Средний танк КВ-13 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
«Советский средний танк КВ-13 — неудачливый сменщик Т-34 и прототип ИС-1»
Характеристики среднего танка КВ-13 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Средний танк |
Дата выпуска: | 1942 г. |
Длинна: | 6,65 м |
Ширина: | 2,8 м |
Высота: | 2,5 м |
Броня, лоб: | 120 мм |
Броня, борт: | 100 мм |
Броня, башня: | 85 мм |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения В-2К, мощностью 600 л.с. |
Дальность хода: | 320 км |
Максимальная скорость: | 65 км/час |
Масса: | 32,8 т |
Вооружение: | 1х 76,2-мм пушка ЗИС-5 (68 снарядов), 1х 7,62-мм пулемет ДТ (945 патронов) |
В 1941 году, уже после начала Великой Отечественной войны, главный конструктор Наркомата танковой промышленности Семен Александрович Гинзбург выступил с весьма радикальным предложением. С целью ускорения и удешевления производства танков, необходимо отказаться от производства среднего танка Т-34 и тяжелого КВ-1, в пользу нового «единого» танка КВ-13 весом не более 32 тонн, с бронированием толщиной 75 мм и 76-мм пушкой в качестве орудия. Скорость «среднего танка тяжелого бронирования» КВ-13 должна была составлять 25-48 км/час, в зависимости от типа местности.

Чертеж прототипа среднего танка КВ-13
11 декабря 1941 года на рассмотрение начальника автобронетанкового
«Объект 233» был передан созданному в марте 1942 года Челябинскому Опытному танкомоторному заводу №100. Разработку технической документации курировал лично С. Гинзбург, основные расчеты проводил конструктор Кировского завода Н. Цейц, корпус разрабатывала группа ведущего инженера С. Мицкевича, башню — А. Красников, общую компоновку танка — Г. Москвин.
Каждый из конструкторов на своем участке постарался спроектировать танк «военного времени» — максимально технологичный в изготовлении, в результате общее число деталей сократилось на четверть по сравнению с серийным КВ-1.

КВ-13 «в профиль» — есть что-то и от КВ-1 и от Т-34. Но как и положено «ребенку» от обоих прародителей он взял лучшее
Передняя часть корпуса КВ-13 целиком выполнялась методом литья, что позволило снизить массу при той же защищенности и упростить процесс сборки. Уплотнением компоновки танка удалось снизить его высоту на 20 сантиметров и укоротить длину на 70 сантиметров. За счет рационального перераспределения места и обязанностей членов экипажа, тот сократился до 3-х человек, что в свою очередь позволило уменьшить и габариты башни.
Башня, как и нос корпуса, отливалась одной деталью и имела толщину лобовой части 80-85-мм. По бокам башни и в её корме имелись четыре амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Основным вооружением танка КВ-13 была 76-мм пушка и спаренный с ней пулемет ДТ.
На новом танке устанавливался дизель В-2К мощностью 600 л.с., запуск двигателя осуществлялся с помощью стартера или сжатого воздуха. Новая коробка передач (спроектированная специально под КВ-13) и бортовые редукторы, позволяли машине (теоретически) выйти за пределы заложенной документацией максимальной скорости в 48 км/ч и «выжать» по дороге все 60 км/ч.

Чертеж КВ-13 после доработок
На 7 июля 1942 года были запланированы заводские испытания готового прототипа среднего танка КВ-13, но 15 июня 1942 года вышло распоряжение комиссариата танковой промышленности приостановить все работы по КВ-13, в связи с возобновившимся наступлением немецких войск под Харьковом и необхоимостью немедленной модернизации тяжелого танка КВ-1, а спустя месяц поступила и следующая директива — в течение течение месяца все мощности переориентировать на выпуск среднего танка Т-34.
Продолжение работ над КВ-13 было сдвинуто на осень 1942 года.
Впрочем, ничего особо плохого в этом не было — машина была ещё «сырой» и некоторые её недостатки, как, например, ограниченный обзор и чрезмерная перегруженность командира танка (ах это навязчивое желание сэкономить на весе), были понятны и без испытаний. В итоге, вместо двухместной, на танк решено было поставить трехместную башню, изменены были и отдельные элементы ходовой части — выявилась её ненадежность в исходном виде, да и двигатель постоянно перегревался, что также требовало новых инженерных решений.
Исправить все выявленные недостатки КВ-13 до сентября 1942 г. не удалось, поэтому после спешных испытаний танк отправился на доработку. Ко всем проблемам прибавилась и ещё одна — броня удачно выдерживающая попадания 76-мм пушки, оказалась недостаточно прочной для немецкого 88-мм орудия.
Утолщенный корпус «исправленного» КВ-13 был готов в начале 1943 года, а трехместная башня с диаметром погона 1540 мм (у первого варианта — 1420 мм) — только к середине февраля того же года. Вес танка увеличился до 38 тонн, но его защищенность явно оставляла позади все имеющиеся в тот момент на вооружении боевые машины.

Средний танк КВ-13 справа и тяжелый ИС-1 слева.
Когда новый прототип КВ-13 был практически готов, последовал очередной «звонок» сверху — работы по среднему танку КВ-13 сворачивались, теперь уже окончательно, в пользу продолжения выпуска Т-34.
Нельзя назвать такое решение недальновидным — Т-34 хотя и уступал КВ-13, но, ненамного, особенно учитывая «свежие» модификации с 85-мм орудием. Тем более, что танк уже был хорошо освоен в войсках, и «менять коней на переправе» было поздновато.
Опыт же создания КВ-13 не пропал даром — проект после определенных доработок и «утяжеления», в том же 1943 году был запущен в серию под именем тяжелый танк ИС-1.
Компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru
КВ-13 — Советский средний танк
КВ-13 – это опытный средний танк, выпущенный в СССР во Вторую мировую войну. Он был спроектирован в конце 1941- начале 1942 года как «универсальный танк», который должен был быть прочным как тяжелые КВ и быстрым и маневренным, как средние Т-34.
История создания КВ — 13
КВ-13 – это первая крупная самостоятельная работа Опытного танкового завода. Этот танк в идеале должен был заменить собой КВ и Т-34, то есть его планировалось производить в двойных объемах вместо этих двух танков.
КВ-13 называли «средним танком тяжелого бронирования». Его вес по плану должен был составлять не более 30 тонн, при достаточно высоких требованиях к броне. При всем этом танк должен был быть не слишком сложным в производстве. Этих целей удалось достичь, сделав танк более обтекаемым, а также выполнив практически все основные элементы конструкции литыми. За счет этого по бронированию танк даже превосходил серийный КВ-1.Кроме того, в нем практически не применялись цветные металлы, которые во время войны были просто на вес золота.
Kv-13

Изображение 1 из 5
Первый опытный образец КВ-13 изготовили весной 1942 года. Еще до ходовых испытаний были отмечены такие недостатки танка, как загруженность командира и малый обзор. Осенью были проведены первые полевые испытания танка, которые показали чрезвычайную ненадежность машины. КВ-13 ломался постоянно, только выезжая с завода, причем не помогал даже постоянный ремонт и усовершенствования конструкции.
Когда все-таки была достигнута некоторая надежность, оказалось, что КВ-13 недостаточно защищен от 88-мм пушки. Потребовалось увеличить толщину брони, а это сделало бы танк намного более тяжелым.
Все недостатки было решено устранить в новом танке, который заложили сразу в двух экземплярах. Однако заводы были загружены выпуском Т-34 и модернизацией КВ-1, так что изготовление затянулось. Когда два прототипа все же были завершены, они оказались значительно более тяжелыми, но при этом достаточно маневренными. Однако работы над КВ-13 были полностью остановлены, и эти два прототипа стали основной для создания нового танка – ИС-1.
ТТХ КВ — 13
Общая информация
- Классификация — средний танк;
- Боевая масса – 32 т;
- Компоновочная схема — классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Годы производства – 1942-1943;
- Количество выпущенных – 3 штуки;
Размеры
- Длина с пушкой вперёд – 6650 мм;
- Ширина корпуса – 2800 мм;
- Высота – 2500 мм;
- Клиренс – 450 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная и литая;
- Лоб корпуса (верх) — 120 / 30° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) — 60 / 70° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 100 / 40° мм/град;
- Борт корпуса (верх) — 85 / 0° мм/град;
- Борт корпуса (низ) — 75 / 0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 60 / 55° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 85 / 15° мм/град;
- Днище – 20 мм;
- Крыша корпуса – 20 мм;
- Лоб башни – 85 мм;
- Маска орудия – 85 мм;
- Борт башни — 85 / 20° мм/град;
- Корма башни — 85 / 30° мм/град;
- Крыша башни – 20 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 76-мм ЗИС-5;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола — 41,5 калибров;
- Боекомплект пушки — 57—65;
- Углы ВН, — −5…+25 град.;
- Прицелы — телескопический ДТ-7, перископический ПТ4-7;
- Пулемёты — 1 × 7,62-мм ДТ-29.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
- Мощность двигателя – 600 л.с.;
- Скорость по шоссе – 65 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 320 км;
- Удельная мощность — 18,8 л.с./т;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт — 0,8 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 27 град.;
- Преодолеваемая стенка — 1,0 м;
- Преодолеваемый ров — 2,2 м;
- Преодолеваемый брод — 1,3 м.
comments powered by HyperComments
tanki-tut.ru
КВ-13 Средний танк тяжелого бронирования
Разработчик: КБ ЧКЗ
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: 1942
Танк остался на стадии прототипа, построено два опытных образца
С первых дней немецкого вторжения в СССР с фронтов в массовом порядке начала поступать информация о недостаточной эксплуатационной надежности тяжелых танков КВ. Как указывалось в отчетах, технический и водительский состав оказался подготовленным крайне слабо и не смог обеспечить даже текущий ремонт боевой техники. Кроме того, сыграла роль летняя жара и высокая запылленость, из-за чего двигатели часто выходили из строя. Ещё одним существенным недостатком КВ была его большая масса. Если ранние образцы КВ-1 весили порядка 47-48 тонн, то после увеличения толщины брони масса серийного танка выросла до 50 тонн. Выдержать такой танк мог далеко не каждый мост, а проходимость по болотистой местности у КВ была просто «нулевая». Именно ао вышеописанным причинам было потеряно на менее 30% от общего количества танков, участвовавших в боях летом 1941 г.
Мерояприятия по уменьшению массы КВ-1 начали проводить лишь осенью, официально оформив это дело весной 1942 г. Вначале проблему пытались решить «полумерами» — очередное постановление НКО предписывало максимально снизить массу танков за счет снятия дополнительных топливных баков, навесной брони и уменьшения боекомплекта. Разумеется, на боеспособность КВ-1 это повлияло не лучшим образом, а скорость и проходимость танка почти не улучшились.
Коренную модернизацию провели в начале весны 1942 г., когда к постройке приняли проект танка КВ-13 или «Объект 233».
Проектирование осуществляла конструкторская бригада под руководством Н.В.Цейца, в которую входили К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). В начале марта наркому танкопрома доложили следующее:
«Разработана компоновочная схема нового танка, в котором за счет применения жидкой брони, уплотнения компоновки, а также сокращения габаритов корпуса и башни, удалось по сравнению с КВ-1 значительно уменьшить вес».
Состав вооружения, оборудование, силовая установка и экипаж танка оставались без изменений. Нарком одобрил проект и выдал внеочередной заказ на постройку опытного образца. Фактически КБ Цейца предстояло создать симбиоз мощной брони КВ и подвижности Т-34, в связи с чем КВ-13 именовался как «средний танк тяжелого бронирования».
Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2800 мм, а длина корпуса составила 6650 мм. Башня танка, хотя и сохранила схожесть с башней КВ-1с, приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса до 120 мм, башни — до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Интересной особенностью этого танка было минимальное использование цветных металлов.
Сборка КВ-13 была проведена в кратчайшие сроки и уже в первой половине мая танк представили на испытания, но перед этим опорные и поддерживающие катки нового танка, а также облегченные траки опробовали на серийном КВ-1. В процессе ходовых тестов выяснилось, что при массе 32400 кг танк развивает максимальную скорость по шоссе 51,7 км\ч и по подвижности практически аналогичен Т-34-76. Впрочем, весовые характеристики КВ-13 по прежнему не удовлетворяли выдвинутым требованиям, поэтому в конце июня разработали вариант с траками от Т-34 шириной 500 мм. В качестве резервного варианта оставили использование стандартных траков в условиях сильной распутицы. Летом 1942 г. планировали провести полномасштабные испытания КВ-13, однако 15 июня последовало распоряжение приостановить работы по нему и все силы сосредоточить на выпуске серийной продукции. Тем не менее, удалось выяснить, что ходовая часть и трансмиссия танка чрезвычайно ненадежны. Очень часто ломалась коробка передач, разрушались опорные катки и траки, на резких поворотах слетали гусеница, перегревался двигатель. В боевом отношении КВ-13 также оказался хуже предшественника — из-за создавшейся тесносты в боевом отделении пришлось удалить из состава экипажа наводчика, передав его функции командиру машины.
К вопросу о доработке КВ-13 вернулись только осенью, когда ведущим конструктором назначили Н.Ф.Шашмурина, вместо скоропостижно скончавшегося Н.В.Цейца. Новый руководитель предложил использовать на опытном танке трансмиссию ранее разработанную Ф.А.Маришкиным для КВ-1с, но и здесь удача не сопутствовала советским инженерам. Причиной этого являлась сильная перегруженность танка.
В сентябре 1942 г. опытный образец КВ-13 показали наркому танковой промышленности И.Зальцману, умалчав, правда, о некоторых выявленных неисправностях. Поскольку этот танк опять вошел в число наиболее приоритетных проектов его доработка была продолжена. Помимо устранения имевшихся недостатков на КВ-13 в октябре 1942 г. планировали установить трехместную башню. Однако этот процесс вскоре принял затяжной характер. Каждый раз, когда танк отправляли на полигон он выходил из строя по самым разнообразным причинам — по всей видимости число «13» в названии танка сыграло свою несчастливую роль. В течении следующего месяца на КВ-13 заменили не только элементы ходовой части, но и электрооборудование, элементы охлаждения и бортовые редукторы.
Не стала «отдушиной» и кажущаяся хорошая защищенность танка. В течении двух дней, 11 и 12 сентября 1942 г., КВ-13 подвергли артиллерийскому обстрелу на полигоне под Свердловском. Стреляли с дистанции 50 метров, но путем навесок различных пороховых зарядов симитировали стрельбу с дистанции 400, 600 и 1000 метров. Всего сделали 14 выстрелов из 76-мм танковой пушки и 8 выстрелов из 88-мм немецкой зенитной пушки, аналог которой устанавливался на «таграх» и «пантерах». Пять снарядов, выпущенных из немецкого орудия, пробили лобовую броню, что заставило инженеров задуматься над усилением бронирования до 120 мм. Правда в этом случае масса танка заметно превысила бы установленные в ТТЗ 30 тонн.
Поскольку дальнейшее совершенствование первого опытного образца КВ-13 явно зашло в тупик было принято решение построить второй экземпляр. На нем установили трехместную башню на погоне 1540 мм с толщиной брони 90-110 мм, а лобовую броню довели до 120 мм. Масса танка выросла до 38 тонн, что несколько снизило максимальную скорость. В рапорте от 1 февраля 1943 г. замнаркома Ж.Я.Котин докладывал, что КВ-13 на поле боя будет обладать подвижностью не хуже чем у Т-34, имея к тому же лучшую защищенность. Требовалось «всего лишь» доработать постоянно выходившую из строя коробку передач.
Следующий этап модернизации привел к появлению двух опытных танков ИС «Образец №1» (ему сохранили обозначение «Объект 233») и ИС «Образец №2» («Объект 234»). В целях ускорения их постройки ГКО распорядился использовать имевшиеся опытные КВ-13, доработав их конструкцию и внеся ряд изменений. Помимо улучшенного дизайна ИС №1 получил пушку Ф-34М, а ИС №2 комплектовался 122-мм гаубицей У-11 и башней от КВ-9.
Деревянный макет первого ИС собрали в марте 1943 г. одновременно с постройкой корпуса и башни, а спустя несколько недель оба прототипа и серийный КВ-1с отправили на сравнительные испытания. К 1 апреля ИС «Образец №1» прошел 489 км, ИС «Образец №2» — 405 км, КВ-1с — 475 км. Серьёзных замечаний по ходовым свойствам сделано не было, лишь отметили, что на танках следует установить два смотровых прибора MK-IV, сделать командирскую башенку единого типа, доработать двигатель и немедленно устранить отмеченные дефекты. А вот по вооружению опытные танки ИС испытания не прошли. Из 15 выстрелов, сделанных из 122-мм гаубицы с расстояния 400 метров, ни один из снарядов в цель не попал. Что касается 76,2-мм пушки Ф-34М, то она могла пробить только бортовую и кормовую броню «тигра» с дистанции менее 200 метров, что было явным самоубийством для экипажа любого советского танка.
Итог этой истории был очевиден — ни КВ-13, ни опытные танки ИС в серийное производство так и не пошли. Тем не менее, работы по ним пригодились при постройке тяжелого танка ИС-1, который поступил на вооружение в конце 1943 г.
Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Изд.центр «Экспринт». 2004 г.
М.Коломиец «История танка КВ. Часть II». (Фронтовая иллюстрация №3, 2002 г.)
М.Свирин «Чёртова дюжина». (Танкомастер №8, 2003 г.)
Русская сила
Бронетехника
Компоновка танка КВ-13
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА ТЯЖЕЛОГО БРОНИРОВАНИЯ
КВ-13 обр.1942 г.
БОЕВАЯ МАССА | 32400 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 6650 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2000 |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 76,2-мм пушка ЗиС-5 и 7,62-мм пулемет ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ | 57 выстрелов и 945 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел — ТОД-6 смотровой прибор MK-IV |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 80-100-120 мм борт корпуса — 75-85 мм корма корпуса — 60-85 мм лоб башни — 85 мм борт башни — 85 мм корма башни — 85 мм маска пушки — 90 мм крыша — 20 мм днище — 20-30 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | В-2К, дизельный, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа с 5-скоростной коробкой передач |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница |
СКОРОСТЬ | 60 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 320 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | 1,00 |
Глубина брода, м | 1,30 |
Ширина рва, м | 2,20 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 71ТК-3 |
aviarmor.net
КВ-13. Опытный средний танк. СССР. 1942г.

С первых дней немецкого вторжения в СССР с фронтов в массовом порядке начала поступать информация о недостаточной эксплуатационной надежности тяжелых танков КВ. Как указывалось в отчетах, технический и водительский состав оказался подготовленным крайне слабо и не смог обеспечить даже текущий ремонт боевой техники. Кроме того, сыграла роль летняя жара и высокая запылленость, из-за чего двигатели часто выходили из строя. Ещё одним существенным недостатком КВ была его большая масса. Выдержать такой танк мог далеко не каждый мост, а проходимость по болотистой местности у КВ была просто «нулевая». Именно по вышеописанным причинам было потеряно на менее 30% от общего количества танков, участвовавших в боях летом 1941 г.
Мерояприятия по уменьшению массы КВ-1 начали проводить лишь осенью, официально оформив это дело весной 1942 г. Вначале проблему пытались решить «полумерами» — очередное постановление НКО предписывало максимально снизить массу танков за счет снятия дополнительных топливных баков, навесной брони и уменьшения боекомплекта. Разумеется, на боеспособность КВ-1 это повлияло не лучшим образом, а скорость и проходимость танка почти не улучшились.
Коренную модернизацию провели в начале весны 1942 г., когда к постройке приняли проект танка КВ-13 или «Объект 233».
Состав вооружения, оборудование, силовая установка и экипаж танка оставались без изменений. Нарком одобрил проект и выдал внеочередной заказ на постройку опытного образца. Фактически КБ Цейца предстояло создать симбиоз мощной брони КВ и подвижности Т-34, в связи с чем КВ-13 именовался как «средний танк тяжелого бронирования».
Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2800 мм, а длина корпуса составила 6650 мм. Башня танка, хотя и сохранила схожесть с башней КВ-1с, приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса до 120 мм, башни — до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Интересной особенностью этого танка было минимальное использование цветных металлов.
Сборка КВ-13 была проведена в кратчайшие сроки и уже в первой половине мая танк представили на испытания, но перед этим опорные и поддерживающие катки нового танка, а также облегченные траки опробовали на серийном КВ-1.
В процессе ходовых тестов выяснилось, что при массе 32400 кг танк развивает максимальную скорость по шоссе 51,7 км\ч и по подвижности практически аналогичен Т-34-76. Впрочем, весовые характеристики КВ-13 по прежнему не удовлетворяли выдвинутым требованиям, поэтому в конце июня разработали вариант с траками от Т-34 шириной 500 мм. В качестве резервного варианта оставили использование стандартных траков в условиях сильной распутицы. Летом 1942 г. планировали провести полномасштабные испытания КВ-13, однако 15 июня последовало распоряжение приостановить работы по нему и все силы сосредоточить на выпуске серийной продукции. Тем не менее, удалось выяснить, что ходовая часть и трансмиссия танка чрезвычайно ненадежны. Очень часто ломалась коробка передач, разрушались опорные катки и траки, на резких поворотах слетали гусеница, перегревался двигатель. В боевом отношении КВ-13 также оказался хуже предшественника — из-за создавшейся тесносты в боевом отделении пришлось удалить из состава экипажа наводчика, передав его функции командиру машины.
К вопросу о доработке КВ-13 вернулись только осенью, когда ведущим конструктором назначили Н.Ф.Шашмурина, вместо скоропостижно скончавшегося Н.В.Цейца. Новый руководитель предложил использовать на опытном танке трансмиссию ранее разработанную Ф.А.Маришкиным для КВ-1с, но и здесь удача не сопутствовала советским инженерам. Причиной этого являлась сильная перегруженность танка.
В сентябре 1942 г. опытный образец КВ-13 показали наркому танковой промышленности И.Зальцману, умалчав, правда, о некоторых выявленных неисправностях. Поскольку этот танк опять вошел в число наиболее приоритетных проектов его доработка была продолжена. Помимо устранения имевшихся недостатков на КВ-13 в октябре 1942 г. планировали установить трехместную башню. Однако этот процесс вскоре принял затяжной характер. Каждый раз, когда танк отправляли на полигон он выходил из строя по самым разнообразным причинам — по всей видимости число «13» в названии танка сыграло свою несчастливую роль. В течении следующего месяца на КВ-13 заменили не только элементы ходовой части, но и электрооборудование, элементы охлаждения и бортовые редукторы.
Не стала «отдушиной» и кажущаяся хорошая защищенность танка. В течении двух дней, 11 и 12 сентября 1942 г., КВ-13 подвергли артиллерийскому обстрелу на полигоне под Свердловском. Стреляли с дистанции 50 метров, но путем навесок различных пороховых зарядов симитировали стрельбу с дистанции 400, 600 и 1000 метров. Всего сделали 14 выстрелов из 76-мм танковой пушки и 8 выстрелов из 88-мм немецкой зенитной пушки. Пять снарядов, выпущенных из немецкого орудия, пробили лобовую броню, что заставило инженеров задуматься над усилением бронирования до 120 мм. Правда в этом случае масса танка заметно превысила бы установленные в ТТЗ 30 тонн.
Поскольку дальнейшее совершенствование первого опытного образца КВ-13 явно зашло в тупик было принято решение построить второй экземпляр. На нем установили трехместную башню на погоне 1540 мм с толщиной брони 90-110 мм, а лобовую броню довели до 120 мм. Масса танка выросла до 38 тонн, что несколько снизило максимальную скорость. В рапорте от 1 февраля 1943 г. замнаркома Ж.Я.Котин докладывал, что КВ-13 на поле боя будет обладать подвижностью не хуже чем у Т-34, имея к тому же лучшую защищенность. Требовалось «всего лишь» доработать постоянно выходившую из строя коробку передач.
Следующий этап модернизации привел к появлению двух опытных танков ИС «Образец №1» (ему сохранили обозначение «Объект 233») и ИС «Образец №2» («Объект 234»). В целях ускорения их постройки ГКО распорядился использовать имевшиеся опытные КВ-13, доработав их конструкцию и внеся ряд изменений. Помимо улучшенного дизайна ИС №1 получил пушку Ф-34М, а ИС №2 комплектовался 122-мм гаубицей У-11 и башней от КВ-9.
Итог этой истории был очевиден — ни КВ-13, ни опытные танки ИС в серийное производство так и не пошли. Тем не менее, работы по ним пригодились при постройке тяжелого танка ИС-1, который поступил на вооружение в конце 1943 г.
БОЕВАЯ МАССА | 32400 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 6650 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2000 |
ВООРУЖЕНИЕ | 76,2-мм пушка ЗиС-5 и 7,62-мм пулемет ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ | 57 выстрелов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | смотровой прибор MK-IV |
БРОНИРОВАНИЕ | Лоб корпуса — 80-100-120 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | В-2К, дизельный, мощностью 600 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | 5-скоростная коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо |
СКОРОСТЬ | 60 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 320 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Высота стенки, м | 1,00 |
Ширина рва, м | 2,20 |
Глубина брода, м | около 1,30 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 71ТК-3 |
Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Изд.центр «Экспринт». 2004 г.
М.Коломиец «История танка КВ. Часть II». (Фронтовая иллюстрация №3, 2002 г.)
М.Свирин «Чёртова дюжина». (Танкомастер №8, 2003 г.)
Источник — http://forum.bestway.com.ua/showthread.php?t=4109
alternathistory.com
КВ-13: обзор, характеристики, сравнение параметров
КВ-13 (объект 233) — опытный советский средний танк периода Второй мировой войны. Был создан в СКБ-2 Челябинского Кировского завода в конце 1941 – начале 1942 года в качестве «универсального танка», предназначенного для замены в производстве как средних Т-34, так и тяжёлых КВ. Первый прототип КВ-13 был изготовлен весной 1942 года, однако проведённые осенью того же года испытания показали его низкую механическую надёжность, а также необходимость усиления бронезащиты и введения трёхместной башни. Хотя в декабре 1942 года было начато изготовление двух доработанных прототипов, в конструкции которых были учтены эти требования, работы по КВ-13 как среднему танку были прекращены в пользу продолжения выпуска Т-34. Дальнейшее развитие проекта с использованием двух доработанных прототипов привело к созданию в 1943 году серийного танка ИС-1.
Нация СССР СССР
Уровень Уровень VII
Тип Средний танк Средний танк
Стоимость Кредиты 1 375 500 Опыт 53 300
worldoftanks.ru
Танк КВ-13 гайд World of Tanks • World of Tanks 1.2
Обзор видео гайд КВ-13 World of Tanks
КВ-13 является представителем средних танков 7 уровня советской ветки развития. Данная модель является экспериментальным прототипом, сочетающий в себе узнаваемые черты танков ИС и КВ.
Общие сведения о КВ-13.
КВ-13 World of Tanks довольно хорошо бронирован и имеет отличные показатели динамичности, но мощность у данного танка довольно слабая по сравнению с аналогичными моделями. У данной боевой единицы имеется в наличии довольно мощное 122 мм орудие, которое довольно слабо показывает себя в боях, рекомендуется использовать 85 мм орудие (Д-5Т-85БМ), которое имеет 144 мм пробития со 180 хп урона. Учитывая скорострельность до 10 выстрелов в минуту, в результате выдает довольно неплохую эффективность.
Скорость достигает 50 кмч, что позволяет данной модели неплохо оказывать поддержку по все карте, активно перемещаясь с позиции на позицию. Запас заднего хода составляет 20 кмч. Движок с мощностью 500 л.с. отлично справляется с весом танка, который достигает 33 тонны. Обзор равен 340 метров, вполне приемлемый обзор для среднего класса.
Броня танка КВ-13 составляет:
- Корпус: лоб-120 мм, борта – 85 мм, корма – 85 мм.
- Башня: лоб- 85 мм, боковая проекция – 85 мм, задняя часть – 85 мм.
Отличное бронирование башни для данного уровня, позволяет отлично проявлять себя в бою, если рядом оказываются укрытия, способные скрыть корпус от вражеского огня.
Рекомендуемые модули для танка КВ-13.
Являясь представителем советского танкостроения, КВ-13 просто необходимы дополнительные модули, так как все советские боевые единицы имеют некоторые недостатки:
- Досылатель – данный модуль устанавливаются на любой вид техники;
- Улучшенная вентиляция – довольно ощутимо повышает навыки экипажа, что заметно при жарких баталиях;
- Усиленные приводы наводки – позволит значительно добавит точности орудию при движении.
Для КВ-13 также рекомендуется использовать стандартный набор снаряжения:
- Аптечка;
- Ремкомплект;
- Подкрученный регулятор оборотов.
Экипаж КВ-13.
Экипаж является ключевой особенностью танка, которая позволит улучшить некоторые технические показатели:
- Командир: лампочка, ремонт, боевое братство, мастер на все руки;
- Механик-водитель: ремонт, король бездорожья, боевое братство, виртуоз;
- Наводчик: ремонт, плавный поворот башни, боевое братство, снайпер;
- Заряжающий: ремонт, отчаянный, боевое братство, бесконтактная боеукладка.
Слабые места КВ-13.
Танк КВ-13, как и все представители World of Tanks, имеет свои слабые места. При встрече на полях сражений лоб в лоб, рекомендуется стараться производить выстрелы в окно механика-водителя, которое расположилось под башней, так можно нанести критический урон экипажу и нанести урон самой боевой машине. Также стоит учитывать командирскую башенку на башне, она пробивается практически всегда. Также можно атаковать шов, соединяющий верхний бронелист с нижним бронелистом. Эта область также легко пробивается, но не стоит пытаться атаковать по ней, если танк находится под углом по отношении к вам.
https://youtube.com/watch?v=ZH8RFe5LLo0
Фото КВ 13
Что касается борта танка, то тут в первую очередь стоит пытаться вести стрельбу по кормовой части, в этом месте расположились бензобаки и двигатель танка. Стоит попробовать пробить бок башни, рекомендуется атаковать область справа от звезды, при таком раскладе можно взорвать боеуклад. Не стоит забывать и про передний каток танка, который не только хорошо пробивается, но и заставляет танк остановиться.
Если удается зайти к врагу в корму, то единственной областью атаки является вся кормовая часть, она хорошо пробивается в любую точку. Можно попробовать пробить пулеметную маску на башне, впоследствии удачного пробития возможен взрыв боеуклада
Тактика боя на КВ-13.
Благодаря высокой скорости и неплохим динамическим показателем использовать данный танк следует в качестве поддержки основных союзных сил, а также и для обороны артиллерии от легких танков. КВ-13 превосходно справляется с любым представителем нижестоящих уровней независимо от класса, но уже довольно сложно оказать сопротивление аналогичным 7 уровням. Если танк находится на 1 позиции в команде, лучше всего взять все основные направления (а точнее выбрать из них) под свою опеку и сдерживать основные силы врага.
Если же КВ-13 оказался где-то в середине командного состава, то стоит отправиться в качестве поддержки средним танкам, урон наноситься будет маленький, но не стоит забывать про возможность сбивать гусеницы, что является ключевым моментом в уничтожении танка врага.
Но если КВ-13 оказался на последних позициях в команде, рекомендуется остаться и оборонять союзную артиллерию от вражеских легких танков.
Смотрите также гайды по другим танкам:
wot-top.ru
КВ-13 Википедия
Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-13 | |
---|---|
![]() | |
КВ-13 | |
Классификация | средний танк |
Боевая масса, т | 32 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ЧКЗ |
Годы производства | 1942—1943 |
Количество выпущенных, шт. | 3 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина с пушкой вперёд, мм | 6650 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 450 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120 / 30° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 60 / 70° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 40° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 85 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 75 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 55° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 85 / 15° |
Днище, мм | 20 |
Крыша корпуса, мм | 20 |
Лоб башни, мм/град. | 85 |
Маска орудия, мм/град. | 85 |
Борт башни, мм/град. | 85 / 20° |
Корма башни, мм/град. | 85 / 30° |
Крыша башни, мм | 20 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76-мм ЗИС-5 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,5 |
Боекомплект пушки | 57—65 |
Углы ВН, град. | −5…+25 |
Прицелы | телескопический ДТ-7, перископический ПТ4-7 |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ДТ-29 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый дизель В-2 |
Мощность двигателя, л. с. | 600 |
Скорость по шоссе, км/ч | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 320 |
Удельная мощность, л. с./т | 18,8 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,8 |
Преодолеваемый подъём, град. | 27 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,0 |
Преодолеваемый ров, м | 2,2 |
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
КВ-13 (объект 233) — (КВ — Клим Ворошилов ) опытный советский средний танк периода Второй мировой войны. Был создан в конструкторском бюро СКБ-2 Челябинского Кировского завода в конце 1941 — начале 1942 года в качестве «универсального» танка, предназначенного для замены в производстве как средних Т-34, так и тяжёлых КВ.
КВ-13 стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н. В. Цейц. В конструкторскую группу входили К. И. Кузьмин (корпус), Н. М. Синев (башня), С. В. Мицкевич (ходовая часть) и Г. Н. Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжёлому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья.
Первый прототип КВ-13 был изготовлен весной 1942 года, однако проведённые осенью того же года испытания показали его низкую механическую надёжность, а также необходимость усиления бронезащиты и введения трёхместной башни. Хотя в декабре 1942 года было начато изготовление двух доработанных прототипов, в конструкции которых были учтены эти требования, работы по КВ-13 как среднему танку были прекращены в пользу продолжения выпуска Т-34. Дальнейшее развитие проекта, с использованием двух доработанных прототипов, привело к созданию в 1943 году серийного танка ИС-1.
Характеристики
КВ-13 именовался как «средний танк тяжёлого бронирования». Наиболее сильным изменениям подверглась ходовая часть танка, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2 800 мм, а длина корпуса составила 6 650 мм. Башня танка сохранила схожесть с башней КВ-1с, но приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса танка до 120 мм, башни — до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Одной из особенностей этого танка было минимальное использование цветных металлов при его изготовлении.
КВ-13 в компьютерных играх
- В игре World of Tanks он представлен как средний танк 7 уровня в советской ветке развития.
- В игре Ground War:Tanks от компании Mail.Ru представлен как средний танк 7 уровня в советской ветке развития.
Литература
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937—1943. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 448 с. — (Советские танки). — 4000 экз. — ISBN 5-699-16243-7.
Ссылки
wikiredia.ru