов/салафитов (ответвление суннитов). Чёрным и красным выделены области соответственно нефтяных и газовых месторождений.

Карта Изади наглядно демонстрирует, что практически все нефтяные богатства Саудовской Аравии расположены в пределах небольшого участка её территории, где преобладают шииты (Нимр, например, жил в Авамии, в самом сердце нефтяного региона). Если эта область на востоке Саудовской Аравии отсоединится, члены саудовской королевской семьи окажутся просто разорёнными 80-летними стариками.

Возможно, казнь Нимра (состоявшаяся 2 января 2016 года; прим. mixednews) отчасти объясняется тем, что саудовцы отчаялись искоренить независимое мышление среди проживающих в стране шиитов.

Эта же напряжённость является причиной того, что в 2011 году Саудовская Аравия помогла раздавить подобие «арабской весны» в Бахрейне (богатой нефтью стране, где при большинстве шиитов правит суннитская династия).

Аналогичные расчёты стоят также за решением Джорджа Буша остаться в стороне, когда в 1991 году Саддам Хусейн использовал химическое оружие для подавления восстания иракских шиитов в конце войны в Персидском заливе. Как пояснил тогда колумнист New York Times Томас Фридман, Саддам «удержал Ирак от распада, к большому удовлетворению союзных США Турции и Саудовской Аравии».

Таким образом, суннитские династии стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Бахрейна, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Кувейта) целенаправленно преследуют Иран и шиитский мир, делая всё возможное для начала войны с шиитами по всей территории Ближнего Востока и Северной Африки, с тем чтобы «оправдать» захват ресурсов. И всё потому, что шииты владеют всеми нефтяными и газовыми месторождениями.

fishki.net

Как сунниты отличаются от шиитов

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

russian7.ru

В чём разница между суннитами и шиитами —

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре верх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его посланник.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла (шиитский религиозный титул – прим.Mixednews) посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.  

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства. Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов. Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

Источник перевод для MixedNews — Наталья Ярошинская Loading…


mixednews.ru

Различия суннитов и шиитов. Разногласия, исчезнувшие в историческом процессе

РАЗЛИЧИЯ СУННИТОВ И ШИИТОВ

Между суннитами и шиитами есть ряд разногласий, которые на сегодняшний день утратили свою значимость.  Другими словами история сама де факто аннулировала эти разногласия – продолжает разбирать тему противостояния суннитов и шиитов обозреватель газеты Заман Али Булач.

Во главе их стоит константа шиитского вероучения  — учение об имамате. У этого учения есть три основные составляющие. Согласно вероучению шиитов:

А) Конечным авторитетом в вопросах толкования Корана и лидером политического сообщества является имам. Имам установлен Аллахом и является преемником Пророка (с.а.с.). Назначать или выбирать на эту должность кого-либо не входит в компетенцию исламской уммы.

Б) Из-за своего деликатного и важного положения имам также безгрешен как и Пророк (с.а.с.) и находится под защитой Аллаха от всякого рода грехов, ошибок и заблуждений. Это положение одинаково для всех 12 имамов.

С) Имам происходит из чистого рода Пророка (с.а.с.) т.е. из Ахл аль-Бейт.  12-ый имам скрыл себя (260 г. по хиджре) и является ожидаемым Махди.  Он появится по воле Аллаха в то время, когда смута, несправедливость и угнетение на Земле достигнут высшей точки и спасет умму. Все политические режимы и мирская власть, правящие до появления Махди считаются нелегитимными, но необходимыми при текущей политической конъектуре.

Несомненно, существуют и другие вопросы заслуживающие особого внимания.  Например, с исторической точки зрения это отделение шиитов от основной части уммы, самоизоляция и связанное со всем этим развитие принципа «такиййа» (благоразумное скрывание своей веры). С позиции богословия это близость к воззрениям мутазилитов, идея «мабда и маад», вопрос возвращения ожидаемого имама (радж’а). В усуле это непризнание сравнения по аналогии (кияс), а вместо этого суждение с позиции разума (акль) и в фикхе – расхождения в практическом праве. Хотя и в суннитском усуле кияс можно назвать продуктом разума, несмотря на то, что подчеркивается его словесное отличие от акля.  С другой стороны следует отметить, что в суннитском фикхе тоже есть различия между мазхабами в правовой практике. Поэтому расхождения между шиитами и суннитами подпадающие под эту категорию связаны не с основами права (усуль) а с его практическим применением (фуру).  Я не стал их разбирать в отдельной категории, т.к. считаю эти различия не «определяющими», а просто «оказывающими влияние»

Если рассматривать имамат и ранние политические конфликты как фундаментальные разногласия, можно прийти к выводу, что современные шииты и сунниты не придают им особого значения, и они уже перестали быть «неразрешимыми разногласиями» с течением истории. Попробуем разобраться.

1. Все мы знаем масштабы разногласий возникших после смерти Пророка (с.а.с.).  Поделим их на две категории. К первой относится вопрос, кто должен был стать первым халифом правоверных Абу Бакр или Али.  Данный вопрос утратил свою практическую ценность в глазах мусульман. Шииты говорят, что правом на имамат обладал Али, но это право было передано Абу Бакру в квартале Бану Сакифа.  Согласно мнению суннитов Али никоим образом не претендовал на это право. Мы знаем, что Али, который никого не боялся, кроме Аллаха подчинился трем праведным халифам по своей воле.  Если разбирать этот вопрос в свете жизнеописания Али, становится ясным, что добровольное подчинение Али делает власть первых трех халифов легитимной.  Это признают сегодня и некоторые шиитские богословы.  Али не только присягнул на верность Абу Бакру, Умару и Усману, но также был их советником в политических и правовых вопросах, поддерживал их и был рядом с ними в трудную минуту. Например, в войнах с вероотступниками, во время мусульманского открытия Ирака, в определении статуса земель ас-Савад  и т.д.  Тогда почему бы поступки и решения Али не стали примером для его последователей?! Мы сунниты хоть и не признаем безгрешность 12 имамов, однако относимся ко всем 12 с глубоким уважением, т.к. они являются потомками Пророка (с.а.с.) и все передачи полученные от них через достоверных передатчиков являются для нас источниками знаний.

2.Конфликт между Али и Муавией.  В этом вопросе суннитский мир, в общем, на стороне Али. Нет ни одного аутентичного исламского богослова, который бы считал, превративших халифат в султанат,  Муавию и его сына Йазида правыми.  Более того вы не встретите ни одного мусульманина, который бы назвал своего ребенка их именами. Не стоит теребить раны заживленные историей. 

Заман

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

— ШИИТЫ И СУННИТЫ РАЗНИЦА. ТЕКУЩАЯ КОНЪЕКТУРА

— СУННИТЫ И ШИИТЫ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

— ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СУННИТЫ ОТ ШИИТОВ?

— ШИИТЫ И СУННИТЫ. РАЗНОГЛАСИЕ БУДУЩЕГО: МАХДИ ИЛИ ПРИШЕСТВИЕ 12-ГО ИМАМА

— РАЗЛИЧИЯ ШИИТЫ И СУННИТЫ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ПЕРЕДАЧЕ ХАДИСОВ

— ШИИТЫ И СУННИТЫ. НАМ НУЖЕН УМАР ИБН АБД АЛЬ-АЗИЗ

— ЭРДОГАН: «МЫ ВРАГИ РЕЖИМА АСАДА»

— ХРИСТИАНСКИЙ ПАСТОР УТВЕРЖДАЕТ — В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО ТУРЦИЯ СТАНЕТ МИРОВОЙ ДЕРЖАВОЙ

— НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ИРАНА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТУРЦИИ

— КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕЙСТВИЯ ТУРЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СИРИИ?

— ИРАНСКИЙ ГЕНКОНСУЛ: У ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ ЕСТЬ СТИХИ О «НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ» И ДАЖЕ ОБ ИМАМЕ ХУСЕЙНЕ

— В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭТО САМЫЙ ЛУЧШИЙ МОМЕНТ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИРАНОМ И ИРАКОМ

— АЛАВИТЫ ТУРЦИИ ХОТЯТ ОСТАТЬСЯ «КЯФИРАМИ»

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

В чем разница между суннитами и шиитами —

 

Весь исламский мир делится на 2 крупных, но враждующих течения — шиитов и суннитов. Шиитов на сегодняшний день насчитывается всего около 10% от всего количества мусульман, но именно это течение постоянно находится на слуху при любых политических событиях сотрясающих арабский мир. Шииты наиболее активны в Йемене, Ливане, Афганистане, Иране, Ираке, Бахрейне. Мощное шиитское движение Хизбалла спровоцировало начало Второй Ливанской войны. Оба движения взаимно притесняют друг друга при приходе к власти, противоречия и разногласия зачастую не дают им одействовать согласованно даже перед лицом общего врага.

В чем разница между суннитами и шиитами

Раскол между двумя вероучениями начался тринадцать веков назад. В его основе лежит константа шиитского вероучения  — толкование учения об имамате. В отличие от правоверных суннитов, шииты считают одинаковыми по святости пророка Мухаммеда и его двоюродного брата Али. Именно за такое толкование сунниты считают их «язычниками» и «отщепенцами», 40% суннитов считают, что шииты неистинные мусульмане.

После смерти в 632 г. Пророка между его учениками разгорелся духовный спор о том, кто может стать халифом правоверных Абу Бакр (лучший друг Пророка и отец его супруги Аиши) или Али (его зять и двоюродный брат) и унаследовать власть над мусульманами. По мнению большинства, во главе халифата должен был встать избранный член мусульманской общины. Это доказывалось выдержками из книги сунны со словами Пророка и его последователей. Отсюда и пошло их название сунниты. Большинство (сунниты) выбрали Абу Бакра, в то время как меньшинство решило, что родственник Пророка предпочтительнее.  А в 680 г. в Ираке сунниты убили Хуссейна, сына имама Али, что еще больше увеличило пропасть между двумя учениями.

Со временем сложился еще ряд отличий в учениях обоих течений. В отличие от суннитов, у шиитов имам — это не только ведущий молитвы, а важная каноническая фигура. По их учению произойдет приход скрытого имама — Мессии перед концом света. Такой фигуры у суннитов нет. Шииты провозглашают, что истина принадлежит непосредственным потомкам Мухаммеда. Кроме Корана сунниты почитают сунну, а шииты – почитают ахбар (весть о Пророке).

В обрядах можно насчитать около семнадцати явных  отличий, касающихся молитвенной и семейной жизни. Например, шииты перед собой на молельный коврик во время молитвы кладут кусочек глины, что обозначает преклонение перед Божиим созданием, а не человеческим творением. А при призыве на молитву шииты добавляют фразу о признании халифов преемниками Бога.

  • < Иконопись
  • Станислав Садальский >

razuznai.ru

Отличия между шиитами и суннитами

В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты” и “сунниты”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения – политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент – те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее – “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына – Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research, по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты – 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник – Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам – не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама – декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов – монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе – молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в Иране, Ираке, Сирии, Ливане и Бахрейне, составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

ru.euronews.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *