Содержание

Межконтинентальная ракета Р-3 (8А67)

 

_

Проект   :   Р-3
Индекс ГРАУ   :   8А67
Обозначение по договору СНВ   :  
Классификация DoD (США)  
:
 
Классификация НАТО   :  
Вид топлива   :   жидкое
Дальность   :   межконтинентальная
Разработчик   :   НИИ-88
Изготовитель       не производилась
Принята на вооружение   :  
Снята с вооружения   :  
       

Р-3 [1]
 

 

 

Работы по проекту Р-3 начались в конце 1947 года. Стояла задача создания ракет с дальностью полёта не менее 3000 км.

Изначально рассматривались разные варианты ракеты, но в итоге Королёвым был выбран для разработки вариант одноступенчатой баллистической ракеты.

Разработка двигателей для ракеты занималось ОКБ-456 под руководством Глушко и в НИИ-1 МАП под руководством Александра Полярного. Точных данных о том, какие двигатели предназначались для Р-3 нет. Наиболее вероятно, что для Р-3 предназначались двигатели РД-105 и РД-110. Параметры двигателей по тем временам были достаточно высокими.

Предполагалось увеличить тягу по сравнению с существующими на то время двигателями в три-четыре раза, давление в камере в более чем два с половиной раза, а удельная масса должна была быть уменьшена почти вдвое. По проекту РД-110 должен был развивать тягу свыше 120 тс при удельном импульсе тяги 243 кгс*с/кг.

В случае реализации проекта это был бы первый кислородно-керосиновый двигатель для баллистических ракет дальнего действия. Но в связи с множеством технических проблем разработка двигателя была прекращена, хотя некоторые агрегаты уже были созданы «в железе».

В июне 1949 проект ракеты Р-3БН был завершён.

7 декабря 1949 года проект одобрен научно-техническим советом НИИ-88. Однако в начале 50-х Королёв настоял на прекращении проекта в пользу разработки межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. По другим данным проект потерпел неудачу из-за срыва сроков выхода двигательных установок на огневые стендовые испытания.

Сохранился ряд документов, подтверждающих то, что проект Р-3 планировался одновоременно с проектами Р-1 и Р-2.

Наработки по Р-3 впоследствии использовались при проектировании Р-5(8А62).

 

Докладная записка Н.Д. Яковлева и других И.В. Сталину о результатах пусков ракет Фау-2 от 28 ноября 1947 г. [4]

(…)
По ракетам на 600 и 3000 километров
5. Считать необходимым параллельно с созданием отечественной ракеты Р-1 с дальностью полета 250-270 километров форсировать разработку, проведение научных и экспериментальных работ по изготовлению ракеты Р-2 с дальностью полета 600 километров и разработку проекта ракеты Р-3 с дальностью полета 3000 километров, учтя опыт, полученный при опытных пусках немецких ракет А-4 (Фау-2).


(…)
Разработку эскизного проекта по ракете Р-3 закончить в октябре 1948 года.
(…)

 

Из постановления Совета Министров СССР № 4731-2048 «О результатах экспериментальных испытаний и дальнейших работах по созданию ракеты Р-2» 25 ноября 1950 г. [4]

(…)
В процессе испытания ракет Р-2 с повышенной кучностью [стрельбы] провести также отработку элементов системы управления и конструкции ракеты увеличенной дальности полета (Р-3).
О результатах проведенной работы и совместных испытаний доложить Совету Министров СССР в 1 квартале 1952 г.
(…)

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ*:

Количество ступеней :   1
Длина, м :   27,1
Максимальный диаметр, м :   2,8
Масса ракеты, т :   9-11
Стартовая масса, т :   71-72
Топливная пара :   Жидкий кислород — керосин
Максимальная дальность, км :   3000
Высота зоны поражения, км :   ?
Максимальная скорость, м/сек :   4500
Точность, КВО, км :   ?
Тип головной части     ?
Кол. боевых блоков :   ?
Забрасываемый вес, кг :
 
3000 (5000?)
Система управления :   автономная инерциальная + боковая радиокоррекция
Стартовая установка :   стационарный стартовый стол

* — Проект не был реализован, ориентировочные данные…

 

Источники:

1. «R-3» by Heriberto Arribas Abato — Own work. Licensed under CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons.

2. Мозжорин Ю. А. Роль С. П. Королёва в развитии отечественной ракетной и космической техники за 50 лет (1946-1996 гг.) (рус.) // Из истории авиации и космонавтики. — М.: ИИЕТ РАН, 1998. — Вып. 72.

3. Межконтинентальная ракета Р-3 (8А67). Сайт Капустин Яр.

4.Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

 

Для комментариев.

Вы должны быть зарегистрированы в Facebook.

или ВКонтакте.

 

rvsn.info

Авиационная ракета Р-3С (К-13, изделие 310 и 310А)

]]>]]> Самонаводящаяся авиационная ракета Р-3С (К-13, изделие 310 и 310А) относится к классу ракет “воздух-воздух” и предназначена для вооружения истребителей, атакующих цели в задней полусфере. Ракета позволяет поражать цели в любое время суток в простых метеорологических условиях (вне облачности) с больших дальностей и большими ракурсами. При этом пилот работает по принципу – “выстрелил-забыл”.

В начале 1958 года в СССР через Китай попал один из образцов американской ракеты AIM-9B «Sidewinder». Эта ракета была пущена тайваньским летчиком во время прибрежной стычки, не взорвалась и упала в грязь рисового поля. Еще один «Sidewinder», в сентябре 1958 года попавший в борт китайского МиГ-17 и не разорвавшийся, так и был доставлен на аэродром. Изучение трофея показало, что американцам удалось создать незаурядный образец — легкий, компактный, несложный конструктивно и в эксплуатации. Появившаяся возможность ознакомиться с устройством «Sidewinder» ускорила работы по созданию ее отечественного аналога того же класса — ракеты К-13 (Р-3С).

К-13 (Р-3С) спроектированная в ОКБ-134 под руководством И.И.Торопова повторяла конструкцию и основные габариты УР «Sidewinder», отличаясь деталями, увеличенной массой БЧ, а также устройством двигателя с пороховым зарядом из нитроглицеринового топлива. Первые пуски новой ракеты прошли уже в марте 1959 года с доработанного МиГ-19, а уже в феврале 1960 года ее запустили в серийное производство сразу на нескольких заводах.

В ходе наземной отработки и испытаний выявилась возможность увеличения дальности пуска ракет К-13 по дозвуковым целям. Однако для расширения зоны пусков потребовалось увеличить продолжительность работы бортового источника питания. Ракета с доработанным газогенератором впоследствии получила наименование К-13А. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 августа 1959 г. 999-486 об улучшении тактико-технических характеристик ракеты предусматривалось обеспечить диапазон дальностей пусков 0.4-7.6 км, высоту боевого применения до 21.5 км и возможность применения под курсовым углом до 65-70.

В начале 1960 г. усовершенствованные ракеты были представлены на совместные испытания, в ходе которых в качестве целей на этапе облетов использовались пилотируемые МиГ-19, Ту-16, Ил-28 и новейшие по тому времени МиГ-21 и Т-3 (Су-9), а при проведении фактических пусков — беспилотные мишени на базе МиГ-17 и Ил-28. В августе испытания завершились подписанием акта 40 ГК НИИ ВВС с рекомендацией о принятии К-13А на вооружение совместно с самолетом МиГ-21.

Первым серийным носителем Р-3С (К-13) стал МиГ-21ф-13 (на АПУ-3С), сохранивший, хотя и в наполовину урезанной комплектации, пушечное вооружение. Уже в июле горьковский завод 21 выпустил первую серию ракетоносцев. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 27 октября 1960г. 1133-476 этот самолет был принят на вооружение. Характеристики основного вооружения МиГ-21 — ракеты К-13, при этом не определялись, так как работы по ее усовершенствованному варианту К-13А с требуемым диапазоном дальностей еще продолжались, притом с задержкой по отношению к плановым срокам. Постановлением также предписывалось ускорить работы по перехватчику МиГ-21ПФ.

К июню 1961 г. было проведено 32 пуска усовершенствованных ракет, в ходе которых сбито пять мишеней МиГ-17 и один Ил-28. В конце месяца Государственные испытания завершились. При официальном принятии на вооружение МиГ-21ПФ Постановлением от 2 марта 1962 г. были определены и основные характеристики К-13А, получившей наименование Р-3С («ракета третья — самонаводящаяся»).

]]> ]]>

Р-ЗС также вошла в комплекс вооружения и других самолетов на подвесках АПУ-13, -13М1, -13М5, -13БС, -13МТ. Под нее были доработаны также некоторые МиГ-17ПФ и МиГ-19П. С минимальными изменениями в конструкции ракета производилась и применялась беспрецедентно долго, не будучи снятой с вооружения и к концу 80-х годов.

В 1961 г. была начата разрабока высотного варианта К-13 с полуактивной радиолокационной ГСН, которая в 1966 г. поступила на вооружение истребителей МиГ-21МБ и МиГ-21бис. ГСН работала в диапазоне 10-20ГГц. УР получила индекс Р-3Р (объект 320). Ракета была способна перехватывать цели на высотах до 21 км. Дальность применения от 0,3 до 15 км. В конце 60-ых в ОКБ «Вымпел» начались работы по ракете К-13М (объект 380) с новой охлаждаемой головкой самонаведения, радиовзрывателем и более мощной боевой частью. В 1973 году ракета успешно прошла испытания. Дальнейшие работы привели к появлению модифицированной УР К-13М1 с доработанными органами управления. Была также отработана документация на упрощенный вариант по технологии военного времени К-13ВВ и высотную К-13В.

Варианты ракеты широко поставлялись на экспорт и находились на вооружении ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Азербайджана, Бангладеш, Китая, Конго, Югославии, Кубы, Египета, Эфиопии, Финляндии, Венгрии, Индии, Ирака, КНДР, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Мозамбика, Нигерии, Перу, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Сирии, Вьетнама, Иемена и других стран. Ракеты Р-13 использовались в боевых действиях во Вьетнаме и в Египте (в 1970 и 1973гг.). В Китае, Индии и Румынии было развернуто собственное лицензионное производство. В СССР серийное производство было полностью свернуто к 1980 году. Экспорт ракет продолжался до конца 80-ых.

Состав

]]>]]>Ракета Р-3С выполнена по аэродинамической схеме “утка”. Особенностью аэродинамической схемы Р-3С является значительное разнесение рулей и крыльев по длине корпуса. Крылья ракеты имеют в плане форму прямоугольной трапеции с углом стреловидности передней кромки 45°. Толщина крыльев постоянна по размаху. Передняя кромка заострена. Рули ракеты имеют треугольную форму в плане с углом стреловидности 58°. Площадь рулей составляет 13% площади крыльев. Корпус ракеты цилиндрический с полусферической носовой частью. На верхней наружной поверхности корпуса находится три бугельных узла подвески в виде противоположно направленных Г-образных элементов. Применение трех ярусов узлов подвески вместо двух обусловлено стремлением ограничить динамические возмущения после схода с направляющих ракеты с большим удлинением корпуса.

В конструкции Р-ЗС примечательным было использование роллеронов, которые предназначались для обеспечения устойчивости относительно продольной оси и ограничения угловой скорости крена. Роллерон представляет собой комбинацию обычного элерона и зубчатого ролика, выступающего за его габариты. В полете ролик раскручивается встречным потоком до 40—60 тыс.об/мин и становится своеобразным гироскопом, реагирующим на угловую скорость крена и вызывающим отклонение элерона, парирующее этот крен. Простая и эффективная конструкция роллерона, позволяющая обойтись без специального контура управления по крену, впоследствии стала популярным решением для ракет небольшого веса. Другим новшеством являлось отсутствие в системе управления специального автопилота за счет осуществления обратной связи не по общепринятой перегрузке, а по шарнирному моменту рулей.

При подвеске ракеты на носитель осуществлялась электрическая стыковка бортовых и самолетных систем. Подача электропитания с носителя еще до взлета самолета обеспечивала подогрев газогенератора и работу тепловой головки самонаведения (ТГСН). Обнаружив противника, летчик осуществлял прицеливание корпусом самолета. Отклонение продольной оси самолета от направления на цель не должно было превышать несколько градусов, так что динамика воздушного боя с применением ракет не слишком отличалась от классической «пушечной». При захвате цели на сопровождение ТГСН в наушниках раздавался звуковой сигнал. Бортовая аппаратура носителя — радиодальномер или РЛС — обеспечивала определение удаления до цели, на основании которого автоматически определяла зоны возможных пусков. При входе в эту зону на приборной доске высвечивался соответствующий световой сигнал, а в случае последующего неприемлемого сближения с целью — сигал «отворот». Помимо дальности до цели проведение пуска ограничивалось маневренными возможностями ракеты. В качестве критерия возможности поражения маневрирующего самолета противника принималась величина перегрузки носителя при отслеживании цели. В том случае, если она превышала 2g, пуск воспрещался. На высотах более 12 км маневренность ракеты падала и пуск нельзя было осуществить уже при перегрузке носителя 1.6g. Р-3С могла запускаться при скоростях носителя от 900 до 2200 км/ч и высотах до 20 км.

При нажатии кнопки «пуск» запускался газогенератор ракеты, а затем — маршевый двигатель. Происходила расстыковка электроцепей ракеты и самолета, причем для сокращения времени схода ракеты с направляющей, рассоединялись не разъемы, а специальными резаками перерубались кабели, мгновенно освобождая ракету. Система стабилизации задействовалась через 0.5-0.7с после схода ракеты с направляющей. Наведение осуществлялось по методу пропорциональной навигации. Подрыв боевой части производился по сигналу неконтактного взрывателя или от контактных датчиков, размещенных на аэродинамических рулях. Пилот после пуска был свободен в маневрировании и мог продолжать воздушный бой или проследить за результатами атаки. Ракеты можно было применять и по «тепловым» наземным целям — самолетам, машинам и кораблям с работающими двигателями, при этом неконтактный взрыватель отключался в расчете на прямое попадание. При промахе через 21—28с ракета уничтожалась срабатыванием самоликвидатора.

Обеспечивалась также возможность применения Р-3С по наземным целям — самолетам на стоянках с работающими или неостывшими двигателями, локомотивам, катерам и другим теплоизлучающим объектам, при этом для повышения эффективности срабатывания боевой части неконтактный взрыватель перед пуском отключался.

Для взаимозаменяемости и удобства монтажа УР Р-3С конструктивно выполнена в виде пяти отдельных самостоятельных отсеков, внутри которых размещаются аппаратура и агрегаты ракеты.

Первый и второй отсеки после сборки и совместной регулировки образуют отсек управления.

Наряду с боевым изделием «310» была освоена использовавшаяся в качестве цели при учебных пусках боевых ракет мишень — «317», отличавшаяся упрощенной комплектацией с отсутствием рулей. Для отработки навыков наведения на цель и осуществления предпусковых операций выпускались также учебные ракеты Р-ЗУ — макеты, оснащенные реальными головками самонаведения. Целям снижения стоимости проведения боевой подготовки служили и практические ракеты Р-ЗП, выпускавшиеся без штатной боевой части, что позволяло провести пуски нескольких ракет по одной мишени.

Тактико-технические характеристики

Дальность пуска на уравненных скоростях, км 7.6
Ракурс стрельбы 1/4 – 3/4
Ракета обеспечивает поражение цели при условиях:
            — высота полета цели, км
            — скорость полета цели, км/час

0-21.5
800 — 1600 (0.65 — 1.3 М)
Габаритные размеры, мм:
            — длина
            — диаметр
            — размах крыльев

2838
127
528
Масса полностью снаряженной ракеты, кг 75.3
Время управляемого полета, с не менее 21
Полный импульс двигателя, Нс 38000-40000
Масса БЧ, кг 11.3
Температурный диапазон применения ±50°С

Испытания и эксплуатация

Р-3С прошла боевое крещение в боях во Вьетнаме, а затем и на Ближнем Востоке. Она оказалась неплохим оружием, неприхотливым и надежным. Однако ТГСН Р-3С была чувствительна к погодным условиям (дождь и облачность поглощали ИК-излучение), атака была возможна только из задней полусферы, а для уклонения от нее противник использовал уход в сторону солнца — мощного естественного источника тепла (ночью такой ложной целью могла стать и «холодная» луна). На результативности пусков сказывались и ограниченные маневренные возможности ракеты при полете к цели, невозможность ее схода с направляющей при больших перегрузках в бою и недостаточно мощная боевая часть. Область возможных атак сокращалась также минимальной разрешенной дальностью (она определялась неспособностью ТГСН отслеживать быстро перемещающуюся по азимуту цель и собственной безопасностью при подрыве БЧ).

За 1966г. — первый год использования ракет Р-ЗС во Вьетнаме, ими были поражены 16 из 57 американских самолетов, сбитых истребительной авиацией. Их эффективность составила 35% при 46 пусках. Навыки и более тщательное соблюдение тактических рекомендаций позволили в следующем году повысить результативность ракетных атак: в 53 боях МиГ-21 сбили 50 самолетов. Подавляющее большинство пусков Р-3С осуществлялось сзади с малых дальностей (1200 — 2500м), лишь 5% атак выполнялось с дистанций более 2500м.

Недостатки выучки и тактики сказывались и на применении ракет в ближневосточных боях: резкие маневры импульсивных арабских летчиков, не соблюдавших предписанные режимы пуска, приводили к безрезультатным пускам и напрасному расходу ракет. Так, в групповом бою 3 ноября 1968 года ценой победы над двумя израильскими «Миражами» было 13 израсходованных египтянами Р-3C. В индо-пакистанском конфликте в декабре 1971 года из 10 побед, одержанных индийскими МиГ-21, 8 были достигнуты с использованием пушек и только 2 — пусками Р-3С.

Источники

  1. Л.Н.Бызов, В.С.Вельгорский, С.Н.Ельцин «Устройство и функционирование авиационной ракеты Р-3С», СПб 2005г.
  2. В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».М-Хобби.
  3. ]]> К-13A, Р-3С (изделие 310)]]>

rbase.new-factoria.ru

Управляемая ракета малой дальности Р-3C (К-13А, «изделие 310»).

Управляемая ракета малой дальности Р-3С (К-13А, «изделие 310»).

Разработчик: ОКБ-134
Страна: СССР
Начало серийного производства: 1960 г.

В ходе боев над Тайваньским проливом и прибрежными районами материкового Китая чанкайшисты 24 сентября 1958 года впервые в мире применили управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближней дальности «Сайдуиндер» (Sidewinder) AIM-9B. Во время боевых действий против авиации Тайваня в руки китайцев попала одна из этих новейших ракет (её обломки были найдены на рисовом поле). В сентябре вторая ракета попала в борт китайского МиГ-17 и неразорвалась. Решением Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 года для изучения ракеты в КНР была направлена группа специалистов (31 человек из 17 организаций) во главе с главным конструктором завода № 134 И.И.Тороповым.

Ракета «Sidewinder» AIM-9B в экспозиции музея.

В ноябре вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об изготовлении аналогов ракеты. Первоначально работу предполагалось поручить ОКБ под руководством М.Р.Бисноват, но тот отказался, сославшись на занятость другими работами. Тогда создание ракеты, получившей обозначение К-13, было поручено КБ Завода опытного вооружения № 134. Работы осуществлялись под руководством И.И.Торопова и Б.В.Журавлёва.

Изучение американской ракеты в московских конструкторских бюро и институтах оказалось процессом долгим и трудным. Для надежной фиксации элементов аппаратуры в условиях больших статических и вибродинамических нагрузок американцы залили соответствующие блоки герметиком, так что поэлементная разборка этих систем по трудоемкости и точности работы приближалась к труду древнеегипетских ювелиров. По рассказам ветеранов КБ, для извлечения миниатюрных деталей были привлечены мастера-косторезы из Якутии.

Некоторые системы ракеты не стали копировать, а разработали свои. Сказалась разница инженерных школ и отставание советской промышленности. Даже, казалось бы, простой твердотопливный двигатель ракеты преподнес свои сюрпризы. Взглянув на него, любой выпускник советского ракетостроительного ВУЗа сразу сказал бы, что такого «не может быть, потому что не может быть никогда». Поколения студентов сдавали задания и лабораторные работы с применением определенного критерия, лимитирующего удлинение топливного заряда. При превышении параметра, определявшего максимально возможную длину двигателя при данном диаметре внутреннего канала заряда, скорость продуктов сгорания приближалась к звуковой и происходило «запирание» канала. Американский двигатель не ложился и в эти привычные представления, в основном из-за использования в нем смесевого топлива. В конце пятидесятых годов в нашей стране подобные твердые топлива только осваивались, что определило отказ от простого копирования американского двигателя. ОКБ-2 завода 81 предложило собственную конструкцию заряда из более традиционного для СССР нитроглицеринового топлива НМФ-2К.

Различный уровень состояния элементной базы чувствительных элементов тепловых головок самонаведения исключил и возможность полноценного воспроизводства американской ГСН. При этом работа по ГСН велась входящим в структуру Госкомитета по судостроению НИИ-10 (ныне — НПО «Альтаир»), в котором коллектив конструкторов во главе с Н.Н.Государовой разрабатывал ИГС-59, а также НИИ-569 Госкомитета по оборонной технике (в настоящее время — СКВ «Геофизика»), где под руководством главного конструктора Д.М.Хорола разрабатывалась ТГС-13, ставшая победительницей в этом конукрсе.

Наряду с боевым вариантом ракеты — «изделием 300» — были разработаны аэродинамические («301»), баллистические или пусковые («302»), телеметрические («303») «изделия», а также варианты последнего с неконтактным взрывателем («304»), и с ГСН («305»).

Так как Постановлением были заданы крайне сжатые сроки работ по воспроизведению «Сайдуиндера», первые четыре пуска с наземного стенда провели уже в марте 1959 года. В том же месяце выполнили два сброса и 12 баллистических пусков ракет с самолета СМ-9/3Т — доработанного МиГ-19. Однако 25 апреля после трех пусков для отработки самоликвидации и пяти выполненных с неудовлетворительным результатами пристрелочных пусков телеметрических ракет без ГСН по наземным целям, испытания были прерваны. В течение лета основные усилия были сосредоточены на доводке ГСН, разработке в ЦКБ-589 блока питания рулевых машин.

Однако еще в начале лета была предпринята попытка поставить под вопрос целесообразность воспроизводства «Сайдуиндера». Удалось раздобыть и представить руководству информацию, свидетельствующую о низкой боевой эффективности применения этих ракет в воздушных схватках над Тайваньским проливом. К счастью, авиапромышленность отнеслась к этим сообщениям достаточно скептически. Не отрицая недостаточного уровня отработки ракет «Сайдуиндер» — об этом свидетельствовал хотя бы тот факт, что на радость советским специалистам не нашедшие цели американские ракеты не всегда самоликвидировались — председатель Госкомитета П.В.Дементьев в докладе заместителю председателя Совета Министров Д.Ф.Устинову резонно указал на нехватку боевого опыта у чанкайшистов и единичный характер применения нового оружия.

Так как МиГ-19 уже снимался с серийного производства, в августе 1959 года было принято решение подготовить к испытаниям К-13 более перспективный МиГ-21 в варианте перехватчика, назначив летчиком-испытателем К.К.Коккинаки. Однако этот вариант истребителя еще не был достаточно доведен, так что фактически на испытания К-13 был представлен один из прототипов МиГ-21Ф — самолет Е-6/3, доработанный под обозначением Е-6/3Т, а проведение полетов поручили А.В.Федотову, а пока к испытаниям подготовили 2 усовершенствованных МиГ-19 со сверхзвуковым воздухозаборником СМ-12: СМ-12/3Т с радиодальномером «Квант» и СМ-12/4Т с «Квант-1».

В целом отработка отставала от директивных сроков, и первый управляемый пуск К-13 с МиГ-19 по парашютной мишени был выполнен только 21 октября 1959 года. Спустя 5 дней Дементьев потребовал от Микояна и Торопова срочно выехать во Владимировку для личного руководства испытаниями.

В ходе испытаний было немало досадных неурядиц — не загорался трассер на парашютной мишени, было несколько случаев преждевременного срабатывания неконтактного взрывателя, отказывала телеметрия ракеты, перед полетом не запускался двигатель самолета СМ-12/3Т. Наконец, после генеральной репетиции, проведенной в последний день ноября, 1 декабря оба самолета — СМ-12/3Т и СМ-12/4Т осуществили пуски двух телеметрических и одной боевой ракеты по беспилотной мишени — МиГ-15М. Было зафиксировано срабатывание имитатора боевой части на одной телеметрической ракете у цели, а на двух других — с недолетом. При второй боевой работе 8 декабря CM-12/3Т сбил беспилотный МиГ-15М, так что другой перехватчик стрелял по уже падающей мишени. Он же сбил мишень и 12 декабря при совместной работе всех испытывавшихся носителей. Таким образом, на первом этапе испытаний из трех МиГ-15М два были сбиты, а один условно «поражен» срабатыванием имитатора боевой части. Все пуски проводились с ракурса 0/4 — строго с хвоста цели, на высотах от 11,8 до 13 км с дистанции от 1,7 до 2,6 км.

С 12 декабря к испытаниям подключился А.В.Федотов на Е-6/3Т (опытном МиГ-21) и начались совместные испытания, в ходе которых сбили 5 МиГ-15М, в том числе два из них — ракетами, запущенными с МиГ-21. Результаты первых успешных пусков позволили Постановлением от 2 февраля 1960 года передать ракету в серийное производство на заводе № 43 (ныне — «Коммунар») в Москве и на киевском заводе № 485 («Завод им. Артема»).

В 1962 году эта ракета К-13 под индексом Р-3С с ТГС-13К была принята на вооружение истребителей МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ. Р-3С стала первой советской УР выпускавшейся массово. По сравнению с AIM-9B, Р-3С требовалось в двое больше времени для «захвата» (22 секунды против 11). Дальность применения ракеты от 1 до 8 километров, а высота перехватываемых целей от 1 до 20 км. Р-3С оснащалась осколочно-фугасной боевой частью компрессионого действия с оптическим взрывателем.

Для взаимозаменяемости и удобства монтажа УР Р-3С конструктивно выполнена в виде пяти отдельных, самостоятельных отсеков, внутри которых размещены аппаратура и агрегаты:
— первый отсек — тепловая головка самонаведения «451-К».
— второй отсек — рулевой, включающий в себя рулевой привод РП-310А, турбогенератор БП-13В3 и контактный взрыватель И-107.
— третий отсек — осколочная боевая часть.
— четвертый отсек — неконтактный взрыватель «454-К».
— пятый отсек — твердотопливный ракетный двигатель ПРД-80А.
Первый и второй отсеки после сборки и совместной регулировки образуют отсек управления.

В конструкции Р-3С примечательным было использование роллеронов на Х-образных крыльях, которые предназначались для обеспечения устойчивости относителыю продольной оси и ограничения угловой скорости крема, вносившего сбои в систему управления. Роллерон представляет собой комбинацию обычною элерона и зубчатого ролика, выступающего за его габариты. В полете ролик раскручивается встречным потоком до 40-60 тыс. об/мин и становится своеобразным гироскопом, реагирующим на угловую скорость крена и вызывающим отклонение элерона, парирующее этот крен. Простая и эффективная конструкция роллерона, позволяющая обойтись без специального управления по крепу, стала общепринятой для ракет небольшого веса.

Для надежного функционирования систем ракеты следовало соблюдать установленную схему ее применения, ставшую впоследствии типовой. При вылете на задание включалось электропитание ракеты от самолетной сети для обогрева ее источников питания, раскрутки гироскопов ГСН и работы электроники. Когда обнаруженная цель оказывалась в поле зрения ГСН ракеты по дальности и азимуту, происходил ее захват и сигнализация летчику о возможности пуска, световая (лампочкой) и звуковая (зуммером в наушниках). Нажатием на боевую кнопку воспламенялся пороховой аккумулятор давления для питания рулевых приводов и турбины электрогенератора, расфиксировались рули и начинал работать двигатель. Происходила расстыковка электроцепей ракеты и самолета, причем, для сокращения времени схода ракеты с направляющей, рассоединялись не разъемы, а специальными резаками перерубались кабели, радикально и мгновенно освобождая ракету. После отхода па безопасное расстояние взводился взрыватель. Пилот после пуска был свободен и маневрировании и мог продолжать воздушный бой или проследить за результатами атаки.

Р-3С прошла боевое крещение в боях во Вьетнаме, а затем и па Ближнем Востоке. Она оказалась неплохим оружием, неприхотливым и надежным. Однако, тепловая ГСН Р-3С была чувствительна к погодным условиям (дождь и облачность поглощали ИК-излучение), атака была возможна только из задней полусферы, а для уклонения от нее противник использовал уход в сторону солнца — мощного естественного источника тепла (ночью такой ложной целью могла стать и «холодная» луна). Па результативности пусков сказывались и ограниченные маневренные возможности ракеты при подлете к цели, невозможность ее схода с направляющей при больших перегрузках в бою и недостаточно мощная боевая часть. Область возможных атак сокращалась также минимальной разрешенной дальностью (она определялась неспособностью ТГСН отслеживать быстро перемещающуюся по азимуту цель и собственной безопасностью при подрыве БЧ).

За 1966 год, первый год использования ракет Р-3С во Вьетнаме, ими были поражены 16 из 57 американских самолетов, сбитых истребительной авиацией. Их эффективность составила 33% при 46 пусках. Навыки и более тщательное соблюдение тактических рекомендации позволили в следующем году повысить результативность ракетных атак: в 53 боях МиГ-21 сбили 50 самолетов. Подавляющее большинство пусков Р-3С осуществлялось сзади с малых дальностей (1200-2500 м), лишь 5% атак выполнялось с дистанции более 2500 м.

Модификации:
Р-3С — базовая.
Р-3Р — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН.
Р-13М — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
Р-13М1 («изделие 380М») — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени».
PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513-214 от 30 мая 1961 года.
A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

ТТХ:

Длина, мм: 2838
Диаметр, мм: 127
Размах крыльев, мм: 528
Масса полностью снаряженной ракеты, кг: 75,3
Масса БЧ, кг: 11,3
Температурный диапазон применения, °С: ±50
Высота полета цели, м: 0-21500
Скорость полета цели, км/ч: 800-1600.

Ракета Р-3С.

Ракета Р-3С на истребителе МиГ-21.

Р-3С в Белградском музее авиации (Сербия).

Ракеты Р-3С на истребителе МиГ-23.

Ракета Р-3С на МиГ-19.

Ракета Р-3С. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов, Ракета находит цель.
Устройство и функционирование авиационной ракеты Р-3С.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Управляемая ракета малой дальности Р-3Р (К-13Р, «изделие 320»).

Управляемая ракета малой дальности Р-3Р (К-13Р, «изделие 320»).

Разработчик: ОКБ-134
Страна: СССР
Испытания: 1962-1966 гг.
Принятие на вооружение: 1967 г.

До начала Вьетнамской войны общая порочность чисто ракетного вооружения не была в полной мере прочувствована заказчиком, но наличие на самолетах фронтовой авиации только ракет с ТГС представлялось уже недостаточным. В соответствии с Постановлением 1962 года наряду с принятием на вооружение МиГ-21ПФ для очередной модернизации этого самолета поручалось создать вариант ракеты типа К-13 с полуактивной радиолокационной системой наведения — К-13Р. В соответствии с Решением ВПК 172 от 24 октября 1962 года новую ракету следовало представить на совместные испытания к концу следующего года.

Разработка головки самонаведения ПАРГ-13ВВ была поручена НИИ-648, а обеспечивающей подсветку цели самолетной РЛС «Сапфир-21» — НИИ-339. Взамен неконтактного оптического взрывателя НОВ-13К разрабатывался радиовзрыватель «Ястреб». Как обычно, наряду с боевым вариантом — «изделием 320» для отработки были изготовлены нештатные изделия — аэродинамические («321»), пусковые («322»), программные телеметрические («323»), телеметрические («324»). Отработка радиовзрывателя проводилась на ракетах К-13РВ — «изделиях 320Р».

Для обеспечения автономных испытаний К-13Р привлекался один из прототипов МиГ-21 — Е-7/3. Кроме того, для этих работ был переоборудован и МиГ-17ПФ. Первые баллистические пуски состоялись в 1963 году.

Еще в 1961 году было изготовлено 5 комплектов ГСН, началась их предварительная увязка с самолетной РЛС. В дальнейшем РЛС «Сапфир» был дооборудован МиГ-21ПФ № 76210725, на котором с сентября 1962 года по май 1963 года проводились заводские испытания. На горьковском заводе были выпущены два самолета новой модификации, в дальнейшем получившей обозначение МиГ-21С — № 95210101 и № 95210102.

МиГ-21ПФ № 76210725 13 мая 1963 года был представлен на совместные государственные испытания, а к концу года к нему присоединили МиГ-21С № 95210101, с которого уже успели выполнить 7 одиночных пусков телеметрических ракет. Однако по результатам неудачных пусков двух телеметрических и одной боевой ракеты выявилась необходимость внесения ряда доработок. Недостаточно отработана была и РЛС «Сапфир». По мнению сотрудников микояновской «фирмы», до установки на МиГ-21 ее следовало бы, как и другие станции, предварительно довести на летающей лаборатории — двухместном Як-25, более приспособленном для летной отработки радиолокаторов.

Процесс создания К-13Р дополнительно усложнялся тем, что впервые решалась задача создания «радийной» ГСН для ракеты, не стабилизируемой по крену.

Работы затянулись, так что выпускавшиеся в 1964-1968 годах самолеты в модификации МиГ-21ПФМ пришлось оснащать устаревающей РС-2УС, несколько доработав самолетную РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М.

Только во второй половине десятилетия РЛС «Сапфир-21» и ракету с полуактивной радиолокационной головкой ПАРГ-13 удалось довести. Совместные государственные испытания были завершены в 1966 году, и в сентябре 1967 года ракета и РЛС были приняты на вооружение под наименованиями Р-3Р и РП-22С. При практически тех же показателях досягаемости, что у Р-3С, «радийная» ракета была выполнена в заметно большей длине — 3,12 м и несколько увеличенной массе. Это объяснялось не только отсутствием задающего уровень американского натурного образца, но и достаточно объективными факторами. Другие советские ракеты в «радийном» исполнении тоже имели несколько большие длину и массу в сравнении с модификацией с ТГС.

Ракеты Р-3Р в сочетании с Р-3С стали штатным вооружением выпускавшихся в 1965-1968 годах МиГ-21С («тип 95»), на которых устанавливался локатор РП-22С, а также созданные как их развитие строившиеся в 1969-1974 годах самолеты МиГ-21СМ («тип 15») и МиГ-21СМТ («тип 50»). В соответствии со сложившейся в те годы практикой за рубеж экспортировался и выпускался в Индии внешне почти неотличимый вариант МиГ-21С — МиГ-21М, несший более старый локатор РП-21МА (на базе ЦД-30Т) и оснащенный РС-2УС взамен Р-3Р.

Ракеты Р-3Р подвешивались на внешней паре пусковых устройств АПУ-13У, а изделия с тепловыми ГСН — на внутренних.

Ракеты Р-3С и Р-3Р применялись и на последующих модификациях МиГ-21, в том числе начиная с 1970 года на МиГ-21МФ и на поставляемых за рубеж самолетах. Кроме того, еще в первой половине пятидесятых годов Р-3С стали внедрять на МиГ-19, причем не только на исходно ракетоносных перехватчиках МиГ-19ПМ, но и на других вариантах. Применительно к нашим ВВС эти доработки осуществили в 1963 году на опытном МиГ-19 (СМ-7/2Т) с АПУ-3С. Далее у нас МиГ-19 с ракетами Р-3С особого распространения не получили, но с успехом реализовались в авиации дружественных стран.

Ракеты Р-3С и Р-3Р стали также и основным вооружением первых серийных МиГов следующего поколения — МиГ-23С с РЛС «Сапфир-21». Разработка предназначенного для МиГ-23 комплекса вооружения с ракетами семейства К-23 и РЛС «Сапфир-23» отстала от работ по самолету-носителю.

Отметим, что судьба «радийного» варианта К-13 оказалась более счастливой в сравнении с американским аналогом — AIM-9C «Sidewinder», созданным чуть раньше, но выпущенным всего в тысяче экземпляров и не получившим дальнейшего развития. И это при том, что фирме «Motorola» удалось создать радиолокационную ГСН в габаритах, не превышающих исходную тепловую головку. Возможно, что ограниченное применение этого варианта американской ракеты определилось привязкой ГСН к бортовой РЛС AN/APQ-94, которая устанавливалась только на истребителях F-8 «Crusader», к концу шестидесятых годов устаревших и постепенно снимаемых с вооружения.

ТТХ:

Длина, м: 3,12
Диаметр, мм: 127
Размах, м: 0,528
Масса, кг: 83
БЧ: 11,3 кг, ОФ
Дальность пуска, м: 8000.

Ракета Р-3Р.

Ракета Р-3Р на пилоне МиГ-23.

Р-3. Схема.

Р-3Р. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Р-13Р».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

К-13 (авиационная ракета) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

K-13/Р-13 (Индекс в серии — Р-3, по классификации МО США и НАТО — AA-2 Atoll) — одна из наиболее распространённых в мире ракет класса «воздух—воздух» малой дальности. Разработана в Советском Союзе как аналог американской ракеты AIM-9 Sidewinder путём анализа обломков ракет, предоставленных Китаем[2]. В качестве платы за предоставленные образцы, документация на ракету Р-13 была передана Китаю. Там ракета производилась под индексом PL-2. Находится на вооружении множества государств.

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже[3]. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными[2]. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать[4].

Видео по теме

Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) —
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[5][6]
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.[7]
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[8]
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.[9]
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.[10]
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С[11].

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Тактико-технические характеристики[12]

МодификацияР-3СР-3РР-13МР-13М1
изделие 310изделие 320изделие 380изделие 380М
Принятие на вооружение1962196719741976
Самолёты-носители/боекомплектМиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
Максимальная дальность, км7,681515
Минимальная дальность, км0,91,50,90,3
Длина ракеты, мм28383417 (3120)28752876
Диаметр корпуса, мм127
Размах крыла, мм528632651
Размах рулей, мм127420453
Стартовая масса, кг75,383,587,790,6
Время управляемого полёта, сек.21215452
Максимальная скорость, м/с550
Допустимая перегрузка при пуске, g3,75-6
Перегрузка перехватываемой цели, g3278
Боевая частьОФ 11,3 кгСтержневая 11,3 кг
Система наведенияИК ГСН
ТГС-13К
ПАРЛ ГСН
ПАРГ-13 (10-20 ГГц)
ИК ГСН «Иней 70»
с охлаждением фреоном
ИК ГСН «Иней-М»
с охлаждением фреоном
Взрывательнеконтактный
оптический 454-К
неконтактный
радиовзрыватель «Ястреб»
неконтактный
радиолокационный «Синица»
Двигательная установкаПРД-80АПРД-80АПРД-240ПРД-240

Зарубежные варианты

Эксплуатанты

Афганистан Афганистан
Алжир Алжир
Ангола Ангола
Болгария Болгария
КНР КНР
Куба Куба
 Чехословакия
ГДР ГДР
Египет Египет
Финляндия Финляндия
Индонезия Индонезия
Индия
Ирак Ирак
Ливия Ливия
КНДР КНДР
Польша Польша
Румыния Румыния
СССР СССР
Сирия Сирия
Вьетнам Вьетнам
Йемен Йемен

Примечания

  1. ↑ История предприятия Архивная копия от 18 мая 2010 на Wayback Machine Оф.сайт ОАО ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова
  2. 1 2 Р-13
  3. ↑ Р-3С
  4. ↑ «Sidewinder Room, » U.S. Naval Museum of Armament and Technology, Naval Air Weapons Station China Lake
  5. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
  6. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 2
  7. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  8. ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  9. ↑ Syrian Air-to-Air Victories since 1948
  10. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  11. ↑ Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Оправдавший предназначение // АиВ, № 5, 2007
  12. ↑ Авиация ПВО России и научно–технический прогресс. — Дрофа, 2004. — С. 196. — 816 с. — ISBN 5-7107-8418-4.
  13. Beech, Eric. Iran and Romania reveal new weapons.  (англ.) // Flight International, 20 May 1989, p. 16

Литература

  • Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16-18. — ISSN 0130-2701.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikipedia.green

К-13 (авиационная ракета) Википедия

K-13/Р-13 (Индекс в серии — Р-3, по классификации МО США и НАТО — AA-2 Atoll) — одна из наиболее распространённых в мире ракет класса «воздух—воздух» малой дальности. Разработана в Советском Союзе как аналог американской ракеты AIM-9 Sidewinder путём анализа обломков ракет, предоставленных Китаем[2]. В качестве платы за предоставленные образцы, документация на ракету Р-13 была передана Китаю. Там ракета производилась под индексом PL-2. Находится на вооружении множества государств.

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже[3]. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными[2]. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать[4].

Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) —
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[5][6]
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.[7]
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[8]
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.[9]
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.[10]
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С[11].

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Тактико-технические характеристики[12]

МодификацияР-3СР-3РР-13МР-13М1
изделие 310изделие 320изделие 380изделие 380М
Принятие на вооружение1962196719741976
Самолёты-носители/боекомплектМиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
Максимальная дальность, км7,681515
Минимальная дальность, км0,91,50,90,3
Длина ракеты, мм28383417 (3120)28752876
Диаметр корпуса, мм127
Размах крыла, мм528632651
Размах рулей, мм127420453
Стартовая масса, кг75,383,587,790,6
Время управляемого полёта, сек.21215452
Максимальная скорость, м/с550
Допустимая перегрузка при пуске, g3,75-6
Перегрузка перехватываемой цели, g3278
Боевая частьОФ 11,3 кгСтержневая 11,3 кг
Система наведенияИК ГСН
ТГС-13К
ПАРЛ ГСН
ПАРГ-13 (10-20 ГГц)
ИК ГСН «Иней 70»
с охлаждением фреоном
ИК ГСН «Иней-М»
с охлаждением фреоном
Взрывательнеконтактный
оптический 454-К
неконтактный
радиовзрыватель «Ястреб»
неконтактный
радиолокационный «Синица»
Двигательная установкаПРД-80АПРД-80АПРД-240ПРД-240

Зарубежные варианты

Эксплуатанты

Афганистан Афганистан
Алжир Алжир
Ангола Ангола
Болгария Болгария
КНР КНР
Куба Куба
 Чехословакия
ГДР ГДР
Египет Египет
Финляндия Финляндия
Индонезия Индонезия
Индия
Ирак Ирак
Ливия Ливия
КНДР КНДР
Польша Польша
Румыния Румыния
СССР СССР
Сирия Сирия
Вьетнам Вьетнам
Йемен Йемен

Примечания

  1. ↑ История предприятия Архивная копия от 18 мая 2010 на Wayback Machine Оф.сайт ОАО ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова
  2. 1 2 Р-13
  3. ↑ Р-3С
  4. ↑ «Sidewinder Room, » U.S. Naval Museum of Armament and Technology, Naval Air Weapons Station China Lake
  5. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
  6. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 2
  7. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  8. ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  9. ↑ Syrian Air-to-Air Victories since 1948
  10. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  11. ↑ Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Оправдавший предназначение // АиВ, № 5, 2007
  12. ↑ Авиация ПВО России и научно–технический прогресс. — Дрофа, 2004. — С. 196. — 816 с. — ISBN 5-7107-8418-4.
  13. Beech, Eric. Iran and Romania reveal new weapons.  (англ.) // Flight International, 20 May 1989, p. 16

Литература

  • Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16-18. — ISSN 0130-2701.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikiredia.ru

Ракета Р-3 (Р-13). Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты

Ракета Р-3 (Р-13)

В 1956 г. в ходе воздушного боя над Тайваньским проливом американские самолеты F-105 выпустили по китайским МиГам несколько ракет «Сайдуиндер» AIM-9B, которые упали на китайской территории. Китайцы отправили ракеты в Москву, где их старательно изучили в ОКБ- 134 и НИИ-2.

В 1957 г. было принято решение скопировать «Сайдуиндер» под индексом Р-13. Саму ракету Р-13 делали в ОКБ-134 под руководством И.И Торопова, а инфракрасные головки самонаведения создавали на конкурсной основе ИГС-59 в НИИ-10 и ТГС-13К в ЦКБ «Геофизика». Конкурс выиграло ЦКБ «Геофизика».

В 1961 г. началось серийное производство Р-13, а в 1962 г. эта ракета под индексом Р-ЗС с ТГС-13К была принята на вооружение истребителей МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ.

Ракета Р-ЗС была создана по аэродинамической схеме «утка». Крыло ракеты оснащено роллеронами. Длина ракеты 2840 мм, диаметр корпуса 127 мм, размах крыла 528 мм. Стартовый вес ракеты 75,3 кг. Вес боевой части 11,3 кг.

Дальность стрельбы ракеты на большой высоте от 1 2 до 7 км, на малой высоте 0,7-2 км

В середине 1960-х гг. на вооружение истребителей МиГ-21МБ и МиГ-21 бис поступила модификация Р-13 с радиолокационной головкой самонаведения, получившая индекс Р-ЗР.

Ракета Р-3Р имела несколько большую длину (3417 мм) и вес (83,5 кг). Максимальная дальность стрельбы – до 10 км.

Как и большинство других, ракеты типа Р-13 в различных документах имели кучу других индексов. Так, Р-ЗС еще называлась К-13 и изделие 310, а Р-ЗР – К- 13Р и изделие 320.

Ракета Р-13М

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *