Содержание

Халифат, Его Карта, История Возникновения, Образование и Распад, Арабская Империя, Кордовский Эмират, Какие Страны Входили, Состояние на Сегодня

В июне 2014 года один из лидеров «Исламского государства» Абу Бакром аль-Багдади заявил об образовании общемирового халифата со столицей в сирийской Ракке. Но уже через два года этот город оказался в окружении, а против самого ИГ выступили самые крупные мировые государства. Какую роль играл ИГ прежде и что с ним стало к сегодняшнему дню?

Халифат ИГ вчера и сегодня

Так называемое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) начало свое формирование в 2013 году на территории Ирака и Сирии. В 2014 году боевики ИГ уже контролировали 35% сирийской территории и большинство ее нефтегазовых залежей. В сумме территория, контролируемая группировкой, доходила до 90 тысяч кв. км, но к 2016 году ИГ лишилось около 22% всех территорий. В ИГ состояло приблизительно 33 тысячи наемников. В декабре 2015 года сообщалось о примерно 2 000 российских граждан, которые сражаются за халифат. Что же представляет собой халифат?

История Халифата: появление

Из основных общемировых религий самой молодой является ислам. Его зарождение в VII веке н.э. связано с пророком Мухаммедом, исповедовавшим единобожие. В Хаджизе (Западная Аравии) была основана единоверная община (умма), ставшая прообразом будущего государства. Дальнейшее покорение аравийских территорий, а также прочих держав определило появление могущественного Арабского халифата. В него вошли многие земли, принявшие тем самым ислам.

Халифат: что это такое

Наименование «халифат» (замещение, наследование) в арабском переводе обладает двумя значениями. Это название великого государства того времени, основанного последователями пророка после отхода его в мир иной, а также титул верховного правителя, во власти которого были все государства халифата.

Время бытия этого государственного образования было отмечено расцветом научных и культурных областей, а также периодом так называемого исламского Золотого века в 632–1258 годах.

Конфессиональные споры и завоевания новых территорий

Появление халифата спровоцировали дебаты о преемнике Мухаммеда после его кончины. В результате повелителем и конфессиональным лидером стал близкий друг пророка — Абу Бакра ас-Саддика. Свое правления он начал с того, что развязал военные действия против вероотступнического движения, члены которого отошли от учений Мухаммеда и стали приверженцами лжепророка Мусайлимы. Все их сорокатысячное войско было разбито в сражении при Аркабе.

Следующие за Абу Бакром халифы-праведники продолжали покорение народов и расширяли границы халифата. Последним был Али ибн Абу Талиб, ставший жертвой восставших хариджитов. На этом закончилась выборность правителей, поскольку овладевший властью халиф Муавия I поставил своего преемника – сына. Это установило в государстве наследственную монархию ― Омейядский халифат.

Новая империя, второй халифат

Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.

И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось положить предел территориальной экспансии халифата. Спасение от арабских захватчиков европейские летописцы приписывают военачальнику Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Началу периода Омейядского халифата свойственно то, что положение арабов на захваченных ими же территориях было очень сложным. Их быт напоминал обстановку военного лагеря в постоянной боеготовности. Это произошло вследствие чрезвычайно религиозного рвения одного из правителей той поры Умара I. Из-за него ислам стали называть воинствующей церковью.

Арабский халифат породил бесчисленные группы воинов-профессионалов. Это были люди, единственной деятельностью которых было участие в завоевательных походах. Для того, чтобы мышление этих воинов не могло перестроиться на мирную стезю, им запрещалось владеть землей и вести оседлый образ жизни. В конце правления династии Омейядов все изменилось. Запреты были отменены, и многие ветераны стали владеть землей, отдав предпочтение мирному жизнеустройству.

Возникновение халифата Аббасидов

Подлинное величие наряду с культурным расцветом и наибольшей славой исламская империя обрела именно в Аббасидском халифате. Даже сегодня о нем помнит большая часть мусульман. Любые воспоминания о той поре укрепляют гордостью их дух. Аббасиды — династия, подарившая народу немало выдающихся государственных деятелей. Они были и полководцами, и финансистами, и подлинными ценителями многих видов искусств.

Аббасиды ликвидировали всех Омейядитов, однако избежавший преследования внук Хишама  Абд ар-Рахман ибн Муавия образовал в Испании Кордовский халифат.

Халифы — покровители ученых и поэтов

Принято считать, что арабский халифат Харуна ар Рашида — одного из самых ярких правителей своей династии — добился наивысшего расцвета. Харун ар Рашид был известным покровителем ученых, литераторов и поэтов. Тем не менее, отдав себя целиком духовному развитию государства, халиф проявил  плохие администраторские, а тем более полководческие качества.

Торговые связи и развитие экономики

Арабское покорение народов поспособствовало развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного уклада. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и укреплялись торговые направления, проторенные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.

Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесел и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали экономический и культурный подъем. На маршрутах трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.

Кроме того, улучшалась жизнь самих арабов. Благодаря оживленной коммерции, старинная Мекка превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.

Распад халифата

Со второй половины IX века, вслед за смертью Харуна ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге произвели к его распаду. Так, еще в 833 году правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С течением времени гвардия превратилась в настолько мощную политическую силу, что правители-халифы попадали в зависимое от нее положение и почти утрачивали свои права на самостоятельность в принятии решений.

Именно в тот же самый период шло возрастание национального самосознания у зависимых от халифата персов. Это стало основанием для их сепаратистских воззрений, что обернулось в дальнейшем отсоединением иранской части халифата. Всеобщему распаду халифата послужил также и быстрый темп отделения от него на западе египетских и сирийских государственных образований. Ослабленная централизованная власть не могла уже противостоять многим претензиям на независимость.

Увеличение религиозного натиска

Потеряв былую власть, халифы предприняли попытку найти поддержку у правоверных духовных лидеров. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своими главными политическими линиями избирали борьбу с любым вольнодумством.

Государство, ослабленное подрывом авторитета властных структур, приступило к активной фазе религиозного гонения философской и прочих научных областей, не осталась без внимания и математика. Арабский халифат с его распадом явился наглядным образчиком того, в какой мере благодетельно воздействие науки во взаимодействии со свободой мышления на формирование государственности, и в какой степени пагубны травля и гонение мыслителей для цивилизационного прогресса империи.

Кордовский халифат

В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже, уже в 755 год,у аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.

Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были, естественно, арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.

Религиозные ограничения, с которыми столкнулась большая часть местных жителей-немусульман, и выгоды, которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады.

В противоположность европейцам, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Там они тратили немалые деньги на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.

Невзирая на доминирующее положение, мусульманские правители были вполне снисходительны к прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении все религиозные общины жили в добром согласии.

Переход к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение мусульман часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке более красиво и искусно, чем само арабское население.

Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.

Наивысший расцвет Кордовский халифат достиг как империя при правлении Абд ар-Рахмана III ан-Насира, а также одного из его сыновей аль-Хакама II.

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.

militaryarms.ru

Ответы к параграфу § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Готовое домашнее задания к рабочей тетради по Истории 6 класса «История Средних веков». Крючкова Е. А.
Ответы на задания из § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Решая с нами домашние задания по истории, можно получить хорошие отметки при проверки тетради учителем.

Задание № 1.
Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках».
1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений).
4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.
Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
4. 717-718 год. Осада Константинополя;
5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

Задание № 2.
Заполните контурную карту «Распад халифата».
1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

Задание № 3.
О чем или о ком идет речь: территория первоначального расселения арабов, арабское государство на Пиренейском полуострове, герой сказок «Тысяча и одна ночь», противники арабов в битве при Пуатье, река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов?
1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Мордовский халифат.
3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид
4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

Задание № 4.
Напишите даты событий из истории арабов: вторжение арабов на Пиренейский полуостров, захват турками-сельджуками Багдада, Хиджра, соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом, битва при Пуатье, власть переходит к династии Аббасидов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.
1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров 711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада 1055 год.
3. Хиджра 622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом 630 год.
5. Битва при Пуатье 732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов 750 год.
Даты по последовательности: 3, 4, 1, 5, 6, 2.

5urokov.ru

Возникновение, расцвет и распад Арабского халифата

В VII—VIII вв. в результате завоеваний сложилось огромное государство — Арабский халифат, кото­рый позже распался на отдельные государства. В странах Халифата была создана богатая культу­ра, связавшая воедино достижения разных наро­дов. Арабы внесли огромный вклад в развитие науки, литературы, искусства.

Арабские завоевания (возникновение Арабского Халифата)

После смерти Мухамма­да власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижни­ки пророка, избираемые на собраниях наибо­лее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами — «заместителями» пророка, а государство, которое они возглав­ляли, — Халифатом. Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчи­нить «неверных» новой религии. Первое сто­летие Халифата прошло под знаком завоева­ний. В 636 г. арабы разбили византийцев на реке Ярмук к северу от Иерусалима и за не­сколько лет захватили восточные провинции Византии: Сирию, Палестину и Египет, затем Иран, а позже и всё средиземноморское побе­режье Африки. В 711—714 гг. они подчинили Вестготское королевство в Испании, перешли Пиренеи и только в 732 г. были остановлены франками при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и в 751 г. при Таласе нанесли поражение китайскому войску, но дальше не пошли.

Арабская крепость города Халеб. XIII в.
Арабское судно. Миниатюра XIII в.

Каждая новая победа усиливала уверен­ность мусульман во всемогуществе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их удиви­тельных успехов. Бывшие кочевники оказа­лись прекрасными воинами, их конница ата­ковала стремительно, а религиозное рвение удваивало силы. В то же время противостоя­щие им державы — Иран, Византия, вестгот­ская Испания — были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их населе­ние, уставшее от войн и тяжёлых налогов, час­то готово было покориться без боя. Этому спо­собствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они называли хрис­тиан и иудеев, резко отличая их от язычни­ков. В то же время освобождение от некоторых важных налогов побуждало покорённое насе­ление переходить в ислам, тем более что в новой вере узнавались черты иудаизма и хрис­тианства. Принять такую веру было легче.




В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали самую огромную державу, какую к тому времени знала история.

Арабские путешественники. Миниатюра XIII в.
Арабские завоевания

Расцвет и распад Халифата

Арабские завое­вания разворачивались на фоне жестокой борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане разделились на шиитов (от слова «аш-шиа» — сторонники) и суннитов (от сло­ва «сунна», что означает «предание»).

Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о многом дру­гом. Те и другие считали себя сто­ронниками истинного учения Мухаммада, которое было искаже­но их противниками. Позже оба направления распались на множе­ство течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.

На рубеже VIII-IX вв. Арабский халифат выглядел, как никогда, прочным. Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор халифов утопал в роскоши. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Память о могуществе Халифата сохрани­лась в сказках «Тысяча и одна ночь», но расцвет Халифата оказался недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII-IX вв. по Халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Во-вторых, под властью халифов оказалась слишком большая территория. Наместники отдельных областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях полными хозяевами.

Интерьер кордовской мечети. VIII—X вв.

Сначала отделилась Испания, затем отдели­лись Марокко, Египет, Средняя Азия. Вско­ре халифы потеряли реальную власть, а в XIII в. монголы завоевали Багдад.

Искусство, наука и культура Арабского Халифата

см. Искусство, наука и культура Арабского Халифата


На этой странице материал по темам:

  • Возникновение, расцвет и распад арабского халифата в 7-11 вв

  • Арабский халифат в средние века кратко

  • Возникновение и расвет арабского халифата

  • Эссе на тему : распад халифата в 11 веке

  • В чем причины завоевательных походов арабов и их легких побед

Вопросы по этому материалу:

  • Расскажите об арабских завоеваниях.

  • В чём причины завоевательных походов арабов и их лёгких побед?

  • Как был устроен Араб­ский халифат?

  • Почему Халифат оказался не­прочным?

  • Назовите причины его распада.



doklad-referat.ru

Распад арабского халифата

Распад единого государства объединившего Аравию — арабского халифата

Арабский халифат – это исламское государство или как в старорусских источниках можно встретить его другое название – царство Агаранское или Измаильтянское. Существовало в 7-9 веках, а если быть точным с 632 года по 1258 год, во главе которого стояли халифы. Халифат стал объединением для крупного полуострова запада Азии – Аравии. Если сравнивать Аравийскую территорию, то по современным меркам она превосходит в пятикратном объеме современную Германию. На то время, территория Аравии была разделена на три части – Песчаную, Каменистую и Счастливую. Арабы же делились на кочевых и оседлых. Одни были хаддези, другие были бедуинами.

Истоки объединения – в исламе

Во всем мире, ислам – мировая религия. Одна из трех самых основных, не уступающая христианству и буддизму. Ее истоки лежат в 7 веке, когда в племенах почитались различные боги, а Аллах выступал верховным богом.
По преданиям, ислам возник в 610 году. Основателем был Мухаммед, проповедник того времени. В его основе лежит создание единого государства, поклонение единственному богу. После длительных прерий и гонений, которым подвергались последователи основоположника исламской религии, а также он сам, было заключено соглашение, в ходе его определялась религиозная власть и политическое влияние Мухаммеда, а также признание ислама. Мекка стала центром ислама, Кааба – святилищем. Благодаря исламу Аравия стала объединяться, но полностью ее обращение и объединение произошло после смерти основателя религии, во время правления первых халифов, приемников Мухаммеда.
У новой религии свои правила – шариат. Оны выполняют роль комплекса сводов и постановок. Каждый последователь ислама обязан последовать им в своей жизни, ведь они уготованы самим Аллахом. Близкие к пророку, стали основоположниками Корана. А все что записано в Коране, не что иное, как внушение ангелом Гавриилом пророку учение об Аллахе.
Мусульмане должны соблюдать единое требование – нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его. Есть пять основ, соблюдая которые можно считать себя мусульманином. Это:
-верование в аллаха как единого бога
-пятиразовая каждодневная молитва
-соблюдение обязательного ежегодного поста
— трата пятой части своей прибыли на милостыню для освобождения от грехов
-совершение паломничества в Мекку или Медину хотя бы один раз за свою жизнь.

Воссоздание халифата приемниками

Смерть создателя ислама стала точкой основы для распрей между мединской знатью и прежними сторонниками. Ведь во главе вопроса лежало главенство государства, а также религиозное лидерство. Было принято решение отдать бразды правления халифам.
На пути первых халифов, которые правили в 632-661 годах, лежали восстания, решение которых, в большинстве разрешалось вооружено. Да и вообще исламский мир активно перешел в атаку, завоевывая новые земли. Противниками Арабского халифата выступали две могущие страны – Иран и Византия, но арабы путем разгрома сумели подчинить Иран, захватили Египет, Сирию и Палестину, а Иерусалим был сдан добровольно.
Преимущество арабов было в их военной тактики. Они создали конницу, которая превосходила множество других своей легкостью. Стремительные атаки арабов доводила противников до отчаянного ужаса, успешно покоряя как пехоту, так и тяжелую конницу врагов. В основе конницы арабов лежали, изобретенные китайцами, стремяны. Опираясь на стремяна, всадники конницы разрубали своих противников наполовину с помощью сабли.
Успех арабской компании способствовал вдохновению на новые походы. На покоренных местах устанавливались свои порядки. У покоренных было захвачено имущество богатых и знати, порабощенные считали арабов освободителями. На захваченной территории была религиозная свобода, но переход в мусульманскую веру поощрялся различными льготами.
Завоевания положили начало огромному государству под названием Арабский халифат.

«Кончина» халифата

За время существования халифата, у него было четыре правителя из круга друзей Мухаммеда, но после заговорщицкой смерти двух последних халифов, власть досталась династии Омеядов. С этого момента власть передавалась из поколение в поколение. Приход клана к власти сделал из халифата теократическое государство, где монархическая власть утверждается за счет террора и насилия, а его власть не имеет границ ни среди закона, ни среди суда, он не несет ответственности за свои поступки ни перед кем.
Правительство предусмотрело постоянное пополнение казны за счет налогов, в первую очередь для поддержания армии. Законы того времени предусматривали что халифату доставались земли вельможи. Только повиновение и желание халифата решало, может ли прямой наследник вельможи наедятся на малую часть его наследства.

Чиновники строго следили и за уплатой налогов. На то время существовало три основных налога:
-земельный
-десятина
-налог с немусульман — подушный
Для немусульман налогообложение было более чем высокое.
Вместе с несправедливым налогообложением, они не имели прав, им было запрещено носить одежды не отличавшиеся от арабских. Также на их плечи ложилось бремя обеспечения армии. Запрещено носить оружие, нельзя было свидетельствовать в суде против мусульман.
8-9 век принес восстания против власти арабов, подтачивающие халифат. Захваченные земли и народ, живший на них не подавлял надежды вернуть себе свое. Но власти все время подавляли восстания.
Для подавления бунта, халифы набрали войска, впоследствии ставшие гвардией, из пленников – тюрок. Но военачальники гвардии вскоре, получили более могущественную власть, нежели сами халифы. Они имели право свергнуть халифов.
Наместники областей, в то время, крупные феодалы усилились на своих местах, они имели в своем подчинении военную силу, несметное количество рабов и крепостных. Наместники противились подчиняться халифу, становясь, таким образом, независимыми правителями. Свои должности они передавали по наследству, вместе с ними передавались и провинции, бывшие в их управлении.
Распад халифата начался с приходом к власти династии Аббасидов, которые уступали предыдущим в прочности и стабильности. После их прихода не было новых завоеваний, а, напротив – по частям начали отходить разные участки, где стали править эмиры.
Постоянные волнения сектантов отнимали и без того пошатнувшуюся власть правителей. В то время как наместники только укреплялись на местах. В халифате появилось множество самостоятельных государств.
Развитие и расцвет халифата, который принадлежал всецело науке и искусству, а также торговле, повлекло ослабевание армии. Халифат стал уязвим, постоянно подвергался вторжениям. Самый сильный удар был нанесен ордами Монголов.
В 9 веке были отделены и провинции Ирана, Афганистана, Северной Африки, а также Египет. Огромную часть владений Ближнего Востока завоевали турецкие сельджуки в 11 веке. Именно в 1055 году был захвачен Багдад, покорившийся туркам-сельджукам. Сам халиф воздвиг на трон султана правителя турок, короновав его и присвоив ему этот титул.
Таким образом, ввиду усиления феодалов – наместников, силовое объединение народов, имевших разнообразную культуру и быт, историю и вероисповедание, а также постоянная борьба за свою свободу покоренных народов за свою территорию и независимость привело к тому, что Арабский халифат распался. Погрязшие в роскоши халифы, передававшие свою власть потомкам, только расшатывали и ослабляли власть и могущество.

www.istmira.com

Конспект по истории Средних веков «Арабский халифат и его распад»

Урок № __ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД»

6 класс Дата______________

Цели:

  1. Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

  2. Выяснить роль ислама в объединении арабских племен; ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

3. Продолжить формирование умения работы с картой.

4. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла Великого и Арабского халифата).

Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия.

Оборудование: карта «Арабский халифат в VII-XI вв.», карты в атласе «Завоевания арабов в VII-IXвв.», «Распад Арабского халифата».

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

Рекомендуется провести дифференцированно по вопросам:

=> Раскрыть причины распада Римской империи на Западную и Восточную и укрепления ее восточной части.

=> Раскрыть особенности развития Византии.

=> Рассказать о системе управления в Византийской империи.

=> Сравнить законы франков и законы византийцев (общее и особенное).

=> Деятельность (внутренняя политика) Юстиниана I.
=> Власть императора и церковь.
=> Внешняя политика Юстиниана I.
=> Личность Юстиниана I.

Обязательно проверить знание понятий и терминов.

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения).

  2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

  3. Завоевательные походы арабов.

  4. Арабский халифат и его распад.

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия на-
селения.).

Изучение данной темы рекомендуется связать с современностью. Учитель отмечает, что в наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв.
на этой огромной территории существовало могущественное государство — Арабский халифат. Учащимся предстоит узнать, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

[Т]Работа с картой:

Далее на карте учитель показывает Аравийский полуостров, границы Арабского халифата в период его могущества и упадка и сообщает, что родиной арабов был Аравийский полуостров.

=> Найдите в атласе и покажите государства, которые были соседями арабов к началу VII века. (Византия, Франкское государство, Хазарское царство).

=> Найдите и покажите моря, которыми омывается полуостров. (Красное море, Аравийское море, Средиземное море, Каспийское море).

От характеристики географического положения Аравийского полуострова необходимо перейти к характеристике природных условий.

=> Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия ее населения?

Рассказ учителя.

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Оседлые арабы жили в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Кочевые арабы — степняки, или бедуины — занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

Самым крупным городом была Мекка.

Учитель обращает внимание учащихся на рисунок в учебнике (с. 75) «Караван-Сарай на торговом пути».

Мекка расположена в узкой котловине между горами. Богатые горожане жили в каменных домах, бедняки — в лачугах. Богачи Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали
караваны в Сирию и Йемен. Купцы нанимали бедуинов погонщиками верблюдов. Это приносило бедноте небольшие заработки.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации на

Мекка превращается в центр караванной торговли. Весной здесь проводились ярмарки. Во время проведения ярмарок в Мекке и ее окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столкновения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярмарок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки располагался храм Кааба — святое место для всех арабов.

Далее учитель привлекает учащихся к работе с текстом учебника (п. 2). Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт-разложения родового строя у арабов.

К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения:

— выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, и большими стадами и рабами-пленными.

— появляется очень много бедняков.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

  1. Прекращение вражды племен между собой.

  2. Борьба с внешними врагами.

  3. Упадок торговли.

  1. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

  2. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

Учитель продолжает свое объяснение. Вопрос о возникновении ислама — важнейший вопрос темы. Рассказ учителя строится на основе учебника или дополнительной литературы.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.

В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком.
Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом (верховным богом арабов), после чего начал публично проповедовать открывшиеся ему истины — Коран.

Коран (от араб, «ал-куран» — чтение вслух наизусть) — проповедь от имени Аллаха.

Ислам — «покорный Аллаху».

Мусульманин (от араб, «муслин») — уверовавший.

Провозглашается вера в единого бога — Аллаха, который сотворил мир.

Главные ценности новой религии:

  • покорность богу;

  • частная собственность;

  • нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией, а Мухаммед — последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».

Ислам — единая религия, средство объединения арабов.

Основные положения ислама:

  • разделение общества на богатых и бедных общинников;

  • терпение и покорность властям и знати;

  • власть мужчин над женщинами;

  • отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

  • призыв к «священной войне» против неверных;

  • идея бессилия человека перед всемогущим Аллахом.

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру — ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников — муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам — в раю, с водой и садами (мечта
всех кочевников).

Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нем посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьез. Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближайший оазис, позже названный Мединой, или «городом Пророка».
Этот год, называемый Хиджра (от араб, «переселение»), стал началом мусульманской эры.

В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину
было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда.

Мекка превратилась в священный город всех мусульман.

Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

Сообщив дату объединения арабов и образования у них государства (около 630 года), учитель сопоставляет ее с другими фактами:

=> Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков?
(На 130 лет.)

=> Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)

Делается вывод:

  • В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей и военачальником.

  • На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

3. Завоевательные походы арабов.

Изучая вопрос об арабских завоеваниях, учителю необходимо раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с соседними государствами — Византией и Ираном.

Причины военных успехов арабов

  1. Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

  2. Многочисленность арабских войск.

U

Образование Арабского халифата

Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с другом. Население этих стран не оказывало сопротивления арабам. Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить свою жизнь, свое имущество, своих детей и с условием оплачивать
поголовный налог».

Византийские войска неизменно терпели поражение в битвах с арабами, после чего укрывались за стенами больших городов.

Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречия не достигли такой остроты и конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем
византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния.

К концу VII века, использовав недовольство византийским владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку.
Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и приняли ислам.

Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись во Франкское королевство и стали продвигаться на север. В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при
Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского государства.

На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю Азию и северо-западную часть Индии.

4. Арабский халифат и его распад.

Приступая к изложению материала о феодальном строе в халифате, учитель дает проблемное задание:

=> Установить, в чем заключалось сходство феодальных порядков в
халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Установление феодального строя в халифате было ускорено завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального
строя в халифате состояла в том, что почти все земли были собственностью главы государства -халифа.

Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти
средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том, что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Все покоренное население в завоеванных странах было обложено тяжелым
поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались только сами завоеватели — арабы.

Распад халифата рекомендуется изучать с помощью карты «Распад халифата» к § 9. Учащиеся находят на ней территории, отделившиеся от халифата.

Учитель помогает учащимся определить одну из
причин распада.

• Народные восстания ослабляли силу завоевателей.

Чтобы выяснить вторую причину, учитель предлагает вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

Вместе с учащимися учитель проводит сопоставление и отмечает следующее.

В халифате было объединено много стран и народов, которые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые связи между различными частями халифата хотя и существовали, но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя крупные феодалы становились все более могущественными и независимыми. Каждый наместник провинции (эмир) стремился передать свою должность сыну, а вместе с ней и земли, полученные на срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры, превратились в наследственные владения их семей, а затем стали
отделяться от халифата.

Проверяя выполнение проблемного задания, учитель вместе с учащимися выясняет черты сходства процессов развития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:

  • образование крупного землевладения;

  • эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным хозяйством;

  • усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:
Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

=> Объяснить объединяющую роль ислама.

=> Выявить причины распада Арабского Халифата.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 9, ответить на вопросы 1-9, с. 83.
* Творческое задание: «Сравнить основные обязанности христиан
и мусульман».

infourok.ru

Распад арабского халифата произошел в

Распад Арабского халифата

Предыдущая123456789Следующая

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в хали­фат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распрост­ранилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набе­гов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль нача­ли играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ис­лам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

Предыдущая123456789Следующая

Date: 2015-05-19; view: 338; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Распад Арабского халифата

Предыдущая123456789Следующая

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство.

В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в хали­фат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распрост­ранилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набе­гов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль нача­ли играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ис­лам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

Предыдущая123456789Следующая

Date: 2015-05-19; view: 339; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Причины распада Арабского халифата
Арабский халифат и причины его распада.
Арабский
халифат безусловно одно из самых сильных государств в истории.

Эта
огромная страна изменила ход истории для всего мира. Именно благодаря
ней третья авраимическая религия, ислам, стала мировой. Однако и это
великое государство пало. Могущественная империя, которая была создана
так легко, в конечном итоге распалась на множество мелких и слабых
стран.
Всего
было несколько причин этого распада. Основной был огромный размер
халифата. Арабы за каких 20 лет захватили десятки стран, в том числе
Аравию, Сирию, Иудею, Египет, Ливию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию,
Малую Азию, Персию, Южный Кавказ, Армению, Пенджаб (северо-западная
Индия, территория современного Пакистана) а также страны Средней Азии.
Многочисленные народы и народности халифата не могли вечно находится под
властью одного правителя. Более того, религиозный аспект также играл
немало важную роль, особенно для народов с сильной христианской
традицией, как Армения или Византия. К примеру, византийские греки Малой
Азии после присоединения ненадолго оставались под властью халифа.
Первое
время сепаратные настроения удавалось подавлять. Аббасиды делали это
весьма эффективно. Основатель этой династии Абу Аль-Аббас в честь этого
принял прозвище «кровопроливец». К тому же огромную власть в халифате
имела династия талантливых персидских визирей Баркаидов. Именно
благодаря им в империи смогли ужиться культурные, благородные персы и
воинственные арабы. Но время сильных и жестоких правителей прошло, а
Баркаидов уничтожил халиф Харун Ар-Рашид.
Следующим
по значимости фактором отсутствие религиозного единства среди самих
мусульман.

В 661 году закончился период Праведного халифата. Это был
непродолжительный период (632-661) в истории арабов, когда политическая
власть халифов была лишь придатком к их религиозному авторитету, а их
приверженность исламу не подлежала сомнениям. После этого к власти
пришли Омейяниды, им в оппозицию стали Алиды, потомки зятя Мухаммеда Али
ибн Абу Талиба. Приверженцы Алидов считали, что власть должна
принадлежать потомкам Али и Фатимы (жены Али). Так появилась шиитская
ветвь ислама. После низвержения Омейянидов, Алиды не смогли прийти к
власти, из-за чего были подвержены гонениям со стороны Аббасидов. Однако
именно шииты стали движимой силой периферийного сепаратизма. Так в 789
году Марокко к власти пришла шиитская династия Идрисидов. Следом за ней
пошли Аравия (867 год), Египет, Сирия, Северная Африка (909 год), Южный
Каспий (864).
И,
конечно, типичной причиной распада большого средневекового государства
был феодальная структура общества, которая порождала множество мелких
правителей на местах. Как было сказано выше, власть правителей стала
слабой ввиду отсутствия таланта. Наследственная система передачи детям
значительных богатств местными правителями приводит к увеличению их
власти, что без сильного объединяющего фактора выливается в сепаратизм.
То есть при слабом давлении центра сильные личности, руководящие
перифериями крайне редко продолжают ему подчинятся. Это явление
совершенно типично для Средних веков, когда феодальная раздробленность
приводила к распаду сильных могущественных империй, среди которых были
Священная Римская, империя Карла великого, Киевская Русь, Монгольская
империя и др. Абсолютно также причина привела к распаду и Арабский
халифат.

Распад Арабского Халифата

В конце IX в. появились первые признаки распадения Халифата. В 172/788-89 г. праправнук Али, Идрис, бежавший после разгрома его восстания в Мекке на крайний запад Халифата, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов. Следующей вышла из-под непосредственного контроля Аббасидов провинция Африка (Ифрикийа), ее наместник Ибрахим ибн Аглаб (с 800 г.), наделенный большими полномочиями, сразу же стал фактически независимым.

Еще опаснее для целостности Халифата оказались события на востоке, который был опорой Аббасидов. В 806 г. в Самарканде поднял мятеж Рафи ибн Лайс, внук умайядского наместника Хорасана Насра ибн Саййара. Его поддержали широкие слои населения Мавераннахра, недовольные притеснениями и вымогательствами аббасидского наместника Хорасана Али ибн Исы. Войска, посланные на подавление мятежа, были разгромлены. В Хорасан отправился сам халиф Харун ар-Рашид (786-809). В пути он заболел и вынужден был остановиться около Туса. Тем временем его новый наместник, Харсама, сменивший Али ибн Ису, нанес поражение Рафи ибн Лайсу под Бухарой. Взятый в плен брат Рафи был доставлен к халифу. Умирающий Харун ар-Рашид приказал мясникам разрезать его на куски.

Julius Köckert, Carlemagne and Haroun al-Rashid

После смерти Харуна ар-Рашида халифом, с резиденцией в Багдаде, стал его сын ал-Амин, а соправителем восточной части Халифата и преемником ал-Амина — сын от другой жены, ал-Мамун. Энергичными действиями Харсамы Рафи был блокирован в районе Самарканда, он обратился к ал-Мамуну с просьбой о помиловании и получил его, так как ал-Мамун был заинтересован в укреплении тыла перед началом борьбы с братом, который нарушил завещание отца и объявил наследником своего малолетнего сына.

Весной 810 г. ал-Мамун объявил себя халифом. В течение 810-812 гг. ал-Амин терял область за областью, и в конце 812 г. войска ал-Мамуна окружили Багдад. После годичной осады ал-Амин, оставленный большинством сторонников, был убит. Однако ал-Мамун пять лет не решался возвратиться в Багдад.

В 814-815 гг. в Куфе, Басре, Медине, Мекке произошли шиитские восстания. В этой сложной ситуации ал-Мамун, в окружении которого было много шиитов, провозгласил своим наследником восьмого шиитского имама Али ибн Мусу (ар-Рида, или Риза) (март 817 г.), отчеканил монету с его именем, заменил официальный черный цвет одежд и знамен Аббасидов на зеленый шиитский и выдал за Али одну из своих дочерей. В ответ в Багдаде дядя ал-Мамуна, Ибрахим ибн ал-Махди, провозгласил себя халифом. Ал-Мамун, уже направившийся в Багдад, вынужден был в пути задержаться, и тут внезапно (и, как считали шииты, не без помощи ал-Мамуна) скончался Али ар-Рида. Ал-Мамун похоронил его с царскими почестями рядом с Харуном ар-Рашидом, но не стал возобновлять завещание в пользу кого-либо из Алидов. В Багдад ал-Мамун вступил только в июле 819 г., после свержения Ибрахима, вместе с ним в его окружении прибыли многие знатные хорасанцы и мавераннахрцы, занявшие командные посты в Халифате.

Ал-Мамун был, несомненно, самым просвещенным и, вероятно, одним из наиболее талантливых политиков среди аббасидских халифов. Но и он не мог остановить начавшегося процесса распадения Халифата, проходившего путем превращения несменяемых наместников в основателей вассальных династий.

Ситуация на территории, непосредственно подчиненной халифу, была неспокойной. Приходилось вести постоянные военные действия против Бабека, подавлять восстания в различных областях. Ал-Мамун решил добиться идейного единомыслия мусульман — впервые сформулировать официальный догмат веры, который удовлетворил бы и суннитов и шиитов.

827 г. был официально принят шиитский лозунг: «Али — лучший из людей» — с оговоркой «после Мухаммада», Муавия был подвергнут осуждению, а единственно верным учением признан мутазилитский догмат о сотворенности Корана. В 833 г. ал-Мамун потребовал проверить убеждения всех судей и знатоков мусульманского предания и отстранить противников этого догмата,

В 830 г. византийский император, пользуясь занятостью значительной части мусульманских войск борьбой с Бабеком, напал на пограничные крепости мусульман. Ал-Мамун ежегодно возглавлял летние кампании против византийцев и добился некоторого успеха, но во время четвертого похода в 833 г. скончался.

В те же годы на востоке, в Систане (ныне Юго-Западный Афганистан), медник (ас-Саффар) Йакуб, собрав вокруг себя добровольцев-газм («борцов за веру»), захватил восточную часть владений Тахиридов, а затем и весь Хорасан, изгнав Тахирида Мухаммада из Нишапура (873 г.). Халифу оставалось лишь утвердить права Йакуба на захваченные области. В 876 г. Йакуб, недовольный поддержкой, оказываемой халифом Тахиридам, двинулся на Ирак. Сложилась критическая ситуация; халиф сам возглавил поход против Йакуба и одержал победу, Йакуб отступил в Южный Иран, а Хорасан и Западный Иран снова оказались во власти Тахиридов.

Насколько низко в это время стоял авторитет халифа и официального ислама, свидетельствует ограбление бедуинами в 880 г. Каабы в Мекке. Вероятно, это было связано с усилением деятельности исмаилитов-карматов в Северной Аравии. Впервые карматы заявили о себе участием в восстании зинджей. К концу века карматы превратились в мощную оппозиционную группировку с тщательно законспирированной организацией. В 890 г. началось открытое восстание, центр которого находился около Куфы. В 894 г. оно распространилось на Бахрейн. Карматы проповедовали установление имущественного равенства и перераспределение богатств, чем привлекли к себе массу сторонников из низших слоев населения.

Таким образом, к концу IX в.

непосредственная власть халифов распространялась лишь на Ирак и Юго-Западный Иран. Но халифы оставались духовными сюзеренами всего суннитского мира, законными мусульманскими правителями считались только те, кто получил инвеституру от халифа.



magictemple.ru

Великий Арабский халифат распался классическим образом

Великий Арабский халифат распался классическим образом

Как проявляется теория роста и распада империй.
Многие историки уверены, что в эти десятилетия наше страна не просто так переживает многочисленные катаклизмы. Просто Россия в очередной раз подтверждает постулаты теории роста и распада империй. Для того, чтобы попытаться подтвердить или опровергнуть эту точку зрения, достаточно обратить внимание на характер развития и распада подобного типа политических формирований прошлых тысячелетий.


Например, те, кому знакомы Таис Афинская и история её отношений с Александром Македонским, легко, просто прочитав роман, могут найти проявления чрезвычайно короткого и бурного роста империи великого древнего полководца. Ведь Таис Афинская следила за Александром во время всего его краткосрочного великого завоевательного похода. Именно муж легендарной гетеры, Птолемей, похищает прах Македонского и невольно становится одним из виновников быстрого распада государства, охватившего почти весь известный тогда жителям Европы и Азии мир. Начал развал, просто став еще одним могущественным властителем территорий империи, который претендует если не на управление всей этой территорией, то на право считать её часть только своим владением. Наследники Александра Македонского и его последователи так и не смогли «договориться», как управлять этим огромным новым миром. Быстро созданная империя быстро начала распадаться под воздействием центробежных сил, который становятся неизбежной причиной развала любой подобного формирования.
Достаточно вспомнить Арабский Халифат и его историю. Эта империя смогла прожить более долгий срок. Она просуществовала на карте планеты больше 600 лет, но, как и империю Александра Македонского, её постиг крах. Великий Арабский халифат распался классическим образом. Центробежная сила большого государства, окраины которого слишком редко и все менее охотно принимают приказы центра, и борьба за власть властителей окраин, в отсутствии приказов все более уверенно чувствующих себя полноправными главами государств, разорвала этот колоссальный государственный механизм. Кстати, существовавший почти в тех же границах, что и империя Александра Македонского.
Россия еще дольше формировалась в образе одной шестой части суши. Больше тысячи лет, наконец заняв почти всю Евразию. Но даже в век компьютерных технологий приказы из центра в такой большой стране все менее уверенно достигали и достигают окраин. В очередной раз, подтверждая постулаты теории рождения, роста и гибели империй.

Закладки в Атласе

www.infokart.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о