Танто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Танто в ножнах и его клинок Танто, замаскированный под веер

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как просто нож (нож по-японски — хамоно (яп. 刃物 хамоно)).

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной до 1-го сяку (30,3 см) и общей длиной с рукоятью условно ≈ 30-50 см (обычно 35-45 см). Если длина клинка больше 1-го сяку, то это уже короткий меч вакидзаси. Танто должен быть изготовлен из губчатого железа (тамахаганэ) и имеет характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковой шпилькой мекуги, и съёмную круглую гарду — цуба.

Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (

мороха-дзукури, обоюдоострые).[1]

Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный к

ru.wikipedia.org

Нож самурая » Ножи на Knifeinfo.ru

Рубрика: Энциклопедия


Большинство людей считает, что традиционный нож самурая — это танто. Но данное утверждение в корне неверно, если рассматривать нож не как оружие, а как инструмент для утилитарных целей. Ведь в походно-боевых условиях не отпадает необходимость в приготовлении пищи, ремонте одежды и снаряжения и т.п. И тут дело даже не в том, что небольшим, но всё-же мечём, выполнять подобные работы неудобно. Использовать меч таким образом — значит осквернить его. Танто использовался только как оружие, и никак по другому.

* Танто (яп. 短刀 тан — короткий, то — меч) — вспомогательный короткий меч самурая.

Самураи носили мечи в в деревянных ножнах, со специальными углублениями в которых размещались вспомогательные инструменты. В том числе, маленький нож под названием «кодзука» или ко-гатана.

* На самом деле, «кодзука» или «козука» — это только рукоять, в которую вставлен небольшой клинок под названием «ко-гатана».

Кодзуки делали маленькими, в них вставлялся клинок не более десяти сантиметров, который по мере износа заменялся другим. Внешне этот нож выглядит как тонкий плоский заостренный клинок в такой же плоской и продолговатой рукояти. Клинок сидит в рукояти свободно и обычно удерживается только бумажными обмотками. Клиночек делали плоским, затачивали с одной стороны и вставляли в рукоять.
Зачастую, кодзука богато украшалась серебром, медью, золотом одной стороны, и эмблемой и подписью мастера — с другой.

Так что, истинный нож самурая это не айгути и не танто. Нож самурая — кодзука.


Этот пост написал: killger (admin) | Просмотров: | Тэги: боевое холодное оружие , нож самурая , самураи , самурайские мечи , фото холодного оружия

knifeinfo.ru

Как сделать самурайский нож своими руками

Японский самурайский нож Танто Шиноби. Японское холодное оружие. Самурайское оружие — нож танто.

Японский самурайский нож Танто Сандзоку. Японские традиционные самурайские ножи танто. Искусство самураев, антиквариат, самурайс

Танто — японский нож » Айкидо и Путь самурая; Японский язык

Land of the Rising Sun — клуб

Нож танто своими руками

Холодное оружие — Karlson_88

Галерея: мечи, ножи… » Страница 4 » Айкидо и Путь самурая; Японский язык

АБВ-мобиль: Как самому сделать или выковать самурайский японский нож танто из простого болта — пошаговая инструкция с наглядными

Нож самурая » Ножи на Knifeinfo.ru

АБВ-мобиль: Как самому сделать или выковать самурайский японский нож танто из простого болта — пошаговая инструкция с наглядными

НОЖ СВОИМИ РУКАМИ Изготовление ножа по мотивам танто М.dykun — AgaClip — Make Your Video Clips

Оружейная. Часть третья. — Путевые заметки

Продам нож Самурай

Андрей Антипов ВКонтакте

Японские мечи: «Танто» Блог

Танто WeaponHistory

Intensivein Нож Самурай большой, клинок порошковая сталь.

Галерея: мечи, ножи… » Страница 4 » Айкидо и Путь самурая; Японский язык

Нож танто своими руками

Танто нож своими руками

ppccabfiles.ru

Самурайский меч? Нет, нож и даже ножи. Какими они бывают?

12:33 am: Самурайский меч? Нет, нож и даже ножи. Какими они бывают?

Позвольте задать Вам один интересный вопрос. Какое второе слово вы назовёте к слову «самурайский»?

Почти все, кому я задавал этот вопрос, не задумываясь ответили «меч». «А ещё?..

Японская баня офуро фурако фураке фуракэ ясаруги сэнто сенто фурако цена кедровая из кедра процедура отзывы эффект вред польза противопоказания …

» Кто-то вспоминал кодекс чести, кто-то – самурайский дух, и один, только один человек вспомнил самурайский нож – танто! А ведь меч – фактически большой нож. И история ножа гораздо древнее меча!

Кроме того, нож всегда, наряду с мечом, оставался боевым оружием. Эффективность крупного ножа в умелых руках немного уступает мечу, но, например, как тайное оружие нож практически незаменим.

Итак, начнем с преданий старины японской…

Самые древние японские ножи упомянуты даже в «Кодзики» («Записки о делах древности», примерно 700 г. н.э.), самом старом японском письменном источнике, дошедшем до наших дней. Тогда боевой нож имел длину клинка от 5 до 22 см и назывался тосу. По форме он напоминал прямой хозяйственный нож когатана, который, видимо и является прямым потомком этого славного оружия. Часто несколько тосу разной длины носили в одних ножнах. Кстати, мечи в те седые времена были прямыми, а слова самурай не существовало вообще!

В более поздние времена, когда появились боевые доспехи, боевые ножи стали называть общим названием ёрой-доси, что в вольном переводе означает «протыкатель доспехов». Их носили заткнутыми за пояс сзади. Позднее их стали носить так же и спереди, заткнув за пояс.

Именно из таких «протыкателей» и возникли типы ножей, о которых рассказано ниже.

Самый знаменитый наследник семейства ёрой-доси, конечно, танто!

Название этого оружия пишется двумя иероглифами Тан – короткий, То – меч.

По японским канонам танто имеет все признаки меча – односторонний клинок, выкованный с явно видимой линией хамон, съёмная цуба (защита для руки), оплётка рукоятки со всеми положенными деталями (кассира, менуке, фучи) и крепление между клинком и цубой (хабаки), которая, собственно, и является главным признаком меча (без хабаки любая железная полоса с рукояткой – просто нож). Ножны, как правило, имели кармашки для когай и когатаны (хозяйственного ножичка и деревянной шпильки для снятия доспехов).

Танто

Танто, вакидзаси и катана – это практически «один меч, только разного размера».

Танто в церемониальных выходах носили в паре к парадному мечу тати. Тогда он назывался коси-гатана (прошу не путать с когатаной – маленьким хозяйственным ножиком).

Кроме самураев, танто носили торговцы, ремесленники, доктора… просто для самозащиты.

Кстати, согласно информации из Википедии, данный вид оружия в настоящее время очень популярен в среде японских мафиози – якудза.

В течение последних 700-800 лет производились, как правило, три вида ножей танто. Тсуба – с цуба, хамадаси – клинок с укороченным цуба и айкучи – клинок без эфеса. Длина лезвия танто варьировалась от 5 до 12 дюймов (примерно от 13 до 30 см). Клинки длиннее 33 см носили название ко-вакидзаси, или «маленький короткий меч».

Хамадаси – отличается от танто отсутствием цубы, но имеет ярко выраженный переход от рукоятки к лезвию, пусть даже в виде ободка. Обычно имеет оплётку рукоятки.

Айкути

Айкучи (айкути) – нож в стиле танто, но без цубы вообще. Переход от рукоятки к клинку практически незаметен. Это главная отличительная особенность айкучи – отсутствие перехода между клинком и рукояткой. Активно использовался самураями вплоть до Токугавской эпохи для… нанесения удара по лежащему противнику, которого (по самурайскому кодексу чести) нельзя было убивать мечом. Поскольку айкути не считался мечом, как классический танто, убивать им лежачего противника не возбранялось. Рукоятки айкути (по традиции) никогда не оплетаются, чтобы ничем не напоминать меч.

После завершения Эпохи войн (примерно с 1600 г.) айкути был больше произведением искусства, чем оружием.

Другой ветвью потомков ёрой-доси являются… стилеты. Да, да, и в Японии колющее оружие всегда было в почёте!

Вот, например, хасивара – кованный стилет с крюком над рукоятью. Первоначально служил для отбивания меча и протыкания доспехов.

Позднее хасивара эволюционировал в дзюттэ – оружие тайной японской полиции периода Эдо.

Дзюттэ – японское холодное оружие, с клинком в виде цилиндрического или многогранного стержня без лезвия. Рукоять с круглым навершием и половинчатой гардой, загнутой в сторону клинка, что представляет собой ловушку для оружия противника. Общая длина 300-600 мм.

Дзюттэ разработан так, чтобы его пользователь мог захватить и на мгновение удержать оружие противника. Даже не любое оружие, а именно меч, так как полиция использовала дзютте в основном, против нарушавшх порядки самураев, которые всегда хносили при себе меч.

Козука (кодзука) или когатана.

Маленький, не больше 10 см нож из мягкого железа. Боевым этот нож не назовёшь, но, всё же… И катана, и выкидзаси, и танто имеют в цуба (защите для руки) отверстие, а с внутренней стороны ножен кармашек для этого малыша. Походно-военная жизнь всегда требует инструмента для чисто хозяйственных нужд. Колбаски порезать, щепок на растопку для костра настружить… Делать это мечом – осквернить святыню, охотничий мачете – нара – был не у каждого.рестьянских инструментов. Для этого и был припрятан в каждом мече, точнее, в ножнах, маленький помощник – когатана. Рукоятка обычно делалась из загнутого в трубку мягкого металла, а лезвие вставлялось в эту трубку и, по мере износа, заменялось другим. Вот такое нехитрое… устройство прошло вместе с самурайским мечом огонь, воду и медные трубы…

Однако война есть война. И козука нередко использовался как холодное метательное оружие.

Кусингобу (кусингобэ) – кинжал для ритуального самоубийства сэппуку. Имел чётко предписанный размер – 9 сун 5 бу (примерно 28,7 см). Ручка и ножны традиционно были белыми, цвета смерти, хотя известный мастер мог отступить от этих канонов.

Есть ещё довольно много видов экзотических японских ножей, я перечислил лишь самые распространенные.

Автор: Груздев Михаил.

Mailto: [email protected]

http://war-art-smeet.blogspot.com/

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или послать ссылку на эту статью по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

charangogo.livejournal.com

Самурайский меч? Нет, нож и даже ножи. Какими они бывают? Часть 2. | Культура

Другой ветвью потомков ёрой-доси являются… стилеты. Да, да, и в Японии колющее оружие всегда было в почёте!

Вот, например, хасивара — кованный стилет с крюком над рукоятью. Первоначально служил для отбивания меча и протыкания доспехов.

Позднее хасивара эволюционировал в дзюттэ — оружие тайной японской полиции периода Эдо.

«Классическим оружием японской тайной полиции был затупленный стилет (дзюттэ, или дзиттэ) длиной около 30 см с отходящей от рукояти крючкообразной гардой. Иногда два таких стилета использовались одновременно. С помощью дзюттэ меч противника можно было, при известном навыке, поймать в щель между гардой и клинком, а затем сломать пополам или выбить из рук. К рукояти дзюттэ крепился темляк с цветной кистью, по окраске которой можно было судить о ранге полицейского.»
В. Хореев. «Японский меч. Десять веков совершенства».

Дзюттэ — японское холодное оружие, с клинком в виде цилиндрического или многогранного стержня без лезвия. Рукоять с круглым навершием и половинчатой гардой, загнутой в сторону клинка, что представляет собой ловушку для оружия противника. Общая длина 300−600 мм.

Дзюттэ разработан так, чтобы его пользователь мог захватить и на мгновение удержать оружие противника. Даже не любое оружие, а именно меч, дзюттэ был особенно эффективен против меча, при правильных условиях.

Судя по найденным образцам, длина и материалы дзюттэ могли быть различны, также как и декоративные части. Некоторые дзюттэ очень детализированы и включают художественное оформление. Дзюттэ может включать ручки или даже цуба (защиту руки), которые кажутся почти идентичными используемым для меча самурая.

Козука (кодзука) или когатана. Маленький, не больше 10 см нож из мягкого железа. Боевым этот нож не назовёшь, но, всё же… И катана, и выкидзаси, и танто имеют в цуба (защите для руки) отверстие, а с внутренней стороны ножен кармашек для этого малыша. Походно-военная жизнь всегда требует инструмента для чисто хозяйственных нужд. Колбаски порезать, щепок на растопку для костра настружить… Делать это мечом — осквернить святыню, охотничий мачете — нара — был не у каждого. Дело в том, что нара пользовались и крестьяне, а самурай никогда не опускался до крестьянских инструментов. (Хотя, как и везде, нет правил без исключений.) Для этого и был припрятан в каждом мече, точнее, в ножнах, маленький помощник — когатана. Рукоятка обычно делалась из загнутого в трубку мягкого металла, а лезвие вставлялось в эту трубку и, по мере износа, заменялось другим. Вот такое нехитрое… устройство прошло вместе с самурайским мечом огонь, воду и медные трубы…

Однако война есть война. И козука нередко использовался как холодное метательное оружие.

В настоящее время козука изготовляется как отдельный нож и продаётся в сувенирных и оружейных магазинах.

«Поистине, этот мир — суета.
Люди всегда об этом забывают.»
Из самурайских трактатов.

Люди забывают, а самураи… Жизнь самурая, как известно, это подготовка к смерти. И умереть, конечно, надо красиво. Наверное, японцы не были бы японцами, если бы не придумали специального инструмента для красивого ухода в мир иной.

Кусингобу (кусингобэ) — кинжал для ритуального самоубийства сэппуку. Имел чётко предписанный размер — 9 сун 5 бу (примерно 28,7 см). Ручка и ножны традиционно были белыми, цвета смерти, хотя известный мастер мог отступить от этих канонов.

«Уходя из жизни посредством меча, доблестный муж всегда рисковал всадить его глубже, чем следует, повредив позвоночник и нарушив красивый обычай некрасивым падением… Короткий нож исключал подобный финал, позволяя с блеском завершить процедуру и порадовать зрителей чёткостью ритуала».
В. Хореев. «Японский меч. Десять веков совершенства».

Конечно, в одной короткой статье невозможно рассказать всё. Но, если тема показалась Вам интересной, найти дополнительные материалы в Интернете не составит труда. И Вы узнаете ещё много-премного интересного.

Надеюсь…

shkolazhizni.ru

Самурайский меч? Нет, нож и даже ножи. Какими они бывают? Часть 1. | Культура

Почти все, кому я задавал этот вопрос, не задумываясь ответили «меч». «А ещё?..» Кто-то вспоминал кодекс чести, кто-то — самурайский дух, и один, только один человек вспомнил самурайский нож — танто! А ведь меч — фактически большой нож. И история ножа гораздо древнее меча!

Кроме того, нож всегда, наряду с мечом, оставался боевым оружием. Эффективность крупного ножа в умелых руках немного уступает мечу, но, например, как тайное оружие нож практически незаменим.

Итак, начнем с преданий старины японской…

Самые древние японские ножи упомянуты даже в «Кодзики» («Записки о делах древности», примерно 700 г. н.э.), самом старом японском письменном источнике, дошедшем до наших дней. Тогда боевой нож имел в длину от 5 до 22 см и назывался тосу. По форме он напоминал прямой хозяйственный нож когатана, который, видимо и является прямым потомком этого славного оружия. Часто несколько тосу разной длины носили в одних ножнах. Кстати, мечи в те седые времена были прямыми, а слова самурай не существовало вообще!

В более поздние времена, когда появились боевые доспехи, боевые ножи стали называть общим названием ёрой-доси, что в вольном переводе означает «протыкатель доспехов». Их носили заткнутыми за пояс сзади. Позднее их стали носить так же и спереди, заткнув за пояс.

Именно из таких «протыкателей» и возникли типы ножей, о которых рассказано ниже.

Самый знаменитый наследник семейства ёрой-доси, конечно, танто!

Название этого оружия пишется двумя иероглифами Тан — короткий, То — меч.

По японским канонам танто имеет все признаки меча — односторонний клинок, выкованный с явно видимой линией хамон, съёмная цуба (защита для руки), оплётка рукоятки со всеми положенными деталями (кассира, менуке, фучи) и крепление между клинком и цубой (хабаки), которая, собственно, и является главным признаком меча (без хабаки любая железная полоса с рукояткой — просто нож). Ножны, как правило, имели кармашки для когай и когатаны (хозяйственного ножичка и деревянной шпильки для снятия доспехов).

Танто, вакидзаси и катана — это практически «один меч, только разного размера».

Танто в церемониальных выходах носили в паре к парадному мечу тати. Тогда он назывался коси-гатана (прошу не путать с когатаной — маленьким хозяйственным ножиком).

Кроме самураев, танто носили торговцы, ремесленники, доктора… просто для самозащиты.

Кстати, согласно информации из Википедии, данный вид оружия в настоящее время очень популярен в среде японских мафиози — якудза.

В течение последних 700−800 лет производились, как правило, три вида ножей танто. Тсуба — с цуба, хамадаси — клинок с укороченным цуба и айкучи — клинок без эфеса. Длина лезвия танто варьировалась от 5 до 12 дюймов (примерно от 13 до 30 см). Клинки длиннее 33 см носили название ко-вакидзаси, или «маленький короткий меч».

Хамадаси — отличается от танто отсутствием цубы, но имеет ярко выраженный переход от рукоятки к лезвию, пусть даже в виде ободка. Обычно имеет оплётку рукоятки.

Айкучи (айкути) — нож в стиле танто, но без цубы вообще. Переход от рукоятки к клинку практически незаметен. Это главная отличительная особенность айкучи — отсутствие перехода между клинком и рукояткой. Активно использовался самураями вплоть до Токугавской эпохи для… нанесения удара по лежащему противнику, которого (по самурайскому кодексу чести) нельзя было убивать мечом. Поскольку айкути не считался мечом, как классический танто, убивать им лежачего противника не возбранялось. Рукоятки айкути (по традиции) никогда не оплетаются, чтобы ничем не напоминать меч.

После завершения Эпохи войн (примерно с 1600 г.) айкути был больше произведением искусства, чем оружием.

И это всё?

Нет! Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

Сталь самураев | Ножи со всего мира

Известные по видеофильмам мечи самураев в строгом смысле не являются мечами, представляя собой типичные сабли. В дореволюционной русской литературе изогнутое однолезвийное оружие самураев и называлось не иначе как саблей. Однако сегодня нет смысла пытаться изменить сформировавшуюся традицию, по которой прославленное самурайское оружие называется мечом.

Свой теперешний вид мечи приобрели не ранее 11 века. Первоначально в ходу были мечи с классическим прямым обоюдоострым лезвием длиной около 70 см и шириной около 4 см, которые назывались просто «кен», то есть «меч». В эпоху непрерывных феодальных войн появилось изогнутое, длинное рубящее оружие всадника — «таси» (во многих транскрипциях читается, как «тати», иногда «тачи»). Так назывался самурайский меч, который носился подвешенным к поясу лезвием вниз, как и классическая сабля. Впрочем «таси» — это и есть сабля, но с оригинальной рукоятью. Длина клинка этого оружия достигала 90 см, а его острие было несколько скруглено, поскольку «таси» предназначался главным образом для рубки.

Еще более мощным оружием был «нодати» (иногда читается, как «нодачи») — двуручный изогнутый однолезвийный меч общей длиной более полутора метров.

Однако самым известным самурайским мечем, является «усигана» (в большинстве источников встречается «утигатана»), позднее он стал называться «катана». «Усигана» с укороченным клинком служил дополнением к основному, более мощному мечу «таси». Его носили воткнутым за пояс и, в отличие от «таси», лезвием вверх. Когда «катана» пришел на смену длинному мечу, его часто носили с еще более коротким парным мечом «вакидзаси», название которого переводится как «сбоку воткнутое». Оба меча образовывали одностильно украшенную пару — «дайсе» (полностью «дайсе-госирае», не путать с «дайто»).

Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «таси» — от 76 до 95 см. «Hодати» традиционно имел клинок длиной 152 см и весил 4 кг.

Говоря о мечах самураев, нужно учитывать особенности оружейного дела в Японии. Каждый меч знатоки могут по некоторым признака отнести к эпохе Кото (до конца 17 века), к Синто (до 19 века), к Синсинто (1781–1876 года) и, наконец, к Геданто — современным мечам. Сложилось убеждение, что старые мечи (Кото) были намного лучше, чем новые (Синто), и что секреты великих мастеров прошлого забыты.

Для определения эпохи изготовления конкретного меча немаловажное значение имеет т. н. «дзитетсу» — цвет и текстура стали. У мечей Кото цвет металла темно-серый, а у Синто и Синсинто — светлый и яркий. У лучших клинков Кото периода Камакура полированная поверхность похожа на темный бархат.

Если оставить в стороне эстетические достоинства мечей разных эпох, то спор о том, клинки какого времени были лучше, можно попытаться разрешить путем сравнительного анализа испытаний. Такие испытания были недавно проведены, и оказалось, что при рубке связок жесткого бамбука лезвия мечей Кото сминались, Синто крошились, а Синсинто и Геданто не повреждались. О причинах такого различия японские специалисты говорят, что в эти периоды при выплавке металла использовалось разное сырье.

Мечи в древности производились в основном мастерами пяти провинций, в каждой из которых использовался свой набор технологических приемов. Hапример, только по одному соотношению в металле клинка железа и стали знаток сразу определит, где он был произведен — в провинции Бидзен или Сагами. Впрочем, с течением времени происходил естественный процесс влияния одной традиции на другую.

В конечном счете, всеяпонским центром производства оружия стала провинция Бидзен и особенно ее столица Осафунэ. Когда во время очередной междоусобной войны в конце 16 века город Осафунэ был сожжен, то вместе с ним погибли и несколько тысяч оружейников, каждый из которых мог производить по 2–3 меча в месяц.

К концу 18 века началось возрождение интереса к клинкам Кото периода Камакура и к технике «пяти традиций». Считают, что сохранилось от одного до трех миллионов классных мечей всех времен и множество офицерских мечей заводского производства. Сегодня владелец самурайского меча может получить своего рода паспорт, в котором будут указаны время изготовления меча, стиль и название школы, к которой принадлежал изготовивший его мастер. Hередко указывается и имя мастера.

Паспорт меча называется «оригами», выдает его японское общество сохранения искусства мечей (Nihon Bijutsu Token Hozon Kyokai). Это общество выделяет четыре класса мечей: особо ценные, ценные, особо сохраняемые и, наконец, просто сохраняемые мечи. Японское государство выделяет два разряда — национальное сокровище и важное достояние культуры. Особо ценных мечей сейчас на учете 117 штук, еще около трех тысяч — ценных. Говорят, что ни один меч, находящийся вне пределов Японии, каким бы он ни был хорошим, официально не признан национальным сокровищем или особо ценным мечом.

Главное своеобразие самурайских мечей, не считая отделки рукояти и ножен, заключается в металле их клинков и в способах его получения. С древнейших времен японские кузнецы использовали при производстве металла для мечей местные железистые пески «сатетсу». После обогащения промывкой в воде, отделяющей пустую породу, сырье обычным порядком пережигалось в сыродутной печи, образуя железную крицу. Затем крицу разрубали на отдельные мелкие куски и снова пережигали в печи. Железные куски науглероживались с поверхности, образуя железно-стальной композит — сырцовую сталь с высоким содержанием углерода.

Эту крицу сырцовой стали, называемую «оросиганэ», расковывали в пластину, закаливали в воде и раскалывали на куски, после чего производили сортировку кусков по качеству, определяя его по виду излома металла. Сырцовая сталь из-за слишком грубой неоднородности и загрязненности шлаками не подходила для производства столь ответственной продукции, как оружие, поэтому требовалась ее предварительная переработка в более или менее однородную сталь путем многократных поковок и сварок.

Производили переработку железистых песков и другим методом, получившим название «татара-процесс». Этот метод пришел в Японию из Манчжурии в незапамятные времена, чуть ли не в 7 веке, и в период Муромаси (1392–1572 гг.) получил особое распространение. Последнюю «татара-печь» погасили лишь в 1925 году. Впрочем, через несколько лет одна такая печь снова заработала, чтобы обеспечить сырьем кузнецов-оружейников.

Плавка длилась несколько дней и требовала единовременного использования громадного количества сырья. Одного лишь древесного угля требовалось несколько десятков тонн! Зато в результате использования «татара-процесса» за одну плавку получили 5 тонн металла нескольких сортов, сплавленных в одну массу, называемую «кера». Примерно половину массы «керы» составляла высокоуглеродистая сталь с содержанием углерода до 1,5 %. Другой сорт под названием «дзуку» был чугуном обычного состава.

Тяжелый слиток раскалывался, и кузнецы сортировали обломки по своему усмотрению.

Когда тем или иным способом мастер-оружейник получал исходный сырцовый металл, наступал черед изготовления заготовки полосы меча. Конкретный способ этого изготовления зависел от традиций школы, к которой принадлежал кузнец.

Общим для них было то, что сырцовая сталь из-за слишком грубой неоднородности и загрязненности шлаками считалась непригодной для производства такой ответственной продукции, как оружие. Требовалась ее предварительная переработка в более или менее однородную, мелкоструктурную сталь путем многократных проковок и сварок. Кроме того, при содержании в стали углерода выше 0,8 % она после закалки не получается тверже, но становится значительно более хрупкой. Значит, для получения стойкого лезвия требуется удалить из сырцовой стали излишний углерод. Достигалось это выжиганием углерода непосредственно из заготовки клинка при неоднократных сварках и проковках.

Практически это происходило следующим образом: кузнец расковывал кусок сырцовой стали с высоким средним содержанием углерода в пластину, которую закаливал в воде и раскалывал на куски. Эти куски сортировались по виду излома и укладывались на заранее откованную из железа лопатку с длинной ручкой. Лопатка могла делаться и из крупной, аккуратно обколотой пластины сырцовой стали. Полученный таким образом исходный пакет обмазывали глиной для фиксации осколков и проковывали при сварочной температуре.

Задача первой сварки заключалась главным образом в уплотнении рыхлого пакета и наварке отдельных частиц на лопатку. Полученный брикет надрубали поперек и складывали вдвое, затем проваривали в монолит, опять надрубали — теперь уже вдоль — и снова складывали вдвое. Такие операции удвоения могли происходить до 15 раз — в зависимости от состава исходного пакета и пристрастий мастера, поскольку при каждой сварке выгорало некоторое количество углерода, что, в общем-то, и требовалось.

Современными исследованиями было установлено, что при первой сварке рыхлого пакета с большой суммарной поверхностью частиц выгорает примерно 0,3 % углерода. При каждом из последующих удвоений снижение содержания углерода составляет уже только 0,03 %. Металл считался готовым, когда содержание углерода снижали до уровня около 0,8 %. Впрочем, некоторые мастера стремились изготовить менее твердый, но вязкий металл, а другие, напротив, предпочитали высокоуглеродистые лезвия со свойствами стеклянного осколка.

После многочисленных сварок с удвоением условное количество слоев в металле могло достигать нескольких миллионов. Условное потому, что в результате диффузии металла их оставалось только несколько десятков тысяч. Мне говорили, что специалисты Музея оружия в Золингене (Германия) обещали солидную премию тому, кто предъявит клинок, в котором реально более 50 000 слоев.

Дальнейшие действия кузнеца определялись тем, какого стиля он придерживался и к какой школе принадлежал. Сейчас известны имена 32000 японских оружейников, принадлежавших к одной из 1800 школ. Естественно, что каждая школа, вслед за ее основателем, придерживалась своего взгляда на искусство изготовления меча из имеющегося под рукой сырья, не говоря о том, что мастера имели свои личные секреты и излюбленные технологические приемы. Общее правило для всех и на все времена — длинный меч должен иметь твердое лезвие, а все остальные части клинка должны быть менее твердыми, но весьма вязкими.

Многочисленные схемы строения японских клинков можно свести к нескольким основным вариантам с собственными названиями. В журнальной статье нет смысла «растекаться мыслью по древу», поэтому объединим их в три основных группы. К первой принадлежат трехслойные клинки, твердое и хрупкое лезвие которых обварено с обеих сторон мягкими железными обкладками. Иногда эти обкладки делают клиновидного сечения, и после сварки на обухе меча получается много железа и мало стали, а в области лезвия — наоборот. Эта базовая схема носит название «сан-май».

Логичным развитием этой схемы, повышающей стойкость клинка при сильных ударах, является технологический прием, при котором стальное лезвие обертывается с трех сторон вязкой «рубашкой». Этот прием называется очень поэтично — «вковывание в обратную сторону панциря черепахи». Зачастую для упрощения сварки на обух просто наваривали железный пруток, а затем полученную основу обваривали плоскими обкладками.

Принципиально противоположная схема развилась в провинции Бидзен, где придающую клинку стойкость железную основу обертывали высокопрочной стальной «рубашкой», из замкнутой части которой и отковывалось лезвие. Такое строение называется «кобу-си» или, иначе, «пол-кулака», т. е. «горсть». Схема хорошая и даже отличная, но требующая сложных методов закалки для обеспечения эластичности клинка. Такие же методы закалки применялись и при изготовлении цельностального клинка, что было нередким в военное время. Говорят, армейские офицерские «катаны» ковались даже из рельсов.

Hа хорошо отполированном клинке самурайского меча бросается в глаза проходящая вдоль него линия «хамон», нередко и не совсем правильно называемая «линией закалки». При внимательном рассмотрении оказывается, что структура и цвет металла по обе стороны этой линии разные — твердое лезвие дымчатое, а более мягкая часть клинка, называемая «дзиганэ», зеркально блестящая. Hа высококлассных мечах «дзиганэ» имеет характерный узор, схожий с узором дамасской стали. Этот узор японцы называют «хада», что в переводе значит «кожа, поверхность».

Основных разновидностей «хады» четыре — «масамэ-хада», «итамэ-хада», «ая-суги-хада» и «мокумэ-хада». Полосатый узор «масамэ» образуется практически параллельными и непрерывными по всей длине клинка линиями. Эта непрерывность и параллельность линий, крайне редкая в европейском оружии, достигалась в результате расковки заготовок обкладок в положении «на ребро», т. е. удары наносились в торец слоям. Своеобразная структура практически не искажалась при последующей ковке и шлифовке, поэтому выделяющий плавный изгиб клинка узор получался весьма четким. Этот строгий узор следует отличать от обычных полосатых разновидностей малослойного «дикого Дамаска», которые часто имеют некоторую мелкую извилистость границ слоев.

Фибровидный узор «итамэ» соответствует узору «дикого» европейского Дамаска. Так же как и в Европе, на клинках японского «дикого Дамаска» встречаются и участки с относительно прямыми линиями, которые нетрудно отличить от чистого «масамэ». Высоко ценится узор «ко-итамэ». Приставка «ко» в названии этой разновидности узора значит «мелкая, короткая». Таким образом, узор «ко-итамэ» свидетельствует о большом количестве слоев, аккуратно «перемешанных» в процессе ковки.

Регулярная крупная волнистость узора «ая-суги» достигается обычной нарезкой напильником или набивкой штампом с двух краев каждой стороны слоистой заготовки встречных углублений, смещеных на полшага. Особенностью этого типа узора является крупная, плавная волнистость, проходящая по оси клинка. Возможен, впрочем, и прием скручивания заготовки участками, когда каждый следующий участок поворачивается строго на 90 градусов в другую сторону относительно предыдущего. В европейском клинковом оружии этот прием изредка применяли для получения узора «женские локоны» или «скрученные волосы».

За схожесть «мокумэ-хады» с узором высококлассного булата такую сталь иногда называют японским булатом. Однако металл с узором типа «мокумэ» не является литым булатом, а представляет собой типичный сварочный железо-стальной композит, причем, вероятно, волокнистую его разновидность. «Мокумэ-ганэ» в примерном переводе означает «металлическая древесина». Имеется в виду древесина со спутанной и свилеватой структурой — как у карельской березы.

Hа некоторых клинках можно увидеть россыпь отдельных блестящих точек, называемых «ни». Считается, что они представляют собой отдельные крупные кристаллы закаленной стали, проявившиеся в мягкой основе. Думаю, что точки «ни» могут представлять из себя крупные карбиды высокой твердости. Если скопления «ни» тяготеют к линии «хамон», то она приобретает несколько размытый характер. Как говорят поэтично настроенные японцы, линия «хамон» хорошего меча напоминает покрытое сугробами снежное поле, и скопления «ни» иногда выглядят, как спокойно падающий хлопьями снег, а иногда — как снег взлетающий, несомый завихрениями вьюги.

Твердое лезвие отделено от мягкой основы клинка переходной зоной «хабути», в которой, кроме точек «ни», после полировки проявляется молочно-белая линия «ниои». Еще во времена Кото в зоне «хабути» появились «аси» — узкие полоски «ниои», как бы отростки полутвердой стали, вырастающие в сторону закаленного лезвия. «Аси» предотвращали выкрашивание больших кусков лезвия при сильных ударах. Эти полоски могут придавать линии «хамон» вид рваного края, который особо восторженно настроенные любители называют «пламенеющим». Сами японцы этот весьма популярный сегодня вид называют «тсдзи хамон».

Линия «хамон» может образоваться из-за составного строения клинка, поскольку при его обточке и шлифовке твердая сердцевина, образующая лезвие, выступает из обкладок. Вид линии, разделяющей вязкий металл обкладок и твердую сталь лезвия, может быть весьма разнообразным, и разнообразием этим можно управлять (в весьма ограниченных пределах) путем всяческих надпилов и надрубов заготовки клинка.

Другой принцип образования линии «хамон» дал повод называть ее «линией закалки». Если при трехслойной и ей подобным схемам закалка ничем в принципе не отличалась от обычных способов, то закалка клинков, изготовленных по схеме «кобуси», была довольно оригинальной, и образование видимой линии «хамон» происходило особым образом. Японские кузнецы, строго придерживаясь незыблемого принципа «твердое лезвие — мягкий обух», применяли технологию, которую в раннем средневековье иногда использовали и в Европе.

Клинок обмазывался глиной таким образом, что лезвие оставалось открытым. Затем, после высыхания обмазки, клинок осторожно нагревали и закаливали в воде. Теплопроводность глины невысокая, поэтому закрытые части клинка охлаждались медленно с образованием мягких закалочных структур, а открытое лезвие закаливалось «насухо». У японских оружейников доступная огню закаленная часть клинка так и называется — «яки-ба», что переводится как «обожженное лезвие».

Позже некоторые японские оружейники стали применять несколько видоизмененную технологию обмазки глиной. Hапример, при придании сложной формы «линии закалки» тонкие наплывы глины на лезвие часто отваливались. Поэтому стали покрывать глиной весь клинок, начиная с лезвия, а необходимого различия в скоростях охлаждения достигали изменением толщины наносимой обмазки.

Hа смену великим мастерам эпохи Кото, ценившим строгую красоту разумной достаточности, пришли оружейники, большое внимание уделяющие внешней красивости клинка. Если Масамунэ (да и Мурамаса тоже) ограничивались созданием волнистой линии «хамон», то позже возникли весьма причудливые ее разновидности типа «хризантемы в воде» или «цветущей гвоздики».

Повышенное внимание стали уделять разнообразным блестящим точечкам и пятнышкам на поверхности клинков, а для их выявления довели полировку до невероятного совершенства. Шлифовку производят иногда на 12–15 камнях разной зернистости, и длится она около двух недель. Само собой разумеется, что такой дорогой отделке, стоящей несколько тысяч долларов, подвергаются лишь высококлассные мечи, на которых умелым проявлением структуры полировщики раскрывают строение клинка, и возникает эффект полупрозрачности металла.

Боевые достоинства самурайских мечей описаны неоднократно, причем в самых восторженных тонах. Hапример, из издания в издание кочует легенда о том, что нельзя подставлять под удар армейской «катаны» винтовку или автомат, поскольку они легко перерубаются, причем вместе с их владельцем. В годы Второй мировой войны был снят пропагандистский фильм, в котором мастер фехтования классной «катаной» перерубил ствол пулемета. Однако очевидно, что простой вояка фабричным клинком этого сделать не сможет. Лезвия многих «катан» даже ручной работы легко пилятся напильником, другие гнутся уже от небольших усилий, как простая железка, поэтому заповедь «не сотвори себе кумира» полностью относится и к любителям оружия, склонным превозносить иноземную экзотику. Всегда следует отличать ширпотреб от творений больших мастеров.

Автор: Архангельский Л.Б.
 

steel-knife.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *