Содержание

Проект 971 «Щука-Б» - атомные подводные лодки

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Атомная подводная лодка К-335 "Гепард" - видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf.

АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.

Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием.

Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.

Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391— в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.

Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования.
Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.

Атомная подводная лодка К-480 "Барс" (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. "Ак-Барс" СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.

Атомная подводная лодка К-317 "Пантера" (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.

К-401 "Волк" (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

К-328 "Леопард" (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.;
28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы

К-154 "Тигр" (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.

К-157 "Вепрь" (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.

Атомная подводная лодка К-335 "Гепард" (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.

К-337 "Кугуар" (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-333 "Рысь" (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-284 "Акула" (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.

К-263 "Дельфин" (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-322 "Кашалот" (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г.; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-391 "Кит", "Братск" с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-331 "Нарвал" (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-419 "Морж", "Кузбасс" с 29.01.1998. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-295 "Дракон", "Самара" с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-152 "Нерпа". "Чакра" (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:
— надводное .........................................................................8 140
— подводное ........................................................................ 10 500

Длина наибольшая, м ................................................................. 110.3
Ширина корпуса наибольшая, м ......................................................... 13,6
Осадка средняя, м ..................................................................... 9,68
Архитектурно-конструктивный тип ..................двухкорпусный
Глубина погружения, м:
— рабочая............................................................................... 480
— предельная............................................................................ 600
Автономность по запасам провизии, сут....................................................100
Экипаж, чел...............................................................................73
Энергетическая установка:
Главные механизмы.
— тип.....................................................................................АЭУ
— ППУ:
- марка.................................................................ОК-9ВМ или ОК-650М.01
— количество х тип ЯР.................................................................1 х ВВР
— тепловая мощность ЯР, МВт............................................................190
- ПТУ:
— тип............................................................................блочная
— количество х мощность ГТЗА, л. с ................................................1 х 50 000
— количество х мощность АТГ, кВт....................................................2 х 3 200
- количество х тип движителей ...................................... 1 х малошумный ВФШ
Резервные источники энергии и средства движения
— количество х мощность ДГ, кВт...................................................1 х 800
— аккумуляторная установка:
— тип АБ..................................................................свинцово-кислотная
— количество х тип РСД .....................................................2 х ВПК
— привод ВПК х мощность, кВт.....................................................ЭД х 300
Скорость хода наибольшая, уз:
- надводная..........................................................................10
— подводная..........................................................................33
Вооружение:
Ракетное:
— тип ракетного комплекса..........................................................«Гранат»
- тип КРСН........................................................................РК-55
— вид старта........................................................подводный, из 533-мм ТА
— тип ПЗРК...................................................................... «Стрела-ЗМ»
— количество контейнеров для хранения ЗР.......................................3
— боекомплект ЗР.........................................................................18
Торпедное.
- количество х калибр ТА, мм...................................................4 х 650
— боезапас (тип) торпед.........................................12 (торпеды 65-76 или ПЛУР
....................................................................86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)
— количество х калибр ТА, мм ..................................................4 х 533
- боезапас (тип) торпед и ПЛУР....28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)
— система подготовки ТА ................................................ «Гринда»
Радиоэлектронное:
— БИУС .................................................................«Омнибус»
— НК.......................................................................«Симфония»
— КСС.......................................................................«Молния-МЦ»
— система СС...........................................................«Цунами-БМ»
- ГАК.....................................«Скат-3» (МГК-540)
- РЛК.....................................«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)
- тк.......................................МТК-110
— перископ ТК.....................«Сигнал-3»
— командирский перископ.................... «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Фото подводной лодки проекта 971 «Щука-Б»


Добавить комментарий

oruzhie.info

технические характеристики (ТТХ) атомной многоцелевой субмарины, вооружение

Атомный подводный флот составляет основу стратегического вооружения Российской Федерации. В соответствии с последней редакцией военной доктрины, Россия может прибегнуть к ядерному удару в ответ на атаку ядерным оружием. Помимо атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, на службе находятся субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями противника.

Огромные глубоководные крейсеры незаметно передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной и загадочной. Среди многоцелевых ракетоносцев, боевую вахту несут подводные лодки проекта 971 «Щука Б».

Содержание статьи

История создания

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.

Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».

Конструкция

Доработанный проект 971, был наполнен новаторскими решениями. В строении субмарины применили автоматизированную систему для управления техническими комплексами и боевым арсеналом.

Подводный крейсер оснастили винтом с пониженной частотой вращения, способствующий снижению шума.

Семь лопастей обладают пониженной шумностью, до минимума сокращено образование кавитационных шумов. Для экстренной эвакуации экипажа с аварийного судна, в корпусе разместили спасательную капсулу.

Корпус

Атомная подводная лодка проекта 971 имеет двойной корпус из стали высокого качества. Параметры предела текучести применяемого металла составляют 100 кгс/мм2.

Внутреннее пространство субмарины поделено на зональные модули в виде палубных отсеков. Это:

  • центральный пост;
  • рубки и каюты;
  • посты боевого дежурства;
  • носовой оборудование (вооружение)
  • кормовое оборудование
  • силовая установка

Все зональные модули оснащены амортизацией, что существенно снижает акустический фон корабля, динамику палубных помещений при (или) маневрах, влияние взрывной волны с внешней стороны. Модульная система облегчает производство и самой лодки.

Блоки отдельно строятся в цехах и по окончании работ помещаются в корпус субмарины на амортизационный фундамент, где далее стыкуются между собой и подключаются системам управления и жизнеобеспечения.

Для более эффективного снижения шума, подводные лодки типа «Щука-Б», оснащались амортизацией двухкаскадного строения. Между амортизационным фундаментом и модулями стоит еще один ряд резинокордных пневматических амортизаторов, который и создаёт второй слой для поглощения колебаний.

Комплексная автоматизация управления судном позволила снизить численность экипажа до 73 человек, включая 31-го офицера. Аналогичная лодка ВМС США «Лос-Анжелес» насчитывает в экипаже 141-го человека. Новый корабль значительно отличался улучшенными условиями обитаемости от своего предшественника, проекта 671РТМ АПЛ «Барракуда».

Силовая установка

Сердце субмарины — ядерный реактор ОК-650Б на тепловых, медленных нейтронах. Атомная установка вырабатывает внушительную мощность — 190 мегаватт. Выходная мощность на валу насчитывает отметку 50 000 л/с, способная разогнать субмарину на глубине 500 метров до 33 узлов, что равняется 61 км/ч.

В состав силовой установки входят четыре парогенератора с семью циркуляционными насосами: первого, третьего и четвёртого контуров, обеспечивая теплообмен.

Дополнительно установлена модульная паротурбина для резервирования вырабатываемой мощности. Два турбогенератора обеспечивают аккумуляторную станцию из двух модулей переменным током. Аккумуляторная станция потребляет и отдает постоянный ток, для обеспечения потребителей и зарядки имеются два обратноходовых преобразователя.

Аварийное питание

На случай обнаружения неполадок в ядерной силовой установке, корабль сможет продолжить движение за счет двух аварийных двигателей с приводом на гребной винт, суммарной мощностью 820 л/с. Резервные электродвигатели способны обеспечить лодке скорость до пяти узлов.

АПЛ «Щука-Б» оборудована двумя генераторами ДГ-300 на дизельном топливе, с двусторонним механическим преобразователем, суммарной мощностью 1500 л/с. Ресурс топлива рассчитан на 10-12 суток непрерывной работы. Основная задача генераторов ДГ-300 состоит в электроснабжении важных потребителей автоматизированного управления судна в том числе и питание аварийных гребных установок.

Гидроакустика и средства связи

Для выслеживания подводных лодок и кораблей противника, «Щука-Б» оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3». Поступающие сведения проходят обработку с помощью цифровых технологий. В систему гидролокации и пеленгования шумов входят:

  • усиленная носовая антенна;
  • бортовые антенны значительной длины;
  • кормовая буксируемая антенна, выпускается из буля/обтекателя на вертикальном оперении.

При обнаружении шумящих объектов, акустик докладывает старшему боевого поста. Вахтенный офицер ведёт контроль подводной и надводной обстановки, дабы избежать столкновения с субмариной или кораблём при всплытии. При военных учениях или в боевой обстановке, определение цели необходимо для применения соответствующего вооружения.

Новый комплекс гидроакустической системы способен обнаружить цель на удалении в три раза выше, чем аналогичные гидроакустические системы, применяемые в конструкции подводных лодок второго поколения. Причём, время расчёта динамики цели и сопутствующих параметров существенно уменьшилось.

Дополнительно к акустической системе установлены высокоэффективные датчики для отслеживания субмарин и надводных судов по оставленному кильватерному следу, который сохраняет устойчивость длительное время.

Определение времени передвижения подлодки или судна, высокоточное оборудование способно определить до 5 часов после прохождения корабля. Ко всему прочему, АПЛ «Щука-Б» оснащена важнейшей аппаратурой для навигации и связи:

  • Навигационное оборудование «Симфония-У»;
  • Радиостанция «Молния-МЦ»;
  • Средство космической коммуникации «Цунами».

Вооружение

Атомоход несёт на своём борту внушительное современное вооружение. В торпедно-ракетный комплекс входят четыре торпедных аппарата с 12-ю торпедами калибром 533 мм и четыре торпедных установки с 28-ю торпедами калибром 650 мм.

Надводные цели могут быть атакованы ракетным комплексом С-10 «Гранат» с крылатыми стратегическими ракетами КС-122.

По кодификации НАТО, они носят обозначение SS-N-21 «Sampson». Выпущенная ракета из комплекса «Гранат», способна нести ядерный заряд массой 200 кг на удаление 3000 км, огибая рельеф территории на дозвуковой высоте.

Такие характеристики КС-122 не зря обеспокоили западных военный, ведь под угрозой могут находится не только морские объекты, но и объекты сухопутных войск. Также на лодке «Щука-Б» есть возможность использовать для стрельбы комплексы:

  • Шквал;
  • Водопад;
  • Ветер.

Стоит добавить, что подлодка имеет мины заграждения, для установки при тактических манёврах.

В 1990 годах, боевой арсенал подводного ракетоносца был модернизирован. На вооружение поступила новая разработка научно-исследовательского института морской теплотехники и государственного научно-производственного предприятия «Регион», универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда — УГСТ. Она заменила торпеды с электрическим приводом ТЭСТ-71М и скоростные торпеды 53-65К.

Основная задача для современной торпеды, стояла в уничтожении надводных и подводных судов врага.

Конструкционные особенности УГСТ позволяли атаковать высокоскоростные цели неприятеля на значительном расстоянии.

Эту выносливость обеспечивали: внушительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка. Движитель УГСТ состоит из водометной установки и аксиально-поршневого двигателя с малым диапазоном шума. Для питания силового агрегата используется гранулированное унитарное топливо.

Самонаводящаяся торпеда свободно развивает скорость выше 50 узлов. Водомётная установка и двигатель не имеют в соединении между собой редукторного механизма, что значительно снижает шумность и увеличивает скрытность применения УГСТ.

При выходе торпеды из трубы ТА, корпус подводной ракеты выдвигает двухплоскостные плавники для направления движения.

Акустическая система самонаведения определяет подводную цель в режиме локации, а надводных кораблей по кильватерному следу.

Ещё одна система координации торпедами осуществляется с борта подводного корабля при помощи проводного управления. Кабельная бобина вмещает 25 000 метров провода. При обнаружении противника, торпеда по команде уходит на поражение и полностью управляется бортовым процессором, который координирует направление к цели.

Характеристики универсальной глубоководной торпеды:

  • длина УГСТ – 7200 мм;
  • вес боезаряда – 300 кг;
  • вес торпеды – 2200 кг;
  • скорость – 50 узлов;
  • глубина применения – 500 м;
  • максимальная дальность – 50 000 м.

В управлении вооружением АПЛ проекта 971 применяется система наведения – «Планшет». Данный вид корректирования стрельбы помогает моделировать тактическую схему акватории: рельеф дна, глубины и фарватеры. После атаки, торпеда транслирует на борт данные о том участке, на котором она была применена, обновляя цифровую схему рельефа.

Ракето-торпеды субмарины, также проходят модернизацию конструкции. В наши дни, модернизированные комплексы оснащены подводным носителем — торпедой МПТ-1М(Э):

  • масса – 256 кг;
  • вес боезаряда – 76 кг;
  • калибр – 324 мм.

В конструкции данной ракеты внедрён гидроакустический поиск и самонаведение в радиусе 2 000 метров. Метод наведения с использованием адаптивного угла упреждения позволяет поражать цель ближе к центру подводного судна.

Торпеда МПТ-1М оснащена турбинным водомётным двигателем на высококачественном топливе, что позволяет развивать существенную скорость на пути к цели, значительно затрудняя обнаружить себя противнику.

На основании подписанного договора о частичном разоружении между СССР и США в 1989 году, поступила команда от высшего руководства снять тактические ядерные боеголовки с ракетных комплексов:

  • Шквал;
  • Водопад;
  • Гранат.

Атомный подводный крейсер «Щука-Б» стал пионером среди многоцелевых АПЛ, чьё серийное производство началось не в Ленинграде и Северодвинске, а в Дальневосточном округе, в городе Комсомольск-на-Амуре. Поступив в ряды ВМФ СССР 30 декабря 1984 года, судно показало внушительное достижение гидроакустической уклончивости.

Согласно исходному документу, К-284 стал более чем в четыре раза тише, чем подводные лодки проекта 671РТМ предыдущего поколения. Данный факт бесспорно дал СССР лидирующее место среди конкурирующих флотов.

Характеристики со сравнительным анализом

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом — «Improved Los Angeles».

Одним из утверждавших о соответствии АПЛ «Щука-Б» более высокому классу, стал адмирал Jeremy M. Boorda.

Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.

Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.

 Лос-АнжелесЩука-АЩука-ББарракудаКондорПлавникРюби
СтранаСШАСССРРоссияСССРРоссияСССРФранция
Дата производства1972-961976-921983/20091979-871986-931978-831976-83
Дата несения службы1976-1977-1984-1984-1990-1983/19891984-
Количество штук6215152216
Скорость, узлов
Надводная/
подводная
17
30-35
11,7
30
11,7
33
19
35,2

19
35,2
11,5
33,5
14,9
25,1
Водоизмещение, т
Надводный
Подводный
6083
7176
6991
7252
8141
12772
5945
9605
6472
10400
5890
8600
2400
2610
Глубина погружения, м
Стандартная
Критическая
285
455
410
610
480
600
480
550
530
600
1000
1250
350

Эксплуатация

1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.

проект 971 зимой

Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».

В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.

Это решение принял сам капитан. Командир подводной лодки А. В. Буриличев, удостоен звания Героя Российской Федерации за скрытное проведение операции по слежке за ПЛАРБ в водах Атлантики в 1996 году.

След в истории

Продолжить важный путь проекта 971 «Щука-Б» довелось новому типу АПЛ проекта 885 «Ясень». Субмарины принадлежат к четвёртому поколению. Главный конструктор нового проекта «Ясень» Владимир Пялов, вёл разработки своей серии подлодок, основываясь на разработках и внедренных технологиях в проектах «Лира» и «Щука-Б».

Основная задача не была связана с модернизацией существующих субмарин, это было принципиально новое детище, которое предполагало заменить базовые модели 971 и впоследствии проект 949А «Антей». В разработке применены абсолютно новые решения, не применяемые ранее ни в одном из глубоководных крейсеров.

Незаконченное производство корпусов проекта 971 К-337«Кугуар» и К-333 «Рысь», на заводе Севмаш, нашло применение в производстве глубоководного атомного крейсера проекта 955 «Борей». Ему присвоено имя «Юрий Долгорукий».

Последний атомный крейсер проекта 971 «Нерпа» с невероятным усилием достроили, и 23 января 2012 года сдали заказчику ВМС Индии, на условиях лизингового контракта со сроком оплаты в течении 10 лет.

Кораблю присвоили имя «Чакра».

Уходя в историю, многоцелевые ракетоносцы «Щука-Б» и серийные копии проекта 971, оставили незабываемую память в жизни атомного подводного флота и отечественного судостроения. 80-е годы прошлого века отчетливо напоминают о сверхдержаве СССР, которая перегнала потенциального противника в лице США, по бесшумности и мощности вооружения своих атомных подводных крейсеров.

Для истинных ценителей данной модели судна, в продаже можно найти наручные часы «подводная лодка ЩУКА-Б AKULA» серии «Подводный флот», с 24-х часовым циферблатом.

warbook.club

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» Википедия

Слово «Щука» имеет и другие значения.
Проект 971 «Щука-Б»

К-322 «Кашалот», октябрь 1993[1]
Основные характеристики
Тип корабля МПЛАТРК
Обозначение проекта 971 «Щука-Б»
Разработчик проекта СПМБМ «Малахит»
Главный конструктор Г. Н. Чернышёв
Ю. И. Фарафонтов
ификация НАТО «Akula»
Скорость (надводная) 11,6 узла
Скорость (подводная) 33 узла
Рабочая глубина погружения 480 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 73 человека (31 офицер)
Стоимость $785 млн (2007)[2]
Размеры
Водоизмещение надводное 8140 т
Водоизмещение подводное 12 770 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
110,3 м
Ширина корпуса наиб. 13,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
9,7 м
Силовая установка
Атомная. 1 реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с.,только на 972МТ два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с. 1 аварийный эд работающий от АБ
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4×650-мм ТА (12 торпед)
4×533-мм ТА (28 торпед)
Ракетное вооружение Калибр-ПЛ для 533-мм ТА (ранее C-10 «Гранат»), вместо части торпед подводные ракеты и ракето-торпеды
ПВО ПЗРК «Стрела-3М», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО — «Akula») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и «титановые» лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2001 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных подводных лодок в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука». С 2014 года четыре корабля проекта 971 «Щука-Б» проходят глубокую модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», что должно приблизить их характеристики к подлодкам 4-го поколения[3]. Современный преемник проекта 971 «Щука-Б» — подводные лодки проекта 885 «Ясень».

ru-wiki.ru

Атомные подводные лодки проекта 971 Щука-Б

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Атомная подводная лодка К-335 "Гепард" - видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf.
АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.

Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием.
Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.

Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391— в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.
Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования.
Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.

 

Атомная подводная лодка К-480 "Барс" (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. "Ак-Барс" СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.

 

Атомная подводная лодка К-317 "Пантера" (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.

 

К-401 "Волк" (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

К-328 "Леопард" (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.;
28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы

К-154 "Тигр" (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.

К-157 "Вепрь" (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.

 

Атомная подводная лодка К-335 "Гепард" (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.

 

К-337 "Кугуар" (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-333 "Рысь" (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-284 "Акула" (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.

К-263 "Дельфин" (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-322 "Кашалот" (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г.; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-391 "Кит", "Братск" с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-331 "Нарвал" (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-419 "Морж", "Кузбасс" с 29.01.1998. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

 

Атомная подводная лодка К-295 "Дракон", "Самара" с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

 

Атомная подводная лодка К-152 "Нерпа". "Чакра" (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:
— надводное .........................................................................8 140
— подводное ........................................................................ 10 500
Длина наибольшая, м ................................................................. 110.3
Ширина корпуса наибольшая, м ......................................................... 13,6
Осадка средняя, м ..................................................................... 9,68
Архитектурно-конструктивный тип ..................двухкорпусный
Глубина погружения, м:
— рабочая............................................................................... 480
— предельная............................................................................ 600
Автономность по запасам провизии, сут....................................................100
Экипаж, чел...............................................................................73
Энергетическая установка:
Главные механизмы.
— тип.....................................................................................АЭУ
— ППУ:
- марка.................................................................ОК-9ВМ или ОК-650М.01
— количество х тип ЯР.................................................................1 х ВВР
— тепловая мощность ЯР, МВт............................................................190
- ПТУ:
— тип............................................................................блочная
— количество х мощность ГТЗА, л. с ................................................1 х 50 000
— количество х мощность АТГ, кВт....................................................2 х 3 200
- количество х тип движителей ...................................... 1 х малошумный ВФШ
Резервные источники энергии и средства движения
— количество х мощность ДГ, кВт...................................................1 х 800
— аккумуляторная установка:
— тип АБ..................................................................свинцово-кислотная
— количество х тип РСД .....................................................2 х ВПК
— привод ВПК х мощность, кВт.....................................................ЭД х 300
Скорость хода наибольшая, уз:
- надводная..........................................................................10
— подводная..........................................................................33
Вооружение:
Ракетное:
— тип ракетного комплекса..........................................................«Гранат»
- тип КРСН........................................................................РК-55
— вид старта........................................................подводный, из 533-мм ТА
— тип ПЗРК...................................................................... «Стрела-ЗМ»
— количество контейнеров для хранения ЗР.......................................3
— боекомплект ЗР.........................................................................18
Торпедное.
- количество х калибр ТА, мм...................................................4 х 650
— боезапас (тип) торпед.........................................12 (торпеды 65-76 или ПЛУР
....................................................................86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)
— количество х калибр ТА, мм ..................................................4 х 533
- боезапас (тип) торпед и ПЛУР....28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)
— система подготовки ТА ................................................ «Гринда»
Радиоэлектронное:
— БИУС .................................................................«Омнибус»
— НК.......................................................................«Симфония»
— КСС.......................................................................«Молния-МЦ»
— система СС...........................................................«Цунами-БМ»
- ГАК.....................................«Скат-3» (МГК-540)
- РЛК.....................................«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)
- тк.......................................МТК-110
— перископ ТК.....................«Сигнал-3»
— командирский перископ.................... «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

 

Фото подводной лодки проекта 971 «Щука-Б»


militaryarticle.ru

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Слово «Щука» имеет и другие значения.
ПЛАТ проекта 971 «Щука-Б»
К-322 «Кашалот», октябрь 1993[1]
Основные характеристики
Тип корабля МПЛАТРК
Обозначение проекта 971 «Щука-Б»
Разработчик проекта СПМБМ «Малахит»
Главный конструктор Г. Н. Чернышёв
Кодификация НАТО «Akula»
Скорость (надводная) 11,6 узла
Скорость (подводная) 33 узла
Рабочая глубина погружения 480 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 73 человека (31 офицер)
Стоимость $785 млн (2007)[2]
Размеры
Водоизмещение надводное 8140 т
Водоизмещение подводное 12 770 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 110,3 м
Ширина корпуса наиб. 13,6 м
Средняя осадка (по КВЛ) 9,7 м
Силовая установка
Атомная. 1 реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с.,только на 972МТ два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с. 1 аварийный эд работающий от АБ
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед
Ракетное вооружение ракето-торпеды, комплекс Калибр-ПЛ (ранее C-10 «Гранат»), подводные ракеты вместо части торпед
ПВО ПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО — «Akula») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и «титановые» лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2001 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука». С 2014 года четыре корабля проекта 971 «Щука-Б» проходят глубокую модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», что должно приблизить их характеристики подлодкам 4-го поколения.[3] Современный преемник проекта 971 «Щука-Б» — проект 885 «Ясень».

encyclopaedia.bid

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»

Подводная лодка
Название = МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б»
Оригинал названия =
Иллюстрация:

Подпись =
Флаг =
Порт =
Спущен =
Выведен =
Статус =
Тип = МПЛАТРК
Проект = 971 «Щука-Б»
КБ =
Главный конструктор =
NATO = «Akula»
Силовая установка = Атомная. 1 реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с.
Скорость надводная = 11,6 узла
Скорость подводная = 33 узла
Рабочая глубина = 480 м
Предельная глубина = 600 м
Экипаж = 73 человека (31 офицер)
Автономность = 50 суток
Водоизмещение = 8 140 т
Водоизмещение полное = 12 770 т
Длина = 110,3 м
Ширина = 13,6 м
Высота =
Осадка = 9,7 м
Артиллерия =
Торпеды = Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед
Ракеты = ракето-торпеды, крылатые ракеты стратегического назначения, подводные ракеты вместо части торпед
ПВО = ПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
Авиация =
Стоимость = $785 млн (2007) [См. К-152 «Нерпа»]
commons = Category:Akula class submarines

Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО — «Akula») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука».

История создания

Решение о разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор nobr|Г. Н. Чернышёв, после его смерти — nobr|Ю. И. Фарафонтов. [ [http://shipbuilding.ru/rus/interviews/gepard/ "Гепард" - первый атомный подводный крейсер ХХI века, Игорь Лисочкин, shipbuilding.ru] ] Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы «Малахита», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш», мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659, который строился только на Дальнем Востоке, тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.cite web
last = Фёдоров
first = Вячеслав
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2000-2008
url = http://www.warlib.ru/index.php?id=000084
title = ОРУЖИЕ РОССИИ. «Гепард»: Подводный охотник.
format =
work =
publisher = Военная библиотека Фёдорова
accessdate = 13 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] .

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» ( _ru. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».

Конструкция

Корпус

Проект 971 имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали с σт = nobr|1 000 МПа (10 000 кгс/cм²). Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех . После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. [http://www.rosprom.gov.ru/news.php?id=3053&fcat=0 «Пантера» проходит испытания, Андрей Гавриленко, «Красная звезда» (rosprom.gov.ru), 18.01.2007] ] Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.

Силовая установка

Энергообеспечение осуществляется атомной энергетической установкой. На головной лодке, К-284 «Акула», установлен водо-водяной ядерный реактор ОК-650М.01. На более поздних заказах АЭУ имеет небольшие усовершенствования. В некоторых источниках сообщается, что последующие лодки оснащены реакторами типа ОК-9ВМЮ. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002] . Тепловая мощность реактора составляет 190 МВт, мощность на валу — 50 000 л. с. Два вспомогательных электродвигателя в откидных забортных колонках имеют мощность по 410 л. с., имеется один дизель-генератора АСДГ-1000.

Размещение экипажа

Условия обитаемости несколько улучшены, по сравнению с проектом 671РТМК «Щука». Весь экипаж размещён во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несёт вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Вооружение

«Щука-Б» вооружена торпедно-ракетным комплексом, включающим 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. По некоторым данным у отдельных модификаций число торпедных аппаратов увеличено до 10. [cite web
last =
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 23.01.2008
url = http://old.lenta.ru/news/2008/01/23/rpksn/
title = Российскому флоту вернули две модернизированные атомные подлодки
format =
work = lenta.ru
publisher =
accessdate = 14 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
]

В качестве боеприпасов калибра 650 мм могут быть использованы: торпеды 65-76, противолодочные ракетные комплексы ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью установки ядерного заряда.

Аппараты калибра 533 мм оснащены системой подготовки торпед «Гринда» и могут использовать торпеды, в частности глубоководные торпеды УГСТ и электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80, ракето-торпеды (тип АПР-ЗМ), подводные ракеты М5 «Шквал», крылатые ракеты С-10 «Гранат» с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения авианосцев [cite web
last = Мясников
first = Виктор
authorlink =
coauthors =
datepublished = 07.07.2006
url = http://nvo.ng.ru/armament/2006-07-07/6_rockets.html
title = Стратегические ракеты улетели в Китай и Иран
format =
work = nvo.ng.ru
publisher =
accessdate = 14 марта
accessyear = 2008
lang =
desccription =
] , противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) модели 83Р. Также, через торпедные аппараты возможна постановка как обычных, так и самотранспортирующихся мин.

Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам-Б» бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.

Радиоэлектронное оборудование

Радиоэлектронное и гидроакустическое оснащение лодки в общих чертах совпадает с оборудованием проекта 945 «Барракуда» и включает в себя:
* гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой обработкой сигналов,
* навигационный комплекс «Симфония-У»,
* комплекс спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ»,
* радиолокационный комплекс «Радиан» (МРКП-58 или МРКП-59),
* система космической связи «Цунами-БМ»,
* перископ «Сигнал-3»,
* перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21».

Также, на лодке установлен специальный аппаратный комплекс для управления крылатыми ракетами «Гранат».

Модификации

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался:
* «Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. Эти лодки в классификации НАТО обозначены именем «Improved Akula» ( _ru. «Улучшенная Акула»), хотя в России их в отдельную модификацию не выделяют.
* Лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по усовершенствованному проекту 971У, получившему на западе обозначение «Akula-II». Эти субмарины имеют слегка изменённые внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энегретической установки. Водоизмещение возросло с 8 140/12 770 тонн до 9 830/12 390 тонн. Лодки также получили новую модификацию реактора — ОК-650Б3. По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар».
* К-335 «Гепард» создана по модернизированному проекту 971М, ставшему воплощением последних технических достижений, на Западе проект 971М называют «Akula-III».
* К-152 «Нерпа» и ещё одна, пока безымянная лодка, достраиваются по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И создана на основе 971У («Akula-II») и отличается экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения.

История службы

Головная «Щука-Б», К-284, вступила в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР в 1984 году. Уже на ходовых испытаниях измерения показали, что новая субмарина имеет уровень шума примерно в 4 раза меньший, чем лодки проекта 671РТМК «Щука». Первоначально «Щуки-Б» несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В. Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера»cite web
last = Михайлов
first = Андрей
authorlink =
coauthors =
datepublished = ПРАВДА.Ру, 16.06.2004
url = http://www.rosprom.gov.ru/snews.php?id=252
title = «Бесшумному охотнику» глубин исполнилось 20 лет
format =
work =
publisher = Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004
accessdate = 13 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счёт российских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».

Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном мореcite web
last = ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2007
url = http://www.snariad.ru/submarin/submarin_971
title = Атомная подводная лодка (Проект 971) «Щука-Б»
format =
work =
publisher = snariad.ru
accessdate = 16 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] . Она была обнаружена при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок, за время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес»

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1-го ранга А. В. Буриличева находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за её выходом в боевое патрулирование. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерацииwarheroes|name=Буриличев, Алексей Витальевич|id=3980] .

Сравнительная оценка

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства связи и обнаружения. По сравнению с лодками второго поколения, у проекта 971 «Щука Б» имеются следующие особенности:
* дальность обнаружения целей возросла в 3 раза,
* существенно сократилось время определения скорости цели,
* уровень собственных шумов снижен приблизительно в 4 раза по сравнению с предшественницей — «Щукой»
* высокая степень автоматизации позволила уменьшить численность экипажа почти вдвое, со 130 до 73 человек.

В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда ( _en. Jeremy M. Boorda), являвшийся начальником штаба морских операций США в 1994-1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколенияcite web
last = Владимир Ильин, Алексей Колесников.
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2005-2007
url = http://www.milrus.com/vmf/971/text.shtml
title = Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б»
format =
work = milrus.com / Подводные лодки России
publisher = Иван Иванов
accessdate = 16 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] . «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS [Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». См. cite web
last =
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 08.09.2006
url = http://www.lenta.ru/articles/2006/09/08/black/
title = Черный Принц подводного флота
format =
work = lenta.ru
publisher = Илья Крамник
accessdate = 16 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] , создавшую в своё время много проблем советским подводникам.

29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская субмарина с просьбой о помощи. Вскоре, в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». Один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита. Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолётом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была демонстрация незаметности российских подводных лодок. Британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК, а не «Щука-Б»cite web
last = Submarina.Ru
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2000-2008
url = http://submarine.id.ru/sub.php?671rtmk
title = ПЛАТ - Проект 671РТМ(К) «Щука»
format =
work =
publisher = submarine.id.ru
accessdate = 16 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] .

Некоторые специалисты скептически относятся к сравнению проекта 971 с лодками четвёртого поколения, считая оценку характеристик завышенной.

Реакция

В 1991 году в конгресс США были вынесены проекты реакции на создание в России атомарин проекта 971, предлагавшие, в том числе:
* потребовать от России предать гласности долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
* установить для России и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
* оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.Тяжёлая экономическая ситуация в 1990-х годах в России сделала эти предложения неактуальными и снизила обеспокоенность в США.Также, во время строительства серии большой активностью отличалась международная экологическая организация Гринпис, указывающая, что именно новые российские субмарины несут наибольшую угрозу радиационной безопасности северных морей. Как только финансовые трудности не позволили продолжить строительство «Щук-Б», деятельность Гринписа в этом направлении была свёрнута.Американский военно-морской аналитик Н. Полмар на заседании в конгрессе США в 1997 году заявил следующее:начало цитатыПоявились зловещие признаки того, что Советы достигли успехов области снижения шумности субмарин. Советские лодки класса «Akula», вышедшие в море в середине 1980-х, были намного тише, чем прогнозировалось.oq|en|There were, however, ominous signs that the Soviets were making progress in submarine quieting. The Soviet Akula class, which went to sea in the mid-1980s, was far quieter than expectedcite web
last = Polmar
first = Norman
authorlink =
coauthors =
datepublished = 1997
url = http://www.fas.org/man/congress/1997/h970318n.htm
title = Statement by Norman Polmar
format =
work = Military Affairs in Congress - 1997
publisher = Federal Association of Scientists
accessdate = 16 марта
accessyear = 2008
lang = en
description =
] .
начало цитатыАтомные подводные лодки проекта «Improved Akula», вышедшие в море в 1990-х, вскоре показали, что Советы превзошли ВМС США в некоторых аспектах акустической маскировки — «Improved Akula» оказались тише, чем наши новейшие атакующие субмарины класса «Improved Los Angeles».В том же выступлении Полмаром цитировались слова Командующего морскими операциями США, адмирала Джереми Бурды ( _en. Jeremy Michael Boorda) :начало цитатыВпервые с того времени, как мы спустили на воду «Наутилус» [Имеется в виду первая в мире атомная подводная лодка USS Nautilus SSN-571, построенная американцами и названная в честь корабля из романа Жюля Верна.] возникла ситуация, что у русских в море есть субмарины, которые тише наших. Как вы знаете, для подводных лодок малошумность — главное качество.

Представители

Всего по проекту планировалась постройка 25 кораблейcite web
last =
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 5 июля 2006 года
url = http://www.mashportal.ru/company_news-4667.aspx
title = Амурский судостроительный завод завершил строительство атомной подлодки «Нерпа»
format =
work = shipbuilding.ru
publisher = Портал машиностроения
accessdate = 10 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] : 13 в Комсомольске-на-Амуре и 12 в Северодвинске. В 1983—1993 годах было заложено 20 субмарин, из них 14 достроены (по 7 на каждом заводе) и входят в состав ВМФ России, на последней из них — К-335 «Гепард» флаг был поднят 4 декабря 2001 года в присутствии Президента и Верховного Главнокомандующего В. Путина [cite web
last =
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 20.03.2006
url = http://www.rosprom.gov.ru/news.php?id=1739&fcat=0
title = Корабелы из Северодвинска
format =
work = Красная звезда
publisher = rosprom.gov.ru
accessdate = 14 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] . Две подлодки, «Рысь» и «Кугуар», недостроены и разобраны, ещё одна, К-152 «Нерпа», спущена на воду и достраивается.

Завод имени Ленинского комсомола № 199, Комсомольск-на-Амуре

Северное машиностроительное предприятие № 402, Северодвинск

Современный статус

Все достроенные лодки проекта, кроме двух, находятся в строю и входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием в бухте Ягельная (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского [http://www.podlodka.su/03/Substory/Fotos/6_971_284_f01vi.php Фотография К-284] ] . К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находится на долговременном хранении в порту Гаджиево.Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» "К-337 «Кугуар» " и "К-333 «Рысь» " были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа», уже спущена на воду и достраивается. 15 июня 2008 года планируется её сдача в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 летcite web
last = ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 5 сентября 2007
url = http://vpk.name/news/9622_postroennaya_dlya_tihookeanskogo_flota_atomnaya_podlodka_nerpa_mozhet_byit_peredana_v_lizing_vms_indii_v_2008_godu.html
title = Построенная для Тихоокеанского флота атомная подлодка «Нерпа» может быть передана в лизинг ВМС Индии в 2008 году.
format =
work =
publisher = vpk.name
accessdate = 10 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] . Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская атомарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмираловcite web
last = Николаев
first = А. С.
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2003
url = http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/670/list.htm
title = Проект 670 «Скат» (NATO – «Charlie-I»).
format =
work =
publisher =
accessdate = 10 марта
accessyear = 2008
lang =
description =
] .Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Примечания

Ссылки

* cite web
last = Курганов И.С.
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2006-2008
url = http://www.podlodka.su/03/foto/photoalbum971.php
title = Фотогалерея проекта 971 «Щука-Б».
format =
work = «Подводный Флот России»
publisher =
accessdate = 13 марта
accessyear = 2008
lang =
description =

* cite web
last = Николаев А. С.
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2002-2003
url = http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nts/971/list.htm
title = Проект 971 «Щука-Б» (NATO — «Akula», «Improved Akula», «Akula II»).
format =
work = «Штурм Глубины»
publisher =
accessdate = 13 марта
accessyear = 2008
lang =
description =

* cite web
last = Submarina.Ru
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 1997-2001
url = http://www.submarine.id.ru/sub.php?971
title = ПЛАТ — Проект 971 «Щука-Б»
format =
work = submarine.id.ru Подводные лодки России
publisher =
accessdate = 13 марта
accessyear = 2008
lang =
description =

* cite web
last = Владимир Ильин, Алексей Колесников.
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished = 2005-2007
url = http://www.milrus.com/vmf/971/text.shtml
title = Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б»
format =
work = milrus.com / Подводные лодки России
publisher = Иван Иванов
accessdate = 13 марта
accessyear = 2008
lang =
description =

* cite web
last =
first =
authorlink =
coauthors =
datepublished =
url = http://www.rosprom.gov.ru/snews.php?id=252
title = «Бесшумному охотнику» глубин исполнилось 20 лет
format =
work =
publisher = rosprom.gov.ru Интернет-сайт Федерального агентства по промышленности
accessdate = 13 марта
accessyear = 2008
lang =
description =

Литература

* книга
автор = В. П. Кузин, В. И. Никольский
часть =
заглавие = Военно-Морской Флот СССР 1945—1991
оригинал =
ссылка =
издание =
место = Санкт-Петербург
издательство = ИМО
год = 1996
том =
страницы =
страниц =
isbn =

* книга
автор = В. Е. Ильин, А. И. Колесников
часть =
заглавие = Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник
оригинал =
ссылка =
издание =
место =
издательство = ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»
год = 2002
том =
страницы =
страниц =
isbn =

* книга
автор = А. Н. Гусев
часть =
заглавие = Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник
оригинал =
ссылка =
издание =
место = Санкт-Петербург
издательство =
год = 2000
том =
страницы =
страниц =
isbn =

* книга
автор = С. С. Бережной
часть =
заглавие = Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России
оригинал =
ссылка =
издание =
место = Санкт-Петербург
издательство = МИА № 7
год = 2001
том =
страницы =
страниц =
isbn =

* книга
автор = В. Демьяновский, А. Котлобовский
часть =
заглавие = Подводный щит СССР ч.1
оригинал =
ссылка =
издание =
место =
издательство = Майор
год = 2003
том =
страницы =
страниц =
isbn =

* книга
автор = А. В. Вырский, В. Ульянов
часть =
заглавие = Праздник, длиною 10 лет…
оригинал =
ссылка =
издание =
место =
издательство =
год =
том =
страницы =
страниц =
isbn =

* книга
автор = Тарас А. Е.
часть =
заглавие = Атомный подводный флот 1955—2005
оригинал =
ссылка = http://www.books.ru/shop/books/340729
издание =
место = М.
издательство = АСТ, Мн.: Харвест
год = 2006
том =
страницы =
страниц = 216
isbn = 985-13-8436-4

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»

Массовая серия атомных лодок третьего поколения со сниженной шумностью и многофункциональным комплексом вооружения.

Относятся к атомным лодкам третьего поколения, поступали на флот с 1984 года на замену своих предшественников (в основном семейства лодок проекта 671). Всего было построено 15 таких лодок, в данный момент в строю находится 12, одна передана Индии в аренду.

Создание лодки запущено летом 1976 года, в сентябре 1977 года был готов технический проект, который дорабатывался до 1980 года. В 1983 году заложили первую лодку серии. Разработчик — ленинградское СКБ-143 «Малахит». Главный конструктор Георгий Чернышев.

При проектировании этого типа субмарин особое внимание уделялось малошумности. Замеренные акустические параметры проекта 971 стали очень неприятным сюрпризом для американцев, привыкших к тому, что российские субмарины сильно шумят. Для снижения шумности пришлось пойти на целый ряд ухищрений — например, Советский Союз в обход плотного экспортного контроля Запада ввез металлообрабатывающие центры японской корпорации Toshiba, на которых потом делались винты для этих лодок.


Фото: Википедия

Конструкция лодки — двухкорпусная, стандартная для советского флота, материал — высокопрочная сталь (конкурент — лодка проекта 945 — строилась из титановых сплавов, что удорожало производство и усложняло технологию).

Водоизмещение надводное свыше 8000 тонн, подводное — около 13000 тонн. Рабочая глубина погружения 480−520 метров для разных версий проекта. Экипаж 73 человека.

Установлена боевая информационная система «Омнимбус», с ней сопряжен гидроакустический комплекс МГК-540«Скат-3» и навигационный комплекс «Симфония-У».

Вооружение — восемь носовых торпедных аппаратов (четыре калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм). Боекомплект до 40 ракет, ракетоторпед или торпед, из них 12 — калибра 650 мм (торпед типа 65−76, ракет 86Р противолодочного комплекса РПК-7 «Ветер»). В калибре 533 мм лодка могла применять торпеды типа УГСТ и УСЭТ-80, ракеты типа «Шквал», противолодочные ракеты типа 83Р комплекса РПК-6 «Водопад», а также стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат».

Часть лодок оснащена 533-мм пусковыми установками РЭПС-324 «Шлагбаум» для средств гидроакустического противодействия — станций активных помех, имитирующих акустический портрет лодки. Также на части лодок установлены средства СОКС — станция обнаружения МНК-200−1 «Тукан», позволяющая обнаруживать по кильватерному следу корабли и подводные лодки противника.


Фото: Википедия

Одна из заложенных при Советском Союзе лодок — К-152 «Нерпа» — была достроена по проекта 971И «Ирбис» и передана в аренду Индии. Экспортный вариант «Щук-Б» лишен некоторых критически важных систем, в т. ч. ракет «Гранат» и аппаратуры СОКС, базовые системы загрублены в экспортном исполнении. В данный момент подписано соглашение о достройке по этому проекту с последующей передачей Индии еще одной лодки — т. н. «заказа 519» (степень готовности около 60 процентов).

В данный момент лодки этого типа отправляются на модернизацию. Во время планируемой модернизации лодки российского флота, насколько можно судить по открытым источникам, субмаринам полностью заменят бортовое радиоэлектронное оборудование, а также изменят систему вооружения, в частности, оснастят субмарины новым универсальным ракетным комплексом «Калибр-ПЛ», позволяющим применять противокорабельные ракеты, противолодочные ракеты и ракеты для нанесения ударов по наземным целям.

defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *