Содержание

На каких машинах во время войны сражалась знаменитая «катюша» — Российская газета

Решение о серийном производстве «катюш» в СССР было принято за 12 часов до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года. Только тогда они еще назывались не «катюшами», а установками БМ-13.

Уже через 10 дней, 2 июля 1941 года, первая батарея из семи БМ-13 под командованием капитана И. А. Флерова двинулась на фронт. А еще через два дня обрушила первый залп по фашистам, занявшим станцию Орша.

Командир одного из орудия Валентин Овсов вспоминал: «Земля дрогнула и осветилась». «Эффект единовременного разрыва 112 мин в течение считаных секунд превзошел все ожидания, — записал тогда командующий Западным фронтом маршал А. И. Еременко. — Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае, вблизи разрывов (в целях сохранения тайны никто не был предупрежден об испытаниях)».

После залпа в германском генштабе получили телеграмму с Восточного фронта:

«Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно.

Потери в людях значительные».

Уничтожение первых установок

После первых залпов гитлеровская авиация открыла охоту на батарею капитана Флерова, интенсивно бомбила предполагаемые районы ее базирования. Для захвата хотя бы одной «катюши» в наш тыл было заброшено несколько диверсантских групп и объявлено о крупной награде тому, кто добудет секретное оружие русских.

В результате предпринятых нем цами масштабных операций в октябре 1941 года батарея Флерова оказалась в кольце окружения близ смоленской деревни Богатырь. 7 октября был дан залп оставшимися снарядами. После этого установки пришлось взорвать.

Так была перевернута первая страница легендарной батареи «катюш».

Поиски шасси

Смертоносная БМ-13 представляет на деле раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой сварными лонжеронами. С рамы и стартовали, издавая дикие скрежещущие звуки, реактивные мины, каждая по 42,5 кг весом. На раме их крепилось 16 штук. На руках такую установку не потаскаешь. Поэтому вопрос, на чем возить «катюшу», возник сразу же.

Перед войной в СССР выпускали лишь один грузовик — знаменитую полуторку в разных модификациях. Грузовичок ЗИС-5 для «катюши» оказался слабоват, и понятно это стало почти сразу же. Мотор мощностью 73 л.с. мог развивать скорость лишь 60 км/ч, да и то по асфальту, расходуя при этом на каждые 100 км 33 литра бензина. А бороздить фронтовое бездорожье с тяжелой установкой грузовичок не имел сил.

К тому же БМ-13 с ее кузова стреляла только в положении поперек, по-другому не получалось. Поперечное расположение установки при залпе настолько сильно раскачивало машину, что о точности попадания говорить не приходилось.

Поэтому было принято решение об установке реактивного миномета на усовершенствованный трехосный ЗИС-6.

ЗИС не улучшил ситуацию

Интересно, что «полуторок» до наших дней дожило много, их найдешь едва ли не в каждом военном музее и в частных коллекциях, а вот ЗИС-6 — большая редкость.

Экипаж ЗИС-6 состоял из 5-7 человек, а с полным боекомплектом машина весила больше восьми тонн. Трехосный грузовик обеспечивал гораздо большую проходимость. В отличие от двухосного аналога, ЗИС-6 имел усиленную раму, радиатор увеличенного объема и бензобак до 105 л. Автомобиль был снабжен тормозами с вакуумным усилителем и компрессором для накачки шин. Благодаря двум задним ведущим мостам ЗИС-6 уже не так боялся размокших дорог и снежных заносов. Правда, максимальная скорость у него оказалась ниже, чем у ЗИС-5: 55 км/ч — по асфальту и 10 км/ч — по бездорожью. Это неудивительно, ведь двигатель остался прежний — 73 л.с. Расход топлива по шоссе достигал 40 л на 100 км пути, по проселку — до 70.

ЗИС-6 собирали до октября 1941-го, и всего с конвейера их сошло чуть больше 20 тысяч.

«Студебеккер» для русского чуда

В годы войны наибольшее число «катюш» было смонтировано на полноприводных трехосных «студебеккерах». Как бы непатриотично это ни звучало, но именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, наши батареи реактивных установок получили желанную мобильность.

Первые трехосные армейские машины, получившие индекс US-6, сошли с конвейера «Студебеккера» в конце 1941 года. Тогда же и решено было отправлять их в армии союзников, в основном в СССР. В результате к нам было завезено большинство из 197 тысяч выпущенных грузовиков. Поступали они в СССР, в основном, в разобранном виде. Сборку и монтаж реактивных установок осуществляли на эвакуированном заводе ЗИС.

Американцы выпускали с дюжину различных модификаций US-6 — часть из них оснащалась ведущим передним мостом (6х6), часть — обычным (6х4). В Красной Армии предпочитали машины в варианте с колесной формулой 6х6. Их шестицилиндровый карбюраторный двигатель развивал мощность 95 л.с., а максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе.

Во фронтовых условиях «студебеккеры» (или, как их еще называли, «студеры») зарекомендовали себя надежными машинами, на которые вполне можно было грузить до пяти тонн груза при рекомендуемых американским производителем трех.

Так и провоевали до конца войны эта пара: наша «катюша» на американских колесах.

Вооруженные тракторы

история в картинках

Вообще помимо американских грузовиков с 1942 года «катюшу», как очень уважаемую «женщину», возили на любом подходящем транспорте.

Реактивными пусковыми установками оснащались и танки, и даже обычные колхозные гусеничные трактора СТЗ-5. «Катюшу» возили еще «форды» и вездеходы от фирмы «Дженерал моторс» (GMC).

 

 

 Начинала «катюша» войну с нашим ЗИС-6…

 

 …а закончила со «студебеккером».

 

 Установка на шасси трактора СТЗ-5.

 

 Установка на шасси американского грузовика «шевроле» фирмы «Дженерал моторс».

 

 «Катюша» на шасси российского танка Т-40.

 

 «Катюша» на шасси «Форда Мармон».

rg.ru

Газель «Катюша» — заказать в Москве

Как выбрать подходящий автомобиль для транспортировки груза?

Сегодня в вопросах грузоперевозки главное не только выбрать хорошую компанию, занимающуюся вопросами логистики, но и автомобиль, который подойдёт для доставки именно вашего груза. Ведь даже не посвящённый человек понимает, что песок или цемент проще загрузить в открытый кузов, в то время как мебель лучше везти в закрытом фургоне, чтобы не повредить её от дождя или снега.

Но иногда требуется перевезти такие вещи, которые не укладываются в определённые стандарты. Например, что делать, если нужно доставить несколько труб длиною в 6 метров каждая? Такие трубы не поместятся ни в один фургон, да и в открытую Газель они тоже не влезут. В этом случае единственным выходом является заказ Газели-катюши.

Основные отличия Газели-Катюши

По сути, кузов такой Газели не сильно отличается от кузова обычной открытой Газели. Те же четыре борта, три из которых открываются, те же размеры. Единственное отличие — это специальные стойки, которые установлены в кузов позади водительской кабины. И хотя эти стойки несколько уменьшают общую грузоподъёмность автомобиля (она теперь составляет 1500 кг против 2000 кг у открытой Газели), но зато увеличивается длина возможного груза. И на таком автомобиле можно перевозить балки длиной до шести метров!

Однако далеко не каждый груз можно перевозить при помощи Газели-катюши. Необходимо учитывать, что при перевозке груза на таком автомобиле вся нагрузка распределяется всего на две точки. Поэтому если Ваши трубы будут чересчур хрупкими или гнущимися, то к концу поездки они могут деформироваться или, что ещё хуже, вовсе сломаться!

 Поэтому для того, чтобы это не случилось, необходимо проконсультироваться со специалистом, прежде чем нанимать водителя с Газелью-катюшей. В качестве такого специалиста могут выступить как консультанты нашего сайта, так и сами водители, которые прекрасно знают по собственному опыту, какой груз они могут перевозить в своём автомобиле, а какой лучше не брать на борт.

Технические характеристики Газели-Катюши:

  1. Грузоподъемность: 1,5 тонны
  2. Длина: 6 м.
  3. Ширина: 1,9 м.
  4. Высота: 1,6 м.
  5. Объём: 10 м3.
  6. Кол-во пассажирских мест: 2
  7. Мощность двигателя: 106 л.с.
  8. Максимальная скорость: 130 км/ч.
  9. Расход топлива: до 15 литров на 100 км пути. 

От чего зависит стоимость грузоперевозки?

Стоимость грузоперевозки на Газели-Катюше зависит, прежде всего, от нескольких факторов:

  • Расстояния, на которое необходимо будет доставить груз.
  • Типа местности, по которой будет пролегать маршрут. Так, например, при въезде в центр Санкт-Петербурга с автомобилистов берётся дополнительная плата, которая будет учтена при подсчете цены грузоперевозки.
  • Количества и массы груза. Ведь чем больше груза вы нагрузите на автомобиль, тем больше топлива он будет потреблять. Соответственно, возрастёт и стоимость услуг водителя.
  • Стоимости услуг грузчиков. Если вы сможете самостоятельно погрузить ваш груз на Газель-катюшу, то этот пункт можно не учитывать вовсе. В противном случае придётся оплатить ещё и работу грузчиков.

perevozki.youdo.com

Газель Катюша в Москве — Заказать перевозку недорого

Для перевозки длинномерных грузов (более 4 метров) не обязательно заказывать специализированный транспорт с удлиненным кузовом. Компания Газель Сервис предлагает использовать для транспортировки подобных материалов автомобили со специальным приспособлением типа «Катюша», что обходится намного дешевле.

Газели «Катюша» представляют собой обычные бортовые машины (Газ 33022), оснащенные специальной конструкцией, позволяющей размещать груз под углом. Для этого в кузове перед кабиной устанавливаются специальные жесткие стойки,  на которые опираются перевозимые материалы. Благодаря данному приспособлению даже при длине кузова в 4 метра можно размещать груз длиной до 6 метров без выведения его за габариты автомобиля за счет частичного нависания над кузовом.

Преимущества перевозок газелью «Катюша»

  • Возможность перевозки строительных материалов и прочих грузов длиной более 4-х метров;
  • Перевозка материалов общей массой до 1,5 тонн;
  • Возможность комбинированного использования транспортного средства;
  • Доступная стоимость перевозки газелью «Катюша» (по сравнению с другими автомобилями, позволяющие разместить в кузовке предметы шестиметровой длины).

Стоимость перевозки

Благодаря использованию для грузоперевозок газели «Катюша» в Москве можно сэкономить на услугах длинномерного транспорта. Посредством дополнительной опорной конструкции такие грузы, как бревна, доски, пластиковые и металлические трубы, профиль и прочие крепкие длинные материалы можно перевозить по обычному тарифу:

  • Час работы грузчиков — 250 руб/час
  • Цена часа — 350 руб/час
  • Минимум — 5 часов

При заказе перевозки газелью в Москве минимальная сумма составляет 350 руб/час.

Погрузочно-разгрузочные и дополнительные работы оплачиваются отдельно по цене 250 руб/час (минимальное время заказа – 5 часов).

Как заказать газель «Катюша»?

Воспользовавшись услугами нашей компании, Вы можете заказать газель по оптимальной цене. Газель Сервис является лидером рынка грузоперевозок в Московской области. Для заказа «Катюши» Вам достаточно оставить заявку на нашем сайте или связаться с нашим диспетчером по телефону 8 (800) 234-51-16. Специалист поможет Вам подобрать оптимальный вид транспортного средства и рассчитает стоимость перевозки.

gazely24.ru

Грузоперевозки газелью с катюшей по Москве и области.

Грузоперевозки газель с катюшей.

 Вариацию газель катюша заказывают для доставки 6-7 метровых грузов. Специальная надстройка позволяет доставлять длинномерные предметы вывесив над кабиной. Данная конструкция позволяет организовать перевозки грузов шести метровой длинны по массе не превышающей 800 кг. Если вам требуется перевезти относительно не тяжелый груз 6 метровой длины, то грузоперевозки газелью катюша это самый экономичный вариант.

Тарифы.

Технические характеристики:

Длина-3-4 м
Ширина-1,9 м
Высота борта 0,4 м
Пассажирских мест-2
Грузоподъемность-1,5 т
Стоимость 4+1=3300
С въездом в центр 3900
Дополнительный час 500 руб
Грузчик 1200 за 4 часа далее 300
Выезд за МКАД 16 руб/км расчет в обе стороны
Заказать газель катюшу  +7(925)477-22-37

Заказать газель катюшу по Москве и области

У нас вы можете заказать грузоперевозки газель с катюшей с пропуском в центр Москвы на садовое кольцо, третье транспортное кольцо, МКАД, а так же в населенные пункты Московской области. Заказ оформляется по телефону вам нет необходимости приезжать в офис.
 +7(925)477-22-37

Заказы принимаем с 9:00 до 20:00

Заказанный транспорт приезжает круглосуточно.

Расчет за оказанные транспортные услуги производиться наличными водителю или на карту после выполнения работ, за фактически затраченное время.

Карта расстояния до крупных городов московской области.

Балашиха-8
Бронницы-45
Видное-5
Волоколамск-95
Воскресенск-80
Дмитров-60
Домодедово-20
Долгопрудный-5
Дубна-100
Егорьевск-100
Железно- дорожный-15
Жуковский-25
Зарайск-140
Звенигород-45
Истра-40
Клин-70
Коломна-95
Кросногорск-4
Лобня-16
Луховицы-115
Лыткарино-15
Люберцы-9
Можайск-100
Наро-фоминск-60

Ногинск-45
Одинцово-15
Орехово-Зуево-90
Павлов-Пассад-60
Подольск-20
Пушкино-20
Раменское-35
Реутов-2
Руза-90
Серебрянные-пруды-155
Сергиев-Пассад-60
Серпухов-80
Солнечногорск-45
Ступино-90
Троицк-20
Фрязино-30
Химки-5
Чехово-60
Шатура-140
Шаховская-122
Щелково-20
Щербинки-10
Электросталь-45

 

www.autopereuozki.ru

Легендарный Studebaker в РККА — Колеса.ру

Удивительный автомобильный парадокс Великой Отечественной войны: в распоряжении Красной армии просто не было надежных автомобилей высокой проходимости для монтажа пусковых установок мощнейших по тем временам систем залпового огня, легендарных «Катюш». Потому это совершенно секретное вооружение было полностью переведено на американские шасси Studebaker.

Это уже третья статья в цикле о «студерах»: в первой части мы рассказывали о производстве этих машин и многообразии модиификаций в США, а во второй – вспоминали тонкости поставок грузовиков в СССР по программе ленд-лиза.

С точки зрения национальной безопасности применение большого количества иностранной техники в собственных вооруженных силах считалось бы предательством, но обстановка на фронтах вынудила советских военных стратегов пойти на столь смелый шаг.

Со своей стороны историки оценивают это так: не было бы ленд-лиза и пришедших вместе с ним в Страну Советов заокеанских Студебекеров, не было бы и советских «Катюш» на автомобильных шасси. И тогда весь ход военных действий мог бы принять совсем другой оборот.

Боевые машины БМ-13 на американских «студебекерах» бьют по Берлину

Советские «Катюши» на американских шасси в боях под Берлином (фото О. Кнорринга)Самая мощная советская реактивная «Катюша» БМ-31-12 на улицах Берлина

Так, в середине 1942 года грузовики Studebaker US6 неожиданно для обеих союзных сторон, Соединенных Штатов и СССР, стали надежными носителями практически всех массовых серийных и опытных единичных версий реактивных систем залпового огня, прозванных «Катюшами». Прочность, неприхотливость, достаточная грузоподъемность и привод на все колеса позволяли им работать в любых климатических условиях и перемещаться по российскому бездорожью и снежной целине.

Советские «Катюши» с американским акцентом

Вся неповоротливая советская концепция создания собственной мощной полноприводной армейской автотехники в один миг рухнула с первыми залпами Великой Отечественной войны. Через несколько месяцев боев Красная армия угодила в глубокий транспортный коллапс, в котором растворились все надежды на оперативное боевое применение новых совершенно секретных систем залпового огня БМ-13.

Да, легендарные «Катюши», гордость и одно из высших достижений Советского Союза периода Второй мировой, из-за банального отсутствия самых обычных грузовиков ЗИС-6 попросту оказались без колес. Их пришлось срочно перемонтировать на первые же попадавшиеся под руку иностранные машины, поступавшие по ленд-лизу.

Первые боевые авто БМ-13 появились в конце 1930-х годов, а решение об организации их выпуска было принято накануне войны. В связи с эвакуацией Московского автозавода в октябре 1941 года пришлось прекратить изготовление трехосных заднеприводных грузовиков ЗИС-6 — основной базы первых реактивных систем. Последние установки БМ-13 на этом шасси были собраны зимой 1942-го.

Разбитая боевая машина БМ-13 на автомобиле ЗИС-6. Осень 1941 годаРеактивная установка БМ-13 из первой пробной партии. Конец 1941 года

Сложнейшая военная обстановка и гигантские потери первых месяцев войны требовали срочного развертывания массового выпуска «Катюш», и тут на помощь пришел ленд-лиз, предлагавший на выбор десятки двух- и трехосных полноприводных машин и обычных гражданских грузовиков для монтажа новых боевых систем.

С первыми ленд-лизовскими поставками пришли самые обычные заднеприводные коммерческие машины — американские International K7, канадские Dodge T110L, английские Austin К6 и другие.

Эти шасси, не обладавшие достаточной проходимостью и прочностью, оказались мерой вынужденной и временной. Для монтажа «Катюш» их применяли только до конца 1942 года.

Вскоре все они были забыты в пользу американской и британской полноприводной техники — двухосных Chevrolet G7107, Marmon-Herrington НН6, Ford WOT8 и трехосных GMC CCKW-353 и International М-5Н-6.

После сравнительных испытаний к середине 1942-го приоритет стал быстро переходить к трехосным автомобилям Studebaker. Для их применения в качестве основной базы советских реактивных боевых систем использовали две модели без лебедок — полноприводную US6-U3 и заднеприводную US6-U7. При доработке их оснастили броневой защитой кабины, задними откидными винтовыми домкратами и местами для 5–7 человек боевого расчета.

Самая распространенная «Катюша» БМ-13 на базе Studebaker US6-U7 (фото автора)

Первыми на шасси US6 стали монтировать серийные 16-зарядные установки залпового огня БМ-13 калибра 132 мм, собранные в первые месяцы Великой Отечественной. В ходе войны за этой системой и ее многочисленными вариантами закрепилось несколько названий — боевая машина, реактивная минометная установка или гвардейская минометная установка, но во всем мире она стала известной как «Катюша». В целом боевых машин этой серии на разных шасси во время Великой Отечественной войны собрали свыше 9 тыс. единиц.

Дивизион боевых машин БМ-13 на автомобилях Studebaker US6-U7

В 1943 году базовую установку БМ-13 сменила массовая так называемая нормализованная боевая машина БМ-13Н — более технологичный доработанный вариант, приспособленный к серийному производству. Она снабжалась пакетом из восьми рельсовых направляющих для запуска 16 реактивных снарядов, которые при попадании в цель на дальности до 8,5 км образовывали в земле воронку диаметром 8 м и глубиной 1,5 м. В военное время изготовлением машины занимались полтора десятка советских предприятий: Московский завод «Компрессор», Воронежский имени Коминтерна, Челябинский компрессорный, Свердловский «Уралэлектроаппарат», Горьковский завод фрезерных станков, Пензенский механический и другие.

Серийная боевая машина БМ-13Н. 1943 год (из архива М. Коломийца)16-зарядная «Катюша» с бронезащитой кабины и местами боевого расчета (фото автора)На Параде Победы боевые машины БМ-13Н на шасси Studebaker US6-U7 и US6-U3

Так было положено начало уникальной и противоречивой ситуации: первый этап развития легендарных «Катюш» оказался более тесно связанным не с собственными ЗИСами, а с заокеанскими Студебекерами, также со временем превратившимися в советскую легенду. Сама же достаточно простая и удачная боевая машина БМ-13Н в нескольких модификациях на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157 оставалась в производстве вплоть до 1980-х годов.

Для повышения точности стрельбы в середине 1944 года в СКБ московского военного завода № 733 («Компрессор») на полноприводном шасси US6-U3 была разработана и построена опытная 10-зарядная пусковая установка БМ-13СН с четырехметровыми спиральными (винтовыми) направляющими для запуска оперенных неуправляемых реактивных снарядов, получавших вращение с небольшой угловой скоростью. При этом кучность попадания повысилась в полтора раза. Ее направляющие размещались в двух- и трехзарядных кассетах, укрепленных в два ряда на решетчатой ферме с винтовыми подъемными и поворотными механизмами. Машина успешно прошла испытания, и в 1945 году ее собрали в 100 экземплярах.

Опытная ракетная установка БМ-13СН с винтовыми направляющими. 1944 год

С середины 1942 года на шасси Studebaker монтировали облегченную 48-зарядную установку БМ-8-48 с двумя пакетами рельсовых направляющих для пуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 82 мм. Время ее перевода из транспортного положения в боевое составляло полторы–две минуты. Скорость движения машины — не выше 40 км/ч. После базовой системы БМ-13 установка БМ-8-48 стала второй по значимости боевой «Катюшей» Великой Отечественной войны.

1 / 2

Прототип машины БМ-8-48 на автомобиле Studebaker US6-U3. 1942 год

2 / 2

Реактивная 48-зарядная система БМ-8-48 на Студебекере (из архива М. Коломийца)

В сентябре 1944-го завод «Компрессор» на шасси US6-U7 собрал облегченную 32-зарядную боевую машину БМ-8СН. Ее оборудовали удлиненной артиллерийской частью от установки БМ-8-48, на которой был смонтирован комплект из четырех кассет с восемью направляющими в каждой. Полигонные испытания этой системы проходили в апреле–мае 1945 года и показали увеличение кучности стрельбы до 11 раз, но при этом дальность поражения не превышала 2,6 км. После устранения недостатков следующие испытания состоялись в декабре, но на вооружение эта машина не поступала. В общей сложности до конца войны было собрано 3,1 тыс. боевых установок серии БМ-8.

1 / 2

Опытная установка БМ-8СН на грузовике Studebaker US6-U7. 1944 год

2 / 2

Экспериментальная 32-зарядная ракетная система БМ-8СН на боевой позиции

В самом конце войны на основе «Катюши» БМ-8-48 собрали небольшую партию уникальных и наиболее мощных 72-зарядных боевых машин БМ-8-72 с дополнительным третьим пакетом из 24 рельсовых направляющих. Она базировалась в основном на полноприводных Студебекерах и участия в реальных военных действиях уже не принимала.

На Параде Победы уникальная 72-зарядная «Катюша» БМ-8-72 (из архива М. Коломийца)Мощная советская реактивная система БМ-31-12 (из архива М. Коломийца)

В начале 1944 года завершилась разработка наиболее мощной боевой машины БМ-31-12 с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, которая в апреле и мае успешно прошла приемочные испытания. Даже при поднятых домкратах она обеспечивала высокую устойчивость и кучность стрельбы. С марта 1944-го ее монтировали на Studebaker US6-U3, а 6 июня того же года боевая машина БМ-31-12 была принята на вооружение. Ее снаряженная масса превышала 7 т, время перевода из походного положения в боевое находилось в пределах 3–5 минут.

Секретная боевая машина БМ-31-12 в транспортном положенииГвардейская 12-зарядная установка БМ-31-12 на шасси Studebaker US6-U7Боевые машины БМ-31-12 на автомобилях Studebaker на Параде Победы (из архива М. Коломийца)

Благодаря ленд-лизовским автомобилям, в первую очередь Студебекерам, Красная армия регулярно и в достаточно больших объемах получала новые мобильные реактивные системы залпового огня. Если к октябрю 1942 года в РККА насчитывалось 350 дивизионов «Катюш», то в начале 1945-го их количество возросло до 519. Из общего числа реактивных боевых систем, построенных за годы войны на автомобильных шасси, доля марки Studebaker составляла 54,7%.

Все основные виды «Катюш» на Студебекерах принимали участие в военных парадах в Москве и в других городах СССР, союзных и побежденных стран. Они участвовали и в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года и затем оставались на вооружении Советской армии до конца 1950-х годов.

1 / 3

Машина БМ-13Н на Параде Победы (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

2 / 3

«Катюша» БМ-13Н на автомобиле Studebaker US6-U3 на параде в Харбине

3 / 3

Установки БМ-31-12 на шасси Studebaker US6-U3 и US6-U7 (из архива М. Коломийца)

В послевоенное время в Советском Союзе на местах былых сражений и на территориях секретных заводов возвели многочисленные памятники и пьедесталы славы, на которые были водружены легендарные «Катюши». Однако, видимо, по указанию свыше, на них красовались боевые машины Великой Отечественной, смонтированные не на массовых американских Студебекерах, а на неказистых самодельных копиях грузовика ЗИС-6, так и не успевшего внести свой достойный вклад в дело Победы. Только в новой России свое важное место в истории страны стали занимать автомобили Studebaker с первыми советскими системами залпового огня.

1 / 3

Машина БМ-13Н польской армии из коллекции Познанской цитадели (фото автора)

2 / 3

Гвардейская «Катюша» БМ-13Н в экспозиции военной техники на Поклонной горе (фото автора)

3 / 3

Сохранившаяся реактивная система БМ-13Н на шасси Studebaker US6-U3 (фото автора)

В следующей третьей статье цикла о Студебекерах вы узнаете о необычных опытных армейских грузовиках и колесных бронемашинах, над которыми в годы Второй мировой работала компания Studebaker, однако с приходом Победы им уже не пришлось повоевать на новых полях сражений.

www.kolesa.ru

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»)

Реактивные снаряды для реактивного миномета БМ-13 «Катюша»

История создания боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.

Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.

К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая

С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.

По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны. Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года. Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.

Эксплуатация боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Ситуация с дальнейшей судьбой «Катюши» резко изменилась после того, как 21 июня 1941 года (за день до начала войны!) на смотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководителям ВКП(б) и Советского правительства. В тот же день, было принято решение о срочном развертывании серийного производства БМ-13 и снарядов к ней на Воронежском заводе им. Коминтерна и на Московском заводе «Компрессор». Основным предприятием по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод им. Ленина.

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.Л.Флерова, была вооружена всего семью установками БМ-13, изготовленными Реактивным НИИ. Первый бой этой батареи случился в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года, когда «Катюши» стерли с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.

Гвардейские минометы ведут огонь по врагу

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, а БМ-13 «Катюша», соответственно, гвардейским реактивным минометом.

БМ-13 на базе ЗИС-6 находилась в производстве до 1943 г., пока не была сменена более тяжелой и мощной реактивной системой БМ-13Н выполненной на шасси американского грузового «Студебеккера».

Кроме варианта на самоходном грузовом шасси, применялся также варианты «Катюши» в виде стационарных установок (в основном на кораблях и речных мониторах), а также облегченных переносных установок на базе снарядов М-8 («горная катюша») и даже гусеничном шасси легких танков Т-70.

Характеристики боевой машины реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Страна:СССР
Тип:Реактивный миномет
Дата выпуска:1940 г.
Длинна:Как ЗИС-6
Ширина:Как ЗИС-6
Высота:Как ЗИС-6
Броня, лоб:Нет
Броня, борт:Нет
Броня, башня:Нет
Экипаж:5-7 человек
Двигатель:Как ЗИС-6
Дальность хода:Как ЗИС-6
Максимальная скорость:Как ЗИС-6
Масса:Как ЗИС-6
Вооружение:16 реактивных снарядов М-13 калибра 132 мм, на 16 направляющих.

Конструкция боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 изготавливалась на базе трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 (4х6) и имела 16 направляющих для установки реактивных снарядов М-13, расположенных вдоль продольной оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой», число которых составляло восемь.

При стрельбе машина дополнительно фиксировалась с помощью двух домкратов расположенных близко к центру тяжести, благодаря чем раскачивание установки при стрельбе стало минимальным. Экипаж БМ-13 состоял из 5-7 человек: наводчика, водителя, командира машины и 2-4 заряжающих.

Заряжание установки производилось с заднего конца направляющих, что было удобнее для персонала и позволяло значительно ускорить операцию загрузки боекомплекта. Установка имела простейшей конструкции поворотный и подъемный механизмы, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины.

Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Против сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающей диск телефонного аппарата, и рукояткой для проворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10 секунд.

Чертеж боевой машины реактивной артиллерии БМ-13

Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Корпус реактивного снаряда М-13 представлял собой сварной цилиндр из трех отсеков — боевого , двигательного (камера сгорания с топливом) и реактивного сопла. Реактивный снаряд М-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг.

Не смотря на не самые большие размеры, каждый снаряд М-13 имел очень сильное поражающее воздействие, достигаемое за счет максимального увеличения газового давления взрыва из-за встречного движения детонации. Подрыв заряда взрывчатого вещества осуществлялся сразу с двух сторон, и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого корпус снаряда разрывался на множество осколков, к тому же раскаленных до температуры от 600 до 800 градусов. Естественно, что кроме убойного действия, осколки имели и очень хорошее зажигающее действие.

Вообще же, осколочное действие при разрыве реактивного снаряда М-13 в 2 раза превосходило аналогичное действие обычного артиллерийского снаряда сходного калибра.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Перевозки Газель Катюша недорого. Газель Катюша заказать в Москве.

Если Вы зашли на сайт нашей транспортной компании, значит у вас существует необходимость в перевозки негабаритных строительных материалов, металлических конструкций, труб, досок или других материалов, которые не влезут в стандартную газель, а стоимость большого грузового автомобиля – слишком высока. Готовы предложить Вам оптимальное решение данного вопроса – это услуга грузоперевозки Газель Катюша. Газель катюша, это грузовой автомобиль, которой благодаря специализированной конструкции кузова, может без проблем перевозить длинные и негабаритные грузы, причем с максимальной безопасностью для окружающих. Также несомненными плюсами заказа грузоперевозки Газель Катюша, является то, что стоимость данных перевозок будет на порядок ниже чем на большем грузовом автомобиле, так как Газель имеет низкое потребление топлива, маневренна, проходима, компактна и удобна. В нашем автопарке есть Газели различных конфигураций, таких как удлиненная, пирамида, бортовая, Газель тентованная и другие.

Данный автомобиль легко сможет перемещаться по улицам города, без проблем заедет в любой густо запаркованный двор, а также без проблем преодолеет загородную не идеальную дорогу. Если вы решили заказать перевозку Газелью Катюша в нашей транспортной компании, то наши квалифицированные специалисты подробно проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам, а также подберут оптимальный грузовой автомобиль, который будет полностью соответствовать Вашим требованиям, параметрам груза и особенностям проезда. Организация грузоперевозки в нашей компании происходит по стандартной схеме. В любое время суток, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, вы звоните по телефонам указанным на нашем сайте, после чего оформляете заказ у нашего диспетчера, который в самые короткие сроки предоставляет грузовой автомобиль. В случае необходимости, мы можем предоставить и квалифицированных грузчиков, которые значительно облегчат перевозку Вашего груза, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

В своей работе мы руководствуемся главными принципами, такими как честность, прозрачность, открытость и максимальное удовлетворение требований клиента, поэтому наша компания за несколько лет работы накопила крупную базу постоянных клиентов, которая как мы надеемся пополниться еще на одного. Хорошее отношение и система скидок, уверены сделает наше с Вами сотрудничество не только приятным, а еще и продуктивным.

moving.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *