Рассказы об оружии. Танк Т-54 снаружи и внутри » Военное обозрение

В предыдущей статье я рассказал о предшественнике этого замечательного танка, машине Т-44.


Да, история Т-54 неотделима от истории Т-44, поскольку Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44.

Создателем боевых машин был Александр Александрович Морозов, злой гений всех наших противников на протяжении долгих лет.

Итак, в 1943 году конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова начались работы над новым танком, который должен был бы заменить Т-34-85 в качестве основного среднего танка РККА.

Сперва рассчитывали, что этой машиной станет Т-44.

Главным новшеством Т-44 явилась уникальная для своего времени компоновка. За счёт перекомпоновки моторного отделения и поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить его длину и высоту, а также сместить башню к середине корпуса, разгрузив передние катки. Вместе с устранением из состава экипажа стрелка-радиста это позволило также значительно сократить забронированный объём и при массе, меньшей, чем у серийного Т-34-85, добиться значительного усиления бронирования.

Однако, несмотря на все эти достоинства, вооружение Т-44 осталось тем же, что и на Т-34-85: 85-мм пушка ЗИС-С-53, считавшаяся бесперспективной для среднего танка уже в 1944 году.

Для начала как оружие для танка рассматривалась 100-мм пушка с длиной ствола в 56 калибров и баллистикой морского орудия Б-34. Это орудие успешно прошло испытание боем в качестве основного вооружения установки СУ-100.

Так начались пробы и попытки установки новой пушки на Т-44. В 1945 году были построены два опытных образца Т-44-100, со 100-мм пушкой ЛБ-1 в прежней башне, однако испытания показали их невысокую надёжность и маневренность, что привело к прекращению дальнейших работ в этом направлении.

Вместе с тем, для размещения 100-мм пушки в КБ завода № 183 ещё с лета 1944 года в инициативном порядке приступили к проектированию новой модификации Т-44, первоначально получившей обозначение Т-44В. 20 августа проект был представлен наркому танковой промышленности В. А. Малышеву.

В итоге на выходе получился танк, настолько сильно отличный от Т-44, что ему было присвоено собственное название Т-54. Проект танка был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям.


Правда, эти сроки выдержаны так и не были.

Главные отличия от Т-44 — обновленная ходовая часть, новая форма башни, усиленное бронирование корпуса и башни, и 100-мм орудие Д-10Т. Первый опытный образец закончили в январе 1945 года. Далее он проходил испытания в Кубинке до апреля того же года. При увеличении размеров танка и толщины бронирования, масса машины по сравнению с Т-44 возросла только на 3,7 тонны, что всех в наркомате весьма удивило.

Испытания нового танка проводились очень долго и очень тщательно, абсолютно без спешки и приурочивания к очередной годовщине.

Танк достойно выдержал государственные испытания и 29 апреля 1946 года был принят на вооружение Советской Армии. Серийное производство в СССР продолжалось до 1959 года.

Всего было выпущено 20 375 танков Т-54.

Снят с вооружения армии России в 1994 году, однако в 1998 году 300 машин вернули на вооружение с пометкой «в резерве».

Некоторые модификации Т-54 до сих пор состоят на вооружении многих стран.

ТТХ Т-54

Масса, т: 36
Экипаж, чел: 4

Длина корпуса, мм: 6002
Ширина корпуса, мм: 3270
Высота, мм: 2218

Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / 55°
Борт корпуса, мм/град: 80 / 0°
Корма корпуса, мм/град: 45 / 17°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм/град: 200 / 60°
Борт башни, мм/град: 160 / 60°
Крыша башни, мм: 30

Ходовые характеристики
Мощность двигателя, л. с: 520
Максимальная скорость, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 300
Преодолеваемый подъём, град: 30°

Вооружение

Основное вооружение: 100-мм пушка Д-10Т.
Боекомплект, шт: 34
Прицельная дальность, м: 6 000
Углы вертикальной наводки, град: -5°...+18°
Скорострельность, выстр./мин: до 6

Бронебойный снаряд этой пушки был способен пробивать вертикальный лист брони толщиной 125 мм на дистанции 2 км.

Дополнительное вооружение
Два пулемета СГМТ (танковая вариация пулемета системы Горюнова СГ-43) 7,62-мм и один ДШК калибр 12,7-мм.

Первый СГМТ спарен с орудием, второй — курсовой, находится в передней части корпуса. ДШК установлен на крыше башни на турели в качестве средства ПВО.

Боезапас к 7,62-мм пулеметам составлял 3000 патронов (12 лент), к пулемету ДШК — 500 патронов.

В комплект танка также входили 7,62-мм автомат АК-47 (позже – АКС), 26-мм сигнальный пистолет СПШ и двадцать ручных гранат Ф-1. К автомату полагалось 300 патронов, к сигнальному пистолету — 12 патронов.

Первое настоящее боевое крещение танк Т-54 прошел на Шестидневной войне (1967 г.) в составе египетских и сирийских войск. Большое число танков, подбитых или брошенных экипажами, было захвачено израильской армией, а после модернизации принято на вооружение.

Однозначно дело было не в каких-то отрицательных свойствах танка, а в уровне подготовки сирийских и египетских экипажей. Точнее, в отсутствии этой самой подготовки.

Наиболее активный период боевого применения Т-54 приходится на 1979-1991 гг. Конфликт между КНР и Вьетнамом, война в Афганистане (один из основных танков, наравне с Т-62, в Южной группе войск СССР), операция "Мир Галилее" в Ливане (в сирийской и израильской армиях), в ирано-иракской войне и войне в Персидском заливе (в иракской армии). Плюс несколько локальных конфликтов в Африке.

В целом танк повоевал.

Т-54 активно поставлялись и продавались СССР своим союзникам по социалистическому лагерю и дружественным странам. Около 60 стран использовали танк в своих вооруженных силах.

Промышленность выпускала Т-54/55 более 30 лет. Это рекордный показатель для современного танка, и, кстати, когда на Западе страшились «армад советских танков» на берегах Ла-Манша, речь шла о Т-54 и Т-55.

Вполне справедливо, кстати.

topwar.ru

Т-54 обои для рабочего стола, картинки и фото

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

 

Нажмите на картинку, чтобы увеличить до 2560x1600, 1,33 Mb

Скачать обои для рабочего стола Т-54:
На нашем сайте вы можете скачать обои для рабочего стола Т-54 высокого качества. Для этого выберите нужный формат картинки в таблице и нажмите на одно из 34 доступных разрешений. Вы можете скачать обои Т-54 не только для стандартных и широкоформатных мониторов, но и для телефонов, планшетов и смартфонов на Android и iOS.
Теги: WoT, World of Tanks, Танки, Мир танков, Игры, Игра
 
 
 


www.rabstol.net

Т-54-2: тернистый путь к совершенству

Первая машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка и его максимальную скорость. Танку присвоили индекс «Т-54-2» и в ноябре того же года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте

К началу Великой Отечественной войны в результате жесточайшей конкуренции между различными конструкторскими бюро (далее – КБ) в Советском Союзе выделилось несколько танкостроительных школ, за которыми закрепили обязанности по разработке танков и других бронированных машин определённого класса. Если в Третьем рейхе даже во время войны проводили конкурсы на производство новых машин между различными производителями, то у советских конструкторов на длительную бюрократическую волокиту времени не оставалось.

От Т-34 к Т-44-100

При ряде недостатков такой подход имел огромное преимущество – каждый последующий танк определённой весовой категории лишь незначительно отличался от своего предшественника, наследуя лучшие технические решения. Это позволяло максимально унифицировать производство, снижать себестоимость машин и упрощать снабжение боевых подразделений запчастями.

Например, танк Т-34 постоянно модернизировался, и в его конструкции учитывались отзывы танкистов, а также результаты исследований, проводимых выездными комиссиями на местах недавно отгремевших боёв. Логическим продолжением «тридцатьчетвёрки» стал танк Т-43, спроектированный тем же КБ харьковского завода №183, который в сентябре 1941 года был эвакуирован в Нижний Тагил. Здесь под руководством его главного конструктора А. А. Морозова был разработан более просторный и лучше забронированный танк, в котором торсионная подвеска заменила «подвеску Кристи».

Центральная проходная ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» (бывшего завода №183), город Нижний Тагил
Источник – ru.wikipedia.org

Однако в 1943 году было решено не запускать в производство новую машину, так как она сильно отличалась от Т-34, и её освоение советской промышленностью неизбежно привело бы к снижению общего количества выпускаемых танков. Конструкторы выбрали третий путь – поставили на Т-34 башню от Т-43 (в которой могла бы разместиться 85-мм пушка ЗиС-С-53), а шасси оставили без особых изменений. Производство же кардинально нового танка Т-44 началось лишь в июле 1944 года. Он не участвовал в боевых действиях, так как руководство СССР справедливо полагало, что в случае попадания этого танка в руки немцев или японцев новейшие разработки, реализованные в нём, могут позднее оказаться в руках англичан или американцев. Отношения с союзниками портились с каждым месяцем, поэтому было решено не рисковать.

Советский средний танк Т-44
Источник – 3reich.ru

На Т-44 устанавливалась старая башня с 85-мм пушкой ЗиС-С-53, унаследованная от Т-34-85 и Т-43, а серьёзные изменения коснулись компоновки моторно-трансмиссионного отделения – модернизированный дизель В-44 разместили не продольно, а поперёк танка. Кроме того, на двигателе изменили расположение водяного и масляного насосов. Нововведением стало и появление нового узла – «гитары» (редуктора с передаточным числом 0,7, передающего вращательный момент от силовой установки на коробку передач). Все вышеперечисленные изменения привели к уменьшению высоты танка на 290 мм, а длины его корпуса – на 30 мм по сравнению с Т-34-85. Уменьшение моторно-трансмиссионного отделения использовали для увеличения боевого, что позволило сдвинуть башню назад. Благодаря этому люк механика-водителя удалось перенести с верхней лобовой бронеплиты на высвободившееся место на крыше отделения управления, что повысило непробиваемость верхней лобовой бронедетали. В связи с таким перемещением башни уменьшился и риск утыкания машины стволом орудия в грунт при быстром движении по пересечённой местности.

Александр Александрович Морозов
Источник – btvt.narod.ru

Однако к середине 40-х годов 85-мм пушка уже устарела и не соответствовала требованиям времени. В КБ Морозова это понимали и ещё на стадии разработки танка Т-44 пытались установить на него более мощное 100-мм орудие Д-10С, хорошо зарекомендовавшее себя на САУ СУ-100. Однако эти эксперименты не увенчались успехом – танк Т-44-100 оказался перетяжелённым, а его проходимость и манёвренность резко ухудшились, что для военных было неприемлемым.

Танк Т-44-100
Источник – scalemodels.ru

В инициативном порядке руководство КБ решило разработать новую машину, первоначально получившую проектное обозначение «Т-44Б». Работы над ней начались в августе 1944 года, и уже в январе 1945 года был готов первый прототип, который отправился из Нижнего Тагила в подмосковную Кубинку для прохождения испытаний.

Основным ограничением, сдерживавшим конструкторов в увеличении массы танка, был дизельный двигатель, который и на Т-34-85, и на Т-44, и на Т-54 представлял собой видоизменённый и модернизированный В-2, созданный ещё в конце 30-х годов. За шесть лет эксплуатации его мощность удалось увеличить с 500 до 520 л. с., чего явно не хватало. В результате на танке Т-44 весь резерв по весу, высвободившийся в результате изменения расположения двигателя и подвески, был исчерпан увеличением толщины брони. Тем не менее, в соответствии с требованиями к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 88-мм снарядов, сформулированными Институтом металлургии и брони (ЦНИИ-48) ещё в конце 1943 года, толщину брони основных советских танков всё-таки требовалось наращивать.

Вторая попытка конструктора Морозова

Конструкторы смирились с необходимостью увеличения массы танка, минимизировав её за счёт наращивания только лобовых бронедеталей. Таким образом, толщина верхней и нижней лобовых бронеплит разрабатываемого танка, получившего индекс «Объект 137», по сравнению с Т-44 выросла с 90 до 120 мм, а лобовое бронирование башни – со 120 до 180 мм. Форма башни радикальных изменений не претерпела – углы расположения её стенок по-прежнему составляли около 20°, но их толщина выросла с 90 до 125–160 мм. Бортовое бронирование корпуса увеличилось незначительно (на 5 мм), так как кормовая часть танка была скопирована с Т-44. В связи с увеличением веса машины была удлинена её подвеска (с целью увеличения площади опорной поверхности гусениц) и расширены опорные катки.

Общая масса прототипа танка, который вскоре получил индекс «Т-54», составила 35,5 тонны, что было всего на 3,7 тонны больше, чем у Т-44, при значительно более эффективном бронировании. В сравнении с машинами аналогичного класса, стоявшими на вооружении американской и британской армий весной 1945 года, средний танк с такой подвижностью и лобовым бронированием являлся настоящим прорывом в танкостроении. Несмотря на ряд выявленных недостатков, комиссия, принимавшая «изделия» на испытаниях, рекомендовала Т-54 к запуску в серийное производство:

«…В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА:

а) башни по типу ИС-3;

б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;

в) экрана от гранат типа «Фауст»;

г) изменения углов наклона кормовых листов корпуса;

д) вращающегося пола боевого отделения;

е) смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке;

ж) гусениц с цевочным зацеплением;

з) амортизаторов ходовой части (на всех катках)»

В июле 1945 года на заводе №183 был построен третий опытный экземпляр танка Т-54, лобовое бронирование башни которого было доведено до 200 мм, а углы наклона её вертикальных поверхностей – до 45°. На крыше возле люка заряжающего на специальной турели установили 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК-М, а на надгусеничных полках в броневых коробках разместили два курсовых 7,62-мм пулемёта СГ-43 с боекомплектами по 1000 патронов.

Опытный танк Т-54 образца 1945 года
Источник – technonavigator.com

При полигонном обстреле этого варианта Т-54 у его башни выявили серьёзный дефект – повышенную вероятность замана (рикошета снаряда от нижней части башни в верхнюю слабозащищённую поверхность корпуса). Тем не менее, даже с таким дефектом 29 апреля 1946 года танк был принят на вооружение, и началась подготовка к его запуску в серийное производство.

Танк Т-54-1 образца 1946 года
Источник – nevseoboi.com.ua

В течение 1947 года заводом №183 в Нижнем Тагиле было произведено всего 22 танка Т-54 образца 1946 года (позже получивших индекс «Т-54-1») вместо запланированных четырёхсот. В процессе сборки у машины выявили множество недостатков, которые приходилось исправлять на ходу, однако в 1948 году заводы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске выпустили уже 593 единицы Т-54-1. Машины начали поступать в танковые подразделения Вооружённых сил СССР, откуда хлынул поток жалоб на конструкционные недостатки танка и брак, допущенный при его производстве.

Танк Т-54 образца 1946 года («Объект 137»)
Источник – topwar.ru

Оказалось, что серийные машины намного тяжелее прототипов, проходивших испытания (это произошло по вине заводов-изготовителей, которые производили технику с нарушением технологий). Из-за этого у танков нередко выходили из строя двигатель и ходовая часть, не рассчитанные на такие перегрузки. Чаще всего ломалась коробка переключения передач (далее – КПП), разрушались торсионы и пальцы гусениц, обнаруживались утечки жидкости из гидроамортизаторов, и смазки – из планетарных механизмов поворота. Отмечались и неоднократные случаи самопроизвольного срабатывания установленной на Т-54-1 полуавтоматической углекислотной системы пожаротушения, причём в результате одного из таких инцидентов погиб механик-водитель. Когда же происходили настоящие возгорания, нередко случались отказы системы.

Правый курсовой пулемёт танка Т-54-1 в бронированном ящике. Экспозиция Военно-исторического музея БТВТ в Кубинке
Источник – serkoff.narod.ru

Вызывали серьёзные нарекания и курсовые пулемёты танка, точность стрельбы которых была значительно ниже желаемой. Кроме того, они оказались слабо защищёнными от огня противника, а боекомплект к ним – недостаточным. Значительно ухудшилась и проходимость Т-54-1, так как ширина его гусениц не была рассчитана на получившийся вес. Обилие рекламаций от военных привело к тому, что в январе 1949 года решением правительства производство танка остановили, а Морозову и его КБ предписали изменить конструкцию башни, уменьшив её вес и ликвидировав заман, а также избавить машину от прочих дефектов, выявленных при её эксплуатации.

Работа над ошибками

Конструкторы изменили форму башни, убрав спереди в нижней её части обратный скос брони, что позволило ликвидировать эффект замана. В задней части обратный скос оставили прежним, более привычная нашему глазу полусферическая башня появилась у Т-54 лишь в 1951 году (на модификации Т-54-3). Башню танка совместно разрабатывали отдел №520 КБ завода №183 и Центральная броневая лаборатория №1 (в наше время – ОАО «НИИ Стали»), а технология литья отрабатывалась на заводе №200 (позже – Судостроительный завод имени 61 коммунара, город Николаев, Украина). Толщину боковых стенок башни уменьшили с 125–160 до 90 мм. Изменился и способ установки орудия – широкую орудийную прорезь башни, прикрытую бронированной маской, заменили узкой прорезью, которую прикрывать маской не требовалось.

Танк Т-54-2 в Техническом музее имени Сахарова (город Тольятти)
Источник – ponedelnik.info

Лобовое бронирование корпуса танка уменьшили со 120 до 100 мм, в результате чего его масса уменьшилась на 1,7 тонны. Ширину траков гусениц увеличили с 500 до 580 мм, что позволило уменьшить удельное давление танка на грунт с 0,91–0,93 до 0,81 кг/см2 и повысило уровень его проходимости. Два курсовых пулемёта СГ-43 в надгусеничных полках заменили одним, монтировавшимся с левой стороны в отделении управления, с боекомплектом в 2000 патронов и стрелявшим через амбразуру в лобовой бронедетали. Кроме того, была изменена конструкция турели зенитного ДШК. Длина и ширина танка незначительно увеличились – с 8950 до 9000 мм и с 3200 до 3270 мм соответственно.

Первая модернизированная машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка, а его максимальная скорость увеличилась с 48 до 50 км/ч. Танку присвоили индекс «Т-54-2» (в литературе иногда обозначается как «Т-54 образца 1949 года») и в ноябре 1949 года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте.

В 1949 году изготовили 152 танка, в 1950 – 1007, в 1951 – 1566. В 1952 году на смену модели Т-54-2 пришла модель Т-54-3 с полностью сферической башней и другими менее заметными конструкционными изменениями.

Танки Т-54 экспортировались во множество стран соцлагеря и третьего мира. Определить, какую часть из них составляли машины модификации Т-54-2, сегодня практически невозможно. Более того, автору неизвестно, экспортировались ли они вообще – по крайней мере, в открытых источниках ни разу не встречались фото Т-54-2 с символикой Вьетнамской Народной армии, Народно-освободительной армии Китая, Вооружённых сил Сирии, Египетских вооружённых сил или армий других стран, получавших боевую технику из Советского Союза. Активные поставки странам-союзникам СССР начали осуществляться со второй половины 50-х годов, а к этому времени заводы выпускали уже более современные и массовые модификации Т-54А и Т-54Б, а также их производные. Известно лишь то, что Т-54-2 активно использовались в учебных танковых центрах, разбросанных по всему СССР.

Колонна танков Т-54-2 на марше
Источник – rsi-vtv2.clan.su

warspot.ru

Фото Т-54Б

Фото Т-54Б

 

Автор: Сергей (interest68)

 

     

1- Т-54Б (один из вариантов)

2 – МТО Т-54Б

3 - Укладка брезента и колпака механика водителя. На задней части башни находятся скобы и планки установки турели с зенитным пулеметом в транспортном положении.

4 - Левая надгусеничная полка, за ящиком ЗИП арт. системы уложены троса для установки бревна самовытаскивания – это их штатное место.

 

       

1,2 – Т-54Б

3 – Башня Т-54Б

 

        

1, 2 -Люк командира танка.

3, 4 - Люк заряжающего. Турель зенитного пулемета (отличная от Т-55) в походном положении, обратите внимание, что люк при этом стопорится боком.

 

   

1 - Место механика водителя танка Т-54Б. Триплекса опущены.

2 - Вид на место механика водителя со стороны боевого отделения. Слева два пятилитровых баллона воздушной системы, рядом нагнетающий насос системы коллективной защиты.

3 - Правый задний угол боевого отделения, баллоны системы ППО.

 

                 

 

1, 2 - На переднем плане стеллаж для установки АКБ, за ним установлен стеллаж укладки боеприпасов.

На Т-55 и Т-54М установлены баки-стеллажи, а на Т-54Б просто стеллажи.

3 - Подогреватель, на Т-54Б устанавливались как большие там и малые подогреватели, большой производительности. Над подогревателем установлен стеллаж, а над ним рукоятка сброса левой БДШа.

4 - Левый задний угол. Вытяжной вентилятор, под ним отсутствует перегородка, ее сняли для доступа к ручному топливному насосу РНМ, там же находится топливный распределительный кран (очень неудобное расположение для механика-водителя). Подогреватель, над ним находится спидометр. У водителя, где на средних машинах установлен спидометр, слева от триплексов, на Т-54 установлен тахометр.

5- «Малый» подогреватель, хорошо видно спидометр прикрытый специальным ограждением.

btvt.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о