Пётр Великий (броненосец) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
«Пётр Великий»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Пётр I
Класс и тип судна Эскадренный броненосец
Порт приписки Кронштадт
Организация Балтийский флот
Изготовитель Верфь на Галерном острове
Строительство начато 1 июня 1869 года
Спущен на воду 27 августа 1872 года
Введён в эксплуатацию октябрь 1877 года
Выведен из состава флота 1959 год
Статус Разобран на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 9665 тонн проектное, 10 406 тонн фактическое
Длина 103,5 м
Ширина 19,2 м
Осадка 8,28 м
Бронирование Пояс в средней части 365—297 мм, в оконечностях 254—203 мм, бруствер 365 мм, башни 356 мм
Мощность 1877 — 6300 л. с.,
с 1881 года — 8296 л. с.
Скорость хода 1877 — 12 уз,
1881 — 14,36 уз
Экипаж 440 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 4 × 305-мм/20,
6 × 87-мм/24
После перевооружения в 1905—1906 гг.:
4 × 203-мм/45,
12 × 152-мм/45
Минно-торпедное вооружение 2 × 381-мм ТА (установлены позже)

ru.wikipedia.org

Броненосец «Петр Великий». 100 великих кораблей

Броненосец «Петр Великий»

Осенью 1855 г. на Черное море прибыли построенные во Франции броненосные плавбатареи. Несмотря на все свои недостатки, они оказались грозным оружием и в упорном бою принудили капитулировать русскую крепость Кинбурн. Началась эра броненосцев, причем каждая новая война подтверждала необходимость их наличия в составе флота. Российский императорский флот начал создание броненосных кораблей с 1861 г., но первоначально это были лишь мониторы и другие единицы береговой обороны. Довольно быстро на Балтике (на Черном море по условиям Парижского договора флот содержать не полагалось) появилась довольно сильная эскадра, пригодная для защиты подступов к Санкт-Петербургу. Но для действий за пределами Финского залива годился лишь один небольшой броненосец – «Князь Пожарский».

«Петр Великий»

Интерес российских моряков к созданию большого мореходного броненосца, сильно вооруженного и хорошо защищенного, существенно возрос после визита в Кронштадт летом 1866 г. американского монитора «Миантономо». Одним из главных энтузиастов броненосного кораблестроения стал контр-адмирал А.А. Попов – в недавнем прошлом участник Крымской войны, командующий одной из ходивших в Америку эскадр. Именно он в 1867 г. возглавил разработку проекта «монитора-крейсера», пригодного не только для обороны собственных берегов, но и для похода к чужим. Корабль, кстати, решили назвать «Крейсер».

Немалую проблему представлял выбор завода-строителя: в России еще не строили таких больших кораблей, водоизмещением около 10 000 т. Однако все трудности удалось преодолеть, и 1 июня 1869 г. на верфи Галерный остров состоялась закладка крупнейшего броненосца. Предусматривалось, что постройка корпуса займет два года. Любопытно, что торжественная церемония, посвященная официальной закладке, прошла лишь в июле 1870 г. К этому времени заводу Берда заказали изготовление паровой машины.

Стоящий на стапеле корпус в конце 1871 г. осмотрел известный британский кораблестроитель Э. Рид, предложивший внести несколько изменений в конструкцию. Неоднократно что-то менял и совершенствовал и сам Попов. В итоге подготовить корабль к спуску на воду удалось только к концу лета 1872 г., празднично обставленное мероприятие состоялось 27 августа. К этому времени будущий броненосец успели переименовать – в честь 200 летия со дня рождения Петра I корабль стал называться «Петр Великий». Более важным стоит признать то обстоятельство, что броненосец решили вооружать не первоначально планировавшимися гладкоствольными 508 мм «чудовищами», а самыми современными на тот момент 305 мм нарезными казнозарядными орудиями крупповского образца (официально – «двенадцатидюймовое орудие образца 1867 года»).

С изготовлением артиллерии русские заводы справились, а вот с броней возникли проблемы. Пришлось Морскому министерству заказывать броневые плиты в Великобритании. Получилось вполне удачно: англичане сделали все качественно и с очень незначительной задержкой. Единственный сбой возник при транспортировке, когда один из проходов, в числе прочих грузов доставлявший шесть броневых плит, затонул в Северном море во время шторма.

Для достройки броненосец перевели в Кронштадт. Там на корабль установили различные механизмы, оборудование, броню. Осенью 1874 г. состоялся первый выход на испытания, затем наступила зима. А летом 1875 г. начались проблемы с механизмами и особенно винтами. В итоге к моменту прекращения кампании броненосец стоял без винтов и с готовыми к установке, но не установленными башнями. В следующем году испытания продолжились, причем выявилось неудовлетворительное качество машин. В результате так и не удалось достичь проектной скорости. Чтобы повысить тягу в котлах, даже удлинили трубу на 6 м, что помогло мало. Лишь после того, как в 1881 г. в Англии полностью заменили машинно-котельную установку, а сам корабль отремонтировали, броненосец стал по-настоящему грозным кораблем.

Во время испытаний, состоявшихся в начале 1882 г., он имел следующие характеристики: водоизмещение – 9395 т; суммарная мощность обеих машин – 8296 л.с., средняя скорость – 14,36 узлов. Размерения – 103,5 ? 19 ? 7,6 (в полном грузу – 8,3) м. Бронирование: пояс в средней части – до 365 мм, бруствер – 365 мм, башни – 356 мм. Вооружение – четыре 305 мм орудия в двух башнях, шесть 87 мм пушек и два 381 мм торпедных аппарата. Экипаж – 440 человек.

В 1881—1882 гг. «Петр Великий» совершил длительное плавание в Средиземное море. Затем в течение 10 лет он нес обычную службу на Балтике, разнообразившуюся всевозможными учениями да установкой различной малокалиберной противоминной артиллерии. Зимой 1892—1893 гг. на броненосце заменили котлы. К этому времени стало понятно, что корабль быстро устаревает, его некогда могучая артиллерия утрачивает свое значение, а броня уже не способна противостоять снарядам новых пушек. Появилось несколько проектов модернизации броненосца, но по разным причинам ни один из них так и не воплотили в жизнь. С 1898 г. старый корабль находился в Кронштадте, его судьба решилась лишь в 1903 г.

«Петр Великий» решили превратить в учебно-артиллерийский корабль, сняв с него старые башни и броню. Работы начались в 1904 г., но Русско-японская война и последовавшая в ее ходе гибель флота, революционные потрясения, тяжелейшее финансовое положение Российской империи – все это не способствовало нормальному ходу работ. В результате капитальная перестройка завершилась лишь в 1907 г. С началом кампании 1908 г. Балтийский флот пополнил столь нужный для подготовки комендоров корабль, вооруженный четырьмя 203 мм, двенадцатью 152 мм, двенадцатью 75 мм, четырьмя 57 мм, восемью 47 мм, двумя 37 мм и двумя десантными орудиями.

В годы Первой мировой войны «Петр Великий» стал плавбазой подводных лодок и концу 1917 г. находился в Гельсингфорсе. Когда весной следующего года начался знаменитый Ледовый поход Балтфлота, корабль сумел благополучно перейти в Кронштадт, где и оставался до конца Гражданской войны. В мае 1921 г. его исключили из состава флота и сдали на хранение в порт, а затем превратили в «Блокшив №1». Во время печально известного наводнения 1924 г. блокшив выбросило на мель, но еще через три года его сняли и начали вновь использовать в качестве плавучего склада мин заграждения. С 1932 г. бывший броненосец получил новое обозначение – «Блокшив №4». Его служба в качестве плавучего склада и общежития продолжалась долго – до 1959 г., когда последовало решение о его сдаче на слом.

Постройка «Петра Великого» стала этапным событием для Российского флота, мощь корабля оценили моряки и кораблестроители всего мира. Английские газетчики даже стали утверждать, что разработка проекта была осуществлена их соотечественником – Эдвардом Ридом. Пришлось самому Риду – человеку заслуженному и не претендовавшему на чужие лавры, – выступать с опровержениями. Кстати, знаменитый кораблестроитель очень высоко оценил «Петра Великого» и даже заявил однажды, что тот: «…может совершенно свободно идти в любой английский порт, поскольку он сильнее, чем всякий из наших собственных броненосцев».

Стоит напомнить, что сегодня в строю находится другой «Петр Великий» – атомный ракетный крейсер.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев». Характеристики

В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.

Генеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин

Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.

Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.

Атомного крейсера должно быть много

Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.

Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

И один в море воин

Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий». Пусковые шахты комплекса Гранит

Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

Вооружение

Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

Ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.

Вертолёты Ка-27

Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

Радиоэлектронные средства

В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

Где сейчас «Пётр Великий»

«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.

www.techcult.ru

Как быстро наш крейсер «Петр Великий» победит американский линкор : diana_mihailova


"Попадание" "Москита".

Эксперты устроили виртуальный морской бой

«СТАЙНОЕ» ОРУЖИЕ

Американское издание The National Interest опубликовало статью, в которой рассмотрен виртуальный морской бой между линкором типа «Айова» и нашим крейсером типа «Киров». Kirov-class по коду НАТО – это русские тяжелые ракетные крейсера. Очевидно, имелся в виду тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

Мне сложно судить, почему выбор автора статьи Кайла Мизоками пал на эти два корабля, но описание «титанического сражения», в котором сойдутся эти два разные по классу и возможностям корабля, преподнесены в духе Голливуда.

Любого специалиста в области вооружения и техники для военного флота со второго абзаца статьи начинает коробить. Якобы линкор перехватил наш крейсер, который хотел перехватить корабельную ударную группу (КУГ) флота США. Звучит странно. Ведь наши корабли в одиночку на боевые задания не ходят, за американской КУГ будет охотиться наша ударная группа.

Автор статьи слабо представляет и возможности вооружения наших кораблей. Он пытается убедить читателя, что основной калибр «Айовы» окажется смертоноснее российских противокорабельных ракет «Гранит». Мизоками почему-то уверен, что все «Граниты» будут сбиты корабельной системой ПВО – зенитно-артиллерийским комплексом (ЗАК) Phalanx CIWS. Сразу скажу: это фантастика! 18 ракет на один корабль (именно столько обозначено в статье) – это слишком большой перерасход дорогостоящих высокоточных боеприпасов. А вот на КУГ противника – вполне оправданный.

Наша ракета 3М45 «Гранит» – «стайное» оружие. Причем внутри «стаи» ракеты между собой общаются, могут сообща выбирать наиболее «вкусные» цели. Это возможно благодаря СОИР (системе обмена информации между ракетами), БЦВМ (бортовым цифровым вычислительным машинам) и активным радиолокационным ГСН (головкам самонаведения).

Что видит одна ракета – увидят все остальные. После обнаружения группы целей вся «стая» разворачивается в ее сторону и движется к ней на предельно малых высотах (ниже 5 метров) со скоростью 1,5 Маха. В таких условиях возможности корабельных РЛС и ЗАК Phalanx CIWS весьма ограничены. Линкору класса «Айова» не поможет даже броня – 750 кг фугасно-проникающей боевой части (БЧ) «Гранита» гарантированно ее пробьют.

ОЧЕВИДНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Даже если случится невероятное и их линкор в бою на дальности действия «Гранитов» выживет, то к нашему крейсеру его не подпустят другие корабли российской КУГ. Это могут быть эскадренные миноносцы проекта 956 в количестве 4-5 единиц, вооруженные восемью противокорабельными ракетами «Москит» каждый. Одна ракета «Москит» – это 300 кг проникающей БЧ, дальность ее полета – 120 км. ЗАК Phalanx налет «Москитов» не по зубам.

Как американский автор не заметил такое очевидное преимущество нашей атаки перед их обороной? Все просто: статья написана в духе ведущейся сейчас против России информационной войны. Цель публикации – показать, как старичок ВМС США (давным-давно все такие линкоры выведены в резерв и стали музеями) может справляться с нашим кораблем. Читаем последний абзац: «В 1988 году корабль «Айова» проигрывает и уходит готовиться к другим сражениям. Однако... не все так плохо для американцев. «Киров» был вынужден использовать все свои ракеты против линейного корабля, который не был потоплен, и поэтому он не выполнил свою основную задачу: топить авианосцы США и уничтожать атлантические конвои НАТО. «Киров» возвращается в свой родной порт для пополнения запаса вооружений, но в результате действий сохранившихся авианосцев, возможно, уже не будет того порта, куда он мог бы вернуться».

Что тут сказать? Если коротко: глупость. Изучив ТТХ кораблей и их комплексов вооружения, незачем сравнивать несравнимое – артиллерийский линкор и ракетный крейсер. Скидку автору не делает даже отсылка к 1988 году.

Залп ПКР по корабельной ударной группе США мог бы составить до 40 противокорабельных ракет. Это примерно 40% арсенала группы. Остальная часть нашего арсенала может быть использована по тем самым авианосцам, которые вознамерились бы лишить наши корабли порта приписки.

НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХ

Подобные статьи в американских СМИ питают иллюзию «легкой победоносной войны», в которой ВМС США громят флот и базы противника, не неся потерь. Увы им. Недооценка, как и переоценка вооруженных сил противника одинаково вредны. Помимо этого, у большинства заокеанских стратегов есть надежда на то, что Россия ввяжется в истощающую ее экономику гонку вооружений, но и тут они ошибаются.

Мы не будем воевать с вероятным противником, который превосходит нас по количеству кораблей, традиционными методами «флот на флот». Мы будем уничтожать его корабли и подводные лодки современными противокорабельными комплексами на дальних подступах.

Наши ракетные комплексы «Калибр» уже показали высокую эффективность в Сирии. Помимо них, есть у нас и противолодочные варианты «Калибра» морского и воздушного базирования. А появление на боевом дежурстве новой гиперзвуковой ПКР «Кинжал» позволило повысить эффективность взаимодействия авиации и флота.

В рамках прошедшего военно-технического форума «Армия-2018» состоялся «круглый стол» корпорации «ОСК», где был обозначен главный вектор будущего развития нашего военного флота. Это – строительство крупных серий кораблей океанской и дальней морской зон действия, в том числе и универсальных авианесущих. А также сделан акцент на добавление в арсеналы ВМФ РФ гиперзвуковых ПКР и появление экранопланов, вооруженных такими ПКР. Вот таков наш ответ американской гонке вооружений.

Командование ВМФ России не строит иллюзий по поводу морских баталий и не играет в виртуальные морские бои. У нас один критерий истины – практика.

Откажутся ли страны НАТО от низкоуровневой пропаганды, задачей которой является принижение военной мощи России? Думаю, нет. Скорее вой станет еще громче. Но, как известно, собаки лают, а кильватерная колонна российского военного флота идет по морям-океанам уверенно.

Алексей Леонков, военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

diana-mihailova.livejournal.com

Первый «Петр Великий», или судьба броненосца по имени «Крейсер»

В первых числах июня 1869 года на стапеле петербургского Галерного острова начали неспешно монтировать стальные конструкции киля. Пройдет еще много времени, и на верфи вырастет приземистый низкобортный броненосец с одной трубой на центральной надстройке и двумя орудийными башнями, массивными и плоскими. Это был «Петр Великий», один из первенцев российского броненосного флота, прослуживший в строю более 80 лет.

Тип корабля при проектировании был обозначен как «монитор-крейсер» (мореходный монитор). Несмотря на то, что корабль обозвали «монитором», он имел отличную мореходность, что позволяло использовать его не только в прибрежной зоне, но и в океанских плаваниях. Задача ставилась так: создать бронированный корабль с защищенной башенной артиллерией, который мог бы угрожать коммуникациям противника, а также нападать на рейды портов и морских баз. С этим связано и его первоначальное имя — «Крейсер». «Петром Великим» он стал только в 1872 году, а эскадренным броненосцем — в 1892 году.

«Петр» был инновационным кораблем для своего времени. Он не был каким-то фантастическим творением, перед которым почтительно склонились бы, скажем, умелые британские корабелы и инженеры. Но лучшим английским образцам подобного типа он не уступал, более того — считался одним из сильнейших кораблей своего времени. И самое главное — он был первым таким кораблем для русского флота, только-только вступавшего в гонку морских вооружений после унизительного Парижского договора 1856 года, запретившего стране иметь флот на Черном море.

Для того, чтобы диктовать ведущим мировым державам свое право владеть морями, Россия должна была иметь современный броненосный флот с мощной артиллерией. С «Петра Великого» такой флот и начался по-настоящему.

До того флот уже получил некоторое количество бронированных и башенных кораблей. Это были двух- и трехбашенные броненосные фрегаты, а также канонерские лодки и маломореходные мониторы с башенной артиллерией. Но полноценный мореходный бронированный линкор, каковым и был «Петр Великий», Россия строила впервые. По насыщенности новыми машинами и механизмами корабль не имел себе равных в нашем флоте.

Первоначально на корабль планировалось поставить четыре чудовищные 508-мм гладкоствольные чугунные пушки с дульным заряжанием. Гладкие стволы доживали свои последние годы, все больше раздувая калибр, чтобы бороться с кораблями, стремительно обраставшими броней, от которой рикошетировали еще недавно разрушительные ядра.

508-мм «чугунку» даже сделали и испытали. Однако параллельно с этим русские военные наблюдали блестящие испытания 280-мм нарезного орудия Круппа с хорошей точностью и огромной по тем временам начальной скоростью снаряда.

Рассматривался вариант вооружения такими пушками «Петра», но русский Обуховский завод взялся впервые в отечественной истории сделать 305-мм нарезное орудие с длиной ствола в 20 калибров. Вышла удачнейшая пушка, «12-дм орудие образца 1867 года», как его назвали. В 1874 году орудия были смонтированы на «Петра».

Корабль строился мучительно долго. Так бывает с теми, кто «совсем-совсем первый». Начатый сооружением в 1869 году, официально заложенный лишь год спустя, он вошел в состав флота лишь осенью 1876 года.

На нем учились. Строить «Петров» серией не пришлось: все силы были брошены на извлечение опыта из постройки и эксплуатации капризного первенца.

Опыт был бесценен: российский флот еще никогда не имел дела с подобными кораблями.

В 1882 году Россия примет так называемую «20-летнюю программу» строительства большого флота. На Балтике заложат «Александра II» и «Николая I», на Черном море — «Екатерину II», «Чесму», «Синоп», «Георгия Победоносца». Впереди было строительство «Двенадцати апостолов», «Гангута» и «Наварина», «Трех святителей» и «Сисоя Великого», потом броненосцев типа «Полтава», «Победа», «Бородино». Россия выходила в океан своими силами.

А «Петр Великий» служил себе на Балтике. В 1892 году «монитор» стал «эскадренным броненосцем», но к тому времени корабль, вполне крепкий, уже начал морально устаревать: гонка вооружений продвинула технологии вперед.

С 1903 года «Петр» стал учебным артиллерийским кораблем, после перевооружения в 1906 году старые 305-мм орудия сменили на более современные 203-мм. Корабль активно использовали для подготовки флотских артиллеристов.

В годы Первой мировой «Петр Великий» — плавбаза балтийских подводных лодок. Гражданскую войну и разруху корабль пережил тяжело, фактически он был разукомплектован до самого корпуса. В 1921 году его официально исключили из состава флота и передали кронштадтскому порту под скромным именем «блокшив № 1» (с 1932 года «блокшив № 4»). Корабль был складом и даже плавучей казармой. В 1959 году его в преклонном возрасте сдали на слом.

На этом все? Наверное. Кораблей с таким именем в российском флоте больше не было, если не считать пассажирского парохода «Император Петр Великий».

До 1992 года, когда строившийся в Ленинграде атомный крейсер «Юрий Андропов» был переименован в «Петра Великого». История продолжается.

defendingrussia.ru

Линейный корабль петр великий (фан) — О самолётах и авиастроении

Наконец, последняя статья из серии про русские сверхдредноуты и дредноуты. Но, данный корабль возможно назвать и первым русским настоящим линкором – быстроходный и мощно защищенный, превосходно вооруженный, он возможно есть лучшим кораблем в мире в моей альтернативе. Помимо этого, мне, возможно, удалось отрисовать его как раз таким, каким он мне представлялся – суровым и красивым, почему он мне чертовски нравится.

Что ж, начну сказ о нем.

История проекта

Так бы смотрелся линейный корабль, строй Костенко его по начальному настоящему проекту

Проектирование дредноутов следующей по окончании Дмитрия Донского серии началось в сложной обстановке. В 1913 году погиб морской министр Невский, до последнего державший в собственных руках металлической хваткой целый флот. Как раз благодаря ему флот не впал в стагнацию и развивался , и в то время, когда его не стало, многие насторожились – от выбора преемника Невского зависело все.

Таковым, при помощи премьера самого императора и Столыпина Николая II стал Н. Л. Кладо, ученик Невского, один из ведущих всей Европы и теоретиков России. Он хоть и владел более мягкой манерой ведения дел, но был столь же передовым и здравомыслящим человеком, неизменно разбирающим развитие флотов мира. Он, как и Невский, принялся деятельно вмешиваться в дела проектирования судов, стремясь воспрепятствовать вероятному разброду их особенностей и типов кораблей.

Его первым большим детищем среди новостроев стал проект, названный в честь великого предка семейства Романовых – императора Петра I Великого.

Петр Великий по окончании вступления в строй, Балтийское море, 1922 год

Первоначально проект разрабатывался под началом И. Г. Бубнова, но после этого работы над ним перехватил второй кораблестроитель, восходящая звезда Русского флота В. П. Костенко. Наряду с этим морской министр Кладо поставил к нему дополнительные требования – обеспечить высокую скорость хода и линейно-возвышенное размещение башен ГК.

Рекомендовалось покинуть четырехорудийные башни – что делало линейный корабль мировым фаворитом по огневой мощи (догнать его по этому показателю сможет только японский Ямато). Определенные неприятности появились с артиллерией – 130/55-мм калибр в качестве противоминного уже мало удовлетворял требованиям моряков, а орудий большего калибра очевидно не было под рукой.

Помимо этого, из-за войны с Японией, а после этого и с Германией Обуховский завод был завален заказами, почему не обеспечивал производство и своевременную разработку 152/50-мм орудий. В следствии было решено покинуть 130-мм пушки на корабле, при случае заменив их на более замечательные. Уже на протяжении достройки в проект был внесен маленький апдейт, и линейные корабли взяли возможность нести на борту два гидросамолета-разведчика.

Но, катапульты для них не предусматривалось, в следствии для запуска требовалось сперва спустить птичку краном на воду, что на практике выливалось в значительную проблему и употреблялось редко.

Постройка судов началась в 1916 году, в самый разгар Первой Мировой. Не обращая внимания на то, что были заложены 4 единицы, постройка их велась медлительно – все деньги съедал армия и действующий флот.

В следствии в 1918 году удалось спустить на воду одного только Пересвета, в 1919 — Петра Великого, а Громобоя – и вовсе в 1921. Рюрик так и остался на стапелях – денег на его достройку не было ни на протяжении войны, ни по окончании нее, в то время, когда волна пацифизма на время накрыла правительство и общество, и армии и финансирование флота было очень сильно урезано. До Вашингтонской конференции удалось достроить только один корабль — головного Петра Великого, и представителям России так и не удалось добиться права на достройку хотя бы еще одного корабля (действительно, в сложившихся условиях и без того удалось добиться достаточно удачных условий) в качестве линейного корабля, а Пересвет и Громобой было нужно перестраивать в авианосцы. Так, Петр Великий стал самым замечательным – и единственным в собственной серии – линкором Российского Императорского флота.

Петр Великий по окончании прибытия на Дальний Восток, 1924 год

Во времена Интербеллума Петр Великий стал настоящей визиткой флота, гордостью всей страны и могучим властелином океанов – ему просто не было равных. Кое-как до его уровня имели возможность дотянуть только последние американские сверхдредноуты и английские Нельсоны, но и они все равно уступали ему в скорости хода и весе залпа.

Приземистый, грозный вид русского корабля, четырехорудийные башни главного калибра и две высокие дымовые трубы на долгое время стали предметом восторга не только обитателей России, но и чужестранцев. Петру Великому будет уготована богатая на события жизнь – в первой половине 20-ых годов XX века он станет флагманом Тихоокеанского флота. в 1929 под флагом адмирала Колчака он возвратится на Балтику, дабы его матросы участвовали в подавлении Мартовского путча, что наконец-то завершит продолжительный четырехлетний период политической нестабильности в империи и возведет на трон императрицу Марию I вместо больного императора Алексея, выступавшего в роли марионетки собственных советников. Так, линейный корабль станет одновременно и лицом обновления России, которое снова поставит страну на путь укрепления и быстрого развития.

Возвратится армии и престиж флота, вооруженные силы начнут укрепляться – что разрешит им выдержать одновременный натиск с Запада и с Востока в будущей войне. Линейный корабль пройдет большую модернизацию в 1934-1939 годах и снова возглавит Тихоокеанский флот на протяжении сражений Второй мировой, на протяжении которой он с честью пройдет не одно сражение.

По окончании войны, при сокращении флота многие пробовали разрешить войти на слом столь прославленный корабль, но им не удалось – в следствии Петр Великий был поставлен кораблем-монументом во Владивостоке, а финансирование его содержания брало на себя государство. В том месте вы имеете возможность отыскать данный прославленный корабль и сейчас (ага, раскатал губу).

«Петр Великий», Адмиралтейский завод, Петербург – 15.03.1916/18.09.1919/1921

«Рюрик», Адмиралтейский завод, Петербург – 21.11.1916/не достроен

«Пересвет», Балтийский завод, Петербург – 15.03.1916/20.11.1918/достроен как авианосец

«Громобой», Балтийский завод, Петербург – 03.04.1919/18.05.1921/достроен как авианосец

Что я сделал с настоящим проектом Костенко

Возможно, последние статьи нагрузки на моей практике. Указанные 45500 тысячь киллограм — обычное водоизмещение линейного корабля.

В первую очередь, была переработана схема бронезащиты. Она у изначального проекта могла -то не самой плохой, быть может кроме того и весьма хорошей (Я затрудняюсь давать оценку, больно нестандартна), но – на прошлых линкорах я последовательно развивал и усиливал собственную, более обычную схему бронезащиты.

На Петре я усилил защиту палуб до 50+100 мм в пределах цитадели и 25 мм вне ее пределов, 350-мм пояс с 100-мм носовым продолжением и 200-мм кормовым (в том месте получается необычная вторая цитадель, защищающая приводы рулей). Усилена ПТЗ – она получила громадную глубину. На корабле совсем пропали противоосколочная переборка и верхний пояс – практически такая бронезащита есть уже чем-то наподобие все либо ничего, лишь с громадным вниманием к защите корпуса в оконечностях.

Наряду с этим нижний край пояса сужается до 200 мм (особенность пояса исходного проекта Костенко, к внешнему поясу я миллиметры).

Мидель Петра Великого

Оружие осталось на уровне Дмитрия Донского – усиливать либо ослаблять его не видел смысла. Самым спорным моментом Петра Великого есть ЭУ – дело в том, что удельную мощность новой ЭУ я брал у американского линейного крейсера Лексингтон – он хоть и приблизительно современник Петра, но владеет для собственного времени легко зашкаливающей мощностью при малом весе. Не знаю, как вероятно запихнуть такое в корпус моего корабля, но такая ЭУ была необходимым условием для развития скорости хода в 28 узлов.

Схема бронезащиты Петра Великого

Тактико-технические характеристики линкора Петр Великий

Петр Великий в экспериментальной камуфляжной окраске, Тихоокеанский флот, 1928 год. Как раз в таковой окраске линейный корабль отправится на Балтику, где примет участие в подавлении Мартовского путча. Позднее элементы данной окраски станут стандартным корабельным камуфляжем армейского времени Российского Императорского флота на всех ТВД.

Водоизмещение: 43 950/48 450 тысячь киллограм

Размерения: 254,1х35,5х9,1 м

Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА Эриксона, 20 котлов Шухова, 120 000 л.с. = 28 узлов

Запас горючего: 1485/3900 тысячь киллограм нефти

Дальность: 6900 миль (18 узлов)

Броня: пояс 100-350 мм, траверзы 100-375 мм, башни 350-400 мм, крыши башен 200-250 мм, барбеты 250-350 мм, средняя палуба 25-50 мм, нижняя палуба 100 мм, ПТП 40+10 мм, рубки 250-400 мм, коммуникационные трубы 70 мм

Оружие: 12 406/45-мм, 24 130/55-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушки, 2 гидросамолета

Экипаж: 46/1296 человек

Еще один экспериментальный камуфляж, Тихоокеанский флот, 1926 год. Был попыткой реанимировать стандартную оливковую окраску, которая подвергалась резкой критике по окончании ухода флота из Порт-Артура. Позднее станет базой для тропической окраски судов Тихоокеанского флота.

От автора

Принципиальный момент – тут и дальше манера подачи ТТХ пара изменится. Так, водоизмещение будет подаваться в виде стандартное/обычное для судов послевоенной постройки (в смысле, по окончании ПМВ).

Осадка же в ТТХ будет указываться при обычном водоизмещении – дело в том, что на большинстве чертежей, что я встречал, водоизмещение дается как раз при обычном водоизмещении, почему у меня уже вся манера рисования отталкивается от того, что на картинках углубление дается при обычном водоизмещении. Помимо этого, мне не очевидно, что и как и в то время, когда дается осадка в большинстве случаев в справочниках.

Похоже, в том месте полный разнобой – по одному кораблю осадку смогут дать при обычном водоизмещении, По другому – при стандартном, по третьему – при полном, и все без указаний конкретики. У меня же будет одна осадка – та, что на картинках, т.е. при обычной нагрузке.

Как-то вот неожиданно оформилась вся линейка развития эсминцев России от финиша РЯВ и до 1945 года. Возможно, будет еще цикл статеек по ним (всего 12 типов, 3-4 статьи). По крайней мере, ТТХ и графический материал у меня уже имеется.

По большому счету, Наверное, выкладка исторической части ФАНа снова откладывается на какое-то время – меня очень сильно пробило на суда времен ВМВ. В даный момент уже тружусь над тяжелыми крейсерами, и готовы заготовки по крейсерской ветке РИФа в промежутке между 1905 и 1922 годами. Помимо этого, перед публикацией истории альт-РЯВ я потерял два серьёзных момента – в частности статью по крейсерам III ранга (Владивостокский отряд). и статью по первым подводным лодкам РИФ.

Без них затевать дурной тон, а материал по ПЛ я еще кроме того не начинал заготавливать (что сделать, ну не занимателен мне данный класс судов).

И да, последнее. Мало жалко, что сайт урезает кроме того весьма легкие боковики судов. В том месте самая красота, в то время, когда они в исходном масштабе показываются, но гиганты наподобие Петра Великого не влезают в большую ширину, разрешённую тут – 1680 пикселей.

Вследствие этого многие моменты пара смазываются, и выглядит уже не так симпатично.

Самый мощный надводный корабль в мире Петр Великий Надводные атомоходы России

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Линейные корабли типа император николай i (фан)

    Хорошего времени дней, коллеги, и это снова я. Сейчас моя статья посвящена следующему типу линкоров-дредноутов Российского Императорского флота,…

  • Линейные корабли типа измаил (фан)

    Публикую собственные перепилы русских дредноутов. На этот раз займусь Измаилом, что у меня стал линейным кораблем, а не линейным крейсером. Статья,…

  • Линейные корабли типа дмитрий донской (фан)

    Хорошего времени дней, глубокоуважаемые сотрудники. Продолжаю публикацию линейки развития дредноутов Российского Императорского флота, и на очереди у…

  • Винтовые линейные корабли типа победа

    Хорошего времени дней, коллеги. Что-то меня понесло в дали дальние, но такие родные для нас, жителей бывшей России. Обращение отправится о паровых…

  • Вопросы, касающиеся линейных кораблей kriegsmarine

    Этот материал является пара сокращенный перевод главы 2.2. «Die Schlachtschiff-Frage» книги Guntram-а Schulze-Wegener «Die deutsche Kriegsmarine Rustung…

  • Тяжелые крейсера? нет карманные линейные корабли по-японски.

    Задумывал тему, как Япония весьма заинтересовалась германскими крейсерами типа Дойчланд (карманными линейными кораблями), и решила строить личные…

stroimsamolet.ru

Атомный крейсер Петр Великий

История создания тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Петр Великий» уходит на полвека назад. Тогда в 1964 году для защиты дальних морских рубежей от подводных лодок вероятного противника было решено создать противолодочный корабль водоизмещением 8000 тонн. Для достижения максимальной автономности и возможности работы в удаленных морских и океанских районах этот корабль планировалось оснастить ядерной энергетической установкой. Но последовавшее затем бурное развитие атомного подводного флота позволило подводным лодкам оторваться от прибрежной зоны, выйти в открытый океан и стать почти неуязвимыми для тогдашних противолодочных сил.

Советскому морскому командованию пришлось пересмотреть концепцию борьбы на море и создавать оперативные корабельные соединения, которые патрулировали бы в районах наиболее вероятного появления подводных лодок противника. В свою очередь противолодочные соединения требовали собственной охраны, которую должен был обеспечивать мощный многоцелевой крейсер. В дальнейшем концепцию развили еще дальше, и в корабельную группу решено было добавить крупный авианесущий корабль с ядерной энергетической установкой. Под эту связку и начали прорабатывать 2 проекта: крейсер типа «Орлан» и авианосец типа «Ульяновск». Атомный «Ульяновск» мог заменить переходный тип – тяжелый авианесущий крейсер типа «Адмирал Кузнецов». Главным конструктором проекта «Орлан» был назначен Б.И. Купенский.

Основной задачей проектируемых тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 должна была стать защита советских и союзных им морских соединений от атак противника надводными и подводными кораблями, а также с воздуха. Причем, благодаря атомной энергетической установке, он мог работать в самых удаленных районах Мирового океана.

Согласно стратегическим замыслам планировалось построить пять подобных кораблей. Правда, до распада Советского Союза удалось построить только четыре: «Киров», «Фрунзе», «Калинин», «Юрий Андропов». Три из них служили на Северном флоте («Киров», «Калинин», «Юрий Андропов»), а один – «Фрунзе» – отправился на Тихоокеанский флот. 22.04.1992 года все эти корабли были переименованы. «Фрунзе» стал «Адмиралом Лазаревым», «Киров» – «Адмиралом Ушаковым», «Калинин» – «Адмиралом Нахимовым». Достраивающийся на Балтийском судостроительном заводе «Юрий Андропов» получил наименование «Петр Великий».

Рухнувший Советский Союз похоронил и все существовавшие на тот момент концепции борьбы за господство в Мировом океане. Наступивший вслед за этим финансовый кризис привел к тому, что не ремонтировавшиеся годами тяжелые крейсера постепенно вышли из строя. Тяжелые времена сумел пережить только самый молодой из «Орланов» – «Петр Великий», на котором только 18.04.1998 года был поднят Андреевский флаг.

Но, даже оставшись в одиночестве, данный корабль представляет серьезную опасность для своих противников. Аналитики подсчитали, что чтобы гарантированно уничтожить этот тяжелый крейсер понадобится 4 (!) ударные авианосные группировки, причем после боя реально выживет только один авианосец.

Эти предсказания аналитиков имеют под собой твердую почву. В крейсер, полное водоизмещение которого составляет 26 000 тонн, вмещено столько оружия, сколько до этого не брал на борт ни один корабль мира. А все это произошло благодаря тому, что советские адмиралы хотели иметь у себя максимально универсального «бойца», выполняющего самый широкий круг задач. Аналогов ему за рубежом нет, и они не скоро появятся, ибо программа разработки перспективного крейсера в США полностью заглохла из-за недостатка финансирования. Другие же страны подобные корабли построить физически не могут.

Главным оружием «Петра Великого» являются 7-тонные противокорабельные ракеты П-700 «Гранит», которые на скорости в 2,5 М могут доставить 750-килограммовую боеголовку на 600-километровое расстояние. Она может быть заменена специальной боевой частью с ядерным зарядом мощностью 500 кт. Ни один авианосец и сопровождающие его корабли не сможет выдержать залпа этих сверхмощных ракет, поэтому крейсер и получил прозвище «убийца авианосцев». Дополняет наступательный арсенал башенная универсальная двухорудийная 130-мм установка. Ее дальнобойность превышает 22 километра при скорострельности 20-35 выстрелов за минуту.

Мощное зенитное вооружение, включающее в себя как зенитные ракеты, так и артиллерийские установки, позволяет защищаться кораблю на всех дальностях. Дополняют защиту корабля от противокорабельных ракет и авиации противника системы пассивной защиты и радиоэлектронной борьбы. Не забыли конструкторы и об изначальной задаче корабля – борьбе с подводными лодками. Для этого тяжелый крейсер оснастили мощнейшим противолодочным оружием, включающим в себя ракеты, торпеды, установки ложных целей и противоторпедное оружие. Дополнением противолодочного вооружения служат три вертолета Ка-27ПЛ.

С самого своего вступления в строй Военно-Морского флота «Петр Великий» начал активно участвовать в морских походах. Он принимает участие в морских учениях, ходит в дальние плавания с заходом в иностранные порты, борется с сомалийскими пиратами (хотя как раз это не относится к его прямым обязанностям). К самым последним из них относятся учения в Северном Ледовитом океане с заходом на Новосибирские острова.

Некоторые скептически настроенные специалисты, правда, утверждают, что крейсер в современных условиях не сможет успешно противостоять новейшим боеприпасам или старым линкорам типа «Айова». Ответом им может служить то, что толстобронные «Айовы» уже списаны, а новейшие боеприпасы еще надо каким-то образом доставить к цели. Кроме того, важность и нужность кораблей проекта 1144 подтверждает факт подписания контракта на проведение ремонта и модернизации старшего брата «Петра Великого» – крейсера «Адмирал Нахимов», почти пятнадцать лет ожидающего планового ремонта у стенки «Севмаша». Тактико-техническое задание на проведение этих работ утверждено в Министерстве обороны. Предполагается, что работы по ремонту и модернизации «Нахимова» начнутся уже в 2014 году и должны завершиться в 2018-м. Как раз к тому моменту полным ходом будет реализовываться программа строительства новейших российских авианосцев, и, похоже, что тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» сможет, все-таки, приступить к своим прямым обязанностям – завоеванию совместно с отечественными авианосцами превосходства в Мировом океане.

yach.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о