Последний бой линкора «Кирисима» | Warspot.ru

Кровавая пятница 13 ноября 1942 года завершилась поражением японского флота. Вице-адмирал Абэ Хироакэ потерял линкор «Хиэй» и два эсминца, не выполнив свою главную задачу — обстрел аэродрома Хендерсон-Филд. Американцы тоже понесли тяжёлый урон: соединение адмирала Дэниела Каллахэна (оперативные группы 67.4 и 62.4) было разгромлено и вышло из боя. Конвой японских транспортов продолжал движение к Гуадалканалу, для его безопасной проводки требовалось нейтрализовать аэродром Хендерсон-Филд.

Последние козыри сторон

В руках вице-адмирала Уильяма Хэлси оставались 16-е и 64-е оперативные соединения, в том числе авианосец «Энтерпрайз», а также два главных козыря, о наличии которых японцы не подозревали — новейшие линкоры «Вашингтон» и «Саут Дакота». Не зная о них, адмирал Ямамото решил продолжать выполнение главной задачи, причём прежними силами. Он приказал командующему 2-м флотом вице-адмиралу Кондо Нобутакэ организовать обстрел аэродрома в ночь с 14 на 15 ноября, одновременно прикрывая шедший к Гуадалканалу конвой с частями 38-й пехотной дивизии.

Вице-адмирал Кондо Нобутакэ.
zeljeznice.net

Вечером 13 ноября адмирал Кондо с авианосцем «Дзуньё», линкорами «Конго» и «Харуна», тяжёлыми крейсерам «Атаго», «Такао» и «Тоне», лёгким крейсером «Сендай» и тремя эсминцами находился в районе атолла Онтонг-Джава — к северу от Соломоновых островов и примерно в 500 милях восточнее Рабаула. Юго-западнее него, в районе острова Шортленд, находилось Соединение Внешних Южных морей вице-адмирала Микавы Гунити — тяжёлые крейсера «Майя», «Судзуя», «Тёкай», «Кинугаса» (7-я дивизия крейсеров), лёгкие крейсера «Исудзу» и «Тенрю», а также восемь эсминцев. Соединение эсминцев прикрытия адмирала Танаки сопровождало конвой из 12 транспортов, шедший к Гуадалканалу по проливу Нью-Джорджия (американцы называли его «Слот» — Щель). Конвой должен был достичь острова после заката 14 ноября.

Однако Кондо так и не решился бросить в бой все свои силы. «Конго», «Харуну» (3-я дивизия линкоров) и «Тоне» он оставил возле Онтонг-Джавы, взяв с собой только два тяжёлых и один лёгкий крейсера. Далее к его Ударному соединению присоединились остатки сил адмирала Абэ — линкор «Кирисима», крейсер «Нагара» и 6 эсминцев, остальные эсминцы вступили в охранение конвоя транспортов.

Неудача адмирала Микавы

Получив приказ на обстрел, крейсерское соединение Микавы двинулось на юго-восток по проливу Слот, чтобы обстрелять аэродром Хендерсон-Филд в ночь с 13 на 14 ноября (до подхода остальных сил и транспортного конвоя). Тем временем вечером 13 ноября (в 19:15) 64-е оперативное соединение контр-адмирала Уиллиса Ли (два линкора и четыре эсминца) отделилось от группы авианосца «Энтерпрайз» и двинулось на север со скоростью 26 узлов. Сам авианосец и сопровождавшие его корабли (16-е оперативное соединение) тоже двинулся к северу, чтобы иметь возможность прикрыть корабли у Гуадалканала своими самолётами.

Действия японских сил днём 14 ноября 1942 года. Воздушные атаки по соединению вице-адмирала Микавы (7-я дивизия крейсеров) и Транспортной группе адмирала Танаки.
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Однако линкоры адмирала Ли находилось слишком далеко, чтобы успеть перехватить крейсера Микавы, вышедшие к острову Саво уже через полчаса после полуночи на 14 ноября. С 2:20 до 3:40 Соединение Обстрела адмирала Нисимуры (тяжёлые крейсера «Тёкай», «Майя» и «Судзуя», нёсшие по десять 203-мм орудий) выпустило по аэродрому 1370 фугасных снарядов. Их поддерживали эсминцы «Мотидзуки» и «Амагири», а остальные корабли Микавы прикрывали крейсера с запада. В это время американские торпедные катера с Тулаги трижды атаковали японское соединение, но успеха не добились — японцы даже не заметили этих атак.

С восходом солнца крейсера Нисимуры отошли на запад и в 8 часов утра присоединились к остальным кораблям Микавы. Буквально через несколько минут японцев атаковали пикировщики с аэродрома Хендерсон — несмотря на обстрел, он продолжал функционировать. Вскоре к ним присоединились самолёты из авиагруппы «Энтерпрайза».

В 8:36 старый крейсер «Кинугаса» получил прямое попадание в носовую башню, ещё несколько бомб разорвалось рядом. На корабле начались пожары; примерно через час команде удалось справиться с ними, но тут «Кинугасу» атаковали ещё три бомбардировщика. От нескольких близких разрывов машины крейсера вышли из строя, корабль потерял ход, и командир отдал приказ покинуть его. В 11:22 «Кинугаса» затонул в 15 милях к востоку от острова Рендова, погиб 51 человек.

Тяжёлый крейсер «Тёкай» был повреждён несколькими близкими разрывами, а в «Майя» врезался подбитый американский самолёт: было повреждено зенитное орудие, торпедный аппарат и два прожектора, погибло 37 человек. Лёгкий крейсер «Исудзу» также был повреждён близкими разрывами и потерял ход. Его отбуксировали к Шортленду, затем он своим ходом ушёл на Трук, а оттуда в метрополию, где до конца апреля ремонтировался в Йокогаме.

Ставки повышаются

Получив донесение о том, что американские самолёты с Хендерсон-Филд продолжают действовать, адмирал Ямамото приказал нанести по нему ещё один удар — теперь кораблями Кондо и остатками соединения Абэ. Японцам приходилось повышать ставки, ведь на кону стояла судьба конвоя, который мог стать лёгкой добычей для американской авиации.

Американский пикирующий бомбардировщик SBD-3 «Даунтлесс».
collections.naval.aviation.museum

Уже в 8:30 американские самолёты-разведчики обнаружили японское транспортное соединение севернее острова Нью-Джорджия и сообщили, что оно вновь повернуло к Гуадалканалу. Ещё до полудня два самолёта с «Энтерпрайза» атаковали японские транспорты и, по докладам лётчиков, повредили два из них. Тем не менее Хэлси не хотел рисковать и приказал перебросить авиагруппу «Энтерпрайза» на Хендерсон-Филд, а самому авианосцу отойти южнее, чтобы не попасть под возможные японские атаки: американский адмирал знал, что у Кондо где-то имеется авианосец.

Решение Хэлси оказалось неудачным: аэродром испытывал острую нехватку персонала и оборудования, лётное поле было перепахано японскими снарядами. Поэтому взлёт и посадка оказались затруднены, а бомбы приходилось таскать к самолётам вручную. Тем не менее уже около 13 часов первая группа базовых самолётов (17 пикировщиков «Даунтлесс», восемь торпедоносцев «Эвенджер» и восемь «Летающих крепостей» с Эспириту-Санто под прикрытием восьми истребителей «Уайлдкэт») атаковала японский конвой. Были потоплены два транспорта, ещё один получил повреждения и был вынужден вернуться к острову Шортленд.

Действия американской авиации против транспортной группы адмирала Танаки в проливе Нью-Джорджия днём 14 ноября 1942 года.
ibiblio.org

В 14:30 появилась вторая волна — 24 «Даунтлесса» из эскадрилий «Энтерпрайза» и восемь «Летающих крепостей». Им удалось повредить ещё один транспорт, который тоже «сошёл с дистанции». В 15:30 прибыла третья волна — пять «Даунтлессов» и восемь «Летающих крепостей», они потопили два транспорта. Последний налёт состоялся в 17:15 севернее островов Рассел. В нём участвовали 17 «Даунтлессов» и четыре «Летающие Крепости», которым удалось повредить один транспорт. Судьба ещё одного транспорта остаётся неизвестной — он либо был повреждён по дороге, либо отстал от конвоя ещё до начала налётов.

У островов Рассел адмирал Танака задержался — либо не желая рисковать последними четырьмя транспортами, либо ожидая темноты. Лишь около 8 часов вечера он возобновил движение к Гуадалканалу, до которого оставалось всего 50 миль.

Линкоры открывают огонь

Тем временем за световой день 14 ноября линкоры адмирала Ли достигли Гуадалканала. К 21 часу 64-е оперативное соединение находились в 9 милях к западу от мыса Эсперанс. Поджидая противника, Ли двинулся на север, затем обогнул остров Саво и развернулся обратно к Гуадалканалу. Его корабли были выстроены в единую колонну: первыми шли четыре эсминца, «Вашингтон» и «Саут Дакота» держались сзади.

Первая фаза боя у Гуадалканала (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Корабли Кондо выходили к Гуадалканалу с северо-востока. Японский адмирал понимал, что противник находится где-то поблизости, поэтому направил вперёд дозор — 19-й дивизион 3-й эскадры эсминцев контр-адмирала Хасимото Синтаро в составе лёгкого крейсера «Сендай» и трёх эсминцев. В 22:10 «Сендай» находился в 10 милях к северо-востоку от острова Саво, когда его наблюдатели заметили американские корабли в 5 милях слева по носу. Хасимото решил разделить свои силы: он приказал эсминцам «Аянами» и «Уранами» обогнуть остров Саво справа и атаковать американцев с запада.

Остальная часть Ударного соединения Кондо представляла собой «сборную солянку»: здесь были остатки 11-й дивизии линкоров («Кирисима»), 4-я дивизия крейсеров и фрагменты четырёх дивизионов эсминцев из двух разных эскадр. Получив донесение об обнаружении противника, адмирал Кондо отделил от своей эскадры крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами под командованием контр-адмирала Кимуры и тоже послал их обойти остров Саво с запада. Теперь при нём остались только два эсминца, которые шли первыми, за ними следовали тяжёлые крейсера «Атаго» и «Такао», а линкор «Кирисима» замыкал колонну.

Бой у Гуадалканала: состав эскадр противников.
М. Морозов, Е. Грановский. Гуадалканал! Часть 2

Удивительно, но факт: несмотря на наличие радаров, к тому времени американцы не обнаружили противника. В 22:52 на широте мыса Эсперанс (северная оконечность Гуадалканала) адмирал Ли приказал своей колонне круто развернуться прямо на запад. Лишь в 23:00 поисковый радар «Вашингтона» обнаружил крейсер «Сендай» в 10 милях к северу.

Ещё четверть часа ни одна из сторон не открывала огня. Лишь в 23:17 «Вашингтон» с дистанции в 75 каб дал по «Сендай» первый залп 406-мм орудиями. Через пару минут к нему присоединилась «Саут Дакота». Японский крейсер резко развернулся и вместе с эсминцем «Сикинами» ушёл на север, поставив дымовую завесу. Попаданий не было, и корабли вскоре пропали с радаров.

К этому моменту «Аянами» и «Уранами» обогнули остров Саво и теперь двигались навстречу американской колонне. В 5 милях позади них и несколько севернее двигался крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами. Фактически японцы выполнили первую задачу боя: их эсминцы и лёгкие крейсера сблизились с колонной противника на дистанцию торпедного залпа.

Линкор «Саут Дакота» на верфи в Норфолке, 20 августа 1943 года.
history.navy.mil

Около 23:20 «Аянами» и «Уранами» были обнаружены американскими эсминцами, которые в 23:22 открыли огонь с дистанции в 65 каб. В ответ оба японских эсминца тоже открыли огонь, поразив 127-мм снарядами головной «Уок», а в 23:30 слегка довернули влево и выпустили торпеды — все они прошли мимо цели.

Лишь в 23:35 «Гуин», шедший четвёртым в колонне, обнаружил и обстрелял «Нагару» и его эсминцы. Японцы ответили артиллерийским огнём и торпедным залпом — в этот момент корабли проходили траверз друг друга, и дистанция между колоннами составляла всего 22 каб. «Гуин» получил два попадания снарядами (в машинное отделение и корму), но сохранил ход; линкору «Вашингтон» пришлось сделать отворот, чтобы обойти повреждённый эсминец. 140-мм снаряды крейсера «Нагара» обрушились на эсминец «Престон», разрушили его машинное отделение и снесли заднюю трубу. На корабле вспыхнул пожар, и всего через 10 минут он затонул (погибло 116 человек).

Тем временем в 23:38 в уже повреждённый «Уок» попала торпеда, и через 4 минуты он затонул, немного опередив «Престон» (погибло 76 человек, ещё шестеро из спасённых эсминцем «Мид» позднее умерли от ран). Другая торпеда попала в «Бенхэм», оторвав ему нос, но корабль остался на плаву и затонул лишь на следующий день. Американцы торпед выпустить не успели, однако огнём их артиллерии был потоплен эсминец «Аянами» (его экипаж снял «Уранами»).

Бой у Гуадалканала в ночь с 14 на 15 ноября 1942 года. Общая схема.
Ф. Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою

Около 23:40 соединение Кимуры во главе с крейсером «Нагара» развернулось обратно на запад, пройдя совсем рядом с островом Саво; примерно в это же время его догнали остатки соединения Хасимото — крейсер «Сендай» и эсминец «Сикинами». Лишь в этот момент моряки Кимуры почувствовали, что перед ними находится что-то очень большое. На «Сираюки» включили прожектора, и в их свете, окутанная пороховым дымом, японцам явилась «Саут Дакота», шедшая концевой в колонне адмирала Ли. Впервые за одиннадцать месяцев войны японские моряки встретились с американским линкором.

Несчастья «Саут Дакоты»

Именно в 23:33 на «Саут Дакоте» неожиданно выбило предохранители главного распределительного щита — видимо, от сотрясений при стрельбе по «Сендай». На три минуты оказалась обесточена половина служб корабля, в том числе кормовая башня, а также 6-я и 8-я спаренные 127-м универсальные установки (ввести их в действие удалось значительно позже). За это время на мостике успели потерять шедший впереди «Вашингтон». Затем на пути возник подбитый «Гуин» — чтобы обойти его, концевой линкор сделал коордонат вправо. Возможно, именно этот манёвр спас «Саут Дакоту» — все восемь торпед с «Нагары», выпущенные парой минут ранее, прошли мимо.

Тем временем основные силы адмирала Кондо (Соединение обстрела) в 23:16 развернулись на запад, чтобы пройти севернее острова Саво и всё-таки обстрелять Хендерсон-Филд. Однако когда по другую сторону Саво разгорелся бой, Кондо в 23:30 вновь повернул на юг, а в 23:40 увидел в 80 каб к юго-востоку от себя американский линкор, подсвеченный прожекторами японских эсминцев.

Ситуация была идеальной для стрельбы. «Кирисима» и сопровождавшие его крейсера сразу же открыли огонь, а «Атаго», кроме того, дал залп из восьми торпед — правда, они тоже никуда не попали. Кондо вцепился в американский линкор подобно охотничьему псу — в 23:53 он развернулся на обратный курс, чтобы не потерять противника. За несколько минут японский линкор успел выпустить 117 снарядов главного калибра. «Саут Дакота» получила в общей сложности 25 попаданий снарядами калибров от 152 до 356 мм (в том числе как минимум один главного калибра с «Кирисимы»).

Бой у Гуадалканала. Карта из отчёта командира линкора «Вашингтон».
navsource.org

356-мм снаряд попал в верхнюю палубу американского линкора рядом с концевой башней, пробил её, проделав дыру размером 1 х 3 м, и взорвался, ударившись о 440-мм барбет башни и оставив в нём 40-мм выбоину и множество глубоких трещин. Средняя бронепалуба пробита не была. Осколками оказались повреждены внутренние помещения, надстройки, правая катапульта и несколько 20-мм автоматов.

Кроме того, в линкор попало 18 снарядов калибром 203 мм с «Атаго» и «Такао», шесть 152-мм с «Кирисимы» и ещё один 127-мм. Один из 203-мм бронебойных снарядов пробил борт выше ватерлинии и вошёл примерно на 8 дюймов в 310-мм броню главного пояса. От двух попаданий 203-мм снарядов в район ватерлинии и одного под ватерлинию внутрь корпуса начала поступать вода. На линкоре вспыхнули пожары, вышли из строя все три артиллерийских радара, системы управления огнём и радиостанция.

Бой линкоров в ночь с 14 на 15 ноября 1942 года (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Ответный огонь «Саут Дакоты» оказался неточным, наибольший ущерб американский линкор нанёс самому себе — первым же залпом третьей башни оказались уничтожены оба стоявших на корме самолёта-разведчика. В 00:08 линкор прекратил стрельбу. К этому времени он потерял связь с другими кораблями, около 00:15 отвернул влево, вышел из боя и в одиночку отправился к Нумеа. Здесь часть повреждений была исправлена, после чего линкор ушёл в Соединённые Штаты, где находился на ремонте ещё три месяца (до конца февраля 1943 года).

Смертельный удар

Американцам помогло то, что их линкоры разделились. «Вашингтон» остался незамеченным в темноте, а «Кирисима» оказался хорошо подсвечен вспышками собственных залпов. Флагман адмирала Ли несколько задержался с открытием огня, начав стрельбу только в 00:05. Однако с «пистолетной» дистанции менее 30 каб его снаряды, в отличие от снарядов «Саут Дакоты», летели точно. За следующие 7 минут в «Кирисиму» попало как минимум девять 406-мм снарядов — некоторые современные исследователи считают, что попаданий было до двадцати, включая семь подводных. Флагман адмирала Кондо потерял управление и загорелся, рулевое отделение было затоплено, а руль заклинило повёрнутым на 10° на правый борт. Обе носовые башни вышли из строя, а четвёртую башню заклинило. К 00:12 «Кирисима» потерял ход и сильно накренился на правый борт.

Линкор «Вашингтон» ведёт огонь по линкору «Кирисима».
navsource.org

Однако Ли не успел добить «Кирисиму». Выяснив, что у него не осталось ни одного неповреждённого эсминца, адмирал приказал уходить на юг. Три из четырёх эсминцев 64-го оперативного соединения были потоплены, а «Гуин» — тяжело повреждён (вернулся в строй лишь в апреле 1943 года).

Тем временем в 00:30 Кондо сообщил своим кораблям об отмене обстрела аэродрома и приказал тяжёлым крейсерам отходить на север. В 00:40 артиллерийский бой завершился, причём японские тяжёлые крейсера не получили существенных попаданий. 18 ноября они вернулись на Трук.

Получив информацию о бое с американскими линкорами, адмирал Танака выслал вперёд эсминцы «Кагеро» и «Оясио» из охранения транспортов, приказав им атаковать любые вражеские корабли на пути к мысу Тассафаронга. В 00:39 эсминцы выпустили торпеды по «Вашингтону», но попаданий не добились.

Финал сражения

С повреждённым линкором остались «Нагара» и эсминцы. Некоторое время казалось, что «Кирисиму» можно спасти: пожары были потушены, корабль снова дал ход. Однако исправить рулевое управление не удалось, а попытка управлять машинами оказалась безуспешной. Кроме того, из-за затоплений крен на правый борт продолжал увеличиваться.

Завершение боя у Гуадалканала (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Незадолго до 3 часов ночи крейсер «Нагара» попытался взять «Кирисиму» на буксир, но эта попытка не удалась. Тогда командир линкора приказал экипажу покинуть корабль. Это было сделано вовремя: в 3:25 линкор повалился на правый борт и быстро затонул в 7,5 милях к северо-западу от острова Саво. В 1992 году его обнаружили лежащим на дне кверху килем, нос был отломан. Эсминцы «Асагумо», «Терудзуки» и «Самидарэ» сняли с «Кирисимы» 1098 членов его экипажа и отошли на северо-восток; на линкоре погибло 212 человек.

Тем временем соединение адмирала Танаки с четырьмя последними транспортами («Кинугава-мару», «Хирокава-мару», «Ямаура-мару» и «Ямацуки-мару») продолжало идти вперёд. В 2:15 его суда наконец достигли мыса Тассафаронга, где начали разгрузку. Ночь была лунная, и американцы подняли для атаки самолёты с аэродрома Хендерсон, заодно начав артобстрел места выгрузки из района Лунга-Пойнт. Все четыре транспорта получили попадания и загорелись, им пришлось выброситься на берег. Из всей 38-й дивизии до острова добралось лишь 2000 солдат, удалось выгрузить 1500 мешков риса и 260 выстрелов к горным гаубицам. На переходе погибло четыре транспорта и около 5000 солдат.

Японские транспорты, выбросившиеся на берег у мыса Тассафаронга, 15 ноября 1942 года.
wwiiarchives.net

Кроме «Кирисимы», в ночь на 15 ноября японцы потеряли только эсминец «Аянами». Небольшие повреждения получили тяжёлый крейсер «Атаго» (ремонт в Куре с 17 декабря 1942 по 20 января 1943 года) и лёгкий крейсер «Нагара» (ремонт в Майдзуру с 27 декабря по 20 января). Текущий ремонт корпуса и механизмов «Такао» в Йокосуке с 24 ноября по 18 декабря 1942 года с боевыми повреждениями связан не был.

Несмотря на поражение императорского флота, в этом бою стороны потеряли почти равное количество моряков — 242 американца и 249 японцев. Вице-адмирал Кондо Нобутакэ никакого формального наказания не понёс — в апреле 1943 года он даже получил звание полного адмирала, а в августе был назначен в Высший военный совет империи. Однако в декабре 1943 года его перевели на должность командующего флотом Китайского района, а в мае 1945 года уволили в отставку.

Итоги

Причиной поражения адмирала Кондо стало нежелание японского морского командования бросить в бой все свои силы: для операций на Соломоновых островах были выделены четыре самых старых и слабых линкора, единственным достоинством которых являлась высокая скорость, позволявшая им действовать совместно с тяжёлыми крейсерами. Но и из этих четырёх кораблей Ямамото позволил использовать только два, а Кондо бросал их в бой поодиночке. Он так и не решился придвинуть ближе к Гуадалканалу авианосец «Дзуньё», поэтому транспорты Танаки остались без воздушного прикрытия.

Транспорт «Кинугава-мару» у мыса Тассафаронга, 1943 год.
history.navy.mil

Американцы испытывали схожие проблемы: адмирал Хэлси стремился держать свой единственный авианосец как можно дальше к югу, а оба линкора решился бросить в бой лишь 14 ноября. Обе стороны испытывали острую нехватку эсминцев — у японцев это особенно проявилось во втором бою, когда соединению Кимуры удалось выйти в атаку на американские линкоры с «пистолетной» дистанции в два десятка кабельтовых. Но японцы имели всего четыре эсминца и лёгкий крейсер, и в результате цели нашли только две торпеды. А ведь массовая ночная торпедная атака была козырным ходом японских моряков, не раз приносившим им успех в предыдущих боях.

Сражение 13–15 ноября стало переломным в боях за Гуадалканал. До этого момента японцы, несмотря на все успехи американцев, продолжали блокировать их плацдарм на мысе Лунга-Пойнт и даже наращивали численность своих сил быстрее, чем это успевал делать противник. С середины ноября японские войска стали не только уступать американским в численности, но и испытывать острую нехватку боеприпасов. Снабжение Гуадалканала пришлось продолжать эсминцами и переоборудованными из старых эсминцев быстроходными транспортами — они перевозили в основном контейнеры с едой и боеприпасами и не могли брать на борт технику. Перед японцами всё отчётливее вставала перспектива эвакуации войск с острова.

Продолжение следует…


Источники и литература:

  1. Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
  2. Пол Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
  3. U. S. S. South Dakota (BB57). Gunfire damage. Battle of Guadalcanal 14-15 November, 1942. Preliminary Design Section Bureau of Ships. Navy Department, 1 June, 1947 (War damage report №57)
  4. Robert Lundgren, «Kirishima Damage Analysis» (PDF), www.navweapons.com
  5. http://www.combinedfleet.com
  6. https://www.history.navy.mil
  7. http://www.ibiblio.org

warspot.ru

Кирисима (линкор) Википедия

«Кирисима» — линейный крейсер японского императорского флота типа «Конго» (Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna)[2]).

История создания

«Кирисима»[3] — заложен 17 марта 1912 г., спущен 1 декабря 1913 г., вошёл в строй в апреле 1915 г.

История службы

«Кирисима» в Куре, 1940 г.

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации, в результате которых на корабле добавили более 400 тонн брони, полностью изменили корму и увеличили зенитное вооружение. После модернизаций «Кирисима» был переквалифицирован в линкоры.

Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал.

В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гуадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского соединения (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев), вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 209 человек.Спасено 1025 матросов и 61 офицер.[4] Японский конвой, направлявшийся на Гуадалканал, был разгромлен на следующий день последовательными атаками американской авиации. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.

Примечания

  1. ↑ Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. ↑ Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. ↑ «Туманный остров». Назван в честь горы на о. Кюсю, префектура Кагосима и Миядзаки. См.: Апальков Ю. В. С. 94.
  4. Tony DiGiulian. Lundgren Resource — Battleship Action 14-15 November 1942 — NavWeaps (англ.). www.navweaps.com. Проверено 15 июля 2018.

Ссылки

wikiredia.ru

Кирисима (линейный крейсер) — это… Что такое Кирисима (линейный крейсер)?

«Кирисима»
«Кирисима» у берегов Китая. 1938 г.
Основная информация
ТипЛинейный крейсер
Государство флага Япония
Строительство начато17 марта 1912
Спущен на воду1 декабря 1913
Введён в эксплуатациюавгуст 1915
Параметры
Тоннажстандартное 31980
полное 38200 — 38900 т
Длина219,5/222,1 м
Ширина29,3 м
Осадка9,7 м
Бронированиепояс — 203-76 мм; траверсы до 203 мм; палуба — 80-152; башни — до 229 мм;

барбеты — 229 мм; казематы — 152 мм

Технические данные
Силовая установка4 ТЗА Kampon
Мощность136.000 л. с.
Скорость30 узлов
Автономность плавания10 000 миль на 18 узлах
Экипаж1437 человек
Вооружение
Артиллерия4х2 — 356-мм/45, 14х1 — 152/50
Зенитное вооружение4х2 — 127-мм/40, 10х2 — 25-мм/60
Авиация1 катапульта, 3 гидросамолёта[1]


«Кирисима» — линейный крейсер японского императорского флота типа «Конго» (Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna)[2]).

История создания

«Кирисима»[3] — заложен 17 марта 1912 г., спущен 1 декабря 1913 г., вошёл в строй в апреле 1915 г.

История службы

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации, в результате которых на корабле добавили более 400 тонн брони, полностью изменили корму и увеличили зенитное вооружение. После модернизаций «Кирисима» был переквалифицирован в линкоры.

Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал.

В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гуадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев) соединения вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 1125 человек, спаслось около 300, тем не менее свою задачу крейсер выполнил: конвой беспрепятственно дошёл до места назначения. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.

Примечания

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. «Туманный остров». Назван в честь горы на о. Кюсю, префектура Кагосима и Миядзаки. См.: Апальков Ю. В. С. 94.

Ссылки

dic.academic.ru

Кирисима (1913) — это… Что такое Кирисима (1913)?

«Кирисима» — линейный крейсер японского императорского флота типа «Конго» (Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna)[2]).

История создания

«Кирисима»[3] — заложен 17 марта 1912 г., спущен 1 декабря 1913 г., вошёл в строй в апреле 1915 г.

История службы

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации, в результате которых на корабле добавили более 400 тонн брони, полностью изменили корму и увеличили зенитное вооружение. После модернизаций «Кирисима» был переквалифицирован в линкоры.

Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал.

В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гуадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев) соединения вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 1125 человек, спаслось около 300, тем не менее свою задачу крейсер выполнил: конвой беспрепятственно дошёл до места назначения. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.

Примечания

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. «Туманный остров». Назван в честь горы на о. Кюсю, префектура Кагосима и Миядзаки. См.: Апальков Ю. В. С. 94.

Ссылки

dic.academic.ru

Кирисима (1913) — WiKi

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации, в результате которых на корабле добавили более 400 тонн брони, полностью изменили корму и увеличили зенитное вооружение. После модернизаций «Кирисима» был переквалифицирован в линкоры.

Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал.

В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гуадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского соединения (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев), вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 209 человек.Спасено 1025 матросов и 61 офицер.[4] Японский конвой, направлявшийся на Гуадалканал, был разгромлен на следующий день последовательными атаками американской авиации. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.

ru-wiki.org

Линейный крейсер Кирисима


«Кирисима» — линейный крейсер японского императорского флота типа «Конго» (Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna)).«Кирисима» — заложен 17 марта 1912 г., спущен 1 декабря 1913 г., вошёл в строй в апреле 1915 г.

 

 

История службы

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации, в результате которых на корабле добавили более 400 тонн брони, полностью изменили корму и увеличили зенитное вооружение. После модернизаций «Кирисима» был переквалифицирован в линкоры.

Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала.
В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал.

В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гуадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев) соединения вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет.
Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили).
В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары.
Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 1125 человек, спаслось около 300, тем не менее свою задачу крейсер выполнил: конвой беспрепятственно дошёл до места назначения. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное 31 980 т полное 38 200 — 38 900 т.
Длина 219,5/222,1 м.
Ширина 29,3 м.
Осадка 9,7 м.
Бронирование пояс — 203-76 мм;
траверсы до 203 мм;
палуба — 80-152;
башни — до 229 мм; барбеты — 229 мм;
казематы — 152 мм.
Двигатели 4 ТЗА Kampon.
Мощность 136 000 л. с. (100 МВт).
Скорость хода 30 узлов (55,6 км/ч).
Дальность плавания 10 000 миль на 18 узлах.
Экипаж 1 437 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 — 356-мм/45.
Ракетное вооружение 14 × 1 — 152/50, 4 × 2 — 127-мм/40, 10 × 2 — 25-мм/60.
Авиационная группа 1 катапульта, 3 гидросамолёта.


sea-transport.ru

Кирисима (линейный крейсер) Википедия

«Кирисима» — линейный крейсер японского императорского флота типа «Конго» (Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna)[2]).

История создания

«Кирисима»[3] — заложен 17 марта 1912 г., спущен 1 декабря 1913 г., вошёл в строй в апреле 1915 г.

История службы

«Кирисима» в Куре, 1940 г.

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации, в результате которых на корабле добавили более 400 тонн брони, полностью изменили корму и увеличили зенитное вооружение. После модернизаций «Кирисима» был переквалифицирован в линкоры.

Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал.

В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гуадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского соединения (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев), вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 209 человек.Спасено 1025 матросов и 61 офицер.[4] Японский конвой, направлявшийся на Гуадалканал, был разгромлен на следующий день последовательными атаками американской авиации. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.

Примечания

  1. ↑ Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. ↑ Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. ↑ «Туманный остров». Назван в честь горы на о. Кюсю, префектура Кагосима и Миядзаки. См.: Апальков Ю. В. С. 94.
  4. Tony DiGiulian. Lundgren Resource — Battleship Action 14-15 November 1942 — NavWeaps (англ.). www.navweaps.com. Проверено 15 июля 2018.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *