Содержание

Немецкий летчик Хартман Эрих

Всем известны подвиги советских летчиков-асов, проявивших свой героизм во время Второй мировой войны. Но мало говорится о том, что германские пилоты того периода ничем не уступали нашим авиаторам. Более того, немецкий летчик Хартман Эрих является асом, имеющим самое большое число побед за всю историю мировой авиации. Давайте подробно остановимся на его биографии.

Юность

Хартман Эрих Альфред был рожден 19 апреля 1922 года в небольшом городке Вайсах, что в земле Вюртемберг. Он был не единственным ребенком в семье, у будущего аса имелся младший брат Альфред, впоследствии тоже боевой пилот.

В 20-х годах семья Хартманов решила перебраться в Китай. Причиной тому послужила крайняя бедность, в которой находилась семья в Германии, переживавшей в то время тяжелейший экономический кризис. Впрочем, уже в 1928 году Хартман Эрих, с родителями и братом, были вынуждены вернуться на родину, где обосновались в городке Вайль-им-Шёнбух в Вюртемберге.

Любовь к авиации была у Эриха в крови, ведь его мать Элиза Хартман была одной из первых женщин-пилотов в Германии. В 30-х годах она даже открыла собственную планерную школу, которую её сын успешно закончил.

После окончания школы Хартман Эрих в 1936 году поступает Национальный Институт Политического Образования. Через три года он делает предложение девушке Урсуле, с которой познакомился, обучаясь уже в гимназии в Корнтале. Естественно, она не могла отказать такому интересному и подающему надежды молодому человеку, как Эрих Хартман. Фото из их семейного альбома можно увидеть ниже.

Начало службы

После начала Второй мировой войны будущий летчик Эрих Хартман принял решение служить в люфтваффе – военно-воздушных силах вермахта. На волне блестящих побед немецких асов его желание только крепло, и в октябре 1941 года он успешно завершил свою летную подготовку.

В первых месяцах 1942 года с Эрихом проводил занятия и инструктаж один из лучших немецких асов – Хоганен. Данный факт, несомненно, в будущем не мог не сказаться на его отличных результатах. Первостепенное значение имели их занятия на истребителе «Мессершмитт Bf109», с которым Хартман Эрих связал всю свою дальнейшую карьеру летчика.

Наконец, в октябре 1942 года, будущий ас был направлен на Северный Кавказ в составе девятой эскадрильи 52-й истребительной эскадры (JG-52), имевшей к тому времени уже славу и известность, во главе со своим командиром Дитрихом Грабаком.

Первый блин комом

Вскоре произошло боевое крещение Эриха Хартмана. Ничего героического или выдающегося будущий ас тогда не совершил. Совершая полет в паре со своим непосредственным наставником Эдмундом Россманом, он потерял старшего товарища из виду. Кроме того, самолет Эриха Хартмана подвергся внезапному нападению советского истребителя. Но нужно отдать должное молодому пилоту — он все-таки смог уйти от врага и посадить свой аппарат.

Многие специалисты впоследствии заявляли, что Эрих Хартман попросту испугался. Но страх был характерен практически всем пилотам, совершающим первый боевой вылет, и даже тем, кто в будущем становился признанным асом. Впрочем, в дальнейших полетах Эрих больше никогда не давал испугу взять над собой верх.

Первая победа

Но, несмотря на столь удручающее начало военной карьеры, уже в начале ноября Хартман Эрих смог одержать свою первую победу над врагом в воздухе.

Жертвой двадцатилетнего пилота стал советский штурмовик Ил-2, который всегда считался очень неудобным и опасным противником для немецких пилотов. Но Эриху удалось с ним мастерски справиться. Он сумел подойти к вражескому самолету на максимально близкое расстояние и прицельно попасть в его маслорадиатор. Данной тактике боя молодого пилота обучил немецкий ас Альфред Гриславский. Позже летчик Хартман не раз использовал эту хитрость в бою с аппаратами подобного типа.

Впрочем, как всегда, в бочке меда оказалась ложка дегтя. Близость расстояния со сбитым самолетом сыграла злую шутку, и осколки от него зацепили аппарат Эриха. Он вынужден был совершить экстренную посадку. Это послужило хорошим уроком для молодого пилота, и впредь он, после нанесения удара по противнику на близком расстоянии, всегда старался как можно быстрее увести свой самолет подальше в сторону.

Звездный час

После этого сравнительно удачного боя последовала череда безрезультатных вылетов. Так, Эрих Хартман за три следующих месяца смог сбить только один аппарат противника.

Настоящий звездный час для молодого пилота пришелся на время битвы на Курской дуге, происходившей в июле-августе 1943 года. Несмотря на общий плачевный исход этого сражения для немецких войск, именно тогда Эрих продемонстрировал наиболее впечатляющие результаты. После Курской баталии за ним по праву закрепилось звание – летчик-ас. Хартман Эрих только за один день битвы показал феноменальный результат, сбив семь самолетов противника.

В дальнейшем пилот только наращивал число своих побед. На протяжении августа 1943 года он сбил 43 советских самолета, а общее их число к этому времени достигло девяноста.

Чудесное спасение

В одном из подобных боев едва избежал плена Эрих Хартман. Мемуары, написанные им самим, подробно рассказывают об этом происшествии.

Когда немецкий пилот сражался с советскими летчиками, его самолету было нанесено серьёзное повреждение. После того как очередной вражеский аппарат сбил Хартман Эрих, бумеранг осколков накрыл его собственную машину. Это вынудило аса совершить посадку на вражеской территории.

Эрих занялся починкой своего самолета. Но вдруг он увидел, что к месту, где он проводил ремонт, приближается отряд советских солдат. Единственный шанс спастись и не попасть в плен состоял в том, чтобы притвориться тяжело раненым. Хартман этой возможностью прекрасно воспользовался. Его актерская игра была столь безупречна, что бойцы Красной Армии поверили, что Эрих находится в предсмертном состоянии.

Солдаты погрузили немецкого аса на носилки и отправили на грузовом автомобиле в часть. Но Эрих, улучшив момент, выпрыгнул из машины и бежал. Ни одна пуля, направленная в сторону Хартмана, не попала в цель, но по иронии судьбы уже на немецкой стороне фронта он был ранен часовым собственной армии, принявшем бежавшего летчика за врага.

Трудно судить, насколько правдивую историю поведал Эрих Хартман. Мемуары этого летчика являются единственным источником, откуда мир её узнал.

Дальнейшие успехи

Хотя немецкая армия все дальше отступала к границам Рейха, Эрик Хартман с каждым боем увеличивал число своих личных побед. К концу 1943 года их количество было равно почти ста шестидесяти. К тому времени ас уже успел получить как награду Рыцарский Крест – высшее отличие в немецкой армии.

Огромное число побед Хартмана посеяло зерно сомнения в их достоверности даже у германского командования. Но в дальнейшем Эрик смог доказать, что подобные подозрения беспочвенные. На начало марта 1944 года число вражеских самолетов, подбитых немецким асом, перевалило за двести, а на 1 июля достигло двухсот пятидесяти.

К этому времени в войну на европейском театре боевых действий вступила американская авиация. И теперь именно американские самолеты, главным образом «Мустанги», стали основными противниками немецкого летчика.

Но слава имеет две стороны медали. После того как в августе 1944 года число побед Эриха перевалило за триста, он стал живой легендой, самым успешным асом всех времен и народов. Это заставило задуматься руководство вермахта о том, что в случае его гибели данный факт значительно деморализует германскую армию. Поэтому было решено отозвать легендарного пилота с района активных боевых действий. С большим трудом Хартману удалось отстоять свое право находиться на передовой.

Завершение войны

В начале 1945 года Эриху Хартману было поручено командование звеном эскадры. Он отлично проявил себя и на этой должности.

Последний свой бой немецкий ас провел 8 мая 1945 года, фактически уже после подписания акта о капитуляции Германии, над чехословацким городом Брно. В тот день он сбил один советский истребитель. Но, поняв тщетность сопротивления, в конце концов Хартман с остатками своего звена вынужден был сдаться подразделению вооруженных сил США.

После войны

После завершения Второй мировой войны, согласно договоренностям между победителями, Эрих Хартман был передан американцами советской стороне как солдат, сражавшийся против Красной Армии.

В Советском Союзе Хартман был осужден сразу на 10 лет за военные преступления. А потом на 25 лет за организацию бунта в тюрьме. Но в 1955 году легендарный ас был освобожден, согласно двухсторонней договоренности между СССР и ФРГ о репатриации военнопленных.

Сразу же после возвращения на родину Хартман восстановился на военной службе в офицерском звании. Его назначили командиром эскадры. В отставку знаменитый ас ушел в 1970 году, хотя и после того продолжал работать инструктором по авиации.

Смерть настигла Эрика Хартмана 19 сентября 1993 года, в возрасте 71 года.

Личность выдающегося аса

Хартман характеризовался своими сослуживцами как общительный и жизнерадостный человек. Он быстро вливался в новый коллектив и неизменно пользовался уважением и симпатиями боевых товарищей. Не каждый человек мог так расположить к себе, как Эрих Хартман. Фото, которые мы имеем в распоряжении, лишний раз подтверждают свидетельства о его общительной натуре. На них практически всегда он запечатлен улыбающимся и жизнерадостным, зачастую в компании товарищей.

Сослуживцы дали Хартману шутливое прозвище «Буби», что значит «Малыш». Причиной послужил его низкий рост и то, что он молодо выглядел для своих лет.

Эрих Хартман никогда не любил ввязываться в долгие изматывающие воздушные сражения, предпочитая действовать внезапно и быстро, но на близкой дистанции. После нанесения удара он старался как можно скорее уйти с места сражения, чтобы не быть накрытым осколками от сбитого самолета или настигнутым другими пилотами противника. Возможно, именно благодаря этой тактике Хартман смог достичь такого впечатляющего количества побед.

Достижения и значимость

В настоящее время многие военные историки и биографы изучают жизненный путь такого выдающегося пилота, как Эрих Хартман. Фото, документы, мемуары являются главным подспорьем в этом нелегком труде.

Эрих Хартман с полным правом носил звание величайшего аса всех времен и народов. Всего за Вторую мировую войну он участвовал в 802 воздушных сражениях, из которых 352 завершились победами, что до сих пор является непревзойденным результатом. При этом им было совершено 1404 боевых вылета.

fb.ru

Эрих Альфред Хартманн (МБК) | Альтернативная История

 Эрих Альфред Хартманн (нем. Erich Alfred Hartmann; 19 апреля 1922 — 28 октября 1962) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее результативным пилотом-истребителем за всю историю авиации. Позывной «Карайа 1». В ходе Второй мировой войны совершил 1404 боевых вылета, одержав 352 воздушные победы (из них 344 над советскими самолётами) в 802 воздушных боях. За небольшой рост и моложавый вид получил прозвище Bubi — малыш. Будучи в довоенное время пилотом планера, Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940 году, а в 1942 году окончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен в 52-ю истребительную эскадру (нем. Jagdgeschwader 52) на восточный фронт, где попал под опеку опытных пилотов-истребителей люфтваффе. Под их руководством Хартманн развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, за 300-ю подтверждённую воздушную победу.

Хартманн и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы Красной Армии. Обвинённый в военных преступлениях и приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартманн провёл в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956 году он присоединился к перестроенным люфтваффе Западной Германии, и стал первым и по иронии судьбы последним командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен».

Во время Третьей мировой войны будучи пилотом самолета Lockheed F-104 Starfighter, а именно 27 октября 1962 года, произвел с остатками своей эскадрильи успешный авианалет на расположение 3-й батареи третьего дивизиона 159-й ракетной бригады Советских войск в ГДР у Дамсхагена, где так же принял участие в воздушном бою с МиГ-17 ВВС ГДР сбив один самолет. После чего спешно вышел из воздушного боя, и после произвел посадку на авиабазе Аурих, где застал на следующий день высадку советского десанта. При попытки с остальными эвакуироваться с базы при помощи F-86 «Sabre» погиб будучи сбит бортовым стрелком одного из советских самолетов.

    Вторая мировая война

    Эмблема 52-й истребительно-бомбардировочной эскадры Люфтваффе.

    В октябре 1942 года, окончив своё обучение в запасной истребительной группе «Восток», он получил назначение на Северный Кавказ в 52-ю истребительную эскадру на советско-германском фронте.

    Эскадра JG 52 уже заслужила большую славу в Германии, в ней летали многие из лучших асовлюфтваффе, в чём Хартманн смог убедиться сразу после прибытия — Вальтер Крупински с трудом выбрался из горящего приземлившегося истребителя. Вальтер Крупински (197 сбитых самолётов, 16-й в мире) стал его первым командиром и наставником. Среди других был обер-фельдфебель Пауль Россманн, который предпочитал не вступать в «воздушную карусель», а атаковать из засады, тщательно изученная, эта тактика принесёт Эриху Хартманну первое место в неформальном соревновании лучших асов мира и 353 воздушные победы. Когда новым командиром эскадрильи стал Крупински, Эрих стал его ведомым. Так как 20-летнего новобранца, выглядевшего гораздо моложе своих лет, Крупински постоянно называл 

    «Bubi» (мальчик, малыш), это прозвище прочно привязалось к нему.

    Эрих Альфред Хартманн 1943 год.

    17 августа 1944 года Эрих Хартманн стал первым лётчиком-истребителем в мире по количеству воздушных побед, обойдя своего товарища по JG 52 Герхарда Баркхорна, с его, на тот момент, 274-мя.

    Последняя победа Хартманна во Второй мировой войне, была одержана в последний день войны в Европе — 8 мая 1945 года над чешским городом Брно. В тот день рано утром ему было приказано провести разведывательный полёт над позициями советских войск. Взлетев вместе со своим ведомым в 8:30, они заметили первые подразделения уже в сорока километрах от места вылета. Пролетая, Хартманн увидел два истребителя Як-7, выполняющих разные акробатические фигуры на потеху передвигающимся внизу войскам. Полный решимости подпортить праздник, Хартманн нырнул вниз с выгодной ему высоты в 3700 метров и сбил первый истребитель с 200 метров. В момент прицеливания во второго он вдруг заметил мелькание маленьких точек над ним, передвигающихся с запада — это были американские Мустанги. Испугавшись возможности быть зажатым между русскими и американскими самолётами, Хартманн решил спуститься как можно ниже и уйти от погони в плотном чёрном дыму, висевшем над городом. Таким образом, атаковав советские истребители, Хартманн не только нарушил полученный им приказ о проведении разведывательного полёта, но и вступил в боевые действия уже после подписания 8 мая 1945 года в Реймсе акта о капитуляции Германии. После приземления выяснилось, что аэродром находится в зоне обстрела советской артиллерии, поэтому 

    Карайа 1, остальные 24 Bf-109 и множество боеприпасов были уничтожены. Будучи командиром 1 звена JG 52 Эрих Хартманн принял решение сдаться американской 90-й пехотной дивизии. После этого немецкие военнослужащие, сражавшиеся против советских войск, были переданы непосредственно СССР, в соответствии с Ялтинскими соглашениями.

    До конца войны Хартманн совершил более 1400 вылетов, в которых провёл 825 воздушных боев, был сбит 14 раз, но благополучно приземлялся на парашюте. Сам Хартманн часто говорил, что для него дороже всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.

    Межвоенный период

    Эмблема 71-й истребительно-бомбардировочной эскадры «Рихтгофен» Бундеслюфтваффе ФРГ.

    Был военнопленным, сидел в различных лагерях в различных местах СССР. Находился там вплоть до 1955 года.

    В 1955 году он был освобождён и возвращён в ФРГ, где воссоединился со своей женой. После возвращения в Германию он стал офицером военно-воздушных сил ФРГ и в 1956 году стал командиром эскадрильи JG 71 Рихтгоффен расквартированного на авиабазе Витмундсхаффен. Канцлер Аденауэр в те годы вел политику привлечения в Бундесвер да и на некоторые государственные должности бывших военных Вермархта, и даже бывших членов НСДАП. Эрих как бывший летчик Люфтваффе, и к тому же самый результативный летчик-ас в мире тем самым не остался в стороне. Кроме того началась холодная война между США и СССР, и Западная Германия оказалась на стороне США. А так как Хартманн был опытным летчиком к тому же имевший дело с Советскими летчиками, он стал командиром эскадрильи.

    Личная эмблема Хартманна.

    Так как к тому времени уже закончилась Корейская война, где массово применялась реактивная авиация, Хартманн переучивался на летчика реактивного самолета. Первым реактивным самолетом который он оседлал стал американский F-86 «Sabre» хорошо зарекомендовавший себя в Корее. Сумел воспитать целое поколение летчиков Бундеслюфтваффе которые управляли реактивными истребителями. Так же он неоднократно ездил в США где тренировал американских пилотов. Там связался с людьми из корпорации Lockheed, был так же по программе НАТО испытателем новой авиационной техники. Будучи крайне знаменитой личностью и отличным командиром, в 71-й эскадрилье вскоре начало чувствоваться влияние его личности. В частности самолеты 71-й эскадрильи были окрашены боевой раскраской 52-й эскадрильи времен Второй мировой войны «Черный тюльпан», которая стала знаменита во всем мире благодаря Хартманну чей Мессершмидт был окрашен в неё.

    Будучи и по совместительству летчиком, и летая на самолете Хартманн перенес на свой реактивный Сэйбр, а позже и на Старфайтер свою личную эмблему «Карайа». Во время вылетов использовал так же свой позывной времен Второй мировой войны «Карайа 1».

    Майор Хартманн с Британским летчиком.

    Как офицер Бундеслюфтваффе, и бывший летчик Люфтваффе Третьего рейха, при том лучший летчик-ас мира, он тем самым этим показывал молодому поколению пример. Хартманн как командир эскадрильи вел и патриотическое воспитание молодого поколения летчиков. Он не восхвалял Третий рейх, и критиковал нацистский режим, однако подчеркивал мастерство летчиков Люфтваффе, и их преданность воинскому долгу, и давил на пример «славных предков».

    Ближе к концу 50-х стал лоббистом американской корпорации Lockheed, и сумел проллобировать принятие на вооружение в Бундеслюфтваффе самолета производства данной корпорации Lockheed F-104 Starfighter. По имеющимся данным получил от данной корпорации за успешное лоббирование круглую сумму денег. Руководил переучкой пилотов своей 71-й эскадрильи с Сэйбров на Старфайтеры. К 1962 году начал критиковать F-104 Starfighter из-за частых инцидентов с ним. 

    По состоянию на 1962 год Хартманн имел налет более 10 000 часов, что делало его лучшим летчиком Бундеслюфтваффе, и всего мира. Дослужился до звания подполковника Бундеслюфтваффе, имел собственное имение, и счет в банке. Кроме того был заметной фигурой Бундесвера.

    Третья мировая война

    Основная статья: Воздушный бой над Дамсхагеном

    Lockheed F-104 Starfighter Бундеслюфтваффе ФРГ, аналогичный тому на котором летал Хартманн во время Черной Субботы.

    Еще до начала Третьей мировой войны, после того как обострился Карибский кризис, все военные силы НАТО были приведены в полную боеготовность. 71-я эскадрилья не была исключением. В течении двух недель проводились патрульные полеты, и были заготовлены дежурные звенья. Ранее во время Берлинского кризиса Хартманн применял ту же схему.

    27 октября в 15:00 Харманн вылетел в патрульный полет вместе с ведомым капитаном Крампе на двух F-104 Starfighter. Так как ничто не предвещало беды, на самолеты не было поставлено ракетное вооружение. Из оружия были лишь шестиствольные крупнокаллиберные пушки М61. На обоих самолетах были подвесные топливные баки.

    За командира 71-й эскадрильи в это время остался заместитель Хартманна майор Бундеслюфтваффе Юстин Гюнтер. В 16:05 штабом 71-й эскадрильи было получено сообщение от 2-го Центра Управления Воздушными Операциями(ЦУВО) НАТО о начале Третьей мировой войны. Пользуясь полномочиями майор Гюнтер объявил боевую тревогу, приказал дежурному звену капитана Тилля взлететь в воздух, и сам начал готовиться к полету. Как раз к тому моменту когда первый Штаффель 71-й эскадрильи начал взлетать с авиабазы Витмундсхаффен, во главе с майором Гюнтером в 16:19, по ней был нанесен удар советской ракетой «Скад». Мощность взрыва была равна 240 килотоннам в тротиловом эквиваленте. Майор Гюнтер и весь состав 71-й эскадрильи находившейся в это время на Витмундсхаффене погибли. Кроме того был уничтожен и военный городок вместе с домом Хартманна. Из состава 71-й эскадрильи в живых остались лишь 5 летчиков, дежурное звено майора Тилля из трех Старфайтеров, и собственно капитан Крампе, и сам Хартманн.

    Получив известие о начале атомной войны, и сообщение о том что Витмундсхаффен работает только на взлет, Хартманн со своим ведомым решил отправиться к границе ГДР у города Любек, с тем что бы прикрыть границу. Что было опасно учитывая что на самолете из вооружения были лишь пушки М61. Хартманн вероятно рассчитывал дождаться эскадрилью и нанести удар по аэродромам на приморских регионах ГДР. Советские атомные ракеты начали массово падать на немецкие военные базы и города как раз когда Хартманн с ведомым находился в 10 км к Юго-Западу от Любека. Считается что авантюрное решение отправиться к границе ГДР без ракетного вооружения спасло Хартманна и его ведомого от скорой гибели. Ведь они оба пролетели над Гамбургом всего за 2 до того минуты как город был уничтожен атомной бомбой. Дожидаясь дежурное звено Хартманн и Крампе неизбежно попали бы в зону взрыва в Гамбурге, и погибли.

    Хартманн и его ведомый были счастливчиками, так как они были на участке интенсивной атомной бомбардировки, и не попали в опасные зоны от взрывов. Любек был уничтожен ударом тактических ракет под 10-15 килотонн. Оба были достаточно далеко что бы выжить при таком ударе. По сути они оба, и тройка майора Фрица Тилля оказались единственными уцелевшими и способными вести бой самолетами не то что Бундеслюфтваффе но и всего блока НАТО на севере Западной Германии.

    Заметив дымовые шлейфы от ракет у Дамсхагена, Хартманн принял решение пересечь границу ГДР и нанести советским ракетчикам удар. Перед этим он транслировал это сообщение по всем частотам, и его услышало звено Тилля, которое поспешило на форсаже на помощь своему командиру.

    МиГ-17 ВВС ГДР, аналогичный тем что атаковали Хартманна над Дамсхагеном.

    В 16:28 по местному времени Хартманн и его ведомый пересекли границу ГДР, и по длинным шлейфам в воздухе у Дамсхагена обнаружили позицию 3-й батареи третьего дивизиона 159-й ракетной бригады Советских войск. Связавшись с капитаном Тиллем он дал им ориентир на хозяйственные корпуса где он с ведомым рядом с ними заметил следы от гусениц, предполагая что в них находятся боксы для советских транспортеров ракет, он приказал Тиллю чье звено было вооружено авиационными бомбами разбомбить корпуса. Сам же Хартманн и его ведомый Крампе начали расстреливать из пулеметов М61 3-ю батарею третьего дивизиона. Идя на второй заход на 3-ю батарею, Хартманн и его ведомый не заметили четверку МиГ-17 ВВС Фольксхарме ГДР под командованием опытного летчика капитана Фольграббе. Успешно зайдя в хвост F-104-м с низу в момент когда для захода на наземную цель Хартманн и его ведомый сбросили скорость, Фольграббе разделил четверку на двойки, послав в атаку на Хартманна двойку лейтенанта Лемке, а сам принявшись за ведомого Хартманна Крампе.

    Гауптман Гюнтер Фольграббе. Будущий лучший летчик-ас Фольксхарме ГДР.

    Хартманну в который раз за жизнь повезло, лейтенант Лемке увидев тевтонский крест на фюзеляже самолета Хартманна замешкался, и не выстрелил. Ведомому Хартманна повезло меньше, оказавшись под огнем МиГов Крампе запаниковал и попал под огонь Фольграббе, в результате руль высоты заклинил, и самолет свалился в штопор, Крампе погиб.

    В этот момент Тилль и его тройка разбомбили корпуса на земле, но заметив МиГи Фольграббе и Рауха по приказу Хартманна спешно вышли из боя, в результате фронтальной атаки МиГов Фольграббе на тройку Тилля один самолет из его звена был поврежден. Обе четверки МиГов Фольграббе и Рауха начали перегруппировываться, тем самым Хартманн улучил момент для атаки. Ворвавшись в строй МиГов он сел на хвост МиГ-17 лейтенанта Лемке, который ранее со своим ведомым не сбил Хартманна. Лемке был сбит, и погиб. После этого Хартманн спешно вышел из боя включив форсаж.

    Кадры с боя над Дамсхагеном(Найдены после того как Старфайтер Хартманна попал в руки советских войск) МиГ-17 лейтенанта ВВС Фольксхарме ГДР Карла Лемке подбит Хартманном.

    Хартманн направился в сторону ФРГ, однако все попытки связаться со звеном Тилля и с ним самим закончились безуспешно, они пропали без вести и спустя три дня были признаны погибшими. В течении 10 минут Хартманн летал над территорией ФРГ, его топливо кончалось. Наземные войска в это время через помехи вызванные взрывами слышали его позывной Карайа-1. В конце концов его сигнал сумели уловить на авиабазе Аурих. Что было во время учитывая что топливо у него кончалось.

    В 16:44 Хартманн сумел связаться с авиабазой Аурих, откуда получил разрешение приземлиться на запасной площадке развертывания на автобане А-31 возле Грасхаус. Через минут 20 он приземлился там. Найдя нового своего техника он распорядился подготовить его Старфайтер к бою и вооружить его до зубов, а так же нарисовать еще один крестик на фюзеляже, его очередную воздушную победу. После чего подполковника Хартманна проводили к мобильному командному пункту. Получив сводки новостей, и связавшись с третьей авиадивизией Хартманн, пошел во временное расположение персонала для отдыха. Где проспал до пол девятого 27 октября. За время пока он спал, война продолжала идти, активность войны и гибель командного состава с назначением новых командующих прошла крайне быстро. Новым командующим воздушными силами НАТО с легкой руки канцлера ФРГ Конрада Аденауэра стал Йозеф Каммхубер, ветеран Первой и Второй мировой войны, создатель знаменитой «Линии Каммхубера». Который вникнув в ситуацию и не найдя достаточно квалифицированного офицера, назначил Хартманна командующим командованием воздушной обороны ФРГ «Север» и 2-м ЦУВО НАТО.

    Не смотря на то что за ним как за новым командующим прислали вертолет, и его форму подполковника, он лишь приказал погрузить в него своего нового техника, и его подчиненных которые занимались его самолетом, а сам сел вновь на Старфайтер и вылетел на авиабазу Аурих в 20:43.

    Прибыв на базу в 21:13, Хартманн связался с Каммхубером, и принял обязанности командира 2-го ЦУВО. Он нового командующего штабом 2-го ЦУВО майор Ганс Кайзенгер он получил более полную сводку новостей, и по воспоминаниям последнего был крайне подавлен еще до того как услышал новости.

    На авиабазе было всего 6 летчиков переучивавшихся с Сэйбров на Старфайтеры, с учетом самого Хартманна, его начальника штаба, и начальника разведки 9. Было 36 самолетов Сэйбр, и 8 Старфайтеров.

    За все короткое время пока Хартманн командовал 2-м ЦУВО имея в своем распоряжении такие мизерные силы, и всего один аэродром с еще тремя запасными, он не смог ничего сделать для того что бы как-то изменить ситуацию, плюс как вспоминали очевидцы он был серьезно подавлен случившимися событиями. Получив сообщение от ВВС США с запросом подтвердить готовность принять перебрасываемые через Атлантику эскадрильи ВВС США численностью до 500 машин на аэродромы 2-го ЦУВО которые были уничтожены уже атомным ударом Советских войск Хартманн вышел из себя матерившийся как на немецком, так и на русском языке который он выучил в лагере. Однако взяв себя в руки сумел передать в командование НАТО что он не сможет этого сделать, и что 2-й ЦУВО не имеет таких ресурсов.

    В это самое время в 01:03 Советские войска используя тактические ракеты «Марс» уничтожили эскадрильи ЗРК «Найк-Геркулес» четвертой авиадивизии Бундеслюфтваффе, которые прикрывали Аурих от налетов Советской авиации. Удар по данному зенитному подразделению наносила та самая 159-я ракетная бригада чью 3-ю батарею Хартманн атаковал вечером прошлого дня под Дамсхагеном. Данный удар был частью операции задуманной командующим Приморским фронтом Юрием Бордзиловским, и должен был обеспечить десантирование части 7-й гвардейской и 106-й воздушно-десантной дивизии на Аурих с целью его скорейшего захвата, и создание плацдарма.

    Гибель

    Трофейный F-86 «Sabre» принадлежащий 71-й эскадре «Рихтгофен» с раскраской Хартманна «Черный тюльпан». Аналогичный тому на котором был Хартманн когда он погиб.

    В 03:18 28 октября советские вооруженные силы начали высадку десанта на авиабазу Аурих. Увидев десантные самолеты и тучу советских десантников, Хартманн отдал приказ о эвакуации. 

    Наземные подразделения начали сражаться с уже высадившимися десантниками. Хартманн и остальные летчики приняли решение эвакуироваться на Сэйбрах так как они были легче и быстрее Старфайтеров. 

    Хартманн и Кайзенгер сумели взлететь через 20 минут после начала десанта на уже практически захваченной десантниками взлетной полосе. Так как на их Сэйбрах не было вооружения, Хартманн и Кайзенгер не предпринимали попыток атаковать десантные самолеты. 

    Так как была глубокая ночь, видимость была нулевая. Потому Хартманн не сразу увидел что перед ним десантный самолет Ту-4Д(Советский вариант В-29, десантная модификация). Увидев его он резко свернул, пролетев прямо под опущенной аппарелью из которой выпрыгивали десантники. Выброс пламени из сопла его Сейбра демаскировал его. Бортовой стрелок того самого десантного самолета заметил его и дал по нему длинную очередь, она и стала фатальной. Самолет Хартманна загорелся и врезался в землю, сам Хартманн погиб. Так закончилась жизнь лучшего летчика-аса мира, сбившего за свою карьеру 353 самолета.

    Кайзенгер так же заметив десантный самолет так же нырнул вниз и столкнулся и советским парашютистом, из-за чего турбина пришла в негодность, и самолет потерял управление. Сам Кайзенгер успел катапультироваться и спастись, и в ноябре попал в Советский плен. Остальные 7 летчиков не сумели взлететь с авиабазы, а сама авиабаза к утру была полностью захвачена. 

    ru.althistory.wikia.com

    Хартманн, Эрих Альфред Википедия

    Эрих Хартманн
    нем. Erich Alfred Hartmann

    Эрих Хартманн, примерно 1943 год.
    Прозвище Bubi
    Дата рождения 19 апреля 1922(1922-04-19)
    Место рождения Вайсах
    Дата смерти 19 сентября 1993(1993-09-19) (71 год)
    Место смерти Вайль-им-Шёнбух
    Принадлежность Веймарская республика (до 1933),
    Третий рейх (до 1945),
    ФРГ ФРГ
    Род войск Люфтваффе
    Годы службы 1941—1970
    Звание Майор (вермахт)
    Полковник (бундесвер)
    Часть JG 52, JG 53 и JG 71
    Сражения/войны

    Вторая мировая война

    • Восточный фронт,
    • Воздушная оборона Рейха
    Награды и премии
     Эрих Хартманн на Викискладе

    ru-wiki.ru

    «Летчики-асы Второй мировой» — Эрих Альфред Хартманн ( Erich Hartmann)

    Эрих Альфред Хартман — немецкий лётчик, самый результативный пилот-истребитель Второй мировой войны. Его боевой счёт составил 352 воздушные победы. Хартман родился в 1922 г. в городе Вайсах, (Вюртемберг). Часть детства провёл в Китае, где работал врачом его отец. Вскоре семья уехала оттуда из-за разгоревшейся гражданской войны. Их обратная поездка проходила по Транссибирской магистрали — так Эрих впервые побывал в СССР. Его Мать Элиза, была в числе первых женщин-пилотов, именно она пробудила в мальчике интерес к авиации. Вернувшись домой, фрау Хартман купила легкий самолет, на котором и состоялся дебют восьмилетнего Эриха в качестве пилота. С приходом нацистов к власти, программа возрождения люфтваффе получила государственную поддержку. Элиза Хартман открыла лётную школу, в которой её четырнадцатилетний сын получил свидетельство пилота. С началом войны, Эрих, хлебнув в гитлерюгенде нацистской пропаганды, попросился в люфтваффе.Он был отправлен на Восточный фронт, в 52-ю воздушную эскадру, которая уже имела большую славу в Германии. Многие из её лучших асов служили в ней. Прославленный Вальтер Крупински стал его первым наставником и командиром. Эрих был у него ведомым. 20-летний новобранец, выглядел много моложе своих лет, и товарищи прозвали его «Буби» (малыш). Учась у опытных наставников и постоянно повышая лётное мастерство, к концу лета 1943 он имел уже 90 побед. Его позывной — Карайа 1, стал хорошо известен советским пилотам. Он избегал воздушных поединков. Его тактикой был удар из засады. Если видел вражеский строй, сразу выискивал неопытного пилота. Такого всегда видно. Считал, что полезнее сбить одного, чем ввязываться в безрезультатную 20-минутную «карусель». После первых успехов, Буби, по-мальчишески, устрашающе раскрасил нос своего «мессера» в черный цвет.За что наши летчики прозвали его «Черный» или «Черт» и начали на него настоящую охоту. У нас тоже воевали не одни «желторотики». В разное время асам «52 –й» противостояли легендарные Кожедуб, Покрышкин, Клубов. Возможно, именно они изрядно потрепали ушлого летуна — 14 раз Эрих садился на «вынужденную». Во время очередной такой посадки он был взят в плен советскими пехотинцами, но ему удалось бежать. Доведя счёт побед до 148, он получил Рыцарский Крест, а когда их число достигло 300, сам Гитлер вручил ему Бриллианты к нему. Свой последний самолёт Хартман сбил 8 мая 1945 года, уже после подписания акта о капитуляции Германии. Он был взят в плен американцами и передан СССР. Сначала находился в Кировской области — в лагере среди болот, где умерло множество военнопленных, затем в Грязовецком лагере. За демонстративное неподчинение властям Хартман был частым гостем карцера. Протоколы, не заполненные по-немецки, он не подписывал: мол, не понимаю, хотя владел пятью языками, в том числе и русским. В лагере многие ломались. Сам Герман Граф, «икона люфтваффе», написал покаянное письмо, чтобы ему скостили срок. Эрих, наоборот, стал «вождем» лагерных «диссидентов». Он отказался выходить на работы. Ссылался на международные конвенции по военнопленным. Из череповецкого лагеря, в одном из редких писем, миновавших цензуру, он писал жене :»После грызни с русской администрацией, меня отправили в «особое совещание», своего рода суд, там я сразу потребовал расстрелять меня. Однако меня вернули в барак». Упрямцу предлагали то кнут, то пряник. В обмен на сотрудничество предлагали немалый пост в будущей армии ГДР. В качестве «кнута» угрожали осудить как военного преступника. В итоге суд приговорил его к 25 годам тюрьмы. В 1950 году его перевели в г. Шахты, где вскоре Хартман возглавил бунт заключённых. Пленные захватили администрацию и охрану, и вырезали предателей в своих рядах. По телефону, на чистейшем русском языке, Эрих потребовал международную комиссию. Но мятеж был быстро подавлен и Хартману добавили ещё 25 лет. В 1954 году, после того как, новому канцлеру ФРГ Аденауэру удалось договориться с советским правительством об освобождении оставшихся пленных, Хартман вернулся домой. Он стал офицером ВВС ФРГ. Часто выезжал в США, где обучал американских пилотов. Выйдя в отставку в 1970 году, он какое-то ещё время работал инструктором и занимался высшим пилотажем. Хартман умер в 1993 году в возрасте 71 года.

     

     

    warplanes.ru

    Хартманн, Эрих Альфред — это… Что такое Хартманн, Эрих Альфред?

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хартманн.

    Э́рих А́льфред «Буби» Ха́ртманн (нем. Erich Alfred Hartmann; родился 19 апреля 1922 года; умер 20 сентября 1993 года) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации. Позывной Карайа 1. В ходе Второй мировой войны он совершил 1525 боевых вылетов, одержав 352 воздушные победы (из них 345 над советскими самолётами) в 825 воздушных боях. За небольшой рост и моложавый вид получил прозвище Bubi — малыш.

    Будучи в довоенное время пилотом планера, Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940 году, а в 1942 году закончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен в 52-ю истребительную эскадру (нем. Jagdgeschwader 52) на восточный фронт, где попал под опеку опытных пилотов-истребителей люфтваффе. Под их руководством Хартман развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, за 301-ю подтверждённую воздушную победу.[1]

    Свою 352-ю и последнюю победу в воздухе Эрих Хартман совершил 8 мая 1945 года. Хартман и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы Красной Армии. Обвинённый в военных преступлениях и приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартман проведёт в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956 году он присоединился к перестроенным люфтваффе Западной Германии, и стал первым командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен». В 1970 году он ушёл из армии, во многом из-за неприятия им американского истребителя Lockheed F-104 Starfighter, которым тогда укомплектовывались войска ФРГ, и постоянных конфликтов с вышестоящими начальниками. Умер Эрих Хартман в 1993 году.[2]

    Детство и юность

    Китайский город Чанша

    Эрих Хартманн родился в г. Вайсах, Вюртемберг и был старшим из двух братьев. Во время Второй мировой войны его младший брат Альфред также вступил в ряды люфтваффе (он был стрелком на Ju 87 во время немецкой кампании в Северной Африке и 4 года провел в английском плену). Некоторая часть детства мальчиков прошла в Китае, так как их отец хотел избежать последствий бедности Германии 20-х годов и экономической депрессии. С помощью своего двоюродного брата, работавшего консулом в немецком посольстве в Китае, отцу Эриха удалось найти там работу. По приезде в город Чанша он к немалому удивлению понял, что условия жизни в Китае намного лучше и перевёз туда свою семью. Однако в 1928 году им пришлось вернуться в Германию из-за начавшейся в Китае гражданской войны. Местное население перестало доверять иностранцам, начались нападения на дипломатов. Элиза Хартманн и двое её детей спешно покинули страну, их обратное путешествие проходило по Транссибирской магистрали — это была первая встреча Эриха с СССР.[3]

    Через некоторое время семья воссоединилась в городе Вайль-им-Шёнбух на юго-западе Германии. С этого момента Хартманн начинает интересоваться авиацией. Он присоединяется к программе подготовки планеристов, которую организовало возрождающееся люфтваффе. Мать Хартмана, Элиза, была одной из первых женщин-пилотов. Семья даже купила небольшой лёгкий самолёт, но в 1932 году была вынуждена его продать из-за бедности, наступившей вследствие экономического коллапса Германии. После того, как к власти пришли национал-социалисты, лётные школы стали получать поддержку от нового правительства, и Элиза Хартманн создала в своём городе новую лётную школу, в которой четырнадцатилетний Эрих получил пилотское свидетельство, а в пятнадцать лет стал инструктором в одной из планерных групп гитлерюгенда.[4]

    После обучения в средней школе (апрель 1928 — апрель 1932), гимназии (апрель 1932 — апрель 1936) и в Национальном Институте Политического Образования в Ротвайле (апрель 1936 — апрель 1937), он поступает в гимназию в Корнтале, где в октябре 1939 знакомится с девушкой Урсулой, ставшей вскоре его женой.[4]

    Карьера в люфтваффе

    На поле боя

    Начало

    Во время обучения Эрих показал себя выдающимся снайпером и прилежным учеником (хотя военная муштра его мало интересовала), а к концу подготовки в совершенстве владел своим истребителем. 24 августа 1942, все ещё находясь на высших курсах воздушной стрельбы в Глейвице, он полетел в Цербст и продемонстрировал над аэродромом некоторые трюки лейтенанта Хогагена, бывшего чемпиона Германии по пилотажу. После выполнения некоторых элементов высшего пилотажа над аэродромом в Глейвице, начальство посадило лётчика под недельный домашний арест, который, возможно, спас ему жизнь — пилот, полетевший вместо него на следующий день, разбился.

    В октябре 1942 года, окончив своё обучение в запасной истребительной группе «Восток», он получил назначение на Северный Кавказ в 52-ю истребительную эскадру на советско-германском фронте. После прибытия на базу снабжения люфтваффе в Кракове, Эриху Хартманну и ещё трём пилотам пришлось лететь в свою эскадру на совершенно незнакомой Штуке. Это незнание обернулось локальным погромом и двумя разбитыми штурмовиками, пилоты были отправлены в JG 52 на транспортном самолёте. Эскадра JG 52 уже заслужила большую славу в Германии, в ней летали многие из лучших асов люфтваффе, в чём Хартманн смог убедиться сразу после прибытия — Вальтер Крупински с трудом выбрался из горящего приземлившегося истребителя. Вальтер Крупински (197 сбитых самолётов, 16-й в мире) стал его первым командиром и наставником. Среди других был обер-фельдфебель Пауль Россманн, который предпочитал не вступать в «воздушную карусель», а атаковать из засады, тщательно изученная, эта тактика принесёт Эриху Хартманну первое место в неформальном соревновании лучших асов мира и 352 воздушные победы. Когда новым командиром эскадрильи стал Крупински, Эрих стал его ведомым. Так как 20-летнего новобранца, выглядевшего гораздо моложе своих лет, Крупински постоянно называл «Bubi» (мальчик, малыш), это прозвище прочно привязалось к нему.

    Свой первый самолёт Хартманн сбил 5 ноября 1942 года (Ил-2 из состава 7-го ГШАП), однако за три последующих месяца ему удалось сбить всего один самолёт. Хартманн постепенно повышал своё лётное мастерство, делая упор на эффективность первой атаки. Со временем опыт дал свои плоды: во время Курской битвы в июле 1943 года, взлетая с аэродрома вблизи хутора Угрим он сбил за один день 7 самолётов, в августе 1943 года на счету было 49, а в сентябре он прибавил на личный счёт ещё 24 сбитых самолёта. [5]

    За линией фронта

    К концу лета 1943 Эрих Хартманн имел уже 90 побед, но 19 августа при атаке очередного ИЛа его самолёт получил повреждения, и он совершил вынужденную посадку за линией фронта. Командир эскадры Дитрих Храбак приказал подразделению Хартманна поддержать пикирующие бомбардировщики Штука из второй эскадры штурмовиков Sturzkampfgeschwader 2, ведомых известным асом штурмовой авиации Хансом-Ульрихом Руделем, но ситуация неожиданно изменилась, и немецким лётчикам пришлось столкнуться с массой истребителей Як-9 и Ла-5. Хартманн успел сбить 2 самолёта до того, как осколки повредили его Bf-109. С трудом приземлившись (за линией фронта) Хартманн, провозившись некоторое время со своим самолётом, увидел приближающихся русских солдат. Поняв, что сопротивление бесполезно, и убежать нет никакой возможности, он притворился раненым (получившим травмы внутренних органов). Его актёрские способности убедили солдат, и его положили на носилки и отправили в штаб на грузовике. Терпеливо выжидая, Хартманн улучил момент, использовав атаку Штук, отвлёкшую солдат, он сильно ударил единственного охранника, выпрыгнул из грузовика и побежал к большому полю, на котором росли огромные подсолнухи, ускользая от летящих вдогонку пуль. Уже приблизившегося к своим, Эрих едва не погиб от выстрела нервного часового, не поверившего в то, что перед ним, действительно, сбитый пилот, но пуля чудом не попала в цель, разорвав штанину.[6]

    Дубовые листья
    Рыцарский крест с мечами и бриллиантами, которым был награждён Хартманн.

    29 октября 1943 г. лейтенант Хартманн был награждён Рыцарским Крестом, имея 148 сбитых самолётов, 13 декабря отмечал 150-ю воздушную победу, а к концу 1943 года их количество поднялось до 159-ти. За первые два месяца 1944 года Хартманн заработал ещё 50 побед, а скорость их получения постоянно увеличивалась. Эти результаты вызвали сомнение в Верховном Штабе люфтваффе, его победы перепроверялись по два-три раза, а за его полётами смотрел лётчик-наблюдатель, прикреплённый к подразделению Хартманна. Ко 2-му марта 1944 года количество побед достигло цифры в 202 самолёта. Некоторое время Хартманн летал на самолётах с элементом окраски «Чёрный тюльпан» (многолучевая звезда, накрашенная на кок винта и вокруг капота).

    В этом же месяце Хартманн, Герхард Баркхорн, Вальтер Крупински и Йоханнес Визе были вызваны в ставку Гитлера для вручения наград. Баркхорн был представлен к Мечам и Рыцарскому Кресту, а Хартманну, Крупински и Визе должны были быть вручены Листья. Во время поездки на поезде лётчики крепко выпили и прибыли в резиденцию, с трудом держась на ногах и поддерживая друг друга. Адъютант Гитлера от люфтваффе майор Николаус фон Белов был в шоке. После того, как Хартманн пришёл в себя, он взял примерить с вешалки офицерскую фуражку, но сильно расстроил этим фон Белова, который заметил ему, что это фуражка Гитлера.[7]

    Оборона Рейха (против США)
    Нефтяные поля Плоешти

    21 мая 1944 года Хартманн впервые столкнулся в воздухе с ВВС США. Прикрывая своё звено (нем. Schwarm), он атаковал 4 американских самолёта и сбил из них 2 истребителя P-51 «Мустанг», а ещё 2 сбили его товарищи.[8] 1 июня 1944 года Хартманн сбил 4 «Мустанга» во время одного вылета над нефтяными полями в Плоешти, Румыния. Через месяц во время своего 5-го боя с американскими истребителями, он сбил 2 «Мустанга», но за ним увязались ещё 8. Во время интенсивного маневрирования Хартманн смог поймать в прицел один P-51, но обнаружил, что закончились патроны, а вскоре — топливо, и выпрыгнул с парашютом. В этот момент его беспокоило, расстреляют ли его, как лёгкую мишень? Один из истребителей оторвался от остальной группы и полетел прямо на него, но в последний миг отвернул, помахав на прощанье.[9]

    17 августа 1944 года Эрих Хартманн стал первым лётчиком-истребителем в мире по количеству воздушных побед, обойдя своего товарища по JG 52 Герхарда Баркхорна, с его, на тот момент, 274-мя.

    Бриллианты

    К 24 августа 1944 года личный счёт Хартманна достиг 300 (лишь за один этот день он сбил 11 самолётов). За это достижение он был награждён Бриллиантами к своему Рыцарскому кресту. Лишь 27 человек в Германских вооруженных силах имели подобное отличие. К награде Хартманн получил короткий отпуск, во время которого женился на Урсуле Петш.

    Известность
    Истребитель Bf 109
    Проверить информацию.

    Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
    На странице обсуждения должны быть пояснения.

    После достижения 303 победы Хартманн стал живой легендой и командование люфтваффе решило снять его с боевых вылетов во избежание ущерба для пропаганды в случае гибели; он получил новое назначение — испытательное командование реактивными Ме 262. Однако, пустив в ход все свои связи, Хартманн добился возвращения на фронт и продолжал летать.

    До конца войны Хартманн совершил более 1400 вылетов, в которых провел 825 воздушных боев, был сбит 14 раз, но благополучно приземлялся на парашюте.[10] Сам Хартманн часто говорил, что для него дороже всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.[9]

    В 1945 году Хартманна приглашали в знаменитую JV 44, однако он отказался, мотивируя отказ тем, что в этой группе ему придется летать в качестве рядового летчика, что ниже его достоинства. В то же время в JV 44 в качестве рядовых летчиков летали такие признанные асы, как Баркхорн (301 победа), Бэр (220) и другие.

    Тактика боя

    Излюбленной тактикой Хартманна был удар из засады. По его собственному мнению, 80% сбитых им пилотов вообще не поняли в чём дело.

    Если вы видите вражеский самолет, вы совсем не обязаны тут же бросаться на него и атаковать. Подождите и используйте все свои выгоды. Оцените, какой строй и какую тактику они используют. Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте ЕГО. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись

    Используя мощный двигатель своего Bf-109G Хартманн атаковал по вертикали снизу из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приёмом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования. Огонь с предельно близкой дистанции (60-80 м), кроме эффекта внезапности, позволял компенсировать баллистические недостатки пушки MK-108 и давал экономию боеприпасов. Недостатком такой тактики был риск повреждения обломками сбитого противника.

    У тебя могут быть электронный прицел и видимость всего, чего ты только пожелаешь, но я думаю, тебе нужно подлететь к врагу на кратчайшее расстояние и расстрелять его в упор. Ты собьёшь его вблизи. На большом расстоянии это сомнительно.[11]

    Оригинальный текст  (англ.)  

    You can have computer sights of anything you like, but I think you have to go to the enemy on the shortest distance and knock him down from point-blank range. You’ll get him from in close. At long distance, it’s questionable.

    Я открывал огонь, когда весь козырёк кабины был наполнен чёрным цветом вражеского самолёта… на минимальном расстоянии… не важно, какой у тебя угол по отношению к нему или ты делаешь какой-либо манёвр[11].

    Оригинальный текст  (англ.)  

    I opened fire when the whole windshield was black with the enemy… at minimum range… it doesn’t matter what your angle is to him or whether you are in a turn or any other maneuver.

    Хартманн никогда не ввязывался в «собачью свалку», считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: «увидел — решил — атаковал — оторвался».

    Арест и годы после войны

    С 1 до 14 февраля 1945 года Эрих Хартманн некоторое время командовал 1 звеном 53 истребительной эскадры, находясь в это время в должности Командира группы (нем. Gruppenkommandeur), до тех пор, пока не был замещён на этой должности Хельмутом Липфертом. В марте 1945, когда счёт Хартманна равнялся 336 воздушным победам, Адольф Галланд во второй раз пригласил его летать на новых реактивных Me 262 и присоединиться к JV 44 (Хартманн небольшое время посещал программу переподготовки, ведущуюся Хайнцем Бэром), но Эрих отказался. Находясь теперь в должности командира 1 звена JG 52, он заработал 350 победу 17 апреля 1945 года в небе над Чехословакией.

    Последняя победа Хартманна была одержана в последний день войны в Европе — 8 мая 1945 года над чешским городом Брно. В тот день рано утром ему было приказано провести разведывательный полёт над позициями русских войск. Взлетев вместе со своим ведомым в 8:30, они заметили первые подразделения уже в сорока километрах от места вылета. Пролетая, Хартманн увидел два истребителя Як-9, выполняющих разные акробатические фигуры на потеху передвигающимся внизу войскам.[источник не указан 771 день] Полный решимости подпортить праздник, Хартманн нырнул вниз с выгодной ему высоты в 3700 метров и сбил первый истребитель с 200 метров. В момент прицеливания во второго он вдруг заметил мелькание маленьких точек над ним, передвигающихся с запада — это были американские Мустанги. Испугавшись возможности быть зажатым между русскими и американскими самолётами, Хартманн решил спуститься как можно ниже и уйти от погони в плотном чёрном дыму, висевшем над городом. Таким образом, атаковав советские истребители, Хартманн не только нарушил полученный им приказ о проведении разведывательного полёта, но и вступил в боевые действия уже после подписания 07.05.1945г акта капитуляции Германии. После приземления выяснилось, что аэродром находится в зоне обстрела советской артиллерии, поэтому Карайа 1, остальные 24 Bf-109 и множество боеприпасов были уничтожены. Будучи командиром 1 звена JG 52 Эрих Хартманн принял решение сдаться американской 90-й пехотной дивизии.[12]

    После этого немецкие военнослужащие, сражавшиеся против советских войск, были переданы непосредственно СССР, в соответствии с Ялтинскими соглашениями. В СССР Хартманн был осуждён по обвинению в военных преступлениях, а также в нанесении большого ущерба советской экономике[источник не указан 252 дня], выразившегося в уничтожении большого количества самолётов и провёл 10 лет в лагерях. Сначала был Грязовецкий лагерь, затем с 1947 года по октябрь 1949 Хартманн находился в Череповце. В декабре 1949 года состоялся суд, который приговорил Хартманна к 25 годам тюремного заключения. В 1950 году его переводят в Шахты (Ростовская область), где впоследствии Хартманн возглавил бунт заключённых.

    Причиной мятежа было принуждение немецких офицеров к тяжёлому физическому труду, что являлось нарушением Международного права в отношении военнопленных. После мятежа в Шахтах Хартманну добавили к сроку ещё 25 лет. В течение следующих 5 лет его переводили из одного лагеря в другой: Новочеркасск, Асбест, Свердловск и др[13]. Во время этих злоключений Герман Граф (осудивший нацизм и вставший на путь сотрудничества с СССР) предлагал ему пойти на службу в ВВС Восточной Германии, но он отказался.

    В октябре 1955 после визита канцлера ФРГ К. Аденауэра Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О досрочном освобождении и репатриации немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления»[14], и из СССР были репатриированы более 14 тыс. немецких военнопленных, в том числе и Хартман [9].

    Люфтваффе бундесвера

    В 1955 году он был освобождён и возвращён в ФРГ, где воссоединился со своей женой. После возвращения в Германию он стал офицером военно-воздушных сил ФРГ и командовал эскадрой JG 71 Рихтгоффен. Он также неоднократно ездил в США, где тренировал американских пилотов. После его множественной критики американского самолёта F-104 «Старфайтер» (в лётных происшествиях ВВС Германии потеряли около 300 таких самолётов и более 100 лётчиков[источник не указан 734 дня]), в 1970 году Хартманн вышел в отставку. После этого он работал лётным инструктором недалеко от Бонна и летал в группе высшего пилотажа вместе с Адольфом Галландом, но после своей болезни был вынужден изменить образ жизни. Умер Хартманн в 1993 году в возрасте 71 года.[9]

    Итоги карьеры

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 15 мая 2011.

    Советскими историками много раз поднимался вопрос о том, что заявленное количество сбитых Хартманном самолётов не соответствует действительности, и на самом деле оно гораздо меньше[источник не указан 587 дней]. При этом в советской историографии с 22 июня по 10 ноября 1941 года немцы потеряли 5180 самолётов, то есть дважды полностью они были уничтожены. Похожая ситуация наблюдается и с немецкими данными о советских самолётах. Но имеются другие свидетельства о системе подсчёта, принятой в Люфтваффе. Например, немецкое командование за время боев в Африке в течение первых месяцев 1941 года признало 101 сбитый английский самолёт, в то время как англичане заявили, что они потеряли 197. Однако данное расхождение не может служить каким либо серьёзным подтверждением необычной правдивости люфтваффе в подсчете сбитых вражеских самолетов, так как против Великобритании на севере Африки воевала также Италия, кроме того, английская авиация могла понести потери как на земле, от вражеских налетов либо действий сухопутных сил, так и потерять часть самолетов в летных происшествиях.

    По непроверенным слухам, в январе 1997 года правительство России, как правопреемник Советского Союза, реабилитировало Хартманна, признав, что его осуждение за военные преступления было незаконным[источник не указан 587 дней]. Однако эти слухи до сих пор документально не подтверждены.

    Победы и награды

    Награды

    Звания

    Эрих Хартманн приступил к исполнению службы в вермахте 1 октября 1940 года. Его первой остановкой был город Нойкюрен в Восточной Пруссии (после 1945 г.- город Пионерский Калининградской области, Российская Федерация), где он получил базовую военную подготовку, как новичок люфтваффе.

    Упоминания в «Вермахтберихте»

    ДатаОригинальная немецкая запись «Wehrmachtbericht»Дословный перевод на русский
    24 августа 1944Oberleutnant Hartmann erhöhte am gestrigen Tage mit dem Abschuß von 8 Sowjetflugzeugen die Zahl seiner Luftsiege auf 290[21]Вчера старший лейтенант Хартманн, сбив 8 советских самолётов, поднял количество своих воздушных побед до общего — 290.
    25 августа 1944In Luftkämpfen und durch Flakartillerie verloren die Sowjets gestern 58 Flugzeuge. Hiervon schoß der mit dem Eichenlaub zum Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ausgezeichnete Oberleutnant Hartmann, Staffelkapitän in einem Jagdgeschwader, allein 11 Flugzeuge ab und errang damit seinen 301. Luftsieg[22]В воздушных боях и от действий зенитной артиллерии, Советы вчера потеряли 58 самолётов. Из них, старший лейтенант Хартманн, награждённый Дубовыми Ветвями к Рыцарскому Кресту Железного Креста в должности Командира эскадрильи в Истребительной авиацианной эскадре, в одиночку сбил 11 самолётов и таким образом добился своей 301-й воздушной победы.

    См. также

    Литература

    Примечания

    1. Toliver and Constable 1986, p. 296.
    2. Berger 1999, p. 107.
    3. Toliver and Constable 1986, p. 24.
    4. 1 2 Toliver and Constable 1986, p. 31.
    5. Toliver and Constable 1986, p. 50.
    6. Toliver and Constable 1986, p. 65.
    7. Toliver and Constable 1986, pp. 9-11.
    8. Kaplan 2007, p. 115.
    9. 1 2 3 4 Kaplan 2007, p. 116.
    10. «Две войны Ивана Кожедуба»
    11. 1 2 Great Aviation Quotes: Combat
    12. Kaplan 2007, p. 118.
    13. Узник No 1
    14. О.Хлобустов. Отягощённая наследственность госбезопасности
    15. 1 2 3 4 Berger 1999, p. 105.
    16. Patzwall & Scherzer 2001, p. 166.
    17. Fellgiebel 2000, p. 214.
    18. Fellgiebel 2000, p. 79.
    19. Fellgiebel 2000, p. 43.
    20. Fellgiebel 2000, p. 37.
    21. Murawski 1962, p. 248.
    22. Murawski 1962, p. 249.

    dic.academic.ru

    Эрих Хартман (Германия). Великие летчики мира [100 историй о покорителях неба]

    Эрих Хартман

    (Германия)

    Родился Эрих Хартман 19 апреля 1922 г. в Вейсзахе в Вюртемберге. Детство провёл в Китае, где его отец, по протекции своего двоюродного брата — немецкого консула в Шанхае, работал врачом. В 1929 г., напуганные революционными событиями в Китае, Хартманы вернулись на родину.

    С 1936 г. Хартман летал на планёрах в авиаклубе под руководством своей матери — спортсменки-лётчицы. В 14 лет получил диплом пилота планёра. С 16 лет пилотировал самолёты. С 1940 г. проходил подготовку в 10-м учебном полку люфтваффе в Нойкурне под Кёнигсбергом, затем во 2-й лётной школе в пригороде Берлина Гатов. После успешного окончания авиашколы Хартман был направлен в Цербст — во 2-ю истребительную авиашколу. В ноябре 1941 г. Хартман впервые поднялся в воздух на Ме-109, истребителе, на котором он сделал свою выдающуюся лётную карьеру.

    Боевые полёты Хартман начал в августе 1942 г. в составе 52-й истребительной эскадры, воевавшей на Кавказе. 14 октября 1942 г. он отправился в свой первый боевой вылет в район Грозного. В ходе этого вылета Хартман совершил почти все ошибки, которые может совершить молодой боевой лётчик: оторвался от ведомого и не смог выполнить его приказ, открыл огонь по своим самолётам, сам попал в зону огня, потерял ориентировку и приземлился на брюхо в 30 км от своего аэродрома.

    Свою первую победу 20-летний Хартман одержал 5 ноября 1942 г., сбив одноместный Ил-2. При атаке советского штурмовика и истребитель Хартмана получил тяжёлые повреждения, но лётчик вновь сумел приземлить повреждённую машину в степи. Самолёт восстановлению не подлежал и был списан. Сам Хартман попал в госпиталь.

    Следующую победу над МиГ-1 Хартману записали только 27 января 1943 г. Едва ли это был МиГ-1 — они были поставлены в войска малой серией в 77 машин, но подобных «фактов» в немецких документах предостаточно.

    352 победы Хартмана включали в себя множество вылетов с несколькими сбитыми самолётами противника в один день. Он стал первым человеком в истории, сбившим 300 самолётов в воздушных боях.

    Хартман воевал в небе не только против советских самолётов. В небе Румынии за штурвалом своего Ме-109 он встречался и с американскими лётчиками.

    После десятка «побед», одержанных 2 марта 1944 г., Хартман и ещё несколько лётчиков были вызваны в Бергхоф, к фюреру, для вручения наград. Лейтенант Хартман, записавший к тому времени на свой счёт 202 «сбитых» советских самолёта, был награждён дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.

    Сам Хартман был сбит более 10 раз. В основном он «сталкивался с обломками сбитых им советских самолётов» (любимая трактовка собственных потерь в люфтваффе). 20 августа он, «пролетая над горящим Ил-2», вновь был сбит, совершил очередную вынужденную посадку в районе реки Донец и попал в руки к советским солдатам. Искусно симулируя травму и усыпив бдительность беспечных солдат, Хартман бежал из кузова вёзшей его полуторки и в тот же день вернулся к своим.

    Читатели немецких газет знали его как «Чёрного дьявола Украины» (прозвище придумали сами немцы) и с удовольствием (или раздражением — на фоне отступления немецкой армии) читали о всё новых подвигах раскрученного лётчика.

    Всего Хартману было записано 1404 боевых вылета, 825 воздушных боёв, засчитаны 352 победы, из них 345 — советские самолёты.

    Хартман был трижды легко ранен.

    Как командир 1-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры, которая базировалась на небольшом аэродроме близ Страконице в Чехословакии, в конце войны Хартман знал (видел, поднимаясь в небо, наступающие советские части), что Красная армия вот-вот захватит и этот аэродром. Он отдал приказ об уничтожении оставшихся самолётов и со всем своим персоналом направился на запад, чтобы сдаться армии США. Но к тому времени действовало соглашение между союзниками, по которому все немцы, уходящие от русских, должны передаваться назад при первом удобном случае.

    В мае 1945 г. майор Хартман был передан в руки советских оккупационных властей. На суде Хартман настаивал на своих 352 победах, с подчёркнутым уважением, с вызовом вспоминал своих боевых товарищей и фюрера. О ходе этого судебного процесса было доложено Сталину, который с сатирическим презрением отозвался о немецком лётчике. Самоуверенная позиция Хартмана конечно же раздражала советских судей (шёл 1945 г.), и тот был приговорён к 25 годам лагерей. Приговор по законам советской юстиции был смягчён, и Хартману были назначены десять с половиной лет в лагерях для военнопленных. Освобождён он был в 1955 г.

    Вернувшись в Западную Германию, он успешно и быстро прошёл курс обучения на реактивных самолётах, причём на этот раз его учителями стали американцы. Хартман летал на реактивных «Сейбрах Ф-86» и «Старфайтере Ф-104». Последняя машина при активной эксплуатации в Германии оказалась крайне неудачной — на ней погибло 115 немецких лётчиков. Хартман препятствовал принятию этой машины на вооружение Германией, чем испортил свои отношения как с командованием бундеслюфтваффе, так и с американскими военными. Он был уволен в запас в звании полковника в 1970 г.

    После увольнения в запас Хартман работал лётчиком-инструктором в Хангеларе, под Бонном, выступал в аэробатической команде Адольфа Галланда «Дольфо».

    В 1980 г. он тяжело заболел, и с авиацией пришлось расстаться.

    Умер Э. Хартман 20 сентября 1993 г.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *