Содержание

Mikasa — Global wiki. Wargaming.net

Mikasa

12345678910

Mikasa

12345678910

Модули

Возможные модернизации

Боевая эффективность

Корабль имеет достаточно специфическую тактику применения: поскольку точность ГК достаточно посредственная, то следует сближаться с противником на дистанцию стрельбы ПМК и за счёт хорошей маневренности уклоняться от идущих торпед противника.

Достоинства:
  • единственный линкор 2-го уровня в игре;
  • единственный исторический броненосец в игре;
  • хорошая манёвренность;
  • большое количество орудий ПМК;
  • большой запас боеспособности.
Недостатки:
  • небольшое количество орудий ГК;
  • посредственные углы наводки ГК;
  • посредственная точность ГК;
  • невысокая скорость хода.

Выбор оптимальной конфигурации

В единственный слот модернизации можно поставить модификацию на увеличение живучести ПМК: «

Вспомогательное вооружение Мод. 1».

Рекомендуемый выбор навыков командира таков:

0

Рекомендуемые навыки
ОЧКИСТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА

1

2

3

4

1

Рекомендуемые навыки
ОЧКИСТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА

1

2

3

4

2

Рекомендуемые навыки
ОЧКИСТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА

1

2

3

4

1

Универсальный набор

Снаряжение

Рекомендуется устанавливать улучшенное снаряжение, которое быстрее перезаряжается и может быть использовано на один раз больше, но доступно лишь за 15 или 22500 .

Доступные камуфляжи

0

Тип 9 — Mikasa

Бонусы:

  • +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
  • -3% к заметности с кораблей;
  • +50% к опыту, заработанному за бой;
  • -10% к стоимости обслуживания после боя.

Стоимость: Бесплатно.

Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополнятся бесплатно.

1

Стандартный камуфляж — Тип 1

Бонусы: пятнистая окраска, которая снижает заметность корабля на 3%.
Стоимость: 7500 .

Примечание: камуфляж приобретается на один бой.

2

Стандартный камуфляж — Тип 2

Бонусы: полосатая волнистая окраска, которая увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%.
Стоимость: 7500 .

Примечание: камуфляж приобретается на один бой.

3

Стандартный камуфляж — Тип 5

Бонусы: окраска с ломанными под произвольными углами линиями, которая снижает заметность корабля на 3% и увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%.

Стоимость: 22500 .

Примечание: камуфляж приобретается на один бой.

4

Стандартный камуфляж — Тип 6

Бонусы: окраска с наклонными линиями, которая снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает опыт за бой на 100%.
Стоимость: 50 .

Примечание: камуфляж приобретается на один бой.

Флажные сигналы

Командиру линкора будут полезны следующие флажные сигналы:

Дополнить этот перечень можно сигналами на свободный или опыт командиру, дополнительные кредиты или снижение стоимости обслуживания.

Примечания

  1. ↑ Происхождение названия: гора в префектуре Нара.

Справочные материалы

Галерея скриншотов

Ссылки

Корабли Японии

wiki.wargaming.net

модель, фото, оценка проекта, повреждения, где находится?

Сегодня сложно отыскать человека, который бы знал о русско-японской войне хоть что-то. Правда, некоторые смутно припоминают о блокаде Порт-Артура, но на этом познания обычно заканчиваются.

А зря, ибо та война — важнейшая веха развития нашего государства, одна из основных причин Октябрьской революции, так как в ходе боевых действий окончательно определился факт неспособности царя и правительства адекватно оценивать внешние и внутренние угрозы, принимать меры к их скорейшему устранению.

Одним из символов того противостояния стал (с японской стороны) броненосец «Микаса». Японцы до сих пор гордятся этим кораблем, в настоящее время он исполняет роль плавучего музея.

Общие сведения

На момент постройки эскадренный броненосец этого типа стал самым мощным и серьезно вооруженным броненосцем Страны восходящего солнца, одним из крупнейших кораблей того периода. Он участвовал, будучи флагманом адмирала Того, в войне России с Японией. Участвовал в Порт-Артурских событиях, в Цусимском побоище. Во время Первой мировой охранял побережье Японии. Сейчас броненосец «Микаса» — музей, находится в порту Йокосука.

Для чего он создавался?

В 1895 году, когда Япония победила аграрный и отсталый Китай, что стало совершенно внезапным для мирового сообщества событием. Меж тем, японцы все равно не удовлетворили собственные имперские амбиции, причем немаловажную роль в этом сыграла наша страна. Под давлением Российский империи им пришлось перестать предъявлять свои права на Маньчжурию, также им пришлось сделать жест «доброй воли», отдав ранее захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Во многом это было обусловлено тем, что в Чифу тогда стояла русская эскадра, связываться с которой японцы не желали.

Вместе с тем в правительстве Японии осознавали, что воевать с Россией им все равно придется, и победа, с учетом многих факторов гипотетического театра боевых действий, будет зависеть от успешности действий флота (равно, как и от его наличия). В 1895 году японцы приняли судостроительную программу сроком на 10 лет, предусматривающую строительство крупного и современного боевого флота.

Строительство

Так как верфи самой Японии к тому времени явно не удовлетворяли требованиям современности, броненосец «Микаса» строился в Великобритании. За проектирование отвечал английский инженер Макроу Д. С. Чего-то нового он изобретать не стал, а просто взял за основу хорошо себя зарекомендовавшие английские броненосцы класса «Канопус». Его «потомком» и является «Микаса». Броненосец стал достойным «продолжателем рода», вобрав как положительные, так и отрицательные стороны английского проекта.

Закладка корабля была осуществлена в городе Барроу на верфи компании Викерс (будущего производителя танков). Произошло это 24.01.1899 года. На воду будущий флагман японского флота был спущен 8.11.1900 года. В строй его ввели 1.03.1902 года. К тому времени были полностью завершены все этапы государственных испытаний. О стоимости проекта точных данных нет, но историки предполагают, что она составила не менее миллиона фунтов стерлингов, что по тем временам в «долларовом эквиваленте» равнялось четырем миллионам.

Характеристики корпуса

Не отличаясь этим от прочих кораблей, построенных за время 1895-1896 годов, броненосец «Микаса» стал классическим представителем кораблестроительной школы сэра Вильяма Генри Уайта.

Корпус собирался из кораблестроительной стали высшего сорта, система набора шпангоутов корпуса – поперечная. Строился корабль по однопалубной схеме, носовой завал шпангоутов был довольно незначительным, но в то же время завал на миделе и в корме отличался выраженностью. Внутри корпуса были устроены особые водонепроницаемые перегородки, благодаря которым корабль был поделен на несколько небольших отсеков. Они придавали дополнительную устойчивость судну при попадании торпед.

Особенностью броненосца считались двойные борта и двойное дно. Увеличенный слой брони поднимался до уровня бронепалубы. Второй отличительной чертой корабля являлся носовой наплыв, который должен был выполнять роль тарана. Помимо этого, броненосец «Микаса» (фото его представлены в этом материале) имел выраженную седловатость верхней палубы. Боковые кили были предназначены для стабилизации корабля во время качки.

Гордостью английских судостроителей был состав Hartman Rahtien, которым покрывали подводную часть корпуса. Он предотвращал обрастание ракушками и улучшал ходовые качества корпуса, снижая лобовое сопротивление жидкости.

Технические характеристики броневого корпуса

Частичное водоизмещение корпуса – более 15 тонн. Полное водоизмещение – 16 тонн. Максимальная длина – 132 метра, между перпендикулярами — 122 метра. Средняя ширина корпуса – 24 метра, среднестатистическая осадка – восемь метров.

Броненосец «Микаса» отличался от прочих кораблей, построенных для Японии, тем, что у него был заметно меньший промежуток между барбетами 305-мм орудий. Это обусловило компактность, но в то же время такое конструкторское решение сделало невозможным монтаж 152-мм орудий в отдельных казематах. А потому конструкторам пришлось решать нетривиальную задачу с размещением на корабле сразу трех броневых поясов. Высота основного броневого пояса – около 2,5 м, над ватерлинией он возвышался примерно на 70 см.

В районе миделя толщина брони достигала 229 мм, но в подводной части она постепенно уменьшалась до 127 мм. По краям цитадели броня также была тоньше, до 178 мм, а около броневых траверз она и вовсе доходила до 102-127 мм. Лучше всего был защищен непосредственно район цитадели. Так как там проходил главный бронепояс, у конструкторов была возможность защитить ее 152-мм броней.

Конструктивно был особенно важен третий броневой пояс, который простирался вплоть до верхней палубы. Его главной задачей была защита батареи шестидюймовых пушек. Мы уже говорили, что некоторые конструкторские решения не позволили устанавливать 152-мм орудия в отдельных казематах, но это не касалось четырех пушек на верхней палубе. Они были защищены 152-мм броней снаружи и 51-мм – изнутри.

Прочие участки бронирования

Лучше всего были защищены барабеты главного калибра и боевая рубка корабля – 356 мм брони. Примыкающие к барабетам части цитадели были бронированы не так хорошо – «только» 203 мм стали. Так как траверзы на верхней палубе прилегали к установкам под рациональным углом, конструкторы защитили их броневыми листами толщиной только 152 мм. Этого было достаточно для выдерживания обстрела и, вместе с тем, позволяло облегчить конструкцию корабля.

Все орудийные установки бортов прикрывались защитными листами толщиной 254 мм (лоб). Бока и крыша были защищены немногим хуже – 203 мм. Верхняя палуба бронировалась листами в 25 мм. Нижняя палуба (внутри самой орудийной цитадели) имела толщину в 51 мм (причем на скосах этот показатель равнялся 76 мм). Неплохо была защищена и карапасная палуба, бронирование которой равнялось 76 мм.

Также инженеры предусмотрели отличную защиту боевой рубки, в которой находились основные приборы управления кораблем (то есть штурвал, переговорные устройства для сообщения со всеми боевыми постами). Для нее использовалась специальная крупповская броня, толщина которой составляла 356 мм, кормовая же рубка (она же наблюдательная) была защищена скромнее, там бронелист имел толщину 76 мм.

Вообще броненосец «Микаса», модель которого разрабатывалась лучшими английскими инженерами, был первым из японских кораблей, для защиты которого использовалась именно сталь, изготовленная по методике Круппа. До того применялась гарвеевская броня, сопротивляемость которой была меньше на 16-20%. Кстати говоря, полный вес брони на «Микасе» достигал 4091 тонн (а это почти 30% от полного водоизмещения корабля).

Силовая установка корабля

При конструировании была использована двухвальная схема. «Сердцем» корабля были трехцилиндровые паровые установки производства компании «Виккерс». Особенностью этого механизма было использование энергии «тройного расширения» пара, за счет чего удавалось экономить топливо и добиваться максимальной дальности хода на одной заправке. Ход поршня был более одного метра!

Скорость вращения валов в режиме крейсерского хода достигала 125 об/мин. Для выработки пара использовались 25 котлов Бельвиля, выдерживавших максимальное давление пара 21 кг/см². Как и само машинное отделение, их компоненты изготавливались компанией «Виккерс».

Общая поверхность котлов достигала 3,5 тыс. м2, причем общий размер колосниковых решеток доходил до 118,54 м2. Диаметр обеих дымовых труб превышал четыре метра! Проектная мощность каждой силовой установки равнялась 16000 л/с, что позволяло достигать крейсерской скорости в 18 узлов. Разумеется, только при условии не изношенных машин и своевременного обслуживания механизмов. Особое внимание инженеры уделили гребным винтам, изготовленным из марганцевой бронзы.

Помогут увидеть, как был сконструирован броненосец Mikasa, чертежи корабля, которые вы найдете на страницах этой статьи.

Запасы топлива

Запасы угля на корабле хранились в двух огромных бункерах, проходящих по периметру обоих бортов, расположенных параллельно машинным отделениям. Причем высота их была такая, что танкеры с углем немного возвышались над главной палубой: сделано это было специально, для обеспечения лучшей защищенности. Как правило, на борт загружали 700 тонн угля, его максимальный запас составлял 1,5 тыс. тонн.

На скорости десять узлов корабль мог преодолеть 4600 морских миль, на крейсерском ходу (16 узлов) максимальное расстояние равнялось 1900 морских миль. При прохождении государственных испытаний команда смогла «раскочегарить» корабль до 16,5 тыс. л/с при рекордной скорости в 18,45 узла.

Общие мореходные характеристики флагмана были весьма неплохими, но при довольно-таки слабом волнении корабль имел склонность к «закапыванию» в волну. Происходила сильная потеря скоростных характеристик. Кроме того, команда не могла нормально использовать имеющееся на борту артиллерийское вооружение.

Прочее бортовое оборудование

На борту имелось три паровых генератора, которые могли вырабатывать постоянный ток напряжением 80 В, суммарная их мощность достигала 144 кВт. По тем временам это были очень хорошие показатели.

На борту также было установлено три становых якоря Мартина. Помимо этого, для облегчения тактического отслеживания боевой информации служило шесть прожекторов. При этом два из них располагались на марсах, а еще четыре – на кормовом и носовых мостиках.

Чтобы обеспечить свой флагман надежной связью, Япония (как и во всех предшествующих случаях) заключила контракт с итальянской компанией «Маркони». Радиоантенна натягивалась между фоком и грот-мачтой. Дальности связи хватало примерно на 180 морских миль.

Для спасения экипажа при торпедировании предусматривалось 15 плавательных средств различного размера.

Боевое применение, Порт-Артур

8.02.1904 (по новому стилю – 26 января) эскадренный броненосец «Микаса» подошел к острову Круглый, находящемуся в непосредственной близости от Порт-Артура. В пять часов вечера именно на флагманских мачтах были вывешены флажки, содержание которых гласило: «Идите в атаку по заранее назначенному плану. Желаю удачи». Девятого февраля «Микаса» (в составе эскадры из восьми броненосцев) подошел непосредственно к Порт-Артуру и вступил в бой с русским флотом.

В 11 утра был открыт огонь главным калибром, причем наши корабли находились на расстоянии 46,5 кабельтов от него. Спустя несколько секунд флагман поддержали огнем остальные корабли японцев, вскоре по ним стали бить русские броненосцы и береговые батареи.

Уже в 11.16 было зафиксировано прямое попадание в «Микасу» 254-мм снарядом. Оно привело к повреждению грота и разрушению (частичному) кормового мостика. Ранено семь человек. Через несколько минут – снова попадание, и снова пострадала грот-мачта. Не менее трех раз осколками рвалось боевое знамя, которое практически сразу вешали на место. В 11.45 адмирал Того, командир броненосца, приказывает эскадре отходить.

В тот момент броненосец «Микаса», повреждения которого не представляли прямой опасности, вполне мог продолжать бой. Того отвел корабли из-за меткой стрельбы береговой батареи, снаряды которой, даже при однократном попадании, вполне могли отправить судно на дно.

В тот день сколь-нибудь значимый успех не сопутствовал ни одной из сторон сражения. В дальнейшем же и «Микаса» особо значимых деяний не совершил, но зато его минные катера сумели несколько раз сильно повредить некоторые русские броненосцы.

Цусима

К началу весны 1905 года эскадренный броненосец Mikasa был в значительной степени отремонтирован после боев. Учитывая опыт предыдущих сражений, японское командование приказало значительно увеличить боекомплект на борту. И он очень понадобился японцам 14 мая в 13.10 минут, когда началось сражение при Цусиме.

Бой длился более суток. За это время японский броненосец «Микаса» получил около 40 попаданий (и это – только наиболее существенные). Большая часть из них приходилась на 305-мм снаряды. Наиболее невезучим оказалось третье казематное 152-мм орудие. В его крышу угодил 305-мм русский снаряд. В результате погибло около девяти человек. Судну очень повезло, что не детонировал боекомплект.

Через два часа в то же самое место (!) попал 152-мм снаряд. На этот раз погибло еще два матроса, но взрыва, как и в прошлом случае, по счастливой случайности удалось избежать. Прочие повреждения привели к выходу нескольких орудий из строя, в паре мест начали опасно расходиться броневые плиты корпуса.

Но куда хуже закончилась стоянка 11 сентября на базе в Сасебо. И поныне не установлены причины, из-за которых детонировала большая часть бортового боезапаса. Броненосец «Микаса» (фото которого есть в статье) быстро пошел ко дну. Спасла его сравнительно небольшая глубина, но даже в таких условиях только четвертая попытка подъема завершилась успехом. Сразу погибли 256 матросов, еще 343 человека получили ранения, впоследствии также оказавшиеся смертельными.

Огромную дыру в борту заделали, и уже через 11 месяцев корабль снова был в строю. Впрочем, для окончательной ликвидации последствий катастрофы понадобилось еще два года. В годы Первой Мировой войны корабль патрулировал побережье Японии, участвовал в интервенции, стоял на рейде в бухте Владивостока.

Окончательно из состава флота корабль был исключен в 1923 году. Кстати, любой желающий и поныне может посмотреть на судно «Микаса» (броненосец). Где находится этот корабль в настоящее время? Он стоит в Йокосуке.

Кстати говоря, процедура превращения броненосца в музей сама по себе доставила инженерам немало проблем. Сперва пришлось откопать огромный сухой док, заполнить его водой… А затем завести в него судно и полностью этот док осушить. Корабль и поныне стоит, вкопанный по ватерлинию, как будто бы полностью готовый к новому походу.

Его образ широко используется в искусстве. Так, предложить вам броненосец «Микаса» из бумаги вам сможет практически каждый сувенирный магазин. Кроме того, корабль можно увидеть во многих компьютерных играх, его упоминания часто встречаются в литературе.

Вместо завершения

Итак, насколько удачен оказался броненосец Микаса? Модель его имеет английское происхождение, но этот уроженец Туманного Альбиона оказался на диво приспособлен к японским условиям.

Кстати говоря, именно Англия, по сути, оказалась в выигрыше от постройки данного корабля. Во-первых, страна получила возможность занять рабочих на верфях. Во-вторых (что немаловажно), практически все «сопутствующие товары» наподобие пороха японцы также купили в Великобритании.

Но куда важнее была практика: английские специалисты досконально изучали успехи японцев в Русско-Японской войне, делали выводы, составляли прогнозы, решали, как им лучше модернизировать собственный флот. И это – без вступления в сражения!

Так насколько же хорош был броненосец «Микаса»? Оценка проекта довольно высока. Специалисты отмечают хорошее и равномерное бронирование корпуса, неплохую вооруженность, отличное качественное оснащение корабля. Особенно высоко оценивается качество броневой стали: если бы не ее свойства, то в 1905 году корабль наверняка бы не выдержал сорока прямых попаданий.

Кроме того, броненосец «Микаса» (чертежи это подтверждают) имел впечатляющую боевую живучесть. Она была достигнута за счет рационального расположения водонепроницаемых отсеков.

А какие у проекта были недостатки? Их также было немало. Во-первых, мы уже указывали на склонность корабля к «зарыванию» даже при невысокой волне. Во-вторых, изначально японские адмиралы хотели получить корабль с крейсерской скоростью до 25 узлов, но в реальности броненосец смог разогнаться только до 18 узлов.

Впрочем, все это были мелочи. На практике оказалось, что единственным весомым недостатком был малый боезапас. Также инженеры пришли к выводу, что для орудий главного калибра требуются более длинные стволы.

fb.ru

«Микаса» — броненосец-музей » Военное обозрение

Весенний ветер.
Отозвалась на чьи-то голоса
Гора Микаса.
Басё. Перевод с японского Веры Марковой.

Сегодня в мире есть немало кораблей-памятников, и «память» у каждого из них своя. Вот и у японцев есть корабль-памятник, который самым тесным образом связан с именем конкретного адмирала и конкретного сражения. Это броненосец начала ХХ века, флагман японского флота, ну а сегодня корабль-музей. Назвали этот корабль в честь горы в префектуре Нара. Заказан он был в 1898 году, строился в Англии на верфи фирмы «Виккерс». Спущен на воду в 1900 году, а в строй действующих кораблей он вступил в 1902-ом. Наверное уже все поняли, что речь пойдет о броненосце «Микаса» — флагмане адмирала Того в историческом Цусимском сражении.


Броненосцы «Микаса» и «Сикисима». Картина пензенского художника мариниста А.Заикина.

Начнем с того, для каких целей создавался этот корабль. Когда в 1895 году Япония разгромила аграрный и отсталый Китай, для мирового сообщества это стало событием. Однако японцам эта победа особого удовлетворения не принесла, и вот почему. Добить Китай не позволяла Россия. Ведь именно из-за давления со стороны Российский империи Япония так и не смогла аннексировать Маньчжурию, и отдать захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Поэтому было решено, что с Россией придется воевать, а для этого нужен был флот из кораблей, превосходящих российские. Поэтому уже в 1895 году японцы принимают десятилетнюю судостроительную программу и начинают один за другим строить боевые корабли. Разумеется, выбрали они для этого Британию, и броненосец «Микаса» строился именно там. Проектировал его инженер Д. Макроу. С. Англичане -большие рационалисты, поэтому ничего особо нового он придумывать не стали, а решили взять за основу проект броненосца «Канопус», потомком которого и стал «Микаса». Заложили корабль на стапеле компании «Виккерс» в городе Барроу. О стоимости корабля точные данные отсутствуют, но можно считать, что она была не меньше одного миллиона фунтов стерлингов или четырех миллионов долларов. В итоге броненосец «Микаса» оказался классическим представителем британской школы боевого судостроения, но с национальным, так сказать, уклоном.


Спуск броненосца на воду.

Корпус собирался из высокосортной кораблестроительной стали и имел поперечную систему набора корпуса. Схема – однопалубная, с незначительным завалом носовых шпангоутов, но завал по миделю и в кормовой части был заметно выражен. Корпус был поделен на множество отсеков и имел много водонепроницаемых переборок, что повышало его защищенность от торпед. К числу особенностей броненосца относили наличие двойного борта и двойного дна. Бронирование борта доходило до уровня броневой палубы.


«Микаса» вскоре после вступления в строй.

В лучших традициях эпохи «после Лиссы» броненосец имел в носу таран и обладал заметной седловатостью, то есть имел прогиб верхней палубы. Для стабилизации корабля во время качки на днище были установлены боковые кили. К этому времени английские судостроители разработали состав Hartman Rahtien для покрытия подводной части корпуса, который предотвращал ее обрастание ракушками и повышал скорость хода.


«Микаса» в феврале 1905 года.

Полное водоизмещение корабля составляло более 16000 тонн, а его максимальная длина – 132 метра при средней ширине корпуса в 24 метра и осадке восемь метров. От всех других броненосцев английской постройки «Микаса» отличался заметно меньшим расстоянием между барбетами его 305-мм орудий. В результате дизайн верхней части корабля, то есть его надстроек, стал более компактным, но из-за этого конструкторского решения сделало размещение 152-мм орудий среднего калибра в отдельных казематах невозможным, вернее таковых на нем на верхней палубе поставили всего четыре, для четырех орудий.



«Микаса»: схема расположения артиллерии и бронирования.

Первый броневой пояс шириной около 2,5 м шел по ватерлинии, возвышаясь над ней примерно на 70 см. Максимальная его толщина достигала 229 мм, но в районе подводной части она постепенно уменьшалась до 127 мм, а в оконечностях составляла 127-102 мм. В районе цитадели шел второй пояс из 152-мм брони, доходивший до батарейной палубы, а выше него располагался еще и третий, тоже 152-миллиметровый, с прорезанными в нем орудийными портами, защищавший батарею из 10 шестидюймовых орудий, между которыми были устроены броневые переборки, отделявшие одно орудие от другого. Так у японцев в руках оказался корабль, имевший на борту 14 152-мм пушек, рассредоточенных таким образом, что на каждый борт приходилось по 7 орудий. Это было на две пушки больше, чем имели новейшие русские броненосцы типа «Бородино», у которых 12 орудий находились в двухорудийных вращающихся башнях. Данное решение было вполне, и даже более современным, чем традиционно британское размещение орудий в казематах, но в случае повреждения башни (даже если она всего лишь перекосилась на катках из-за разрыва или удара снаряда) из строя выходили сразу две пушки, а вот у японского корабля их нужно было «отстреливать» по одной! «Противоминный калибр» корабля состоял из 20 орудий 76-мм, расположенных в носу, в корме и в центральной батарее, находившейся над броневой палубой.


Полубронебойный снаряд к 12-дюймовому орудию британского производства. Особенностью таких снарядов было их снаряжение лиддитом – очень мощной взрывчаткой на основе пикриновой кислоты. Чтобы повысить безопасность обращения с такими снарядами, заряд пикриновой кислоты обертывали в бумагу и помещали в контейнер из латунной или медной фольги.

Барбеты, а не башни, главного калибра (в этом английские корабли также отличались от российских) и боевую рубку корабля защищала 356 мм броня. Траверзы верхней палубу имели рациональные углы, поэтому конструкторы поставили сюда броневые листы толщиной 152 мм и этим существенно облегчили этот корабль. Все орудийные установки по бортам прикрывали броневые листы в 152 мм, то есть в районе цитадели корабля был забронирован практически весь борт до главной палубы. Верхняя палуба была бронирована 25 мм броней. Нижняя палуба (внутри самой орудийной цитадели) бронировалась 51 мм листами (при этом ее скосы в сторону борта имели толщину 76 мм). Толщина брони карапасной палубы составляла 76 мм. Для рубки использовалась броня разработки фирмы «Крупп» толщиной 356 мм, но вот кормовую рубку защитили слабее. Там броня была всего 76 мм. Причем именно «Микаса» стал первым японским кораблем, для бронирования которого была применена именно крупповская броня. До этого англичане использовали гарвеевскую броню, но германская оказалась лучше на 16-20%. О том, какое значение имело повышение качества брони при уменьшении ее веса, говорит такой показатель, как вес брони на корабле. На «Микасе» ее вес достигал 4091 тонн, то есть фактически 30% от его водоизмещения.


«Микаса» — корабль-музей в Йокосуке.

При конструировании корабля была выбрана двухвинтовая схема. «Сердцем» «Микасы» стали три трехцилиндровые паровые машины «тройного расширения» фирмы «Виккерс», пар для которых вырабатывали 25 котлов водотрубных системы Бельвиля, выдерживающих максимальное давление пара 21 кг/см². Тягу в котлах обеспечивали две дымовые трубы диаметром более четырех метров каждая! Общая мощность силовой установки корабля равнялась 16000 л/с, что давало ему возможность развить максимальную скорость 18 узлов. При этом дальность его плавания экономическим ходом в 10 узлов составляла 4600 миль.


Памятник адмиралу Того перед его кораблем-флагманом.
Вот таким он был, если посмотреть на него вблизи.

Запасы угля хранились в двух огромных бункерах, располагавшихся по периметру обоих бортов, параллельно котельным отделениям. Обычно в них загружали 700 тонн угля, но корабль мог принять и больше — 1,5 тыс. тонн. В целом мореходность корабля была довольно-таки высокой, однако он имел неприятную склонность зарываться в волну, что приводило к падению скорости. Относительно низкое расположение артиллерии среднего калибра затрудняло ее использование в свежую погоду.


Возле корабля-мемориала всегда людно. Японцы любят посещать «интересные места» и группами, и семьями, и поодиночке.
То, что корабль зарыт в землю, очень удобно. Рядом с ним можно посидеть, дотронуться до его бортов, а то даже и велосипед прислонить – пусть постоит, подождет хозяина.

Корабль был обеспечен радиосвязью — аппаратами итальянской компании «Маркони» с дальностью действия в 180 морских миль. Экипаж корабля составлял 830 человек.


Среди недостатков корабля специалисты отмечали слишком уж низкое по отношению к поверхности воды расположение большинства 152-мм орудий. Вот если бы они находились на месте 76-мм, то проблем с ведением огня в свежую погоду не было бы никаких!

Боевое крещение корабль получил у стен Порт-Артура 26 января 1904 года, когда японская эскадра предприняла внезапное нападение на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде, а затем уже 9 февраля «Микаса» во главе эскадры из восьми броненосцев подошел к Порт-Артуру и вступил в сражение с русским флотом, который поддерживали огнем береговые батареи. Уже в 11.16 в «Микасу» попал 254-мм снаряд, после чего последовало еще одно попадание. Наибольшую опасность в этом бою для японских кораблей представлял точный огонь береговых батарей, поэтому адмирал Того поспешил вывести свои корабли из боя. Затем «Микаса» участвовал в бою с русскими кораблями при попытке их прорыва из Порт-Артура во Владивосток, по итогам которых боекомплект на борту корабля решили увеличить.


Якорь и носовая орудийная установка 305-мм орудий.
Барбетная установка орудий главного калибра, прикрытая сверху броневой коробкой.
А вот это снаряд не с «Микасы», а с линкора «Ямато», калибра 457-мм.

В бою в Цусимском проливе «Микаса» получил около 40 попаданий, большая часть которых пришлась на 305-мм снаряды. При этом больше всего пострадало третье казематное 152-мм орудие. Сначала в крышу его каземата попал 305-мм снаряд, от взрыва которого погибло около девяти человек и просто чудом не детонировал находившийся тут же боекомплект. Два часа спустя в это же место (!) попал еще и 152-мм снаряд. Но по счастливой случайности взрыва и в этот раз удалось избежать. Затем от попаданий снарядов вышло из строя несколько орудий, а броневые плиты корпуса в нескольких местах начали расходиться. Происходили разрывы снарядов в каналах стволов орудий главного калибра, что привело к выходу орудий из строя. Тем не менее, несмотря на все свои повреждения корабль смог остаться в строю, сохранял ход и управляемость, и вел бой до последнего момента. По данным японских источников, броненосец в этом бою потерял 18 человек, а ранено было 105 членов экипажа.


28 ноября 1947 года, идет демонтаж главного калибра.

Зато в ночь с 11 на 12 сентября во время стоянки на базе в Сасебо на корабле от невыясненных причин сдетонировала часть боезапаса в корме и броненосец быстро затонул на глубине в 11 метров, то есть, по счастью, не очень глубоко. На корабле погибли 256 матросов, еще 343 человека получили ранения, многие из которых также оказались смертельными. В корпусе образовалось огромное отверстие, которое позже заделали, так что через 11 месяцев корабль снова вступил в строй, но окончательно последствия этого взрыва были устранены только лишь два года спустя. Во время Первой Мировой войны корабль нес патрульную службу у побережья Японии, принимал участие в интервенции против Советской России и смог даже постоять на рейде бухты Владивостока. В сентябре 1921 года он налетел на камни у острова Аскольд вблизи Владивостока и вновь получил серьезные повреждения, после чего в 1923 году из состава флота его исключили.


В 1948 году корабль выглядел вот так!

В 1926 году «Микасу» превратили в корабль-музей: вырыли для этого огромный котлован в порту города Йокосуке, ввели в него броненосец и… засыпали его землей по самую ватерлинию. В годы Второй мировой войны американцы, не разглядев сверху, что за корабль находится внизу, сбросили на него несколько бомб. Затем его лишили статуса мемориала и в 1948 году превратили в танцевальный зал, для чего сняли с него башни и надстройку, соорудили на их месте длинный ангар. Так в Йокосуке появился новый Дом культуры «Микаса», названный так в честь горы из провинции Нара, то есть его боевое прошлое было перечеркнуто полностью.


Контр-адмирал Кемп Толли высаживает пальму в честь адмирала Нимица в парке возле «Микасы» во время торжеств по случаю открытия мемориала 2 июня 1961 года.

Поговаривают, что Советский Союз в это время несколько раз выступал с требованием полностью уничтожить бывший флагман адмирала Того. Но тут у «Микасы» неожиданно появился могущественный защитник и не кто-нибудь из местных, а Честер Уильям Нимиц, адмирал флота США и Главнокомандующий Тихоокеанского Флота и Прилегающих Территорий в годы войны, принимавший капитуляцию Японии в качестве представителя американской стороны.


Церемония открытия Мемориала «Микаса» 27 мая 1961 года. На первом плане представители от США контр-адмирал Кемп Толли с супругой.

Он предложил восстановить «Микаса» в качестве памятника, а поскольку стоило это недешево, подарил фонду восстановления музея списанный американский танкодесантный корабль, который японцы продали на металлолом и таким образом собрали треть нужной суммы.


Старый корабль готов выйти в море!

Ремонт старого корабля начался в 1959 году, а уже в начале 1961-ого «Микаса», от которого к этому времени остался один только корпус, был фактически отстроен заново. Правда, многие из утраченных элементов пришлось заменить муляжами, но все же это было лучше, чем ничего. Открыт для посещений он был 27 мая 1961 года, и день этот был выбран явно неслучайно! 76-летний адмирал Нимиц прибыть на церемонию не смог, но делегация от США, разумеется, приехала.


Модель броненосца «Микаса» в масштабе 1:200.

Вот так, благодаря стечению всех этих случайных обстоятельств броненосец «Микаса» дожил до сегодняшнего времени и его можно посетить и осмотреть. Специалисты считают, что он не является идеалом реконструкции, но, тем не менее, на сегодня это единственный сохранившийся хотя бы как-то броненосец, построенный на рубеже веков. Впрочем, издали он выглядит так, как если бы стоял у причальной стенки, готовый к походу. В Японии этот корабль-памятник очень популярен. А его сборную модель из бумаги или пластмассы вам предложит практически любой сувенирный магазин.

topwar.ru

Эскадренный броненосец «Микаса» | Военное оружие и армии Мира

Готовясь к войне с Россией, японские адмиралы задумали заказать в Англии корабли, которые могли бы считаться самыми мощными в мире. Воплощением этих замыслов стали четыре эскадренных броненосца программы 1895-1896 годов, особенно последний из них, получивший имя «Микаса».

Японская амбициозная десятилетняя кораблестроительная программа 1895 года под названием «Гасинсетан» («Настойчивость и решимость») носила явно антироссийский характер. С учетом сделанных в 1896 году дополнений она предусматривала постройку четырех мощнейших броненосцев, шести броненосных и шести бронепалубных крейсеров, 23 истребителей и 63 миноносцев — всего 102 боевые единицы общим водоизмещением около 200 тыс. т! Поскольку собственная промышленность в Японии оставалась весьма слабой, большинство заказов разместили за границей на лучших судостроительных заводах (преимущественно в Англии). На эти цели пошла значительная часть полученной от Китая контрибуции (около 365 млн иен), а также взятые в США и Великобритании кредиты.

На рубеже XIX и XX веков военно-морская техника развивалась очень быстро — особенно корабельная энергетика, артиллерия и технология производства брони. Это приводило к стремительному старению флота. Отсюда возникала очень непростая задача: создать корабли, которые были бы не только лучшими на момент постройки, но и сохраняли бы свою боевую ценность на протяжении последующих 5-10 лет.

Достичь этого, по мнению японского морского министра вице-адмирала Г. Ямамото, можно было лишь при выполнении ряда условий. Во-первых, будущие броненосцы должны иметь максимальное водоизмещение — только в этом случае удастся выдержать баланс между наступательными и оборонительными характеристиками кораблей. Поэтому водоизмещение броненосцев программы 1895-1896 годов сразу определили в 15 тыс. т. В то время подобные корабли строила лишь Англия; все остальные страны, включая и Россию, в целях экономии средств пытались ограничить этот параметр величиной в 10-12 тыс. т. Здесь японцы оказались значительно дальновиднее многих своих европейских коллег.

Во-вторых, в качестве прототипа требовалось выбирать не уже построенные, а еще только проектируемые корабли и при этом всячески поощрять внедрение технических новшеств и последних изобретений. Ставка на старые, проверенные решения в кораблестроении в сложившихся условиях принесла бы больше вреда, чем пользы, поэтому риск от применения недостаточно испытанных новинок становился вполне оправданным. В-третьих, корабли следовало проектировать и строить быстро, чтобы избежать их морального устаревания уже в процессе постройки. При всей очевидности этого требования выполнить его было не так-то просто: судостроительная база многих стран, включая Россию, оказалась не в состоянии эффективно работать в новых условиях, и шести-семилетний срок от закладки броненосца до его ввода в строй часто сводил на нет все достоинства проекта. Все четыре броненосца программы «Настойчивость и решимость» — «Сикисима», «Хацусэ», «Асахи» и «Микаса» — вступили в строи в 1900-1902 годах. Последний, самый совершенный из них, стал флагманским кораблем флота микадо.

ОПИСАНИЕ

Броненосец «Микаса» имел, в общем-то, типичную для своего времени архитектуру, хотя и отличался от предшественников. Барбеты башен главного калибра на нем были сдвинуты ближе к миделю, что улучшило мореходность и возможность ведения огня на волнении. Десять 152-мм орудий на главной палубе теперь располагались не в отдельных казематах, а в единой броневой батарее, фактически представлявшей собой третий броневой пояс. Сама броня закалялась по способу Круппа и имела повышенную прочность.

Артиллерия главного калибра «Микасы» отличалась важным нововведением: подача боеприпасов в башнях была разбита на два этапа, а под вращающейся платформой со станками орудий появилось перегрузочное отделение. Это было сделано для того, чтобы свести к минимуму риск распространения огня по элеватору от орудий в пороховой погреб. Причем за счет внедрения новых механизмов скорострельность артустановок «Микасы» не уменьшилась, а наоборот, немного повысилась: на испытаниях в Англии три 305-мм снаряда удалось выпустить с интервалами в 48 секунд. При этом сами установки стали даже более компактными. Заряжание производилось при любом положении орудий в горизонтальной плоскости, но при фиксированном угле возвышения стволов в 5°.

Другим важным новшеством стали снаряды. Они уступали русским по прочности (и, соответственно, бронепробиваемости), но многократно превосходили их по фугасному воздействию. Так, если русский 305-мм стальной фугасный снаряд содержал всего 12,4 кг (а чугунный вообще лишь 9 кг) взрывчатого вещества, то его японский аналог, прозванный нашими моряками «чемоданом», — 48,5 кг, или 12,5 % от его веса. Причем если в российском флоте в качестве взрывчатого вещества применялся пироксилин, то японцы использовали в своих фугасных и полубронебойных снарядах значительно более мощную шимозу — взрывчатку на основе пикриновой кислоты, разработанную профессором Симосэ Масатика и близкую по составу к английскому лиддиту и французскому мелиниту. Все это сыграло важную роль в последовавшей вскоре Русско-японской войне.

НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИКВИЯ

Флагманский корабль адмирала Того ныне имеет статус музея и сохраняется японцами как национальная реликвия. Лишь два корабля, участвовавшие в Русско-японской войне, дожили до наших дней — это «Микаса» и «Аврора».

Эскадренный броненосец «Микаса», будучи флагманским кораблем командующего Соединенным флотом адмирала Хэйхатиро Того, участвовал во всех крупных сражениях Русско-японской войны. Боевое крещение он принял в бою у Порт-Артура 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 года. Но наиболее яркие страницы биографии корабля — его участие в генеральных сражениях, произошедших в Желтом море и Цусимском проливе.

В ходе боя в Желтом море 10 августа (28 июля) 1904 года броненосец выпустил около 120 305-мм и 1400 152-мм снарядов, которые причинили русской 1-й Тихоокеанской эскадре ощутимый урон. Но и японский флагманский корабль к концу боя находился в плачевном состоянии. В «Микасу» попало более 20 снарядов, в том числе как минимум шесть 10-и 12-дюймовых. Один русский 305-мм снаряд пробил насквозь грот-мачту и взорвался на спардеке, убив 12 и ранив 5 членов экипажа. 254-мм бронебойный снаряд с большой дистанции пробил 178-мм броневую плиту главного пояса, сделав в ней большую пробоину. Еще два 305-мм снаряда разворотили обшивку борта выше броневого пояса. Кормовая 305-мм башня вышла из строя. Другим снарядом, разорвавшимся на мостике у носового сигнального семафора, убило 7 и ранило 16 человек; в числе последних оказались командир корабля капитан 1-го ранга Идзити и два флаг-офицера штаба командующего флотом — капитан-лейтенанты Уэда и Огура. Общие потери экипажа на «Микасе» составили 32 убитых (в том числе 4 офицера) и 88 раненых (9 офицеров).

В ходе Цусимского сражения флагманский броненосец выпустил примерно столько же снарядов, что и в Желтом море (в том числе 124 305-мм), но получил уже более 40 попаданий, из них 10 305-мм снарядами и 22 152-мм. Уже в начале боя русский 305-мм снаряд пробил 51-мм крышу каземата 152-мм орудия № 3; от взрыва загорелись 10 76-мм патронов, 9 человек получили ранения. Через минуту почти в это же самое место угодил 152-мм снаряд, убивший двоих и ранивший 7 человек. Вскоре взорвались еще два снаряда: 305-мм на носовом мостике и 152-мм в амбразуре шестидюймового орудия № 5, причем первый из них ранил 17 человек, включая старшего офицера «Микасы» капитана 2-го ранга Мацумури. Затем тяжелый снаряд пробил 152-мм броневую плиту в 43 см ниже главной палубы, под казематом № 1. Через пробоину вода начала затапливать угольную яму. Затем в 152-мм броне образовались еще две пробоины, обе в районе каземата № 7; через одну из них стало заливать другую угольную яму. Ощутимый удар корабль получил вечером: взрыв снаряда уничтожил 152-мм орудие № 10, из прислуги которого один человек был убит и пятеро ранены. Другие попадания пришлись на казематы № 3 и № 11, судовую аптеку; были повреждены дымовые трубы и сбита грот-стеньга.

Представляли угрозу и собственные боеприпасы. Первый преждевременный разрыв 12-дюймового снаряда, выпущенного из носовой башни «Микасы», произошел после выхода снаряда из ствола на уровне дульного среза, но само орудие не пострадало. Через два часа в том же орудии на 28-м выстреле вновь взорвался снаряд — на этот раз с серьезными последствиями. Ствол разнесло; вышел из строя и противооткатный механизм. Башня прекратила огонь: только в самом конце боя удалось возобновить стрельбу из ее левого орудия. (Этим, кстати, и объясняется относительно небольшое число выпущенных в бою снарядов главного калибра.) Потери в личном составе «Микасы» составили 18 человек убитыми и умершими от ран, а также 105 ранеными.

Но сильнее всего броненосец «Микаса» пострадал уже после войны. В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года он затонул от взрыва боезапаса. Причиной этого стали пожар в артиллерийском погребе и последовавшая затем детонация боезапаса. Трагическая случайность унесла жизни 256 человек, еще 343 было ранено (что, кстати, превышает суммарные потери японцев в Цусимском бою).

Через год корабль подняли, отремонтировали и вновь ввели в строй в августе 1908 года. Однако больше ярких страниц в его истории уже не было. Он числился линкором до сентября 1921 года, затем его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего «разжалования» «Микаса» налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили.