Содержание

NSM – норвежская супер-ракета » Военное обозрение

После разработки, которая длилась около 15 лет, новейшая крылатая противокорабельная ракета, английское название которой звучит как Naval Strike Missile, а норвежское Norsk sjømålmissil, что можно перевести как «норвежская противокорабельная ракета – NSM», наконец готова занять своё место на вооружении страны. В данный момент над ракетным комплексом проводятся последние испытания в США, которые протекают довольно-таки удачно. Данная ракета является самонаводящейся, она способна поражать различные морские цели, находящиеся на расстоянии до 200 км.


Данным оружием, в первую очередь, будут оснащены норвежские фрегаты ВМС, а также транспорт береговой охраны. Также, данный ракетный комплекс может быть размещён на вертолетах, относительно новых многоцелевых истребителях, автомобилях и разнообразных береговых комплексах. Как считает Харальд Оннестад, занимающий должность исполнительного директора компании Kongsberg Defence Systems, которая являлась разработчиком данного оружия, ракеты могут размещаться на фрегатах, корветах, и это обеспечит надёжную защиту побережья Норвегии. Данная система вооружения создана с учётом климата страны, а также с учётом ландшафта береговой зоны, также данное оружие может стать отличным вариантом для вооружения союзных стран.

Ракета NSM изготовлена по стандартной аэродинамической схеме, оборудована четырьмя цельноповоротными рулями, располагающимися в хвостовой части корпуса, также имеет среднерасположенное раскрывающееся крыло. Конструкция ракеты предусматривает средства по снижению тепловой и радиолокационной заметности. Корпус не имеет острых кромок и контрастных щелей, кроме того, при его реализации использованы радиопоглощающие и композиционные материалы.

РДТТ используется в качестве стартового ускорителя. Ракета оснащена турбореактивным двигателем TRI 40, который разработан во Франции компанией Microturbo. Этот двигатель является малогабаритным, одновальным, также он оборудован четырехступенчатым осевым компрессором, где отношение давлений варьируется от 3.83:1 до 5.58:1, кроме того он оборудован кольцевой камерой сгорания. Кроме того он способен развивать статическую взлетную тягу около 2.5-3.0 кН, при том, что его собственная масса всего 44кг, его максимальный поперечный размер 280мм и длина 680мм. Стоит отметить, что двигатель функционирует в весьма широком полетном диапазоне, способен маневрировать в зависимости от высоты и скорости. Старт двигателя выполняется авторотацией на высоте от 0 до 5300м при скорости полета 0.5-0.9М или пиростартером. Чтобы выполнять полетную программу и необходимое регулирование, TRI 40 оснащён цифровой системой электронно-гидромеханической управления и специальным встроенным генератором, который закреплён на валу турбины. Кроме авиационного керосина JP8 двигатель способен функционировать на топливе JP10, которое является синтетическим и высококалорийным. В камере сгорания температура составляет около 1010°C, расход топлива составляет меньше чем 120 кг/кН/час. К особенностям конструкции TRI 40 можно отнести отсутствие отдельной маслосистемы, топливо выполняет функцию смазки подшипников.

Боевая часть имеет массу 125 кг, является фугасной, проникающей. Оснащена взрывателем с задержкой по времени, которая обеспечивает разно вариантный подрыв в зависимости от формата цели.

Комбинированная система управления — на необходимом участке траектории производится инерциальной системой управления. Такая система управления обеспечит необходимые действия даже вне пределов видимости цели, ракета способна осуществлять движение по заранее запрограммированной, сложной траектории, умело обходить преграды и рельефы местности, а также участки с ПВО противника, бить по цели в наиболее уязвимых секторах. Корректировка траектории полета на маршевом участке осуществляется на основе данных подсистемы навигации GPS и подсистемы корректировки по рельефу местности TERCOM. Принцип работы системы TERCOM организован на сопоставлениях рельефа местности какого-либо конкретного района, где находится ракета с эталонными картами местности по всему протяжению маршрута ее полета, которые предварительно заложены в память системы управления на борту.

Предполагается, что NSM будет продаваться за границу, данный факт усилит позиции Норвегии как одного из ведущих в мире экспортеров оружия. На данный момент Польша уже заключила контракт на поставку данных ракет, в общей сложности на сумму 100 миллионов евро. Вероятность приобретения данных ракет уже сейчас рассматривают Австралия, Канада и США. Не исключено, что к этим странам присоединятся прочие.

topwar.ru

НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


14.04.2016
В скором времени прибрежные боевые корабли класса LCS ВМС США будут оснащаться норвежскими ПКР NSM (Naval Strike Missile), сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на businessinsider.in (12 апреля).

Оснащение противокорабельными ракетами проводится в рамках концепции «распределенной летальности». ПКР имеет загоризонтную дальность стрельбы около 115 миль и отвечает всем требованиям ВМС США (по сообщениям некоторых СМИ, дальность пуска составляет 185 км – прим. Военный Паритет).
Американский флот уже давно изыскивает возможности повышения боевого потенциала своих кораблей меньшего, чем крейсеры и эсминцы, водоизмещения. Ракета предназначена для поражения кораблей противника, полет проходит на малых высотах, чтобы затруднить обнаружение радарами. Отмечается, что ПКР, оснащенная инфракрасной системой наведения, может выбирать цель в группе кораблей и судов противника и будет атаковать только ту цель, которая выбрана.
Военный Паритет

БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ LCS

02.06.2016


ВМС Польши произвели стрельбу боевыми ракетами норвежского производства NSM (Naval Strike Missile), которые стоят на их вооружении, передает ТАСС со ссылкой на Генеральное командование Вооруженных сил республики.
«Это были первые ракетные стрельбы за много лет. Раньше мы стреляли из старого оборудования советского производства. Впервые мы использовали NSM», — сказал инспектор ВМС Мирослав Мордер.
По его словам, на данный момент Польша располагает военным подразделением, способным поражать цели на расстояниях, которые ранее были недостижимы для армии. Отмечая рост оборонного потенциала страны, генерал Мирослав Ружаньский заявил, что морская ракетная часть в состоянии самостоятельно и эффективно выполнять задачи не только над Балтикой, но и в других местах, куда она будет отправлена.
Польские военные совершили два запуска на полигоне вблизи острова Андоя. Первая ракета за несколько секунд преодолела расстояние 150 километров. Второй выстрел произвели совместно с норвежскими военными. По задумке силовиков, две ракеты, выпущенные из разных точек, должны были попасть в одну цель.
Лента.ру

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

06.11.2016

Министерство обороны Польши может приобрести дополнительное количество ПКР NSM (naval strike missile) компании Kongsberg, сообщает «Военный Паритет».
Такое заявление сделал замминистра обороны Польши Бартош Ковнаски (Bartosz Kownacki). По его словам, необходимо также нарастить возможности морской разведки. ПКР этого типа имеют дальность стрельбы 200 км, однако дальность работы польских радаров меньше. Для этой цели возможно приобретение разведывательных беспилотников.
Первая эскадрилья ракет NSM была развернута на польском побережье Балтийского моря в 2013 году, вторая в 2014 году.
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

20.04.2018

Норвежская группа Kongsberg 18 апреля 2018 года сообщила о заключении контракта стоимостью 124 млн евро на поставку ВМС Малайзии неназываемого количества противокорабельных ракет NSM. Ракеты предназначены для оснащения строящихся для ВМС Малайзии на малайзийском судостроительном предприятии Boustead Heavy Industries Corporation Berhad (BHIC) Lumut Shipyard корветов (фрегатов) типа Maharaja Lela французского проекта Gowind 2500 (головной корабль был спущен на воду в Лумуте 24 августа 2017 года и ожидается к вводу в строй в 2019 году).

Таким образом Малайзия стала третьим серийным заказчиком разработанных и производимых Kongsberg c 2012 года противокорабельных ракет NSM (Naval Strike Missile) после ВМС Норвегии и Польша (последняя использует их в варианте берегового ракетного комплекса). Закупка ПКР NSM планируется также Гермианией и весьма высока вероятность их поступления также на вооружение ВМС США, где эта система проходит испытания.
https://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

04.05.2018


ВМС США проводят конкурс противокорабельных ракет (ПКР) для оснащения будущих фрегатов FFG(X), заявил исполнительный директор компании Raytheon 26 апреля. ПКР может быть выбрана к концу лета. Фаворитом считается ракета Naval Strike Missile норвежской компании Kongsberg, которой также будут вооружены прибрежные боевые корабли класса LCS. «Рейтеон» выступаит в одной команде с «Конгсберг».
Компании Boeing (ПКР Harpoon) и Lockheed Martin (LRASM – Long-range Anti-Surface Missile) почувствовали, что не смогут составить конкуренции и вышли из конкурса в мае. ПКР NSM имеет дальность стрельбы более 100 морских миль и обладает возможностью самостоятельного распознавания цели. Ракеты запускаются с надпалубной ПУ, похожей на ту, которая использовалась для запуска «Гарпунов», что высвобождает установки вертикального пуска для размещения ракет других классов
Военный паритет

МАЛЫЙ БОЕВОЙ КОРАБЛЬ SSC (США)

02.06.2018


31 мая 2018 года Командование военно-морских систем (Naval Sea Systems Command) ВМС США выдало американской корпорации Raytheon контракт стоимостью 14,856016 млн долл на поставку первой партии (официально нераскрываемого количества – но, видимо, восьми) противокорабельных ракет NSM по программе Over-the-Horizon Weapon Systems для оснащения «литторальных» боевых кораблей LCS американского флота. Контракт включает поставку одного комплекта системы управления огнем, из чего можно сделать вывод, что контракт охватывает пока что оснащение ПКР NSM только одного корабля LCS – видимо, для отработки интеграции комплекса на корабли. Ранее в бюджетном запросе на Работы должны быть завершены к маю 2020 года. Однако контракт включает опцион, реализация которого доведет общую стоимость до 847,6 млн долл – то есть с оснащением ПКР NSM всех кораблей LCS.
Тем самым противокорабельная ракета NSM (Naval Strike Missile) разработки норвежской группы Kongsberg и предлагаемая консорциумом Raytheon и Kongsberg выбрана в конкурсе по программе Over-the-Horizon Weapon Systems (OTH WS) для оснащения «литторальных» боевых кораблей LCS и фактически принята на вооружение ВМС США. Это большой успех для Kongsberg. Помимо кораблей LCS, выбранная по программе OTH WS ракета должна быть использована также для оснащения перспективных американских фрегатов FFG(X), и, не исключено, и других надводных кораблей ВМС США.
Каждый корабль LCS (которых сейчас предполагается иметь 32) планируется оснастить двумя четырехконтейнерными пусковыми установками ПКР NSM. В заявке президента США по оборонному бюджету на 2019 финансовый год запрашивались 18 млн долл для приобретения первых восьми ПКР по программе OTH WS для кораблей LCS. C 2020 по 2022 фин. годы ВМС США намерены закупать по 12 новых ПКР ежегодно, а в 2023 фин. году – 20 ракет (на эти четыре года на эти цели должны быть выделены 129 млн долл, сюда входит и их установка на корабли со всеми необходимыми доработками).
ВМС США стали четвертым иностранным заказчиком ПКР NSM после Польши, Германии и Малайзии.
https://bmpd.livejournal.com/

БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ LCS

03.06.2018

Победителем конкурса ВМС США по программе ПКР загоризонтной дальности (Over-the-Horizon Weapon System – OTH WS) стала ракета NSM компании Raytheon и ее норвежского партнера Kongsberg. Информация вышла вчера вечером в объявлениях о контракте министерства обороны США, сообщает источник 1 июня.
Компании получают контракт на сумму 14,86 млн долл США на поставку первой партии. ВМС США намерены оснастить этими ракетами прибрежные боевые корабли типа LCS (Littoral Combat Ship). Другими конкурсантами были компании Boeing (Harpoon ER) и Lockheed Martin (LRASM), которые вышли из гонки в прошлом году, посчитав условия тендера несправедливыми. В итоге единственным участником программы осталась «Рейтеон» с партнером «Конгсберг».
В августе 2016 года обе компании подписали соглашение о производстве ПКР NSM на производственном объекте «Рейтеон» в Тусоне (Аризона). Ракеты также поступят на вооружение перспективных фрегатов ВМС США по программе FFG(X). Этим летом во время учений RIMPAC 2018 ракеты NSM будут запущены с берегового ракетного комплекса на базе колесного грузовика армии США HEMTT.
Военный паритет

БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ LCS

19.07.2018

12 июля армия США успешно запустила ПКР Naval Strike Missile (NSM) производства норвежской компании Kongsberg с новой мобильной береговой ПУ, сообщает defence-blog.com 17 июля. Мишенью стал списанный танкодесантный корабль USS Racine (LST-1191) в районе Тихоокеанского ракетного полигона (Гавайи), пуск был проведен в рамках международных военно-морских учений Rim of the Pacific (RIMPAC 2018).
Это был первый пуск ПКР пятого поколения с новой ПУ по реальной цели. «Я вам скажу – вы видите будущее», заявил генерал Роберт Браун, командующий Тихоокеанским командованием армии США. Дальность стрельбы ракеты до 200 км и больше. ПКР способна поражать корабли с сильной системой ПВО и ПРО.
ПУ создана на шасси тактического грузовика НЕМТТ в начале 2015 года. С августа 2016 года производство пусковых установок ведется на объекте компании Raytheon в Тусоне (Аризона).
Военный паритет


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА NAVAL STRIKE MISSILE NSM

Разработку ракеты NSM (Naval Strike Missile) норвежская фирма Kongsberg начала в 1996 году, заключив с ВС Норвегии контракт стоимостью 1,2 млрд крон (159 млн дол) для замены ПКР Penguin. NSM может использоваться в составе многоцелевых комплексов корабельного, наземного и авиационного базирования. Ракеты NSM корабельного базирования планируются для вооружения новейших фрегатов типа Nansen и ракетных катеров типа Skjold. Контракт на организацию серийного производства был заключен в июне 2007 года.
Противокорабельная ракета средней дальности NSM предназначена для поражения широкого спектра надводных целей в открытом море, в проливных зонах, фьордах и шхерных районах.
Ракета NSM выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащена среднерасположенным раскрывающимся крылом и четырьмя цельноповоротными рулями в хвостовой части корпуса.
В качестве стартового ускорителя используется РДТТ. Маршевый двигатель ракеты NSM – турбореактивный двигатель TRI 40, разработанный французской фирмой Microturbo.

Боевая часть весом 120кг – проникающая, фугасная. Оснащается взрывателем с временной задержкой, обеспечивающим многовариантный подрыв в зависимости от типа цели.
Система управления – комбинированная. Управление на маршевом участке траектории осуществляется инерциальной системой управления. На ракете предусмотрена установка новой помехозащищенной тепловизионной головки самонаведения с повышенной чувствительностью и расширенным сектором обзора.
Ракета поставляется в контейнере размером 4 х 0.81 х 0.8м. Снаряженная масса контейнера 710 кг. Время между плановыми осмотрами 3 года, между капитальными ремонтами (англ. overhauls) – 5-10 лет. Планируемое время эксплуатации ракет – 30 лет.
Ракета NSM движется к цели на минимальной высоте, а на терминальной стадии наведения выполняет случайные маневры и может ставить радиоэлектронные помехи, что осложняет перехват системами ПВО корабля. На цель ракета наводится с помощью пассивного инфракрасного сенсора, который способен автоматически обнаруживать и распознавать цели, выбирая среди нескольких кораблей определенную мишень. Таким образом реализуется принцип выстрелил-забыл, даже при стрельбе на максимальное расстояние в 185 км.

Норвежское правительство в мае 2007 года приняло решение о начале серийного производства малозаметной противокорабельной ракеты NSM для национальных ВМС. Производство нового оружия для фрегатов и ракетных катеров норвежского флота началось во втором квартале 2007 года. Стоимость контракта составило 2,5 миллиарда норвежских крон (примерно 400 миллионов долларов).
Компания «Навантия» объявила о завершении программы поставки пяти фрегатов класса F-310 ВМС Норвегии. В ходе церемонии, состоявшейся 18 января 2011 года на предприятии в Ферроле, компания передала ВМС Норвегии пятый фрегат серии F-314 «Тур Хейердал».
Головной корабль серии F-310 «Фритьоф Нансен» был принят на вооружение ВМС Норвегии в июне 2006 года. Вслед за ним «Навантия» передала заказчику еще три фрегата: F-311 «Роальд Амундсен», F-312 «Отто Свердруп» и F-313 «Хельге Ингстад». Строительство фрегата F-314 началось в ноябре 2007 года, церемония закладки киля прошла в марте 2008 года. Спуск корабля на воду состоялся 11 февраля 2009 года. Часть секций для кораблей была построена норвежскими верфями (Bergen Yard и Kvaerner Kleven). Каждый фрегат оснащен восемью противокорабельными ракетами NSM .

Норвежская фирма «Kongsberg Defence Systems» в последние годы достигла значительного успеха на польском рынке вооружения и военной техники, главным образом за счет продажи ВМС Польши береговых противокорабельных комплексов NSM.
30 декабря 2008 года Kongsberg и МНО Польши подписали контракт на поставку ракетного дивизиона береговой обороны, оснащенного пусковыми установками с ракетами NSM (включая поставку 12 ракет). Поставка систем вооружения должна быть завершена в течение 48 месяцев – до конца 2012 года. Польша заключила с Норвегией контракт на поставку ракет на сумму 800 миллионов крон (около 100 миллионов евро). Местом дислокации дивизиона выбран н.п. Семировицы.
Анонсированный норвежской компанией Kongsberg 7 декабря 2010 года с Минобороны Польши контракт на закупку дополнительных ракет NSM был одобрен в декабре 2011 года, объем и стоимость контракта увеличились и составили 712 млн норвежских крон. Законтрактованные ракеты Kongsberg NSM станут основой системы береговой обороны ВМС Польши.
31 января 2009 года на артиллерийском полигоне вооруженных сил США в штате Калифорния норвежская армия провела очередные испытания новейшей противокорабельной ракеты NSM. Как отметил представитель компании-производителя Kongsberg Defence & Aerospace, испытания были признаны очень успешными. В частности, ракета совершила полет по намеченной траектории и поразила цель, в качестве которой, согласно замыслу испытаний, выступал корабль условного противника.

В июле 2011 года компания «Кенгсберг дифенс системз» объявила об успешном испытании сверхзвуковой морской ударной ракеты NSM. Пуск ракеты NSM с мобильной платформы был проведен польским расчетом по укрепленной наземной цели, находившейся на дальности более 150 км. Как отмечается в сообщении, в результате прямого попадания цель была полностью уничтожена.
10 октября 2012 года, впервые выполнен пуск ракеты NSM с норвежского надводного корабля, стрельба осуществлена с ракетного корвета KNM Glimt в районе острова Андоя.
В ноябре 2012 года пятый скоростной патрульный катер P965 «Гнист» (P965-Gnist) проекта «Скьелд» (Skjold) поставлен ВМС Норвегии, на катере установлен ударный противокорабельный комплекс в составе 8 ПКР NSM средней дальности. Всего в рамках программы строительства катеров типа «Скьелд» будет построено 6 катеров. Первый катер этого проекта P961 «Шторм» (P961-Storm) был передан заказчику 9 сентября 2010 г., второй – P962 «Скадд» (P962-Skudd) 28 октября 2010 г., третий – P963 «Стейл» (P963-Steil) в июне 2011 г. и четвертый – P964 «Гнист» (P964-Gnist) в марте 2012 г.

10 июля 2014 года во время проведения международных тихоокеанских военно-морских учений Rim of the Pacific (RIMPAC – «Кольцо Тихого океана») ракетный фрегат королевских ВМС Норвегии HNoMS Fridtjof Nansen выполнил удар ракетой NSM по списанному американскому десантному кораблю-танкеру USS Ogden (LPD 5) класса Newport.
В сентябре 2014 года в США проведен успешный боевой пуск новой противокорабельной ракеты (ПКР) NSM (Naval Strike Missile), ракета была запущена с боевого корабля прибрежной зоны (Littoral Combat Ship) ВМС США «Коронадо» (USS Coronado, LCS 4) типа «Индепенденс» (Independence). Пролетев по заданной траектории ПКР поразила цель на расстоянии 100 морских миль.
В апреле 2009 года норвежская промышленная группа Kongsberg Gruppen заключила с норвежским ведомством военных закупок соглашение, предусматривающее проведение первого этапа работ по разработке единой ударной ракеты JSM (Joint Strike Missile), совместимой с F-35. Стоимость контракта составила 166 млн крон.
Соглашение о совместном продвижении на рынок ракеты JSM между Kongsberg Gruppen и компанией Lockheed Martin, разрабатывающей истребитель F-35, было заключено в 2007 году.
Ракета JSM предназначена для поражения как наземных, так и надводных целей. JSM может быть размещена во внутреннем отсеке для вооружений истребителя F-35. Масса боевой части – 125 кг.
Ракета JSM должна иметь низкую заметность, оснащена комбинированной GPS и инерциальной системой наведения, системой огибания рельефа местности. Ракета сможет обмениваться данными с оператором, имеет растровую инфракрасную головку самонаведения и бортовую базу сигнатур потенциальных целей.

Норвежская компания Kongsberg Defence & Aerospace и министерство национальной обороны Польши подписали контракт на сумму 1,3 млрд норвежских крон (173,5 млн долл США) на оснащение второго ракетного батальона береговой обороны системами NSM (Naval Strike Missile), сообщается 28 декабря 2014 г.
В ходе работы выставки-конференции армии США AUSA 2014 на стенде компании Kongsberg представлена модель противокорабельной ракеты VL JSM (Vertical Launch Joint Strike Missile) вертикального пуска. На модели ракеты нарисована эмблема с надписью «Lockheed Martin», что тоже остается загадкой. Судя по всему, компания «Локхид Мартин» будет ответственна за интеграцию ракеты JSM с системой вертикального пуска MK41.

Норвежцы на выставке Indo Defence Expo-2014 представили и активно рекламируют наследницу Penguin – новую противокорабельную ракету NSM.

INDO DEFENCE EXPO AND FORUM 2014 6-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА И ФОРУМ ТРЕХ ВИДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНДОНЕЗИИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность стрельбы, км:
— минимальная 3
— максимальная 185
Масса боевой части, кг 125
Скорость полета, М 0,95
Габариты, мм:
– длина 3950 – 3960
– размах крыла 1400
Стартовая вес, кг 410 – 412 (без ускорителя – 347)
Двигатель ТРД Microturbo TRI-40

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 26.10.2014

Источники: nevskii-bastion.ru, NavyRecognition, Военный Паритет, www.kongsberg.com, en.wikipedia.org, rbase.new-factoria.ru, vpk.name, forsvaret.no, www.navyrecognition.com, CNews.ru, ЦАМТО, Красная звезда, Defense-Aerospace, lenta.ru, bmpd.livejournal.com, janes.com и др.

АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА JOINT STRIKE MISSILE JSM (НОВЕГИЯ/США)

nevskii-bastion.ru

ПКР Naval Strike Missile — малоизвестная стелс-ракета Норвегии

Naval Strike Missile — норвежская околозвуковая противокорабельная крылатая ракета, разработанная с применением стелс-технологий и предназначенная для уничтожения надводных кораблей и нанесения высокоточных ударов по наземным целям.

Naval Strike Missile имеет инерциальную навигацию на маршевом участке полёта с коррекцией по GPS. Также ракета имеет программу автоматического огибания рельефа местности TERCOM. Максимальная скорость ракеты достигает 0,95 Маха (скорость Маха равна скорости звука).

Ракета Naval Strike Missile в полёте (вверху), пуск ракеты с фрегата (внизу)

Ракетами Naval Strike Missile вооружаются фрегаты типа «Фритьоф Нансен». Это новейшие стелс-фрегаты, предназначенные для решений широкого спектра задач. В период с 2006 по 2011 годы было построено пять таких кораблей. Разработкой проекта занимались норвежские и испанские специалисты. «Фритьоф Нансен» разработаны на основе испанских фрегатов типа «Альваро де Базан». Строительство велось совместно двумя странами.

Фрегат проекта «Фритьоф Нансен»

Корабли серии получили имена в честь норвежских исследователей и путешественников — Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена, Отто Свердрупа, Хельге Ингстада и Тура Хейердала. Каждый фрегат вооружён 8-ю ракетами Naval Strike Missile. Максимальная дальность пуска ракет составляет 180 км. Масса боевой части ракеты 120 кг. Стартовая масса крылатой ракеты NSM с пусковым контейнером составляет 700 кг.

На вооружении ВМС Норвегии также состоят ракетные катера типа «Щольд», которые тоже вооружены 8-ю ракетами NSM. Катера способны развивать скорость до 60 узлов, что позволяет им быстро уйти от ответного огня после пуска ракет.

Ракетный катер проекта «Щольд»

Противокорабельную ракету NSM способны нести многоцелевые истребители поколения 4++ EF-2000 «Typhoon». Норвежская версия самолета пятого поколения F-35 также будет адаптирована под ПКР Naval Strike Missile. Дальность пуска авиационной версии противокорабельной ракеты NSM 240 км. Данные самолёты имеют совершенную авионику и малозаметны для вражеских радаров. ПКР Naval Strike Missile, в сочетании с высокими боевыми возможностями EF-2000 «Typhoon», будут представлять серьёзную опасность для любого недружественного Норвегии флота.

Сравнение NSM с ПКР AGM-84 «Harpoon»

Американская дозвуковая противокорабельная ракета «Harpoon» широко распространена в десятках стран мира. Ракета имеет три основных варианта:
-авиационную версию;
-корабельную;
-для подводных лодок.

Пуск ракеты «Гарпун» с корабля

Ракета «Гарпун» на пилоне самолета

Авиационная версия ПКР «Harpoon» может запускаться с палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18, многоцелевого истребителя F-15E, легких истребителей F-16, многоцелевого истребителя EF-2000 и некоторых других самолетов. Дальность пуска ракеты составляет 285 км. Ракета летит весь полет на дозвуковой скорости, максимально близко опускаясь к поверхности моря (5-20 м), снижая таким образом свою радиолокационную заметность.

Норвежская Naval Strike Missile также летит к цели на малых высотах, однако применение стелс-технологий (обтекаемая форма фюзеляжа, композитные материалы, титановые сплавы) значительно понижает заметность. Большинство современных радиолокационных станций малой дальности (до 30 км) не имеют проблем с обнаружением маловысотные целей, однако применение стелс-технологий сильно затрудняют обнаружение. Дальность пуска NSM 240 км, что немногим меньше «Harpoon».

Специализированная корабельная установка для ПКР «Гарпун»

Корабельная версия «Harpoon» имеет дальность пуска 150 км. Данная версия также летит к цели на малой высоте и на дозвуковой скорости. Дозвуковая скорость ракеты позволяет сбивать ее из автоматических зенитных пушек. Данный вариант ракеты используют американские эсминцы проекта «Арли Берк» (по 5 ракет на судне), фрегаты Германии, Австралии и  некоторых других стран также активно используют данные ракеты.

Норвежская стелс-ракета Naval Strike Missile в корабельном варианте имеет дальность боевого применения 180 км. По совокупным показателям (преодоление ПВО, дальность, большая скорость полета) NSM снова эффективней.

Польский береговой подвижный ракетный комплекс запускает ракету NSM

Американская ракета «Гарпун» имеет вариант для подводных лодок, превосходя по данному показателю NSM. Однако норвежцы разработали береговой подвижный ракетный комплекс, эксплуатируемый вооруженными силами Польши.

Сравнение NSM с Х-35 «Уран»

Х-35 — российская универсальная крылатая ракета. Ракета имеет несколько вариантов:
-корабельный;
-авиационный;
-наземный;
-подводный.

Российский береговой ракетный комплекс «Бал» с ракетой Х-35

Корабельный вариант ракеты имеет дальность пуска  120 км. Ракета летит на дозвуковой скорости на малой высоте.

Авиационный вариант ракеты имеет дальность пуска 260 км. Существует также вариант Х-35У для нанесения ударов по наземным целям. Авиационные ракеты Х-35У способны нести самолеты Су-35С, Су-30СМ, Су-34 «Утёнок», Миг-29, Миг-35 и Ка-52К «Катран».

Подвижной береговой ракетный комплекс «Бал» имеет по 8 ракет на каждую пусковую установку (в состав комплекса включается несколько ПУ).

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М» также способны нести противокорабельные ракеты Х-35. Вероятно, основное отличие ракеты от корабельной версии в более мощном стартовом ускорителе (чтобы преодолеть толщу воды).

Сравнение NSM с ПКР AGM-158C LRASM

Перспективная противокорабельная ракета США LRASM имеет дальность пуска до 1000 км. Ракета изготовлена с применением стелс-технологий, совершает весь полет на дозвуковой скорости на высоте 20 метров. Ракета использует инерциальное наведение на маршевом участке полёта и активно-пассивную систему наведения на конечном участке полёта, что позволяет использовать ракете наведение в зависимости от ситуации (в стандартной ситуации используется активное наведение, при действии вражеских систем радиоэлектронной борьбы используется пассивное наведение, наводящее ракету на источник радиоэлектронных помех).

Ракета AGM-158C «LRASM» в полете

Ракета имеет авиационный и корабельный вариант. Корабельный вариант интегрирован в универсальную пусковую установку Mk-41.

Авиационный вариант ракеты смогут использовать стратегические бомбардировщики B-1 «Lancer», палубные истребители F/A-18 «Hornet».

УВП Mk-41

Пуск ракеты LRASM с B-1

Вывод

По совокупным характеристикам ПКР Naval Strike Missile превосходит все существующие противокорабельные ракеты. NSM уступает перспективной ракете ВВС США AGM-158C LRASM по дальности, российской Х-35 «Уран» по универсальности и по всем параметрам превосходит американскую AGM-84 «Harpoon».

/Александр Растегин/

army-news.ru

Противокорабельная ракета NSM | Ракетная техника

]]>]]>

Противокорабельная ракета средней дальности NSM (Naval Strike Missile) предназначена для поражения широкого спектра надводных целей в открытом море, в проливных зонах, фьордах и шхерных районах. Имеет возможность применения по наземным целям.

Ракета разработана фирмой Kongsberg Defence & Aerospace в интересах ВМС Норвегии в качестве замены ракеты ]]>Penguin]]>. NSM может использоваться в составе многоцелевых комплексов корабельного, наземного и авиационного базирования. Ракеты NSM корабельного базирования планируются для вооружения новейших фрегатов типа Nansen и ракетных катеров типа ]]>Skjold]]>. Контракт на организацию серийного производства был заключен в июне 2007 года. Головной фрегат F-310 Nansen был принят на вооружение ВМС Норвегии в июне 2006 года. Авиационный вариант NSM входит в состав перспективного вооружения многоцелевых истребителей F-35 Lightning II, Eurofighter Typhoon, Gripen и вертолетов NH90. В 2008г. контракт на поставку ракет NSM наземного базирования заключила Польша, планирующая использовать их для защиты побережья Балтийского моря. По этому соглашению в 2012 году ВМС Польши получат ракетный дивизион береговой обороны в составе двух батарей, оснащенных мобильными пусковыми установками ракет NSM. Местом дислокации дивизиона выбран н.п. Семировицы. Стоимость контракта составила 115 млн дол.

Авиационный вариант ракеты, получивший обозначение JSM (Joint Strike Missile), планируется использовать в качестве бортового вооружения многоцелевых истребителей F-35 Lightning II. Многоцелевая JSM обладает увеличенной до 240км дальностью стрельбы, усовершенствованной системой управления с двунаправленной линией передачи данных, позволяющей выполнять обмен информацией и действовать в составе группировки средств воздушного нападения. Истребитель F-35 может нести две ракеты JSM во внутренних отсеках и дополнительные на внешних узлах подвески (см.]]>фото]]>). Соглашение о совместных работах по интеграции JSM в состав вооружения F-35 было подписано Lockheed Martin и Kongsberg Defence & Aerospace в апреле 2009г. Проект финансируется правительствами Норвегии и Австралии. Завершение первого этапа работ в конце 2010г., серийное производство запланировано на 2013г.

Состав

]]>]]>

Ракета NSM выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащена среднерасположенным раскрывающимся крылом и четырьмя цельноповоротными рулями в хвостовой части корпуса (см. фото ]]>1]]>,]]> 2]]>,]]> 3]]>,]]> 4]]>,]]> 5]]>,]]> 6]]>). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Поверхность корпуса не имеет контрастных щелей и острых кромок, широко использованы композиционные и радиопоглощающие материалы.

В качестве стартового ускорителя используется РДТТ. Маршевый двигатель ракеты NSM — турбореактивный двигатель TRI 40, разработанный французской фирмой Microturbo. Малогабаритный одновальный двигатель Microturbo TRI 40 оснащен четырехступенчатым осевым компрессором с отношением давлений от 3.83:1 до 5.58:1 и кольцевой камерой сгорания. TRI 40 развивает статическую взлетную тягу 2.5-3.0 кН при собственной массе 44кг, обладает максимальным поперечным размером в 280мм и длиной 680мм. Двигатель работает в достаточно широком полетном диапазоне с возможностью маневра по высоте и скорости (высота полета от 0 до 6000м, скорость полета до 0.95М). Запуск двигателя может осуществляться пиростартером или авторотацией на высоте от 0 до 5300м при скорости полета 0.5-0.9М. Для выполнения полетной программы и регулирования TRI 40 оборудован современной цифровой электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором, установленным на валу турбины. Помимо авиационного керосина JP8 двигатель может работать на синтетическом высококалорийном топливе JP10. Температура в камере сгорания около 1010°C, удельный расход топлива менее 120 кг/кН/час. Особенностью конструкции TRI 40 является отсутствие отдельной маслосистемы, смазка подшипников осуществляется топливом.

Боевая часть весом 120кг — проникающая, фугасная. Оснащается взрывателем с временной задержкой, обеспечивающим многовариантный подрыв в зависимости от типа цели.

Система управления — комбинированная. Управление на маршевом участке траектории осуществляется инерциальной системой управления. Система управления позволяет действовать вне пределов прямой видимости цели, ракета может двигаться по сложной заранее запрограммированной траектории, огибать преграды на местности и районы ПВО противника, атаковать цель в наиболее уязвимых секторах. Коррекция траектории полета ракеты на маршевом участке осуществляется по данным подсистемы спутниковой навигации GPS и подсистемы коррекции по рельефу местности TERCOM (Terrain Contour Matching). Принцип работы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета, предварительно заложенными в память бортовой системы управления.

На ракете предусмотрена установка новой помехозащищенной тепловизионной головки самонаведения с повышенной чувствительностью и расширенным сектором обзора. По оценке специалистов, эта ГСН позволит обнаруживать цель даже при снижении ее теплового поля с помощью универсальной системы водяной защиты. Автономная селекция целей осуществляется путем сопоставления изображения цели с датчика ГСН с шаблонами изображений типовых целей, хранящимися в памяти бортовой системы управления.

Ракета поставляется в контейнере размером 4 х 0.81 х 0.8м. Снаряженная масса контейнера 710 кг. Время между плановыми осмотрами 3 года, между капитальными ремонтами (англ. overhauls) — 5-10 лет. Планируемое время эксплуатации ракет — 30 лет.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы, км:
            — максимальная
            — минимальная

185
3
Скорость полета, М 0.95
Габариты, мм:
            — длина
            — размах крыла

3960
1400
Стартовая масса, кг:
            — c ускорителем
            — без ускорителя

407
347
Масса боевой части, кг 120

rbase.new-factoria.ru

Норвежская супер-ракета NSM | Армейский вестник

После разработки, которая длилась около 15 лет, новейшая крылатая противокорабельная ракета, английское название которой звучит как Naval Strike Missile, что можно перевести как «норвежская противокорабельная ракета – NSM», наконец готова занять своё место на вооружении страны. В данный момент над ракетным комплексом проводятся последние испытания в США, которые протекают довольно-таки удачно. Данная ракета является самонаводящейся, она способна поражать различные морские цели, находящиеся на расстоянии до 200 км.

• Данным оружием, в первую очередь, будут оснащены норвежские фрегаты ВМС, а также транспорт береговой охраны. Также, данный ракетный комплекс может быть размещён на вертолетах, относительно новых многоцелевых истребителях, автомобилях и разнообразных береговых комплексах.

• Как считает Харальд Оннестад, занимающий должность исполнительного директора компании Kongsberg Defence Systems, которая являлась разработчиком данного оружия, ракеты могут размещаться на фрегатах, корветах, и это обеспечит надёжную защиту побережья Норвегии. Данная система вооружения создана с учётом климата страны, а также с учётом ландшафта береговой зоны, также данное оружие может стать отличным вариантом для вооружения союзных стран.

• Ракета NSM изготовлена по стандартной аэродинамической схеме, оборудована четырьмя цельноповоротными рулями, располагающимися в хвостовой части корпуса, также имеет среднерасположенное раскрывающееся крыло. Конструкция ракеты предусматривает средства по снижению тепловой и радиолокационной заметности. Корпус не имеет острых кромок и контрастных щелей, кроме того, при его реализации использованы радиопоглощающие и композиционные материалы.

РДТТ используется в качестве стартового ускорителя. Ракета оснащена турбореактивным двигателем TRI 40, который разработан во Франции компанией Microturbo. Этот двигатель является малогабаритным, одновальным, также он оборудован четырехступенчатым осевым компрессором, где отношение давлений варьируется от 3,83:1 до 5,58:1, кроме того он оборудован кольцевой камерой сгорания. Кроме того он способен развивать статическую взлетную тягу около 2,5-3 кН, при том, что его собственная масса всего 44 кг, его максимальный поперечный размер 280 мм и длина 680 мм.

• Стоит отметить, что двигатель функционирует в весьма широком полетном диапазоне, способен маневрировать в зависимости от высоты и скорости. Старт двигателя выполняется авторотацией на высоте от 0 до 5300 м при скорости полта 0,5-0,9 М или пиростартером. Чтобы выполнять полётную программу и необходимое регулирование, TRI 40 оснащён цифровой системой электронно-гидромеханической управления и специальным встроенным генератором, который закреплён на валу турбины.

• Кроме авиационного керосина JP8 двигатель способен функционировать на топливе JP10, которое является синтетическим и высококалорийным. В камере сгорания температура составляет около 1010°C, расход топлива составляет меньше чем 120 кг/кН/час. К особенностям конструкции TRI 40 можно отнести отсутствие отдельной маслосистемы, топливо выполняет функцию смазки подшипников.

Боевая часть имеет массу 125 кг, является фугасной, проникающей. Оснащена взрывателем с задержкой по времени, которая обеспечивает разно вариантный подрыв в зависимости от формата цели.

• Комбинированная система управления — на необходимом участке траектории производится инерциальной системой управления. Такая система управления обеспечит необходимые действия даже вне пределов видимости цели, ракета способна осуществлять движение по заранее запрограммированной, сложной траектории, умело обходить преграды и рельефы местности, а также участки с ПВО противника, бить по цели в наиболее уязвимых секторах.

• Корректировка траектории полета на маршевом участке осуществляется на основе данных подсистемы навигации GPS и подсистемы корректировки по рельефу местности TERCOM. Принцип работы системы TERCOM организован на сопоставлениях рельефа местности какого-либо конкретного района, где находится ракета с эталонными картами местности по всему протяжению маршрута ее полета, которые предварительно заложены в память системы управления на борту.

• Предполагается, что NSM будет продаваться за границу, данный факт усилит позиции Норвегии как одного из ведущих в мире экспортеров оружия. На данный момент Польша уже заключила контракт на поставку данных ракет, в общей сложности на сумму 100 миллионов евро. Вероятность приобретения данных ракет уже сейчас рассматривают Австралия, Канада и США. Не исключено, что к этим странам присоединятся прочие.

/Андрей Головачёв, topwar.ru/

army-news.ru

Береговой противокорабельный комплекс NSM (New Strike Missile)

На рубеже XX и XXI веков норвежская фирма «Конгсберг Дефенс энд Аэроспейс» приступила к разработке противокорабельного ракетного комплекса NSM. Он предназначался для замены удачного для своего времени, но уже устаревшего ПКРК «Пингвин».

Ракета NSM (New Strike Missile — «новая ударная ракета») является одноступенчатой, снабженной стартовым ускорителем (отсутствует у варианта ПКР авиационного базирования). Она имеет раскладное крыло и X-образное силовое оперение. Схема силовой установки традиционна для современных противокорабельных ракет. Она состоит из маршевого турбореактивного двигателя TRI-40 производства французской фирмы «Микротурбо» и твердотопливного стартового ускорителя. В конструкции NSM широко применены композитные материалы, что способствует снижению массы ракеты и уменьшению ее радиолокационной заметности.

Система наведения NSM — комбинированная. На маршевом участке ракета управляется инерциальной системой с коррекцией по спутниковым сигналам GPS, а при приближении к цели последняя захватывается матричной инфракрасной головкой самонаведения, стойкой к мерам противодействия.

Ракета размещается в транспортно-пусковом контейнере длиной 4 м сечением 80 х 80 см. Весит контейнер вместе с ракетой 710 кг. Срок службы ракеты определен в 30 лет, причем интервал между осмотрами составляет три года, а между техобслуживанием — 5-10 лет.

ИСПЫТАНИЯ И СЛУЖБА

В июне 2007 года министерство обороны Норвегии подписало контракт на приобретение первой партии ракет NSM, став стартовым заказчиком нового оружия. Этими ПКР предполагалось вооружить норвежские ракетные катера типа «Скьольд» и фрегаты типа «Фритьоф Нансен». В июне 2011 года NSM была успешно испытана на американском ракетном полигоне Пойнт-Мугу, а 10 октября 2012 года состоялся первый пуск ПКР этого типа с корабля — ракетного катера «Глимт».

Успешные испытания способствовали принятию NSM на вооружение ВМС Норвегии, а также продвижению на зарубежные рынки. В частности, такие ракеты в 2015 году выбрала для вооружения своих новых корветов Малайзия, а в 2017-м появились сообщения о намерении ВМС Германии приобрести ПКР NSM.

В 2014 году ракеты NSM были успешно испытаны на американском прибережном боевом корабле «Коронадо» (LCS-4). Фирма «Конгсберг» объединилась с американской «Рейтон» в продвижении ПКР NSM в качестве оружия загоризонтного радиуса действия для кораблей класса LCS. И хотя официально результаты конкурса еще не объявлены, конкуренты норвежской ракеты — американские «Гарпун» и LRASM — уже из него выбыли, оставив NSM единственным участником.

НА БЕРЕГОВЫХ ПОЗИЦИЯХ

Норвегия, как и прочие скандинавские государства, традиционно большое внимание уделяет береговой обороне. С самого начала разработки NSM ее конструкторы предусматривали применение ракеты не только на кораблях, но и на подвижных наземных пусковых установках. Однако родное министерство обороны пока не проявило интереса к такому варианту комплекса. Первым его заказчиком стала Польша, которой требовалась замена устаревшим советским ПКРК берегового базирования.

В декабре 2008 года министерство обороны Польши объявило о победе NSM в конкурсе на ракету для будущего комплекса берегового базирования. До 2011 года было подписано несколько контрактов, предусматривающих приобретение его составляющих. В Норвегии закупили 50 противокорабельных ракет (48 боевых и две телеметрические — для тренировочных пусков). Автомобильные шасси для всех элементов комплекса в количестве 23 единиц поставила польская фирма «Ельч». Радары TRS-15М — также польского производства, фирмы «Бумар Электроника».

Поставки всех элементов комплекса завершились к середине 2013 года. Еще раньше — 1 января 2011 года — был сформирован береговой ракетный дивизион. В его состав вошли шесть четырехзарядных пусковых установок, шесть машин управления пуском, три командных пункта и два радара. В организационном отношении дивизион включал командование, штаб, две ракетные батареи, батарею ПВО и роту обеспечения. В декабре 2014 года Польша заказала второй комплект машин для берегового ракетного дивизиона и еще 24 ракеты NSM (с возможностью закупки дополнительных ПКР в будущем). Это позволило сформировать в 2015 году береговую ракетную часть, включающую командование, штаб, два огневых дивизиона и дивизион обеспечения. Каждый огневой дивизион («боевой модуль») состоит из пункта управления, двух боевых групп (по три пусковые установки), взвода ПВО, взвода обеспечения и медико-эвакуационной группы.

Береговой ракетный комплекс NSM ВМС Польши предназначен для защиты ВМБи других важных объектов на берегу от ударов надводных кораблей противника, прикрытия и поддержки собственных кораблей, действующих в прибережных районах, уничтожения десантных соединений противника и пр. Однако его реальные боевые возможности ограничены характеристиками РЛС TR5-15M, обеспечивающей дальность обнаружения морских целей порядка 50 км. Для стрельбы на большую дальность комплексу требуется стороннее целеуказание — например, с вертолетов.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПКР NSM

  • Масса ПКР без ускорителя/с ускорителем, кг: 344/407
  • Масса боевой части, кг: 120
  • Длина ракеты, м: 3,96
  • Размах крыла, м: 1,4
  • Дальность пуска, минимальная/ максимальная, км: 3/185