Каковы основные отличия суннитов от шиитов?

Основное отличие между суннитами и шиитами заключается в вопросе выборности власти. Шииты считают, что власть в Халифате должна была принадлежать только потомкам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по линии Али и дочери Пророка, да благословит Фатимы, пусть Аллах будет ею доволен. По этой причине, они считают власть первых 3-х праведных халифов — Абу Бакра, Умара и Усмана, пусть Аллах будет доволен ими, – незаконной.

Мы, сунниты, считаем, что власть первых 3-х халифов – ближайших сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которым при жизни был обещан Рай, абсолютно законна и община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей. Впоследствии, в результате расхождения в этом вопросе, отличия коснулись также исламского права и вероубеждения. В результате, это привело к полному разделению на два отдельных крупных самостоятельных течения – ахлю сунна уаль джамааа и ахлю бейт, где шииты являются второй по численности группой после суннитов. Следует отметить, что сам Али, да будет доволен им Аллах, признавал власть предшествующих ему халифов, и оказывал им неоценимую помощь в государственных делах.

Перечислить все различия между двумя этими направлениями в данной рубрике не представляется возможным, тем более, что шиизм крайне неоднороден. Мы можем лишь сказать, что у всего этого была длинная предыстория, сопровождавшаяся кровопролитной гражданской войной, и являющаяся одной из самых печальных страниц в истории Ислама.

Большинство суннитских ученых не считают шиитов мусульманами, несмотря на то, что они верят в Аллаха. Это связано с тем, что они оскорбляют сподвижников и Аишу, пусть Аллах будет ими доволен, возводят на них клевету, и придерживаются других опасных и еретических воззрений. Часть современных ученых считают, что они мусульмане, за исключением сект крайнего толка.

На заре своего возникновения и на протяжении почти двух веков шииты оставались исключительно политической партией. Политическая основа была и у основателей государства Идрисидов в Марокко, которые являлись последователями зейдизма, — т .н. «умеренного» шиизма. Религиозная составляющая шиизма впервые проявилась в начале девятого века, когда начало оформляться течение имамитов, или шиитов-двунадесятников (иснаашарийя). В наши дни течение шиитов-имамитов считается самым многочисленным по количеству последователей и самым распространенным. Шииты-имамиты составляют большинство жителей Азербайджана, Ирана, Бахрейна, Ливана, а также почти треть населения Ирака.

Шииты делятся на две крупные группировки: Умеренные шииты (шииты-зейдиты и шииты- имамиты) и крайние шииты (исмаилиты, алавиты и др.).

Шииты-зейдиты.

Шииты-зейдиты — приверженцы т. н. «умеренного» шиизма, наиболее близкие из шиитских сект к суннисткому вероучению. Основателем зейдизма считается внук Хусейна Зайд ибн Али.

Зейдизм как идеология получила распространение в Ираке, Иране и на Аравийском полуострове. Зейдите создали свое государство (государство Идрисидов) в Марокко, а также, на протяжении тысячи с лишнем лет, зейдиты являлись единоличными правителями Йемена где их имамы правили до революции 1962 года.

Зейдизм как политическое явление возникло в восьмом веке, когда Зейд ибн Али решил с боем вернуть потомкам Али право на власть в мусульманском государстве.

По своим богословским взглядам зейдиты близки к мугтазилитам, однако зейдиты, в отличие от остальных шиитов, не признают шиитских идей о «скрытом» имаме и не практикуют «такия» (скрывание своей веры из благоразумия). Шииты-зейдиты не являются антропоморфистами.

В вопросах догматики зейдиты наиболее близки суннисткому вероучению. Отрицая божественную природу имамата, зейдиты считали, что имамом может быть любой из рода Али (Алиды) и в разных странах имамами могут быть разные Алиды. Не желая продолжать смуту, зейдиты допустили правление халифов Абу Бакра, Умара и Усмана, однако считают Али и его род наиболее достойными из всех.

thequestion.ru

в чем разница между сунитами и шиитами

Сунни́ты (араб. ахль ас-сунна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи) ; принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому) ; признание законности правления первых четырех («праведных» ) халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али) .

Суннизм как определенное течение оформился в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем термин «шиизм» .

В настоящее время религиозные и исторические суннитско-шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах совместного проживания суннитов и шиитов, провоцируемых фанатичными элементами с одной или обеих сторон.

Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами» : маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.

Шии́ты (араб. ‎‎шиа — приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков.

Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка» , считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа» ) сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.

После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка» , имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.

В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Приверженцы шиизма в подавляющем большинстве — ираноязычные народы, либо народы, входившие в сферу влияния средневековой Персии. Даже арабы-шииты, хотя и говорят по-арабски, в основной своей массе антропологически отличаются от прочих арабов.

Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама как непогрешимого толкователя воли Аллаха. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, считающихся во время сокрытия имама его заместителями. Этим обьясняется скажем, восторженное почитание аятоллы Хомейни в шиитском Иране.

Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией, и у суннитов совсем другое мироощущение чем у шиитов. Шииты — меньшинство, часто гонимые. Они составляют примерно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто подвергались гонениям со стороны суннитов, поэтому для них характерен культ мучеников.

otvet.mail.ru

Ислам для всех! — В чём разница в обрядах между шиитами и суннитами?

Ассаляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогой брат Вугар, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, дабы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам призывает к сплоченности и единству. И сунниты, и шииты должны стараться преодолеть все свои различия и забыть о них – просто потому, что умма сейчас переживает непростой период и для победы над общим врагом им нужно объединить усилия.

Следовательно, мусульманам нужно остерегаться путей, которые могут привести к противоречиям, расколам и конфликтам. Мусульмане должны твердо придерживаться Корана и Сунны, которые указывают истинный путь к спасению. Аллах говорит: «Держитесь все за вервь Аллаха , не распадайтесь [на враждующие группировки] и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости. А меж тем вы были на краю пропасти огненной, и Он спас вас от нее. Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, — может быть, вы ступите [все же] на прямой путь» (Коран, 3:103).

Шииты и сунниты должны смотреть на то, в чем они схожи, а не искать различия, особенно если учесть, что различаются они во второстепенных вопросах религии. Но в основных вероубеждениях между ними нет никакой разницы.

Итак, сунниты и шииты абсолютно схожи в таких моментах:

1. Они верят во Всевышнего Аллаха, в Судный День, в пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в Печать Пророков, который был послан Аллахом всем людям и джиннам для того, чтобы завершить послания Аллаха, которые ниспосылались до него. Они верят в то, что все, с чем пришел пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), относится к вере во все Священные Писания и во всех пророков Аллаха (мир им). Аллах говорит в Коране: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, Его писания, Его посланников, не делая различия между посланными Его. Они говорят: «Мы услышали и повинуемся! В твоей [власти] простить, Господи наш, к Тебе мы возвращаемся»» (Коран, 2:285). Это те столпы веры, в которые уверовали и сунниты, и шииты.

2. Они верят, что Священный Коран – это Книга Аллаха, которая ведет людей по верному пути. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его» (Коран, 15:9).

Сунниты и шииты одинаково уверены в том, что Коран – это Слово Аллаха. На эту Книгу ссылаются все мусульманские ученые, ведя дискуссии с людьми других вероисповеданий, принимая правовые решения и т.п. Всевышний говорит в Коране: «Так суди же между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, а не потворствуй их желаниям и остерегайся, дабы они и на малую толику не совратили тебя [с пути], ниспосланного тебе Аллахом. Если же они сойдут [с истинного пути], то знай, что Аллах хочет наказать их за некие грехи их, ибо, воистину, многие из людей – нечестивцы. Неужели они хотят суда времен джахилии? И кто выше Аллаха, дабы выносить судебные решения для людей верующих?» (Коран, 5:49-50). Согласно этим аятам, Аллах предупредил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он не должен потворствовать желаниям людей Писания или других людей, которые сбились с праведного пути, когда ему придется вести суд между ними. Эти люди могут подтолкнуть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на отход от того, что ему было ниспослано. Отсюда следует, что мусульмане должны придерживаться того, что им было ниспослано.

3. И сунниты, и шииты единогласны в том, что мусульмане должны следовать пяти столпам ислама, то есть свидетельствовать, что нет бога кроме Аллаха, а Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – Его Пророк и Посланник; совершать молитвы; отдавать закят; соблюдать пост в месяц Рамадан и совершать паломничество в Мекку. А разница во мнении по поводу некоторых правил – это вполне нормальное явление. Ведь подобные различия во мнениях существуют и между суннитскими школами (Ханафи, Шафии, Малики и Ханбали).

Однако шииты действительно не признают суннитские сборники хадисов: «Аль-мауатта» имама Малика, «Муснад» имама Ахмада, «Сахих» Аль-Бухари, «Сахих» Муслима, «Сунна» Абу Дауда, «Сунна» Ибн Маджа, «Сунна» Ад-Дарами. Между тем, большинство хадисов, приведенных в этих сборниках, шииты признают как достоверные. Они считают их либо хадисами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и причем надежными, либо мнениями (а не хадисами) своих имамов, в непогрешимости которых они твердо уверены.

Но все же необходимо помнить, что между суннитами и шиитами существует единогласие касательно юриспруденции, поскольку и те, и другие делают все заключения на основании Корана и Сунны, а также проводят свои религиозные исследования с одной и той же целью – установления справедливости и милости Аллаха среди людей.

Более того, если мы займемся изучением мнений суннитов, то заметим, что некоторые мнения шиитов, кажущиеся нам эксцентричными, были приняты некоторыми учеными-суннитами. Например, широко известно, что между шиитами и суннитами существует разница во мнении по поводу временного брака (мутта). Так, сунниты считают, что это полностью запрещено в исламе, тогда как шииты убеждены, что это позволительно. Тем не менее, было доказано, что один из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считал, что такой вид брака разрешен. И хотя позже он (да будет доволен им Аллах) изменил свое мнение по этому вопросу, некоторые из его последователей в Мекке и Йемене, такие как, например, Саид Ибн Джубайр и Тавус (да будет доволен ими Аллах) все равно считали, что такой вид брака разрешен.

islam.plus

Сунниты и шииты – какая разница?

26-09-2013 15:53

СТАТЬИ —
ПОЛИТИКА

Столкновения между двумя ветвями ислама – суннитами и шиитами –  происходят по всему мусульманскому миру. На Ближнем Востоке сильное взаимопроникновение религии и политики обострило противоречия между шиитским правительством Ирана и странами Персидского залива, в которых при власти находятся сунниты.

В прошлом году в отчете исследовательского центра Pew Research Centre указывалось, что 40% суннитов не считают шиитов правильными мусульманами. Так что же конкретно отличает суннитов от шиитов и как глубоко пролег раскол между ними?

Как пишет The Economist, конфликт возник в 632 году, когда умер основатель ислама Пророк Мухаммед. Кто должен унаследовать его дело в политическом и религиозном смысле? Мнения последователей Пророка разделились. Большинство, известное теперь как сунниты и на сегодняшний день составляющее 80% мусульман, поддерживало Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши. Остальные считали, что полноправным наследником может стать только кровный родственник Мухаммеда, и утверждали, что Пророк сделал своим помазанником двоюродного брата и зятя Али. Эти стали называться шиитами – от «шиаат Али» (сторонники Али). Сторонники Абу Бакра в итоге победили, хоть Али и правил недолгое время в качестве четвертого калифа (титул калифа получали наследники Мухаммеда).

Раскол в исламе усугубился после того, как в 680 году в Карбале (территория нынешнего Ирака) сына Али – Хусейна – убили солдаты правящего суннитского калифа. Правители-сунниты продолжали монополизировать политическую власть. Шииты же жили в тени и ориентировались на своих имамов, первые двенадцать из которых были прямыми потомками Али. С течением времени религиозные убеждения этих двух групп начали различаться.

На сегодняшний день все 1,6 млрд мусульман в мире согласны с тем, что Аллах – единый бог и Мухаммед – его посланник. Они чтят пять основных ритуальных традиций (пять столпов) Ислама, включая месяц поста Рамадан, и признают Коран священной книгой. Однако если сунниты безоговорочно полагаются на учение Пророка «сунну», то шииты считают своих аятолл отражениями Бога на земле. Из-за этого сунниты обвиняют шиитов в ереси, а шииты указывают, что суннитский догматизм привел к возникновению экстремистских ортодоксальных течений, таких как ваххабиты.

Большинство шиитов верят в то, что двенадцатый и последний имам сейчас «сокрыт» и однажды он явится, чтобы исполнить божественную волю. А многовековые изоляция и притеснения шиитов породили такие церемонии, как ашура, когда верующие секут сами себя в память о смерти Хусейна в Карбале.

Между шиитами и суннитами никогда не было столкновений масштаба кровопролитной Тридцатилетней войны в Европе XVII века, во время которой разные ветви христианства боролись друг с другом. Отчасти это объясняется тем, что шииты всегда отступали, памятуя о своем статусе меньшинства. В наше время линии раздела мусульман на Ближнем Востоке создаются политиками в не меньшей мере, чем религией. Хотя есть и попытки объединения мусульман против общего врага. Ярким примером может служить видеообращение лидера «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири к мусульманам, в котором он рассказал о нескольких способах ослабления американской экономики.

«Шиитский полумесяц», протянувшийся от Ирана, через сирийский режим Асада в Дамаске и до Хизбаллы в Ливане в свое время даже получал одобрение суннитских лидеров. Но революции в регионе столкнули шиитские правительства с суннитскими странами Персидского залива, такими как Саудовская Аравия и Катар, поддерживающими своих единоверцев деньгами. Это подпитывает агрессивность суннитов и заставляет шиитов ощущать себя под большей угрозой. Хотя в основной массе представители этих двух направлений ислама мирно сосуществуют. А ислам постепенно расширяет свое влияние в мире. Уже и в Москве, глубоко христианской державе, в парках планируют оборудовать молельные площадки для мусульман. Но это тема другой статьи.

www.trust.ua

В чём разница между суннитами и шиитами

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре верх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его Пророк.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства.

Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов.

Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

Источник

Перевод для MixedNews — Наталья Ярошинская

inosmi.by

Отличия между шиитами и суннитами. : karmoputnik

В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты” и “сунниты”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения – политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент – те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее – “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына – Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research, по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты – 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник – Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам – не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама – декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов – монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе – молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в Иране, Ираке, Сирии, Ливане и Бахрейне, составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

В России, почти все мусульмане — сунниты
В Сирии, Россия воюет на стороне алавитов (ответвление шиитов) против суннитской оппозиции.

источник

karmoputnik.livejournal.com

В чём разница между суннитами и шиитами

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

В чём разница между суннитами и шиитами

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.

После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре вверх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его посланник.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла (шиитский религиозный титул – прим.Mixednews) посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства.

Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов.

Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

Источник: The Economist (перевод для MixedNews — Наталья Ярошинская)

©

victor-vos.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о