Машина «восьмерка», ВАЗ 2108

Машина «восьмерка» — автомобиль с передним приводом. Модель производилась с 1984 по 2003 год в нескольких модификациях. Опыта по выпуску переднеприводных автомашин на заводе в Тольятти не было, хотя разработка таковых была начата еще в 1971 году, одновременно с производством базовой модели ВАЗ 2101. Проект по созданию модели с передним приводом постоянно отодвигался, и в итоге более 7 лет заняли конструкторские работы.

Появление новой модели ВАЗ

В 1978 году опытный образец переднеприводного автомобиля был создан, и, надо сказать, модель получилась современной, технически совершенной. После испытаний машина «восьмерка» получила название ВАЗ 2108 «Самара» и была рекомендована к серийному производству. Однако процесс доработки узлов и механизмов вместе с оформлением документации занял еще несколько лет. Автомобиль пошел в серию только в 1984 году, а в продаже появился спустя еще год.

Компактный хэтчбек

Компактная трехдверная машина «восьмерка», фото которой размещены на странице, привлекала покупателей своим суперсовременным дизайном. Кузов типа хэтчбек был выдержан в стиле некоторой угловатости, что придавало автомобилю особый шарм, линии экстерьера создавали впечатление стремительности, а салон казался просторным и удобным. Единственный минус новой модели заключался в недостаточно продуманной посадке на заднее сиденье. Приходилось манипулировать дверью и откидными сиденьями, в результате чего открывался узкий проход, в который нужно было протискиваться. Однако этот недостаток с лихвой компенсировался многими достоинствами, и машина «восьмерка» быстро становилась популярной.

Двигатель

Силовой агрегат ВАЗ 2108 с самого начала выпуска был в трех вариантах, двигатель объемом 1100 куб/см устанавливался в комплекте с механической 4-хступенчатой КП, а моторы объемом 1500 и 1300 куб/см комплектовались 5-тиступенчатыми КП. Мощность двигателей составляла 54, 64 и 78 л. с. соответственно. Таким образом, машина «восьмерка» пользовалась повышенным спросом из-за возможности выбора. Все двигатели «Самары» были поперечными, 4-хцилиндровыми, рядными, с верхним расположением распредвала. Впрыск топлива у большинства выпускаемых «восьмерок» был карбюраторный, а на экспортные машины устанавливались инжекторные системы.

Ходовая часть

Ходовая ВАЗ 2108 — это передняя и задняя подвески, четыре амортизатора и тормозная система. Передняя подвеска мягкая, качающаяся (типа Мак-Ферсон). Передок оснащается двумя телескопическими амортизаторами, их дополняет пара спиральных пружин. Задняя подвеска торсионно-рычажная, снабжена амортизаторами двойного действия и стальными пружинами. В некоторых случаях «восьмерка», машина, тюнингованная силами владельца, требовала усиления задней подвески, и тогда на задок ставились усиленные пружины.

Тормоза «восьмерки» комбинированные, передние дисковые, саморегулирующиеся, задние барабанного типа, также с автоматической регулировкой рабочего зазора пары барабан-колодка. Тормозная система автомобиля работает по принципу гидравлики, жидкость поступает от главного цилиндра в цилиндры периферийные по двухконтурной схеме. Все четыре колеса независимые, при отказе тормоза на одном или двух колесах остальные работают в обычном режиме.

fb.ru

ВАЗ 2108 Восьмерка технические характеристики


Эксплуатационные характеристики ВАЗ 2108 восьмерка

Максимальная скорость: 160 км/ч
Время разгона до 100 км/ч: 16 c
Расход топлива на 100км по городу: 8.6 л
Объем бензобака: 43 л
Снаряженная масса автомобиля: 900 кг
Допустимая полная масса: 1325 кг
Размер шин: 165/70 SR13

Характеристики двигателя

Расположение: спереди, поперечно
Объем двигателя: 1300 см3
Мощность двигателя: 64 л.с.
Количество оборотов: 5600
Крутящий момент: 94/3500 н*м
Система питания: Карбюратор
Турбонаддув: нет
Газораспределительный механизм: OHC
Расположение цилиндров:

Рядный
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 71 мм
Степень сжатия: 9.9
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-92

Тормозная система

Передние тормоза: Дисковые
Задние тормоза: Барабанные

Рулевое управление

Тип рулевого управления: Шестерня-рейка
Усилитель руля: нет

Трансмиссия

Привод: Передний
Количество передач: механическая коробка — 5

Подвеска

Передняя подвеска: Амортизационная стойка
Задняя подвеска: Винтовая пружина

Кузов

Тип кузова: хэтчбек
Количество дверей:

3
Количество мест: 5
Длина машины: 4006 мм
Ширина машины: 1650 мм
Высота машины: 1402 мм
Колесная база: 2560 мм
Колея передняя: 1400 мм
Колея задняя: 1370 мм
Дорожный просвет (клиренс): 160 мм
Объем багажника максимальный: 1000 л
Объем багажника минимальный: 270 л

Производство

Год выпуска: с 1980 по 2005

kuruh.ru

8ка / Автомобили / smotra.ru

была у меня 99 все хорошо, перла, музычка неплохая, многое повидала, много отыграла в encounter, но постоянно с ней было что-то не так… нет, не ломалась, я постоянно попадал на ней в аварии, пусть и не по своей вине, но попадал, 2 раза каталась на эвакуаторе, потому-что сама дальше двигаться не могла, на ней у меня забирали права за 137км\ч в городе, объявляли в федеральный розыск за стычку с чеченами и погоню через весь город на скорости в 200км\ч, приора меня так и не догнала))) и патрульки тоже)))
и в начале 2011 года я ее быстро быстро продаю, после очередной аварии, когда меня засадили и свалили, страховку я так и не получил и тупо слил тачку за копейки.
на следующий день я уже занял денег и ехал на автобусе в Новороссийск за синей боевой восьмеркой, неделю назад я ее уже видел и оставил задаток, понравилась очень.
приехали, оформили страховку и я ее забрал, нормально доехал до Краснодара, тачка отличная 16клапанный мотор 1.6, коробка 7 ряд, подвеска боевая, на газовых билштайнах, растяжках где только можно и треугольных рычагах. По приезду почти сразу поменял обшивку дверей и боковин на Евро, поставил электронную приборку, и еще всяких ништячков.
Отлично катался на ней несколько месяцев, очень динамичная машинка, влюбился в нее. И как то раз ехал ночью от девушки и решил погонять, так для себя… ну и в один старт я очень хорошо тронулся, 1, 2, 3, и не попадаю в четвертую, а газ уже выжал… бах, шелест, дым, пустая улица полностью заполненная белым дымом. Оттормаживаюсь, выбегаю, руки трясутся, никого нет вокруг, что случилось??? открываю защелки капота и поднимаю его, там полыхает огонь!, быстро закрываю обратно чтоб не давать приток воздуха. в багажник… огнетушителя нет, он у Насти, она проходила техосмотр и не отдала, вокруг никого, выбегаю на середину дороги, вдалеке видны фары, машу руками, торможу машину:
-огнетушитель быстро!
выбегает парень отвечает что ничего нет, но все равно лезет в багажник… и достает пластмассовый «огнетушитель», бью крышку об асфальт, должен вырваться порошок под давлением, но ничего, он просроченный и воздух давно вышел… пофиг, открываю крышку и засыпаю порошком пламя в то время как парень держит капот, не потухло. Рядом останавливается фура «Магнита» и большой толстый дядька вручает мне нормальный огнетушитель которым я и потушил все за пару секунд. огня нет, но руки трясутся, что это было, что случилось, а в голове мысли «хоть бы не двигатель», беру фонарь и начинаю светить везде, спереди ничего и тут замечаю сзади под коллектором дыру в два кулака из которой видно коленвал… это «п№3#&ц»… оторвало шатун и размолотило блок.
машина стояла почти 3 месяца пока я копил деньги на новый мотор, делал заново сгоревшую проводку своими руками,
и вот сейчас мы уже собрали новый мотор, походу перебрали переднюю подвеску, поставили плазу спорт -50 с пружиинами -70, ну и зад тоже занизили чтоб машина была параллельна земле и сделали отрицательный развал. сейчас стоит мотор 1.6 на поршневой от мотора 21126 с длинными шатунами и поршнями таблетками, валы 9.25, ресивер 5л и выхлоп 4-2-1 прямоток на 60 трубе, коробка все таже, сейчас машина на обкатке.
to be continued)

Последнее изменение истории: 8 Сентябрь 2011 в 17:36

smotra.ru

Лада 2108 079 Омерзительная 8ка)

Купил своего Зубилойда 20.09.11(знаменательная дата для меня))
А теперь начнём с самого начала
Ещё за долго до получения прав уже хотелось свой собственный автомобиль, поднакопил немного денег, по моему желанию был открыт накопительный счёт в банке и я с лет 16 складывал все свои более или менее крупные денежные подарки на ДР, НГ в банк)поднакопив первую 10ку тысяч, думал взять какую нибудь старую классику и просто учится на ней ездить по дворам и делать с ней всё что в голову взбредёт)просмотрев несколько машин понял что за деньги которые у меня есть, нормального авто не купить, решил дальше откладывать деньги.
Пока копил полюбил именно 8ую модель тазика, выучился на права, пока ждал 18 летия чтобы сдать экзамены в ГАИ попутно искал 8ку.Как это было долго)оказывается найти 8ку в более менее приличном состоянии и с ограниченым бюджетом было ой как не просто.То год не устраивал, то цена.

Уже почти все говорили купи 9ку и всё…Но нет хотелось именно 8ой кузов
Как то раз пришёл домой, открыл сайт автообъявлений и наконец то я нашёл её(та что на фото), ваз 21083,2001 г.в цвета «Приз», созвонился с хозяином, и ранним утром чтобы перекупы не добрались(был случай) посмотрел её 1ым и сразу же купил, но отдали мне её не сразу, бывший хозяин был занятым и машина нужна была каждый день, и он начал кормить меня завтраками, почти целый месяц, честно говоря уже отчаялся…
Прошёл месяц, думаю всё надо искать 9ку, приехал посмотрел одну…не понравилась, думаю дай позвоню хозу восьмака, попытаю счастье)и УРА хорошие новости, могу забрать её после выходных, ну и дальше пошли бумажные дела, страховка, договор купли продажи итп.
Так я стал обладателем этого тазика)
Обновки будут в БЖ
Продана 16.11.11,после того как продал многие знакомые говорили что видели мою 8,в итоге машинка щас катается в Нефтекамске, радует новых хозов…

  • Двигатель 1.5 бензиновый (67 л.с.)
  • Механическая коробка передач
  • Передний привод
  • Машина 2001 года выпуска, покупалась в 2011 году
  • Лада 21083 выпускается с 1984 года

Семь лет на сайте Описание изменено 2 года назад

www.drive2.ru

Лада 2108 8-ка | DRIVE2

Сиё транспортное средство было приобретено в декабре 2006 года, далее мы любили друг друга ежедневно то машина меня то я машину, ну почти, каждый день мы предьявляли друг к другу притензии. Так и жили не тужили.

На момент покупки пробег был-163 000 км.
Когда продавал- 206 000 км.
Причина продажи была банальна- кузов устал, начал гнить тихо но верно как ни как, питерская соль делала свое дело. Машинка подваривалась и ездила далее снова варилась и ездила но пришел тот час когда было принято решение сказать ей «пока». Честно говоря продавать было жалко, со слезами на глазах я расстался с ней в МРЭО…

Рассказ про Таз, который заслужил, чтобы про него написали рассказ

Таз купила моя бабушка. Таз был огромный и белоснежный. Такой огромный и такой белоснежный, что словами не описать. Поэтому на ценнике в магазине было написано просто – “Таз эмалированный, хозяйственный”. И цена какая-то. Но это было так давно, что цену моя бабушка уже и не помнит.
Так как моя бабушка москвичка, Таз первое время жил в Москве. Точнее – в Подмосковье, в военном городке, потому как бабушкин муж, мой дедушка, был военным летчиком.

Ах, каким незаменимым был тогда Таз! Летом в тазу замачивали огурцы, в родниковой воде – чтоб хрустели. А еще в тазу чистили грибы. Бабушка и дедушка, молодые и веселые, приходили из лесу и прямо в сапогах и с корзинками усаживались во дворе, за деревянный стол – грибы считать, у кого больше. Грибами у них назывались только белые и подосиновики. Остальные – так+ Не грибы. Баловство одно.

“Сто один, сто два, сто три+”, – считал дедушка, доставая грибы из своей корзинки, и косил глазом на бабушку – не собрала ли она больше?
“Девяносто два, девяносто три+”, – считала бабушка и кидала грибы в Таз.
Таз лукаво посмеивался, стоя на деревянной табуретке и тоже считал грибы. Точнее, пересчитывал – а вдруг, бабушка с дедушкой ошиблись?
Зимой в тазу мыли мою маму – поливали из ковшичка на кухне. На коммунальной, естественно.
Потом Таз переехал с моей мамой в Ленинград. Первый раз в жизни Таз ехал в купе. Мама спала на верхней полке. Таз спал на самой верхней – багажной. Вообще-то спалось Тазу плохо. Всю ночь на столике ругливо бренчали стаканы в металлических подстаканниках. Бренчал и Таз на своей багажной полке, недоуменно и вопросительно – куда его везут? Зачем?

Бренчал и недоумевал Таз не зря. По приезде в Ленинград, Таз задвинули под ванну – за ненадобностью. Грибы в Ленинграде никто не собирал. Маму мою больше в тазу не мыли – она туда просто не вмещалась, выросла уже. Да и просто – предпочитала мыться в ванной. Огурцы в тазу больше никто не замачивал – в Тазу от старости откололась эмаль, а это, как известно вредно для пищи.
Скоро у мамы появился папа. Мой папа. А потом, конечно, и я появилась.
Мама мечтала, что у меня будут длинные красивые пальцы, и что я буду пианисткой. Папа вообще мечтал о мальчике. Но так как мальчик чуть-чуть не получился, папа мечтал, что я буду драться во дворе, бить грузовичком по голове соседского мальчика и вообще – буду спортсменкой. Победил папа. Поэтому меня решили закаливать.
Тут все вспомнили про Таз. Таз выставили на закрытую лоджию. В таз выставили меня. И поливали холодной водой из ковшичка – закаляли.
На первый мой юбилей, десять лет, мама подарила мне стиральную машину. Игрушечную, конечно же. Ох, сколько забот появилось у меня! Целыми днями я стирала одежду. Игрушечную, конечно же. Рядом стоял гордый Таз (вот он какой нужный и незаменимый!) и принимал все новые порции игрушечно постиранного белья – костюмчик Красной шапочки, полинявший от красной шапочки костюмчик Леси-украинки, зеленые штаны пупса Михаила и еще много всего.
А однажды Таз чуть не украли. Я тогда как раз замуж выходила. Моя лучшая подруга Анна Иоанновна очень грустная была, что я с девичьей жизнью прощаюсь, поэтому замуж решила меня выдать по всем правилам – чтоб непременно со сценарием, с конкурсами и с выкупом.
Тут все снова вспомнили про Таз. Таз был нужен Анне Иоанновне для одного конкурса. Типа приедет жених, войдет в невестин подъезд, а там – Таз. А рядом Анна Иоанновна стоит, хитрая такая, денег за выкуп хочет. И говорит жениху – что у тебя есть самое дорогое для невесты, клади в Таз? Так в сценарии у Анны Иоанновны было написано. Жених начнет суетиться, смущаться и положит в таз много денег. Это если глупый жених. А если умный – встанет в Таз сам. Потому как самое дорогое для невесты – это он сам, родимый. Хотя, конечно, невесты, разные бывают.
Вот для какого конкурса был нужен Анне Иоанновне Таз. Вот и стоял он в подъезде, на первом этаже – огромный, уже не белоснежный, со сколотой эмалью, но все равно самый незаменимый.
А тут, совсем не по сценарию, соседка вышла из третей квартиры.
Увидела Таз и говорит – “Товарищи, чей Таз?”
А все молчат, потому как свадьба, суета и всем не до соседки. А той, видать, Таз то приглянулся, она и говорит – “Товарищи, чей Таз? Если не чей, то я возьму”.
Но тут прибежала Анна Иоанновна, ткнула соседке в нос сценарий и говорит – “Вот, видите, для чего Таз? Это наш Таз. Он нам нужен”.
Вчера я разводила в тазу клей для обоев и подумала – какой же он, наш Таз!
Разве он не заслужил “Рассказ про Таз, который заслужил, чтобы про него написали рассказ”? (С)

Девять лет на сайте Описание написано 9 лет назад

www.drive2.ru

Лада 2108 почти сток | DRIVE2

Спасибо всем кто заходит, оставляет комменты, поддерживает машину и следить за БЖ!

Всем привет.
На данном сайте появляюсь регулярно на протяжении двух-трех лет, слежу за многими проектами.
И вот наконец-то решил рассказать о своим машинах.
Начну с 8ки. В бортовом журнале постораюсь показать историю машины, но к сожалению много фотографией с машиной были уничтожены жестким диском))
Машина была обычной вишневой 8кой, 87г., но в относительно хорошем состоянии. Карб, 1.3, низкая панель, теплая печка)))
а потом поехало-понеслось)
Все началось с низкой подвески, 16-х дисков (кстати, это первый ВАЗик в городе, у которого появились 16-е диски, вот были времена)), на дворе был 2005-2006 год), би-ксенон!). Также был установлен тахометр Pivot, который до сих пор служит верой и правдой, отличное японское качество).
Позже установили 15е передние тормоза с Волгавскими суппортами, а передние перенесли на заднюю ось.
Позже, в году 2008-2009 была произведенна замена ДВС на 1.5 инжектор, а также европанель.
В 2010 году машины была полностью разобрана, переварены и усилинены элементы кузова, и перекрашена в черный цвет Космос.
На данный момент имеет идеальное состояние. Эксплуатируется с ежегодным пробегом не более 1000км.

Двигатель
— 1,5 8V Инжектор СТОК

Трансмиссия
— короткоходная кулиса
— калино-карданчик
— Пара 3.7

Подвеска
— треугольные рычаги
— передний стаб. приора 20 мм
— стальная растяжка + крабы
— растяжка нижних рычагов
— опоры ШС
— стойки + пружины Hand-made
— опоры двигателя и КПП (СПОРТ)
— развал спереди -1
— задние развальные пластины (-1см)
— все резинки заменены на полиуретан
— пространственная рама между задними стаканами
— усилитель рулевой рейки

Тормоза
— передние: 15 zimmerman
— суппорта ГАЗ
— перезодники для установки суппортов
— тормозные шланги Волга
— задние: дисковые 13
— регулятор тормозных усилий
— тормозная жидкость MOTUL
— ваккумный усилитель тозмозов (желток)

Колеса
— R16 Proma Wheels, цвет Gunmetal. 195/45R16
— R17 Intra. цвет серебро. 4×98. 205/40/R17

Интерьер
— сиденья UNP
— руль Isotta
— все обшивки, задние сиденья, панель и все остальное — НОВОЕ
— некоторые элементы обшиты в кожу и алькантару
— ремни Sabelt
— электростеклоподъемники

Музыка
— нет!

Экстерьер
— установлен обвес Lukoil
— фары и фонари Hand-made
— спортивные замки Sparco на багажнике
— убраны шилдики, форсунка омывателя на крыше
— НОВЫЕ стекла
— тонирована в круг
— Би-ксенон 30000К!

Вроде все что смог вспомнить, со временем список буду редактировать.

Планы по машине:
— Собрать турбо-мотор
— Изготовить под заказ карбоновый капот
Добавить карбон на передний бампер
— Переделать задний бампер
— Покрасить подкапотное пространство
— Возможна установка тормозов Proma или от каена
— Заменить амортизаторы с пружинами
— Поменять руль на Sparco
— Ручку КПП Black «8»

Постоянные обновления тут — vk.com/mygarage55

Шесть лет на сайте Описание изменено 2 года назад

www.drive2.ru

ВАЗ-2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»

ВАЗ-2108
Технические характеристики:
кузов хетчбек
количество дверей 3
количество мест 4
длина 4006 мм
ширина 1620 мм
высота 1335 мм
колесная база 2460 мм
колея передняя 1400 мм
колея задняя 1370 мм
дорожный просвет 160 мм
объем багажника 330 л
расположение двигателя спереди поперечно
тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный (инжекторный), четырехтактный
объем двигателя 1499 см3
Мощность 78/5400 л.с. при об/мин
Крутящий момент 116/3000 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр
КП четырех- пятиступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, с телескопическими амортизаторными стойками, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задняя с пружинами и с продольными рычагами, соединенными поперечной балкой
Амортизаторы гидравлические, поршневые, двустороннего действия
Тормоза передние дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 8 л/100 км
максимальная скорость 155 км/час
годы производства 1984-2003
тип привода передний
снаряженная масса 1345 кг
разгон 0-100 км/ч  сек

Описание модели


ВАЗ-2108 – второй советский серийный переднеприводный легковой автомобиль (первым был ЛуАЗ-969В в 1967году) и первый отечественный трехдверный хэтчбек. Модель была представлена в 1984 году и явилась основой для появления модельной гаммы «Самара/Спутник». Семейство включало автомобили с кузовами седан, трех- и пятидверный хетчбек, а также послужило базой для появления многочисленных мелкосерийных автомобилей (коммерческие ВИС, спортивные Лада Ралли, кабриолеты Наташа и т.д) Автомобили комплектовались несколькими видами двигателей, в том числе, с электронной системой впрыска, а так же роторно-поршневым двигателем Ванкеля. В период с 1997 по 2005 год семейство было модернизировано до версии «Самара-2». Официально производство модели ВАЗ-2108 прекратили в 2005-ом, однако ВАЗ-2113, пришедший ему на смену, является лишь рестайлинговой версией этого автомобиля и продолжает выпускаться. Всего было произведено около 900 тысяч «восьмерок», часть из них поставлялась на экспорт.

История появления модели

Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.

ЗР 1984 №1 стр 05

ЗР 1984 №12 стр 06

Несмотря на начавшееся распространение переднего привода по всему миру, советские автомобилестроители относились к нему поначалу весьма скептически. Особые опасения вызывала возможность выпуска в СССР технологически-сложных комплектующих, вроде шарниров угловых скоростей. Очевидным было и то, что перспективному семейству необходим принципиально новый кузов. Классическое семейство, берущее начало от ФИАТ-124 стремительно устаревало, даже будучи модернизированным до версии ВАЗ-2105 — ВАЗ-2107.
Любопытно, что имя «Самара» первоначально предназначалось для западного рынка, а для внутреннего было придумано название «Спутник», но оно «не пошло», и вскоре все автомобили семейства получили шильдики «Самара» на задней двери.

Для отечественного автомобилестроения проект развивался весьма быстрыми темпами. Если в 1975 году было принято принципиальное решение о сотрудничестве, то уже в 1978 году построен первый образец, а в 1984 году автомобиль пошел в серийное производство. Интересно, что с этим первым образцом произошел казус. Машину собрали аккурат 31 декабря 1978 года, но завести двигатель тогда не удалось. Однако уже 2 ого января 1979 года конструкторы вновь приступили к испытаниям.
Машину разрабатывали по принятой немецкой системе. Проекту было присвоено наименование «Гамма», а каждому новому образцу серия с двумя нулями – 100, 200 и 300. Первая цифра серии отражала готовность того или иного экземпляра к серийному производству. При этом необходимо учитывать, что координация трех инжиниринговых площадок: Тольятти, Штутгарт и Турин проводилась без использования современных технологий передачи данных. Между тремя городами все время «курсировали» командированные специалисты разных компаний.


Наконец, в 1984 году производится опытная партия автомобилей. Журнал «За Рулем» подробно освещает это событие на своих страницах:

…Собственно, ВАЗ 2108 не просто новая машина, а первая модель принципиально нового по конструкции семейства автомобилей. Когда в 1978 году было утверждено а него техническое задание, предпочтение было отдано компоновочной схеме с передними ведущими колесами…
…Как показали всесторонние испытания и эксплуатация в разных климатических и дорожных условиях, ВАЗ 2108 не только резко отличается по своим потребительским качествам от других распространенных у нас машин. Он не уступает лучшим зарубежным аналогам своего класса. Машина хорошо приспособлена к эксплуатации в нашей стране и в этих условиях, можем смело сказать, превосходит иностранные образцы…

ЗР 1984 №11 стр 06

ЗР 1984 №11 стр 07

Во время испытаний на брусчатке отвалилась задняя подвеска. Начало восьмидесятых, вместо передка — камуфлирующая накладка

Испытатели вспоминали, что некоторые водители попадали в кювет, завидев на дороге такое чудо

Сотрудничество с Porsсhe

Так как машина должна была стать во многом революционной, решено было привлечь к её созданию западных партнеров. Велись переговоры с несколькими компаниями, но, в конечном счете, в качестве основного партнера была выбрана немецкая Porsche.
Вот как описывает принятие решения о сотрудничестве главный конструктор ВАЗа в 1975 – 1996 гг. Георгий Константинович Мирзоев в книге «Высокой мысли пламень»:

В 1975 году президент фирмы «Порше» Э. Фурманн встретился с В. Поляковым, тогда уже министром автомобильной промышленности СССР. И в разговоре отметил, что немецкое государство причинило много бед Советскому Союзу, развязав вторую мировую войну, и что это необходимо каким-то образом компенсировать.
В результате родилось соглашение между ВАЗом и фирмой «Порше» под эгидой Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) СССР.

Работа с партнером была рассчитана на три года, (1976-1978 гг.), плата составляла 500 тысяч дойчмарок в год. Помимо разработки «восьмерки», специалисты Porsсhe предложили прототип Нивы с алюминиевыми деталями оперения, модернизацию ВАЗ-2103, а также наработки по двигателям. В течение двух с половиной лет на Porsche находилась постоянно меняющаяся по составу группа специалистов ВАЗа, что позволяло инженерам и дизайнерам получать необходимый опыт и навыки для создания новой модели. В качестве консультантов по технологии производства, была привлечена дочерняя фирма ФИАТа UTS, хорошо знакомая с ВАЗом ещё по проекту ВАЗ-2101

Однако были ещё и десятки предприятий – поставщиков комплектующих по всей Европе. Можно сказать, что проект был международным. Ставки были высоки. Последним завоеванием ВАЗа в Европе тогда была Нива , которая разошлась по всему миру тиражом более 500 тысяч экземпляров и новая модель не должна была «ударить в грязь лицом».
В отличие от «начинки», к дизайну Спутника западные специалисты не имели никакого отношения. Образ рождался постепенно, и на этапе эскизной проработки экстерьером передней части напоминал даже американские Понтиаки тех лет.

Образец 1978 года и коллектив его создателей.

Обратите внимание на утопленные в боковины ручки дверей — позже от этого решения отказались. Существовала легенда, будто бы некий русский эмигрант с Порше подарил нашим инженерам ручку от модели 924. Впрочем, такие мифы не лишены оснований. Помимо очевидных плюсов, которое давало сотрудничество с мировым грандом инжиниринга, наша бюрократическая система часто «сбоила» и рождала неприятные прецеденты.

Вспоминает испытатель Константин Кукушкин:
…Предложенная фирмой конструкция боковой двери никак не хотела укладываться в норму. В. Филимонов и я долго бились с провисанием двери, переработав несколько вариантов.
В результате поиска получилась дверь, отвечающая всем нормам, и при этом на 200 г легче.
Об этом были написаны соответствующие отчёты и «форганги» Но нас по-прежнему заставляли «мучить» конструкцию, разработанную фирмой.
Когда же её в конце концов окончательно забраковали, фирма предложила новую – нашу, изготовленную нами год назад, прилизав её и облагородив внутреннюю панель. Дверь была принята как предложение фирмы!...

Бывали и забавные ситуации. Специалисты Порше предложили поставить соответствующий шильдик на тех деталях, к которым приложили руку. Однако советская сторона отказалась, и в итоге об участии именитой фирмы в создании автомобиля напоминали лишь заметки в журналах: «При участии немецких специалистов…»

Помимо разработки самого автомобиля и постановки его на производство, предстояло решить ещё массу организационных вопросов в отношении поставщиков. Ниже один из показательных примеров.

Вспоминает технолог А.Зевакин:
…С изготовлением остекления для новых автомобилей ВАЗ-2108 на Борском стеклозаводе сложностей было немало. Ветровое стекло и стекло двери задка были приняты к изготовлению без особых возражений. А вот освоение опускных стёкол дверей и окон боковины встретило сильное сопротивление стекольщиков…
…И только благодаря вмешательству Г. Мирзоева, который сумел договориться с их московским Главком, завод дал согласие изготовить пробную партию стёкол…

Такие проблемы были со многими комплектующими. Резиновые уплотнители для стекол, ударопоглащающие бамперы из стеклонаполненного полиуретана — все давалось «с боем». Советская промышленность по многим направлениям выходила с «восьмеркой» на новый уровень производства, но уровень этот давался очень нелегко.

Первоначально, семейство должно было включать в себя модели с двумя типами кузовов (трех- и пятидверный хэтчбек ) и тремя двигателями объемом 1.1, 1.3 и 1.5 литра, однако позже стала понятна и необходимость освоения седана , которое растянулось до 1990-ого года. Кроме того, на базе ВАЗ-2108 было создано целое семейство спортивных модификаций , а так же построены различные концепты

Автомобили-конкуренты


Seat Rondo (1982-1986)

Skoda Favorit (1987-1995) — аналог «девятки» даже внешне

В 1989 году «За рулем» «с некоторыми сокращениями» приводит тест английского журнала «Car», проведшего тест Форда Эскорта и «Восьмерки»

А вот тест журнала «Motor» со страницы diecast43 в ЖЖ

Экспорт и окончание производства

В 1990 году на Брюссельском автосалоне бессменный дилер советских автомобилей в Европе компания Scaldia – Volga представляет подготовленный к мелкосерийному производству стильный кабриолет Lada Natasha. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались успехом за счет демпинговых цен и, в целом, сбалансированной конструкции.

Lada Natasha

На автосалоне кроме вышеупомянутой Lada Natasha, фирма представила также рестайлинговую версию «восьмерки» Lada Carlota и «заряженную» Lada Samara RSI, созданную в отделе спортивных автомобилей ВАЗа. Пластиковый обвес изготовляла немецкая фирма Pichler, а тюнинговая фирма Mangoletti адаптировала под форсированный 1600-кубовый мотор «гоночную» систему впрыска, предусмотрев два варианта — мощностью 100 и 130 л.с. С первой «Мисс Россия» Машей Калининой в качестве хозяйки стенда Scaldia Volga и продукция АвтоВАЗа завоевала за рубежом определенную популярность.

После успеха Scaldia Volga и другие экспортеры автомобилей ВАЗ начинают разрабатывать рестайлинговые версии «зубила». Так, например, Норвежская компания «Конела-Норге-Бил», по примеру Lada Carlota, выпускает модель Lada Konelia. Она оснащала свои Лады альтернативной оптикой. Кстати, данное оформление передка напоминает ранние эскизы Пашко, приведенные выше.

Lada Konelia (Konela)в журнальной статье

Lada Konelia

Так как ВАЗ-2108 был не только автомобилем для внутреннего рынка, но и для внешнего, ему требовалась серьезная рекламная компания. Для продвижения новой модели фирма «Автоэкспорт» использовала самые передовые технологии – и рекламу в автомобильных изданиях, и создание видео – роликов и, конечно же, формирование спортивного имиджа марки. На этом стоит остановиться подробнее.

Французская реклама Самары

К началу девяностых передовая модель АвтоВАЗа начинает устаревать и завод теряет экспортные рынки.
Если в 1988 году АвтоВАЗ поставил за рубеж 306 641 автомобиль, то в 2008 году на экспорт было поставлено 106 562 штук. Однако данная статистика лукавит, т.к. до 80% поставок приходится на страны бывшего СССР, которые по понятным причинам раньше не считались экспортными рынками.

Попытка возобновить экспорт. Lada Baltic.

В 2004 году Лада-113 сменила в производстве ВАЗ 2108. На этом закончилась официальная история первого массового советского легкового переднеприводного автомобиля

Полезные ссылки

Модификации ВАЗ-2108
Подробные ТТХ
Спортивные модификации ВАЗ-2108
Экспериментальные модели ВАЗ-2108
ВАЗ-2109
ВАЗ-21099
ВАЗ-2113-2115
Ремонт ВАЗ-2108-21099

Книга «Высокой Мысли Пламень»
Сайт АвтоВАЗа ]


Статья подготовлена при участии Александра Астапенкова

wiki.zr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *