Содержание

Кокорин, Николай Кириллович Википедия

Николай Кириллович Кокорин

Николай Кокорин
Дата рождения 8 мая (20 мая) 1889(1889-05-20)
Место рождения Лом, Российская империя
Дата смерти 16 мая (29 мая) 1917(1917-05-29) (28 лет)
Место смерти Подгайцы, Австро-Венгрия
Принадлежность Российская империя Российская империя
Род войск Императорский военно-воздушный флот
Годы службы 1910—1917
Звание Прапорщик, Подпоручик (посмертно)
Сражения/войны Первая мировая война
Награды и премии
ГО4-й ст.4-й ст.3-й ст.
ГК 1ст.ГК 2ст.ГК 3ст.ГК 4ст.
 Николай Кириллович Кокорин на Викискладе

ru-wiki.ru

Кокорин, Николай Кириллович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кокорин.

Николай Кириллович Кокорин (8 [20] мая 1889 — 16 [29] мая 1917) — русский офицер, Лётчик-ас российской истребительной авиации в Первой мировой войне.

Биография

Николай Кириллович Кокорин родился 20 мая 1889 года в деревне Лом Казанского уезда Казанской губернии (ныне — Хлебниковское сельское поселение Мари-Турекского района Республики Марий Эл). Окончил церковно-приходскую школу.

С 23 декабря 1910 года вступил в воинскую службу рядовым в Вислинскую речную минную роту. 5 ноября 1911 года был направлен на учёбу в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. Вначале его направили на курсы мотористов, но после настойчивых рапортов он был направлен в 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Там он был направлен в Севастопольскую лётную школу. 2 октября 1914 года сдав пилотский экзамен, Кокорин получил звание летчика и диплом пилота-авиатора и был назначен в 4-й корпусной авиаотряд. В течение первого полугодия 1915 года Кокорин не раз выполнял рискованные разведывательные полёты над позициями противника. За ряд таких полётов он был удостоен награждением знаком отличия Военного ордена 4-й степени (Георгиевским крестом).

В июне 1915 года он был направлен в Школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где прошёл подготовку на новых быстроходных аппаратах типа «Моран» и «Ньюпор». С августа 1915 года вновь на фронте. В августе следующего года его отряд вошел в первую боевую группу Юго-Западного фронта и Николай стал лихим летчиком истребителем.

29 мая 1917 года в совместном полёте со своим постоянным напарником унтер-офицером Михаилом Земблевичем Кокорин вступил в бой c пятью самолётами противника. В критическую минуту боя Зембелевич оставил его одного. В бою Кокорин был смертельно ранен в грудь, потерял управление самолётом, тот перешёл в штопор и разбился.

Гроб и винт от самолета на котором он разбился был доставлен в село Хлебниково Казанского уезда Казанской губернии, тело погребли на церковном кладбище где был установлен памятник и тот самый винт[1]. В годы советской власти церковь была полуразрушена и все могилы и памятники сровняли с землей. Винт, как рассказывали, висел на стене в администрации Хлебниково, дальнейшая его судьба неизвестна[источник не указан 948 дней].

Видео по теме

Воинские звания

Награды

  • Орден Святого Георгия 4 степени — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, в воздушном бою 20-го декабря 1916 г., встретив над нашими позициями самолет противника, атаковал его и сбил. Самолет противника упал в нашем расположении».
  • Орден Святой Анны 4 степени — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 111 от 26.01.1917 г.;
  • Орден Святого Станислава 3 степени — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 454 от 13.04.1917 г.;
  • Полный кавалер Георгиевского креста:
    • 4-й степени № 192070 — Приказом по 6-му Сибирскому корпусу № 66 от 17.04.1915 г. «за отличие во время воздушной разведки 12 марта 1915 г. в районе Сохачев, Лович, Скерневицы»;
    • 3-й степени № 4204 — Приказом по 2-й армии № 805 от 15.11.1915 г. «за самоотверженные разведки в апреле, мае, июне месяце 1915 г., и за то, что смело и отважно производил полеты над позицией противника и в его тылу, произведя разведку, доставлял ценные сведения о противнике, метал бомбы в различного рода цели, каждый раз летая под беспрерывным и ожесточенным огнём противника; два раза возвращался с пробитым осколками снарядов самолетом»;
    • 2-й степени № 21452 — Приказом по 2-й армии № 49 от 13.01.1916 г. «за разведки и бомбометания в течение августа, сентября и октября месяца 1915 г., и за то, что… во время своих разведок, находясь в тылу противника и держась в воздухе до 5 часов непрерывно, старший унтер-офицер Кокорин давал возможность наблюдателю детально расследовать наблюдаемый район и отметить скопление и передвижения противника. Кроме того, за свои разведки сбросил с самолета 13 бомб и одна из них 19 сентября 1915 г., по сведениям пленных, попала в походную кухню противника»;
    • 1-й степени № 10114 — Приказом по 2-й армии № 463 от 06.06.1916 г. «за боевые разведки тыла противника и бои с немецкими самолетами в течение апреля месяца 1916 г., и за то, что 20-го марта сего года летчиком Кокориным был совершен полет в м. Свенцяны для обследования тыла противника. Во время всего полета над расположением противника (более 100 верст) был обстреливаем сосредоточенным огнём его артиллерии, снарядами которой сделано 7 пробоин в аппарате и сломан лонжерон крыла, но несмотря на это, мужественно выполнил свою задачу, дал возможность своему наблюдателю подробно обследовать тыл противника и кроме того сам лично, несмотря на особенно сильный огонь над Свенцянами, заметил узкоколейную железную дорогу противника, снизился и убедившись в этом точно, определил её направление».
  • Георгиевское оружие — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, 12-го ноября 1916 г., взлетев на самолете системы „Ньюпор“, встретил в нашем расположении немецкий самолет и решительно двинулся на него в атаку. Заметив это, с немецкого самолета был открыт пулеметный огонь, но, невзирая на явную опасность быть сбитым, подпоручик Кокорин подошел к самолету противника на весьма короткое расстояние и только тогда, в свою очередь, открыл пулеметный огонь, ранил немецкого летчика и заставил самолет противника опуститься в нашем расположении».

Победы

Примечания

Литература

  • Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 годов: Биографический справочник / Сост. М. С. Нешкин, В. М. Шабанов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — ISBN 5-8243-0661-3. — С.143—144.
  • Кокорин Николай Кириллович // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 176. — 486 с. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
  • Кокорин, Николай Кириллович // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 436. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
  • Шахтарин, Дмитрий. Гроза немцев Николай Кокорин, Марийская правда (5 августа 2014). Проверено 20 октября 2018.

Ссылки

wiki2.red

Кокорин Николай Кириллович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кокорин.

Николай Кириллович Кокорин (8 [20] мая 1889 — 16 [29] мая 1917) — русский офицер, лётчик-ас российской истребительной авиации в Первой мировой войне.

Биография

Николай Кириллович Кокорин родился 20 мая 1889 года в деревне Лом Казанского уезда Казанской губернии (ныне — Хлебниковское сельское поселение Мари-Турекского района Республики Марий Эл). Окончил церковно-приходскую школу.

С 23 декабря 1910 года вступил в воинскую службу рядовым в Вислинскую речную минную роту. 5 ноября 1911 года был направлен на учёбу в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. Вначале его направили на курсы мотористов, но после настойчивых рапортов он был направлен в 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Там он был направлен в Севастопольскую лётную школу. 2 октября 1914 года сдав пилотский экзамен, Кокорин получил звание летчика и диплом пилота-авиатора и был назначен в 4-й корпусной авиаотряд. В течение первого полугодия 1915 года Кокорин не раз выполнял рискованные разведывательные полёты над позициями противника. За ряд таких полётов он был удостоен награждением знаком отличия Военного ордена 4-й степени (Георгиевским крестом).

В июне 1915 года он был направлен в Школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где прошёл подготовку на новых быстроходных аппаратах типа «Моран» и «Ньюпор». С августа 1915 года вновь на фронте. В августе следующего года его отряд вошел в первую боевую группу Юго-Западного фронта и Николай стал лихим летчиком истребителем.

29 мая 1917 года в совместном полёте со своим постоянным напарником унтер-офицером Михаилом Земблевичем Кокорин вступил в бой c пятью самолётами противника. В критическую минуту боя Зембелевич оставил его одного. В бою Кокорин был смертельно ранен в грудь, потерял управление самолётом, тот перешёл в штопор и разбился.

Гроб и винт от самолета на котором он разбился был доставлен в село Хлебниково Казанского уезда Казанской губернии, тело погребли на церковном кладбище где был установлен памятник и тот самый винт[1]. В годы советской власти церковь была полуразрушена и все могилы и памятники сровняли с землей. Винт, как рассказывали, висел на стене в администрации Хлебниково, дальнейшая его судьба неизвестна[источник не указан 984 дня].

Воинские звания

Награды

  • Орден Святого Георгия 4 степени — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, в воздушном бою 20-го декабря 1916 г., встретив над нашими позициями самолет противника, атаковал его и сбил. Самолет противника упал в нашем расположении».
  • Орден Святой Анны 4 степени — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 111 от 26.01.1917 г.;
  • Орден Святого Станислава 3 степени — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 454 от 13.04.1917 г.;
  • Полный кавалер Георгиевского креста:
    • 4-й степени № 192070 — Приказом по 6-му Сибирскому корпусу № 66 от 17.04.1915 г. «за отличие во время воздушной разведки 12 марта 1915 г. в районе Сохачев, Лович, Скерневицы»;
    • 3-й степени № 4204 — Приказом по 2-й армии № 805 от 15.11.1915 г. «за самоотверженные разведки в апреле, мае, июне месяце 1915 г., и за то, что смело и отважно производил полеты над позицией противника и в его тылу, произведя разведку, доставлял ценные сведения о противнике, метал бомбы в различного рода цели, каждый раз летая под беспрерывным и ожесточенным огнём противника; два раза возвращался с пробитым осколками снарядов самолетом»;
    • 2-й степени № 21452 — Приказом по 2-й армии № 49 от 13.01.1916 г. «за разведки и бомбометания в течение августа, сентября и октября месяца 1915 г., и за то, что… во время своих разведок, находясь в тылу противника и держась в воздухе до 5 часов непрерывно, старший унтер-офицер Кокорин давал возможность наблюдателю детально расследовать наблюдаемый район и отметить скопление и передвижения противника. Кроме того, за свои разведки сбросил с самолета 13 бомб и одна из них 19 сентября 1915 г., по сведениям пленных, попала в походную кухню противника»;
    • 1-й степени № 10114 — Приказом по 2-й армии № 463 от 06.06.1916 г. «за боевые разведки тыла противника и бои с немецкими самолетами в течение апреля месяца 1916 г., и за то, что 20-го марта сего года летчиком Кокориным был совершен полет в м. Свенцяны для обследования тыла противника. Во время всего полета над расположением противника (более 100 верст) был обстреливаем сосредоточенным огнём его артиллерии, снарядами которой сделано 7 пробоин в аппарате и сломан лонжерон крыла, но несмотря на это, мужественно выполнил свою задачу, дал возможность своему наблюдателю подробно обследовать тыл противника и кроме того сам лично, несмотря на особенно сильный огонь над Свенцянами, заметил узкоколейную железную дорогу противника, снизился и убедившись в этом точно, определил её направление».
  • Георгиевское оружие — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, 12-го ноября 1916 г., взлетев на самолете системы „Ньюпор“, встретил в нашем расположении немецкий самолет и решительно двинулся на него в атаку. Заметив это, с немецкого самолета был открыт пулеметный огонь, но, невзирая на явную опасность быть сбитым, подпоручик Кокорин подошел к самолету противника на весьма короткое расстояние и только тогда, в свою очередь, открыл пулеметный огонь, ранил немецкого летчика и заставил самолет противника опуститься в нашем расположении».

Победы

Примечания

Литература

  • Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 годов: Биографический справочник / Сост. М. С. Нешкин, В. М. Шабанов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — ISBN 5-8243-0661-3. — С.143—144.
  • Кокорин Николай Кириллович // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 176. — 486 с. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
  • Кокорин, Николай Кириллович // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 436. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
  • Шахтарин, Дмитрий. Гроза немцев Николай Кокорин, Марийская правда (5 августа 2014). Проверено 20 октября 2018.

Ссылки

wikiredia.ru

Кокорин, Николай Кириллович — WiKi

Николай Кириллович Кокорин родился 20 мая 1889 года в деревне Лом Казанского уезда Казанской губернии (ныне — Хлебниковское сельское поселение Мари-Турекского района Республики Марий Эл). Окончил церковно-приходскую школу.

С 23 декабря 1910 года вступил в воинскую службу рядовым в Вислинскую речную минную роту. 5 ноября 1911 года был направлен на учёбу в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. Вначале его направили на курсы мотористов, но после настойчивых рапортов он был направлен в 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Там он был направлен в Севастопольскую лётную школу. 2 октября 1914 года сдав пилотский экзамен, Кокорин получил звание летчика и диплом пилота-авиатора и был назначен в 4-й корпусной авиаотряд. В течение первого полугодия 1915 года Кокорин не раз выполнял рискованные разведывательные полёты над позициями противника. За ряд таких полётов он был удостоен награждением знаком отличия Военного ордена 4-й степени (Георгиевским крестом).

В июне 1915 года он был направлен в Школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где прошёл подготовку на новых быстроходных аппаратах типа «Моран» и «Ньюпор». С августа 1915 года вновь на фронте. В августе следующего года его отряд вошел в первую боевую группу Юго-Западного фронта и Николай стал лихим летчиком истребителем.

29 мая 1917 года в совместном полёте со своим постоянным напарником унтер-офицером Михаилом Земблевичем Кокорин вступил в бой c пятью самолётами противника. В критическую минуту боя Зембелевич оставил его одного. В бою Кокорин был смертельно ранен в грудь, потерял управление самолётом, тот перешёл в штопор и разбился.

Гроб и винт от самолета на котором он разбился был доставлен в село Хлебниково Казанского уезда Казанской губернии, тело погребли на церковном кладбище где был установлен памятник и тот самый винт[1]. В годы советской власти церковь была полуразрушена и все могилы и памятники сровняли с землей. Винт, как рассказывали, висел на стене в администрации Хлебниково, дальнейшая его судьба неизвестна[источник не указан 984 дня].

ru-wiki.org

Russian Fighter Aces of 1914

Николай Кокорин был первым русским асом, выбившимся из солдат в офицеры. Простой парень из крестьянской семьи стал обладателем Золотого Георгиевского оружия «За храбрость» и кавалером этого престижного ордена. Сдержанный, скромный и лишённый какой — либо бравады, он был одним из тех скромных героев, на которых держалась Русская Императорская Армия, и которые скорее были готовы умереть, нежели хоть в малейшей степени изменить тому, что они считали своим долгом.

На его счету 5 достоверных побед и 8 — с вероятно сбитыми.

Награждён орденами: Св. Георгия 1 — 4-й степеней, Св. Анны 4-й степени, Св. Георгия 4-го класса, Золотое Георгиевское оружие.

*     *     *

Николай Кириллович Кокорин родился 20 Мая 1889 года в городке Хлебникове в крестьянской семье. Окончив церковно — приходскую школу, до своего призыва в армию он перепробовал множество профессий.

23 Декабря 1910 года Кокорин был зачислен на военную службу и по распределению попал в Вислинский минный батальон. Российское командование в это время всерьёз занялось подготовкой лётных кадров, и, поскольку число офицеров, желавших поступить в авиационные училища, оказалось явно недостаточным, в ряде случаев стали набирать охотников из числа унтер — офицеров.

Для первичного отсева старший унтер — офицер Кокорин прибыл в Сибирский воздухоплавательный батальон, однако вместо авиашколы его отправили на курсы мотористов  ( в Июне 1912 года ).

Последующие полтора года Николай исправно бомбардировал начальство рапортами о переводе в лётчики:

«Уже более года я с усердием выполняю возложенные на меня задачи. Я верю, что я смогу проявить себя с положительной стороны, если мне разрешат начать обучение полётам…»

21 Января 1914 года его настойчивость была, наконец, вознаграждена, и в качестве пилота — стажёра Николай Кокорин оказался причислен к только что сформированному 5-му Сибирскому корпусному авиаотряду. Оттуда он отправился в Севастопольскую авиашколу. После 6-месячного обучения и сдачи экзаменов Кокорин получил звание военного пилота и назначение в 4-й корпусной авиаотряд, который состоял при 2-й русской армии и вёл боевые действия на Северо — Западном  ( позже Западном ) фронте. После года службы, в Июле 1915 года, Кокорина вновь отправляют на переподготовку — теперь уже в Московскую авиашколу. Там он прошёл курс обучения на новых «Моранах» и «Фарманах».

В авиаотряд Николай вернулся в звании Подпрапорщика. Всего за 3 последних месяца 1915 года Кокорин не раз проявлял себя в разведывательных полётах и был награжден тремя «солдатскими» Георгиевскими крестами.

Крест высшей 1-й степени он получил за вылет 27 Апреля, когда »Моран — парасоль», на котором находились Кокорин и наблюдатель — подпоручик Белокуров, вступил в бой с австрийским «Альбатросом». К сожалению, вражескому пулемёту русский экипаж мог противопоставить лишь 2 револьвера И хотя самолёт Кокорина сумел в целости вернуться на аэродром, бой «по очкам» был проигран, так как Белокуров попал в госпиталь с ранением в голову.

В Августе командование включило 4-й корпусной авиаотряд в состав Особой Боевой авиагруппы ( ОБАГ ), воевавшей тогда на Юго — Западном фронте. Командование 2-й армии на прощание помянуло отъезжающих добрым словом в приказе:

«Лётчики штабс — капитан П. О. Якобишвили, поручик С. А. Лебедзь, прапорщик Малышев и унтер — офицер Н. К. Кокорин и наблюдатели штабс — капитан Поцелуев и поручик Белокуров надолго оставили по себе в рядах армии лестную память. Уверен, что и впредь отряд будет работать с таким же успехом, а за всю долгую беззаветную лихую службу в составе 2-й армии от лица службы объявляю благодарность штабс — капитану Якобашвили и всем чинам его доблестного отряда. Начальник штаба армии Генерал — лейтенант Соковнин».

Прибытие на Юго — Западный фронт ознаменовалось для Кокорина производством в Прапорщики. Николай активно включился в боевую работу ударной авиагруппы. 19 Сентября он принял участие в групповом бое, который произошёл севернее Луцка на высоте 3000 метров. Согласно официальному рапорту:

«Немецкие лётчики были рассеяны и повернули обратно, один уходил со снижением. Во время боя 3 наших аппарата получили повреждения и выведены из строя. На аппарате прапорщика Кокорина в воздухе разлетелся винт, порваны поверхности и разбиты нервюры».

10 Ноября Кокорин провёл ещё один воздушный бой. В этот день, патрулируя вместе с наблюдателем — Поручиком Григорьевым, он обнаружил и атаковал самолёт германцев. Однако, хотя Григорьев и стрелял из пулемёта с расстояния всего в 50 метров, никаких видимых повреждений неприятель не получил и, воспользовавшись своим преимуществом в скорости, благополучно ретировался. В то время Николай летал на «Спаде-2», который по скорости и маневренности существенно уступал вражеским машинам.

Ситуация изменилась после того, как Кокорин получил новый одноместный истребитель. Уже 25 Нноября он сумел принудить противника к вынужденной посадке на территории между Рожище и Коль Михалин, причём вражеский экипаж попал в плен к русским. В приказе по армии давалось следующее описание этого боя:

«Кокорин… вылетев на самолёте «Ньюпор», встретил в нашем расположении немецкий самолёт и решительно двинулся на него в атаку… С немецкого самолёта был открыт пулемётный огонь, но, несмотря на явную опасность быть сбитым, Кокорин подошёл к самолёту противника на весьма короткое расстояние и только тогда, открыв пулемётный огонь, ранил немецкого лётчика и заставил самолёт противника опуститься в нашем расположении».

Далее в том же приказе говорилось:

«…на следующий день Кокорин на «Бебе»   ( имеется в виду «Ньюпор-11» — примечание авторов ) атаковал в районе Луцка неприятельский самолёт и заставил его уйти. Атаковал второй, после 15-минутной атаки самолёт приземлился в районе Рожище. Опустившись в поле, немец исправил повреждение в моторе и, отстреливаясь, поднялся, ушёл к себе на высоте 200 метров. Над позициями Кокорин бросился преследовать немца, ему помогал на «Спаде-2″ Крылов, но безрезультатно».

2 Января 1917 года, действуя на «Моране — монококе», Николай сумел неожиданно подобраться и атаковать австрийский самолёт — разведчик. Получив пару очередей, вражеская машина перевернулась в воздухе, а затем с высоты 22 метра носом резко пошла вниз и рухнула между деревнями Волка и Пурска. В этот же день лётчик Иван Смирнов вместе с наблюдателем Пентко также уничтожили немецкий «Авиатик С.1». Этот результат — 2 сбитых «немца» — за один день — станет высшим достижением Боевой авиагруппы.

Записав на свой счёт уже 2-ю официальную победу, Николай Кокорин был награждён орденом Св. Георгия 4-го класса. Затем из — за погодных условий количество боевых полётов сильно снизилось, хотя 20 Января Кокорин провёл ещё один довольно удачный бой, если не сбив, то, по крайней мере, заставив врага уйти со снижением.

В Феврале 1917 года Боевая авиагруппа передислоцировалась в Румынию в район Монастыржеско. Перевод соединения был связан с планами Верховного командования обеспечить каждый из фронтов подобными авиагруппами. ОБАГ был присвоен порядковый номер 1-й, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы, сломав стройные планы штабистов. На новом месте группа оказалась, по сути, не нужна; ей не выделили ни средств, ни аэродромов, и, прокочевав в эшелонах почти 2 месяца, ОБАГ, в конце концов, опять оказалась на Юго — Западном фронте. Согласно рапорту командира авиагруппы Штабс — ротмистра Александра Казакова, корпусные авиаотряды расположились следующим образом: 2-й КАО — в деревне Езержаны, 4-й КАО — на фольварке Вучулки, 19-й КАО — в деревне Ковалювка. Именно в тех местах Кокорин стал асом и там же нашёл свою гибель.

14 Апреля на новом «Моране — монококе» он отправился на задание вместе с летевшим на «Ньюпоре-21» младшим унтер — офицером Зембелевичем. Согласно последующему рапорту Кокорина, события развивались следующим образом:

«В районе Козова на высоте 3500 метров встретил 2 самолёта противника. Один из них… сделал поворот и пошёл встречно мне на закат. Я, находясь выше, пошёл с большим снижением на него. Он сделал поворот на 90 градусов, снижаясь. Стал обстреливать меня с борта. Но я всё время нападал на него сверху, чем заставил его спуститься под моим обстрелом до самой земли. Самолёт спустился в 2-х верстах западнее деревни Увсе. При посадке скапотировал. Я спустился рядом с ним. При осмотре оказалось следующее: в аппарате противника много пулевых пробоин и ранен 3-мя пулями лётчик».

Раненый пилот и невредимый наблюдатель попали в плен, трофейный германский «Альбатрос С.III» впоследствии удалось отремонтировать.

20 Апреля Николай отправился в отпуск и вернулся на фронт только через месяц. 24 Мая, буквально на следующий день после возвращения, он атаковал вражеский самолёт над деревней Шибалин. Схватка была короткой, но яростной. Неприятель начал резко снижаться, и Кокорин потерял его из виду. Вернувшись на аэродром, Николай настаивал, что австриец был уничтожен. К сожалению, тогда русская пехота так и не смогла подтвердить факт боя, и лишь недавно в австрийских архивах были найдены документы, из которых следует, что Николай Кокорин вынудил к посадке «Бранденбург С.I» № 64.62 из 11-й авиароты, а оба члена экипажа — пилот Кнотис и наблюдатель обер — лейтенант Франц Фашинг — получили серьёзные ранения.

26 Мая Кокорин и прапорщик Зембелевич над деревней Теофиполка на высоте 3900 метров вступили в бой с австрийским «Бранденбургом С.1» № 64.51, состоявшим на вооружении 9-й авиароты. После того как Кокорин дал очередь из пулемёта, вражеский самолёт перевернулся и скользнул на крыло. Наблюдатель выпал из кабины с высоты 1500 метров, а пилот безуспешно пытался маневрировать, и, в конце концов, спиралью врезался в землю. Погибли пилот Михаэль Бергер и наблюдатель Рихард Рак.

Это был 4-й вражеский самолёт, сбитый Кокориным. Ещё одну победу он одержал на следующий день, однако подробности её неизвестны.

На боевые задания Николай Кокорин обычно вылетал в паре с Зембелевичем. Будущий советский «авиадарм» И. У. Павлов характеризовал его как »отчаянного мошенника», который приписывал себе все победы Кокорина, добивал уже выведенных из строя неопасных противников, и, в конце концов, бросил своего товарища в критическую минуту.

Возможно, речь идёт не более чем о наговоре, но 28 Мая 1917 года над Подгайцами в критическую минуту Зембелевич оставил Николая одного против не то 3-х, не то 5-х противников. В неравном бою Кокорин был убит; вражеская пуля попала русскому пилоту в грудь. Судя по архивным документам, возможными победителями Николая стали лейтенанты Грубски и Кюйст из германского 242-го полевого авиаотряда.

Александр Казаков назвал смерть своего подчинённого «героической» и обратился к соратникам с призывом: «Погибший лётчик прапорщик Кокорин оставил свою крестьянскую семью в крайне тяжёлом материальном положении. При жизни прапорщик Кокорин помогал своим родителям, давая возможность сестре учиться на курсах. Беру на себя смелость предложить офицерам отрядов… оказать денежную помощь семье погибшего героя». Призыв командира не остался без отклика. Русские офицеры не бросали в беде ни своих товарищей, ни их близких.

*     *     *

( Из материалов книги «Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны».
Издательство: ГИЦ «Новое культурное пространство», Санкт — Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).

airaces.narod.ru

Кокорин Николай Кириллович — Российская авиация

Кокорин Николай Кириллович (1889-1917).

Николай Кокорин родился 8 мая 1889 года в м. Хлебниково Московского уезда Московской губернии. Окончил Хлебниковскую церковно-приходскую школу, Офицерскую воздухоплавательную школу Отдела воздушного флота (1911 г.), Школу авиации военного времени Императорского Московского общества воздухоплавания (1915 г.).

10.12.1910 г. вступил в службу рядовым солдатом в Вислинскую речную минную роту.
23.10.1911 г. командирован в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота для прохождения курса.
29.09.1912 г. прикомандирован к Сибирскому воздухоплавательному батальону, назначен во 2-ю авиационную роту. Переведен во 2-й авиационный отряд.
С 08.02.1914 г. — в 5-м Сибирском корпусном авиационном отряде.
20.09.1914 г. сдал экзамен на звание летчика.
16.11.1914 г. переведен в 15-й авиационный отряд, с прикомандированием ко 2-й авиационной роте.
С декабря 1914 года — летчик-солдат 4-го корпусного авиационного отряда.
28.06.1915 г. направлен в Школу авиации военного времени Императорского Московского общества воздухоплавания, где прошел подготовку на новых быстроходных аппаратах типа «Моран» и «Ньюпор».
22.08.1915 г. возвратился в 4-й корпусной авиационный отряд.

16.05.1917 г. вступил в схватку с пятью самолетами противника. Во время боя получил смертельное сквозное ранение в грудь, после чего потерял управление самолетом, который перешел в штопор и упал возле м. Подгайцы. К тому времени на счету Н.Кокорина было 5 официально сбитых самолетов противника. В специальной телеграмме командующего авиацией русской армии В.М.Ткачева по поводу этого события говорилось: «С грустью узнал о незаменимой потере для всей русской авиации — героической гибели в честном неравном бою прапорщика Кокорина — грозы немцев».

Чины и звания:
Рядовой — 10.12.1910 г.
Младший унтер-офицер — 20.07.1913 г.
Старший унтер-офицер — 11.02.1914 г.
Прапорщик — Приказом по армиям Западного фронта № 275 от 25.08.1916 г. за боевые отличия (производство утверждено ВП от 28.09.1916 г.).
Военный летчик — 14.03.1917 г.
Подпоручик — 22.07.1917 г.

Награды:

-Георгиевский крест 4-й степени № 192070 — Приказом по 6-му Сибирскому корпусу № 66 от 17.04.1915 г. «за отличие во время воздушной разведки 12 марта 1915 г. в районе Сохачев, Лович, Скерневицы»;
-Георгиевский крест 3-й степени № 4204 — Приказом по 2-й армии № 805 от 15.11.1915 г. «за самоотверженные разведки в апреле, мае, июне месяце 1915 г., и за то, что смело и отважно производил полеты над позицией противника и в его тылу, произведя разведку, доставлял ценные сведения о противнике, метал бомбы в различного рода цели, каждый раз летая под беспрерывным и ожесточенным огнем противника; два раза возвращался с пробитым осколками снарядов самолетом»;
-Георгиевский крест 2-й степени № 21452 — Приказом по 2-й армии № 49 от 13.01.1916 г. «за разведки и бомбометания в течение августа, сентября и октября месяца 1915 г., и за то, что… во время своих разведок, находясь в тылу противника и держась в воздухе до 5 часов непрерывно, старший унтер-офицер Кокорин давал возможность наблюдателю детально расследовать наблюдаемый район и отметить скопление и передвижения противника. Кроме того, за свои разведки сбросил с самолета 13 бомб и одна из них 19 сентября 1915 г., по сведениям пленных, попала в походную кухню противника»;
-Георгиевский крест 1-й степени № 10114 — Приказом по 2-й армии №463 от 06.06.1916 г. «за боевые разведки тыла противника и бои с немецкими самолетами в течение апреля месяца 1916 г., и за то, что 20-го марта сего года летчиком Кокориным был совершен полет в м.Свенцяны для обследования тыла противника. Во время всего полета над расположением противника (более 100 верст) был обстреливаем сосредоточенным огнем его артиллерии, снарядами которой сделано 7 пробоин в аппарате и сломан
лонжерон крыла, но несмотря на это, мужественно выполнил свою задачу, дал возможность своему наблюдателю подробно обследовать тыл противника и кроме того сам лично, несмотря на особенно сильный огонь над Свенцянами, заметил узкоколейную железную дорогу противника, снизился и убедившись в этом точно, определил ее направление.»

-орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 111 от 26.01.1917 г.;
-орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 454 от 13.04.1917 г.;
-орден Св. Георгия 4-й степени — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, в воздушном бою 20-го декабря 1916 г., встретив над нашими позициями самолет противника, атаковал его и сбил. Самолет противника упал в нашем расположении.»

-Георгиевское оружие — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, 12-го ноября 1916 г., взлетев на самолете системы «Ньюпор», встретил в нашем расположении немецкий самолет и решительно двинулся на него в атаку. Заметив это, с немецкого самолета был открыт пулеметный огонь, но, невзирая на явную опасность быть сбитым, подпоручик Кокорин подошел к самолету противника на весьма короткое расстояние и только тогда, в свою очередь, открыл пулеметный огонь, ранил немецкого летчика и заставил самолет противника опуститься в нашем расположении.»

.

.

Список источников:
М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Кокорин Николай Кириллович Википедия

Николай Кириллович Кокорин

Николай Кокорин
Дата рождения 8 мая (20 мая) 1889(1889-05-20)
Место рождения Лом, Российская империя
Дата смерти 16 мая (29 мая) 1917(1917-05-29) (28 лет)
Место смерти Подгайцы, Австро-Венгрия
Принадлежность Российская империя Российская империя
Род войск Императорский военно-воздушный флот
Годы службы 1910—1917
Звание Прапорщик, Подпоручик (посмертно)
Сражения/войны Первая мировая война
Награды и премии
ГО4-й ст.4-й ст.3-й ст.
ГК 1ст.ГК 2ст.ГК 3ст.ГК 4ст.
 Николай Кириллович Кокорин на Викискладе

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *