Содержание

Почему Луну называют «луной», «спутником земли» и «месяцем»

Едва ли для большинства людей луна является чем-то удивительным, ведь её мы имеем возможность наблюдать на небе практически каждый день, и уже давным-давно привыкли к такому явлению. Многие даже не знают о том, планета это, спутник или звезда, и о том, почему луну называют луной. Но сегодня мы выведем данные вопросы из тени, дав на них правильные ответы.

Почему луну называют луной

Как известно, естественный спутник земли называется луной не во всех языках и народах, это не интернациональное название. И то наименование, которым мы привыкли называть светящееся космическое тело над нашими головами, произошло от праславянского слова «luna». Что же касается происхождения этого старославянского слова, то оно является корнем слова «louksna», что в переводе на русский язык – «светлая». Пожалуй, этот ответ является вполне рациональным и поясняет, почему луну называют луной.

Почему луну называют спутником Земли

Как известно, луна является спутником Земли, причем не искусственным, а естественным. Но почему её так прозвали? Ответ на данный вопрос мы также рассмотрим чуть ниже.

Луну называют спутником Земли по той причине, что она, в сравнении с другими планетами в нашей солнечной системе, в первую очередь вращается вокруг Земли, используя для вращений её орбиту, а не вокруг Солнца. Разумеется, вокруг нашего естественного светила Луна также вращается, однако делает она это по той же траектории, что и Земля, вращаясь вокруг Солнца вместе с ней.

Именно это и подтолкнуло ученых к тому, чтобы называть Луну естественным спутником Земли. Характеристика «естественный» присутствует здесь по той причине, что с момента начала освоения космоса, людьми на орбиту было выведено немало искусственных устройств, также являющихся спутниками.

Почему луну называют месяцем

Все мы знаем, что такое месяц. Так называют неполную луну. Однако история происхождения данного наименования известна далеко не всем.

Все дело в том, что раньше время исчислялось по лунному календарю, ведь за неимением часов и различных технологий, доступных нам сегодня, вести подсчет времени, используя данные о том, в каком положении находится луна, было достаточно просто. В данном календаре было такое понятие, как месяц, которое означало 1/12 луны. Со временем люди преобразовали данное понятие, и стали использовать его для наименования неполной луны.

Теперь вы знаете, почему луну и месяц люди называют именно так.

 

Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.Остались вопросы? Задайте их в комментариях.

Загрузка…

voprosy-pochemu.ru

Почему Луна — спутник? — Земля и Вселенная — За пределами школы — Детям

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна — спутник Земли. Земля — спутник Солнца. Все планеты Солнечной системы, за исключением Меркурия и Венеры, имеют спутники.

Искусственные спутники — это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Система Земля — Луна — уникальная в Солнечной системе, так как ни одна планета не имеет такой крупный спутник. Луна — единственный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооруженным глазом лучше, чем любая планета в телескоп. Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что ее красивая поверхность неровная и чрезвычайно сложная. Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года, когда в нашей стране и в США по направлению к Луне для всестороннего ее исследования были запущены космические зонды, автоматические межпланетные станции, доставившие образцы лунных пород. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов (ученых, изучающих Луну). Много загадок таит в себе наш спутник. Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959 года, когда автоматическая станция “Луна-3” сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков, полученных с помощью отечественной станции “Зонд-3” и американских космических аппаратов “Лунар орбитер” были составлены карты поверхности Луны. Полеты лунных автоматических станций и высадки лунных экспедиций помогли получить ответ на целый ряд неясных вопросов, волновавших астрономов. Но, в свою очередь, они поставили перед астрономами новые задачи.

Охотники за кометами (I)

Великий астроном Кеплер считал, что комет так же много, как рыб в воде. Не станем оспаривать этот тезис. Ведь есть же далеко за пределами нашей Солнечной системы кометное облако Оорта, где «хвостатые звезды» собрались в «косяк». Согласно одной из гипотез, оттуда они иногда «заплывают» в наши края и мы можем их наблюдать на небосводе. Как…

Самый величественный каньон мира

По территории нескодьких американских штатов — Юта, Аризона, Невада и Калифорния — течет река Колорадо. Она уникальна тем, что движется по дну созданного ею самой несколько миллионов лет назад гигантского каньона, равного которому нет на всей планете. Наиболее яркое представление о грандиозности этого чуда природы можно получить во время полета по туристскому маршруту из аэропорта…

Мир и пространство

Мир, в котором мы живем, огромен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Если представить себе ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии, то можно легко вообразить, что ты летишь в любой конец Вселенной, к какой-то самой далекой звезде. И что же дальше? А дальше — такое же беспредельное пространство. Астрономия — наука об…

Как на небе появился рак?

Созвездие Рака — одно из самых малозаметных зодиакальных созвездий. История его очень интересна. Существует несколько довольно экзотических объяснений происхождения названия этого созвездия. Так, например, всерьез утверждалось, что египтяне поместили в эту область неба Рака как символ разрушения и смерти, потому что это животное питается падалью. Рак движется хвостом вперед. Около двух тысяч лет назад в…

Когда бывают лунные затмения?

Когда наступает полнолуние, Луна проходит от Земли в стороне, противоположной Солнцу, и может попасть в тень, отбрасываемую земным шаром. Тогда мы можем наблюдать лунное затмение, правда, не каждое полнолуние. Луна не исчезает совершенно, как Солнце во время солнечного затмения, а бывает слабо видной. Происходит это потому, что часть солнечных лучей проходит сквозь земную атмосферу, преломляется…

Уран – планета, открытая в телескоп

Английский ученый В. Гершель, наблюдая звезды в телескоп, заметил, что одна из них перемещается. Он сделал вывод, что это планета, далекая, непознанная, загадочная. Оказалось, что ее расстояние до Солнца 2869 млн. км, почти в 20 раз больше, чем от Земли, и она совершает полный оборот за 84 года. Дальнейшие наблюдения показали, что Уран — особенная…

Одинаковые ли пути совершают звезды по небу?

Наблюдая за движением звезд, мы заметим, что звезды в восточной, части неба, т.е. слева от небесного меридиана, поднимаются над горизонтом. Пройдя через небесный меридиан и попав в западную часть неба, они начинают опускаться к горизонту. Значит, когда они проходили через небесный меридиан, то в этот момент достигли своей наибольшей высоты над горизонтом. Астрономы называют наивысшее…

Особенности профессии космонавта

Начало новой профессии на Земле было полажено полетом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. Космонавтика развивается стремительно. Если в первые два десятилетия космической эры на орбитах побывало около ста человек, то на рубеже грядущего века “населеннее космоса, возможно, будет насчитывать уже тысячи косможителей и профессия космонавта станет массовой. Мы уже привыкли к космическим стартам, можем смотреть их…

Что такое атмосфера?

Воздушной “шубой” нашей Земли называют атмосферу. Без нее жизнь на Земле невозможна. На тех планетах, где нет атмосферы, нет жизни. Атмосфера защищает планету от переохлаждения и перегрева. Бесит она 5 миллионов миллиардов тонн. Ее кислородом мы дышим, углекислый газ поглощают растения. “Шуба” оберегает все живые существа от губительного града космических осколков, которые сгорают на пути…

Как образовались и действуют вулканы?

Земная кора — внешний слой Земного шара, та поверхность, на которой мы живем, — состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты имеют толщину от 60 до 100 километров и как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово “магма” и переводится с греческого как “тесто” или…

www.poznovatelno.ru

Почему Луна не является планетой

Естественный спутник Земли, Луна, видна нам каждый вечер за исключением тех дней, когда небо затянуто облаками. Кажется, она находится так близко к Земле, но в действительности она удалена от нас более чем на 300 тысяч километров. Это одновременно и колоссальное расстояние, и небольшое, если говорить о масштабах вселенной.

О Луне существует немало интересных фактов, а также загадок. Но сегодня мы хотим разобраться с тем, почему Луна – не планета.

Почему Луна не является планетой

Как известно всем нам, Луна является нашим естественным спутником, и естественным её называют по той причине, что она имеет природное происхождение, а не создана и запущена на орбиту людьми, как многочисленные искусственные спутники нашей планеты.

Совершенно очевидный вопрос, который задают многие люди, касается того, почему Луна – это не планета, а спутник, ведь она имеет внушительные масштабы. Однако Луна остается спутником и это неоспоримый факт, поскольку она, как известно, вращается вокруг Земли, передвигаясь строго по её орбите.

Дело в том, что для того чтобы небесному телу получить статус планеты, ему необходимо соответствовать целому ряду всевозможных параметров и условий. Среди их числа необходимо отметить самые важные:

  • Объект должен двигаться по вращательной траектории. Движение должно происходить по орбите Солнца;
  • Объект должен иметь сильное гравитационное поле и собственную орбиту, способную притягивать к себе такие тела, как спутники, заставляя их двигаться по своей орбите;
  • Объект должен иметь внушительные масштабы и массивность, чтобы под действием гравитационных сил принимать сферическую форму.

Как известно нам сегодня, Луна не совсем соответствует описанным выше параметрам. Так, например, имея сферическую форму и достаточно внушительные масштабы, Луна движется в первую очередь вокруг Земли, строго по её орбите, а уже после этого можно говорить, что она вращается вокруг Солнца, ведь и сама Земля вращается вокруг нашего природного светила.

Учитывая несоответствие Луны описанным выше параметрам, а также еще множеству мелких аспектов, присущих полноценным планетам, она и не стала восприниматься учеными, как планета. Вот поэтому все мы и знаем сегодня о Луне, как о естественном спутнике нашей планеты, о небесном теле, которое освещает поверхность Земли ночью, отражая солнечный свет от своей специфической поверхности, и перенаправляя его в сторону Земли.

Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.Остались вопросы? Задайте их в комментариях.

Загрузка…

voprosy-pochemu.ru

Это Спутник Земли, Почему не Звезда Или Планета Солнечной Системы, Карта и Расстояние, Орбита и Размеры, Как Могла Появиться

Луна  — единственное небесное тело, которое вращается вокруг планеты Земля. Такое открытие сделали еще в древние времена. Тогда же на поверхности Луны обнаружили темные пятная самых разных форм, которые в дальнейшем были нанесены на карту Луны. Такие пятна с XVII века начали называть морями.

В то время считали, что спутник нашей планеты обладает водой, следовательно, его поверхность покрыта морями и океанами. И итальянскому астроному Джованни Риччоли пришло в голову дать им наименования, которые остались и до наших дней. Светлые части поверхности относятся к суше.

Основные характеристики Луны

Масса Луны равна 7,3476*1022 кг, что в 81,3 раза меньше массы Земли. Экваториальный радиус спутника — 1 737 км, что в 3,6 раз меньше земного. В среднем расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км.

Исследуя единственный спутник наше планеты, ученые всего мира до сих пор теряются в догадках по двум вопросам:

  • Все ли космические объекты можно назвать нерукотворными?
  • Случайно ли Луна и планета Земля находятся там, где они находятся?

Сомнения в рядах ученых умов возникают по разным причинам. Так, например, диаметр спутника кем-то подогнан так, и расположил его кто-то на такой дистанции от Солнца, что попав между ним и ближайшей планетой к Луне, т.е. Землей, она полностью покрывается. Это явление всем известно как солнечное затмение. Однако, в то же время люди не смогли бы вести наблюдение за таким событием, если бы этот «природный» спутник был другим — больше или меньше или размером с Марс.

Что входит в состав спутника Земли?

Вся Луна целиком покрыта реголитом, который состоит из пыли и мелких осколков метеоритов.  Они часто бомбардируют незащищенную атмосферным слоем лунную поверхность. Ученые считают, что толщина таких слоев может быть несколько сантиметров или даже десятки километров.

Схематично состав Луны можно обозначить следующим образом:

  1. Кора, которая может быть чрезвычайно неоднородной и колебаться от нуля метров. Так, например, под морем Москвы она отделена от поверхности базальтовым слоем толщиной до 600 м, и до 105 км на темной стороне Луны под кратером Королева;
  2. Три слоя мантии, начиная с внешней мантии;
  3. Ядро – металлический центр земного спутника.

Занимательные факты о Луне

«Темная сторона» отсутствует

На самом деле обе стороны Луны принимают одинаковые объемы солнечного освещения, но только одна из них доступна земному обзору. Так происходит потому, что период осевого вращения Луны сходится с орбитальным. Это означает, что спутник повернут к Земле однобоко постоянно. Однако «темная сторона» исследуется с помощью космических аппаратов.

Влияние Луны на земные приливы

Гравитация Луны формирует наличие двух выпуклостей на Земле. Одна на обернутой к Луне стороне, а другая – на противоположной. Из-за этих выступов и случаются приливы на всей планете.

«Убегающая» от Земли Луна

Ежегодно спутник «убегает» от Земли на 3.8 см. Кто-то посчитал, что через пятьдесят млрд. лет Луна просто сбежит. К тому моменту она потратит 47 дней для орбитального пролета.

Масса на Луне намного меньше

Гравитация Луны меньше, чем у Земли, отчего вес людей на спутнике будет на 1/6 меньше. Собственно из-за этого астронавты и прыгали по ней.

Люди на Луне: 12 астронавтов посетили спутник

С 1969 года первым на спутник удалось шагнуть Нилу Армстронгу во время миссии Аполлон-11, а последнему посчастливилось его посетить Юджину Сернану в 1972 году. После этого на Луне были лишь роботы.

Отсутствие атмосферы на Луне

На лунной поверхности отсутствует защита от самых разнообразных космических излучений, солнечных ветров и метеоритной бомбардировки. Кроме того, имеются серьезные температурные колебания, не слышны никакие звуки, а небо всегда черное.

Ученые заявляют о лунных землетрясениях

Они утверждают, что это происходит из-за земной гравитации. Астронавты пользовались сейсмографами и вычислили, что в паре километров под поверхностью имеется наличие трещин и разрывов. Предполагают, что у спутника есть расплавленное ядро.

Первый искусственный спутник на Луне

Это был советский спутник программы Луна-1. В 1959 году он пролетел рядом с Луной на удалении до 6000 км, после чего вышел на солнечную орбиту.

Луна — искусственный спутник?

В начале 1960-х годов Михаил Васин и Александр Щербаков из Академии Наук СССР заявили, что Луна могла появиться неестественным путем. В этой гипотезе имеется восемь основных постулатов. Ученые провели анализ некоторых загадочных нюансов, всего, что связано со спутником.

Восемь лунных секретов

Первый секрет: Луна  — это космический корабль?

В действительности орбита и величина Луны на физическом уровне не совсем возможны. Если бы все было естественным, то можно было бы подумать, что это весьма необычные «причуды» космоса. Основывается это на том, что Луна занимает четвертую часть размера Земли, а отношение величин сателлитов и планет обычно намного меньше.

Дистанция между Луной и Землей такова, что видимые габариты равнозначны солнечным. Из-за этого наблюдается такое нередкое для землян явление, как полное солнечное затмение. Той же самой математической невозможностью объясняется место и отношение масс двух небесных объектов. Если бы Луну некогда притянула Земля, она обзавелась бы естественной орбитой. Наличие этой орбиты должно было быть эллиптическим, однако она удивительно круглая.

Второй секрет: наличие кривизны поверхности

Неправдоподобную кривизну, которой обладает поверхность Луны, ученые не могут объяснить. Тело Луны не круглое. Проведя геологические исследования, ученые решили, что она является планетоидом, практически полым шаром. При этом непонятно, как она может обладать такой странной структурой и не разрушаться.

По одной из версий, которую предложили вышеупомянутые ученые, лунную кору изготовили искусственно. Якобы она обладает твердым титановым каркасом. Русские ученые Васин и Щербаков доказали, что лунная кора и скалы обладает необыкновенным уровнем титана, в некоторых местах слой титана в толщину не менее 30 км.

Третий секрет: наличие лунных кратеров

Огромное количество кратеров от метеоритов на лунной поверхности ученые объясняют отсутствием атмосферы. Космические тела, пытающиеся пробраться на Землю, встречаются с километрами ее атмосферы, где они сгорают или распадаются. У Луны нет защитных слоев атмосферы, поэтому ее поверхность вся испещрена всеми оставленными в ней следами от метеоритов. Это кратеры самых разнообразных размеров.

Однако никто не объясняет, почему у них такая небольшая глубина. И выглядит все так, будто чрезвычайно прочный материал не позволяет метеоритам пробиваться вглубь спутника. Причем даже у кратеров с диаметром более 150 км глубина не превышает четырехкилометровой глубины. Это необъяснимо с точки зрения того, что имеет отношение к науке. По логике вещей там должны быть кратеры глубиной, как минимум, пятьдесят километров.

Четвертый секрет: наличие «лунных морей»

Ученые до сих пор спорят, как могли образоваться лунные океаны и моря. По одной из версий, затвердевшая лава могла вытечь после метеоритной бомбардировки, если бы это был горячий планетоид.

Однако по физическим признакам намного вероятнее, что Луна, исходя из ее размеров, — это холодное тело. Кроме того, вопросы вызывает и то, где расположены «лунные моря». Так, выяснилось, что 80% этих объектов находятся на видимой к Земле стороне спутника.

Пятый секрет: наличие масконов

Гравитация на лунной поверхности не однородная. Это уже отмечал экипаж Аполлона VIII, когда пролетал над лунными морями. Масконами (от англ. «Mass Concentration» — массовое скопление) называются места, где вещества сосредоточены с большей плотностью или в больших количествах. В случае с Луной этот принцип тесно связан с лунными морями, потому что масконы размещаются под ними.

Шестой секрет: наличие географической асимметрии

Шокирующим для науки фактом, который до настоящего времени не объяснен, является наличие географической асимметрии на лунной поверхности. Так, на легендарной «темной» стороне Луны имеется куда больше гор, кратеров, и прочих особенностей в рельефе. Тогда как большая часть морей, напротив, находится на видимой с Земли стороне.

Седьмой секрет: наличие низкой плотности

Плотность Луны не выше 60% от земной плотности. Этим фактом доказывается, почему Луна — не планета, а полый объект. Кроме того, отдельные ученые полагают, что такая полость может быть неестественного происхождения. Однако учитывая местоположение поверхностных слоев, которые  прошли идентификацию, ученые смеют утверждать, что Луна может выглядеть как планета, которая могла сформироваться «наизнанку». И это используется в качестве довода в пользу версии об «искусственной отливке».

Восьмой секрет: происхождение

В минувшем веке на протяжении продолжительного периода были приняты три теории о происхождении земного спутника. В наши дни большинство в научном сообществе приняло гипотезу про искусственное происхождение Луны как небезосновательную.

По одной теории предполагается, что Луна — это земной осколок. Однако отличия в характеристиках этих двух объектов указывают на несостоятельность этой теории. По другой теории, представленный небесный объект образовался в одно и то же время, что и наша планета. Причем материалом для их образования послужило одно и то же облако космических газов. Однако предшествующий вывод правомерен и касательно этого суждения. Оба объекта должны бы иметь, как минимум, схожие структуры.

Третья теория предполагает, что, скитающаяся по космосу Луна была притянута земной гравитацией. Большим недостатком этой теории является то, что орбита Луны круглая и циклическая. Доказательством была бы удаленная от центра или эллиптическая орбита.

Однако есть и еще одна теория, самая невероятная из всех. С ее помощью можно объяснить многие аномалии, которые связаны с земным спутником. Если Луну сконструировали разумные существа, то физические законы, действиям которых она подчиняется, не были бы в равной мере применимы к прочим небесным объектам.

В версиях о происхождении Луны, выдвинутых советскими учеными, существует еще много чего  интересного. Пока это лишь некоторая часть реальных физических оценок лунных аномалий. Кроме того, имеются многие и иные видео- , фотодокументы и изыскания, доказывающие, что наш «природный» спутник вовсе не такой.

militaryarms.ru

Луна: спутник с загадками

Все хорошо знают, что наша Луна – спутник Земли. Космическое тело небольшого размера, притянутое гравитационным полем более большой планеты. Это, конечно, очень примитивное объяснение появления Луны на небосклоне, но суть сейчас не в правильных терминах, а в том, что Луна – спутник искусственный. Рукотворный, можно сказать. И этому есть ряд доказательств.

Исследования

В 10 веке до н.э. трудолюбивые китайцы, обследовав, насколько это было в их силах, солнечную систему, установили первыми тот факт, что Земля «ходит» вокруг Солнца, а не наоборот.

Коперник, несколько позже, установил тоже самое, написав в 1543 году свой труд «О вращении небесных сфер». Но поплатился за это жизнью Джордано Бруно, которого сожгли 17 февраля 1600 года, как еретика за продвижение теории Коперника.

Хитромудрым китайцам их открытие «сошло с рук», но доверять им всё-таки можно, так как они математически рассчитали не только видимые планеты, но и те, которые видеть в то время просто не могли. Все десять планет были подробно описаны и тщательно нарисованы вращающимися вокруг огромной звезды – Солнца. Тщательность выполненной работы поражает, но и несколько напрягает тот факт, что рядом с Землёй нет никакого спутника. Луна на картах китайских астрономов отсутствует.

Коперник, не знакомый с трудами китайцев, вывел ту же теорию, опираясь как раз на расчёты расстояний между планетами, включая сюда и расчёты между Луной и Землей, Землёй и Солнцем. Почему же китайские мыслители-математики не использовали ту же систему расчёта? Ответ прост: в небе над ними Луны ещё не существовало.

Точную дату появления лунного спутника не назовёт никто.

Вопрос на вопросе

Все планеты, прилежно вращающиеся вокруг Солнца, вращаются ещё и вокруг собственной оси согласно законам притяжения, падения и под собственным весом. Почему Луна этого не делает? И почему она не притянулась к более мощной по массе планете, а зависла рядом с маленькой, голубой планетой Земля?

Почему солнечные затмения, когда тень от Луны полностью закрывает солнечный свет, происходят ровно раз в 63 года? И диаметр луны абсолютно точно «накладывается» на видимые с Земли границы солнечного диска? И сам спутник ровно в 400 раз меньше Солнца. Словно кто-то позаботился о том, чтобы эта «пробка» идеально подходила к «горлышку бутылки».

Другие планеты солнечной системы тоже обзавелись своими спутниками, но они, спутники, ведут себя, как им и положено, как послушные, благовоспитанные детки. Например, двигаются вокруг своих попечителей по правильной элипсообразной орбите. Что вытворяет Луна? Она, конечно, тоже двигается, но почему-то по идеально круглой орбите. Орбита Луны – идеал для геометрической окружности, что противоречит всем законам космической физики. Да и сама поверхность лунного ландшафта не столь однообразна и уныла, как принято было считать до недавнего времени. Она покрыта довольно толстым слоем реголита, лёгкого и сыпучего, как земной керамзит. Но лунный «керамзит» не спешит осыпаться в сторону Земли, хотя она, по утверждению учёных, притягивает.

Знаменитые кратеры Луны, как выясняется, вовсе не воронки от падающих на неё метеоритов. Насколько удалось определить, кратеры состоят из неиспользуемого на Земле маскона, который по своей прочности в сотни раз превышает известные землянам титан и кевлар. Скорее эти кратеры напоминают искусственно созданные иллюминаторы, чем «дырки» от метеоритов.

Луна удаляется от Земли каждые сто лет на четыре метра. Возможно, недалёк тот день или ночь (всего каких-то 50-100 тысяч лет) и наш космический спутник, насмотревшись на все земные безобразия, плюнет в сторону Земли дизельным пламенем и покинет нас, и тогда никаких лунных загадок не останется.

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Спутник Земли – Луна

Рисунок 1. На экране тема урока
“Спутник Земли – Луна”

Учитель:

Вот уже несколько
уроков подряд мы с вами изучаем Солнечную
систему. Как вы понимаете, что такое Солнце?

Дети:

У нашей звезды –
Солнца – девять планет. Вместе с Солнцем они
образуют Солнечную систему. Солнце – это звезда.

Рисунок 2. Солнце.

Учитель:

Действительно, Солнце
– главное и самое крупное небесное тело нашей
системы, излучающее большое количество света и
тепла. И все планеты Солнечной системы движутся
вокруг него по своим орбитам. Вспомните, что мы
называем орбитой?

Дети:

Путь, по которому
движутся планеты, называют орбитой.

Учитель:

Из ваших ответов
вытекает мой следующий вопрос. Кто из вас знает
что обозначает слово планета?

Дети:

Небесное тело.

Рисунок 3. “Странник”.

Учитель:

Слово “планета”
греческого происхождения. Планета по-гречески
означает “блуждающий, странник”. Эта ассоциация
(мысль) возникла у греков, когда они наблюдали
странствующие в ночном небе звезды.

Учитель:

Вспоминали мы это все
не зря. Я предлагаю сыграть вам со мной в
блиц-турнир и показать свои знания. (За
правильные ответы раздаются фишки):

    1. Сколько планет входит в Солнечную систему?
    2. (3 9 100)

    3. Какая из планет нашей галактики самая большая?
    4. (Венера Земля Юпитер)

    5. Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?
    6. (Меркурий Марс Земля)

    7. Какая планета расположена дальше всех от
      Солнца?
    8. (Уран Плутон Нептун)

    9. Излучают ли планеты собственный свет?

(Планеты не излучают собственный свет,
а освещаются светом Солнца)

Учитель:

На все мои вопросы вы
ответили правильно. И последнее задание:
“Расположите планеты в порядке удаления от
Солнца”.

Рисунок 4. Солнце с орбитами.

После ответов детей поочередно
появляются планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (рисунки 5 –
13).

Учитель:

Внимательно
рассмотрите планеты, изображенные на рисунке. В
чем их сходство, а в чем различие?

Дети:

Большие и маленькие, с
кольцами и без них, со спутниками.

III. Объяснение нового
материала

Учитель:

Как вы понимаете слово
спутник? (Тот, кто совершает путь вместе с
кем-либо).

Спутник – это тело, которое вращается
вокруг планеты.

Сегодня мы с вами будем изучать
спутник Земли.

Догадайтесь, что это:
“В окруженьи звезд она
круглолицая …….” (Луна)

Рисунок 14. Земля со спутником.

Луна – это самое близкое к Земле
небесное тело. Она движется вокруг Земли, а
вместе с Землей – вокруг Солнца. Поэтому Луну
называют единственным естественным спутником
Земли. (Естественный значит созданный природой).

IV. Игра-путешествие
по новому материалу.

Учитель:

Я думаю, что вы все любите
читать книги. В произведении какого детского
писателя малыши полетели на Луну?

Дети:

Николай Николаевич Носов
написал рассказ-сказку “Незнайка на Луне”.

Учитель:

А вы хотите побывать на Луне?
Тогда летим!

Представьте, что мы с вами малыши из
Цветочного города и собираемся в полет на ракете,
которую построил Знайка.

(Встает Знайка и подходя к доске
говорит.)

Знайка:

— Нет, нет и нет. Прежде чем
отправляться во Вселенную мы должны поближе
познакомиться с объектом нашего изучения.

— Полет на Луну. Шутка ли? Что вы вообще
про нее знаете? (Дети…)

Знайка:

А вы знаете как появилась
Луна? (Знайка рассказывает о происхождении Луны с
помощью слайдов.)

Знайка:

Ученые до сих пор спорят о
происхождении Луны (рисунок 15).

Одна из версий говорит о том, что
прибывшая из космоса планета размером с Марс с
такой силой ударила Землю (рисунок 16),

что сама при этом распалась (рисунок 17).

Из осколков сформировалось облако,
которое начало вращаться вокруг Земли (рисунок
18).

Из слепившихся друг с другом кусков
планеты возникла Луна (рисунок 19).

И вот уже более 3 миллиардов лет Луна
является естественным спутником Земли.

Учитель:

Спасибо Знайка. Теперь мы
знаем как появилась Луна и готовы познакомиться
с ней поближе.

Физкультминутка.

Одеть скафандры. Построиться по
экипажам.

Отправляемся в полет
Сколько нас открытий ждет.
Мы идем на космодром,
Дружно, в ногу, мы идем.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.

Сели. Пристегнули ремни. К старту
готовы?

Начинаем отсчет: 3 – 2 – 1 – 0 – Пуск!

Рисунок 20. Звездное небо.

На его фоне показать как движется
ракета (макет). Звучит музыка группы “Спэйс”.

Рисунок 21. Поверхность луны.

Пока мы сделаем несколько витков
вокруг Луны. Я прошу вас рассмотреть ее очень
внимательно. И подумать над моим вопросом. Почему
космонавты могут находиться на Луне только в
скафандрах? Луна – это единственное небесное
тело на котором побывал человек. Поэтому изучена
она гораздо лучше чем другие планеты.

Рисунок 22. Космонавт на Луне.

На Луне нет ни облаков, ни ветра, ни
воды, ни воздуха, из-за чего жизнь на Луне
невозможна. Есть только черное небо вокруг.

Рисунок 23. Луна и земля на фоне черного
неба.

Среднее расстояние от Земли до Луны —
400 000 км. Луна невелика по сравнению с Землей.
Она меньше нашей планеты в 4 раза. А температура
изменяется от +117° С днем, до -173° С ночью. Полет
современного космического корабля от Земли до
Луны длится 15-18 часов. Выключить музыку. Вот мы и
прилунились. Прошу вас снять скафандры. 7 слайд.
Луна с кратерами и морями.

Учитель:

Пока мы летали, что вы
заметили на поверхности Луны?

Дети:

Воронки, впадины, горы,
неровную поверхность.

Учитель:

Первым человеком, который
обнаружил что Луна имеет неровную поверхность,
был Галилео Галилей (1564-1642).

Рисунок 24. Галилео Галилей.

С помощью какого прибора он наблюдал
за Луной? (Показать телескоп).

Телескоп – астрологический
оптический прибор для наблюдения и изучения
небесных тел (по их электромагнитному излучению).

Рисунок 25. Луна с кратерами и морями.

Действительно, поверхность Луны очень
неровная, испещрена бесчисленными кратерами.
Может быть кто-то из вас знает, что такое кратер?
Кратеры – это большие углубления на поверхности
Луны, которые образовались в результате падения
метеоритов. Опыт “Сделай кратер”. Наполнить
лоток мукой. С высоты роста бросить в него шарик
пластилина. Осторожно извлечь шарик, чтобы
увидеть получившийся кратер. Кратеры обычно
имеют ровное дно. Их называют лунными морями,
хотя воды в них нет. Есть на Луне море Дождей, море
Холода, море Ясности и другие. Самая большая
лунная впадина – океан Бурь. (Кратеры это темные
участки). Есть на Луне и горы (это светлые
участки).

Когда мы смотрим в небо, то можно
заметить, что Солнце и Луна кажутся нам почти
одинаковой величины. Почему, как вы думаете? Ведь
Солнце больше чем Луна.

Дети:

Чем дальше от нас предмет, тем
меньше кажутся его размеры.

Учитель:

Всегда ли одинаковой мы видим
Луну на небе? А какой еще бывает Луна? (круглой, в
виде месяца).

Еще в древности люди заметили, как луна
все время меняет свою форму. То она круглая, как
тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь
тоненький серп, который люди назвали месяцем.
Люди не могли этого объяснить и сочиняли сказки,
загадки, мифы. Я вам расскажу одну сказку.

Сказка “Кто обгрыз месяц”

Однажды ночью на пороге старого,
скрипучего дома сидели два голодных мышонка Пип
и Скрип. Сидели. Болтали хвостиками и смотрели на
месяц.

— Наверное, месяц очень вкусный, жаль,
что не достать, — вздохнув, сказал Пип.

— Вкусный? С чего ты взял? — удивился
Скрип.

— Месяц точь-в-точь как ломтик сыра.
Даже темные пятнышки видны. Это, конечно, дырочки.
А самое главное, я заметил, что ломтик все время
кто-то объедает. Прошлым вечером он был гораздо
больше, а позапрошлым — совсем большой.

— Верно, — подумав, — отозвался Скрип. Я
тоже заметил.

И я знаю, кто им лакомится: летучие
мыши! Они каждую ночь улетают куда-то с чердака,
наедаются досыта, а к утру возвращаются. Давай их
попросим, чтобы они и нам принесли кусочек.

Побежали мышата на чердак, но летучие
мыши только головой покачали.

“Чудаки! — смеялись летучие мыши. —
Разве нам до месяца долететь?! Да и сыр мы не едим,
мы ловим комаров да бабочек. Это, наверное,
ласточки рано утром расклевывают ломтик, пока
его не убрали с неба”.

Едва рассвело, отыскали мышата
ласточек, сели у телеграфного столба, и, задрав
мордочки, запищали: “Ласточки, ласточки, это вы
клюете месяц? Принесите нам кусочек сыра!”.
Чудаки! — защебетали ласточки. — Нам до месяца ни
за что не долететь. Мы ловим комаров да мошек. А
сырную краюшку наверняка орел клюет, он летает
выше всех”.

Что делать, отправились мышата к орлу.
Но и орел ответил им: “До месяца мне не
долететь”. Но ведь ночью кто-то обгрызает месяц!
Кто же тогда? Вон уже только корочка осталась.
“Мне филин говорил, — подумав, сказал орел, — будто
ночью на небе появляется какой-то страшный
черный зверь. Глаза у него горят, усы топорщатся.
Он-то, наверное, и объедает месяц”.

Вернулись мышата домой, дождались
ночи, стали караулить — какой-такой черный зверь
придет месяц доедать?

Смотрели-смотрели… И вдруг Пип
закричал: “Ой, я вижу два зеленых глаза. Это,
наверное, летучий кот!”. Тут Пип и Скрип запищали
от ужаса и спрятались в норку.

С той поры мыши никогда не
облизываются на месяц.

Учитель:

Ребята, а вы можете объяснить,
почему меняется внешний вид Луны?

Чтобы объяснить это, нам надо знать
секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит.
Солнце само испускает свет, а Луна…

(Возможны варианты ответов детей)

Правильный ли вы сделали вывод?
Давайте прочитаем об этом из учебника на
странице 53.

Чтение детьми одного абзаца.

Учитель:

Лучи Солнца освещают ее
только с одной стороны. Только эту освещенную
сторону Луны и видно с Земли.

Рисунок 26. Фазы Луны.

По мере того, как Луна движется вокруг
Земли, Солнце освещает ее по-разному. В
зависимости от того, какая часть Луны освещена,
мы видим на небе ее то целиком, то половинкой, то
узким серпиком.

На доске слайды “Фазы луны”. Серп,
полумесяц, полнолуние, полумесяц, серп.

V. Итоги урока.

Рисунок 27. Земля с Луной.

Учитель:

Что такое Луна?

Дети:

Луна – естественный спутник
Земли.

Учитель:

Почему на Луне не живут люди?

Дети:

На Луне нет воздуха.

Учитель:

Закрепим наши знания в
рабочей тетради.

(Открыли страницу 34. Тема: Спутник
Земли – Луна. В зависимости от времени
выполняются задания №36-38.)

Учитель:

Я думаю, что сегодня вы очень
много узнали о нашей ближайшей соседке – Луне.
(Выставить оценки за работу на уроке).

VI. Домашнее задание

Прочитать статью в учебнике на
странице 52-53 и сочинить с другом рассказ “Полет
на Луну”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Луна спутник Земли

Будучи единственным и естественно созданным спутником нашей планеты, находящимся всего лишь в трех днях пути, Луна всегда была объектом живого интереса со стороны как древних (первый лунный календарь появился у шумеров за два с половиной тысячелетия до новой эры), так и современных астрономов.

Несмотря на достаточно большой багаж сведений, полученных в ходе многочисленных научных экспериментов, исследований образцов лунного грунта и изучения бесчисленных фотографических снимков, Луна продолжает хранить немало любопытных загадок. Первая из них касается происхождения этой планеты.

Происхождение Луны

Когда и как Земля обзавелась спутником? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученые выдвинули множество предположений: и совершенно фантастических, и имеющих статус научных гипотез.

Гипотезы ученых

Наибольшей популярностью пользуются следующие теории:

  1. Сторонники гипотезы «захвата» считают, что, будучи одиноким небесным телом, Луна некогда просто блуждала по космическому пространству. Повстречавшись с Землей и не сумев преодолеть ее притяжения, она стала планетой-спутником. Противники данной гипотезы утверждают, что вышеописанный сценарий маловероятен в плане динамики. Приближение столь крупного космического тела к Земле могло бы закончиться лишь изменением траектории его движения, но никак не захватом.
  2. Долгое время считалось, что формирование обеих планет – из газопылевого облака – происходило одновременно.
  3. Есть предположение о том, что материалом для небесного тела, возникшего одновременно с Землей и растущего вместе с ней, были различные субстанции и обломки метеоритов, оказавшиеся в районе земной орбиты. Слабым звеном этой теории является кардинальная разница химического состава интересующих нас планет. Если следовать логике сторонников данной гипотезы, строение обоих небесных тел должно было стать идентичным.
  4. Наиболее правдоподобной представляется версия «гигантского столкновения», выдвинутая американскими астрономами Дональдом Дэвисом и Уильямом Хартманом, занимавшимися изучением проб лунного грунта. Согласно этой теории более четырех миллиардов лет назад произошло столкновение двух протопланет: Геи (будущей Земли) и Тейи (огромного космического тела, габариты которого сравнимы с размерами Марса). Скорость столкновения была такова, что в результате удара, нанесенного по касательной, протопланета Тейя разлетелась на части, которые вместе со значительным куском расплавленной земной мантии (как полагают, место образовавшейся впадины сейчас занимает Тихий океан) оказались выброшенными в область околоземной орбиты. Из этих веществ и осколков примерно через десять лет после катастрофы сформировалась новая протопланета, начавшая вращаться вокруг Земли. Несмотря на большое количество недочетов, гипотезу модели ударного формирования Луны сейчас принято считать основной.
  5. Существует еще одна теория, предложенная в 1960 году советскими учеными Александром Щербаковым и Михаилом Васиным, считавшими, что Луна является искусственным созданием высокоразвитой цивилизации.

Характеристика поверхности Луны

Фото из космоса

Особенности лунного рельефа, изборожденного множеством кратеров (углублений, появляющихся в местах столкновения метеоритов с поверхностью Луны), объясняются почти полным отсутствием атмосферы.

Практически вся ее поверхность покрыта слоем реголита, состоящего из смеси мелких и очень грубых пылевых частиц и осколков скальных пород, образовавшегося за тысячелетия метеоритных бомбардировок. Толщина лунного грунта, имеющего запах жженого пороха, неравномерна: от считанных сантиметров до нескольких десятков метров. После каждого падения метеорита реголит рыхлится и перемешивается, а его частицы, спекаясь, уплотняются.

Размеры кратеров варьируют в широких пределах: от незначительных до колоссальных. Так, диаметр самого крупного кратера Эйткен, расположенного на Южном полюсе планеты, составляет 2500 км. Помимо кратеров на поверхности Луны есть целый ряд геологических объектов, представленных куполовидными складками, мариями, грабенами, бороздами и хребтами.

Климатические условия и гравитация

На поверхности Луны – в связи с крайней разреженностью ее газовой оболочки – наблюдается значительный перепад температур: от -150 до +120 градусов, зависящий от освещенности этого небесного тела. В это же время температура скальных пород, залегающих в одном метре от лунной поверхности, является постоянной величиной, равной -35 градусам.

Гравитация Луны составляет лишь шестую часть гравитационного притяжения Земли, вследствие чего она не способна удержать даже газы, выступающие из ее недр: они попросту улетают в космическое пространство. Этим и объясняется отсутствие нормальной атмосферы.

В связи с низкой гравитацией человеку, приобретающему в условиях вакуума повышенную инерцию, быстро передвигаться по лунной поверхности или изменять направление движения достаточно сложно.

Расстояние от Земли до Луны

Среднее расстояние (с учетом эллиптической формы лунной орбиты) между двумя планетами – 384 465 км. «Средним» оно является потому, что складывается из расстояния между Луной и Землей, находящейся:

  • в перигее (самой ближайшей к Земле точке), равного 357 000 км;
  • в апогее (самой дальней точке), равного 406 000 км.

Таким образом, расстояние между интересующими нас небесными телами все время меняется в пределах нескольких десятков километров. Именно этим обстоятельством объясняется значительная разница в размерах земного спутника. При нахождении в апогее он кажется на 30% ярче и на 15% крупнее, чем в перигее.

Какое влияние Луна оказывает на Землю?

Близкое расположение Луны является причиной:

  1. Периодических солнечных затмений (частичных, полных и кольцевидных), характеризующихся выстраиванием Солнца, Земли и Луны в одну линию, когда лунный диск на несколько минут загораживает дневное светило. Частота этих явлений такова, что за столетие может произойти примерно 240 затмений.
  2. Приливов и отливов, обусловленных влиянием гравитационных сил, причем влияние планет является обоюдным. Приближаясь к Земле, ее спутница провоцирует возникновение приливной волны. Неоднородность гравитационного воздействия, оказываемого на разные участки земной поверхности, порождает определенную периодичность этого природного явления. Установлено, что в течение суток на Земле происходит по два цикла приливов и отливов.

Зачем американцы летали на Луну?

К концу 1972 года в рамках программы «Аполлон» на Луне побывали 12 американских астронавтов. Они провели на поверхности планеты в общей сложности 80 часов, доставили на Землю почти 400 кг скальных пород и лунного грунта.

Благодаря использованию двухместных электромобилей, позволивших расширить радиус исследования, американцам удалось проехать свыше 100 км.

Главной целью программы «Аполлон» было выполнение широкого спектра геологических изысканий и доставка образцов лунной почвы.

Интересные факты о спутнике Земли

  1. Полное отсутствие влажности и ветра является причиной того, что следы, когда-либо оставленные на лунной поверхности, способны сохраниться на протяжении миллионов лет.
  2. Орбита ночного светила, постепенно удаляющегося от Земли, увеличивается на 4 см в год. Если изначально расстояние между небесными телами составляло 22 500 км, то за 4,6 миллиардов земных лет оно увеличилось до 406 000 км.
  3. Из-за отсутствия воды и абсолютной сухости грунта произрастание растений на Луне невозможно, хотя, как показали исследования, лунный грунт вполне пригоден для этой цели.
  4. Астрологи до сего дня не могут объяснить загадочное противоречие между полным отсутствием магнитного поля у Луны и наличием магнитных свойств у камней, найденных на ее поверхности и доставленных американскими астронавтами на Землю.
  5. Лунная пыль – чрезвычайно опасная субстанция, способная проникнуть даже внутрь герметичных скафандров. При ее вдыхании астронавты страдали от приступов сенной лихорадки, а из-за необыкновенной твердости пылевых частиц у них периодически возникали проблемы с обувью.

Википедия о Луне

В Википедии размещен крайне любопытный материал, охватывающий все аспекты современных знаний о загадочной спутнице нашей планеты: от этимологии ее названия до истории исследования и проектов колонизации.

Тема спутника Луны касается нашей жизни на планете Земля. О Луне много сказано, но многое предстоит еще узнать.

Если Вы пишете доклад, сочинение или реферат на эту тему, не забывайте, что жизнью на планете мы обязаны самой природе возникновения Вселенной, и нашему естественному спутнику Земли.

rusachka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о