ПАК ФА все-таки прилетел на МАКС :: Су-57

Мотор российского истребителя пятого поколения до их пор находится на стендовых испытаниях. А летные запланированы только на конец этого года. Зато в перспективе Т-50 существенно превзойдет американский F-22

Российский истребитель ПАК ФА снова продемонстировал свой характерный треугольный планер на авиасалоне МАКС-2017. Засулженный летчик-исптытатель, герой России Сергей Богдан показал зрителям высшие фигуры пилотажа, в том числе знаменитую «Кобру Пугачева».

ПАК ФА. Фото: Марина Лысцева/ ТАСС 

Правда, новый двигатель самолета, который должен сменить АЛ-41Ф1, стоящий также на истребителях Су-35, пока не поступил на летные испытания. А ведь именно он делает из ПАК ФА полноценный истребитель пятого поколения.

Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя Объединенной авиастроительной корпорации, в данный момент двигатель проходит наземные испытания, а летные начнутся в конце года.

Сроки неоднократно переносились. Так, осенью прошлого года гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявлял, что летные испытания пройдут в 2017-м. Затем в марте этого года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков сказал, что их перенесли на 2018-й. И вот очередная рокировка.

Так почему же двигатель так долго не могут поставить на новый самолет? Ведь свой первый полет с АЛ-41Ф1 самолет совершил еще в 2010 году.

Прежде всего, создать новый двигатель с нуля всегда сложно и долго. Поэтому изначально на ПАК ФА планировалось поставить АЛ-41Ф1, чтобы испытать летные характеристики самолеты и бортовую электронику. Есть и другая причина — создать двигатель истребителя пятого поколения очень дорого. Неслучайно ряд военных экспертов полагает, что в ходе военного конфликта роль F-22 и ПАК ФА будет несущественной из-за их небольшого количества.

Но в Минобороны РФ с этим не согласны и намерены закончить самолет с новым двигателем. Конечно, АЛ-41Ф1 хорош и надежен. Но несколько портит радиолокационную и инфракрасную малозаметность и буквально чуть-чуть уступает в мощности Pratt & Whitney F119, которые стоят на «конкуренте» F-22.

Поэтому ОАК поручили разработать новый двигатель «Тип 30». Его мощность должна составить около 10 500 кгс без использования форсажа и 17 500 кгс на форсаже. Такие показатели позволят достигнуть крейсерской сверхзвуковой скорости полета без использования форсажа. Благодаря этому удастся значительно сэкономить топливо и ресурс силовой установки. Возрастут и летные характеристики самолета — ПАК ФА превзойдет в мощности F-22.

По предварительным оценкам, «Тип-30» будет эффективнее АЛ-41Ф1 на 20-25%. Данные о нем засекречены, но некоторые подробности все же просочились в СМИ.

Так, стало известно, что лопатки турбины двигателя сделаны из жаропрочных композитных металлокерамических материалов. Кроме того, в «Тип-30» используется плазменная форсажная камера, которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени на больших высотах. Это позволяет запускать двигатели в стратосфере практически без кислорода. Самолет становится более «живучим». Вдобавок новый двигатель оборудуют цифровой системой управления.

Впрочем, делать окончательные выводы об эффективности «Тип-30» пока рано. Государственные испытания нового двигателя запланированы только на 2020 год. А вот с проверенным АЛ-41Ф1 самолеты уйдут в серию уже после 2018 года.

utro.ru

чем запомнится последний день МАКС-2017

В подмосковном Жуковском завершает свою работу авиасалон МАКС-2017. За неделю авиавыставку посетили почти полмиллиона человек, были заключены миллиардные контракты.

Главное зрелище сегодняшнего дня салона МАКС-2017 — летная программа, которая стала, пожалуй, самой большой за всю работу текущего авиасалона.

Более ста тысяч человек наблюдали за мастерством российских и зарубежных летчиков, в течение пяти часов демонстрировавших в небе над Жуковским возможности новой техники.

Пилоты Су-30СМ показали принципиально новую тактику воздушного боя, во время которого «ведущий» становился «ведомым», и наоборот, самолеты застывали в небе, меняя траекторию полета настолько быстро, что «противник» не мог сориентироваться.

Аплодисменты зрителей вызвал и фантастический пилотаж на Т−50 ПАК ФА.

После суперсовременных машин в небо поднялся самолет, первый полет которого состоялся 74 года назад. Это один из самых знаменитых штурмовиков Великой Отечественной войны Ил−2.

Летная программа продолжалась почти до самого закрытия авиасалона. В небо взмыли знаменитые «Стрижи», выполнившие фигуры высшего пилотажа на МиГ-29.

Вслед за ними в воздух поднялись «Соколы России». Фантастический каскад фигур они выполнили под бурные аплодисменты зрителей.

Более 600 тысяч посетителей, более 500 российских фирм-участников авиасалона и 173 зарубежные компании, представившие свои разработки. Десятки заключенных контрактов на поставку новой авиатехники, перспективных двигателей, и комплектующих, 285 подтвержденных заказов на новый российский МС−21, новые самолеты, новые вертолеты, зенитно-ракетная техника и новые беспилотники, заинтересовавшие не только оборонные ведомства, но и гражданских заказчиков. Все это лишь некоторые итоги заканчивающего свою работу в подмосковном Жуковском  авиакосмического салона МАКС-2017.

Сегодня на авиасалоне определяется стратегия развития авиации. И, скорее всего, с учетом новых разработок, представленных на МАКСе, она будет ориентирована на свою технику, вышедшую на принципиально новый уровень.

tvzvezda.ru

Гвоздями программы первого дня авиасалона МАКС в Жуковском стали новый истребитель МиГ‑35 и показ воздушного боя двух ПАК ФА

В Жуковском прошло открытие юбилейного авиасалона МАКС
Reuters Главной премьерой первого дня мероприятия стал многофункциональный самолет МиГ‑35, а центральными событиями — подписание контрактов на поставку лайнеров МС-21 и показательный воздушный бой двух истребителей ПАК ФА
Reuters

18 июля в подмосковном Жуковском состоялось торжественное открытие Международного авиационно-космического салона (МАКС). Главной премьерой первого дня мероприятия стал многофункциональный самолет МиГ‑35, а центральными событиями — подписание контрактов на поставку лайнеров МС-21 и показательный воздушный бой двух истребителей ПАК ФА.

Многоцелевой истребитель МиГ-35, относящийся к поколению 4++, установлен на подиуме рядом с павильоном Объединенной авиастроительной корпорации. Так его расположили неспроста. Телеканал «Звезда» отмечает, что от своего предшественника (истребителя МиГ-29) самолет отличается в первую очередь тем, что позиционируется как в полной мере многофункциональная машина, которая способна бороться как с наземными, надводными, так и с воздушными целями, применять широкий спектр вооружения. Это стало возможно благодаря увеличенной полезной нагрузке, а также новому бортовому оборудованию.

На эту машину российские производители возлагают большие надежды. Дело в том, что в сравнении с более тяжелыми самолетами Су-30 и Су-35, а также с иностранными конкурентами МиГ-35 стоит дешевле. Это означает, что машина имеет большой экспортный потенциал: купить этот самолет могут позволить себе даже страны с небольшим военным бюджетом.

«Машина, оснащенная двигателем повышенной тяги, самым современным радаром и новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, может эффективно решать задачи как по завоеванию превосходства в воздухе, так и по уничтожению наземных и морских целей», — говорится о самолете на сайте

авиасалона. 

Пилотаж на новейшем истребителе МиГ-35 стал одним из самых запоминающихся моментов программы. «Московский комсомолец» пишет, что самолет свечой взмыл вверх, тут же проделав все мыслимые и немыслимые петли с «бочками», а затем ушел резко вверх. Однако на высоте не более 200 метров он практически завис в воздухе, погасив скорость, в фигуре, называемой «кадушка», после чего тут же ушел за горизонт. 

  Также на МАКС-2017 впервые широкой публике был представлен самолет для первоначального обучения пилотов Як-152. Этот небольшой аппарат привлекает внимание как российских, так и зарубежных военных потому, что позволит значительно сэкономить на отборе и первоначальной подготовке летчиков.

Дело в том, что стоимость обучения одного пилота составляет сотни тысяч долларов, и главная цель создания Як-152 — уменьшение этих затрат. В корпорации «Иркут» сообщили, что переговоры о поставках Як-152 ведутся с несколькими потенциальными заказчиками.

Особый интерес к самолету проявляют государства, которые обучают пилотов на российских Як-130, потому что сочетание этих двух машин позволяет организовать полный цикл подготовки пилота от первоначального обучения до освоения всех необходимых навыков.

Среди других новинок, представленных на МАКС-2017 в день открытия, — вертолет Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор» и двухместный автомобиль-амфибия «Тритон», передает РБК.

Вертолет Ми-8АМТШ-ВА был создан для работы в северных регионах страны при температурах до минус 60 градусов Цельсия. Название «Терминатор» получил его прототип, который показывали на авиасалоне в Фарнборо. Вертолет оснащен системой подогрева агрегатов трансмиссии, благодаря которой при отрицательных температурах можно запустить двигатели вертолета на открытом воздухе. Для полетов в условиях местности без ориентиров или полярной ночи он оснащен цифровым автопилотом и инерциальной системой навигации, для работы которой не нужны спутниковые сигналы. Дальность полета — более 1400 км (при установке дополнительных баков). Продолжительность полета — более семи часов.

Двухместный автомобиль-амфибия «Тритон» — это внедорожник, оснащенный десятилопастным малошумным винтом, несколькими двигателями и крыльями. Благодаря винтовому мотору машина может передвигаться по суше, воде и воздуху. При небольших габаритах (длина — 2,95 м, ширина — 1,9 м, высота — 2,24 м) весит 350 кг при полезной нагрузке 250 кг. Развивает скорость до 100 км/ч.

Самолет ТВС-2-ДТС разработки Сибирского научно-исследовательского института авиации прибыл на МАКС-2017 самостоятельно, несмотря на то что его первый полет состоялся в июле нынешнего года. Этот цельнокомпозитный самолет, получивший неофициальное название «угольный кукурузник», создан с оглядкой на легендарный Ан-2, который он должен заменить. Сохранив выдающиеся взлетно-посадочные характеристики предшественника, ТВС-2-ДТС имеет большую скорость и дальность полета, обеспечивает меньшую стоимость летного часа.

Контракты

Первый день работы МАКС-2017 ознаменовался подписанием ряда весомых контрактов на поставку отечественных самолетов. Так, в присутствии Владимира Путина был подписан твердый контракт на поставку 20 лайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии». После этого в парке «Аэрофлота» будет до 50 лайнеров типа SSJ 100. 

Ключевым событием первого дня стало также подписание нескольких контрактов на поставку самолета МС-21, первый полет которого состоялся в мае. Компания Red Wings заключила крупнейший контракт на поставку 16 самолетов МС-21-300 в операционный лизинг на 12 лет.

Еще одним получателем новейших магистральных самолетов МС-21 станет авиакомпания «ВИМ-Авиа», с которой компания «Ильюшин Финанс Ко» в первый день работы МАКС-2017 заключила соглашение о намерениях об условиях передачи 15 самолетов МС-21-300 в операционный лизинг в срок на 12 лет. Поставки ожидаются с 2021-го по 2024 год, а до конца 2017 года предполагается завершение согласования условий сделки. Перевозчику еще предстоит выбрать тип двигателя: ПД-14 или PW1400. Самолеты получат салон в одноклассной компоновке на 211 кресел. Таким образом, объем заказанных самолетов МС-21 вырос до 205 единиц.

Среднемагистральный самолет МС-21 создается НПК «Иркут» и ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева». Его главное принципиальное отличие от ближнемагистрального самолета SSJ 100 — значительно большее в процентном соотношении количество комплектующих российского производства. Эта машина претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing 737 MAX и Airbus A320neo.

В летной программе МАКС-2017 самолет не участвовал, и в этом нет ничего удивительного: его первый полет состоялся только 28 мая 2017 года и отправлять на показательные полеты опытную машину ни один производитель не будет. Ввод в эксплуатацию первых самолетов семейства МС-21 и их сертификация намечены на 2017-2018 годы, а после 2020 года, согласно планам корпорации «Иркут», серийное производство должно выйти на показатель в 40 самолетов в год.

Бой ПАК ФА

Летная программа первого дня была под угрозой срыва из-за надвигающегося дождя, но провести полеты все-таки успели. Помимо уже упомянутого полета МиГ-35, одним из главных событий этой части авиасалона стал показательный воздушный бой двух российских истребителей пятого поколения ПАК ФА.

Один из самолетов под управлением летчика-испытателя первого класса Сергея Чернышева провел атаку, а второй, под управлением заслуженного летчика-испытателя, Героя России Сергея Богдана, ушел от нее. Также пилотами были выполнены фигуры высшего пилотажа, в том числе «кобра Пугачева».

Т-50 (ПАК ФА) — истребитель пятого поколения. Впервые поднялся в воздух в 2010 году. Ранее сообщалось, что серийное производство Т-50 начнется в 2017 году, и он поступит на вооружение Воздушно-космических сил России. Согласно новым данным, первый этап испытаний планируется завершить в 2018 году, передает ТАСС.

Сообщалось, что Т-50 с перспективным (основным) двигателем совершит первый полет в четвертом квартале 2017 года. Сейчас на российском истребителе пятого поколения стоит так называемый двигатель первого этапа — 117С, новый двигатель пока не получил названия и условно обозначается как «двигатель второго этапа».

Также в летной программе принимали участие самолет-амфибия Бе-200, учебно-тренировочный самолет Як-152, истребители Су-30СМ и другие летательные аппараты. 

По данным «МК», реальные чудеса на МАКС-2017 показал «Сухой‑Суперджет‑100», взмывший со взлетной полосы словно истребитель, а затем сымитировавший неудачную посадку и заход на второй круг. Реальная посадка оказалась также сродни истребительской — по крутой глиссаде и с крохотным пробегом.

Международный авиационно-космический салон МАКС-2017 проходит с 18-го по 23 июля на аэродроме центральной испытательной базы страны — Летно-исследовательского института им. Громова в подмосковном Жуковском. В этом году мероприятие проходит уже в 13-й раз. При этом история выставки насчитывает уже 25 лет —  она началась в 1992 году с проведения в Жуковском «МосАэроШоу», в связи с чем нынешний салон называют юбилейным.

Организаторами мероприятия выступают Министерство промышленности и торговли РФ и госкорпорация «Ростех», официальным устроителем салона является ОАО «Авиасалон».

В нынешнем авиасалоне принимают участие 52 компаний из Московской области, в том числе «НПО Лавочкина» (Химки), РКК «Энергия» (Королев), ЦАГИ и «ИИ им. М.М. Громова (Жуковский). Также впервые в 2017 году в выставке будут участвовать центры молодежного инновационного творчества из разных городов МО — Дмитрова, Дубны, Жуковского и других.

В рамках МАКС-2017 для участия в летной программе заявлено 90 самолетов и вертолетов. Свое мастерство покажут восемь пилотажных групп. На статических стоянках будет представлено 116 гражданских воздушных судов и 18 летательных аппаратов Воздушно-космических сил России. На МАКС-2017 приедут представители 32 стран. Свою продукцию покажут 489 отечественных компаний.

www.newsru.com

Пять самых ожидаемых новинок авиасалона МАКС-2017

Как всегда посетителей салона МАКС-2017 будет ждать множество интересных экспонатов и событий. Я не буду заранее все раскрывать, но хочу, чтобы вы, когда приедете на авиасалон обратили на некоторые экспонаты внимание.

Терминатор из Арктики

На статической стоянке в глаза сразу бросается вертолет в необычной, для наших военных машин, черно-красной окраске. Это специальная арктическая машина Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор».

Аналогов в мире нет, и это не пустые слова.  Например, наш вертолет может автономно запустить двигатели при длительной стоянке на свежем воздухе (вне теплого ангара). Вроде ничего особенного, только температура воздуха при этом может достигать минус 60. У зарубежных конкурентов при такой температуре не только двигатели не запустятся, у них все сальники протекут и топливопроводы полопаются.

Правилами Воздушного кодекса США запрещено глушить двигатели при посадке самолетов и вертолетов на необорудованные площадки, в условиях северных территорий Аляски и Канады. Повторно двигатели могут уже не запуститься. Согласитесь это грустно, особенно когда на улице очень холодно.

Наш вертолет не только справляется с экстремально низкими температурами, но еще оснащен специальной арктической теплоизоляцией и мощной системой обогрева, к этому добавим штатное оборудование для разогрева еды и воды. Вертолет с чайником на борту. Звучит смешно, если бы там не было так холодно.

Кроме всего прочего на полюсе нашей планеты очень трудно вести навигацию. Сигналы от спутников очень слабы, а порой и совсем пропадают. Добавьте к этому неустойчивую радиосвязь, полярную ночь, и практически безориентирную местность.  Ми-8АМТШ-ВА оснащен новым пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, которое справляется со всеми вызовами Арктики. Одним словом это настоящий полярный «Терминатор». Вы ведь не забыли что вертолет транспортно-штурмовой.

Чешская «Элька», ставшая российской

На экспозиции имеется еще один любопытный экземпляр в цветах российских ВКС. Это чешский двухмоторный турбовинтовой самолет Л-410 (L-410).

В СССР эта машина успешно работала на местных воздушных линиях, осуществляя перевозку пассажиров и грузов на расстояние примерно 300-500 километров, например из Саратова в Казань. На ней учились будущие летчики транспортной авиации. «Элка»  зарекомендовала себя как простая и надежная рабочая лошадка  советской авиации.

Что же тут интересного спросите вы? Интересным является то, что этот чешский самолет теперь делают в России. В марте этого года со стапелей Уральского завода гражданской авиации сошли два новеньких L-410 «Turbolet» Ранее самолет строился на чешском заводе «Let», который был спасен от краха Уральской горно-металлургической компанией. Пять лет назад она приобрела 49% акций предприятия.

По понятиям Евросоюза страны восточной Европы не должны иметь собственное авиационное производство, ну разве работать по лицензии, поэтому чешский завод был обречен, если бы не наши. Теперь этот нужный нашей стране самолет производится у нас в Екатеринбурге. Уровень локализации уже достиг 70% и продолжает расти. Обновленный L-410 снова будет летать в нашей стране, только это будет уже наша «Элка».

Новая «Точка опоры»

Между павильонами готовится инсталляция в стиле высоких технологий. Именно здесь 18 июля пройдет первая публичная презентация новейшего российского истребителя поколения 4++  МиГ-35. Это будет одним из главных событий авиасалона. Самолет стоит на мультимедийной платформе в полном боевом обвесе окруженный промышленными роботами. Скоро мы увидим что задумало знаменитое КБ МиГ чтобы представить своего красавца гостям авиасалона.

МиГ-35 это истребитель, который должен прийти на смену устаревающему МиГ-29. Новая машина обладает многими характеристиками пятого поколения и поэтому ей присвоен индекс 4++. Самолет оснащён бортовой радиоэлектронной станцией «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой и новыми двигателями РД-33МК производства «Климов». На них может опционально устанавливаться система всеракурсного управления отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Тогда самолет становиться сверхманевренным и может творить в небе невозможное. Это конечно увеличивает стоимость машины, но, как говорится, «любой каприз за ваши деньги». Покупатель сам решает, нужен ему ОВТ или же можно сэкономить на стоимости покупки. Как показала практика, микояновский планер с силовой установкой ОКБ Климова и без того обладает прекрасной маневренностью. Машина получилась хорошая и относительно недорогая. Хотя наши заокеанские «партнеры» не удержались от критики. Выглядела она примерно как монолог Андрея Миронова в фильме «Брильянтовая рука»: «Шеф! Все пропало! Клиент уезжает! Гипс снимают!». «РЛС плохая, самолет неправильный, и т.д.» В конце концов, американцы только свои истребители считают лучшими в мире. Мы же не будем их переубеждать. Пусть почивают на лаврах.

Летающая парта для ВКС

Еще одной новинкой МАКС—2017 будет учебно-тренировочный самолет Як-152, который совершил первый полет 29 сентября 2016 года. Эта машина, или правильнее сказать обучающий комплекс по сути представляет собой школьную парту и  предназначен для самого что ни на есть первоначального отбора мальчишек, которые хотят стать летчиками. В обучающий комплекс, кроме самолета, входит компьютерный класс и средства объективного контроля. Эта машина является «ступенью» к учебно-боевому самолету Як-130, который пользуется большим спросом на международных рынках из-за выгодного сочетания цена/эффективность. В связи с этим на авиасалоне МАКС-2017 планируются переговоры по поставкам Як-152  на экспорт.

«У нас есть установка высшего руководства страны по всем видам техники: мы должны начинать продавать ее еще до того, как она будет запущена в производство. Поэтому продавать мы ее будем на МАКСе», — заявил корреспонденту сайта телеканала «Звезда» заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.

 

Як-152 представляет собой двухместный моноплан с крылом и убирающимся шасси. Колеса низкого давления и небольшая длина разбега позволяет использовать его в том числе с грунтовых полос. В двухместной кабине пилоты располагаются по схеме «тандем»: в первой кабине располагается курсант — в задней — инструктор. Самолет оснащен системой катапультирования СКС-94М.

Разработка технического проекта велась в ОКБ им. Яковлева с 2014 года. Испытания машины планируется завершить в текущем году, после чего начнется ее серийное производство.

Обновленные «Витязи» и ПАК ФА

Новые впечатления вы найдете не только на стоянке авиационной техники и на стендах производителей. Много интересного будет происходить в небе. В этом году знаменитые «Витязи» выступают на новеньких Су-30СМ. В связи с этим летная программа пилотажной группы поменялась — самолет то сверхманевренный. Поэтому в программу «Витязей» добавлены сюрпризы. Рассказывать об этом бесполезно — это надо видеть своими глазами.

Понравится вам и пилотаж пары ПАК ФА (Т-50). Вы увидите, на что способна эта машина. Пара ПАК ФА устроила круговерть воздушного боя. Истребители неслышно подкрадывались к летному полю, что бы потом с диким грохотом свечкой уйти в небо и там зависнуть. Развороты практически на месте, резкое изменение скорости и направления, погоня друг за другом…

И снова — это просто надо видеть. На мой взгляд, пилотаж американского F-22 Raptor реально отстает. Ну не хватает флагману ВВС США легкости в небе. Ну не умеет ковбой танцевать. В общем на МАКС-2017 вас ждет много интересного, а летная программа будет очень насыщенной.

Красная ленточка натянута. До официального открытия остаются считанные часы — МАКС 2017 ждет гостей.

tvzvezda.ru

главные события первого дня МАКС-2017

Авиасалон МАКС проводится в России, начиная с 1992 года. Уже четверть века для всех представителей отечественного авиапрома — это повод подвести итоги, показать достижения, встретиться с друзьями и коллегами. Традиционно в первый день выставку посещает глава государства, тем самым подчеркивая, что авиация в нашей стране была, есть и будет ключевой отраслью как для транспортного комплекса, так и для Министерства обороны. А кроме того, продажи российских самолетов и вертолетов по-прежнему приносят в бюджет неплохие деньги.

Международный МАКС

Сначала прошел слух, что президент прибыл на авиасалон на самолете Ил-76 МЧС,  однако на самом деле он прилетел на «Борте номер один» — Ил-96 летного отряда «Россия». «Припарковался» президентский лайнер практически рядом с трибуной, с которой он рассказал о том, какое, по его мнению, имеет значение авиасалон МАКС.

В своем выступлении Путин несколько раз подчеркнул, что МАКС — не событие местного значения, а именно международная выставка. Он сообщил, что свои разработки на выставке в 2017 году представят ведущие российские и иностранные компании, что в ее рамках пройдут семинары и конференции, будут подписаны крупные контракты, что, по его мнению, будет способствовать «росту международного сотрудничества, продвижению российской продукции на внутренний и зарубежные рынки».

Появление на любом крупном мероприятии первого лица государства всегда вносит сумятицу в его работу, и появление на МАКС-2017 Владимира Путина не стало исключением. Часть территории выставки как обычно оцепили, журналистам и участникам пришлось ждать окончания обхода правительственной делегацией всех павильонов. Летная программа первого дня была под угрозой срыва из-за надвигающегося дождя, но провести полеты все-таки успели, и они заставили забыть обо всех неудобствах. Одним из самых запоминающихся моментов программы стал пилотаж на новейшем истребителе МиГ-35.

Русская точка опоры

МиГ-35 стоял на высоком постаменте в самом центре авиасалона, и неспроста: на эту машину российские производители возлагают большие надежды.

Это глубокая модификация истребителя МиГ-29 (по кодификации НАТО — «Точка опоры»). От своего предшественника самолет отличается в первую очередь тем, что позиционируется как в полной мере многофункциональная машина, которая способна бороться как с наземными, надводными, так и с воздушными целями, применять широкий спектр вооружения. Это стало возможно благодаря увеличенной полезной нагрузке, а также новому бортовому оборудованию.

Причины, по которым на выставке уделяется такое большое внимание именно этой машине, понятны: в сравнении с более тяжелыми самолетами Су-30 и Су-35, а также с иностранными конкурентами МиГ-35 имеет меньшую стоимость. Это означает, что машина имеет большой экспортный потенциал: страны с небольшими территориями и/или небольшими военными бюджетами смогут позволить себе этот самолет, тем более, что многие из таких государств имеют большой опыт эксплуатации МиГ-29.

Красные крылья и МС-21

Ключевым событием первого дня стало также подписание нескольких контрактов на поставку самолета МС-21, первый полет которого состоялся в мае. Компания Red Wings заключила крупнейший контракт на поставку 16 самолетов МС-21-300 в операционный лизинг на 12 лет. Также было подписано соглашение о намерениях с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» на поставку 15 лайнеров. Таким образом, объем заказанных самолетов МС-21 вырос до 205 единиц.

Среднемагистральный самолет МС-21 создается НПК «Иркут» и ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева». Его главное принципиальное отличие от ближнемагистрального самолета SS-100 — значительно большее в процентном соотношении количество комплектующих российского производства. Эта машина претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing-737 MAX и Airbus A320neo.

В летной программе МАКС-2017 самолет не участвовал, и в этом нет ничего удивительного: его первый полет состоялся только 28 мая 2017 года и отправлять на показательные полеты такую опытную машину ни один производитель не будет. Ввод в эксплуатацию первых самолетов семейства МС-21 и их сертификация намечены на 2017—2018 годы, а после 2020 года, согласно планам корпорации «Иркут», серийное производство должно выйти на показатель в сорок самолетов в год.

Небесная парта для пилота

Также на МАКС-2017 впервые широкой публике был представлен самолет для первоначального обучения пилотов Як-152. Этот небольшой аппарат привлекает внимание как российских, так и зарубежных военных потому, что позволит значительно сэкономить на отборе и первоначальной подготовке пилотов.

Нужно понимать, что стоимость обучения одного пилота составляет сотни тысяч долларов, и главная цель создания Як-152 — уменьшение этих затрат. В корпорации «Иркут» сообщили, что переговоры о поставках Як-152 ведутся с несколькими потенциальными заказчиками.

Особый интерес к самолету проявляют государства, которые обучают пилотов на российских Як-130, потому что сочетание этих двух машин позволяет организовать полный цикл подготовки пилота от первоначального обучения до освоения всех необходимых навыков.

Арабский пилотаж и бой ПАК ФА

Несмотря на антироссийские санкции, иностранные делегации на МАКС-2017 были представлены хоть и в меньшей степени, чем в 2013 году, но все же довольно широко. Так, в павильонах можно было увидеть стенды General Dynamics, Honeywell, Boeing, Thales, Safran, Airbus. А вот на статической стоянке представлять свои машины эти компании в массе своей отказались.

Зато свой новый разведывательно-ударный беспилотник Wing Loong 1 показал Китай. Эта машина, внешне похожая на американский MQ-9 Reaper, имеет размах крыльев 14 метров, способна находиться в воздухе до 20 часов и нести 200 килограмм вооружений. Кроме того, Китай показал на выставке макеты всех своих ракетоносителей — от легких до сверхтяжелых LMI-5. Дебютантом на авиасалоне стала также пилотажная группа из Объединенных Арабских Эмиратов Al Fursan («Рыцари»). Пилоты выступали на учебно-тренировочных самолетах Aermacchi MB-339.

Но все же главным событием летной программы стал показательный воздушный бой двух российских истребителей пятого поколения ПАК ФА. Один из самолетов провел атаку, а второй ушел от нее. Также пилотами были выполнены фигуры высшего пилотажа, в том числе «Кобра Пугачева».

Авиасалон МАКС проходит в подмосковном Жуковском с 18 по 23 июля. Дни массового посещения — пятница, суббота и воскресенье.

Редакция сайта телеканала «Звезда» подготовила специальный проект, посвященный юбилейному МАКСу. На сайте представлены мультимедийные материалы, посвященные премьерам прошлых салонов, лучшие репортажи и фотографии журналистов телеканала, а также самые зрелищные выступления пилотажных групп.

tvzvezda.ru

Бой ПАК ФА Т-50 на МАКС-2017 (видео) и Ф-22 «Раптор»

Одним из главных событий летной программы первого дня МАКС-2017 стал показательный воздушный бой двух истребителей пятого поколения ПАК ФА Т‑50 — с имитацией пуска ракет, условным поражением противника и попыткой последнего уйти от атаки (видео ниже). Истребителями управляли летчик-испытатель первого класса Сергей Чернышев и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. Во время показательного боя пилотами были также выполнены фигуры высшего пилотажа, в том числе «кобра Пугачева». Перспективный авиационный комплекс пятого поколения (ПАК ФА) Т-50 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. Совпадение проекций с Ф-22 «Раптор» неизбежно вызывает сравнение двух машин.

При этом надо признать прежде всего тот факт, что в данном случае перед нами просто выведенный в процессе аэродинамических продувок и компьютерного моделирования оптимальный вид летательного аппарата, обязанного (пусть и вразных пропорциях) сочетать в себе маневренность, малозаметность, высокую скорость и при этом еще нести боевую нагрузку. В итоге, внешний вид и этих двух машин, и Ф-35, и их собратьев из других стран (КНР и Японии), практически идентичен.

Если учесть, что с начала разработки Ф-22 прошло около 40 лет, сам внешний вид, обводы и пропорции, повторенные в более поздних машинах, следует считать оптимальными при текущем уровне технического развития. Сравнивать сегодня боевые возможности Т-50 и Ф-22 в принципе бессмысленно по двум причинам — наша машина пока еще дорабатывается и судить о её возможностях можно лишь после обкатки в войсках, а американская банально снята с производства.

Задумайтесь на секунду — на разработку машгины потратили 70 миллиардов долларов и 20 лет до первого полета в 1997 году. Эксплуатировать начали с 2005 года, а в 2011 прекратили производство, выпустив всего лишь 187 штук вместо 1200! 150 млн долл. за экземпляр в старых и более полновесных долларах. При том, что Т-50 обошелся в опытных экземплярах (и ценах доллар по 30-ть) в полтора раза дешевле. В серии цена будет вдвое ниже.

А вот Ф-22 будут неизхбежно дорожать, потому что требуют переоснащения и в программном обеспечении, и той же системе рециркуляции воздуха, сбои в которой привели к гибели нескольких машин и пилотов (и запрету летать выше 5 км). Многие из систем, которые есть на Т-50, появятся для постановки на Ф-22 у янки лишь после 2020 года. Главным же является именно прекращение производства машины, слишком дорогой, слишком болезненной и не удовлетворившей заказчика.

Каким пойдет в серию ПАК ФА вообще говорить рано. Из точно известного можно сказать лишь то, что наши традиционно отдали боевой нагрузке, дальности, скорости и маневреннсти большее предпочтение. Янки же сделали упор на малозаметность, при этом стараясь впихнуть невпихуемое — созранить скорость, мощь и маневр. Не срослось — свыше двух Махов слетает отражающее покрытие, маневр дюз осуществляется лишь в вертикальной плоскости, на запуск ракет после отдачи команды уходит около секунды (на скорости 1500 км/час самолет за это время пролетает 500 метров, что при лобовом схождении противников «съедает» километр.

Вообще, разработка суперистребителя — история захватывающая. В ней и бескомпромиссность заказчика, желавшего идеальный самолет, и виртуозное решение антагонистических проблем исполнителем, и бурные дебаты в Конгрессе, и неоднократное вмешательство президента, и загадочные смерти пилотов, и ограничение высотных режимов полета, и экстренная доработка машин, находящихся на боевом дежурстве… И серьезная нагрузка на национальный бюджет — одна лишь разработка F-22 обошлась налогоплательщику в 70 млрд. долларов.

Командование ВВС США, выдавая в 1981 году техническое задание выигравшей тендер компании Lockheed Martin, не рассчитывало на создание машины в ХХ веке. Потому что торопиться было некуда — только что начали поступать на вооружение истребители F-15, которые должны были обеспечить ударную мощь ВВС на долгие годы. Поэтому и потребовали, чтобы истребитель принципиально отличался по своим характеристикам от лучших машин такого класса, как американских, так и французских, и советских. Он должен быть выше всех на голову и в воздушном бою, и в работе по наземным целям. Именно что машина нового поколения.

Перестройка на марше

Самые высокие требования — к электронмике. От бортового компьютера требовалась фантастическая для 80-х годов производительность в 10 гигафлопс и оперативная память в один гигабайт (тогда это что-то за гранью). И разработчикам удалось решить столь сложную задачу на допотопном интелевском микропроцессоре i486. Однако в 1996 году, незадолго до первого полета первого опытного образца, Intel объявила о прекращении выпуска этого процессора. Это была первая мина, не устраненная и по сей день.

ВВС и ВМФ США должны были получить порядка 1200 истребителей, с 80-ю процессорами в каждом. Lockheed Martin попыталась убедить чипсовую компанию продолжить выпуск процессора малыми сериями. Однако натолкнулась на непреклонный отказ. Обсуждение конфликта в парламенте ни к чему не привело.

Пришлось переделывать компьютер под новый процессор, а также писать новое программное обеспечение. Это повлекло за собой переделку целого ряда приборных систем. Миллиарды долларов и годы задержки. Такова оказалась цена «неограниченного лимита времени», отпущенного на разработку истребителя. И это была не единственная переделка, связанная с появлением новых технологий и комплектующих и отказом от устаревших.

Посчитали — прослезились

Начиная финансирование проекта, заказчик намеревался получить машину, «приятную во всех отношениях», которая стоила бы не дороже 40 млн. долларов. Потребность в ней, как уже было сказано, составляла 1200 единиц. Когда же по мере повышения стоимости технических решений возрастала и цена продукта, объем заказа периодически сокращался. В итоге, когда к концу 2011 года было построено 187 самолетов и прекращено их производство, каждый F-22 стоил уже почти 150 млн.

При этом машина получилась «несбалансированной». То есть в воздушном бою она не знает себе равных (теоретически, поскольку F-22 пока еще ни с кем не сражались). С точки зрения незаметности для радиолокаторов и прочих средств обнаружения цели самолет не сильно отличается от других машин, построенных с использованием стелс-технологий. Ну, а в качестве штурмовика, наносящего удары по наземным объектам, он свою непомерную стоимость не слишком оправдывает.

Все эти диспропорции и неоднозначности характеристик возникли отнюдь не от низкого профессионализма конструкторов. Просто создание принципиально новой машины требовало громадных финансовых затрат. И для получения намеченных в начале 80-х годов результатов необходимо было потратить существенно больше, чем 70 миллиардов.

Тропой компромиссов

Возникали компромиссы и технического характера. Ради малозаметности отказались от внешних подвесок ракет и бомб. А потому и невелик ударный потенциал. Из четырех внутренних отсеков в двух лишь по одной ракете, в двух — по четыре. При этом незыблемое требование заказчика заключалось в том, что запускаться они должны на всех полетных режимах — как по перегрузкам, так и по скорости. Как результат, запуск идет в два этапа. Вначале пневматика со скоростью 8 м/c выводит ракету из отсека, пробивая пограничный слой воздуха. Затем гидравлика отцепляет боеприпас и уводит его в сторону от самолета. На это уходит 0,9 сек.

В итоге было создали иерархию приоритетов. Во главу угла были поставлены летные качества истребителя. Высокая маневренность за счет геометрии планера двигателя с изменяющимся вектором тяги. Правда, изменения выполняются лишь в вертикальной плоскости, в отличие даже от Су-35, у которого тяга меняется еще и в горизонтальной плоскости.

Неизбежно больший ЭПР. Не стали придавать F-22 форму утюга, прозрачного для радаров. Добились 0,3 кв.м. Но больше снижать не стали, хотя и могли.

Поиски компромисса между малозаметностью и эффективностью бомбовых ударов также не удалось решить оптимальным образом. Хоть на поиски приемлемого решения и были истрачены значительные средства. И даже был создан новый тип бомб — с GPS-наведением. Дело в том, что в бомболюки «Раптора» не умещались бомбы с активной радиолокационной головкой. В случае же использования более компактных бомб с пассивной головкой необходимо «подсвечивать» цель. А это ставило бы крест на приемлемой малозаметности самолета. В результате F-22 вооружили бомбами с GPS-наведением.

За счет установленных на бомбе рулей она может маневрировать, изменять направление полета и «приземляться» на расстоянии до 30 километров от места сброса при максимальном отклонении от цели в 11 метров. При этом, строго говоря, бомба привязывается не к цели, а к точке земной поверхности с определенными координатами. Поэтому работа по маневрирующим целям у этого типа оружия малоэффективна. Есть и еще один минус. Самолет должен подходить к цели, которая, как правило, находится в зоне действия сил ПВО, на близкое расстояние. В связи с чем F-22 в качестве нагрузки при решении бомбардировочных задач имеет на борту ракеты, предназначенные для противостояния ПВО противника.

Главное, чтобы костюмчик сидел

При всей противоречивости машины на ней был реализован целый ряд прорывных технических решений. Сложных, дорогостоящих и при отладке весьма капризных. Наиболее характерный пример — система жизнеобеспечения пилота. Костюм пилота, имеющий противоперегрузочную, высотно-компенсационную и теплозащитную функции подключен не к баллону с кислородом, а к системе регенерации выдыхаемого воздуха. Система сложна и управляется компьютером. На случай ее отказа имеется традиционная система с кислородным баллоном, которую пилот должен включать вручную. (Сейчас переключение выполняется автоматически).

Однако когда истребитель уже эксплуатировался в строевых частях, несколько пилотов подали рапорт с просьбой освободить их от полетов на суперистребителе. Поскольку они испытывали острое удушье при выходе из маневров со значительной перегрузкой. Этому не придали большого значения. Тревогу забили лишь в 2010 году, когда погиб пилот, потеряв сознание при полете на Аляске.

Выяснилось, что при разработке не были учтены особенности работы клапана, стравливающего из костюма воздух. При выходе из маневра с перегрузкой давление подаваемого в костюм воздуха понижалось, но стравливание избыточного воздуха происходило с большим запаздыванием. В результате происходило спадание альвеол легких, пилот ощущал удушье со всеми вытекающими неприятными последствиями вплоть до потери сознания.

Систему экстренно доработали. И начали переоборудовать полторы сотни находившихся в строю машин. При этом более года F-22 было строго запрещено подниматься выше 5 тыс. метров (при потолке в 20 тыс.!). И был наложен запрет на ряд маневров.

В настоящий момент машина как бы доведена до ума. Но Пентагон до сих пор мучает вопрос: стоило ли тратить столь громадные деньги на ее разработку и производство? Ведь 185 «идеальных» в воздушном бою F-22 не заменят тысячи машин поколения 4++.

Урок был усвоен. В следующей разработке — F-35 — был избран принцип главного приоритета. Им стала малозаметность. Заказчик решил, что если самолет будет невидимкой, все остальное для него вторично. Что снова стало ошибкой. И ошибкой катастрофической. Дело в том, что максимальной малозаметностью и минимальной ценой для всех целей, кроме завоевания превосходства в воздухе, сегодня уверенно становятся беспилотники. Без расходов на помещение в ЛА пилота и рисков для него, БПЛА успешно справятся в войнах грядущего как с разведкой, РЭБ и с нанесением бомбо-штурмовых ударов.

А вот для завоевания превосходства в кубатуре пространства пилоты необходимы. И для этой цели приоритетами является не малый ЭПР машины, а скорость, маневр и мощь вооружения. Именно те характеристики, которым отдают предпочтение наши конструкторы.

ЛТХ F-22

Длина — 18,9 м

Высота — 5,09 м

Размах крыла — 13,56 м

Площадь крыла — 78,04 м

Масса пустого самолета — 19700 кг

Максимальная взлетная масса — 38000 кг

Эффективная поверхность рассеяния — 0,3−0,4 кв.м.

Тяга двигателей на форсаже — 2×15876 кгс

Максимальная скорость — 2700 км/ч

Максимальная бесфорсажная скорость — 2410 км/ч

Максимальная скорость у земли — 1490 км/ч

Боевой радиус — 760 км

Практический потолок — 20000 м

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9g

Вооружение — 20-мм пушка; 8 ракет «воздух-воздух» или 6 авиабомб во внутренних отсеках

Начало эксплуатации — 2005 год

Произведено 187 истребителей, потеряно 5.


http://svpressa.ru/post/article/97478/
http://inosmi.ru/world/20150910/230200794.html
https://topwar.ru/112674-amerikanskie-smi-sravnili-t-50-i-f-22-raptor.html
http://inosmi.ru/video/20170720/239856769.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-orujie.ru

Бой ПАК ФА Т-50 на МАКС-2017 (видео) и Ф-22 «Раптор»

Одним из главных событий летной программы первого дня МАКС-2017 стал показательный воздушный бой двух  истребителей пятого поколения ПАК ФА Т‑50 — с имитацией пуска ракет, условным поражением противника и попыткой последнего уйти от атаки (видео ниже). Истребителями управляли летчик-испытатель первого класса Сергей Чернышев и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. Во время показательного боя пилотами были также выполнены фигуры высшего пилотажа, в том числе «кобра Пугачева». Перспективный авиационный комплекс пятого поколения (ПАК ФА) Т-50 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. Совпадение проекций с Ф-22 «Раптор» неизбежно вызывает сравнение двух машин.
   

При этом надо признать прежде всего тот факт, что в данном случае перед нами просто выведенный в процессе аэродинамических продувок и компьютерного моделирования оптимальный вид летательного аппарата, обязанного (пусть и вразных пропорциях) сочетать в себе маневренность, малозаметность, высокую скорость  и при этом еще нести боевую нагрузку. В итоге, внешний вид и этих двух машин, и Ф-35, и их собратьев из других стран (КНР и Японии), практически идентичен.

Если учесть, что с начала разработки Ф-22 прошло около 40 лет, сам внешний вид, обводы и пропорции, повторенные в более поздних машинах, следует считать оптимальными при текущем уровне технического развития. Сравнивать сегодня боевые возможности Т-50 и Ф-22 в принципе бессмысленно по двум причинам — наша машина пока еще дорабатывается и судить о её возможностях можно лишь после обкатки в войсках, а американская банально снята с производства.

Задумайтесь на секунду — на разработку машгины потратили 70 миллиардов долларов и  20 лет до первого полета в 1997 году. Эксплуатировать начали с 2005 года, а в 2011 прекратили производство, выпустив всего лишь 187 штук вместо 1200! 150 млн долл. за экземпляр в старых и более полновесных долларах. При том, что Т-50 обошелся в опытных экземплярах (и ценах доллар по 30-ть) в полтора раза дешевле. В серии цена будет вдвое ниже.

А вот Ф-22 будут неизхбежно дорожать, потому что требуют переоснащения и в программном обеспечении, и той же системе рециркуляции воздуха, сбои в которой привели к гибели нескольких машин и пилотов (и запрету летать выше 5 км). Многие из систем, которые есть на Т-50, появятся для постановки на Ф-22 у янки лишь после 2020 года. Главным же является именно прекращение производства машины, слишком дорогой, слишком болезненной и не удовлетворившей заказчика.

Каким пойдет в серию ПАК ФА вообще говорить рано. Из точно известного  можно сказать лишь то, что наши традиционно отдали боевой нагрузке, дальности, скорости и маневреннсти большее предпочтение. Янки же сделали упор на малозаметность, при этом стараясь впихнуть невпихуемое — созранить скорость, мощь и маневр. Не срослось — свыше двух Махов слетает отражающее покрытие, маневр дюз осуществляется лишь в вертикальной плоскости, на запуск ракет после отдачи команды уходит около секунды (на скорости 1500 км/час самолет за это время пролетает 500 метров, что при лобовом схождении противников «съедает» километр.

Вообще, разработка  суперистребителя — история захватывающая. В ней и  бескомпромиссность заказчика, желавшего идеальный самолет, и виртуозное решение антагонистических проблем исполнителем, и бурные дебаты в Конгрессе, и неоднократное вмешательство президента, и загадочные смерти пилотов, и ограничение высотных режимов полета, и экстренная доработка машин, находящихся на боевом дежурстве… И серьезная нагрузка на национальный бюджет — одна лишь разработка F-22 обошлась налогоплательщику в 70 млрд. долларов.

Командование ВВС США, выдавая в 1981 году техническое задание выигравшей тендер компании Lockheed Martin, не рассчитывало на создание машины в ХХ веке. Потому что торопиться было некуда — только что начали поступать на вооружение истребители F-15, которые должны были обеспечить ударную мощь ВВС на долгие годы. Поэтому и потребовали, чтобы истребитель принципиально отличался по своим характеристикам от лучших машин такого класса, как американских, так и французских, и советских. Он должен быть выше всех на голову и в воздушном бою, и в работе по наземным целям. Именно что машина нового поколения.

Перестройка на марше

Самые высокие требования — к электронмике. От бортового компьютера требовалась фантастическая для 80-х годов производительность в 10 гигафлопс и оперативная память в один гигабайт (тогда это что-то за гранью). И разработчикам удалось решить столь сложную задачу на допотопном интелевском микропроцессоре i486. Однако в 1996 году, незадолго до первого полета первого опытного образца, Intel объявила о прекращении выпуска этого процессора. Это была первая мина, не устраненная и по сей день.

 ВВС и ВМФ США должны были получить порядка 1200 истребителей, с 80-ю процессорами в каждом. Lockheed Martin попыталась убедить чипсовую компанию продолжить выпуск процессора малыми сериями. Однако натолкнулась на непреклонный отказ. Обсуждение конфликта в парламенте ни к чему не привело.

Пришлось переделывать компьютер под новый процессор, а также писать новое программное обеспечение. Это повлекло за собой переделку целого ряда приборных систем. Миллиарды долларов и годы задержки. Такова оказалась цена «неограниченного лимита времени», отпущенного на разработку истребителя. И это была не единственная переделка, связанная с появлением новых технологий и комплектующих и отказом от устаревших.

Посчитали — прослезились

Начиная финансирование проекта, заказчик намеревался получить машину, «приятную во всех отношениях», которая стоила бы не дороже 40 млн. долларов. Потребность в ней, как уже было сказано, составляла 1200 единиц. Когда же по мере повышения стоимости технических решений возрастала и цена продукта, объем заказа периодически сокращался. В итоге, когда к концу 2011 года было построено 187 самолетов и прекращено их производство, каждый F-22 стоил уже почти 150 млн.

При этом машина получилась «несбалансированной». То есть в воздушном бою она не знает себе равных (теоретически, поскольку F-22 пока еще ни с кем не сражались). С точки зрения незаметности для радиолокаторов и прочих средств обнаружения цели самолет не сильно отличается от других машин, построенных с использованием стелс-технологий. Ну, а в качестве штурмовика, наносящего удары по наземным объектам, он свою непомерную стоимость не слишком оправдывает.

Все эти диспропорции и неоднозначности характеристик возникли отнюдь не от низкого профессионализма конструкторов.  Просто создание принципиально новой машины требовало громадных финансовых затрат. И для получения намеченных в начале 80-х годов результатов необходимо было потратить существенно больше, чем 70 миллиардов.

Тропой компромиссов

Возникали компромиссы и технического характера. Ради малозаметности отказались от  внешних подвесок ракет и бомб. А потому и невелик ударный потенциал. Из четырех внутренних отсеков в двух лишь по одной ракете, в двух — по четыре. При этом незыблемое требование заказчика заключалось в том, что запускаться они должны на всех полетных режимах — как по перегрузкам, так и по скорости. Как результат, запуск идет  в два этапа. Вначале пневматика со скоростью 8 м/c выводит ракету из отсека, пробивая пограничный слой воздуха. Затем гидравлика отцепляет боеприпас и уводит его в сторону от самолета. На это уходит 0,9 сек.

В  итоге было создали иерархию приоритетов. Во главу угла были поставлены летные качества истребителя. Высокая маневренность за счет геометрии планера двигателя с изменяющимся вектором тяги. Правда, изменения выполняются лишь в вертикальной плоскости, в отличие даже от Су-35, у которого тяга меняется еще и в горизонтальной плоскости.

Неизбежно больший ЭПР. Не стали придавать F-22 форму утюга, прозрачного для радаров. Добились 0,3 кв.м. Но больше снижать не стали, хотя и могли.

Поиски компромисса между малозаметностью и эффективностью бомбовых ударов также не удалось решить оптимальным образом. Хоть на поиски приемлемого решения и были истрачены значительные средства. И даже был создан новый тип бомб — с GPS-наведением. Дело в том, что в бомболюки «Раптора» не умещались бомбы с активной радиолокационной головкой. В случае же использования более компактных бомб с пассивной головкой необходимо «подсвечивать» цель. А это ставило бы крест на приемлемой малозаметности самолета. В результате F-22 вооружили бомбами с GPS-наведением.

За счет установленных на бомбе рулей она может маневрировать, изменять направление полета и «приземляться» на расстоянии до 30 километров от места сброса при максимальном отклонении от цели в 11 метров. При этом, строго говоря, бомба привязывается не к цели, а к точке земной поверхности с определенными координатами. Поэтому работа по маневрирующим целям у этого типа оружия малоэффективна. Есть и еще один минус. Самолет должен подходить к цели, которая, как правило, находится в зоне действия сил ПВО, на близкое расстояние. В связи с чем F-22 в качестве нагрузки при решении бомбардировочных задач имеет на борту ракеты, предназначенные для противостояния ПВО противника.

Главное, чтобы костюмчик сидел

При всей противоречивости машины на ней был реализован целый ряд прорывных технических решений. Сложных, дорогостоящих и при отладке весьма капризных. Наиболее характерный пример — система жизнеобеспечения пилота. Костюм пилота, имеющий противоперегрузочную, высотно-компенсационную и теплозащитную функции подключен не к баллону с кислородом, а к системе регенерации выдыхаемого воздуха. Система сложна и управляется компьютером. На случай ее отказа имеется традиционная система с кислородным баллоном, которую пилот должен включать вручную. (Сейчас переключение выполняется автоматически).

Однако когда истребитель уже эксплуатировался в строевых частях, несколько пилотов подали рапорт с просьбой освободить их от полетов на суперистребителе. Поскольку они испытывали острое удушье при выходе из маневров со значительной перегрузкой. Этому не придали большого значения. Тревогу забили лишь в 2010 году, когда погиб пилот, потеряв сознание при полете на Аляске.

Выяснилось, что при разработке не были учтены особенности работы клапана, стравливающего из костюма воздух. При выходе из маневра с перегрузкой давление подаваемого в костюм воздуха понижалось, но стравливание избыточного воздуха происходило с большим запаздыванием. В результате происходило спадание альвеол легких, пилот ощущал удушье со всеми вытекающими неприятными последствиями вплоть до потери сознания.

Систему экстренно доработали. И начали переоборудовать полторы сотни находившихся в строю машин. При этом более года F-22 было строго запрещено подниматься выше 5 тыс. метров (при потолке в 20 тыс.!). И был наложен запрет на ряд маневров.

В настоящий момент машина как бы доведена до ума. Но Пентагон до сих пор мучает вопрос: стоило ли тратить столь громадные деньги на ее разработку и производство? Ведь 185 «идеальных» в воздушном бою F-22 не заменят тысячи машин поколения 4++.

Урок был усвоен. В следующей разработке — F-35 — был избран принцип главного приоритета. Им стала малозаметность. Заказчик решил, что если самолет будет невидимкой, все остальное для него вторично. Что снова стало ошибкой. И ошибкой катастрофической. Дело в том, что максимальной малозаметностью и минимальной ценой для всех целей, кроме завоевания превосходства в воздухе, сегодня уверенно становятся беспилотники. Без расходов на помещение в ЛА пилота и рисков для него, БПЛА успешно справятся в войнах грядущего как с разведкой, РЭБ и с нанесением бомбо-штурмовых ударов.

А вот для завоевания превосходства в кубатуре пространства пилоты необходимы. И для этой цели приоритетами является не малый ЭПР машины, а скорость, маневр и мощь вооружения. Именно те характеристики, которым отдают предпочтение наши конструкторы.

ЛТХ F-22

Длина — 18,9 м

Высота — 5,09 м

Размах крыла — 13,56 м

Площадь крыла — 78,04 м

Масса пустого самолета — 19700 кг

Максимальная взлетная масса — 38000 кг

Эффективная поверхность рассеяния — 0,3−0,4 кв.м.

Тяга двигателей на форсаже — 2×15876 кгс

Максимальная скорость — 2700 км/ч

Максимальная бесфорсажная скорость — 2410 км/ч

Максимальная скорость у земли — 1490 км/ч

Боевой радиус — 760 км

Практический потолок — 20000 м

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9g

Вооружение — 20-мм пушка; 8 ракет «воздух-воздух» или 6 авиабомб во внутренних отсеках

Начало эксплуатации — 2005 год

Произведено 187 истребителей, потеряно 5.


http://svpressa.ru/post/article/97478/
http://inosmi.ru/world/20150910/230200794.html
https://topwar.ru/112674-amerikanskie-smi-sravnili-t-50-i-f-22-raptor.html
http://inosmi.ru/video/20170720/239856769.html

naspravdi.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *