Атомная подводная лодка Проекта 885 «Ясень»

Многоцелевая ударная АПЛ проекта 885 (0885) «Ясень» с противокорабельными КР (МПЛАТРК) относится к лодкам четвертого поколения» (по кодификации США и НАТО — Grana). Она предназначена для уничтожения ПЛ и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и иных целей.

Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.

В. Н. Пялов

 

Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».

 

Особенности конструкции

 

В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.

Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.

Что известно о проекте 885

 

Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 7 АПЛ подобного типа На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 Ясеней, седьмую планируется сдать до 2023 года

АПЛ «Северодвинск»

 

ТТХ подводной лодки:

 

Экипаж — 85-90 чел (32 офицера)

 

Длина (оценочно):
— первоначальный проект (без УКСК) — 127 м
— окончательный проект (с УКСК) — 139.2 м
— 133 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
Длина по ватерлинии — 119 м (120 м по данным ПО «Севмаш»)

 

 

 

Ширина:
— 13,5 м (15 м по данным ПО «Севмаш»)
— 11.5 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
Осадка средняя — 9.4 м (10 м по данным ПО «Севмаш»)

 

Водоизмещение надводное:
— 8600 т (оценка)
— 9500 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)

 

Водоизмещение подводное:
— 13800 т (оценка)
— 11800 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)

 

Скорость надводного хода — 16 уз
Скорость подводного хода — 31 уз
Глубина погружения рабочая — 380-400 м (оценка)
Глубина погружения предельная — 600 м
Автономность (по запасам) — 100 суток

 

Конструкция

 

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

 

Силовая установка и двигатель

 

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

 

Незаметность, как фактор боевой мощи

 

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.

Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

 

Вооружение

 

Торпедно-минное вооружение: 10 533-мм торпедных аппаратов в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможен приём мин вместо торпед. Торпеды УСЭТ-80, в перспективе — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик». Боезапас 30 торпед.

Ракетное вооружение: 8х4 ПУ Оникс, Калибр и планируется Х-101 (X-102).

Крылатая ракета «Калибр»

П-800 «Оникс»

 

Боевые возможности

Пуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»

 

Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР «Калибр» и Бирюза».

Схема боевого применения крылатых ракет

 

Каждая пусковая установка рассчитана на 4 крылатых ракеты. При групповом пуске они формируют «волчью стаю» во главе с «лидером», координирующим действия всей группы. По мнению экспертов, противостоять такому залпу не сможет ни один из существующих американских авианосцев, для уничтожения которых они и создавались.

А по бортам второго отсека расположены 10 торпедных аппаратов с 30 торпедами «Физик-1» калибра 533. Помимо стратегических боевых задач «Ясень» способен выполнять вспомогательные функции в качестве постановщика мин или для осуществления акустического противодействия.

http://cont.ws/post/217981

alternathistory.com

АПЛ «Ясень» для русского флота

Создавать новый облик атомных подлодок 4-го поколения СССР начал одновременно с США в 1977 году. Предполагалось создать нескольких типов: противолодочный, многоцелевой, противоавианосной. Позднее ограничились работой над проектом единой многоцелевой подлодки, но способной решать самый широкий круг задач. Проектировщиком новой субмарины стало КБ «Малахит», имевшее на то время богатый опыт создания успешных многоцелевых АПЛ.

• Новая субмарина, созданная по проекту 885, получила секретный шифр «Ясень» (НАТО — «Gra-nay»). Закладка головного корабля под именем «Северодвинск» состоялась в конце 1993 г. в городе Северодвинске на предприятии Севмаш. Вскоре из-за недостаточного финансирования строительство замедлилось.

Подлодки проекта 885 построены по одновальной схеме. Максимально прочный корпус из специальной стали. Благодаря особенностям конструкции лодка считается самой малошумной субмариной в кораблестроительной истории. По имеющимся сведениям, на корабле применен малошумный водометный движитель и также имеются два подруливающих устройства.

• Военные эксперты, как западные, так и отечественные сошлись во мнении, что АПЛ проекта 885 по уровню гидроакустической заметности находятся на одном уровне с американскими АПЛ «Си Вульф», обладая при этом большей универсальностью, чем американцы.

Ядерную энергетическую установку субмарины класса «Ясень» относят к закрытым реакторам 4-го поколения, в которых используется интегральная компоновочная схема. Преимуществом подобной компоновки является локализация встроенного теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также полное отсутствие патрубков и трубопроводов значительного диаметра.

• Подобная схема предусматривает использование оборудования, которое обладает сверхвысокой надежностью. По утверждению ряда специалистов,

новые уникальные корабельные реакторы смогут без дополнительной перезарядки служить гораздо большее время, чем применяются сейчас. Известно, что существующие сегодня энергетические установки обладают возможностью работать 25-30 лет. Иными словами, жизнь ядерного реактора сопоставима со сроком жизни самой подлодки.

• Точная дата, когда подлодка «Северодвинск», головной корабль серии новых субмарин отправится сдавать «выпускные экзамены» в акватории Белого моря, заранее не афишируется, но и особого секрета из этого уже не делают. «Ожидайте известий во 2-ой половине августа», — заявили в администрации города Северодвинска, которая установила полное официальное шефство над боевым экипажем одноименного с городом корабля.

• В июле 2010 года АПРК «Северодвинск» спустили на воду для проведения достроечных работ и первых швартовных испытаний. Приведём основные ТТХ АПЛ проекта 885 «Ясень»:
— длина максимальная — 120 метров;
— ширина наибольшая — 15 метров;
— осадка — 10 метров;
— водоизмещение максимальное — 11800 тонн;
— крейсерская скорость подводная — 30 морских узлов;
— экипаж судна — 85 человек.

Субмарина оборудована всплывающей спасательной камерой для всего экипажа. «Это первая многоцелевая подводная лодка четвертого поколения, и достаточно символично, что она названа именем вашего прекрасного города», — сказал тогда, обращаясь к жителям Северодвинска, президент РФ Дмитрий Медведев, специально посетивший северную верфь для присутствия на церемонии спуска.

• Рекордный по длительности (почти 18 лет) срок строительства стал следствием небывалого и резкого сокращения оборонных госзаказов и краха научно-производственной кооперации непосредственно в военном кораблестроении. Добавились сюда и немало других значимых факторов как объективного, так и субъективного характера. Однако, как бы там ни было, современный корабль на плаву, необходимые достроечные работы завершены, боевой экипаж обучен. По словам Владимира Пялова, генконструктора СПМБМ «Малахит», готовность подводного крейсера оценивается примерно в 98,9 процента.

• Сейчас подходят к завершению комплексные швартовные испытания. Буквально вслед за этим последует первый выход в открытое море. И не просто лёгкая прогулка, а напряженная испытательная программа ходовых возможностей, рассчитанная на срок в два месяца. Столь долгое рождение первого «Ясеня», как указывают его создатели, связано не только с возникшими в стране экономическими трудностями, но и принципиально новыми вооружением и архитектурой субмарины.

«Северодвинск» несет на борту мощный комплекс вооружения, в который входят сверхзвуковые крылатые баллистические ракеты «Оникс». Он совмещает в себе качества быстроходной и малозаметной торпедной АПЛ с боевыми возможностями ракетного крейсера, к которым относился погибший «Курск».

В носовой оконечности подлодки расположены 533-мм и 650-мм торпедные аппараты. Из них могут выстреливаться телеуправляемые и самонаводящиеся по кильватерному следу торпеды, а также перспективные крылатые ракеты последнего поколения, способные поражать, как подводные и надводные цели, так и наземные.

Также подлодка получила новейшие комплексы навигации и связи, оснащена принципиально новой и уникальной по своим характеристикам ядерной энергетической установкой. Наблюдатели отмечают, что «Северодвинск» отличается от предыдущих ракетных АПЛ, в том числе проектов 949А и 971, как по дальности поражающего действия вооружения имеющегося на борту, так и по размерам, и техническим возможностям.

• Учитывая эти показатели можно сделать вывод, что проект 885 «Ясень» не предназначен для модернизированной замены какой-либо предыдущей устаревшей серии, а по мере необходимости заполняет существующую «нишу» в подводной обороне государства. Такой крайне «нестандартный для русских» вариант подхода к собственной обороне весьма настораживает иностранных аналитиков.

• Западные эксперты предполагают, что подлодки класса «Ясень», оснащенные малозаметными, высокоточными крылатыми ракетами, смогут взять на себя значительную часть неядерного сдерживания, при этом оставаясь весьма серьезной угрозой для подлодок, транспортных и боевых кораблей противника.

• Экипаж подлодки «Северодвинск» был сформирован на базе 11 дивизии подводного Северного флота в 2005г., прошел обучение в специальном 270-м учебном центре ВМФ расположенном в Сосновом Бору. В октябре 2009 г. моряки, входящие в состав экипажа прибыли из Заполярья на базу в Северодвинск и уже восемнадцать месяцев вместе со сдаточной заводской командой готовят свою субмарину к вступлению в боевой состав российских ВМФ.

Военно-морской флот России получит до 2020 года не менее 8 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Северодвинск» (проект 885, шифр «Ясень»), сообщило в пятницу, 12 августа, «РИА Новости» со ссылкой на главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого.

/Сергей Вознесенский, topwar.ru/

army-news.ru

Проект 885 «Ясень» подводная лодка

Проект 885 «Ясень» подводная лодка.

Многоцелевая ударная АПЛ проекта 885 (0885) «Ясень» с противокорабельными КР (МПЛАТРК) относится к лодкам четвертого поколения» (по кодификации США и НАТО — Grana). Она предназначена для уничтожения ПЛ и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и иных целей.

«Северодвинск» — первая МПЛАТРК этого проекта, которую планируется принять на вооружение уже в 2013 г. Заложена вторая лодка этого же, но существенно модернизированного проекта — «Казань» (885М). До 2020 г. планируется ввести в состав флота десять АПЛ проекта.

«Северодвинск» получил принципиально новое вооружение и архитектуру, в частности сверхзвуковые КР «Оникс». Лодки проекта 885 совмещают в себе лучшие качества малошумных быстроходных торпедных АПЛ с боевыми возможностями подводных ракетных крейсеров. Они оснащены новейшими комплексами навигации и связи, имеют принципиально новые ядерные силовые установки.

Конструкция.
Данная АПЛ полуторакорпусного типа. Она изготовлена по одновальной схеме. Корпус из маломагнитной высокопрочной стали имеет противоакустическое резиновое покрытие. Использование новых материалов и технических решений (например, установка системы активного гашения шумов) привели к снижению шумности на 15 дБ.

В носовой части установлен гидроакустический комплекс «Иртыш», оснащенный габаритной сферической антенной «Амфора». Совместно с ней работают конформные бортовые гидроакустические антенны, размещенные практически по всему корпусу. Увеличение размеров антенны привело к тому, что на российской ПЛ впервые ТА установлены за обтекателем под передними горизонтальными рулями и под углом к диаметральной плоскости лодки. АПЛ состоит из восьми отсеков. В первом отсеке — центральный пост и спасательная камера, которая позволяет единовременно эвакуировать весь экипаж лодки в случае необходимости. В пятом размещено восемь универсальных шахтных вертикальных ПУ, предназначенных для пусков КР, находящихся в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). В каждой шахте по четыре ракеты.

Силовая установка.
АПЛ проекта «Ясень» оснащают принципиально новыми моноблочными ядерными энергетическими установками четвертого поколения, паропроизводящей установкой (ППУ) КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП 200. Однако «Северодвинск» из-за производства именно для него блочной паротурбинной установки старой конструкции (лодка была заложена в 1993 г.) получил блочную ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11 (тепловая мощность — 190 МВт). Лодки проекта 885М получат штатные установки, мощность которых превышает 200 МВт.

Системы управления.
Все технические и боевые системы «Ясеня» объединены в автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) «Округ», что позволяет оператору получать информацию о фактическом состоянии всех систем АПЛ в реальном времени. Система ведет электронные вахтенные журналы и организует личный состав в случае наступления аварийной ситуации. АСБУ построена по принципу открытой архитектуры, что существенно снижает ее себестоимость и предоставляет широчайшие возможности для модернизации.

В конструкции проекта 885 реализована серия перспективных РЭС, например подводная связь на большие дальности или спутниковая связь «Синтез». Перископы заменены оптронными мачтами, установлены телевизионная система МТК-115-2 и принципиально новый комплекс РЛС МРКП-59 «Радиан-У».

Еще одна новинка данной АПЛ — это цифровой, гидроакустический комплекс 3П05 «Иртыш». Он эксплуатируется в комплекте со сферической антенной «Амфора». Совместно с 3П05 работают буксируемая низкочастотная пассивная гидроакустическая антенна и комплекс конформных гидроакустических средств, являющихся вспомогательными.

Кроме гидроакустики освещение подводной обстановки осуществляется и неакустическими средствами, например МНК-200-2 «Тукан» (обнаруживает кильватерный след).

Вооружение.
В центральной части АПЛ смонтировано восемь вертикальных шахтных ПУ СМ-346 (два ряда по четыре шахты, в каждой из которых по четыре ракеты) для запуска КР, хранящихся в ТПК СМ-324. Основное оружие проекта 885 — ПКР 3М55 «Оникс» (в СМИ часто называется «Яхонт»). Дальность стрельбы этими ракетами — от 120 до 350 км, что позволяет выполнять боевые задачи без привязки к внешним целеуказаниям, космическим или авиационным. БЧ ПКР проникающего действия массой 200 кг позволяет одной такой ракетой уничтожить корабль класса «крейсер», а несколькими — «авианосец». Эффективность ракет многократно возрастает благодаря новой СУ, установленной на ней. Они запускаются по крупной цели залпом (от двух до восьми ракет с минимальным интервалом), а дальше действуют по принципу волчей стаи. Ракеты самостоятельно определяют главную цель и распределяют между собой обязанности. Одни подавляют ПРО корабля противника, другие ставят активные помехи во всех возможных диапазонах обнаружения воздушной цели. Третья группа (обычно из одной-двух ракет) на сверхмалой высоте атакует и поражает выбранную цель. За эти боевые возможности ПКР лодкам проекта «Ясень» присвоили неофициальный титул «убийца авианосцев».

Для поражения наземных объектов как в глубине территории противника, так и в прибрежной зоне используется комплекс С-14 «Калибр-ПЛ», оснащенный стратегической КР 3М14. Эта КР может оснащаться как ядерной, так и обычной БЧ (кассетной либо осколочно-фугасной) массой 450 кг с дальностью стрельбы до 3000 км. Высота полета над морем — 20 м, над сушей — 50-150 м. Через ТА дополнительно возможно проводить запуски сверхзвуковых ПККР 3М54 «Бирюза» и ПЛКР 91Р, осуществлять постановку мин.

Для проекта 885 создана единая перспективная 533-мм торпеда УГСТ, предназначенная для надводных и под­ водных целей. Она оснащена комплексной системой наведения и может наводиться на цель по кильватерному следу, с использованием акустического самонаведения или телеуправления. Для осуществления самообороны на АПЛ установлены системы активной противоторпедной защиты, включающие малогабаритные антиторпеды, отводители и разнообразные ловушки.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 885 «ЯСЕНЬ»

Многоцелевая ударная АПЛ проекта 885 (0885) «Ясень» с противокорабельными КР (МПЛАТРК) относится к лодкам четвертого поколения» (по кодификации США и НАТО — Grana). Она предназначена для уничтожения ПЛ и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и иных целей.

 

Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.

В. Н. Пялов

Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».

 

 

Особенности конструкции

В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.

Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.

Что известно о проекте 885

Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 7 АПЛ подобного типа На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 Ясеней, седьмую планируется сдать до 2023 года

АПЛ «Северодвинск»
 
 

 

ТТХ подводной лодки:

Экипаж — 85-90 чел (32 офицера)

Длина (оценочно):
— первоначальный проект (без УКСК) — 127 м
— окончательный проект (с УКСК) — 139.2 м
— 133 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
Длина по ватерлинии — 119 м (120 м по данным ПО «Севмаш»)

Ширина:
— 13,5 м (15 м по данным ПО «Севмаш»)
— 11.5 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
Осадка средняя — 9.4 м (10 м по данным ПО «Севмаш»)

 

Водоизмещение надводное:
— 8600 т (оценка)
— 9500 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)

Водоизмещение подводное:
— 13800 т (оценка)
— 11800 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)

Скорость надводного хода — 16 уз
Скорость подводного хода — 31 уз
Глубина погружения рабочая — 380-400 м (оценка)
Глубина погружения предельная — 600 м
Автономность (по запасам) — 100 суток

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

Незаметность, как фактор боевой мощи

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.

Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 10 533-мм торпедных аппаратов в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможен приём мин вместо торпед. Торпеды УСЭТ-80, в перспективе — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик». Боезапас 30 торпед.

Ракетное вооружение: 8х4 ПУ Оникс, Калибр и планируется Х-101 (X-102).

Крылатая ракета «Калибр»П-800 «Оникс»
Боевые возможности
Пуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»

Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР «Калибр» и Бирюза».

Схема боевого применения крылатых ракет

Каждая пусковая установка рассчитана на 4 крылатых ракеты. При групповом пуске они формируют «волчью стаю» во главе с «лидером», координирующим действия всей группы. По мнению экспертов, противостоять такому залпу не сможет ни один из существующих американских авианосцев, для уничтожения которых они и создавались.

А по бортам второго отсека расположены 10 торпедных аппаратов с 30 торпедами «Физик-1» калибра 533. Помимо стратегических боевых задач «Ясень» способен выполнять вспомогательные функции в качестве постановщика мин или для осуществления акустического противодействия.

Супер подлодка России — «Северодвинск». Проект Ясень

http://cont.ws/post/217981

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень»


Единый тип многоцелевой субмарины — носителя ударного вооружения, рассматриваемый в качестве будущей основы подводных сил.

Проект 885 разрабатывался с 1980-х годов как малошумная многоцелевая лодка четвертого поколения, следующий шаг после лодки проекта 971 «Щука-Б». В конце 1980-х появился новейший комплекс противокорабельных ракет «Оникс», а военные все более скептически относились к строительству тяжелых специализированных лодок-носителей крылатых ракет, таких как проект 949. Как скептически воспринимали они и вообще любые узкоспециализированные проекты, которых в 80-е годы было предложено довольно много.

Одновременно с этим в состав оснащения лодки потребовали включить мощный гидроакустический комплекс, чьи конформные антенны задали довольно крупные размеры лодки.

В итоге проект 885 превратился в достаточно крупную широкопрофильную субмарину, которая способна выполнять все функции многоцелевой торпедной лодки-охотника, но при этом несет также крылатые ракеты (ПКР «Оникс» и стратегические КР «Гранат»). В таком техническом облике проект лодки и встретил распад СССР.

По инерции в 1993 году был заложен головной корабль «Северодвинск». Тогда его планировалось сдать флоту не позднее 1997−98 гг, но все пошло немного не так. В результате лодка была спущена на воду только в 2010 году.

Вторая лодка «Казань» строится уже по модифицированному проекту 885 М (который, в частности, полностью исключает поставки оборудования из-за пределов России), она заложена в 2009 году. Третья — «Новосибирск» — начали строить в июле 2013 года, четвертая («Красноярск») заложена летом 2014 года. Всего флот хочет закупить до 2020 года семь таких лодок (ранее сообщалось о том, что построено может быть восемь кораблей, а еще ранее — 10). Возможно, в силу обострения военно-политической обстановки эти цифры будут пересмотрены в сторону увеличения.

Конструкция лодки — полуторакорпусная. Водоизмещение надводное/подводное 8600/13800 т. Силовая установка — интегральная ядерная, с водо-водяным реактором нового типа. Максимальная скорость хода — 16 узлов (надводная), 31 узел (подводная). Экипаж, благодаря широкому применению средств автоматизации, составляет всего 85 человек.

Как уже отмечено, при постройке лодки много внимания уделялось снижению шумности. Фундаменты машин и механизмов оснащены пьезоэлектрическими системами активного гашения шумов. Широко применяются композитные материалы.

Глаза и уши лодки — гидроакустический комплекс МГК-600«Иртыш-Амфора», устанавливаемый на также на ракетоносцы проекта 955 «Борей». Комплекс оснащен крупной сферической антенной (собственно, «Амфора»), которая занимает всю носовую часть, а также боковыми конформными антеннами большой площади. Из-за этого традиционно размещаемые в носу торпедные аппараты перенесены в среднюю часть корпуса.

Вооружение включает десять 533-мм торпедных аппаратов, через которые могут применяться торпеды, а также крылатые ракеты «Гранат» и противолодочные ракеты. Но «главный калибр» лодки — установка вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса в средней части корпуса (две группы по четыре модуля, каждый на четыре транспортно-пусковых контейнера для ракет). Возможный боекомплект установки: 32 противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» (дальность стрельбы до 300 км) или крылатых ракет комплекса «Калибр» (сверхзвуковых 3М54 или дальнобойных, до 2600 км, ракет 3М14, являющихся по выполняемым функциям аналогом ракет типа «Томагавк»).

В данный момент лодки проект 885 рассматриваются как единая замена всем многоцелевым субмаринам отечественного флота — проектов 671РТМК, 971, 945/945А и 949/949А.

Инфографика

defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *