МиГ-35 — зачем России второй истребитель поколения 4++

26 января 2017 года на территории производственного комплекса корпорации «МиГ» в Луховицах состоялась презентация новейшего российского многофункционального истребителя-бомбардировщика поколения 4++ МиГ-35. Чуть позже было объявлено, что этот самолёт будет закупаться российским Министерством обороны. Между тем на вооружении Воздушно-космических сил России уже есть Су-35С, который также относится к поколению 4++. Зачем нашей стране второй истребитель подобного класса?

Исторический дуэт

МиГ-35 называют лёгким истребителем. Он действительно очень лёгок на подъём. По скороподъёмности ему нет равных. У МиГ-35 этот параметр равен 330 м/с. Основные конкуренты до этой цифры не дотягивают: F-16 — 250 м/с, Dassault Rafale — 305 м/с, Су-35С — 280 м/с. А у лёгкого американского истребителя 5-го поколения F-35А — всего 240 м/с. Но что касается веса, то даже сопоставление с «сушкой» не слишком «облегчает» восприятие новейшего МиГа. Ведь его максимальная взлётная масса равна 29,7 т — не многим меньше, чем у Су-35С с его 34,5 т. Для сравнения: максимальная масса Dassault Rafale — 24,5 т, F-16E Block 60 — 22,6 т. Правда, у «лёгкого» американского «невидимки» F-35А максимальный вес доходит и вовсе до 31,8 т. И это ещё раз подчеркивает принципиально другой смысл, который сегодня вкладывается в понятие «лёгкий истребитель».

МиГ-35 и Су-35C — новейшие модификации советской классики МиГ-29 и Су-27. Однако разница между новыми МиГ и Су в сравнении с «предками» — принципиальная. В системе Вооруженных сил СССР было чёткое распределение функций между двумя воздушными «бойцами». МиГ-29 стоял на вооружении элитных полков, базировавшихся на территории ГДР. Су-27 на линию соприкосновения с НАТО не пускали. Казалось бы, явное предпочтение отдавалось МиГу, более лёгкому и более ловкому в манёвренных воздушных боях (вспомните про скороподъёмность, которая до сих пор остается его фирменной чертой). Но на самом деле передовые части в Германии рассматривались как своего рода расходный материал для начального периода большой европейской войны. МиГ-29 должны были принять (или нанести) первый удар и героически погибнуть в жаркой схватке. Отчасти именно этот смысл вкладывался в понятие «лёгкий фронтовой истребитель», который закрепился за МиГ-29.

Сравнение ЛТХ МиГ-35 и Су-35С МиГ-35
данные неофициальные, могут быть изменены
Су-35С
Длина, м 17,3 21,9
Размах крыла, м 12,0 14,75
Площадь крыла, м² 38 62
Масса пустого, кг 11 000 19 500
Макс. взлётная масса, кг 29 700 34 500
Масса топлива, кг 5 830 11 500
Боевая нагрузка, кг 7 000 8 000
Число узлов подвески 8+1 12
Тяга двигателей, кгс 2х5500 2х8800
Тяга на форсаже, кгс 2х9400 2х14500
Макс. скорость на высоте, М 2,5 2,5
Макс. скорость у земли, км/ч 1 500 1 400
Практическая дальность, км ~2 400 МиГ-35Д
~3 100 МиГ-35
3 500
Практический потолок, м 17 500 20 000
Скороподъёмность, м/с 330 280
УВТ есть есть
РЛС с АФАР есть нет

Су-27 поставлялся в войска ПВО, а в ВВС базировался в основном на аэродромах в Польше и на Украине. Этот самолёт должен был прикрывать небо над второй, основной волной атакующих (или обороняющихся) советских войск, которая и должна была решить исход войны. Су-27 стали называть тяжёлым истребителем завоевания превосходства в воздухе. В сравнении с ним МиГ-29 и вооружения брал меньше (боевая нагрузка 2180 кг против 6000 кг у Су-27), и летал не так далеко (боевой радиус 700 км против 1680 км). При этом стоимость лёгкого МиГ-29 была лишь на 25% меньше, чем у тяжёлого Су-27, хотя первоначально задумывалось, что их цена вообще будет относиться как 1:1,9.

Иное дело — МиГ-35 и Су-35С. Качественной разницы в функционале между ними нет: в отличие от «базовых моделей» (и это главное отличие) оба они являются многоцелевыми истребителями-бомбардировщиками, способными как завоевывать превосходство в небе, так и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или морским целям. Даже боевая нагрузка у них почти выровнялась (7 и 8 т). Это универсальные инструменты воздушной войны, которые могут делать в небе схожую боевую работу. И возникает вопрос: зачем российским Воздушно-космическим силам (ВКС) второй самолёт с тем же функционалом и почти такими же возможностями? К примеру, «дальнобойность» радаров МиГ-35 и Су-35С отличается в два раза — 200 и 400 км, да и боевой радиус у самолётов разный — 1000 и 1800 км. Стоимость новой версии МиГ-35 не озвучивалась, но легко можно предположить, что она хотя и меньше, но не в два раза (такой разницы в цене не удалось добиться даже для МиГ-29 и Су-27). Приобретение МиГ-35 придаст дополнительную тактическую гибкость российским ВКС, но для выполнения тех же задач «мигов» потребуется больше и сэкономить на этом вряд ли удастся. Не говоря о том, что содержание парка из двух типов самолётов сложнее и дороже. И все же МиГ-35 с помпой представлен публике и уже включен в программу закупок вооружений РФ. Зачем?

Опять МиГ-35

Начать стоит с того, что самолёты, в отношении которых применялось название МиГ-35, уже неоднократно поднимались в небо и служили украшением лётной программы авиасалона МАКС.

Именно так должен был называться многофункциональный истребитель 5-го поколения, разработка которого началась в СССР в 1981 году. Прототип будущего МиГ-35, который создавался в ответ на разработку первого американского истребителя 5-го поколения F-22, имел обозначение МиГ 1.44. Из-за развала Советского Союза развитие этой программы замедлилось. И хотя МиГ 1.44 успел подняться в воздух 29 февраля 2000 года, вскоре после этого взлёта произошло окончательное падение: проект был закрыт в пользу разработки ОКБ им. П.О. Сухого, ныне известной как Т-50. Индекс МиГ-35 освободился для дальнейшего использования.

Поскольку проект МиГ 1.44 буксовал, то ещё со второй половины 1990-х годов обозначение МиГ-35 начали примеривать ко всем модификациям МиГ-29, основного фронтового истребителя отечественных ВВС. МиГ-29М (взлетел впервые ещё в 1984 году), МиГ-29М2, МиГ-29М3, МиГ-29М4 — рядом со всеми рано или поздно начинало маячить обозначение МиГ-35 (правда, чаще всего в скобках).

Наконец, маркетинговое обозначение МиГ-35, уже без всяких скобок, было присвоено самолёту, который участвовал в тендере ВВС Индии на закупку 126 средних многоцелевых истребителей стоимостью более 9 млрд долларов. Этот МиГ-35 дебютировал на аэрошоу Aero India в Бангалоре в 2007 году и представлял собой, по сути, сухопутную версию палубного истребителя МиГ-29К, разработанную на базе МиГ-29М для индийского авианосца «Викрамадитья», в который превратился советский тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». МиГ-35 отличался от МиГ-29К, в сущности говоря, лишь заменой тормозного гака на тормозной парашют и складного крыла на обычное.

МиГ-29К вернулся на аэродром базирования после выполнения миссии в Средиземном море на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии

Тендер в Индии МиГ-35, к сожалению, проиграл (индусы предпочли французский Dassault Rafale), но произошло это скорее по политическим причинам. После массовых закупок Су-30МКИ и МиГ-29К руководство Вооруженных сил Индии не захотело, чтобы их истребительный парк состоял целиком из российских самолётов.

Индусам МиГ-35 образца 2007 года не пригодился, но задел по этому проекту был сделан такой, что терять его было неразумно. Тем более что значительная часть этого задела появилась благодаря финансированию Индией разработки МиГ-29К. И вот 26 января 2017 года в Луховицах миру был явлен «настоящий» МиГ-35, хотя большинство его преимуществ в сравнении с МиГ-29, о которых как о невероятной новости писали все СМИ после презентации, в целом повторяют списки десятилетней давности. Электродистанционная система управления вместо гидравлической, радар «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой, увеличение боевой нагрузки и запаса топлива, антикоррозийная защита и усиленное шасси, «бездымные» двигатели РД-33МК увеличенной тяги, уменьшение в 2,5 раза стоимости лётного часа (замена двигателя в полевых условиях занимает всего 58 минут), «стеклянная» кабина с большими дисплеями и так далее.

Есть, разумеется, и некоторые дополнения. Всё же наши конструкторы не сидели 10 лет сложа руки. На новом МиГ-35 предусмотрена установка новых российских вооружений, которые не поставляются на экспорт. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей новой модификацией радара «Жук-АМЭ» увеличена до 260 км, а его масса снизилась с 240 до 100 кг! Введён очень мощный многоспектральный комплекс обороны, позволяющий засечь пуск ракеты противника и отслеживать её траекторию с любого направления. При этом создатели настоящего МиГ-35 утверждают, что довели его качество «до звона».

Большинство этих систем пригодятся и для будущего лёгкого истребителя 5-го поколения, если решение о его создании будет принято. После отработки на борту МиГ-35 останется лишь изготовить новую «оболочку» с технологией радионевидимости (правда, нужны будут и новые двигатели). Этот проект, если до него дойдёт дело, будет вести, как ожидается, корпорация «МиГ», что позволит сохранить легендарную компанию, обладающую громадным потенциалом. И это тоже один из важных аспектов проекта МиГ-35.

И всё же пятерку с плюсом создателям концепции МиГ-35 следует поставить прежде всего за маркетинг: недаром формат презентации больше напоминал показ новой модели люксового автомобиля и на мероприятие были приглашены представители более 30 иностранных государств.

Экспортный потенциал

Момент для очередного «дебюта» МиГ-35 выбран не случайно. Это предложение для стран, которым нужен истребитель поколения 4++, но не такой дорогой, как западные Rafale, F-16 или даже наш тяжёлый Су-35С. Стоимость МиГ-35, повторим, не озвучивается, но очевидно, что он станет самым доступным на рынке истребителем уровня 4++. Собственно, в этом и заключается его «лёгкость». Рассуждения о том, что доля лёгких и тяжёлых истребителей в парке ВВС уважающей себя страны должна составлять 30 и 70% соответственно, — лукавство или скорее «соус», под которым подают новое «блюдо» в виде МиГ-35. Этот тезис верен для таких стран, как США и СССР. Но большинству традиционных покупателей вооружений России нужен просто истребитель. И чем дешевле, тем лучше.

Самолёты семейства Су-27 в течение десятилетий очень успешно продавались на международном рынке, но наступил момент, когда почти все, кто могли его купить, сделали это. МиГ-35 — это отличная попытка «расшевелить» покупателей, создать новый сегмент продаж отечественной авиатехники. МиГ-35 предлагает те же многофункциональные возможности, что и Су-35С, но по более доступной цене. Есть шанс, что в условиях спада в мировой экономике, когда и без того небогатые страны становятся совсем скупыми на закупку военных «игрушек», этот расчёт сработает.

Китай МиГ-35, конечно, не купит, как и Польша с Болгарией, до сих пор эксплуатирующие МиГ-29. Но среди заказчиков могут быть не только Египет, Ирак, Иран, Вьетнам, Малайзия, Алжир, Куба и Перу, но и Индия, которая не очень довольна выбором Rafale, чьи закупки из-за дороговизны пришлось сократить со 126 до 36 штук. А ведь Индии надо чем-то заменить порядка 450 устаревших МиГ-21, которые до сих пор стоят на вооружении этой страны.

Су-35С, Сирия, перелёт на авиабазу Хмеймим, февраль 2016 года
Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net

Экспортная стоимость Rafale оценивался в 100 млн долларов. Это больше цены американского лёгкого истребителя 5-го поколения F-35A, чью стоимость производитель обещает к началу массового производства в 2019 году снизить до 83,4 млн долларов. МиГ-35, представленный в рамках индийского тендера (то есть более 5 лет назад) стоил порядка 45 млн долларов. Цена МиГ-35 образца 2017 года, наверное, будет побольше (хотя это будет зависеть от комплектации), но вряд ли превысит 83 млн долларов, за которые Су-35С купил Китай в 2015 году.

И все же остается вопрос: зачем МиГ-35 нужен ВКС России? Для этого также есть весомые экономические резоны. Серийное производство палубного МиГ-29К уже налажено в стране, причем за счёт иностранного заказчика. А МиГ-35 — это во многом тот же МиГ-29К. Почему бы современной машиной, производство которой уже освоено, не пополнить ряды отечественных ВКС? А там, глядишь, появятся заказы и из-за рубежа. Ведь принятие самолёта на вооружение в собственной стране — важный аргумент в переговорах с зарубежными клиентами. МиГ — один из самых известных в мире отечественных брендов. Грех не использовать его потенциал.

Загрузка…


aviation21.ru

Су-35 и МиГ-35, сравнение и востребованность, реалии

Начнем с определения.
Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-Е+]) — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++, без переднего горизонтального оперения, с двигателями управляемого вектора тяги.
МиГ-35 (по кодификации НАТО: «Fulcrum-F» — «точка опоры») — обозначение перспективного российского многофункционального лёгкого истребителя. Истребитель поколения «4++», характеристики которого максимально приближены к машинам пятого поколения.
На первый взгляд это две одинаковые машины с разными названиями, из-за чего все начинают их сравнивать ка машины одного класса, и говорить зачем нам второй истребитель 4++ если один уже есть. Некоторые говорят о диверсификации, типа один производить в большом количестве долго, а два быстрее (якобы два конвейера вдвое увеличивают скорость поступления новых истребителей), но даже так это не целесообразно, поскольку теряется унификация что увеличивает стоимость содержания и обслуживания вдвое (потому что это две разные разработки и детали и эксплуатация одного не идентичны другому). По функциональности они тоже идентичны, оба многоцелевые истребители, то есть кроме завоевания превосходства в воздухе могут наносить удары по наземным и наводным целям.
Но если посмотреть чуть дальше определения можно увидеть кардинальное отличие.
МиГ-35
Тип: многоцелевой лёгкий истребитель.
Су-35
Тип: многоцелевой истребитель.
Для понимания, что такое легкий истребитель приведу некоторые параметры.
…………………………………….Су-35 | МиГ-35
Длина, м_____________________________________21,9 | 17,32
Высота, м_____________________________________5,9 | 4,73
Размах крыла, м______________________________15,3 | 12
Масса пустого, кг____________________________19000 | 11000
Взлетная нормальная масса, кг________________25300 | 17500
Максимальная взлетная масса, кг_____________34500 | 29700
Полезная (боевая) нагрузка, кг________________8000 | 6000
Количество точек подвески вооружения____________12 | 9
Максимальная скорость, км/ч___________________2500 | 2560/2600
Практический потолок, м______________________20000 | 17500
Боевой радиус без птб, км_____________________1800 | 1000
Дальность обнаружения воздушных целей с помощью РЛС, км_400 | 148/200
Может одновременно сопровождать на проходе до_______30 воздушных или 4 наземные | 30 воздушных или 4 наземные
Одновременный обстрел_____________ракетами с полуактивной головкой самонаведения — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения — не более 8 | ракетами с полуактивной головкой самонаведения — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения — не более 8
ОЛС кругового (сферического) обзора______________+ | +
Пушечное вооружение______________________________+ | +
Цена, млн.____________________________________0-65 | $30-50

ПТБ – подвесные топливные баки;
ОЛС – оптико-локационная станция.
Первое что бросается в глаза это габариты самого самолета. Как видно с таблицы МиГ существенно меньше Сушки по длине высоте и размаху крыльев. Второе очень существенное различие это масса. От массово-габаритных характеристик зависят все остальные параметры. Чем больше массы можно впихнуть и поднять, тем больше горючего, авионики и полезной нагрузки можно взять на борт. Это хорошо видно по количеству точек подвеса и сколько на них можно нацепить груза (бомб, ракет, радиоаппаратуры и т. д.). Как вытекающие из этого у МиГа меньший радиус действия, существенно меньше параметры РЛС по дальности обнаружения целей. Если не учитывать урезанные характеристики некоторых параметров у МиГ-35 по сравнению с Су-35, у него есть все что есть и у сушки, то есть все что нужно современному истребителю поколения 4++. Благодаря тому что тяга двигателей у МиГ-35 немного больше чем у Су-35 он имеет большую скорость.
МиГ-35 плохой или не нужен, так как есть Су-35, это еще одно распространённое заблуждение. Поскольку как мы уже выяснили, это самолеты разных классов они предназначены для разных целей, хотя по функциональным возможностям они схожи. Начнем с того что легкий истребитель дешевле, проще в производстве чем тяжёлый и быстрее можно произвести большое количество если понадобится (очень полезно для военного времени). Во вторых зачем стрелять по воробьям из пушки. Например, если нужно сбить дрон, допустим стратегический, который крутится на большой высоте, но на близком радиусе. Во первых было бы расточительством расходовать дорогостоящую ракету ЗРК большого радиуса действия, так как среднего и малого не достанут, хотя я думаю и их ракеты тоже довольно дорогие поднять дешёвый истребитель и сбить в идеале с пушки или дешёвой ракетой, выйдет на несколько порядков дешевле. Во вторых – зачем поднимать то, что дороже в обслуживании и эксплуатации, если ту же задачу может решить и другой более дешёвый самолет. Пример упрощенный, но суть от этого не меняется.
МиГ-35 это истребитель для войны, «рабочая лошадка» так сказать, на ближнем расстоянии, разработанный для получения максимального результата при минимальных затратах. Су-35 это дорогой истребитель для защиты или нападения на дальних рубежах.
Самым наглядным примером востребованности легких истребителей является ВВС США а именно количественный состав в них F-15(Всепогодный тактический истребитель -бомбардировщик четвёртого поколения) около 450 штук разных модификаций и около 1000 штук F-16 (Многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения). F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран.
Производить нужно и Су-35 и МиГ-35, поскольку ни одних, ни других в войсках нету или почти нету и МиГи в большем количестве, потому что вся истребительная авиация РФ на данный момент это капля в море по сравнению даже не с НАТО, а только с США. Ну а если серьезно – ВВС США уже переходят на космические беспилотные «самолеты» которые уже много лет проходят испытания или занимаются негласной работой. Не разрабатываются и грезятся в умах политиков, а уже летают! Некоторые могут возразить мол «один погоды не сделает» или «в СССР тоже такой сделали намного раньше чем в США» что является очень наивным и недальновидным суждением поскольку и один может ядерную бомбу скинуть и в РФ нету на данный момент ни в разработке ни в железе (готового образца)ничего подобного, и пока и если появится США на от момент уже вторую солнечную систему колонизируют. Не будь Советских Ядерных ракет, от РФ уже б ничего не осталось, даже истории.

© Эта статья опубликована в интернет-журнале «Сетевой». Копирование и публикация статей журнала на сторонних сайтах запрещена!

Другие статьи по темам: авиация, военная техника

setevoy.net

Новый российский истребитель МиГ-35 сравнили с американским F-35

В ближайшие годы в состав Воздушно-космических сил России войдут сразу два новых самолета — истребитель Су-57, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе, и многофункциональный легкий МиГ-35.

Ожидается, что они заменят Су-27 и МиГ-29, которые также были приняты на вооружение практически одновременно. Су-57 называют истребителем пятого поколения, в то время как МиГ-35 относят к поколению 4++ из-за недостаточно низкой радиолокационной заметности. Планер нового самолета во многом повторяет МиГ-29, однако имеет ряд важных улучшений, которые делают его одним из лучших легких истребителей в мире.

В то время как Су-57 принято считать аналогом F-22 Raptor, МиГ-35 был разработан в качестве ответа американскому F-35. Российский самолет имеет больше узлов подвески вооружения (восемь ракет вместо четырех) и более высокую скорость — 2560 километров в час против 1930 у американца. МиГ-35 способен нести все типы управляемых и неуправляемых боеприпасов «воздух-воздух» и может уничтожить противника на расстоянии до 130 километров. В то же время это один из самых маневренных боевых самолетов в мире — он способен выдерживать перегрузки до 10G (в то время как его конкурент — не более 9G).

МиГ-35 прост в эксплуатации и обладает внушительным летным ресурсом. Этим он резко отличает от F-35, который по сложности обслуживания уступает лишь F-22 Raptor. Основными преимуществами американского самолета являются больший боевой радиус, чуть более мощная РЛС и низкая радиолокационная заметность — при этом МиГ преобладает по остальным параметрам. В настоящий момент неизвестно, получит ли МиГ-35 модифицированные ракеты класса «воздух-воздух» К-77, предназначенные для самолетов пятого поколения. Максимальная дальность пуска этих ракет составляет 193 километра. К-77 могли бы расширить возможности МиГ-35. Однако нельзя исключать и возможность создания более дешевых ракет для легкого истребителя.

По данным ОАК, интерес к МиГ-35 проявляют не только российские военные, но и их зарубежные коллеги. Невысокая цена и низкая стоимость обслуживания вкупе с отличными характеристиками делают новый МиГ очень привлекательным. Кроме того, его схожесть с МиГ-29 сводит к минимуму эксплуатационные расходы тех стран, которые уже используют российский истребитель четвертого поколения, так как уже имеющаяся у них инфраструктура позволяет обслуживать новые российские самолеты, пишет Military Watch.

Потенциальными покупателями МиГ-35 называют Египет, Марокко, Катар, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты.

rg.ru

МиГ-35 — отложенный взлёт | Авиация России

19 июля генеральный конструктор Объединённой авиастроительной корпорации Сергей Коротков сообщил, что лётные испытания истребителя МиГ-35 начнутся в конце августа и продлятся до 2017 года. По завершении испытаний планируется заключить контракт на серийную поставку самолётов Министерству обороны РФ.


Эта прекрасная новость омрачается целым рядом обстоятельств. Причём, по большей части они не имеют непосредственного отношения к области военной техники — проектированию, изготовлению, эксплуатации. Дело в том, что, как ни нелепо это звучит, МиГ-35, подготовленный к лётным испытаниям, — это не МиГ-35, о котором столь долго говорят в РСК «МиГ». Представители прославленной корпорации, чьи истребители блистают в небе с советских времен (чего стоит хотя бы лучший в мире перехватчик МиГ-31, созданный в 1981 году), признают, что под МиГ-35 они понимают усовершенствованный вариант истребителя МиГ-29М/М2. Потому что пока ещё не готовы все системы истребителя поколения 4++. В связи с чем у машины отпадает один плюсик. И это спустя 14 лет после начала работ по созданию МиГ-35.

Главные причины огромной задержки кроются в том, что в постсоветский период ОКБ Сухого, десятилетиями соперничавшее с ОКБ Микояна и Гуревича, можно сказать, подмяло под себя конкурентов. И произошло это не столько за счёт борьбы конструкторских идей, сколько при помощи аппаратно-бюрократических игр. РСК «МиГ» финансировалась по самому остаточному принципу. Как говорится, лишь бы ноги не протянули. Все перспективные разработки сильно тормозились.

Исторически сложилось, что ОКБ Сухого специализировалось на тяжёлых истребителях, ОКБ Микояна и Гуревича — на лёгких. Когда в 2002 году встал вопрос о замене устаревших МиГ-29 на перспективные МиГ-35, лобби «Сухого» начало активно внедрять в высшие эшелоны руководства Минобороны идею о том, что заменять надо какой-либо «более основательной» машиной. Идея странная, поскольку для того, чтобы, скажем, разбомбить пару бронетранспортёров, привлекать Ту-160 довольно нелепо и слишком дорого. Однако эта идея в Минобороны неожиданно прижилась. Началось активное замещение лёгких истребителей тяжёлыми.

В результате к настоящему моменту в нашей истребительной авиации сложилась весьма странное положение, противоречащее классическим принципам строительства военной авиации. Согласно общемировой концепции, доля лёгких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолётов. Такая формула составлена с учётом целого ряда факторов. В том числе, и экономических. Производство и эксплуатация лёгких истребителей существенно дешевле. И их потери легче восполнять. В ВВС России картина обратная — лёгкие МиГ-29 различных модификаций составляют одну треть парка самолётов. В нынешней ситуации неплохо было бы начать считать деньги. И это отнюдь не означает снижение боеготовности.

Благодаря нетехническим и неэкономическим критериям задвигаются не только затевающиеся РСК «МиГ» новые разработки, но и уже состоявшиеся. И чтобы увидеть достоинства перспективных машин семи пядей во лбу иметь не надо.

Красноречива история с палубным истребителем МиГ-29К. Его лётные испытания завершились в 2006 году. Однако принимать эту машину на вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», заставленного тяжёлыми истребителями Су-33, не спешили. На вооружение МиГ-29К был принят лишь в 2013 году. К этому времени подоспел ещё один палубный истребитель — двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ.

МиГ-29КУБ

При этом ВМФ не спешит заменять на крейсере не только палубные Су-33, которые и старее МиГов, и относятся к четвёртому поколению, но и откровенно более слабые учебно-тренировочные околозвуковые Су-25УТГ, на которых отсутствует вооружение. Но при этом Индия с большим энтузиазмом закупает для своего авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») и строящегося нового авианосца именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Ситуация сложилась парадоксальная: ВМФ России эксплуатирует 24 МиГа (24 заказано), ВМФ Индии — 28 (30 заказано).

МиГ-29К в полтора раза легче и компактнее, чем Су-33. При этом, правда, он на столько же уступает в боевой нагрузке и дальности, но стоит вдвое дешевле. А час его эксплуатации дешевле в 2,5 раза. Вот такая получается арифметика.

И это при том, что лётные качества у самолётов примерно равны. Правда, МиГ несколько «проворнее». А вот авионика у него существенно лучше. Например, на МиГах установлена РЛС со щелевой антенной решёткой «Жук-МЭ», относящаяся к поколению 4+. На Су-33 стоит куда более скромная по возможностям РЛПК-27 (Н001), принятая на вооружение в 1985 году. Это была первая разработка НИИП им. Тихомирова.

Самолёт МиГ-35 — прекрасный лёгкий истребитель, способный конкурировать с лучшими самолётами не только в своём классе, но и среди более тяжёлых и мощных машин. Однако доказать это сейчас, когда он существует в виде незавершённого проекта, крайне сложно. Недавно МиГ-35, к которому проявляли интерес Индия и Египет, проиграл два тендера французскому «Рафалю». Обе страны даже пошли на большие затраты при покупке истребителя — лишь бы иметь синицу в руке, а не журавля в небе.

Хотя самолёт должен был появиться в войсках ещё год назад. Главная причина этой задержки состоит в том, что пока ещё не готова РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой, что является одним из признаков принадлежности самолёта к пятому поколению. РЛС, разработанную в концерне «Фазотрон-НИИР», ждут буквально «со дня на день», но всё никак не дождутся.

МиГ-35 — БРЛС с АФАР Жук-АЭ

Правда, уже существует экспортный вариант — «Жук-АЭ», но его характеристики послабее. Вместо запланированной для МиГ-35 дальности обнаружения воздушных целей в 200 км на экспортном варианте РЛС этот показатель снижен до 150 км. Но все прочие функции отечественного варианта перенесены и на предназначенный для иноземцев. В частности, обе РЛС осуществляют картографирование местности и обеспечивает сверхзвуковой полёт с огибанием этого рельефа.

Так что самолёт, испытания которого начинаются в августе, вероятно, уже будет оснащён РЛС «Жук-АЭ». Всё же остальное на нём уже стоит.

Принято считать, и небезосновательно, что наиболее приближённым по своим качествам к пятому поколению истребителей является Су-35С, который также маркируется как 4++. Однако МиГ-35 готов с ним поспорить за этот титул. Но, разумеется, для этого необходимо как минимум пройти госиспытания. Как утверждают разработчики, на МиГе установлено самое «продвинутое» бортовое радиоэлектронное оборудование. Ни у одной «четвёрки», например, нет столь мощной системы радиоэлектронной борьбы. Да и лётные качества у него отменные.

При проектировании самолёта за счёт создания прекрасной аэродинамики удалось на 50% повысить внутренний запас топлива по отношению к МиГ-29, а также вдвое увеличить полезную нагрузку. Таким образом, по вооруженности и дальности действия самолёт сравнялся с тяжёлыми истребителями.

Новый двигатель в бесфорсажном режиме немного не дотягивает до сверхзвуковой скорости, что по силам Су-35С. Однако, в отличие от своего более тяжёлого собрата, имеет электронную систему управления. Также конструкторам удалось рекордно повысить надёжность двигателя. Во многом благодаря этому ресурс самолёта превышает 6000 часов.

В бортовой РЛС «Жук-А» использована активная фазированная антенная решётка. У БРЛС Су-35 решетка пассивная.

В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный каналы и лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35С лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.

Облегчает работу пилота нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания.

Основные достоинства самолёта, как уже было сказано, состоят в использовании самого современного бортового радиоэлектронного оборудования. К тому же БРЭО построено по принципу открытой архитектуры, что существенно упрощает интеграцию новых видов вооружения и оборудования.

Сравнение ЛТХ МиГ-35 и Су-35С МиГ-35
данные неофициальные, могут быть изменены
Су-35С
Длина, м 17,3 21,9
Размах крыла, м 12,0 14,75
Площадь крыла, м² 38 62
Масса пустого, кг 11 000 19 500
Макс. взлётная масса, кг 29 700 34 500
Масса топлива, кг 5 830 11 500
Боевая нагрузка, кг 7 000 8 000
Число узлов подвески 8+1 12
Тяга двигателей, кгс 2х5500 2х8800
Тяга на форсаже, кгс 2х9400 2х14500
Макс. скорость на высоте, М 2,5 2,5
Макс. скорость у земли, км/ч 1 500 1 400
Практическая дальность, км ~2 400 МиГ-35Д
~3 100 МиГ-35
3 500
Практический потолок, м 17 500 20 00
Скороподъёмность, м/с 330 280
УВТ есть есть
РЛС с АФАР есть нет

Источник: Свободная пресса

PS. 24 ноября 2016 года без особой огласки поднялся в небо первый опытный образец нового российского многофункционального истребителя лёгкого класса МиГ-35 бортовой номер «702».

Самолет был построен на Производственном комплексе № 1 АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах в числе двух опытных («предсерийных») образцов по контракту на проведение соответствующего ОКР с ВКС России.

Первый предсерийный МиГ-35, 12 декабря 2016 года, аэродром ЛИИ им. Громова, Жуковский / (с) Алексей В., http://russianplanes.net/id202012

Загрузка…


aviation21.ru

Зачем России многофункциональный МиГ-35? — Авиация России

В Луховицах на производственном комплексе корпорации «МиГ» в январе 2017 года с помпой прошла презентация лёгкого истребителя-бомбардировщика МиГ-35, который по заявлению военного ведомства будет закупаться Министерством Обороны. Но, ВКС России уже приняли на вооружение аналогичную машину Су-35С поколения 4++ и встаёт вопрос, а так ли нам нужен второй лёгкий самолёт такого же класса?

Немного истории

Исторически сложилось, что во времена Советского Союза воздушные бойцы фирм Микояна и Сухова каждый выполняли свои чётко поставленные задачи. МиГ-29 располагавшиеся на аэродромах ГДР должны были, как наиболее скороподъёмные и маневренные машины принять на себя первый удар в начавшейся европейской войне и выдержать его или геройски погибнуть, оправдав смысл понятия «лёгкий фронтовой истребитель».

Су-27 наоборот держали вдали от войск НАТО. Эти самолёты находились на территории Украины и Польши, в строевых частях ПВО и должны были охранять воздушное пространство над нашими войсками в решающей схватке. Вследствие этого Су-27 получил обозначение тяжёлого истребителя, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе.

Это подтверждалось тактико-техническими характеристиками этих самолётов. Миг-29 был способен брать боевую нагрузку лишь 2180 кг против 6 тонн у Су-27 и мог работать в радиусе не более 700 км, а «суховская» машина имела боевой радиус около 1700 км.

Что такое МиГ-35

Последние модернизации известные как Су-35С и МиГ-35 совсем другое дело, это современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, позволяющие по своим функциональным способностям обладать превосходством в воздушном бою и также наносить удары по наземным и морским целям, используя ракеты и бомбы.

Тактико-технические данные многоцелевого истребителя МиГ-35

МиГ-35 и Су-35С имеют небольшую разницу в функционале, боевая нагрузка примерно равная 7 тонн у МиГа и 8 тонн у Су-27, незначительные отличия в дальности действия РЛС и боевом радиусе действия – у Су-27 он больше на 800 км. Так почему «миговская» машина стоит уже в плане закупок военного ведомства – может она значительно дешевле Су-35С, но по слухам всего лишь на 25%. Для ВКС содержать два одинаковых боевых самолёта накладно, зачем же России с подобными функциями другой самолёт?

Ещё в 1981 году ОКБ Сухого приступило к разработке проекта многоцелевой машины пятого поколения получивший тогда индекс МиГ 1.44. Это был прототип будущего МиГ-35, который создавался в ответ на программу авиаконструкторов США по разработке самолёта пятого поколения F-22.

Новая машина Микояна успела совершить первый вылет, но происшедший вскоре распад Советского Союза и последовавший за ним финансовый кризис поставили жирный крест на этом проекте. Позднее разработкой новейшего самолёта занялось ОКБ Сухого и он известен как проект Т-50.

Индекс МиГ-35 примерялся на все последующие модификации МиГ-29 ( начиная с МиГ -29М2 по М4) но как-то скромно, чаще всего это обозначение стояло в скобках.

Окончательно название МиГ-35 подошло к сухопутной версии МиГ-29К, созданной специально для индийских ВВС и отличавшегося от морского варианта отсутствием гака и складного крыла. Но индусы предпочли французскую машину Dassault Rafale и тендер наш МиГ-35 проиграл исключительно по политическим мотивам, о чём индийские власти вскоре пожалели, поскольку французская машина была значительно дороже и закупили индийцы всего 36 единиц, вместо предполагавшихся 126 самолётов.

Но задел по проекту МиГ-35 был таким мощным, кстати, благодаря финансовой помощи Индии по созданию МиГ-29К, что через десять лет в Луховицах в январе 2017 года состоялась презентация машины пятого поколения.

Многоцелевой истребитель МиГ-35 оснастили «бездымными» двигателями РД-33МК с повышенной тяговооруженностью, в кабине пилотов установили большие дисплеи, установили электродистанционную систему управления, РЛС «Жук-А» с ФАР, усиленным шасси, планером с высокой стойкостью к коррозии, запас топлива и боевая нагрузка стала больше. Стоимость одного лётного часа уменьшилась в 2.5 раза, конструкторы сделали возможным замену мотора в полевых условиях всего за 58 минут.

Но всё это оснащение было уже на МиГ-29К и наши авиастроители для крайнего варианта МиГ-35 разработали и оснастили машину новой системой вооружения, которая не идёт на экспорт. Значительно снижен вес новой РЛС «Жук-АМЭ» с 240 кг до 100 кг и увеличена дальность захвата цели до 260 км. Новый комплекс обороны позволяет обнаружить пуск ракеты противника и следить за её траекторией.

Все эти достижения будут применены на истребителе пятого поколения, который надеемся будет решено создавать в ОКБ Микояна для сохранения легендарной корпорации, надо только изготовить для этой машины «незаметный» корпус и новую силовую установку.

Экспортные возможности

Совершено очевидно, что в настоящий момент на рынке вооружений МиГ-35 станет самым доступным самолётом поколения 4++. Для государств, которым не по карману такие истребители как французский Rafale, F-16 или даже российский Су-35С, нужен простой недорогой самолёт поколения 4++ и чем будет он дешевле, тем быстрее будет заключена сделка.

На международном рынке в последние десятилетия пользовался большим спросом российский Су-27, но кто имел возможность уже приобрёл этот самолёт, а как-то оживить рынок и продать машину такого же класса, как Су-35, но по более привлекательной цене вполне возможно, предложив МиГ-35 с его многофункциональными возможностями. На фоне мирового экономического спада, такой расчёт будет верен.

В такой сделке на Китай можно не рассчитывать, а страны среднего востока, южно-американские государства и даже Индия, весьма недовольная закупкой французских самолётов Rafale и которой нужно заменить парк устаревших МиГ-21, охотно приобретут недорогой, но перспективный МиГ-35.

Хотя стоимость МиГ-35 и не озвучивается, но она если судить по цене этой машины на индийском тендере в 2007 году меньше 100 млн. долларов, которые требуют за французский Rafale и ниже стоимости лёгкого истребителя США F-35A, то по крайней мере остаётся ниже цены, за которую Китай купил российские Су-35С.

Заключение

Очевидно, что есть определённая экономическая выгода для того чтобы содержать второй самолёт класса 4++. Если рассудить здраво, то МиГ-35 практически ничем не отличается от МиГ-29К, производство которого уже освоено, так что другой современный истребитель нашей стране не помешает. Когда машина стоит на вооружении – это большой козырь для аргументации в международных сделках, да и МиГ является известным мировым брендом и использовать это надо с практической выгодой.

aviarf.ru

Второе рождение МиГ-35: судьба самолета под вопросом

Завершились заводские испытания многоцелевого легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35. В них принимали участие летчики-испытатели, высоко оценившие работу всех систем самолета — бортового радиоэлектронного оборудования, прицельно-навигационного комплекса, радиолокационной станции, двигателей, оборонного комплекса.

«Самолет позволяет использовать весь спектр существующего и перспективного российского и зарубежного вооружения, в том числе предназначенного для тяжелых истребителей, — заявил генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. — МиГ-35 по своим боевым возможностям, объему и эффективности решаемых задач, соотношению цена-качество сегодня является совершенной боевой машиной для действий в условиях вооруженных конфликтов высокой интенсивности».

В пресс-релизе корпорации говорится о том, что весь парк российский легких истребителей будет заменен на МиГ-35. Однако в этом вопросе пока еще нет окончательной ясности. У этого самолета очень непростая судьба, которую предопределили как внутренние проблемы корпорации, так и внешние, зачастую не имеющие к качеству новой машины никакого отношения. Одно можно сказать с полной определенностью — МиГ-35 будет в больших количествах поставляться на внешний рынок.

Сейчас самолеты РСК «МиГ» эксплуатируются в 33 странах мира. Более половины из них во время презентации МиГ-35 на авиасалоне МАКС-2017 заявили о намерениях приобрести новый истребитель. Что, конечно, связано не только с прекрасным соотношением цены и качества, но и с наличием в этих странах инфраструктуры по обслуживанию миговских машин, а также с подготовленностью обслуживающего персонала и пилотов

В то же время Министерство обороны России намерено внедрять в ВКС МиГ-35 с большой осторожностью. Существует даже не контракт, а договор о намерениях приобретения до 2020 года всего лишь 30 истребителей. В то же время в ВКС и в ВМФ эксплуатируется 170 легких миговских истребителей. Такими темпами их придется заменять очень долго.

Ставка сделана на тяжелые истребители ОКБ Сухого. Хоть это и противоречит базовому принципу построения истребительной авиации, согласно которому количество легких машин должно в два раза превышать количество тяжелых. Это обусловлено, прежде всего, двумя моментами. Во-первых, легкие истребители дешевле. Во-вторых, легче восстанавливать их убыль в процессе боевых действий.

Чтобы как-то бороться с этой диспропорцией, РСК «МиГ» вынуждена совершать не только технические подвижки, но и действовать в рекламной области. К сообщению об успешном окончании испытаний МиГ-35 было подверстано заявление директора департамента информационной политики и общественных коммуникаций Анастасии Кравченко о модернизации самолета до уровня пятого поколения.

Хотя сделать это будет довольно непросто. Прежде всего, вряд ли удастся существенно снизить заметность самолета, не изменяя радикально его планер. Использование же только самых наисовременнейших покрытий недостаточно для перевода самолета в следующее поколение. Правда, и сейчас эффективная площадь рассеяния МиГ-35 невелика — меньше 1 кв.м. В то время как у «обычных» истребителей этот параметр достигает 4−5 кв.м.

Также «пятерочники» должны иметь сверхзвуковую бесфорсажную скорость. Для чего необходимо существенно улучшить двигатель. Такую задачу наши двигателестроители решают не за один год. Но со сверхманевренностью у МиГ-35 проблем не должно быть. Уже сейчас он достаточно «юркий». При этом существует модификация двигателя, почти уже готовая, с отклоняемым вектором тяги.

Что же касается бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), то тут тоже нет особых проблем. Уже сейчас на самолете используется РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что является одним из требований, предъявляемым к самолетам пятого поколения. И остальное оборудование уже самое современное, не уступающее по возможностям БРЭО Су-35, а то даже и Су-57. Так что, можно предположить, в результате модернизации к двум плюсикам в поколении пририсуют еще один. И это будет нормально. Потому что американский F-35 тоже нельзя отнести к истребителям пятого поколения.

Но кроме объективных оценок машины по ее тактико-техническим характеристикам имеются и репутационные. И тут у МиГ-35 дела обстоят не самым лучшим образом. Самолет слишком долго делали. Работы по глубокой модернизации МиГ-29 начались в начале века. И шли в «рваном темпе». Что было обусловлено как кадровой чехардой в РСК «МиГ», так и финансированием корпорации по остаточному принципу. То есть что остается от потребностей ОКБ Сухого, которое создавало первый российский истребитель пятого поколения ПАК ФА, ныне — Су-57.

Именно поэтому самолет в 2011 году проиграл грандиозный индийский тендер на закупку 125 истребителей на сумму в несколько миллиардов долларов. На испытания был поставлен абсолютно сырой самолет — с другими двигателями и с другой РЛС. В результате выяснилось, что и двигатели не обеспечивают заявленную тягу, и РЛС страдает «близорукостью». Однако главная причина того, что индийцы, привыкшие к нашим МиГ-29, вдруг отшатнулись от МиГ-35, заключалась в том, что он не только не был серийным самолетом, но даже и не прошел на родине какие бы то ни было испытания. То есть был на тот момент абсолютно темной лошадкой, от которой неизвестно чего следовало ожидать.

На фото: летчик-испытатель I класса корпорации «МиГ» Михаил Беляев у истребителя МиГ-35

С момента, когда МиГ-35 оказался за бортом индийского тендера, прошло уже почти 7 лет. За это время РСК «МиГ» и обновило в значительной степени бортовое оборудование, и подтянуло тактико-технические характеристики истребителя. В результате сейчас мы имеем дело уже с практически новым самолетом.

Как было сказано выше, некоторые системы удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такова, например, РЛС с АФАР «Жук-А», позволяющая обнаруживать истребитель на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1 м х 1 м. Радиотехнические характеристики РЛС не разглашаются. Но можно предположить, что в ней использован метод работы на разных частотах с пониженным излучением энергии с целью маскировки самолета.

Кстати, в тяжелом истребителе Су-35, с которым порой неправомочно сравнивают МиГ-35, используется РЛС с пассивной антенной решеткой, что является минусом. Потому что в РЛС с АФАР антенна способна параллельно работать в нескольких режимах — обнаруживать воздушные цели, излучать сигналы радиолокационной борьбы, осуществлять связь с землей и другими самолетами.

Помимо РЛС используется оптико-локационная система (ОЛС). Она работает в пассивном режиме, то есть не излучает никаких физических волн, по которым истребитель мог бы обнаруживаться противником. К тому же впервые в истории военной авиации на МиГ-35 используется не одна ОЛС, а две — переднего обзора, а также наблюдения за наземными целями. При этом необходимо сказать, что ОЛС не имеют даже некоторые тяжелые современные истребители. Ее, например, нет у F-22.

Система управления вооружением истребителя включает в себя нашлемный целеуказатель, позволяющий пилоту лучше ориентироваться в сложных ситуациях и принимать оптимальные решения. И опять же, у F-22 нет такого «умного шлема», на что постоянно сетуют летчики элитных эскадрилий, оснащенные этими самыми лучшими американскими истребителями.

Есть мощная система обороны. Связная аппаратура позволяет использовать МиГ-35 в качестве командного самолета, осуществляя целенаведение для самолетов группы и иным образом помогая группе выполнять боевую задачу. БРЭО имеет открытую архитектуру, что позволяет максимально упростить подключение нового оборудования, не прибегая к монтажу и отладке в заводских условиях. То есть модернизация МиГ-35 может осуществляться непосредственно в строевых частях.

В истребителе используются двигатели РД-33МК (глубокая модернизация РД-33), который удовлетворяет большинству требований, которые предъявляются к двигателям для самолетов пятого поколения. В них используется плазменное зажигание, а также полностью цифровая система управления, которая оптимизирует все режимы работы и переходы между ними. В результате были повышены тяга (до 9400 кгс на форсаже) и ресурс, а также снижен расход топлива.

Ну, и, наконец, о вооружении. За счет миниатюризации БРЭО и ряда других инженерных мероприятий удалось поднять боевую нагрузку легкого истребителя до вполне приличного уровня в 7 тонн. В боекомплект могут входить как «дешевые» свободнопадающие бомбы, так и весь набор современных высокоточных ракет — «воздух-воздух», «воздух-поверхность», противокорабельные, противорадиолокационные. Причем многими из них оснащен и истребитель пятого поколения Су-57.

При этом существенно увеличена и дальность самолета по сравнению с различными модификациями МиГ-29. Боевой радиус достигает 1000−1100 км. При этом МиГ-35 оснащен системой дозаправки в воздухе.

И еще один момент, благодаря которому новую разработку миговцев можно считать громадным шагом вперед. Стоимость эксплуатации МиГ-35 снижена по сравнению с предыдущими самолетами данного ОКБ в 2,5 раза.

Все это позволяет утверждать, что МиГ-35 стал самым лучшим российским легким истребителем. Разумеется, он не может соперничать с Су-57 и даже с Су-35 по мощности наносимых ударов. Однако у него есть свои крайне важные задачи, для решения которых привлекать тяжелую авиационную технику нерационально.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

В чем наш истребитель превзошел F-22 и F-35

Несмотря на отличные характеристики, судьба новейшего самолета под вопросом

Завершились заводские испытания многоцелевого легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35. В них принимали участие летчики-испытатели, высоко оценившие работу всех систем самолета — бортового радиоэлектронного оборудования, прицельно-навигационного комплекса, радиолокационной станции, двигателей, оборонного комплекса.

«Самолет позволяет использовать весь спектр существующего и перспективного российского и зарубежного вооружения, в том числе предназначенного для тяжелых истребителей, — заявил генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации „МиГ“ Илья Тарасенко. — МиГ-35 по своим боевым возможностям, объему и эффективности решаемых задач, соотношению цена-качество сегодня является совершенной боевой машиной для действий в условиях вооруженных конфликтов высокой интенсивности».

В пресс-релизе корпорации говорится о том, что весь парк российский легких истребителей будет заменен на МиГ-35. Однако в этом вопросе пока еще нет окончательной ясности. У этого самолета очень непростая судьба, которую предопределили как внутренние проблемы корпорации, так и внешние, зачастую не имеющие к качеству новой машины никакого отношения. Одно можно сказать с полной определенностью — МиГ-35 будет в больших количествах поставляться на внешний рынок.

Сейчас самолеты РСК «МиГ» эксплуатируются в 33 странах мира. Более половины из них во время презентации МиГ-35 на авиасалоне МАКС-2017 заявили о намерениях приобрести новый истребитель. Что, конечно, связано не только с прекрасным соотношением цены и качества, но и с наличием в этих странах инфраструктуры по обслуживанию миговских машин, а также с подготовленностью обслуживающего персонала и пилотов

В то же время Министерство обороны России намерено внедрять в ВКС МиГ-35 с большой осторожностью. Существует даже не контракт, а договор о намерениях приобретения до 2020 года всего лишь 30 истребителей. В то же время в ВКС и в ВМФ эксплуатируется 170 легких миговских истребителей. Такими темпами их придется заменять очень долго.
Ставка сделана на тяжелые истребители ОКБ Сухого. Хоть это и противоречит базовому принципу построения истребительной авиации, согласно которому количество легких машин должно в два раза превышать количество тяжелых. Это обусловлено, прежде всего, двумя моментами. Во-первых, легкие истребители дешевле. Во-вторых, легче восстанавливать их убыль в процессе боевых действий.

Чтобы как-то бороться с этой диспропорцией, РСК «МиГ» вынуждена совершать не только технические подвижки, но и действовать в рекламной области. К сообщению об успешном окончании испытаний МиГ-35 было подверстано заявление директора департамента информационной политики и общественных коммуникаций Анастасии Кравченко о модернизации самолета до уровня пятого поколения.

Хотя сделать это будет довольно непросто. Прежде всего, вряд ли удастся существенно снизить заметность самолета, не изменяя радикально его планер. Использование же только самых наисовременнейших покрытий недостаточно для перевода самолета в следующее поколение. Правда, и сейчас эффективная площадь рассеяния МиГ-35 невелика — меньше 1 кв.м. В то время как у «обычных» истребителей этот параметр достигает 4−5 кв.м.

Также «пятерочники» должны иметь сверхзвуковую бесфорсажную скорость. Для чего необходимо существенно улучшить двигатель. Такую задачу наши двигателестроители решают не за один год. Но со сверхманевренностью у МиГ-35 проблем не должно быть. Уже сейчас он достаточно «юркий». При этом существует модификация двигателя, почти уже готовая, с отклоняемым вектором тяги.

Что же касается бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), то тут тоже нет особых проблем. Уже сейчас на самолете используется РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что является одним из требований, предъявляемым к самолетам пятого поколения. И остальное оборудование уже самое современное, не уступающее по возможностям БРЭО Су-35, а то даже и Су-57. Так что, можно предположить, в результате модернизации к двум плюсикам в поколении пририсуют еще один. И это будет нормально. Потому что американский F-35 тоже нельзя отнести к истребителям пятого поколения.

Но кроме объективных оценок машины по ее тактико-техническим характеристикам имеются и репутационные. И тут у МиГ-35 дела обстоят не самым лучшим образом. Самолет слишком долго делали. Работы по глубокой модернизации МиГ-29 начались в начале века. И шли в «рваном темпе». Что было обусловлено как кадровой чехардой в РСК «МиГ», так и финансированием корпорации по остаточному принципу. То есть что остается от потребностей ОКБ Сухого, которое создавало первый российский истребитель пятого поколения ПАК ФА, ныне — Су-57.

Именно поэтому самолет в 2011 году проиграл грандиозный индийский тендер на закупку 125 истребителей на сумму в несколько миллиардов долларов. На испытания был поставлен абсолютно сырой самолет — с другими двигателями и с другой РЛС. В результате выяснилось, что и двигатели не обеспечивают заявленную тягу, и РЛС страдает «близорукостью». Однако главная причина того, что индийцы, привыкшие к нашим МиГ-29, вдруг отшатнулись от МиГ-35, заключалась в том, что он не только не был серийным самолетом, но даже и не прошел на родине какие бы то ни было испытания. То есть был на тот момент абсолютно темной лошадкой, от которой неизвестно чего следовало ожидать.
С момента, когда МиГ-35 оказался за бортом индийского тендера, прошло уже почти 7 лет. За это время РСК «МиГ» и обновило в значительной степени бортовое оборудование, и подтянуло тактико-технические характеристики истребителя. В результате сейчас мы имеем дело уже с практически новым самолетом.

Как было сказано выше, некоторые системы удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такова, например, РЛС с АФАР «Жук-А», позволяющая обнаруживать истребитель на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1 м х 1 м. Радиотехнические характеристики РЛС не разглашаются. Но можно предположить, что в ней использован метод работы на разных частотах с пониженным излучением энергии с целью маскировки самолета.

Кстати, в тяжелом истребителе Су-35, с которым порой неправомочно сравнивают МиГ-35, используется РЛС с пассивной антенной решеткой, что является минусом. Потому что в РЛС с АФАР антенна способна параллельно работать в нескольких режимах — обнаруживать воздушные цели, излучать сигналы радиолокационной борьбы, осуществлять связь с землей и другими самолетами.

Помимо РЛС используется оптико-локационная система (ОЛС). Она работает в пассивном режиме, то есть не излучает никаких физических волн, по которым истребитель мог бы обнаруживаться противником. К тому же впервые в истории военной авиации на МиГ-35 используется не одна ОЛС, а две — переднего обзора, а также наблюдения за наземными целями. При этом необходимо сказать, что ОЛС не имеют даже некоторые тяжелые современные истребители. Ее, например, нет у F-22.

Система управления вооружением истребителя включает в себя нашлемный целеуказатель, позволяющий пилоту лучше ориентироваться в сложных ситуациях и принимать оптимальные решения. И опять же, у F-22 нет такого «умного шлема», на что постоянно сетуют летчики, элитных эскадрилий, оснащенные этими самыми лучшими американскими истребителями.

Есть мощная система обороны. Связная аппаратура позволяет использовать МиГ-35 в качестве командного самолета, осуществляя целенаведение для самолетов группы и иным образом помогая группе выполнять боевую задачу. БРЭО имеет открытую архитектуру, что позволяет максимально упростить подключение нового оборудования, не прибегая к монтажу и отладке в заводских условиях. То есть модернизация МиГ-35 может осуществляться непосредственно в строевых частях.
В истребителе используются двигатели РД-33МК (глубокая модернизация РД-33), который удовлетворяет большинству требований, которые предъявляются к двигателям для самолетов пятого поколения. В них используется плазменное зажигание, а также полностью цифровая система управления, которая оптимизирует все режимы работы и переходы между ними. В результате были повышены тяга (до 9400 кгс на форсаже) и ресурс, а также снижен расход топлива.

Ну, и, наконец, о вооружении. За счет миниатюризации БРЭО и ряда других инженерных мероприятий удалось поднять боевую нагрузку легкого истребителя до вполне приличного уровня в 7 тонн. В боекомплект могут входить как «дешевые» свободнопадающие бомбы, так и весь набор современных высокоточных ракет — «воздух-воздух», «воздух-поверхность», противокорабельные, противорадиолокационные. Причем многими из них оснащен и истребитель пятого поколения Су-57.

При этом существенно увеличена и дальность самолета по сравнению с различными модификациями МиГ-29. Боевой радиус достигает 1000−1100 км. При этом МиГ-35 оснащен системой дозаправки в воздухе.

И еще один момент, благодаря которому новую разработку миговцев можно считать громадным шагом вперед. Стоимость эксплуатации МиГ-35 снижена по сравнению с предыдущими самолетами данного ОКБ в 2,5 раза.

Все это позволяет утверждать, что МиГ-35 стал самым лучшим российским легким истребителем. Разумеется, он не может соперничать с Су-57 и даже с Су-35 по мощности наносимых ударов. Однако у него есть свои крайне важные задачи, для решения которых привлекать тяжелую авиационную технику нерационально.

militariorg.ucoz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о