Содержание

Подводник-2 – Земснаряды — FleetPhoto

Class:Земснаряды
Builder:Deggendorfer Werft und Eisenbau (DWE)   Деггендорф
Built:1977
Home Port:Kazan  
Owner:Сигма Групп  
Registry:РРР
Board number:В-08-2385
Registry number:198110
Registry class:О2,0(ЛЕД20)
Current state: Operating 
Несамоходный рефулерный земснаряд.
Проект 08/43.784.
Длина, м: 38.0
Ширина, м: 10.0
Высота, м: 8.0
Осадка, м: 1.6
Мощность, кВт: 969
Глубина грунтозабора, м: 18/40
Производительность рыхлителя, м³/час: 500
Дальность рефулирования, м: 1400
1251

Оскол  ·  Моторизованные завозни, Kazan

Река Волга, Куйбышевское водохранилище
Татарстан, Казань

August 23, 2012
Author: Ками

2012

2011

1125

Оскол  ·  Моторизованные завозни, Kazan

Река Волга, Горьковское водохранилище
Ярославская область, Диево-Городище

August 10, 2011
Author: Real Stealth

1   1299

КПЛ-1570  ·  Class Д-9050 / Д-9012, проект Д-9012, Kazan

Река Волга, Горьковское водохранилище
Ярославская область, Ульково

June 25, 2011
Author: Engels

866

Река Волга, Горьковское водохранилище
Ярославская область, Ульково

June 25, 2011
Author: Engels

Pictures displayed: 4 from 4

fleetphoto.ru

Лучшие подводники Второй мировой — Всё о Второй мировой

Понятие «лучшие подводники» неоднозначное и требует пояснения для его правильного понимания. Естественно, что определение «лучшего» проводится по имени командира подводной лодки, имеющего в походе важное, но не все определяющее значение. Экипаж лодки вместе с ее капитаном являются единым целым, поскольку один без другого, не то, что добиться какого либо успеха, но даже выжить в море не смогут. Таким образом, фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир. Критерием для оценки служит суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Иногда для оценки применяют и количество потопленных судов, и время, проведенное в походах, и тысячи миль пройденных подлодками. Однако эти критерии чаще всего используются для квалификационного оценивания в мирное время.

Общепринято считать «подводным асом» или «королем тоннажа» командира подлодки, которая потопила более 100 тысяч тонн корабельного тоннажа. Такими рекордсменами во Второй мировой войне были только немецкие подводники – 34 из них достигли такого результата.  Среди подводников других стран лишь  около десятка командиров лодок смогли приблизиться к этой цифре, хотя и были самыми результативными в своем флоте.

Кроме высоких личных результатов, немецкие подводники имели и высокую эффективность подводного флота в целом. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн. Американцы уничтожили 1314 кораблей общим тоннажем в 5,3 млн.т. Британцы – 403 судна тоннажем в 1,42 млн.т. Японцы потопили 184 корабля тоннажем в 907 тыс. т. СССР – 157 судов тоннажем в 462,3 тыс.т.

Вклад «подводных асов» в эту статистику весьма значимый. К примеру, только 5 лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1,5 млн. т. По тоннажу, это немногим больше чем весь британский подводный флот, и в три раза больше советского.

Высокая результативность немецкого подводного флота  была достигнута, в первую очередь, за счет огромного немецкого подводного флота в 2054 подлодки (почти 50% всего подводного флота мира), которые в первой половине войны практически полностью контролировали все морские пути в Европу. Кроме того, успеху способствовала и высокая выучка экипажей, и совершенные подлодки, и невероятная интенсивность их использования  в боевых походах. В среднем длительность похода немецкой подлодки составляла 3-6 месяцев, а иногда и 9-10 месяцев в год. А количество походов одной лодки могло достигать и 20 раз. В то время, когда подлодки союзников за время войны максимально выходили в море 5-6 раз. Суммарная же длительность  походов редко достигала 3 месяцев за все время войны. Необходимо отметить и высокую ремонтоспособность немецкого подводного флота. Постоянно в строю находилось  почти 70% наличного флота, в то время, когда союзники имели на ходу лишь половину флота, а СССР и Япония всего 30%.

Не последнее значение в результативности немцев имела и применяемая тактика подводников – «свободная охота» и «волчьи стаи». Из общей суммы потерь союзников от подводных лодок 61% составляют суда, шедшие вне конвоев; 9% — отставшие от конвоев и 30% — шедшие в составе конвоев. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота.

За этот успех немецкие подводники заплатили высокую цену: 647 подлодок было уничтожено. Из 39 тысяч моряков-подводников, участвовавших в боевых походах, погибло 32 тысячи. Подавляющее большинство — в последние два года войны.

Ниже приведены данные о командирах подлодок, добившихся самых высоких результатов в своей стране.

Подводники Великобритании

Малкольм Дэвид Ванклин (Malcolm David Wanklyn) (28.06.1911 – 14.04.1942)

Лейтенант-коммандер. В 1933 году поступил  на службу в подводный флот, командовал подлодкой «Н-31», которая затонула в Северном море. С лета 1940 года командовал подлодкой «Upholder», на которой за 15 месяцев совершил 28 боевых походов и потопил  14 кораблей общим тоннажем  93 тыс. т., повредил 3 корабля тоннажем в 33 тыс.т. Среди потопленных кораблей один эсминец и две подлодки противника. За уничтожение хорошо охраняемого крупного итальянского лайнера  «СС Конте Россо»,  Ванклин был награжден высшей британской военной наградой  Крестом Виктории. В апреле 1942 года подводная лодка «Upholder» погибла со всем экипажем, предположительно попав на минное поле.

Подводники Германии

Кречмер Отто (Otto Kretschmer) (01.05.1912 — 05.08.1998)

Адмирал флотилии. В 1936 г. поступил на подводный флот, служил 1-й помощником на подлодке «U-35». С 1937 г. – командир подлодки  «U-23». Произвел на ней несколько минных постановок у берегов Великобритании и потопил 8 судов. С 1940 г. стал командиром «U-99». В первом же патрулировании потопил 11 судов, затем еще 8. Потопил английские вспомогательные крейсера «Патроклес», «Форфар» и «Лориент», а также эсминец «Даринг». Совершил 16 боевых походов.  Всего потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тыс.т. и повредил 6 судов водоизмещением  38 тыс. т. Являлся самым результативным подводником Германии. Награждён  Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Лют Вольфганг (Wolfgang Lüth) (15.10.1913 – 13.05.1945)

Капитан 1-го ранга. В 1933 г. поступил на флот кадетом, совершив 9-месячное кругосветное плавание на легком крейсере «Карлсруэ». Служил на легком крейсере «Кёнигсберг». В 1937 г. переведен в подводный флот. В 1939 г. назначен командиров подлодки  «U-9», на которой совершил 6 походов. Потопил французскую подводную лодку «Дорис». С 1940 г. переведен на подлодку «U-138», на которой потопил 4 корабля общим водоизмещением 34,6 тыс. т. В 1940 — 1942 гг. командовал лодкой «U-43» и совершил 5 походов (204 суток в море), во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 64,8 тыс. т. В 1942 – 1943 гг. командуя подлодкой «U-181» совершил 2 похода длительностью в  335 суток. Основными жертвами Люта были не суда в составе конвоев, как у многих других подводников, а самостоятельно идущие корабли. Всего совершил 16 боевых походов. На своем счету имел 46 потопленных кораблей общим водоизмещением 225,8 тыс. т., а также 2 поврежденных корабля общим водоизмещением 17 тыс. т. Имел 2-й результат среди германских асов подводной войны. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами и Бриллиантами.

Топп Эрих (Erich Topp) (02.07.1914  – 26.12.2005)

Капитан 2-го ранга. С 1940 г. командовал подлодкой «U-552», которая атаковал конвой НХ-156. Потопил эсминец США «Ройбен Джеймс». В конце 1941 г. ушел в  плавание в район Азорских островов. Совершил 13 боевых походов. За время войны потопил 35 торговых судов, водоизмещением 197 тыс. т. и повредил 4 судна водоизмещением 32 тыс. т.  Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Либе Генрих (Heinrich Liebe) (29.01.1908 – 27.07.1997)

Капитан 2-го ранга.  С 1931 г. служил на линкоре «Шлезвиг-Гольштейн». В 1935 г. переведен в подводные силы.  В 1936-1938 гг. командовал подлодкой  «U-2». В 1938 г. получил лодку «U-38», на которой совершил 9 походов, проведя в море в общей сложности 333 суток. Потопил пароход «Манаар» водоизмещением 7 тыс. т. В 1941 г. у берегов Африки потопил 8 судов водоизмещением 47 тыс. т. Совершил 9 боевых походов. Всего за время военных действий  потопил 34 корабля общим водоизмещением 187 тыс. т. и повредил 1 корабль водоизмещением 3,7 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Шютце Виктор (Viktor Schütze) (16.02.1906 – 23.09.1950)

Капитан 1-го ранга. В 1925 г. поступил на флот кадетом, через четыре года был произведен в лейтенанты. Служил на торпедных катерах. В  1935 г. переведен в подводный флот. Командовал подводными лодками «U-19»  и  «U-11». В 1939 г. назначен командиром подводной лодки «U-25», на которой совершил 3 похода, проведя в море 105 суток. С 1940 г. командовал подлодкой «U-103». На этой лодке провел 4 похода, длительностью 201 сутки. Всего совершил 7 боевых походов. За время военных действий потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 тыс. т. и повредил 5 кораблей водоизмещением 14 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Подводники Италии

Карло Фечиа ди Коссато (Carlo Fecia di Cossato) (25.10.1908 — 27.08.1944)

Капитан 2-го ранга. В 1928 году он окончил Военно-морскую академию, служил на подлодках. В начале войны командовал подводными лодками «Ciro Menotti», и «Tazzoli». В 1941 году за один поход потопил три крупных транспорта противника. В 1942 году за два месяца  похода уничтожил 6 кораблей союзников, а в следующие два месяца – еще 4. В 1943 году, после подписания Италией перемирия, перешел с подводного флота командующим эскадры торпедных катеров, на которых уничтожил еще 7 кораблей, но уже немецких. Совершил 10 боевых походов на подлодке. Потопил 16 кораблей союзников общим водоизмещением в 86 тыс. т. Награжден Рыцарским Крестом Железного Креста и Золотой медалью Военной Доблести.

Джанфранко Гаццана Приароджа (Gianfranco Gazzana Priaroggia) (30.08.1912 — 23.05.1943)

Корвет-капитан. В 1935 году после окончания Военно-морской академии получил назначения на тяжёлый крейсер «Тренто», а затем перевелся в подводный флот. Служил старпомом на подлодке «Доменико Миллелире», после командовал подводными лодками «Archimede» и «Leonardo da Vinci». За один поход сумел потопить 6 кораблей общим водоизмещением 58,9 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 9 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 76,4 тыс.т. 23 мая 1943 года подлодка «Leonardo da Vinci» была потоплена вместе со всем экипажем в 300 милях к западу от мыса Финистерре кораблями Королевского военно-морского флота. Джанфранко Гаццана Приароджа был посмертно награждён итальянской золотой медалью «За воинскую доблесть», а также Рыцарским крестом Железного креста.

Подводники СССР

Результативность советских командиров подлодок определялась, в отличие от всего мира, не в потопленном тоннаже, а в количестве потопленных кораблей. Не трудно предположить, что делалось  это советской идеологической машиной для завуалирования низкой эффективности подводного флота в сравнении с другими странами. Ведь очевидно, что  уничтожение крейсера или крупного транспорта и торпедного катера или тральщика имеет большую разницу, как в размере ущерба нанесенного противнику, так и в значении корабля для флота врага. Однако комиссары этой разницы «не видели». Поэтому сравнивали 13 заявленных кораблей  Ивана Травкина (командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) с количеством потопленных кораблей асов подводной войны других стран. И действительно, 13 потопленных кораблей Травкина не так «грустно» смотрятся в сравнении  с 16-19 кораблями потопленными англичанами или американцами. Правда, официально Травкину было засчитано 7 потопленных кораблей, хотя фактически он потопил 1 транспорт в 1,5 тыс. т. Исходя из этого, ниже приведем рейтинг советских командиров подлодок в сопоставимых единицах измерения, в тоннаже потопленных кораблей. Естественно, что он абсолютно не совпадает с десятками лет навязываемой нам советской военной статистикой.

Возглавляет список Александр Маринеско, который причинил германскому военному потенциалу  наибольший ущерб, в сравнении с другими советскими подводниками.

Маринеско Александр Иванович (02.01.1913 – 25.11.1963)

Капитан 3-го ранга. В 1933 году окончил Одесское мореходное училище и ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В  1933 году  был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания, которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при учебном отряде подводного плавания,  служил помощником командира на  подлодке «Л-1», затем командиром на подлодке « М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовке в 1940 году занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подлодок  азартных карточных игр. В  августе 1942 года  лодка «М-96» впервые  вышла в  боевой поход. По советским отчетам потопила немецкий транспорт, по немецким данным – лодка промахнулась. В ноябре 1942 года лодка вышла во второй поход для высадки группы разведчиков. За этот поход Маринеско получил орден Ленина и звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром подлодки  «С-13», на которой он прослужил до сентября 1945 года. В поход подлодка вышла только в октябре 1944 года. Ей удалось повредить транспорт «Зигфрид», водоизмещением 553 т, который в отчете «вырос» до 5 тыс. т. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» (25,5 тыс. т) и «Штойбен» (16,6 тыс.т). Таким образом, Маринеско совершив 6 боевых походов потопив два корабля общим тоннажем в 40,1 тыс. т. и повредил один водоизмещением в 553 т.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка «С-13» — ордена Красного Знамени. Сам же командир лодки, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Августинович  Михаил Петрович (22.09.1912 – 22.09.1984)

Вице-адмирал. В 1932 году окончил  Военно-морском училище, затем Училище береговой обороны Морских Сил РККА, а в  1936 году прошел обучение в Учебном отряде  подводного плавания. Во время войны командовал подводной лодкой «К-1» на Северном флоте. Участник 13 боевых походов, провёл 172 суток в море. Выполнил одну торпедную атаку, 13 минных постановок. Уничтожил 6 транспортов и 2 боевых корабля противника общим тоннажем 18,6 тыс.т. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного знамени,  орденом Нахимова II степени, двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной звезды.

Грищенко  Пётр Денисович (12.07.1980 – 14.01.1991)

Капитан 1-го ранга. В 1931 году окончил  Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, служил на подводной лодке «Пантера». По окончании в 1940 году Военно-морской академии служил на подлодке «Л-3» на Балтийском флоте. Под командованием Грищенко подлодка «Л-3» совершила одну успешную торпедную атаку, а на поставленных ее минах  подорвалось 5 транспортов. В целом подлодка потопила 6 кораблей общим тоннажем в 16,4 тыс. т. Награжден  9-ю орденами, в т.ч. двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и тремя орденами Отечественной войны.

Щедрин  Григорий Иванович (01.12.1912 – 07.01.1995)

Вице-адмирал. В октябре 1942 года  организовал перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота  — на Северный. В число этих лодок вошла и «С-56». Переход через 9 морей и 3 океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года в Полярном. Под командованием Щедрина «С-56» совершила 8 боевых походов и потопила 2 транспорта и 2 боевых корабля общим тоннажем в 10,1 тыс. т. За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.

Подводники США

В начале войны военная статистика ВМС США вела учет потерь противника и результативности боевых действий собственных сил по общепринятой системе – подтверждении заявлений командования своих войск. Однако такая статистика не отражала реальной картины, что негативно отражалось на планировании войсковых операций и даже справедливости награждения своих воинов. Поэтому в январе 1943 года командованием всех видов вооруженных сил США был сформирован Совместный комитет по оценке военно-морского флота (JANAC), который на основании 12 различных источников информации формировал статистические отчеты. На сегодняшний день эти отчеты считаются максимально объективными и практически не подвергались корректировки с получением новой информации. В 1947 году JANAC сформировал отчет о рейтинге  результативности командиров подлодок ВМС США. В методику расчета рейтинга были заложены не только данные о потопленном  тоннаже кораблей противника, но и их количество, время, потраченное на атаку одной цели, количество и дальность походов, количество торпед выпущенных на одну цель  и т.д. В результате оценивалось фактическое мастерство подводников, практически, исключая везение и удачу. Ниже приведены данные о подводниках возглавляющих этот рейтинг.

Ричард О’Кейн (Richard Hetherington «Dick» O’Kane)  (02.02.1911 –  16.02. 1994)

Капитан 1-го ранга. В 1934 году окончил Военно-морскую академию США. Первые годы службы провел на тяжелом крейсере «Честер» и эсминце «Пруитт». В 1938 году окончил школу подводного плавания и был назначен штурманом на подлодку «Wahoo».  С 1943 года приступил к командованию подлодкой «Tang», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 24 корабля противника общим тоннажем в 93,8 тыс. т. В рейтинге командиров подлодок ВМС США занимает первое место по результативности. Награжден Почетной  Медалью, тремя Военно-морскими крестами и тремя Серебряными звездами.

Слейд Девилл Каттер (Slade Deville Cutter) (01.11.1911 – 09.06.2005)

Капитан 1-го ранга. После окончания Военно-морской академии в 1935 году служил на броненосце  «Айдахо». В 1938 году закончил обучение в школе подводного плавания и с конца 1941 года командовал подлодкой «Pompano», на которой совершил три боевых похода до ее серьезного повреждения. После командовал новой подлодкой «Seahorse»,  на которой  за один боевой поход потопил 4 судна общим водоизмещением в 19,5 тыс.т. за что, получил свой первый Военно-морской крест. Всего совершил 5 походов, во время которых уничтожил 19 кораблей противника общим тоннажем в 71,7 тыс.т. Был награжден четырьмя Военно-морскими крестами и  признан вторым командиром подлодки в США по результативности.

Дадли Уолкер Мортон (Dudley Walker Morton) (17.07.1907 – 11.10.1943)

Капитан 3-го ранга. В 1930 году окончил Военно-морскую академию. До начала войны служил на крейсерах и  авианосцах, а затем на подводных лодках класса «R» и «S». В течении года на подлодке  «Wahoo» совершил 5 боевых походов, во время которых потопил 19 кораблей общим тоннажем  в 54,7 тыс.т. В 1943 году лодка с Мортоном пропала без вести. Был награжден Военно-морским крестом, тремя Золотыми звездами и Крестом за выдающиеся заслуги.

Евгений Беннетт Флэкки  (Eugene Bennett Fluckey) (05.10.1913  — 28.06. 2007)

Контр-адмирал. В 1935 году закончил Военно-морскую академию и был направлен на службу на линкор «Nevada», затем переведен на эсминец «McCormick». В 1938 году поступил в школу подводного плавания, после окончания, которой служил на подлодках «S-42» и «Бонита».  С января 1944 года по август 1945 года командовал подлодкой  «Barb», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 16 кораблей общим тоннажем в 95 тыс.т. В числе уничтоженных кораблей  — японские крейсер и фрегат. Награжден Почетной медалью и четырьмя Крестами военно-морского флота. В рейтинге результативности американского флота занимает четвертое место.

Сэмюэл Дэвид Дилли (Samuel David Dealey) (13.09.1906 – 24.08.1944)

Контр-адмирал. В 1930 году окончил Военно-морскую академию и был направлен на линкор «Nevada». Затем служил на эсминце «Rathburne». После окончания школы подводного плавания служил на различных подлодках первым помощником, а  в 1938 году был назначен командиром  старого эсминца «Reuben Джеймс». В 1941 году был переведен на должность командира подлодки «S-20».  В 1942 году получил новую подлодку «Harder», на которой совершил 6 боевых походов, потопив 16  кораблей противника общим тоннажем в 54 тыс. т.  В рейтинге результативности ВМС США занимает пятое место. Награжден Почетной медалью и Серебряной звездой.

Джозеф Инрайт (Josef Inrait) (18.09.1910 – 20.07.2000)

Капитан 2 ранга. В 1933 году он окончил Военно-морское училище в Аннаполисе и стал кадровым морским офицером. В годы войны командовал подводной лодкой «Archerfish», которая 28 ноября 1944 года обнаружила японский авианосец «Shinano»  с боевым охранением.  Авианосец  водоизмещением 71,9 тыс.т. считался самым крупным авианосцем в мире до 1961 года, когда США построили первый атомный авианосец. Инрайт атаковал авианосец четырьмя торпедами, которые попали в нос корабля. За успешную операцию был награжден Военно-морским крестом. И хотя Джозеф Инрайт не вошел в первые числа рейтинга самых результативных подводником США, эго атака считается одной из самых удачных в морских сражениях.

Оценивая результативность американских подводников нельзя не отметить и экипаж подлодки «Flasher», который под командованием двух командиров возглавляет рейтинг самой результативной подлодки ВМС США. Эта подлодка уничтожила 21 корабль противника общим тоннажем в 104,6 тыс. т. Об этих капитанах  информация ниже.

Рубен Торнтон Уитакер (Reuben Thornton Whitaker) (23.09.1911 – 09.10.1985)

Контр-адмирал. В 1934 году окончил Военно-морскую академию. Командовал подлодкой «Sturgeon». С 25 сентября 1943 года по 31 октября 1944 года командовал подлодкой «Flasher», на которой потопил 15 боевых кораблей и транспортов противника водоизмещением 56,4 тыс. тонн. Был награжден Военно-морским крестом и Серебряной Звездой.

Джордж Уильям Грайдер (George William Grider) (01.10.1912 – 20.03.1991)

Капитан 1-го ранга. В 1936 году окончил Военно-морскую академию и служил на линкоре «Миссиссипи». После окончания школы подводного плавания был назначен капитаном подлодки «Skipjack». С 31 октября 1944 года по март 1946 года командовал лодкой «Flasher», на которой  потопил 6 кораблей тоннажем 43,8 тыс. т. Всего совершил 5 боевых походов. Был награжден Военно-морским крестом.

Подводники Японии

Мацумура Кандзи (松村寛治) (06.11.1899 – 18.11.1944)

Вице–адмирал. После окончания Военно-морской академии продолжил обучение в школе подводного плавания. С 1935 года в качестве офицера служил на подлодках. В 1940 году был назначен командиром подлодки «I-21». Участвовал в нападении на Перл-Харбор. За два боевых похода потопил суда противника общим тоннажем в 44 тыс.т. Всего  совершил 11 боевых походов и потопил 10 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 58,9 тыс.т. 29 ноября 1943 года подводная лодка «I-21» погибла со всем экипажем у атолла Тарава, предположительно от атаки палубного самолета «TBF Avenger» с конвойного авианосца «Chenango».

Успехи остальных подводников Японии не превышали 50 тысяч тонн.

И в заключение. Проведенный анализ боевой деятельности подводных флотов во время войны, показывает, что на долю лучших подводников, которые составляли приблизительно 2% от общей численности подлодок, приходится до около 30 % общего потопленного тоннажа кораблей. Таким образом, во время Второй мировой войны, среди всех видов вооруженных сил, именно категория «лучших подводников» оказалась наиболее результативной и эффективной. Недаром ведь именно к подводникам во всех странах относятся с наибольшим уважением и почитанием.

По материалам сайтов: http://www.deol.ru; http://wio.ru; https://warspot.ru; https://warspot.ru; http://bgudkov.ru; http://wiki.wargaming.net;  www.uboat.net; https://flot.com; https://en.wikipedia.org.

См. также Фото Германия. Подводный флот.

wwii.space

Подводная лодка Д-2 («Народоволец») — Санкт-Петербургское Морское собрание

Историческая справка

По сроку службы нет равной этой лодке в нашем подводном флоте. Разные ветры ласкали её военно-морской флаг, волны Балтийского, Баренцева и Карского морей смыкались над ней. Сегодня ветер истории мчится над палубой славной субмарины. Но все должно иметь свое начало.

26 ноября 1926 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил программу военного кораблестроения на 1926-1932 годы, предусматривавшую, помимо строительства надводных кораблей, постройку 12 подводных лодок различных типов.

5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде закладывается первенец советского подводного кораблестроения — головная подлодка «Декабрист» (с 21 августа 1934 года — Д-1). Одновременно начинается строительство «Народовольца» (с 21 августа 1934 г. Д-2) и «Красногвар­дейца» (с 21 августа 1934 г. Д-3). Первую заклепку в деталь днища головной лодки Д-1 забил С.М.Киров. 3 ноября 1928 года «Декабрист» сошела со стапелей, а 19 мая 1929 года была спущена на воду подводная лодка «Народоволец». В апреле 1927 года на судостроительном заводе в Николаеве закладывают еще три подводные лодки типа «Д». Эти корабли строились по проекту, разработанному под руковод­ством талантливого конструктора Б. М. Малинина (1889-1949) и составили I серию подводных лодок СССР. Б.Малинин был одним из тех немногих инженеров, кто еще до революции лично участвовал в постройке подводных лодок. На основе этого опыта и крайне скудных теоретических данных Б.Малинин с группой конструкторов приступил к разработке проектных материалов для постройки первых советских подводных кораблей. Всего подводных лодок типа «Декабрист» было построено 6 единиц.

Тактико-технические элементы первых советских подвод­ных лодок оказались на высоком уровне и не уступали иностран­ным, а по некоторым показателям даже превосходили их. Новые подлодки    подвергли    очень    жестким    испытаниям,    и

12 октября 1931 года «Народоволец» вошел в состав Военно-Морского Флота. В 1933 году вступил в строй Беломорско — Балтийский канал. Открытие судоходства по этому крупнейшему в нашей стране водному пути (длина 226 км) позволило перевести часть кораблей с Балтийского моря на Северный морской театр. В соответствии с приказом Народного комиссара обороны от 15 апреля все три подводные лодки типа «Д» перевели на Север, где они стали первыми подводными кораблями молодой Северной военной флотилии. 5 августа 1933 года все три лодки  были включены в состав этой флотилии.

В 1939 году известный советский летчик В.К.Коккинаки на самолете «Москва» предпринял беспосадочный полет из Москвы через Северную Атлантику в США. Для обеспечения этого перелета командование Северного флота выделило подводные лодки Щ-402, Щ-403, Щ-404 и Д-2. При выполнении этого задания подводники поднимались в высокие широты, используя опыт плавания Д-3 («Красногвардеец»). За освоения северного морского театра большая группа североморцев была награждена орденами. Командир Д-2 Л.М.Райснер был удостоен ордена Ленина. Перед Великой Отечественной войной 22 сентября 1939 года Д-2 вернулась в Ленинград для капитального ремонта и модернизации и в августе 1941 года была включена в состав Балтийского флота. Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийс­ком заводе. Подводники делили тяго­ты блокадной зимы 1941-1942 годов с ленинградцами. Подводная лодка под командованием капитана 3 ран­га Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила с 23 сентяб­ря по 4 ноября 1942 года и уже на сле­дующие сутки угодила в противоло­дочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продувани­ем цистерн главного балласта.

Лодка всплыла, но от сети не изба­вилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия при волнении в холодную погоду рубила сталь­ные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад (впоследствии командир балтийской Щ-310, Герой Советс­кого Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала и потопила у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен» (4090 брт), а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов «Дойчланд» (2972 брт) был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку пре­следовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. А всего на боевом счету лодки — 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта. За период войны Д-2 совершила 4 боевых похода (с 23 сентября по 4 ноября 1942 года, 2 – 30 октября 1944 г., с12 декабря 1944 г. по 20 января 1945 г. и с 20 апреля  по 18 мая 1945 г.).

После окончания войны Д-2 продолжала нести службу на Балтике. В послевоенный период, в 1953-1954 годах, лодка участвовала в испытаниях систем микроклимата. Речь идет об уникальном экспе­рименте, поставленном в связи с созданием первой советской атом­ной подводной лодки проекта 627. Атомная энергетическая установ­ка позволяла существенно увеличить продолжительность автоном­ного подводного плавания. Но при этом возникла проблема обеспе­чения обитаемости корабля — создания на нем условий для сохране­ния здоровья и работоспособности личного состава.

В июне 1956 года подлодку вывели из боевого состава флота, разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6). В новом качестве Д-2 успешно использовалась до 1987 года, обеспечивая отработку подводни­ками способов борьбы с огнем и водой, а также приемов выхода из затонувшей подводной лодки.

 1989 году правительство СССР приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конст­рукторам и судостроителям. Такой мемориальный комплекс был разработан на базе подводной лодки Д-2. Техническую документацию для проведения восстановительных работ разработало Центральное конструкторское бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» (Е.В.Бутузов, В.П.Семенов, К.З.Саравайский), а основной объем реставрационно-восстановительных работ выполнил Балтийский судостроительный завод. Научная разработка проекта экспозиции и ее архитектурно-художественное решение были выполнены сотрудниками Центрального военно-морского музея.

В отличие от подобных мемориальных лодок Тихоокеанского и Северного флотов решено было восстановить в отсеках оборудова­ние, приборы и механизмы (часть из них действующие), какими они были в период боевого использования подводной лодки. Исключени­ем стали аккумуляторные ямы, из которых были выгружены аккуму­ляторы, а сами ямы использованы для размещения экспозиции.

Среди музейных кораблей России и других стран подводная лод­ка Д-2 «Народоволец» занимает особое место. Это отмечают много­численные посетители и иностранные специалисты. Уникальность подлодки в том, что в период строительства ее на Балтийском заводе (1927-1931 гг.) не было электросварки, и потому сейчас можно уви­деть клепаный прочный корпус. Фактически все узлы и агрегаты (включая дизель германской фирмы MAN) воссозданы, что позволя­ет прочувствовать, в каких условиях жили и несли боевую службу советские подводники. Больше всего, конечно, посетителей поражает жуткая, как им кажется, теснота и неприспособленность отсеков лод­ки для жизни.

2 сентября 1994 года на подводной лодке Д-2 («Народоволец») вновь торжественно был поднят Военно-морской флаг и открыта музейная экспозиция. В торжествах по этому поводу приняли участие В.В.Путин, адмирал И.В.Касатонов, вице-адмирал В.В.Гришанов, контр-адмирал Л.Д.Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е.Н.Корчагин и другие. Мемориальный комплекс стал замечательным памятником истории отечественного флота и подводного кораблестроения, жизнь одной из первых отечест­венных подводных лодок продолжилась. В музейных залах комплекса проводятся научные конференции, выставки и встречи ветеранов-подводников.

Филиал ЦВММ па подводной лодке Д-2 «Народоволец» не только носитель флотской боевой истории — он является и культурным центром. Например, в береговом здании мемориального комплекса, где расположен пост управления и инженерного обеспечения, есть конференц-зал. Там постоянно проводятся различные мероприятия.

Сегодня эта работа велась в соответствии с программами подготовки к празднования 100-летия подводных сил России, 75-летия подводной лодки Д-2 «Народоволец» и 300-летия Центрального военно-морского музея (2009 год).

В этом уникальном корабельном музее работают люди, влюбленные в историю славного отечественного подводного флота: капитан 1 ранга запаса старший научный сотрудник Л. А. Нестеров, капитан 1 ранга в отставке младший научный сотрудник Б. А. Архипов, капитан 1 ранга в отставке Р. В. Рыжиков, капитан 3 ранга запаса инженер А. Г. Ласков, которые в свое время служили на дизельных и атомных подводных лодках Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов.

Добрых слов заслуживают сотрудники Т. В. Носова, Н. Г. Фролова, М. В. Корнилова, которые принимают активное участие в организации экскурсий, содержании музея в отличном состоянии.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-2 («НАРОДОВОЛЕЦ»)

  • Водоизмещение, т: надводное — 940, подводное— 1360.
  • Длина, м — 76,6.
  • Ширина наибольшая, м — 6,4.
  • Осадка, м — 3,6.
  • Скорость, узлов: надводная — 14,6, подводная — 9,5.
  • Автономность, суток — 40.
  • Предельная глубина погружения, м — 90.
  • Экипаж;, человек — 53.
  • Вооружение:
    • торпедное — 8-533-мм торпедных аппаратов, 14 торпед,
    • артиллерийское — 1-102-мм и 1—45-мм орудие. 

КОМАНДИРЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «НАРОДОВОЛЕЦ» — Д-2

  • Воробьев Владимир Семенович — 1928-1931
  • Назаров Михаил Кузьмич — 1931-1932
  • Рейснер Лев Михайлович — 1932-1937
  • Датченко Гавриил Григорьевич — 1937-1938
  • Жуков Аркадий Алексеевич — 1938-1939
  • Зайдулитт Измаил Магигулович — 1939-1940
  • Линденберг Роман Владимирович — 1940-1945
  • Александров Валентин Петрович — 1945-1947
  • Коваленко Георгий Данилович — 1947-1948
  • Егоров Сергей Григорьевич — 1948-1949
  • Андашев Виктор Петрович — с 1949
  • Хомич Иван Маркович — 1951-1955
  • Ананьев Всеволод Иванович — 1955
  • Крылов Юрий Александрович — 1955-1956

morskoesobranie.ru

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» — Краеведъ (FotosergS)

Филиал центрального военно-морского музея подводной лодки Д-2 «Народоволец».
Д-2 «Народоволец»- (серии I, проект Д- «Декабрист», заводской № 178) дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. За период войны «Д-2» совершила 4 боевых похода, произвела 12 торпедных атак с выпуском 19 торпед, уничтожила одно судно (4090 брт), повредила одно судно (2972 брт).
Изначально подводная лодка называлась просто «Народоволец», 21 августа 1934 года была переименована в «Д-2», однако как в обиходе, так и в официальных документах называлась как «Д-2», так и «Народоволец». Лодка была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, спущена на воду 19 мая 1929 года и 11 октября 1931 года вошла в состав Балтийского флота.
Летом 1933 года, лодка совершила переход по Беломоро-Балтийскому каналу и 5 августа вошла в состав Северного флота. В апреле-мае 1939 года лодка под командованием старшего лейтенанта А.А.Жукова обеспечивала радиосвязью самолет В.К.Коккинаки во время его беспосадочного перелета в США. 29 сентября 1939 года «Д-2» вернулась на Балтику и встала на ремонт и модернизацию.
Свой первый поход во время войны «Д-2» совершила 23 сентября 1942 года под командованием Р. В. Линденберга, спустя сутки лодка чуть не погибла, когда запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами; двое суток подводники освобождали подводную лодку, погружаясь днём под воду, а ночью рубили стальную сеть. После освобождения «Д-2» прибыла на позицию у острова Борнхольм. 14 октября «Народоволец» открыл счёт, отправив на дно транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen, 4.090 брт). Пять дней спустя, 19 октября 1942 года, лодка торпедировала и тяжело повредила морской паром «Дойчланд» (Deutschland, 2.972 брт), курсировавший между немецким городом Зассниц и шведским городом Треллеборг, при этом погибли 5 солдат, ещё 20 солдат и двое гражданских пропали без вести, 27 солдат и 6 гражданских получили ранения. По заявлениям шведской прессы погибло более 600 по другим данным 900 человек. По данным разведки Балтфлота среди погибших был заместитель премьер-министра Норвегии Лунде, который возвращался после доверительной беседы с Адольфом Гитлером на родину. На самом деле Лунде погиб в автокатастрофе через 6 дней после атаки «Дойчланда» советской подлодкой и отношения к ней не имел.
После окончания войны «Д-2» продолжила нести службу на Балтийском флоте. В 1956 году подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6, исключив лодку из боевого состава флота. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалеку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В. В. Путин, адмирал И. В. Касатонов, вице-адмирал В. В. Гришанов, контр-адмирал Л. Д. Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е. Н. Корчагин.

Фотографии в альбоме «Подводная лодка Д-2 «Народоволец»» Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

fotosergs.livejournal.com

Д-2 «Народоволец» (1929) — Global wiki. Wargaming.net

Служба


СССР

Исторические данные

5 марта 1927 Заложен
19 мая 1929 Спущен на воду
6 сентября 1931 Сдан
20 июня 1956 Выведен из боевого состава

Общие данные

933 / 1 354 т. Водоизмещение
(надводное/подводное)
76 / 6,5 / 3,8 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
15 узл. Скорость хода надводная
9 узл. Скорость хода подводная
75 / 90 м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)
4700 миль Дальность плавания надводная
132 миль Дальность плавания подводная
40 суток Автономность (макс)

Энергетическая установка

Дизель-электрическая . Тип энергетической установки
F6V, 2/1100 к-во/л.с. Двигатели надводного хода
ПГ-20, 2/525 к-во/л.с. Двигатели подводного хода

Вооружение

Б-2 102-мм позже Б-24 100 мм . Артиллерийское
6/533 мм НТА
2/533 мм КТА
Боекомплект (торпед): 14 шт Торпедное
21-К 45 мм 1 шт Авиационное

Экипаж

53 чел. Общая численность
Д-2 «Народоволец» — (серия I, проект Д — «Декабрист», заводской № 178) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка. За период войны данная подводная лодка совершила четыре боевых похода. После войны, в 1946-1955 годах, лодка выполняла учебно-боевые задачи. С сентября 1994 является филиалом Центрального Военно-Морского музея.

Общие сведения

Д-2 «Народоволец» — пионер советского флота подводных лодок. Один из первых кораблей советской постройки и проектировки. Он принадлежал к подлодкам I серии, создателем которой был Борис Михайлович Малинин, в дальнейшем доктор технических наук, профессор, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, а так же лауреат Сталинской премии (1943 год).

Проектирование

Общее расположение подводных лодок класса «Декабрист»

В сентябре 1926 года, ещё до официального одобрения проекта рабочая документация была передана на завод № 189 в Ленинграде для начала производства. Корпуса кораблей производились из дореволюционных запасов стали высокого качества, предназначенных для производства линейных крейсеров типа «Измаил» и лёгких крейсеров типа «Светлана». Создание подлодки было официально одобрено в морской программе 1926 года. Для проектной разработки было специально создано конструкторское бюро: «№ 4 Балтийского завода». Главными создателями проекта были К. И. Руберовский (позднее арестован и расстрелян) и Б. М. Малинин.

Описание конструкции

Подводные лодки I серии для своего временного периода обладали очень высоким военным потенциалом. Они стали заметным продвижением вперед в советском подводном кораблестроении. Опыт в их создании и производстве стал началом для последующего развития подводного ВМФ СССР в довоенные годы.

Корпус

Рубка корабля Д-2
  • первый — носовой торпедный отсек, в него выходили трубы шести торпедных аппаратов и хранились запасные торпеды. Еще отсек служил и матросским кубриком;
  • во втором отсеке располагалась радиостанция, а под настилом находилась группа аккумуляторов, которые служили для обеспечения работы электродвигателей;
  • в третьем отсеке находились вторая и третья группы аккумуляторов, над ними — помещения, где проживал командный состав, кают-компания и камбуз, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны;
  • четвертый отсек был отдан под центральный пост, откуда производилось командование всем кораблем;
  • в пятом отсеке располагалась четвертая группа аккумуляторов и масляные цистерны, а над аккумуляторами находились жилые помещения старшин;
  • в шестом отсеке располагались главные дизели, обеспечивавшие движение в надводном положении;
  • в седьмом отсеке находились гребные электродвигатели для подводного хода, сюда же выходили трубы двух кормовых торпедных аппаратов.

Вооружение

Торпеда в торпедном аппарате

Изначально предполагалась установка артиллерии в количестве двух орудий Б-2 калибра 102 мм. После завершения обсуждения, во избежание затопления, одно орудие убрали, а на его месте поставили 45-мм полу автомат 21-К, а арт. установки установили на ходовой мостик. В ходе последующих капитальных ремонтов старое и считавшееся не неудачным орудие Б-2 заменили на более новое и удачное 100-мм Б-24, которое могло бороться с воздушными целями и обладающее более хорошими характеристиками. Вследствии того, что орудие мешало действиям вахты на мостике, то его опустили на палубу перед ограждением рубки. На подлодке было установлено восемь торпедных 533 мм аппаратов. Шесть из восьми были носовыми, а два находились в корме. Аппараты были пневматическими, точёные трубы были сделаны из бронзы и выходили из прочного корпуса через специальные сальники. Всего боекомплект лодки составлял четырнадцать торпед — восемь в аппаратах, а оставшиеся шесть запасных находились в первом отсеке. Так как создание торпед 53-27 шло с запозданием, то корабли вступали в строй со специальными решётками в торпедных аппаратах, позволяющими использовать торпеды калибра 450 мм.

Энергетическая установка

Шестой отсек с главными дизелями

Двигателями для надводного хода на корабле служили дизельные генераторы немецкой фирмы MAN, приобретенные якобы для первых советских тепловозов. Одновременно создание таких дизелей было налажено на Коломенском заводе им В. В. Куйбышева под маркой 42Б6 мощностью 2х1100 л. с. при 425 об/мин, компрессорные, нереверсивные. Разобщение дизелей от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы «Бамаг», а между гребным электродвигателем и гребным валом — кулачная муфта.Общий топливный запас составлял около 128 т, из них 39 т находилось внутри прочного корпуса и 89 т — в бортовых балластных цистернах (№ 5, 6, 7, 8). Некоторые специалисты считали это очень большим недостатком и слабым местом данных подлодок, которые при деформации тонкого корпуса демаскировались появлением на поверхности пятна от топлива. Но стоит заметить только так и можно было обеспечить наиболее хорошие показатели по дальности плавания над водой и автономности. Для достижения максимальной дальности подводного хода создали двухъякорный электродвигатель ПГ-20 — один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся для экономичного хода. В подводном положении двухъякорный главные гребные электродвигатели запитывались от аккумуляторной батареи, четыре группы которой размещались в герметичных ямах. Аккуму­ляторные ямы имели систему батарейной вентиляции и печи дожигания водорода, а размещение групп обеспечивало удобство обслуживания элементов.Скорость в надводном положении составляла — 15 узлов (около 27,8 км/ч), в подводном — 9 узлов (около 16,7 км/ч).

Вспомогательное оборудование

При создании «Декабристов» были спроектированы спец. комплексы спасательных средств для личного состава, в последствии ставший стандартным и внедрявшийся в последующем на многих проектах подводных лодок, создаваемых в более позднее время. В данный комплекс входили аварийные буи в первом и последнем отсеках, позволявшие осуществлять радио связь с землей, выдвижные тубусы для создания воздушной подушки при заполнении отсека водой, индивидуальные спасательные аппараты, специальные внешние крепления для подъёма лодки со дна, клапаны внешнего продувания балластных цистерн и клапаны подачи воздуха в отсеки с надводного корабля.

История службы

  • Летом 1933 года подлодка в составе кораблей ЭОН-1 по только что достроенному Беломоро-Балтийскому каналу направилась на Север, и 5 августа 1933 года вошла в состав Северной Военной флотилии. В сентябре 1933 года «Народоволец» получил литерно-цифровое обозначение Д-2, но прежнее название употребляли как в официальных документах, так и в повседневной жизни.
  • В августе 1936 года Д-2 под руководством капитана второго ранга Л.М.Рейснера, в паре с Д-1, подлодки посетили Новую Землю, и, пройдя проливом Маточкин Шар, вышли в Карское море. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях.
  • Следующий поход лодка совершила к Лофонтенским островам, выдержав по пути бурю и девятибалльный шторм. За время второго плавания Д-2 прошла 6.304 мили, из них 501 милю под водой.
  • В апреле-мае 1939 года лодка под командованием старшего лейтенанта А.А.Жукова обеспечивала радиосвязью самолет В.К.Коккинаки во время его беспосадочного перелета в США.
  • 22 июня 1941 года лодка находилась под командованием капитан-лейтенанта Линденберга Романа Владимировича в составе Дивизиона, капитально ремонтирующихся и строящихся подводных лодок Учебной Бригады завода № 189 в Ленинграде. Уровень технической готовности лодки составлял 95,8%.

По окончании ремонта Д-2 на Север уже возвратиться не смогла, так как немцы вышли к Неве, и переход стал невозможен. 17 августа 1941 года Д-2 вновь вошла в состав КБФ.

Период Великой Отечественной войны

Здесь показано, как лодка напоролась на немецкие сети, но смогла их прорвать и вырваться из засады
  • В свой первый боевой поход лодка вышла только 23 сентября 1942 года. На следующий день Д-2 попала в противолодочной сеть установленную немцами и сильно ударилась о грунт, повредив вертикальный руль. Освободиться от сети удалось только через четыре часа; еще сутки ушли на ремонт повреждений. Д-2 не была атакована противолодочными средствами противника только потому, что погода не благоприятствовала их действиям.
  • Исправив повреждения, подводная лодка 29 сентября форсировала Финский залив и заняла указанный район у мыса Ристна.
  • Ночью 30 сентября Д-2 получила приказ сменить район патрулирования и утром 6 октября прибыла на позицию у острова Борнхольм, по пути 3 октября в районе маяка Хегбю атаковав конвой. Через минуту после выпуска торпед на Д-2 услышали взрыв, но зарубежных данных по результатам этой атаки нет. Советская сторона, со ссылкой на сообщение стокгольмского радио, претендует на потопление транспорта в 11 500 брт.Преследованию подводная лодка не подвергалась. Еще четыре атаки (7, 8, 10 и утром 14 октября) по транспортам противника Д-2 провела неудачно.
  • 7 октября Д-2 после выстрела вынырнула на поверхность. Транспорт, заметив торпеду, уклонился от нее. В зарубежных источниках данных по этой атаке нет. На следующий день был безуспешно атакован шведский транспорт «Гуннар».
  • 10 октября так же безрезультатно атакован пароход «Тимандара». Торпеда пускалась вслед уходящему судну.
  • Утром 14 октября в момент залпа субмарина из-за ошибки рулевого-горизонтальщика ушла на глубину.
  • Боевой счет был открыт вечером 14 октября, когда торпеда с Д-2 отправила на дно немецкий транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen) (4.090 брт) с грузом угля.
  • 19 октября 1942 года к югу от Треллеборга Д-2 вышла в атаку на конвой.Шведский паром «Конунг Густав V» сумел уклониться от торпеды, а паром «Дойчланд» (Deutschland) (2.972 брт), перевозивший отпускников норвежского легиона, получил попадание в корму. При взрыве погибло 24 человека, ранено 29 человек, судно ремонтировалось до февраля 1943 года. Корабли сопровождения конвоя безуспешно сбросили на подводную лодку 16 глубинных бомб.
  • 29 октября при возвращении на базу Д-2 в 10 милях восточнее острова Богшер была обнаружена силами ПЛО противника и в течение четырех часов преследовалась сторожевым кораблем, который сбросил на лодку 48 глубинных бомб.
  • В ночь на 7 ноября Д-2 благополучно прибыла в Кронштадт.
  • В 1943 году лодка в море не выходила. В свой следующий поход Д-2 отправилась только 2 октября 1944 года. Практически сразу же после выхода лодку начала преследовать череда поломок, продолжавшихся все время боевого патрулирования.
  • 6 октября 1944 года в результате неисправности вертикального руля Д-2 вынуждена была всплыть, и в течение получаса в светлое время суток она находилась в надводном положении, устраняя неисправность.
  • 8 октября в районе Либавы лодка неудачно атаковала транспорт.
  • 26 октября 1944 года Д-2 в районе маяка Паппензее атаковала конвой. По словам командира, он наблюдал гибель атакованного транспорта в перископ, но со стороны противника подтверждения успеха Д-2 нет. Корабли сопровождения контратаковали субмарину, сбросив на нее 5 глубинных бомб. Подводную лодку дважды ударило о дно, в результате чего вышел из строя вертикальный руль. Устранить повреждения в море было невозможно, и субмарине пришлось вернуться на базу. Результатом последней атаки многие отечественные источники называют уничтожение норвежского транспорта «Нина» (1.371 брт), который погиб на британской донной мине у датского города Орхус 27 октября 1944 года.
  • Следующий боевой поход прошел безрезультатно. Лодка трижды (23, 29 декабря 1944 и 3 января 1945 года) атаковала неприятеля, и, хотя командир заявил о потоплении 29 декабря 1944 года в районе Либавы транспорта, со стороны противника подтверждения этому нет.
  • День Победы Д-2 встретила в море, находясь в своем четвертом боевом походе. 18 мая 1945 года она благополучно вернулась на базу.
  • 9 июня 1949 года субмарина получила обозначение Б-2. 20 июня 1956 года лодка исключена из боевого состава, разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6.

Командиры

Мемориальный комплекс Д-2

УТС-6 1983 г. Д-2 на берегу. Идут последние работы по превращению корабля в музей.

Еще в далеком 1967 году группа подводников-ветеранов, написали письмо в редакцию газеты «Красная Звезда» с предложением переоборудовать Д-2 в музей. Но власти восприняли данную инициативу без должного энтузиазма. Результатом обращения ветеранов стала лишь установка мемориальной доски в передней части ограждения рубки корабля. Второй раз ветераны флота обратилась с подобной инициативой уже в 1977 году к тогдашнему Главкому Военно-Морского Флота, Адмиралу Сергею Георгиевичу Горшкову, но и в этот раз успеха не добились. В то время лодка все еще эксплуатировалась в качестве учебно-тренировочной станции для практической подготовки подводников. Внешний вид подлодки заметно изменился, основная часть оборудования находящегося внутри демонтировали. При переоборудовании были разгерметизированы балластные цистерны. Второй отсек субмарины был превращен в бассейн для водолазов, ограждение боевой рубки переделано в башню для имитации «столба воды», который преодолевали подводники при эвакуации из затонувшей подлодки. Лишь с третей попытки удалось установить Д-2 на пьедестал. В 1984 году в борьбу за подлодку включились специалисты ЦКБ морской техники «Рубин», Балтийский завод, командование Ленинградской военно-морской базы, объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ, Центральный военно-морской музей и другие организации. Судьба подводной лодки решалась на самом высоком уровне. 18 августа 1986 года было подписано постановление, разрешающее переоборудовать Д-2 музей. Подлодка Д-2 5 марта 1987 года исключена из списков окончательно. Начался капитальный ремонт и восстановление лодки. Д-2 оказалась в доке , где была проведена экспертиза корпуса и проверены опорные фундаменты. Было установлено, что корпус очень сильно проржавел, и подводная лодка с большим трудом удерживалась на плаву. Для дальнейшей работы с Д-2 был выделен плавучий док. Начались работы по восстановлению корабля. Было решено установить подводную лодку, с весом порядка 800 тонн, на берегу. Для этого был разработан специальный проект, в месте выхода был специально углублен фарватер. 8 июля 1989 года Д-2 была установлена в Шкиперском протоке неподалеку от площади Морской Славы в Санкт Петербурге, а 2 сентября 1994 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие филиала Центрального военно-морского музея – подводной лодки Д-2 «Народоволец». Ремонт Д-2 был завершен спустя восемь лет. На митинге присутствовали так члены экипажа подводной лодки «Д-2», участники Великой Отечественной войны: Г.П. Якупчик, Н.И. Купин, В.А. Дудкин, К.И. Радионов, С.С. Шахов и Б.П. Гущин. Сегодня на борту Д-2 открыта музейная экспозиция.

Источники информации

См. также

Подводные лодки типа Д («Декабрист»)

Военно-Морской Флот СССР

Галерея изображений

  • Д-2 в доке. Конец 1980-х

  • Кормовые торпедные аппараты

  • Первый отсек с торпедными аппаратами

  • Д-2 спуск на воду

  • Д-2 после спуска

  • Стеллажи с запасным торпедами. По центру койки матросов

Видео

Обзор музея — Подводной лодки Д-2 «Народоволец»

Музей Д-2 «Народоволец» вид снаружи

wiki.wargaming.net

Приложение 2. Список подводников, погибших при катастрофе подводной лодки Щ-424 20.10.1939 года

Приложение 2. Список подводников, погибших при катастрофе подводной лодки Щ-424 20.10.1939 года

1. Военинженер 3-го ранга Норицын Геннадий Федорович, командир электромеханического сектора подводной лодки ГЦ-321 (с 17 июня 1939 года — Щ-424) 2-й Бригады подводных лодок КБФ. По другим данным, дивизионный механик 1-го дивизиона Бригады подводных лодок СФ. Родился 1 февраля 1912 года в городе Великий Устюг. В марте 1935 года окончил ВМИУ имени Дзержинского.

2. Военинженер 3-го ранга Кабанов Сергей Михайлович, командир БЧ-5 подводной лодки Щ-424. Родился 22 сентября 1907 года в деревне Жуковской Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1939 году закончил Параллельные курсы при ВМИУ имени Дзержинского.

3. Краснофлотец Абрамов Аркадий Павлович. Родился в 1918 году в деревне Подмашье Ораниенбаумского района Ленинградской области. Слуцким райвоенкоматом призван на военную службу и 3 ноября 1938 года зачислен мотористом в УОПП. Моторист.

4. Краснофлотец Белокуров Иван Егорович. Родился в 1915 году в деревне Топешкино Калининской области. 7 февраля 1937 года зачислен по специальности комендора в Артиллерийскую школу. 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности «комендор».

5. Краснофлотец Васильев Александр (Алексей) Максимович. Родился в 1915 году в городе Чернигов. Черниговским горвоенкоматом призван на военную службу и 27 октября 1937 года зачислен учеником-электриком в УОПП. 19 июня 1938 года направлен на подводную лодку Щ-321 электриком 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности «электрик».

6. Краснофлотец Величко Петр Лукьянович. Родился в 1915 году в городе Ростов-на-Дону. Ростовским военкоматом призван на военную службу и 14 ноября 1937 года зачислен учеником-мотористом в УОПП. 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности «моторист».

7. Краснофлотец Воротков Федор Иванович. Родился 5 июня 1917 года в селе Козинко (Казинка) Липитецкого (Грязинского) района Воронежской (Липецкой) области. Учился в ФЗУ при заводе «Липецкстрой» с 15 сентября 1932 года по 15 марта 1934 года. С 17 февраля 1934 года по 11 ноября 1934 года работал электромонтером на «Липецкэнергострое». С 9 апреля 1935 года по 30 июня 1935 года работал слесарем на Липецком станкостроительном заводе. С 1 сентября 1935 года по 13 августа 1938 года работал слесарем 5-го разряда на Липецком промышленном участке и на Силикатном заводе. 14 ноября 1937 года Раменским военкоматом призван на военную службу. 31 марта 1938 года зачислен учеником-мотористом в УОПП. 4 июня 1939 списан на СФ по специальности «моторист».

8. Галецкий (Галицкий) Алексей Родионович. Родился в 1913 году в Одесской области. 27 октября 1935 года зачислен в Машинную школу учеником-мотористом. 29 марта 1938 года направлен на подводную лодку Щ-321 КБФ (с 17 июня 1939 года — Щ-424 СФ) командиром отделения мотористов. 4 июня 1939 года списан на СФ.

9. Краснофлотец Гсяов Федор Иванович. Родился в 1915 году в деревне Павловской Подольского района Московской области. Кировским военкоматом призван на военную службу и 27 сентября 1937 года зачислен учеником-рулевым в УОПП. 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности «рулевой».

10. Курсант Дмитриенко Иван Игнатьевич. Курсант ВМИУ им. Дзержинского. Другие данные отсутствуют.

11. Краснофлотец Кобец Яков Андреевич. Родился в 1918 году в городе Геническ. В 1939 году Геническим горвоенкоматом призван на военную службу и назначен рулевым в войсковую часть № 8484 (подводная лодка Щ-315 КБФ, с 17 июня 1939 года — Щ-423 СФ). 4 июня 1939 года направлен на СФ.

12. Козлов Александр Анисимович. Родился в 1913 году в деревне Яковлево Московской области. Московским военкоматом призван на военную службу и 23 октября 1935 года зачислен в УОПП по специальности «электрик». 20 марта 1938 года произведен в старшие электрики (приказом по 2-й Бригаде КБФ). 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности. Старшина группы электриков.

13. Краснофлотец Личутин Иван Александрович. Родился в 1907 году в Пензенском уезде Архангельской области. Призван на военную службу и 6 декабря 1928 года направлен в школу подплава учеником- трюмным машинистом. 16 октября 1938 года оставлен на пожизненную службу старшиной группы трюмных машинистов. 4 июня 1939 года списан на СФ.

14. Краснофлотец Лохтаренко Владимир Ульянович. Трюмный. Другие данные отсутствуют.

15. Лыгин Иван Михайлович. Родился в 1914 году в Московской области. Кировским военкоматом призван на военную службу и 26 октября 1936 года зачислен в УОПП по специальности «электрик». 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности. Командир отделения электриков.

16. Краснофлотец Малофеев Василий Петрович. Родился в 1915 году в деревне Лонцово Михневского района Московской области. Ленинским военкоматом призван на военную службу и 27 сентября 1936 г. зачислен в УОПП по специальности «торпедист». 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности «торпедист».

17. Краснофлотец Никитин Яков Иванович. Родился в 1917 году. Калининским военкоматом призван на военную службу и 28 октября 1938 года зачислен в УОПП учеником — трюмным машинистом 3 июня 1939 года списан на СФ по специальности «трюмный» (приказ по УОПП № 208).

18. Никитин Василий Матвеевич. Родился в 1914 году в Вяз- никовском районе Ивано-Подольской области. Горьковским военкоматом призван на военную службу и 29 октября 1936 года зачислен в УОПП учеником — трюмным машинистом 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности. Командир отделения трюмных.

19. Краснофлотец Пересков Реонат Авинарович. Другие данные отсутствуют.

20. Краснофлотец Петроченков Егор Егорович. Родился в 1917 году в деревне Кравцово Кардымовского района Западной области. Кунцевским военкоматом призван на военную службу и 31 марта 1938 года зачислен в УОПП по специальности «торпедист». 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности.

21. Краснофлотец Порошкин Михаил Алексеевич (Александрович). Родился в 1917 году. Мезенским военкоматом призван на военную службу и 14 октября 1938 года зачислен в УОПП учеником-рулевым. 3 июня 1939 года списан рулевым на СФ (приказ по УОПП № 208).

22. Пронин Леонид Кириллович. Командир отделения. Другие данные отсутствуют.

23. Краснофлотец Руденко Владимир Степанович. Родился в 1917 году в селе Олимпиадовка Октябрьского района Одесской области. Цебриковским военкоматом призван на военную службу и 3 апреля 1938 года зачислен учеником-радистом в Школу связи КБФ. 21 ноября 1938 года списан радистом на подводную лодку Щ-324 2-й Бригады КБФ. Радист.

24. Краснофлотец Свининкин Николай Алексеевич (Александрович). Родился в 1918 году. Ивановским военкоматом Московского военного округа призван на военную службу и 14 октября 1938 года зачислен в УОПП. 3 июня 1939 года списан электриком на СФ (приказ по УОПП № 208)

25. Краснофлотец Семенов Илья Иванович. Родился в 1917 году. Архангельским военкоматом призван на военную службу и 21 октября 1938 года зачислен в УОПП. 3 июня 1939 года списан мотористом на СФ.

26. Курсант Смирнов Николай Петрович. Родился в 1913 году в Санкт-Петербурге. Адрес семьи: город Ленинград, улица Маклина, дом 25, квартира 26. Петроградским райвоенкоматом призван на военную службу и 23 октября 1935 зачислен в Артиллерийскую школу по специальности «электрик». 26 октября 1938 года списан курсантом в УОПП. Курсант ВМИУ им. Дзержинского.

27. Краснофлотец Старшов Василий Афанасьевич. Родился в 1916 году в деревне Ст. Тахтала Кузнешхинского района ТАССР. Куйбышевским горвоенкоматом призван на военную службу и 16 ноября 1937 года зачислен в Артиллерийскую школу по специальности «санитар». 20 февраля 1938 года направлен на подводную лодку Щ-313 КБФ (с 17 июня 1939 года — Щ-421 СФ) санитаром. 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности.

28. Краснофлотец Тарабанов Павел Яковлевич. Родился в 1913 году в Одесской области. Николаевским горвоенкоматом призван на военную службу в 1935 году и зачислен учеником- мотористом в Учебный дивизион подводных лодок. 4 июня 1939 года списан на СФ по специальности «моторист».

29. Краснофлотец Титков Василий Николаевич. Родился в 1918 году. Горловским военкоматом призван на военную службу и 2 ноября 1938 года зачислен в Школу связи Учебного отряда КБФ (УО КБФ) по специальности «гидроакустик». 25 июля 1939 года списан радистом в Штаб СФ (приказ по Школе связи УО КБФ № 509).

30. Краснофлотец Чернов Николай Васильевич. Родился в 1917 году. Запорожским военкоматом призван на военную службу и 31 октября 1938 года зачислен учеником-радистом в Школу связи Учебного отряда КБФ. 25 июля 1939 года списан радистом в штаб СФ (приказ УО КБФ № 509).

31. Краснофлотец Шевелев Александр Александрович (Андреевич). Родился в 1917 году в селе Зеленая Устигубинского района Вологодской области. Слуцким военкоматом призван на военную службу и 3 ноября 1938 года зачислен в Объединенную школу. Затем проходил службу коком на подводной лодке Щ-321 КБФ (с 17 июня 1939 года — Щ-424 СФ). 4 июня 1939 года списан на СФ.

32. Шорников (Шарников) Николай Семенович. Родился в 1914 году в деревне Абакумове Западной области. Смольнинским райвоенкоматом города Ленинград призван на военную службу и 1 ноября 1933 года зачислен в УОПП по специальности «моторист». В 1935 году направлен на подводную лодку Щ-321 КБФ (с 17 июня 1939 года — Щ-424 СФ). 1 ноября 1937 года назначен старшиной группы мотористов. 4. июня 1939 года списан на СФ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Экспозиция на подводной лодке

Экспозиция на подводной лодке

 

 

 

 

 

 

 

В первом отсеке ПЛ размещены казенные части 6 торпедных аппаратов, запасные торпеды, провизионная, кладовая, заместительная и дифферентная цистерны, в нем также находятся комбинированный торпедопогрузочный и входной люки, электрические приводы брашпиля и носовых горизонтальных рулей, рундуки и подвесные койки команды;

во втором помещена первая группа из 60 аккумуляторов, а над ней радиостанция и акустическая рубка;

в третьем находятся две группы аккумуляторов и над ними жилые помещения и кают-компания офицерского состава; здесь же установлены корабельные электровентиляторы, размещен камбуз; по бортам и под аккумуляторами – топливные цистерны;

четвертый отведен центральному посту; здесь находятся главный командный пункт, уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения, а также главный водоотливной насос и одна из воздуходувок для продувания главного балласта при всплытии;

в пятом установлена четвертая группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над этой группой – жилое помещение старшин и вторая воздуходувка для всплытия;

шестой отсек – дизельный. Каждый из двух дизелей мог развивать мощность до 1200 л. с. при 450 об/мин в течение часа. Длительная их работа гарантировалась при мощности 1100 л.с. и 425 об/мин, здесь же размещены разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, некоторые вспомогательные механизмы, а также специальный входной люк для машинной команды;

в седьмом, кормовом отсеке находятся главные электромоторы и их станции управления, казенные части двух кормовых аппаратов, комбинированный люк, дифферентная  цистерна, рулевые приводы и другие вспомогательные механизмы, а также подвесные койки команды.

navalmuseum.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *