Содержание

А зори здесь тихие | Краткое содержание

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идет война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов — девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо нее присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли ее близких. После их гибели Женя перешла фронт. Ее подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью — прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Ее судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать ее отделение. Разъезд располагается неподалеку от города, где живут ее мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путем через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озерами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев — они наверняка пойдут окружным путем. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она — дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Ее отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушел добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там ее «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала ее на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведет девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой — трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остается около трех часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду — доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают ее. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает ее и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдает себя, и немцы убивают ее.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удается уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придет. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает ее в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о ее сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много верст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.


Обращаем ваше внимание, что краткое содержание "А зори здесь тихие" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Интересно, почему после того как Борис Васильев поменял в начатой работе (где было написано около семи страниц) главных героев с мужчин на девушек, дело пошло и повесть оказалась весьма успешной. Автор отметил, что женщин на войне воевало около 300 тысяч, но о них никто толком не писал, хотя именно им на фронте было труднее всего.

Даже если вы прочитали краткое содержание "А зори здесь тихие", обязательно потом прочтите повесть целиком.

reedcafe.ru

А зори здесь тихие… — ТОП КНИГ

Автор: Васильев Б. В.

Год выпуска книги: 1969

Повесть Васильева «А зори здесь тихие» читать стало популярным после выхода одноименного фильма в 1972 году. Произведение основное на реальных событиях Второй мировой войны произвело фурор и как и другие подобные произведения пользуется и сейчас огромным успехом.  Это позволило повести «А зори здесь тихие» занять достойное место в нашем рейтинге топ 100 книг наравне с такими произведениями как «Судьба человека» и «Иван».

Повесть «А зори здесь тихие» краткое содержание

В начале повести Васильева «А зори здесь тихие» читать вы можете о том, как командир железнодорожного разъезда Федот Евграфыч Васков пишет командованию просьбу прислать ему непьющих бойцов. В ответ на его просьбу ему присылают женский взвод под командованием Риты Осяниной. Рита сама попросилась на охрану разъезда, так как недалеко от него живут ее мать и сын. Вскоре по прибытию во взвод приходит новенькая Женя Камелькова. Она сближается с Ритой и помогает ей оттаять душой и смягчить ее суровый характер.

Рита часто тайно бегает проведывать своих родных. Об этом все знают, но относятся с пониманием. Во время одного из таких походов Рита видит двух немцев. Она докладывает об этом Федоту Евграфычу, а тот дальше начальству. Поступает приказ пленить немцев, для этого Федот отбирает пять бойцов – Риту, Женю, Соню, Лизу и Галю. Так как Федот прекрасно знает здешние места, он понимает, куда идут немцы и по дороге в болоте отправляется им наперерез.

На Синюхиной гряде он с отрядом готовится пленить немцев, но их оказывается не двое, а шестнадцать. Становится ясно, что такого отряда мало и Федот посылает Лизу за подкреплением. Сам же с отрядом изображает лесорубов, чтоб заставить немцев сделать крюк и обойти их. Этот фокус удается, и отряд решает перейти на другое место. Но на Синюхиной гряде Федот забывает кисет, и Соня вызывается принести его.  В спешке она не замечает двух немцев  и погибает, а Федот и Женя убивает немцев.

Тем временем немцы подходят вплотную к отряду Федота, и им не остается нечего другого как открыть огонь. Немцы отступают, так как не знают численность отряда. Галя с Федотом отправляются в разведку, но нервы у Гали не выдерживают и она выскакивает на немцев и погибает. Федот же раненым уводит немцев в болото подальше от остального отряда. В болоте он замечает юбку Лизы и понимает, что та оступилась с тропы и утонула. Тоесть помощи ждать не стоит.

Федот возвращается к Жене и Рите, и они решают принять бой. В ходе боя Женя погибает, а Рита получает смертельное ранение и дабы Федот не таскался с ней, совершает самоубийство. Федот идет искать оставшихся пять немцев. Он находит их в сторожке. Одного убивает, а четверых пленит. Ведь немцы не допускают возможности, что он здесь не один. Заканчивается наше «А зори здесь тихие» краткое содержание тем как через много лет Федот и сын Риты – Альберт, устанавливают мраморную плиту на могиле Риты.

Повесть «А зори здесь тихие…» на сайте Топ книг

Популярность «А зори здесь тихие» читать настолько высока, что это позволило повести занять достойное место в нашем рейтинге топ прозы. При этом в последнее время интерес «А зори здесь тихие» романа явно нарастает, что можно связать с общим ростом интереса к событиям Второй мировой войны. Это позволяет предположить, что повесть «А зори здесь тихие» читать в ближайшее время будет еще больше людей, что позволит произведению занять более высокие позиции.

 

Повесть Васильева «А зори здесь тихие» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.

 

 

top-knig.ru

«…А зори здесь тихие» (1972) — смотреть все серии фильма бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Фильм о войне — это удар в душу. Он потрясает до самых основ, вытаскивает на поверхность такие чувства, о существовании которых кинозритель, быть может, даже и не подозревал ранее. Ведь в каком-то смысле все мы родились в огне той войны и нет в России семьи, которую обошла бы она стороной. Фильм «…А зори здесь тихие» — именно вот такой, бьющий в душу одним слепящим ударом. И хотя он снят уже через 30 лет после Победы, он тем не менее снят фронтовиками, поэтому весь пронизан порохом и скорбью и звучит как гимн жизни.

Когда в 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть советского писателя, фронтовика Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», никто не мог предположить, что эта повесть превратится в культовый фильм о войне. Но она попалась на глаза еще одному фронтовику — маститому советскому режиссеру Станиславу Ростоцкому, и это определило ее судьбу.

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Во многом это картина-размышление о месте женщины на войне. И вместе с Ростоцким над этим задумывается и зритель: в угаре войны, в сапогах и гимнастерках, среди крови, пороха и смерти, как оставаться женщиной — слабой, ранимой, любимой? Возможно ли это? Ответ однозначно утвердительный; и как бы ни была война важна, но в фильме Ростоцкого она лишь ткань, на которой жизнь рисует тончайший узор женской души — тонкой, как нить, и несокрушимой, как сталь.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» 1972

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» 1972

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» 1972

ОСОБЕННОСТИ СЪЕМОК

Неслучайны были и места для натурных съемок, и подбор актеров — все стремилось к правдоподобности и точности. Карелия с ее высокими обрывами, водопадами и озерами, с ее болотистыми топями и густыми лесами давно заняла свое почетное место в географии Великой Отечественной войны. А так как в составе съемочной группы были в основном фронтовики, то все актрисы проходили самый настоящий кастинг, в результате те пять девушек, которые ушли в разведку со старшиной, олицетворяли собой целые эпохи, целые пласты населения, и все вместе — всю страну. Утверждены на роли были в основном дебютантки — не очень опытные актрисы, но способные глубоко и эмоционально проникнуть в создаваемый образ, и одна только Ольга Остроумова на тот момент уже работала с Ростоцким в фильме «Доживем до понедельника».

Среди кинематографических особенностей картины надо отметить сцену в бане, которой могло бы вообще не быть, если бы не красноречие режиссера, который убедил девушек, что это очень важно, чтобы их увидели зрители женщинами, а не солдатами — прекрасными женщинами, чье предназначение — давать жизнь. И сцена получилась невероятно целомудренная, хотя и немыслимая для советского кинематографа. Как ее удалось отстоять Ростоцкому — загадка до сих пор, тем более что в картине была и другая сцена, где девушки-зенитчицы загорали голышом на брезенте, — и эту сцену пришлось вырезать.

Фильм «…А зори здесь тихие» — редкий пример того, как не совпало видение режиссера и автора экранизируемой повести. Борис Васильев приезжал на съемки лишь однажды и остался совершенно недоволен концепцией фильма. При этом худсовет Госкино категорически отказался выпускать картину на экраны, и долгое время она лежала без движения на полке. А потом — 1974 год, широкий экран, Венецианский кинофестиваль и даже номинация на «Оскар», но самое главное — бесконечная жизнь фильма о вечной женственности.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «…А зори здесь тихие»

Елена Драпеко

14 мин

Лекторы: актриса Елена Драпеко, актриса Лариса Бравицкая, актер Роман Маякин.



Узнайте больше о российском кино в спецпроекте «Культуры.РФ».

www.culture.ru

Краткое содержание Васильев А зори здесь тихие за 2 минуты пересказ сюжета

Повесть «А зори здесь тихие» - самое лучшее и прочувственное  до глубины сердца творение писателя. Автор раскрывает нам героический образ девушек в борьбе с фашистскими захватчиками.  С первых страниц  нам представлено на примерах основных  героев бесстрашие  и мужественность русского народа.

Сюжет всех событий закручивается с того момента, когда на одном  уцелевшем после  бомбежек железнодорожном переезде на случай отпора врага были оставлены две зенитки. Но, добросовестных солдат не было у коменданта Васкова. Бойцы пили, и внимание их было рассеяно. Старшина просил прислать ему непьющих военных, и просьбу командование выполнило.

Ему прислали ответственных бойцов, но все они оказались девушками. Сразу же был установлен порядок, но Васкова смущало то, что он не знал как с ними обращаться. Командиром первого отделения становится  Рита Осянина с трагической судьбой. Супруга ее убили  в начале  войны, а сын вынужден жить у ее родителей, по причине того, что она ушла на фронт, чтобы рассчитаться с немцами  за смерть мужа. Здесь она встречает Женю Комелькову, эффектную девушку, которой часто делает замечания и считает, что таким людям не место на фронте. Но у Жени тоже были на, то основания попасть сюда. Она лично видела, как  расстреляли  ее родных, и друг семьи -полковник Лужин отправляет ее к девчатам, чтобы она оттаяла от трагических событий.

Однажды возвращаясь от родителей, а она относила каждую ночь продукты для них, Осянина замечает  немцев и сообщает старшине. Федот Ефграфыч, вычислив маршрут фашистов, понимает, что они хотят уничтожить   железную дорогу. Он принимает решение остановить немцев.

Шесть девушек во главе с Васковым  пересекают болото и обнаруживают, что немцев шестнадцать. Чтобы сообщить о сложившейся обстановке, он отправляет на переезд Лизу Бричкину, которой симпатизировал Васков. А сами, изображая колхозников,  начали отвлекать врага. Лиза же  не добралась до места, ее затянула трясина.

 Когда в  бою убивают Соню Гурвич, Васков понимает, что надо уводить гитлеровцев от девчат подальше. Вернувшись, он видит, что Женю убили, а Рита тяжело ранена. Умирая, она просит Федота  Ефграфыча воспитать   ее сына. Еле сдерживая рыдания, и виня себя за то, что погубил таких юных девчат, он уничтожает всех немцев и, замечая помощь  из русских бойцов, впадает в беспамятство.

Проходит много лет с тех военных событий. Васков  сдерживает обещание Осяниной и воспитывает ее сына. И каждый год они приезжаю к памятнику, установленный ими же и чтут память погибших  девушек.

Произведение заставляет нас вспомнить, что такое война и как героически погибали люди, защищая каждый клочок своей земли. У каждого в семье воевал дед или прадед, и когда нельзя забывать об их подвиге. А в мирное время только мы, современное поколение, живя в дружбе и согласии,  можем не допустить такого кровопролития!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Васильев. Все произведения

А зори здесь тихие. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание балета Корсар

    На площади Адриополя шла бойкая торговля. Покупатели разных национальностей и цвета кожи рассматривали товары, там же продавали и невольников

  • Краткое содержание Войнович Москва 2042

    Русский писатель эмигрант получил возможность попасть в будущее в 2042 год. Во время того, как он готовился к поездке, ему посчастливилось встреться со своим бывшим одноклассником Букашаевым.

  • Краткое содержание Бианки Латка

    Привёз учитель девочке Тане смешную собачку. Мордочка больно необычная у неё. На глазах пятнышки, как будто заплатки. Прозвали собачку Латка.

  • Краткое содержание Бунин Чистый понедельник

    В его жизни всё просто и понятно. Каждый вечер в один и тот же час он встречается с возлюбленной, возит её по театрам и ресторанам, дарит ей цветы, конфеты, книги. Он влюблён, но характер его любимой для него остаётся загадкой

  • Краткое содержание Звездный билет Аксенова

    Основными персонажами произведения являются братья Денисовы, Виктор и Дмитрий, представленные писателем в образах молодых людей, полностью противоположных по характеру.

2minutki.ru

"А зори здесь тихие". Старое и новое кино

Существует теория, гласящая, что молодёжь не хочет и не будет смотреть старые фильмы. Правдива эта теория или нет – сказать сложно. Старые фильмы никто, естественно, в прокат не запускает, а количество скачиваний с трекеров надёжным показателем не является. Так или иначе, римейки фильмов или повторная экранизация литературных произведений – вещь неизбежная, хотя и вызывает недовольство тех, кто видел оригинал. Вот и я, запамятовав о двух фильмах: «Тонкая красная линия» (Thin Red Line) или «Отныне и вовеки веков» (From here to the eternity), встретил в штыки новость о выходе современной версии «А зори здесь тихие». И дело не в том, что доверия к российскому кинематографу нет. Просто картина 1972 года практически совершенна. И актерской работой, и режиссурой, и сценарием. Но, говорят, устарела. Тем не менее, сравнивать новый фильм приходится именно с ней, хотя его создатели и уверяют, что снимали не римейк, а делали новую экранизацию повести Васильева. С одной стороны, они не соврали, с другой – слукавили. Но об этом позже.

Мы разобрались с вопросом «зачем», а теперь переходим к исторической части обзора.

Действие повести и обоих фильмов разворачивается в мае 1942 года на небольшом переезде Кировской (Мурманской) железной дороги, связывавшей север страны с центральными областями. Стратегическая ценность этой дороги была огромна: по ней шли поставки союзной помощи, приходившей в северные порты. Если бы немцам удалось перерезать эту дорогу, Северные фронты и флот обрекались на гибель, что имело бы катастрофические последствия для хода всей войны. Прорваться к дороге немецким войскам и их финским союзникам не дали, но «Мурманка» стала объектом многочисленных диверсий, пик которых пришёлся на август 1942 – февраль 1943 годов. Тогда в малолюдном советском тылу развернулось настоящее сражение между пограничниками и партизанами с одной стороны и диверсантами (в том числе из знаменитого полка «Бранденбург-800») – с другой. Участниками этой «тихой войны» и стали герои повести Бориса Васильева.

Теперь подробнее о героях. Главный персонаж «Зорь», разумеется, старшина Федот Васков. Персонаж интересный и типичный для предвоенной и послевоенной Красной армии. Васков родился в 1909 или 1910 году в бедной семье, рано потерял отца и фактически в одиночку содержал родных. Получил четырёхклассное образование, проще говоря – научился читать-писать. Году в 1928–29 ему повезло в первый раз: смог попасть на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. В то время служба в армии была весьма престижным делом и могла дать хороший карьерный толчок. И тут Васкову повезло ещё раз: его, как грамотного, определили в полковую школу. Такие школы существовали для того, чтобы готовить младший комсостав (отделённых и взводных командиров) из красноармейцев-сверхсрочников. При дальнейшем везении и выявлении дополнительных талантов можно было продолжить обучение и выслужиться в командирские звания.

Старшина Васков: всегда подтянут и аккуратен. Обратите внимание – на поясе у него не уставной НР-40, как в новом фильме, а финка с наборной рукоятью, скорее всего – трофей Зимней войны

Однако Васков таких высот не достиг. Десять лет понадобилось ему, чтобы дослужиться до старшины – потолок для младшего командира. Но старшина – звание особенное. Вот что пишет Борис Васильев о самоощущении Васкова: «Одно знал: он старше рядовых и лейтенантов, ровня всем майорам и всегда младше любого полковника. Дело тут не в субординации было — в мироощущении». Васков живёт по Уставу. Он умён, но малообразован. Осознаёт это и стесняется этого. Васков, без всякого сомнения, храбрец: у него две медали, полученные в короткой Финской войне – «За Отвагу» и «За Боевые Заслуги». В тылу он оказался после неполного излечения от тяжёлых ран. Теперь он занят проверкой сохранности пакгауза, ежедневно проверяет пломбы и безуспешно пытается поддерживать порядок среди зенитчиков, которых занесло в тихое место.

Даже после похода через болото старшина Васков поддерживает аккуратный внешний вид, как того и требует Устав

Всю свою жизнь Федот Евграфыч выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием, ибо именно в этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя, его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестернёй огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается.

А тут складывается ситуация, когда ему впервые в жизни предстоит действовать самому, без начальства, опираясь исключительно на свои решения и на свой опыт. Именно такого Васкова играет в фильме Ростоцкого Андрей Мартынов (когда он снимался, ему было всего 26 лет). Его герой всегда выбрит, и хотя повседневная форма его поношена, выглядит она аккуратно, в полном соответствии с Уставом. Васков в исполнении Петра Фёдорова выглядит совершенно иначе: Фёдоров вообще актёр нервический. Он хорошо раскрывает образ старшины во второй половине фильма, когда наступает время действовать. А вот в первой половине его как бы и нет. Откровенно говоря, выглядит он не как старшина-«бурбон», тянущий лямку уж второй десяток лет, а так, будто призвался недавно и сам регулярно употребляет самогон вместе с мужиками-зенитчиками. Фёдорову пришлось решать сложную задачу – копировать Мартынова невозможно, играть другого Васкова – чрезвычайно трудно. Васильев прописал героя так, а не иначе, и иных толкований быть не может в принципе. И именно по этой причине фёдоровского Васкова в первой половине фильма особо и не видать. Ну, ходит комик какой-то. И, главное, не кажется он поначалу старше девушек-зенитчиц. Потом будет казаться, но не сначала.

«Новый» старшина Васков выглядит как актер Фёдоров, впервые надевший гимнастёрку за пять минут до входа в кадр

Зенитчицы. Красивые и гламурные девушки играют роли зенитчиц. И гламур этот из них никак не выбить. А нужно. Вот Шарлиз Терон не боится набрать килограммы и испортить свою внешность жутким гримом. Не побоялась Деми Мур обриться наголо при необходимости. Пошла Сигурни Уивер на то, чтобы выглядеть почти как скелет в третьем «Чужом». А вот барышни из новой экранизации «Зорь» никак не походят на девушек весны 1942 года. Хотя и честно стараются играть. И прически… Ладно, Комельковой по сюжету положено длинную гриву носить, но Осянина, вдова командира-пограничника! Вы знаете, что такое жены комсостава 1941 года? Все возможные степени значков БГТО, ПВХО и БГСО! Жена командира заставы, занявшая место рядом с ним в окопе и отстреливающая супостата из винтовки, – вот пропагандистский типаж предвоенного кинематографа. Посмотрите на фотографии военных лет – чаще всего волосы сзади подстрижены так, что не касаются воротника гимнастёрки. И вот эта прическа – при том, что актриса Микульчина неплохо справляется со своей ролью, – мешает. Превращает её в ряженую. Мелочи, но впечатление портят. Сравнивать современных актрис с теми, кто играл в фильме сорокалетней давности, не хочется. Другая актёрская школа, другие времена. Из новой команды лучше всех смотрится Софья Лебедева, исполнительница роли Бричкиной. Хуже всех, предсказуемо, – Агния Кузнецова в роли Гурвич.

Отчего-то современные кинематографисты считают, что если герой – полковник, то обязательно должен быть убелён сединами. На самом деле полковнику 1940–41 гг. могло ещё не быть и тридцати лет

Повесть Васильева настолько компактна, а сценарий, написанный им с Ростоцким, настолько подробный, что переснять фильм без цитат из оригинала было крайне сложно. В общем, практически все «оригинальные идеи» пришлись на «флэшбэки» – воспоминания девушек об их прошлом. Ростоцкий сделал их фантасмагоричными. Яркие цвета, павильонная съёмка. Всё «ненастоящее», как во снах. И тут повезло только Комельковой. Её история попала в фильм без изменений.

Бричкину сделали раскулаченной, хотя в книге Васильева тот факт, что она не из раскулаченных, оговаривается точно и конкретно:

— А тебя, часом, не раскулачили, Иван Петрович? — вдруг тихо спросил гость.

— Чего меня кулачить? — вздохнул лесник. — Прибытку у меня два кулака да жена с дочкой. Невыгодно им меня кулачить.

— Им?..

— Ну, нам!.. — Отец плеснул в стакан, чокнулся. — Я не волк, мил человек, я заяц.

Вдобавок, брянскую девушку, которую Ростоцкий прописал на Вологодщине, загнали теперь в Сибирь.

Гурвич «подарили» смерть её матери в Минском гетто, хотя разговора с Васковым в лесу, из которого всё становится понятным, кажется, достаточно. А ещё создатели фильма зачем-то убили студента, подарившего ей книгу стихов Блока. Хотя из текста Васильева мы знаем, что он ушёл на фронт на пятый день войны.

Больше всего «повезло» Четвертак. Согласно тексту книги, она сирота-подкидыш, подброшенная в детдом. Сценаристы сделали её ребёнком репрессированной женщины. Действительно, отчего бы не включить в фильм и сцены раскулачивания, и репрессии. И показать, как пятилетнюю Четвертак (фамилию, кстати, в детдоме дали) приводят в детский дом для детей изменников Родины. А тут начинается простая арифметика. Четвертак в момент действия фильма лет 18. Репрессировать её мать ранее 1937 года не могли (могли, конечно, но откуда сценаристу Короткову об этом знать?). Стало быть, в детдом бедная Галя должна попасть лет в 12–13. В самом деле, не забрали же её маму по каким-то экзотичным делам второй половины 20-х годов? А ведь Четвертак выведена Васильевым как патологическая лгунья, которая свои мечты выдаёт за реальность. И в её исходном флэшбэке она представляет себя не кем иным, как Любовью Орловой.

Что касается Осяниной, её флэшбэк вроде не противоречит сюжету, но содержит глупейшую сцену боя погранотряда (командир заставы стреляет из пулемёта с вышки(!!!). Именно эта сцена в трейлере и заставила любителей военной истории хвататься за бутылочки с корвалолом.

Вообще, создатели новых «Зорь» вполне могли обойтись без этих флэшбэков. Тем более что до какого-то момента они вполне обходились закадровым комментарием.

Другим признаком того, что мы всё-таки имеем дело именно с римейком, является эпизод со сбитием самолёта. В книге Осянина сбивает аэростат, а потом расстреливает выбросившегося с парашютом наблюдателя – но происходит это до того, как девушек переводят на переезд. Васильев и Ростоцкий перенесли эпизод в фильм. Оттуда он перекочевал в картину Давлетьярова. Кроме того, некоторые фразы, которые в книге произносит Васков, переданы сценаристами другим персонажам. Удивительно, но в обоих фильмах – одним и тем же. Таким образом, предположим всё-таки, что Ринат Давлетьяров снял римейк фильма Станислава Ростоцкого. И ничего ужасного в этом нет.

С установкой, из которой зенитчицы стреляют по самолётам, тоже проблемы: в книге Васильева говорится о «счетверёнке». Весной 1942 года таковой может считаться счетверённый зенитный пулемёт Максим, а точнее, зенитная пулемётная установка М-4 образца 1931 года. Счетверённый 12,7-мм пулемёт Браунинга барышням никто не дал бы, да и вряд ли в то время они вообще поставлялись в СССР. В фильме Ростоцкого фигурирует 14,5-мм установка ЗПУ-4. Штука красивая и эффективная, но послевоенная. Наконец, в новом фильме зенитчиц вооружили 37-мм установкой 61-К образца 1939 года. Она тоже хороша, но у неё есть один недостаток: она не «счетверёнка». Самое смешное, что и в 1971 году, и в наши дни найти М-4 не представляло большого труда.

С трудом, но можно различить, что в исходном фильме используется ЗПУ-4 ЗПУ-4 В новом фильме — 61-К А вот это и есть «счетверёнка» М-4, которая на самом деле должна была быть в обоих фильмах

Сама сцена сбития самолёта в новом фильме потрясает и сопровождается душераздирающими подробностями. Зенитчицы стреляют по «Старой Тете Ю», Ju-52, тихоходной транспортной машине, которая применялась при высадке парашютных десантов, но не в операциях против «Мурманки». Солдат «Брандербурга» выбрасывали с FW-200 «Кондор», а финские диверсанты, отказывавшиеся прыгать с парашютом, добирались до места на моторных лодках и пешком. Ju-52 был крайне уязвим, плохо защищён, и единственной возможной реакцией пилота на обстрел с земли или вообще откуда-нибудь было развернуть машину и постараться улететь подальше. В фильме же Давлетьярова самолёт пикирует на зенитчиц, пытаясь расстрелять их из носовых пулемётов (!!!). Это в принципе невозможно, ибо огневая точка у Ju-52 одна и расположена она сзади. Кстати, сбитую «Тетю Ю» зенитчицы без труда могли бы опознать именно как транспортный самолёт. Для бомбометания он в 1942 году уже не применялся, зато был известен как «извозчик» для парашютистов. Его сбитие однозначно спровоцировало бы появление на переезде отряда пограничников, и старшине не пришлось бы вести девушек на погибель. Кстати, плакаты с силуэтами самолётов противника, которые должны висеть на стенах служебных помещений, в новом фильме отсутствуют, а вот в старом они есть.

Ju-52 был уязвим практически для любого огня с земли. Даже М-4, стрелявшая патронами винтовочного калибра, была для него смертельно опасна Обратите внимание – слева как раз висит таблица с силуэтами самолётов

Между прочим, стоит подробнее остановиться на взаимоотношениях Васкова и зенитчиц. Дело в том, что старшина – старший по званию военный на разъезде 172, следовательно, он является начальником гарнизона. То есть, по дисциплинарным и строевым вопросам зенитчицы ему подчиняются, но не по вопросам стрельбы по самолётам. Зато когда возникает необходимость перехватить диверсантов, Васков отдаёт приказы, которые никто не может отменить либо оспорить.

Напоследок нельзя не упомянуть немецких диверсантов. Поразительно, но в 2015 году, когда в России и в мире полно реконструкторов и консультантов, не нашлось никого, кто подсказал бы реквизиторам, что немецкие парашютисты, в силу особенностей устройства парашютов, не могли прыгать с самолётов в стальном шлеме М-35. Для них был разработан в 1938 году специальный шлем. И в старом фильме диверсанты носят именно такие шлемы. Кроме того, части СС в диверсиях на Кировской железной дороге не участвовали. По этой причине немцы были либо в униформе вермахта, либо носили форму люфтваффе, как в фильме Ростоцкого.

Диверсанты в старом фильме носят «правильные» шлемы, но одеты в лётные комбинезоны люфтваффе Кадр из трейлера, не попавший в фильм. На кадре видно, что «современные» диверсанты одеты в правильные прыжковые куртки (на солдатском слэнге – «мешки для костей»), но носят обычные пехотные стальные шлемы

А теперь о самом фильме. Если абстрагироваться от существования картины Ростоцкого, он вовсе не так плох, как может показаться при просмотре трейлера. Более того, на общем фоне серенькой и убогой отечественной военной кинопродукции он даже хорош. Это можно смотреть, на это можно водить детей. Надлежащее уважение проявлено и к памяти павших, и к тем, кто остался в живых. В общем, режиссер Ренат Давлетьяров и его группа отработали на «хорошо». Смотреть его фильм или удовлетвориться картиной Ростоцкого –дело ваше.

warspot.ru

А зори здесь тихие (повесть) Википедия

А зори здесь тихие…

Суперобложка авторского сборника Б. Л. Васильева о Великой Отечественной войне. М.: «Художественная литература», 1978
Жанр повесть
Автор Борис Васильев
Язык оригинала русский
Дата написания 1969
Дата первой публикации журнал «Юность», 1969, № 8

«А зори здесь тихие…» — произведение, написанное Борисом Васильевым, повествующее о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. Первая публикация повести состоялась в августовском номере журнала «Юность» за 1969 год[1].

История создания

По словам автора, повесть основана на действительно произошедшем эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. В живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»[2].

Описание сюжета

Федот Васков — комендант 171-го разъезда в карельской глуши. Расчёты зенитных установок разъезда, попадая в тихую обстановку, начинают маяться от безделья и пьянствовать. В ответ на просьбы Васкова «прислать непьющих» командование посылает туда два отделения девушек-зенитчиц. Одна из них замечает в лесу двух немецких диверсантов. Васков понимает, что они планируют просочиться лесами к стратегическим объектам и решает их перехватить. Он собирает группу из пяти зенитчиц и, чтобы опередить диверсантов, ведёт отряд одному ему известной дорогой через топи к скалам Синюхиной гряды. Однако оказывается, что вражеский отряд насчитывает 16 человек. Васков понимает, что в лоб эту силу не остановить, и, послав за помощью одну из девушек — тайно влюблённую в него Лизу Бричкину (которая не доходит до разъезда, утонув в болоте) принимает решение преследовать врага. Применяя различные хитрости, он вступает в ряд неравных боестолкновений, в которых погибают четыре остававшиеся с ним девушки — задорная красавица Женя Комелькова, интеллигентная Соня Гурвич, воспитанница детдома Галя Четвертак и серьезная Рита Осянина. Ему всё же удаётся захватить оставшихся в живых диверсантов в плен, он ведёт их к советским позициям и на пути встречает своих.

Персонажи

Васков

Федот Евграфович Васков — комендант небольшого военного подразделения — разъезда №171. Васкову 32 года. Звание Васкова — старшина. Он храбрый, ответственный и надёжный боец. Васков — добрый и простой человек. При этом он требовательный и строгий начальник. Васков старается, чтобы все было по уставу.

Маргарита Осянина

Маргарита Осянина — младший сержант, командир отделения. У нее в подчинении находится несколько девушек-зенитчиц. Маргарите 20 лет. Она серьёзная, спокойная и рассудительная девушка. Маргарита — молодая вдова. Муж Маргариты погиб на войне. У неё есть маленький сын и больная мама. Когда Маргарита погибает, Васков берёт сына Риты к себе и воспитывает его.

Евгения Комелькова

Евгения Комелькова — рядовой боец. Евгении 19 лет. Она дочь офицера. Вся семья Евгении погибает на войне, но сама Евгения спасается. Евгения — красивая, высокая рыжеволосая девушка; смелая, озорная и весёлая. При этом Евгения — надёжный и храбрый боец. Евгения героически погибает при перестрелке с немцами.

Елизавета Бричкина

Елизавета Бричкина — рядовой боец, девушка из простой семьи. Её отец — лесник. Елизавета с 14 лет ухаживает за больной мамой, которая умирает спустя 5 лет. Елизавета сама ведёт хозяйство и помогает отцу. Елизавета собирается учиться в техникуме, но начинается война. Вместо техникума Елизавета вынуждена копать окопы. Елизавета — трудолюбивая, терпеливая девушка. Елизавета тонет в болоте, выполняя боевое задание.

Софья Гурвич

Софья Гурвич — рядовой боец. Софья — студентка Московского Университета, учится на «отлично». Она много читает, любит стихи и театр. По национальности Софья — еврейка. Её отец служит участковым врачом в Минске. У Софьи большая и дружная семья. Софья — тихая и незаметная, но исполнительная девушка. На фронте Софья служит переводчиком, а затем — зенитчицей. Погибает от ножа разведывательной группы немецких диверсантов

Галина Четвертак

Галина Четвертак — самая младшая из пяти главных героинь. Галина — сирота, «подкидыш». Она выросла в детдоме. До войны она учится в библиотечном техникуме. На войну Галина идёт ради романтики, но война оказывается для неё непосильным испытанием. Галя всё время врет и сочиняет небылицы. Ей нравится жить в придуманном мире. Галя отличается маленьким ростом. Была застрелена в бою, когда запаниковала и пыталась убежать от немцев.

Экранизации

Театральные постановки

  • «А зори здесь тихие...» — спектакль Московского Театра на Таганке, режиссёр — Юрий Любимов (СССР, 1971).[4]
  • «А зори здесь тихие…» — опера Кирилла Молчанова (СССР, 1973).
  • «А зори здесь тихие...» — спектакль Российского Академического молодежного театра (РАМТ), режиссер Александр Устюгов (Россия, 2005).
  • «А зори здесь тихие…» — спектакль Оренбургского драматического театра им. М. Горького, постановка Рифката Исрафилова (Россия, 2006)[5].
  • «А зори здесь тихие» — спектакль Волжского драматического театра, режиссёр — Александр Гришин (Россия, 2007)[6].
  • «Зори здесь тихие» — спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова, режиссёр — Полина Неведомская, художник Анна Маркус (Россия, 2011).
  • «А зори здесь тихие…» — спектакль Борисоглебского драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).
  • «А зори здесь тихие...» — спектакль Пермского Независимого Театра, режиссер — Анна Крашенинникова (Россия, 2012)
  • «А зори здесь тихие…» — спектакль Санкт-Петербургской школы-студии «Народные артисты», режиссёры — Василий Реутов и Светлана Ваганова. В ролях: Виталий Годы, Елена Ащеркина, Юлианна Турчина, Ольга Толкунова, Юлия Ягодкина, Мария Педько, Александра Ламерт, Анна Яшина, Екатерина Яблокова, Юлия Кузнецова, Николай Некипелов, Лидия Спижарская, Мария Слобожанина (Россия, 2012).
  • «А зори здесь тихие…» — спектакль театральной студии «Страна чудес».
  • «А зори здесь тихие…» — музыкальная драма, Северский Музыкальный Театр, композитор — А. Кротов (Новосибирск), либретто — Н. Кротова (Новосибирск), режиссёр — К. Торская (Иркутск), балетмейстер — Д. Устюжанин (Санкт-Петербург), художник — Д. Тарасова (Санкт-Петербург) (Россия, 2015).
  • «А зори здесь тихие…»  — спектакль Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова, режиссер — Рената Сотириади. Премьера — 9 мая 2015 года.
  • «А зори здесь тихие…» — спектакль театра «Азарт» (Заринск).
  • «А зори здесь тихие…» — опера на китайском языке, композитор Тан Цзяньпин, премьера состоялась в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине 5 ноября 2015 года[7].
  • «А зори здесь тихие...» — композиция Алапаевского Образцового Детского Музыкального Театра «БАРАБАШКА», режиссёр — К. И. Мишарина.
  • «А зори здесь тихие...» — спектакль московского театра «Театральный особнякъ», режиссер Алексей Васюков (Россия, 2016).

Издания

  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — Карелия, 1975. — 112 с. — 90 000 экз.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — М.: ДОСААФ, 1977.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — М.: Правда, 1979. — 496 с. — 200 000 экз.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — М.: Советский писатель, 1977. — 144 с. — 200 000 экз.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — Дагучпедгиз, 1985. — 104 с. — 100 000 экз.
  • Георгий Березко, Борис Васильев. «Ночь полководца», «А зори здесь тихие…». — М.: Правда, 1991. — 500 000 экз. — ISBN 5-253-00231-6.
  • Борис Васильев. А зори здесь тихие…. — Малое предприятие ВиМо, 1993. — ISBN 5-87014-019-6.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — 2010. — ISBN 978-5-17-063439-2.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — М.: Эксмо, 2011. — 768 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-48101-9.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — М.: Астрель, 2011. — 576 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-067279-0.
  • Борис Васильев. «А зори здесь тихие…». — М.: АСТ, 2011. — 576 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-271-28118-1.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

«А зори здесь тихие» — краткое содержание

Повесть «А зори здесь тихие», краткое содержание которой приведено далее в статье, рассказывает о событиях, происходящих во время Великой Отечественной Войны.

Произведение посвящено героическому подвигу зенитчиц, неожиданно оказавшихся в окружении немцев.

О повести «А зори здесь тихие»



Впервые повесть была опубликована в 1969 году, ее одобрил редактор журнала «Юность».

Поводом к написанию произведения стал реальный эпизод военного времени.

Небольшая группа выздоравливающих после ранений солдат из 7 человек воспрепятствовала подрыву немцами Кировской железной дороги.

В результате операции в живых остался лишь один командир, который впоследствии по окончании войны получил медаль «За боевые заслуги».

Эпизод трагический, однако, в реалиях военного времени это событие теряется среди ужасов страшной войны. Тогда автор вспомнил о 300 тысячах женщин, несших фронтовые тяготы наряду с бойцами мужского пола.

И сюжет повести построился на трагических судьбах девушек-зенитчиц, которые погибают в ходе разведывательной операции.

Кто автор книги «А зори здесь тихие»


Произведение написано Борисом Васильевым в повествовательном жанре.

Когда началась Великая Отечественная Война, он едва закончил 9-й класс.

Борис Львович воевал под Смоленском, получил контузию, и потому знал о фронтовой жизни не понаслышке.

Литературным трудом он увлекся в 50-е годы, занимался написанием пьес и сценариев. За прозаические повести писатель взялся лишь спустя 10 лет.

Главные герои повести «А зори здесь тихие»



Далее представлены краткие характеристики и судьбы главных персонажей повести: старшины Васкова и пятерых героинь — зенитчиц.

Васков Федот Евграфыч

Старшина, в командование которого поступили зенитчицы, занимал комендантское положение на 171-м железнодорожном разъезде.

Ему 32 года, но девушки дали ему прозвище «старик» за несговорчивый характер.

До войны был обычным мужиком из деревни, имел 4 класса образования, в 14 лет вынужден был стать единственным кормильцем в семье.

Сын Васкова, которого он отсудил у бывшей жены после развода, умер до начала войны.

Гурвич Соня

Простая стеснительная девушка из большой семьи, родилась и выросла в Минске. Ее отец работал участковым врачом.

До войны она успела проучиться год в МГУ на переводчика, бегло говорила по-немецки. Первой любовью Сони был студент-очкарик, занимавшийся в библиотеке за соседним столом, с которым они робко общались.

Когда началась война, в связи с избытком переводчиков на фронте, Соня попала в школу для зенитчиков, а потом в отряд Федота Васкова.

Девушка очень любила стихи, заветной мечтой ее было снова повидать своих многочисленных домочадцев. В ходе разведывательной операции Соню убил немец двумя ударами ножа в грудь.

Бричкина Елизавета

Деревенская девушка, дочь лесника. С 14 лет вынуждена была оставить учебу и ухаживать за неизлечимо больной матерью.

Мечтала поступить в техникум, поэтому после смерти мамы, следуя совету одного из отцовских друзей, собиралась переехать в столицу. Но ее планам не суждено было сбыться, их скорректировала война — Лиза отправилась на фронт.

Хмурый сержант Васков сразу вызвал в девушке большую симпатию. Во время вылазки на разведку Лиза была отправлена через болото за подмогой, но слишком торопилась и утонула. Спустя некоторое время, ее юбку на болоте найдет Васков, тогда он поймет, что остался без подмоги.

Комелькова Евгения

Веселая и красивая рыжеволосая девушка. Немцы расстреляли всех членов ее семьи, беспощадная расправа произошла прямо на Жениных глазах.

Уберегла девушку от гибели ее соседка. Горя желанием отомстить за гибель родных, Женя подалась в зенитчицы.

Привлекательная внешность девушки и задорный характер сделали ее объектом ухаживаний полковника Лужина, поэтому начальство, чтобы прервать роман, перенаправило Женю в женский отряд, так она попала под командование Васкова.

В разведке Женя дважды проявила бесстрашие и героизм. Она спасла своего командира, когда он боролся с немцем. А затем, подставив себя под пули, увела немцев от места, где спрятались старшина и ее раненая подруга Рита.

Четвертак Галина

Очень молодая и восприимчивая девушка, отличалась низким ростом и привычкой сочинять истории и небылицы.

Выросла в детском доме и даже не имела своей фамилии. Из-за ее маленького роста престарелый завхоз, который относился к Гале по-дружески, придумал ей фамилию Четвертак.

До призыва девушка почти успела закончить 3 курса библиотечного техникума. Во время разведывательной операции Галя не смогла справиться со страхом и выскочила из прикрытия, попав под немецкие пули.

Осянина Маргарита

Старшее лицо по взводу, Рита отличалась серьезностью, была весьма сдержана и редко улыбалась. В девичестве она носила фамилию Муштакова.

В самом начале войны погиб ее муж, лейтенант Осянин. Желая отомстить за гибель родного человека, Рита отправилась на фронт.

Своего единственного сына Альберта она отдала на воспитание матери. Гибель Риты стала последней из пятерых девушек в разведке. Она застрелилась, понимая, что смертельно ранена и является непосильной обузой для своего командира Васкова.

Перед смертью она просила старшину позаботиться об Альберте. И тот сдержал данное обещание.

Другие персонажи «А зори здесь тихие»

Кирьянова

Была старшим боевым товарищем Риты, промкомвзвода. До службы на границе участвовала в Финской войне. Кирьянова вместе с Ритой, Женей Комельковой и Галей Четвертак были перенаправлены на 171-й разъезд.

Зная о тайных вылазках Риты к своему сыну и матери во время службы у Васкова, она не выдала давнюю сослуживицу, заступившись за нее в то утро, когда девушка встретила немцев в лесу.

Краткий пересказ повести «А зори здесь тихие»

События повествования приведены в сильном сокращении. Диалоги и описательные моменты опущены.

Глава 1

Действие происходило в тылу. На недействующем железнодорожном разъезде под номером 171 осталось всего несколько уцелевших домов. Бомбежек уже не было, но для предосторожности командованием были здесь оставлены зенитные установки.

По сравнению с другими частями фронта, на разъезде был курорт, солдаты злоупотребляли спиртным и заигрывали с местными жительницами.

Еженедельные рапорты коменданта разъезда старшины Васкова Федота Евграфыча на зенитчиков приводили к регулярной смене состава, однако картина снова и снова повторялась. Наконец, проанализировав сложившуюся ситуацию, командование направило под руководство старшины команду девушек-зенитчиц.

Проблем с выпивкой и разгулом у нового состава не было, однако для Федота Евграфыча было непривычным командование женским задиристым и обученным составом, так как сам он имел всего 4 класса образования.

Глава 2

Гибель мужа сделала Маргариту Осянину суровым и замкнутым в себе человеком. С момента утраты любимого, в ее сердце горело желание отомстить, потому она осталась служить на границе близ тех мест, где погиб Осянин.

На замену погибшей подносчице прислали Комелькову Евгению – озорную рыжую красавицу. Она тоже пострадала от фашистов – ей своими глазами пришлось видеть расстрел немцами всех членов семьи. Две непохожих девушки подружились и сердце Риты стало оттаивать от пережитого горя, благодаря веселому и открытому нраву Жени.

Две девушки приняли в свой кружок стеснительную Галю Четвертак. Когда Рита узнает о том, что можно перевестись на 171-й разъезд, она сразу соглашается, так как совсем рядом живут ее сын и мать.

Все трое зенитчиц поступают под командование Васкова и Рита с помощью своих подруг предпринимает регулярные ночные вылазки к родным.

Глава 3

Возвращаясь под утро после одной из своих тайных вылазок, Рита столкнулась в лесу с двумя немецкими солдатами. Они были вооружены и несли в мешках что-то тяжелое.

Рита немедленно сообщила об этом Васкову, который догадался, что это диверсанты, целью которых является подрыв стратегически важного железнодорожного узла.

Старшина предал важную информацию командованию по телефону и получил приказ прочесать лес. Он решил пройти к озеру Вопь коротким путем наперерез немцам.

На разведку Федот Евграфыч взял с собой пятерых девушек во главе с Ритой. Это были Бричкина Елизавета, Комелькова Евгения, Галина Четвертак и Соня Гурвич в качестве переводчика.

Перед отправкой бойцов пришлось научить правильно обуваться, чтобы не стереть ноги, а также заставить вычистить винтовки. Условным сигналом опасности было кряканье селезня.

Глава 4

Кратчайший путь к лесному озеру шел через топкое болото. Почти полдня команде пришлось идти по пояс в холодной болотной жиже. Галя Четвертак потеряла сапог и портянку, и часть пути по болоту ей пришлось идти с босой ногой.

Добравшись до берега, вся команда смогла отдохнуть, выстирать грязные вещи и перекусить. Для продолжения похода Васков смастерил для Гали чуню из бересты. До нужной точки добрались только к вечеру, здесь нужно было устроить засаду.

Глава 5

Планируя встречу с двумя фашистскими солдатами, Васков сильно не беспокоился и надеялся, что захватить их в плен удастся с передовой позиции, которую он разместил среди камней. Однако, при непредвиденном случае, старшина предусмотрел возможность отступления.

Ночь прошла спокойно, только боец Четвертак сильно заболела, шагая босиком по болоту. На утро немцы потянулись к Синюхиной гряде между озерами, вражеский отряд состоял из шестнадцати человек.

Глава 6

Поняв, что просчитался, и что большой немецкий отряд ему не остановить, Васков отправил Елизавету Бричкину за подмогой. Он выбрал именно Лизу потому, что она выросла на природе и очень хорошо ориентировалась в лесу.

Чтобы задержать фашистов, команда решила изобразить шумную деятельность лесорубов. Они разожгли костры, Васков подрубил деревья, девушки аукались и весело перекликались. Когда немецкий отряд был в 10 метрах от них, Женька выбежала прямо к реке, чтобы, купаясь, отвлечь внимание вражеских разведчиков.

Их план сработал, немцы пошли в обход, и команде удалось выиграть целые сутки времени.

Глава 7

Лиза очень спешила за подмогой. Не выполнив указания старшины о перевале на островке посередине болота, она, уставшая и замерзшая, продолжила путь.

Почти дойдя до конца болота, Лиза задумалась и сильно испугалась большого пузыря, вспучившегося прямо перед ней в мертвой тишине топи.

Инстинктивно девушка рванулась в сторону и потеряла опору под ногами. Шест, на который пыталась опереться Лиза, сломался. Последнее, что она увидела перед смертью – это лучи всходившего солнца.

Глава 8

Старшина точно не знал о траектории движения немцев, потому решил отправиться на разведку вместе с Ритой. Они обнаружили привал, 12 фашистов отдыхали возле костра и сушили белье. Где были другие четверо, установить не удалось.

Васков принимает решение о смене места дислокации, а потому направляет Риту за девушками и заодно просит принести его именной кисет. Но в суматохе кисет забыли на старом месте, и Соня Гурвич, не дождавшись разрешения командира, побежала за дорогой вещью.

Через короткое время старшина услышал едва различимый крик. Как бывалый боец, он догадался, что этот крик означает. Вместе с Женей они отправились по направлению звука и нашли тело Сони, убитой двумя ударами ножа в грудь.

Глава 9

Оставив Соню, старшина с Женей оправились в погоню за фашистами, чтобы они не успели донести о происшествии своим. Ярость помогает старшине четко продумать план действий.

Одного из немцев Васков убил быстро, справиться со вторым ему помогла Женя, оглушив фрица прикладом по голове. Эта была первая рукопашная схватка для девушки, которую она очень тяжело перенесла.

В кармане одного из фрицев Васков нашел свой кисет. Вся команда зенитчиц во главе со старшиной собралась возле Сони. Тело сослуживицы достойно похоронили.

Глава 10

Пробираясь сквозь лес, команда Васкова неожиданно напоролась на немцев. В доли секунды старшина выбросил вперед гранату, затрещали пулеметные очереди. Не зная сил противника, фашисты приняли решение отступать.

Во время короткого боя Галя Четвертак не смогла перебороть страх и не участвовала в стрельбе. За такое поведение девушки хотели осудить ее на комсомольском собрании, однако, командир заступился за растерявшуюся зенитчицу.

Несмотря на сильную усталость, недоумевая о причинах задержки подмоги, старшина отправляется на разведку, взяв с собой Галину в воспитательных целях.

Глава 11

Галя была очень сильно испугана происходившими реальными событиями. Фантазерка и сочинительница, она часто погружалась в вымышленный мир, а потому картина реальной войны выбила ее из колеи.

Васков и Четвертак вскоре обнаружили два тела немецких солдат. По всем признакам, раненые в перестрелке бойцы были добиты своими же товарищами. Недалеко от этого места продолжали разведку оставшиеся 12 фрицев, двое из которых подошли уже совсем близко к Федоту и Гале.

Старшина надежно спрятал Галину за кустами и сам укрылся в камнях, однако девушка не справилась со своими чувствами и с криком выскочила из укрытия прямо под автоматную очередь немцев. Васков стал уводить немцев от оставшихся своих бойцов и добежал до болота, на котором и укрылся.

В ходе погони он был ранен в руку. Когда рассвело, старшина разглядел вдали Лизину юбку, тогда он понял, что теперь не может рассчитывать на подмогу.

Глава 12

Находясь под гнетом тяжелых мыслей, старшина отправился на поиски немцев. Пытаясь понять ход мыслей противника и исследуя следы, он набрел на Легонтов скит. Из укрытия он наблюдал, как группа фашистов из 12 человек прятали в старой избе взрывчатку.

Для охраны диверсанты оставили двоих солдат, один из которых был ранен. Васкову удалось обезвредить здорового охранника и завладеть его оружием.

Старшина с Ритой и Женей встретились на берегу реки, в том месте, где они изображали лесорубов. Пройдя через страшные испытания, они начали относиться друг к другу по-братски. После привала они стали готовиться к последнему бою.

Глава 13

Команда Васкова держала оборону берега так, как будто за ними была вся Родина-Мать. Но силы были неравны, и немцам все-таки удалось переправиться на их берег. Риту тяжело ранило при взрыве гранаты.

Чтобы спасти старшину и раненую подругу, Женя, отстреливаясь, убегала все дальше в лес, уводя за собой диверсантов. Девушку ранило в бок слепым выстрелом врага, но она даже не подумала, чтобы спрятаться и переждать.

Уже лежа в траве, Женя палила до тех пор, пока немцы не застрелили ее в упор.

Глава 14

Федот Евграфыч, перебинтовав Риту и завалив ее еловыми лапами, хотел отправиться на поиски Жени и вещей. Для спокойствия он решил оставить ей наган с двумя патронами.

Рита понимала, что смертельно ранена, она боялась лишь того, что ее сын останется сиротой. Поэтому попросила старшину позаботиться об Альберте, рассказав, что именно от него и от своей матери она возвращалась в то утро, когда столкнулась с немецкими солдатами.

Васков дал такое обещание, но не успел отойти от Риты на несколько шагов, как девушка выстрелила себе в висок.

Старшина похоронил Риту, а затем нашел и похоронил Женю. Раненая рука сильно ныла, все тело горело от боли и напряжения, но Васков решил отправиться в скит, чтобы убить хотя бы еще одного немца. Ему удалось нейтрализовать часового, в скиту спали пятеро фрицев, одного из которых он пристрелил сразу.

Заставив их связать друг друга, едва живой, он повел их в плен. Только тогда, когда Васков увидел русских солдат, он позволил себе потерять сознание.

Эпилог

Спустя некоторое время после войны, в письме своему товарищу, один турист описывает удивительные тихие места в районе двух озер. В тексте он также упоминает одного старика без руки, который приезжал сюда вместе с сыном Альбертом Федотычем, капитаном-ракетчиком.

Впоследствии этот турист вместе со своими новыми товарищами установили мраморную плиту с именами на могиле девушек-зенитчиц.

Заключение

Пронзительная повесть о женском героизме во времена Великой Отечественной Войны оставляет в сердцах неизгладимый след. Автор неоднократно подчеркивает в своем повествовании о противоестественности участия женщин в военных действиях по своей природе, и вина в этом лежит на том, кто развязал войну.

В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял по повести фильм. Он посвятил его той медсестре, которая унесла его с поля боя, избавив его от неминуемой смерти.

1001student.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *