Семь римских царей — История
Наши литературные источники содержат подробное изложение римской истории в первый её период, который называется царским. Это изложение содержит легендарный материал, лишь в отдельных своих моментах отражающий объективную действительность.
Документы рассказывают о семи римских царях. Первому царю Ромулу приписывается учреждение исконных римских институтов: он разделил граждан на патрициев и плебеев, создал курии, учредил сенат, организовал войско.
В рассказах о Ромуле часто упоминаются сабиняне. Вскоре после основания города, рассказывает традиция, римляне, у которых не было жён, пригласили на зрелище соседей-сабинян. Во время празднества они похитили их дочерей. Возмущённые сабиняне пошли на римлян войной, но дочери-пленницы примирили их со своими мужьями. После этого два государства — римское и сабинское — сливаются в одно, и Ромул правит вместе с сабинским царём Титом Тацием до самой смерти последнего.
Ромул ведёт удачные войны с соседними городами. Относительно смерти его приводятся две версии: по одной он был взят живым на небо, по другой — убит патрициями.
Преемник Ромула сабинянин Нума Помпилий, по данным традиции, ведёт мирную политику. Ему приписывалось учреждение различных культов, создание жреческих коллегий, а также коллегий ремесленников. Третий римский царь Тулл Гостилий присоединяет к Риму Альбу-Лонгу; жители этого города получают римское гражданство. С борьбой против Альбы-Лонги связана легенда о Горациях и Куриациях. Горации были братья-блианецы римляне, Куриации — также братья-близнецы альбанцы.
Альбанский вождь и Тулл Гостилий договорились, что поединок между отдельными воинами должен решить исход борьбы. Со стороны римлян вызвались бороться Горации, со стороны альбанцев — Куриации, Два римлянина ранили трёх Куриациев, но сами были убиты. Третьему Горацию удалось одолеть всех соперников; торжествующий, он шёл впереди войска и нёс доспехи убитых противников. Но сестра его, просватанная за одного из Куриациев, в знак печали распустила волосы и призывала своего жениха. Разгневанный Гораций убил её. За это он был привлечён к суду, и его ожидала казнь. Но отец Горация обратился к народу, и народ освободил его. После Тулла Гостилия правил Анк Марций, который нанёс поражение латинам, построил мост через реку Тибр и основал в устье Тибра гавань Остию. После него царём сделался переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний. Он воздвиг цирк, при нём был заложен Капитолийский храм, проведена клоака. Ему пришлось вести войны с патинами и этрусками.
Тарквинию Древнему наследовал его воспитанник, сын рабыни Сервий Туллий, с именем которого связана реформа гражданства, победа над городом Вейями, сооружение храма Дианы. Он был убит своим зятем Тарквинием Гордым, мужем дочери Туллии. Тарквиний Гордый считается последним римским царём.
История рисует его тираном, жестоко расправлявшимся со своими подданными и тем вызывавшим всеобщее недовольство. Сын его обесчестил жену своего родственника Тарквиния Коллатина Лукрецию. Последняя рассказала об этом своему мужу и покончила жизнь самоубийством.
Бесчинства Тарквиниев и смерть Лукреции вызвали восстание, закончившееся изгнанием Тарквиниев и падением в Риме царской власти.
Существуют более или менее правдоподобные объяснения различных моментов римской традиции о царском периоде. Почти все имена царей носят этиологический характер. Ромул был эпонимом города Рима (латинское Roma, отсюда Romulus).
Первоначально имя эпонима города было Poм (Rhomos). Потом наряду с ним появляется Ромул (Romulus). Из двух этих имён создаётся легенда о двух братьях — Ромуле к Реме,. Имя Нумы Помпилия связывается с термином numen (божество) и с плебейским родом Помпилиев. Имя Тулла Гостилия могло возникнуть как объяснение названия здания — Гостилиевой курии. Имя это связано о плебейским родом Гостилиев, так же как имя Анка Марция—со знатным плебейским родом Марциев. Имя Сервия Туллия соединяется с патрицианским родом Сзрвилиев. Но следует отметить, что ряд легенд отражает историческую действительность.
Рассказы о похищении сабинянок, о Тите Тации были отзвуком синойкизма римлян с сабинянами. Рассказы о Тарквиниях отражают период этрусского господства в Риме, относящийся к VI в. Самое имя Тарквкния может быть признано историческим. В этрусском городе Цере в историческую эпоху был род Тарквиниев. В одной этрусской надписи упоминается Cneve Tarchu Rumach, что значит «Гней Тарквиний Римский».
Возможно, что это был один из потомков династии Тарквиниев, изгнанной из Рима. Многие легенды возникали в патрицианских родах и восходили к отдалённым историческим событиям. К таким следует отнести предание о Горациях и Куриациях. Титу Ливию было неясно, кто из них были римляне и кто альбанцы. Оба рода претендовали на право считаться главными участниками важного события — разрушения города Альбы-Лонги.
Наряду с этиологическими мифами на формирование римской традиции повлияли греческие исторические рассказы. Некоторые легенды отражают разные политические тенденции римских политических партий II—I вв. до н. э. (по аристократической версии, Ромул был взят живым на небо, а по демократической — убит патрициями).
Нужно заметить, что в последнее время скептицизм в отношении всей традиции царской эпохи уступает место признанию некоторых её моментов достоверными. Так, Лэст в «Кэмбриджской древней истории» считает достоверными имена всех царей, кроме Ромула. По его мнению, царей было больше семи, но до нас дошли лишь имена последних из них. Отдельные рассказы о царях отражают достоверную действительность, но в целом дошедшая до нас история царской эпохи является легендарной и не может служить основой для изучения римской истории раннего периода.
Н.А. Машкин
new-history.name
Рим периода семи царей
Реферат по истории
«Период семи царей»
Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.).
Рим возник в области Лациум, в IX в. до н. э. возникли первые поселения, состоявшие из пастухов и землевладельцев. Появлялись укрепленные поселки-города, которые постепенно слились друг с другом, были обнесены стеной и впоследствии стали городом Римом.
Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Однако основание Рима чаще всего связывают с легендой о близнецах Ромуле и Реме, вскормленными волчицей.
Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.
Римляне верили этой легенде и по этой причине вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города, а называть его стали Римом, или Roma, в честь имени Romulus.
В древнейший период Рим представлял собой родовую общину, которую по поверью организовал именно Ромул.
В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину.
Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго.
Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.
Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции.
Первоначально только они и считались римским народом, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Чтобы увеличить население города, он стал убежищем для беглецов.
Они становились другой большой прослойкой общества — плебеями. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства.
Плебеи — в переводе с латыни «простой народ».
Патриции — в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов»
Ромул установил знаки отличия верховной власти. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.
Римская традиция сохранила имена семи царей:
Ромул и Рем
Нума Помпилий (ему приписывается религиозное устройство Рима, создание коллегий жрецов, календаря и др.)
Тулл Гостилий
Анк Марций (по преданию, в царствование этого царя в город переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния прииска, которого после смерти Анка избрали царем)
Тарквиний Прииск (он вел удачные войны с соседними землями, увеличил количество сенаторов еще на сто человек, учредил общественные игры, притупил к осушению болотистых частей города)
Люций Тарквиний Гордый (сын Люция Тарквиния Приска)
Сервий Тулий
Таким образом, данный период римской истории называют периодом семи царей, или царским периодом, длившимся около двух с половиной столетий.
Ромул
политический древний рим царь
Поскольку ворота города были открыты всем, Рим быстро наполнялся жителями, в основном неженатыми мужчинами. Чтобы они могли обзавестись женами, Ромул организовал похищение девушек из соседнего племени сабинян. Сабиняне решили отомстить римлянам за этот дерзкий поступок и спустя некоторое время приступили с оружием в руках к стенам Рима. Но едва два войска сошлись в битве, как из города выбежали похищенные девушки, ставшие уже женами своих похитителей и родившие им детей. Поднимая на руках младенцев, сабинянки с плачем обратились к обеим сторонам, умоляя прекратить кровопролитие. Ведь на одной стороне находились их отцы и братья, а на другой — мужья. Воюющие вняли голосу сабинянок и заключили мир. С этой поры сабинский царь стал соправителем Ромула. Много сабинян переселилось в Рим, а знатнейшие из них вошли в сенат.
Легенда гласит, что Ромул царствовал около сорока лет и скончался при загадочных обстоятельствах. В народе говорили, что он живым вознесся на небо. Возможно именно из-за подобного мифического отношения к Ромулу, преемника ему выбирали долго.
Нума Помпилий
При преемнике Ромула Нуме Помпилии, который стал царем в 715 г. до н. э. римляне в течение сорока с лишним лет вообще не воевали. Интересно, что Нума Помпилии не был римлянином, а жил в сабинском городе Куры и славился своим умом и справедливостью, за что и был приглашен править в Рим.
Нума воздвиг храм Януса, своеобразный показатель войны и мира: открытые ворота означали, что государство воюет, закрытые — означали мир. После царствования Нумы ворота храма Януса закрывали лишь дважды.
Он учредил должности верховных жрецов, а также культ неугасимого огня. Для сохранения огня Нума возвел храм Весты.
При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами, ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней.
Учредил ремесленные цехи, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:
«Народ был разделен, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других — римлянами, одних гражданами Тация, других — Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».
Тулл Гостилий
После смерти Нумы новый царь Тулл Гостилий сразу же затеял войну с соседним городом Альба-Лонга. По преданию, чтобы предотвратить кровопролитную битву, было решено выставить по три бойца с каждой стороны, чтобы определить победу. Против братьев Горациев из Рима вышли братья Куриации из Альбы-Лонги. В схватке погибли все Куриации и двое Горациев — победа, таким образом, досталась Риму. Однако мир с альбанцами продолжался недолго. Зная о недовольстве таким положением дел среди альбанцев, Тулл Гостилий с помощью хитрости представил их вождя предателем, после чего послал войска на павший духом город, чтобы разрушить его и переселить всех жителей в Рим.
Анк Марций
За гибелью Тулла Гостилия, побывшего царем совсем недолго, в Риме начался период царствования внука Нумы Помпилия Анк Марций, который сразу же выступил войной против латинов, разорявших римские поля и угонявших скот. После многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить укрепленный Яникульскии холм на правом берегу Тибра с городом. С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря, и Анк Марций основал в устье Тибра город Остию — первый морской порт Рима.
Тарквиний Древний
После Анка Марция римским царем стал Тарквиний Древний. Бывший его советником Анка Марция и искусным интриганом, он охотно принимал поручения, искусно их выполнял и скоро достиг того, что стал бывать на советах и общественных и частных, и в военное и в мирное время. Наконец, войдя во все дела, он был назначен по завещанию опекуном царских детей. Когда Анк Марций умер, сыновья его были почти что взрослые. Тем сильнее настаивал Тарквиний, чтобы как можно скорей
mirznanii.com
Семь римских царей
К числу древнейших социальных институтов римской общины принадлежит институт царской власти. Царская власть в Риме, так же как и в Греции, развилась из родового строя и сохраняла черты патриархальности. Разница состояла в том, что в Риме царская власть держалась дольше и была значительно сильнее.
По преданию, первым римским царем был Ромул (Romulus), с которым связаны основание Рима и первые войны с соседними племенами — сабинянами (легенда о похищении сабинянок) — и этрусскими городами — Фиденами и Вейями. Ему же приписывают разделение жителей на три трибы (племени) — тициев, рамнов и луцеров. При втором царе, Нуме Помпилии (Numa Pompilius), в Риме появляются ремесленные союзы и жреческие коллегии салиев, фециалов и понтификов, при третьем царе, Тулле Гостилии (Tullus Hostilius), Рим ведет успешную войну с городом Альба- Лонгой, при его преемнике Анке Марции (Ancus Martius) на Авентин- ском холме, по преданию, появляются плебеи, начинающие с этого времени играть большую роль в истории римской общины.
В истории Лация и Рима решающую роль сыграло этрусское завоевание, отразившееся также и на царской власти в смысле ее усиления. Согласно преданию, в середине VII в. Рим был завоеван царями- лукумонами из города Тарквиний, в течение 150 лет господствовавшими в Риме и Лации. Самый факт утверждения Тарквиниев и завоевания надо представлять как разбойничий налет вооруженной группы людей, дружины, возглавляемой этрусским кондоть- ери. Для этрусских царей обладание Римом как передаточным пунктом между югом и севером имело большое экономическое и военное значение. Но и для самого Рима включение его в этрусскую федерацию имело не меньшее значение. Собственно, история Римского государства и города Рима в том виде, как ее сохранила литературная традиция, начинается со времени этрусской гегемонии, т. е. со второй половины VII в. При Тарквиниях и произошло превращение римской родовой общины в Римское государство, городского поселка (oppidum) на холмах Палатине и Квиринале — в город в собственном смысле (urbs).
При этрусской династии Рим ведет энергичную наступательную политику в отношении своих соседей — латинов, сабинян, и этрусков, захватывая одну территорию за другой. При первом Тарквинии (При- ске) Рим, по словам Тита Ливия, распространил свою гегемонию на все города Лация (omne Latium domuit). Часть покоренных латинских городов была разрушена, а их жители проданы в рабство или переселены в Рим.
При Тарквиниях Рим становится одним из главных портов Тирренского моря по сбыту леса, скота, хлеба и рабов, направлявшихся в греческие республики Южной Италии и Сицилии и в Карфаген. Хозяйственная жизнь развивается, увеличивается количество культивируемых хлебных злаков, улучшается сельскохозяйственная техника, растут стада, появляются ремесла и расширяется применение рабского труда.
По традиции, уже при Нуме Помпилии в Риме существовали ремесленные союзы (collegia) — коллегии медников, плотников, сукновалов, литейни- ков, башмачников, горшечников, золотых дел мастеров, музыкантов и некоторых других видов ремесел и профессийКаждый девятый день (nundinae) сельские жители приходили в город одновременно на базар, религиозные празднества и общие сходы. Об экономическом развитии Рима и соседних с ним городов Лация в VII—VI вв. свидетельствуют остатки оросительных каналов, туннелей (cuniculi), дренажей, погребальных склепов, дорог, зданий и пр., высвобожденных из-под земли археологами. Сохранившиеся части зданий в Риме, Пренесте, Палестрин, Серветрии и т. д. говорят о большом количестве, величине и художественной ценности построек царского Рима.
К числу монументальных памятников Тарквиние- вой династии принадлежит знаменитая клоака максима (cloaca maxima) (в ее древнейших частях), огромный подземный коридор со сводчатым потолком из трех рядов больших камней, находящийся на глубине 47 футов.
При помощи этой клоаки все подпочвенные воды Рима собирались в один канал и отводились в Тибр. Постройка клоаки, стоившая огромных средств, предполагает высокий уровень строительной техники, наличие рабского или иной какой-либо формы подневольного труда. Тому же самому пятому царю Рима, Тарквинию Приску, при котором построена клоака максима, приписывают сооружение форума (Forum), базарной площади (macellum) и цирка (circus maximus), в котором устраивались конные и пешие состязания. Оживление строительной деятельности привлекало в Рим этрусских и греческих мастеров и художников, строивших эти здания. При Тарквинии Гордом на Палатине построен храм Юпитера Капитолийского (Jupiter Optimus Maximus).
Найденные при раскопках предметы греческого и восточного производства (вазы, золотые и серебряные украшения) указывают на торговые связи Рима с южноиталийской Грецией, Этрурией и Карфагеном. Предметами торговли были хлеб, скот, рыба, предметы роскоши и оружие.
К VI в. относится первый торговый договор между Римом и Карфагеном, текст которого приводит Полибий. Содержание этого первого договора Рима с Карфагеном в передаче Полибия таково: 1) если карфагеняне возьмут какой-либо латинский город, то они могут воспользоваться захваченным добром, но территорию должны отдать римлянам, 2) римляне могут свободно торговать в Сицилии и даже в Африке, но только не в самом Карфагене.
Далее, к концу VI в. римские историки и археологи относят появление первого сборника сакральных формул, так называемых «царских законов» (leges regiae), составленного юристом Папирием (ius Papirianum), жившим при Тарквинии Гордом.
Площадь города Рима в конце царского периода равнялась 700 кв. акрам. При Тарквиниях, говорит Цицерон, Рим был не малонаселенным местечком, а местом пребывания наук и искусств (non tennis vivulus, sed abundantissimus omnium doctrinarum atque artium).
Социальное развитие Рима при Тарквиниях совершалось в том же направлении, как и в предшествующие века, с той только разницей, что социальная дифференциация пошла быстрее и глубже. Расслоение римской общины началось еще задолго до Тарк- виниев. По преданию, уже при Ромуле римская община распадалась на три неравные группы — патрициев, клиентов и плебеев.
Древнейшая община на Палатине, основавшая «квадратный Рим» (Roma quadrata), из которого впоследствии вышел исторический семихолмный Рим, делилась на патрициев и клиентов, благородных (patricius — сын знатного отца) и «послушных» (cliens — от глагола cluere — быть послушным, зависимым). Разделение на патрициев и клиентов происходило по мере разложения патриархальной общины, разделения груда, усиления имущественного неравенства и появления рабов-военнопленных.
Кроме обедневших членов патрицианских родов, клиентами становились вольноотпущенные, т. е. получившие свободу рабы, и целые завоеванные племена, отдававшиеся на волю покорившего их рода или государства (clientes — qui sese in fidem patro- ciniumque nostrum dediderunt). Понятие «клиент» близко к понятию бедный, зависимый от своего покровителя — патрона (patronus) человек. В таком смысле клиентство сохранялось в течение всей римской истории. Отличие клиентства более позднего времени от клиентства раннего периода заключалось в том, что в царский и в раннереспубликанский период клиенты принадлежали не отдельному лицу или отдельной семье, а целому роду. Отношения между патроном и клиентом регулировались родовыми обычаями, связывавшими как клиента, так и патрона. «Патрон, причинивший обиду клиенту, да будет проклят» (Patrones, si clienti fraudem fecerit, sacer esto) — гласит одна из XII таблиц. Клиент проживал на территории данного рода, имел земельный участок (pars) и пользовался покровительством рода. Римские археологи пытались даже слово patricii — отцы — связать со словом pars (часть), имея в виду участок, даваемый патроном клиенту. Те назывались «патрициями» потому, что они часть своих земель (agrorum partes) отдавали малоимущим (tenuioribus).
Обязанности клиентов в отношении их патронов выражались общим термином почтение (obsequium), включавшим разные виды помощи и почтения во время войны и мира. С течением времени богатые патрицианские роды, число которых вообще было невелико, подобно этрусским лукумонам, обособились в замкнутую военно-жреческую аристократию. Патрицианские роды представляли самостоятельные социальные единицы, жившие на территории данного рода (pagus), имевшие родовые святилища и культы (sacra gen- tilicia), родовые кладбища и родовую собственность на землю, орудия труда, рабочую силу и т. д. Обработка земли производилась собственными силами рода с помощью клиентов и рабов.
Положение рабов в царском Риме немногим отличалось от положения клиентов. Подобно клиенту, раб носил nomen gentilicium, участвовал в домашнем культе (sacrarium), жил под одной крышей со своими господами, членами рода, и вместе с ними погребался в одной общей могиле. Число членов родов бывало различно, иногда весьма значительно. Род Фабиев, например, состоял из 300 членов, род Потитиев имел 30 семей и т. д. Упомянутый Дионисием Аиний Гердоний, пытавшийся в 460 г. захватить Капитолий и произвести государственный переворот, имел друзей, рабов и клиентов в общей сумме более 4000 человек. Род Клавдиев имел 5000 клиентов. Патрицианские роды делились на патриархальные (большие) семьи (familiae), или дома (domus). Римская фамилия представляла своего рода производственный коллектив, в который входили не только члены данной семьи—свободные, но и рабы.
Во главе всего рода стоял родовой старшина — «вождь рода» (princeps или dux generis),—бывший одновременно военным вождем, жрецом и судьей. В важных случаях родовой старшина совещался с советом отцов семей, или с сенатом (senex — старик; senatus—совет старейшин), и собранием всех полноправных родичей. На крепкой родовой организации, постепенно затмившей более старинную организацию по куриям и оттеснившей царскую власть, покоилось могущество римского патрициата, в течение нескольких столетий стоявшего во главе римской общины.
К двум названным категориям зависимых людей, рабам и клиентам, с течением времени присоединилась еще третья категория зависимых людей — плебеев (plebs, или plebes). Первоначальное ядро плебса составляли завоеванные патрициями народности, по преимуществу латины, и добровольные переселенцы (incolae), оседавшие в плодородной долине между холмами Авентином и Велабром. Большая часть плебеев (plebs — масса, народ, от глагола plere—наполнять, заполнять) составляла независимую общину, будучи земледельцами, меньшая занималась торговлей и ремеслами. Плебеи появились еще в доэтрусский период, но быстрый рост плебса начинается со времени Тарквиниев и находится в связи с осушением болотистых малярийных стран в окрестностях Рима, завоеванием новых территорий и переселением жителей завоеванных местностей на территорию Рима.
Согласно преданию, плебейские общины с самого начала находились в зависимости от патрицианской общины, плебеи не имели политических прав и территориально были отделены от патрициев. Палатинский и Квиринальский холмы, где жили патриции, возвышаясь, как бы господствовали над равниной, где жили плебеи.
Не имея политических прав в господствующей общине, плебеи в пределах данной общины могли иметь собственность, занимались земледелием, торговлей и ремеслами, другими словами, были полноправны в частно-правовом отношении (ms com- mercii) и неполноправны в государственно-правовом отношении (ius honorum). Зависимость плебса ~ в отношении патрицианской общины выражалась в несении некоторых обязанностей, самой существенной из которых была служба во вспомогательных отрядах. Положение плебеев, относительно сносное вначале, ухудшалось по мере расслоения римской общины вследствие недостатка земель и численного роста населения. Часть плебса утрачивала экономическую самостоятельность, попадая в долговую кабалу к богатым патрициям (nexum inibat). И в силу своей экономической маломощности и задолженности плебеи постепенно опускались до положения клиентов, и слово «плебей» становилось синонимом слову «бедный», «малоимущий» и «бесправный» человек. Римские писатели (Ливии, Дионисий, Цицерон, Тацит) безоговорочно отождествляют плебеев с клиентами. Самое же разделение римского населения на патрициев и плебеев античные историки приписывали мифическому основателю города Рима — Ромулу.
«Ромул, — читаем в «Истории римских древностей» («Археологии») Дионисия Галикарнасского, — передал плебеев патрициям в качестве заложников (клиентов), предоставив каждому плебею право выбирать себе патрона из патрициев. Это дело Ромул украсил благородным названием патроната, что значит заступничество за бедных и простых людей». «Патроцинии появляются с того времени,—говорится в другом источнике,—когда плебс был распределен между патрициями (cum plebs distributa inter patres)». Аналогичные суждения о плебеях и клиентах имеются также и у Цицерона. Вопрос о плебеях принадлежит к числу наиболее сложных и спорных вопросов древнеримской истории. Интересной работой по истории плебса и римского рода является «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Работы академика Н. Я. Марра решают вопросы ранней римской истории в свете яфетической теории. Теории по вопросу о происхождении плебса изложены в работах Виндера, Эдуарда Мейера, Оберцинера и др.
Социальное содержание термина «плебс» не оставалось неизменным. В царский и раннереспубликанский период под плебеями понимали пеструю массу людей, не входивших в патрициат и не бывших рабами. Во вторую половину Республики понятие «плебс» равносильно понятию свободных мелких землевладельцев и ремесленников, в Поздней империи плебеев отождествляли с крепостными колонами и вообще с низшими слоями города и деревни.
Изменялось также и содержание слова «патриций». Борьба патрициев с плебеями составляет движущую силу римской истории раннего периода. В центре этого столкновения стояла борьба за землю и неотделимая от нее борьба за политические права, за включение плебеев в патрицианскую общину. Уравнение плебеев с патрициями в государственно-правовом отношении совершалось по мере социально-экономического роста римской общины, учащения военных походов, расширения рабства.
magref.ru
3. СЕМЬ РИМСКИХ ЦАРЕЙ
ратный Рим» (Roma Quadrata) — огороженное место, служившее для защиты от нападений зверей и неспокойных соседей. Это место впослед ствии почиталось священным, и там хранились предметы, которые свя зывались традицией с основанием Рима. Но, видимо, уже с IX в. соседние холмы Эсквилин, Квиринал и Виминал занимают другие поселенцы, ко торые зарывают своих умерших в землю. Этих поселенцев современные ученые считают сабинянами, которые часто упоминаются в рассказах о ранних веках римской истории.По-видимому,вУIII в. до н.Э. происходит объединение деревень, расположенных на различных холмах Палатина и Эсквилина, и этот союз носит название Sерtimопtium (Семихолмье). Впоследствии в объединение входят и поселения на других холмах, в ча стности сабинский поселок на Квиринале. На Капитолии же создается цитадель, являющаяся и крепостью и средоточием святынь молодого го рода.
Постепенно Рим включает в себя другие холмы, кроме Авентина, присоединенного только в IV в. до н. э. Осушается заболоченный прежде Форум; город окружается стенами. Граница его носила название pomerium. Само слово «Рим» (Roma) этрусского происхождения. Неко торые исследователи связывают его с родовым этрусским именем *гиmа. Таким образом, Рим возникает из слияния латинских общин с сабински ми. Вместе с тем с ранних пор в жизни города принимают участие и этру ски, распространившие на Рим сначала культурное, а потом и политиче ское влияние.
Такой представляется история возникновенияРима на основании ар хеологических данных и некоторых общих соображений, высказанных на базе критики литературной традиции.
Наши литературные источники содержат довольно подробное, но малодостоверноеизложение римскойистории в первый ее период, кото рый называется царским.
Традиция рассказывает о семи римских царях. Первому царю, Рому лу, приписывается учреждение исконных римских институтов: он разде лил граждан на патрициев и плебеев, создал курии, учредил сенат, орга низовал войско.
В рассказах о Ромуле часто упоминаются сабиняне. Вскоре после основания города ;
рассказывает традиция, римляне, у которых не было жен, пригласили на зрелище сосе
дей-сабинян.Во время празднества они похитили их дочерей. Возмущенные сабиняне по
шли на римлян войной, но дочери-пленницыпримирили их со своими мужьями. После этого
два государства — римское и сабинское — сливаются в одно, и Ромул правит вместе с са’
бинским царем Титом Тацием до самой смерти последнего. Ромул ведет удачные войны с со-
седними городами. Относительно смерти его приводятся две версии: по одной, он был взят живым на небо, по другой — убит патрициями.
Преемник Ромула сабинянин Нума Помпилий, по данным традиции, ведет мирную по литику. Ему приписывалось учреждение различных культов, создание жреческих коллегий, а также коллегий ремесленников. Третий римский царь, Тулл Гостилий, присоединяет к РимуАльбу-Лонгу;жители этого города получают римское гражданство. С борьбой противАльбы-Лонгисвязана легенда о Горациях и Куриациях. Горации былибратья-близнецыримляне, Куриации — такжебратья-близнецыальбанцы. Альбанский вождь и Тулл Гости
JIИЙ договорились, что поединок мещду отдельными воинами должен решить исход борьбы. Со стороны римлян вызывались бороться Горации, со стороны альбанцев — Куриации. Два римлянина ранили трех Куриациев, но сами были убиты. Третьему Горацию удалось одолеть всех соперников; торжествующий, он шел впереди войска и нес доспехи убитых противников. Но сестра его, просватанная за одного из Куриациев, в знак печали распусти JJa волосы и призывала своего жениха. Разгневанный Гораций убил ее. За это он был при влечен к суду, и его ожндала казнь. Тогда отец Горация обратился к народу, и народ освобо дил его.
После Тулла Гостилия правил Анк Марций, который нанес поражение латинам, по строил мост через реку Тибр и основал в устье Тибра гавань Остию. После него царем сде лался переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний. Он воздвиг цирк, при нем был за ложен Капитолийский храм, проведена клоака. Ему пришлось вести войны с латинами и эт русками. Тарквинию Древнему наследовал его воспитанник, сын рабыни Сервий Туллий, с
именем которого связана реформа гражданства, победа над городом Вейями, сооружение храма Дианы. В одном памятнике (речь императора Клавдия) Сервий Туллий отождествля ется с этруском МастарноЙ. Сервий Туллий был убит своим зятем Тарквинием Гордым, му жем дочери Туллии.
Последним римским царем считается Тарквuнuй Гордый. Традиция рисует его тираном, жестоко расправлявшимся со своими подданными и тем вызывавшим всеобщее недовольство. Сын его обесчестил жену сво его родственника Тарквиния Коллатина — Лукрецию. Последняя рас сказала об этом своему мужу и покончила самоубийством. Бесчинства Тарквиния и смерть Лукреции вызвали восстание, закончившееся изгна нием Тарквиния и падением в Риме царской власти.
Существуют более или менее правдоподобные объяснения различных моментов рим ской традиции о царском периоде. Некоторые имена царей носят этиологический харак тер. Ромул был эпонимом города Рима (этрусское *гuma, латинское Roma, отсюда Romulus). Первоначальное имя эпонима города было Ром (Rhomos). Потом наряду с ним появляется Ромул (Romulus). Из двух этих имен создается легенда о двух братьях — Рому ле и Реме. Имя Нумы Помпилия связывается с терминомnитеn (божество) ис плебей ским родом Помпилиев. Имя Тулла Гостилия могло возникнуть как объяснение названия
здания — Гостилиевой курии, и вместе с тем оно связано с плебейским родом Гостилиев,
так же как имя Анка Марция — со знатным плебейским родом Марциев. Имя Сервия Тул лия связывается с патрицианским родом Сервилиев. Историческая действительность отра жена, несомненно, в рассказах о похищении сабинянок, о Тите Тации. Это были отзвуки си
нойкизма римлян с сабинянами.
Некоторые легенды, возникшие в патрицианских родах, восходили к отдаленным исто рическим событиям. К таким следует отнести предание о Горациях и Куриациях. Титу Ли вию было неясно, кто из них были римляне и кто — альбанцы. Оба рода претендовали на право считаться главными участниками важного события — разрушения города Аль-
105
Рис. 31. Остатки стены старинного Каnитолийского храма
в честь Юпитера Величайшего
бы-Лонги.ЭпизодС судом над Горацием объяснял старинное право римских граждан обра щaTьcя к народному собранию с апелляцией на решение магистратов (jus ргоvосаtiопis). Легенда была приурочена к роду Горациев потому, что только представители этого рода ежегодно1 октября приносили жертву Янусу и Юноне в особом месте, носившем название Tigillum sororium (сестрино бревно), происхождение которого осталось неясным в истори ческую эпоху, причем его пытались связать с убийством Горацием своей сестры.
Некоторые легенды отражали разные политические тенденции римских политических партий IJ — 1 вв. до н. э. (по аристократической версии, Ромул был взят живым на небо, а по демократической — убит партициями).
Нужно заметить, что в последнее время скептицизм в отношении всей традиции цар-‘
ской эпохи уступает место признанию некоторых ее моментов достоверными. Так, Лэст ВI «Кэмбриджской древней истории» считает достоверными имена’ всех царей, кроме Ромула. По его мнению, царей было больше семи, но до нас дошли лишь имена последних из них.в’ нашей литературе историчность всех римских царей, кроме Ромула, признаетс.и. Кова лев. Нужно, однако, сказать, что если отдельные рассказы о царях отражают достоверную действительность, то в целом дошедшая до нас история царской эпохи являетсялегендар-,ной.
Рассказы о Тарквиниях следует считать наиболее достоверной частью предания о ца
рях. С УII в. до н. э. начинается усиление этрусских городов, распространивших свое влия ние на долину реки По, Пицен, Лаций и Кампанию. В рассказах о Тарквиниях и был отра жен период этрусского господства в Риме.
Самое имя Тарквиниев может быть признано историческим. Существовал этрусскиq город Тарквинии. Известен род Тарквиниев в этрусском городе Цере. В этрусской гробнице
studfiles.net
Цари Древнего Рима: кем они были?
Сегодня древнеримская история у большинства наших современников, далеких от исторической науки, ассоциируется с именами таких правителей как Цезарь и Нерон. Большинство православных не слышали даже имени императора Тиберия, а об эпохе его правления наслышаны по евангелическим описаниям судилищ, подводимых префектом Иудеи – Понтием Пилатом. В тоже время до императорской эпохи Древний Рим пережил республиканское правление, а его государственность сформировалась в эпоху «Reges Romae» — период владычества первых римских царей, длившийся с 753 по 509 год до новой эры.
Первый царь Древнего Рима
Сегодня большинством историков признается факт основания города Рима полулегендарным правителем Ромулом. Он же считается и первым царем Древнего Рима. Его матерью была весталка Сильвия, род которой прослеживается до легендарного героя Троянских войн Энея, похождения которого описаны Вергилием в поэтическом эпосе «Энеида».
На жриц древнеримской Весты налгался тридцатилетний обед безбрачия. Для того чтобы оправдать свой блуд Сильвия «призналась» что зачала будущих основателей Рима, близнецов Ромула и Рема, от бога войны Марса, который явился ей прихрамовой роще. Близнецов бросили в Тибр, а после их чудесного спасения и вскармливания (как Маугли) волчицей, они вступили в борьбу со своим дядей Амулием – правителем италийского города-государства Альба-Лонги.
При основании Рима между близнецами возник спор о месте основания города – в низине и на холмах. Не найдя взаимоприемлемого решения, братья передрались, и Ромул убил Рема. К дошедшим до нашего времени деянием этого древнего царя Рима следует отнести разделение города на три части Палатин, Эсквилин и Авентин, дав им названия соответствующих холмов. К заслугам Ромула историки относят основание и первичную организацию сената.
О смерти первого римского царя достоверных фактов не имеется. По преданиям он просто вознёсся на небо
Период правления древних царей Рима
Династического наследования трона в период правления царей Рима не существовало. После смерти Ромула на престол, после голосования римских патрициев, избирается Нума Помпилий. Поводом для его выдвижения в единоличные правители послужили несомненные таланты, проявленные Нумой Помпилием еще при царствовании Ромула.
К несомненным достоинствам правления второго римского царя историки — исследователи относят:
- введение новых божественных культов Весты и Януса, ставших прообразом всей позднейшей религиозной идеологии;
- запрещение человеческих жертвоприношений, включая рабов и плененных врагов;
- введение нового времяисчисления, по которому год продолжался 365 дней;
- первичная организация и оформление сословных каст (клан ремесленников).
Умер Нума Помпилий в возрасте 80 лет естественной смертью, оставив после богатейшее философско –литературное наследие. После его смерти на римский трон избирается Тулл Гостилий.
Тулл Гостилий — третий римский царь был внуком Гостия Гостилия – одного из солдат Ромула, погибшего во время обороны Рима от нашествия сабинян, возжелавших разрушить Рим – обитель зла древнего мира, после того как были похищены сабинянки.
К выдающимся событиям правления Тулла Гостилия относятся разрушение города-государская Альба-Лонга и существенное расширение территорий, подвластных Риму.
Внук Тулла Гостилия – Анк Марций был избран четвертым царем Рима и в первые годы своего правления отличался тихим нравом и скромным поведением. Эти внешние признаки бессилия дали повод латинам и этрускам начать перманентные войны с Римом, целью которых был захват этого города – государства.
Однако победу в этих войнах одержал Анк Марций, сформировав из завоёванных латинов касту плебеев. Римские войска под предводительством Анк Марция захватили несколько городов этрусков.
Луций Тарквиний Приск (Тарквиний Древний) происходил из древнего этрусского рода, а его восшествие на римский престол было обеспечено близостью к Анку Марцию. С именем пятого римского царя связывают большинство преобразований Рима и превращения его их полудеревенского – полугородского поселения в полноценный город – государство, подобное Афинам или Спарте. Это было достигнуто путем проведение определенных строительно-организационных мероприятий. В период правления Тарквиния Древнего были проведены следующие строительные работы:
- осуществлено каменное замощение существующих на тот момент форумов;
- проложены общегородская канализация — «Великая Клоака» и городской водопровод;
- издал указ о предпочтительном возведении жилых домов и общественных зданий из камня.
Сервий Тулий происходил из рабского сословия, но стал вольноотпущенником. Благодаря близости к жене Тарквиния Древнего – Танаквиль, создавшей легенду о божественные предзнаменованиях, сопровождавших рождение Сильвия, и его женитьбе на дочери Луция Тарквиния Приска он был избран шестым царем Рима. Сервий Тулий известен своими административными реформами:
- осуществил территориальное деление Рима на 21 округ;
- разрешил набор римского войска из касты плебеев;
- упростил процедуру переходя римских рабов (плебеев) в сословие римских граждан;
- оснастил городские стены Рима мощными фортификационными сооружениями.
Был убит Тарквинием Гордым, совершившим государственный переворот и ставшим последним древним царем Рима.
Последний царь Древнего Рима
Отцом последнего римского царя был Тарквиний Древний, его женой – младшая дочь царя Сервия носившая имя Тулии. Эти два факта стали формальным поводом для притязаний Тарквиния на римский престол. Все его государственные, военные и административные реформы оцениваются историками негативно. Основные нововведения, проведенные в жизнь последним римским царем следующие:
- сокращение полномочий законодательных и представительских органов;
- ограничение прав низших сословий;
- формирование войска преимущество из варварских племен;
- проведение репрессий в отношении широкого круга римских граждан.
Эти преобразования вызывали самую негативную реакцию во всех слоях римского общества — особенно среди знати и жречества. Формальным поводом низвержения Тарквиния Гордого послужило изнасилование Лукреции — дочери римского консула Триципитина, которая являлась супругой патриция Коллатина. В 510 году до новой эры он был лишен престола, а через год, во время одного из восстаний — убит.
drevniy-egipet.ru
Семь царей Древнего Рима. Мифы и предания Древнего Рима
Похищение женщин
Еще недавно заложенный, город Рим быстро рос, во многом благодаря тому, что находчивый Ромул основал поблизости убежище, куда стекались от разных народов жаждущие перемен люди, как рабы, так и свободные. Ими укрепилась мощь молодого государства, только недолгий срок предрекали той мощи. Из бежавших в Рим лишь единицы были женаты, и женщин в городе оказалось мало. Ромул разослал по соседям, племенам ценинцев, крустиминцев, антемнян и сабинян, послов просить соглашения о браках. Везде послов встретили с презрением, и никто не хотел выдавать дочерей за вчерашних невольников.
Оскорбленные римляне задумали хитрый план. Ромул объявил, что нашел закопанный в землю алтарь какого-то бога, по всей видимости, Конса или Нептуна Конного, и в честь этого назначил роскошные игры, куда пригласил всех соседей. И любые ухищрения, доступные тому времени, применили римляне, чтобы еще задолго до игр их обсуждали и предвкушали.
Похищение сабинянок. Художник Н. Пуссен
На игры собралось много народу, особенно сабинян, которые явились всем племенем с женами и детьми. Ромул в пурпурном плаще с лучшими гражданами сидел на первых местах в цирке, за ним собрались все остальные, римляне и гости. Сам царь должен был подать сигнал к нападению, сняв плащ с плеч и накинув его обратно. Вооруженные римляне не спускали с него глаз, и вот наконец по знаку выхватили оружие и бросились похищать девушек.
Хватали их без разбора, только наиболее привлекательных простолюдины приносили в дома приближенных Ромула. Самую красивую украли, как говорят, люди некого Талассия, человека молодого, но уважаемого, и многих интересовало, куда ее несут. Похитители же, опасаясь утратить добычу, отвечали всем и каждому, что несут ее в дом Талассия. Услышав это, многие отвечали одобрительно, а не которые даже последовали за похитителями, выкликая имя жениха. Отсюда, как считают, и пошел знаменитый свадебный возглас: «Талассию!»: многие века римляне на свадьбах распевали это имя, так как брак Талассия оказался счастливым.
Похищение сабинянок. Художник С. Риччи
Похищенные девушки были крайне напуганы, и самому Ромулу пришлось уговаривать их успокоиться, ведь они будут состоять в законном браке и делить с мужьями все их имущество. Просили прощения у женщин и сами похитители, любовью объясняя свой поступок.
В это время оскорбленные отцы и братья похищенных девушек решили отомстить римлянам. Но не тут-то было. По очереди Ромул разбил войска ценинцев, антемнян и крустиминцев. Война с сабинянами оказалась последней и самой тяжелой, вел сабинских воинов их царь Тит Таций, имевший коварный план. Путь к городу преграждал Капитолийский холм со своими укреплениями, и царь подговорил дочь начальника крепости Тарпею открыть сабинянам ворота. Взамен она попросила то, что носят сабиняне на левой руке, польстившись на золотые браслеты, бывшие едва ли не у каждого сабинского воина. Сабиняне без боя взяли укрепления, но, презирая предательницу, кинули ей не только браслеты, но и тяжелые щиты, которые все воины носят на левой руке. Тарпея погибла, погребенная под украшениями и щитами. В память о ее поступке Тарпейской звалась скала на Капитолии, с который сбрасывали приговоренных к казни предателей.
Между Палатином и Капитолием сошлись на битву римляне и сабиняне. Завязалось кровопролитное сражение, и вот римляне дрогнули и стали отступать, но раненный камнем в голову Ромул взмолился Юпитеру спасти город от позора. Отступающим стало стыдно перед царем, и они вновь сомкнули ряды. Тут взглядам сражающихся явилось невиданное зрелище: поле битвы заполонили женщины с распущенными волосами. Прижимая к груди младенцев, они молили отцов и братьев не убивать их мужей, раз столько времени прошло с их похищения и они успели породниться с обидчиками.
Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. Художник Ж. Л. Давид
Мужчинам ничего не оставалось, как помириться. Договорились они, что вместе будут жить в Риме, и царствовать Ромул и Тит Таций тоже будут сообща. Так удвоилось население Рима, а женщины его пользовались с тех пор большим почетом.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
О десяти самых могущественных императоров Римской империи.
Август
Август: земной бог римлян. Первый римский император. С 27 года до нашей эры до 14 года нашей эры жил Август. Правление его длилось 44 года. С 30 года до нашей эры и почти до своей смерти Август правил Римской империей. На начальном этапе он был тираном, но в дальнейшем стал дальновидным деятелем и разрабатывал планы. При его правлении стало известно о великих римских писателях. Август развернул бурную деятельность. Строительство во времена его правления развилось так, что он смог похвастать: «Я унаследовал Рим в кирпиче, а оставил его в мраморе».
Веспасиан
Годы жизни — (9-79 н.э.). Римским императором стал в 69 году. Был первым из династии Флавиев. Легион провозгласил, что теперь Веспасиан будет их главнокомандующим. После гражданской войны он навёл порядок и восстановил дисциплину а римской армии. При его правлении произошло оживление экономики, ведь именно ему принадлежит крылатая фраза «Деньги не пахнут», да император не гнушался ни ни одного из возможного дохода. Именно Веспасиан ввёл эффективную налоговую систему. После его смерти Римская империя не имела долгов.
Нерон
Годы жизни — (39-68 н.э.). Нерон был римским императором и отличался тщеславием. Был слишком жестоким правителем. Клавдий усыновил его. После того, как Клавдий умер, Нерон перенял права императора и отравил родного сына Клавдия. Позже он организовал убийство матери. Довёл Сенеку, который был его советником, до самоубийства. Жену Октавию велел убить. Таким образом, он избавился от тех, кто оказывал на него сдерживающее влияние. Убийства продолжились и за рамками семьи. Нерон был первым императором, кто лживо обвинил христиан в поджоге Рима и предал их смерти. Жертвы были накрыты шкурами зверей и отданы на растерзание собакам. По приказу Нерона возводились статуи императора в образе Бога. В 68 году Нерон покончил жизнь самоубийством
Тит
Жил с 39 по 81 годы нашей эры. Римский император из династии Флавиев. Правление его началось с семьдесят девятого года. Являлся сыном императора Веспасиана. Тит служил в римской армии. В 71 году был назначен командиром преторианской гвардии. В 73 году вместе с отцом правил Римской империей. Тит занимался, как сейчас принято говорить, иностранными и военными делами. Рекомендации получил самого высокого качества. Являлся популярным правителем того времени. Расходовал денежные средства на помощь людям, которые пострадали во время извержения вулкана. Кончина была скоропостижной. Есть сведения, что брат Домициан был в этом замешан.
Адриан
Годы жизни — (76-138 н.э.). Римским императором стал с 117 года нашей эры. В детстве потерял родителей. Во времена правления много путешествовал по империи. Физически развитый, он прекрасно владел оружием, мог в одиночку убить льва, но не любил войны. В отличие от предшественника Траяна, его воспитателя и наставника, он не стал расширять границы империи. Он развивал государство, а его столицу Рим восхищенные преобразованиями современники назвали Вечным городом. Дал приказ возвести Адрианов вал. Адриан очень высоко ценил архитекторов. Поэтому при нём в империи наблюдался архитектурный бум. Он сам иногда составлял проекты сооружений и зданий.
Траян
Римский император из династии Антонинов правил с 98 года. При его правлении территории значительно увеличились. Его рождение произошло в Испании. Траян служил в римской армии. В девяносто первом году он стал консулом, а в девяносто седьмом году император Нерва назначил своим наследником. Вскоре Траян занял его место. Он сразу же начал организовывать завоевательные походы. Отобрал Дакию, Аравию, Армению и Месопотамию. Именно в годы его правления Римская империя стала великой и огромной. Во внутренней политике Траян охранял интересы сената, за что в 114 г. ему был дан титул Optimus princeps (Наилучший император). В 114 г. в г. Беневенто была сооружена Триумфальная арка Траяна, на которой сохранилось богатое рельефное украшение, прославляющее Траяна как императора Рима и властелина римских провинций.
Клавдий
Годы жизни — (10 н.э. — 54 н.э.). Римским императором был с 41 по 54 годы нашей эры. Был интеллигентным, воспитанным и образованным человеком. Тиберию приходился племянником и был дядей Калигулы. Хромал, не выговаривал некоторые буквы. Из-за этого подвергался насмешкам. После убийства Калигулы Клавдий скрывался, он не хотел править Римской империей. Но его нашли и провозгласили императором. При его правлении Британия была включена в состав Римской империи. В период правления Клавдия было даровано полное гражданство внеиталийским общинам, что сыграло существенную роль в романизации провинций; внесены изменения в наследственное, брачное и рабское право; государственная казна возвращена в управление квесторов; были основаны многочисленные колонии, проложены дороги и возведены технические сооружения, например шлюз для отвода воды из Фуцинского озера.
Марк Аврелий
Годы жизни — (121 — 180). Марк Аврелий был великим мыслителем. Имел принадлежность к династии Антонинов. Отстаивал идеи позднего стоицизма. Римским императором стал с 161 года нашей эры. Его любимыми занятиями было чтение литературы, философии и права. Но стал он полководцем. Для защиты империи от бриттов и германцев организовал военные походы в Азию и Европу. «Наедине с собой» был его лучшим философским трактатом, который дошёл до наших дней. В 176 г. Марк Аврелий провозгласил своего сына Коммода соправителем и незадолго до окончания войны умер в Виндобоне от чумы. Конная статуя Марка Аврелия (единственно сохранившаяся) стоит в Риме на сооруженном Микеланджело в 1537 г. постаменте на Капитолийском холме.
Септимий Север
Приблизительные годы жизни — (146 —211). С 193 года нашей эры был римским императором. Был рожден в Северной Африке. Сделал военную карьеру. Войска провозгласили его императором и он вступил в Рим. Ни один человек не сопротивлялся этому. Первым указом был роспуск преторианской гвардии, воины которой убили его предшественника, и набрал новую армию. Септимий славился своей справедливостью. К 197 году подавил все мятежи и бунты. Образовался порядок в империи. В 208 году начал военные действия по укреплению римской власти в Британии. При вторжении в Каледонию (ныне Шотландия) понёс поражения. В 210 году заключил мир с местными племенами. Через год умер в Эборакуме (ныне Йорк).
Константин Великий
Жил Константин I с 272 по 337 годы нашей эры. Правил Римской империей с 306 по 337. Явился на свет не в законном браке у Флавии Елены и Костанция. В 302 году Константин в 14 лет уже был вместе в походах с Диоклетианом. В 326 году Константин принял решение перенести место, где обычно пребывало правительство, из Рима на Восток. Вскоре был заложен первый камень в основание Константинополя. Звание «Великий» Константин получил за свои дела. Он умел предвидеть будущее, которое ожидало христианство. И старался оказать максимальную помощь римской империи. Рядом актов он освободил Католическую церковь и священнослужителей от налогов и даровал им разнообразные привилегии.
Из Италии с любовью.
About konobella
Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и «ноу-хау», но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www.allitaliano.it: Татьяна Крячко.www.allitaliano.it