Панцерваффе Википедия

Немецкая танковая колонна (Pz Kpfw III), июнь 1943

Панцерваффе (нем. Panzerwaffe) — танковые войска Германии, входящие в состав сухопутных войск вермахта (нем. Heer) и войск СС. Под таким названием существовали с 1936 по 1945 год.

После того как Гитлеру стало известно, что страны — участницы Версальского договора знают о преднамеренных нарушениях положений этого договора со стороны Германии, 9 марта 1935 года он объявил всему миру о создании люфтваффе — германских военно-воздушных сил. Реакция западных стран участниц договора оказалась настолько слабой, что уже через неделю Гитлер совсем отказался от соблюдения Версальского договора. Оковы были сброшены, армия могла начать расширение до 36 дивизий. Лутц, Гудериан и другие были твёрдо намерены часть дивизий сделать танковыми. Это произошло 15 октября 1935 года, и впоследствии этот день стали называть «днём рождения» панцерваффе

[1] .

История[ | код]

Состоянию бронетанковых войск в Третьем Рейхе уделялось немалое внимание. Адольф Гитлер постоянно требовал увеличить количество производства танков, хотя тех цифр, которых желало германское командование, достичь так и не удалось — в первую очередь, из-за нехватки сырья и производственных мощностей.

Начало танкостроения в Германии обычно связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Ещё в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты разработки танков в Веймарской республике как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба, подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию бронированной машины массой 5 тонн, для использования её в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях и даже на велосипедах. Также выпускались лёгкие танки под видом тракторной техники.

С 1925 года началось военное сотрудничество Германии с СССР, 3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью. К практическому обучению в ней приступили с весны 1929 года, просуществовала школа до 20 июня 1933 года. В ней одновременно обучалось не более 12 человек. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено до 30 офицеров рейхсвера.

Кроме того, Гудериану с другими немецкими офицерами довелось присутствовать на английских танковых учениях в Солсбери — возможно, там у будущего «отца моторизованной войны» и зародились идеи о глубоких проникающих танковых ударах.

Немецкая танковая колонна

ru-wiki.ru

Панцерваффе — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2017; проверки требуют 6 правок. Немецкая танковая колонна (Pz Kpfw III), июнь 1943

Панцерваффе (нем. Panzerwaffe) — танковые войска, входящие в состав сухопутных войск Вермахта (нем. Heer) и войск СС. Под таким названием существовали с 1936 по 1945 год. После того как Гитлеру стало известно, что Союзники знают о преднамеренных нарушениях Версальского договора с его стороны. Поэтому 9 марта 1935 г. он объявил всему миру о создании люфтваффе — военно-воздушных сил. Реакция Союзников оказалась настолько слабой, что уже через неделю Гитлер совсем отказался от соблюдения Версальского договора. Оковы были сброшены, армия могла начать расширение до 36 дивизий. Лутц, Гудериан и другие были твердо намерены часть из них сделать танковыми. Это произошло

15 октября 1935 г., и впоследствии этот день стали называть «днем рождения» Панцерваффе. [1]

История[ | ]

Состоянию бронетанковых войск в Третьем Рейхе уделялось немалое внимание. Адольф Гитлер постоянно требовал увеличить количество производства танков, хотя тех цифр, которых желало германское командование, достичь так и не удалось — в первую очередь, из-за нехватки сырья и производственных мощностей.

Начало танкостроения в Германии обычно связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Ещё в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты разработки танков в Веймарской республике как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба, подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию бронированной машины массой 5 тонн, для использования её в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях и даже на велосипедах. Также выпускались лёгкие танки под видом тракторной техники.

С 1925 года началось военное сотрудничество Германии с СССР, 3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью. К практическому обучению в ней приступили с весны 1929 года, просуществовала школа до 20 июня 1933 года. В ней одновременно обучалось не более 12 человек. Для немецкой сто

encyclopaedia.bid

Панцерваффе Википедия

Немецкая танковая колонна (Pz Kpfw III), июнь 1943

Панцерваффе (нем. Panzerwaffe) — танковые войска Германии, входящие в состав сухопутных войск вермахта (нем. Heer) и войск СС. Под таким названием существовали с 1936 по 1945 год.

После того как Гитлеру стало известно, что страны — участницы Версальского договора знают о преднамеренных нарушениях положений этого договора со стороны Германии, 9 марта 1935 года он объявил всему миру о создании люфтваффе — германских военно-воздушных сил. Реакция западных стран участниц договора оказалась настолько слабой, что уже через неделю Гитлер совсем отказался от соблюдения Версальского договора. Оковы были сброшены, армия могла начать расширение до 36 дивизий. Лутц, Гудериан и другие были твёрдо намерены часть дивизий сделать танковыми. Это произошло 15 октября 1935 года, и впоследствии этот день стали называть «днём рождения» панцерваффе[1]

.

Состоянию бронетанковых войск в Третьем Рейхе уделялось немалое внимание. Адольф Гитлер постоянно требовал увеличить количество производства танков, хотя тех цифр, которых желало германское командование, достичь так и не удалось — в первую очередь, из-за нехватки сырья и производственных мощностей.

Начало танкостроения в Германии обычно связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Ещё в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты разработки танков в Веймарской республике как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба, подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию бронированной машины массой 5 тонн, для использования её в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях и даже на велосипедах. Также выпускались лёгкие танки под видом тракторной техники.

С 1925 года началось военное сотрудничество Германии с СССР, 3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью. К практическому обучению в ней приступили с весны 1929 года, просуществовала школа до 20 июня 1933 года. В ней одновременно обучалось не более 12 человек. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено до 30 офицеров рейхсвера.

Кроме того, Гудериану с другими немецкими офицерами довелось присутствовать на английских танковых учениях в Солсбери — возможно, там у будущего «отца моторизованной войны» и зародились идеи о глубоких проникающих танковых ударах.

Panzer I стал первым (1933) немецким танком, поступившим на вооружение Вермахта. Несмотря на то, что эта машина предназначалась для подготовки кадров панцерваффе, довольно долго ей суждено было составлять основу германского танкового парка.

С середины 1934 года, параллельно с поставкой боевых машин в армию, началось и развёртывание танковых частей.

В 1935 году Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакую

ruwikiorg.ru

Обсуждение:Панцерваффе — Википедия

также 5-я тгрбр СС «Валлония»

  • В Германии танки делились на легкие, средние и тяжелые не по массе, в по калибру орудия. Поэтому Pz.IV — тяжелый танк.
  • В Панцерваффе не было понятия «основной танк». Это придумали потом — любители «Пантеры» возвели её в прообраз танков будущего…
  • «Tiger I» начали выпускать в 1942 — танк повоевал зимой 42-43 под Ленинградом (первое применение) и в Африке, и делали не до конца войны — его производство свернули с началом выпуска «KonigTiger».
  • StuH.42 — гаубица (SturmHaubitze). —91.77.237.68 10 февраля 2012‎
  • также +разрабатывались чехами: T-15, Т-25 и пр. —Tpyvvikky 22:10, 9 ноября 2013 (UTC)
+SdKfz 265 Panzerbefehlswagen[en] — первый командный на основе Т-1 —Tpyvvikky 17:23, 5 июня 2014 (UTC)

количество[править код]

«Суммарные потери немецких танков, по советским официальным данным, составили 32,5 тыс. ед»… «Всего за годы войны танкостроительной промышленностью Германии было произведено ок. 25 тыс. средних танков,» — надо как-то утрясти этот вопрос… —Tpyvvikky 22:08, 26 января 2015 (UTC)

По времени применения: или надо указывать время применения в Панцерваффе, тогда все кончается 1945 годом, или общее — в таком случае последние Pz.IV воевали в 1973 году на Ближнем Востоке. А то сборная солянка какая-то. Вообще, тому, кто передирал откуда-то эта табличку, надо быть внимательнее к первоисточникам (или хотя бы к ВП). —91.77.237.68 10 февраля 2012‎

  1. да, скорее всего «время применения в Панцерваффе» (ведь статья именно об этом)
  2. тогда уж правьте осн. статьи (т.е. собстно первоисточники), где это всё и написано))
—Tpyvvikky 01:58, 23 февраля 2012 (UTC)
.. короче так и будет. переправлю. —Tpyvvikky 22:10, 9 ноября 2013 (UTC)

Ремонтопригодность танков Панцерваффе[править код]

Также нужно учесть хорошую ремонтопригодность немецких танков, и более низкую пожаро и взрывоопасность и работу эвакуационных служб, при каждой танковой роте имелся взвод высококвалифицированных ремонтных рабочих со средствами эвакуации(считай компактный ремонтный мини-завод), и так далее по иерархии, так, что перед своим захватом, танки могли быть один, а некоторые и более раз подбиты, и в кратчайшие сроки восстановлены, и запущены в бой снова. Этим так же объясняется большие, на первый взгляд, потери танков в советской армии, около 60% их уходило на списание(безвозвратные), даже с единичным побитием брони, у немцев же восстанавливалось по разным оценкам от 80% до 97% это связанно с тем, что броня на них делалась не из составных частей, а из единого катанного броневого листа, и приходилось менять не одну часть, силами ремонтников роты, как у немцев, а весь лист, и только силами завода изготовителя, и как правило, танк(мотор, из-за ограниченности моторесурса и пушку, из-за ограниченности выстрелов, тоже приходилось менять) после этого ремонта, выходил с завода как новый, у немцев же с завода, даже после капитального ремонта, он выходил как старый танк, поскольку затраты на кап.ремонт советского танка были сравнимы с затратами на новый танк, корпуса на завод вывозились редко. Низкая цена, массовость и технологичность советских танков имела свою цену. По захваченным танкам цифры потерь вполне верны(с учётом уничтоженных безвозвратно: сгоревшими, взорвавшимися, и получившими очень большое количество пробитий, и трофеями не ставших, верны они и по уничтоженным если принимать во внимание вышеописанные факты.

Требуется придать энциклопедичность изложению и указать источники. —Ivengo(RUS) 16:10, 27 марта 2009 (UTC)

О высоком уровне работы работы ремонтно-восстановительных команд можно читать:

  • Э. фон Манштейн. Утерянные победы. АСТ. Феникс. Москва. Ростов-на-Дону. 1999г. (там он подробно это описывает, в частности о 97% танков подлежащим восстановлению)
  • Г. Гот. Танковые операции. Русич. Смоленск. 1999г.
  • Г. Гудериан. Танки, вперед!

и т.д. Штаты танковых рот вермахта можно посмотреть в любой энциклопедии посвещённой вермахту, а лучше в перечне о штатах. В частности лично видел оригинальный перечень Kriegsstarkenachweisung 1175 (K.St.N.1175) von 1.11.1941.mittlere Panzerkompanie, с 41 года интересующую нас ремонтное отделение, по факту взвод никуда не девался. Так же статистика по потерям, за любую операцию, в отм числе берлинскую битву, (это с нашей стороны), там явствует, что на 100% подбитых единожды танков около 60% безвозвратно, технологии производства танков тоже известны. ~~Толя

  • Здравствуйте Толя. Нельзя ли чуть поточнее. Какая глава? Вот Вам Э.Манштейн, а вот Г.Гот. Вообще лучше всего найти такой источник, который бы прямо указывал что во время Битвы за Берлин немецкие техники восстанавливали более 80% танков—Ivengo(RUS) 20:43, 30 марта 2009 (UTC)
Такой источник найти вряд ли возможно, во всяком случаи из описанных мною фактов о немецких танковых войсках(с приведением ссылок в том, числе и на оригинальные документы) вполне ясно, почему потери могли казаться завышенными. О потерях советской техники в том числе в Берлинской операции можно найти здесь: Русский архив: Великая Отечественная: Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии): Т. 15 (4–5). М.: «Терра», 1995, с. 506.
Например первый день наступления 1-го Белорусского фронта потери в техники были 71 танк и САУ сгоревшими, 77 танков и САУ подбитыми, 40 выведенными по другим причинам. То есть соотношение подбитых и безвозвратных примерно 50/50 + 40, многие из которых из-за ограниченности моторесурса, то есть тоже безвозвратно. Тенденция к 60% просматривается в отчётах ремонтных служб, в частности, этого достаточно для моего вывода. И я не утверждал, что 80% танков было восстановлено, но потенциально могли быть восстановлены очень многие, и учитываться несколько раз, так, что аргумент в пользу завышения немецких потерь, не подтверждается. Это «завышение» легко объяснимо. Толя.
Я совсем не возражаю чтобы эта информация была в тексте статьи. Просто она должна быть изложена в соответствии с правилами ВП. Познакомьтесь, пожалуйста, с этим правилом Википедия:Правила_и_указания#Язык и стиль. В настоящий момент, из Вашего текста трудно что-либо понять, настолько сумбурно он изложен. И ещё раз прошу уточнить (до страницы) источники тех утверждений, которые вы приводите. —Ivengo(RUS) 16:34, 31 марта 2009 (UTC)
kurzfristig Schäden
Мелкое повреждение. Повреждение, которое не может быть исправлено на месте силами экипажа, однако позволяет продолжать выполнение боевых задач. Например, танк с разбитой фарой, барахлящим сцеплением или с дыркой в башне полностью исправным не является, но выводить его в разгар боя в ремонт тоже никто не будет. Потом по возможности подъедет на рембазу и починится.
kurzfristige Instandsetzung (Kurzfrist.)
Краткосрочный ремонт. Ремонт, требующий не более 6 дней.
langfristige Instandsetzung (Langfrist.)
Долгосрочный ремонт. Ремонт, требующий свыше 6 дней.
Totalausfälle
Полностью выведенные из строя машины. Не совсем печатным, но наиболее адекватным переводом был бы американский en:FUBAR тех же времён. Это мог быть и танк, требующий неопределенно долгого ремонта на тыловом заводе, или вообще что-то, годное только для переплавки.
Totalverluste
Безвозвратные потери. Все машины, на которые в любой обозримой перспективе рассчитывать не приходится. Это Totalausfälle плюс оставленные на территории противника плюс утонувшие, разнесённые в пыль, таинственно исчезнувшие и т.д.

также:

Эти данные позволяют говорить о завышении немецких потерь в технике со стороны советского командования.

С другой стороны, необходимо учесть, что 1-му Украинскому фронту, в ходе операции пришлось сражаться с войсками 12-й немецкой армии, которая перед началом сражения занимала оборону против американских войск и танки которой не учитывались при первоначальном расчёте. Отчасти превышение числа подбитых немецких танков над числом имевшихся к началу сражения объясняется также и высокой «возвращаемостью» немецких танков в строй после подбития[1], что происходило благодаря чёткой работе служб эвакуации техники с поля боя, наличию большого числа хорошо оснащённых ремонтных подразделений[2] и хорошей ремонтопригодности немецких танков.

Отто Кариус: «за одно немецкого танкиста можно было дать 1 советского, а за одного советского — 2 американских.»

  1. ↑ Э.фон Манштейн. Утерянные победы. АСТ. Феникс. Москва. Ростов-на-Дону. 1999 г.
  2. ↑ Kriegsstarkenachweisung 1175 (K.St.N.1175) von 1.11.1941.mittlere Panzerkompanie
В вермахте существовал класс боевых бронированных машин принципиально отсутствующий в РККА - штурмовые орудия и противотанковые орудия на гусеничном шасси.

Внешние ссылки изменены[править код]

Привет, коллеги редакторы!

Я только что изменил 1 внешние ссылки на странице Панцерваффе. Пожалуйста, уделите минутку и проверьте мою правку. Если у вас есть вопросы, или же бот должен игнорировать данные ссылки или данную страницу, пожалуйста, прочтите этот простой FAQ для получения дополнительной информации. Я провёл следующие изменения:

Пожалуйста, обратитесь к FAQ для получения информации о том, как исправлять ошибки бота.

Пока.—InternetArchiveBot (Сообщить об ошибке) 11:17, 20 ноября 2017 (UTC)

Внешние ссылки изменены[править код]

Привет, коллеги редакторы!

Я только что изменил 1 внешние ссылки на странице Панцерваффе. Пожалуйста, уделите минутку и проверьте мою правку. Если у вас есть вопросы, или же бот должен игнорировать данные ссылки или данную страницу, пожалуйста, прочтите этот простой FAQ для получения дополнительной информации. Я провёл следующие изменения:

Пожалуйста, обратитесь к FAQ для получения информации о том, как исправлять ошибки бота.

Пока.—InternetArchiveBot (Сообщить об ошибке) 01:44, 14 марта 2018 (UTC)

А они вафен или трупн (Спутник Партизана, 1942 год, «Молодая Гвардия».)? —91.246.91.119 14:19, 25 марта 2018 (UTC)

ru.wikiyy.com

Первенец панцерваффе | Warspot.ru

С лёгкой руки немецких генералов-мемуаристов танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II часто называют учебными. В определённом смысле это правда, поскольку после соответствующей переделки многие Pz.Kpfw.I использовались для обучения экипажей. Но при разработке этих машин не было и речи о том, что их основной функцией будет учебная. Первые танки вермахта создавались как типичные представители класса лёгких танков, которые в начале 30-х годов, как правило, имели пулемётное вооружение. При их создании конструкторам удалось нащупать концепцию идеального немецкого танка, и последующие серийные машины в Третьем рейхе строились в соответствии с ней. Первенцем в семействе танков, которым суждено было стать орудиями блицкрига, стал Pz.Kpfw.I Ausf.A.

По английской схеме

Изначально система вооружения Рейхсвера, новых вооружённых сил Германии, созданных после поражения в Первой мировой войне, предусматривала создание танка 15-тонного класса. То, что в дополнение к среднему танку нужен ещё и лёгкий, немецкие военные осознали только в начале 1928 года. Первоначальная концепция Kleintraktor («Малый трактор») предусматривала, что это будет боевая машина массой 6 тонн, оснащённая 60-сильным двигателем, развивающая максимальную скорость 40 км/ч и вооружённая 37-мм пушкой. Впрочем, уже в мае 1928 года стало ясно – 60-сильного мотора для достижения заявленных параметров подвижности явно маловато. На совещании в военном ведомстве 26 мая были скорректированы требования на танк, а его обозначение изменилось с Kleintraktor на Leichttraktor (лёгкий трактор).

Надо сказать, что концерн Krupp, один из создателей концепции Kleintraktor, работал и над другими боевыми машинами. В октябре 1927 здесь началась работа над самоходным шасси, известном под обозначением Motorlafette. Позже это название было изменено на L.S.K. (leichte Selbstfahrkanone, то есть лёгкое самоходное орудие). В целом машина получилась похожей на Kleiner Sturmwagen, который инженеры Krupp разрабатывали в Первую мировую войну. Мотор здесь находился не впереди, как у Kleintraktor, а сзади. Спереди размещались отделение управления и боевое отделение. Механик-водитель был смещён вправо, а за ним находились либо противотанковая 37-мм пушка, либо 75-мм пехотное орудие.

Обсуждение концепции L.S.K. длилось 1,5 года, в итоге концерн Krupp получил контракт на изготовление двух образцов машины. За разработку немецкие военные платили 10,5 тысяч марок, за два опытных образца — 132 тысячи марок. Итоговая сумма годом спустя выросла почти до 170 тысяч марок. Хотя проект был начат на полгода раньше, чем работы над Leichttraktor, обе машины вышли на испытания примерно в одно и то же время. Масса шасси L.S.K. выросла с проектных 4,5 тон до 5,3, а с вооружением и бронёй машина весила почти 7,9 тонны. Разработку Krupp преследовали те же самые проблемы, что и Leichttraktor, особенно это касается подвески. После 84 километров пробега машину вернули на завод-изготовитель, где заменили её ходовую часть на новую. Впрочем, это ей не помогло.

leichte Selbstfahrkanone, 1930 год. В этой машине угадывается облик будущего Kleintraktor

Несмотря на столь несчастливую судьбу, свою роль в истории немецкого танкопрома L.S.K. сыграла. Концепция самоходного шасси с кормовым расположением двигателя позже была взята на вооружение при разработке нового Kleintraktor. Первое упоминание об этой машине датировано 14 февраля 1930 года, но есть серьёзные подозрения, что началась её история гораздо раньше. Согласно исходной спецификации, боевая масса машины должна была составить 3 тонны, а оснащалась она всё тем же 60-сильным двигателем. В качестве вооружения предполагалось использовать 20-мм автоматическую пушку. Слово «traktor» в названии этого проекта присутствует не только по соображениям секретности. Хотя основным вариантом должен был стать танк-разведчик, в списке модификаций присутствовали также подвозчик боеприпасов и тягач.

Любопытная деталь: к тому моменту ни Leichttraktor, ни L.S.K. даже не вышли на испытания, а в 6-м департаменте бронетехники и моторизации Управления вооружений уже предлагали закупить английский тягач Carden-Loyd. Генрих Книпкамп уже явно что-то подозревал.

Модернизированный L.S.K., главным отличием которого была новая ходовая часть

Весь 1930 год был потрачен на согласования спецификации на Kleintraktor. Уже к началу 1931 года боевая масса проектируемой машины выросла до 3,5 тонн. На разработку Kleintraktor Krupp запросил 38 тысяч марок, ещё 2400 марок стоила деревянная модель. 5007 марок потребовалось на разработку ходовой части, позже эта сумма выросла до 8066 марок. Предполагалось, что с апреля 1933 по март 1938 года будет закуплено 20 Kleintraktor по цене 50 тысяч рейхсмарок за штуку.

Изначально Kleintraktor, деревянная модель которого была представлена 2 июня 1931 года, разительно отличался от танка, который мы знаем как Pz.Kpfw.I. Его двигатель и трансмиссия находились впереди, ведущие колёса располагались сзади. Общая длина машины составляла 3460 мм, ширина 1820 мм, 60-сильный двигатель должен был разгонять её до 45 км/ч. Поскольку для башни места просто не осталось, 20-мм пушка располагалась в съёмной подбашенной коробке. Экипаж машины состоял из 3 человек: механика-водителя, который находился слева, командира, который выполнял и обязанности наводчика и размещался справа, и расположившегося сзади за ними заряжающего.

Ходовая часть нового танка должна была состоять из 10 опорных катков на борт, напоминая ту, что ставилась на модифицированный Leichttraktor. От резино-металлических траков к тому моменту конструкторы уже отказались, заменив их на металлические. 2 июня в конкурентную борьбу вступила компания Rheinmetall, которая стала разрабатывать собственный вариант подбашенной коробки с 20-мм пушкой. Кроме того, по настоянию Книпкампа концерн Krupp начал работу над вариантом ходовой части с четырьмя опорными катками на борт. Впрочем, продолжались они недолго.

Тягач VAE 393, приобретённый осенью 1931 года. Испытания этой машины лишний раз подтвердили, что схема английской машины является оптимальной для проектирования немецких танков нового поколения

Испытания L.S.K. на полигоне Куммерсдорф и Leichttraktorr на ТЕКО под Казанью показали несостоятельность идеи с кормовым расположением ведущих колёс. Неудачной оказалась и идея с передним расположением мотора. 18 сентября 1931 года Книпкамп фактически поставил крест на трёхлетней работе Krupp и других фирм. В качестве ориентира при разработке новых танков был выбран тягач Carden-Loyd, который производитель совместно с фирмой Vickers продвигал на зарубежные рынки с 1929 года. Машина постоянно модифицировалась, причём она существовала как в виде артиллерийского тягача, так и в качестве машины, имевшей грузовую платформу. Позже детище Джона Кардена и Вивиана Лойда превратилось в лёгкий танк, последнее звено в эволюции которого, Light Tank Mk.VI, составляло основу английских бронетанковых сил на начало Второй мировой войны.

Продвижение тягачей на экспорт дорого обошлась англичанам. Английские наработки стали базой для создания немцами своих танков второго поколения, да и итальянские танки тоже базировались на английских конструкциях. В итоге через несколько лет англичанам пришлось воевать с тем, к созданию чего они сами приложили руку.

Своим путём

Чтобы не вызвать подозрения у англичан, 6-й департамент Управления вооружений при закупке тягачей Carden-Loyd действовал через третьих лиц. 10 ноября 1931 года кузовная фирма Aug. Nowack A.G. из Баутцена заказала у Vickers-Armstrongs Limited первый тягач. Второй образец был заказан 12 сентября 1932 года, ещё один – 11 октября. Приобретённые машины носили регистрационные номера VAE 393, VAE 406 и VAE 407. Первая из них прибыла на полигон Куммерсдорф в январе 1932 года. Испытания показали, что Книпкамп оказался прав, и английская разработка явно больше годилась как основа для новых танков, чем отечественные немецкие разработки. К слову, приобретённые тягачи по ходовой части полностью соответствовали английскому танку-амфибии VCL 1931. Очень похожий тягач, приобретённый СССР примерно в это же время, стал основой для разработки танка-амфибии Т-33, советского аналога VCL 1931.

Kleintraktor после перепроектирования. Несмотря на выбор компоновочного решения «английского» типа, в машине всё равно угадываются черты leichte Selbstfahrkanone

Вместе с тем, говорить о полном копировании немцами английской разработки некорректно. Фактически с английского тягача позаимствовали общие принципы компоновки, отчасти подвеску и траки «скелетной» конструкции.

Спецификация на новый Kleintraktor была утверждена ещё 18 сентября 1931 года. Инициатором её разработки выступил сам концерн Krupp. Согласно новым требованиям, ходовая часть состояла из 4 опорных катков диаметром 500 мм, а пятый каток одновременно выполнял роль ленивца. Подвеска на половинчатых рессорах напоминала подвеску Carden-Loyd, но при этом явно не являлась копией английской конструкции. Позже диаметр опорных катков был увеличен до 530 мм, а длина гусеничной ленты – до 7 метров (по 140 траков в ленте).

Kleintraktor на испытаниях

21 декабря с концерном Krupp были заключены контракты на изготовление опытного Kleintraktor (30 700 марок) и разработку ходовой части (13 000 марок). Позже, в мае 1932 года, сумма, выделенная на постройку машины, выросла до 43 700 марок. Постоянные внесения изменений в конструкцию привели к тому, что в изначальные сроки изготовления машины (к 30 июня 1932 года) исполнитель не вложился. Показ Kleintraktor с серийным номером 8000 состоялся 29 июля 1932 года.

Внешне машина здорово напоминала уменьшенный в размерах L.S.K. с примесью английских технологий. От большого «горба» над мотором конструкторам удалось избавиться благодаря использованию оппозитного мотора Krupp M 301, который ставился и на лёгкий армейский грузовик и артиллерийский тягач L2 H 43 (он же Krupp Protze). По тактико-техническим требованиям он должен был развивать мощность 60 лошадиных сил, но в реальности выдавал 52–54 лошадиные силы. Кроме того, машина получилась немного тяжелее, чем требовалось по заданию. Тем не менее, на испытаниях Kleintraktor смог развить скорость 42 км/ч. На испытаниях в Вюнсдорфе немецкий «трактор» показал полное превосходство над тягачом Carden-Loyd. Да, конструкция всё ещё требовала доработок, но по сравнению с Leichttraktor это был однозначный успех.

Такими были первые Kleintraktor из установочной партии

Первоначально Kleintraktor рассматривался как многоцелевая машина. Предполагалось создать на общей базе машину наблюдателей, артиллерийский тягач и подвозчик боеприпасов. Впрочем, после испытаний генерал Освальд Лутц, отвечавший за моторизацию Рейхсвера, сразу же заговорил как минимум о пяти Kleintraktor с вооружением. Случилось это 12 октября 1932 года. Варианты другого использования гусеничной платформы вскоре сами собой отпали, и танк стал основной версией новой машины.

Интересно, что Лутц пожелал иметь в вооружённых силах отнюдь не казематный вариант с 20-мм автоматической пушкой. Такая версия впервые была подготовлена в виде эскизного проекта ещё 22 июня 1932 года, то есть до постройки прототипа. Но уже 28 июня началось обсуждение варианта вооружения Kleintraktor двумя пулемётами, установленными во вращающейся башне. Вот именно такое вооружение и захотел иметь на Kleintraktor Лутц.

Установка на Kleintraktor подбашенной установки с 20-мм автоматической пушкой. Дальше бумаги эта концепция не пошла

На деле машины с серийными номерами 8001–8005 никакого вооружения вообще не получили. Это была скорее установочная партия шасси, выпущенная в июле-августе 1933 года по цене 37800 рейхсмарок за штуку. При этом машины имели целый ряд отличий от опытного образца «малого трактора». По итогам испытаний был увеличен диаметр ленивца, на надмоторной плите появились характерные «уши» воздухозаборников. На машине использовался более мощный мотор Krupp M 302, который имел мощность 56 лошадиных сил, а при 2600 об/мин – 60 лошадиных сил.

Опытный образец изготовлялся из неброневой стали, но уже в июне 1933 года прошёл испытания обстрелом первый корпус, выполненный из полноценной брони. Поскольку в ходе испытаний имели место два пробития 7,9-мм тяжёлыми пулями, толщина брони машины была увеличена с 8 до 13 мм.

Выпущенные шасси использовались в качестве испытательных стендов. На них отрабатывались различные технические решения. Кстати говоря, именно на Kleintraktor должны были испытать торсионную подвеску разработки Porsche K.G. По ряду причин это мероприятие не случилось, и в итоге первым танком с торсионной подвеской стал шведский Landsverk L-60.

Один из Landwirtschaftliche Schlepper первой серии. Значительная часть этих машин так вооружение и не получила, их использовали как учебные танки

Ещё до того момента, когда первые Kleintraktor установочной партии стали выходить из стен завода, немецкие военные окончательно определились с их судьбой. В апреле 1933 года генерал Лутц определил сроки начала крупносерийного производства этих боевых машин – 1 апреля 1934 года. Позже было принято решение, что, помимо Krupp, в производстве будут задействованы и другие немецкие компании – Rheinmetall-Borsig, MAN, Henschel, Daimler-Benz и Grusonwerk (последняя являлась дочерней структурой Krupp). По вполне понятным причинам, наиболее активно при дележе бюджетного пирога в виде контрактов на производство вёл себя концерн Krupp, который 1 июля объявил о готовности заключить контракт на выпуск 150 танков первой серии. Тогда же впервые было использовано и обозначение, которое закрепилось за машиной – La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, то есть «сельскохозяйственный трактор»).

Позже концерн Krupp расщедрился и снизил объём выпуска «своих» 1.Serie/La.S. до 135 машин, остальным участникам серийного производства с барского плеча предлагалось изготовить по 3 La.S. Поставки машин ожидались с декабря 1933 года, но реально первый La.S. был отправлен в Меппен только к 20 января 1934 года. 1.Serie/La.S. выпуска концерна Krupp имели серийные номера 8011–8145, Grusonwerk – 8401–8403, MAN – 8501–8503, Rheinmetall – 8601–8603, Henschel – 8701–8703 и Daimler-Benz – 8801–8803.

От установочной партии Kleintrakror эти машины отличались довольно существенно. Их длина достигла 4 метров, масса составляла 4 тонны. Была переработана ходовая часть, на танк установили более мощный двигатель Krupp M 305 мощностью 60 лошадиных сил. С ним максимальная скорость машины составляла 37,5 км/ч.

Несмотря на сопутствующие проблемы, постройка партии 1.Serie/La.S. стала первым случаем, когда производство немецких танков оказалось не только массовым, но и распределённым среди целого ряда производителей.

20 1.Serie/La.S. получило башни и подбашенные коробки Krupp. Проездили они с ними недолго

Если в случае с шасси танка концерн Krupp более-менее сохранял монополию, то с вооружением вышло иначе. Для начала, первоначальную версию с 20-мм автоматической пушкой с октября 1932 года заказчики стали потихоньку задвигать на второй план. Такой вариант вооружения пал жертвой настойчивого желания военных запихнуть в La.S. третьего члена экипажа.

Что же касается варианта с одноместной башней и двумя пулемётами, то поначалу для концерна Krupp все складывалось неплохо. Уже 18 ноября 1932 года была продемонстрирована деревянная модель башни и подбашенной коробки, созданная конструкторами компании. Но в марте 1933 года к разработке подключилась фирма Daimler-Benz, и в конце концов, военные отдали предпочтение башне и подбашенной коробке именно этого производителя.

Подобное решение выглядело вполне логично. Башня Krupp получилась существенно меньшей по размеру. Да и крупповская подбашенная коробка выглядела далеко не последним словом инженерной мысли. Борта её были выполнены под прямым углом, что уменьшало возможность рикошета пули, а откидная выемка-люк под голову механика-водителя выглядела довольно странно. Впрочем, это не помешало Krupp построить 20 комплектов башен и подбашенных коробок, которые некоторое время «ездили» на 1.Serie/La.S.

Принятые в производство башня и подбашенная коробка Daimler-Benz

Конструкция, созданная специалистами Daimler-Benz, разительно отличалась от того, что сделали инженеры Krupp. Вместо простых форм подбашенную коробку здесь выполнили в виде восьмиугольной конструкции с бортовыми листами, расположенными под наклоном. При этом в шести из восьми бортовых листов имелись смотровые приборы, что явно пошло на пользу обзорности. Сверху коробки располагалась достаточно просторная башня, также не обделённая смотровыми приборами. Ещё одним существенным отличием конструкции Daimler-Benz стала крыша моторного отделения. Её переделали, увеличив по высоте и расположив немного под наклоном. Тем самым был не только увеличен объём моторного отделения, но и улучшилась его защищённость от вражеского огня. В общем, неудивительно, что военные выбрали именно эту конструкцию.

Массовый первенец

Из-за различных метаморфоз, которые происходили с La.S., производство машин первой серии затянулось. Сказалось это и на планах по запуску в производство второй серии, которая уже с самого начала планировалась не просто как гусеничное шасси, а как вполне сформировавшийся лёгкий танк поддержки. Первоначальный заказ на 150 2.Serie/La.S. по мере продолжения разработки только увеличивался.

Хотя здесь сыграл свою роль и приход нацистов к власти в Германии, были у этого роста объёмов заказа и другие причины. Немецкие военные обнаружили, что промышленность Германии, наконец, выдала им что-то похожее на современный танк. В январе 1934 года заказ вырос до 200 танков, а в середине июля до 300. Впрочем, уже 12 июля планы изменились в сторону ещё большего, радикального увеличения производства. Теперь заказчику требовалось, ни много ни мало, целая тысяча новых La.S.!

От идеи выпуска танков в Эссене производители отказались. Теперь Krupp переориентировал на танковое производство предприятие Grusonwerk в Магдебурге. Согласно финальному варианту заказа, Grusonwerk выпускал 205 танков с серийными номерами 9001–9205, 27 с номерами 9207–9233 и 81 с номерами 9235–9315. MAN получал контракт на выпуск 160 2.Serie/La.S. с серийными номерами 9501–9660. Rheinmetall достался контракт на 110 танков с номерами 9801–9910. Не остался в стороне и Henschel – он получил контракт на 150 2.Serie/La.S. с номерами 10001–10150. Наконец, Daimler-Benz выпускала 115 танков с серийными номерами 10301–10415. При этом самый жирный кусок всё равно оказывался в руках у Daimler-Benz, поскольку башни и подбашенные коробки для танков делали только там.

2.Serie/La.S. на параде. На танки нанесён 3-цветный камуфляж, использовавшийся в панцерваффе с 1935 по 1938 год

Конструкция 2.Serie/La.S. в целом повторяла финальную конфигурацию машин предыдущей серии. Одним из главных отличий стало появление усиленного переднего опорного катка, на который после установки башни с подбашенной коробкой стало приходиться больше нагрузки. После всех улучшений от исходной концепции Kleintraktor почти ничего не осталось. Вместо 3-тонной машины с 3-местным экипажем и 20-мм автоматической пушкой получился 2-местный танк боевой массой 5,4 тонн с вооружением в виде двух пулемётов MG-13.

Несмотря на это, какие-либо разговоры об «учебном» предназначении La.S. являются не более чем попыткой выдать желаемое за действительное. На самом деле немецкие военные получили вполне современный лёгкий танк поддержки пехоты, имевший надёжную защиту от пуль винтовочного калибра. Примерно в это же время англичане выпускали танки, которые имели похожее вооружение, которые что по броне, что по огневой мощи уступали немецкому танку. Все La.S. имели радиостанции, что в то время вообще было редкостью. Вряд ли учебные танки стали бы поголовно оснащать таким дорогим оборудованием.

Танк 3.Serie/La.S. имел минимальные отличия от предшественника

В августе 1935 года последовал заказ на дополнительные полторы сотни танков 3.Serie/La.S. Grusonwerk получила контракты на 2 танка с серийными номерами 9206 и 9234, плюс 35 танков с номерами 9316–9350. MAN досталось 40 машин с номерами 9661–9700. Компании Rheinmetall и Daimler-Benz получили контракты на изготовление 20 танков каждая, с серийными номерами 9911–9930 и 10416–10435 соответственно. Наконец, фирма Henschel получила контракт на постройку 35 2.Serie/La.S. с серийными номерами 10151–10185.

К тому моменту La.S. получил обозначение M.G. Panzerwagen и индекс Vs.Kfz.617 (опытная машина 617). Продержалось это обозначение недолго: в октябре 1935 года его сменило название M.G. Kampfwagen, а в ноябре – M.G. Panzerkampfwagen. Машины третьей серии лишились ненужного смотрового прибора в правом-заднем борту подбашенной коробки, а по бортам у них появились накладки-усилители. Усиление получили все опорные катки.

4.Serie/La.S. из 3-го танкового полка на манёврах

Последней серией машин этого типа стала 4.Serie/La.S. В общей сложности было заказано 175 танков, при этом из списка производителей исчез MAN. Grusonwerk получил контракт на 40 танков с серийными номерами 9366–9405. Rheinmetall должен был выпустить 30 4.Serie/La.S. с серийными номерами 9931–9960. Самый большой контракт оказался у Henschel – 64 танка с серийными номерами 10186–10249. Наконец, Daimler-Benz получил заказ на выпуск 41 танка с номерами 10436–10476. Танки четвёртой серии получили расширенный люк доступа к трансмиссии, а также усиленную ходовую часть.

Реальный совокупный объём выпущенных танков 2–4 серий оказался меньшим – 1075 штук вместо чуть более 1300.

В апреле 1936 года эти танки получили финальное обозначение – Pz.Kpfw.I (M.G.) со сквозным индексом Sd.Kfz.101 (спецмашина 101). Сейчас машины 2.Serie/La.S.- 4.Serie/La.S. известны как Pz.Kpfw.I Ausf.A. В процессе эксплуатации их конструкция подверглась ряду изменений. К началу Второй мировой войны танки получили переделанный воздухозаборник на надмоторной плите, установку с дымовым гранатометом, немного модернизирована была и ходовая часть. (С модернизированным Pz.Kpfw.I Ausf.A второй серии из коллекции шведского танкового музея Arsenalen можно поближе познакомиться в детальном фотообзоре).

Модернизированный Pz.Kpfw.I Ausf.A с дымовыми гранатомётами

Несмотря на то что La.S. получился не в пример лучше своих предшественников, первый по-настоящему массовый немецкий танк оказался не лишённым проблем. Поскольку исходная боевая масса оказалась превышенной более чем в полтора раза, 60-сильного мотора ему явно не хватало. Впоследствии это привело к разработке модификации, оснащённой более мощным мотором.

Хватало у Pz.Kpfw.I Ausf.A и других технических проблем, что, впрочем, неудивительно – первенец всегда страдает детскими болезнями. Самой главной проблемой стало вооружение. Первые признаки того, что концепция танка поддержки пехоты с пулемётным вооружением уже устарела, обнаружились ещё во время применения Pz.Kpfw.I Ausf.A в Испании. Немецкие машины оказались бессильными против республиканских Т-26, а противотанковые пушки оставляли им мало шансов на выживание. Те же результаты немцы получили в и ходе польской кампании осени 1939 года.

Несмотря на это, небольшое количество Pz.Kpfw.I Ausf.A даже в 1941 году всё ещё использовалось Африканским Корпусом. Большинство танков этой модификации, впрочем, к тому моменту использовались в качестве тренировочных. С них были сняты башни и подбашенные коробки. Примеры подобной конверсии можно обнаружить ещё в 1937 году.

leichte (Funk) Panzerwagen из 3-го танкового полка

В конце стоит упомянуть и единственную спецмашину, разработанную на базе Pz.Kpfw.I Ausf.A. Ещё в марте 1934 года был поднят вопрос о создании командирского танка на базе 2.Serie/La.S., поскольку линейные машины имели только радиоприемники. Машина, получившая обозначение leichte (Funk) Panzerwagen, отличалась от линейного танка тем, что вместо башни у неё появилась неподвижная рубка, внутри которой располагалось необходимое радиооборудование. Всего таких машин было изготовлено 18 штук.

Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.


Источники и литература:

  • BAMA
  • Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
  • Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
  • Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
  • Фотоархив автора

warspot.ru

Панцерваффе — Вики

Немецкая танковая колонна (Pz Kpfw III), июнь 1943

Панцерваффе (нем. Panzerwaffe) — танковые войска Германии, входящие в состав сухопутных войск вермахта (нем. Heer) и войск СС. Под таким названием существовали с 1936 по 1945 год.

После того как Гитлеру стало известно, что страны — участницы Версальского договора знают о преднамеренных нарушениях положений этого договора со стороны Германии, 9 марта 1935 года он объявил всему миру о создании люфтваффе — германских военно-воздушных сил. Реакция западных стран участниц договора оказалась настолько слабой, что уже через неделю Гитлер совсем отказался от соблюдения Версальского договора. Оковы были сброшены, армия могла начать расширение до 36 дивизий. Лутц, Гудериан и другие были твёрдо намерены часть дивизий сделать танковыми. Это произошло 15 октября 1935 года, и впоследствии этот день стали называть «днём рождения» панцерваффе[1] .

Состоянию бронетанковых войск в Третьем Рейхе уделялось немалое внимание. Адольф Гитлер постоянно требовал увеличить количество производства танков, хотя тех цифр, которых желало германское командование, достичь так и не удалось — в первую очередь, из-за нехватки сырья и производственных мощностей.

Начало танкостроения в Германии обычно связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Ещё в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты разработки танков в Веймарской республике как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба, подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию бронированной машины массой 5 тонн, для использования её в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях и даже на велосипедах. Также выпускались лёгкие танки под видом тракторной техники.

С 1925 года началось военное сотрудничество Германии с СССР, 3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью. К практическому обучению в ней приступили с весны 1929 года, просуществовала школа до 20 июня 1933 года. В ней одновременно обучалось не более 12 человек. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено до 30 офицеров рейхсвера.

Кроме того, Гудериану с другими немецкими офицерами довелось присутствовать на английских танковых учениях в Солсбери — возможно, там у будущего «отца моторизованной войны» и зародились идеи о глубоких проникающих танковых ударах.

Panzer I стал первым (1933) немецким танком, поступившим на вооружение Вермахта. Несмотря на то, что эта машина предназначалась для подготовки кадров панцерваффе, довольно долго ей суждено было составлять основу германского танкового парка.

С середины 1934 года, параллельно с поставкой боевых машин в армию, началось и развёртывание танковых частей.

В 1935 году Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. На основе этих рекомендаций, к 1937 году были разработаны самоходные орудия Sturmgeschütz III (Штуг III), ставшие самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта.

Известно высказывание Гудериана[2]:

Победа идет по следам танков.

Бронетанковые войска Вермахта пользовались не только разработками немецких конструкторов. Достаточно широко использовались чешские танки, которые достались немцам в ходе оккупации Чехословакии.

На

ru.wikiredia.com

«Черная кошка» панцерваффе » Военное обозрение

«Пантера» на курской дуге проявила себя как мощная, но ненадежная бронированная машина

Безусловно, это один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой войне. Катализатором создания данной боевой машины, не предусмотренной в системе танкового вооружения вермахта, стала советская «тридцатьчетверка». Ее появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружений Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Henschel над перспективным танком 30-тонного класса.


Фирма Rheinmetall 18 июля 1941 года получила заказ на разработку длинноствольной 75-мм пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 метров. Фирмам Daimler-Benz и MAN 25 ноября были в свою очередь выданы заказы на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине выдвинули следующие: ширина — до 3150 мм, высота — 2990 мм, двигатель мощностью 650-700 л. с, броневая защита — 40 мм, максимальная скорость — 55 км/ч. Заданию присвоили условное наименование «Пантера».

ПОХОЖИЙ НА Т-34

Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне очень напоминал Т-34, но, как ни странно, понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Вскоре, впрочем, был разработан вариант ходовой части с шахматным расположением опорных катков и торсионной подвеской. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507.

В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа — VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Однако точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в Министерстве вооружений, эксперты которого считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 может послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Справедливости ради следует отметить, что во время Второй мировой войны все сражающиеся стороны многократно открывали огонь по собственным танкам вне зависимости от степени их схожести с бронированными машинами врага. Так что аргумент против «детища» Daimler-Benz можно считать в значительной степени надуманным.

13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам: предпочтение однозначно отдавалось танку фирмы MAN.

Конструкторами Pz.Kpfw.V (название «Пантера» без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) являлись главный инженер танкового отдела фирмы MAN П. Вибикке и инженер Г. Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех MAN 11 января 1943 года. Танки «нулевой» серии (20 единиц) получили обозначение Ausf.A, при этом они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися позже — с сентября 1943-го.

Характерной особенностью первых серийных «Пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни и однокамерный грушевидный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL 210Р45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf.D. До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация «Пантеры» получила обозначение D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.

Танки Pz.Kpfw.V Ausf.D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин вермахта был одинаковый — Sd.Kfz. 171) незначительно отличались от прототипов и машин «нулевой» серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки — они приобрели более привычный «пантеровский» вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили двигатель HL 230Р30 и коробку передач АК-7-200.

Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была аналогична башенке «Тигра», позже ее заменили на новую с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемета MG 34. По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась циммеритом, кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.

К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относятся отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка, для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни. Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, был принят начиная с августа 1943 года ежемесячный производственный план — 250 «Пантер»! Однако в августе изготовили только 120 танков — в результате бомбежек союзной авиацией оказались сильно разрушенными заводы MAN в Нюрнберге и Daimler-Benz в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков.

С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации «Пантеры» — Ausf.А. Изменений внесли немного: вместо довольно бесполезной в боевых условиях бугельной появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса, разработанная фирмой Daimler-Benz еще для своего прототипа VK 3002(DB), ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни, вместо двух фар на верхнем лобовом листе корпуса смонтировали только одну. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшили с 20° (как у Ausf.D) до 18°.

Модификацию Ausf.G — самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) — запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона 61° (у вариантов D и А — 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя стали откидываться на петлях в стороны, а не сдвигаться, как у предыдущих модификаций. Часть танков получила маску пушки со своеобразной «юбкой» внизу, делавшей невозможной заклинивание башни при попадании снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект. Были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т. д.

Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин с такой ходовой частью дает основания предположить, что этот проект остался на бумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма MAN в сентябре 1944 года. Некоторые серийные «Пантеры» имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.

НОВШЕСТВА, УЛУЧШЕНИЯ, ДОРАБОТКИ

Применение союзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих объемах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которыми велась фирмой AEG с 1936 года. В результате на командирской башенке «Пантеры» были смонтированы инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, который позволял осматривать местность с дистанции 200 метров. При этом водитель такого прибора не имел и управлял машиной, руководствуясь указаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мощный осветитель.

Для этого на полугусеничном бронетранспортере Sd.Kfz.250/20 был установлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивавший работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «Пантеры», оснащенные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения. Фирмой Zeiss-Jena разрабатывался еще более мощный прибор, позволявший «видеть» на расстоянии 4 км, однако из-за больших размеров осветителя — диаметр 600 мм — применения на «Пантерах» он не нашел.

В 1943-м началось проектирование очередной модификации «Пантеры» — Ausf.F, существенно отличавшейся от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая название Schmalturm («узкая» или «тесная башня»), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.

В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколько прототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945-го. В итоге толщина брони башни составляла: лоб — 100 мм, борт и корма — 50 мм, крыша — 30 мм. В лобовом листе все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120, бортовая — до 60, а броня крыши — до 40 мм. Устанавливались новый стабилизированный перископический прицел TZF1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.

Маска пушки типа Saukopfblende («свиное рыло») толщиной 120 мм была подобна примененной на танке «Тигр II».

Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах Skoda (она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1), то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат MP 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах Кruрр и Skoda. Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.

Испытывались и два новых двигателя: Deutz Т8М118 мощностью 700 л. с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л. с. (625 кВт).

До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси со стандартной башней от Ausf.G. В свою очередь «тесную башню» установили на шасси Ausf.G и испытали в Куммерсдорфе. Правда, вместо штатного орудия в башне смонтировали стандартную «пантеровскую» пушку KwK 42 с дульным тормозом. Всего же для «Пантеры» Ausf.F изготовили восемь корпусов и две башни, но ни одного танка этой модификации так и не собрали.

В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к «Пантере II», предполагавшие высокую степень унификации танков «Тигр II» и «Пантера». Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов.

На «Пантере II» предполагалось использовать «тесную башню» и новый корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая 60, а кормовая 40 мм. Вооружение — 88-мм пушка KwK 43/2 с длиной ствола 71 калибр (угол возвышения + 15°). Поскольку в этом случае масса танка превысила 50 тонн, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL234, Simmering Sla 16 (720 л. с.) и MAN/Argus LD 220 (700 л. с). В 1945 году для «Пантеры II» началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней.

Ни один из двух прототипов (заказ на их изготовление Управление вооружений выдало в конце 1944 года) не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf.G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием «Пантеры II» велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.

В процессе работ над Ausf.F и «Пантерой II» фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной «Пантеры» пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и проект оснащения «Пантеры» 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Первыми воинскими частями, которые укомплектовали «Пантерами», стали 51 и 52-й танковые батальоны, сформированные зимой 1943 года на базе 2-го батальона 33-го танкового полка 9-й танковой дивизии и 1-го батальона 15-го танкового полка 11-й танковой дивизии соответственно. Оба этих соединения обладали большим боевым опытом и хорошо подготовленными кадрами, однако в состав экипажей «Пантер» вошли много молодых солдат и офицеров, не воевавших на Восточном фронте. Для их обучения использовались танки Pz.IV, и лишь в мае в батальоны доставили по 96 «Пантер». Формирование закончилось к 15 июня 1943 года, когда подразделения свели в 39-й танковый полк (Panther-Regiment 39).

Боевое крещение часть получила в период проведения операции «Цитадель» — большого летнего наступления немцев в районе Орловско-Курского выступа, больше известного у нас в стране как Курская дуга. Однако за неполный месяц, остававшийся до начала операции, немцы успели обеспечить подготовку экипажей «Пантер» только на взводном звене. Отработка взаимодействия подразделений на уровне рот и батальонов вообще не проводилась да и боевые стрельбы были редким явлением. В результате этого в первых же атаках возникали ошибки в боевом построении танков, проблемы с передачей приказов из-за плохо организованной связи. Кроме того, ситуацию усугубляли механические поломки и возгорания двигателей, что было довольно частым явлением. Например, 3 июля во время марша от железнодорожной станции к линии фронта возникшие в двигателях пожары погубили две машины.

Накануне операции «Цитадель» немецким командованием была сформирована 10-я танковая бригада, в состав которой вошли танковый полк моторизованной дивизии «Великая Германия» и 39-й танковый полк. Командиром бригады назначили полковника Деккера. Но командир танкового полка дивизии «Великая Германия» полковник фон Штрахвиц остался недоволен таким решением, что впоследствии отрицательно сказалось на ходе боевых действий.

Рано утром 5 июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление. В 8.15 пошла в атаку и 10-я танковая бригада. В первом эшелоне двигался полк дивизии «Великая Германия», за которым следовали «Пантеры» 39-го танкового полка. Всего в бою участвовало 266 танков (четыре Pz.II, 12 Pz.III, 51 Pz.IV, три «Тигра», 12 огнеметных танков и 184 «Пантеры»). Цель атаки — село Черкасское: в полосе обороны советской 6-й гвардейской армии было хорошо укреплено, подступы к нему прикрывались проволочными заграждениями и минными полями. Несмотря на упорное сопротивление частей 67 и 71-й гвардейских стрелковых дивизий и контратаку танков 245-го отдельного танкового полка, к вечеру оно было занято немецкими войсками. Потери 39-го танкового полка за день боя составили 18 «Пантер».

В последующие дни 10-я танковая бригада продолжала атаки. В ходе этих боев оба ее полка и сопровождавшая их пехота дивизии «Великая Германия» понесли серьезный урон. Кроме того, утром 7 июля, еще до вступления в бой, 39-й танковый полк лишился шести «Пантер» — опять-таки из-за пожара двигателей. К вечеру в полку осталось всего 20 боеспособных «Пантер».

В течение 9-10 июля возможности 39-го танкового полка понизились еще больше. Так, к вечеру 10 июля в нем насчитывалось лишь 10 боеспособных «Пантер», 25 танков оказались в числе безвозвратно потерянных, 65 находились в ремонте, а еще 100 требовали ремонта (из них 56 были подбиты, а 44 вышли из строя из-за поломок). К вечеру 11 июля боеспособными считались уже 38 «Пантер», 31 была безвозвратно потеряна и 131 нуждалась в ремонте.

Следует отметить, что ремонтные подразделения 39-го танкового полка работали очень эффективно, ежедневно возвращая в строй до 25 танков. Дефицит запчастей отсутствовал, так как их доставляли из Германии специальными самолетами. Для эвакуации «Пантер» с поля боя в полку имелось 19 полугусеничных тягачей Famo, вскоре к ним добавились еще 14. Для транспортировки одной подбитой «Пантеры» требовалось три таких тягача.

18 июля штаб 10-й танковой бригады и полк «Пантер» вывели из состава дивизии «Великая Германия» и подчинили непосредственно штабу 48-го танкового корпуса. На следующий день 51-й танковый батальон передал свои танки 52-му батальону, а личный состав, автомобили и другая техника были погружены в эшелоны и отправлены в Брянск, на северный фас Курской дуги. 52-й батальон продолжал воевать в составе 52-го армейского корпуса, а затем 19-й танковой дивизии. В конце июля он получил пополнение из 12 «Пантер», прибывших из Германии. В последующих тяжелых боях батальон понес жестокие потери. Последних «Пантер» он лишился под Харьковом.

Сразу же после начала контрнаступления наших войск на белгородском направлении группа офицеров ГБТУ Красной армии провела изучение и обследование танков «Пантера», подбитых в оборонительных боях на Воронежском фронте. В заключение хотелось бы привести выдержку из составленного ими отчета:

«Тяжелый танк «Пантера» является более мощным танком, чем танки Т-34 и КВ, и имеет преимущество в лобовой защите и артиллерийском вооружении. Необходимо отметить, что у танка «Пантера» смотровые отверстия водителя и радиста закрываются крышками заподлицо с лобовым листом, поэтому снаряды от них рикошетируют. В танке Т-34 верхний лобовой лист ослаблен за счет выступающих люка механика-водителя и маски курсового пулемета. Попадание снарядов в эти места вызывает разрушение верхнего лобового листа.

Тактика применения танков «Пантера» имеет следующие особенности:

а) танки используются в бою в основном по дорогам или в районе дорог;

б) танки «Пантера» не применяются отдельно, а как правило, их эскортируют группы средних танков Т-III и T-IV;

в) танки «Пантера» открывают огонь с дальних дистанций, используя свое преимущество в артиллерийском вооружении, стремясь не допустить к сближению наши танки;

г) во время атаки «Пантеры» двигаются в одном направлении, не меняя курса, стремясь использовать свое преимущество в лобовой защите;

д) при обороне танки «Пантера» действуют из засад;

е) при отходе «Пантеры» отходят до ближайшего укрытия задним ходом, стремясь не подставлять борта под артиллерийский огонь.

При отходе немцы все подбитые и неисправные танки «Пантера» взрывают. Подрыв производится специальным зарядом, возимым на танках. Заряд имеет детонатор, поджигаемый через бикфордов шнур, шнур зажигается специальным зарядом.

75-мм танковая пушка обр. 1943 года, установленная на танке «Пантера», поражает наши Т-34 с дальних дистанций 1-1,5 километра».

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *