Содержание

Универсальный пулемёт Березина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 8 сентября 2018. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах. Стабильная версия была проверена 8 сентября 2018. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах. Перейти к навигации Перейти к поиску
Универсальный пулемёт Березина

Пулемёт УБТ в Рязанском музее Дальней авиации
(сентябрь 2010)
Тип авиационный пулемёт
Страна СССР СССР
История службы
Годы эксплуатации 22 апреля 1941 года
Войны и конфликты

ru.wikipedia.org

Универсальный пулемёт Березина отмечает юбилей » Военное обозрение

13 апреля 1939 года, ровно 75 лет назад, на вооружение Красной Армии постановлением Комитета обороны был принят синхронный пулемет БС конструкции М. Е. Березина. Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета конструктор начал еще в 1937 году. Пулемет изначально создавался под мощный патрон от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре-декабре 1938 пулемет БС прошел серию заводских и полигонных испытаний. 13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны он был запущен в серийное производство.

12,7-мм авиационный пулемет создавался для борьбы с самолетами противника — истребителями и бомбардировщиками. Это и было его основным предназначением. Пулемет относился к системам автоматического оружия, действие которых основано на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особого клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, который приводился в действие от специальной боевой пружины.


Имеющийся спусковой механизм обеспечивал ведение лишь непрерывной стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Питание БС патронами осуществлялось при помощи звеньевой металлической ленты, механизм подачи ленты был ползункового типа. При этом подача патронов из приемника в патронник была не прямой. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, который соединялся с затворной рамой при помощи специального вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит с помощью зацепов затвора, а ее отражение — последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета располагался специальный буфер подвижных частей. Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.

Березин Михаил Евгеньевич

К достоинствам данного 12,7-мм пулемета БС можно было отнести: удачную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом; простое заряжание и разряжание; высокий темп стрельбы; быструю смену ствола и устранение задержек; сравнительно малое количество деталей и простое устройство механизма. Первый авиационный пулемет БС был выпущен уже в октябре 1938 года. Проведенные на заводе испытания продемонстрировали его хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Два других авиационных пулемета, которые были собраны в декабре того же года, также успешно прошли серию наземных испытаний.

Несмотря на наличие ярких положительных качеств, пулемет БС обладал и рядом достаточно серьезных недостатков. Главным из них можно назвать трудности с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи тросовой системы, которая требовала от пилота больших физических усилий, иногда в самые решительные и ответственные моменты боя. Помимо этого, были выявлены дефекты, связанные с недостаточной живучестью некоторых деталей автоматики, и также требовали устранения причины появления некоторых задержек в работе пулемета.

Принимая всё это во внимание, конструктор-оружейник приступил к работе над усовершенствованным образцом своего пулемета, который получил обозначение УБ (универсальный Березина). Пулемет был создан в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного и спускового механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС использовалось дистанционное управление системой перезарядки пулемета в случае появления задержек в стрельбе во время полета. Перезарядка осуществлялась с использованием сжатого воздуха.


Пулеметы УБ

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г. И. Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа.

Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м авиационном истребительном полку на самолетах И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42-48 градусов по Цельсию.

Действие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.


Установка пулемета УБС на Як-9Т

После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н. П. Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без каких-то серьезных конструктивных изменений смог легко переделать свой авиационный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также во время войны было предпринято несколько попыток использовать пулемет Березина в сухопутных войсках. Так, в 1941 году испытания проходила установка И. С. Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.


Пулемет УБТ

Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение.

Синхронные пулеметы Березина УБС были установлены на многих моделях советских истребителей, в частности: И-15, И-153БС, И-16 типа 29, Як-1Б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Крыльевые пулеметы Березина УБК были смонтированы на пикирующем бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15, также они могли использоваться на самолете МиГ-3, подвешиваясь на специальных крыльевых контейнерах.

Турельные пулеметы Березина УБТ устанавливались на советские бомбардировщики и штурмовики СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2 и Пе-8.

Тактико-технические характеристики УБ:


Масса: УБС — 21,45 кг, УБК — 21,14 кг, УБТ — 21,43 кг.
Используемый патрон: 12,7х108 мм.
Скорострельность: УБК и УБТ — 800-1050 выстр./мин, УБС — 700-800 выстр./мин.
Начальная скорость полета пули: 814-850 м/с.

Источники информации:
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-7905.htm
http://www.23ag.ru/html/ubs.html
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_03/p2.php
http://www.soslugivci-odnopolhane.ru/orugie/5-orugie/93-avia-pulemet.html?start=7

topwar.ru

Авиационный крупнокалиберный пулемет УБ. — Российская авиация

Авиационный крупнокалиберный пулемет УБ.

Разработчик: М.Е.Березин
Страна: СССР
Начало разработки: 1937 г.
Испытания: 1938 г.
Принят на вооружение: 1941 г.

В 1937 году М.Е.Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре — декабре 1938 года синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 года еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный), который по праву заслужил звание лучшего в своем классе, постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Любопытно, что на момент появления первых прототипов пулемета фамилии конструктора в то время не знали даже в Управлении вооружения ГУ ВВС КА, поэтому в некоторых документах наименование пулемета писали так — 12,7-мм пулемет «Березина» — полагая, что оно выбрано по имени реки.

Михаил Евгеньевич Березин начал трудовую деятельность в девять лет, работая батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. В 1926 году поступил на рабфак при Ленинградском политехническом институте, затем в Ленинградский военно-механический институт, после окончания которого в 1934 году он работал на Тульском оружейном заводе сменным мастером, затем инженером-конструктором. В 1935 году перешел в конструкторское бюро, где разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, который стал первой самостоятельной работой молодого конструктора.

Михаил Евгеньевич Березин.

Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета Михаил Евгеньевич Березин начал еще в 1937 году. Характерно, что задания «сверху» на создание оружия в рамках какой-либо государственной программы не было. Видимо работа по проектированию авиационного пулемета была инициирована внутри завода. Пулемет изначально создавался под мощный патрон 12,7 х 108 мм от пехотного пулемета ДШК. В проекте Березин выбрал достаточно популярную в те годы газоотводную схему автоматики, которая имела ряд преимуществ перед другими схемами, в частности, компактность конструкции, надежность работы, меньшую зависимость от разброса мощности патрона, а поскольку ствол при выстреле остается неподвижным, большую кучность стрельбы.

В октябре-декабре 1938 года пулемет БС (Березина-Синхронный) прошел серию заводских и полигонных испытаний, показав исключительно высокие характеристики, хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Так, при массе чуть более 24 кг пулемет имел темп стрельбы до 1000 выстр/мин, при работе с синхронизатором, который неизбежно падал до 700-800 выстр/мин, что все равно превышало таковые показатели у любых современных ему иностранных образцов. А использование исключительно мощного патрона, делало итоговый залп этого оружия самым мощным в мире, сопоставимым с 20-мм системами того времени.

13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны пулемет был запущен в серийное производство.

К достоинствам данного 12,7-мм пулемета БС можно было отнести:
— удачную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом;
— простое заряжание и разряжание;
— высокий темп стрельбы;
— быструю смену ствола и устранение задержек;
— сравнительно малое количество деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на наличие ярких положительных качеств, пулемет БС обладал и рядом достаточно серьезных недостатков. Главным из них можно назвать трудности с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи достаточно архаичной для конца 30-х годов тросовой системы, которая требовала от пилота больших физических усилий, что было недопустимо в бою. Помимо этого, были выявлены дефекты, связанные с недостаточной живучестью некоторых деталей автоматики и также требовали устранения причины появления некоторых задержек в работе пулемета.

Принимая всё это во внимание, Березин приступил к работе над усовершенствованным образцом своего пулемета, который получил обозначение УБ (Универсальный Березина). Пулемет сразу создавался в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного-спускового механизмов, в который были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС устаревшая тросовая механическая схема перезарядки была заменена пневматической, для чего над газоотводной трубкой расположили пневмоцилиндр.

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г.И.Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа, расположенную сверху ствольной коробки в горизонтальной плоскости.

Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м ИАП на истребителях И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42°С … -48°С.

Действие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.

После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть ствола пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н.П.Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах. В 1941 году было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1942-м — около 25 тыс, в 1943 году — 43 690, в 1944 году — 38 340, в 1945 году — 42 952. Таким образом, итоговый объем выпуска пулеметов Березина превысил 150 тыс штук.

Первым самолетом, спроектированным изначально под установку пулемета УБС стал истребитель И-200, будущий МиГ-3. Характерно, что распространенное мнение о слабости вооружения МиГа не совсем корректно, часто довооруженные парой крыльевых пулеметов УБК, «пятиточечные» МиГи имели один из самых мощных залпов среди всех советских истребителей. Позднее синхронные «Березины» стали штатным оружием истребителей ЛаГГ-3, Як-7, Як-9 и Як-3.

Турельный УБТ впервые появился на советском бомбардировщике ТБ-7, в котором даже еще не принятые на вооружение пулеметы Березина располагались в оригинальных установках в гондолах шасси, прикрывая заднюю нижнюю полусферу. Характерно, что на немногочисленных выпущенных ТБ-7 состав вооружения в различных установках постоянно варьировался, но пара УБТ в «шассейных» турелях оставалась неизменной всю войну.

В годы войны основным потребителем турельных пулеметов Березина стали штурмовики Ил-2. Также небезинтересна история появления турельного Березина на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Из воспоминаний Л.Л.Селякова, заместителя директора авиазавода № 22, выпускавшего в годы войны бомбардировщики Пе-2:

«… На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. «Мессер» подходит почти в плотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из «ШКАСа». Видели как он улыбается: Сволочи! Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен минимум пулемет Березина 12,7 калибра… Я в этот день остался на заводе, собрал ребят П.Чугунова, А.Архипова и говорю им: «Ребята, мы должны установить у верхнего стрелка «Пешки» пулемет Березина.» До этого момента, кроме Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занимался. Ребята согласились.

10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под ШКАС. Установка была сделана. Общий вид установки «ФТ» был мной подписан 28 февраля 1942 г. Надо было ее отстрелять в тире. Взяли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха.

Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили «ФТ» (фронт требует). Я зарядил пулемет, не представляя, что это будет за стрельба. Никогда я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. Дальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. Я понял, что пулемет мне не удержать. Я стал падать на спину, судорожно хватаясь за пулемет и, естественно, сжимая курок спуска пулемета. Падая на спину со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу. Комплект был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная. Мгновенно я понял: еще немного и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю свою волю в падении, я отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка «ФТ» жила, действовала и это было главное, а что я оказался слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие пустяки.

Установку закрепили, отстреляли нужное количество боекомплектов и сдали в серию. Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарностями в адрес завода и категорическими требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые испытания были 5 мая 1942 г. под Керчью. Заводские установки «ФТ» испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они как и прежде, заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка.

Несколько установок «ФТ» открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты. Это была победа нового оружия…»

Кроме вышеперечисленных машин турельные УБ составляли основу оборонительного вооружения на бомбардировщиках Ил-4, Ту-2, Ер-2, Ар-2. Башенную турель ставили на транспортных самолетах Ли-2. На пулеметы Березина меняли штатное вооружение на лендлизовских «Бостонах» и «Харрикейнах».

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без каких-то серьезных конструктивных изменений смог легко переделать свой авиационный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также во время войны было предпринято несколько попыток использовать пулемет Березина в сухопутных войсках. Так, в 1941 году испытания проходила установка И.С.Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.

Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение, да и время авиационных пулеметов подошло к концу.

Если сравнить авиационный пулемет Березина с таким классическим и широко распиаренным пулеметом Браунинга AN/M2, составлявшем основу вооружения союзной авиации в годы 2-й Мировой войны, можно заключить, что Браунинг уступал УБ в темпе стрельбы на 24%, в кинетической энергии на дульном срезе на 15%, массе секундного залпа практически в полтора раза. Будучи почти на 8 кг тяжелее, M2 обладал практически вдвое меньшей поражающей способностью, с единственным превосходством над УБ в начальной скорости снаряда (чуть более 1%). При этом, в номенклатуру боеприпасов пулеметов Березина входили разрывные снаряды, которых не было у американцев и англичан. Единственно, чем творение Браунинга превосходило отечественное оружие была широкая унификация американского пулемета, который в различных исполнениях мог использоваться в армии, авиации и флоте. Пулемет УБ все же был узкоспециализированным чисто авиационным оружием.

Сравнивать же пулеметы Березина с немецкими MG-131, итальянскими «Брэда-Сафат» и «Скотти» вообще не имеет смысла, на столько превосходство советского пулемета было подавляющим. Единственным «одноклассником», превосходившим УБ по комплексу данных, стал японский клон Браунинга флотский пулемет Тип 3, да и то лишь за счет применения значительно более мощного и тяжелого боеприпаса калибра 13,2 мм, к тому же, появился он лишь к концу войны.

Справедливости ради стоит отметить, что пулемет Березина не смотря на свои прекрасные характеристики, все же обладал недостатками. Расположенный в задней кабине штурмовика Ил-2 на шкворневой установке пулемет УБТ, частенько страдал отказами при резких перемещениях, которые приводили к изломам слишком жесткой металлической ленты. Также к серьезным недостаткам следует отнести малую унификацию деталей пулемета. В руководстве к пулеметам Березина категорически запрещалось при одновременной разборке нескольких пулеметов смешивать их детали.

Конструктивно пулемет УБ относился к системам автоматического оружия, действие которых основано на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особого клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, который приводился в действие от специальной боевой пружины.

Имеющийся спусковой механизм обеспечивал ведение лишь автоматической стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Стрельба велась с открытого затвора, что предотвращало возможность самовоспламенения очередного патрона при перегреве. Питание пулемета патронами осуществлялось при помощи оригинальной рассыпной металлической ленты суммарной емкостью в 150-250 патронов у турельных версий и до 400 патронов у синхронных и крыльевых версий.

Звенья ленты для пулемета Березина конструктивно были идентичны таковым от пулемета ШКАС, изготавливались штамповкой из низкоуглеродистой стали толщиной 0.95 — 1.1 мм. Шаг ленты, 34 мм был уменьшен по сравнению с неразъемной лентой пулемета ДШК (39 мм) во имя скорострельности. Масса звена составляла 34 грамма. Снаряженную ленту согласно руководства обязательно должны были проверять на гибкост

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Универсальный пулемёт Березина — это… Что такое Универсальный пулемёт Березина?

Универсальный пулемёт Березина

Универсальный пулемёт Березина
Тип:авиационный пулемёт
Страна: СССР
История службы
Годы эксплуатации:22 апреля 1941
Войны и конфликты:Великая Отечественная война
История производства
Конструктор:Березин, Михаил Евгеньевич
Разработан:1938 год
Варианты:УБС, УБК, УБТ
Характеристики
Масса, кг:21,45 кг (УБС)
21,14 (УБК)
21,43 (УБТ)
Патрон:12,7×108 мм
Калибр, мм:12,7 мм
Принципы работы:отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин:
700—800 (УБС)
800—1050 (УБК, УБТ)
Начальная скорость пули, м/с:814—850

УБ (сокр. Универсальный Березина) — 12,7-мм авиационный пулемет оружейника М. Е. Березина. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-е годы. Всего выпущено: в 1941 году — 6300, в 1943 году — 43690, в 1944 году — 38340, в 1945 году — 42952 штук.

История создания

В 1937—1938 гг. Березин спроектировал синхронный пулемёт под патрон 12,7×108 мм, прошедший заводские и полигонные испытания в конце 1938 года. 12 апреля 1939 (до окончания войсковых испытаний) пулемёт БС («Березин Синхронный») был запущен в серийное производство постановлением Комитета Обороны[1].

После доработки и устранения отдельных недостатков (несовершенство системы перезаряжания, недостаточная живучесть некоторых деталей автоматики) на базе БС был разработан пулемёт УБ в трёх модификациях: крыльевой, синхронной и турельной, причём для первых двух была создана система пневматической перезарядки, а для последнего конструктором Г. И. Никитиным — рукоятка перезаряжания рычажного типа.[2] УБ успешно прошёл войсковые испытания за период с 7 января по 22 февраля 1941, и 22 апреля 1941 был принят на вооружение[1] и к производству[3].

Варианты

  • УБС — синхронный, для стрельбы сквозь плоскость вращения воздушного винта. Использовался на самолётах: И-15, И-153БС, И-16 тип 29, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
  • УБК — крыльевой. Использовался на самолётах: Пе-2, МиГ-3 (подвешивался в специальных контейнерах под крылом), УТИ МиГ-15.
  • УБТ — турельная модификация, предназначавшаяся для установки в оборонительных огневых точках. Отличалась тем, что вместо пневматической использовалась механическая перезарядка (рукоятку перезаряжания рычажного типа разработал для него конструктор Г. И. Никитин). Использовался на самолётах: СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4, Пе-8.

Боевое применение

Истребительная авиация

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011.

Основное назначение — борьба с самолётами противника: истребителями и бомбардировщиками. БС к началу войны стояли на самолётах типа Як, МиГ, И-16 тип 29 (только последних к началу войны было около 650)[4] и т. д. Были жалобы в 1941-42 годах на частые отказы пулемета: «…Говорили, что один наш летчик наперерез сунулся, хотел отсечь его. Но у него отказало оружие. Тогда это было частым дефектом. Пулеметы Березина у нас были и пушки ШВАК. Пушки стреляли ничего, а пулеметы часто отказывали. Даже говорят, был большой правительственный разбор из-за того, что часто отказывало оружие.»[5]

Ударная авиация

С началом войны УБТ быстро вытеснил ШКАС из оборонительных установок бомбардировщиков и успешно использовался в них всю войну. С появлением двухместных модификаций Ил-2 на них тоже стал использоваться УБТ.

Фотографии

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Универсальный пулемёт Березина — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Универсальный пулемёт Березина

Пулемёт УБТ в Рязанском музее Дальней авиации
(сентябрь 2010)
Тип: авиационный пулемёт
Страна: СССР СССР
История службы
Годы эксплуатации: 22 апреля 1941
Войны и конфликты: Великая Отечественная война
История производства
Конструктор: Березин, Михаил Евгеньевич
Разработан: 1938 год
Производитель: Ижевский машиностроительный завод
Тульский оружейный завод
Варианты: УБС, УБК, УБТ
Характеристики
Масса, кг: 21,45 кг (УБС)
21,14 (УБК)
21,43 (УБТ)
Длина, мм: 1390 мм[1]
Патрон: 12,7×108 мм
Калибр, мм: 12,7 мм
Принципы работы: отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин:
700—800 (УБС)
800—1050 (УБК, УБТ)
Начальная скорость пули, м/с: 840—860
Универсальный пулемёт БерезинаУниверсальный пулемёт Березина
Внешние изображения
[www.ugv.su/oruzsije/strelkovoe/image/ub_2.jpg Фотграфия вариантов УБ. Сверху вниз: УБТ, УБК, УБС]

УБ (сокр. Универсальный Березина) — 12,7-мм авиационный пулемёт оружейника М. Е. Березина. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-е годы. Всего выпущено: в 1941 году — 6300, в 1943 году — 43690, в 1944 году — 38340, в 1945 году — 42952 штук.

История создания

В 1937—1938 гг. Березин спроектировал синхронный пулемёт под патрон 12,7×108 мм, прошедший заводские и полигонные испытания в конце 1938 года. 12 апреля 1939 (до окончания войсковых испытаний) пулемёт БС («Березин Синхронный») был запущен в серийное производство постановлением Комитета Обороны[2].

После доработки и устранения отдельных недостатков (несовершенство системы перезаряжания, недостаточная живучесть некоторых деталей автоматики) на базе БС был разработан пулемёт УБ в трёх модификациях: крыльевой, синхронной и турельной, причём для первых двух была создана система пневматической перезарядки, а для последнего конструктором Г. И. Никитиным — рукоятка перезаряжания рычажного типа.[3] УБ успешно прошёл войсковые испытания за период с 7 января по 22 февраля 1941, и 22 апреля 1941 был принят на вооружение[2] и к производству[4].

Варианты

  • УБС — синхронный, для стрельбы сквозь плоскость вращения воздушного винта. Использовался на самолётах: И-15, И-153БС, И-16 тип 29, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
  • УБК — крыльевой. Использовался на самолётах: Пе-2, МиГ-3 (подвешивался в специальных контейнерах под крылом), УТИ МиГ-15.
  • УБТ — турельная модификация, предназначавшаяся для установки в оборонительных огневых точках. Отличалась тем, что вместо пневматической использовалась механическая перезарядка (рукоятку перезаряжания рычажного типа разработал для него конструктор Г. И. Никитин). Использовался на самолётах: СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4, Пе-8, A-20 HavocК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 898 дней].

Боевое применение

Истребительная авиация

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Основное назначение — борьба с самолётами противника: истребителями и бомбардировщиками. БС к началу войны стояли на самолётах типа Як, МиГ, И-16 тип 29 (только последних к началу войны было около 650)[5] и так далее.
Были жалобы в 1941-42 годах на частые отказы пулемета: «…Говорили, что один наш лётчик наперерез сунулся, хотел отсечь его. Но у него отказало оружие. Тогда это было частым дефектом. Пулемёты Березина у нас были и пушки ШВАК. Пушки стреляли ничего, а пулемёты часто отказывали. Даже говорят, был большой правительственный разбор из-за того, что часто отказывало оружие.»[6]

Ударная авиация

С началом войны УБТ быстро вытеснил ШКАС из оборонительных установок бомбардировщиков и успешно использовался в них всю войну. С появлением двухместных модификаций Ил-2 на них тоже стал использоваться УБТ.

См. также

Фотографии

Напишите отзыв о статье «Универсальный пулемёт Березина»

Примечания

  1. [www.iz-article.ru/berzin_ub_1.html IZ-article]
  2. 1 2 Широкорад А. Б. [commi.narod.ru/txt/shirad/140.htm 12,7-мм мулемёт Березина]; Часть 1. Пулемётно-пушечное вооружение — Советское пушечно-пулемётное вооружение // [commi.narod.ru/txt/shirad/ История авиационного вооружения]. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  3. [bratishka.ru/archiv/2007/7/2007_7_10.php КОНСТРУКТОРЫ: СОВЕТСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ] // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2007. — № 7.
  4. [vpk-news.ru/articles/6973 Авиационные высокотемпные // Семен Федосеев]
  5. [base13.glasnet.ru/text/shavrov2/t.htm В. Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. Оглавление]
  6. [militera.lib.ru/memo/russian/drabkin_ay3/04.html Военная литература — [Мемуары] — Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941—1942]

Ссылки

  • [23ag.ru/html/ubs.html описание 12,7-мм пулемета Березина на сайте 23ag.ru]
  • [airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru14&page=ub127 описание 12,7-мм пулемета Березина на сайте airpages.ru]

Отрывок, характеризующий Универсальный пулемёт Березина

– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай , – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался .
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся , – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится , – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится , – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c’est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.

wiki-org.ru

Универсальный пулемёт Березина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Универсальный пулемёт Березина

Пулемёт УБТ в Рязанском музее Дальней авиации
(сентябрь 2010)
Тип авиационный пулемёт
Страна СССР СССР
История службы
Годы эксплуатации 22 апреля 1941 года
Войны и конфликты Великая Отечественная война
История производства
Конструктор Березин, Михаил Евгеньевич
Разработан 1938 год
Производитель завод № 2, завод № 74, завод № 536 НКВ
Варианты УБС, УБК, УБТ
Характеристики
Масса, кг 21,45 кг (УБС)
21,14 (УБК)
21,43 (УБТ)
Длина, мм 1390 мм[1]
Патрон 12,7 × 108 мм
Калибр, мм 12,7 мм
Принципы работы отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин
700—800 (УБС)
800—1050 (УБК, УБТ)
Начальная скорость
пули, м/с
840—860
 Универсальный пулемёт Березина на Викискладе

УБ (сокр. Универсальный Березина) — 12,7-мм авиационный пулемёт оружейника М. Е. Березина. Выпускался на Ковровском оружейном (опытная партия)[2], Тульском оружейном[3] и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-х годах. Всего выпущено: в 1941 году — 6300, в 1943 году — 43 690, в 1944 году — 38 340, в 1945 году — 42 952 штук.

В 1937—1938 гг. Березин спроектировал синхронный пулемёт под патрон 12,7 × 108 мм, прошедший заводские и полигонные испытания в конце 1938 года. 12 апреля 1939 (до окончания войсковых испытаний) пулемёт БС («Березин Синхронный») был запущен в серийное производство постановлением Комитета Обороны[4].

После доработки и устранения отдельных недостатков (несовершенство системы перезаряжания, недостаточная живучесть некоторых деталей автоматики) на базе БС был разработан пулемёт УБ в трёх модификациях: крыльевой, синхронной и турельной, причём для первых двух была создана система пневматической перезарядки, а для последнего конструктором Г. И. Никитиным — рукоятка перезаряжания рычажного типа[5]. УБ успешно прошёл войсковые испытания за период с 7 января по 22 февраля 1941, и 22 апреля 1941 был принят на вооружение[4] и к производству[6].

  • УБС — синхронный, для стрельбы сквозь плоскость вращения воздушного винта. Использовался на самолётах: И-15, И-153БС, И-16 тип 29, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
  • УБК — крыльевой. Использовался на самолётах: Пе-2, МиГ-3 (подвешивался в специальных контейнерах под крылом), УТИ МиГ-15.
  • УБТ — турельная модификация, предназначавшаяся для установки в оборонительных огневых точках. Отличалась тем, что вместо пневматической использовалась механическая перезарядка (рукоятку перезаряжания рычажного типа разработал для него конструктор Г. И. Никитин). Использовался на самолётах: СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4, Пе-8, Ил-10[источник не указан 526 дней].
Универсальный пулемёт Березина

Истребительная авиация[править | править код]

Основное назначение — борьба с самолётами противника: истребителями и бомбардировщиками. БС к началу войны стояли на самолётах типа Як, МиГ, И-16 тип 29 (только последних к началу войны было около 650)[7] и так далее. Были жалобы в 1941-42 годах на частые отказы пулемета: «…Говорили, что один наш лётчик наперерез сунулся, хотел отсечь его. Но у него отказало оружие. Тогда это было частым дефектом. Пулемёты Березина у нас были и пушки ШВАК. Пушки стреляли ничего, а пулемёты часто отказывали. Даже говорят, был большой правительственный разбор из-за того, что часто отказывало оружие.»[8]

Ударная авиация[править | править код]

С началом войны УБТ быстро вытеснил ШКАС из оборонительных установок бомбардировщиков и успешно использовался в них всю войну. С появлением двухместных модификаций Ил-2 на них тоже стал использоваться УБТ.

  1. ↑ Универсальный авиационный пулемет системы Березина (УБ). www.iz-article.ru. Проверено 9 мая 2017.
  2. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 63.
  3. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 542.
  4. 1 2 Широкорад А. Б. 12,7-мм мулемёт Березина; Часть 1. Пулемётно-пушечное вооружение — Советское пушечно-пулемётное вооружение // История авиационного вооружения. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  5. ↑ Конструкторы: Советские конструкторы авиационного вооружения // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2007. — № 7.
  6. Семён Федосеев. Авиационные высокотемпные. «Военно-промышленный курьер», № 47 (363) (1 декабря 2010). Проверено 9 мая 2017.
  7. В. Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг.. — 2-е издание, исправленное. — М.: Машиностроение, 1988.
  8. ↑ Микоян Степан Анастасович // Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941—1942 / Составитель Драбкин А.. — М.: Яуза. ЭКСМО, 2006. — С. 111–140. — 512 с. — (Война и мы). — ISBN 5-699-15419-1.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.

ru.wikiyy.com

Универсальный пулемёт Березина отмечает юбилей: panzer038

13 апреля 1939 года, ровно 75 лет назад, на вооружение Красной Армии постановлением Комитета обороны был принят синхронный пулемет БС конструкции М. Е. Березина. Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета конструктор начал еще в 1937 году. Пулемет изначально создавался под мощный патрон от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре-декабре 1938 пулемет БС прошел серию заводских и полигонных испытаний. 13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны он был запущен в серийное производство.

12,7-мм авиационный пулемет создавался для борьбы с самолетами противника — истребителями и бомбардировщиками. Это и было его основным предназначением. Пулемет относился к системам автоматического оружия, действие которых основано на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особого клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, который приводился в действие от специальной боевой пружины.

Имеющийся спусковой механизм обеспечивал ведение лишь непрерывной стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Питание БС патронами осуществлялось при помощи звеньевой металлической ленты, механизм подачи ленты был ползункового типа. При этом подача патронов из приемника в патронник была не прямой. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, который соединялся с затворной рамой при помощи специального вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит с помощью зацепов затвора, а ее отражение — последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета располагался специальный буфер подвижных частей. Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.





Березин Михаил Евгеньевич

К достоинствам данного 12,7-мм пулемета БС можно было отнести: удачную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом; простое заряжание и разряжение; высокий темп стрельбы; быструю смену ствола и устранение задержек; сравнительно малое количество деталей и простое устройство механизма. Первый авиационный пулемет БС был выпущен уже в октябре 1938 года. Проведенные на заводе испытания продемонстрировали его хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Два других авиационных пулемета, которые были собраны в декабре того же года, также успешно прошли серию наземных испытаний.

Несмотря на наличие ярких положительных качеств, пулемет БС обладал и рядом достаточно серьезных недостатков. Главным из них можно назвать трудности с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи тросовой системы, которая требовала от пилота больших физических усилий, иногда в самые решительные и ответственные моменты боя. Помимо этого, были выявлены дефекты, связанные с недостаточной живучестью некоторых деталей автоматики, и также требовали устранения причины появления некоторых задержек в работе пулемета.

Принимая всё это во внимание, конструктор-оружейник приступил к работе над усовершенствованным образцом своего пулемета, который получил обозначение УБ (универсальный Березина). Пулемет был создан в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного и спускового механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС использовалось дистанционное управление системой перезарядки пулемета в случае появления задержек в стрельбе во время полета. Перезарядка осуществлялась с использованием сжатого воздуха.


Пулеметы УБ

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г. И. Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа.

Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м авиационном истребительном полку на самолетах И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42-48 градусов по Цельсию.

Действие на работу пулемета Березова инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.


Установка пулемета УБС на Як-9Т

После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н. П. Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без каких-то серьезных конструктивных изменений смог легко переделать свой авиационный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также во время войны было предпринято несколько попыток использовать пулемет Березина в сухопутных войсках. Так, в 1941 году испытания проходила установка И. С. Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.


Пулемет УБТ

Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение.

Синхронные пулеметы Березина УБС были установлены на многих моделях советских истребителей, в частности: И-15, И-153БС, И-16 типа 29, Як-1Б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Крыльевые пулеметы Березина УБК были смонтированы на пикирующем бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15, также они могли использоваться на самолете МиГ-3, подвешиваясь на специальных крыльевых контейнерах.

Турельные пулеметы Березина УБТ устанавливались на советские бомбардировщики и штурмовики СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2 и Пе-8.

Тактико-технические характеристики УБ:
Масса: УБС — 21,45 кг, УБК — 21,14 кг, УБТ — 21,43 кг.
Используемый патрон: 12,7х108 мм.
Скорострельность: УБК и УБТ — 800-1050 выстр./мин, УБС — 700-800 выстр./мин.
Начальная скорость полета пули: 814-850 м/с.

Источники информации:
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-7905.htm
http://www.23ag.ru/html/ubs.html
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhen…
http://www.soslugivci-odnopolhane.ru/orugie/5-orugie/93-avia…

panzer038.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *