Средний танк КВ-13 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Советский средний танк КВ-13 — неудачливый сменщик Т-34 и прототип ИС-1»


Характеристики среднего танка КВ-13

Страна:СССР
Тип:Средний танк
Дата выпуска:1942 г.
Длинна:6,65 м
Ширина:2,8 м
Высота:2,5 м
Броня, лоб:120 мм
Броня, борт:100 мм
Броня, башня:85 мм
Экипаж:3 человека
Двигатель:12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения В-2К, мощностью 600 л.с.
Дальность хода:320 км
Максимальная скорость:65 км/час
Масса:
32,8 т
Вооружение:1х 76,2-мм пушка ЗИС-5 (68 снарядов), 1х 7,62-мм пулемет ДТ (945 патронов)

В 1941 году, уже после начала Великой Отечественной войны, главный конструктор Наркомата танковой промышленности Семен Александрович Гинзбург выступил с весьма радикальным предложением. С целью ускорения и удешевления производства танков, необходимо отказаться от производства среднего танка Т-34 и тяжелого КВ-1, в пользу нового «единого» танка КВ-13 весом не более 32 тонн, с бронированием толщиной 75 мм и 76-мм пушкой в качестве орудия. Скорость «среднего танка тяжелого бронирования» КВ-13 должна была составлять 25-48 км/час, в зависимости от типа местности.

Чертеж прототипа среднего танка КВ-13

11 декабря 1941 года на рассмотрение начальника автобронетанкового управления РККА был подан эскизный проект среднего танка КВ-13, или

«Объект 233». Группа конструкторов под руководством Сергея Махонина представила воплощение идеи Гинзбурга, причем на бумаге будущий «единый» танк имея подвижность Т-34, серьезно превосходил его по бронированию и даже по стоимости.

«Объект 233» был передан созданному в марте 1942 года Челябинскому Опытному танкомоторному заводу №100. Разработку технической документации курировал лично С. Гинзбург, основные расчеты проводил конструктор Кировского завода Н. Цейц, корпус разрабатывала группа ведущего инженера С. Мицкевича, башню — А. Красников, общую компоновку танка — Г. Москвин.

Каждый из конструкторов на своем участке постарался спроектировать танк «военного времени» — максимально технологичный в изготовлении, в результате общее число деталей сократилось на четверть по сравнению с серийным КВ-1.

КВ-13 «в профиль» — есть что-то и от КВ-1 и от Т-34. Но как и положено «ребенку» от обоих прародителей он взял лучшее

 

Передняя часть корпуса КВ-13 целиком выполнялась методом литья, что позволило снизить массу при той же защищенности и упростить процесс сборки. Уплотнением компоновки танка удалось снизить его высоту на 20 сантиметров и укоротить длину на 70 сантиметров. За счет рационального перераспределения места и обязанностей членов экипажа, тот сократился до 3-х человек, что в свою очередь позволило уменьшить и габариты башни.

Башня, как и нос корпуса, отливалась одной деталью и имела толщину лобовой части 80-85-мм. По бокам башни и в её корме имелись четыре амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Основным вооружением танка КВ-13 была 76-мм пушка и спаренный с ней пулемет ДТ.

На новом танке устанавливался дизель В-2К мощностью 600 л.с., запуск двигателя осуществлялся с помощью стартера или сжатого воздуха. Новая коробка передач (спроектированная специально под КВ-13)  и бортовые редукторы, позволяли машине (теоретически) выйти за пределы заложенной документацией максимальной скорости в 48 км/ч и «выжать» по дороге все 60 км/ч.

Чертеж КВ-13 после доработок

На 7 июля 1942 года были запланированы заводские испытания готового прототипа среднего танка КВ-13, но 15 июня 1942 года вышло распоряжение комиссариата танковой промышленности приостановить все работы по КВ-13, в связи с возобновившимся наступлением немецких войск под Харьковом и необхоимостью немедленной модернизации тяжелого танка КВ-1, а спустя месяц поступила и следующая директива — в течение течение месяца все мощности переориентировать на выпуск среднего танка Т-34.

Продолжение работ над КВ-13 было сдвинуто на осень 1942 года.

Впрочем, ничего особо плохого в этом не было — машина была ещё «сырой» и некоторые её недостатки, как, например, ограниченный обзор и чрезмерная перегруженность командира танка (ах это навязчивое желание сэкономить на весе), были понятны и без испытаний. В итоге, вместо двухместной, на танк решено было поставить трехместную башню, изменены были и отдельные элементы ходовой части — выявилась её ненадежность в исходном виде, да и двигатель постоянно перегревался, что также требовало новых инженерных решений.

Исправить все выявленные недостатки КВ-13 до сентября 1942 г. не удалось, поэтому после спешных испытаний танк отправился на доработку. Ко всем проблемам прибавилась и ещё одна — броня удачно выдерживающая попадания 76-мм пушки, оказалась недостаточно прочной для немецкого 88-мм орудия.

Утолщенный корпус «исправленного» КВ-13 был готов в начале 1943 года, а трехместная башня с диаметром погона 1540 мм (у первого варианта — 1420 мм) — только к середине февраля того же года. Вес танка увеличился до 38 тонн, но его защищенность явно оставляла позади все имеющиеся в тот момент на вооружении боевые машины.

Средний танк КВ-13 справа и тяжелый ИС-1 слева.

Когда новый прототип КВ-13 был практически готов, последовал очередной «звонок» сверху — работы по среднему танку КВ-13 сворачивались, теперь уже окончательно, в пользу продолжения выпуска Т-34.

Нельзя назвать такое решение недальновидным — Т-34 хотя и уступал КВ-13, но, ненамного, особенно учитывая «свежие» модификации с 85-мм орудием. Тем более, что танк уже был хорошо освоен в войсках, и «менять коней на переправе» было поздновато.

Опыт же создания КВ-13 не пропал даром — проект после определенных доработок и «утяжеления», в том же 1943 году был запущен в серию под именем тяжелый танк ИС-1.


Компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

КВ-13 — Советский средний танк

КВ-13 – это опытный средний танк, выпущенный в СССР во Вторую мировую войну. Он был спроектирован в конце 1941- начале 1942 года как «универсальный танк», который должен был быть прочным как тяжелые КВ и быстрым и маневренным, как средние Т-34.

История создания КВ — 13

КВ-13 – это первая крупная самостоятельная работа Опытного танкового завода. Этот танк в идеале должен был заменить собой КВ и Т-34, то есть его планировалось производить в двойных объемах вместо этих двух танков.

КВ-13 называли «средним танком тяжелого бронирования». Его вес по плану должен был составлять не более 30 тонн, при достаточно высоких требованиях к броне. При всем этом танк должен был быть не слишком сложным в производстве. Этих целей удалось достичь, сделав танк более обтекаемым, а также выполнив практически все основные элементы конструкции литыми. За счет этого по бронированию танк даже превосходил серийный КВ-1.Кроме того, в нем практически не применялись цветные металлы, которые во время войны были просто на вес золота.

Kv-13

Изображение 1 из 5

 

Первый опытный образец КВ-13 изготовили весной 1942 года. Еще до ходовых испытаний были отмечены такие недостатки танка, как загруженность командира и малый обзор. Осенью были проведены первые полевые испытания танка, которые показали чрезвычайную ненадежность машины. КВ-13 ломался постоянно, только выезжая с завода, причем не помогал даже постоянный ремонт и усовершенствования конструкции.

Когда все-таки была достигнута некоторая надежность, оказалось, что КВ-13 недостаточно защищен от 88-мм пушки. Потребовалось увеличить толщину брони, а это сделало бы танк намного более тяжелым.

Все недостатки было решено устранить в новом танке, который заложили сразу в двух экземплярах. Однако заводы были загружены выпуском Т-34 и модернизацией КВ-1, так что изготовление затянулось. Когда два прототипа все же были завершены, они оказались значительно более тяжелыми, но при этом достаточно маневренными. Однако работы над КВ-13 были полностью остановлены, и эти два прототипа стали основной для создания нового танка – ИС-1.

ТТХ КВ — 13

Общая информация
  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса – 32 т;
  • Компоновочная схема               — классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства – 1942-1943;
  • Количество выпущенных – 3 штуки;
Размеры
  • Длина с пушкой вперёд – 6650 мм;
  • Ширина корпуса – 2800 мм;
  • Высота – 2500 мм;
  • Клиренс – 450 мм.
Бронирование
  • Тип брони — стальная катаная и литая;
  • Лоб корпуса (верх) — 120 / 30° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) — 60 / 70° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 100 / 40° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 85 / 0° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 75 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 60 / 55° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 85 / 15° мм/град;
  • Днище – 20 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб башни – 85 мм;
  • Маска орудия – 85 мм;
  • Борт башни — 85 / 20° мм/град;
  • Корма башни — 85 / 30° мм/град;
  • Крыша башни – 20 мм.
Вооружение
  • Калибр и марка пушки — 76-мм ЗИС-5;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола — 41,5 калибров;
  • Боекомплект пушки — 57—65;
  • Углы ВН, — −5…+25 град.;
  • Прицелы — телескопический ДТ-7, перископический ПТ4-7;
  • Пулемёты — 1 × 7,62-мм ДТ-29.
Подвижность
  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 600 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 65 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 320 км;
  • Удельная мощность — 18,8 л.с./т;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт — 0,8 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 27 град.;
  • Преодолеваемая стенка — 1,0 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,2 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

 

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

КВ-13 Средний танк тяжелого бронирования

Разработчик: КБ ЧКЗ
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: 1942
Танк остался на стадии прототипа, построено два опытных образца

С первых дней немецкого вторжения в СССР с фронтов в массовом порядке начала поступать информация о недостаточной эксплуатационной надежности тяжелых танков КВ. Как указывалось в отчетах, технический и водительский состав оказался подготовленным крайне слабо и не смог обеспечить даже текущий ремонт боевой техники. Кроме того, сыграла роль летняя жара и высокая запылленость, из-за чего двигатели часто выходили из строя. Ещё одним существенным недостатком КВ была его большая масса. Если ранние образцы КВ-1 весили порядка 47-48 тонн, то после увеличения толщины брони масса серийного танка выросла до 50 тонн. Выдержать такой танк мог далеко не каждый мост, а проходимость по болотистой местности у КВ была просто «нулевая». Именно ао вышеописанным причинам было потеряно на менее 30% от общего количества танков, участвовавших в боях летом 1941 г.

Мерояприятия по уменьшению массы КВ-1 начали проводить лишь осенью, официально оформив это дело весной 1942 г. Вначале проблему пытались решить «полумерами» — очередное постановление НКО предписывало максимально снизить массу танков за счет снятия дополнительных топливных баков, навесной брони и уменьшения боекомплекта. Разумеется, на боеспособность КВ-1 это повлияло не лучшим образом, а скорость и проходимость танка почти не улучшились.

Коренную модернизацию провели в начале весны 1942 г., когда к постройке приняли проект танка КВ-13 или «Объект 233».
Проектирование осуществляла конструкторская бригада под руководством Н.В.Цейца, в которую входили К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). В начале марта наркому танкопрома доложили следующее:

«Разработана компоновочная схема нового танка, в котором за счет применения жидкой брони, уплотнения компоновки, а также сокращения габаритов корпуса и башни, удалось по сравнению с КВ-1 значительно уменьшить вес».

Состав вооружения, оборудование, силовая установка и экипаж танка оставались без изменений. Нарком одобрил проект и выдал внеочередной заказ на постройку опытного образца. Фактически КБ Цейца предстояло создать симбиоз мощной брони КВ и подвижности Т-34, в связи с чем КВ-13 именовался как «средний танк тяжелого бронирования».

Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2800 мм, а длина корпуса составила 6650 мм. Башня танка, хотя и сохранила схожесть с башней КВ-1с, приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса до 120 мм, башни — до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Интересной особенностью этого танка было минимальное использование цветных металлов.

Сборка КВ-13 была проведена в кратчайшие сроки и уже в первой половине мая танк представили на испытания, но перед этим опорные и поддерживающие катки нового танка, а также облегченные траки опробовали на серийном КВ-1. В процессе ходовых тестов выяснилось, что при массе 32400 кг танк развивает максимальную скорость по шоссе 51,7 км\ч и по подвижности практически аналогичен Т-34-76. Впрочем, весовые характеристики КВ-13 по прежнему не удовлетворяли выдвинутым требованиям, поэтому в конце июня разработали вариант с траками от Т-34 шириной 500 мм. В качестве резервного варианта оставили использование стандартных траков в условиях сильной распутицы. Летом 1942 г. планировали провести полномасштабные испытания КВ-13, однако 15 июня последовало распоряжение приостановить работы по нему и все силы сосредоточить на выпуске серийной продукции. Тем не менее, удалось выяснить, что ходовая часть и трансмиссия танка чрезвычайно ненадежны. Очень часто ломалась коробка передач, разрушались опорные катки и траки, на резких поворотах слетали гусеница, перегревался двигатель. В боевом отношении КВ-13 также оказался хуже предшественника — из-за создавшейся тесносты в боевом отделении пришлось удалить из состава экипажа наводчика, передав его функции командиру машины.

К вопросу о доработке КВ-13 вернулись только осенью, когда ведущим конструктором назначили Н.Ф.Шашмурина, вместо скоропостижно скончавшегося Н.В.Цейца. Новый руководитель предложил использовать на опытном танке трансмиссию ранее разработанную Ф.А.Маришкиным для КВ-1с, но и здесь удача не сопутствовала советским инженерам. Причиной этого являлась сильная перегруженность танка.

В сентябре 1942 г. опытный образец КВ-13 показали наркому танковой промышленности И.Зальцману, умалчав, правда, о некоторых выявленных неисправностях. Поскольку этот танк опять вошел в число наиболее приоритетных проектов его доработка была продолжена. Помимо устранения имевшихся недостатков на КВ-13 в октябре 1942 г. планировали установить трехместную башню. Однако этот процесс вскоре принял затяжной характер. Каждый раз, когда танк отправляли на полигон он выходил из строя по самым разнообразным причинам — по всей видимости число «13» в названии танка сыграло свою несчастливую роль. В течении следующего месяца на КВ-13 заменили не только элементы ходовой части, но и электрооборудование, элементы охлаждения и бортовые редукторы.

Не стала «отдушиной» и кажущаяся хорошая защищенность танка. В течении двух дней, 11 и 12 сентября 1942 г., КВ-13 подвергли артиллерийскому обстрелу на полигоне под Свердловском. Стреляли с дистанции 50 метров, но путем навесок различных пороховых зарядов симитировали стрельбу с дистанции 400, 600 и 1000 метров. Всего сделали 14 выстрелов из 76-мм танковой пушки и 8 выстрелов из 88-мм немецкой зенитной пушки, аналог которой устанавливался на «таграх» и «пантерах». Пять снарядов, выпущенных из немецкого орудия, пробили лобовую броню, что заставило инженеров задуматься над усилением бронирования до 120 мм. Правда в этом случае масса танка заметно превысила бы установленные в ТТЗ 30 тонн.

Поскольку дальнейшее совершенствование первого опытного образца КВ-13 явно зашло в тупик было принято решение построить второй экземпляр. На нем установили трехместную башню на погоне 1540 мм с толщиной брони 90-110 мм, а лобовую броню довели до 120 мм. Масса танка выросла до 38 тонн, что несколько снизило максимальную скорость. В рапорте от 1 февраля 1943 г. замнаркома Ж.Я.Котин докладывал, что КВ-13 на поле боя будет обладать подвижностью не хуже чем у Т-34, имея к тому же лучшую защищенность. Требовалось «всего лишь» доработать постоянно выходившую из строя коробку передач.

Следующий этап модернизации привел к появлению двух опытных танков ИС «Образец №1» (ему сохранили обозначение «Объект 233») и ИС «Образец №2» («Объект 234»). В целях ускорения их постройки ГКО распорядился использовать имевшиеся опытные КВ-13, доработав их конструкцию и внеся ряд изменений. Помимо улучшенного дизайна ИС №1 получил пушку Ф-34М, а ИС №2 комплектовался 122-мм гаубицей У-11 и башней от КВ-9.

Деревянный макет первого ИС собрали в марте 1943 г. одновременно с постройкой корпуса и башни, а спустя несколько недель оба прототипа и серийный КВ-1с отправили на сравнительные испытания. К 1 апреля ИС «Образец №1» прошел 489 км, ИС «Образец №2» — 405 км, КВ-1с — 475 км. Серьёзных замечаний по ходовым свойствам сделано не было, лишь отметили, что на танках следует установить два смотровых прибора MK-IV, сделать командирскую башенку единого типа, доработать двигатель и немедленно устранить отмеченные дефекты. А вот по вооружению опытные танки ИС испытания не прошли. Из 15 выстрелов, сделанных из 122-мм гаубицы с расстояния 400 метров, ни один из снарядов в цель не попал. Что касается 76,2-мм пушки Ф-34М, то она могла пробить только бортовую и кормовую броню «тигра» с дистанции менее 200 метров, что было явным самоубийством для экипажа любого советского танка.

Итог этой истории был очевиден — ни КВ-13, ни опытные танки ИС в серийное производство так и не пошли. Тем не менее, работы по ним пригодились при постройке тяжелого танка ИС-1, который поступил на вооружение в конце 1943 г.

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Изд.центр «Экспринт». 2004 г.
М.Коломиец «История танка КВ. Часть II». (Фронтовая иллюстрация №3, 2002 г.)
М.Свирин «Чёртова дюжина». (Танкомастер №8, 2003 г.)
Русская сила
Бронетехника
Компоновка танка КВ-13

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА ТЯЖЕЛОГО БРОНИРОВАНИЯ
КВ-13 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА32400 кг
ЭКИПАЖ, чел.4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм6650
Ширина, мм2800
Высота, мм2000
Клиренс, мм?
ВООРУЖЕНИЕодна 76,2-мм пушка ЗиС-5 и 7,62-мм пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ57 выстрелов и 945 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел — ТОД-6
смотровой прибор MK-IV
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80-100-120 мм
борт корпуса — 75-85 мм
корма корпуса — 60-85 мм
лоб башни — 85 мм
борт башни — 85 мм
корма башни — 85 мм
маска пушки — 90 мм
крыша — 20 мм
днище — 20-30 мм
ДВИГАТЕЛЬВ-2К, дизельный, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа с 5-скоростной коробкой передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 5 сдвоенных опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ320 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м1,00
Глубина брода, м1,30
Ширина рва, м2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК-3

aviarmor.net

КВ-13. Опытный средний танк. СССР. 1942г.

С первых дней немецкого вторжения в СССР с фронтов в массовом порядке начала поступать информация о недостаточной эксплуатационной надежности тяжелых танков КВ. Как указывалось в отчетах, технический и водительский состав оказался подготовленным крайне слабо и не смог обеспечить даже текущий ремонт боевой техники. Кроме того, сыграла роль летняя жара и высокая запылленость, из-за чего двигатели часто выходили из строя. Ещё одним существенным недостатком КВ была его большая масса. Выдержать такой танк мог далеко не каждый мост, а проходимость по болотистой местности у КВ была просто «нулевая». Именно по вышеописанным причинам было потеряно на менее 30% от общего количества танков, участвовавших в боях летом 1941 г.
   Мерояприятия по уменьшению массы КВ-1 начали проводить лишь осенью, официально оформив это дело весной 1942 г. Вначале проблему пытались решить «полумерами» — очередное постановление НКО предписывало максимально снизить массу танков за счет снятия дополнительных топливных баков, навесной брони и уменьшения боекомплекта. Разумеется, на боеспособность КВ-1 это повлияло не лучшим образом, а скорость и проходимость танка почти не улучшились.

   Коренную модернизацию провели в начале весны 1942 г., когда к постройке приняли проект танка КВ-13 или «Объект 233».

Состав вооружения, оборудование, силовая установка и экипаж танка оставались без изменений. Нарком одобрил проект и выдал внеочередной заказ на постройку опытного образца. Фактически КБ Цейца предстояло создать симбиоз мощной брони КВ и подвижности Т-34, в связи с чем КВ-13 именовался как «средний танк тяжелого бронирования».
  Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2800 мм, а длина корпуса составила 6650 мм. Башня танка, хотя и сохранила схожесть с башней КВ-1с, приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса до 120 мм, башни — до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Интересной особенностью этого танка было минимальное использование цветных металлов.
Сборка КВ-13 была проведена в кратчайшие сроки и уже в первой половине мая танк представили на испытания, но перед этим опорные и поддерживающие катки нового танка, а также облегченные траки опробовали на серийном КВ-1.

  В процессе ходовых тестов выяснилось, что при массе 32400 кг танк развивает максимальную скорость по шоссе 51,7 км\ч и по подвижности практически аналогичен Т-34-76. Впрочем, весовые характеристики КВ-13 по прежнему не удовлетворяли выдвинутым требованиям, поэтому в конце июня разработали вариант с траками от Т-34 шириной 500 мм. В качестве резервного варианта оставили использование стандартных траков в условиях сильной распутицы. Летом 1942 г. планировали провести полномасштабные испытания КВ-13, однако 15 июня последовало распоряжение приостановить работы по нему и все силы сосредоточить на выпуске серийной продукции. Тем не менее, удалось выяснить, что ходовая часть и трансмиссия танка чрезвычайно ненадежны. Очень часто ломалась коробка передач, разрушались опорные катки и траки, на резких поворотах слетали гусеница, перегревался двигатель. В боевом отношении КВ-13 также оказался хуже предшественника — из-за создавшейся тесносты в боевом отделении пришлось удалить из состава экипажа наводчика, передав его функции командиру машины.

   К вопросу о доработке КВ-13 вернулись только осенью, когда ведущим конструктором назначили Н.Ф.Шашмурина, вместо скоропостижно скончавшегося Н.В.Цейца. Новый руководитель предложил использовать на опытном танке трансмиссию ранее разработанную Ф.А.Маришкиным для КВ-1с, но и здесь удача не сопутствовала советским инженерам. Причиной этого являлась сильная перегруженность танка.
В сентябре 1942 г. опытный образец КВ-13 показали наркому танковой промышленности И.Зальцману, умалчав, правда, о некоторых выявленных неисправностях. Поскольку этот танк опять вошел в число наиболее приоритетных проектов его доработка была продолжена. Помимо устранения имевшихся недостатков на КВ-13 в октябре 1942 г. планировали установить трехместную башню. Однако этот процесс вскоре принял затяжной характер. Каждый раз, когда танк отправляли на полигон он выходил из строя по самым разнообразным причинам — по всей видимости число «13» в названии танка сыграло свою несчастливую роль. В течении следующего месяца на КВ-13 заменили не только элементы ходовой части, но и электрооборудование, элементы охлаждения и бортовые редукторы.
Не стала «отдушиной» и кажущаяся хорошая защищенность танка. В течении двух дней, 11 и 12 сентября 1942 г., КВ-13 подвергли артиллерийскому обстрелу на полигоне под Свердловском. Стреляли с дистанции 50 метров, но путем навесок различных пороховых зарядов симитировали стрельбу с дистанции 400, 600 и 1000 метров. Всего сделали 14 выстрелов из 76-мм танковой пушки и 8 выстрелов из 88-мм немецкой зенитной пушки. Пять снарядов, выпущенных из немецкого орудия, пробили лобовую броню, что заставило инженеров задуматься над усилением бронирования до 120 мм. Правда в этом случае масса танка заметно превысила бы установленные в ТТЗ 30 тонн.


Поскольку дальнейшее совершенствование первого опытного образца КВ-13 явно зашло в тупик было принято решение построить второй экземпляр. На нем установили трехместную башню на погоне 1540 мм с толщиной брони 90-110 мм, а лобовую броню довели до 120 мм. Масса танка выросла до 38 тонн, что несколько снизило максимальную скорость. В рапорте от 1 февраля 1943 г. замнаркома Ж.Я.Котин докладывал, что КВ-13 на поле боя будет обладать подвижностью не хуже чем у Т-34, имея к тому же лучшую защищенность. Требовалось «всего лишь» доработать постоянно выходившую из строя коробку передач.


Следующий этап модернизации привел к появлению двух опытных танков ИС «Образец №1» (ему сохранили обозначение «Объект 233») и ИС «Образец №2» («Объект 234»). В целях ускорения их постройки ГКО распорядился использовать имевшиеся опытные КВ-13, доработав их конструкцию и внеся ряд изменений. Помимо улучшенного дизайна ИС №1 получил пушку Ф-34М, а ИС №2 комплектовался 122-мм гаубицей У-11 и башней от КВ-9.

Итог этой истории был очевиден — ни КВ-13, ни опытные танки ИС в серийное производство так и не пошли. Тем не менее, работы по ним пригодились при постройке тяжелого танка ИС-1, который поступил на вооружение в конце 1943 г.

 

БОЕВАЯ МАССА

32400 кг

ЭКИПАЖ, чел.

4

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

6650

Ширина, мм

2800

Высота, мм

2000

ВООРУЖЕНИЕ

76,2-мм пушка ЗиС-5 и 7,62-мм пулемет ДТ

БОЕКОМПЛЕКТ

57 выстрелов
945 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

смотровой прибор MK-IV
телескопический прицел — ТОД-6

БРОНИРОВАНИЕ

Лоб корпуса — 80-100-120 мм
Башня — 85 мм
Борт корпуса — 75-85 мм
Корма — 60-85 мм
Крыша — 20 мм
Днище — 20-30 мм

ДВИГАТЕЛЬ

В-2К, дизельный, мощностью 600 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

5-скоростная коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо

СКОРОСТЬ

60 км\ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

320

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

1,00

Ширина рва, м

2,20

Глубина брода, м

около 1,30

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция 71ТК-3

 

 

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Изд.центр «Экспринт». 2004 г.
М.Коломиец «История танка КВ. Часть II». (Фронтовая иллюстрация №3, 2002 г.)
М.Свирин «Чёртова дюжина». (Танкомастер №8, 2003 г.)

 

Источник — http://forum.bestway.com.ua/showthread.php?t=4109

alternathistory.com

КВ-13: обзор, характеристики, сравнение параметров

КВ-13 (объект 233) — опытный советский средний танк периода Второй мировой войны. Был создан в СКБ-2 Челябинского Кировского завода в конце 1941 – начале 1942 года в качестве «универсального танка», предназначенного для замены в производстве как средних Т-34, так и тяжёлых КВ. Первый прототип КВ-13 был изготовлен весной 1942 года, однако проведённые осенью того же года испытания показали его низкую механическую надёжность, а также необходимость усиления бронезащиты и введения трёхместной башни. Хотя в декабре 1942 года было начато изготовление двух доработанных прототипов, в конструкции которых были учтены эти требования, работы по КВ-13 как среднему танку были прекращены в пользу продолжения выпуска Т-34. Дальнейшее развитие проекта с использованием двух доработанных прототипов привело к созданию в 1943 году серийного танка ИС-1.

Нация СССР СССР

Уровень Уровень VII

Тип Средний танк Средний танк

Стоимость Кредиты 1 375 500 Опыт 53 300

worldoftanks.ru

Танк КВ-13 гайд World of Tanks • World of Tanks 1.2

Обзор видео гайд КВ-13 World of Tanks

КВ-13 является представителем средних танков 7 уровня советской ветки развития. Данная модель является экспериментальным прототипом, сочетающий в себе узнаваемые черты танков ИС и КВ.

Общие сведения о КВ-13.

КВ-13 World of Tanks довольно хорошо бронирован и имеет отличные показатели динамичности, но мощность у данного танка довольно слабая по сравнению с аналогичными моделями. У данной боевой единицы имеется в наличии довольно мощное 122 мм орудие, которое довольно слабо показывает себя в боях, рекомендуется использовать 85 мм орудие (Д-5Т-85БМ), которое имеет 144 мм пробития со 180 хп урона. Учитывая скорострельность до 10 выстрелов в минуту, в результате выдает довольно неплохую эффективность.

Скорость достигает 50 кмч, что позволяет данной модели неплохо оказывать поддержку по все карте, активно перемещаясь с позиции на позицию. Запас заднего хода составляет 20 кмч.  Движок с мощностью 500 л.с. отлично справляется с весом танка, который достигает 33 тонны. Обзор равен 340 метров, вполне приемлемый обзор для среднего класса. 

Броня танка КВ-13 составляет:

  • Корпус:  лоб-120 мм, борта – 85 мм, корма – 85 мм.
  • Башня: лоб- 85 мм, боковая проекция – 85 мм, задняя часть – 85 мм. 

Отличное бронирование башни для данного уровня, позволяет отлично проявлять себя в бою, если рядом оказываются укрытия, способные скрыть корпус от вражеского огня.

Рекомендуемые модули для танка КВ-13.

Являясь представителем советского танкостроения, КВ-13 просто необходимы дополнительные модули, так как все советские боевые единицы имеют некоторые недостатки:

  • Досылатель – данный модуль устанавливаются на любой вид  техники;
  • Улучшенная вентиляция – довольно ощутимо повышает навыки экипажа, что заметно при жарких баталиях;
  • Усиленные приводы наводки  – позволит значительно добавит точности орудию при движении.

Для КВ-13 также рекомендуется использовать стандартный набор снаряжения:

  • Аптечка;
  • Ремкомплект;
  • Подкрученный регулятор оборотов.

Экипаж КВ-13.

            Экипаж является ключевой особенностью танка, которая позволит улучшить некоторые технические показатели:

  • Командир: лампочка, ремонт, боевое братство, мастер на все руки;
  • Механик-водитель: ремонт, король бездорожья, боевое братство, виртуоз;
  • Наводчик: ремонт, плавный поворот башни, боевое братство, снайпер;
  • Заряжающий: ремонт, отчаянный, боевое братство, бесконтактная боеукладка.

Слабые места КВ-13.

Танк КВ-13, как и все представители World of Tanks, имеет свои слабые места. При встрече на полях сражений лоб в лоб, рекомендуется стараться производить выстрелы в окно механика-водителя, которое расположилось под башней, так можно нанести критический урон экипажу и нанести урон самой боевой машине. Также стоит учитывать командирскую башенку на башне, она пробивается практически всегда. Также можно атаковать шов, соединяющий верхний бронелист с нижним бронелистом. Эта область также легко пробивается, но не стоит пытаться атаковать по ней, если танк находится под углом по отношении к вам.

https://youtube.com/watch?v=ZH8RFe5LLo0

Фото КВ 13

Что касается борта танка, то тут в первую очередь стоит пытаться вести стрельбу по кормовой части, в этом месте расположились бензобаки и двигатель танка. Стоит попробовать пробить бок башни, рекомендуется атаковать область справа от звезды, при таком раскладе можно взорвать боеуклад. Не стоит забывать и про передний каток танка, который не только хорошо пробивается, но и заставляет танк остановиться. 

Если удается зайти к врагу в корму, то единственной областью атаки является вся кормовая часть, она  хорошо пробивается в любую точку. Можно попробовать пробить пулеметную маску на башне, впоследствии удачного пробития возможен взрыв боеуклада

Тактика боя на КВ-13.

Благодаря высокой скорости и неплохим динамическим показателем использовать данный танк следует в качестве поддержки основных союзных сил, а также и для обороны артиллерии от легких танков. КВ-13 превосходно справляется с любым представителем нижестоящих уровней независимо от класса, но уже довольно сложно оказать сопротивление аналогичным 7 уровням. Если танк находится на 1 позиции в команде, лучше всего взять все основные направления (а точнее выбрать из них) под свою опеку и сдерживать основные силы врага.

Если же КВ-13 оказался где-то в середине командного состава, то стоит отправиться в качестве поддержки средним танкам, урон наноситься будет маленький, но не стоит забывать про возможность сбивать гусеницы, что является ключевым моментом в уничтожении танка врага.

Но если КВ-13 оказался на последних позициях в команде, рекомендуется остаться и оборонять союзную артиллерию от вражеских легких танков. 

Смотрите также гайды по другим танкам:

wot-top.ru

КВ-13 Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.
КВ-13
КВ-13
Классификация средний танк
Боевая масса, т 32
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
История
Производитель ЧКЗ
Годы производства 1942—1943
Количество выпущенных, шт. 3
Основные операторы
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 6650
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2500
Клиренс, мм 450
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 120 / 30°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 60 / 70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 40°
Борт корпуса (верх), мм/град. 85 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 75 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 55°
Корма корпуса (низ), мм/град. 85 / 15°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 85
Маска орудия, мм/град. 85
Борт башни, мм/град. 85 / 20°
Корма башни, мм/град. 85 / 30°
Крыша башни, мм 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 76-мм ЗИС-5
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 41,5
Боекомплект пушки 57—65
Углы ВН, град. −5…+25
Прицелы телескопический ДТ-7, перископический ПТ4-7
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ-29
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизель В-2
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 320
Удельная мощность, л. с./т 18,8
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 27
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,2
Преодолеваемый брод, м 1,3

КВ-13 (объект 233) — (КВ — Клим Ворошилов ) опытный советский средний танк периода Второй мировой войны. Был создан в конструкторском бюро СКБ-2 Челябинского Кировского завода в конце 1941 — начале 1942 года в качестве «универсального» танка, предназначенного для замены в производстве как средних Т-34, так и тяжёлых КВ.

КВ-13 стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н. В. Цейц. В конструкторскую группу входили К. И. Кузьмин (корпус), Н. М. Синев (башня), С. В. Мицкевич (ходовая часть) и Г. Н. Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжёлому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья.

Первый прототип КВ-13 был изготовлен весной 1942 года, однако проведённые осенью того же года испытания показали его низкую механическую надёжность, а также необходимость усиления бронезащиты и введения трёхместной башни. Хотя в декабре 1942 года было начато изготовление двух доработанных прототипов, в конструкции которых были учтены эти требования, работы по КВ-13 как среднему танку были прекращены в пользу продолжения выпуска Т-34. Дальнейшее развитие проекта, с использованием двух доработанных прототипов, привело к созданию в 1943 году серийного танка ИС-1.

Характеристики

КВ-13 именовался как «средний танк тяжёлого бронирования». Наиболее сильным изменениям подверглась ходовая часть танка, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2 800 мм, а длина корпуса составила 6 650 мм. Башня танка сохранила схожесть с башней КВ-1с, но приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса танка до 120 мм, башни — до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Одной из особенностей этого танка было минимальное использование цветных металлов при его изготовлении.

КВ-13 в компьютерных играх

  • В игре World of Tanks он представлен как средний танк 7 уровня в советской ветке развития.
  • В игре Ground War:Tanks от компании Mail.Ru представлен как средний танк 7 уровня в советской ветке развития.

Литература

  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
  • Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937—1943. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 448 с. — (Советские танки). — 4000 экз. — ISBN 5-699-16243-7.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *