Авиационный турбовентиляторный двигатель ПС-90 А
- Подробности
- Категория: Двигатели
- Опубликовано: 05.09.2017
В свете последних критических выступлений Президента РФ о плачевном состоянии дел в отечественном авиастроении, можно отметить тот фактор, что единственным лучом света в темном царстве этой отрасли являются двигатели ОАО «Пермского Моторного Завода». Именно эти моторы прошли аттестацию в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по объему выбросов вредных элементов в атмосферу и выделяемому шуму. Двигатель ПС-90А в результате этого разрешен в эксплуатации за рубежом. В отечественной авиации такие моторы стоят на многих транспортных, дальне- и среднемагистральных моделях известных марок: ТУ-204, ИЛ-96-300, ТУ-214, ИЛ-76 модификаций ТД, МД и МФ и др.
История создания
В семидесятых годах флагманом авиации в СССР был ТУ-154. Но уже в это время в различных конструкторских бюро страны велась работа по создании самолетов будущего, которые станут достойной заменой детищу «туполевцев» и смогут оказать конкуренцию зарубежным аналогам. Параллельно с этим велись разработки нового эффективного и экономичного двигателя для самолета следующего поколения.
Исходя из постановлений советского министерства авиации начала восьмидесятых был взят курс на создание магистрального самолета, оснащенного двумя двигателями со взлетной тягой 16 000 кгс. Определились с моделью самолета: им стал ТУ-204, а силовым агрегатом к нему был выбран мотор Д-90, проект ОКБ П. А. Соловьева. Этот двигатель был также установлен на другом новом самолете, разработке КБ им. С. В. Ильюшина, ИЛ-96. Мотор, который в конце восьмидесятых получил название ПС-90 А, в честь скончавшегося к этому времени конструктора П. А. Соловьева, стал универсальным для новой серии магистральных отечественных самолетов разных марок.
В воздух ИЛ 96-300 поднялся осенью 1988 года, а ТУ-204 – в самом начале следующего. У каждого стояли моторы ПС-90 А. В 1989 году двигатель был запущен в серию. Его стали выпускать на Пермском моторном заводе. Через три года двигатель получил российскую сертификацию. В этом же, 1992, был аттестован ИЛ-96 с ПС-90 А, а в 1994, с ним же – ТУ-204.
Технические характеристики ПС-90 А
Это – турбореактивный двухконтурный двигатель, использующий смешение потоков наружного и внутреннего контуров. Он имеет эффективную систему шумоглушения и реверсивное устройство в канале наружного контура.
Приведем некоторые технические характеристики ПС-90 А.
— Длина – 4 964 мм.
— Диаметр вентилятора – 1 900 мм.
— Масса (сухая) – 2 950 кг.
— Рабочая температура для запуска мотора на земле – от – 47 до + 45 градусов.
— Допустимый потолок высоты – 13 100 м.
— Расход горючего в крейсерском режиме – 0,595 кг/кгс в час.
— Тяга на взлете – 16 000 кгс.
— Степень сжатия в компрессоре – 35,5.
— Для двигателя необходимо горючее Jet A -1 и Jet A. Для ПС-90 А используется специально разработанное моторное масло Niteс отечественного производства, хотя возможно применение других масел: Turbonicoil 525-2A, Castrol 325 DERD 2468 Castrol и др.
— При критических минусовых температурах, меньше -16С для запуска двигателя требуется его подогрев.
Модификации
Как у всех удачных моделей, у ПС-90 А имеются различные модификации. Расскажем о наиболее известных.
ПС-90 А-76. Мотор предназначен для транспортника ИЛ-76. Прежний двигатель, Д-30 КП, отличался повышенным шумом. Ужесточившиеся требования ICAO потребовали установки на воздушное судно более экологичного мотора, который он и получил в лице ПС-90-А. Величина взлетной тяги на модификации – 14 500 кгс. Сэкономит самолет и на расходе топлива – примерно, на 15% меньше прежнего.
ПС-90 А 1. Улучшенная модель базового варианта. Благодаря усовершенствованиям и применению инновационных материалов шумовыделение и выброс вредных веществ еще более уменьшилось. Модификация отличается большей тягой – 17 400 кгс.
ПС-90 А 2. В этой версии изменился материал, из которого сделаны лопатки вентилятора в двигателе. Это позволило значительно улучшить технические характеристики. В частности, почти в два раза повысилась надежность силового агрегата, появилась возможность увеличения тяги почти до 18 000 кгс, стала легче эксплуатация.
Также существуют модификации ПС-90 А-154, для установки на ТУ-154 М 2.В этом случае заметно, на 15%, снизилось потребление топлива, и позволит самолету соответствовать строгим критериям международных авиационных организаций по экологии и шуму.
Хочется верить, что у двигателя ПС-90 А и его родных братьев – модификаций есть хорошее будущее. На ОАО «Пермском моторном заводе» делают все, чтобы это случилось. Большое внимание уделяется качественному производству двигателей. Для этого закуплено современное импортное оборудование: роботокомплекс VATex, вакуумная печь Ipsen, фрезерные центры по обработке метала Cincinnati V-CNC-500 и многое другое.
class=»eliadunit»>tehnorussia.su
ПС-90А — Технические характеристики
23 января 2011Оглавление:
1. ПС-90А
2. Технические характеристики
Технические характеристики двигателей | ПС-90А | ПС-90А1 | ПС-90А-76 | ПС-90А2 |
---|---|---|---|---|
Тяга на взлётном режиме, кгс | 16000 | 17400 | 14500 | 16000 |
Тяга на крейсерском режиме, кгс | 3500 | 3300 | 3500 | |
Уд. расх. топлива на крейс. режиме, кг/кгс·час: | 0,595 | |||
Степень повышения давления в компрессоре: | 38 | |||
Степень двухконтурности: | 4,5 | |||
Макс. расход воздуха, кг/с: | 504 | |||
Макс. температура перед турбиной, К: | 1640 | |||
Длина, мм: | 4964 | |||
Диаметр вентилятора, мм: | 1900 | |||
Сухая масса,кг: | 2950 | 2950 | 4160 | 3000 |
Поставочная масса,кг: | 4160 | 4250 | 4160 | 4230 |
Высота полета,м: | 13100 | |||
Высотность аэродромов,м: | до 3500 | |||
Температура воздуха у земли для запуска и работы,С: | -47…+45 |
Модификации
Существует несколько модификаций двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2. Осваивается производство модифицированного ПС-90А-3.
ПС-90А
Двигатель ПС-90А базовая версия, устанавливаемая на Ил-96-300, Ил-96-400, и Ту-204, Ту-214. Максимальная тяга 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам конкурировать с западными по топливной эффективности.
ПС-90А-76
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволил устранить эти недостатки. Возможна конвертация в эту модификацию из ранее выпущенных двигателей базовой модификации ПС-90А, что позволяет заметно снизить стоимость. Максимальная тяга 14 500 кгс.
ПС-90А-1
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащен малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А-1 дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
ПС-90А-2
Модификация ПС-90А.
Унифицированный двигатель ПС-90А-2 предназначен для самолетов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А-2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
- повышение надежности в 1,5…2 раза;
- снижение стоимости жизненного цикла на 37 %;
- уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза;
- возможность форсирования по тяге до 18000 кгс;
- полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А;
- сохранение весовых характеристик;
- стабильность параметров в процессе эксплуатации;
- соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии;
- разрешение на полеты ETOPS 180 2х-двигательных самолетов;
- локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень;
- повышение пожаробезопасности в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические;
- возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации;
- сертификация по АП-33.
Некоторые узлы, агрегаты и детали заменены на зарубежные аналоги. В ПС-90А2 использовались технологии двойного назначения, полученные в результате совместной работы с Pratt & Whitney, в результате чего на экспорт двигателя были наложены ограничения Госдепартаментом США. В частности, был сорван контракт на поставку новых самолётов Ту-204СМ в Иран.
Сертификат типа выдан в январе 2010 года
ПС-90А-3
ПС-90А-3 — модификация сертифицированного в 2009 году двигателя ПС-90А2. Главной причиной создания этой модификации послужила невозможность экспорта ПС-90А2 из-за запрета, наложенного Госдепартаментом США.
Сертификат типа выдан в январе 2011 года
Просмотров: 4406
Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель |
www.vonovke.ru
испытание серийных двигателей не за горами
В Пермском крае завершилась реконструкция специального стенда, который предназначен для проведения двигателей для самолетов.
Сотрудники АО «ОДК-Пермские моторы» в скором времени приступят к испытаниям различных типов авиационных двигателей – ПД-14 и ПС1-90А.
Предприятие уже завершило работу по реконструкции расположенного на загородной испытательной станции в Новых Лядах универсального адаптерного испытательного стенда, при помощи которого можно проводить тестировать силовые агрегаты для самолетов.
В самой компании подчеркнули, что сертификационные работы, связанные с аттестацией стенда, должны быть проведены к маю 2018 года. А уже в июне на нем испытают первый ПД-14, который затем установят на российский самолет МС-21 для проведения полевых испытаний.
Обратим внимание, что между АО «ОДК-Пермские моторы» и ПАО «Корпорация «Иркут» в январе 2018 года был заключен договор, согласно которому в конце текущего года для МС-21 будут предоставлены пять двигателей ПД-14 для летных испытаний.
Фото: wikipedia.org — Александр Маркин/CC BY-SA 2.0
Сейчас предприятие продолжает доводить до ума производство ПД-14. Так, в 2017 году помимо того, что было собрано два силовых агрегата, еще несколько прошли процесс переработки. Кроме того, за год произведены 25 авиационных двигателей ПС-90А и завершен ремонт 13 моторов Д-30.
В рамках программы промышленных двигателей на базе ПС-90А собрали 32 ГТУ, а также 12 ГТУ, в основу которых лег Д-30.
В дальнейшем АО «ОДК-Пермские моторы» намеревается заняться строительством стендов, логистических и сборочных корпусов, в которых будут производиться, а затем и проходить испытания предназначенные для широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров двигатели больших тяг.
1 Экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.
politexpert.net
ПД-14 против ПС-90
Сейчас единственным отечественным двигателем, которым оснащают современные российские авиалайнеры, является ПС-90А (головной производитель — «Пермские моторные заводы»). В 2014 году авиационные заводы выпустили и передали в эксплуатацию четыре новых самолета, оснащенных этими моторами: два Ту-214 ОН (заказчик — Минобороны РФ), Ту-214, Ил-96-300 (заказчик — управление делами президента РФ). Остальные авиалайнеры, произведенные в нашей стране, были укомплектованы иностранными двигателями: 34 самолета Sukhoi Superjet 100 — моторами SaM146 (производитель — французская компания PowerJet), три Ан-148 — моторами Д-436-148, два Ан-140 — моторами ТВ3-117 (все двигатели для Ан выпустил запорожский «Мотор Сич»).
По словам главного конструктора двигателей семейства ПД Игоря Максимова, практически все иностранные моторы на российских самолетах в перспективе будут заменены на отечественные аналоги.
— Летно-технические характеристики ПД-14 опережают показатели ПС-90А. В частности, установка новейшего мотора на современный российский военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (серийное производство стартовало в 2015 году с двигателем ПС-90) позволит значительно продлить жизненный цикла лайнера. Модификация самолета с двигателем ПД-14М увеличит практическую дальность полета с максимальной нагрузкой 60 тонн с 4 тыс. км до 4,78 тысячи, дальность полета без нагрузки вырастет с 9,7 тыс. км до 10,8 тысячи, расход топлива на тонно-километр снизится на 14%, стоимость перевозки тонны груза сократится на 10%, — рассказывает Игорь Максимов.
Генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев уверен, что ПД-14 будет успешно конкурировать с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения: двигателями PW1400G (самолет МС-21) и PW1100G (самолет А320Neo) компании Pratt & Whitney, а также двигателями Leap-1А (самолет А320Neo) и Leap-1В (самолет В737 Мах) консорциума CFMI (компании General Electric и Snecma).
— По заключению Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, двигатель ПД-14 не уступает иностранным конкурентам по сумме технико-экономических параметров. Этого удалось добиться за счет освоения уникальных технологий изготовления деталей и узлов. В частности, использование новых материалов на Уфимском моторостроительном производственном объединении позволило снизить массу пустотелой титановой рабочей лопатки вентилятора на 30%, что позволило уменьшить вес ПД-14 на 8 — 10% по сравнению с российскими двигателями старого поколения.
Внедрение на Пермском моторном заводе технологии изготовления монокристаллических рабочих лопаток турбины из сплавов нового поколения с защитным керамическим покрытием дало возможность поднять температуру газа перед турбиной с 1900 до 2000 К. Также разработчикам удалось повысить степень сжатия в компрессоре на 20 — 50%, степень двухконтурности — в два раза, — заявил Александр Иноземцев.
http://expert.ru/ural/2016/03/dvigatel-revolyutsii/
rt.vk34.ru
Проект Дома ПД-90-К-43 — цена от 443500 руб: фото, характеристики, строительство под ключ
Вентиляция в бане: разновидности схем и общие этапы монтажаВентиляция в бане нужна сразу по нескольким причинам. Если в первую очередь это комфорт банных процедур, то нельзя забывать и про то, что баня деревянная и после работы ее обязательно надо просушить. Все эти моменты надо обязательно учитывать при проектировании и выборе схемы вентиляции…
Сайдинг под камень: особенности материала, разнообразие и правильный выборФасадный сайдинг под камень, или цокольный сайдинг, создавался для внешней отделки цокольной части здания, которая подвержена наибольшему разрушению в связи с высокой механической нагрузкой и агрессивным воздействием природной среды. Замечательные декоративные и эксплуатационные характеристики материала сделали его очень популярным, при этом также расширилась зона применения.
Пристройка к дому: современные проекты и востребованные материалыОбстоятельства в жизни могут меняться самым разным образом и, возможно, потребуется увеличивать пространство своего дома. Один из существенных плюсов частной постройки в том, что её легко сделать больше. Перед тем как расширяться, важно ознакомиться с тем, как правильно построить пристрой к дому, даже если его возведением будут заниматься рабочие.
Заборы из евроштакетника: особенности, разновидности, монтажЗабор – важная составляющая любого участка жилого дома или дачи. Важно, чтобы ограждение имело приемлемый внешний вид. Некачественный забор будет портить экстерьер всей постройки. Современный рынок предлагает массу вариантов, которые отличаются по форме, качеству и внешнему виду. На данный момент забор из металлического евроштакетника набирает большую популярность. Причина в массе положительных качеств и простоте в установке.
Металлические заборы и ограждения: разнообразие, стоимость, выборЗаборы и ограждения, выполненные из прочных и пластичных материалов – специальных сплавов, предлагаются в широком ассортименте, создаются для различных целей. Места, нуждающиеся в ограждении, окружают нас: автомобильные стоянки, детские, спортивные и школьные площадки, различные учреждения и больницы.
Строительство фундамента для террасы или веранды. Виды, материалы и технологииТерраса или веранда у дома по конструкции сродни пристроенной беседки или открытой площадки. Обычно ее устраивают у двери, выходящей на внутренний двор, и оборудуют здесь зону отдыха. Такую пристройку часто сравнивают с крыльцом, но это скорее альтернатива парадному входу, который выполняет представительскую роль. И выбор фундамента под террасу зависит только от характера грунта и размеров конструкции…
Пеноплэкс фундамент: технология утепления и её особенностиУтепление основания — необходимая строительная операция для улучшения условий работы конструкции, продления срока ее службы, экономии средств на обогрев здания. Плиты Пеноплэкс Фундамент — технологичное решение при устройстве наружной или внутренней теплоизоляции, теплой отмостки.
Столбчатый фундамент из блоков: особенности технологии, плюсы и минусы, расчеты и возведениеВ частном секторе, кроме жилого дома, у хозяев возникает желание построить небольшое хозяйственное строение или баньку. Оптимальным вариантом для таких строений является столбчатый фундамент из блоков. Подразумевается использование блоков, имеющих габариты 20×20×40, масса которых не превышает 30 кг. Этот материал отличается от блоков ФБС и другого рода железобетонных конструкций, в первую очередь, своим весом.
Дизайн загородного дома: современный подход к оформлению фасада и интерьераПри строительстве частного дома или дачи не многие представляют себе, как будет выглядеть фасад. Но дизайн дома снаружи имеет огромное значение, так как именно от него будет зависеть первое впечатление, которое сложится обо всей постройке. Существует огромное количество стилей и оформлений, так что с выбором точно не должно возникнуть проблем и сложностей. Каждый сможет подобрать вариант согласно личным вкусам и предпочтениям.
Входная лестница в дом: требования, комплектующие, материалыДля большинства частных коттеджей наличие при входе лестницы является одной из их изюминок, подчеркивающей в них особую архитектуру, эстетичность, привлекательность. Подобные виды лестниц, могут быть разнообразных типов, выбор которых во многом зависит от площади строения, его дизайн-проекта, пожеланий хозяина дома. Они способны включать в себя сразу несколько стройматериалов (дерево, металл, бетон и прочих).
Сарай на даче: планирование, типы конструкций, размеры, материалы, строительство, примеры на фото и видеоЗачастую, на загородном участке изначально появляется не полноценный дачный дом, а хозблок, или попросту сарай. Это многофункциональное сооружение, конструкция которого зависит в первую очередь от насущных потребностей владельца. Правильный выбор сарая для дачи – это не только материал, расположение и размеры, но еще и…
m-strana.ru
ПС-90А Википедия
ПС-90А | |
ПС-90А на Ил-96 | |
Тип | турбовентиляторный двигатель |
---|---|
Страна | Россия Россия |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 1989 |
Применение | Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ/ТФ, Ил-76МД-90А, Ил-78МК-90 |
Производство | |
Конструктор | Авиадвигатель |
Производитель | Пермский моторный завод |
Всего выпущено | ~300 штук на 2010 год |
Варианты | ПС-90АЕ, ПС-90А(Е)-76, ПС-90А(Е)1, ПС-90А2, ПС-90А3 |
Массогабаритные характеристики | |
Полная масса | 4160 кг |
Сухая масса | 2950 кг |
Длина | 4964 мм |
Диаметр | 1900 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная | 16000 (H=0 м, M=0) кгс |
Тяга крейсерская | 3500 (H=11000 м, M=0,8) кгс |
Удельный расход топлива | 0,595 (крейсерский) кг/кгс·ч |
Степень двухконтурности | 4,5 |
ПС-90А на Викискладе |
ПС-90А — российский турбовентиляторный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Производится на ОАО «Пермский моторный завод».
По схеме является двухконтурным турбореактивным двигателем со смешением потоков (внутреннего и наружного контуров). Разработан конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель». Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96 (Ил-96-300, Ил-96-400), Ту-204 (Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214), и семейство самолётов Ил-76 (Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90, А-50ЭИ, Ил-76МФ). Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван: ПС — Павел Соловьёв.
ПС-90А разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и экологическим характеристикам. ПС-90 демонстрирует существенное превосходство над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным двигателям, производимым вне России.[1][2]
ПС-90 сертифицирован в 1992 году и с тех пор находится в эксплуатации. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Максимальная наработка без снятия с крыла составляет 12198 ч (з.н. 3949043102040), что в два раза превышает межремонтный интервал двигателей предыдущего поколения, а лидерный двигатель наработал 35503 ч (з.н. 3949042001017)[3].
ПС-90А имеет сертификат о соответствии нормам ИКАО 2008 года по эмиссии[4] и обеспечивает всем самолётам, на которые устанавливается, соответствие нормам ИКАО на шум самолётов, в том числе и последним — по главе 4[4].
Технические характеристики[
ru-wiki.ru
«Новый рекорд двигателя ПС-90А-76» в блоге «Авиация»
Наработка двигателя ПС-90А (производство — ОАО «Пермский моторный завод», разработка — ОАО «Авиадвигатель») превысила десять тысяч часов без отправки в ремонт. Это первый двигатель семейства ПС-90А, достигший такого результата в эксплуатации. — говорится в пресс-релизе компании от 19 февраля 2013 года.
«Рекордсмен» был изготовлен в декабре 2005 года, а в январе 2006 года установлен на крыло самолета Ил-76ТД-90 азербайджанской грузовой авиакомпании «Silk Way Airlines». В настоящее время силовая установка продолжает эксплуатироваться.
Достижение таких показателей — доказательство надежности и высокого качества пермских двигателей. Руководство авиакомпании «Silk Way Airlines» не раз отмечало, что двигатели ПС-90А76 прекрасно зарекомендовали себя при работе в условиях высоких температур, ограниченной зоны взлета и высокогорья, а соответствие современным нормам ИКАО по уровню шума и эмиссии вредных веществ позволяет лайнерам с пермскими двигателями летать без ограничений в любую точку мира.
Сегодня в парке «Silk Way Airlines» — два транспортных самолета Ил-76ТД-90 с пермскими двигателями ПС-90А-76. В 2011 году авиакомпания была признана лучшим эксплуатантом двигателей типа ПС-90А.
Для справки:
ОАО «Пермский моторный завод» — серийный производитель газотурбинных двигателей для авиации, промышленных газотурбинных установок для электроэнергетики и транспортировки газа. Входит в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация».
ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» — дочерняя компания ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ». В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия — комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.
ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» — многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в корпорацию «Ростех». Основные направления деятельности — вертолетостроение (холдинг «Вертолеты России»), двигателестроение (холдинг ОДК), другие активы.
sdelanounas.ru