Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук
Полеты «трёхмаховых» летательных аппаратов сопровождались бешенным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо.
При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.
Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разряженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным — температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.
За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий…
Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.
Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.
На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.
Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!
Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять «планку» в 3 Маха. Среди всего многоообразия противокорабельного ракетного оружия, во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:
— ЗМ80 «Москит» (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,8М, на уровне моря — 2М)
— ЗМ55 «Оникс» (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М)
— ЗМ54 «Калибр»
— а, также, российско-индийский «БраМос» (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).
Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный «Калибр». Благодаря многоступенчатой компоновке, его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго — отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.
Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми «Калибрами», устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).
Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле, еще только завтрашний день.
Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета («Москит», «Оникс», «Брамос») отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.
Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.
На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.
ЗМ22 «Циркон» — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?
Ракета, о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос — насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?
Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.
Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.
Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства «Калибр». Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных «Орланах».
Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.
Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М — следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одного индекса, чтобы понять о чем идет речь.
Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ «Форт»:
Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Стартовая масса 1,9 тонны.
Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.
Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.
Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).
ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 «Фаворит»
Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?
Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.
Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей? Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука.
Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.
Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?
Система наведения.
Для обнаружения целей за горизонтом, противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.
Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.
В то же время, обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).
Двигатель.
Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 км (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.
Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями — для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.
Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.
Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера — американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.
Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!
Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.
Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.
Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем Стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего, обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.
Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.
А) стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.
Б) из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.
В) выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)
В тоже время, негативными моментами станут:
1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.
Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.
Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.
2. Вторая проблема — слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.
Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).
Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.
Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000 — 10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочиcленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.
Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана, исходя из примеров существующих ракет).
/Олег Капцов, topwar.ru/
army-news.ru
Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук » Военное обозрение
Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.
Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.
За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий…
Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.
Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.
На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.
Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!
Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.
Среди всего многообразия противокорабельного ракетного оружия во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:
ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров — 2,8М, на уровне моря — 2М).
ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М).
ЗМ54 “Калибр”.
И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).
Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.
Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).
Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.
Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.
Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.
На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.
ЗМ22 “Циркон” — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?
Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?
Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.
Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.
Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.
Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.
Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М — следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.
Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”
Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.
Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.
Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.
Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).
ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”
Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?
Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.
Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?
Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.
Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?
Система наведения.
Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.
Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.
В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).
Двигатель.
Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.
Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями — для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.
Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.
Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.
Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!
Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.
Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.
Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.
Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.
А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.
Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.
В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)
В то же время негативными моментами станут:
1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.
Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.
Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.
Вторая проблема — слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.
Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).
Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.
Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000—10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.
Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).
topwar.ru
почему НАТО боится нового российского оружия
Западные военные спецы в панике: если эти «Цирконы» русских, действительно, летают с объявленной скоростью (в 8 раз быстрее звука!), то в ближайшие 30, а то и 50 лет защиту от них придумать не сможет никто! Получается, самой сильной военно-морской державе мира – США, — придется ставить крест на дюжине своих хваленых авианосцев. Да и на всех других надводных кораблях, беззащитных перед «Цирконом».
Военный обозреватель Крис Плейзенс в недавнем выпуске Mail Online (этот сайт — один из самых популярных новостных ресурсов в мире) утверждал, что «русская гиперзвуковая ракета способна уничтожить авианосец одним ударом». И редактор американского журнала National Interest Гарри Джей Казьянис уже отвесил комплимент нашему «Циркону». Он уверен: такие ракеты могут превратить «суперкорабли Америки в многомиллиардные кладбища для тысяч моряков».
Тем временем ВМС США намерены в этом году принять в боевой строй головной атомный авианосец нового типа Gerald R. Ford. На верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии этому суперкораблю ставят последние заклепки. Он заменит уходящего на пенсию собрата — Enterprise.
Обожающий гигантоманию Пентагон намерен построить еще с десяток таких огромных посудин (головной корабль для бюджета США стал золотым – за него отвалили аж 15 млрд. долл.). Весть о сверхскоростных русских «Цирконах» уже заставила некоторых американских экспертов сделать печальный вывод: уже сейчас по авианосцу Gerald R. Ford можно служить траурную мессу — из-за «Цирконов» .
Наша гиперзвуковая ракета еще испытывается, а о ней уже слагают легенды и боятся ее
Похоже, и США, и другие страны НАТО будут вынуждены радикально перекраивать свои военно-морские доктрины и тратить сотни миллиардов долларов на поиск «противоядия». Пока его не найдут, американским адмиралам придется пересмотреть планы строительства новых авианосцев. Возможно, будет взят курс на то, чтобы львиную часть флота прятать под водой – клепать подлодки, невидимые для «Циркона».
Уникальные ТТХ российской суперракеты ставят под вопрос и систему американской противоракетной обороны (ПРО) в Европе и Азии. По той же причине, — в мире пока нет таких «электронных мозгов», которые могли бы мгновенно засечь полет летящей с бешеной скоростью ракеты, прицелиться и поразить ее.
Да, звук нашей ракеты современными средствами засечь можно, а поразить – нельзя. Скорость полета «Циркона» — рекорд мира для оружия такого класса. Что в разы сокращает время преодоления зон поражения комплексов ПВО или ПРО. И потому делает бессмысленными любые попытки прикрыть корабль или любой сухопутный объект от поражения.
Но что такое 8 Махов? В мире принято считать за один Мах скорость распространения звука в воздухе – 341 метр в секунду. А наш «Циркон» во время испытаний за ту же секунду пролетел аж 2648 метров. За 1 минуту ракета преодолевает почти 160 км!
Допустим, установка нашего «Циркона» дислоцируется под Калининградом. До американской базы противоракетной обороны в Польше (Редзиково) — не больше 200 км. Чтобы поразить этот стратегический объект США «Циркону» потребуется меньше полутора минут! А системы, способной отразить российскую ракету, ни у кого в мире нет. Ведь даже и самая новая зенитная американская ракета SM-3 Block II (входящая в систему ПРО) способна перехватывать и уничтожать цели, летящие со скоростью не более 4,5 Маха. И не менее разрекламированная английская высокоскоростная ракета Sea Ceptor морского базирования, которая (теоретически) могла бы потягаться с нашим «Цирконом», может сбивать ракеты, имеющие скорость до 2300 миль (или примерно 4000 км в час). А наша ракета за час пролетает более 9600 км. И это — при скорости в 8 Махов. А конструкторы обещают, что в недалекой перспективе она доберется и до 10, и даже до 12-13 Махов.
СПРАВКА «КП»
О первом испытании гиперзвуковой ракеты «Циркон» сообщалось 17 марта 2016 года.
В феврале 2017 появились сообщения об испытаниях на морской платформе.
В апреле 2017 года источник в ВПК РФ сообщил об успешном испытании ракеты, преодолевшей скорость в 8 Махов.
Разрабочик: НПО машиностроения
Данной ракетой планируют заменить ракету П-700 «Гранит»
«Циркон» может запускаться с тех же пусковых, что и новейшие российские противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» и «Калибр»
Приблизительные ТТХ: Дальность стрельбы – по ряду источников 350—500 км., но это может быть дезинформацией вероятных противников
длина: 8—10 м.
скорость: 8 скоростей звука (число Маха = 8)
Возможные носители:
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
атомные эсминцы проекта «Лидер»
атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М»
атомные подлодки пятого поколения «Хаски» в модификации для уничтожения авианосных ударных групп
Принятие «Цирконов» на вооружение ожидается в 2018 году.
СКАЗАНО!
Джерри Хендрикс, директор программы стратегии и оценки обороны в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security), капитан 1 ранга в отставке: — Умопомрачительные финансы на строительство кораблей типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», выбрасываются на ветер. «Золотой век» авианосцев ВМС США завершился в тот момент, когда Россия и Китай сумели поставить на боевое дежурство береговые ракетные комплексы большой дальности.
Высокий потенциал российских и китайских противокорабельных крылатых и баллистических ракет и сил ПВО в случае войны заставит авианосные ударные группы ВМС США держаться вдали от вражеского побережья. Что сделает удары палубной авиации малоэффективными.
Новайшая гиперзвуковая ракета.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Как «золотые головы» нашей ВПК законы физики перехитрили
«Циркон» рождался в инженерно-конструкторских муках.
В сентябре 2016 года глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое оружие может появиться в России только «в начале следующего десятилетия. Создать с нуля гиперзвуковое оружие невозможно, но технологии уже достигли необходимого уровня».
Главная проблема, по словам Обносова, в том, что никто не знал, как повлияют на работу ракеты скорости в 8–10 Махов. «При таких условиях у поверхности ракеты образуется плазма, температурные режимы запредельны», — сказал он.
Эксперименты с ракетой, летевший даже со скоростью трех Махов, вызывали бешеный нагрев аппарата. При таких температурах теряют механические свойства титановые сплавы, плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. Наши ученые и инженеры бились с обжигающей яростью атмосферного нагрева много лет. Предлагались бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий… Проблему удалось решить. А способ ее решения еще долго будет военной тайной.
Кстати генералы Пентагона утверждали, что полет ракеты со скоростью, превышающей 7 Махов — это фантастика. Оказалось, в России это стало былью! «Золотые головы» нашего ВПК сумели перехитрить законы физики!
www.nsk.kp.ru
Почему российская ракета «Циркон» пугает Запад
Рекордная скорость полета новой российской гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Циркон» делает ее неуязвимой для любых радаров и ПРО как США и Европы, так и всех остальных стран мира.
Об этом в интервью ФБА «Экономика сегодня» рассказал военный эксперт Алексей Леонков.
«Ракета Циркон» уникальна тем, что ее просто невозможно засечь существующей техникой. Современные радары основаны на принципе, когда радиолокационное оборудование облучает цель и анализирует вернувшийся на антенну-приемник сигнал. На военных кораблях ВМФ США состоят РЛС, скорость работы которых не превышает 2,5 чисел Маха, на большинстве станции еще более медленные – «работают» по цели на скорости около 2 Маха. Своевременно обнаружить «Циркон» они просто не в состоянии», — отмечает специалист.
Ранее СМИ со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщили о невероятных возможностях новой российской гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Циркон» — в ходе испытаний она превзошла свою же рекордную скорость полета. Датчики зафиксировали, что маршевая скорость ракеты достигла 8 чисел Маха (1 число Маха примерно равно скорости звука в земной атмосфере – прим. «Экономика сегодня»). По предварительным данным, «Циркон» можно отправлять из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». Согласно открытым источникам, в 2017-м новая ракета проходит государственные испытания, после чего «должна пополнить боекомплекты тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».
«Мало засечь подлетающий снаряд – нужно успеть его перехватить. Особенность полета «Циркона» – финишный участок до цели ракета преодолевает на сверхнизких высотах в 5-10 метров. Разрекламированная американцами противоракетная система «Иджис» способна бороться с целями лишь на высоте от 50 метров, ничего лучше у Запада на сегодняшний день просто нет. Российские ракеты «Оникс» и «Яхонт» тестировались в условиях шестибального шторма, и свои цели они находили. Более новый «Циркон», надо полагать, получит еще и способность к маневрированию, это свойство добавит преимуществ в неуязвимости ракете при уже имеющихся уникальных характеристиках», — полагает эксперт.
Принятия на вооружение гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Циркон» российское командование ждет давно. Принципиальным отличием этой ракеты является значительно большая (5-6 чисел Маха) скорость полета по сравнению как с российскими, так и с иностранными аналогами. На сегодняшний день в мире практически не существует зенитных ракет, способных сбивать гиперзвуковые цели. Планируется заменить данной ракетой тяжелую противокорабельную ракету П-700 «Гранит». Дальность полета «Циркона», согласно открытым источникам, 350-500 км.
Помимо ракетных крейсеров, ими планируется оснастить атомные эсминцы проекта «Лидер», атомные подлодки класса «Ясень» и атомные субмарины пятого поколения «Хаски», модифицированные для уничтожения авианосных ударных групп. В конце марта 2017-го глава Минобороны РФ Сергей Шойгу назвал «Цирконы» «главной ударной силой флота РФ». И анонсировал: производство ракет начнут в 2018 году. По словам министра, «Циркон» одним ударом сможет уничтожить новейший британский авианосец.
«Особенность российского флота в том, что в его распоряжении имеется лишь один авианосец, тогда как у потенциальных противников на вооружении их немалое количество. Как известно, военная доктрина РФ подразумевает оборонных характер российской военной политики. «Циркон» полностью отвечает этим целям и действительно способен вывести из строя одним ударом авианосец противника, вплоть до затопления. К примеру, ракеты предыдущего поколения способны оставить в корпусе такого корабля пробоины в 40 квадратных метров. В зависимости от установленной на нем боевой части, «Циркон» может даже превзойти эти достижения.
Долгое время в России не строили крупных кораблей, вроде «Петра Великого» или ракетный крейсер «Варяг». Судостроительные мощности в СССР для подобных проектов находились лишь в одном городе – украинском Николаеве. Сегодня Объединенная судостроительная корпорация РФ обзаводится новыми мощностями и в перспективе российский флот пополнится новыми ракетными крейсерами и современными авианосцами. Тогда появятся изменения в военной доктрине и новые цели для океанических групп кораблей. Безопасность их будут обеспечивать «Цирконы» – противопоставить этим ракетам Западу просто нечего», — заключает Алексей Леонков.
Андрей Орешкин, ФБА «Экономика сегодня»
news-front.info
какой будет новейшая гиперзвуковая ракета
В Минобороны РФ косвенно подтвердили наличие работ по созданию гиперзвуковых ударных средств: на сайте военного ведомства появилось сообщение, что в рамках программы вооружения на 2018–2025 годы предусматривается «завершение разработки и поставка в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов, оружия на новых физических принципах, а также целого ряда традиционных образцов ВВСТ следующего поколения».
Это стало своеобразным комментарием к субботнему сообщению агентства ТАСС о том, что в ходе испытаний новейшей российской ракеты «Циркон» достигнута скорость в восемь Махов – девять тысяч километров в час. Ни ТАСС, ни тем более Минобороны уточнять детали испытаний не стали.
Объяснений закрытости программы «Циркон» более чем достаточно. Гиперзвук – один из главных фетишей идущего сейчас соревнования России и США в области создания передовых военных технологий. Число Маха, или М, определяет отношение локальной скорости потока к скорости звука – 331 м/сек. Превысить скорость звука в шесть, восемь, десять раз – одна из глобальных задач развития современного авиа- и ракетостроения.
С военной точки зрения гиперзвуковые летательные аппараты – крайне эффективное ударное средство. Гиперзвуковой полет неразличим для современных средств радиолокации. Не существует и даже не предвидится создания средств перехвата подобных ракет.
В США с этим связывают реализацию программы «Быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike (PGS)), которая позволит американским военным наносить точечные удары по любому региону мира в течение 60 мин от момента принятия решения. Для нас это возможность парировать данную угрозу оружием, которое с такой же скоростью сможет достичь любой цели в Мировом океане или на территории Америки.
В августе 2014 года американцы провели пуск гиперзвуковой ракеты Х-43А с полигона Кодьяк на Аляске. Набрав скорость около 6,5 тыс. км/час, через семь секунд работы аппарат сгорел в атмосфере. Тем не менее в Вашингтоне назвали этот полет успешным: машина продемонстрировала способность набрать требуемое ускорение. В декабре 2015 года НПО машиностроения, а вслед за ним Минобороны также сообщили «об испытании некоей ракеты» на полигоне под Архангельском.
Какой именно, сообщили уже менеджеры совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace Limited. Взяв за основу российскую сверхзвуковую ракету П-800 «Оникс»/«Яхонт», на предприятии создали ее индийский аналог «БраМос». Представитель компании Правин Патак сообщил, что в Индии создан и проходит испытания гиперзвуковой «БраМос-2».
Нетрудно предположить, что если существует индийский, то есть и российский вариант такой ракеты. Судить об этом можно по еще более ранней информации в корпоративной газете НПО машиностроения «Трибуна ВПК», сообщившей, что еще в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22 – межвидового ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон».
Так что же такое «Циркон»? Судить об этом можно по информации все тех же BrahMos Aerospace Limited. На одной из международных выставок они показали макет «БраМос-2»: расплющенный лопатовидный нос, рубленые формы самого корпуса. Ракета двух ступенчатая: первая – пороховой ускоритель, вторая – жидкостной реактивный двигатель.
Почетный генеральный директор и почетный генеральный конструктор ОАО «ВПК НПО машиностроения» профессор МГТУ имени Баумана Герберт Ефремов в своем интервью «Известиям» объяснил, что «рубленые формы» и «лопатовидный нос» изделия необходимы для обеспечения нормальной скорости горения топлива в двигателе. При гиперзвуковом полете невозможно обеспечить этот процесс, не снизив скорость поступающего в камеру сгорания воздуха до сверхзвукового порога. Поэтому, как отметил конструктор, длительный гиперзвуковой полет могут обеспечить исключительно жидкостные реактивные двигатели.
В сообщении ТАСС и комментарии Минобороны ничего не говорится о параметрах испытаний, в ходе которых были достигнуты восемь Махов. Проходил этот полет секунды или минуты, какое расстояние пролетела машина, был ли этот полет управляемым, или нет? Покров тайны так и остается над «Цирконом». Хотя уже известно, что ряд российских кораблей получил универсальные пусковые установки «револьверного типа» 3С-14. Предназначены они для размещения и запуска противокорабельных крылатых ракет 3М-55 «Оникс» и дальнобойных 3М-54 «Калибр». «Циркон» идет им на смену, из чего можно сдать вывод, что в 2018 году новую ракету получат сразу несколько типов российских надводных, подводных кораблей и береговых ракетных комплексов.
Это могут быть тяжелые атомные крейсеры 1144-го проекта типа «Орлан». Головной крейсер этого проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит на модернизации на Северодвинском предприятии «Звездочка». По словам замминистра обороны Юрия Борисова, принято решение модернизировать под размещение «Ониксов» и «Калибров» четыре из восьми находящихся в составе Военно-морского флота АПЛ проекта 949.
Работы будут проходить на дальневосточном заводе «Звезда», находящемся в бухте Большой Камень. Расположенные по бортам субмарин пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Гранит» (по классификации NATO SS-N-19 Shipwreck – «Кораблекрушение») будут заменены на новые ПУ. Это позволит не только увеличить боезапас корабля с 24 до 72 ракет, но и разместить на нем новое оружие.
По аналогии с надводными и подводными крейсерами «Циркон» встанет на вооружение и береговых ракетных комплексов «Бастион» с ракетами «Оникс». Нет сомнения, что российско-индийская BrahMos Aerospace Limited интегрирует новую ракету в состав вооружения истребителя Су-30МКИ. Испытания машины с ракетой «БраМос» начались в прошлом году.
tvzvezda.ru
ракета «Циркон» сделает бессмысленным существование ПРО врага
Новая российская гиперзвуковая ракета может сделать бессмысленной американскую систему ПРО и дать нам преимущество на 30 лет вперед.
Сообщение об успешных испытаниях новейшей российской гиперзвуковой крылатой противокорабельной ракеты «Циркон» стало настоящей сенсацией. Шутка ли, этот девайс достиг восьми скоростей звука, то есть 2,5 км/сек. Это достижение уверенно выводит Россию вперед в одной из самых перспективных областей. Ведь разработки гиперзвуковых аппаратов, кроме нас, ведут США и Китай, однако им пока не удалось явить миру что-либо подобное.
Бег с препятствиями
Рекорд скорости для современных противокорабельных ракет – 2,5 Маха (М), или две с половиной скорости звука. Такие ракеты запускаются в предполагаемом направлении движения цели. Однако даже при такой скорости полета ракеты цель может изменить направление и уйти за пределы сектора обнаружения головки самонаведения.
Преградой дальнейшему повышению скорости является тепловой барьер. Полеты прототипов на 3 М сопровождались нагревом кромок воздухозаборников и передней кромки крыла до 300 °С, а остальной части обшивки – до 250. При 230 °С снижается прочность дюралюминия, при 520 °С теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. А при температурах выше 650 °С плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. И это при полетах в стратосфере на высоте 20 км в сильно разреженном воздухе.
Достижение скорости 3 М на меньших высотах не представляется возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений. Но на высотной траектории противник уже через секунды после старта заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки. А что произойдет, если его радар ракету потеряет? Ну, скажем, ее окутает облако плазмы, как происходит на скоростях более 4 – 5 М, то есть на гиперзвуке? Скорее всего, решит, что сигнал был ложным, и махнет рукой. Но как добиться такой скорости, если конструкция нагревается и топливо закипает?
Для достижения гиперзвука ракете требуется водород или хотя бы топливо, состоящее в значительной мере из водорода. Но газообразный водород имеет малую плотность, а хранение жидкого водорода создает непреодолимые технические сложности. Кроме того, плазменное облако сожжет радиоантенны, что приведет к потере управляемости аппаратом.
Вспомнить все
На советской еще гиперзвуковой ракете Х-90 ГЭЛА эти недостатки превратили в достоинства. Проблему охлаждения корпуса и водородного топлива решили таким образом, что в качестве его компонентов стали использовать смесь керосина и воды. После нагрева она подавалась в мини-реактор, где проходила реакция, в результате которой вырабатывалось водородное топливо. Этот процесс одновременно приводил и к сильному охлаждению корпуса машины.
Не менее оригинально была решена проблема обгорания радиоантенн, в качестве которых стали использовать само плазменное облако. При этом оно позволяло аппарату не только двигаться в атмосфере со скоростью 5 М, но и резко менять направление полета. Кроме того, плазменное облако еще и создавало эффект шапки-невидимки для радаров. ГЭЛА летала на 3000 км и, предположительно, могла нести два ядерных боеприпаса. К сожалению, программу закрыли в 1992 году, потом в стране кончились деньги, и казалось, что о полетах на гиперзвуке забыли.
Рождение ракеты
В 2011 году НПО машиностроения создало группу конструкторов для разработки гиперзвукового корабельного ракетного комплекса ЗК22 «Циркон». Первые испытания и первые неудачи пришлись на 2012 и 2013 годы. На устранение недоработок ушло три года, и только в 2016-м, после испытаний с наземного стенда, разработчики заявили о создании нового гиперзвукового ракетного оружия. При этом было сказано, что в серию оно может пойти с 2017 года.
Конечно, результаты испытаний подобного оружия – тайна за семью печатями, но кое-какие предположения о характеристиках «Циркона» первой модификации сделать можно.
Уже первая модификация этой ракеты будет иметь дальность около 500 км при скорости 2,5 км/сек, а с увеличением скорости до 3,5 км/сек дальность возрастет втрое. Ничего подобного «Циркону» у США нет и в ближайшее время не предвидится. Надо понимать, что при скоростях этой ракеты, в восемь-десять раз превышающих скорость звука, никакими ракетами противовоздушной обороны ее не сбить. Так, время реакции ракетного комплекса ПВО США системы Aegis составляет порядка 8–10 сек. «Циркон» при скорости 2 км/сек за это время пролетит до 25 км, система ПВО физически не успеет отработать такую цель.
Ракеты-перехватчики наземного базирования также не успевают догнать «Циркон» и могут быть применены только на встречных курсах. То есть «Цирконы» специально предназначены для преодоления ПВО противника.
Новая эра
Похоже, первым кораблем, который будет вооружен ЗК22 «Циркон», станет проходящий сейчас модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Вернуться в боевой состав флота корабль должен в 2018 году. Кроме того, после завершения модернизации в 2022 году другой атомный крейсер, «Петр Великий», также будет вооружен этими ракетами.
Сейчас каждый из них имеет 20 пусковых установок ПКР «Гранит», и в каждой может разместиться по три «Циркона». Итого 60 ракет на каждом крейсере вместо 20. А когда у нас появится подлодка пятого поколения «Хаски», на которой будет стоять «Циркон», то можно будет уверенно сказать, что мы добились превосходства над США.
Не случайно конгрессмен Тренд Френкс так прокомментировал ситуацию: «Приближается гиперзвуковая эра. Вражеские разработки коренным образом меняют фундаментальные законы войны». И это действительно так. Появление у нас крылатых гиперзвуковых ракет большой дальности с ядерными боеголовками сделает бессмысленной любую систему ПРО как минимум на 30 лет вперед.
Другие материалы свежего номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты.
tvzvezda.ru
Гиперзвуковая ПКР «Циркон» 3М22: характеристики, испытания, новости
Почти незамеченным прошло сообщение СМИ от 17 марта о начале испытаний российской гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Однако военно-экспертное сообщество успело его оценить. По сути это означает, что российский ВПК вышел на финишную прямую в деле создания супероружия, которому потенциальным врагам в ближайшее время нечего будет противопоставить.
Гиперзвуковая ракета «Циркон». Характеристики
Разработкой крылатой ракеты «Циркон» с 2011 года занимается «НПО Машиностроения». Ее внешний вид и характеристики строго засекречены, что вполне объяснимо. Известно лишь, что это ракета морского базирования с предполагаемой скоростью 5-6 Мах и дальностью полета 300-400 км. В перспективе скорость может быть увеличена до 8 Мах.По мнению некоторых экспертов, «Циркон» — это по сути та же российско-индийская сверхзвуковая ракета «БраМос» только в гиперзвуковом исполнении. Если и дальше продолжить ее «родословную», то новая ракета «Циркон» окажется «внучкой» П-800 «Оникс», на базе которой создавалась «БраМос».
Кстати, в феврале прошлого года представители компании Brahmos Aerospace сообщили о готовности создания гиперзвукового двигателя для совместного детища в ближайшие 3-4 года.
Первые результаты испытаний
Первые испытания ракеты «Циркон» были проведены в Государственном летно-испытательном центре (г. Ахтубинск) в 2012-2013 годах. На «роль» носителя был выбран дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Тестирование было продолжено, спустя 2 года, но уже с наземной пусковой установки. Ту-22М3О том, что у России в ближайшее время появится новое грозное оружие стало понятно после успешных испытаний в прошлом году. В текущем году испытания должны завершиться, а через год «Циркон» предполагается запустить в серийное производство.
Проблемы, возникшие в процессе разработки
Чтобы ПКР «Циркон» стала гиперзвуковой ее создателям пришлось изрядно потрудиться. Одна из основных проблем – чудовищный перегрев корпуса во время полета на гиперзвуковой скорости с последующим образованием облака плазмы. Как оказалось, в нем практически «слепнет» одна из основных систем ракеты, отвечающая за самонаведение. Стало очевидным, что для «Циркона» потребуется электронная начинка нового поколения.Для разгона ракеты было решено использовать прямоточный ракетный двигатель со сверхзвуковым горением на топливе с увеличенной энергетической энергоемкостью – «Децилин-М». Чтобы решить весь комплекс проблем, к разработке изделия были привлечены лучшие российские специалисты в области аэродинамики, двигателестроения, материаловедения и электроники.
Перспективы
Изначально «Цирконы» проектировались, как «убийцы авианосцев» — ракеты морского базирования, которыми оснастят АПЛ 5-го поколения «Хаски». Однако нетрудно предположить, что со временем они смогут стартовать с надводных кораблей, наземных пусковых установок и с борта ударных самолетов.Оснащение Российской Армии ракетами «Циркон» может серьезно повлиять на соотношение сил. Во-первых, станут еще более уязвимы ударные авианосные соединения США. Во-вторых, уникальные скоростные и маневренные характеристики отечественной гиперзвуковой ракеты сведут практически до нуля эффективность американской ПРО.
Гиперзвуковые проекты США и других стран
Однако не стоит списывать со счетов основных российских конкурентов. Еще в начале 2000-х в период президентства Джорджа Буша младшего началась разработка доктрины быстрого глобального удара, где основная ставка делалась на гиперзвуковые крылатые ракеты с дальностью действия 6000 км.В рамках доктрины уже идут испытания ракеты AHW, а на очереди – проект HTV-2 по созданию ракеты, способной достичь скорости 20 Мах с дальностью поражения 7700 км. В марте прошлого года компания Lockheed Martin начала разработку гиперзвукового беспилотника SR-72.
Гиперзвуковой тренд в центре внимания ВПК Китая. Так год назад были протестированы гиперзвуковые летательные аппараты DF-ZF и Yu-71. В Индии ведутся разработки тактической ракеты класса «земля-земля» Shaurya, достигающей скорости 7 Мах. Не отстает и Франция со своим гиперзвуковым проектом крылатой ракеты «воздух-земля» ASN4G с ядерной боеголовкой и скоростью 8 Мах.
www.techcult.ru