
Музей — Туполев



История музея уходит своими корнями в 60-е годы. Его организация началась еще при жизни А.Н. Туполева. Первоначально речь шла о создании Музея трудовой славы, которые в то время создавались на многих предприятиях страны. Постепенно, с ростом количества собранных материалов, было принято решение о создании полноценного музея, в котором была бы отражена многогранная история старейшего авиационного предприятия, возглавляемого А.Н. Туполевым.
У истоков создания музея стояли А.Н. Туполев, А.И. Кандалов и С.Д. Агавелян. В 1972 году, в соответствии с приказом, подписанным Министром авиационной промышленности, музей получил статус национального как филиал Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Экспозиция разместилась в бывшем здании КОСОС, в помещениях, где располагались кабинет А.Н. Туполева, его комната отдыха и зал заседаний.
В конце 90-х годов ХХ века руководством ОКБ было принято решение о временном прекращении деятельности музея и переводе его фондов в основное здание предприятия. По прошествии десяти лет было решено восстановить экспозицию из сохранившихся предметов и артефактов в помещении основного здания ОКБ. В течение полутора месяцев, начиная с середины сентября 2008 года, работа по восстановлению экспозиции музея была выполнена. Огромную работу по восстановлению экспозиции музея выполнил макетный цех во главе с Н.П. Грушиным, отреставрировавший и подготовивший к экспонированию десятки моделей самолетов. На высоте оказалась служба административно-хозяйственных работ во главе с В.В. Казиным. Большую работу выполнило подразделение комплексного производства, возглавляемое С.А. Щегловым. Оформлением музея занимался отдел компьютерного дизайна, руководимый Е.С. Ольшанской. Большую практическую и консультационную помощь в восстановлении музея оказали главный конструктор Л.Т. Куликов, глубокоуважаемые ветераны предприятия Г.А. Черемухин и В.М. Вуль и многие другие туполевцы. Особая роль в восстановлении музея принадлежит директору дирекции по управлению персоналом А.М. Затучному, без которого все планы по состоявшемуся «блиц-ренессансу» музея так и остались бы на бумаге.



Мы предлагаем вам совершить небольшую экскурсию по вновь открывшемуся музею. Он разместился в трех помещениях основного здания ПАО «Туполев» по адресу: набережная Академика Туполева, дом 17. <br />
Пройдя через центральный стеклянный вход, вы попадаете в холл музея, где установлен мраморный бюст А.Н. Туполева. Здесь же посетители могут ознакомиться с крупномасштабными моделями самолетов Ту-204СМ, Ту-154М и Ту-334, а также с беспилотным тактическим разведчиком Ту-243 «Рейс-Д». Через холл вы попадаете непосредственно в помещение музея — в его первый зал, экспозиция которого посвящена истории ОКБ. В зале представлено более 100 моделей различных типов летательных аппаратов, аэросаней и торпедных катеров, над проектами которых конструкторское бюро работало, начиная с 20-х годов ХХ века по настоящее время. Здесь же вы можете ознакомиться с вооружением и оборудованием, которым оснащены туполевские машины.
Условно экспозиция первого зала разделена на четыре зоны. Первая зона охватывает период с момента образования предприятия до окончания Второй мировой войны. Посетителям представлены модели первых самолетов ОКБ, созданных в начале 20-х годов, а также линейка тяжелых самолетов-монопланов с гофрированной обшивкой: АНТ-1, АНТ-2, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-20. Здесь же располагаются модели серийных аэросаней АНТ-IV, АНТ-V и опытного торпедного катера ГАНТ-4 «Туполев». Деятельность ОКБ в 30-е годы представлена моделями дальнего рекордного самолета АНТ-25 «РД», скоростными самолетами с убирающимся шасси и гладкой обшивкой (АНТ-21, АНТ-40, АНТ-41, АНТ-42) и гидросамолетами — летающими лодками АНТ-22 и АНТ-44. Первая демонстрационная зона заканчивается экспозицией, посвященной созданию и развитию одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны – Ту-2, в которой представлены модели самолета «103» с двигателями М-120ТК, серийного Ту-2, опытных самолетов «62» (Ту-2Д) и «68» (Ту-10), а также авиационный пулемет ШКАС, устанавливавшийся на первые серии Ту-2.
Вторая экспозиционная зона посвящена развитию туполевских самолетов военного назначения и охватывает период с конца Второй мировой войны по 80-е годы. Здесь представлены модели проектов опытных и серийных самолетов семейств Ту-4, Ту-95, Ту-142. История моделей позволяет проследить тот путь, который привел к созданию послевоенного шедевра в области реактивной бомбардировочной авиации — Ту-16. Посетители могут ознакомиться с моделью уникального опытного тактического самолета Ту-91. В экспозиции широко представлена история создания сверхзвуковых боевых самолетов ОКБ – Ту-128, Ту-22, Ту-22М и Ту-160. В отдельный раздел выделена экспозиция, посвященная беспилотной технике, созданной ОКБ, начиная со второй половины 50-х годов.
Третья экспозиционная зона знакомит посетителей с развитием туполевских проектов в области создания реактивной пассажирской авиации. Здесь располагаются модели Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154. Сверхзвуковые пассажирские самолеты представлены моделями опытного и серийного Ту-144Д и моделью проекта СПС бизнес-класса Ту-444. Широко представлено семейство современных магистральных пассажирских самолетов Ту-204/214. На нескольких моделях иллюстрируется история создания современного ближнемагистрального самолета Ту-334.
Четвертая экспозиционная зона посвящена некоторым прорывным проектам ОКБ, в том числе работам по самолетам с ядерными авиационными силовыми установками, гиперзвуковым летательным аппаратам различного назначения, проектам самолетов на сжиженном природном газе и жидком водороде.
Все четыре модельные экспозиционные зоны проиллюстрированы красочными настенными баннерами и фотографиями соответствующего содержания.



Второй экспозиционный зал посвящен памяти основателя ОКБ А.Н. Туполева. В этом зале выставлены сохранившиеся мебель и вещи, которые находились в кабинете А.Н. Туполева, его комнате отдыха и зале заседаний. Выставлены личные вещи великого авиаконструктора: мундиры генерал-лейтенанта и генерал-полковника, пиджак с муляжами Звезд Героя Социалистического Труда и лауреатских значков. На корпусе радиолы, привезенной А.Н.Туполевым в 30-е годы из командировки в США, смонтирована видеоустановка, на которой демонстрируются фильмы, посвященные конструктору и истории ОКБ.
Музей выполняет большую публикационную работу. На сегодняшний день силами музея в содружестве с другими организациями подготовлено и опубликовано около 700 статей, отдельных монографий и книг по различным направлениям деятельности ОКБ. В качестве ближайшей перспективы – развитие и сохранение музея в рамках ПАО «ОАК», совершенствование и увеличение экспозиционной базы, реставрация моделей и других предметов до состояния, позволяющего выставлять их в помещениях музея, поиск дополнительных материалов по истории ОКБ, дальнейшее проведение активной публикационной работы.
Представленный краткий обзор экспозиции музея лишь в общих чертах дает представление о деятельности ОКБ. Всю масштабность деятельности этого старейшего в стране авиационного предприятия можно осознать, только непосредственно посетив музей, ознакомившись с его экспонатами и послушав комментарии директора музея.
Музей работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 16:00. Максимальная численность группы посетителей – 10-12 человек. Вопрос посещения музея необходимо согласовать с директором музея В.Г. Ригмантом по тел.: 8-903-762-68-17.
Адрес музея: Россия, Москва, 105005, набережная Академика Туполева, д.17. Тел: (499) 267-24-44, факс: (499) 261-71-41, (499) 261-08-68. Наиболее удобный проезд от станции метро «Курская» или «Чкаловская» трамвай № 24 до остановки Елизаветинский пер., далее пешком 100-150 м. СХЕМА ПРОЕЗДА
www.tupolev.ru
Музей ОКБ А.Н. Туполева — PCNEWS.RU
Музей ОКБ А.Н. Туполева был официально образован в 1972 г. согласно приказу министра авиационной промышленности СССР как филиал Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского.
Музей размещался в помещениях кабинета А.Н. Туполева, его комнаты отдыха и зала заседаний ОКБ. В конце 90-х годов Музей временно прекратил свою деятельность, экспонаты и фонды были переведены в специально выделенное помещение ОКБ. 10 ноября 2008 г., в рамках отмечавшегося 120-летия со дня рождения А.Н. Туполева, в ОАО «Туполев» был открыт восстановленный Музей ОКБ А.Н. Туполева.
История музея уходит своими корнями в 60-е годы. Организация музея началась еще при жизни А.Н. Туполева. Первоначально речь шла о создании Музея трудовой славы, которые в то время создавались на многих предприятиях страны. Постепенно, с ростом количества собранных материалов речь уже шла о создании полноценного музея, в котором была бы отражена многогранная история старейшего авиационного предприятия, возглавляемого А.Н. Туполевым.У истоков создания музея стояли А.Н. Туполев, А.И. Кандалов и директор музея С.Д. Агавелян. В 1972 г. в соответствии с приказом, подписанным Министром Авиационной промышленности, музей получил статус национального, как филиал Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Музей и его фонды разместились в бывшем здании КОСОС в помещениях, где располагались кабинет А.Н. Туполева, его комната отдыха и зал заседаний.В конце 90-х годов ХХ века руководством предприятия было принято решение о временном прекращении деятельности музея и переводе его фондов в основное здание предприятия. По прошествии десяти лет было решено восстановить экспозицию из сохранившихся предметов и артефактов в помещении основного здания предприятия. В течение полутора месяцев, начиная с середины сентября 2008 г., работа по восстановлению экспозиции музея была выполнена. Огромную работу по восстановлению экспозиции музея выполнил макетный цех во главе с его начальником Н.П. Грушиным, отреставрировавший и подготовивший к экспонированию десятки моделей самолетов. На высоте оказалась служба административно-хозяйственных работ во главе с В.В. Казиным. Большую работу выполнило подразделение комплексного производства во главе с С.А. Щегловым. Большую помощь в оформлении оказал отдел компьютерного дизайна во главе с Е.С. Ольшанской. Большую практическую и консультационную помощь в восстановлении музея оказали главный конструктор Л.Т. Куликов, глубоко уважаемые ветераны предприятия Г.А. Черемухин и В.М. Вуль, а также многие сотрудники других подразделений ОАО «Туполев». Особая роль в восстановлении музея принадлежит вице-президенту по управлению персоналом и общим вопросам А.М. Затучному, без которого все планы по состоявшемуся «блиц-ренессансу» музея так и остались бы прекрасными планами.
Музей открыт и мы предлагаем Вам совершить небольшую экскурсию по его залам. Восстановленный музей разместился в трех помещениях основного здания ОАО «Туполев» по адресу: набережная Академика Туполева, д. 17.
Пройдя через центральный стеклянный вход, вы попадаете в холл музея, где установлен мраморный бюст А.Н. Туполева, а также крупномасштабные модели самолетов Ту-204СМ, Ту-154М и Ту-334. Здесь же посетители могут ознакомиться с беспилотным тактическим разведчиком Ту-243 «Рейс-Д». Через холл вы попадаете непосредственно в помещение музея — в его первый зал, экспозиция которого посвящена истории ОКБ. В зале представлено более 100 моделей различных типов летательных аппаратов, аэросаней и торпедных катеров, над проектами которых ОКБ работало начиная с 20-х годов ХХ века по настоящее время, а также предметы вооружения и оборудования. Условно экспозиция первого зала разделена на четыре зоны. Первая зона охватывает период с момента образования предприятия до окончания Второй мировой войны. Посетители могут ознакомиться с моделями первых самолетов ОКБ, созданных в начале 20-х годов, а также линейкой тяжелых самолетов-монопланов с гофрированной обшивкой: АНТ-1, АНТ-2, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-20. Здесь же представлены модели серийных аэросаней АНТ-IV, АНТ-V, а также опытного торпедного катера ГАНТ-4 «Туполев». 30-е годы представлены моделями дальнего рекордного самолета АНТ-25 «РД», скоростными самолетами с убирающимся шасси и гладкой обшивкой АНТ-21, АНТ-40, АНТ-41, АНТ-42, а также гидросамолетами — летающими лодками АНТ-22, АНТ-44. Первая демонстрационная зона заканчивается экспозицией, посвященной созданию и развитию одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны — Ту-2, в которой представлены модели самолета »103» с двигателями М-120ТК, серийного Ту-2, опытных самолетов »62» (Ту-2Д) и »68» (Ту-10), а также авиационный пулемет ШКАС, устанавливавшийся на первые серии Ту-2. Вторая экспозиционная зона посвящена развитию туполевских самолетов военного назначения и охватывает период с конца Второй мировой войны по 80-е годы. Здесь представлены модели проектов, опытных и серийных самолетов семейств Ту-4, Ту-95/Ту-142. На моделях можно проследить тот путь, который привел к созданию послевоенного шедевра в области реактивной бомбардировочной авиации — Ту-16. Посетители могут ознакомиться с моделью уникального опытного тактического самолета Ту-91. В экспозиции широко представлена история создания сверхзвуковых боевых самолетов ОКБ — Ту-128, Ту-22, Ту-22М и Ту-160. В отдельный раздел выделена экспозиция, посвященная беспилотной технике, созданной ОКБ начиная со второй половины 50-х годов. Третья экспозиционная зона знакомит посетителей с развитием туполевских проектов в области создания реактивной пассажирской авиации. Представлены модели Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154. Сверхзвуковые пассажирские самолеты представлены моделями опытного и серийного Ту-144Д, также моделью проекта СПС бизнес-класса Ту-444. Широко представлено семейство современных магистральных пассажирских самолетов Ту-204/214. На нескольких моделях иллюстрируется история создания современного ближнемагистрального самолета Ту-334.Четвертая экспозиционная зона посвящена некоторым прорывным проектам ОКБ, в том числе работам по самолетам с ядерными авиационными силовыми установками, гиперзвуковым летательным аппаратам различного назначения, а также проектам самолетов на СПГ и жидком водороде.
Все четыре модельные экспозиционные зоны проиллюстрированы красочными настенными баннерами и фотографиями соответствующего содержания.Второй экспозиционный зал является мемориальным и посвящен памяти основателя ОКБ А.Н. Туполева. В этом зале выставлены сохранившиеся мебель и вещи, которые находились в кабинете А.Н. Туполева, его комнате отдыха и зале заседаний. Ко всем этим вещам прикасались руки А.Н. Туполева. Выставлены его личные вещи — два мундира: генерал-лейтенанта и генерал-полковника, его пиджак с муляжами Звезд Героя Социалистического труда и лауреатских значков. На корпусе радиолы, которую в 30-е годы А.Н. Туполев привез из командировки в США, установлена видеоустановка, на которой демонстрируются фильмы, посвященные А.Н. Туполеву и истории ОКБ.Музей выполняет большую публикационную работу. На сегодняшний день силами Музея в содружестве с другими организациями подготовлено и опубликовано около 700 статей, отдельных монографий и книг по различным направлениям деятельности ОКБ. В качестве ближайшей перспективы — развитие и сохранение в рамках ОАО «ОАК», в которое в настоящее время входит ОАО «Туполев», совершенствование и развитие экспозиционной базы — оформление постоянных настенных стендов вместо временных, реставрация моделей и других предметов до состояния, позволяющего выставлять их в помещениях Музея, поиск дополнительных материалов по истории ОКБ, дальнейшее проведение активной публикационной работы. Представленный краткий обзор экспозиции музея лишь в общих чертах дает представление о деятельности ОКБ. Всю масштабность деятельности этого старейшего в стране авиационного предприятия можно осознать лишь только непосредственно посетив музей, ознакомившись с его экспонатами и послушав комментариями директора музея.
Источник: tupolev.ru
© Ноосфера
pcnews.ru
Строительство музея началось еще при жизни А.М. Туполева в 60-е г. Первоначально планировался как музей боевой славы при ОКБ Туполева, но материала становилось все больше и скоро стало ясно, что это уже может быть полноценный музей, а не такой, который в те годы был практически при любом предприятии. Кроме самого Андрея Николаевича весомый вклад в создание и дальнейшее развитие музея внесли А.И. Кандалова и С.Д. Агавелян. Последний был директором музйею довольно длительный срок. Знаменательным годом стал 1972 г., когда приказом Министра авиационной промышленности музею был присвоен статус национального, как филиал Научно-мемориального музея М.И. Жуковского. Размещался он в помещении КОСОС, где раньше размещались кабинет Туполева, его комната отдыха и зал заседаний. Но пришла разруха. В конце 90-х годов, еще даже до распада СССР, фонды музея были переведены в основные помещения завода. Он перестал на некоторое время функционировать. Планировалось на непродолжительный срок, но целых 18 лет музея как такового не существовало. Аж в 2008 г., начиная со второй половины сентября, сотни работников предприятия восстанавливали экспозиции, подклеивали модели и т.д. Особая заслуга принадлежит Директору по общим вопросам А.Н. Затучному, сумевшому добиться и организовать восстановление музея Туполева. Итак, 10 ноября 2008 в честь 120-и летию А.М. Туполева состоялось его торжественное открытие. Разместился он в г.Москва на ул. Набережная Академика Туполева, д. 17, в основном здании ОАО «Туполев«. В холле музея расположен бюст Андрея Николаевича, модели самолетов Ту-154М, Ту-204СМ, Ту-334. В первой комнате Вы сможете по достоинству оценить более 100 моделей летательных аппаратов, аєросаней, торпедных катеров и т.д. То есть, все, над чем работало конструкторское бюро 20-х годов прошлого века. В этой комнате можно отследить четкую последовательность. Экспозиции условно разбиты на четыре группы: первая — все типы продукции, созданные предприятием до конца Второй Мировой войны, вторая — военная авиация, с конца Второй Мировой войны до 80-х г.г., третья — реактивная гражданской авиации, четвертая — прорывные проектам ОАО «Туполев«, такие как самолеты с ядерными силовыми установками, самолеты, работающих на сжижженом природном газе и жидком водорода, гиперзвуковые летательные аппараты. В первой части можно увидеть модели самолетов, таких как АНТ-1, АНТ-2, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-20, АНТ-21, АНТ-40, АНТ-41, АНТ-42, гидросамолетов АНТ-22, АНТ-44, аэросаней АНТ-IV, V, торпедного катера ГАНТ-4. Также здесь представлен самолет времен Второй Мировой войны Ту-2 различных модификаций и пулемет ШКАС. Во второй части можно увидеть модели Ту-4, Ту-95, сверхзвуковых Ту-128, Ту-22, Ту-160. также здесь можно ознакомиться с моделями беспилотников ОКБ «Туполев«. В третьей части первой комнаты расположены модели Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214, сверхзвукового Ту-144, также можно проследить историю создания самолета Ту-334. В этой комнате все стены иллюстрированные фотографиями авиационной техники. Второй зал посвящен памяти Андрея Николаевича Туполева, где выставлены его кровать, шкаф, тумбочка, стол и прочая мебель, мундиры генерал-лейтенанта и генерал-полковника, радиола, которую он привез из командировки в 30-е годы в Америке. Что интересно, на ней размещена видеоустановка, которая транслирует фильмы о предприятии и их основатели. Посещать музей одновременно могут не более десяти человек, стандартная экскурсия с лекцией длится примерно полтора часа. Договориться о посещении музея можно направив факс на имя его директора Владимира Георгиевича Ригманта по номерам 499-261-71-41, 499-261-08-68. Литература: 1. «Крылья родины», № 1 от 2009 г. 2. Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность, 1991. Цитировать эту статью на Вашем сайтеЧтобы процитировать эту статью на Вашем сайте, скопируйте и вставьте код из окошка на странице в формате HTML Музей КБ ОАО «Туполев» Просмотр : Музей КБ ОАО «Туполев»05.04.2011 Строительство музея началось еще при жизни А.М. Туполева в 60-е г. Первоначально планировался как музей боевой славы при ОКБ Туполева, но… Тематические публикации: |
aviastory.com.ua
Музей ОАО «Туполев» — часть 2
Продолжаем знакомиться с музеем ОАО «Туполев».Конечно, просто глаза разбегаются от такого количества макетов и моделей самолетов, которые были разработаны в ОКБ им. А.Н. Туполева!

Все подписи к фотографиям сделаны на основании брошюры А.М. Затучный, В.Г. Ригмант. «Музей ОКБ А.Н. Туполева», М., 2012, любезно подаренной Владимиром Ригмантом во время экскурсии.
И еще о самом музее.
Музей ОКБ А.Н. Туполева был образован в 1972 году в соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР как филиал Научно-мемориального музей Н.Е. Жуковского. Музей разместился в помещениях кабинета А.Н. Туполева, его комнаты отдыха и зала заседаний ОКБ. В конце 90-х годов Музей временно прекратил свою деятельность с перевод экспонатов и фондов в специально выделенное помещение ОКБ. 10 ноября 2008 года восстановленный Музей начал функционировать в новых помещениях.
1. Фрагмент экспозиции, посвященный созданию тяжелого бомбардировщика Ту-4
2. Модель дальнего скоростного высотного бомбардировщика «64» (Ту-10) — проект 1944 — 1945 годов, предварявший работы по Ту-4
3. Модель дальнего бомбардировщика Ту-4, который был копией-аналогом американского бомбардировщика В-29. Первый полет — 21.05.1947 под управлением летчика-испытателя Н.С. Рыбко. Всего было построено более 1200 самолетов Ту-4.
4. Модель
5. Модель опытного пассажирского самолета Ту-70, который совершил первый полет 27.11.1946 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего. Самолет был создан на базе агрегатов одного из В-29, попавших в распоряжении СССР во время Великой отечественной войны.
На заднем плане — модель опытного военно-транспортного самолета Ту-75 — глубокая модернизация Ту-70. Первый полет — 21.01.1950 под управлением летчика-испытателя А.И. Кабанова. Первый отечественный рамповый грузовой самолет.
6.
7. Владимир Ригмант обладает энциклопедическими познаниями в авиации и истории ОКБ Туполева
8. Модель стратегического бомбардировщика Ту-85 с двигателями ВД-4К. Построено два экземпляра. Первый полет был совершен 09.01.1951 под управлением летчика-испытателя А.Л. Перелета. Это был предпроект бомбардировщика Ту-95.
9. Модель первого опытного стратегического бомбардировщика Ту-95/1 с четырьями ТВД 2ТВ-2Ф (спарка из двух ТВД ТВ-2Ф). Первый полет 11.11.1952 под управлением летчика-испытателя А.Д. Перелета.
10.
11. Модель серийного самолета-ретранслятора Ту-142МР, созданного на базе Ту-142М. Самолет предназначен для обеспечения работы систем связи кораблей и подводных лодок ВМФ.
12. Модель стратегического самолета-ракетоносца Ту-95МС. Первый полет — 18.11.1979 под управлением В.Ю. Добровольского.
13. Модель опытного дальнего бомбардировщика Ту-80 — глубокая модернизация Ту-4. Первый полет — 01.12.1949 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего.
14. Модель самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Ту-126 «Лиана», созданного на базе пассажирского самолета Ту-114.
15.
16. Модель опытного фронтового самолета-фоторазведчика «78» (Ту-16), совершившего первый полет 07.05.1948 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего. Самолет был создан на базе опытного фронтового бомбардировщика «73» (Ту-14).
Под ним: модель среднего бомбардировщика «76» (Ту-24) (проект 1946-1947 года), в данном самолете использованием смешанной силовой установки — два поршневых двигателя и ТРД
17.
18. Модель дальнего бомбардировщика Ту-16 («88»). Первый полет — 27.04.1952 под управлением летчика-испытателя Н.С. Рыбко. Было выпущено 1509 самолетов.
19. В центре — модель дальнего опытного сверхзвукового бомбардировщика «105А» (Ту-22). Первый полет — 07.09.1959 под управлением летчика-испытателя Ю.Т. Алашеева, который погиб при испытаниях этого самолета.
20. Крылатые ракеты разработки МКБ «Радуга»: Х-20М (Ту-95К и -95КМ), КСР-2 (Ту-16К), Х-22 (Ту-22К, Ту-95К-22, Ту-22М)
21.
22. Опытный самолет Ту-91 для авиации ВМФ.
23. Модель опытного фронтового сверхзвукового бомбардировщика Ту-98 — первый летавший самолет ОКБ. Первый полет — 01.09.1956 под управлением летчика-испытателя В.Ф. Ковалева
24. Модель сверхзвукового фронтового бомбардировщика-ракетоносца Ту-129 (проект 1959 года).
25.
26. Модель с красными ракетами — проект дальнего истребителя-перехватчика Ту-138 более поздней модификации. Дельтавидное крыло предложил С.М. Егер. А под ним — модель раннего проекта Ту-138 с ламинарным крылом.
27. Модель дальнего самолета-ракетоносца Ту-22КПД для борьбы с наземными и корабельными РЛС. Это модель первого опытного экземпляра самолета с внешней установкой антенны системы «Курс-НМ»
28. Справа — модель дальнего многорежимного ракетоносца Ту-145 (проект 1965 года). Проект прорабатывался как глубокая модернизация самолета Ту-22К с двигателями НК-144. Дальнейшего развития проект не получил, но послужил основой для работы над Ту-22М.
29.
30. Модель дальнего многорежимного бомбардировщика-ракетоносца, самолета-разведчика «45М» — глубокая модернизация самолета Ту-22М2, к дальнейшей проработке проект принят не был.
31. Модель дальнего многорежимного бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М0. Первый полет — 30.08.1969 под управлением летчика-испытателя В.П. Борисова. Выпущена серия в девять самолетов, один из которых находится в музее ВВС в Монино. Самолет на вооружение не принимался. Справа — его модификация Ту-22М2.
32. Модель проекта самолета Ту-160 с вертикальным парным размещением двигателей. Это уникальная своим исполнением модель, дающая наглядную возможность ознакомиться с конструкцией планера стратегического бомбардировщика Ту-160.
33. Модель проекта самолета Ту-160М («М» — многоцелевой) с крылом изменяемой стреловидности, с околофюзеляжным размещением мотогондол, большим миделем фюзеляжа, расчитанным на размещение крупных ракет класса «воздух-поверхность»
34. Модель стратегического самолета Ту-160М — один из переходных проектов Ту-160 с треугольным крылом. Самолет очень внешне напоминает Ту-144.
35. Голубой макет — модель одного из первых проектов по теме создания бомбардировщика Ту-160 (конец 60-х — начало 70-х годов)
Окончание следует …
armyreporter-ru.livejournal.com
Музей ОАО «Туполев» — часть 2
Продолжаем знакомиться с музеем ОАО «Туполев».Конечно, просто глаза разбегаются от такого количества макетов и моделей самолетов, которые были разработаны в ОКБ им. А.Н. Туполева!

Все подписи к фотографиям сделаны на основании брошюры А.М. Затучный, В.Г. Ригмант. «Музей ОКБ А.Н. Туполева», М., 2012, любезно подаренной Владимиром Ригмантом во время экскурсии.
И еще о самом музее.
Музей ОКБ А.Н. Туполева был образован в 1972 году в соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР как филиал Научно-мемориального музей Н.Е. Жуковского. Музей разместился в помещениях кабинета А.Н. Туполева, его комнаты отдыха и зала заседаний ОКБ. В конце 90-х годов Музей временно прекратил свою деятельность с перевод экспонатов и фондов в специально выделенное помещение ОКБ. 10 ноября 2008 года восстановленный Музей начал функционировать в новых помещениях.
1. Фрагмент экспозиции, посвященный созданию тяжелого бомбардировщика Ту-4
2. Модель дальнего скоростного высотного бомбардировщика «64» (Ту-10) — проект 1944 — 1945 годов, предварявший работы по Ту-4
3. Модель дальнего бомбардировщика Ту-4, который был копией-аналогом американского бомбардировщика В-29. Первый полет — 21.05.1947 под управлением летчика-испытателя Н.С. Рыбко. Всего было построено более 1200 самолетов Ту-4.
4. Модель
5. Модель опытного пассажирского самолета Ту-70, который совершил первый полет 27.11.1946 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего. Самолет был создан на базе агрегатов одного из В-29, попавших в распоряжении СССР во время Великой отечественной войны.
На заднем плане — модель опытного военно-транспортного самолета Ту-75 — глубокая модернизация Ту-70. Первый полет — 21.01.1950 под управлением летчика-испытателя А.И. Кабанова. Первый отечественный рамповый грузовой самолет.
6.
7. Владимир Ригмант обладает энциклопедическими познаниями в авиации и истории ОКБ Туполева
8. Модель стратегического бомбардировщика Ту-85 с двигателями ВД-4К. Построено два экземпляра. Первый полет был совершен 09.01.1951 под управлением летчика-испытателя А.Л. Перелета. Это был предпроект бомбардировщика Ту-95.
9. Модель первого опытного стратегического бомбардировщика Ту-95/1 с четырьями ТВД 2ТВ-2Ф (спарка из двух ТВД ТВ-2Ф). Первый полет 11.11.1952 под управлением летчика-испытателя А.Д. Перелета.
10.
11. Модель серийного самолета-ретранслятора Ту-142МР, созданного на базе Ту-142М. Самолет предназначен для обеспечения работы систем связи кораблей и подводных лодок ВМФ.
12. Модель стратегического самолета-ракетоносца Ту-95МС. Первый полет — 18.11.1979 под управлением В.Ю. Добровольского.
13. Модель опытного дальнего бомбардировщика Ту-80 — глубокая модернизация Ту-4. Первый полет — 01.12.1949 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего.
14. Модель самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Ту-126 «Лиана», созданного на базе пассажирского самолета Ту-114.
15.
16. Модель опытного фронтового самолета-фоторазведчика «78» (Ту-16), совершившего первый полет 07.05.1948 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего. Самолет был создан на базе опытного фронтового бомбардировщика «73» (Ту-14).
Под ним: модель среднего бомбардировщика «76» (Ту-24) (проект 1946-1947 года), в данном самолете использованием смешанной силовой установки — два поршневых двигателя и ТРД
17.
18. Модель дальнего бомбардировщика Ту-16 («88»). Первый полет — 27.04.1952 под управлением летчика-испытателя Н.С. Рыбко. Было выпущено 1509 самолетов.
19. В центре — модель дальнего опытного сверхзвукового бомбардировщика «105А» (Ту-22). Первый полет — 07.09.1959 под управлением летчика-испытателя Ю.Т. Алашеева, который погиб при испытаниях этого самолета.
20. Крылатые ракеты разработки МКБ «Радуга»: Х-20М (Ту-95К и -95КМ), КСР-2 (Ту-16К), Х-22 (Ту-22К, Ту-95К-22, Ту-22М)
21.
22. Опытный самолет Ту-91 для авиации ВМФ.
23. Модель опытного фронтового сверхзвукового бомбардировщика Ту-98 — первый летавший самолет ОКБ. Первый полет — 01.09.1956 под управлением летчика-испытателя В.Ф. Ковалева
24. Модель сверхзвукового фронтового бомбардировщика-ракетоносца Ту-129 (проект 1959 года).
25.
26. Модель с красными ракетами — проект дальнего истребителя-перехватчика Ту-138 более поздней модификации. Дельтавидное крыло предложил С.М. Егер. А под ним — модель раннего проекта Ту-138 с ламинарным крылом.
27. Модель дальнего самолета-ракетоносца Ту-22КПД для борьбы с наземными и корабельными РЛС. Это модель первого опытного экземпляра самолета с внешней установкой антенны системы «Курс-НМ»
28. Справа — модель дальнего многорежимного ракетоносца Ту-145 (проект 1965 года). Проект прорабатывался как глубокая модернизация самолета Ту-22К с двигателями НК-144. Дальнейшего развития проект не получил, но послужил основой для работы над Ту-22М.
29.
30. Модель дальнего многорежимного бомбардировщика-ракетоносца, самолета-разведчика «45М» — глубокая модернизация самолета Ту-22М2, к дальнейшей проработке проект принят не был.
31. Модель дальнего многорежимного бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М0. Первый полет — 30.08.1969 под управлением летчика-испытателя В.П. Борисова. Выпущена серия в девять самолетов, один из которых находится в музее ВВС в Монино. Самолет на вооружение не принимался. Справа — его модификация Ту-22М2.
32. Модель проекта самолета Ту-160 с вертикальным парным размещением двигателей. Это уникальная своим исполнением модель, дающая наглядную возможность ознакомиться с конструкцией планера стратегического бомбардировщика Ту-160.
33. Модель проекта самолета Ту-160М («М» — многоцелевой) с крылом изменяемой стреловидности, с околофюзеляжным размещением мотогондол, большим миделем фюзеляжа, расчитанным на размещение крупных ракет класса «воздух-поверхность»
34. Модель стратегического самолета Ту-160М — один из переходных проектов Ту-160 с треугольным крылом. Самолет очень внешне напоминает Ту-144.
35. Голубой макет — модель одного из первых проектов по теме создания бомбардировщика Ту-160 (конец 60-х — начало 70-х годов)
Окончание следует …
saidpvo.livejournal.com
Музей ОАО «Туполев» — Блог «Вестника ПВО»
В апреле по приглашению руководства ОАО «Туполев» удалось побывать в музее знаменитой туполевской фирмы. Экскурсию нам проводил директор музея Владимир Ригмант, автор многочисленных статей и книг об истории и самолетах КБ Туполева.Музей находится в основном корпусе ОАО «Туполев» на Набережной им. Академика А.Н. Туполева.

В холле ОАО «Туполев» размещена часть экспозиции музея в виде наиболее крупных макетов.
1. Бюст Андрея Николаевича Туполева работы скульптора Г.М. Тоидзе
2. Директор музея Владимир Ригмант
3. Макет Ту-154
4. Пассажирский самолет с герметичным корпусом Ту-70. Первый полет — 27.11.1946 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего. Самолет построен на базе агрегатов одного из интернированных В-29.
5.
6.
7. Макеты опытного пассажирского самолета Ту-70 и пассажирского самолета Ту-104
8. Макет пассажирского самолета Ту-134
9.
10. Модель самолета Ту-214ОН, созданного по программе «Открытое небо» в интересах Министерства обороны России. Головной исполнитель проекта Ту-214ОН Концерн радиостроения «Вега», серийное производство — КАПО, разработка самолета — ОАО «Туполев». В настоящее время самолет Ту-214ОН проходит государственные испытания, в постройке находится второй борт.
11. Модель ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-334
12. Модель перспективного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-244
13. Современные пассажирские и боевые самолеты разработки ОАО «Туполев»
14.
15.
16. Оригинальное панно, демонстрирующее основные вехи деятельности ОКБ Туполева
17.
18.
19. Рекордный самолет АНТ-25 «Сталинский маршрут»
Внутри музея две комнаты, наполненных огромным числом моделей и ценных экспонатов. Сразу становится понятно, что музея надо срочно расширяться!
20. Бюст Жуковского — основоположника российского воздухоплавания. Фрагмент экспозиции, посвященной зарождению ОКБ. На переднем плане макет первого в мире четырехмоторного бомбардировщика конструкции И.В. Сикорского «Илья Муромец».
21. Аэросани АНТ-V (1924 год), было выпущено несколько экземпляров.
22. Модель тяжелого бомбардировщика АНТ-6 (ТБ-3). Первый полет был совершен экипажем с командиром М.М. Громовым 22.12.1930.
23. Модель самолета-гиганта АНТ-20 «Максим Горький». Было выпущено два экземпляра самолета: агитационный АНТ-20, который трагический погиб, и пассажирский АНТ-20бис (ПС-124), который летал до 1942 года.
24. Модель тяжелого бомбардировщика ТБ-6 (АНТ-26) — проект 1932-1934 годов.
25. Модель рекордного самолета АНТ-25 (РД), который совершил 22.06.1933 свой первый полет под управлением летчика-испытателя М.М. Громова. Всего построено два самолета, на которых экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова в июне — июле 1937 года выполнили трансарктические перелеты через Северный полюс с установлением мирового рекорда дальности по прямой.
26. Зимний шлем для командного начальствующего состава ВВС РККА обр. 1935 года (реплика). Модель самолета-бомбардировщика СБ (в центре), модель опытного многоместного истребителя АНТ-21 (МИ-3) (первый полет — 23.05.1933, слева снизу) и модель скоростного бомбардировщика СБ 2М-103А (АНТ-40) (справа вверху)
27. Модель самолета-истребителя 370. Проект создавался в 1939 — 1941 годы в КБ Беляева на территории завода №156.
28. Модель тяжелого морского бомбардировщика-гидросамолета АНТ-44 (МТБ-2), который совершил первый полет 19.04.1937 года. Построено два экземпляра МТБ-2.
29. Модель гидросамолета — тяжелого морского бомбардировщика МТБ-3, который был лицензионным воспроизведением американского пассажирской летающей лодки Мартин М-156.
30. Модель опытного тяжелого морского бомбардировщика АНТ-22 (МК-1). Первый полет — 08.08.1934 под управлением летчика-испытателя Т.В. Рябенко
31. Модель тяжелого бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8). Первый полет — 27.12.1936 под управлением летчика-испытателя М.М. Громова. Всего было выпущено 93 самолета.
32. Модель опытного самолета-торпедоносца АНТ-41 (Т-1, ЛК-1). Первый полет совершен 02.06.1936 года под управлением летчика-испытателя Л.П. Чернавского.
33. Модель скоростного фронтового бомбардировщика «68» (Ту-4, Ту-10), созданного на базе Ту-2. Первый полет — май 1945 года под управлением летчика-испытателя А.Д. Перелет. Самолет строился в малой серии.
34. Модель Ту-2Д («62/2) — дальней опытной модификации Ту-2. Первый полет был совершен в октябре 1944 года под управлением летчика-испытателя А.Д. Перелета. В ходе работ по самолету Ту-8 («69») А.Н. Туполев наносил на фюзеляж данной модели пластилин, который сохранился с отпечатками его пальцев.
35. Модель скоростного фронтового бомбардирощика «58» с двигателями М-120ТК — переходный вариант от проекта «57» (ПБ) к будущему самолету Ту-2. Данная модель периода работы ОТБ-НКВБ (ЦКБ-29) и стояла в кабинете начальника ЦКБ-29 майора ГБ Кутепова.
36. Модель серийного фронтового бомбардирощика Ту-2 («61»). Первый полет предсерийного самолета «60» был совершен 15.12.1941 под управлением летчика-испытателя М.П. Васякина. Всего до 1953 года было выпущено около 2600 самолетов типа Ту-2.
Продолжение следует …
saidpvo.livejournal.com
Музей ОАО «Туполев» — часть 2
Продолжаем знакомиться с музеем ОАО «Туполев».Конечно, просто глаза разбегаются от такого количества макетов и моделей самолетов, которые были разработаны в ОКБ им. А.Н. Туполева!

Все подписи к фотографиям сделаны на основании брошюры А.М. Затучный, В.Г. Ригмант. «Музей ОКБ А.Н. Туполева», М., 2012, любезно подаренной Владимиром Ригмантом во время экскурсии.
И еще о самом музее.
Музей ОКБ А.Н. Туполева был образован в 1972 году в соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР как филиал Научно-мемориального музей Н.Е. Жуковского. Музей разместился в помещениях кабинета А.Н. Туполева, его комнаты отдыха и зала заседаний ОКБ. В конце 90-х годов Музей временно прекратил свою деятельность с перевод экспонатов и фондов в специально выделенное помещение ОКБ. 10 ноября 2008 года восстановленный Музей начал функционировать в новых помещениях.
1. Фрагмент экспозиции, посвященный созданию тяжелого бомбардировщика Ту-4
2. Модель дальнего скоростного высотного бомбардировщика «64» (Ту-10) — проект 1944 — 1945 годов, предварявший работы по Ту-4
3. Модель дальнего бомбардировщика Ту-4, который был копией-аналогом американского бомбардировщика В-29. Первый полет — 21.05.1947 под управлением летчика-испытателя Н.С. Рыбко. Всего было построено более 1200 самолетов Ту-4.
4. Модель
5. Модель опытного пассажирского самолета Ту-70, который совершил первый полет 27.11.1946 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего. Самолет был создан на базе агрегатов одного из В-29, попавших в распоряжении СССР во время Великой отечественной войны.
На заднем плане — модель опытного военно-транспортного самолета Ту-75 — глубокая модернизация Ту-70. Первый полет — 21.01.1950 под управлением летчика-испытателя А.И. Кабанова. Первый отечественный рамповый грузовой самолет.
6.
7. Владимир Ригмант обладает энциклопедическими познаниями в авиации и истории ОКБ Туполева
8. Модель стратегического бомбардировщика Ту-85 с двигателями ВД-4К. Построено два экземпляра. Первый полет был совершен 09.01.1951 под управлением летчика-испытателя А.Л. Перелета. Это был предпроект бомбардировщика Ту-95.
9. Модель первого опытного стратегического бомбардировщика Ту-95/1 с четырьями ТВД 2ТВ-2Ф (спарка из двух ТВД ТВ-2Ф). Первый полет 11.11.1952 под управлением летчика-испытателя А.Д. Перелета.
10.
11. Модель серийного самолета-ретранслятора Ту-142МР, созданного на базе Ту-142М. Самолет предназначен для обеспечения работы систем связи кораблей и подводных лодок ВМФ.
12. Модель стратегического самолета-ракетоносца Ту-95МС. Первый полет — 18.11.1979 под управлением В.Ю. Добровольского.
13. Модель опытного дальнего бомбардировщика Ту-80 — глубокая модернизация Ту-4. Первый полет — 01.12.1949 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего.
14. Модель самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Ту-126 «Лиана», созданного на базе пассажирского самолета Ту-114.
15.
16. Модель опытного фронтового самолета-фоторазведчика «78» (Ту-16), совершившего первый полет 07.05.1948 под управлением летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего. Самолет был создан на базе опытного фронтового бомбардировщика «73» (Ту-14).
Под ним: модель среднего бомбардировщика «76» (Ту-24) (проект 1946-1947 года), в данном самолете использованием смешанной силовой установки — два поршневых двигателя и ТРД
17.
18. Модель дальнего бомбардировщика Ту-16 («88»). Первый полет — 27.04.1952 под управлением летчика-испытателя Н.С. Рыбко. Было выпущено 1509 самолетов.
19. В центре — модель дальнего опытного сверхзвукового бомбардировщика «105А» (Ту-22). Первый полет — 07.09.1959 под управлением летчика-испытателя Ю.Т. Алашеева, который погиб при испытаниях этого самолета.
20. Крылатые ракеты разработки МКБ «Радуга»: Х-20М (Ту-95К и -95КМ), КСР-2 (Ту-16К), Х-22 (Ту-22К, Ту-95К-22, Ту-22М)
21.
22. Опытный самолет Ту-91 для авиации ВМФ.
23. Модель опытного фронтового сверхзвукового бомбардировщика Ту-98 — первый летавший самолет ОКБ. Первый полет — 01.09.1956 под управлением летчика-испытателя В.Ф. Ковалева
24. Модель сверхзвукового фронтового бомбардировщика-ракетоносца Ту-129 (проект 1959 года).
25.
26. Модель с красными ракетами — проект дальнего истребителя-перехватчика Ту-138 более поздней модификации. Дельтавидное крыло предложил С.М. Егер. А под ним — модель раннего проекта Ту-138 с ламинарным крылом.
27. Модель дальнего самолета-ракетоносца Ту-22КПД для борьбы с наземными и корабельными РЛС. Это модель первого опытного экземпляра самолета с внешней установкой антенны системы «Курс-НМ»
28. Справа — модель дальнего многорежимного ракетоносца Ту-145 (проект 1965 года). Проект прорабатывался как глубокая модернизация самолета Ту-22К с двигателями НК-144. Дальнейшего развития проект не получил, но послужил основой для работы над Ту-22М.
29.
30. Модель дальнего многорежимного бомбардировщика-ракетоносца, самолета-разведчика «45М» — глубокая модернизация самолета Ту-22М2, к дальнейшей проработке проект принят не был.
31. Модель дальнего многорежимного бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М0. Первый полет — 30.08.1969 под управлением летчика-испытателя В.П. Борисова. Выпущена серия в девять самолетов, один из которых находится в музее ВВС в Монино. Самолет на вооружение не принимался. Справа — его модификация Ту-22М2.
32. Модель проекта самолета Ту-160 с вертикальным парным размещением двигателей. Это уникальная своим исполнением модель, дающая наглядную возможность ознакомиться с конструкцией планера стратегического бомбардировщика Ту-160.
33. Модель проекта самолета Ту-160М («М» — многоцелевой) с крылом изменяемой стреловидности, с околофюзеляжным размещением мотогондол, большим миделем фюзеляжа, расчитанным на размещение крупных ракет класса «воздух-поверхность»
34. Модель стратегического самолета Ту-160М — один из переходных проектов Ту-160 с треугольным крылом. Самолет очень внешне напоминает Ту-144.
35. Голубой макет — модель одного из первых проектов по теме создания бомбардировщика Ту-160 (конец 60-х — начало 70-х годов)
Окончание следует …
oao-tupolev.livejournal.com
