Что такое фрегат… Фрегат — военно-морской термин для обозначения класса военных кораблей
Корабли бывают разными. И у каждого имеется свое название. Часто можно услышать вопрос: что такое фрегат? Чем отличается эта модель от остальных? Каково ее предназначение? Обо всем этом расскажет данная статья.
Определение
Что значит «фрегат»? Таким термином называют класс кораблей военно-морского типа, которые предназначены для того, чтобы отыскивать и уничтожать в морях атомные подводные лодки. Также фрегат служат для разрушения противоракетной и противовоздушной обороны на авианосцах. Этим же словом называли в старые времена парусные корабли.
Из истории
Итак, что такое фрегат? Раньше это был военный корабль с тремя мачтами и полным парусным вооружением. На нем находилась одна или две закрытых либо открытых палубы с орудиями. Отличие фрегата от линейных парусных кораблей заключалось в меньших размерах, а также артиллерийском вооружении. Предназначались эти судна для крейсерской службы либо разведки дальнего типа. Таким образом, применялись они как в интересах линейного флота, так и в боевых действиях для уничтожения или захвата торговых кораблей. Можно рассматривать фрегаты как предков современных крейсеров.
Новое время
Что такое фрегат в настоящее время? Это боевое судно водоизмещением от трех до шести тысяч тонн, которое оснащено ракетным управляемым оружием. Основным назначением кораблей является борьба с подводным и воздушным противником в моменты сопровождения основных сил либо важных конвоев. Фрегат – это универсальное эскортное судно, которое способно действовать на любом расстоянии от берега. Такое определение было дано в 1975 году классификацией НАТО.
На практике число задач корабля данного класса значительно больше: от выполнения патрулирования в открытых районах и прибрежной зоне до участия в войнах в качестве огневой поддержки наземных войск. Сюда же следует добавить демонстрацию флага, боевые походы, участие в поисковых и спасательных операциях, а также учениях.
Особенности кораблей
Значение слова «фрегат» в военно-морской технике подразумевает компромисс. Ведь это скромное боевое судно может стать и этаким «супергероем». Смыслом появления фрегатов является экономия взамен массовости. Специфика задач дозора и сопровождения подразумевает разброс сил. Это требует снижения стоимости кораблей. Поэтому их боевые способности приносятся в жертву экономии. Для того чтобы не выйти за рамки сметы, инженерам приходится сокращать комплекс оружия, отказываться от многих систем радиоэлектроники. Они заменяют полноценные гидроакустические комплексы и радары на аналоги со значительно ухудшенными характеристиками.
Слишком плотная компоновка и небольшие размеры плохо сказываются на живучести судна. Давно стало понятно, что современные фрегаты – это небоеспособные судна, которые только прикидываются боевыми кораблями. Военные США смогли в этом убедиться, когда их фрегат не смог отбить нападение одного самолета иракских военных. Он получил две ракеты в борт и едва не затонул. Пострадало 37 моряков. Таким образом, американцы наотрез отказались от дальнейшего производства кораблей класса «фрегат». Отзывы, так сказать, не очень хорошие.
В таком небольшом корпусе оказалось нереально разместить все необходимое вооружение и системы. Для того чтобы все характеристики были на приемлемом уровне, необходим эсминец с водоизмещением как минимум 8 тысяч тонн.
Фрегаты и научный прогресс
Но время не стоит на месте. А вместе с ним и технический прогресс. Достижения в области микроэлектроники позволили значительно уменьшить размеры систем радиотехники. Теперь малые размеры стали преимуществом. Фрегат нового века стал универсальным боевым кораблем, который способен участвовать в военных столкновениях малой интенсивности, а также выполнять почти все задачи, стоящие перед военно-морским флотом в современных реалиях.
Бесспорно, фрегат уступает эсминцу. Но безлимитными финансами обладает только Пентагон, а кораблестроители остальных стран вынуждены искать компромиссы и строить эффективные судна без сумасшедших трат и с минимальным количеством необходимого оборудования.
Давайте рассмотрим некоторые современные модели.
«Турецкий гамбит»
Водоизмещение этого корабля составляет более четырех тысяч тонн. В экипаж входит 220 человек. Разгоняется корабль до 30 узлов за счет двух газовых турбин. При скорости в 18 узлов запаса топлива хватает на пять тысяч миль.
Система вооружения включает достаточно обширный арсенал. Здесь и пусковые установки с зенитными ракетами, и артиллерийская система, и торпеды. Имеется и противолодочный вертолет.
Турецкие фрегаты типа G на самом деле сделаны в США, но потом переданы Турции после 15 лет службы. Внешне они почти не изменились, но вооружение и системы были модернизированы.
Преимуществами турецких фрегатов являются очень хороший зенитный боекомплект и высокая автономность.
К недостаткам стоит отнести устаревшую конструкцию и одновальную схему.
Корабли «Тальвар»
Что такое фрегат «Тальвар»? Это судно с водоизмещением в 4 тысячи тонн и экипажем 180 человек. Скорость полного хода – также 30 узлов. Стоимость одного судна составляет 500 миллионов долларов. Немало, но и не очень много для такой техники. Система вооружения включает крылатые ракеты, пусковую и ракетно-артиллерийскую установку, бомбомет, торпедочные аппараты. Также на борту имеется вертолет.
Это серия из шести фрегатов, которые были построены в России, но принадлежат Индии. Базой послужили советские наработки в области кораблестроения. Таким образом, «Тальвар», приобретя новую современную электронику и вооружение, превратился в один из самых интересных кораблей нового века. Он относительно недорогой, эффективный и несложный.
Достоинства:
- Сильное вооружение.
- Универсальность.
Недостатки:
- Ограниченные возможности противовоздушной обороны.
- Малый запас топлива.
Сингапурский фрегат родом из Франции
Водоизмещение корабля составляет 3200 тонн, а экипаж – 90 человек. Полная скорость доходит до 27 узлов.
В вооружение входят зенитные ракеты, противокорабельные орудия, артиллерия, торпеды. На борту есть вертолет для борьбы с лодками.
Это самые современные судна боевого типа во всей Юго-Восточной Азии. Шесть сингапурских фрегатов, которые относятся к типу «Формидебл», обладают самыми современными техническими решениями и уникальной электроникой. Их система вооружения является одной из самых эффективных в современности. В облике проглядываются черты французских фрегатов, так как это их модификации.
Появилось французское судно в 1996 году. Название – «Лафайет». Оно сразу же заинтриговало, так как впервые применялась технология «стелс». Для фрегата это было новшеством. Кроме того, на борту было приличное вооружение, а мореходные качества были отменными. Таким образом, кораблестроители получили огромное число заказов, по всему миру распространились модификации. Каждая отличалась от других собственным набором оборудования и вооружения. Ведь основная конструкция позволяла воплотить любые пожелания заказчиков. При прочих равных сингапурский вариант стал наиболее удачным.
Подводя итоги, стоит напомнить, что фрегат – военно-морской термин, который обозначает легкий военный корабль, предназначенный для самых разных операций. С течением времени модели улучшались, и, возможно, в будущем фрегаты станут вполне грозной силой военно-морского флота.
fb.ru
ЭСМИНЦЫ И ФРЕГАТЫ БУДУЩЕГО « WaterWorld || Водный мир — интернет журнал
«Замволт» – морской призрак
Пока Россия, Китай и страны Европы только проектируют боевые корабли будущего, американцы вплотную подошли к принятию на вооружение самого футуристичного судна современности – эсминца DDG-1000. Он построен на верфи Bath Iron Works, которая находится в штате Мэн. Это первый боевой корабль класса «Замволт». DDG-1000 Zumwalt был спущен на воду совсем недавно – 29 октября 2013 года. Его примут на вооружение уже в этом году.
Главный козырь DDG‑1000 – использование технологий «стелс». Чтобы сделать корабль малозаметным, разработчики решили придать его корпусу уникальную форму. «Замволт» выглядит так, будто сошел со страниц книг писателей-фантастов. Внешне он напоминает этакий F-117 морских пучин. Чтобы сделать его еще менее заметным, в конструкции использованы новейшие композитные материалы.
Эсминец получился довольно большим – он превосходит другие корабли своего класса. Водоизмещение «Замволта» больше 14000 т. Длина – 183 м, ширина – больше 24 м. Однако за счет высокой автоматизации экипаж составляет всего 148 человек. Две газотурбинные установки Rolls-Royce MT30 позволяют развивать максимальную скорость – 55 км/ч.
Эсминец «Замволт» назван в честь адмирала ВМС США Элмо Зумвалта, одного из самых известных реформаторов в истории американского флота. Во второй половине XX века Зумвалт сделал все возможное, чтобы жизнь американских моряков стала легче. Адмирал известен также своим активным участием во Вьетнамской кампании.
©Micheal Brown
Корабли типа «Замволт» предназначены для борьбы с авиацией, подводными лодками и судами противника. Они также могут наносить мощные ракетные удары по территории врага. Для решения основных боевых задач «Замволт» имеет двадцать пусковых установок и может нести на борту 80 крылатых ракет «Томагавк». Против кораблей и подводных лодок эсминец может использовать и противолодочные ракеты RUM-139. Зенитное вооружение «Замволта» состоит из ракет RIM-162 и двух артиллерийских установок Mk. 110. Имеет корабль и крупнокалиберную артиллерию: на его борту находятся два 155-миллиметровых орудия AGS, разработанных специально для эсминцев этого типа. Артиллерийская установка может уверенно поражать цели на дистанции до 100 км. Наконец, корабль несет на борту вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk и небольшую эскадрилью беспилотников.
Несмотря на свою инновационность, «Замволт» не лишен недостатков. Требования малозаметности идут вразрез с проверенными технологиями кораблестроения. Например, угловатый корпус «Замволта» делает его менее устойчивым к морской стихии. Помимо этого, судно несет и меньший объем вооружения, чем некоторые менее «продвинутые» аналоги. Есть у «Замволта» и еще один, пожалуй, главный недостаток – его цена. Она варьируется от 1,4 млрд. до 3,2 млрд. долларов.
С учетом резкого сокращения военных расходов американцы давно отказались от первоначальных планов приобретения 32 таких кораблей. Сначала общее число эсминцев типа «Замволт» сократили до 24 единиц, потом до семи. Сейчас заказ ВМС США и вовсе рассчитан на постройку лишь трех кораблей этого типа. Впрочем, за судьбу новейших эсминцев беспокоиться не стоит. Растущее соперничество между США и Китаем в Тихом океане диктует американцам новые условия геополитической игры. Игры, в которой не последняя роль отводится мощному и современному флоту. Последний из кораблей типа «Замволт» должен встать в строй не позднее 2018 года.
Cамое футуристичное судно современности – эсминец DDG-1000 / ©Analystsforchange
Эсминец DDG-1000 на верфи / ©Topwar
Огромная стоимость «Замволта» вынудила американцев вернуться к производству эсминцев четвертого поколения типа «Арли Бёрк». Эти мощнейшие корабли могут нести до 56 крылатых ракет «Томагавк». На данный момент на службе ВМС США находится 62 таких корабля. В дополнение к ним американцы хотят построить еще 10.
Суровый русский корабль
Сегодня Россия столкнулась с необходимостью модернизации своего флота. Действительно, многие корабли ВМФ России были построены еще в СССР и устарели как морально, так и физически. Руководство флота вынашивает амбициозные планы создания эсминца, который смог бы заменить сразу несколько типов боевых кораблей. Концепт российского эсминца будущего получил обозначение «проект 21956». Новый корабль придет на смену эсминцам типа «Современный», ракетным крейсерам типа «Атлант» и некоторым большим противолодочным судам.
О новом российском корабле известно относительно мало. Проект эсминца был представлен в 2007 году и в наше время существует лишь на бумаге. Его появление на свет публика восприняла с изрядной долей скептицизма. Концепт был мало проработан и требовал серьезных корректив.
Сейчас доподлинно известно одно – отечественные разработчики решили пойти по пути зарубежных коллег и сделать эсминец малозаметным. С технологической точки зрения «проект 21956» станет менее революционным, чем американский «Замволт». Хорошо это или плохо, сказать трудно: российский флот в любом случае не может позволить себе трат, сопоставимых с тратами американского флота.
«Проект 21956» будет универсальным кораблем и сможет действовать в составе как небольших групп, так и крупных флотилий.
Российский эсминец будущего – «проект 21956» / ©Jercitos
Новый корабль будет иметь полное водоизмещение 9000 т. Его длина превысит 160 м, а ширина составит 19 м. На борту эсминца будут нести службу 300 матросов и офицеров.
Главным орудием корабля станут перспективные крылатые ракеты «Калибр», которые разместятся в 16 пусковых установках. Максимальная дальность полета таких ракет – 220 км. Эсминец получит и противолодочную модификацию этой ракеты – «Калибр-ПЛЭ». На борту установят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф и зенитную артиллерийскую установку «Кортик». Крупнокалиберная артиллерия эсминца представлена одним 130-миллиметровым орудием.
О дальнейшей судьбе проекта судить сложно. Строительство первого эсминца этого типа может быть начато уже в текущем году. Впрочем, руководство ВМФ России называть какие-либо сроки реализации проекта пока не спешит.
Но надежды российского флота связаны не только с этим кораблем. Сегодня ВМС разрабатывают два типа новейших фрегатов со столь же традиционными неромантичными названиями – «проект 22350» и «проект 11356». Эти корабли уже заложены и должны были быть введены в строй в конце прошлого года. Фрегаты «проекта 22350» несколько крупнее кораблей проекта 11356 (последний разработан на базе экспортного фрегата «Тальвар»).
«Проект 22350» – фрегат дальней морской зоны. В его конструкции нашли свое применение новейшие композитные материалы, снижающие радиолокационную заметность. Сейчас строятся три судна этого типа, а всего российский флот заинтересован в приобретении восьми таких кораблей.
Прорабатывается сегодня концепт и еще одного фрегата дальней морской зоны – «проект 22356». Перспективный корабль планируется оснастить ракетами «Калибр», а также зенитно-ракетными комплексами С-300Ф и «Штиль». Если концепт получит путевку в жизнь, то фрегат «проекта 22356» может стать самым мощным в мире кораблем этого класса.
Российский эсминец будущего – «проект 21956» / ©Jercitos
В будущем роль авиации во флотах ведущих мировых держав будет расти. Но к привычным палубным самолетам прибавятся еще и беспилотные летательные аппараты. В XXI веке боевые корабли и вовсе могут лишиться наступательного вооружения, поскольку нанесение ударов будет целиком отдано палубным беспилотникам.
Корабль «проекта 22350» и корабль «проекта 11356» / ©Taringa.net/А.В.Карпенко
Разработка «проекта 21956» свидетельствует о коренном изменении в политике комплектации отечественного флота. Если в советское время строилось огромное количество самых разных боевых кораблей, то сейчас взят курс на максимальную унификацию. Такой подход можно считать правильным, ведь обслуживание большого количества различных кораблей – очень сложная задача.
Британский лев и галльский петух
Даже если напрячь все свое воображение, представить, как будут выглядеть боевые корабли далекого будущего – нереально. Американцы тратят миллиарды долларов на проработку облика боевой техники завтрашнего дня, а европейцы делают все, чтобы от них не отставать.
Не желает окончательно расставаться со статусом «владычицы морей» Великобритания. Не так давно англичане вынесли на суд общественности свое видение фрегата будущего. Концепт пока назвали Type 26 GCS. Он создается в рамках программы Global Combat Ship, призванной обеспечить флот Ее Величества новейшими боевыми кораблями. За разработку взялась известная английская компания BAE Systems – один из крупнейших в мире производителей оружия.
Фрегат Type 26 создается с учетом популярной в наше время модульной концепции вооружений. В зависимости от поставленной задачи, корабль будет комплектоваться разным вооружением и другой полезной нагрузкой. Не забыли британцы и о технологии «стелс»: Type 26 станет одним из самых малозаметных боевых кораблей в мире. А еще корабль рассчитан на выполнение десантных операций. На его палубе смогут приземлиться даже тяжелые военно-транспортные вертолеты. Водоизмещение судна превысит 5000 т, длина его достигнет 150 м. Англичане хотят приобрести 13 таких кораблей.
Побороться за рынок морских вооружений намерены и французы. Пятая республика финансирует амбициозную программу Advansea. Построенные в рамках нее боевые корабли будут не только двигаться за счет электричества, но и иметь принципиально новые типы вооружений: лазерное и электромагнитное. Первое будет применяться для борьбы с воздушными целями. Электромагнитные орудия станут главным калибром судна. Достоинство столь оригинального подхода в том, что лазерные и электромагнитные установки не требуют тяжелых боеприпасов, а потому борт корабля освободится для других нужд.
Но чтобы реализовать задуманное, французам придется ответить на ключевой вопрос: где найти энергию для всего этого. Сами разработчики планируют оборудовать корабль энергетической установкой мощностью 20 МВт. Есть проблемы и с уровнем технологической готовности вооружений. Сегодня активно испытываются пока только лазерные установки. А вот первые серьезные испытания элетромагнитного вооружения начнутся лишь в 2018 году. Но даже если от перспективного оружия придется отказаться, корабль все равно может увидеть свет: помимо этого, на борту Advansea могут быть размещены и обычные управляемые ракеты.
Водоизмещение судна составит 4500 т, длина – 120 м. Скорее всего, реализация проекта начнется после 2020 года.
Концепт Type 26 GCS / ©Tv.com
В наше время эсминцы и фрегаты являются самыми востребованными типами крупных боевых кораблей. Конечно, по своему потенциалу они не сравнятся с авианосцами, но далеко не все страны могут себе позволить иметь авианесущие корабли. А вот крупные крейсера, такие, как «Петр Великий», на сегодняшний день устарели концептуально. При гораздо меньших размерах эсминцы могут нести нагрузку, соизмеримую с вооружением морских гигантов.
Французский боевой корабль Advansea / ©Dimitar Stavrev
Сейчас на Западе активно разрабатываются корабельные лазерные системы. Как правило, они создаются для предотвращения ракетной угрозы и для борьбы с авиацией противника. Одним из самых известных проектов корабельных лазерных систем является TLS (Tactical Laser System). Этот комплекс способен эффективно поражать цели на дальности 3 км. Более мощные лазерные системы вскоре смогут уничтожать вражескую технику на дистанции свыше 50 км.
«Ныряющий» фрегат и боевые роботы
Один из самых удивительных концептов последних лет – это надводно-подводный корабль SMX-25. Его разработала французская компания DKNS. Французское чудо сочетает достоинства надводного судна и подводной лодки: скрытность и мобильность. «Ныряющий» фрегат сможет очень быстро добраться до любой точки планеты за счет высокой надводной скорости. А вот удар по противнику нанесет из подводного положения.
В небоевой обстановке SMX-25 будет находиться на поверхности и выполнять роль фрегата. Над водой он будет передвигаться с помощью газотурбинного двигателя, а под водой – за счет электромоторов.
Корабль получит вооружение, состоящее из 16 ракет и торпед, размещенных в четырех торпедных аппаратах. Водоизмещение его составит 3000 т, а длина – 109 м. Высокий уровень автоматизации заменит лишние руки, поэтому численность экипажа на судне не должна превысить 27 человек.
Попытки создать нечто похожее предпринимались и раньше. Но именно французы подошли к реализации идеи ближе, чем кто бы то ни было. Представители компании DKNS заявляют, что они готовы приступить к постройке ныряющего фрегата уже сегодня. Однако самые оптимистичные сроки окончания строительства – 2016‑2017 годы.
Еще один невероятный концепт разрабатывает сейчас британская компания BAE Systems. Идею создания UXV Combatant англичане позаимствовали у популярных нынче беспилотников. Но корабль – не просто перспективный проект. Возможно, англичане создали новый класс военного судна: специализированный носитель боевых беспилотных летательных аппаратов. Обладая размерами эсминца, корабль по своему боевому потенциалу сможет вплотную приблизиться к малым авианосцам. Идея дизайна судна перекликается с уже принятым на вооружение новейшим британским эсминцем Type 45. UXV Combatant тоже станет малозаметным кораблем. Помимо дронов, его вооружение будет включать в себя ракеты большой дальности и орудия разного калибра.
Одна из особенностей концепта – многофункциональность. В зависимости от поставленной задачи, корабль будет брать на борт нужное оснащение, а еще выполнять боевые задачи и вовсе без дронов. Беспилотники будут доставляться на борт корабля лишь в том случае, если они понадобятся.
Надводно-подводный корабль SMX-25 / ©Topwar
Надводно-подводный корабль SMX-25 / ©Topwar
Источник
Источник moryakukrainy
Оригинал взят у specnazspn
wwportal.com
Корабли широкого профиля » Военное обозрение
Российский Военно-морской флот нуждается в быстром пополнении – прежде всего фрегатами и корветами, способными выполнять широкий круг задач. Затруднения, возникшие при строительстве современных кораблей, вынуждают обращаться к проверенным решениям. Таким, например, как фрегат проекта 11356.«Рабочих лошадок» мало
Сегодня перед командованием ВМФ России со всей остротой стоит проблема срочной замены в корабельном составе своих оперативно-стратегических объединений выслуживших свой срок «ветеранов» советской постройки. К сожалению, капитальный ремонт с модернизацией для многих из них крайне затруднен по конструкционным особенностям. Ведь в морских КБ не предполагали, что спроектированным ими детищам придется оставаться в строю больше 25–30 лет.
В результате наш ВМФ оказался перед безрадостной перспективой: если экстренно не увеличить количество вновь построенных боевых единиц, к концу текущего – началу следующего десятилетия произойдет обвальное сокращение корабельного состава. В наибольшей степени за счет «рабочих лошадок» – БПК проекта 1155, еще сохраняющихся сторожевиков проекта 1135 и эсминцев проекта 956.
При этом следует понимать, что имеющихся на флотах 25 СКР, ЭМ и БПК («советское трио») уже сейчас не хватает для выполнения всех возлагаемых на ВМФ задач. К тому же реально находятся в строю не более 15–16 из них, остальные либо законсервированы, либо в затянувшемся ремонте. К 2025 году шансами продолжить службу обладают не более трех-четырех сторожевиков, эсминцев и БПК, «рожденных» в СССР. Таким образом, в течение 15 лет российскому ВМФ необходимо получить не менее 20 современных фрегатов, способных возместить отсутствие кораблей трех названных выше классов.
Особняком стоит проблема ракетных крейсеров. Здесь ведется проработка вопроса о восстановлении трех ТАРКР проекта 1144, а также модернизации «Петра Великого». Обсуждается и возможность капитального ремонта трех кораблей проекта 1164. Дополнить либо заменить советские крейсера должен эсминец нового поколения, насколько можно судить по имеющейся информации, соответствующий им по боевым возможностям и практически не уступающий по размерам (более 10 тысяч тонн водоизмещения, боекомплект универсального корабельного стрельбового комплекса – более 100 ракет различных типов). Однако осуществление проекта пока не началось.

Компенсировать списание «советского трио» изначально должен был фрегат проекта 22350 – боевой корабль нового поколения, разработанный Северным ПКБ. При относительно скромном водоизмещении (до 4500 тонн) он обладает внушительной огневой мощью: типовое снаряжение его пусковых установок – 16 сверхзвуковых ПКР «Оникс» и 32 ЗУР средней дальности. Это примерно соответствует огневой мощи эсминцев проекта 956ЭМ, которые имеют 8 ПКР и 48 зенитных ракет, при этом пуск последних осуществляется с помощью устаревших станковых ПУ.
Помимо перечисленного, фрегат проекта 22350 располагает внушительным арсеналом ПВО ближнего боя, противолодочным вооружением, вертолетом, оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Словом, речь идет о достойной замене боевых единиц советской постройки.
К сожалению, здесь отрицательную роль сыграл фактор времени. «Адмирал Горшков» был заложен в 2006-м, спущен на воду осенью 2010-го и уже в нынешнем году должен выйти в море на испытания. Его собрата – «Адмирала Касатонова» заложили на стапеле тремя годами позже и, как ожидается, введут в строй в 2012–2013 годах. Всего при ритмичном финансировании в текущем десятилетии могут быть построены примерно 8–10 кораблей этого проекта, а до 2025 года – 12–14. Беда в том, что такого количества явно недостаточно. Естественным решением представляется увеличение объема строительства. Однако в нынешних условиях это не так легко сделать, и трудности связаны не только и не столько с деньгами.
Проверенный вариант
Постройка фрегатов проекта 11356 для индийских ВМС – одна из самых успешных экспортных работ российского ОПК. В начале 2000-х Индии передали три корабля, изготовленных на питерских верфях, а ныне на заводе «Янтарь» в Калининграде завершаются работы еще на трех фрегатах. Освоенный промышленностью, имеющий прочные и хорошо знакомые флоту «корни» в виде СКР проекта 1135, именно этот корабль был выбран в качестве «резервного варианта» пополнения ВМФ России и «Янтарь» получил заказ от Минобороны РФ.
Сперва речь шла о трех боевых единицах для Черноморского флота, и головной «Адмирал Григорович» был заложен осенью 2010 года. Почти одновременно началось строительство «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова». С учетом уже освоенного процесса постройки фрегатов к осени 2014 года все три «Адмирала» должны вступить в строй. Вместе с тем с самого начала было ясно, что этим дело не ограничится – в срочном пополнении нуждается не только Черноморский флот, да и тому нужно как минимум пять новых кораблей. В результате сейчас говорится уже о шести «триста пятьдесят шестых», и это явно не последнее увеличение заказа.
Проект, созданный на основе отработанной еще в советское время базовой платформы 1135, становится настоящим спасением. Освоенный промышленностью, с полным циклом строительства меньше трех лет и отличными ходовыми характеристиками корабль – чем не решение проблемы. Предстояло только модернизировать «начинку». Системы, которыми оснащаются индийские фрегаты, не полностью соответствуют требованиям ВМФ России. В частности, речь идет о ЗРК «Ураган» с одноканальной палубной пусковой установкой, которая не позволяет реализовать все возможности современного оборудования и ракет, о ряде элементов радиоэлектронной аппаратуры, о боевой информационно-управляющей системе и т. д.
Для того чтобы улучшить характеристики корабля, проект доработали с использованием ряда элементов оснащения, позаимствованных у проекта 22350, в частности универсальных корабельных стрельбовых комплексов, БИУС «Сигма» и т. д.
Обновленный фрегат уступает своему перспективному собрату по водоизмещению (4000 тонн против 4500), количеству пусковых установок УКСК (8 вместо 16), мощи артиллерийского вооружения (100-мм универсальная артустановка, а не 130-мм) и скрытности – в конструкцию фрегата проекта 22350 внедрено значительно больше элементов, снижающих радиолокационную заметность, по сравнению с 11356. Однако значительно меньшая цена и высокая скорость постройки компенсируют различия.
От успешной реализации программы зависит очень многое. Если «Янтарь» успешно справится с задачей, в дальнейшем к строительству фрегатов подключатся и другие предприятия. Вероятность успеха при этом весьма высока – индийский заказ продемонстрировал способность специалистов калининградского завода трудиться быстро и качественно, вопрос лишь в регулярном финансировании.
Исчезновение и возрождение
Классификация – один из самых интересных вопросов современного флота. Здесь наблюдается значительный разнобой. Одни и те же боевые единицы могут в разных странах называться сторожевыми, патрульными, эскортными кораблями, корветами, фрегатами. Одна и та же боевая единица во второй половине XX века за время своей жизни считалась эсминцем и крейсером, эсминцем и фрегатом, фрегатом и крейсером и т. д. в зависимости от «политического курса». К концу минувшего столетия отчетливо возобладала тенденция «понижения уровня» – корабли, вполне соответствующие по возможностям и задачам классическим крейсерам (советские ЭМ проекта 956, американские «Орли Берк»), причислили к эсминцам.
Сегодня, помимо прочего, ВМФ России отходит от принятой ранее классификации кораблей младших рангов – малых противолодочных и ракетных кораблей, сторожевиков – в пользу западной схемы «корвет/фрегат». Какое содержание сегодня несут возрожденные понятия, существующие еще с давних парусных времен?
200 лет назад все моряки знали: и корвет, и фрегат – трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом последний (этимология слова «фрегат» и поныне представляет собой загадку, но используется оно практически во всех европейских языках), как и сейчас, был классом выше корвета. Наиболее мощные фрегаты сражались в линии баталии наряду с линкорами. Фрегат имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две – открытую и закрытую) и нес 30–50 пушек (5–6-й ранг), в том числе тяжелых.
Уступая линкорам по основным размерениям, огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее и выполняли роль «прислуги за все» – от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.
Корветы (франц. corvette – легкий военный корабль, малый фрегат, голланд. corver – корабль-охотник) очень тесно пересекались с так называемыми малыми фрегатами (менее 30 пушек), находившимися, как и корветы, уже «вне рангов». Отличались корветы от малых фрегатов главным образом отсутствием закрытой батареи и также были многоцелевыми кораблями. Они выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, пугая туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушками и десантом.
Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах XIX века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены. Практически всю нишу этих классов заняли сменившие их крейсера. К ним затем присоединились миноносцы и эсминцы, которые постепенно, с ростом ТТХ все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.
Корветы и фрегаты как класс вернула к жизни Вторая мировая война, когда оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров не хватает для выполнения важнейшей задачи – сопровождения конвоев, ставших воистину кровеносными сосудами Объединенных Наций. Кроме того, эсминцы, не говоря уже о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для подобных целей.
Так забытые было два класса возродились вновь. Корветы с водоизмещением в пределах тысячи тонн вооружались артиллерией калибра до 76–100 миллиметров, 20–40-миллиметровыми зенитными автоматами (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. У них было довольно солидное радиоэлектронное вооружение, что называется «джентльменский набор»: РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен – знаменитый британский «тип 271» сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV) и высокоточный пеленгатор «хаф-даф». Под это описание, скажем, подходят широко известные британские корветы «цветочной серии» (Flower), размноженные в 267 экземплярах и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, «Либерти» и танкеры из США в Великобританию, те же «Либерти» и советские транспорты из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск… Они всюду находили себе место. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.
Эту проблему как раз решали фрегаты, например британский тип River. Солидные корабли, 1370 «длинных тонн» водоизмещения в стандарте, 1830 полного водоизмещения, силовая установка мощностью от 5000 до 6500 лошадиных сил (паротурбинная либо паромашинная) и скорость более 20 узлов. В отличие от корветов они уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. И вооружение имели более солидное, чем собратья: пара 102-мм (или 114-мм) пушек, до десятка зенитных «Эрликонов», а также РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинных бомб (до полутора сотен), достаточным для серьезного противодействия подлодкам по пути следования конвоя.
Современный облик корветы и фрегаты приобрели уже в 60–70-х годах благодаря ракетному вооружению. Именно тогда начался резкий рост числа кораблей УРО (управляемого ракетного вооружения) во всех более или менее серьезных флотах, прежде всего именно за счет относительно дешевых единиц двух этих классов. К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5–2 тысяч тонн корветы, до 4–5 тысяч тонн фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. «Многозадачность» определялась возможностями вооружения. Противолодочный потенциал оставался основным. Мощные гидроакустические комплексы (ГАК), объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами и/или ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами) и наличием (для фрегатов) палубного вертолета по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме «охотников за ПЛ».
Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК малой дальности и ближнего боя, а компактные ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору – «Гарпун» и «Экзосет») завершили превращение корветов и фрегатов в многоцелевые боевые единицы, способные выполнять большую часть задач надводного флота.
Возвращение к истокам?
Сегодня развитие корветов и фрегатов, равно как и кораблей «старших классов» – эсминцев и крейсеров, вышло на новый виток благодаря универсальным пусковым установкам, позволившим резко расширить номенклатуру вооружения. В шахтах современных УВП можно разместить все что угодно – от стратегической крылатой ракеты до «пакета» легких ЗУР ближнего боя.
В результате традиционная классификация утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь в целом к разнице в объеме боезапаса, дальности плавания и мореходности. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим легким и тяжелым крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяют назвать его кораблем современной «линии баталии». Это, в частности, подтверждается классификацией, которая на Западе присвоена советским крейсерам проекта 1144 – в НАТО они обозначаются как Battle Cruiser, линейные крейсера.
Вполне возможно, что имеет смысл возвращение к старинной ранговой классификации, когда ракетные корабли будут делиться на ранги в зависимости от количества пусковых «гнезд» своих УВП подобно тому, как линкоры парусных времен делились на ранги по числу пушек.
topwar.ru