Содержание

Противодиверсионные катера проекта 21980 — Википедия

Противодиверсионные катера проекта 21980 шифр «Грачонок» — серия катеров охраны водного района, разработанных для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.

ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя[1]. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».

Оборудование

Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3[2], автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»[3], телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров[4], поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.

Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про»[5] судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов

[6].

Вооружение

  • Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
  • Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
  • Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
  • 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»

Видео по теме

История строительства

2008 год

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским № 981. Катер получил тактический номер П-104.

2009 год

25 марта ПРДК П-104 Спущен на воду. После достройки на плаву начаты заводские испытания.

2010 год

После завершения и , в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт[7][8]. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским № 982. Катер получил тактический номер П-191 и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 год
ПДРК П-104 во время проведения салона «Ленэкспо 2011»

В мае заложен ПРДКА П-349 — третий катер проекта, заводской № 983. В июне ПРДКА П-104 принимает участие в 5-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011». В июле ПРДКА П-191 спущен на воду. Осенью ПРДКА П-191 прибыл в Новороссийск на государственные испытания, которые прервались в октябре.

2012 год

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая в Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским № 984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским № 985

[9]. И также в мае состоялась закладка катера под заводским № 8002 на «Восточной верфи» в городе Владивостоке. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России, строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером № 8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером № 8004 для Тихоокеанского флота[10].

2013 год

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским № 986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания[11]. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-424 (П-356), заводской № 987

[12]. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии[13][14]. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер № 8003.

2014 год
ПДРК П-420 в заливе Петра Великого 24 октября 2014 года

На Зеленодольском завод имени А. М. Горького прошла закладка ПРДК П-356 для Черноморского флота. Кроме того, к строительству катеров приступили на Рыбинском ССЗ «Вымпел». В рамках госконтракта с Минобороны России от 20 января 2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ предприятием будет осуществлено строительство шести противодиверсионных катеров проекта 21980[15]. В рамках этого контракта на предприятии в марте прошла закладка ПРДК под строительным №01221

[16]. 23 февраля во Владивостоке был подписан приёмочный акт ПРДК П-377[17], на следующий день приёмочный акт был подписан на П-420 для Тихоокеанского флота[18]. 30 мая в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название «Нахимовец». В этот же день на Зеленодольском заводе был спущен на воду ПРДК П-355[19]. 4 июля на «Восточной верфи» спущен ПРДК П-417[20]. 22 августа подписан приёмный акт на ПП-355 для Черноморского флота. 25 сентября на ПРДК П-417 подписан приёмный акт для Тихоокеанского флота[21]. После подписания приёмного акта в Новороссийске, П-355 6 октября перешёл в Севастополь к месту постоянного базирования в составе 102 ОСПН БПДСС Краснознаменной 68 бригады кораблей ОВРА[22]. 9 октября подписан приёмный акт на П-424 (П-356) для Черноморского флота
[23]
[24]. Декабрь — закладка на ССЗ «Вымпел» ПРДК под строительным номером 01222[16]. В конце года на ПРДК П-355 был поднят Андреевский флаг.

2015 год
ПДРК П-351 на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России в Астрахани, 26 июля 2015 года

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным № 988[25], который должен вступить в строй в 2017 году[26]. Катера П-191, П-349 и П-350, базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант Кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской № 989[27]. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на заводе «Вымпел» прошла закладка следующего ПРДК под заводским № 01223

[16].

2016 год

На ССЗ «Вымпел» 15 апреля заложили катер под строительным номером 01224. Также в 2016 году части катеров были присвоены имена: зав. № 985 — П-351 «Юнармеец Каспия», зав. № 986 — П-355 «Юнармеец Крыма», зав. № 8003 — П-420 «Юнармеец Приморья», зав. № 8004 — П-417 «Юнармеец Камчатки». 23 ноября был подписан приёмочный акт на два катера, один с заводским номером 01221, которому было присвоено имя П-340 «Юнармеец Заполярья», и второй с заводским номером 01222, которые были построены для Северного флота[28].

2017 год

В апреле спущен на воду третий катер, который войдет в состав Северного флота[29]. 16 сентября 2017 года в состав Черноморского флота ВМФ РФ вошёл 6-й по счету противодиверсионный катер П-433

[30].

На декабрь 2017 года в составе ВМФ 16 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 6 на Чёрном море, 4 на Тихом океане и 4 на Северном флоте. 4 катера находятся в постройке, еще на 2 — подписаны контракты.

2018 год

15 мая 2018 года заложен первый катер специального назначения КСН (из серии 4) проекта 21980 шифр «Грачонок» для морской службы Росгвардии, зав.№ 01225, на СЗ «Вымпел».

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-377996800217.05.201224.06.201323.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-420 «Юнармеец Приморья»9978003.08.201229.11.201324.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-417 «Юнармеец Камчатки»9988004.12.201204.07.201425.09.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-9998005201728.12.2017Тихоокеанский флотВ строю
Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-340 «Юнармеец Заполярья»6690122103.201407.06.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4216990122212.201422.07.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4299360122315.09.201527.04.201714.07.2017Северный флотВ строю
П-430 «Валерий Федянин»9410122415.04.201622.06.20179.11.2017Северный флотВ строю
П-0122515.05.2018Росгвардиязаложен
П-01226РосгвардияПодписан контракт
П-01227Росгвардия
П-01228Росгвардия

Смотрите также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Противодиверсионные катера проекта 21980 — WiKi

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.

ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя[1]. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».

Оборудование

  Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3[2], автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»[3], телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров[4], поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.

Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про»[5] судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов[6].

Вооружение

  • Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
  • Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
  • Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
  • 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»
2008 год

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским № 981. Катер получил тактический номер П-104.

2009 год

25 марта ПРДК П-104 Спущен на воду. После достройки на плаву начаты заводские испытания.

2010 год

После завершения и , в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт[7][8]. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским № 982. Катер получил тактический номер П-191 и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 год
  ПДРК П-104 во время проведения салона «Ленэкспо 2011»

В мае заложен ПРДКА П-349 — третий катер проекта, заводской № 983. В июне ПРДКА П-104 принимает участие в 5-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011». В июле ПРДКА П-191 спущен на воду. Осенью ПРДКА П-191 прибыл в Новороссийск на государственные испытания, которые прервались в октябре.

2012 год

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая в Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским № 984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским № 985[9]. И также в мае состоялась закладка катера под заводским № 8002 на «Восточной верфи» в городе Владивостоке. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России, строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером № 8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером № 8004 для Тихоокеанского флота[10].

2013 год

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским № 986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания[11]. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-424 (П-356), заводской № 987[12]. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии[13][14]. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер № 8003.

2014 год
  ПДРК П-420 в заливе Петра Великого 24 октября 2014 года

На Зеленодольском завод имени А. М. Горького прошла закладка ПРДК П-356 для Черноморского флота. Кроме того, к строительству катеров приступили на Рыбинском ССЗ «Вымпел». В рамках госконтракта с Минобороны России от 20 января 2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ предприятием будет осуществлено строительство шести противодиверсионных катеров проекта 21980[15]. В рамках этого контракта на предприятии в марте прошла закладка ПРДК под строительным №01221[16]. 23 февраля во Владивостоке был подписан приёмочный акт ПРДК П-377[17], на следующий день приёмочный акт был подписан на П-420 для Тихоокеанского флота[18]. 30 мая в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название «Нахимовец». В этот же день на Зеленодольском заводе был спущен на воду ПРДК П-355[19]. 4 июля на «Восточной верфи» спущен ПРДК П-417[20]. 22 августа подписан приёмный акт на ПП-355 для Черноморского флота. 25 сентября на ПРДК П-417 подписан приёмный акт для Тихоокеанского флота[21]. После подписания приёмного акта в Новороссийске, П-355 6 октября перешёл в Севастополь к месту постоянного базирования в составе 102 ОСПН БПДСС Краснознаменной 68 бригады кораблей ОВРА[22]. 9 октября подписан приёмный акт на П-424 (П-356) для Черноморского флота[23][24]. Декабрь — закладка на ССЗ «Вымпел» ПРДК под строительным номером 01222[16]. В конце года на ПРДК П-355 был поднят Андреевский флаг.

2015 год
  ПДРК П-351 на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России в Астрахани, 26 июля 2015 года

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным № 988[25], который должен вступить в строй в 2017 году[26]. Катера П-191, П-349 и П-350, базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант Кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской № 989[27]. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на заводе «Вымпел» прошла закладка следующего ПРДК под заводским № 01223[16].

2016 год

На ССЗ «Вымпел» 15 апреля заложили катер под строительным номером 01224. Также в 2016 году части катеров были присвоены имена: зав. № 985 — П-351 «Юнармеец Каспия», зав. № 986 — П-355 «Юнармеец Крыма», зав. № 8003 — П-420 «Юнармеец Приморья», зав. № 8004 — П-417 «Юнармеец Камчатки». 23 ноября был подписан приёмочный акт на два катера, один с заводским номером 01221, которому было присвоено имя П-340 «Юнармеец Заполярья», и второй с заводским номером 01222, которые были построены для Северного флота[28].

2017 год

В апреле спущен на воду третий катер, который войдет в состав Северного флота[29]. 16 сентября 2017 года в состав Черноморского флота ВМФ РФ вошёл 6-й по счету противодиверсионный катер П-433[30].

На декабрь 2017 года в составе ВМФ 16 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 6 на Чёрном море, 4 на Тихом океане и 4 на Северном флоте. 4 катера находятся в постройке, еще на 2 — подписаны контракты.

2018 год

15 мая 2018 года заложен первый катер специального назначения КСН (из серии 4) проекта 21980 шифр «Грачонок» для морской службы Росгвардии, зав.№ 01225, на СЗ «Вымпел».

ru-wiki.org

Противодиверсионные катера проекта 21980 — Википедия

Противодиверсионные катера проекта 21980 шифр «Грачонок» — серия катеров охраны водного района, разработанных для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция[править | править код]

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.

ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя[1]. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».

Оборудование[править | править код]

Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3[2], автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»[3], телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров[4], поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.

Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про»[5] судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов[6].

Вооружение[править | править код]

  • Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
  • Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
  • Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
  • 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»
2008 год

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским № 981. Катер получил тактический номер П-104.

2009 год

25 марта ПРДК П-104 Спущен на воду. После достройки на плаву начаты заводские испытания.

2010 год

После завершения и , в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт[7][8]. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским № 982. Катер получил тактический номер П-191 и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 год
ПДРК П-104 во время проведения салона «Ленэкспо 2011»

В мае заложен ПРДКА П-349 — третий катер проекта, заводской № 983. В июне ПРДКА П-104 принимает участие в 5-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011». В июле ПРДКА П-191 спущен на воду. Осенью ПРДКА П-191 прибыл в Новороссийск на государственные испытания, которые прервались в октябре.

2012 год

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая в Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским № 984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским № 985[9]. И также в мае состоялась закладка катера под заводским № 8002 на «Восточной верфи» в городе Владивостоке. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России, строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером № 8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером № 8004 для Тихоокеанского флота[10].

2013 год

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским № 986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания[11]. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-424 (П-356), заводской № 987[12]. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии[13][14]. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер № 8003.

2014 год
ПДРК П-420 в заливе Петра Великого 24 октября 2014 года

На Зеленодольском завод имени А. М. Горького прошла закладка ПРДК П-356 для Черноморского флота. Кроме того, к строительству катеров приступили на Рыбинском ССЗ «Вымпел». В рамках госконтракта с Минобороны России от 20 января 2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ предприятием будет осуществлено строительство шести противодиверсионных катеров проекта 21980[15]. В рамках этого контракта на предприятии в марте прошла закладка ПРДК под строительным №01221[16]. 23 февраля во Владивостоке был подписан приёмочный акт ПРДК П-377[17], на следующий день приёмочный акт был подписан на П-420 для Тихоокеанского флота[18]. 30 мая в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название «Нахимовец». В этот же день на Зеленодольском заводе был спущен на воду ПРДК П-355[19]. 4 июля на «Восточной верфи» спущен ПРДК П-417[20]. 22 августа подписан приёмный акт на ПП-355 для Черноморского флота. 25 сентября на ПРДК П-417 подписан приёмный акт для Тихоокеанского флота[21]. После подписания приёмного акта в Новороссийске, П-355 6 октября перешёл в Севастополь к месту постоянного базирования в составе 102 ОСПН БПДСС Краснознаменной 68 бригады кораблей ОВРА[22]. 9 октября подписан приёмный акт на П-424 (П-356) для Черноморского флота[23][24]. Декабрь — закладка на ССЗ «Вымпел» ПРДК под строительным номером 01222[16]. В конце года на ПРДК П-355 был поднят Андреевский флаг.

2015 год
ПДРК П-351 на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России в Астрахани, 26 июля 2015 года

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным № 988[25], который должен вступить в строй в 2017 году[26]. Катера П-191, П-349 и П-350, базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант Кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской № 989[27]. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на заводе «Вымпел» прошла закладка следующего ПРДК под заводским № 01223[16].

2016 год

На ССЗ «Вымпел» 15 апреля заложили катер под строительным номером 01224. Также в 2016 году части катеров были присвоены имена: зав. № 985 — П-351 «Юнармеец Каспия», зав. № 986 — П-355 «Юнармеец Крыма», зав. № 8003 — П-420 «Юнармеец Приморья», зав. № 8004 — П-417 «Юнармеец Камчатки». 23 ноября был подписан приёмочный акт на два катера, один с заводским номером 01221, которому было присвоено имя П-340 «Юнармеец Заполярья», и второй с заводским номером 01222, которые были построены для Северного флота[28].

2017 год

В апреле спущен на воду третий катер, который войдет в состав Северного флота[29]. 16 сентября 2017 года в состав Черноморского флота ВМФ РФ вошёл 6-й по счету противодиверсионный катер П-433[30].

На декабрь 2017 года в составе ВМФ 16 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 6 на Чёрном море, 4 на Тихом океане и 4 на Северном флоте. 4 катера находятся в постройке, еще на 2 — подписаны контракты.

2018 год

15 мая 2018 года заложен первый катер специального назначения КСН (из серии 4) проекта 21980 шифр «Грачонок» для морской службы Росгвардии, зав.№ 01225, на СЗ «Вымпел».

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-377996800217.05.201224.06.201323.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-420 «Юнармеец Приморья»9978003.08.201229.11.201324.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-417 «Юнармеец Камчатки»9988004.12.201204.07.201425.09.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-9998005201728.12.2017Тихоокеанский флотВ строю
Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-340 «Юнармеец Заполярья»6690122103.201407.06.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4216990122212.201422.07.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4299360122315.09.201527.04.201714.07.2017Северный флотВ строю
П-430 «Валерий Федянин»9410122415.04.201622.06.20179.11.2017Северный флотВ строю
П-0122515.05.2018Росгвардиязаложен
П-01226РосгвардияПодписан контракт
П-01227Росгвардия
П-01228Росгвардия

ru.wikiyy.com

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК» В СЕВАСТОПОЛЕ

ANTI-SABOTAGE BOAT PROJECT 21980 «GRACHENOK» IN SEVASTOPOL

ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК» В СЕВАСТОПОЛЕ. 2015 Г. ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: В.В.Костриченко

Новые противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» поступают в боевой состав всех флотов ВМФ России. Появились они в составе Черноморского флота. Предлагаем Вашему вниманию фоторепортаж о двух севастопольских катерах типа «Грачонок», катер с бортовым номером «836» имеет тактический номер «П-355″, а второй — с номером «837» — » П-424″.
Катера специального назначения проект 21980 построены по проекту, разработанному ОАО «КБ „Вымпел“ (г. Нижний Новгород). Он предназначен для охраны водных районов, портов, военно-морских баз, а также для противодействия подводным диверсионным силам и средствам. Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют ему решать широкий спектр задач, свойственный кораблям более высокого ранга.
Строительство катеров с заводскими номерами 986 и 987 осуществлялось Зеленодольским заводом имени А.М. Горького по контракту № 3/1/1/0086/ГК-13-ДГОЗ от 4 марта 2013 года.
Шестой катер проекта 21980 (П-355, бортовой номер 836), строительный номер 986, заложен 07 мая 2013 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». 22 августа 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очередной катер на три месяца раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь, в конце 2014 года был поднят Андреевский флаг.
Седьмой катер проекта 21980 (П-356), бортовой номер 837), строительный номер 987, заложен 27 июля 2013 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». 09 октября 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очередной катер на тринадцать месяцаев раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь. По сообщению от 17 марта 2015 года был поднят Андреевский флаг.
В настоящее время, кроме зеленодольского завода, строительство катеров этого типа ведет также ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, в 2013 году к строительству серии катеров проекта 21980 было подключено ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск).
ВТС «БАСТИОН», 19.12.2015

ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК»

© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018

bastion-karpenko.ru

Противодиверсионные катера проекта 21980 — Википедия. Что такое Противодиверсионные катера проекта 21980

Противодиверсионные катера проекта 21980 шифр «Грачонок» — серия катеров охраны водного района, разработанных для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.

ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя[1]. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».

Оборудование

Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3[2], автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»[3], телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров[4], поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.

Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про»[5] судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов[6].

Вооружение

  • Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
  • Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
  • Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
  • 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»

История строительства

2008 год

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским № 981. Катер получил тактический номер П-104.

2009 год

25 марта ПРДК П-104 Спущен на воду. После достройки на плаву начаты заводские испытания.

2010 год

После завершения и , в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт[7][8]. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским № 982. Катер получил тактический номер П-191 и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 год
ПДРК П-104 во время проведения салона «Ленэкспо 2011»

В мае заложен ПРДКА П-349 — третий катер проекта, заводской № 983. В июне ПРДКА П-104 принимает участие в 5-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011». В июле ПРДКА П-191 спущен на воду. Осенью ПРДКА П-191 прибыл в Новороссийск на государственные испытания, которые прервались в октябре.

2012 год

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая в Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским № 984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским № 985[9]. И также в мае состоялась закладка катера под заводским № 8002 на «Восточной верфи» в городе Владивостоке. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России, строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером № 8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером № 8004 для Тихоокеанского флота[10].

2013 год

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским № 986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания[11]. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-424 (П-356), заводской № 987[12]. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии[13][14]. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер № 8003.

2014 год
ПДРК П-420 в заливе Петра Великого 24 октября 2014 года

На Зеленодольском завод имени А. М. Горького прошла закладка ПРДК П-356 для Черноморского флота. Кроме того, к строительству катеров приступили на Рыбинском ССЗ «Вымпел». В рамках госконтракта с Минобороны России от 20 января 2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ предприятием будет осуществлено строительство шести противодиверсионных катеров проекта 21980[15]. В рамках этого контракта на предприятии в марте прошла закладка ПРДК под строительным №01221[16]. 23 февраля во Владивостоке был подписан приёмочный акт ПРДК П-377[17], на следующий день приёмочный акт был подписан на П-420 для Тихоокеанского флота[18]. 30 мая в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название «Нахимовец». В этот же день на Зеленодольском заводе был спущен на воду ПРДК П-355[19]. 4 июля на «Восточной верфи» спущен ПРДК П-417[20]. 22 августа подписан приёмный акт на ПП-355 для Черноморского флота. 25 сентября на ПРДК П-417 подписан приёмный акт для Тихоокеанского флота[21]. После подписания приёмного акта в Новороссийске, П-355 6 октября перешёл в Севастополь к месту постоянного базирования в составе 102 ОСПН БПДСС Краснознаменной 68 бригады кораблей ОВРА[22]. 9 октября подписан приёмный акт на П-424 (П-356) для Черноморского флота[23][24]. Декабрь — закладка на ССЗ «Вымпел» ПРДК под строительным номером 01222[16]. В конце года на ПРДК П-355 был поднят Андреевский флаг.

2015 год
ПДРК П-351 на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России в Астрахани, 26 июля 2015 года

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным № 988[25], который должен вступить в строй в 2017 году[26]. Катера П-191, П-349 и П-350, базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант Кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской № 989[27]. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на заводе «Вымпел» прошла закладка следующего ПРДК под заводским № 01223[16].

2016 год

На ССЗ «Вымпел» 15 апреля заложили катер под строительным номером 01224. Также в 2016 году части катеров были присвоены имена: зав. № 985 — П-351 «Юнармеец Каспия», зав. № 986 — П-355 «Юнармеец Крыма», зав. № 8003 — П-420 «Юнармеец Приморья», зав. № 8004 — П-417 «Юнармеец Камчатки». 23 ноября был подписан приёмочный акт на два катера, один с заводским номером 01221, которому было присвоено имя П-340 «Юнармеец Заполярья», и второй с заводским номером 01222, которые были построены для Северного флота[28].

2017 год

В апреле спущен на воду третий катер, который войдет в состав Северного флота[29]. 16 сентября 2017 года в состав Черноморского флота ВМФ РФ вошёл 6-й по счету противодиверсионный катер П-433[30].

На декабрь 2017 года в составе ВМФ 16 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 6 на Чёрном море, 4 на Тихом океане и 4 на Северном флоте. 4 катера находятся в постройке, еще на 2 — подписаны контракты.

2018 год

15 мая 2018 года заложен первый катер специального назначения КСН (из серии 4) проекта 21980 шифр «Грачонок» для морской службы Росгвардии, зав.№ 01225, на СЗ «Вымпел».

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-377996800217.05.201224.06.201323.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-420 «Юнармеец Приморья»9978003.08.201229.11.201324.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-417 «Юнармеец Камчатки»9988004.12.201204.07.201425.09.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-9998005201728.12.2017Тихоокеанский флотВ строю
Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-340 «Юнармеец Заполярья»6690122103.201407.06.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4216990122212.201422.07.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4299360122315.09.201527.04.201714.07.2017Северный флотВ строю
П-430 «Валерий Федянин»9410122415.04.201622.06.20179.11.2017Северный флотВ строю
П-0122515.05.2018Росгвардиязаложен
П-01226РосгвардияПодписан контракт
П-01227Росгвардия
П-01228Росгвардия

Смотрите также

Примечания

Ссылки

wiki.sc

проект 21980, противодиверсионный, технические характеристики (ТТХ), вооружение, конструкция

Когда говорят о мощи военно-морского флота, то подразумевают, обычно, самые крупные корабли – авианосцы или ракетные крейсера. По отношению к малому флоту это несколько несправедливо. А катера проекта 21980 – не просто суда обеспечения, а настоящие боевые корабли, на которые возложена важнейшая задача по защите баз от диверсантов.

Нет сомнения, что ущерб, который способна причинить диверсионная группа, может быть огромен. Значит, и возможности ПДРК должны быть велики. Катер «Грачонок» может не только обеспечивать защиту от лазутчиков, но и служить пограничным сторожевиком.

Содержание статьи

Конструкция и оборудование

Катер «Грачонок» — небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.

После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» — дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.

Для обнаружения надводных объектов и навигации на судне установлен радар МР-231.

Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.

Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.

С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.

Вооружение

«Традиционное» оружие противодиверсионного катера, на первый взгляд, не очень впечатляет. Пулемёт КПВ калибра 14.5мм, конечно, остаётся самым мощным среди крупнокалиберных пулемётов, но на море может представлять угрозу только для других катеров. Но «главным калибром» «Грачонка» является не КПВ, а десятиствольный гранатомёт ДП-65 (калибра 55мм), разработанный специально для уничтожения боевых пловцов. Его фугасные гранаты РГ-55М, взрываясь на глубине до 40 м, поражают всё живое в 16-метровом радиусе.

В качестве вспомогательного средства для борьбы с диверсантами-аквалангистами применяется ручной гранатомёт ДП-64 (он же «Непрядва»).

Калибр «Непрядвы» несколько меньше – 45мм, соответственно меньше и радиус поражения подводных целей – 14 м. В случае необходимости отражения атаки с воздуха (или для превентивной атаки летательных аппаратов) на ПДРК имеются четыре ПЗРК «Игла».

Тактико-технические характеристики

Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.

В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.

 Катер проекта 21980Патрульное судно класса “Island”
Водоизмещение, т139168
Длина, м3134
Скорость, уз2329
Автономность, сут.55
Экипаж, чел.816
Вооружение14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта

Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».

Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.

С 2009 года в строй вошло 16 «Грачат», ещё два строятся.

Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах.
Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.

Видео

warbook.club

Противодиверсионные катера проекта 21980 Википедия

Противодиверсионные катера проекта 21980 шифр «Грачонок» — серия катеров охраны водного района, разработанных для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.

ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя[1]. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».

Оборудование

Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3[2], автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»[3], телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров[4], поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.

Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про»[5] судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов[6].

Вооружение

  • Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
  • Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
  • Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
  • 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»

История строительства

2008 год

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским № 981. Катер получил тактический номер П-104.

2009 год

25 марта ПРДК П-104 Спущен на воду. После достройки на плаву начаты заводские испытания.

2010 год

После завершения и , в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт[7][8]. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским № 982. Катер получил тактический номер П-191 и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 год
ПДРК П-104 во время проведения салона «Ленэкспо 2011»

В мае заложен ПРДКА П-349 — третий катер проекта, заводской № 983. В июне ПРДКА П-104 принимает участие в 5-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011». В июле ПРДКА П-191 спущен на воду. Осенью ПРДКА П-191 прибыл в Новороссийск на государственные испытания, которые прервались в октябре.

2012 год

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая в Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским № 984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским № 985[9]. И также в мае состоялась закладка катера под заводским № 8002 на «Восточной верфи» в городе Владивостоке. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России, строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером № 8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером № 8004 для Тихоокеанского флота[10].

2013 год

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским № 986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания[11]. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-424 (П-356), заводской № 987[12]. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии[13][14]. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер № 8003.

2014 год
ПДРК П-420 в заливе Петра Великого 24 октября 2014 года

На Зеленодольском завод имени А. М. Горького прошла закладка ПРДК П-356 для Черноморского флота. Кроме того, к строительству катеров приступили на Рыбинском ССЗ «Вымпел». В рамках госконтракта с Минобороны России от 20 января 2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ предприятием будет осуществлено строительство шести противодиверсионных катеров проекта 21980[15]. В рамках этого контракта на предприятии в марте прошла закладка ПРДК под строительным №01221[16]. 23 февраля во Владивостоке был подписан приёмочный акт ПРДК П-377[17], на следующий день приёмочный акт был подписан на П-420 для Тихоокеанского флота[18]. 30 мая в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название «Нахимовец». В этот же день на Зеленодольском заводе был спущен на воду ПРДК П-355[19]. 4 июля на «Восточной верфи» спущен ПРДК П-417[20]. 22 августа подписан приёмный акт на ПП-355 для Черноморского флота. 25 сентября на ПРДК П-417 подписан приёмный акт для Тихоокеанского флота[21]. После подписания приёмного акта в Новороссийске, П-355 6 октября перешёл в Севастополь к месту постоянного базирования в составе 102 ОСПН БПДСС Краснознаменной 68 бригады кораблей ОВРА[22]. 9 октября подписан приёмный акт на П-424 (П-356) для Черноморского флота[23][24]. Декабрь — закладка на ССЗ «Вымпел» ПРДК под строительным номером 01222[16]. В конце года на ПРДК П-355 был поднят Андреевский флаг.

2015 год
ПДРК П-351 на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России в Астрахани, 26 июля 2015 года

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным № 988[25], который должен вступить в строй в 2017 году[26]. Катера П-191, П-349 и П-350, базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант Кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской № 989[27]. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на заводе «Вымпел» прошла закладка следующего ПРДК под заводским № 01223[16].

2016 год

На ССЗ «Вымпел» 15 апреля заложили катер под строительным номером 01224. Также в 2016 году части катеров были присвоены имена: зав. № 985 — П-351 «Юнармеец Каспия», зав. № 986 — П-355 «Юнармеец Крыма», зав. № 8003 — П-420 «Юнармеец Приморья», зав. № 8004 — П-417 «Юнармеец Камчатки». 23 ноября был подписан приёмочный акт на два катера, один с заводским номером 01221, которому было присвоено имя П-340 «Юнармеец Заполярья», и второй с заводским номером 01222, которые были построены для Северного флота[28].

2017 год

В апреле спущен на воду третий катер, который войдет в состав Северного флота[29]. 16 сентября 2017 года в состав Черноморского флота ВМФ РФ вошёл 6-й по счету противодиверсионный катер П-433[30].

На декабрь 2017 года в составе ВМФ 16 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 6 на Чёрном море, 4 на Тихом океане и 4 на Северном флоте. 4 катера находятся в постройке, еще на 2 — подписаны контракты.

2018 год

15 мая 2018 года заложен первый катер специального назначения КСН (из серии 4) проекта 21980 шифр «Грачонок» для морской службы Росгвардии, зав.№ 01225, на СЗ «Вымпел».

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-377996800217.05.201224.06.201323.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-420 «Юнармеец Приморья»9978003.08.201229.11.201324.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-417 «Юнармеец Камчатки»9988004.12.201204.07.201425.09.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-9998005201728.12.2017Тихоокеанский флотВ строю
Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-340 «Юнармеец Заполярья»6690122103.201407.06.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4216990122212.201422.07.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4299360122315.09.201527.04.201714.07.2017Северный флотВ строю
П-430 «Валерий Федянин»9410122415.04.201622.06.20179.11.2017Северный флотВ строю
П-0122515.05.2018Росгвардиязаложен
П-01226РосгвардияПодписан контракт
П-01227Росгвардия
П-01228Росгвардия

Смотрите также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *