Содержание

Подводная лодка «Лада», проект 677

Военные действия на море обладают массой своеобразных особенностей. Недаром флотская служба всегда считалась особенно почетной, а звание «Адмирал» практически всегда ценилось выше генеральского. Одной из черт боя на воде является то, что нападения можно всегда ждать не только со стороны вражеских надводных кораблей и самолетов, но также и из-под воды.

Подлодки немцев стали настоящим кошмаром для союзников в годы Второй Мировой войны, отправив на дно Атлантики миллионы тонн грузов и тысячи кораблей. Советский Союз оценил немецкий вклад в дело развития подводного флота, начав в послевоенный период расширенные разработки в этом направлении.

При произнесении слова «подлодка» у большинства людей сразу возникает ассоциация с громадным кораблем АПЛ, несущим на борту смертоносный груз в виде тяжелых баллистических ракет, способных принести огромные проблемы вероятному противнику. При этом обыватели забывают, что в современном флоте не менее ценными являются небольшие дизель-электрические подлодки. Они незаменимы в диверсионном деле, для скрытной высадки десанта на вражеском берегу.

Одним из наиболее успешных проектов стала подводная лодка «Лада». О ней мы сегодня и расскажем.

Общие сведения

Суда проекта 667 предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач. Таким образом, подводная лодка «Лада», фото которой есть в статье, является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности.

Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.

Вооружение подлодки

Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1. Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал».

Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

Гидролокационный комплекс

За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две – смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

Система навигации

Навигационная система – инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

  • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции – два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения – как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный лазерный дальномер.

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый канал связи. Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» — лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».

Силовая установка

«Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии — 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель – электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» — лодка, во многом опередившая свое время.

Основная схема работы двигателей

Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. Гребной винт имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств.

Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

Дальнейшая эксплуатация и перспективы корабля

Как оно часто бывает, подводная лодка «Лада» не слишком успешно справилась с испытанием временем. Дело в том, что ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к такому классу судов. Так, в настоящий момент идет интенсивная работа над созданием анаэробных силовых установок. В конце 2012 года желание приобрести шесть таких лодок проекта 677 «Лада» изъявила Индия, давний стратегический партнер нашей страны.

Проще говоря, стране нужны такие дизель-электрические подводные лодки, которые бы могли находиться в боевых походах как можно более длительное время, не нуждаясь в подъеме даже на перископную глубину. Подводная лодка «Лада», воздухонезависимая энергетическая установка которой будет доведена до совершенства, сможет совершать многомесячные «заплывы». Нужно отметить, что научные изыскания в данном направлении идут вполне успешно.

Что нового?

Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте.

Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки.

Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

Первой со стапелей сойдет «Кронштадт». Как ни странно, но бывшие «старушки», которых готовились полностью списать, на сегодняшний день стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.

Впрочем, как можно больше лодок проекта 677 «Лада» на сегодняшний день нужно именно России, так как эти корабли являются отличным средством защиты морских границ и побережий, которых у нашей страны в достатке.

fb.ru

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.

Подводные лодки проекта 677 «Лада» — видео

Таким образом, подводная лодка «Лада», является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности. Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.

Вооружение подлодки проекта 677 «Лада»

Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1.

Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал». Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

Гидролокационный комплекс

За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две – смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

Система навигации

Навигационная система – инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

  • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции – два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения – как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный лазерный дальномер.

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый канал связи. Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» — лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».

Силовая установка

«Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии — 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель – электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» — лодка, во многом опередившая свое время.

Основная схема работы двигателей

Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. Гребной винт имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств. Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

Что нового?

Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте. Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки. Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

На сегодняшний день субмарины проекта 677 «Лада» стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.

Модификации

«Амур-950» — экспортная модификация проекта 677 «Лада» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 метров.

«Амур-1650» — ещё одна экспортная модификация. Имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из шести ракет.

Представители

Б-585 «Санкт-Петербург» — находится в опытной эксплуатации до 2016 года

Б-586 «Кронштадт» — до середины 2012 года строительство было заморожено и возобновлено только 09.07.2013

Б-587 «Великие Луки» — лодка была перезаложена 19 марта 2015 года

Тактико-технические характеристики подводных лодок 677 «Лада»

Тип корабля……………..многоцелевая ДЭПЛ
Скорость (надводная)……………..10 узлов
Скорость (подводная)……………..21 узел
Рабочая глубина погружения……………..250 м
Предельная глубина погружения……………..00 м
Автономность плавания……………..45 (30 для «Амур-950») суток
Экипаж……………..35 (21 для «Амур-950») человек
Водоизмещение надводное……………..1 765 (1 150) т
Водоизмещение подводное……………..н/д
Длина наибольшая (по КВЛ)……………..66,8 (58,8) м
Ширина корпуса наиб………………7,1 (5,65) м
Силовая установка ГЭУ с полным электродвижением…….ДГ с двигателями Д49; ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)
Торпедно-минное вооружение…….6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 мин
Ракетное вооружение……УВП на 10 ракет РК П-800 «Оникс» и/или «Калибр»
ПВО……………..ПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ЗУР в ТПК

Подводная лодка проекта 677 «Лада» — фото с парада в Санкт-Петербурге


Добавить комментарий

oruzhie.info

Подводная лодка Лада проекта 677 как будущее подводного флота

Принципы и устройство подводной лодки.

Википедия

1 октября 2014 года информагентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило: «В России принято решение о серийном производстве воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) для оснащения будущих подводных лодок проекта 677 «Лада». Испытания опытного макета ВНЭУ на стенде завершились успешно. Следующие испытания будут проводиться уже непосредственно на лодке».

Новость вроде незначительная на вид, но на самом деле очень важная.

Если по атомоходам наше продолжающееся нахождение на передовых рубежах с принятием на вооружение «Бореев» и «Ясеня» сомнению уже не подлежит, то с неатомными подводными лодками ситуация немного запутаннее. Попробую её прояснить на отличном примере, которым является неатомная подводная лодка Лада проекта 677.

«Санкт-Петербург», проекта 677

Почему бы нам не сосредоточиться на атомоходах?

…как американцы? Потому, что:

  • Для множества задач атомоход избыточен.
  • Из-за реактора на атомоходах приходиться реализовывать дорогостоящие и технически сложные решения по достижению приемлемого уровня шума. А для подводных лодок тот, кто меньше шумит, тот и победил. Современные дизельные лодки под водой ходят на электромоторах и не шумят больше, чем окружающая среда, за что, например «Варшавянку» прозвали «черной дырой».
  • Цена кардинально меньше у НАПЛ (неатомных подводных лодок).
  • Атомоход требует соответствующей обслуживающей инфраструктуры, что далеко не каждая страна может потянуть.
  • Страны НАТО, которые производят дизельные лодки позволяют американцам самим не заморачиваться, а покупать их или брать в аренду по необходимости. У нас такой возможности нет.
  • Неатомные подводные лодки имеют несравнимый с атомоходами экспортный потенциал.

Почему бы не остаться на «Варшавянках»?

«Варшавянка» — это очень успешный проект дизель-электрических подводных лодок, третья модернизация которого сейчас производится для черноморского флота, а также экспортный вариант продается за рубеж. Например во Вьетнам третья из шести заказанных лодок должна попасть еще до начала 2015 года.

«Варшавянка», проект 636

Но у обычных дизельных лодок, к которым относиться «Варшавянка», при всех несомненных достоинствах (главное из которых — малошумность) есть несколько фундаментальных недостатков:

  • Время нахождения под водой — всего несколько суток. А дальность хода под водой 400 миль. Потом аккумуляторы разряжаются и надо всплывать, чтобы с помощью дизелей их зарядить. Поэтому классические дизельные лодки и называют не подводными, а ныряющими.
  • Из-за необходимости экономии энергии, скорость движения под водой невысока, как правило в районе 3-х узлов (~5,5 км/час). Критично при преследовании.
  • Недостаток энергии обуславливает и ограничения на оборудование и вооружение.

Лада (проект 677) — долгожданный прорыв?

Лодки этого проекта должны прийти на смену отлично зарекомендовавшим себя и ставшим хитом продаж восьмидесятых — девяностых годов «Варшавянкам», во многом за счет поставки на экспорт которых наш морской ВПК и пережил девяностые.

Проект 677 разрабатывается с начала 90-х, но по известным причинам, только сейчас доводится до того состояния, когда становятся подводной лодкой, способной повлиять на расклад сил на море.

Подводная лодка «Санкт-Петербург», проекта 677

Так что давайте рассмотрим, чем так хороша «Лада».

Вооружение

Помимо традиционного минно-торпедного вооружения  (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), стреляет из всех 6 торпедных аппаратов ракетами («Варшавянка» только из двух верхних).

Кроме того 677-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса).

Экспортный вариант проекта 677 — «Амур-1650»

Эти ракеты могут быть:

  • оперативно-тактическими,
  • противокорабельными,
  • крылатыми ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника (вообще новое применение для НАПЛ).

Причем все это разнообразие можно выпустить залпом, что повышает вероятность поражения цели и чего другие неатомные подводные лодки не могут.

Сразу значительно расширяются области применения.

Другие инновации

  • Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы и всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах.
  • Снижение водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек. Это сделало лодку более компактной и менее заметной.
  • Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (при том, что даже «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумящих субмарин в своем классе.
  • Снижение неакустических полей.
  • Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза.
  • «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения. Управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.
  • Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.
  • На «Ладе» установлен современный гидроакустический комплекс «Лира» с антенными системами, которые по своей площади сравнялись с применяемыми на атомных подводных лодках и превосходят таковые на дизель-электрических подлодках проекта 636. Что позволяет обнаруживать противника раньше, а это эквивалентно победе в противостоянии с ним.
  • «Санкт-Петербург», головная лодка проекта 677 с 2010 года на вооружении и бОльшая часть инноваций опробована и отлажена.
  • Литий-ионные батареи. Их можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения».

В результате мы имеем лодку, способную погружаться на 300 метров, имеющую скорость полного подводного хода до 21 узла и автономность 45 суток и являющуюся прекрасным наследником «Варшавянок». Но одна инновация может вывести эту лодку в абсолютные лидеры в своем классе в мире. А именно воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ).

Воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ)

Из названия следует, что данной установке для выработки электроэнергии не нужен воздух, как дизелям. Следовательно лодке не нужно всплывать для зарядки аккумуляторов. Точнее нужно, но гораздо реже.

Время нахождения под водой возрастает в 10 раз, до 25 суток.

На самом деле подобные энергетические установки начали использовать шведы, у которых все лодки выпускаются сейчас с подобными энергетическими установками.

А также немцы с проектом 212/214. То есть здесь мы в русле новых разработок.

Так же как и у немцев, в ее основе электрохимический генератор. Электричество будет вырабатываться при преобразовании химической энергии в электрическую без движения и горения. При соединении кислорода и водорода электроэнергия выделяется бесшумно, а единственным побочным продуктом процесса является дистиллированная вода. КПД такой установки достигает 70 процентов, а уровень шума подлодки на анаэробном ходу ниже естественных морских шумов. Но у нас помимо этого используются дополнительные усовершенствования.

  • Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога
  • Также используются топливные элементы, которые позволяют обогатить кислородом дизельную силовую установку.

 Есть два пути развития механизмов подзарядки аккумуляторов в подводном положении. Электрохимический генератор (ЭХГ) или двигатель Стирлинга. Более перспективным считается двигатель Стирлинга, используемый шведами. У нас видимо используется ЭХГ, как у немцев, но с исключением дорогостоящей структуры хранения и зарядки топливных элементов на борту водородом. Выбор технологии явно происходил с учетом большого количества факторов, часть которых не очевидна для сторонних наблюдателей.

В соединении с другими вышеуказанными преимуществами Лада становится вне конкуренции.

К тому же при ее производстве можно будет варьировать комплектацию в зависимости от желаний и возможностей заказчика.

Конкуренты

Конкурентов достаточно:

«Черные дыры» в океане: шесть самых скрытных подводных лодок

Германия, проект 212/214Швеция, ГотландФранция, Scorpene

Действительно ли неатомные лодки так эффективны?

Примеры эффективности неатомных подводных лодок:

  • В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.
  • В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677
  • во время учений в Карибском море экипаж немецкой лодки Тип 212А смог преодолеть незамеченным систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировал пуск торпедного веера. В другом случае пострадала репутация американского подводного хищника – многоцелевой подлодки типа «Los Angeles», вокруг которой немцы нарезали несколько кругов, а американцы так ничего и не заметили.
  • на учениях в акватории Средиземного моря израильские подлодки типа «Долфин» (модификация Тип 212) условно «потопили» половину Шестого флота США.
  • в 2003 году, «Готланд» продемонстрировал уникальные возможности в борьбе со своим самым опасным противником – подлодками врага. Шведская субмарина выследила и «потопила» атомную французскую лодку и американскую ПЛА SSN-713 «Хьюстон» во время учений в Средиземном море.
  • Во время морских учений Joint Task Force Exercise 06-2 «Готланд» «перетопил» всю седьмую авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Рональд Рейган».

Асимметричный ответ

Лодка разрабатывается очень давно. Первый экземпляр принят на вооружение с обычной дизельной двигательной установкой. При проектировании лодки возникло множество проблем, как финансового, так и технического характера. К тому же из-за отсутствия средств пришлось связать судьбу головных лодок с проблемами опытной эксплуатации, доводкой, устранением возникших неполадок.

Но указанная в эпиграфе новость говорит о том, что скоро российский ВМФ получит эту лодку со всеми ее новейшими технологиями (включая ВНЭУ).

Нам подобные лодки нужны. А гарантировано получить их мы можем, как показывает эпопея с «Мистралями», только сделав самостоятельно. С этой задачей наш ВПК справился, создав действительно конкурентную на мировом уровне неатомную подводную лодку. И что не менее важно — создав кооперацию предприятий для ее производства.

«Санкт-Петербург», проекта 677

Наличие подобных подводных лодок позволит успешно препятствовать политике «проецирования силы» наших «партнеров», что в свою очередь позволит нам  принимать решения во внешней политике выгодные России, а не кому бы то ни было еще.

А кроме того, производство таких лодок выгодно экономически, так как одна «Варшавянка» стоит порядка 300-400 миллионов долларов, а например стоимость отсека с топливными элементами для немецкого проекта 212 — порядка 120 миллионов долларов. А рынок в ближайшие годы потребует около 400 лодок.

Ссылки:

  1.  Германия России предложила подводные лодки…
  2.  Проект 677
  3.  Созданная побеждать
  4.  Стендовые испытания ВНЭУ
  5.  пр.677 — LADA

UPD (09.12.2014): согласно интервью заместителя гендиректора по внешнеэкономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству ЦКБ МТ «Рубин» Андрей Баранова:

  • сейчас по проекту 677 в дополнение к «Санкт-Петербургу» строится «Кронштадт» и по «Севастополю» должен быть подписан госконтракт. Эти лодки строятся без ВНЭУ.
  • ВНЭУ будет скорее всего начиная с четвертой лодки. По плану в 2016 году в виде дополнительного отсека.

friendletter.ru

лучшая подлодка… начавшаяся с худших характеристик

Не успел президент Владимир Путин обозначить подводную лодку проекта 677 в числе новейших образцов вооружений, которые превосходят зарубежные аналоги, как уже сегодня должна быть спущена на воду новая подводная лодка этого проекта.

«Кронштадт», остановленный и переделанный

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Кронштадт» будет (если ничего экстраординарного не произойдёт) спущена на воду 20 сентября на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

И в этом теоретически не должно было быть слишком много поводов для чистой радости. То есть для радости вообще – да: по нынешним временам очередная подводная лодка лишней не бывает. А вот чистоту чувства нарушало бы воспоминание о том, что вообще-то «Кронштадт» был заложен аж… в 2005 году.

Словом, тут надо разобраться.

Лодка Б-586 «Кронштадт» принадлежит к проекту 677 (шифр «Лада»). Разработка ЦКБ «Рубин». Второй корабль проекта. Заложен в 2005 году, заморожен строительством в 2009-м. Инициатор приостановки… Министерство обороны России.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть, что это такое – проект 677.

Проект 677

Подводные лодки типа «Лада» — по задумке, универсальные подводные убийцы. Предназначены для операций против подводных и надводных кораблей противника, для защиты своих баз и коммуникаций и подводного прикрытия своих кораблей, для ведения разведки в интересах надводных и подводных «больших парней».

В общем, нечто похожее на то, что делали «Щуки» во времена Великой Отечественной войны. С поправкой на время, конечно.

Так вот, основная особенность, продиктованная временем – предельно возможная малошумность. Она достигается благодаря целому ряду факторов, увязанных в единый комплекс: однокорпусная конструкция, уменьшенные габариты, гребной электродвигатель на постоянных магнитах, виброизоляторы под всем, что крутится и шумит, противогидролокационное покрытие нового поколения.

В результате лодка должна была стать ещё более «чёрной» «Чёрной дырой», нежели коллеги-конкуренты из проекта 636 «Варшавянка», которых, как показали недавние эпизоды в Средиземном море, американский противник практически не видит и закономерно идёт ко дну. Пока – условно.

Недостатки неустранимы?

И всё бы хорошо, но после принятия в 2010 году головной подлодки серии Б-585 «Санкт-Петербург» в опытную эксплуатацию выяснились очень неприятные недостатки. А именно: недоработанный двигатель, который развивает не более 60% заданной мощности, фактически негодный гидроакустический комплекс, плохая боевая информационно-управляющая система (БИУС).

В общем, если сравнить с человеком, то – слабое сердце, подслеповатые глаза (или, что точнее для подлодки, глуховаты уши), туповатый мозг. Причём, судя по тому, что «Кронштадт» заморозили ещё до обретения таких результатов испытаний, многое из вышеперечисленного вызывало трудные вопросы и ранее.

Не диво, что Главный штаб ВМФ разъярился настолько, что заявил вообще о сворачивании проекта «Лада».

В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна, — отрезал, например, тогдашний главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. — Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. И оперативные свойства у неё такие же.

Беднягу «Санкт-Петербург» на вооружение не приняли, оставив навечно в опытной эксплуатации.

Однако позднее, когда гнев прошёл, — к тому же, не стоит забывать о борьбе группировок в командовании ВМФ, которая идёт ещё со времён Петра Первого, — о перспективном проекте стали задумываться в более позитивном ключе. Решили, что недостатки не так уж неустранимы, зато достоинства могут быть добавлены. Правда, сделано это было уже при новом главкоме флота.

Таким образом и оказалось, что корабли проекта 677 стали модернизировать ещё в ходе строительства.

Недостатки устранимы

Первым делом решили, что лодки проекта получат новую энергетическую установку, после чего могут быть достроены по изменённому проекту. Пока таких – достраиваемых – три корабля, хотя в своё время заявлялись планы сделать в рамках государственной программы вооружения до 2020 года 14 «лад».

Строительство «Кронштадта» возобновилось в июле 2013 года. И вот сегодня, как видим, первый результат перемен и дополнительных усилий сошёл со стапелей. Обновленная лодка в целом, как сообщается, получила более 130 образцов «новейшего радиоэлектронного и корабельного оборудования». Модернизированные двигатели, наконец, обеспечат необходимую мощность. Модернизирована БИУС. Вообще, говорят, учтены и ликвидированы все предыдущие недостатки.

Видимо, так и есть, раз ныне сам президент назвал подлодку проекта 677 в числе самого совершенного оружия России.

Ну, а дальше – море покажет…

agitpro.su

Подводные лодки проекта 677 «Лада» Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Лада.

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин.

Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния»[источник не указан 2995 дней].

Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено[4], проект будет дорабатываться.

История

Разработка технического проекта более дешёвой, чем пр. 877, ДЭПЛ для внутренних морей (на замену устаревшим субмаринам Черноморского и Балтийского флотов) под шифром «Лада» была произведена в ЦКБ МТ «Рубин» при поддержке главкома Чернавина на рубеже 1980-х годов, однако после его рассмотрения в декабре 1990 года Военно-промышленная комиссия отказалась финансировать продолжение работ[5].

Согласно планам модернизации российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение[6]. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт[6].

Часть экипажа на палубе Б-585, 7 мая 2011

По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц[7]. Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трёх подводных лодок по изменённому проекту[7].

В феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» — по словам главкома ВМФ России В. Высоцкого[8]:

… заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же.

Однако, чуть позже главком дополнил, что проект дорабатывается и будет принят на вооружение[9].

В итоге проект получит новую энергетическую установку и будет классифицироваться как неатомные подводные лодки[10].

Предыдущий главком ВМФ, В. Высоцкий, остановил производство этих лодок из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. Последнюю проблему «Рубин» решил, отмечают эксперты, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее, новый главком вице-адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. «Сроки сдачи кораблей станут ясны ближе к концу года», — сообщил источник на Адмиралтейских верфях. Он не исключил, что из-за предельной загрузки верфей, возможно, часть госпрограммы по неатомным лодкам перекинут на другие заводы. Скорее всего, на «Красное Сормово», вряд ли на северодвинский «Севмаш» (ему предстоит к 2020 году изготовить восемь атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» и столько же многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень»[11]).

В рамках государственной программы вооружения 2020 — до 2020 года для ВМФ предполагается построить двадцать ДЭПЛ — шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», а остальные четырнадцать, вследствие вышесказанного, скорее всего будут лодки доработанного проекта 677 «Лада»[12].

13 февраля 2013 года генеральный директор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин сообщил:

На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется. Все характеристики, заданные техзаданием ВМФ, в ходе государственных испытаний в основном подтверждены, за исключением скорости полного подводного хода. В настоящее время подлодка проекта 677 находится в главной базе Балтийского флота и готовится к переходу на Северный флот для завершения опытной эксплуатации.

Он отметил, что на лодке установлено более 130 образцов новейшего радиоэлектронного и корабельного оборудования. По его словам, на серийные подлодки будут установлены модернизированные двигатели, которые обеспечат необходимую мощность[13].

9 июля 2013 года «Адмиралтейские верфи» возобновили строительство второй лодки серии, «Кронштадт». Новый контракт, заключенный с Министерством обороны РФ, предусматривает строительство корабля по корректированному техпроекту. Проектантом ДЭПЛ проекта «Лада» — ЦКБ МТ «Рубин» — проведена большая работа по усовершенствованию подводной лодки и созданию модернизированных комплексов корабля. На втором заказе серии будут установлены модернизированные образцы оборудования — система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. При строительстве «Кронштадта» будут учтены итоги опытной эксплуатации головного заказа[14].

Как сообщил ТАСС 16 января 2016 года источник в главном командовании ВМФ России, вторая и третья подводные лодки «Кронштадт» и «Великие Луки» проекта 677 «Лада» будут переданы российскому флоту позднее ранее намеченного срока — в 2019 году. Источник подчеркнул, что вторая и третья подлодки серии строятся с учетом всех замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной «Лады» («Санкт-Петербург» на Северном флоте). Что касается возможной установки на эти субмарины воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установки, то «необходимо дождаться результатов её морских испытаний»[15].

21 января 2016 года официальный представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало, заявил, что прекращение строительства серии ДЭПЛ проекта 677 «Лада» на сегодняшний день не рассматривается[16].
18 марта 2016 официальный представитель обьединенной судостроительной корпорации и высокопоставленный представитель ВМФ сообщил для информагентства «РИА Новости»: «Две неатомные подводные лодки проекта 677 „Лада“ — „Кронштадт“ и „Великие Луки“ — будут переданы ВМФ 2018—2019 годах и это будут последние лодки этого проекта. Дальше начнется строительство лодок проекта „Калина“»[17].
27 июля 2016 было объявлено об отсутствии окончательного решения о прекращении или продолжении строительства подлодок данного проекта[18].

26 июня 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал В. И. Королёв сообщил, что принято решение продолжить строительство ДЭПЛ проекта 677, после сдачи Военно-морскому флоту подводных лодок «Кронштадт» и «Великие Луки» строительство серии будет продолжено[19].

28 июня 2017 года на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал В. И. Бурсук заявил, что в ближайшее время будут законтрактованы еще две серийные подводные лодки этого проекта, которые будут строиться на «Адмиралтейских верфях» в период «до 2025 года»[20][21]. После 2025 года серия подлодок будет продолжаться[22].

Конструкция

ДЭПЛ проекта 677 выполнена по полуторакорпусной схеме. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая оконцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, платформами корпус разделен по высоте на три яруса. Легкому корпусу придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.

По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2300 до 1765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток[23].

Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления (АСБУ) «Литий».

Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Скорпен», обладая при этом более мощным вооружением[23].

Энергетическая установка

планировалась воздухонезависимой (анаэробная) энергетическая установка

Модификации

«Амур-950» — экспортная модификация. Главное отличие от лодок основного проекта заключается в уменьшении количества торпедных аппаратов до четырёх и наличием установок вертикального пуска (УВП) на десять ракет, способных выйти за две минуты одним залпом. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 метров.

«Амур-1650» — экспортная модификация аналогичная той, что закупает ВМФ РФ. В дополнение имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из шести ракет.

  • Модель ПЛ «Амур-950» на МВМС-2007

  • Модель ПЛ проекта 677Э «Амур-1650» на МВМС-2007

Представители

Цвета таблицы:
Зелёный  — действующая в составе ВМФ России
Белый — не достроена или утилизирована не спущенной на воду

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Дизель-электрическая подводная лодка LADA » Военное обозрение

Головные лодки серии — пр.677 «Лада» — Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э «Амур» («Амур-1650″) заложены на заводе ФГУП «Адмиралтейские верфи» (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название «Санкт-Петербург». Лодка спущена на воду 28 октября 2004 г.

Серия ПЛ пр.677 находится в производстве — всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг., запланирована постройка 6 ПЛ пр.677.

1. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ

2. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010г.

3. Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»

4. Полное электродвижение с единым всережимным электродвигателем 2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО «Электросила» мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления.

5. Автономность — 45 суток Гарантированный срок эксплуатации — 25 лет Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта — 10 лет Шумность ПЛ — по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ

6. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями

7. Экипаж — 35 чел

8. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями

9.

10. Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»

11. Вооружение: 6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания «Мурена» (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас — мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды «Шквал» и ПКР «Бирюза» (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1.

12. Прибор №1 ГАК «Лира» — носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01 Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса

13. Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира»

14. Оптронная мачта «Парус-98УП» унифицированного перископного комплекса «Парус-98Э»

15. Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98″

16. ПЛ «Санкт-Петербург» на стапеле «Адмиралтейских верфей»

17.

18. Спуск ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 на воду 28 октября 2004 г.

19. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге

topwar.ru

Проект 677 — Подводные Лодки Типа Лада, Новейшие Морские Субмарины, Названия: Санкт-Петербург и Кронштадт, Конструкция и Вооружение

Развитие подводного флота в СССР после окончания Второй Мировой войны двигалось по двум направлениям. Начавшаяся ядерная эпоха дала толчок развитию целого класса новых военных кораблей – субмарин с атомной энергетической установкой. Новые подлодки получили качественно новые тактико-технические характеристики, которые сразу существенно увеличили боевые возможности флотов. Всем казалось, что время подводных лодок с обычной двигательной установкой безнадежно ушло. Подводный флот должен был идти по пути увеличения огневой мощи кораблей и повышения периода автономности плавания. Однако время показало, что субмарина с дизель-электрической энергетической установкой по-прежнему является грозным оружием, которое продолжает составлять основу многих военных флотов.

Проект 677 стал реальным подтверждение значимости места дизельных лодок в системе боеготовности современного флота.

Роль, которую играют дизель-электрические подлодки в  составе ВМФ России

Несмотря на постоянное совершенство ядерных энергетических установок, дизельные подводные лодки и по сей день не утратили своей актуальности. Наоборот, в последние годы наметилась тенденция увеличение числа боевых кораблей подводного класса во многих иностранных флотах. Практически все флоты ведущих морских держав, включая ВМС США, Великобритании, Франции, Японии и ВМС Китайской Народной Республики, продолжают пополняться дизель-электрическими субмаринами.

Не стал исключением военно-морской флот России, который помимо атомных подводных лодок имеет на вооружении боевые суда с обычной энергетической установкой. Еще в конце 80-х годов, когда Советский Союз сумел добиться паритета с Соединенными Штатами на море в ядерной компоненте стратегических вооружений, советские судостроительные заводы продолжали спускать на воду подводные суда с обычной энергетической установкой.

В то время как ядерные подводные ракетоносцы и многоцелевые АПЛ выполняли в океане стратегические задачи, в прибрежной морской зоне основную боевую нагрузку продолжали выполнять дизель-электрические подлодки. Оборона морских рубежей России в акваториях Балтийского и Черного моря, защита северного фланга морского театра – основная задача, которую сегодня выполняют военные суда российского ВМФ с обычными энергетическими установками. Костяк подводных сил Черноморского и Северного флота России составляют дизельные подводные лодки типа «Варшавянка» и ПЛ проекта 677 типа «Лада».

Присутствие на морском театре подводных лодок всегда вносило существенные ограничения в тактические планы военно-морского командования противоборствующих сторон. Угроза, которая исходит из глубины, ставит под сомнения боевую мощь любого военного корабля.  Подводные лодки стали важным фактором сдерживания агрессивных действий флотов противоборствующих сторон. Так было во время Первой Мировой войны. Так было и в ходе Второй Мировой войны – периода расцвета субмарин, как класса боевых кораблей.

Сегодня в эпоху господства совершенных технологий дизельные подлодки стали еще более грозной силой. Увеличившаяся в разы огневая мощь дизельных подлодок, появление ракетного оружия и совершенных гидроакустических характеристик сделали ДЭПЛ многоцелевыми и универсальными кораблями. На примере советских кораблей типа «Варшавянка и «Лада»  можно говорить о полноценной реализации концепции подлодок среднего класса. Благодаря увеличению автономности плавания и скрытности, современные подлодки ВМФ России способны выполнять следующие боевые задачи:

  • вести морскую разведку в акваториях внутренних морей и в экономической морской зоне;
  • осуществлять оборону портов, военно-морских баз и прибрежных морских коммуникаций;
  • выполнять ударные операции по нейтрализации военно-морских соединений флота вероятного противника;
  • нарушать торговые и транспортные морские коммуникации вероятного противника;
  • вести противодиверсионную и диверсионную деятельность.

Небольшие размеры позволяют подлодкам с обычной энергетической установкой контролировать мелководье, проникать в закрытые прибрежные районы. Увеличились функциональные, эксплуатационные и боевые возможности субмарин проекта 677. Суда получили мощное вооружение и  совершенное радиолокационное оборудование.

История ПЛ проекта 677 «Лада»

Первые научно-исследовательские работы по созданию большой дизель-электрической подлодки были начаты в 1987 году. Планировалось вести строительство кораблей большой серией. С этой целью проект подлодки 677 типа «Лада» подгонялся под производственные мощности нескольких судостроительных заводов страны. Всего предполагалось задействовать в пополнении флота и для постройки экспортного варианта судна четыре судостроительные верфи:  «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, на «Севмаше», нижегородское предприятие «Красное Сормово» и завод «имени Ленинского комсомола» в Комсомольске на Амуре.

Первый вариант проекта был отправлен на доработку. Окончательный вариант проекта 677 был утвержден в 1997 году и разослан на судостроительные заводы.

Первая подлодка «Санкт-Петербург» проекта 677 была заложена на ленинградском АО «Адмиралтейской верфи» в декабре 1997 года. Почти 7 лет длилось строительство субмарины. Сначала долгострой объяснялся недостаточным финансированием заказа. Далее помехой введению подлодки в строй стало внесение изменений в действующий проект. Эти и многие другие факторы привели к тому, что строительство лодки то прекращалось, то снова возобновлялось.

Несмотря на существующие трудности, корабль все же был спущен на воду в 2004 году, получив бортовой номер Б-585 и звучное имя «Санкт-Петербург».  Однако на этом сложности с вводом корабля в строй не закончились. Своевременной сдаче объекта мешала частая смена командующих ВМФ России. На высшем командном уровне даже звучали мнения о том, что подобные суда совершенно не нужны российскому флоту. Новый корабль имел ряд критических недостатков в конструкции двигательной установки. Не дали должных результатов и ходовые испытания субмарины. Только через шесть лет, в апреле 2010 года первый корабль проекта 677 подлодка «Санкт-Петербург» типа «Лада» вошел в строй Северного Флота России.

Доводка основных узлов и систем боевого корабля осуществлялась в режиме опытной эксплуатации.

Лодки проекта 677 должны были выпускаться массово, как для оснащения отечественного ВМФ, так и для поставки на экспорт. Основным зарубежным заказчиком на российские подлодки являлся Китай. Для оснащения Черноморского, Балтийского и Северного флотов необходимо было до 2020 года сдать 20 кораблей.

Последовавшие в процессе ввода ПЛ «Санкт-Петербург» в эксплуатацию неудачи стали причиной внесения изменений в проект. На высшем командном уровне было принято решение модернизировать проект. Заложенные  в 2005-06 годах  ПЛ Б-586 «Кронштадт» и подводная лодка Б-587 «Великие Луки», должны будут модернизированы и переоборудованы еще на стадии постройки.

Конструктивные особенности подлодок проекта 677

Новые корабли относятся к четвертому поколению кораблей, которые должны по своим тактико-техническим характеристикам стать дальнейшим развитием экспортного проекта 877. В отличие от субмарин проекта 636.6 «Варшавянка», новые дизель-электрические лодки имеют меньшее водоизмещение и размеры. Новый корабль должен был стать более дешевым в строительстве, однако иметь такие же низкие параметры шумности и обладать не менее мощным вооружением.

Лодки получили в классификации НАТО шифр «Kilo» и считаются едва ли не самыми малошумными и скрытными кораблями в современных флотах. Вместе со своими старшими сестрами, подлодками проекта 636.6 (по классификации НАТО Improved Kilo), лодки типа «Лада» должны были обеспечить ударный кулак отечественного ВМФ во внутренних акваториях.

Основным критерием реализации проекта стало значительное количество НИОКР, внедренных в проект. Задача разработчиков и конструкторов заключалась в том, чтобы подтянуть подводные лодки проекта 636.6 на более высокий технологический уровень.

Для справки: впервые на дизель-электрической подлодке «Санкт-Петербург» были применены непроникающие устройства в виде выдвижных мачт, обеспечивающие лодке подводный ход на перископной глубине. Нововведение стало внедряться на все последующие боевые корабли типа «Варшавянка».

Кроме того создателям проекта и судостроителям удалось создать новый корабль, который по огневой мощи является самым мощным среди однотипных судов своего класса.

Корпус подводной лодки и силовая установка

Подводная лодка «Санкт-Петербург»  имеет полуторную схему набора корпуса. Прочный корпус имеет асимметричные формы и изготавливается из стали марки АБ-2.  По всей длине прочный корпус имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая часть являются частью легкого корпуса  и имеют коническую форму. Лодки проекта 677 имеют три палубы — яруса. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять независимых отсеков. В первом, носовом отсеке установлено новейшее гидроакустическое оборудование. Командный пункт лодки находится во втором отсеке. Следующие 3 и 4 отсека представляют собой жилые палубы. В последнем, в пятом кормовом отсеке находится силовая установка корабля.

Практически все подвижные части корпуса оборудованы элементами акустической защиты, которые должны снизить шумность корабля во время его эксплуатации. Снаружи корпус субмарины имеет защитное многослойное защитное покрытие, толщина которого составляет 40 мм. За счет этого нововведения сводятся к минимуму гидроакустические параметры движения корабля под водой.

На рубке корабля установлены рули глубины, увеличившие возможность управления лодками на подводном ходу. Основное управление подводной лодкой осуществляется с помощью хвостового кормового оперения, имеющего крестообразную конструкцию. В конструкции корабля все, начиная с формы корпуса, защищенного специальным гидроакустическим покрытием и заканчивая рулевыми устройствами, направлено на повышение скрытности подлодки. Первая подлодка серии Б-585 «Санкт-Петербург» имеет водоизмещение 1765 тонн, что на треть меньше водоизмещения кораблей проекта 636.6 типа «Варшавянка»

Силовая установка ПЛ «Лада»

Дизель-электрическая лодка  —  это корабль, движение которого осуществляется за счет работы дизельных двигателей и электрогенераторов. Лодка 677 проекта имеет основную двигательную установку, состоящую из 2-х дизель-генераторов марки 28ДГ, мощностью по 1000 л.с. каждый. Электрический постоянный ток, поступающий на электромотор СЭД-1, вырабатывается во время работы дизелей Д-49. Электродвигатель имеет безколлекторную конструкцию и отличается сниженным количеством оборотов. Мощность электродвигателя на гребной вал составляет 4100 л.с.

Двигательная установка управляется дистанционно из командного пункта. Вся работа двигательной установки имеет цифровую систему контроля и управления. Движение субмарины осуществляется за счет вращения семилопастного винта с фиксированным шагом. Выносные винтовые колонки обеспечивают эволюции корабля во время швартовых работ.

В процессе сдаточных испытаний были выявлены некоторые дефекты работы двигателя, в особенности на низких оборотах (до 125м/с). Модернизация двигателей на ПЛ «Санкт-Петербург» проведена в 2007 году. Во время режима ограниченной эксплуатации двигательная установка нового корабля работает на 60% от проектной мощности. Субмарины имеют рабочий ход в надводном положении до 10 узлов. На глубине корабль может передвигаться со скоростью 21 узел.

Вооружение подлодок проекта 677

Дизель-электрические лодки традиционно оснащаются минно-торпедным оружием. На лодках типа «Лада» основным вооружением являются торпедные 533 мм аппараты. Боезапас корабля составляет 18 торпед. Торпедные аппараты рассчитаны на использование оружия разных модификаций, включая управляемые торпеды и противолодочные ракето-торпеды.

Как и подлодки проекта 636.6 корабли 677 проекта могли нести крылатые ракеты. ПЛ «Санкт-Петербург» разрабатывалась под установку ПКР «Оникс». Крылатая ракета, несмотря на свою большую огневую мощь, показалась дорогостоящим оружием, поэтому в процессе модернизации было принято решение заменить ПКР «Оникс» на новые противокорабельные ракеты «Калибр». Для этого на кораблях устанавливались установки вертикального пуска. Следующие в серии субмарины «Кронштадт» и «Великие Луки» также должны быть оснащены 4-мя пусковыми установками для ПКР «Калибр».

Система ПВО кораблей представляла собой ПЗРК «Игла-1» и зенитно-управляемые ракеты, установленные в выносных контейнерах.

Помимо сильного ракетно-торпедного вооружения субмарины проекта 677 несут мощное и современное гидроакустическое вооружение. ГАК «Лира» имеет высокочувствительные носовые и бортовые антенны, благодаря которым обеспечивается полная (3600) гидроакустическая обстановка на всем подводном горизонте.

Гидроакустический комплекс занимает всю верхнюю палубу носовой части подводного корабля. Кроме стационарного оборудования на лодке имеется буксируемая антенна. Навигационное оборудование представлено инерциальной системой, с помощью которой осуществляется безопасное движение корабля под водой и на поверхности при ограниченном режиме видимости.

Лодки проекта 677 сегодня — перспективы

Создавая новые субмарины как вариант технического развития кораблей проекта 636.6 и 877 типа «Амур», конструкторы попытались одновременно оборудовать корабль всеми возможными на тот момент ноу-хау в области подводного кораблестроения. Эффект получился не совсем такой, как ожидалось. Многие системы корабля оказались сырыми и не смогли быть полностью адаптированы к требованиям технического задания. Это, прежде всего, коснулось двигательной установки корабля и его гидролокационного оборудования.

Спущенная на воду и введенная в строй подводная лодка «Санкт-Петербург» сегодня находится в режиме ограниченной эксплуатации. Строительство двух других кораблей осуществляется с учетом результатов эксплуатации головного корабля. Изменения в проект и модернизация судов осуществляются по ходу строительства.

Во всем остальном, корабли проекта 677 отвечают самым последним требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса. Автономность плавания составляет 45 суток. Экипаж субмарины, в отличие от «варшавянок», уменьшился до 35 человек. По вооружению, элементу скрытности и дальности хода российские субмарины на сегодняшний день не имеют аналогов в иностранных флотах. Введение следующих кораблей серии запланировано на 2018 год, начало 2019 года.

militaryarms.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *